Как связать шапку растамана

Шапка крючком «Растаманка» для начинающих

Связать крючком шапку «Растаманку» совсем не сложно. Но, те, кто не умеет вязать крючком, думают иначе. Думаю, каждому свое: одни изготовляют шапки, а другие их покупают (зато последние умеют делать что-то другое и продают свое умение тем, кто умеет вязать крючком). Вот какие мы все похожие и как сильно отличаемся друг от друга.

В нашей стране много людей живет по принципам растаманов. Эта субкультура развивается, а поэтому символ растамана — шапку трех цветов эфиопского флага — все чаще желают купить представители этой субкультуры. Хотя, если разобраться, эту шапку каждый растаман должен связать себе сам. Сегодня я расскажу, как это сделать тем, кто умеет вязать крючком или только начинает учиться.

Эта шапка-растаманка уже отправилась к покупателю, и я очень надеюсь, что обновка подойдет и понравится ему. Связана она на мужчину с обхватом головы 59 см.

Для работы нам нужны:
— пряжа четырех цветов (красный, желтый, зеленый и черный) Alize Extra 90% акрила и 10% шерсти
— крючок №4

Необходимые знания:
— вязать ССН (столбик с накидом)
— вязать СБН (столбик без накида)
— вязать соединительные петли
— вывязывать из одной петли две, добавляя новые петли

Для начала нужно рассчитать сколько рядов мы будем вязать с добавлением петель. Для этого нужно обхват головы разделить на 3,14 (59см/3,14=18,8см). В нашем случаем получаем 18,8 см. Вяжем круг такого диаметра, после чего будем вязать шапочку по кругу, не добавляя больше в рядах петли.

Ниткой красного цвета делаем, как на фото, волшебное кольцо и набираем 12ССН.


Кольцо затягиваем и получаем круг — первый наборный ряд.


2 ряд — из каждого ССН вывязываем 2ССН.

3 ряд — ниткой желтого цвета из 1 петли вяжем 2ССН, 1ССН — повторяем до конца этого ряда.

4 ряд — из 1 петли вяжем 2ССН, 1ССН, 1ССН — повторяем до конца этого ряда.

5 ряд — ниткой зеленого цвета из 1 петли вяжем 2ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН — повторяем до конца этого ряда.

6 ряд — из 1 петли вяжем 2ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН — повторяем до конца этого ряда.


7 ряд — ниткой черного цвета из 1 петли вяжем 2ССН, 1ССН, 1 ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН — повторяем до конца этого ряда.

8 ряд — ниткой красного цвета из 1 петли вяжем 2ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН — повторяем до конца этого ряда.

9 ряд — из 1 петли вяжем 2ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН — повторяем до конца этого ряда.

10 ряд — ниткой желтого цвета из 1 петли вяжем 2ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН, 1ССН — повторяем до конца этого ряда.

11 ряд — все ССН.

12 ряд — ниткой черного цвета все ССН.

13 ряд — ниткой красного цвета все ССН.

14 ряд — все ССН.
.
15 ряд — ниткой желтого цвета все ССН.

16 ряд — все ССН.

17 ряд — ниткой зеленого цвета все ССН.

18 ряд — все ССН.

19 ряд — ниткой черного цвета все ССН.

20-27 ряды — ниткой черного цвета СБН.

28 ряд — обработать край соединительными петлями.

Вот и все. Шапка готова. Эту шапочку заказала девушка своему парню. Надеюсь, ему понравится.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в Яндекс Дзен, Вконтакте, Одноклассниках, Facebook и Pinterest!

Модный «полосатик» — растаманская шапка. Свяжем своими руками стильный головной убор

Молодежное движение «растаманы» (или «растафари») появилось в нашей стране относительно недавно. Его представители — это в большинстве своем подростки и молодые люди до 30-35 лет. Их философия такова: жизнь — штука простая и позитивная. Растафари любят свободу, путешествия, приключения. Они увлекаются регги и его российской версией — раста-панком. Отличительным знаком людей, относящихся к этому течению, является растаманская шапка — разноцветный полосатый головной убор. Чаще всего его вяжут вручную, тем самым делая шапочку оригинальной и уникальной. Для всех творческих людей, кто желает научиться самостоятельно выполнять такой аксессуар, в статье представлены подробные мастер-классы по его изготовлению.

Растаманская шапка: крючком учимся выполнять модный предмет одежды. Этап подготовки материалов

Головной убор растафари представляет собой яркий полосатый берет или шапочку. Для того чтобы своими руками его связать, понадобится пряжа разных цветов. Обычно используют красные, зеленые, желтые и черные нитки. На летний головной убор рекомендуется брать такую пряжу: натуральный хлопок или хлопок с акрилом. Для холодного времени года шапку можно выполнять из шерсти или полушерсти. Крючок подбирайте под толщину ниток. Приобретая пряжу, изучите этикетку на мотках, там производитель указывает, какого номера должен быть инструмент для работы с данной нитью.

Вяжем полосатую шапку: описание процесса работы

Эта модель аксессуара выполняется от линии лба к макушке. Крючком наберите цепочку из воздушных петель пряжей черного цвета, сложенной вдвое. Ее длина должна соответствовать объему головы по линии лба. Соединительным столбцом закрепите цепочку в кольцо. Далее этой же двойной нитью провяжите 2 круговых ряда столбиков с одним накидом. Таким образом, вы выполнили манжет головного убора. Теперь присоедините одинарную нить красного цвета и выполняйте 2 ряда тем же узором — столбиками с накидом. Следующий промежуток вяжите снова черной нитью, только в одно сложение, а затем зеленой. Таким образом выполняйте чередование полос на протяжении 12-14 рядов. Далее в работе будут использоваться убавления.

Берет в стиле растафари выполняем своими руками

Полосатый головной убор в форме берета вы сможете связать самостоятельно, ориентируясь на следующее описание. Для работы понадобятся крючок и мотки пряжи желаемых цветов. На изделие, в общем, пойдет 100 грамм ниток. Итак, приступаем к изготовлению модного аксессуара под названием «растаманская шапка». Схема вязания его изображена на фото.

Пошаговая инструкция по выполнению берета

  • Наберите цепочку из 5 воздушных петель черной пряжей и соедините ее в кольцо.
  • 1-й ряд: в кольцо провяжите три воздушные петельки подъема и 11 петель столбиками с одним накидом.
  • 2-й ряд: 3 воздушные петли подъема (с них начинается каждый ряд), а далее в каждую петлю предыдущего ряда выполните по 2 столбца с накидом. На крючке должно получиться 24 петли.
  • Присоедините красную, зеленую или желтую нить. В дальнейшей работе меняйте пряжу по цвету каждые 2 ряда.
  • 3-й ряд: вяжите в первую петлю нижнего ряда 1 столбик с одним накидом, а в следующую петлю — 2 таких же столбика. Чередования выполняйте по всему кругу.
  • Выполняйте равномерные прибавления в каждом ряду, соответственно схеме.
  • Когда круг достигнет необходимого вам диаметра, продолжайте оформлять следующие 6-8 рядов без прибавлений. Полотно станет закругляться.
  • Теперь, вывязывая ряд, делайте убавления через одну петлю: 1-ю и 2-ю провязываем вместе столбиком без накида, 3-ю вяжем просто столбиком без накида, следующие две петли опять выполняем вместе. Таким образом изделие сузится, и растаманская шапка приобретет форму берета.
  • Провяжите 2-3 ряда столбиками без накида, формируя манжет головного убора.
  • Нитку отрежьте, ее край закрепите на изнаночной стороне работы.

Как связать растаманскую шапку крючком? Надеемся, что представленная в статье информация помогла вам найти ответ на этот вопрос. Занимайтесь творчеством с удовольствием и удивляйте окружающих эксклюзивными головными уборами в стиле регги.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Новый год (177)
  • кофточки, жакеты (114)
  • топы (93)
  • МК по вязанию крючком (90)
  • ЗДОРОВЬЕ/КРАСОТА (79)
  • Салаты и закуски (79)
  • Пуловеры (65)
  • платья , сарафаны крючком (53)
  • туники крючком (49)
  • жилеты крючком (46)
  • Филейное вязание (38)
  • журналы (35)
  • ткань+вязание (32)
  • Береты летние (29)
  • Вязание в интерьере (25)
  • Болеро (18)
  • Переделки (18)
  • ВЫКРОЙКИ (17)
  • ДЕКОР (рукоделие) (17)
  • Топы, жилеты спицами (16)
  • Вязаные сумочки (16)
  • КАРДИГАНЫ (15)
  • ИРЛАНДИЯ мотивы (15)
  • Торты (15)
  • ПАСХА (декор) (13)
  • Выпечка (13)
  • шитье (11)
  • Десерты (11)
  • Юбки крючком (11)
  • коврики (10)
  • Вязание на вилке (10)
  • Креатив (9)
  • горячие блюда (9)
  • ДЕНЕЖКИ (7)
  • Пальто (7)
  • узоры (подборка) (7)
  • СТИЛЬНЫЕ штучки (6)
  • Изготовление и реставрация мебели (6)
  • ПРОГРАММЫ ДЛЯ РУКОДЕЛИЯ (5)
  • обувь, носочки (5)
  • накидки (5)
  • полезные мелочи (5)
  • Украшение блюд (4)
  • Полезные мелочи для дома (4)
  • ЖЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (3)
  • Митенки, носки (3)
  • БЫТОВАЯ ХИМИЯ (3)
  • Кулинария (3)
  • КВИЛИНГ (2)
  • ЗАГОТОВКИ (2)
  • Брюки, бриджи крючком (2)
  • шарфы (2)
  • Крючок (2)
  • красота рук (1)
  • СОВЕТЫ по вязанию (1)
  • работы Ватесы Монторо (1)
  • Поздравления (1)
  • головные уборы вязанные (1)
  • тренинги (1)
  • Шорты (1)
  • макраме (1)
Читайте также  Как связать простой свитер спицами

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

МОИ РУКОДЕЛИЯ// МОЙ ВАРИАНТ ШАПКИ БОБА МАРЛИ В СТИЛЕ РЕГГИ

Мои рукоделия// Мой вариант шапки Боба Марли в стиле регги

Когда моя племянница попросила меня связать ей шапку Боба Марли, я и понятия не имела о том, что она имела в виду. Но по своей привычке, приступая к какой-либо работе, получить максимум информации о том, чем я буду заниматься, я перелопатила весь интернет и составила представление о той молодежной субкультуре, которая образовалась в начале 1990-х годов на постсоветском пространстве, представители которой называют себя растаманами. Я решила для себя, что моя племянница пока относится к той группе молодежи, которая только слушает Боба Марли и музыку регги в целом, а также просто использует в одежде комбинацию цветов «зелёный-жёлтый-красный» и никакого отношения к идее возвращения американских чернокожих в Африку и соблюдения растафарианского поста «айтал» и т.д. не имеет.
Исходя из этого, я и попыталась связать берет, в котором присутствуют элементы шапки растамана, цвета растамана, но так, чтобы эта часть гардероба воспринималась, как самостоятельный элемент и вне субкультуры.

И вот что у меня получилось.
Для вязания я выбрала пряжу тонкую — акрил 450 м в 100 г, вязала крючком № 2 в одну нить.

Для вязания использовала основное правило вязания берета сверху. Набрала черной нитью 2 воздушные петли, из первой петли связала 7 столбиков без накида (красная нить в это время находилась под крючком, т.е. я ее обвязывала вместе с колечком из воздушных). Во втором круге — стлобики удвоила. А дальше вязала, как общепринято — берет состоит из 7 клиньев и 4 частей: донышко диаметром от 26 до 31 см; прямая часть — 6-10 см; убавление до окружности головы и ножка или околыш берета. Я увеличивала в каждом ряду в семи клиньях пока диаметр донышка не достиг 28-29 см .
Начиная с третьего ряда, я подключила красную нить уже непосредственно в вязание. В вязании постоянно присутствуют сначала две, затем три, а потом и все четыре нити одновременно. При выполнении узора в работе участвует нужная по цвету нить, а не нужная в данный момент прижимается к полотну и обвязывается столбиками без накида. Но при провязывании очередного цветного участка последний столбик одного цвета нужно закончить нитью другого, следующего по узору, цвета, и в результате косичка, которая образуется над столбиками без накида, накроет столбики правильными цветами и узор получится с ровными границами.

В третьем ряду я начала вывязывание стилизованной звезды — в колечке 14 столбиков с накидом — из первого столбика я провязала черный столбик с накидом, из второго столбика сначала один черный, затем один красный столбик — и так повторила 7 раз ( 7 клиньев, 7 лучиков у звезды) — в колечке уже 21 стобик без накида. Таким образом я и продолжила вязание, прибавляя. а затем убавляя в каждом третьем столбике каждого клина берета.


Вязала, расширяя круг до 28-29 см в диаметре (от центра до первой булавки на фото, у меня в клинышке — 30 столбиков), затем провязала 6,5 см ровно (между первой и второй булавками на фото, провязав зубчики на каждых 10 столбиках), а дальше убавляла, провязывая в семи местах по 2 столбика вместе.

Когда размер берета стал слегка свободнее окружности головы. я прекратила убавления и перешла на провязывание столбиков без накида в обхват за переднюю часть столбика — при таком способе полотно более эластичное, не растягивается и хорошо сохраняет свою форму. А еще край при таком вязании декоративно заворачивается на лицевую сторону и больше не требуется никакая обвязка.

Я намеренно при вязании использовала сразу все нити, прокладывая их в вязании, во-первых, получается более плотное полотно, во-вторых, проложенные внутри столбиков разноцветные нити (а я могла проложить нить цвета, соответствующего данному участку), просвечиваясь, придают полотну некоторую «бисерность» и смягчают агрессивность сочетания цветов.


Вот такой берет получился у меня. Дочка и внучка послужили моделями, племянница посмотрит на берет в интернете и будет ждать, когда его ей доставят по почте. А я надеюсь. что он ей понравится.

Практичная зимняя шапка «такорри» вяжется просто и быстро: мастер-класс

Шапка такори согревает головы модниц в зимнее время года. Она не только практичная и тёплая, но к тому же, очень красивая. Пушистые шапочки takori (шапка-чулок) появились на свет благодаря итальянскому дизайнеру по имени Светлана Таккори. Изделия в стиле токари связать спицами может каждый, так почему бы этого не сделать?


СТИЛЬНАЯ ШАПКА ТАКОРИ С ДВОЙНЫМ ОТВОРОТОМ (ВИДЕО)


ЧТО НУЖНО ПОДГОТОВИТЬ ДЛЯ РАБОТЫ?

Пряжу. Так как шапка зимняя, то нить должна быть толстой.

Спицы. Новичкам рекомендуется использовать круговые спицы.

Крючок.

Ножницы.

Нитки желательно брать потолще

КАК СВЯЗАТЬ ШАПКУ В СТИЛЕ ТАКОРИ: ПРОСТОЕ ОПИСАНИЕ

Такая шапочка очень объёмная и пышная. Именно поэтому вязать её рекомендуется на зиму.

Итак, схема вязания:

Ниточку нужно сложить в два раза. В зависимости от размера головы набираются петли. Универсально для такого изделия идёт набор 60 петель при использовании полушерстяной пряжи.

Данное изделие должно провязываться английской резинкой. Новичкам, которые ещё никогда не вязали таким способом, стоит чаще обращать внимание на схему вязания английской резинкой. Она несложная: первый ряд и все нечётные ряды вяжутся одним способом, а второй ряд с чётными рядами – другим способом.

Для начала нужно связать лицевую гладь изделия. Для этого несколько сантиметров пряжи вяжутся обычной резинкой. То есть одна лицевая петля должна чередоваться с одной изнаночной петлёй.

Всё полотно разделяется на 3 равные части. В конце каждого ряда 2 петли провязываются вместе. Первое убавление петель должно быть с кромочной петелькой. В результате уменьшение получается плавным и аккуратным. Петли, которые были убавлены, красиво ложатся «косичкой».

Петли должны убавляться на протяжении 30-34 рядов. Это зависит от размера изделия. Когда останется одна петля, то работу можно завершать, протянув через неё нитку. Её следует закрепить с изнаночной стороны работы.

Такая шапочка очень объёмная и пышная

ШАПКА ТАКОРИ: СХЕМА ВЯЗАНИЯ АНГЛИЙСКОЙ РЕЗИНКОЙ ПРИ ПОМОЩИ СПИЦ

Пошаговое описание работы:

Подбирается шерстяная пряжа. Вязать данное изделие рекомендуется на круговых спицах, ведь это самый простой способ.

С головы человека, который будет носить этот головной убор, снимаются мерки. Главное, что нужно измерить – это окружность головы. Далее считается необходимое количество петель. Оно зависит не только от снятых мерок, но и от пряжи. Нужно помнить о том, что чем толще пряжа, тем меньше петель нужно будет набирать.

Вяжется резинка 1 на 1 или 2 на 2. Ели пряжа очень толстая, то резинку лучше делать 1 на 1, т. е. одна петля лицевая, а вторая – изнаночная и так до конца ряда.

Затем вяжется само изделие. Вязка – английская резинка.

Убавлять петли нужно по 4 в каждом третьем ряду. Петли провязываются вместе с накидом. Важно внимательно следить за рисунком и не сбиваться. Если человек где-то допустил ошибку, лучше распустить изделие и набрать петли заново, так как на такой шапке хорошо видны все ошибки.

Если изделие перекашивается из-за ряда «косички», который образовался вследствие убавления петель, пряжу нужно немного сдвинуть к рисунку. В результате провязанные петли сливаются с местом их убавления и работа не перекашивается.

Шапка получается красивой

Когда будут провязаны 30-34 рядов, на спицах должна остаться одна петля, через которую продевают нить. Работа на этом заканчивается.

ПУШИСТАЯ ШАПКА ТАКОРИ

Чтобы изделие получилось пушистым, нужно выбирать соответствующую пряжу. Во-первых, она должна быть толстой, во-вторых, в её состав должен входить махер.

Итак, работа состоит в следующем:

ПОСЛЕ ТОГО, КАК БЫЛИ СНЯТЫ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРКИ И ВЫСЧИТАНО НУЖНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПЕТЕЛЬ, СЛЕДУЕТ НАБРАТЬ ПЕТЛИ НА КРУГОВЫЕ СПИЦЫ.

Первыми 5 рядами нужно провязать обычную резинку. Это делается для того, чтобы изделие хорошо сидело на голове.

Затем шапка вяжется английской резинкой. Важно не путать способ вязания чётных и нечётных рядов, так как они отличаются.

По мере вязания работу можно примерять, чтобы убедиться в том, что шапка будет хорошо сидеть на голове. Если изделие больше или меньше нужного размера, рекомендуется распустить его, чтобы при последующем наборе петель избежать ошибок.

Петли убавляются. Чтобы работа выглядела аккуратной, убавлять петли нужно вместе с кромочной петлёй. Если делать так, то «косичка» будет ложиться ровно.

Когда через последнюю петлю будет продета нить, её следует закрепить с изнаночной стороны работы.

ВЯЗАНИЕ ШАПКИ АНГЛИЙСКОЙ РЕЗИНКОЙ (ВИДЕО)

Таким образом, шапка такори может быть связана по-разному. Этот замечательный зимний аксессуар непременно порадует модников и модниц. Однако главным его преимуществом является не презентабельный внешний вид, а практичность. Шапка такори очень тёплая, она согревает голову, её удобно и приятно носить

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Почему у Боба Марли была такая смешная шапка

6 февраля – 75 лет со дня рождения самого известного исполнителя музыки регги Боба Марли. И одного из самых мифических персонажей музыкальной культуры. Вокруг его жизни и смерти ходит множество легенд, обросших стереотипами, и имеющих мало общего с самим ямайцем. При этом он – пример для подражания, кое для кого – даже икона. Что мы о нем знаем? «No, woman, no cry», гитара, марихуана, дреды и фирменная разноцветная шапочка. Взять хотя бы последний аксессуар, который прочно ассоциируется с именем Боба Марли – откуда она взялась, почему так смешно выглядит и что означает?

Начнем с того, что «шапкой Баба Марли» называть этот головной убор не совсем правильно. Большой бесформенный берет в ярких цветах (часто к нему добавляют накладные дреды) верно называть шапкой растамана. Которым был и Боб Марли. Пожалуй, самым популярным в мире. Но не первым.

В наши дни за ношение шапки растамана на улице можно поймать на себе косые взгляды прохожих, а порой и «излишнее внимание» полиции. Очень часто в обществе ставят такой знак равенства «растаманы = наркоманы», что не верно. Так, кто такие настоящие растаманы?

Растафарианство, или растафари, (или еще проще – раста) – это религия, придуманная темнокожими для темнокожих. Возникла она относительно недавно. Жил-был сто лет назад некий Маркус Гарви, черный расист с Ямайки. Это не оскорбление, а констатация факта: Гарви выступал за чистоту черной расы, призывал всех темнокожих переселиться обратно в Африку. А еще он предсказал, что вскоре родится «царь царей» – темнокожий Император, который станет воплощением бога Джа (Яхве) на Земле, и он освободит и объединит всех угнетенных темнокожих.

И это предсказание сбылось: в 1930 году в Эфиопии на престол вошел король Хайле Селассие I, потомок рода царя Соломона. Которого до коронации звали принц (рас) Тафари.

Религиозное движение растафари очень либеральное – в нем нет церквей, молитв, строгих обрядов. Главная «фишка»: растаманы верят в то, что Иисус был темнокожим. А суть философии раста: помогать друг другу, нести добро, постигнуть бога путем осознания самого себя. Ради последнего в растафари распространено курение марихуаны. Не ради кайфа, а для погружения внутрь себя, освобождения сознания. Вот, как говорил об этом сам Марли:

Но курение травки — вовсе не самая главная идея религии, хотя именно это обстоятельство подхватили любители «легалайза», записавшие самих себя в растаманы. Но настоящие раста, например, пропагандируют еще и вегетарианство, отказ от алкоголя. Но это ж «не так прикольно!»

Так или иначе, сейчас растафари в мире — больше субкультура, нежели религия. Боб Марли и его регги-хиты на это повлияли, пожалуй, в первую очередь.

Так что с «шапкой Боба Марли» и почему она именно такая? Тут все просто: шапка растамана должна быть большой и объемной, чтобы могла легко надеваться на дреды. При этом, шапка — вовсе не обязательный аксессуар в религии растафариан, но уже обязательный в раста-стиле. В отличие от дредов. Они как раз обязательны, ибо служат верующим «антеннами» в мир духов. Как, видимо, и курение марихуаны, в их понимании.

Шапка растамана – то не просто пестрый головной убор. Сочетание цветов – ТОЛЬКО такое: красный-желтый-зеленый. Некоторые ошибочно считают, что такое сочетание — в честь флага Ямайки, родины Боба Марли. Но в нем нет красного.

Ответ: это действительно цвета флага, но не Ямайки, а Эфиопии — священной земли для многих темнокожих, а для растафариан — более всех.

Так что «шапка Боба Марли» – это просто шапка, ношением которой он пропагандировал свою религию. В чем-то это ему удалось, благодаря музыке.

А курение травки? Важно понимать, что главное – не сама шапка, а то, что находится под ней.

С дымком Дреды и тюрбаны: что скрывают растаманы

«Лента.ру» продолжает рассказ о стиле различных субкультур и его влиянии на мейнстримовую моду. Прошлый материал был посвящен тому, где и как одевались российские скинхеды. На этот раз речь пойдет о стиле растаманов. Внешний вид играет в растафарианстве не меньшую роль, чем музыка регги и курение марихуаны.

Строго говоря, растафарианство — не субкультура, а религия. Выросшая из движения Back to Africa, основанная на христианстве и впитавшая традиционные африканские верования, она давно уже вышла за пределы религиозного культа и для многих превратилась лишь в модную субкультуру. Сотни тысяч людей во всем мире покупают ремни цветов флага Эфиопии, майки с изображением марихуаны или льва и искренне считают, что это делает их растаманами. Между тем внешний облик последователей растафарианства наполнен символизмом.

В ожидании черного Иисуса

В конце XIX века в среде чернокожего населения Вест-Индии и Северной Америки один за одним возникали социальные и религиозные движения, пытавшиеся создать новую идеологию для освобожденных от рабства черных. Сторонники эфиопианизма считали, что нужно возродить традиционный африканский уклад в западном полушарии, последователи движения Back to Africa выступали за репатриацию, часть афроамериканцев пытались найти себя в религии, создавая в Америке «эфиопские церкви», подражавшие традиционному эфиопскому христианству.

Одним из сторонников репатриации был ямайский общественный деятель Маркус Гарви. Он выступал за расовую чистоту негров, считал бесполезными все попытки интеграции чернокожего населения в американское общество и даже сблизился на этой почве с ку-клукс-кланом, а затем и вовсе нашел на страницах Библии предсказание о скором пришествии нового черного царя, который поможет всем чернокожим вернуться в Африку.

На счастье Гарви, в 1930 году новым императором Эфиопии стал Тафари Маконнен, чьим титулом до коронации был рас — африканский аналог князя или графа. Его-то Гарви и объявил тем самым черным царем, а чуть позже и вторым пришествием Иисуса Христа в виде чернокожего человека. То, что сам рас Тафари, которого теперь звали Хайле Селассие I, никаким Иисусом себя не считал, являлся христианином и вообще был далеко не черным не смутило ни Гарви, ни его последователей.

Материалы по теме

«Марихуана — это способ общения с Богом»

На Ямайке быстро сложился новый религиозный культ, получивший название растафарианство — в честь нового императора. Из-за этого, а также по причине особого статуса Эфиопии на континенте — она никогда не была колонией европейских держав, а в 1897 году даже отбила атаку итальянцев, — эта страна стала восприниматься растаманами, как земля обетованная и истинная гора Сион. Цвета ее флага и герб со львом в короне и со скипетром в руках стали важными символами нового религиозного течения.

В современной Эфиопии цвета флага трактуются следующим образом: зеленый олицетворяет плодородие, труд и развитие, желтый — надежду, справедливость и равенство, красный — жертвенность и героизм во имя свободы и равенства. Но у растаманов трактовка была иной. Красный — кровь чернокожих, убитых белыми, золотой — богатства Африки, украденные белыми, зеленый — природная красота земли обетованной. Иногда красный заменялся на черный — цвет порабощенных детей Африки. Эти четыре цвета стали официальными также для движения панафриканизма и ныне присутствуют на флагах 23 стран Африки и пяти стран Западного полушария.

Божественные локоны

Главным признаком растамана для большинства обывателей являются дреды, хотя они никогда не были обязательным атрибутом растафарианства, а возникли и вовсе за тысячи лет до того, как первый чернокожий раб был увезен из Африки в Америку. Наиболее ранние свидетельства о скрученных в толстые локоны волосах относятся к минойской цивилизации на Крите и датируются 3600 годами до нашей эры. При этом дреды были распространены по всей планете.

Аналоги дредов встречались у ацтеков в доколумбовой Америке и у индейцев кри в Северной Америке XIX века, у мусульман-суфиев в Сенегале в тот же период и у молодых воинов на территории современных Мавритании и Мали в Средние века, у аскетов садху в Индии, начиная с древних времен, а также у представителей многих других национальных и религиозных групп.

Растаманы начали закручивать дреды лишь в 1950-е годы, а всеобщую популярность они обрели еще позже. Этому в большой степени поспособствовала негативная реакция со стороны белых. Спутанные волосы растаманов они называли dreadlocks — «ужасные локоны», что только вдохновляло чернокожих. Как и все в растафарианстве, дреды также имеют религиозный подтекст, но однозначного ответа на вопрос, почему растаманы начали их закручивать, нет.

Одна версия гласит, что таким образом раста копировали традиционные прически некоторых африканских племен. Другая — что спутанные локоны отсылали к ветхозаветному Самсону, невероятная сила которого была скрыта в его волосах. Третья и вовсе выводит дреды из иудейской традиции назорейства — посвящения себя богу и отказа от употребления вина и его производных, стрижки волос и прикосновения к умершим.

Наконец, дреды сравнивали с гривой льва, который также имел для растаманов символическое значение: лев Иуды красовался на флаге Эфиопской империи и был символом страны, императорской династии, а со временем и всего растафарианства.

Планетарную популярность дредам принесла группа The Wailers и ее лидер Боб Марли, который вместе с партнерами по коллективу Банни Уэйлером и Питером Тошем заплел себе дреды в конце 1960-х годов. Сейчас значительная часть растаманов носит дреды, но бывают исключения. В силу того, что у растаманов нет единой религиозной организации, все решение о тех или иных практиках, включая необходимость ношения дредов, принимает глава общины.

Дары природы

В одежде все последователи растафарианства должны твердо придерживаться одного принципа: никаких созданных Вавилоном искусственных материалов, максимальная естественность и близость к природе. Поэтому раста-мода полностью исключает синтетику. Дресс-код, как и ношение дредов, зависит от принадлежности к той или иной общине. Крупнейших направлений у растаманов Ямайки три: Бобо Ашанти, Ньябинги и Двенадцать колен Израилевых.

Материалы по теме

Священная трава

Ашанти — самые аскетичные и одновременно самые экзотические из растаманов. Они полностью отказываются от алкоголя и молока, многие практикуют вегетарианство и даже веганство. Одежда Ашанти и вовсе уникальна и выделяет их среди всех остальных раста. Они носят тюрбаны и объемную тунику, больше всего напоминающую нигерийскую гран бубу. Женщины Ашанти также полностью скрывают свою волосы тюрбаном или его сочетанием с шейным платком.

Для Ньябинги куда большее значение имеет музыка, которая играет для этой конфессии роль молитвы. Никакого дресс-кода, кроме обязательного ношения дредов, у них нет. Двенадцать колен Израилевых — самые либеральные среди растаманов. Они позволяют себе употреблять мясо, рыбу и даже вино, а некоторые ограничиваются длинными волосами и бородами.

Вне зависимости от принадлежности к той или иной конгрегации растаманы Ямайки предпочитают носить открытую обувь или вообще ходят босиком. Дело в том, что в растафарианстве большое внимание уделяется связи с матерью-землей и своими roots — духовными корнями. Чтобы быть ближе к ним и чувствовать вибрации земли, раста и ходят без обуви.

Из трущоб на подиумы

Попытки коммерциализации растафарианской культуры начались еще в 1970-е годы на волне популярности Боба Марли и других регги исполнителей. В Америке, а затем и в Европе начали открываться магазины с одеждой в раста-стиле: ремни и другие аксессуары в цветах эфиопского флага, яркие рубашки, вязаные шапочки и панамы, а также футболки с изображением Боба Марли, Хайле Селассие I, льва Иуды и, конечно же, листа марихуаны. Особой популярностью пользовалась одежда, любимая участниками группы The Wailers: шапочка Питера Тоша, панама Банни Уайлера и джинсовый костюм Боба Марли.

Но мир высокой моды обратился к раста-культуре лишь в XXI веке. Одним из первых стал Джон Гальяно, который, будучи арт-директором Christian Dior выпустил в 2004 году Rasta Collection. Ремни, сумки, кроссовки, купальники, шляпки, туфли и даже шлепанцы с эфиопским триколором были выпущены ограниченным тиражом. Для лукбука коллекции снялась Жизель Бундхенд, находившаяся тогда на пике славы. Коллекция была мгновенно раскуплена и сейчас высоко ценится фанатами бренда.

За год до этого Christian Dior выпустил Limited Edition Galliano Bob Marley Reggae Rasta Collection. За длиннющим названием скрывались сумки, футболки и куртки с замысловатым принтом, состоящим из изображения льва Иуды, Боба Марли и все того же флага Эфиопии.

Потом к зеленому, желтому и красному обратились и в Blumarine. Коллекция весна/лето 2010 года не была посвящена растафарианству или другим этно- и субкультурам, но не обошлась без трехцветных сумок, клатчей и полосок на топах.

В сентябре 2015 года на неделе моды в Нью-Йорке Tommy Hilfiger показал женскую коллекцию весна/лето 2016, посвященную музыке регги и Бобу Марли. В нее вошли вязанные шапочки и ремни традиционных для раста цветов, вязаные топы, широкие штаны, купальники с тропическим принтом и футболки с надписью Island girl.

На данный момент последним из модных домов, обратившихся к раста-тематике, стал Valentino. Одна из последних коллекций, совместно разработанных Марией Грацией Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли. Дизайнеры смешали в одной коллекции американскую моду, японские и африканские национальные мотивы, милитари и раста. Собственно о растафарианстве напоминает лишь зелено-желто-красная куртка.

Власть черным?

При этом бренды чаще всего открещиваются от связи с растафарианством, даже когда используют его символику. Чаще всего речь идет о посвящении Бобу Марли или всей музыке регги. Дело, скорее всего, в нежелании ассоциироваться с религиозным верованием и политическими убеждениями, стоящими за растафарианством. А вот селебрити этого не только не боятся, но и, напротив, с удовольствием подчеркивают свою солидарность с растаманами и афроамериканскими националистами.

В 2016 году дреды заплела Рианна. Певица объяснила, что таким образом хотела подчеркнуть свое карибское происхождение. Дредами щеголяли и дети Уилла Смита, юная певица Уиллоу и начинающий актер Джейден. Заплетали волосы и многие рэперы: Lil Wayne и Wiz Khalifa, Крис Браун и Ники Минаж, Snoop Dog и Баста Раймс, 2 Chainz и многие другие.

Снуп Дог и вовсе заявил, что в 2012 году вышел из состава организации «Нация Ислама» и принял растафарианство, взяв имя Snoop Lion. Еще одним принявшим растафарианство исполнителем является r’n’b-исполнитель Шон Пол. Впрочем многих знаменитостей за пределами Ямайки, называющих себя растаманами, обвиняют в поверхностном отношении в религии и показухе.

Одеждой и аксессуарами цветов эфиопского флага не чураются и белые знаменитости. Супермодель Кара Делевинь появилась на публике в трехцветных серьгах, звезда фильма «Мачете убивает» Ванесса Хадженс была замечена в футболке с изображением Боба Марли, а фронтвумен группы No Doubt Гвен Стефани и вовсе обожает музыку ска и регги и регулярно надевает одежду и аксессуары в раста-стиле.

Для большинства людей, надевающих трехцветную одежду, это не более чем этнический стиль, позволяющий создать яркий аутфит. Многие и вовсе ассоциируют растафарианство с культом марихуаны и Боба Марли и футболки предпочитают с соответствующим принтом. С другой стороны внешний вид зачастую позволяет понять уровень осведомленности человека о растафарианстве: вряд ли кто-то будет надевать футболки с изображением Хайле Селассие или льва Иудеи просто ради стильного лука.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: