Как семья влияет на личность

Как семья влияет на личность

Человек с начала жизни находится в семье, где и формируется его личность. Он растет под влиянием родителей — основных воспитателей. Развиваясь, изучает мир и себя в нем. Первые навыки общения готовят его к социуму. Роль семьи в формировании личности весьма значительна. Здесь ребёнок получает первую информацию об окружающей реальности. Родители могут воздействовать на маленького человека, который находится в зависимости от них.

Стили семейного воспитания

Члены семьи связаны отношениями родства, что является залогом стабильности в эмоциональной сфере. По сути это малая группа, служащая отправной точкой для личностного роста. Здесь же закладываются основы личности ребенка, который учится взаимодействовать с окружением, постигает нормы и правила поведения. Влияние семьи на формирование личности — это совокупность данных факторов, предопределяющий дальнейшую жизнь, в каких бы социальных группах ребенок не оказался. Отношениям в семье и обществе посвящён этот раздел сайта.

Различают несколько типов отношений в семье, связанных с воспитанием.

  • При наличии диктата одни родственники подавляются другими. Систематически уничтожаются инициативы. Если подобная авторитарность проявляется по отношению к детям, формирование личности столкнется с неудачами.
  • Опека: родители трудятся, обеспечивая потребности ребенка. Он огражден от забот, в результате чего по жизни во многом оказывается недостаточно приспособленным, не имеет самостоятельности, инициативности. А также ему затруднительно быть частью коллектива.
  • Влияние семьи на формирование личности, проявленное в стиле невмешательства, касается обеих сторон: детей и взрослых. Это пассивный тип воспитания со стороны родителей.
  • Метод сотрудничества проявляется в общих целях, задачах, совместной деятельности. Индивидуальный эгоизм ребенка при этом успешно преодолевается.

Семья — средство воспитания. В дошкольном возрасте ребенка занимают игры, составляющие его основную деятельность. Дальнейшее обучение формирует усидчивость, умение сосредотачиваться. К этому нужно подготовиться заранее. А именно, научить дитя:

  • выполнять поручения;
  • быть прилежным;
  • доводить до конца игры или дела;
  • быть упорным, проявлять настойчивость и силу воли.

Рассматривая, как семья влияет на человека в детстве, важно учесть стремление к самостоятельности, вовлечение в бытовую и деятельность, трудовое воспитание. Все это предопределяет успех в учебе, а затем и жизни.

Взаимоотношение родителей и детей в семье

Роль семьи в развитии личности важна на протяжении первого года жизни малыша и последующих лет. Сначала на родителей возлагаются обязанности по созданию условий для его физического развития. Они обеспечивают питание, условия гигиены. В дальнейшем взаимодействие происходит по следующим этапам.

  • Дети начинают заявлять о потребностях и желаниях. Взрослые должны отличать их от капризов, давая малышу нравственные уроки относительно привычек.
  • На второй год ребенок учится ходить, знакомится с окружающей средой посредством прикосновений, проявляет любопытство. Ему необходимо все объяснять, наглядно показывать, отвечать на вопросы, проводить игры.
  • Наступают моменты, когда ребенка надо приучать к рамкам дозволенного. На примерах героев книг ему объясняют, как следует поступать, а чего делать нельзя. Рассматриваются вопросы нравственных качеств, что именно ценится или подлежит порицанию.

В семье ребенок приобретает первые навыки общения. Задача родителей — воспитывать в нем уважение к старшим, чувство взаимопомощи, стремление помогать сверстникам. На примере взрослых дети получают навык поведения в типичных ситуациях. Какова роль семьи, нужно рассматривать не только в позитивном аспекте, но и в качестве негативного фактора. Хорошее влияние на личность заключается в достаточной заботе. Но также и максимальный вред может быть нанесен именно родственниками.

Опыт отношений в социуме

Межличностные отношения в семье рассматриваются с точки зрения, относительно которой она представляет собой коллектив, дающий ребенку первый опыт отношений. Роль личности в обществе весьма важна. Дети подражают родителям, приобретая их привычки. Поэтому отрицательные влияния должны быть минимизированы.

Современное общество несколько ослабило влияние семьи. В этом процессе изменились и ее общественные функции. Позиции в социализации становятся утраченными, к примеру, по части организации отдыха и некоторых других сфер. Но, согласно научному мнению, формирование личности невозможно вне общественной среды. Воспитатели, педагоги, друзья и весь социум подключаются к процессу развития личности не сразу. Семейственность дает понимание связи поколений при осознании себя частью группы, сопричастности.

Под влиянием общественного окружения маленький человек меняется, при этом родители закладывают основы, а ребенок считает это правильным и авторитетным. Воспитатели программируют чадо к конкретному образу жизни при наличии его доверия. Вырастет он закомплексованным или адаптированным к социуму, во многом зависит от семьи.

Какое же способствующее социализации воздействие на малыша следует оказывать? Необходимо вовлекать его в виды деятельности, что ускорит формирование адаптированной личности. А также весьма универсальна методика развития с помощью хорошего примера, которому можно подражать.

Преодоление трудностей

Для успешного преодоления проблем нужно выявить социально-психологические факторы, относящиеся к воспитанию. Наибольший эффект может быть достигнут при единении. Между детьми и взрослыми должна быть нравственная связь. В старшем возрасте формирование личности в семье, как процесс, не может идти само собой. Ребенка нельзя оставлять наедине со своими трудностями. Родственные взаимоотношения, дающие первичный жизненный опыт, также формируют наблюдения и навыки разрешения ситуаций. То, чему ребенок учится, должно иметь перед собой примеры, не расходящиеся с реальностью.

Социальные навыки

Межличностные отношения в семье при поддержке взрослых могут оказать значительную поддержку в весьма важном приобретении — навыках общения. Реализуя свои взгляды и убеждения, формируется стиль взаимодействий с окружающими. Хорошо, если взрослые помогут преодолевать неудачи. Но по окончании детского и школьного периодов семья не сможет оказывать столь решающего влияния. Школа дает социализацию. Уже на этом этапе воздействие оказывают сверстники и учителя.

Может оказаться значимым появление других социальных групп в жизни. Но к школьному возрасту (7 годам) основы личности будут уже заложены. После этого поведение нужно лишь корректировать. Поэтому делаем вывод о наибольшей силе воздействия со стороны семьи при развитии личности. Такое влияние можно назвать основным по значимости.

Личные убеждения и уверенность в себе

Как та или иная семья влияет на формирование личности, уместно рассмотреть относительно формирующейся самооценки. Ребенок дошкольного возраста ориентируется на то, как его характеризуют воспитатели. Если ожидания родственников расходятся с индивидуальными особенностями, возрастом, он получит неадекватное представление о себе. Самосознание будет реалистичным, когда родители отмечают детей позитивно, но не считают их уровень чрезмерно высоким по сравнению со сверстниками.

Роль семьи в развитии личности связаны с точностью самооценки. Заниженный уровень представлений о себе (комплексы) — следствие контактов с родителями, которые мало занимаются детьми, но предъявляют повышенные требования. Ребенок слышит упреки, подвергается наказаниям, от него не ожидают больших успехов в учебе. Результат — недовольство собой. Завышенная оценка своих способностей и личных качеств образуется, если воспитанника постоянно хвалят, награждают подарками.

Мягкость и редкость наказаний, избегание жесткости, похвалы без восхищения формируют в маленьком человеке адекватное представление о себе. Роль семьи в формировании личности проявляется также при сочетании достаточной требовательности с вниманием к интересам ребенка. Родители интересуются взаимоотношениями с друзьями, вкусами. Результат — довольно высокая самооценка.

Диагностика межличностных отношений в семье показывает, что дети с комплексами сомневаются в себе. При этом может развиться устойчивая тревожность. Такой же результат бывает и при хорошей успеваемости, когда родители ожидают большего.

Моральные ценности

Неуверенность ребенка в себе может привести к бездумному следованию чужим указаниям, действиям по шаблонам, избеганию проявления инициатив. Если еще и успеваемость в школе падает, родители сосредотачивают на этом все больше внимания. Результатом может стать эмоциональный дискомфорт. Разорвать замкнутый круг, складывающийся из пониженной самооценки ребенка и реакции на это окружающих, вполне возможно, изменив оценки родителей.

Современная семья приобретает новые функции:

  • безопасность психологической сферы;
  • эмоциональный комфорт;
  • подготовка ребенка к жизни в обществе.

Для реализации этих задач нужна достаточная зрелость чувств и психологическая культура. Высокая интеграция означает знание всеми членами семьи личных особенностей друг друга.

  • Влияние сочетается с взаимопомощью.
  • Сплоченность сопровождается симпатией и доверием.
  • Потребности удовлетворяются при помощи заботы.

Зрелость семьи также включает довольно высокую самооценку, гуманные принципы поведения. Все эти моральные ценности ориентируют на личностный рост. В том числе это проявляется в интеллектуальной сфере. А социальная направленность может быть вполне открыта в связи с ее позитивностью.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

Рассматривая, какова роль семьи и родителей в формировании личности, нужно признать, что приобретаемое в семье сохраняется далее на протяжении жизни. Институт воспитания в данном случае имеет несравнимую ни с чем важность. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, а к началу обучения она формируется более, чем наполовину. Какие семейные традиции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие?

  • Успех семейного воспитания зависит от степени подготовки к процессу обоих родителей.
  • Участие в жизни ребенка, причастность к его интересам и общению со сверстниками — важная сторона, помощь в адаптации к окружающему миру. А также ориентации в плане приобщения к деятельности.
  • Пример семейных отношений должен содействовать изучению реальности в позитивном свете.
  • Традиционные цели и задачи семьи — это эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в самореализации. А также подготовка к общественной жизни, ответственности.
  • Психологический климат, в результате которого духовные переживания объединяются, весьма благоприятен. Он формирует успешный настрой на нравственные ценности: сплоченность, защищенность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность.

Традиционно правильное воспитание приводит к итогам появления личности, адаптированной к социуму. Качества, убеждения и поведенческие факторы соответствуют успешному процессу взаимодействия с окружением, общения и деятельности.

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Читайте также  Как составить реестр писем

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе — родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.

Как семья влияет на формирование личности ребенка

Почему успешность ребенка в жизни напрямую зависит от семейного окружения? Существуют ли критерии, по которым можно оценить взаимоотношения детей и родителей? О чем взрослым необходимо знать, чтобы в будущем у их ребенка была собственная счастливая семья? На эти вопросы отвечает психолог Центра содействия семейному воспитанию имени Ю. В. Никулина Екатерина Кушникова.

Все начинается с семьи

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с его рождения и заканчивая становлением как личности, выступает семья. Там ребенок получает любовь, поддержку и принятие со стороны родителей, учится устанавливать доверительные отношения с ближайшим окружением, наблюдает за отношениями между членами семьи и берет их за основу для своих будущих отношений. Семья выступает базой для формирования чувства безопасности, и именно с нее начинается привитие ребенку определенных качеств, идей и взглядов. «Именно в семье ребенок проводит 70% своего времени. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей, чаще всего тех, с кем они находятся в самом близком контакте», — отмечает Екатерина.

Не навреди!

Дети, имеющие разнообразный социальный опыт, умеющие справляться со сложностями, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, как правило, положительно реагируют на происходящие вокруг перемены и умеют лучше адаптироваться в новой обстановке. Если же родители не уделяли ребенку должного внимания, не научили его адекватно заданной ситуации реагировать на раздражители, то, вероятнее всего, у него будут наблюдаться трудности с адаптацией и проблемы в общении с друзьями и сверстниками.

«Если родитель невнимателен к особенностям ребенка, склонен к директивному стилю воспитания, не принимает свое чадо таким, какое оно есть, а старается вогнать его в рамки собственных ожиданий, скорее всего, отношения между таким родителем и ребенком не станут доверительными, у них будут часто возникать конфликты. В то же время возможными трудностями в социализации чревата и гиперопека. У ребенка, чьи родители излишне его опекали, будут наблюдаться тревожность, страх всего нового и неизвестного. Он будет осторожен, застенчив и боязлив», — говорит специалист.

Что нужно для счастья ребенка

На примере семей, где в отношениях родителей и детей не было проблем, можно выделить ряд критериев:

  • Родители принимают детей такими, какие они есть.
  • Родители стараются понимать свои эмоции и состояния и в корректной форме сообщать о них членам семьи, не стесняются говорить о своих чувствах.
  • Родители с уважением относятся к нуждам и потребностям всех членов семьи.
  • Родители формируют отношения с ребенком через совместную деятельность: это может быть совместное приготовление еды, занятия спортом, изготовление поделок. Придерживаются внутрисемейных традиций: кто-то уезжает за город в праздники, а кто-то делает игрушки своими руками или зимой ездит кататься на лыжах.
  • Родители искреннее интересуются переживаниями ребенка.
  • Родители не формируют ожиданий и не навязывают их своему ребенку; не реализуют через ребенка свои несбывшиеся желания.

«Если, например, мама мечтала быть балериной, то совершенно не обязательно, что ее дочь захочет быть примой Большого театра. Любое насильственное воздействие негативно сказывается на ребенке и, несомненно, в дальнейшем отразится на детско-родительских отношениях», − отмечает специалист.

Дети уникальны и особенны, и только бережное отношение, любовь и принятие могут стать залогом формирования доверительных детско-родительских отношений и сохранения родительского авторитета в глазах ребенка.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Влияние семьи на развитие ребенка

Казалось бы, очевидным, что семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.

Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.

Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Также очень важно много беседовать с детьми. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.

Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.

Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:
неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях;

безграмотность в педагогическом отношении;

противоправное поведение взрослых.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

• оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Кононок Валерия Александровна, педагог-психолог городского центра психолого-педагогической помощи МГДДиМ

Вырастить личность: как семейные ценности влияют на формирование ребенка

Иллюстративное фото: pexels.com

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это те чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это все то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Как семейные традиции и принципы влияют на формирование ценностей ребенка и его отношения к миру?

Об этом в своем Instagram-блоге рассказывает подростковый психолог Сергей Нестеров.

Читайте также  Как определить свой номер телефона на МТС

«Семья — для каждого ребенка является прочным фундаментом развития. Именно там ребенок впервые учится коммуницировать, чувствовать, проявлять любовь и заботу. В семье он обогащает свои жизненные сферы: эмоциональную, духовную, интеллектуальную.

От того, как к ребенку относятся родители, он понимает, как можно относиться к другим. Если ребенку не хватает любви, у него возникает холод и агрессия к окружающему миру», — поясняет специалист ( здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены — прим.ред.)

Как научиться доверять людям: алгоритм действий

Все дети очень разные. По словам эксперта, достаточно взглянуть на родителей и станет понятно, почему ребенок ведет себя тем или иным образом.

«Если ребенок очень уважительно относится к старшим, не перебивает, внимательно выслушивает, не лезет в драку, а может «убить» словом, значит родители привили и передали ему определенные нормы, ценности и мораль. Проще говоря, воспитывали и вкладывались в свое дитя.

Касаемо традиций — здесь абсолютно также. У кого-то в семье в порядке вещей: садиться вечером за дружным столом и открыто обсуждать, у кого что приключилось за день. При этом каждый может высказаться, быть услышанным и получить поддержку.

Есть и другие семьи, в которых нет никаких традиций, каждый живет сам по себе. Молча покушали и разошлись по разным комнатам заниматься своими делами. А кто-то и вовсе спит, ест, проводит досуг не выходя из своей «пещеры», — говорит специалист.

Убей наседку: как отпустить ребенка во взрослую жизнь?

Каждый выбирает свое. Однако, по словам эксперта, в семьях, в которых есть традиции, определенные семейные ценности, дети:

  • более открыты;
  • уверены в себе;
  • могут принимать решения, не боясь ошибок;
  • чувствуют себя более спокойными, так как свои переживания и внутреннее состояние можно обсудить с самыми близкими людьми;
  • заявляют о своем мнении и могут его отстоять;
  • умеют сопереживать и поддерживать.

Для того, чтобы дети не останавливались на каком-то уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей в поддержании и дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей.

Для этого необходимо:

  • Эмоциональное отношение к делу.
  • Воспитание сознательности, ответственного отношения.
  • Понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.

Как вызвать эмоциональное отношение к деятельности:

5 вещей, которые нельзя запрещать подростку

  • роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности;
  • пример отца и матери, старших братьев и сестер, их отношение к делу;
  • совместная деятельность;
  • беседы о роли знаний;
  • использование игровых ситуаций;
  • походы, семейный выезд на природу, активный отдых; экскурсии;
  • советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);

«Создание эмоциональной обстановки вызывает у ребенка желание узнать что-то новое, интересное, стремление совершенствовать свою умственную деятельность, развиваться.

Наиболее благоприятный и эффективный путь — когда каждый родитель своим примером взращивает лучшую личность в своем ребенке. Поэтому начать необходимо именно с себя», — подытожил специалист.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Роль семьи в формировании личности ребенка

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Хотелось бы поговорить о том, какую роль играют семья и школа в воспитании детей, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.

Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, она никогда не сможет конкурировать с семьёй.

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое “ охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

Любовь к детям может быть разной. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)”. Эта уродливая любовь к детям имеет много разновидностей. Вот некоторые из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, наивная любовь. К чему она может привести?

Читайте также  Как отрегулировать зажигание на скутере

Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом обществе есть понятия: “можно”, “нельзя”, “надо”. Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться. У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

Деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в человека и человечность.

В обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ожесточается.А это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Ребёнка нужно поощрять, нужно поощрять его желание быть хорошим.

Любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

Взаимодействия педагога с родителями.

Участниками образовательного процесса являются учащиеся, педагоги и родители. Поэтому очень важно, как складываются отношения между ними. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, тот есть , помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Определяющую роль в установлении сотруднического взаимодействия выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что родители – союзники педагога, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Заключение.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Существуют, конечно, и другие факторы, влияющие на развитие и становление личности – среда обитания, среда обучения, среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. Все хорошее и все плохое человек получает из семьи.

Основные задачи семьи состоят в том, чтобы:
– создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
– обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
– научить детей полезным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
– воспитать чувство собственного достоинства.

Воспитательный процесс происходит каждую секунду. Всегда вспоминайте слова Макаренко “Ваше собственное поведение – для ребенка самая решающая вещь”. Ребенок – это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придаётся большого значения. Часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём же здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши срывы, как бы мы ни старались их скрыть.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Итак, какие же выводы можно сделать?

1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия. Бить детей – это не педагогический приём, он не принесёт положительных результатов в воспитании.

Бисенова Аспет Курманбаевна, учитель истории и обществознания

Влияние семьи на соматическое и психическое здоровье

Комментарии

Мне нравится 0

Семья и семейные отношения оказывают серьезное влияние на жизнь человека. Одни семьи создают благоприятные условия для развития личности, другие препятствуют этому, в крайних случаях разрушая личность.

Наряду с этим особенности психологических отношений в семье влияют на соматическое и психическое здоровье своих членов.

Семья может формировать определённые поведенческие паттерны, которые будут способствовать возникновению невротических и психосоматических расстройств. Среди них можно выделить следующие (по В.Д.Менделевичу):

  1. Тревожный, при котором столкновение с любой неординарной ситуацией вызывает беспокойство, страх или панику.
  2. Депрессивный, проявляющийся в чувстве неудовлетворенности, самоуничижения или вины.
  3. Истерический, для которого характерны попытки обвинения в происходящих событиях окружающих, гнев и возложение на них вины.
  4. Ипохондрический с преобладанием фиксации на соматическом неблагополучии с преувеличением тяжести имеющегося расстройства.
  5. Анозогнозический, при котором вырабатывается игнорирование наличия проблем или заболеваний.

Но наиболее патогенное влияние оказывает семья, которую Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис определяют как способствующую психической травматизации. Проблематике психической травмы посвящено большое количество исследований как у нас в стране, так и за рубежом. Конторович Н.В., видный представитель ленинградской психиатрической школы и ученик В.Н.Бехтерева, психическую травму определяет как тяжёлые индивидуальные психические переживания, играющие значительную или основную роль в этиопатогенезе, клинике и течении нервно-психических заболеваний. Психотравмирующие переживания оказывают влияние на личность вследствие выраженности (остроты), длительности или повторяемости. К ним относятся только отрицательные состояния, которые могут являться причиной определённой патологии.

  1. Субдепрессивные состояния (состояния неудовлетворенности, тоски, подавленности);
  2. Состояния фобического круга (тревога, страх, беспокойство, неуверенность, беспомощность);
  3. Эмоциональная напряженность и сложные совокупности состояний, возникающих при наличии внутреннего конфликта, столкновениями человека с непомерными препятствиями и трудностями.

В изучении психической травмы важное место занимает понятие патогенной ситуации как сочетания условий, в которых оказывается личность со своими качествами, лиц, с которыми она взаимодействует, со стечением обстоятельств, создающих неразрешимый клубок внешних и внутренних трудностей (В.И.Мясищев). Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций и психотравмирующих переживаний определяется следующими обстоятельствами:

  1. Семейные отношения — наиболее значимые в системе взаимоотношений личности, поскольку семья на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни человека является единственной, а позднее — одной из наиболее важных социальных групп, в которые он включён.
  2. Семейные отношения являются многосторонними. Различные их сферы (хозяйственная, эмоциональная, сексуально-эротическая и другие) теснейшим образом взаимосвязаны, и попытки внести малейшие изменения в любую из них приводят к цепным изменениям в других. Поэтому от семейной травмы очень сложно уйти.
  3. По отношению к внутрисемейным влияниям, в том числе травматизирующим, человек наиболее открыт и, как следствие, уязвим.

Последствия психической травмы усугубляются, если травматизация имеет длительный характер. Семейные отношения создают условия как раз для таких длительно действующих, закономерно и часто повторяющихся психических травм (В.В.Юстицкис).

Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис выделяют следующие способы формирования непосильного психического напряжения её члена:

  1. Создание для человека ситуации постоянного психологического давления, трудного или безвыходного положения.
  2. Создание препятствий для проявления членом семьи определенных, чрезвычайно важных для него чувств, удовлетворения важных потребностей. Это могут быть чувства, несовместимые с ролевыми представлениями члена семьи. Наряду с этим при неблагоприятных взаимоотношениях в семье приходится прилагать значительные усилия для сдерживания чувства фрустрации, раздражения и агрессии. Также чувства и потребности, которые семья должна удовлетворять, по какой-то причине могут не удовлетворяться.
  3. Создание и поддержание внутреннего конфликта у человека.

Психическая травматизация в семье обусловлена не только прямыми конфликтами семьи с одним из её членов, но и самой психотравмирующей средой, косвенным воздействием традиций внутрисемейных отношений на личность человека (В.Д.Менделевич).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: