Как сделать скульптуру из гипса

Скульптуры из гипса своими руками: техника выполнения, формы и рекомендации

Гипс – материал, широко применяемый в творчестве и строительстве с незапамятных времен. Точно известно, что использовался он еще в античности для изготовления скульптур. Сегодня гипс применяют в своей работе профессиональные архитекторы и скульпторы. Каждый из нас может приобрести этот материал в строительном магазине для личных нужд. Скульптуры из гипса несложно изготовить в домашних условиях, не будучи профессионалом. Подробная инструкция и советы по работе — специально для вас.

Основные характеристики гипса

В любом строительном магазине вы найдете гипс-порошок или гипсовые штукатурки. Материал изготавливается из осадочной породы – гипсового камня. Столь разнообразным и широким применением в строительных работах гипс обязан своей доступности в сочетании с низкой стоимостью. Работать с данным материалом достаточно просто. Необходимо развести его с водой, после чего можно приступать к заливке форм или моделированию. Внимание: гипс очень быстро застывает на воздухе и при этом незначительно увеличивается в объеме (не более чем на 1%). Готовьте раствор на один раз, непосредственно перед началом работы с ним. Материал способен передавать мельчайшие детали. При желании скульптуры из гипса можно задекорировать красками и иными отделочными составами, и создать качественную имитацию благородного камня или металла.

Способы изготовления гипсовых скульптур

Если вы не являетесь профессиональным скульптором, начать работу с гипсом имеет смысл с изготовления скульптур методом формовки. Данная технология предполагает получение готовых изделий путем заливки гипсового раствора в формы. Формовка – очень простой способ создания скульптур, который подходит даже для детского творчества. С детьми в возрасте до 12 лет творческие занятия должен проводить взрослый. Альтернативный вариант, как сделать скульптуру из гипса – смоделировать желаемую фигуру из разведенного гипса на каркасе. В работе удобно использовать разнообразные шпатели и прочие инструменты. Какие скульптуры можно изготовить из гипса своими руками? Материал в застывшем виде является достаточно пористым и хрупким. Но несмотря на это, он может применяться для изготовления уличной скульптуры. Идеален гипс для создания элементов интерьера и декоративных фигурок. Если вы только начинаете работать с этим материалом, попробуйте в первый раз сделать что-то небольшое и простое по форме. Постепенно совершенствуя свое мастерство, вы научитесь создавать из гипса настоящие шедевры.

Готовая форма или самостоятельно сделанная?

Для изготовления гипсовых скульптур можно использовать готовые формы. Они продаются в магазинах товаров для творчества. Интересная идея — использовать кулинарные формы, например, для льда, кексов или конфет. В совместном с детьми творчестве можно использовать для отливки из гипса формочки для песка. Если же ничего интересного подобрать не удалось, попробуйте изготовить форму своими руками. Простые скульптуры (например, интерьерные колонны или крупные грибы для украшения сада) можно сделать при помощи бытовых приспособлений. К примеру, шляпку для гриба можно отлить в тазике или миске подходящего размера, а ножку – в обрезанной пластиковой бутылке. Формы для отливки можно снять с любых имеющихся фигурок и статуэток. Обтяните выбранное изделие пищевой пленкой. После чего облепите его глиной или пластилином. Дождитесь затвердевания материала, после чего осторожно разрежьте форму и вытащите из нее спрятанную внутри фигурку. Ваша самодельная форма готова, теперь вы можете делать скульптуры из гипса.

Подготовка формы и заливка гипса

Форма нуждается в специальной обработке перед началом работы. Тщательно промажьте внутренние стенки вазелином, растительным маслом или парафином. Особое внимание уделяйте мелким элементам отливки. Скульпторы-профессионалы нередко готовят специальную смазку для обработки форм. Возьмите 2 части натертого на крупной терке мыла, добавьте 1 часть растительного масла и 7 частей воды. Перемешайте компоненты до однородной консистенции. Смазка готова – можно приступать к обработке внутренней поверхности формы. Ни в коем случае не пропускайте данный этап, в противном случае вы не сможете вытащить готовое изделие после его застывания. Как сделать скульптуру из гипса своими руками, как правильно развести сухую смесь? Порошок достаточно смешать с водой до консистенции сметаны. Обязательно оставьте гипс на несколько минут, а затем, тщательно перемешав, приступайте к наполнению формы. В воду для приготовления гипсового раствора можно добавить небольшое количество клея ПВА – не более 25% от общего объема жидкости.

Защитная обработка изделия

Оптимальная для сушки гипсовых изделий температура — 16-25 градусов. Скульптуры, изготавливаемые методом формовки, следует извлекать из форм после полного затвердевания. На этой стадии можно подшлифовать неровности кистью или мокрой губкой. Если форма скульптур из гипса вас полностью устраивает, оставьте их на некоторое время для окончательной просушки. Следующий этап – подготовка фигурок к покраске. Нанесите в несколько слоев на всю поверхность изделия специальную грунтовку. Можно заменить ее клеем ПВА, разбавленным водой. Если вы изготовили скульптуру, которая будет стоять на улице, можно для дополнительной защиты обработать ее олифой или шеллаком.

Декор скульптуры

После высыхания грунтовки можно приступать к наиболее творческой части процесса – оформлению скульптуры. Садовые скульптуры из гипса необходимо покрасить наиболее стойкими красками. Небольшие фигурки и детские поделки можно раскрашивать гуашью. Для покраски скульптуры, которая будет находиться в помещении, можно использовать любые краски и техники их нанесения. После покраски можно дополнительно покрыть изделие слоем прозрачного лака для закрепления декора. Если это уместно, дополнительно украсьте скульптуры из гипса декоративными элементами. Это могут быть отдельные бусинки и стразы, банты, текстильные детали или специальные пластиковые фигурки.

Полезные советы

Соблюдайте все правила работы с гипсом и последовательность технологических этапов. Очень часто проблемы в работе с этим простым материалом возникают при нарушении технологии изготовления скульптуры. Обязательно тщательно просушивайте изделия после извлечения из формы и только после этого приступайте к их дальнейшему оформлению. Попробуйте использовать различные формы для изготовления скульптур. В качестве образцов для их изготовления подойдут любые мелкие фигурки, детские игрушки и бытовые предметы. В описанной технике в домашних условиях можно сделать слепки рук. Изготовление скульптур из гипса – это интересный и доступный каждому вид творчества!

Фигуры из гипса: техника выполнения, формы для гипса и пошаговая инструкция работы с фото

  • 14 Мая, 2019
  • Производство
  • Анна Копыцына

В ландшафтный дизайн с красивыми растениями отлично впишутся небольшие фигуры из гипса. Чтобы такие архитектурные шедевры органично вплетались в общую композицию какой-либо секции сада, они должны соответствовать выбранному стилю и правилам пропорциональности. Не всегда в ассортименте магазинных изделий можно найти фигурки нужных габаритов или мотивов. В этой статье вы узнаете о том, как можно изготовить оригинальные небольшие скульптуры самостоятельно.

Характеристики материала

Гипс является самым подходящим материалом, поскольку он обладает связывающими свойствами. Это осадочный сульфатный минерал, встречающийся повсеместно. По структурным характеристикам различают два вида гипса: волокнистый и зернистый. Его уже давно используют в строительстве. Одаренные скульпторы издавна занимались изготовлением фигур из этого материала. Не так давно его свойства оценили и современные мастера. Теперь фигуры из гипса стали очень популярны и заняли свое место в усадьбах и на дачных участках многих владельцев. Еще гипс является довольно практичным материалом. Если изделия армировать и покрыть еще и качественной краской, то они станут настоящей достопримечательностью вашего дома.

Приготовление рабочего состава

Рабочий раствор готовить очень просто. Главным условием является достаточное его количество. Поскольку смесь быстро переходит в твердое состояние (буквально через три минуты), то нужно готовить ее с небольшим запасом. Если при заливании в форму ее окажется много, лишнюю можно просто убрать шпателем. Когда раствора не будет хватать, могут возникнуть сложности в работе, а это отразится на внешнем виде фигурки. Для приготовления жидкого гипса нужно:

  • Выбрать подходящую емкость, чтобы было удобно смешивать содержимое.
  • Налить 5 л воды (соотношение обычно берется 10:7).
  • На такой объем жидкости нужно всыпать 3,5 л гипса.
  • Раствор замешиваем строительным электрическим миксером, доводя до консистенции сметаны. В нем не должно быть комочков и инородных частиц.

Порошок нужно высыпать аккуратно, поскольку облако пыли сильно поднимается вверх. А лучше защитить дыхательные пути, обвязав область рта и носа косынкой.

Формы

Формы для фигур из гипса проще всего приобрести в магазинах для творчества, единственным минусом такого товара является его цена. Многие находят выход из этого положения и удачно применяют силиконовые основы, предназначенные для выпечки. Можно воспользоваться любыми подручными вещами, например детскими емкостями для игры в песке или разрезать пополам резиновую игрушку. А если проявить смекалку и фантазию, то вполне возможно придумать и свои варианты, опять же, из того, что имеется в доме. Чаще всего такими предметами выступают пластиковые бутылки.

Пошаговая инструкция

Если подходить к изготовлению гипсовых скульптур профессионально, то формы нужно все-таки применять производственные. Раньше отечественные мастера отливали замысловатые гипсовые детали, используя две основы. Мягкую силиконовую вкладывали в кожух, изготовленный из твердого материала, в частности из гипса. Процесс заключался в нескольких последовательных действиях, описанных ниже.

  • По старому методу раствор готовился более редким. Сначала в воду высыпали порошок, настаивали в течение 10 минут, а затем уже размешивали.
  • Заливку производили умеренно, не переполняя форму, после чего пальцами распределяли раствор внутри фигурной основы. Жидкая смесь послушно заполняет все, даже маленькие, углубления.
  • Движения внутри формы руками нужно было проводить несколько раз для того, чтобы вышли пузырьки и излишки раствора. Смесь, которая вылилась за пределы фигурной емкости, посредством шпателя возвращали обратно.
  • Следующий этап – вибрация. Края мягкой формы нужно было брать пальцами и немного подкидывать. Так необходимо было пройтись по всему периметру основы и дать возможность выйти оставшимся пузырькам.
  • Затем по поверхности раствора выкладывали дживу, равномерно распределяя ее руками. Это специальный материал, изготовленный из дерева на станках, представляющий собой тонкую сеточку. Он выполнял роль арматуры. При его наличии изделия не растрескивались и сохранялись на долгие годы. Вместо него можно применить обычную сантехническую паклю. Чтобы предмет армирования попал внутрь раствора, нужно загнать его шпателем, проходясь инструментом по поверхности в разных направлениях несколько раз.
  • После этого оставшийся гипс немного взбивался руками и выливался сверху общей массы, заполняя оставшееся место в форме. Затем раствор хорошо заглаживался шпателем, его оставляли на 3-4 минуты для просыхания. Когда поверхность становилась матовой, следовало еще раз сделать протяжку с помощью этого же инструмента.

Как сделать фигурки из гипса?

Грибы из гипса – самые частые гости на приусадебных участках. Это объясняется тем, что они отлично вписываются в любой стиль уличного растительного дизайна. Под элементы в виде шляпок можно взять любую посуду, подходящую по размеру, а для ножек – пластиковые бутылки. В этом случае гипс нужно использовать густой. Чтобы ножка гриба была пустотелой, в основную емкость вставляется форма поменьше, а смесь заливается между ними. Пластиковые бутылки предварительно смазываются густым жидким мылом. Извлекать детали из формы нужно при помощи ножа.

Читайте также  Как отозвать доверенность

Можно попробовать сделать садовые фигуры из гипса своими руками без использования формы. Если вылепить что-то несложное и красиво раскрасить, такие скульптуры будут смотреться очень мило. Например, чтобы изготовить гусеницу, нужно всего лишь сформировать несколько шариков и соединить между собой. Затем ее ярко покрасить и усадить на камешек.

Применив строительную каску в качестве формы, можно создать удивительно яркую и крупную божью коровку.

Интересные идеи

Посмотрим, что можно сделать из гипса еще. В саду, конечно же, найдут свое место различные животные. Как видим, самая большая сложность в этом процессе — придумать подходящую форму. Если в доме остались большие резиновые или пластмассовые игрушки, то они как раз и послужат основой для садовых зверушек.

А что, если у вас уже имеется композиция с наличием грибов из гипса? В таком случае в ней недостает ежика. Такая задумка выглядит особенно естественно на фоне осеннего сада.

На большой срубленный пень можно усадить белочку. Среди зелени композиция выглядит живой и весьма удачной. На поверхность пня можно насыпать немного желудей.

Ближе к дому было неплохо оформить клумбу в виде широкой плетеной корзины из прутьев, а по центру усадить поросенка.

Еще одним интересным решением станет зайчик с корзиной в руках. Такую фигуру лучше установить на газоне или просто создать для нее зеленую лужайку.

Необходимость покраски

Несмотря на то, что гипс является материалом самодостаточным касательно цветового решения, чтобы защитить уличные скульптуры от механических повреждений и климатических факторов, их лучше покрасить. Глянцевая поверхность также выглядит более эстетично, декоративно. Садовые фигуры из гипса, оставленные неокрашенными, быстро загрязняются. Пыль въедается в поры и складки изделий, они приобретают серый оттенок и теряют свой первозданный облик. Чтобы краска хорошо впиталась, покрывать фигуры нужно непосредственно после их полного высыхания. Изделия нужно отшлифовать, а затем покрыть слоем грунта, обладающего высокими адгезивными свойствами.

Какие составы использовать для декорирования фигурок

Безусловно, для садовых фигур из гипса нужно выбирать средства для наружных работ, которые хорошо наносятся на этот материал. Подходящим грунтом будет состав TICIANA. Концентрированное средство на акриловой основе равномерно распределяется по пористой поверхности. Из красок можно остановить свой выбор на Astex AKRY-FLEKX. Она разработана на водной эмульсии и предназначена для отделки фасадов. В ее составе присутствуют вещества, защищающие поверхности от появления мхов и лишайников, что является немаловажным для уличных скульптур. Из прозрачных красок хорошей считается Landhausfarbe OSMO, выпускается специально для обработки деревянных и гипсовых основ.

Некоторые рекомендации

Для уличных фигур из гипса лучше покупать специальный порошок. В его составе уже имеются все необходимые свойства для сохранности изделий. Поскольку сам по себе гипс довольно хрупкий, то его лучше армировать проволокой или сеткой.

При использовании строительного порошка нужно обязательно добавлять клей ПВА, так он станет гораздо прочнее.

Некоторые мастера делают фигурки по частям, чтобы упростить свою работу. Затем детали поочередно скрепляют алебастром или клеем.

Чтобы освободить фигуру от формы, ее нужно смазать растительным маслом с жидким мылом. Для приготовления этой смеси берут одну часть первого компонента и две второго. Их растворяют в воде, которой должно быть в пять раз больше.

Если при создании скульптур пользоваться дополнительными компонентами для придания прочности материалу и армированными сетками, то фигурки действительно окажутся долговечными.

Поделки из гипса — учимся, как лепить из гипса без формы в домашних условиях. Мастер-класс изготовления скульптуры своими руками

Что общего между детской поделкой для выставки и фигуркой для сада? Верно, желание сделать быстро, красиво и недорого. Посмотрев некоторые фото поделок из гипса, сделанных своими руками, можно убедиться, что этот вариант отвечает озвученным требованиям.

Плюсы гипса как материала:

  1. Прочный
  2. Недорогой
  3. Нетоксичный (в отличии, например, от алебастра)
  4. Простой в использовании
  5. Доступный в любом строительном магазине

Действительно, работа с гипсом достаточно проста и не требует большого количества сопутствующих материалов. Понадобится лишь сам гипс, вода для его разведения, форма и краски для декорирования.

Можно приобрести готовую форму или сделать ее из практически любого предмета, используя силикон. Но для простых поделок из гипса своими руками отлично подойдут и формы, сделанные из пластилина, пластиковой посуды или листьев деревьев.

Содержимое обзора
  • Как изготовить гипсовый раствор
  • Гипс для детского творчества
  • Гипсовые изделия для дачи
  • Изделия из гипса и ткани
  • Фото поделок из гипса

Как изготовить гипсовый раствор

  1. Самый простой способ – развести гипс с водой в соотношении 7 к 10.
  2. Важный момент: сначала в емкость заливается вода, а уже затем добавляется гипсовый порошок.
  3. Таким способом минимизируется попадание гипсовой пыли в дыхательные пути.
  4. Прочность и пластичность раствора можно варьировать с помощью клея ПВА или гашеной извести.
  5. Перед заливкой раствора необходимо смазать форму для того, чтобы потом легко извлечь поделку.

Существует масса вариантов смазок:

  • Силиконовые,
  • Восковые,
  • Стеариновые.

Также используют мыльный раствор или керосин. Для небольших поделок зачастую достаточно растительного масла.

Гипс для детского творчества

Из гипса получаются отличные поделки для детского сада, сделанные своими руками. При этом непосредственное участие детей не будет лишним – такая работа отлично развивает мелкую моторику.

Поручите детям сделать из пластилина простую форму: сердечко, цветок, морковку, рыбу или ножку и шляпку гриба. Заполните ее гипсом, дождитесь застывания и приступайте к раскрашиванию. Подойдут гуашевые и водоэмульсионные краски.

Также детям будет интересно попробовать залить гипсовый раствор в резиновую перчатку, придать ей форму (например, зафиксировать так, чтобы получалась горсть) и после застывания получить настоящую скульптуру, которую можно использовать в качестве подсвечника.

Еще один интересный способ – нанести гипс на лист дерева, и после высыхания получить его точную копию.

Кроме того, из густого раствора можно вылепить фигуры без использования формы — человечков, улиток, цветы. Если некоторые детали окажутся слишком тонкими, их укрепляют с помощью проволоки.

Но своими руками из гипса можно делать не только поделки с детьми.

Гипсовые изделия для дачи

Поделки из гипса для дачи своими руками – быстрый и бюджетный способ украсить территорию.

Начать можно с простых «грибочков», сделав из пластиковой бутылки форму для ножки, а из глубокой одноразовой тарелки – для шляпки. Обрежьте верх бутылки и залейте внутрь гипс.

Для повышения устойчивости ножку можно армировать, поместив в середину проволоку. Наполните раствором и тарелку-шляпку.

После застывания аккуратно разрежьте пластик, достаньте получившиеся гипсовые детали, подровняйте их с помощью наждачной бумаги и раскрасьте. Для уличных фигур удачным выбором будут акриловые краски.

Также достаточно просто можно сделать уличные вазы, используя в качестве форм имеющиеся горшки, ведра и даже коробки.

  • Если хочется разнообразить дачный пейзаж фигурами животных, то и здесь гипс отлично подойдет. Изготовьте каркас с помощью проволоки, бутылок, канистр, сформируйте части тела густым гипсовым раствором и оставьте на пару дней. После высыхания изделия можно будет приступить к декорированию.
  • Таким образом можно сделать, например, птицу, основой для тела которой будет служить канистра, а проволока – для головы, шеи, крыльев и хвоста. При этом часть канистры можно оставить внутри изделия и получить оригинальное садовое кашпо.
  • А с помощью готовых пресс-форм кирпича или камня, из гипса получится прочная плитка для декорирования интерьера в стиле сканди.

Для повышения влаго- и износостойкости фигуры покрывают прозрачным лаком на полиуретановой или силиконовой основе.

Изделия из гипса и ткани

Основные способы, как сделать поделки из гипса своими руками, уже описаны выше. Но если использовать в работе ткань, то возможности становятся шире.

  • Для детского творчества отлично подойдет такой способ: надутый воздушный шарик обмотать вымоченной в гипсовом растворе веревкой. После высыхания проколоть основу и вытащить ее части. Получится шар, который можно задекорировать под елочное украшение, под фрукт или даже под абажур.
  • Для дачи и сада с помощью ткани получатся отличные вазы. Для их изготовления достаточно перевернуть ведро вверх дном, обмотать его проволокой, создав каркас, и затем обмотать пропитанными гипсом полосками ткани.

Здесь есть место и для оригинального творчества – креативные кашпо. Они изготавливаются с помощью большого куска полотна, которое после купания в гипсе просто накладывается на ведро, таз или табуретку, не доставая концами до пола. После высыхания получается похожая на кристалл или сталактит ваза.

Поделки из гипса – это действительно просто, быстро, бюджетно и увлекательно.

Кроме того, работа руками и творческая деятельность положительно влияют на нервную систему взрослых и детей.

Как сделать скульптуру из гипса

Как сделать скульптуру из гипса

Содержание

  • Этап 1. Подготовка всего необходимого
  • Этап 2. Сооружение ножки
  • Этап 3. Изготовление шляпки
  • Этап 4. Формирование площадки-основания для гриба
  • Этап 5. Декорирование готовой скульптуры
  • Видео – Изготовление фигурок из гипса

Внешний вид сада зависит исключительно от того, как владелец заботится о нем – какие растения были выбраны, какое ограждение, какие садовые скульптуры украшают клумбы и садовые дорожки. Сегодня мы поговорим о том, как сделать скульптуру из гипса в домашних условиях.

Обратите внимание! Рекомендуется привлечь к творческому процессу детей. Им будет очень интересно, к тому же это разовьет их умение мыслить творчески.

Этап 1. Подготовка всего необходимого

Для создания скульптуры из гипса потребуются такие расходные материалы:

  • гипс, 0,5 кг (или же цементная смесь);
  • вода;
  • монтажный клей;
  • мыло;
  • лак;
  • масло подсолнечное;
  • акриловые краски;
  • водоустойчивый клей;
  • кисточки;
  • декоративные детали – бусы, формочки, искусственные растения и цветы, проч.;
  • циркуль;
  • две чашки;
  • карандаш;
  • канцелярский ножик;
  • пластиковая бутылка;
  • резцы для резьбы древесины;
  • пищевая пленка.

Необходимые инструменты и материалы к меню ↑

Этап 2. Сооружение ножки

Шаг 1. От старой ПЭТ бутылки срезается горловина – она будет формочкой для формирования ножки (мы планируем сделать небольшой гипсовый гриб).

Шаг 2. Внутренние стенки покрываются раствором из натертого мыла, чтобы готовую фигурку было легче извлекать. Для этого потребуются: мыло, вода и растительное масло в соотношении 2:8:1.

Сначала мыло натирается и засыпается в банку, после чего заливаются оставшиеся «ингредиенты». Раствор тщательно перемешивается силиконовой кисточкой, затем наносится на стенки.

Шаг 3. Разводится гипсовая смесь для формирования ножки в пропорции, указанной производителем на упаковке.

Читайте также  Как создать каталог

Изготовление ножки

Шаг 4. Раствор заливается в формочку, остывает.

Обратите внимание! Ножку желательно сделать полой, чтобы сэкономить на гипсе. Для этого в формочку вставляется небольшая пластиковая бутылка (прямо в гипс). Характерно, что диаметр горловины бутылки должен быть меньшим диаметра формочки.

Сверху бутылка придавливается грузом во избежание всплытия. Гипс застывает быстро и уже через полчаса можно приступать к дальнейшим работам.

Готовая ножка

Шаг 5. Формочка разрезается, из нее извлекается готовая ножка. Выступающая часть бутылки срезается.

Верхняя часть бутылки срезается к меню ↑

Этап 3. Изготовление шляпки

Следующим этапом того, как сделать садовую скульптуру, является изготовления грибной шляпки. Для этого берется чашка, которая подходит по форме, и накрывается куском пищевой пленки. Важно, чтобы пленка прилегала как можно плотнее, а количество образованных при этом складок было минимальным.

Изготовление шляпки для гриба

Размешивается очередная порция гипса, чашка заполняется. Ножка, изготовленная на предыдущем этапе, вставляется в еще застывающий гипс и оставляется еще на полчаса.

Этап 4. Формирование площадки-основания для гриба

После застывания гриба необходимо подготовить для него специальное основание.

Шаг 1. Вначале берется чашка, подходящая по форме и объему, которая покрывается пищевой пленкой, как в предыдущем этапе работы. Характерно, что в этом случае вместо пленки может быть использована специальная эмульсия для смазки.

Шаг 2. Замешивается гипс, чашка заполняется. Можно сразу же погрузить в раствор ножку гриба, но House-help.info советует выполнить ее съемной, чтобы было удобнее декорировать скульптуру. С этой целью ножка заворачивается в пленку и лишь после этого погружается в основание.

Шаг 3. Примерно через полчаса ножка вытаскивается. Если планируется декорирование гриба листьями, цветами или фигурками, также выполненными из гипса, то они аналогично заливаются и высыхают в течение необходимого времени.

Примерно через полчаса ножка вытаскивается. Если планируется декорирование гриба листьями, цветами или фигурками, также выполненными из гипса, то они аналогично заливаются и высыхают в течение необходимого времени

Шаг 4. Готовую скульптуру желательно просушить перед покраской. Для этого изделие ставится на несколько дней в какое-нибудь теплое место.

Этап 5. Декорирование готовой скульптуры

Обратите внимание! Процедура декорирования в большинстве случаев спонтанна, идеи рождаются непосредственно в процессе. Хотя можно заранее все спланировать и перенести на бумагу. Подробные чертежи не нужны, достаточно будет набросать самые важные моменты.

По окончании изготовления эскиза можно начинать оформление.

Шаг 1. Поверхность гриба расчерчивается карандашом, обозначается все, что вы желаете увидеть на скульптуре.

Шаг 2. Посредством большой иглы или резца по дереву набросок обретает объем.

Рисунку придается объем

Шаг 3. Специалисты советуют прогрунтовывать скульптуры перед покраской, дабы краска укладывалась лучше. Обычно для этого используют соответствующие грунтовочные смеси, но в отсутствие таковой можно сделать следующий раствор: вода + монтажный клей ПВА в пропорции 2:1.

Грунтовка наносится кисточкой, после чего нужно несколько часов подождать, чтобы материал засох.

Шаг 4. Изделие красится и разрисовывается в соответствии со сделанным ранее рисунком.

Покраска скульптуры

Шаг 5. После того как краска окончательно высохнет, скульптура покрывается лаком. Лак следует наносить в несколько слоев, при этом недопустимо оставлять неокрашенные участки. После нанесения каждого нового слоя нужно подождать, пока лак полностью высохнет. Все декоративные элементы фиксируются в соответствующих местах посредством влагоустойчивого клея.

Садовый гриб готов!

Все, гриб готов и вы знаете теперь, как сделать садовую скульптуру своими руками! Можете приступать к украшению своего загородного участка!

Для более детального ознакомления с технологией создания гипсовых фигурок советуем ознакомиться с приведенным ниже тематическим видеоматериалом.

Видео – Изготовление фигурок из гипса

Как отливать из гипса элементы отделки интерьера в любом количестве

Г ипс материал поистине уникальный. Из гипса можно сделать элементы отделки интерьера или скульптуры своими руками по прочности соизмеримые с керамикой или стеклом, при этом не требуется высоких температур и сложных технологий. Достаточно простой оснастки, воды, гипсового порошка, и немножко терпения и фантазии.

Причем изделия из гипса можно изготовить разнообразных форм и размеров, и в любом количестве.

Содержание:
1. Три шага к гипсовой скульптуре (или элементу отделки).
2. Модельное дело, изготавливаем модель изделия.
3. Что такое форма для скульптуры.
4. Приготовление силиконовой смеси для формы.
5. Изготовление одинарной формы.
6. Изготовление разрезной формы.
7. Литьевой канал.
8. Тиражирование изделий.
9. Что мы получим в итоге.

Три шага к гипсовой скульптуре (или элементу отделки)

От замысла до готового изделия необходимо пройти три этапа:

  • изготовить модель в натуральную величину;
  • снять с модели литьевую форму;
  • приготовить гипсовую смесь и отлить желаемое количество копий изделия.

Рассмотрим эти этапы на примере изготовления небольшого бюста (а) и элемента лепной отделки интерьера (б).

Модельное дело, изготавливаем модель изделия

Первый и самый сложный шаг для получения гипсовой скульптуры — это модель.

Модель можно сделать самому, либо подобрать уже готовое изделие. К примеру, вы решили сделать 10 копий фигурных фризов и наклеить их по периметру комнаты под самым потолком. Покупаем один и далее по нему отливаем остальные.

Если учесть, что стоимость одного лепного украшения может составлять от тысячи рублей и выше, то выгода очевидна. При этом исходную форму можно несколько видоизменить по своему вкусу.

Если не желательно или невозможно работать с оригиналом, то изготовим его гипсовую копию (как именно это сделать мы рассмотрим дальше). Затем убираем на копии ненужные детали и (или) дополняем её деталями из пластилина. По готовому изделию сделать это гораздо проще чем «с нуля».

Сделать модель самостоятельно уже сложнее. Нужно обладать хотя бы минимумом пространственного мышления и некоторыми навыками скульптора.

В практическом опыте модельного дела можно использовать гипс для основы и пластилин для выделки мелких деталей. Такая методика особенно хороша для изделий, где есть крупные прямоугольные детали, например для барельефов, изразцов и пр.

Гипсовые заготовки отливаем из недорогого мягкого гипса в простейшей прямоугольной опалубке. Когда он схватился, разбираем опалубку и, вытащив деталь, обрабатываем её ножом или простейшими резцами из ножовочного полотна, стамесками. Это несложно, влажный гипс резать немногим труднее, чем кусок хозяйственного мыла.

Заготовку сушим и покрываем акриловой грунтовкой или спиртовым лаком, затем дополняем деталями из пластилина. Без грунтовки пластилин очень плохо «цепляется» на гипс.

Что такое форма для скульптуры

Форма это слепок с модели, её «объемный негатив». Лет пятнадцать назад основным материалом для снятия форм был гипс. Да и в наше время его применяют довольно часто, особенно для «разовых» заливок несложных, но крупных изделий.

Формы из гипса получаются прочные, точно отражают мельчайшие детали модели и, что важно, — они недорогие.

Увы, но именно крепость застывшего гипса порой приводит к тому, что форма цепляется за выступы на модели и образует с ней своеобразный «замок». Попытка разъединить их силой приводит к поломке модели или формы.

Этих недостатков лишены силикон. Он копирует детали модели не хуже гипса, а прочность его достаточна для отливки десятков копий. При этом силикон достаточно гибок, что позволяет не беспокоиться о том, что он зацепится за выступ или впадину модели.

К недостатку силиконовых форм можно отнести их куда более высокую стоимость, чем гипсовых.

Приготовление силиконовой смеси для формы

Отмеряем составляющие силиконовой смеси (отвердитель и силикон) и тщательно их перемешиваем.

Для этого в емкость наливаем основной компонент и начинаем его активно мешать вращательными движениями, как сахар в стакане. Когда масса придет в движение, не прекращая мешать, понемногу вливаем катализатор.

Для полного смешивания ингредиентов хватает 1-1,5 минут. Перемешивать дольше 2-х минут не следует, смесь начнет терять свои качества.

Перемешав состав, сразу начинаем заливку.

Чтобы силикон не прилипал к модели, мажем ее разделяющей смазкой . Состав продается готовый и, если работы много, стоит банку приобрести. Для небольших же домашних поделок в этом качестве подойдет парафин, вазелин и даже обычное мыло.

Изготовление одинарной формы

Сначала разберемся, как снять форму с элемента лепного декора.

Модель помещаем в коробку (опалубку) из дощечек, закрепив ко дну с помощью пластилина или проволочной скобой. Размеры коробки подбираем так, чтобы слой силикона между стенками и моделью был как минимум 10-15 мм. На столько же должен покрыть силикон самую высокую часть модели (рис. 1). Этот уровень приблизительно отметим на стенке коробки.

Теперь прикинем, сколько нам понадобится силиконовой смеси. Засыпаем модель чистым песком или простой солью по уровню заливки силиконом. При этом пристукиваем и встряхиваем коробку, уплотняя засыпку. Высыпаем песок в мерную емкость. Каков объем песка, столько понадобится и силикона.

Силикон льем тонкой струей, стараясь не допустить образования воздушных пузырьков. Заполнить особенно сложные места «помогаем» ему тонким гибким шпателем.

Обычно уже через 5-6 часов слепок можно аккуратно снимать, но заливать гипсом раньше, чем произойдет полная полимеризация не стоит. Как правило, это от 16 часов до суток.

Изготовление разрезной формы

Если для изготовления элемента декора форму достаточно залить за один раз, то для бюста потребуется разъемная форма из двух деталей или иначе разрезная форма.

Сделать ее можно двумя способами:

  1. Сразу залить модель полностью, а затем форму разрезать.
  2. Выполнить заливку в два-три приема.

Первый вариант, думаем, понятен. Модель заливается полностью, оказываясь внутри сплошного силиконового блока. После того как силикон схватился, разрезаем блок прямо на модели, приблизительно пополам. Затем удаляем модель и соединяем части слепка по разрезу, скрепляя шнуром или даже просто скотчем. Форма готова к заливке.

Второй способ заметно сложнее. По сути, мы снимаем с модели как минимум две формы, по одной с каждой стороны.

Начинаем с разметки границы раздела. Линию раздела рисуем прямо на модели карандашом или фломастером, стараясь, чтобы она проходила по середине выступающих элементов изделия. Так готовую форму будет проще снимать.

Теперь нам предстоит закрыть часть модели, оставив лишь ту сторону, с которой будем снимать слепок. Для этого используем пластилин, а еще лучше скульптурную глину.

Модель укладываем в опалубочную коробку. Заполняем коробку глиной или пластилином до намеченной линии раздела. В результате мы должны получить сплошную поверхность, из которой барельефом выступает половина модели.

Некоторые стараются, чтобы раздел представлял собой по возможности ровную плоскость. Этого вовсе не требуется. Линия раздела вряд ли будет находиться строго в одной плоскости, а значит, рельефной окажется и вся граница разделения формы.

Зальем модель силиконом. Дождемся, когда он наберет достаточную прочность (обычно это от 3 до 6 часов). Теперь не снимая(!) форму с модели, разбираем опалубку, убираем глину (пластилин) и переворачиваем форму залитой стороной вниз. Перед нами окажется барельеф второй части модели, выступающий из силиконового блока.

Читайте также  Как обновить старый торшер

Обрамляем модель опалубкой, смазываем поверхность и модели, и силиконовой «обоймы» разделительной смазкой. Заливаем очередную порцию жидкого силикона и дожидаемся, пока он схватится.

Разбираем форму и убираем модель. Получим две половины, в одной из которых отпечаталась передняя, а в другой задняя сторона модели. Осталось их соединить, скрепить и заливать гипс.

Литьевой канал

Не зависимо от модели, снятая с нее форма всегда будет иметь обязательный элемент — канал или отверстие, куда заливают жидкий гипс. Иногда оно образуется само собой (как в наших случаях), а иногда приходится создавать дополнительный элемент непосредственно на модели. Примером будет отливка модели шарообразной или овальной формы (см. рис.1)

Тиражирование изделий

Имея прочную и гибкую силиконовую форму, можно приступать к тиражированию изделий.

Наши поделки вряд ли будут подвергаться серьезным нагрузкам. Используем для них гипс Г5 или Г6, который можно приобрести в любом строительном магазине. Но, все же, перед тем как затворять его добавим в воду 6-8% эмульсии ПВА. Она снизит хрупкость готовых изделий, добавит им прочности, а так же повысит «текучесть» гипсовой смеси.

Гипс с водой мешаем в пропорции 55:45 или даже 60х40. Подробнее о видах гипса и способах его затворения можно прочесть в статье об изготовлении гипсовых плиток.

Жидкий гипс заливаем уверенно, равномерной аккуратной струей. После того, как форма заполнится, дадим гипсу хорошенько затвердеть. Для быстросхватывающихся сортов это 20-25 минут.

Извлекаем изделие из формы, зачищаем заусенцы и ставим на просушку. Готовую скульптуру можно покрыть лаком или окрасить.

Что мы получим

Методика гипсового литья, описанная в статье, предназначена для создания множества одинаковых изделий.

Разумеется, можно отлить и лишь одну, уникальную скульптуру. Скажем, вы сделали из пластилина скульптуру любимой девушки и хотите «перевести» ее в прочный гипс, чтобы преподнести подруге (другу).

Тем не менее, стоит помнить, что для разовых, «штучных» вещей есть и другие методы изготовления. К примеру, скульптуру можно вылепить из бетонной смеси. Либо вырезать из гипсовой болванки, мягкого природного камня. Но об этом мы поговорим в других статьях.

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!

Когда камень оживает: техника создания скульптуры от гипса к камню

Гипсовые составы и каменные глыбы – наиболее востребованный материал среди скульпторов на протяжении многих веков. Гипс пластичен и податлив. Работая с ним, можно создавать тонкие и изящные творения. Именно поэтому гипсовые изваяния всегда предшествуют их воплощению в камне. Гипсовая скульптура в итоге лежит в основе любого скульптурного творения, вне зависимости от материала, размеров и назначения.

Излюбленными каменными материалами великих скульпторов на протяжении всей истории были прочный обсидиан, черный и ярко-зеленый базальт, красный порфир, хрупкий алебастр, мягкий и податливый известняк, благородный мрамор. Благодаря предварительному созданию гипсовых прототипов, умелые руки скульпторов поистине оживляли каменные глыбы, превращая их в динамичные произведения искусства.

Типы скульптуры

Виды скульптур из гипса и природного камня эксперты дифференцируют по таким группам:

  • округлая скульптура – включает различные статуи, бюсты, статуэтки. Они расположены в свободном пространстве, легко поддаются визуальной оценке со всех сторон;
  • рельеф – скульптура, расположенная на плоскости;
  • барельеф – фигура, создаваемая на плоскости, контуры которой выступают над основанием;
  • горельеф – скульптура на плоскости, контуры которой выступают над основанием более чем наполовину;
  • контррельеф – фигура, вогнутая в основу-плоскость.

В зависимости от назначения, изваяния группируют на:

  • монументальные фигуры – создаются в знак уважения или почтения исторических событий, подвигов, достижений;
  • декоративная скульптура – предназначена для украшения жилых домов, муниципальных зданий, сооружений общественной инфраструктуры, парков, скверов, ботанических садов и т.д.;
  • станковые фигуры используются в качестве выставочных экземпляров, иногда для оформления жилых интерьеров;
  • малая скульптура предназначена для украшения жилых помещений.

В зависимости от вида скульптурного изваяния выбирают техники его создания.

Как «оживить» скульптуру?

Во времена процветания эпохи греческой скульптуры популярным способом творения скульптур считался метод четырехгранника. Выполненные в такой технике статуи и фигуры наделялись прямой, абсолютно неподвижной позой без малейших поворотов и намеков на движение. Это заставило художников начать поиски способов «оживления» скульптуры, придания ей энергичности и динамики. С этого времени начинается эпоха пластического движения в скульптуре, которая актуальна для всех современных техник творения.

Движение для скульптуры – это ее определенное положение в пространстве, будоражащее воображение, побуждающее к действию. Скульптурная композиция не изображает объект природы, человека или животное, а создает его заново. Именно ансамбль контуров, вогнутостей и выпуклостей создает визуальный эффект совершения определенного движения в конкретный момент времени. Трехмерное изображение энергии и динамики изваяний заставляет не только созерцать, а переживать, повторять скульптурную моторику.


Фото: источник

В процессе решения проблемы движения в скульптурном искусстве важно учитывать два главных момента:

  • наиболее правдоподобно и убедительно выглядит бессюжетное движение, в котором нет драматизма, эпичности, пафоса;
  • выполнять пластическую функцию должен каждый скульптурный элемент. Мелкие детали и части концепции не должны быть слишком броскими, привлекать внимание зрителя на себя, оставляя пластическую моторику скульптуры без должной оценки.

Для разных эпох развития искусства присущи индивидуальные виды пластического движения и способы его выражения. Например, скульптурная динамика ХІХ века заключалась в изображении импульсивного, незаконченного движения. Для имитации такого эффекта скульпторы применяли определенные техники:

  • Умалчивание – поверхность изваяния обрабатывается настолько мягко, что формируется визуальный эффект расплывчатости. Затуманенными кажутся не только скульптурные композиции, но и пространство, которое их окружает.
  • Дрема – скульптура остается заключенной в каменной глыбе, из которой ее высекали. Кажется, что статуя дремлет в ожидании свободы, исполнения мечты.
  • Пластический фрагмент – основная динамика заключена в одном скульптурном элементе. Яркий пример – «шагающие» статуи. Именно шаг концентрирует в себе всю экспрессию, динамизм, недвусмысленное восприятие процесса. Такая техника позволяет освободить пластическое движение от лишних фантазий и неуместных ассоциаций.

Техника создания скульптуры: от гипса к камню

Успешные мастера и скульпторы начинают свою работу всегда с создания гипсового прототипа. Такой способ пластической работы предполагает создание орнаментов и узоров на плоскости. Только после долгой и кропотливой работы с гипсовой смесью автор переходит к камню. Для начала скульптору необходимо почувствовать форму камня, его твердость, сопротивляемость обработке, научиться правильно использовать инструменты.

Для обработки камня в технике простых скульптурных форм необходимы шпунт, троянка и киянка. Шпунт используется для скалывания каменных частиц. Троянка применяется для срезывания каменных пластов. Киянка – молоток, удар которого приводит в действие шпунт и троянку. Размеры и технические характеристики инструментов определяются породой камня, его свойствами.


Фото: источник

Техника пунктира

До начала работы с каменной глыбой мастера создают гипсовый аналог будущего творения. Фигуру из гипса покрывают пунктирными линиями, которые впоследствии переносятся на каменный материал. Для переноса пунктира используют самые простые инструменты: линейку, циркуль, отвес. Пунктирные линии также могут пересекаться, создавая так называемую пунктирную рамку.

Когда пунктирный чертеж перенесен на объект обработки, творец может приступать к отсеканию от глыбы лишних частей. Ненужный материал отсекается при помощи резца, долота, молотов различного размера. Использование такой техники создания скульптуры позволяет немного разгрузить мастера, поскольку отсекание лишнего материала по пунктирной линии можно доверить помощникам или ученикам.

Техника «Три циркуля»

Технология перенесения габаритов тремя циркулями применяется для создания круглого вида скульптуры. Основными рабочими инструментами становятся 3 кронциркуля. Причем один из них должен иметь прямую ножку. При помощи кронциркулей на гипсовой модели для копирования расставляют маяки. Маяк – визуально заметная точка на наиболее выступающей поверхности. Как правило, две из них располагаются по бокам модели, а последняя – на темени.

Эта техника позволяет максимально приблизить размеры заготовки к планируемым габаритам изваяния. Когда размерные параметры модели соответствуют установленным габаритам, на каменной глыбе отмечают центр-маяк. Путем проведения линий через наиболее выступающие поверхности устанавливают остальные точки-маяки.

Следующий этап – оценка правильности проведения опиловки каменного материала. При помощи кронциркулей измеряют расстояния между точками-маяками на модели и каменном материале. Если перенесение габаритов выполнено правильно, то ножки циркулей сойдутся в одной точке. В противном случае материал требует дополнительной обработки и проведения более точных измерений.

Техника «Резьба по камню»

Работа в данной технике начинается с создания эскиза будущей скульптуры. На этом этапе очень важно проработать детали будущего образа, чтобы придать изваянию нужные черты характера, эмоции, максимально точно реализовать задумку автора. Далее прорисованный эскиз получает материальное воплощение. Зачастую для этого используется обычный пластичный гипс. Создание объемной модели позволяет оценить, насколько точно перенесен замысел автора, скорректировать огрехи, внести сюжетные изменения.

На следующем этапе творец должен выбрать породу камня для будущей скульптуры. Вид камня зависит от многих факторов: цветовой гаммы, пластичности, твердости, фактурности, творческих предпочтений автора. Все это важно при выборе каменного материала, поскольку определяет художественную ценность и эффект от визуального восприятия скульптуры. Если мастер планирует использовать несколько видов камней, то выбрать конкретные материалы необходимо именно на этом этапе.

Следующий шаг – придание первичной формы каменному материалу. Для этого используют автоматическую пилу с крупными зубьями. Итогом работы является создание всех ключевых деталей скульптурного изваяния. Например, черты лица, контуры конкретного животного, четкая форма заданного объекта.

Самый сложный и кропотливый этап выполнения скульптуры в технике резьбы – проработка мельчайших деталей для придания правдоподобности. Например, прорисовка шерсти животного, морщин на лице, складочек на одежде и других трудоемких элементов. Этот этап требует максимальной сосредоточенности, терпеливости и усидчивости для достижения великолепного результата. Проработка мельчайших элементов выполняется с помощью специальной техники – бормашины с набором алмазных буров различной формы и размера.

Финальным шагом становится шлифовка скульптуры. Для придания зеркального блеска поверхности изваяния профессионалы используют шлифовальные станки и абразивную пасту. Этот процесс обеспечивает великолепный визуальный эффект, заставляя лучи света создавать поразительные миражи и очертания.

Гипсовая скульптура и лепка – фундамент для создания любого скульптурного шедевра. Все работы великих мастеров, дошедшие до наших дней в мраморе и граните, первоначально были созданы авторами в гипсовом воплощении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: