Как совершать пятничный намаз

Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).

Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): « Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера ».

Пятничная молитва обязательна:

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.

3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной

1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.

3. Совершается во время полуденной молитвы.

4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.

Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».

Желательные действия пятничного дня

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха ». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом , необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха , затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

Нежелательные действия пятничного дня

1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.

Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха . В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».
6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему «Замолчи», то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь «молчи», тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы». Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Читайте также  Как подшить пальто

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Пятничный намаз. Порядок выполнения

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1]. Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3]. Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5]. Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза. Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

Первый азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8]. Первая проповедь Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится. Второй азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9]. По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а. Вторая проповедь Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер. Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10]. Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Икамат. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11]. Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы. По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат». Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

a href=»#_ftnref3″ name=»_ftn3″>[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

Джума-намаз: пятничная молитва и её нюансы

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).

В Своей Книге Господь миров сказал следующее:

О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха… (62:9)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.

Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России и других стран СНГ.

Как читать пятничную молитву

1. После азана молящийся обычно произносит дуа:

Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад

Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».

2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.

3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.

4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.

5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.

6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.

Особенности джума-намаза

Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.

Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.

Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный. Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.

Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.

Джума-намаз равен полуденному?

Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.

Читайте также  Как определить потребность в оборотных средствах

Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).

Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.

Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.

По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.

Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаламу алейкум! 4 ракаата сунна-намаза перед 2 ракатами фард намаза в пятничной молитве должны быть прочитаны после Азана. Я сейчас нахожусь в другой стране (Франция) и здесь в мечетях после Азана сразу начинают читать 2 ракаата фард намаза. Является ли Азан необходимым условием для прочтения первых четырёх ракаатов и как поступить в данной ситуации?

Как читать пятничный намаз?

Правила совершения коллективного пятничного намаза. (Источник фото: freepik.com)

Сегодня пятница, а это значит, что мы продолжаем нашу постоянную рубрику, где рассказываем о достоинствах пятницы и пятничного намаза. На прошлой неделе мы перечислили условия джума-намаза. Сегодня мы разберем порядок совершения пятничной молитвы и остановимся на основных моментах, о которых не знают многие новообращенные мусульмане.

Для мусульман посещение коллективного пятничного намаза является обязанностью. Однако, к сожалению, многие из верующих пренебрегают им. И когда задаешь вопрос, почему человек не посещает пятничную молитву, то часто в ответ слышишь, что он не умеет читать намаз, не знает как вести себя в мечети и т.д..

Надеемся, что после прочтения этой статьи у тех, кто откладывают свое поклонение, не останется причин для страхов и сомнений. Ведь Всевышний Аллах сказал:

О верующие! Когда призывают [азаном] на намаз в пятницу, то устремитесь к поминанию Аллаха [к совершению пятничного намаза] и оставьте торговлю [и все прочие дела]. Это лучше для вас [чем прибыль от торговли], если бы вы только знали [какое благо в намазе, то непременно отдали бы предпочтение вечному]. (62:9).

Итак, основные моменты:

  • Пятничная молитва начинается в то же время, что и полуденный намаз и проводится в мечетях или в специально отведенных для этого местах.
  • Пятничный намаз состоит из 10 ракагатов: сначала совершаются 4 ракагата сунны, затем 2 ракагата фарза, затем вновь 4 ракагата сунны.
  • Джума намаз, в отличие от других намазов, не восполняется. Если время, отведенное для него, вышло, то следует совершить намаз Зухр.
  • С момента восхождения имама на минбар и до икамата все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди.

Правила совершения коллективного пятничного намаза

1. После первого азана прихожанам следует прочитать намерение и самостоятельно совершить 4 ракаата сунны. Намаз выполняется аналогично четырем ракаатам намаза Зухр.

2. После второго азана имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После этого читается икамат и коллективно совершается 2 ракаата фарда пятничного намаза. Порядок совершения данного намаза такой же, как у фарда утреннего намаза.

Руководителем в коллективном намазе является имам . Доверившиеся имаму совершают намаз за ним, выполняя каждое действие намаза за имамом, но ни при каких обстоятельствах не опережая его.

В положении кыям (стоя) читают только сана, не произнося «Агузу», «Бисмиллях» и не читая другие суры, ожидают и слушают имама. При выпрямлении после совершения поясного поклона имам произносит только тасмиг («Сами’аллаху лиман хамидах»). А стоящие за имамом произносят тахмид («Раббана лякаль хамд»). Остальные зикры (восхваления) произносят и имам, и стоящие за ним.

Имам громко произносит такбир, тасмиг и приветствие (салям). Стоящие за ним все произносят про себя.

3. После фард намаза каждый самостоятельно читает четыре ракаата сунны, в последовательности, как и первые 4 ракаата сунны пятничной молитвы.

Самые распространенные вопросы

Как совершается намерение?

Намерения совершаются следующим образом:

«Я вознамерился совершить четыре ракагата сунны пятничного намаза. Ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар».

«Я вознамерился совершить два ракагата фарза пятничного намаза, следуя за этим имамом ради Аллаха Всевышнего. Аллаху акбар».

«Я вознамерился совершить четыре ракагата сунны пятничного намаза. Ради Всевышнего Аллаха. Аллаху акбар».

Куда лучше вставать во время коллективной молитвы?

При наличии только одного человека за имамом, он будет стоять справа на расстоянии одной пяди, если за имамом стоят 3 человека, то они образуют ряд. Стоять в ряду ровно, не оставляя свободного места, является сунной.

Что делать, если не успел на намаз?

До совершения двух ракагатов обязательного пятничного намаза имам читает хутбу (проповедь). Вошедший в мечеть во время проповеди имама должен начать его слушать, не читая намазы тахиятуль масджид и четыре ракагата сунны пятничного намаза.

После совершения фарза пятничного намаза должен совершить сначала первые четыре ракагата сунны, потом последние четыре ракагата сунны пятничного намаза. Тахиятуль масджид в этом случае не совершается.

Если имам начнет читать проповедь, в то время как кто-то совершает тахиятуль масджид или четыре ракагата сунны, то намаз не прерывается и совершается до конца.

Если опоздавший встал за имамом до произнесения приветствий (салям) в фарз пятничном намазе, то он восполнит пропущенные ракагаты после. Не успевший встать за имамом до приветствий в пятничном намазе совершает полуденный намаз.

Пятница для мусульман является благословенным и праздничным днем, в который принимаются молитвы и праведные дела, поэтому не пренебрегайте посещением пятничной молитвы. И пусть Аллах увеличит ваши знания, понимание религии и объединит в раю вместе с пророками и праведниками. С благословенной пятницей!

Как совершать пятничный намаз

  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Аудио
  • Вопросы
  • Назидание
  • Ханафитский мазхаб

Пятница ( аль-джум‘а ) – священный день для мусульман. В этот праздничный день мужчинам обязательно ( фард ) совершение пятничной молитвы. В Священном Коране говорится:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُون. فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللهِ وَاذْكُرُوا اللهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете. А когда будет завершена молитва, то расходитесь по земле и ищите милости Аллаха, поминайте Аллаха часто, – чтобы были спасены» [1] .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Кто верит в Аллаха и Судный день, для того пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард), кроме путников, рабов, детей, женщин и больных» [2] .
«Если один из вас собирается на пятничный намаз, пусть совершит полное омовение (гусль)» [3] .
«Тому, кто в пятницу, сделав омовение, придет на пятничный намаз (аль-джум‘а) и будет молча слушать проповедь, простятся грехи от одной пятницы до следующейпятницы и еще за 3 дня» [4] .
«Если (человек) совершит в пятницу малое омовение (вуду), будет хорошо, если же кто-нибудь совершит полное омовение (гусль), тоэто лучше» [5] .

Пятничный намаз (аль-джум‘а) состоит из 4-х ракяатов сунны, 2-х ракяатов фарда и 4-х ракяатов сунны.

Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до и после фарда пятничного намаза (джум‘а) читал 4 ракяата сунны и не разделял ракяаты между собой (т.е. читал не по два ракяата) [6] .

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды повторил:

«Между каждым азаном и икаматом есть намаз»,после чего добавил: «Для тех, кто хочет» [7] .

«Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих» [8] .

Пятничный намаз (аль-джум‘а) совершается в пятницу во время полуденного намаза (аз-зухр) и заменяет его. Пятничный намаз (аль-джум‘а) выполняется только коллективно.

Пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард) для мукалляфа – психически нормального и достигшего совершеннолетия мусульманина. Кроме этого есть 6 других обязательных условий:

Мужчина (для женщин совершение пятничной молитвы не обязательно);

Если человек не соответствует одному из перечисленных выше 6 условий, то для него совершение пятничной молитвы (джум‘а) необязательно. Но если он совершит пятничную молитву, то этот намаз ему засчитывается. Человек, не совершивший пятничный намаз, должен совершить полуденный намаз (аз-зухр).

Условия для правильного выполнения пятничной (аль-джум‘а):

Совершение во время полуденного намаза (аз-зухр);

Место, где собираются для совершения пятничного намаза (аль-джум‘а) намаза, должно быть открыто для всех;

Присутствие не менее трех мужчин, помимо имама;

У имама должно быть разрешение для проведения пятничного намаза (аль-джум‘а) от религиозного руководства мусульман данной местности;

Пятничный намаз (аль-джум‘а) намаз должен проводиться в населенном пункте.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА (АЛЬ-ДЖУМ‘А)

После первого призыва (азан) на пятничную молитву индивидуально совершается 4 ракяата сунны. Намерение для этого намаза можно сформулировать так: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Аллаха». Порядок совершения этого намаза такой же, как у сунны полуденного намаза (аз-зухр).

После второго призыва (азан) имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После чтения проповеди читается икамат и коллективно совершается 2 ракяата фарда пятничного намаза (аль-джум‘а). Следующие за имамом делают намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза (аль-джум‘а) за имамом ради Всевышнего Аллаха». Порядок совершения фарда пятничного намаза (аль-джум‘а) такой же, как у фарда утреннего намаза (аль-фаджр).

После фарда совершают 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а), который совершается так же, как сунна полуденного намаза (аз-зухр). Намерение для этого намаза: «Намерился выполнить 4 ракяата сунны пятничного намаза (аль-джум‘а) ради Всевышнего Аллаха».

[1] Св. Коран, 62:9-10.
[2] Абу Дауд, «Салят», 208, 209.
[3] Аль-Бухари, «Джум‘а», 2, 5; Муслим, «Джум‘а», 1, 2, 4.
[4] Муслим, «Джум‘а», 27; Абу Дауд, «Салят», 203.
[5] Ат-Тирмизи, «Джум‘а», 5; Абу Дауд, «Тахарат», 128.
[6] Ибн Маджа, Икама, 94.
[7] Бухари «Азан», 14,16; Муслим, «Мусафирин», 304.
[8] Муслим, «Джум‘а», 40; Ибн Маджа, «Масаджид», 17.

Пятничная молитва — Джума намаз

Шариатское постановление относительно пятничной молитвы

Пятничная молитва является персональной обязанностью каждого взрослого свободного мусульманина мужского пола, находящегося в разуме.

Читайте также  Как научиться играть на балалайке

И нет никакого оправдания тому, кто оставляет ее. Доказательством этому является следующее:

1. Слова Всевышнего: “О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали”(Собрание, 9).

2. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Или люди перестанут оставлять пятничные молитвы, или Аллах непременно запечатает им их сердца, и тогда они непременно окажутся в числе пренебрегающих”. [Передал Муслим]

Категории людей, которым не обязательно посещать пятничную молитву

Пятничная молитва не является обязательной для женщин, несовершеннолетних, путников, и тех больных, которым трудно посещать мечеть.

Однако если эти категории людей придут на пятничный намаз вместе с остальными, то их молитва будет действительна.

Если же они не могут или не желают посетить пятничную молитву, то они должны совершить обеденный намаз.

Достоинства пятницы

Пятница является наилучшим днем недели. Аллах предпочел для этой общины пятничный день после того, как остальные общины оказались в неведении относительно этого дня.

И о достоинстве пятницы упомянуто множество хадисов:

1- “Наилучшим днем, в которой когда-либо восходило солнце, является пятница: в нем был создан Адам, в нем же он был введен в Рай, и в нем же он был выведен из него”. [Передал Муслим]

2- От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто должным образом совершит омовение, а потом явится на пятничную молитву и станет слушать имама, храня молчание, пока тот не завершит проповедь, а затем совершит вместе с ним молитву, простятся его прегрешения, совершённые им между этой и предыдущей пятничной молитвой, а также ещё в течение трёх дней…” [Передал Муслим]

3- От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пять молитв, совершение пятничной молитвы после предыдущей и соблюдение поста в каждый следующий Рамадан после предыдущего искупают то, что было между ними, если при этом не было тяжких грехов”. [Передал Муслим]

Условия действительности пятничной молитвы

1. Время. Если пятничная молитва совершена до отведенного ей времени или после него, то она является недействительной.

А временем пятничной молитвы является время обеденного намаза.

2. Наличие соответствующего количества людей. Один человек не может совершать пятничную молитву.

Наименьшим же количеством для совершения пятничной молитвы является три человека.

3. Проживание на определенной местности. То есть, если люди проживают на определенной местности, будь это село или город, и не кочуют в зависимости от сезона, то они должны совершать пятничную молитву.

Что же касается кочевников, проживающих в степях или пустынях (например, бедуинов) и меняющих свое местожительство в зависимости от сезона, то на них нет такой обязанности как совершение пятничной молитвы в подобных временных селениях.

И даже если они захотят сделать пятничную молитву в таких селениях, то она не будет являться действительной.

4. Предшествование двух проповедей молитве, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда обращался к людям с двумя проповедями прежде, чем совершить пятничную молитву.

Как совершается пятничная молитва?

Пятничная молитва состоит из двух рака’атов, при этом чтение в ней производится вслух.

Желательно, чтоб после завершения чтения суры аль-Фатиха имам прочитал в первом рака’ате суру “Собрание”, а во втором – суру “Лицемеры”.

Также желательно читать в первом рака’ате суру “Высочайший”, а во втором суру “Покрывающее”. [Передал Муслим] .

Две части хутбы

Шариатское постановление относительно двух частей хутбы

`Две части хутбы являются обязательным, а также они являются одним из условий действительности пятничной молитвы.

Если большинство пришедших для совершения пятничной молитвы понимают арабский язык, то проповедь дается на арабском языке, так как это является частью руководства пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

А также это является побуждением людей к изучению языка Корана. Если же большинство присутствующих не понимают арабского языка, то нет ничего порицаемого в том, что проповедь дается на общедоступном языке.

Ведь целью проповеди является назидание и обучение, а не простое произношение слов.

Вместе с тем тому, кто обращается к людям с проповедью не на арабском языке, следует стараться упоминать аяты и хадисы также и на арабском языке, дабы его проповедь была действительной и с позиции тех ученых, которые считают арабский язык обязательным элементом проповеди.

То, что придает проповеди более полноценный вид

Некоторые ученые считают, что у пятничной проповеди нет определенных столпов.

Поэтому, с их позиции, любые предложения и словосочетания, называющиеся в народе проповедью, являются достаточными для выполнения этой обязанности.

Однако, есть некоторые моменты, которые делают проповедь более полноценной (по мнению другой группы ученых, некоторые из нижеследующих пунктов являются столпами хутбы):

1. Восхваление Аллаха.

2. Произнесение двух свидетельств.

3. Благословение пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

4. Призыв к богобоязненности.

5. Чтение чего-либо из Корана.

Желательные действия при обращении к людям с проповедью

1. Обращение к людям с минбара.

2. Приветствие людей перед поднятием на минбар.

3. Разделение между двумя частями хутбы посредством непродолжительного сидения.

4. Краткость проповеди.

5. Совершение ду’а.

Запрещенные в пятничной молитве действия

1. Запрещено разговаривать во время проповеди имама.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если ты в пятничный день скажешь своему спутнику “замолчи” в то время, как имам обращается с проповедью, то это тебе зачтется как болтовня”. [Передал аль-Бухари]

2. Является крайне нежелательным перешагивать через головы людей, если только перешагивающий не является имамом.

Также это допустимо в том случае, если впереди есть свободные места, и человек не может дойти до них, кроме как посредством этого.

Когда считается, что человек успел на пятничную молитву?

Каждому мусульманину следует спешить на пятничную молитву.

Если же по какой-то причине человек опоздал, но при этом застал имама в поясном поклоне второго рака’ата, то это записывается ему как пятничная молитва.

Если же он присоединился к имаму позже поясного поклона, то в этом случае ему следует дополнить ее как обеденную молитву.

Также и тот, кто пропустил пятничную молитву полностью, должен совершить обеденный намаз в четыре рака’ата.

Желательные действия в пятничный день

1. Чтение суры “Пещера”. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Тому, кто прочитал суру “Пещера” в пятницу, будет сиять свет вплоть до следующей пятницы”. [Передал аль-Хаким]

2. Многочисленные благословения пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Передается от Абу Мас’уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Молитесь за меня в пятницу больше, ведь поистине, нет никого, кто бы помолился за меня в пятницу, чтобы при этом его молитва не была показана мне”. [Передал аль-Хаким]

3. Полное омовение и использование благовоний. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Тому, кто совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет разделять между двумя, (сидящими рядом в мечети), и помолится столько, сколько ему было предопределено, а когда выйдет имам будет хранить молчание, внимательно слушая его, простятся его (грехи, совершённые им)между этой и предыдущей пятницей”. [Передал аль-Бухари]

Некоторые вопросы, связанные с пятничным днем

1. Является сунной то, чтобы минбар состоял из трех ступенек, так как именно таковым был минбар посланника Аллах, да благословит его Аллах и приветствует.

2. Не является сунной то, что люди собираются перед пятничной молитвой и вплоть до азана слушают какого-либо, кто читает им аяты из Корана, или исполняет нашиды.

Также сюда относятся и групповые зикры с использованием звуковых колонок.

3. Если человек зашел в мечеть в то время, как имам уже начал хутбу, то ему стоит совершить два легких рака’ата для приветствия мечети.

Передано в хадисе: “Если кто-либо из вас придет в пятницу в то время, как имам обращается с проповедью, то пусть совершит два рака’ата, и пускай облегчит их”. [Передал Ибн Хузейма]

4. Во время ду’а имаму следует делать указания пальцем. При этом ему не следует поднимать руки, кроме как при мольбе о ниспослании дождя или мольбе о его прекращении.

Передается от Хусейна бин АбдуРрахмана, что он сказал: “Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время проповеди, делал вот так, когда взывал (совершал ду’а)” и он сделал указание своим указательным пальцем”. [Передал Ахмад]

5. Перед пятничной молитвой нет какой-либо утвержденной сунны в отношении дополнительных молитв.

Однако при этом является желательным совершение добровольных намазов вплоть до азана.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Тому, кто совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), и не будет разделять между двумя, (сидящими рядом в мечети), и помолится столько, сколько ему было предопределено, а когда выйдет имам будет хранить молчание, внимательно слушая его, простятся его (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей”. [Передал Ад-Дарими]

6. После совершения пятничной молитвы есть сунна в два и четыре рака’ата. Сказал Ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после пятничной молитвы совершал два рака’ата у себя дома” [Передано в шести известных сборниках хадисов] .

В другом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-либо из вас совершает молитву после пятничного намаза, то пускай совершает четыре рака’ата”. [Передал Муслим] Молитва же дома является лучше.

7. Если праздничный день выпал на пятницу, то лучше совершить как праздничную молитву, так и пятничную.

Если же он совершил только праздничную молитву, то ему следует выполнить и обеденный намаз.

Для тех, кто приезжает с далеких мест, является дозволенным не совершать в этот день пятничной молитвы, если они молились праздничный намаз.

Сообщается, что Ийас бин Абу Рамля аш-Шами сказал: “Я видел, как Му’ауия спросил Зейда бин Аркама: “Видел ли ты с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтоб два праздника были в один день?” И сказал (Зейд): “Да. Он совершил праздничную молитву в начале дня, а затем облегчил в отношении пятничного намаза, сказав: “Кто пожелает совершить пятничную молитву, то пускай совершит”. [Передал Ахмад]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: