Как составить картотеку

Мои картотеки. Оформление и содержание

Ольга Павлова
Мои картотеки. Оформление и содержание

В своей работе, я очень часто испытывала необходимость иметь систематизированный материал по той или иной лексической теме. И в один прекрасный день я решила начать создавать картотеку. Это было в 2008 году. С тех пор моя картотека стала богатой, и продолжает постоянно обновляться и дополняться.

Такой систематизированный материал помогает быстро находить физкультминутки, динамические паузы, считалки, загадки, подвижные и пальчиковые игры по определённой лексической теме. Почему быстро? Потому что карточка каждой рубрики отмечена своим цветом (в левом верхнем углу приклеен кусочек ORACALа).

Так, физкультминутки и динамические паузы, отмечены красным цветом; загадки – синим; считалки – зеленым; пальчиковые игры – оранжевым, а подвижные игры — желтым.

И так по каждой теме недели. Темы, в свою очередь, разделены высокими карточками с указанием названия лексической темы.

Практика показала, что такая картотека просто незаменима в работе.

Поэтому, уже второй год, я тружусь над созданием картотеки занятий. Начало положено. Здесь тоже есть свой принцип цветообозначения.

Например, развитие речи. Если это пересказ – то карточка отмечена красным цветом, если цель занятия – обогащение и активизация словаря – синим; составление рассказов – зеленым, а речевые игры – желтым.

Или физическая культура – комплексы ОРУ и ОВД – синим; дыхательные упражнения (на восстановление дыхания) – зеленым и подвижные игры – желтым.

В опытно – экспериментальной деятельности, цветовых карточек гораздо больше. Потому что, здесь цветообозначение соподчинено цикличности. Так, опыты цикла «Свет и цвет» обозначаются красным цветом, а опыты цикла «Вода» — темно – синим цветом и т. д.

Между собой, как и в предыдущей картотеке, карточки разделены разграничителями с указанием названия того или иного занятия.

Для того, что бы никто не запутался в моих обозначениях, есть на коробочках с картотеками своеобразные паспорта.

Вот такие мои картотеки — удобные и простые в использовании. В планах есть идея дополнить картотеку материалов по лексическим темам еще и поговорками, чистоговорками.

Развитие речи ребёнка с помощью скороговорок. В своей работе по развитию речи детей мы часто обращаемся к скороговоркам. Я заметила,что дошкольникам нравится их разучивать:они короткие,часто.

Участие в педагогических чтениях. Участие в педагогических чтениях. Здравствуйте, дорогие коллеги! В нашем городе каждый год проходит конкурс педагогических чтений, где педагоги.

Как составить картотеку

Ежедневно каждый человек обрабатывает и получает огромное количество информации, «переварить» которую получается не сразу. Для сохранения ключевой информации, мыслей или идей удобно использовать картотеку. Это удобная система хранения данных, которые записывают на карточках малого формата. Картотека позволяет упорядочить информацию и организовать ее продуманное хранение, а при необходимости – быстрый доступ.

Ежедневно каждый человек обрабатывает и получает огромное количество информации, «переварить» которую получается не сразу. Для сохранения ключевой информации, мыслей или идей удобно использовать картотеку. Это удобная система хранения данных, которые записывают на карточках малого формата. Картотека позволяет упорядочить информацию и организовать ее продуманное хранение, а при необходимости – быстрый доступ.

Где целесообразно ведение картотеки

  • Картотеку используют в библиотеках для облегчения поиска книг. В карточках указывают название и автора или краткую аннотацию, данные о писателе.
  • Картотека незаменима при написании научной работы. В карточках должны быть основные данные по теме, ссылки на источники.
  • В делопроизводстве эту форму используют для учета кадров, ведения документации, хранения приказов по предприятию или его подразделениям.
  • В медицинских учреждениях карточки пациентов собирают в картотеку по отделениям, по фамилии или по лечащим врачам.
  • В магазинах картотека позволяет систематизировать карточки товара, информацию о продукции.

Как составить картотеку

В первую очередь стоит продумать хранение данных. Чаще всего для картотеки используют узкие шкафы с выдвижными ящиками. Формат последних должен быть на сантиметр шире, чем карточки – так их удобнее размещать. Что касается высоты ящиков, ее следует рассчитывать с учетом разделителей. Оптимально, когда разделители имеют цветную маркировку и возвышаются над массивом карточек. Это позволяет быстро найти требуемую тематику.

При большом количестве разделов целесообразно составить каталог, то есть список тем, которые выделены в рамках картотеки. Структурировать их можно по алфавиту или любому значимому принципу.

Если вы не знаете, как сделать картотеку своими руками, придерживайтесь схемы:

  • выберите круг тем, которым будут посвящены карточки, выделите основные разделы;
  • продумайте формат карточек – для библиографических данных или формул достаточно листов A6, а для информации о сотрудниках удобнее использовать листы А3 или А4.
  • Изготовьте разделители. Их делают из картона или пластика, выделяют разными цветами. Картонные или бумажные заламинируйте – это продлит срок службы.
  • Определите размер ящиков для карточек и их глубину, которая зависит от количества карт.
  • Закажите или сделайте самостоятельно шкаф, в котором будут храниться ящики с карточками.
  • Заполните карточки информацией.
  • Теперь можно приступать к составлению картотеки: расставьте карточки по разделам, а названия внесите в каталог.

Картотечные шкафы изготавливают из фанеры, ДСП или МДФ, из древесины или пластика. При большом количестве карточек для усиления конструкции применяют профиля или металлические уголки.

Как вести картотеку

Чтобы картотека была действительно полезной, следует продумать систему ее ведения. Наиболее оптимально себя зарекомендовало регулярное обновление данных. Время от времени просматривайте карточки и разделы. Те, которые потеряли актуальность, удаляйте. При необходимости создавайте новые разделы.

Если речь идет о большом массиве разноплановой информации, организуйте несколько картотек по темам: это может быть рабочая, связанная с хобби, посвященная здоровому образу жизни. Таким образом найти необходимую информацию будет проще.

На карточке должна быть записана единица информации – рецепт или данные о книге, информация об одном сотруднике или объекте.

Мебель для картотек представлена в каталоге нашего магазина. Здесь можно подобрать варианты для домашних картотек, архивов, предприятий, библиотек.

Творческая картотека

Картотека – старый инструмент для генерации новых идей

Среди инструментов работы с информацией и развития творческого мышления одним из самых годных для меня оказалась весьма архаичная штука. Самое универсальное и четкое описание этого инструмента я встречал у гуру отечественного тайм-менеджмента, товарища Глеба Архангельского, но сама идея мелькает в ноосфере то здесь, то там, начиная, наверное, с писателей еще века 18-го. Называется он (у Архангельского) творческой картотекой.

Идея, сама по себе, проста и интуитивно понятна. Суть: сделать этакую кормушку для подсознания, его «раскачки» на выработку креативных идей по нужной теме, а заодно – реализовать один из базовых принципов GTD, согласно которому все должно оперативно фиксироваться где-то на внешнем носителе и выкидываться из головы. Механизм: записываешь удачные идеи на отдельные карточки и впоследствии периодически эдак медитативно перебираешь их. Всё.

Теперь подробнее

Для начала – что считать «идеей»?
А это зависит от рода твоей деятельности. Для ученого – факты, касательно которых он спинным мозгом чует, что «это бззз не просто так», но доказать пока что не может. Для журналиста и копирайтера – отдельные удачные фразочки, заголовки, темы. Для писателя – зарисовки, наброски и проч.

Очень полезная вещь – картотека – для стартапера, маркетолога и вообще человека, которому нужно «родить» некое новое видение, новый подход к проблеме. Этим нужно писать на карточках вообще все, что, согласно чутью, может иметь отношение к стоящей задаче, да и вообще все, что нравится. Инструмент задействует ассоциативное мышление, так что красивый ход, описанный в книжке про военную разведку (и идея которого была законспектирована на карточке), может вдруг переплавиться в решение старинной проблемы, например, с персоналом.

Главное тут – идея должна быть одна. Ее не надо пытаться ни к чему привязать, это – отдельный смысловой квант, будь то каламбур из двух слов или схема работы синхрофазотрона.

Здесь мы как раз касаемся правил GTD, которые гласят, что любую фигню, которая вас заинтересовала, стоит фиксировать, оставляя ее описание (или напоминалку об этой фигне) в специальном накопителе, и разгребать этот накопитель с определенной регулярностью.

Важно найти накопитель, работать с которым тебе будет удобно. Еще не так давно пальму первенства прочно удерживал диктофон, но сегодня черкнуть на планшетике в Evernote для многих оказывается проще.

Если начать делать это, оказывается, что интересных мыслей в течение дня тебе приходит довольно много. Гораздо больше, чем ты сам думал, а главное – приходят они всегда неожиданно и в неподходящее время (вот тут и начинает играть роль удобство накопителя). И вечером какие-то из этих идей сразу «идут в дело», а некоторые девать некуда, а выкидывать жалко. Вот их и нужно помещать в картотеку.

Запись должна быть короткая, но содержательная и ясная, чтобы не приходилось потом пытаться понять, о чем это. Конспект с адекватными сокращениями и, возможно, рисунками – самое оно. Кроме того, запись должна быть хорошо читаемой, видной.

Картотека – бессистемна, т.е. карточки не должны храниться в порядке. Они, наоборот, должны представлять собой хаос, сумбур, скопище всего и сразу. И в одном месте. Собственно, в этом вся фишка.
Моя самая первая картотека велась, как положено, на картонках, которые я хранил в старой обувной коробке. Когда я тряс ее, они прикольно грохотали внутри.

Читайте также  Как определить пары ртути

Теперь – как работать с этим

К картотеке полагается обращаться регулярно и медитативно.

Что искать?
А) Ответы на свои вопросы.
Б) Структуры.

Поясню.
Первое. Смысл подобного инструмента – именно в поиске нетривиальных решений для текущих задач. Только не нужно ждать, что ответы придут сами и будут очевидны. Возможно, вы сами не поймете, что решение актуальной для вас проблемы сформировалось благодаря работе с картотекой (по ассоциации с чем-то), и отрефлексируете это только потом.

Второе. Смысловые «кварки» в картотеке будут постоянно пытаться соединяться друг с другом. Процесс это неспешный, а на выходе вы будете получать некие концепции, сложные (относительно своих исходников) смысловые структуры. Это могут быть структуры статей, идеи стартапов, идеи «как нам перестроить компанию» или просто некие оформившиеся представления о тех или иных жизненных явлениях. («Гляди-ка, действия правительства Китая в отношении Индии повторяют принцип работы синхрофазотрона»).

Пожинаем плоды

Когда такая структура оформилась, т.е. несколько карточек для вас плотно «сцепились» вместе в смысловом плане, получившуюся макро-идею нужно вынимать из картотеки (физически убирать оттуда эти карточки) и по возможности запускать в работу. (Скорее всего, идея будет не абстрактная, а имеющая отношение к решению волнующих вас проблем, см. пункт А).

Структура очень важна. Например, мне доводилось читать про использование подобной картотеки голливудскими сценаристами. Современный сценарий – это тоже известная структура, и довольно жесткая. «Нанизывать» события на требуемый каркас, удерживая и их, и его, в голове, довольно сложно. Выручают карточки: когда их разносишь по тому же каркасу, который визуализирован на доске, видишь, что вот эти десять штук, например, все относятся к одному и тому же этапу развития сюжета, и значит, половину нужно выкинуть; зато другие этапы провисают. (До этого большое количество карточек создавало впечатление, что сценарий добротный).

Когда речь идет о формировании любой другой смысловой структуры, работают те же принципы: разместив ее элементы в нужном порядке, ты видишь, целостна ли она, или «хромает».

Многие карточки никак и никогда не пригодятся. Если карточка надоела, примелькалась, замылила глаз, содержащаяся на ней мысль стала для тебя общим местом и перестала восприниматься как нечто самостоятельное и оригинальное – долой такую карточку. В картотеке нужно регулярно проводить ревизию.

Бумажная картотека vs. электронная

До сих пор спорный момент.
С одной стороны, хранить картонные карточки в обувной коробке – уже вообще как-то не комильфо. С другой, лично я отмечаю меньшую эффективность всех попыток перенести картотеку в электронную среду сравнительно с ее бумажным существованием.

Причина, в общем, понятна – бумажные карточки можно трогать, перебирать, физически руками складывать из них комбинации. Очевидно, эта моторика «раскачивает» подсознание мощнее, нежели перемещение виртуальных карточек при помощи мыши.

Полумера – стикеры или бумажки на магнитной/пробковой доске. Выглядит адекватнее самопальных картонок, но все же менее «материальны» и удобны. Зато с такой картотекой возможна некая командная работа.

Зачем и как вести картотеку: ваш атомный реактор блестящих идей

Автор: Юрий Окунев

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Сегодня поделюсь результатами исследования на тему: как вести картотеку.
Вы задумывались о том, что такое личная картотека, зачем она нужна? Сейчас расскажу: что это, зачем, как вести и почему я выбрал для этого дела программу Evernote.

Зачем вам личная картотека

Что приходит в голову, когда звучит слово «Картотека»?
Библиотечные шкафчики, заполненные карточками с названиями книг? Алфавитный каталог, тематический …

Все верно. Проверенный веками и тысячами пользователей метод систематизации данных для последующего использования работает до сих пор.

Многие ученые и писатели вели картотеку, в том числе Вернадский, Вавилов, Гоголь. Жюль Верн вел картотеку с фактическими сведениями о последних достижениях науки и техники. К концу жизни писателя она состояла из двадцати тысяч тетрадей.

Современным аналогом картотеки, о котором поговорим дальше, пользуются: Тимоти Феррис, Лео Бабута, Алекс Экслер. Систематизации и управлению информацией посвящена большая часть бестселлера «Как привести дела в порядок» Девида Аллена.

Значительный опыт ведения картотек с подачи Генриха Альтшуллера, накоплен преподавателями теории решения изобретательских задач. Смотрите эту статью .

Карточка — единица информации, которую предполагается использовать в дальнейшем: пример, инструмент, эффект, факт, чеклист, фотография и т.п. Зачем их накапливать в век интернета?

Интернет не панацея. Когда нужно ответить на конкретный вопрос, найти оригинальный пример, зачастую приходится перелопатить десятки статей. Иногда для этого приходится скачать книгу и найти в ней нужный фрагмент. Представьте: вы пишете статью, требуется десять примеров. Если за каждым лазить в интернет, работа займет несколько дней. Да и примеры будут не первой свежести. Соответствующий раздел картотеки, даст необходимую информацию в считаные минуты.

Картотека дает:

  1. Представление о ваших интересах и ценностях, проявленное в количестве и тематике собранных фактов.
  2. Точные данные тогда, когда они нужны. В своих работах и аргументации вы опираетесь на факты, источники, которых можете указать. Профессиональный подход, вызывающий доверие и уважение.
  3. Новые идеи, рождающиеся из взаимодействия собранных материалов. И, если вы способны довести идею до продукта, переданного в руки покупателя: серьезный источник доходов.

А если я не писатель и не учёный?

Используйте картотеку для того, чтоб помнить все: явки, пароли, рецепты, идеи, контакты, расписания, цели, планы и т.д.

Требования к системе

Итак, я решил вести картотеку. Открыл новую миндкарту и взялся набрасывать мысли по поводу предстоящего проекта.

Выбор программы

Бумажный вариант картотеки, я отмел сразу, как не соответствующий большинству заявленных требований. Бумага горит, тонет, теряется, перемешивается, много весит, трудно и дорого дублируется: одним словом, прошлый век.

Известных программ, специализирующихся на управлении заметками, обнаружилось три:

  • Google Keep
  • Microsoft Onenote
  • Evernote

Однозначным лидером сравнения стал Evernote. Все описанные выше функции плюс поиск в приложенных файлах, встроенный сканер, общий доступ к заметкам или блокнотам, возможность копировать статью из интернета в один клик и т.д.

Рубрикатор

Встал вопрос, как систематизировать заметки. Недостаточно свалить интересные находки в одну кучу. Нужно обеспечить их быстрый поиск.
У меня уже сложилась система ключевых областей деятельности. Так организованы материалы на компьютере:

1 Тайм-менеджмент
100 Здоровье
200 Семья
300 Саморазвитие
401 Бизнес
402 Инфобизнес, консалтинг, тренинги
403 Творчество
500 Отдых и общение с друзьями
600 Самообслуживание
700 Хозяйственные вопросы
800 Духовная практика
900 Прочее

  • Тайм-менеджмент выделяю особо, так как он связующее звено для всех остальных элементов.
  • Трехзначные коды, дают возможность выделить в каждой области необходимое количество проектов.

Первой идеей было продублировать систему папок, ноутбука. Но такой подход не обеспечит необходимое удобство. К тому же эвернот поддерживает всего два уровня вложенных блокнотов. Найти нужную заметку внутри объёмного раздела проблематично.

Метки

Второе средство навигации эвернот — метки. Вы можете «наклеить» на заметку несколько ключевых слов и в дальнейшем отыскать данные, нажав на любое из них. Если речь идет о фотографиях, выбрав метку «Я», увидите только фото с вашим изображением. Метка «Прага» найдет изображения из этого города.

Есть перекрестная фильтрация. Это значит, выбрав в условиях «Соответствует всем критериям поиска», указав метки Я, Прага — увижу только свои фото, сделанные в Праге.

«Эврика!» – воскликнул я и засел формировать структуру меток.

Нужны метки для параметров поиска: по форме, способу дальнейшего использования, источнику, теме. Набросал вариант, получилось слишком сложно.

Решил посмотреть, как умные люди делают. Подробная информация о Evernote, что это за программа, как пользоваться содержится в курсе Евгения Попова Evernote-Мастер .

Просмотрел. Понял, что с метками я изобрел велосипед. Оказывается, такой метод уже используется и Евгений тоже его применяет. Курс понравился. Основательно, дотошно и последовательно о всех функциях программы. С акцентом на то, как использовать её по прямому назначению, как виртуальную память и хранилище любых данных.

Пока просматривал уроки, система меток дозрела и оформилась.

Моя система меток

От меток формы: аудио, видео, текст отказался. Есть умный поиск:

Команда resource:image/jpg найдет все заметки, содержащие изображения в формате JPG.
Команда resource:audio/* найдет все заметки, содержащие некоторые типы аудиофайлов.

Подробней о расширенном поиске смотрите здесь .

Метки по источнику: жизнь, книги, интернет — тоже посчитал излишними.

Осталось три типа меток, проставляемых вручную: смысл, тема, автор.

Метки по смыслу.

Под словом смысл, здесь подразумевается идея дальнейшего использования информации

0 Пример

0 Упражнение

0 Идея

0 Чеклист

Ноль, поставленный в начале, позволяет при назначении видеть выпадающий список меток начинающихся с ноля, что очень удобно.

Метки по темам, рубрикам

Это основной и самый обширный раздел меток.

  • 1 ТМ
    Асновы (поставил «А» первой буквой, чтоб метка оказалась верху списка).
    Действия
    Планирование
    Результаты
    Тм всячина
    Эвернот
  • 100 Здоровье
    Питание
    Режим
    Тренировки
  • 200 Семья
    Дети
    Отношения
  • 300 Саморазвитие
    Английский
    Интеллект
    Память
    Скорочтение
    СМДМ
    ТРИЗ
    Книги умные
    Общение
  • 401 Бизнес
    4011 Персонал
    4012 Продажи
    4013 Финансы
    4014 Производство
    4015 Качество
    4016 Расширение
    4017 Управление
  • 402 Инфобизнес, консалтинг, тренинги
  • 403 Творчество
  • 404 Деньги
  • 405 Контакты
  • 500 Досуг
    Книги худож
    Фильмы
    Песни
    Игры
    Загадки
    Путешествия
  • 700 Хозяйственные вопросы
  • 800 Духовная практика
  • 900 Прочее
    Temp (временные файлы)
    Доки (сканы документов)
Читайте также  Как оформить уголок природы в детском саду

Алфавитный каталог авторов

Если заметка формируется из книги, создаю метку с указанием фамилии и имени автора и сокращенного названия книги: «Зайверт Лотар, Ваше время». В каталоге меток, такие записи автоматически сортируются по алфавиту. Это позволит быстро найти все заметки относящиеся к определённой книге.

Как это работает

Есть метки и два блокнота: «Входящие» и «Все заметки».

  1. Созданные в течение дня заметки автоматически падают в отдельный блокнот: «Входящие».
  2. Разбирая накопленный материал, назначаю заметке:
    a. Метку смысл.
    b. Тематические метки
    c. При необходимости, метку с указанием автора и источника.
  3. Перекидываю заметку в блокнот «Все заметки».

Подведем итог

Получилась удобная, функциональная система. Мне очень нравится.


Возможно, несколько громоздко. Но т.к. номера меток уже прочно сидят в голове, для меня это не проблема.

Ваша система для начала может состоять из двух-трех меток и развиваться по мере накопления материала.

Я не стал подробно акцентировать внимание на технических моментах использования программы: они подробно описаны в курсе Евгения Попова.

Надеюсь, вы нашли в этой статье ответ на вопрос как вести свою картотеку.

Скачать эвернот на компьютер или для андроид можно бесплатно на официальном сайте разработчика .

Пишите ваши вопросы и комментарии. Делитесь информацией с друзьями. За целым набором инструментов повышения эффективности упакованным в пошаговый курс приходите сюда.

А если у вас остались ещё вопросы, приглашаю на индивидуальную консультацию. Подробности здесь.

А у меня на сегодня всё.
До скорых встреч.
Ваш Юрий Окунев.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КАРТОТЕКИ

Все что «попалось» бросаем в большой конверт или папку – это наш накопитель. В свободное время разгребаем накопитель, раскладываем информацию по направлениям – разделам картотеки

Пока карточек мало, все очень просто. Достаточно иметь набор папок по интересующим направлениям. И одну папку для «всячины» – если нашли что-то занятное, но не попадающее в выбранную тематику. Если накопили несколько таких занятностей одной направленности – то это повод дополнить картотеку новой папкой. Главное(. ) – выработать привычку не упускать ценную информацию

Ну вот, теперь у нас много карточек. Они разложены по папкам и конвертам. Как найти нужную? Тут не обойтись без каталога. Вести его удобно в виде таблицы такой формы:

№ карточки Раздел Ключевые слова Адрес Примечания

Графа «№ карточки» заполняется последовательно, номера проставляются и на самих карточках. Графа «Раздел» обычно включает основные учебные разделы. Но не обязательно разделы картотеки совпадают с разделами учебной программы! Например, преподаватели литературы ведут раздел: «Крылатые фразы о языке и литературе», «Занимательные истории из жизни писателей», «Интересные фразы из школьных сочинений» и т.п. Карточки из таких разделов могут стать интересным дополнительным материалом, основанием для публикации.

Ключевые слова помогут при быстром просмотре восстановить в памяти содержание карточки. Графа «Адрес» указывает местонахождение карточки. Например, П 7/12 означает седьмую папку и двенадцатый лист в ней.

Пример: Из картотеки учителя физики

Содержание карточки №397 п2/75

В патентное бюро пришла заявка на изобретение. Инженер предлагал использовать мощный электромагнит для вытягивания из печи раскаленных железных заготовок. Но в авторском свидетельстве на это изобретение ему было отказано. Почему?

Ответ: железо и другие магнитные вещества при достижении определенной температуры – физики называют ее точкой Кюри – теряют свои магнитные свойства. Этот-то эффект и не учел незадачливый инженер.

По основанию «учебные темы» карточка попадает в раздел «Магнетизм». По основанию «Педприемы» – в разделы «Удивляй!», «Лови ошибку!» и «Организация работы в группах». Запись в каталоге:

№ карточки Раздел 1 Раздел 2 Ключевые слова Адрес Примечания
Магнетизм Лови ошибку! Удивляй! Работа в группах Заявка, отказ, точка Кюри П2/75 Использовать на вводном занятии по мозговому штурму

& ПОДГОТОВКА ТЕМЫ

Формула:учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком

В этом случае вы значительно сэкономите время на подготовку, улучшив ее качество.

Определите резерв времени. Если программа предусматривает 12 часов на тему, планируем пройти ее за 10 или 11. Резерв выручает в случае незапланированных сбоев в работе и позволяет в конце года основательно повторить изученный материал.

Обычно за время изучения темы мы трижды «прошиваем» учебный материал. Сначала обзор – чтобы ученик мог охватить тему целиком, получил нужные ориентиры. Это как бы взгляд. Это как бы взгляд с высоты птичьего полета. Другая цель обзора – заинтересовать (см. приемы повышения интереса к учебному материалу на с.6). Затем – основной «проход» материала. И наконец, сжатое повторение, в котором тема опять дается цельно, но уже на ином уровне.

Приготовить столько листов бумаги, сколько уроков по теме. Вначале, не вдаваясь в подробности, постараемся обозреть всю тему целиком и распределить, что и на каком уроке будет изучаться. То есть все уроки темы планируются сначала не последовательно, а как бы одновременно и параллельно.

Вот примерная последовательность действий:

Шаг 1. БАЗОВЫЙ ЛИСТ

Готовим «Базовый лист контроля» (см. базовый лист контроля в разделе «Приемы устного опроса» на с.54). В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.

Шаг 2. РЕКВИЗИТ

Планируем реквизит: наглядность книги, эксперименты и т.п.

Шаг 3. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ

Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут им подготовлены?

Шаг 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТЕМ

На каких уроках и в какой форме организованно повторение? (см. группу приемов «Повторение ранее изученных тем» на с.13). Иногда тема повторения может быть выбрана случайно, по «велению» рулетки, например, но в некоторых случаях тема повторения ограничено связана с изучаемой и грех это не использовать.

Шаг 4. КОНТРОЛЬ

На каких уроках и в какой форме организован контроль? (см. приемы письменного контроля с. 58).

Итак, шаги пройдены. Тема целиком запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Но об этом следующий раздел, а пока:

Диалог: — С чего начать?

— Выберете на каникулах пару свободных деньков и сделайте разработку одной темы. Вам так понравится, что дальше само пойдет.

— Есть темы, насыщенные терминологией, новыми понятиями. Они даются особенно трудно. Как быть?

— Называйте сложные темы, вводите новые понятия заранее. Бывает достаточно повесить задолго до планового изучения темы плакатик с рисунком и объяснением нового понятия… Когда придет срок, понятие будет восприниматься гораздо легче – как знакомое. Если на каком то уроке придется вводить сразу более трех понятий, то предварительное ознакомление с некоторыми из ни необходимо.

И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель. Например, опробовать какой-то новый для себя прием. Это главный способ профессионального роста. Поверьте – лучше письменно фиксировать цель. И письменно же – пусть одним предложением – проводить урок.

& КОНСТРУКТОР УРОКА

Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные…

Вот и мы попробуем облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для «сборки уроков». Перепишем основные разделы урока (последовательность не столь важна):

Б. Объяснение нового материала.

В. Закрепление, тренировка, отработка умений.

Е. Домашнее задание.

Любой из разделов может быть реализован разными приемами или их комбинацией. То есть приемы по сути и есть элементы нашего конструктора.

Например, началом урока может быть интеллектуальная разминка: несколько несложных задачек или игра «Да-нетка». Небольшой опрос по «светофору» – не ради контроля, а ради мобилизации. Обсуждение выполнения д/з к этому уроку или подвешивание загадки (прием «Отсроченная отгадка»).

Представим это табличкой:

А. Начало урока Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам). 44, 53 «Да-нетка» Удивляй! Отсроченная отгадка! 6,7 Фантастическая добавка «Светофор» Щадящий опрос

Цифры в уголках клеток обозначают страницы клеток, где описан соответствующий прием.

Объяснение нового материала тоже может быть организовано по-разному. Представим табличкой:

Б. Объяснение нового материала Привлекательная цель! Удивляй! Фантастическая добавка Практичность теории Пресс-конференция

Таким же образом мы распишем остальные разделы и сведем в единую таблицу:

Вот получился «Конструктор урока» стр. 69 (в теории изобретательства подобную таблицу называют морфологической).

Формула:пользуясь таблицей «Конструктор урока» как универсальной шпаргалкой учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока

Например: А2, Б3, Г1, Д6, Д10, Ж4. Что означает начинаем с игры «Да-нетка» изучение нового материала происходит по приему «Вопрос к тексту», закрепление в виде игры-тренинга; на уроке проводится фактологический диктант с выборочной проверкой, д/з не задается (например, ранее было задано массивом на всю тему); заканчивается урок выступлением ученика в роли психолога.

Теперь для полноты картины осталось прикинуть каждый из элементов и урок готов: А2 – 5, Б3 – 15, Г1 – 5; Д6 – 7; Д10 – 10; Ж4 – 3. Всего 45 минут

Диалог: — Если я на одном уроке приема. Два приема из раздела «Начало урока». Например, начинаю с интеллектуальной разминки, а потом обсуждаю д/з?

— Тогда формула будет А2, А5.

— Если на конкретном уроке вообще нет, например, контроля?

— Соответствующий раздел просто пропускается.

— Какие преимущества дает конструктор?

— А как вы сами думаете?

Читайте также  Как погасить судимость

— Значительно возрастает разнообразие уроков.

— Даже если все эти приемы знаешь, без конструктора трудно удержать их в голове.

— С конструктором можно разнообразные уроки готовить быстро.

— Скажите, стандартизация не убивает творчество?

— Встречный вопрос: стандартизация убила творчество в других отраслях деятельности? Конечно – нет. Стандартизация просто приводит творчество на новый более высокий уровень. Типичный пример, пока не было стандартной формулы, решение квадратного уравнения было сложной творческой задачей университетского уровня. Сегодня квадратное уравнение свободно решает старшеклассник. Но математика на этом не остановилась…

Конструктор урока будет «дышать» и изменятся, как живое существо. Какие-то приемы не нужны – и вы исключите их из таблички. А возможно, впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор – мы лишь привели возможную его форму.

Творчество учителя – норма здорового общества. Приемы педтехники – инструмент творчества. Эта книга – склад инструментов. Пусть каждый выберет то, что нужно ему. А кто-то изобретет новый инструмент – и мы будем этому рады.

2| Составление картотек и управление ими

Картотекой называется поименный список клиентов, в котором содержится разнообразная информация, дополненная более или менее детальными сведениями о каждом клиенте «из списка».

Требования, предъявляемые рекламодателями к директ-маркетингу (каждый рекламодатель мог дать несколько ответов)

Источник Cabinet Ballester

а) Источники, используемые при составлении картотек

При составлении картотек могут использоваться различные источники.

1° Внутренние (собственные) источники компании

В некоторых случаях компания может составить картотеку исходя из имеющихся у нее данных, таких, как отчеты своих представителей о посещениях того или иного предприятия, а также списки постоянных или случайных (разовых) клиентов, или списки клиентов, приславших свои анкеты в результате проведенных ранее рекламных акций.

мг Для банка список его собственных клиентов и лиц, имеющих счет в банке, является важным инструментом директ-маркетинга, мг Благодаря своей маркетинговой кампании «Bingo des marques», о которой говорилось выше, группа компаний «Danone» сумела за многолетнюю историю проведения акции собрать подробные сведения с указанием имен и адресов более чем четырех миллионов потребителей, участвовавших в рекламной акции.

мг Сеть парфюмерных магазинов «Marionnaud» располагает базой данных более чем на 6 млн своих покупателей, собранной в ряде стран Европы.

2° Списки свободного доступа

Речь идет о списках, публикуемых некоторыми государственными или частными организациями, к которым имеет свободный доступ любая компания или предприятие.

мг Справочники телефонных абонентов.

мг Специализированные справочники по профессиям (списки врачей, адвокатов и Т.Д.).

мг Справочники выпускников школ, вузов и т.д.

3° Организации, специализирующиеся на «сдаче во временное пользование» картотек: агенты по «аренде» картотек, или list brokers

Некоторые специализированные организации систематически составляют базы данных частных лиц, содержащие определенные точные сведения (пол, возраст, социальный и профессиональный статус и т.д.), и за небольшую плату могут предоставить их в распоряжение предприятий и компаний, которые хотели бы ими воспользоваться. Существует несколько вариантов оказания услуг подобного типа.

Специализированная организация, имеющая в своем распоряжении определенную картотеку, не предоставляет ее в распоряжение какой-либо компании-клиенту, а берется отправить от имени этой компании некоторое письмо (или сообщение) рекламного характера почтой или по e-mail отдельным лицам или организациям (в зависимости от обстоятельств) из картотеки. В письме всегда содержится купон или бланк для ответа, который в заполненном виде отправляется непосредственно на адрес компании-клиента. Более или менее значительная часть респондентов отправляет свои ответы, что позволяет компании составить собственную картотеку или пополнить уже имеющуюся информационную базу.

Некоторые организации, специализирующиеся на оказании услуг по предоставлению во временное пользование картотек, часто практикуют один из разновидностей вышеописанной системы — так называемый bus-mailing. В один почтовый конверт помещают сразу несколько предложений от разных компаний и затем отправляют его отдельным лицам или организациям. Такой способ позволяет разделить между компаниями не только расходы на доставку почтовой корреспонденции, но и сумму вознаграждения компании, предоставившей свои услуги.

4° Обмен картотеками или «аренда» клиентских картотек других компаний

Источником для составления или пополнения собственных картотек (или клиентской базы данных) служат также картотеки клиентов других компаний, не являющихся конкурентами. Эти клиентские картотеки «арендуются» на тех же условиях, которые описаны в предыдущем пункте.

мг Некий журнал может предоставить список своих подписчиков какой-либо издательской организации, которая в целях продажи, например энциклопедии, желает единовременно разослать по почте рекламные письма своим потенциальным покупателям.

Случается, что два предприятия, работающие в разных секторах и не являющиеся конкурентами, прибегают к взаимному обмену клиентскими картотеками либо в форме встречной «аренды», либо предоставляя друг другу клиентские списки целиком.

5° Средства массовой информации

Наконец, при составлении картотеки можно использовать СМИ (особенно печатные издания), размещая в газетах и журналах рекламные объявления вместе с купоном для ответа или предоставляя для связи номер телефона.

Для составления клиентской картотеки предприятию или компании нужно выбрать наиболее рентабельные источники, т. е. такие, с помощью которых при одинаковых затратах можно получить данные о наибольшем количестве интересующих лиц. При выборе желательно иметь в своем распоряжении все необходимые общие сведения о будущих клиентах и их характеристики. Чем точнее и подробнее будет информация, тем правильнее будет сделан выбор источника. Пополнение картотеки и характер содержащихся в ней сведений

Картотека может содержать лишь имя и адрес физических лиц, ее составляющих. Это самый простой, «урезанный» вид картотек. Однако обобщенный вид картотек такого типа не позволяет использовать их с максимальной рентабельностью. Если вы хотите максимально «обогатить» свою картотеку, необходимо пополнить ее достоверными сведениями относительно каждого члена списка. Информация такого рода бывает двух типов.

1° Индивидуальные описательные характеристики

В первую очередь речь идет об общих сведениях, таких как пол, возраст, профессия, образование и т.д. Информацию такого рода можно получить из индивидуальных анкет, которые заполняют лица, занесенные в картотеку.

2° Информация относительно истории взаимоотношений между клиентами и компанией

Сведения об истории взаимоотношений каждого клиента с обозначенной компанией, которые зачастую проще получить, чем выяснить личные данные клиентов, являются очень полезной информацией. Можно узнать, например, какие подарки от компании были предоставлены, а также количество, характер и объем сделанных покупок.

пег Если у банков есть централизованная база данных своих клиентов — частных лиц, они могут располагать информацией о каждом клиенте, например, сведения о средней сумме остатка на его лицевом счете, число выписанных им чеков, сведения о состоянии и сумме предоставленных ему кредитов и т.д.

Некая организация, осуществляющая торговлю по почте, может составить характеристику каждого из своих клиентов на основании некоторых синтетических показателей: давность покупки, т. е. дата последней покупки; частота совершения покупок; Общая стоимость покупок, т. е. общая сумма всех покупок за определенный период.

Было отмечено, что чем выше показатели давности, частоты и стоимости совершенных покупок, тем больше вероятность заказов и новых покупок.

в) Использование картотек

Картотеки используются, с одной стороны, как вспомогательное средство при проведении директ-маркетинговых кампаний и, с другой — как инструмент изучения потребительской аудитории.

1° Практическое (оперативное) использование картотек

Основное применение картотеки состоит, естественно, в том, чтобы составлять поименные списки лиц, которым будут направляться подарки или почтовая рассылка от компаний. Если картотека «не богата» сведениями личного характера, то в дальнейшем будет сложнее ее сегментировать.

Если картотеки содержат очень большие списки клиентов (несколько тысяч или даже несколько миллионов имен), то их оперативное использование требует применения серьезных информационных программ.

2° Использование картотек для изучения потребительской аудитории

Наряду с оперативным использованием картотек как вспомогательного средства при рассылке писем рекламного характера или подарков, они представляют собой инструмент изучения и анализа потребительского поведения клиентов. В этом смысле картотеки можно использовать следующим образом: определить слабые стороны перспективных клиентов с целью наметить контингент будущих потенциальных покупателей. Анализируя с помощью данных, собранных в разное время в картотеке, потребительское поведение клиентов, характер их покупок или некоторые другие показательные характеристики, можно определить, какие источники привлечения покупателей являются самыми рентабельными, а также какие категории клиентов нужно «вербовать» особыми способами; определить оптимальную частоту и/или природу предпочитаемых подарков для различных лиц из картотеки. Это можно сделать, либо проведя статистический анализ реакций членов картотеки на предоставление подарков, либо с помощью тестирования, суть которого заключается в том, чтобы применить различные методики к контрольной группе тестируемых из «списка», а затем сравнить результаты проведенных исследований. Подробнее об этом мы расскажем ниже в п. 3

Использование всей картотеки в целом является трудоемким и затратным мероприятием. Поэтому при использовании данных картотеки для

проведения каких-либо исследований рекомендуется работать не с целой картотекой, а выбрать несколько сотен или тысяч членов картотеки. Некоторые предприятия, специализирующиеся на торговле по почте, проводят постоянные опросы среди своих заказчиков, что позволяет им осуществлять более тонкий и глубокий анализ потребительского поведения, чем если бы они исследовали весь список членов картотеки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: