Как нарисовать японскую картину

Рисование 2-4 класс. Япония поэтапное рисование с фото

Япония – удивительная страна. Культура и традиции Японии чрезвычайно богаты и разнообразны. Страна Восходящего Солнца находится несколько изолированной от других государств, поэтому она развивалась, не оглядываясь на европейские страны. Узнать ближе эту восточную страну Европа смогла не так давно. Два с половиной столетия Япония была закрытой от глаз и посещений иностранцев. Вероятно, из-за этого европейское влияние не так захватило древние японские обычаи и культуру народа. Мы лишь чуть — чуть прикоснемся к традициям этой необычайно интересной страны.
Одним из символов Страны восходящего солнца является Фудзи священная гора Японии. Это вулкан, считающийся «молодым». Гора привлекает местных и туристов своей практически идеальной пропорциональностью. Сегодня каждый житель Японии хотя бы один раз в своей жизни стремиться посетить священную гору. Также символом Японии является журавль, как символ удачи, преданности, внимательности, На самом деле, плывущие по небу журавли не оставят равнодушным ни одного человека.

Рисунки детей изостудии «Палитра»
Симонянц Кристина,11 лет

Есть в Японии весенний праздник «Ханами». Цветение сакуры считается самым красивейшим явлением природы. Множество японцев и иностранных туристов приезжают в парки, где растут деревья сакуры, с целью насладиться созерцанием цветущего растения. Весной в парках Японии можно наблюдать большое скопление людей. Многие семьи выбираются на пикники и наблюдают за красотой японской вишни.

Япония очень богата легендами и сказками. Сказка о девятихвостой лисе поражает своей непосредственностью. В японском фольклоре эти животные обладают большими знаниями, длинной жизнью и магическими способностями.

Корнева Ася,14 лет

Также в культуре Японии особое место занимают самураи, гейши и драконы.

Агапкина Светлана,12 лет, «Япония в будущем. Робот «Дракон» борется с цунами».

Самураи представляют собой определенный класс общества, который сложился под влиянием традиций и обычаев. Самураи – это воины, олицетворяющие храбрость, мужественность и благородство японского народа. Гейши были такой же неотъемлемой частью японского общества, как и самураи. Гейшей называли женщину, которая носила особый (традиционный) макияж, прическу, должна была уметь петь, устраивать чайные церемонии, развлекать гостей, поддерживать беседы. Все занятия и функции гейш полностью отвечали переводу слова с японского, которое означает «человек искусства».

Кралькин Даниил,11 лет, «Самурай сражается с драконом»

Хинамацури — праздник девочек или праздник кукол, один из главных праздников в Японии, который отмечается 3 марта. В этот день семьи, в которых есть девочки, выставляют на всеобщее обозрение особых кукол, называемых хина нингё . Девочки надевают нарядные кимоно с цветочным рисунком, ходят в гости, дарят друг другу подарки, едят различные сладости Во время праздника девочки должны соблюдать правила хорошего тона, таким образом, традиционно Хинамацури служит целям воспитания девочек и позволяет их родителям продемонстрировать гостям, что их дочери хорошо воспитаны и владеют правилами этикета.

Сейчас мы нарисуем японскую девочку и некоторые символы Японии.
Возьмем картон желтого цвета.
Чтобы нарисовать зонтик и круглое лицо девочки, возьмем шаблон с окружностями.

Картины в японском стиле своими руками: живопись и объем

Картины в японском стиле своими руками добавят индивидуальности и философского настроения в интерьер. Японская живопись уникальна и самобытна. Одним из самых выразительных направлений является пейзаж.

Его характерные особенности:

  • Легкая сюрреалистичность композиции. Не добивайтесь фотографического сходства, главное – передать настроение и чувства, возникающие при вдумчивом созерцании.
  • Отсутствие ярких красок – только легкие, пастельные, почти прозрачные полутона.
  • Четкие, но в то же время плавные контуры фигур.

Своими руками вы можете создать, конечно, не шедевр, но оригинальное и самобытное произведение в японском стиле, идеально подходящее для украшения интерьера.

Самый простой вариант

Для тех, кто располагает минимумом времени, и не может похвастаться способностями к рисованию, есть следующий вариант картины своими руками.

На листе плотного картона густой черной гуашью или тушью изобразите ветку дерева. Затем в нескольких блюдцах или одноразовых пластиковых тарелках в разных пропорциях смешайте красную и белую краску, чтобы получить различные оттенки розового. Цвета не должны быть излишне яркими. Поочередно в каждое блюдце окунайте спонж или кусочек губки и наносите отпечатки на картон, изображая цветы сакуры.

Традиционный пейзаж

Если вы хотите традиционный японский пейзаж, приобретите акварельные краски и специальную бумагу для рисования ими. Бумагу можно заменить картоном. Еще понадобится остро заточенный карандаш, пастель, палитра и кисти.

Не забудьте, что прежде чем начать рисовать, бумагу для акварели пропитывают водой.

Учтите, что картон хорошо впитывает воду, значит, краску нужно разводить водой сильнее, чтобы получить необходимый прозрачный тон. На бумаге, наоборот, появятся потеки. Поэтому сначала поэкспериментируйте, чтобы найти нужную пропорцию.

  • Те, кто умеет рисовать, изображают на листе набросок своими руками. Если вы лишены способностей, берите готовый пейзаж, копируйте на кальку и переносите на бумагу. Сильно нажимать на карандаш нельзя. Линии должны быть чуть заметными и плавными. Обозначьте только основные контуры. Все остальное нужно дорабатывать кистью.
  • Приступайте к нанесению краски. Начните с фона (небо, вода) и самых крупных деталей (горы, зелень). Используйте толстую кисть. Помните, что цвета используются легкие, полупрозрачные. От верхнего края листа двигайтесь к нижнему. Оставьте рисунок до полного высыхания.
  • Затем самой тонкой кистью начинайте прорисовывать мелкие детали – стволы и ветви деревьев, дома на горном склоне, птиц в небе, вершины гор в снегу, бабочек на цветках. Линии должны быть четкими и плавными. Не старайтесь быть фотографически точными. Главное – передать впечатление. Легкое ощущение незавершенности и размытости идеально подходит для картины в японском стиле.
  • Пастельными мелками изобразите тени на склонах гор и на земле, блики на воде. Но совсем немного.
  • Последний штрих – стихотворение, отвечающее теме и настроению пейзажа. Их вы найдете на тематических интернет-сайтах. Предварительно потренируйтесь в написании иероглифов, чтобы добиться требуемой легкости и изящества росчерков. Чтобы создать впечатление старины, смешайте черную гуашь или тушь с коричневой или темно-синей.

Полотно на шелке

Главное здесь – интуиция и чувство меры. Эффектно смотрится картина из черных линий на алом или желтом фоне, созданная своими руками. Если ткань пастельного цвета, те, кто знаком с техникой батик, могут на мокром полотне изобразить пейзаж или просто абстрактный цветной фон. Приступайте к работе только тогда, когда ткань полностью просохнет.

  • Подберите соответствующий рисунок и с помощью кальки или копировальной бумаги перенесите его на кусок шелка (лучше натурального). Чем больше линий, тем интереснее получится произведение.
  • Зафиксируйте ткань в натянутом положении, чтобы она не сминалась. Можно просто прижать края чем-то тяжелым, но лучше растянуть ее на специальных больших пяльцах для вышивки.
  • Далее из нитей мулине нужных цветов начинайте скручивать шнуры разной толщины. Для основных элементов (ствол дерева, склон горы, журавль) – 2-4 мм, для мелких деталей – 1 мм или меньше. Все зависит от формата полотна и масштаба изображения. Как сделать шнурок? Возьмите несколько нитей за концы и крутите в противоположные стороны. Затем сложите пополам.
  • Тончайшим слоем, иглой или зубочисткой понемногу наносите клей ПВА на контуры. И тут же, пока он не успел высохнуть, приклеивайте шнур, придавая наброску объем, а всему изображению – рельефность. Законченная картина похожа на гравюру наоборот.
  • Особенно тщательно прорабатывайте концы и пересечения линий. Аккуратно подрезайте шнур и прячьте все торчащие нитки на стыках. Два конца друг на друга накладывать не стоит – перепады толщины плохо смотрятся.
  • Подождите, пока высохнет клей, и вставьте полотно в рамку. Если оно длинное и узкое, вденьте по верхнему краю кулиску, нижний утяжелите и вешайте так.

Лоскутная живопись в технике кинусайга

Японцы – люди очень практичные. Именно поэтому старые, не пригодные для дальнейшей носки кимоно они разрезают на мелкие кусочки и создают замечательные лоскутные картины.

Чтобы своими руками создать шедевр, вам понадобится следующее:

  • Лист плотного картона;
  • Тонкий лист пенопласта (подойдет квадрат потолочной плитки);
  • Лоскутки ткани одинаковой толщины;
  • Синтепон или вата;
  • Клей-карандаш;
  • Зубочистка или тонкая спица;
  • Принадлежности для шитья – нитки, игла, портновские булавки, ножницы;
  • Краски (лучше всего акриловые).

  • Проще всего приобрести готовый шаблон в магазине рукоделия. Там уже намечено, как именно разрезать его. В комплект входит два одинаковых рисунка. Иначе вам придется создавать его своими руками.
  • Перенесите рисунок на кальку и разрежьте на фрагменты. Чтобы не запутаться, каждый кусочек пронумеруйте.
  • Вырежьте детали из ткани подходящего цвета. Со всех сторон добавьте минимум 2 мм для припуска.
  • Пенопласт наклейте на картон. На него приклейте второй экземпляр шаблона и острым ножом прорежьте линии контуров. Желобки должны быть примерно той же глубины, что и припуск на ткани.
  • Края желобков промажьте клеем. Зубочисткой или иглой аккуратно заправляйте каждый лоскуток на свое место. Оставляйте небольшое отверстие, чтобы набить его ватой или синтепоном.
  • Прорисуйте краской мелкие детали. Также для отделки можно использовать тонкие шнуры. Японская картина готова.
Читайте также  Как нарисовать тюленя

Объемные произведения в технике осиэ

Картины в технике осиэ – это объемные аппликации из бумаги. Этот вид декоративно-прикладного искусства напоминает предыдущий вариант, но техника требует большей усидчивости, аккуратности и кропотливости. В Японии эти картины своими руками делают даже маленькие дети.

  • Лист плотного картона и лист ватмана;
  • Японская бумага-васи;
  • Тонкий поролон или ватин;
  • Клей;
  • Ножницы.

Вам нужна именно бумага-васи, так как по текстуре она напоминает ткань. Обычная цветная бумага не имеет необходимой эластичности, легко мнется и рвется по сгибам.

  • Лист картона аккуратно промажьте клеем и приложите к нему мягкую подкладку. Подождите, пока клей высохнет.
  • Сделайте на ватмане две копии выбранного рисунка – одну в нормальном виде, другую в зеркальном отражении. В магазинах для рукоделия продаются соответствующие шаблоны. Или делайте все своими руками.
  • Зеркальную копию приклейте на картон и разрежьте рисунок на части по линиям. Пронумеруйте каждую деталь.
  • Снова вырежьте те же самые кусочки, но уже из цветной бумаги-васи. Не забудьте о припусках – 05,-1 см.
  • Приложите деталь из бумаги к мягкой подкладке, загните припуски и приклейте их к картону с обратной стороны. В углах и на длинных округлых линиях, чтобы было легче клеить, можно сделать несколько перпендикулярных надрезов.
  • Все кусочки по порядку приклеивайте на первую копию рисунка.

Видеогалерея


Картина панно рисунок Мастер-класс Педагогический опыт Рисование и живопись Японский пейзаж Гуашь

Рисунок на тему «Страна восходящего солнца» 4 класс. Работа выполняется два урока. Основные элементы для создания образа Японии: солнце, море, гора-вулкан Фудзияма, цветущая сакура.

Материалы: гуашь — достаточно восемь красок (коричневой и зеленой я не пользовалась), кисти разных размеров.

1 урок.
Большой кистью намечаем солнце -желтая, белая, красная. На фон неба наносим голубой цвет, к низу больше белого. Белую краску спускаем ниже середины. Горизонт будет выше середины листа.

Море — голубой и синий, можно фиолетовый цвет. К низу краска ярче и чище. Краску наносим горизонтально. Оставляем незакрашенные пятна для берегов.

Берег-серый и черный цвета

Гора на горизонте — серый и синий разбелить.

Подножие горы слегка размыть, добавить немного тень синим. На гору положить «снег». Почиркать блики солнца на воде тонкой кистью.
В таком виде работу оставляем сушить до следующего урока.

Урок 2
Рисуем пагоду на дальнем берегу тонкой кистью. Цвет красный. Цвет можно взять любой, главное, чтобы хорошо смотрелся на фоне моря. Начинаем с крыши — рисуем треугольник, вытягиваем макушку и загибаем уголки, получилась шлапа. Рисуем стену — прямоугольник.

Пагода похожа на пирамидку. Чередуем крыши и стены. Высота пагоды и количество ярусов могут быть разными.

Получилось четыре этажа. При желании можно ещё нарисовать пагоду.

Закрашиваем стены. Лучше другим цветом. У меня охра. Пагода должна подсохнуть.

Нарисуем дерево средней кистью. Используем черную и оранжевую краску.

Тонкие ветки — тонкой кистью.
В начале солнце было ярким, теперь разбелим его и в небе наметим облака. И на вершину вулкана положим ещё белую краску.

Украсим пагоду простым рисунком — окна, двери, узоры-линии. Используем тонкую кисть и синюю краску. Синей или фиолетовой положим тень от пагоды.

Немного пробежимся по морю также синей краской, показывая небольшое движение воды, тень берега. Желтой и оранжевой краской и средней кистью пройдемся по берегу, намечая камни и неровности.

Теперь можно нарисовать цветы на сакуре. Большой кистью методом тычка.

Формируем ветки. В конце можно добавить розовый цвет. И другие детали.
Рисунок закончен.

Детям я всегда предлагаю дополнить рисунок ещё чем-то. К этому рисунку хорошо подойдет фигурка девушки в кимоно. Мы делаем куколку с технике оригами и наклеиваем на пейзаж.

Палитрой я пользуюсь очень мало. В основном, когда работаю с черной краской, она очень сильная и может заглушить нужные цвета.

  • Блог КостюченкоВера
  • Комментировать
  • Сообщить о нарушении
  • Страница для печати

Спасибо за урок! Очень интересно, беру в копилку, может пригодиться — люблю рисовать!

Картины в японском стиле. Как нарисовать картину в японском стиле?

Японская живопись — одно из древнейших направлений в искусстве. Живопись в Японии появилась в самый древний период истории страны. На гончарных изделиях и прочих предметах быта можно встретить самые простые изображения геометрических фигур и различных узоров. Однако, с приходом в страну китайской культуры, произведения японских художников все более и более стали содержать элементы живописи страны Конфуция.

Одним из самых впечатляющих и колоритных направлений японской живописи является пейзаж. Японские художники не придавали особенного значения реалистичности композиции. Главным для них являлась передача впечатлений от созерцаемого ими величия природы.

Как нарисовать картину в японском стиле?

Японский пейзаж можно изображать обыкновенными акварельными красками. Для закрашивания необходимо использовать больше воды, а для прорисовывания отдельных деталей добавлять больше краски.

Для того, чтобы приступить к работе, вам понадобится картон или акварельная бумага, простой карандаш, ластик, пастельные мелки и, конечно же, акварель.

  • Начните с карандашного наброска. Для этого изобразите контуры будущей картины на листе с помощью простого карандаша. Следите за тем, чтобы лини были очень мягкими и едва заметными. Нажимать на карандаш нужно совсем слегка. Ведь, по японской традиции, рисунок должен быть очень легкий и практически невесомый. Ни в коем случае не прорисовывайте карандашом деталей – это забота тонкой кисти.
  • Изобразите на заднем плане далекие горы, пагоды, водоемы, соорудите несколько традиционных японских мостиков.
  • При очерчивании силуэтов людей не забудьте учесть особенности их одежды и осанки.
  • Для картин в японском духе уже стало привычным наличие на них главного символа этой страны – цветущей сакуры. Вы тоже можете на своем произведении изобразить эту удивительную по красоте вишню с облетающими на ветру лепестками.

  • После нанесения карандашного наброска займитесь раскрашиванием картины. Помните, что цвета должны быть невесомыми, воздушными. Для этого необходимо подобрать правильное соотношение воды и краски. Необходимо учитывать способность картона к поглощению воды, а акварели к появлению потеков.
  • Для окрашивания фона (например, неба и воды) используйте толстые кисти. Начните этот процесс с крупных деталей, находящихся вверху картины, постепенно спускайтесь вниз, пока не раскрасите всю воду, зелень и детали неба на картине. Затем оставьте рисунок до полного высыхания.

  • Теперь можно переходить к деталям. Возьмите тонкую кисть и начните прорисовывать кроны и стволы деревьев, крыши домов, снежные вершины гор. Не старайтесь прорисовывать каждую деталь вплоть до листков и лепестков. Ваша задача — с помощью нескольких мазков кисти задать направление бутонов и веток. Чтобы получить необходимые оттенки, акварель смешивайте на палитре. Стоит избегать слишком явных, ярких оттенков.
  • В одном из уголков картины расположите японские иероглифы. В интернете вы сможете найти множество подходящих для вас и вашего настроения японских стихотворений (хокку). Эти символы рисовать не так просто, как кажется на первый взгляд, поэтому в их изображении лучше потренироваться. Для придания письменам легкого налета давности и некоторой запыленности используйте черную краску, смешанную с синей или коричневой.

  • Используя пастельные мелки, создайте тени. Они должны располагаться на склонах гор и поверхности воды. Главное — не переусердствовать. Их не должно быть слишком много.

Простая картина в японском стиле

Если у вас не очень много времени, да и желания рисовать обширные пейзажи не т никакого, а вот украсить интерьер японской «штучкой» хотелось бы, то можете воспользоваться следующей методикой. Нарисуйте густой черной краской ветку дерева. Затем в одноразовую тарелку налейте немного нежно-розовой краски. В краску окуните дно пластиковой бутылки и сделайте отпечатки на бумаге. Дождитесь, пока рисунок высохнет. Таким образом, вы получите замечательную ветку сакуры, не прилагая собственных усилий.

Читайте также  Как нарисовать кошку и собаку

На сегодня японская тематика в интерьере очень актуальна. Это и картины, и декор стен, и мебель в японском стиле, и светильники в японском стиле.

Читайте также:

Японская тематика вносит гармонию и спокойствие в наш бешеный ритм жизни. Следуя законам жанра искусства страны Восходящего солнца, вы сможете почувствовать влияние этой тематики на свою жизнь и душу.

Читайте другие интересные рубрики

Мастер-класс «Японский пейзаж»

Белёва Наталья
Мастер-класс «Японский пейзаж»

Мастер — класс «Японский пейзаж»

Цель: дать представления о монохромной живописи Японии

Обучающая — научить изображать японский пейзаж.

Развивающая – развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к прекрасному.

Воспитательная – воспитывать толерантность, уважение к традициям народов мира.

Для учителя — проектор, презентация «Японский пейзаж», бумага, тушь, кисти, музыкальное сопровождение.

Для учеников – подготовленная бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки,

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа.

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

Личностные: включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучению и познанию.

Метапредметные: освоение УУД.

Предметные: получение нового знания, его преобразование и применение.

Ход урока:

1. Мотивирующее начало. — Здравствуйте, ребята.

— Коннишива -это приветствие на языке той страны в которую

я приглашаю вас совершить путешествие. Её часто называют страной восходящего солнца. Догадались что это за страна? Правильно — это Япония. Удивительная, загадочная и необыкновенная. Как вы думаете какова будет наша цель (познакомиться с монохромной живописью Японии и научиться изображать японский пейзаж)

2. Актуализация знаний.

Что мы знаем про Японию?

Япония находится в восточной части света. Это страна зеленых гор и морских заливов. Япония расположена на островах. Люди прозвали свою страну Ямато, что обозначает «путь гор». Горы занимают большую часть территории. С высоких гор бегут к морю быстрые реки, журчат водопады. На островах находится самая высокая гора Японии — Фудзияма. (Показ нескольких слайдов с изображением Фудзиямы) Её считают священной. Это действующий вулкан. Десять месяцев в году вершина его покрыта снегом. Япония — страна туманов, вся природа кажется покрыта волшебной дымкой.

— Ещё задолго до появления письменности в быту японцев прочно укоренился обычай коллективно любоваться наиболее поэтическими явлениями природы. Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом. Весной – цветением деревьев. Осенью – багряной листвой горных клёнов и полной луной. Сложилось искусство рассматривать и любоваться. Теперь этому искусству учат всех японцев. В школе есть особый предмет – искусство любования.

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо в чашечке цветка.

(Уильям Блейк)

-Послушайте стихотворение об этой удивительной стране японского поэта:

«Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.»

-Такие короткие стихи из трех строчек в японской поэзии называются хокку. Размер хокку очень мал, но смысл, заключенный в них, велик.

-Какое дерево воспевается в этом хокку?

-Цветущая вишня сакура – символ Японии. Весной семьи выезжают за город, чтобы полюбоваться цветением дикой вишни — сакуры. День сакуры стал национальным праздником в стране.

3. Японская живопись.

Не только поэты, но и художники вдохновлялись красотой японской природы.

— Рассмотрите картины японских художников и определите их жанр. (Пейзаж).

Японская живопись – это абсолютно уникальное направление в мировом искусстве. Оно существует ещё с древних времён, но как традиция не утратило своей популярности и способности удивлять. Традиционный японский пейзаж – горы, туманные острова.Обычно вместе с горами художник изображает какое-то растение на переднем плане : цветущую сакуру, причудливого изогнутый ствол вековой сосны или плакучую иву у воды. Часто в пейзаже можно встретить изображение японского храма — пагоды или домика на сваях — японской хижины. В море или на реке можно увидеть рыбачью лодку — джонку. Человек у японцев играет второстепенную роль, он лишь маленькая частичка природы. Как правило, изображён не крупным планом, а в виде одинокого отшельника у своей небольшой хижины или у горного ручья или у причудливого изогнутого ствола вековой сосны.

Суми-э – тип монохромной живописи, похожей на акварель. Отличие живописи суми-э в том, что в ней преобладает черный цвет, а также широкая гамма оттенков черной туши, растворенной в воде. Простота, выразительность, изящество — именно так художники характеризуют технику японской живописи. Благодаря богатой палитре оттенков разбавленной туши создается объем. Контраст в атмосфере картины – ещё одно замечательное качество японской культуры. В нем вся суть японской философии. буйное цветение жизни и ее мимолетность.

-Чем еще украшали художники свои пейзажи? (иероглифами) Иероглифы – это японские буквы-картинки с особым значением.

Краткая история живописи суми-э. Исторически суми-э зародилось в Китае. В Японию суми-э было принесено странствующими буддийскими монахами на рубеже XШ-XIVвеков. Они изображали пейзажи, ущелья, горы, пещеры. Японские монахи использовали только черную тушь, поскольку считали, что черно-белое изображение требует большего напряжения сил, способствует развитию концентрации и внимания. Художник не стремится заполнить весь лист бумаги. Изображение отличается легкостью и изяществом. Главное, чтобы рука была свободной и гибкой.

4. Самостоятельная работа.

1. Выполняется набросок пейзажа

2. Работа тушью. В японской живописи много белого. Это цвет, который не воспринимается как пустота, а является равнозначным черному.

Работать стоит мокрой или полусухой кистью. Если влаги слишком много, ее нужно удалить салфеткой, иначе тушь на бумаге может неконтролируемо растечься. Ведя кисть по бумаге, не стоит надолго задерживаться на одном месте, чтобы тушь не успела чрезмерно впитаться.

Я желаю Вам творческих успехов, вдохновения и приступаем к практической работе под звуки японской музыки!

Давайте глубоко вдохнём, расправим спинки и медленно выдохнем. А сейчас закройте глаза и представьте что вы рисуете окружность глазами. откройте их и представьте что ваши реснички- это крылья бабочки, покажите как крылышки порхают. А теперь представьте, что ваши руки — это цветок лотоса — давайте покажем как он открывается и закрывается.

— Ребята, предлагаю вам подписать свою картину, используя иероглифы.

— Итак, ребята, вы славно потрудились. Вспомните, какую цель мы ставили? Достигли ли мы цели урока?

— Давайте начнем наш маленький фестиваль любования японскими пейзажами (показ по рядам). Любуемся своей работой и работой друг друга,потому что помним: «уметь рисовать – искусство, но не меньшее искусство – уметь любоваться готовым рисунком».

Ученики проводят самооценку.

– Сегодня я узнал.

– Какое настроение у вас в конце занятия? Понравилось вам занятие?

Спасибо (Оригато) вам за творчество и увлечённость искусством! До свидания!

Путеводитель по японскому искусству

Гравюра, каллиграфия и живопись: Arzamas составил инструкцию, как смотреть японское искусство

Европейцы познакомились с японским искусством во второй половине XIX века, после вторжения американской эскадры коммодора Мэттью Перри в 1853 году. На международных выставках оно произвело фурор, и в моду тут же вошло все японское: кимоно, ширмы, фарфор, гравюры. «Японизм» проник в европейскую живопись и декоративно-прикладное искусство, повлияв на импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров . И все же для большинства японское искусство оставалось диковинкой: картины казались незаконченными эскизами, свитки напоминали обои, а гравюра — карикатуру. И даже сегодня многие аспекты японского искусства не вполне понятны западному зрителю. Как же его понимать?

Читайте также  Как нарисовать барана

Живопись

Японская живопись опиралась на принципы, разработанные в Древнем Китае: система жанров, мировоззренческие основы живописи, символизм и многие другие чисто художественные средства были заимствованы с континента одновременно с буддизмом. Система жанров разительно отличалась от евро­пей­ской. Даже самый, казалось бы, понятный — пейзаж — в традиции Дальнего Востока имеет свои особенности.

Что такое японский пейзаж

Главная идея спрятана в названии: японское слово сансуй и китайское шань-шуй переводятся как «горы и воды». Это не портре­тирова­ние уголка природы, но создание образа идеального космического порядка, опирающегося на натур­филосо­фию Натурфилософские представления диктуют и особенности других жанров — например, «цветов и птиц», а также «цветов и насеко­мых» и даже декоративной живописи на ширмах, раздвижных перегородках и стенах. . Горы и воды — репрезентация противоположностей, составляющих движительную силу Вселенной. Мужское и женское начала, твердое незыблемое и мягкое изменчивое, светлое и темное (все то, что скла­дывается в пару ян и инь) — противоположности, бесконечно порождающие друг друга и присутствующие друг в друге, формируют гармонию мироздания, отражение которой (а заодно утверждение) и есть главная задача художника. Восточный пейзаж, как правило, умозрительный, это плод кабинетной работы художника-мыслителя. Реалистичность, схожесть, копирование природы, которые стали основой классической живописи Запада, не имели для японцев безусловной ценности.

Как читать свитки

Формат горизонтального или вертикального свитка связан с формой рулона шелка — одного из самых ранних носителей письменности на Дальнем Востоке. Живопись на свитках шелка или бумаги не имеет рамы; четкой границы между изображением и окружающим пространством нет. Именно поэтому у первых западных коллекционеров и возникла ассоциация с обоями. Европейскому взгляду оказалось сложно приспособиться и к технике живописи, и к организа­ции пространства в изображении. В классической японской живописи прост­ранство выстраивается с помощью особой системы приемов. Четко обозначен­ные деталями (постройками на берегу, лодками на воде и т. д.) или тональ­ны­ми акцентами планы композиции на вертикальных свитках легко расслаива­ются, часто отделенные друг от друга туманными полосами пустоты. Эти паузы в изображении и диагональные композиции помогают неторопливо переходить от рассматривания первого плана к дальним, создавая эффект глубины пейзажа.

Сюгэцу. Пейзаж в китайском стиле. Не позднее 1529 года Honolulu Museum of Art

В горизонтальных свитках, рассчитанных на медленное рассматривание по ходу чтения справа налево, этот «временной» аспект живописи еще более очевиден. В пейзаже мастера Сюгэцу зритель «входит» в изображение из пустого пространства воды и неба в правой части свитка, беседует с поэтами и мудрецами на скалистом берегу, любуется старой сосной и «поднимается» в беседку, откуда перед ним открывается вид на темный абрис пологих гор на втором плане, а потом, глубже и выше, — на дальние вершины третьего плана, подернутые дымкой.

Почему дома изображены без крыш

Отсутствие в классическом репертуаре дальневосточной живописи сцен в замкнутых помещениях и городских пейзажей делало неактуальной линейную перспективу. А там, где следовало придерживаться строгих геометрических форм, на помощь как художнику, так и зрителю вновь приходило воображение.

В японской живописи ямато-э с эпохи Хэйан для изображения сцен в дворцовых покоях использовался прием «интерьера со снятой крышей», когда художник и зритель смотрели на происходящее в дворцовых залах сверху, словно заглядывая в кукольный домик и видя фрагмент помещения со скошен­ными балками, занавесями и сидящими в них героями.

Иллюстрация к одной из глав «Повести о Гэндзи» Мурасаки Сикибу. Около 1130 года 徳川美術館 (Художественный музей Токугава)

Этот прием, появившийся еще в ХII веке в иллюстрированных свитках (так называемых эмакимоно), позднее широко применялся в росписи ширм или по­движных перегородок фусума в дворцовых и замковых интерьерах. Японские мастера вообще любили взгляд с высоты птичьего полета, открывавший перед зрителями широкую картину празднеств, военных действий или городских видов. Чтобы подчеркнуть эту высокую точку зрения, удаленность объектов и их отделенность друг от друга, использовался прием ункин. Купы деревьев, показанных как бы сверху, или декоративные позолоченные стилизованные облака позволяли разделить плоскость изображения на регистры и планы. Сам термин ункин состоит из иероглифов «облако» и «парча»: это отсылка к пыш­ным облакам цветущей сакуры и парче осенних краснеющих кленов, сквозь которые показаны пейзажи.

Монах Юкинаги. Императорское шествие в Охару (иллюстрация к «Повести о доме Тайра»). Период Эдо, начало XVII века The Metropolitan Museum of Art

Отделенные друг от друга фрагменты императорской процессии кажутся раз­не­сенными в пространстве, и каждое из них обладает собственной перспек­ти­вой. Художник следует принципу «подвижного ракурса», когда в одном произ­ведении действует множество точек зрения и точек схождения перспек­тивы.

Саэн Хосай (Сиюа Фанци). Майна на ветке сливы. Период Эдо, XVIII век The Metropolitan Museum of Art

Что же касается моделирования объема предметов, то переходы от насыщен­ного цвета туши к акварельной прозрачности были призваны не столько передать реальные светотеневые соотношения, сколько выявить «костяк» формы, который может внушить ощущение объема. А живописный фон часто вовсе исчезает из изобразительного текста, заставляя поверхность бумаги или шелка работать как бесконечное пространство.

Каллиграфия

Практически все принципы дальневосточной живописи так или иначе приме­нимы к произведениям каллиграфии — искусству красивого письма. Первая причина этого родства лежит в общности материалов и инструментов письма и живописи. Кисть и тушь, бумага или шелк диктуют одни и те же особенности визуального языка: мазок, формирующий абрис гор или ствол бамбука, мало чем отличается от черты в написании иероглифа. В письме и живописи движе­ния руки художника одинаковые. Также одинаково мастер регули­рует толщину и яркость линии или пятна нажатием на кисть, скоростью пись­ма, насыщением кисти водой.

Вторая причина — сложная природа иероглифа. Иероглиф обладает формой, цветом, композиционной связью с форматом произведения и другими эле­мен­тами изображения. Как письменный знак, восходящий к пикто­грамме — схема­тизированному, упрощен­ному изображению реального объекта, — он сохра­няет далекую связь с формой предмета или природ­ного явления (и наибо­лее близкими к пикто­грамме остаются иероглифы, обозначающие устойчивые при­родные формы: гору, воду, огонь, человека и другие). Как знак письмен­нос­ти он обладает фонетическим звучанием и значением, которое связано с целым рядом литературных, религиозных или философских ассоциаций.

Системы почерков: кайсё, гёсё и сосё

Каллиграф Дальнего Востока создает каллиграфическое произведение, не просто чтобы зафиксировать смысл, но чтобы выразить и воплотить идею отдельного слова, целого стихотворного или прозаического произведения. При этом, как правило, он связан устоявшимися формами письменных знаков: основой каллиграфии является система почерков, каждый из которых обладает смысловыми нюансами и соответствует замыслу автора.

Нейтральный и легко читаемый уставной стиль кайсё ближе всего к печатным знакам; «полукурсив» («бегущий стиль») гёсё — свободнее и выразительнее, динамичнее и гибче: движения кисти тут более плавные и слитные. Но наи­боль­­шим выразительным потенциалом обладает сосё, или «травяное пись­мо», в котором отдельные знаки сливаются в плавно изгибающиеся строки, похожие на спутавшиеся или стелющиеся травы. Каллиграф сокращает письменные знаки, опуская или объединяя мелкие элементы.

Хонъами Коэцу. Каллиграфия стихотворения из сборника «Син кокин вака-сю», украшенная изображениями оленей, в стиле сосё. Не позднее 1637 года MOA美術館 (Художественный музей в Атами)

Иероглифическая письменность пришла в Японию из Китая. Чтобы приспо­собить ее к японскому языку, к концу первого тысячелетия были созданы две слоговые азбуки — хирагана и катакана, которые дополняли иероглифические тексты. Знаки письменности хирагана, часто встречающиеся в каллиграфии наравне с иероглифами, составляли особый связный стелющийся текст, кото­рый у великого мастера ХVII века Хонъами Коэцу превращает строки стихов в продолжение свисающих побегов плюща или травы и кустарник, в которых пасутся олени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: