Как сделать курай

Как сделать курай

Курай — очень древний инструмент — своеобразный учебник жизни для своей нации — оказал сильное воздействие на нравственность и этическое видение детей и молодежи в течение многих веков. Первоначально он использовался как сигнальный инструмент, возникший в связи с потребностями хозяйственного пастушеского быта. Его дальняя слышимость на открытом воздухе — свойство чрезвычайно ценное для пастушеского инструмента, назначение которого — звучать среди природы! Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент так гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть»

История Курая

О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.
Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Искандера (Александра Македонского). Народной мелодии Сыңрау торна («Звенящие журавли»), исполняемой на курае, более 1000 лет.
Необходимость массового производства инструмента стимулировала мастера В. Ш. Шугаюпова создать в 1979 году курай из строганого шпона.

В 1970 году в башкирском издательстве «Китап» (г. Уфа) вышла книга «Курай» автор: Сулейманов Гата Зулкафилович. За эту книгу автор получил премию Салавата Юлаева в 1971 году.

Изготовление Курая.

Курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense Hoffm (Реброплодник уральский). Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое — на расстоянии четырех пальцев, следующие три — на расстоянии двух пальцев, последнее, 5-ое — на обратной стороне, на расстоянии 3-х пальцев от 4-ого отверстия. Длина Курая от 570 до 810 мм.

Игра на курае

Популярность курая связана его тембровым богатством. Русский фольклорист С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий».

Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты. Диапазон Курая три октавы.

Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. К. используется как сольный и ансамблевый инструмент. На нем исполняются плясовые наигрыши и марши, программно-изобразительные пьесы, звукоподражательные мелодии и инструментальные варианты протяжных песен узун-кюй. Традиции исполнительства на Курае наиболее ярко представлены в южном и юго-восточном районах Башкортостана, где они развивались на протяжении веков. Сейчас в респ. повсеместно создаются ансамбли кураистов. Наряду с традиционным способом, с конца 70-х годов. Курай из шпона стал изготавливать мастер В.Шугаюпов по своей технологии. В 80-е годы появился целый ряд мастеров-изготовителей курая, таких как: С.Дильмухаметов, Б.Исянчурин, Г.Кубагушев, З.Халиков, А.Янгужин и др. В 90-е годы появился реконструированный хроматический Курай из металла, изготовленный мастером-кураистом И.Ильбаковым. Этот Курай имеет 14-15 отверстий с системой клапанов, дающих возможность извлечения хроматического звукоряда. Диапазон от фа-диез малой октавы до си-бемоль третьей октавы.

Основная и традиционная особенность игры на курае, это умение играть грудным голосом. Легкий свист «прощается» только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию проникновенно, нежно и звучно, пропуская ее через грудь.

Любимым кураистом всего башкирского народа, признанным виртуозом игры на курае в XX веке был Ишмулла Дильмухаметов. Сегодня призанным виртуозом игры является Азат Аюткулов, Президент Союза кураистов, заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева.

Способ изготовления трубки курая

Владельцы патента RU 2275692:

Способ изготовления трубки курая для повышения качества звучания заключается в том, что стенки трубки формируют из двух или трех слоев тонкого древесного шпона. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к технологии изготовления музыкальных инструментов, основой которых является деревянная трубка, в частности курая.

Изначально в качестве трубки для изготовления курая применяется сухой полый стебель растения:

«Из полого высушенного стебля вырезается трубка длиной 700-900 мм, с пятью отверстиями. Не менее десятка километров придется прошагать, прежде чем Вы найдете подходящее растение» (см. Т.М.Нуриев, А.Т.Нуриев «Учитесь играть на курае», СГПИ, г. Стерлитамак, 1997 г., стр.7, 8).

Недостатки изготовления трубки из растения:

— трудность получения точного музыкального строя вследствие разнообразия геометрических параметров трубки;

— низкая механическая прочность получаемого изделия;

— дефицит сырьевой базы: в результате хозяйственной деятельности человека все труднее становится найти стебли нужного растения.

В настоящее время в качестве исходного материала для изготовления трубки курая применяют самые различные материалы. Сейчас особой популярностью пользуются инструменты, изготовленные из дерева. Эта технология предложена музыкальным мастером В.Шугаюповым. Замена материала в духе времени, но не совсем равноценна — многие кураисты считают, что тембр (звучание) деревянного курая стал беднее и предпочитают инструмент из традиционного материала (см. Т.М.Нуриев, А.Т.Нуриев «Учитесь играть на курае», СГПИ, г. Стерлитамак, 1997 г., стр.7).

Деревянная трубка курая по технологии В. Шугаюпова (А.С. СССР №687461, МКИ 2 G 10 В 3/08, 1979 г.) изготавливаются из строганного древесного шпона. Способ включает раскрой материала, склеивание заготовки по форме, снятие ее с формы, сушку, зачистку, лакировку.

Такая технология не позволяет получать прочные, с большой жесткостью, тонкостенные (толщиной не более 1 мм) трубки инструмента, что ведет к обеднению тембра. При существующей технологии толщина стенок трубки инструмента получается от 1.4 до 2 мм, за счет чего ухудшаются музыкальные характеристики изделия. Кроме того данные трубки склонны к растрескиванию вдоль волокон шпона, поскольку внутренняя поверхность стенки курая сильно увлажняется во время игры на инструменте, а при высыхании нарушается ее целостность.

Цель изобретения — устранение вышеперечисленных недостатков: создание тонкостенной, прочной трубки инструмента, что позволяет существенно улучшить его музыкальные свойства, повысив вибрационные способности стенок.

Данная цель достигается за счет того, что стенки трубки формируют из двух или трех слоев тонкого древесного шпона, склеенных между собой, причем шпон каждого слоя укладывается волокнами под углом друг к другу и оси трубки. В качестве материала используется шпон строганный толщиной 0,25-0,5 мм. Это позволяет получить трубку инструмента с толщиной стенок 0,5-1 мм, что необходимо для получения нужных жесткостных свойств. В этом случае трубка инструмента может иметь высокую прочность на разрыв и изгиб вдоль волокон.

На фиг.1 изображено:

— оправка с заданными параметрами;

— шпоновая лента первого слоя;

— шпоновая лента второго слоя;

— шпоновая лента третьего слоя.

На фиг.2 изображена схема для расчета размеров шпоновой ленты в зависимости от заданных параметров трубки.

На фиг.3 изображены:

— заготовки из шпоновой ленты;

— оправки с заданными параметрами.

На фиг.4 изображен:

— процесс формирования стенок трубки из шпоновой ленты.

Формирование трубки курая производится на оправке 1 с заданными геометрическими параметрами (см. фиг.1) в следующем порядке.

В зависимости от заданного угла укладки α° рассчитывается и изготовляется лента шпона нужных размеров (см. фиг.2).

Укладывается (навивается) на оправку и закрепляется по концам (см. фиг.1, поз.1, 2).

Таким же способом изготавливается лента шпона для второго слоя и навивается на первый слой под заданным углом, но в противоположном направлении (поз.3). В процессе укладки 2-го слоя производится склеивание слоев между собой.

При необходимости таким же способом укладывается и склеивается третий слой шпона, но под углом, отличным от углов 1-го и 2-го слоев (поз.4).

Угол укладки шпоновой ленты, т.е. направление волокон относительно оси трубки определяют его прочностные и соответственно вибрационные свойства. Увеличение угла ведет к повышению жесткости на смятие, но снижается изгибная жесткость вдоль оси трубки, т.е. повышается эластичность вдоль оси трубки.

Диапазон углов укладки α° шпоновой ленты 20°÷60°.

Таким образом, путем изменения углов укладки шпоновой ленты, т.е. направления волокон относительно оси трубки можно влиять на вибрационную способность стенок курая и соответственно на тембр.

В сочетании с применением в каждом слое шпона различной толщины и различной плотности, т.е. различных пород древесины, данный способ изготовления трубок позволяет существенно расширить тембровые характеристики курая.

Методика расчета размеров шпоновой ленты производится в зависимости от заданных параметров трубки и угла укладки.

Трубка представляет собой усеченный конус с диаметрами оснований D и d, и высотой Н. Фиг.1.

Форма шпоновой ленты для формирования стенки трубки представлена на фиг.2.

Расчет размеров шпоновой ленты производится следующим образом:

1. Ширина ленты у диаметра D:

2. Ширина ленты у диаметра d:

Для определения размеров шпоновой ленты для второго и третьего слоев необходимо учесть увеличение диаметров за счет толщины шпона предыдущих слоев.

1. Способ изготовления трубки курая, состоящий в раскрое материала, например шпона, склеивание заготовки материала по форме, прессование, сушку, зачистку, лакировку, отличающийся тем, что стенки трубки формируют из двух или трех слоев тонкого древесного шпона, склеенных между собой, причем шпон каждого слоя укладывают волокнами под углом друг к другу и оси трубки.

2. Способ изготовления трубки курая по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала берется шпон толщиной 0,25÷0,5 мм.

Как сделать курай

[ Tags | красивая девушка, музыка ]
[ Current Mood | peaceful ]

Только что сделал себе, наконец, дудочку из ПВХ трубы, которую уже без каких-либо оговорок можно называть кураем. То есть — в отличие от предыдущих образцов, представлявших собой просто кусок электромонтажной ПВХ трубки наружным диаметром 16 или 20 мм (внутренним соотв. примерно 13,5 и 17,5 мм) с прокрученными ножом отверстиями и «мундштуком» из куска стенки пластиковой бутылки, притянутого банковской резинкой, на этот раз инструмент сделан из приблизительно конически сужающегося куска трубы. С таким расчётом, что верхний конец, около мундштука, имеет внутренний диаметр 17,5-18 мм, а нижний конец — около 14 мм. Впрочем «расчёт» — это, конечно, громко сказано. На самом деле он получился такой, какой получился — и к счастью, это приблизительно как раз совпало с теми размерами, какие он должен иметь. А процедура его изготовления оказалась довольно непроста, но, как ни странно, выполнима — я даже сам удивился, что таки выполнима.То есть, конечно, некий расчёт был, но на деле всё пошло не совсем по нему. Итак, опишу процедуру изготовления.

Читайте также  Как сделать несколько фоток в одной в Фотошопе

1. Первый этап (самый долгий по времени :) ) — это мысленные прикидки. Если нам нужно получить конически сужающуюся ПВХ трубу примерно от 20 до 16 мм, то исходя из имеющегося ассортимента электромонтажных трубок, теоретически можно это получить либо путём частичного растяжения трубки 16 мм, либо путём частичного сужения трубки 20 мм — третьего не дано. Очевидно, что и то, и другое можно выполнить, надев трубку на некую коническую форму. В случае растяжения — для этого надо было бы нагреть полностью как всю форму, так и всю трубку до температуры размягчения ПВХ, после чего быстро, но аккуратно натянуть трубку на форму, и остудить. После чего, как подсказывает шестое чувство вместе с некоторым небольшим опытом (как своим, так и чужим) работы с этими трубками, трубку с формы хрен сорвёшь. Разве что домкратом, и то в виде мелких кусочков.
Значит, выбора нет — надо сужать 20-миллиметровую трубку. То, что сужать в принципе можно — я уже знал, как из сайта Ван ден Дула, где он предлагает делать сужения «узлов» на персидском нэе из ПВХ путём перетягивания ниткой в горячем состоянии, так и из своего состыковки концов трубки одного диаметра, когда я насаживал нагретый в кипящей воде конец на ненагретый — но ненагретый успевал несколько нагреться от горячего, и под нажимом насаживаемой трубки сужался, и оставался таким после остывания. Поэтому я решил, что обжать трубку в горячем виде на форме можно будет посредством либо наматывания нитки же, либо какой-нибудь ленты, выдерживающей требуемую температуру. Либо вообще тупо быстро обжать руками в перчатках.

2. Второй этап — изготовление формы. Форму в принципе можно было бы сделать либо из металла (сталь, алюминий, латунь, медь, нержавейка — в общем, существует ряд вариантов), либо из дерева (опять же, есть разные варианты насчёт пород дерева, хотя это не столь важно — главное, чтобы стержень получился прямой, прочный, устойчивый к нагреву в пределах этак +140 градусов, и чтобы он был вдоль волокон). Выбрал дерево. Потому что его можно обрабатывать в домашних условиях, и древесная стружка и пыль — это не очень страшно, в отличие от металлической.

Собственно, вчера по дороге с работы захожу в OBI, и иду выбирать деревянные стержни. Вначале вижу полки, на которых стоят двухметровые сосновые стержни всевозможных диаметров — но они, увы, склеены их каких-то коротких обрезков, и вдобавок чудовищно кривы. Рядом стоят берёзовые стержни длиной 1 метр, достаточно прямые — но их диаметр то ли 24, то ли 25 мм. А мне надо, по прикидкам, чтобы максимальный диаметр был около 18 мм, а минимальный 13-14 мм. Это ж опупеть можно столько строгать. Смотрим дальше. Через несколько рядов — опять полки с деревянными цилиндрическими стержнями. Но на этот раз здесь есть двухметровая цельная и вполне прямая сосна разных диаметров, а также однометровые берёза и бук. Беру один двухметровый сосновый стержень и один метровый буковый (так, на всякий случай), оба по 20 мм диаметром и около 100+-10 рублей по цене. (Соседняя ступень имеет диаметр 16 мм, что для наших целей уже маловато, очевидно). Для обработки изделия (не ножом же строгать) беру загадочный инструмент в виде тёрки с ручкой (лучше было бы использовать, пожалуй, обычный рубанок — тёрка хоть и довольно удобна для работы «на коленке» и в тому подобных позах, но строгает больно уж медленно — в особенности цилиндрическую палку — ибо она создана вообще-то для более плоской поверхоности) и наждачную бумагу по дереву — самую грубую, а также потоньше.

Дома двухметровый сосновый стержень был распилен на две половины по метру длиной, и была использована одна из них. Кроме «тёрки» и наждачки я попробовал применить для обработки заготовки также бормашину — но это не оказалось удобно для обработки такого протяжённого предмета по всей площади.
В общем, с вечера до глубокой ночи, а потом ещё часик-полтора сегодня утром, продолжалась обработка стержня, пока он не принял форму, отдалённо напоминающую усечённый конус, или нечто вроде уменьшенной копии кия, и пока на него не стала надеваться полностью, и без натяга, ПВХ трубка длиной около 750 мм. Как выяснилось позже, надо было бы либо обработать ещё посильнее — чтобы после надевания трубки тонкий конец деревяшки торчал ещё сантиметров на 15, и/или использовать немножко более короткий отрезок трубы. Ничего катастрофичного и так не произошло — но просто было бы удобнее.

3. Собственно, обработка трубки. Трубка была без натяга надета на форму, при этом тонкий конец формы торчал примерно на 2 см. Начиная с будущего толстого конца, трубка вместе с вставленной формой нагревалась над газовой плитой, после чего я пытался руками, естественно, в рабочих перчатках, обжать трубку. Однако оказалось, что трубка, хотя и размягчилась, обжиматься и уменьшать диаметр просто так не хочет, а только мнётся, а потом расправляется. Но тут стало понятно, что надо делать: надо трубку одновременно растягивать вдоль оси. Вот тут-то её диаметр уменьшается, и она садится на форму. Тут же быстро обдуваю растянутый участок, не отпуская натяжения, чтобы охладить его и тем зафиксировать форму — и можно переходить к следующему участку. Вот так, шагами по 5-8 см, можно в принципе обжать всю трубку. Прежде чем успел переодеть перчатки тыльными сторонами, успел немножко извазюкать внешнюю поверхность трубки расплавленной синей резиной, из которой на перчатках сделаны «точечки». Однако при этом, естественно, длина трубки увеличилась примерно на 10 см, и если вначале тонкий конец формы торчал на 2 см, то после завершения процедуры наоборот с тонкого конца формы свисало около 8 см лишней трубки, естественно, деформированной.
Примерно 10 см на самом тонком конце, похоже, всё же оказались слегка за гранью сравнительно спокойной сдвиговой деформации материала, и там образовалась небольшая складка — впрочем, может быть дело было просто в недостаточной аккуратности. Во всяком случае, при таком размере эта складка ещё не фатальна, и до будущего первого отверстия достать не должна.

3а. А теперь — та самая стадия, которую я с самого начала считал самой сложной и ставящей под сомнение всю эту технологию в целом. Это снятие готовой «условно конической», уже холодной трубки, с деревянной формы. Хорошо, что я не стал пытаться изначально натянуть толстый конец трубки на форму с силой. Обнаружилось, что некоторая подвижность толстого конца относительно формы есть, она как-то поворачивается на пару-тройку градусов, и при этом даже где-то что-то поскрипывает. Однако держать руками трубу, а в особенности толстый конец самой формы, весьма неудобно, и приложить сколько-нибудь приличные усилия просто не получается.
Решаю срезать ножом деформированный лишний конец трубы плюс ещё пару сантиметров — так, чтобы освободить эту самую пару сантиметров формы с тонкого конца. Тонкая ПВХ трубка легко надрезается ножом по кругу, после чего аккуратно отламывается по надрезу. Теперь можно нажать чем-нибудь на тонкий конец формы. Упираюсь этим самым концом в пол, и двумя руками пробую осадить трубку до пола. Успешно — однако трубка ещё не освободилась. Тогда ставлю на пол болт головкой вниз, упираюсь формой в болт — и аналогично сдвигаю трубку ещё на 25 мм. Однако более длинных болтов под рукой не валяется. Поптка использовать менее подходящий предмет (а кокретно — корпус старой авторучки) для этой цели приводит к тому, что предмет выворачивается и делает в нижнем конце трубки продольную трещину длиной около 20 мм. Однако жертвовать нижним концом трубки в данном случае жалко, ведь именно ради тонкого конца всё и затевалось — так что нижний конец просто заделываю на клею накрученной по окружности полоской пластика из бутылки. Собственно, настоящие кураи, равно как и персидскиие нэи, тоже обычно имеют специальные усиления на нижнем конце против растрескивания (равно как и какое-то подобие мундштука на верхнем) :)
Дальше в качестве средства выталкивания формы подошла «ножка» классического малого газового ключа плюс здоровенный гаечный ключ, работавший вместо молотка. Соотношение масс ключей, формы и трубки, конечно, далеко не самое выгодное — но после ряда аккуратных ударов форма была продвинута сантиметров на 12, после чего трубка, наконец, освободилась. На торце формы, конечно, появились небольшие вмятинки и расплющивание — но обошлось без серьёзных повреждений типа продольных трещин. Тем не менее, лучше в будущем так не делать, а обработать форму поглубже, с тем, чтобы трубка изначально налезала подальше, плюс использовать более короткие куски трубки, которые можно будет относительно спокойно столкнуть с формы, просто уперев её во что-нибудь мягкое — напр. в пол через тряпки.

Читайте также  Как получить настройки ммс Билайн

3б. Настройка основного тона и прокручивание игровых отверстий. Итак, получилась трубка длиной 77 см (это не считая тех лишних 9-10 см, которые были отрезаны и выкинуты — и это из 75 см изначально отрезка трубы). Насадил «мундштук», проверил по тюнеру. Оказалось что-то между соль и ля-бемоль. В то время как я собирался сделать курай с основным тоном ля — как самый «стандартный» вариант (большинство моих предыдущих простых цилиндрических дудочек — в си-бемоле. ). Укоротил трубку с толстого конца, пока не получил ноту ля. Сравнил с цилиндрической си-бемольной дудочкой — и оказалось, что коническая трубка под ля всего примерно на 1 см длиннее, чем цилиндрическая на си-бемоль. Исходя из этого прикинул, где должны быть отверстия. Решил сделать все отверстия примерно на 5 мм ниже, чем на си-бемольной цилиндрической (если считать от верхнего конца), при этом сделав их немножко поменьше по площади. В общем-то, можно считать, что попал в цель, с приемлемой точностью (во всяком случае, на слух вроде звучит нормально).

В итоге, конечно, форма трубки получилась не идеально конической, отчасти из-за неточности в обработке формы, отчасти из-за недостаточной аккуратности натягивания на форму. Однако главное всё же уже есть: верхняя часть — мундштук и прилежащие 25 см имеют сравнительно большой диаметр, более удобный для игры (18/20 мм изнутри/снаружи), и дающий более сильные низкие звуки, чем при использовании цилиндрической 16 мм трубки, меньший диаметр в зоне игровых отверстий, и ещё меньший на конце — что даёт более лёгкую игру высоких звуков при не слишком сильной их пронзительности (по сравнению с цилиндрической трубкой 20 мм по всей длине). Иными словами, практически сочетание достоинств цилиндрических дудок диаметром 16 и 20 мм, и избегание их недостатков.
Однако есть у конической трубки некоторые особенности, к которым надо будет привыкнуть, после цилиндрических. В первую очередь — это то, что нижний регистр звучит гораздо легче, в смысле, что не надо особо напрягаться давать струю воздуха с низким давлением и большой толщины, чтобы он зазвучал. А значит, гораздо легче нечаянно сорваться в этот самый нижний регистр, играя во втором. Ну, это просто продолжение лёгкости и лучшего звука низких нот. Во-вторых, у низких нот прослуживается некий жужжащий или зудящий призвук. Вообще говоря, такой призвук я уже слышал на своих цилиндрических си-бемольных дудках из 20 мм трубки (а на 16 мм дудках его нет). Не знаю, может быть, это жужжание — не баг, а фича? :)

Новое в блогах

Сообщество «Тюрки.»

Курай- божественный инструмент

Кура́й (башк. ҡурай , тат. курай ) — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент [1] . Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense (Реброплодник уральский), имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Известны изготовления курая из различных металлов.

В старину считалось престижным иметь курай, изготовленный из серебра или меди. В настоящее время широкое распространение получил деревянный курай, для изготовления которого используется шпон.

Средняя длина курая составляет 57-81 см.

Звукоряд курая образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты.

Диапазон курая — около трех октав.

Классический курай

Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

Копшэ курай

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

Казан курай

Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки

Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

Кураиста в народе воспринимали как че­ловека образованного, обладающего высокой культурой, он пользовался большим уважением. А сегодня, если взглянуть глазами современного чело­века, кураист — это музыкант, композитор, фольклорист и поэт в одном лице. Именно кураисты, передавая из поко­ления в поколение свои зна­ния, опыт и сохраняя любовь к своему народу, донесли до нас старинные народные пес­ни, легенды и эпосы. Вот что такое курай, и каково значение личности кураиста в сохране­нии истории народа!

«Музыка, рождённая ветром. Орган и курай»

Как сделать курай

Известны следующие виды изготовления курая из различных материалов: традиционный растительный, металлический, деревянный, пластмассовый, сборный, бумажный [8,С.18].

1. Традиционный растительный курай. Музыкальные инструменты из стволов зонтичного растения также известны у татар (курай), казахов (сыбызгы), киргизов (чоор), туркмен (каргы-тюйдюк), тувинцев (шоор), бурят (суур), монгол (цуур), удмуртов (узе-гумы), марийцев (шиалтыш), венгров (фуруйя), абхазов (ачарпын), адыгов (камыль), аджарцев (чабан саламури). Традиционно кураист-музыкант и мастер-изготовитель — одно и то же лицо и делает курай «под себя» [Приложения 2].

Время его появления относится к периоду кочевого и полукочевого скотоводства башкир, в ходе которого они научились изготавливать курай из наиболее доступного растительного сырья. Прекрасные акустические характеристики у инструмента получаются из стеблей произрастающих в южных степных и горных ареалах территории Хайбуллинского, Баймакского, Бурзянского и Абзелиловского районов Башкортостана.

Технология заготовки сырья и изготовления инструмента отшлифована в течение многих столетий. Срезанные в конце лета — начале осени растения сушат естественным способом в тени, а южные башкиры практикуют сушку заготовки сухим песком (землей). Аналогичный способ сушки применяли казахи при изготовлении сыбызги.

Все размеры курая измеряются естественными мерами (ширина ладоней и пальцев кураиста). Обычная длина заготовки составляет примерно 8-10 обхватов ладонями. На трубке вырезаются пять игровых отверстий, начиная с нижнего края. Первое отверстие производится с внешней стороны на расстоянии 4-5 пальцев. Расстояния между следующими тремя отверстиями, последовательно располагающимися выше первого, составляет ширину 2-2,5 пальцев. Пятое отверстие вырезается выше четвертого с внутренней (грудной) стороны инструмента.

На ствол инструмента иногда натягивается сырая тонкая овечья кишка, плотно обтягивающая инструмент, закрывая возможные трещины. Мелкие отверстия могли заделывать при помощи воска, смолы. В качестве мундштука использовали кольца из дерева или металла. Подобные действия были продиктованы необходимостью продления срок использования инструмента. При равных исполнительских способностях кураистов возрастало значение качественно изготовленного аэрофона. Хрупкость инструмента из растительного материала требует бережного отношения при хранении, транспортировке и музыкальном исполнении. Бережное отношение к кураю часто обусловлено его ценностью в связи с памятным событием, как победой в конкурсе и т. д.

2. Металлический курай. Первые сведения о металлическом курае относятся к началу XIX в. В башкирском фольклоре есть сведения, что майор одного из башкирских полков Кахым Мырдашев в войне 1812 г. играл на серебряном курае. В военно-походных условиях востребованными становились инструменты, изготовленные из металла и не требующие особых условий для хранения и транспортировки.

Читайте также  Как сейчас живут в Припяти

Однако курай из металла не был широко распространен среди башкир. Спрос на металлический курай вновь возник во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. среди кураистов-фронтовиков. Тогда мастера освоили навыки изготовления инструмента из алюминиевых, медных, латунных трубок автомобилей и военной техники. Кураи, изготовленные на войне, хранятся в музеях гг. Уфа, Сибай. В послевоенное время изготовление металлического курая получило дальнейшее развитие. Как мастер по производству такого типа инструмента наибольшей известности получил А. Янгужин. Курай из металла использовали прославленные кураисты Д. Хасанов, С. Бараков, И. Дильмухаметов. Основные операции по изготовлению металлического курая сходны традиционному: 1) подбор подходящей металлической трубки; 2) обработка трубки токарными инструментами; 3) шлифовка.

3. Курай из поливинилхлоридовых (ПВХ) трубок. В период индустриализации и начала производства новых материалов появились и новые технологии производства курая. Идея изготовления курая из ПВХ впервые возникла в среде кураистов Баймакского района в конце 1950-х гг. Тогда они выступили с инициативой освоения промышленного производства курая из ПВХ и превращения его в массовый народный инструмент. Данная идея получила развитие только в конце XX в. Однако метод не получил широкого распространения из-за скептического отношения кураистов к акустическим характеристикам такого инструмента.

Изготовлением курая из ПВХ занимается мастер-изготовитель С. И. Кузяшев. У данного типа инструмента имеются и положительные качества: не боится влаги, не подвергается деформациям, не требует особых условий при хранении и транспортировке.

4. Курай из шпона. В середине 1970-х гг. художник В. Ш. Шугаюпов разработал новый способ изготовления курая из шпона, и получил на него авторское свидетельство. Кураи В. Ш. Шугаюпова производятся по стандартным лекалам и подразделяются на десять размеров. Его инструменты широко используются профессиональными музыкантами, в художественной самодеятельности и учебно-образовательной практике. Способ изготовления такого типа инструмента следующий: а) отбор и разметка шпона; б) подготовка и склеивание заготовки; в) нанесение технологических отверстий на расстоянии, необходимом для получения требуемой тональности; г) покрытие лаком и просушка.

5. Другие варианты изготовления курая. Одним из методов изготовления курая является также запатентованный способ мастера-изготовителя Р. Ф. Хуснуллина: роспуск древесины токарным станком на тончайшую стружку, накручивание на стержень по спирали и склеивание. С инструментами данного мастера выступает кураист Р. Юлдашев. Мастер М. Нурдавлетов разработал несколько методов изготовления курая: из бумаги («kа ыз kурай»), складной курай («hындырма kурай») из двух металлических трубок, составной курай («йыйылма kурай») из дерева и металла. Кураист-мастер юлдашев репертуар башкирский курай

З. Г. Халилов изготавливает из пластмассы сборный курай («йыйылма kурай»), состоящий из двух частей.

Таким образом, стремление башкир сохранить этот музыкальный инструмент привело к поиску материала, способного заменить традиционный, растительный. Кураи, изготовленные из других материалов, являются вариациями традиционного растительного аналога, почитающегося мастерами-кураистами и исполнителями настоящим типом инструмента. Остальные виды практикуются для музыкальных упражнений, совершенствования техники исполнения.

Курай

Курай появился в незапамятные времена, был распространен среди башкирского, татарского населения Земли. Первоначально использовался для музыкального сопровождения свадеб, праздников, сегодня входит в состав оркестров, ансамблей.

Что такое курай

Курай причисляют к группе духовых музыкальных инструментов. Более всего он схож с флейтой. Выглядит, как длинная дудка с отверстиями для выхода воздуха, расположенными на корпусе.

Модели отличаются размерами: длина колеблется в пределах 120-1000 мм. Некоторые разновидности внутри оснащены бьющимся язычком, позволяющим разнообразить извлекаемые звуки.

Первоначальным материалом для инструмента служили высушенные стебли растений семейства зонтичных. Современные модели изготавливают из различной основы: металла, дерева.

Звукоряд, тембр, диатонический диапазон курая зависят от различных факторов: размеров, материала, особенностей конструкции. В среднем, в арсенале инструмента – три полные октавы. Звукоряд представляет собой сцепление двух мажорных пентатоник.

Звучит курай необычно: душевно, возвышенно, меланхолично. Под такую музыку сложно исполнять песню, чаще она сопровождается горловым пением.

Устройство

Устройство довольно простое – длинный прямой корпус, полый внутри. Иногда внутри корпуса располагается язычок. На внешней стороне расположены отверстия: зажимая одно или несколько, музыкант извлекает нужные по высоте, тембру звуки.

Длина инструмента, количество отверстий на корпусе различны. Классическая модель имеет следующие параметры:

  • длина – 570-800 мм;
  • диаметр – 20 мм;
  • количество отверстий – 5 (4 украшают лицевую сторону корпуса, 1 – тыльную);
  • диаметр отверстий – 5-15 мм.

История происхождения

Первые документальные упоминания курая относятся к XIII-XIV векам. Но его история гораздо длиннее: достоверно неизвестно, когда именно инструмент появился на свет. Татары, башкиры играли на нем с незапамятных времен.

Музыкальными приспособлениями, подобными флейте, люди пользовались еще до наступления нашей эры, они были широко распространены, встречались практически в каждой мировой культуре. Предположительно, курай попал к татарам, башкирам из соседей-азиатов – монголов, казахов.

Долгое время между Башкортостаном и Татарстаном шел спор, кто из народов по праву может назвать курай «своим» национальным инструментом. Правда оказалась на стороне Башкирии: республика сумела запатентовать инструмент, как территориальный бренд. Сегодня он официально считается башкирским национальным инструментом, хотя татарский курай распространен ничуть не меньше.

Происхождение курая, согласно башкирской легенде, связано с юношей, спасшемся от лютой смерти благодаря изобретению музыкального инструмента. Выброшенный злым ханом в дремучем лесу, он, от нечего делать, смастерил дудочку из стебля растения, каждый день играл на нем, понемногу продвигаясь вперед. Так чудесным образом он вскоре оказался вблизи родных мест. Односельчане сбежались на звуки прекрасной мелодии, узнали о том, как хан расправляется с юношами, побежали во дворец, свергли деспота. А курай стал постоянным спутником башкир, как символ избавления от страданий.

Первоначально на инструменте играли исключительно мужчины. Кураисты (люди, владеющие игрой на курае) перед тем, как исполнить произведение, обязательно рассказывали, о чем она – некую легенду, историю, сказание. Эти личности были в большом почете, так как являлись поэтами, музыкантами, композиторами, знатоками фольклора в одном лице.

Старые инструменты перед исполнением обязательно смачивали водой. Игра сопровождалась в большинстве случаев горловым пением.

В XIX веке татарским (башкирским) инструментом заинтересовались ученые, собиратели фольклора. Курай был тщательно исследован, описан, классифицирован.

В 1998 году в Уфе впервые был создан республиканский Союз кураистов, цель которого – развитие национальных традиций, сохранение духовного наследия, поддержка музыкантов, владеющих техникой игры на курае.

Разновидности курая

Помимо классической разновидности, существует ряд других модификаций курая:

  • Копшэ. Открытая продольная флейта, имеющая 2 отверстия. Оба расположены на лицевой стороне: первое примерно в 6-ти пальцах от нижнего края, следующее пятью пальцами выше.
  • Агач. Сделанная из дерева свистковая продольная флейта. Изготавливают из строго определенных пород – клена, калины, ореха. Количество отверстий различное – 4-6. Длина – 25-30 см.
  • Медный. Щелевой свистковый инструмент. Материал изготовления – латунь, серебро, алюминий. Диаметр модели – 20-23 мм, длина корпуса – 26-26,5 см. Число отверстий – 7.
  • Казан. Свистковая продольная флейта конусообразной формы. Основание уже верха на 10-15 мм. Общая длина составляет 58-80 см. игровые отверстия присутствуют в количестве 2, 5,6,7 штук.
  • Ногайский. Свистковая продольная флейта с двумя отверстиями, длиной корпуса 69 – 77,5 см. Считается женской разновидностью курая.
  • Курай из соломки. Оснащен язычком, принадлежит группе аэрофонов. Основой корпуса служила солома злаковых растений. Количество отверстий вырезалось на усмотрение музыканта. Небольшой язычок длиной около 2 см, шириной пару миллиметров, вырезался в закрытой части соломки.

Как делают курай

Народный инструмент по всем канонам следует изготавливать из стеблей зонтичных растений. Идеально подходят следующие:

  • дудник;
  • дягиль;
  • реброплодник.

Выбранное растение не должно иметь дефектов, быть гладким, ровным изнутри, снаружи. Идеальное время сбора материала – конец июля – начало августа, после окончания цветения трав.

Выбранный экземпляр срезают под корень, тщательно высушивают в защищенном от света помещении. Возможна сушка на открытом воздухе. Как только стебель высох полностью, ему придают необходимую длину, вырезают отверстия в требуемом количестве.

Концертные кураи изготавливают из строганного шпона. Технология была запатентована в 1976 году, позволила выпускать инструмент на промышленных предприятиях. Процесс не требует больших затрат времени, производится с использованием современных методов, технологий.

Медный курай

Как играть на курае

Игра на курае требует правильного владения дыханием. Звуки нужной высоты извлекаются, путем закрывания (открывания) расположенных вдоль корпуса отверстий. Чем больше количество отверстий, тем богаче диапазон инструмента, шире его возможности звукоизвлечения.

Музыкант располагает корпус между зубами, верхней губой чуть прикрывая его, нижнюю губу, наоборот, частично приоткрывая. Кончик языка упирается в край инструмента. Во время игры губы не закрываются, язык не отрывается от края. Выполнить подобное можно, набравшись опыта, постоянно тренируясь.

Национальные мелодии курая сопровождаются горловым пением.

Использование инструмента

Курай входит в состав оркестров народных инструментов, органично смотрится в ансамблях, исполняющих башкирскую, татарскую музыку. Подходит для исполнения лиричных песен, плясок. Инструмент часто солирует – его приятные звуки не нуждаются в дополнении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: