Как сократить текст

Способы сжатия текста

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Известны следующие способы сжатия текста:

1. Исключение

2. Обобщение

3. Замена (упрощение)

Исключение

однородных членов предложения;

риторических вопросов и восклицаний;

деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

выделить главное (существенное) и детали (подробности);

пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ :

1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕР:

до сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

ПРИМЕР:

до сжатия

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский , и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Обобщение

связанных одной мыслью, частей предложений;

конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо

Найти в тексте мелкие, единичные факты.

Найти в них общее.

Объединить эти факты на основе общего.

Сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕР:

до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Замена (упрощение)

однородных членов обобщающим словом;

сложного предложения — простым;

части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

прямой речи — косвенной;

части текста — одним предложением;

части предложения местоимением и т.д.

При ЗАМЕНЕ необходимо:

заменить сложное предложение простым;

заменить предложение или его часть указательным местоимением;

объединить два или три предложения в одно;

разбить сложное предложение на сокращённые простые;

перевести прямую речь в косвенную;

найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;

сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕРЫ:

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия

Когда читаешь дневник Никитина , то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия

Читая дневник Никитина , чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;

​замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

до сжатия

Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц , устраивающих утренний концерт , я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц , отдыхаешь по-настоящему.

после сжатия

Слушая утренний концерт птиц , я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи , к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

10 способов сократить текст на 30%

Краткость — это сестра талантливого копирайтера. Все это понимают, все про это говорят, но до сих пор многословие не перестаёт взрывать умы и колоть пальцы пишущей братии. Почему так происходит?

На то есть несколько причин — объективных, субъективных и откровенно непонятных.

Во-первых, многословие является признаком того, что автор не до конца изучил тему, и факты заменяет «водичкой» — сладкой или пресной.

Во-вторых, многословие стало следствием «творчества» авторов-скорострелов, выдающих несколько десятков тысяч знаков печатного текста за один рабочий день (это потому, что многие авторы свой ценник привязывают к объёму текста). И тут срабатывает предательский принцип «Больше напишу — больше заработаю».

В-третьих, отсутствие качества перфекционизма. Да, любой текст можно сделать не только более эффективным, но и более кратким.

Как? Добро пожаловать…

Краткость — подруга первого впечатления

Авторам пора принять, что навык писать кратко формирует приятное первое впечатление о таланте. Причём, краткость не должна конфликтовать с информационной насыщенностью и фактической подачей.

Об этом я ещё писал в книге «Бизнес-Копирайтинг». И писал потому, что лично прошёл через трансформацию многословия в краткость. Да, друзья, каждый сильный копирайтер сначала был слабым. Особенно тот, кто в этом не сознаётся.

И НУЖНО УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ КРАТКО. Лаконичней, чем сейчас. И нужно учиться сокращать именно свои тексты, резать по живому. Потому как, сокращая чужие тексты, вы вряд ли чему-то научитесь.

Всё дело в том, что автор обязан думать о читателе. Количество информации, которую современный человек через себя пропускает, стремительно растёт. Следовательно, читатель выбирает — какому тексту отдать предпочтение.

Представьте перед собой два листа бумаги. На одном текст размером на всю страницу. На другом — в половину. Вопрос: какой из них вы начнёте читать первым?

Запомните — любой текст можно сократить как минимум на 30%. Уберите из предыдущего предложения слова «запомните», «как минимум» и тире. Оно стало на треть короче, без потери смысла.

Теперь давайте сразим «десятку» наиболее распространённых друзей многословия.

№1 — канцелярщину оставьте бюрократам

Канцелярский стиль написания в копирайтинг принесли люди, которые в своё время активно занимались корпоративной и административной перепиской, переполненной шаблонами, штампами и прочей стилистической какафонией.

Пусть такой стиль написания и остаётся главенствовать в деловой переписке (хотя и там всё можно сокращать), но мы пишем совершенно другие тексты. Не забывайте об этом даже во сне.

Главный минус канцелярщины заключается в том, что всё написанное можно передать совершенно другими словами, совсем не урезая смысл. Второй минус канцелярского стиля — обилие ничего не означающих вводных штампов а-ля «Настоящим сообщаем».

Просто сравните эти текстовые фрагменты:

№2 — пустые уточнения оставьте идиотам

Все знают слово «который». Если вы внимательно просканируете разные тексты, то заметите, насколько часто оно встречается.

Я не говорю, что это слово-враг, а всего лишь намекаю, что как минимум в половине случаев его использование не совсем оправдано.

Зачастую, после слова «который» указывают определения или уточнения. При этом далеко не в каждом случае они выглядят уместными, ибо нормальный читатель всё и так прекрасно понимает. Не нужно делать его идиотом.

В приведённой ниже таблице вы увидите наглядно, что я хочу передать словесно:

№3 — птичий язык людям непонятен

Пожалуй, этот момент нужно было бы озвучить в самом начале. Но получилось, как получилось.

Периодически в текстах встречаются фразы, которые мы при первом прочтении сразу не понимаем. Мы возвращались к этому загадочному предложению снова и снова в попытках тренировки своего драгоценного мозга.

Причина появления таких «птичьих предложений» до сих пор не выявлена. Всё дело в том, что их может составить даже опытный автор. Но… Во всех 100% случаях использования таких формулировок их можно было бы сократить если не вдвое, то как минимум на треть.

Если читатель спотыкается о какое-то предложение, это уже катастрофа. Поэтому, когда вы заметите какое-то трудночитаемое «месиво» в своих работах — сразу уговорите себя сократить с помощью перефразирования.

Посмотрите, как это выглядит:

№4 — маниакально-депрессивная тавтология

Встречаются ситуации, когда в одном предложении авторы используют одинаковые слова и равнозначные смысловые конструкции, чтобы придать всему сообщению эффект помпезности и повышенной значимости.

С первого взгляда есть риск, а поймёт ли читатель, что здесь имеется в виду?

Это может быть как одно слово, так и несколько разных слов — и всё в одном предложении.

С одной стороны, это свидетельство слабого словарного запаса (привет справочнику синонимов).

С другой (и в то же время с той же самой) стороны, все эти выкрутасы передают склонность автора к многословию.

№5 — кому нужна напыщенность?

Одна из важных характеристик успешного текста — искренность изложения. Это когда у читателя не возникает подозрений в преувеличениях.

Текст — это общение с читателем, поэтому не нужно писать ему фразы, которые в подобной обстановке вы никогда не произносите тет-а-тет. Это передаёт напыщенность, что вызывает недоверие.

В коммерческих текстах она сплошь и рядом. Более того, целые предложения пестрят пересахарёнными сладостными терминами и формулировками, от которых начинается интеллектуальная изжога.

И это не только вечные друзья преувеличений — «самый», «лучший», «№1» и так далее… Всё ещё веселей. Просто прочитайте предлагаемые слева фрагменты и представьте себя целевым читателем:

№6 — пассивный залог и импотенция

Активный и пассивный залог есть не только в английском языке, но и в русском. В нашем случае пассивный залог представляется формулировками:

  • макет был разработан
  • книга напечатана
  • пример был подобран

Простите, но пассивный залог слегка отдаёт «мертвечиной» стиля.

А некоторые мои знакомые его ассоциируют с авторской импотенцией — «ну не могут они писать в активном залоге». В любом случае, в копирайтинге предпочтение следует отдавать именно активному стилю написания.

Особенно ярко это бросается при чтении полного предложения:

№7 — неумышленное ожирение

Здесь ситуация, когда авторы в некоторых местах искусственно раздувают текст. Читаешь, смотришь и думаешь — ну как это так? Неужели ЭТО нельзя было написать короче? Ведь это же так очевидно…

Очевидно или неочевидно, просто смиримся с фактами: порой мы умышленно (хорошо, хорошо — неумышленно) раздуваем то или иное предложение. Конечно, можно оставить всё как есть, а можно переступить через своё ЭГО-ГО и привести мысли в порядок.

И здесь в ход идёт, всё что можно, кроме того, что нужно. Здесь вы можете в одном предложении встретить и канцелярщину и ненужные уточнения с определениями и птичий язык… Да, и такое бывает.

В ожирении нет ничего хорошего. Сразу включается тяжесть чтения, скукотища и откровенное авторское занудство.

Ну а как по-другому можно назвать то, что вы сейчас прочитаете слева?

№8 — поэзия и дворовая лексика

Бывают ситуации, когда мне кажется, что тот или иной автор скорее был бы отличным поэтом, чем копирайтером. Ну не место лирике и высоким метафорам в копирайтинге. Такие тексты не читают для удовольствия, разместившись с бокалом бургундского вина в мягком кресле у камина.

Коммерческий текст — это не любовное письмо. Не думайте о высоком, не пытайтесь подражать Хемингуэю и Гарсии Маркесу.

В других ситуациях можно сделать вывод, что автор слегка перепутал формат обращения. Это я говорю об откровенно дворовой разговорной стилистике, которая в коммерческих текстах приводит только к «0». Базарить надо не в текстах, а во дворе с пацанами.

Задача текста не заключается в аплодисментах и симпатиях. Главный судья такого произведения — это читатель, желающий тратить (или вкладывать) свои деньги. В копирайтинге аплодисменты заслужить проще, чем деньги.

Потому что аплодируют обычно коллеги, а не клиенты. Но коллеги вам не заплатят за такие тексты. Тогда смысл метафорить и базарить?

№9 — «Вы»-паранойя…

Негласное правило копирайтинга о том, что продающий текст не должен «МЫ»-чать породило параноидальную любовь к «ВЫ»-канию.

Это самое волшебное «вы» расставляется не то чтобы по всему тексту… Его по несколько раз запихивают в одно предложение. ЗАЧЕМ.

Представьте себе классическую беседу «продавец-покупатель», и что вам через два-три слова «ВЫ»-кают. Да это же начнёт раздражать из-за напускной фамильярности и так называемого «хитролисья» (от сочетания слов «хитрый лис», для защитников течения «Женщинам такие же права, как и мужчинам» — от сочетания «хитрая лиса»).

Запомните, одного «вы» в одном предложении достаточно. Это уже вежливо.

И здесь странность не в том, что «вы» увеличивает текст, а в том, что такая стилистика по умолчанию способствует его искусственному раздутию.

Читайте также  Как оплатить Яндекс.Директ

Достаточно посмотреть на примеры, и вы всё поймёте сами.

№10 — ну очень сложный глагол…

Глагол — наш самый лучший друг, потому что он символизирует действие.

Но рядом с этим другом часто вертятся какие-то нехорошие части речи и словесные обороты. Это не есть хорошо, потому как могут наш глагол научить чему-то нехорошему.

Это может быть два подряд глагола, когда всё можно передать совершенно другим и одним. Это когда о глагол трётся ненужное существительное или к нему пристаёт брутальное причастие.

Зачем всё усложнять, если изначально можно сделать проще?

Вместо постскриптума…

Я понимаю, что сам не являюсь идеальным автором. Я такой же, как вы. Потому что вы тоже неидеальны.

Но нас должно объединять общее стремление постоянно совершенствоваться и думать, как писать лаконичней. Как обходиться меньшим количеством слов и символов, без потери сути и убедительности своего обращения.

Доставайте свои тексты и начинайте резать по живому…

10 способов сократить текст на 30%

Краткость — это сестра талантливого копирайтера. Все это понимают, все про это говорят, но до сих пор многословие не перестаёт взрывать умы и колоть пальцы пишущей братии. Почему так происходит?

На то есть несколько причин — объективных, субъективных и откровенно непонятных.

Во-первых, многословие является признаком того, что автор не до конца изучил тему, и факты заменяет «водичкой» — сладкой или пресной.

Во-вторых, многословие стало следствием «творчества» авторов-скорострелов, выдающих несколько десятков тысяч знаков печатного текста за один рабочий день (это потому, что многие авторы свой ценник привязывают к объёму текста). И тут срабатывает предательский принцип «Больше напишу — больше заработаю».

В-третьих, отсутствие качества перфекционизма. Да, любой текст можно сделать не только более эффективным, но и более кратким.

Как? Добро пожаловать…

Краткость — подруга первого впечатления

Авторам пора принять, что навык писать кратко формирует приятное первое впечатление о таланте. Причём, краткость не должна конфликтовать с информационной насыщенностью и фактической подачей.

Об этом я ещё писал в книге «Бизнес-Копирайтинг». И писал потому, что лично прошёл через трансформацию многословия в краткость. Да, друзья, каждый сильный копирайтер сначала был слабым. Особенно тот, кто в этом не сознаётся.

И НУЖНО УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ КРАТКО. Лаконичней, чем сейчас. И нужно учиться сокращать именно свои тексты, резать по живому. Потому как, сокращая чужие тексты, вы вряд ли чему-то научитесь.

Всё дело в том, что автор обязан думать о читателе. Количество информации, которую современный человек через себя пропускает, стремительно растёт. Следовательно, читатель выбирает — какому тексту отдать предпочтение.

Представьте перед собой два листа бумаги. На одном текст размером на всю страницу. На другом — в половину. Вопрос: какой из них вы начнёте читать первым?

Запомните — любой текст можно сократить как минимум на 30%. Уберите из предыдущего предложения слова «запомните», «как минимум» и тире. Оно стало на треть короче, без потери смысла.

Теперь давайте сразим «десятку» наиболее распространённых друзей многословия.

№1 — канцелярщину оставьте бюрократам

Канцелярский стиль написания в копирайтинг принесли люди, которые в своё время активно занимались корпоративной и административной перепиской, переполненной шаблонами, штампами и прочей стилистической какафонией.

Пусть такой стиль написания и остаётся главенствовать в деловой переписке (хотя и там всё можно сокращать), но мы пишем совершенно другие тексты. Не забывайте об этом даже во сне.

Главный минус канцелярщины заключается в том, что всё написанное можно передать совершенно другими словами, совсем не урезая смысл. Второй минус канцелярского стиля — обилие ничего не означающих вводных штампов а-ля «Настоящим сообщаем».

Просто сравните эти текстовые фрагменты:

№2 — пустые уточнения оставьте идиотам

Все знают слово «который». Если вы внимательно просканируете разные тексты, то заметите, насколько часто оно встречается.

Я не говорю, что это слово-враг, а всего лишь намекаю, что как минимум в половине случаев его использование не совсем оправдано.

Зачастую, после слова «который» указывают определения или уточнения. При этом далеко не в каждом случае они выглядят уместными, ибо нормальный читатель всё и так прекрасно понимает. Не нужно делать его идиотом.

В приведённой ниже таблице вы увидите наглядно, что я хочу передать словесно:

№3 — птичий язык людям непонятен

Пожалуй, этот момент нужно было бы озвучить в самом начале. Но получилось, как получилось.

Периодически в текстах встречаются фразы, которые мы при первом прочтении сразу не понимаем. Мы возвращались к этому загадочному предложению снова и снова в попытках тренировки своего драгоценного мозга.

Причина появления таких «птичьих предложений» до сих пор не выявлена. Всё дело в том, что их может составить даже опытный автор. Но… Во всех 100% случаях использования таких формулировок их можно было бы сократить если не вдвое, то как минимум на треть.

Если читатель спотыкается о какое-то предложение, это уже катастрофа. Поэтому, когда вы заметите какое-то трудночитаемое «месиво» в своих работах — сразу уговорите себя сократить с помощью перефразирования.

Посмотрите, как это выглядит:

№4 — маниакально-депрессивная тавтология

Встречаются ситуации, когда в одном предложении авторы используют одинаковые слова и равнозначные смысловые конструкции, чтобы придать всему сообщению эффект помпезности и повышенной значимости.

С первого взгляда есть риск, а поймёт ли читатель, что здесь имеется в виду?

Это может быть как одно слово, так и несколько разных слов — и всё в одном предложении.

С одной стороны, это свидетельство слабого словарного запаса (привет справочнику синонимов).

С другой (и в то же время с той же самой) стороны, все эти выкрутасы передают склонность автора к многословию.

№5 — кому нужна напыщенность?

Одна из важных характеристик успешного текста — искренность изложения. Это когда у читателя не возникает подозрений в преувеличениях.

Текст — это общение с читателем, поэтому не нужно писать ему фразы, которые в подобной обстановке вы никогда не произносите тет-а-тет. Это передаёт напыщенность, что вызывает недоверие.

В коммерческих текстах она сплошь и рядом. Более того, целые предложения пестрят пересахарёнными сладостными терминами и формулировками, от которых начинается интеллектуальная изжога.

И это не только вечные друзья преувеличений — «самый», «лучший», «№1» и так далее… Всё ещё веселей. Просто прочитайте предлагаемые слева фрагменты и представьте себя целевым читателем:

№6 — пассивный залог и импотенция

Активный и пассивный залог есть не только в английском языке, но и в русском. В нашем случае пассивный залог представляется формулировками:

  • макет был разработан
  • книга напечатана
  • пример был подобран

Простите, но пассивный залог слегка отдаёт «мертвечиной» стиля.

А некоторые мои знакомые его ассоциируют с авторской импотенцией — «ну не могут они писать в активном залоге». В любом случае, в копирайтинге предпочтение следует отдавать именно активному стилю написания.

Особенно ярко это бросается при чтении полного предложения:

№7 — неумышленное ожирение

Здесь ситуация, когда авторы в некоторых местах искусственно раздувают текст. Читаешь, смотришь и думаешь — ну как это так? Неужели ЭТО нельзя было написать короче? Ведь это же так очевидно…

Очевидно или неочевидно, просто смиримся с фактами: порой мы умышленно (хорошо, хорошо — неумышленно) раздуваем то или иное предложение. Конечно, можно оставить всё как есть, а можно переступить через своё ЭГО-ГО и привести мысли в порядок.

И здесь в ход идёт, всё что можно, кроме того, что нужно. Здесь вы можете в одном предложении встретить и канцелярщину и ненужные уточнения с определениями и птичий язык… Да, и такое бывает.

В ожирении нет ничего хорошего. Сразу включается тяжесть чтения, скукотища и откровенное авторское занудство.

Ну а как по-другому можно назвать то, что вы сейчас прочитаете слева?

№8 — поэзия и дворовая лексика

Бывают ситуации, когда мне кажется, что тот или иной автор скорее был бы отличным поэтом, чем копирайтером. Ну не место лирике и высоким метафорам в копирайтинге. Такие тексты не читают для удовольствия, разместившись с бокалом бургундского вина в мягком кресле у камина.

Коммерческий текст — это не любовное письмо. Не думайте о высоком, не пытайтесь подражать Хемингуэю и Гарсии Маркесу.

В других ситуациях можно сделать вывод, что автор слегка перепутал формат обращения. Это я говорю об откровенно дворовой разговорной стилистике, которая в коммерческих текстах приводит только к «0». Базарить надо не в текстах, а во дворе с пацанами.

Задача текста не заключается в аплодисментах и симпатиях. Главный судья такого произведения — это читатель, желающий тратить (или вкладывать) свои деньги. В копирайтинге аплодисменты заслужить проще, чем деньги.

Потому что аплодируют обычно коллеги, а не клиенты. Но коллеги вам не заплатят за такие тексты. Тогда смысл метафорить и базарить?

№9 — «Вы»-паранойя…

Негласное правило копирайтинга о том, что продающий текст не должен «МЫ»-чать породило параноидальную любовь к «ВЫ»-канию.

Это самое волшебное «вы» расставляется не то чтобы по всему тексту… Его по несколько раз запихивают в одно предложение. ЗАЧЕМ.

Представьте себе классическую беседу «продавец-покупатель», и что вам через два-три слова «ВЫ»-кают. Да это же начнёт раздражать из-за напускной фамильярности и так называемого «хитролисья» (от сочетания слов «хитрый лис», для защитников течения «Женщинам такие же права, как и мужчинам» — от сочетания «хитрая лиса»).

Запомните, одного «вы» в одном предложении достаточно. Это уже вежливо.

И здесь странность не в том, что «вы» увеличивает текст, а в том, что такая стилистика по умолчанию способствует его искусственному раздутию.

Достаточно посмотреть на примеры, и вы всё поймёте сами.

№10 — ну очень сложный глагол…

Глагол — наш самый лучший друг, потому что он символизирует действие.

Но рядом с этим другом часто вертятся какие-то нехорошие части речи и словесные обороты. Это не есть хорошо, потому как могут наш глагол научить чему-то нехорошему.

Это может быть два подряд глагола, когда всё можно передать совершенно другим и одним. Это когда о глагол трётся ненужное существительное или к нему пристаёт брутальное причастие.

Зачем всё усложнять, если изначально можно сделать проще?

Вместо постскриптума…

Я понимаю, что сам не являюсь идеальным автором. Я такой же, как вы. Потому что вы тоже неидеальны.

Но нас должно объединять общее стремление постоянно совершенствоваться и думать, как писать лаконичней. Как обходиться меньшим количеством слов и символов, без потери сути и убедительности своего обращения.

Доставайте свои тексты и начинайте резать по живому…

Правила объективного сокращения или наполнения текста

Написание студенческих и научных работ предполагает не просто полномасштабное и поэтапное раскрытие выбранной темы, но и учет ряд требований по их созданию и оформлению. Одним из таких ключевых параметров, предопределяющих «жизнеспособность» проекта, является объем.

Написание студенческих и научных работ предполагает не просто полномасштабное и поэтапное раскрытие выбранной темы, но и учет ряд требований по их созданию и оформлению. Одним из таких ключевых параметров, предопределяющих «жизнеспособность» проекта, является объем.

Нередко редактирование объема приводит к серьезным последствиям. Поэтому специалисты Дисхелп решили поделиться секретами по правильному наполнению и сокращению текста.

Оптимальный объем курсовой, дипломной или научной работы

Требования по объему студенческого или научно-исследовательского проекта прописываются в ГОСТах и методических рекомендациях. Поэтому еще до написания важно ознакомиться с ключевыми параметрами. Определить примерный объем работы можно еще на этапе планирования: количество глав, подпунктов, их соотношение с учетом заявленных критериев.

Как определить примерный объем будущей работы?

Средний объем курсовой работы достигает 20-25 страниц, ВКР бакалавра – 45-60 страниц, магистерская диссертация – 60-90 страниц, научные работы – 120-180 страниц и более. На каждой ступени образования предусмотрены четкие границы допустимого исследования, в рамки которого автору предстоит уложить основные моменты, выводы и рекомендации.

Объем проекта может быть урегулирован на «местном уровне», то есть непосредственно в Вузе по согласованию с научным руководителем. Заниженный или превышенный нормы объем не должен вредить качеству проекта. Поэтому любое нарушение действующих стандартов должно быть обоснованным и одобренным.

Оптимальным считается объем проекта, который укладывается в рамки заявленных требований и стандартов. При этом допускается незначительное отклонение от них (в 1-3 страницы печатного текста). В случае грубых и явных нарушений, материал придется «перерабатывать».

Когда требуется «наращивание» объема и как это грамотно сделать?

Увеличение объема курсовой, дипломной или иной научно-исследовательской работы требует я только в одном случае – он гораздо меньше заявленных требований. Также допускается дополнение материалов, если научный руководитель сочтет, что тема исследована поверхностно и не нашла полного раскрытия в тексте.

Как сделать объем письменного проекта больше?

Чаще всего с низким объемом проекта студенты сталкиваются в определенных случаях:

  • Слишком узкая тема исследования, отклониться от которой невозможно;
  • Дефицит информации. Здесь проявляется нехватка актуальных, достоверных и обоснованных материалов, качественной информации. Данное явление наблюдается, если тема слабо проработана.
  • В открытом доступе доминирует лишь учебная и справочная информация, научных работ не хватает.

В текущей ситуации выход только один – дорабатывать материал, дополняя его новыми фактами или обыгрывая, перефразируя имеющиеся данные. В этом деле важно не перестараться.

Читайте также  Как разделать судака

Автору следует определить, какие моменты и фрагменты целесообразно дополнить, какие материалы понадобятся для этого (есть ли они на руках, где их искать и пр.).

Тщательно перечитайте всю работу, а затем выделите основные моменты в каждом фрагменте, выпишите ключевые слова. Составьте кратко план каждого подпункта. Такой подход позволит оценить, какие моменты можно дополнить, чем и зачем.

Чаще всего студенты обыгрывают ключевые слова, перефразируя текущие формулировки, более полномасштабно расписывают указанные теории (без углубления в историю создания), дополняют выводы.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Если указанные приемы не спасли ситуацию, то, возможно, придется тщательно переработать структуру раздела: поменять местами абзацы или предложения, добавить «связки».

Заметно нарастить объем помогут графические материалы, таблицы и их анализ. Здесь главное понять, как создать схему/рисунок, определить его место и роль в работе, целесообразность и важность и грамотно оформить.

Как уменьшить объем курсовой, дипломной или научной работы?

Если автор увлечен темой, то он может попросту не заметить, как сильно «раздул» проект, значительно превысив объем. Притом о таком последствии студенты узнают преимущественно после проверки материала, полагая, что все сделали верно и грамотно.

Превышение объема, использование массы первоисточников – не показатель качества. Зачастую превышение объема свидетельствует о следующем:

  • Автор не умеет работать с большим объемом информации;
  • Студент поленился и решил не обрабатывать первоисточники по степени важности, нужности и целесообразности.

Сокращать объем проекта – не так легко, как кажется на первый взгляд. По сути, это очередная обработка уже написанного материала, где предстоит исключить всю «воду» и вновь создать грамотный и читабельный текст строго в рамках выбранной темы.

Как уменьшить работу?

Чаще всего превышение заданного объема наблюдается в следующих моментах исследования:

  • Автор слишком подробно описал теоретические аспекты, уделяя внимание даже незначительным моментам: истории происхождения проблемы, детальное описание старых теорий и правил;
  • Слишком объемные и детальные выводы с множеством цифр показателей и пр.;
  • Чрезмерное использование графических и табличных материалов;
  • Частое и громоздкое употребление связок и вводных конструкций;
  • Чрезмерное цитирование, копирование и заимствование.

Чтобы сократить текст исследования, необходимо еще раз внимательно ее перечитать, определить ключевые моменты, слова и теории в каждом разделе, а затем отбросить «воду»: полностью ликвидировав отдельные абзацы, предложения или перефразировав их.

Первым делом, необходимо обратить внимание на теоретический раздел: минимизируйте «историю». Здесь достаточно кратко дать определение ключевым словам, проанализировать методики и правила, предоставив краткую характеристику (суть: что и как действует, когда применимо, какие данные потребуются для реализации). Все остальные детали можно опустить. Основной упор делается на план проекта, ключевые слова и рекомендации научного руководителя, требования (методрекомендации).

В практической части, как правило, преобладают всевозможные таблицы, рисунки и схемы, каждый из которых сопровождается анализом. Здесь автору предстоит кратко и емко описать выявленную тенденцию, притом не стоит погружаться в числа, описывать каждый показатель или параметр. Самое важное: констатировать факт – что изменилось и почему, в какую сторону. В выводах не обязательно отмечать точные цифры. Все это найдет отражение непосредственно в таблице или на графике.

Избегайте слишком сложных предложений, вводных конструкций в начале выводов и пр. Пишите строго по фактам: проанализировано – получено – закономерность. Такой подход упростит в дальнейшем поиск решений.

Сократить объем исследования просто:

  • Читаем материал и оставляем лишь суть: изучение ключевых слов, терминов, определений и теорий по теме, выделяем слишком объемные абзацы, «лирические отступления», связующие и вводные конструкции;
  • Перечитываем материал и принимаем решение: перефразируем или просто удаляем отдельные фрагменты;
  • Оцените важность и уместность использования цитат, копирований и заимствований. По возможности либо кратко перефразируйте, либо вовсе откажитесь от данного приема и удалите лишний текст.
  • Проверяем материал на читабельность, последовательность и логичность, восполняем проблемы: связки, переходы, выводы;

Рекомендации экспертов Дисхелп по грамотному редактированию текста

Обратите внимание, что любые изменения в проектах способны привнести как положительные, так и отрицательные результаты. Положительные проявляются в устранении замечаний, грубых и явных нарушений. Вроде бы, все хорошо, но…

Самым явным и сложно устранимым последствием корректив курсовых, дипломных и научных работ является снижение уникальности. Данная черта может проявиться, как в ходе сокращения, так и «наращивания» объема. Поэтому важно тщательно обрабатывать источники информации, грамотно перефразировать текст, сохранив при этом изначальный замысел.

Наиболее оптимальный объем письменной работы

Оценивайте объем проекта только по мере написания и оформления, то есть получения «окончательного» варианта. Иногда при малом объеме информации нужно лишь перепроверить оформление: настроить поля, пронумеровать страницы, добавить ссылки и сноски, грамотно оформить разделы с учетом списков, пробелов, графиков и пр. Нередко именно такой подход позволяет исправить ситуацию.

В случае превышения заданного объема (после оформления), можно перенести часть графических материалов в раздел «Приложения», оставив лишь их описание в тексте. Но если этот прием не сработал, то «перерабатывать» материал, вносить очередные коррективы — неизбежная участь автора.

При написании курсовых, дипломных и научных работ избегайте пустословия, «воды», лирических отступлений. Пишите строго по теме, отмечая лишь проверенные факты и используя надежные источники информации.

Если решить «объемную проблему» не удается, то следует обговорить ее с научным руководителем. Возможно, он разрешит оставить все как есть и допустит проект к защите без ущерба для автора, либо даст дельные советы.

Если у Вас возникли проблемы с объемом исследования, то можно обратиться за помощью к специалистам ОЦ Дисхелп. У нас трудятся квалифицированные специалисты: педагоги топовых ВУЗов, лингвисты и филологи, редакторы и корректоры, переводчики. Мы гарантируем высокое качество услуг, учет всех заявленных требований и рекомендаций заказчика, безопасность сделки.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку

Как правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал

В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.

Типы восприятия

Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.

От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.

Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.

Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.

Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Этапы работы над изложением

1. Первое прочтение.

Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.

Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.

2. Перерыв между чтениями.

Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.

Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.

3. Второе прочтение.

Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.

Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.

4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.

Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.

5. Сжатие текста: сократите написанное.

В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.

6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.

В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.

Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.

8. Переписывание чистовика на бланк.

На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отстранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.

Критерии оценивания

За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.

Микротемы

Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.

Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.

Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы.

Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ

Сжатие текста

Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:

1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.

«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».

3. Обобщение нескольких предложений в одно.

«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

Что нужно сохранить при сжатии текста:

  • тип и стиль речи;
  • последовательность изложения;
  • три микротемы в трёх абзацах;
  • ключевые слова.

Что можно исключить при сжатии текста:

  • вводные слова, риторические вопросы и восклицания;
  • примеры, доказательства, подробности, лирические отступления;
  • обобщающие слова и предложения;
  • однородные члены;
  • повторы;
  • прямую речь — её передаём косвенной;
  • пространное описание природы, чувств и настроений.

Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.

Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. 2
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. 1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.

Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ

➗ Разделение абзацев

В каждом абзаце должна быть законченная мысль.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста.

Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ

Как готовиться

На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.

Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:

1. Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться.

2. Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни.

3. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека.

1. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота.

2. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.

3. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу

Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:

  • переданы все три микротемы;
  • все три микротемы сжаты;
  • текст чётко разделён на три абзаца;
  • нет логических ошибок.

Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Как сократить текст

Уже при первом чтении изложения нужно постараться записать текст на черновике. Безусловно, важно владеть скорописью. Если что-то не запомнилось, лучше оставлять пустые места, чтобы восполнить пропуски позже. Во время десятиминутной паузы между прослушиванием аудиозаписи можно расшифровать сокращённые слова, попытаться определить микротемы.

Часто ученики ошибочно выделяют абзацы, деформируют смысл текста, вставляя то, чего не было в исходном тексте, или упускают важное и сохраняют ненужные детали.

Когда текст полностью записан, можно приступать к его сжатию. Работу нужно организовать поэтапно — с каждым абзацем отдельно. Лучше всего начать с поиска повторяющихся слов. Их мы заключаем в овалы или подчёркиваем. Потом находим однородные члены и заменяем их обобщённым понятием. Из простых предложений выстраиваем сложные, а сложные превращаем в простые, прямую речь меняем на косвенную. Исключаем причастные и деепричастные обороты, вводные слова, цитаты.

Не забываем вести счёт словам, даже таким маленьким, как союзы А, И, предлоги О, В. Подсчитываем количество слов как в каждом абзаце, так и во всём тексте целиком.

Предлагаем вашему вниманию материалы из опыта работы по сокращению текстов изложения в формате ОГЭ-2017.

В исходных текстах уже подчёркнуто то, что подлежит сокращению. Всего слов в предложенных для сжатия текстах может быть от 150 до 175, нужно сократить предложенный текст в два раза, чтобы получилось не менее 70 слов. Хорошо, если сумеем уложиться до 80 слов.

Работа с текстом о маме

Слово «мама» — особое слово . Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. 44 слова

Место матери в нашей жизни особое , исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». 66 слов

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» — провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению , мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час . Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 55 слов

Вариант 1 сжатия текста о маме

Слово «мама» особенное. Оно сопровождает нас в годы взросления и зрелости, а в языке любого народа звучит нежно и ласково. 20 слов

Место матери в нашей жизни исключительное. Мы разделяем с ней радость и горе. Материнская любовь вдохновляет нас на подвиг. Человек верит, что мама всегда придёт на помощь. 27 слов

Художники, композиторы и поэты создали замечательные произведения о маме. Мы поздно понимаем, что не сказали вовремя добрые слова маме. Нужно всегда дарить ей радость, ведь благодарные дети — лучший подарок. 29 слов

Вариант 2 сжатия текста о маме

Слово «мама» особое. Оно сопровождает нас всю жизнь: от колыбели до старости. Это слово есть в любом языке мира, и звучит оно ласково. 23 слова

Место матери исключительное. Мы делимся с мамой своей радостью и болью, в сложных обстоятельствах зовём на помощь. Слово «мама» равнозначно слову «жизнь». 22 слова

Многие талантливые люди создали замечательные произведения о маме. Нужно беречь матерей, говорить им хорошие и добрые слова, дарить радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 30 слов

Работа с текстом о шуме в природе

Этот текст достаточно сложен. В нём много рядов однородных членов, есть обобщающие слова, обособленные члены предложения и повторы. Части его не совсем равноценны, поэтому ученики неправильно выделяют абзацы.

Кто из людей не ис­пы­ты­вал на­сла­жде­ния, вни­мая вздо­хам лет­не­го дож­ди­ка, шур­ша­нию осен­ней лист­вы, вол­нам, пле­щу­щим­ся вдоль бе­ре­гов озера , жур­ча­щей воде, го­лу­бям , вор­ку­ю­щим ту­ман­ным утром ? Что может срав­нить­ся с пе­ни­ем птиц , осо­бен­но таких вы­да­ю­щих­ся му­зы­кан­тов , как со­ло­вьи? Пение людей может на­до­едать, пение птиц — ни­ко­гда. Птицы со­зда­ют зву­ко­вую окрас­ку ланд­шаф­та . Дикая при­ро­да об­ла­да­ет не толь­ко зри­тель­ной, но и зву­ко­вой кра­со­той. Раз­лич­ные виды на­се­ко­мых, зве­рей, птиц до­пол­ня­ют друг друга в су­точ­ных и се­зон­ных рит­мах зву­ча­ния , ис­пол­нен­ных под­лин­ной кра­со­ты. 76 слов

Самая бо­га­тая му­зы­ка — му­зы­ка при­ро­ды. Один ка­над­ский ком­по­зи­тор ввёл спе­ци­аль­ное по­ня­тие — » зву­ко­вой ланд­шафт «. По его мне­нию , для жи­те­лей лесов каж­дый вид де­ре­ва имеет свой голос. Когда ве­те­рок про­ле­та­ет в ёлках — они всхли­пы­ва­ют и сто­нут, ясень шипит, бе­рё­зы ше­ле­стят, сосны гудят. Даже злаки имеют свои «го­ло­са», раз­ные днём и ночью . 52 слова

При­ро­да не про­из­во­дит шум . Рёв бури, ше­ле­стя­щий лист, ско­ро­го­вор­ка дождя — во всём этом есть из­на­чаль­ная и не­из­ве­дан­ная гар­мо­ния. Пение птиц, ква­ка­нье ля­гу­шек, ше­лест трав, шум при­боя, рёв во­до­па­да — вся эта сим­фо­ния зву­ков дикой при­ро­ды есть огром­ная и не­до­ся­га­е­мая иде­аль­ная цен­ность. 42 слова

Всего 164 слова

Пример сжатия текста

Многие люди ис­пы­ты­вают на­сла­жде­ние, обращая внимание на дож­дь, лист­ву, вол­ны, ту­ман­ное утро. И пение птиц ни­ко­гда не надоедает. Дикая при­ро­да об­ла­да­ет зри­тель­ной и зву­ко­вой кра­со­той. Раз­лич­ные виды живого мира до­пол­ня­ют друг друга. 31 слово

Му­зы­ка при­ро­ды самая бо­га­тая. Ка­над­ский ком­по­зи­тор считает, что для жи­те­лей лесов каж­дое де­ре­во имеет свой голос: от ветра ёлки сто­нут, ясень шипит, бе­рё­зы ше­ле­стят, сосны гудят, и злаки имеют свои «го­ло­са. 31 слово

В при­ро­де есть какая-то не­из­ве­дан­ная гар­мо­ния. Сим­фо­ния зву­ков окружающего мира имеет не­до­ся­га­е­мую цен­ность. 13 слов

Работа с текстом о культуре

Слово «культура» многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура ? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо , если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, цент р творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов. 63 слова

Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди , хорошо понимающие, что такое настоящая культура , из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина , красота. Было бы хорошо , если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. 59 слов

Культура — огромный океан творчества, места хватит всем , для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. 30 слов

Пример сжатия текста

Слово «культура» многогранно. Истинная культура несёт в себе понятие духовности, знание и красоту. Когда люди поймут это, наша страна станет процветающей. Нужно иметь центры творчества для детей и взрослых. 29 слов

Подлинная культура направлена на воспитание и образование. Поэтому руководить такими центрами должны честные и преданные делу люди, хорошо понимающие значение настоящей культуры. 22 слова

Культура — океан творчества, в котором каждому найдётся дело по душе. Всем нужно участвовать в её укреплении, и тогда наша планета станет прекраснее. 23 слова

Работа с текстом о сказках

Сказки. как прекрасен и увлекателен ваш мир . Мир , в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале , как правило , все счастливы. Нет , конечно , и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. 50 слов

Бывают , правда , и злые сказки , в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые . А между прочим , даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы , люди . 64 слова

Вы , люди , специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам , причиняете друг другу боль. Вы, люди , забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его . А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки . 61 слово

Пример сжатия текста

Мир сказок прекрасен и увлекателен. В нём всегда торжествует добро, а в финале все счастливы. Но есть сказки, которые вызывают грусть и святые слёзы. 24 слова

Как и люди, есть злые сказки, но их меньше, чем добрых. Сказки не могут быть злыми от природы. 18 слов

Человек специально или случайно причиняет другому боль, забывает об исцеляющей доброте сказок и не находит выхода из жизненного тупика. Надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. 30 слов

Работа с текстом о детских игрушках

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки . Пожалуй , у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание , которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка — это самое яркое воспоминание из детства каждого человека . 37 слов

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника , игрушка всё-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка , с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. 58 слов

Игрушка — это ключ к сознанию маленького человека . Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку , помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты , а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. 63 слова

Пример сжатия текста

У каждого из нас были любимые игрушки. С ними связаны самые яркие воспоминания из детства, которые бережно хранятся в сердце. 20 слов

В век компьютерных технологий реальные игрушки не привлекают к себе внимания, но остаются незаменимыми в обучении и развитии ребёнка. Они помогают ему общаться, играть и приобретать жизненный опыт. 28 слов

Игрушка — это ключ к сознанию. Чтобы сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Она принесёт в мир ребёнка систему ценностей и воспитает полноценного человека. 27 слов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: