Как работают кремлевские куранты

5 секретов кремлевских курантов

Эти куранты на Спасской башне Кремля знакомы каждому россиянину с детства. Ведь именно они дают начало каждому Новому году. Рассказываем о главных тайнах главных часов страны.

1. Классика каждые три часа

Куранты на Спасской башне играют гимн России в 6 утра, в полдень, в 6 вечера и в полночь, а также мелодию «Славься» Глинки в 3 и 9 утра и в 3 и 9 вечера. Таким образом, их можно услышать каждые три часа. Главный колокол бьет каждый час. Именно его удары вся страна слышит в Новый год — они транслируются по всем каналам и радиоприемникам России.

Изначально куранты разыгрывали то Преображенский марш времен Петра I, то неофициальный гимн Российской империи «Коль славен наш Господь в Сионе», написанный Дмитрием Бортнянским.

«В СССР сначала попробовали подобрать «Интернационал» и «Вы жертвою пали», но после 1938 г. уже никаких мелодий, за исключением перезвона четвертей, колокола на Спасской башне не исполняли, — говорит звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя Константин Мишуровский, — Лишь в 1990-х гг. было принято решение, что колола будут исполнять следом за четвертями и часовыми ударами Гимн России и «Славься» Глинки».

2. Это пятые куранты Спасской башни

Спасская башня. 1890 — 1896.

Первые куранты на Спасской башне (тогда ее называли Фроловской) появились сразу после ее постройки в 1491 году. Данные о внешнем виде не сохранились, известно лишь, что когда они пришли в негодность, их продали Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей в качестве лома (в начале 17 века за 1 рубль можно было купить стадо овец).

Вторые куранты появились во время правления Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых (1596-1645). Для их создания пригласили мастера из Англии Христофора Галовея, который сделал совершенно потрясающее устройство. В этих часах вращались не стрелки, а циферблат. Он был выкрашен в цвет неба, на котором располагались жестяные звезды и изображение солнца. Его луч и был стрелкой часов. Колокола звонили каждый час. В то время часы делили время на ночное и дневное, ориентируясь за восхождением солнца. Так, во время рассвета на часах показывали час дня, а на закате — час ночи. Летом могло быть 17 часов, а потому циферблат был поделен на 17 частей. Во время пожара 1701 года часы сгорели.

Третьи куранты были установлены в 1709 году по указу Петра I, и это были уже часы современного типа из Голландии — царь перевел страну на принятые в Европе суточный отсчет времени. На них были установлены 33 колокола, который играли мелодии и были каждый час. А кроме того, оповещали о пожарах в городе. В 1737 году сгорели и эти часы.

Четвертые куранты установили уже при Екатерине II в 1770 году: это были английские часы, установкой которых занимался немецкий часовой мастер Фаций. Часовщик оказался с юмором и настроил на курантах мелодию «Ах, мой милый Августин», которая звучала около года, пока ее не распорядились убрать. Часы работали исправно несколько десятилетий, не особо пострадав даже при наступлении Наполеона на Москву. Аварийным их состояние было признано лишь к середине 19 века.

Современные куранты появились в 1852 году благодаря часовщикам датского происхождения Ивану и Николаю Бутенопам. Они установили новые черные циферблаты на всех сторонах башни, заменили старые механизмы и подобрали по тонам 35 новых колоколов с кремлевских башен.

Во время революции 1917 в куранты попал снаряд. Восстановили их год спустя по распоряжению Владимира Ленина, и они работают до сих пор.

3. Механизм весит, как 25 автомобилей

Часовой механизм курантов на Спасской башне Московского Кремля.

Без колоколов механизм весит 25 тонн и состоит из нескольких тысяч деталей. Его высота составляет около 3 метров, а диаметр шестеренок достигает полутора метров. За точность хода отвечает 32-килограммовый маятник и три гири весом от 160 до 224 килограмм. Музыкальный механизм выглядит как медный цилиндр, который вращает гиря. Барабан заставляет штифты нажимать на клавиши, связанные тросами с колоколами на звоннице.

Главный колокол, который отбивает удары по количеству часов, весит более двух тонн, а самый большой «музыкальный» колокол — более тонны.

4. Новые русские колокола настроили под голландский

Установка колоколов на Спасскую башню Кремля.

До недавнего времени в курантах использовались только 17 колоколов (в лучше годы было 35 колоколов), которые со временем потребовалось обновить. Сейчас в курантах работают 23 колокола. Из старинных остался только один, который отбивает часы, а также 9 небольших колоколов, которые отбивают четверти плюс большой голландский, заказанный в 1990-х — тот самый, который весит больше тонны.

В ноябре 2020 года в Спасскую башню установили 12 новых колоколов, которые отлили в Воронеже (юг России) специально для этих часов. Больше года мастера настраивали новые колокола под голландский: какие-то пришлось подтачивать изнутри, чтобы понизить звучание, а какие-то — даже отливать заново. В работе принимал участие дирижер Президентского оркестра Евгений Никитин.

5. Новый год наступает не с первым ударом курантов

У россиян есть традиция в новогоднюю ночь писать заветное желание на листочке, поджигать его, а пепел бросать в бокал с шампанским, который надо успеть выпить, пока московские куранты пробьют двенадцать раз, возвещая наступление Нового года. Пошла она с советских времен, когда по радио передавали точное время, и новый час наступал с последним сигналом. Традицию новогодних телеобращений к советским гражданам ввел Леонид Брежнев в 1970 году, после которого на всю страну транслировался бой кремлевских курантов.

Но оказывается, что Новый год, на самом деле, начинается не с последним ударом курантов, а за 20 секунд до первого удара, то есть с началом перезвона. Колокол отбивает удары уже в наступившем часе.

Кремлевские куранты (часы на Спасской башне Кремля)

Кремлевские куранты (часы на Спасской башне), которые установлены на Спасской башне московского Кремля, — наверняка, самые известные башенные часы в Российской Федерации (России).

Содержание:

  • История Кремлевских курантов
  • Как куранты показывали время и отбивали звон?
  • Часы на Спасской башне после революции
  • Интересные факты

История Кремлевских курантов

История башенных часов в городе Москве относит нас в далекий 1404 год, когда на территории усадьбы сына князя Дмитрия Донского — Василия — их впервые и установили. Сам двор великого князя располагался недалеко от Благовещенского собора Кремля.

Эти куранты изготовил сербский церковнослужитель — монах Лазарь. Механическое устройство в виде фигуры человека отбивало удары в колокол ежечасно.

Когда появились часы с курантами на Спасской башне, точно неизвестно. Саму башню выстроили к 1491 году под руководством зодчего Пьеро Солари. Произошло это во время правления государя Ивана III.

Первое документальное свидетельство о наличии часов на башне относится к 1585 году: там упоминались некие мастера-часовщики, которые помимо Спасских часов, обслуживали такие же механизмы на Тайницкой и Троицкой башнях.

Описания хронометров нет, а вот вес часов со Спасской башни составлял порядка 960 килограмм, что следует из купчей, датированной уже 1624 годом (в ней указано о продаже часов Спасскому монастырю из ярославских земель за 48 рублей).

Для изготовления нового часового механизма был приглашен часовых дел мастер, английский механик Христофор Галовей. Ему в помощники определили местных кузнецов — мастера Ждана с сыном и внуком, которых звали Шумило Жданов и Алексей Шумилов. 13 колоколов для курантов отлил Кирилл Самойлов — мастер-литейщик.

У новых часов отсутствовали стрелки, роль которых отводилась вращающемуся циферблату, который был разделен на 17 частей.

Сам циферблат весом за 400 килограмм был сбит из деревянных досок и выкрашен в небесно-голубые цвета. На нем располагались часовые деления, которые были обозначены славянскими буквами. Для украшения, по полю, добавили жестяные звезды светлого оттенка.

Над циферблатом — нарисованные золотом луна и солнце. Неподвижно закрепленная стрелка как бы исходила из луча последнего светила.

Непосредственно звон курантов на Спасской башне находился еще выше — в устроенном восьмерике.

Как же куранты показывали время и отбивали звон?

Такой странный циферблат, оказывается, обозначал ход дневного и ночного времени, т.е. в дни летнего солнцестояния его заводили на семнадцать дневных и семь ночных часов. Как это происходило?

Первый резкий удар звучал в момент, когда первый солнечный луч падал на стены Спасской башни. Точно такой же удар возвещал о завершении дня. Каждый час отбивался специальный звон: первый час — один удар, второй — два, и так до максимально возможного количества числом 17. После этого на башню поднимался часовщик и переводил циферблат на 7 ночных часов. Таким образом, следящему за временем приходилось дважды подниматься на высоту.

Каждые 16 дней проводилась коррекция количества дневных и ночных часов, которые в сумме составляли привычную нам цифру — 24.

Часы на Спасской башне Кремля вызывали восторг не только у россиян, но даже у прибывавших в Москву иностранцев. Современники так писали об этом диве:

… чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен … более чем на 10 верст.

В 1626 году часы на башне сгорели, но уже через два года были восстановлены всё тем же Галовеем, чтобы прослужить вплоть до конца семнадцатого столетия.

Новый хронометр появился при Петре Первом, который приказал разрушить однострелочные старомодные часы, а вместо них установить новые с 12-часовым циферблатом. Механизм с часами и музыкой, который купил за 42 тысячи ефимков в голландском Амстердаме сам государь, доставили в Москву тридцатью подводами.

Устанавливать куранты пригласили Якима Горнеля — иноземного часовщика. Он вместе с девятью русскими мастеровыми в течении 20 дней собирал и отлаживал часовой механизм. И наконец, в 9 часов утра 9 декабря 1706 года собравшиеся у башни люди услышали первый звон.

Куранты на Спасской башне отбивали, как часы, так и четверти. В определенное время играла мелодия, которую воспроизводили 33 музыкальных колокола. К сожалению, мотив того колокольного проигрыша не известен.

Петровские часы прослужили до 1737 года, пока не сгорели в огне. Столица тогда была уже в Петербурге, и чинить московские куранты попросту не спешили.

В 1763 году в одном из помещений Грановитой палаты нашлись произведенные в Англии большие курантовые часы. Монтировать их на Спасскую башню начали лишь в 1767 году, для чего из Германии выписали мастера-часовщика Фатца (Фаца). Вместе с русским мастеровым Иваном Полянским он запустил их лишь через три года — в 1770 году. Музыка курантов была несколько легкомысленна и представляла собой отрывок из немецкой песенки «Ах, мой милый Августин».

Пожар 1812 года вывел часы из строя. Обследование механизма поручили Якову Лебедеву, который в феврале месяце 1813 года сообщил о его значительных разрушениях и предложил свои услуги по восстановлению. Разрешение было получено, но, предварительно, с мастера-часовщика взяли расписку, что он не повредит устройство окончательно.

Прошло два года и куранты на Спасской башне вновь зазвучали, за что Лебедеву было присвоено почетное и высокое звание «Мастер Спасских часов».

Нынешние Кремлевские куранты установили в период с 1851 по 1852 годы. Механизм изготовили голландцы — братья Бутеноп, чьи мастерские располагались на Мясницкой улице, 43. Для благозвучия звона и более точного воспроизведения мелодии, к имевшейся уже звоннице добавили 24 колокола, которые демонтировали с Троицкой и Боровицкой кремлевских башен.

Первой мелодией новых часов должен был стать гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!», но император Николай I не дал на это своего соизволения, сказав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». Пришлось на игральный вал записать две мелодии — «Марш Преображенского полка» (звучал в 6 и 12 часов) и «Коль славен наш господь в Сионе» (3 и 9 часов), которые не менялись вплоть до 1917 года.

Установка часового механизма братьев Бутеноп потребовала проведения некоторых реставрационных и ремонтных работ, которыми руководил архитектор Петр Александрович Герасимов. Постамент к часам, перекрытия и лестницы изготовили по рисункам архитектора Константина Тона.

Часы на Спасской башне после Октябрьской революции

2 ноября 1917 года во время обстрела московского Кремля из артиллерийских орудий, снаряд угодил прямо в циферблат, при этом перебив одну из стрелок и разрушив механизм их вращения. Часы стали!

Читайте также  Как открыть формат APE

Восстановительные работы начались лишь в августе 1918 по личному указанию Ленина. Сначала обратились в часовые фирмы Рогинского и Буре, но отказались от их услуг из-за неподъемной цены. За работу решил взяться Николай Беренс, который работал в Кремле слесарем. Он знал этот механизм, так как его отец работал мастером у братьев Бутеноп и передал сыну свои знания.

Беренс приступил к работе вместе с художником Михаилом Михайловичем Черемных, который занялся новой партитурой для боя курантов. С большим трудом был изготовлен полутораметровый маятник весом в 32 килограмма, взамен поврежденного, изготовленного из свинца с нанесенной позолотой.

В сентябре 1918 часы на Спасской башне вновь запустили. В перезвоне курантов зазвучали «Интернационал» (в полдень) и «Вы жертвою пали в борьбе роковой» (в полночь).

В 1932 году провели очередную реконструкцию: отремонтировали часы; заменили циферблат; цифры, обод, а также стрелки покрыли позолотой, израсходовав, в общей сложности, 28 килограммов благородного металла. В качестве звона оставили только фрагмент «Интернационала», который звучал и 12, и в 24 часа.

С 1938 года мелодия курантов прекратила звучать, оставили лишь ежечасный и четвертной короткий перезвон. Такое решение приняла специальная комиссия, которая признала звучание неудовлетворительным из-за изношенности механизма.

В 1941 году «Интернационал» вновь проигрывался на Спасской башне при помощи специального электро-механического привода. Правда, просуществовал он совсем недолго.

В 1944 году Сталин приказал настроить куранты и в качестве перезвона установить музыку нового гимна Советского Союза, автором которого был Александр Васильевич Александров. Работа не заладилась, и куранты Спасской башни Кремля замолчали на долгие годы.

В 1974 году провели крупную реставрацию с остановкой часов на 100 дней. Тогда разобрали и отреставрировали весь часовой механизм, заменили изношенные детали, смонтировали систему автосмазки, но куранты так и не зазвучали — до них руки просто не дошли.

В 1991 году приняли решение на Пленуме ЦК КПСС о восстановлении кремлевских курантов, но вопрос встал из-за нехватки 3 колоколов, необходимых для воспроизведения гимна СССР.

К вопросу вернулись в 1995 году, но Союз уже распался, а гимном новой России стала «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки.

В 1996 году, в день инаугурации Бориса Николаевича Ельцина, после 58-летнего молчания, куранты вновь зазвучали. Недостающие для тона колокола заменили металлические била. Теперь в полночь и полдень исполнялся гимн, а каждую четверть — фрагмент оперы «Жизнь за царя» все того же композитора Глинки.

Последняя на сегодняшний день реставрация пришлась на 1999 год. Помимо восстановительных работ был изменен звон с прежнего гимна на новый, утвержденный 8 декабря 2000 года.

Интересные факты о кремлевских курантах

И напоследок, несколько слов об устройстве механизма часов и курантов на Спасской башне Кремля.

  • Общий вес — 25 тонн.
  • В приводе часового механизма используются три разновесные гири от 160 до 224 килограмм.
  • 32-килограммовый маятник длиной 1,5 метра обеспечивает точность хода часов.
  • Диаметр четырех циферблатов, расположенных с четырех сторон башни, равен 6, 12 метров.
  • Длина минутной и часовой стрелок — 3,27 и 2,97 метров, соответственно.
  • Высота цифр — 72 сантиметра.

Механизмы хода, боя четвертей и боя часов расположены на отдельных уровнях с 7 по 9 этажи. Над ними, на открытой площадке, защищенной высоким шатром, расположены 9 колоколов для отбоя четверти и большой колокол для отбоя часов. Кстати, часовой отлит еще в середине восемнадцатого столетия мастером Семеном Можжухиным.

Колокола, из-за разности размеров, могут издавать звуки в диапазоне от низкого баса до дисканта. Вес — от 320 до 2160 килограммов. В ансамбле курантов сохранились колокола, относящиеся и к 1702, и к 1628 году, отлитые в Амстердаме.

Часы на Спасской башне (кремлевские куранты) заводят дважды в сутки — в полдень и в полночь. Для этих целей используются три электромотора — отдельно для каждого из механизмов (систему внедрили еще в 1937 году). Перевод стрелок производится только вручную.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Кремлевские куранты в Москве

Если произнести слово «куранты», немедленно представляются наши знаменитые часы на Спасской башне, под бой которых мы встречаем Новый год. А между тем, это слово пришло к нам от французского danse courant. Так назывался модный в 18 веке французский танец, мелодию для которого играли большие часы с колокольным боем.

Танец ушел, а название осталось. И сегодня оно обозначает символ нашей страны. Символ весомый — 25 тонн, высота цифр на циферблате — 72 см (подробнее о технических характеристиках читайте ниже в разделе «Цифры».)

Сейчас на Спасской башне пятые по счету часы: за несколько веков они поменяли и механизм, и колокола, и мелодии. Что поделать — менялась власть и заказывала новую музыку. Например, в XVIII веке кремлевские куранты в Москве целый год играли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин». Потом в их репертуаре появлялись «Интернационал», хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», гимн России, наконец. На сегодня кремлевские куранты в Москве на Красной площади — единственные механические башенные часы в мире.

Адрес: Москва, Кремль, 12

Координаты: 55.752551, 37.621402

Режим работы: ежедневно

Официальный сайт: kreml.ru

История

Спасскую башню возвел в 1491 году итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари — он же известен под именем Петр Фрязин. И «Фрязин» тут не фамилия. «Фрягами» — от слова «франк» в старорусском языке назывались выходцы из Южной Европы, в основном итальянцы. Идея была в том, чтобы укрепить Кремль — и действительно, башня всегда считалась крепостью в крепости: бои в ней можно было вести, даже если стены Кремля рядом рухнули бы (то же самое касается Никольской, Троицкой и Боровицкой башен).

Первые куранты появились на Спасской башне сразу после постройки — в 1491 году. Тогда ее называли Фроловской, по находившейся неподалеку церкви Фрола и Лавра, разрушенной в 1930-х. Согласно московскому преданию, когда часы пришли в негодность, их продали в качестве лома ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю.

Вторые куранты установили при первом царе династии Романовых, Михаиле Федоровиче, в XVII веке. Приглашенный из Англии шотландский механик и архитектор Христофер Галовей придумал уникальную конструкцию — у часов вращались не стрелки, а циферблат. Почему так?! Есть легенда, что Галовей сказал: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведенное ими должно быть устроено соответственно». Сказано — сделано. Циферблат покрасили в цвет неба, на нем изобразили звёзды и солнце, лучом которого стала стрелка часов. Увы, это произведение искусства и механики сгорело во время пожара.

Кремлевские куранты органично вписываются в повседневную жизнь Москвы.
Фото: globallookpress.com

Третьи куранты обосновались на башне в 1709 году. Их конструкция — идея Петра Первого, который, покатавшись «по европам», привез домой принятый на Западе 12-часовой отсчет времени. Колокола били каждый час, и циферблат был поделен на 12 часов. Однако эти голландские часы часто ломались. А поскольку Петр был увлечен обустройством столицы России в Санкт-Петербурге, то и руки до улучшения часов ни у кого не дошли.

Четвертые куранты появились при Екатерине Второй в 1770 году. Устанавливал их немецкий мастер Фаций. Он и заложил в часы немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин», которая весело разливалась над Москвой почти год, пока ее не велели убрать. Часы прослужили до 1851 года.

Наконец, в середине XIX века появились на башне те часы, которые мы видим и сегодня. Создавали их братья Бутенопы — часовщики из Дании. Они подобрали термостойкие сплавы для шестеренок, обновили стрелки. Куранты стали играть военный «Марш Лейб-гвардии Преображенского полка».

Куранты на Спасской башне Кремля переводят вручную.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Во время революции 1917 года большевики обстреливали Кремль, пытаясь «выкурить» оттуда юнкеров. В Спасскую башню попало четыре снаряда, один из которых повредил часы. В 1918 году, когда советское правительство перебралось в Москву и та снова стала столицей, часы по указанию Ленина восстановили. Отремонтированные, они стали играть «Интернационал».

К концу 1930-х механизмы «устали», начали фальшивить — и куранты перестали играть музыку, только отбивали часы и четверти. В очередной раз часы заиграли только в 1996-м, на инаугурации Бориса Ельцина. По очереди они исполняли то «Патриотическую песню» Глинки, то «Славься» из оперы «Иван Сусанин» того же автора. Снова звонницу начали реставрировать в 2017 году, в 2020-м работа была завершена. 4 ноября, в День народного единства, обновленные колокола, сделанные в Воронеже, сыграли гимн России.

Панорама Спасской башни

Цифры

  • Часы занимают в Спасской башне 3 этажа.
  • Вес курантов вместе с конструкциями — около 25 тонн.
  • Диаметр циферблата — 6,12 м.
  • Высота цифр — 72 см.
  • Длина часовой стрелки — 2,97 м.
  • Длина минутной стрелки — 3,28 м.
  • Большой главный колокол, который отбивает время, весит 2160 кг.

Кремлевские куранты играют гимн России в 6 утра, в полдень, в 18 часов и в полночь.
Фото: globallookpress.com

  • Маятник, благодаря которому осуществляется точность хода, весит 32 кг.
  • После окончания ремонта в 2020 году на башне 23 колокола: 9 старинных, которые бьют четверти; один старинный, который отбивает часы; голландский колокол, заказанный в 1990-х, плюс добавленные в 2020-м 12 новых колоколов, отлитых в Воронеже.
  • В прошлом на Спасской башне было 35 колоколов, которыми можно было бы исполнять едва ли не любую мелодию. Но, как объяснял звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя Константин Мишуровский, в наше время важно было другое — добиться идеального исполнения двух мелодий: «Славься» и Гимна России. К слову, автор нашего гимна, Александр Александров, в свое время руководил крупными церковными хорами и до 1922 года был последним регентом (то есть, руководителем церковного хора) храма Христа Спасителя в Москве. Умер в июле 1946 года в Берлине, куда приехал в европейское турне со своим Краснознаменным ансамблем.

Что посмотреть и послушать

  • Куранты играют гимн России в 6 утра, в полдень, в 18 часов и в полночь.
  • Мелодию «Славься» на музыку Михаила Глинки из оперы «Жизнь за царя» (более известна советскому поколению как «Иван Сусанин») можно услышать в 3 и 9 утра и в 15 и 21 час.

Фестиваль «Спасская башня» собирает людей со всего мира.
Фото: globallookpress.com

  • Главный колокол бьет каждый час — от 1 до 12 раз. Его удары страна и слышит в Новый год.
  • В конце августа — начале сентября на Красной площади проводится ежегодный международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» — музыкальный праздник, в котором участвуют наши и зарубежные военные оркестры. — Когда в очередной раз будете слушать куранты в ночь на 1 января, надо иметь в виду: новый час и новый год начинаются с перезвоном курантов, а не с первым ударом главного колокола. Так что не опаздывайте: перезвон длится 20 секунд, и это уже начало нового дня.

Цены

Увидеть башню можно бесплатно — со стороны Красной площади (напротив памятника Минину и Пожарскому). Или купить билет для прохода на Соборную площадь Кремля за 250 руб. Тогда вы увидите не только башню, но и все постройки Соборной площади.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Звуки курантов для россиян, как шампанское и салат оливье, — давно неотъемлемый атрибут встречи Нового года.

Многие считают, что чокаться бокалами с шампанским надо после того, как кремлевские куранты пробьют 12 раз. Это заблуждение возникло еще в советскую эпоху: когда по радио передавали сигналы точного времени, последний радиосигнал соответствовал началу нового часа. Но к бою курантов это не относится. Существует и другое мнение: новый год якобы наступает с первым ударом. Это тоже не так.

Сейчас я вам расскажу, когда надо «чокаться» …

Точное кремлевское время хранится за железными засовами. Доступ в святая святых, Спасскую башню, только в сопровождении. Режимный объект. Никаких лифтов. Почти 10 этажей вверх пешком по старинным винтовым лестницам.

Каждая стрелка по 3 метра, сам циферблат — 6 метров. С брусчатки размер так не ощущается, но главные часы страны занимают несколько этажей. Больше человеческого роста колеса и шестеренки, огромный музыкальный барабан, 32- килограммовый маятник — итого вся конструкция весит больше 25 тонн. Во всем же остальном куранты самые обычные механические часы.

Читайте также  Как не быть занудой

Здесь в астрономической службе времени Института имени Штернберга знают о них все, наблюдают за звездами, изучают вращение Земли и непрерывно получают сигналы со спутников, чтобы куранты постоянно получали сводки о самом точном московском времени. Здесь знают и ответ на главный вопрос.

Евгений Федосеев, начальник Службы времени Астрономического института им. Штернберга: «Новый год наступает при первом же звуке курантов. Дзинь-дзинь-дзинь. Это уже Новый год наступил и надо уже кричать, поздравлять и праздновать, а все вот эти удары и знаки — это все уже потом».

Завертелись колесики. Началось. Так выглядит приход нового года на смену старому в самом сердце главных часов страны.

А если уж еще более педантично подойти к проблеме, то вот:

Момент наступления нового года — понятие условное и относительное. Как договориться. Если живете в городе, то на разных его концах (запад — восток) момент 24-00 ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ (!) будет в разное время. В средних широтах при разнице в расстоянии около 15 км разница уже будет в минуту.

Итак:

Первый удар из двенадцати звучит через десять секунд после начала новых суток. А их смена происходит, когда куранты начинают перезвон. Точнее, конечно, наоборот: начало перезвона курантов совпадает с мгновением смены суток. В ноль часов ноль минут ноль секунд начинается перезвон. Спустя десять секунд звучит первый удар колокола, отбивающего це­лые часы.

Первые часы в Москве появились в 1404 г. Тогда Москва была уже большим городом, а Кремль — рези­денцией великих князей. Кремлевские часы были одни­ми из первых в Европе и считались чудом своего вре­мени. Находились эти часы на дворе великого князя Василия Димитриевича на Соборной площади, недалеко от Благовещенского собора. Летописец так описал их устройство: «Сей же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и считая часы нощныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хит­ростью, преизмечтано и преухищрено».

О мастере часов записано в летописи: «Замыслил часник сам князь, а установил часы монах серб по име­ни Лазарь». За установку часов заплатили 150 рублей— большую по тому времени сумму.

Когда появились кремлевские башенные часы, точно не известно. Есть предположение, что на Спасской башне они были поставлены вскоре после ее сооруже­ния (1491 г.). Однако документальные подтверждения этого относятся к XVI веку. Кем были устроены часы и какие они были, точно пока не установлено. В архив­ных материалах только под 1585 г. встречается упоми­нание о часовщиках Фроловских (Спасских), Троицких и Тайницких ворот. Сохранились документы, по кото­рым видно, что часовщики получали за свою работу по 4 рубля и 2 гривны в год жалования да по 4 аршина сукна на одежду.

В начале XVII столетия эти часы были проданы в Ярос­лавль, и из сохранившейся купчей мы знаем, что весили они 960 килограммов. Но вот какой на них был перезвон, документы не упоминают.

На надстроенной в 1625 году Спасской башне поя­вились вторые часы. Их собрали под руководством анг­лийского мастера Христофора Головея, приглашенного для устройства курантов царем Михаилом Романовым. Тридцать колоколов, отлитых мастером Кириллом Самой­ловым, отбивали каждый ровный час. Этот механизм после многочисленных кремлевских пожаров неоднократно ремонтировали, но пожара 19 июля 1701 года куранты не пережили.

Новые куранты по приказу Петра Первого были до­ставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Они от­бивали часы и четверти и исполняли перезвон на 33 коло­колах. Доподлинно известно, что в первый раз москвичи услышали его 9 декабря 1706 года в 9 часов утра.

Увы, эти часы ждала та же печальная участь, что и предыдущие механизмы. Несколько раз их ремонтиро­вали, но после пожара 1737 года куранты встали окон­чательно.

В 1763 году из помещений под Грановитой палатой были извлечены «большие курантовые часы» английско­го производства. Три года понадобилось мастеру Ивану Полянскому, чтобы установить их на Спасской башне. Механизм служил верой и правдой несколько десятков лет, за которые его детали износились, и часы встали. Их ремонт производился на заводах братьев Бутеноп в течение двух лет. Там же заново был создан музыкаль­ный механизм, исполнявший марш Преображенского полка петровских времен и мелодию Д.С. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Чтобы звонница могла исполнить эти мелодии, ее дополнили 24 колоко­лами. 16 из них сняли с Троицкой башни и 8 — с Боро­вицкой. После этого количество колоколов в звоннице достигло 58, причем 13 из них были отлиты еще для ку­рантов Головея.

В 1860 году куранты удивили москвичей новой мело­дией. Это приглашенный для обслуживания часов немец­кий механик Фац перенастроил медный музыкальный вал на незатейливую мелодию «Ах, мой милый Августин». Однако Николай Первый посчитал эту песенку недостой­ной главных часов государства. Кстати, ранее Николай не разрешил настроить вал на «Боже, царя храни», счи­тая, что куранты не должны исполнять государственный гимн.

В революционном 1917 году в циферблат курантов уго­дил снаряд, и ремонт часов в 1919 году осуществил мас­тер Н.В. Берне. Теперь на музыкальный вал были набра­ны мелодии «Интернационала» и похоронного марша «Вы жертвою пали». Эти две мелодии поочередно (в полдень и полночь) и звучали до 1932 года, когда решено было оставить один «Интернационал». В 1938 году исполнение и этой мелодии прекратилось. Теперь куранты лишь отби­вали четверти и целые часы.

В 1974 году куранты были остановлены на сто дней. В течение этого времени механизм часов был полностью разобран, все износившиеся детали заменили. Было скон­струировано устройство автоматической смазки деталей. Но музыкальный механизм отремонтирован так и не был.

В канун распада Советского Союза Пленум ЦК принял решение, что куранты должны играть государственный гимн, написанный Александровым. Однако специалисты, обследовавшие музыкальный механизм, пришли к выво­ду, что находящимися в наличии колоколами исполнить эту мелодию невозможно.

Всякому, наверное, известен принцип действия обыкновенной музыкальной шкатулки. Она изобретена несколько столетий назад, но особенно была распространена в XVIII и XIX столетиях, когда даже карманные часы, портсигары и табакерки исполняли различные мелодии. Музыкальный механизм имел так называемый программный цилиндр, усаженный мелкими короткими штифтами. При вращении цилиндра они приводили в звучание тонкие металлические пластинки.

В кремлевских курантах тоже есть программный цилиндр, но диаметр его — около 2 метров, ширина— более 2 метров. Механизм приводится в действие тяжелой гирей весом более 200 килограммов.

После боя часов отключается стопор механизма курантов. Медленно вращается огромный цилиндр, ощетинившийся тысячей стальных штифтов. Штифтами занято

30 дорожек для одной пьесы и 30 — для другой. Каждая дорожка предназначена для одного колокола. Размеры колоколов курантов различны, поэтому и звуки они издают разные: от густого баса до звонкого дисканта. Вес колоколов зависит от их размера — от десятков до сотен килограммов. Вес самого большого колокола — 500 килограммов.

При вращении программного цилиндра штифты задевают за специальное приспособление вроде педали. Педаль соединена стальным тросиком с ударным механизмом (он расположен выше, на 10-м этаже, где висят колокола). Тросик оттягивает от края колокола специальной формы молоток, штифт срывается с педали, и молоток ударяет о край колокола, извлекая из него звук.

В то время как на протяжении многих десятилетий кремлевские куранты претерпевали всевозможные переделки, механизм часов все время работал исправно и почти не останавливался.

И музыка московских курантов не звучала вплоть до 1996 года. Тогда состоялась инаугурация Б.Н. Ельцина, к которой музыкальный узел был вновь отремонтирован. На этот раз его «научили» исполнять «Патриотическую песню» и «Славься» Глинки. Для этого записали звуча­ние каждого колокола и проанализировали обе мелодии с помощью компьютера. Умная электроника подсказала, сколько и какой тональности колоколов не хватает. В Голландии были отлиты, доставлены в Москву и установлены на звоннице три недостающих колокола.

И сегодня вы можете услышать мелодии Глинки в исполнении московских курантов. Конечно, если окажетесь на Красной площади в полдень или полночь.

Поздравляю всех читателей моего бложика с наступающим 2017 годом, желаю Вам всех благ в личной жизни и трудовой деятельности. Берегите себя и своих близких!

Кто еще не наделал снежинки на окно — вот тут сайтик для ПРОЕКТИРОВАНИЯ СНЕЖИНОК,

«23 колокола! Класс!». Что играют обновлённые куранты Спасской башни?

В день Народного единства на Красной Площади в присутствии президента Путина прошла премьера нового звучания кремлёвских курантов.

Колокола на Спасской башне воспроизвели мелодию Гимна России, которая звучит 4 раза в сутки — в 0 часов, в 6 утра, в 12 и в 18 часов. Ещё четырежды колокола воспроизводят мелодию Глинки «Славься» — в 3 ночи, в 9 утра, в 15 и 21 час. «23 колокола! Класс!» — восхитился президент.

О том, что поменялось в звучании колоколов на главной башне страны, «АиФ» рассказал звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя Константин Мишуровский.

Что изменилось

Мария Позднякова, «АиФ»: — Константин, известие о новом звучании Спасской башни внесло сумятицу. Многие уверены, что куранты теперь звучат иначе и что в Новый год мы не услышим знакомую всем мелодию.

Константин Мишуровский: — Сразу успокою: в Новый год бокал шампанского мы будем поднимать под те же самые звуки, к которым привыкли. В некоторых репортажах с Красной площади прозвучали ошибки. И я уже читал в интернете, как некоторые уверяют, что мы заменили часы на Спасской башне. Мол, взяли, разорили старые часы и просто повесили на них новые колокола.

Это не соответствует действительности. Объясняю. На Спасской башне есть старинные колокола, которые играют каждые четверть часа. Их 9. Они были отлиты в XVII–XVIII вв. Всем знаком этот перезвон, который разносится по Красной площади. И каждый час большой часовой колокол выдаёт удары по количеству обозначаемых часов. Те же самые 12 ударов большого колокола мы услышим в Новый год. Ничего в этом плане не изменится. Изменилось звучание Гимна России и «Славься» Глинки, которые украшают часовые звоны и звучат уже после них, дополнительно.

— А какие мелодии изначально звучали на Спасской башне, как они менялись?

— Нынешние часы на Спасской башне появились в 1852 г. благодаря стараниям московских купцов братьев Бутенопов (по происхождению они были датчане). Будучи опытными часовыми мастерами, они провели капитальный ремонт и полную реконструкцию курантов. Создали новые прочные сплавы для часов и заменили многие старые шестерёнки на новые.

Для часового музыкального устройства использовали 35 колоколов, из которых 25 специально подобрали по тонам. Когда пришло время выбирать мелодию, которую будут исполнять колокола, Бутенопы посоветовались с императором Николаем I, и тот сразу отказался от исполнения гимна «Боже, царя храни». В итоге куранты разыгрывали то Преображенский марш петровских времён, то молитву «Коль славен наш Господь в Сионе» Бортнянского, которая считалась неофициальным гимном Российской империи.

В СССР сначала попробовали подобрать «Интернационал» и «Вы жертвою пали», но после 1938 г. уже никаких мелодий, за исключением перезвона четвертей, колокола на Спасской башне не исполняли. Лишь в 1990-х гг. было принято решение, что колола будут исполнять следом за четвертями и часовыми ударами Гимн России и «Славься» Глинки.

Но тех, дореволюционных, музыкальных колоколов в количестве 25 штук уже не было. Только 9 продолжали свой четвертной перезвон. Для исполнения любых мелодий этих колоколов не хватило бы. Пошли компромиссным путём. У голландцев заказали три современных колокола и к ним добавили звучание некоторых из уже имеющихся 9. В результате у 9 старинных колоколов увеличилась нагрузка. К каждому из них подвесили ещё один молоток. Один молоток был задействован при бое курантов, а второй — в исполнении музыкальных мелодий.

Долго так продолжаться не могло. Старые колокола надо беречь. Это как если вы возьмёте шапку Мономаха и будете использовать её как каску.

— И какой выход?

— Дооснастить звонницу. Было принято решение — колокола отливать только в России. А из голландских колоколов оставили один, самый большой, который весит более тонны. Но и этот голландец не самый большой на башне, ведь старинный часовой колокол, который отбивает удары по количеству часов, весит вдвое больше.

Читайте также  Как отключить автоматическое обновление Mozilla Firefox

Был сделан заказ на 12 новых колоколов на заводе в Воронеже. Сложность в том, что эти колокола необходимо было выстроить под оставленный для мелодий современный голландский колокол, который давал тонику ми бемоль.

Мастера на заводе старались больше года, ведь голландский колокол занимает целый проём башни, и никто не стал его снимать. Звук этого колокола специалисты профессионально записали. На эту запись и ориентировались умельцы в Воронеже. Не сразу всё получилось. Какие-то колокола отливали заново, какие-то пришлось подтачивать изнутри, чтобы слегка понизить их тон. Внутри колокола часть металла выбирается резцом, стенка становится тоньше, а звучание колокола — ниже. Ниже звук у готового колокола сделать можно, а вот выше — уже нет, только лить заново.

Сегодня у нас на башне 9 старинных колоколов, которые бьют четверти, плюс один старинный, который отбивает часы, а также голландский колокол, заказанный в 1990-х гг., и теперь добавили 12 новых колоколов, отлитых в Воронеже. Всего 23 колокола.

Услышать что-то своё

— А почему не восстановили 35 колоколов, как это было раньше?

— Спасская башня с каждым годом не молодеет, её надо беречь. Сравните 23 колокола и 35. Да, 35 колоколов были универсальны. С ними можно было исполнить любую мелодию. Но мы не ставили такой задачи. Нам надо было добиться исполнения двух мелодий — «Славься» и Гимна России. И мы этого достигли. В работе над колоколами принимали деятельное участие дирижёр Президентского оркестра Евгений Никитин и специалист-акустик Олег Бадерников.

— Когда вы сами на Красной площади впервые услышали исполнение новыми колоколами мелодий, что почувствовали?

— Я слушал в 18 часов, когда исполнялся гимн. Очень интересное ощущение. Поймал себя на мысли, что под Гимн России хочу молиться. А потом понял, почему — я же слышал церковные колокола. Я занимаюсь колоколами 30 лет, и для меня этот тембр, эти звуки настолько родные. И мелодия гимна по-новому раскрылась. Не забывайте, автор нашего гимна, Александр Васильевич Александров, в своё время руководил крупными церковными хорами и даже был последним регентом храма Христа Спасителя. Мы его знаем как автора гимна и автора музыки к песне «Вставай, страна огромная!». Но он ведь ещё писал и духовную музыку. Уникальный человек. Он умер на боевом посту. Ему врачи запретили гастролировать. А он захотел посмотреть на поверженный Рейхстаг. И в 1946 г. прямо у Рейхстага скончался от сердечного приступа.

Эти новые колокола — они в память об Александрове. И в память о Валерии Михайловиче Халилове, руководителе ансамбля им. Александрова, трагически погибшем в авиакатастрофе, который был идейным вдохновителем музыкального фестиваля «Спасская башня». А инициатором того, чтобы на Спасской башне появились новые колокола, был генерал-лейтенант Сергей Хлебников, тогда комендант Московского Кремля. Он поставил условие, чтобы колокола были отлиты в России, а не куплены за границей. Идея возникла 10 лет назад.

И вот новые колокола звучат. У каждого есть возможность услышать в этом звуке что-то своё. Не ищите в этом звоне идеальной музыкальной чистоты, ведь церковные колокола, отлитые по старинным рецептам, были лишь настроены так, чтобы своими самобытными голосами исполнить столь важные для всех нас музыкальные произведения.

Кремлевские куранты

Фото Кремлевских курантов

Кремлевские куранты — Москва, Кремль, 12

Охотный Ряд, Площадь Революции, Театральная

В России нет человека, который бы не слышал о Кремлевских курантах, – знаменитых часах на Спасской башне Московского Кремля. На их фоне президент выступает с ежегодным обращением, бой курантов возвещает о наступлении каждого нового дня и следующего года.

Нынешние куранты – четвертые часы, установленные на Спасской башне. Они пережили три революции, две смены государственного устройства и несколько масштабных реконструкций. Последняя из них завершилась в 2015 г.

История

XV – начало XX века

Первые часы в Кремле появились в 1404 г. Их создал сербский монах Лазарь, прибывший в Москву из Афона. По воспоминаниям современников, это был очень сложный механизм с движущимися куклами, которые периодически били в колокол. Работа Лазаря обошлась царской казне в 150 рублей – очень большие деньги для того времени. Часы были установлены в Благовещенской церкви Кремля и исправно служили 217 лет.

Историки не могут точно сказать, когда первые часы появились на башнях Кремля. Скорее всего, они были установлены на Фроловские ворота, и произошло это примерно в конце XV века. Там они были хорошо видны и многочисленным торговцам, и обитателям царского двора.

В конце XVI столетия в Кремле, вероятно, было уже несколько часов. К 1585 г. в штате обслуги трех кремлевских башен – Троицкой, Тайницкой и Фроловской (Спасской) – числились часовщики. За свои труды они получали неплохое жалование – по 4 рубля и 2 гривны в год. Какие часы тогда размещались в Кремле – точно неизвестно. Есть данные ли о том, что одни из них в 1624 г. были проданы на вес Спасо-Преображенскому монастырю. Часы весили 960 кг.

В 1625 г. на Спасской башне были установлены новые куранты по проекту англичанина Кристофера Галовея. Для них было построено специальное навершие в форме шатра.

Они имели «русский» или «византийский» отсчет времени – сутки делились на дневное и ночное время, причем двигались не стрелки, а весь циферблат. Из-за изменения продолжительности дня и ночи на протяжении года механизм постоянно приходилось перенастраивать.

Циферблат часов имел диаметр 5 метров, был выполнен из толстых дубовых досок и покрыт лазурью. На нем располагались золоченые цифры и буквы, а также солнце, луна, звезды и знаки Зодиака. Колокола для музыкального механизма изготовил известный литейщик Кирилл Сазонов.

Через год после установки часы сгорели в сильном пожаре, и Галовею пришлось заняться изготовлением новых.

В 1654 г. Спасская башня опять сгорела, причем повреждения были настолько велики, что восстановили ее только через 13 лет.

При Петре I Россия перешла на европейский отсчет времени. В Голландии для Кремля были заказаны новые куранты с 12-часовым циферблатом. Они обошлись казне в 42 тыс. рублей. Их несколько лет везли в Москву через Архангельск. Установкой руководил русский мастер Еким Гарнов, она была закончена в 1709 г. Куранты громко и мелодично звонили, но очень часто ломались.

В 1737 г. в Кремле случился очередной пожар, который привел в негодность куранты. Но после переноса столицы в Петербург этот вопрос мало кого интересовал, поэтому тридцать лет в Кремле вообще не было курантов.

В 1767 г. в Грановитой палате были найдены новые башенные часы, непонятно как там оказавшиеся. На башню их устанавливал немецкий мастер Фаций, причем настроил их так, что они играли мелодию «Ах, мой милый Августин». Это был единственный период в истории Кремля, когда его куранты исполняли иностранную мелодию.

Спасская башня и куранты сильно пострадали во время нашествия французов в 1812 г. Мастерам потребовалось три года, чтобы отремонтировать и запустить механизм.

К середине XIX века Спасские куранты уже порядком поизносились. Поэтому в 1851 г. началась их масштабная реконструкция. Она была поручена братьям Бутеноп – известным часовым мастерам и владельцам крупного машиностроительного завода. Их компания была известна установкой часов в куполе Кремлевского дворца.

Во время ремонта использовались новейшие технологии того времени. Для изготовления шестерен и колес были подобраны специальные сплавы, которые выдерживали перепады влажности и температуры. Значительной переделке подверглась музыкальная часть курантов – общее количество колоколов увеличили до 48, изменили механизм взведения молотков.

Часы получили новые циферблаты с золочеными ободами, деления и стрелки покрыли червонным золотом.

Композитор Верстовский и глава московских театров Штуцман подобрали для звонов 16 мелодий, хорошо знакомых жителям города. Окончательное решение принимал Николай I. Из предложенного списка государь повелел оставить Преображенский марш и молитву «Славен Господь на Сионе».

В память о проделанной работе братьями Бутеноп была изготовлена уменьшенная модель Спасских курантов, ее сегодня можно увидеть в Политехническом музее.

Советский период и новейшее время

Куранты исправно шли и радовали москвичей перезвоном, пока не наступил 1917 г.

Спасская башня сильно пострадала во время революционных событий. В нее попало несколько снарядов, один из которых пробил циферблат и повредил механизм вращения стрелок. После этого куранты впервые за два столетия остановились на целый год.

Следующий этап истории Кремлевских курантов начался после знаменитой фразы Ленина: «Нужно, чтобы они заговорили нашим языком». После переноса столицы в Москву новая власть принялась искать мастеров, способных восстановить механизм и привести репертуар в соответствие с новыми политическими реалиями.

За ремонт взялся Николай Беренс, отец которого работал с братьями Бутенопами – создателями курантов. Он сумел вновь запустить механизм, а музыкант Михаил Черемных настроил колокола, чтобы они играли «Интернационал» и «Вы жертвою пали». Новые мелодии впервые зазвучали в августе 1918 г.

В 1932 г. по указанию Сталина исполнение траурного марша было прекращено. А в 1938 г. пришлось отменить и «Интернационал». К этому времени музыкальный механизм настолько износился, что до неузнаваемости искажал мелодию. Часы замолчали, но продолжали перезвоном отмечать часы и четверти. В 1944 г. по указанию Сталина куранты попытались настроить на исполнение нового советского гимна, но из этого так ничего и не получилось.

Следующую реконструкцию провели в 1974 г. Работами руководило НИИ часовой промышленности. Советская пресса писала, что мастерам «помогала вся страна».

Механизм был отреставрирован, старые и износившиеся детали – заменены, также специалисты НИИ добавили в конструкцию электронное управление часами. Для смазки создали специальное масло, которое подходило для любой погоды. Однако восстановить музыкальную часть так и не удалось.

Вернуть курантам голос смогли только в 1996 г. Чтобы добиться результата, реставраторам пришлось прослушивать сохранившиеся записи перезвонов Спасской башни, выявлять тон каждого из колоколов, заказывать новые в Голландии. Также была проведена комплексная реконструкция часового механизма. Циферблат, цифры и стрелки были заново покрыты грунтовкой и позолотой.

В день инаугурации Б.Н. Ельцина, после 58 лет молчания, куранты Кремля исполнили «Патриотическую песню» и «Славься» М.И. Глинки.

Во время реставрации 1999 г. была восстановлена позолота, а «Патриотическую песню» заменил государственный гимн России.

Последняя реставрация курантов проводилась в 2014-2015 гг. На время ремонта их остановили, а башню закрыли специальной тканью. В этот период запись колокольного звона транслировалась через динамики.

Описание конструкции

Кремлевские куранты занимают три яруса Спасской башни. Это полностью механические часы, которые приводятся в действие благодаря трем гирям, весом до 220 кг. Их подъем – то есть, завод – осуществляется с помощью электродвигателей. Он происходит два раза в сутки. Точность хода обеспечивает 32-килограммовый маятник.

Общая масса механизма без колоколов превышает 25 тонн. Он состоит из нескольких тысяч деталей. Диаметр самых больших шестерен достигает 1,5 м.

Основные элементы механизма – четыре заводных вала, которые размещены на 9 ярусе. Один из них предназначен для перемещения стрелок, второй – для боя курантов, третий – отвечает за перезвон четвертей, четвертый – за исполнение мелодий.

Музыкальная часть находится под шатром башни. Самый большой колокол весит более 2 тонн. Бой происходит благодаря молоткам, которые соединены с основным механизмом. Для исполнения мелодий используется медный цилиндр с поверхностью, усеянной штифтами и отверстиями. При вращении они нажимают на клавиши, которые тросами связаны с колоколами.

Для любого человека, который говорит по-русски, слово «куранты» имеет одну ассоциацию – часы на Спасской башне. Они неразрывно связаны с историей нашей страны, с ее торжественными, а порой и драматическими событиями. Точный ход Кремлевских курантов – символ надежности и незыблемости России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: