Как провести семинар-практикум

Семинар-практикум

  • Семинарские занятия и практикумы
  • Что такое семинар практикум
  • Семинар практикум психолога
  • Семинар практикум: критериальное оценивание

Ни один серьезный курс обучения в вузе не обходится без практических занятий. Одной теории всегда мало для того, чтобы освоить дисциплину, знания по которой нужны для будущей профессии. В системе высшего и послевузовского образования распространены различные формы проверки и закрепления материала на практике. Одна из самых эффективных – семинар-практикум. Давайте узнаем, чем же так хорош этот метод практического обучения и рассмотрим пару примеров.

Семинарские занятия и практикумы

Семинары – один из самых популярных «жанров» взаимодействия преподавателей со студентами. Также семинарские занятия часто используются в бизнесе для повышения квалификации сотрудников или ознакомления их с новшествами в работе.

Преподаватели и приглашенные эксперты подробно рассказывают о предмете семинара, обычно их выступления дополняют доклады и презентации, подготовленные самими участниками. Главная задача здесь – раскрыть основную тему. Важной частью любого семинарского занятия служит вовлечение всех слушателей в активный диалог, совместное рассмотрение поднятых вопросов со всех точек зрения.

Если семинары в первую очередь нужны для закрепления теоретических знаний, то практикумы преследуют иную цель. Эти занятия направлены на отработку практических навыков, полученных студентами.

Но есть и третий вид занятий – семинар-практикум.

Важно: Семинары обычно строятся в форме дискуссии. Виды проведения практикумов отличаются разнообразием – от простых лабораторных работ до производственной практики на предприятии.

Что такое семинар практикум

Семинар-практикум сочетает в себе теоретическую подготовку и практическую деятельность. Это серьезное мероприятие, требующее тщательной подготовки в первую очередь со стороны преподавателя. Программа проведения занятия должна состоять из следующих частей:

  • Подготовка, во время которой организаторы мероприятия формулируют его тему и основные проблемы для рассмотрения.
  • Общая лекционная часть, на которой спикеры представляют основные теоретические выкладки.
  • Дискуссия с участниками. В процессе обмена мнениями и ответов на вопросы студенты проясняют для себя сложные моменты теории и узнают детали рассматриваемых вопросов.
  • Работа над решением проблемы. Учащиеся в группах или индивидуально ищут возможности для разрешения основной проблемы. Для этого участникам нужно использовать свои практические умения для анализа ситуации.
  • Оценка итогов. На основе подготовленных студентами предложений преподаватель делает вывод об успешности мероприятия. Он комментирует результаты работы участников, выбирая лучшие из них.

Обратиться за помощью

Семинар практикум психолога

В силу своей специфики, предусматривающей обязательное обсуждение актуальных вопросов, формат семинарского практикума отлично подходит для специальностей, где на первом месте стоят такие качества как коммуникабельность и эмпатия. Поэтому в психологии и педагогике этот вид учебных мероприятий находит широкое применение.

В ходе них будущие психологи и педагоги работают над поставленными вопросами в группах, хотя каждый из них обладает собственным характером и мироощущением. Всё это позволяет моделировать ситуации, максимально близкие к реальности.

На семинаре-практикуме, посвященному психологическому здоровью детей, участники сообща должны:

  • определить критерии «здоровой личности»;
  • поспорить о том, что делает детей счастливыми;
  • научиться приемам саморегуляции и снятию психологического напряжения.

Диапазон тем, которые затрагивают подготовленные психологами программы, весьма велик. Существуют семинарские практикумы по развитию математических способностей у детей или по системе критериального оценивания.

Важно: Семинары-практикумы становятся проверкой не только знаний, но и личных качеств студентов – сумеют ли они найти общий язык и сообща добиться цели?

Семинар практикум: критериальное оценивание

Семинарские практикумы по системе критериального оценивания разработаны для того, чтобы будущие педагоги умели правильно оценивать знания своих учеников.

В ходе семинара-практикума студенты узнают о том, что система оценок нужна не только для определения успехов детей, но и для регулирования самого образовательного процесса. Во время выполнения заданий участники моделируют реальные ситуации из педагогического опыта, отрабатывая навыки обратной связи.

Как подготовить и провести интересный семинар для студентов

Семинар — одна из форм проведения занятий, отличающаяся тем, что студенты сами готовят материалы по заданным вопросам заранее. Иногда семинар может состоять из чисто практических занятий, иногда студенты готовят развернутые монологи в качестве ответов на вопрос. В любом случае преподаватель сначала должен подготовить эти вопросы, а ученики, в свою очередь, должны найти на них ответы. Если вы преподаватель и вам необходимо подготовить семинар, то попробуйте затронуть те моменты, которые не были включены в лекции. Когда учитель начинает повторять и спрашивать студентов о проблемах, которые уже поднимались на лекциях, студентам становится скучно и у них создается впечатление, что они зря идут на занятия.

Материалы

Главное при подготовке семинара учесть то, что интересно студентам. Семинары проходят на ура, если ведется дискуссия, конфликтующие стороны пытаются доказать свою правоту и в конце урока приходят к определенному выводу. При таком споре мнение нужно аргументировать и знания, необходимые для этого, откладываются автоматически, без утомительного запоминания.

Для того чтобы семинар получился интересным, нужно заранее предоставить студентам материалы для подготовки. Это может быть как учебная, справочная литература, так и научные труды определенных авторов. Вы также можете обозначить несколько потенциальных вопросов для обсуждения, чтобы ваши ученики заранее начали обдумывать свои ответы.

Также можно использовать стратегию, которая основана на тщательном текстовом анализе одной книги или статьи. В этом случае важно выбрать текст, который предоставляет широкие возможности для интерпретации и обсуждения. Если вы выберете простой текст, смысл которого довольно очевиден, учащимся будет нечего обсуждать. Кроме того, текст не должен быть слишком длинным, чтобы его можно было внимательно прочитать за отведенное время. В одной книге можно выбрать несколько страниц.В любом случае очень важно, чтобы перед началом семинара у студентов было время подготовиться

Вопросы

Подготовьте ряд вопросов, чтобы инициировать дискуссию по ключевым областям темы. Вы можете либо поделиться этими вопросами в начале семинара, либо просто вставлять их в подходящие моменты дискуссии. Во время подготовки убедитесь, что вы учли, сколько времени группе нужно будет потратить на каждый пункт или вопрос для обсуждения, и что будет возможность обсудить все вопросы. В любом другом случае сократите количество вопросов. Вы всегда можете добавить их позже, если обсуждение закончится раньше, чем ожидалось. Также можно разделить вопросы по группам, чтобы студенты выступали коллективно по каждому вопросу.

Стратегия

Кроме тем важно запланировать стратегию обсуждения: очень легко упустить все возможности, которые дает семинар, просто рассматривая его как испытание, которое нужно пройти, а не как совместное учебное мероприятие, которое может дать множество новых идей. Подумайте, как вы можете сделать семинар более интересным с помощью иллюстративного материала, видео, музыки и т. п.

На самом семинаре вам не помешает дать студентам отправную точку для обсуждения. Можно начать с трех или четырех слайдов, чтобы изложить основные аспекты темы. Далее можно задать открытый вопрос. Типичный вводный вопрос: что, по вашему мнению, означает этот текст? Молчание — это нормально. Учащимся может потребоваться несколько минут, чтобы разогреться. После этого ваша ключевая роль — способствовать обсуждению. Раздайте аудитории листы бумаги с фломастерами. Предложите им записать ключевые моменты или зарисовать ключевые моменты. Если вы попросили учащихся обсуждать ваши вопросы в группах, перемещайтесь между группами, чтобы проверить, обсуждают ли они ваши темы, задавайте дополнительные вопросы. Если вы будете сидеть в стороне, то студенты быстро заметят ваше безразличие и будут не заинтересованы в дальнейшем обсуждении.

На какие аспекты еще важно обращать внимание

  • Чтобы поддержать свои идеи, необходимо ссылаться на доказательства из текста или на общеизвестные факты, никакого перехода на личности быть не должно.
  • Если вы или студент не поняли мысль другого учащегося, вежливо попросите его перефразировать свою мысль либо перефразируйте сами: «Я думаю, вы имели в виду следующую вещь; это правильно?».
  • Преподавателю не нужно поднимать руку, чтобы говорить, но, пожалуйста, обратите внимание на ваше «эфирное время», сколько вы говорите по отношению к другим студентам.
  • Не перебивайте.
  • Не «принижайте» идеи другого ученика. Не осуждая студента, с которым вы не согласны, сформулируйте альтернативную интерпретацию или задайте дополнительный вопрос.

Какие вопросы можно задавать в процессе обсуждения

  • Откуда в тексте эта идея?
  • Что означает это слово или фраза?
  • Как вы думаете, что пытается сказать автор?
  • Что еще это могло значить?
  • Кто был аудиторией этого текста? Как это влияет на нашу интерпретацию этих слов?
  • Кто был автором этого текста? Что мы знаем о нем / ней? Как это влияет на наше понимание этих слов?

Подведение итогов семинара

В конце важно прийти к общему выводу. Подготовьте его заранее, тогда единственное, что вам нужно будет обобщить на самом семинаре, — это итоги обсуждения. Также дайте студентам возможность оценить процесс в целом и свою собственную работу в частности. Размышление о процессе семинара помогает студентам улучшить свою способность размышлять и участвовать в будущих обсуждениях.

Практико-ориентированный семинар: технология проведения

Самой распространенной формой внутришкольной системы повышения квалификации учителей по праву считается проведение семинаров. Однако… «Ну вот, снова идти на семинар», — нередко говорят учителя перед очередным методическим мероприятием. Кто-то спешно собирает ученические тетради, чтобы, не теряя времени даром, проверить их на семинаре, кто-то откровенно планирует заполнять классный журнал, кто-то находит благовидный предлог пропустить мероприятие. Получается, что благое дело профессионального обучения и развития кадров этим кадром вовсе не нужно!?

Читайте также  Как сделать плиссе

В качестве примера приводится план семинара, на котором участники знакомятся с перспективной образовательной технологией развития критического мышления учащихся в технике… этой же технологии. Аудитория участников: все педагоги.

Семинар по теме «Технология развития критического мышления учащихся»
«У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы.
Кто-то относится к ученикам – зрителям…, других можно назвать«аудиоучениками»…
Кто-то «печатно-ориентирован»: учится, читая книги. Кто-то «интерактивен»: учится,
взаимодействуя с другими»
Г. Драйден, Д. Вос «Революция в обучении»

Цель: участники имеют представление о ТРКМ как технологии, ориентированной на компетентностное обучение
Участники: учителя.
Регламент: 1 час.
Форма проведения: семинар-практикум в технике «зигзаг»
Оборудование:

  • информационные материалы по теме семинара;
  • демонстрационная доска.

Ход семинара

1. Информационный блок:

Ведущий: Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, т.е. системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции? Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным — значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция рискует так и остаться скрытой возможностью. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нем. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать. Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. С одной из них, технологией развития критического мышления учащихся мы познакомимся сегодня.

2. Практический блок:

  • Прочитайте текст «Технология развития: технология критического мышления», определите новые для себя понятия (участники семинара читают предложенный каждому из них текст, определяют новые для них понятия и термины).
  • Обратите внимание на доску. Мы разделили ее на 3 широкие колонки, озаглавив соответственно «знаем», «хотим узнать», «узнали»:

Знаем Хотим узнать Узнали

  • Давайте определим, что мы знаем по теме исходя из вступительного слова ведущего и из прочитанного текста (участники называют известные им сведения и факты, а ведущий записывает их в первую колонку).
  • Что хотим узнать? (очевидно, участники скажут, что им неизвестны понятия «базовая модель урока», «модельные уроки», «кластер», «синквейн». Ведущий заносит их во вторую колонку).
  • Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы воспользуется приемом взаимообучения. Участники делятся на группы по 4 человека, причем каждому присваивается номер: 1,2,3 или 4. Разделим материал, подлежащий изучению на 4 части. Первые номера каждой группы будут отвечать за 1-ю часть, вторые – за вторую и так далее. Сформируем группы первого состава: для этого все первые номера образуют 1-ю группу, все вторые номера – 2-ю группу, все третьи номера – 3-ю группу, все четвертые номера – 4-ю группу. Каждая группа изучает свою порцию учебного материала и готовится к ее объяснению остальным участникам семинара. Время работы в группах первого состава 15 минут.
  • (все участники собираются вместе и формируются группы второго состава). Образуйте группы таким образом, чтобы в каждой был участник с номером 1, участник с номером 2, участник с номером 3 и участник с номером 4. Задача каждого участника нового состава группы состоит в том, чтобы дать информацию по своей порции учебного материала, т.е. научить друг друга. Время выполнения задания 20 минут.
  • (все участники вновь собираются в одной аудитории для проведения рефлексивной стадии). Переходим к третьей колонке нашей таблицы: «узнали». Запишите, какую информацию вы получили из запрашиваемой во 2-й колонке, причем располагать ответы надо параллельно соответствующим вопросам 2-й колонки, а прочую информацию (спросить о которой раньше просто не пришло в голову) надо расположить ниже. Возможны вопросы, которые остались без ответа, это дает возможность продолжить работу на следующем семинаре.
  • Задание для всех участников: составьте синквейн по теме «Технология развития критического мышления» (задание выполняется в парах или группах. Участники читают составленные ими синквейны, которые являются быстрым, но сильным инструментом для рефлекторования, синтеза и обобщения понятий и информации).

3. Подведение итогов: Технология развития критического мышления учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике? Отвечая на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия»:
Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках

  • Заполните левую и правую колонки таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса заголовка;
  • обменяйтесь мнениями со своими коллегами;
  • используя их аргументы, которые кажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы;
  • когда аргументы иссякнут, сделайте выводы.

(В конце семинара рекомендуется каждому участнику выдать в качестве методического материала текст «Технология развития критического мышления – три фазы») [2].

[1] Хуртова Т. В. Обучающие семинары. Методическая поддержка компетентностного обучения. – Волгоград: «Учитель», 2007.

Хуртова Т. В. Мастер-класс: технология проведения. – Волгоград: «Учитель», 2008.

[2] Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. – М., Про-Пресс, 2001.

Хуртова Т. В. заместитель директора по НМР лицея № 7 г. Волгограда

Модели семинаров, семинаров-практикумов с педагогами и родителями

Семинар-практикум

Тема: «Организация и проведение мероприятий по профилактике сколиоза и плоскостопия».

Правильная осанка – важный показатель здоровья.

1.Сообщение теоретического материала:

а) актуальность проблемы, значение правильной осанки в жизни человека;

б) формы и методы работы воспитателя по профилактике сколиоза и плоскостопия;

в) совместная лечебно – профилактическая работа ДОУ и родителей.

2. Обзор литературы по теме.

Задания для воспитателей:

разработать систему упражнений и игр для профилактики сколиоза и плоскостопия у детей соответственно своей возрастной группе; в уголке для родителей подобрать соответствующую данной теме информацию.

« Принять правильную осанку!»

1. «Обмен опытом» воспитателей по вопросу профилактики сколиоза и плоскостопия у детей.

2. Анализ выполнения домашнего задания воспитателями.

3. Игровые задания для воспитателей. «Игра — путешествие».

а) самомассаж: «Что умеют наши пальцы на руках и на ногах?»

б) первая станция «Лесная».

Упражнения для выработки навыка правильной осанки (профилактика сколиоза).

в) вторая станция «Веселый зоосад».

Упражнения на укрепление мышц стоп и голени и формирование свода стопы.

г) третья станция «Игровая».

Упражнения для профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики ног.

д) четвертая станция «Подвижные игры».

Игры для детей, имеющих нарушения осанки» Стоп», «Горячий мяч».

4. Работа с родителями:

— разработка рекомендаций по профилактике сколиоза и плоскостопия у детей;

5. Подведение итогов семинара.

Рекомендовано: регулярно проводить и совершенствовать работу по профилактике правильной осанки у детей и плоскостопия.

Срок: постоянно.

Старший воспитатель, воспитатели.

Семинар — практикум

Тема: «Как приобщать дошкольников к традициям и обычаям народов Поволжья».

(ознакомление с историей родного края)

«Система работы ДОУ по ознакомлению дошкольников с историей родного края»

1. Сообщение теоретического материала:

а) воспитание любви к своей малой родине;

б) организация развивающей среды при ознакомлении детей с историей Поволжья;

в) ознакомление дошкольников с историей Поволжья через различные формы работы;

г) совместная деятельность ДОУ и семьи в вопросах приобщения дошкольников к истории родного края (анализ анкетирования).

2. Обзор литературы по теме.

3. Задания для воспитателей:

  • разработать перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с историей и традициями народов Поволжья (соответственно возрасту детей);
  • продумать развивающую среду в своей группе при ознакомлении детей с историей родного края;
  • продумать конспект открытого занятия с детьми по данной теме;
  • совместно с детьми и родителями сделать макеты «Подворье народов Поволжского края»

Срок: 3 недели

Практическое занятие «Родной край»

Систематизация знаний педагогов о родном крае, формы работы с детьми , «педагогическая копилка».

1. Просмотр открытых занятий и развлечений.

2. Практические советы педагогов по приобщению дошкольников к истории Поволжья — «Педагогическая копилка».

Читайте также  Как передать видео через интернет

3. Демонстрация наработанного материала по теме (домашнее задание).

4. Викторина для воспитателей «Знаешь ли ты свой край».

Отчет воспитателей о проделанной работе.

Подведение итогов семинара.

Семинар-практикум

Тема: «Аукцион педагогических идей. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Цель: активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться на педагогическом поприще.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинара-практикума для преподавателей «МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»

семинара-практикума для преподавателей

«МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА »

Методическая разработка содержит материалы для проведения семинара-практикума для преподавателей «Модель современного урока» с использованием нетрадиционных форм и методов, в сочетании с элементами мультимедийных технологий. Рекомендовано для методистов, преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Разработчик: Киркова Валентина Александровна, преподаватель второй квалификационной категории.

Рассмотрены и одобрены на заседании

Протокол № ____ от _______________

Председатель комиссии ____________ Н.В.Клименко

Пояснительная записка 4

1. Методические рекомендации к проведению семинара-практикума 7

2. Ход семинара – практикума 8

Список использованной литературы 29

Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития, обеспечение благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных специалистов. Сегодня важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Изменения коснулись и системы образования Донецкой Народной Республики. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. И здесь велика роль педагога. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, как строить урок, чтобы развивать у обучающихся умения, навыки, которые они смогут применить в различных жизненных ситуациях? В своей профессиональной деятельности современные педагоги стараются учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые формы и методы организации учебного процесса. Общепрофессиональная система подготовки будущих специалистов должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, способов деятельности, т.е. компетенций. Сегодня главной задачей среднего профессионального образования является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав свой выбор. И тогда каким же должен быть современный урок в колледже? На этот вопрос поможет ответить семинар-практикум «Модель современного урока».

Форма проведения : семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Форма взаимодействия всех участников семинара-практикума – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Современные педагогические технологии, реализуемые в ходе проведения семинара-практикума:

1. Технология сотрудничества:

— постановка общих целей и задач для всей группы преподавателей;

— индивидуальная ответственность за часть задания всей группы;

— оценка работы группы в целом.

2. Проблемное обучение:

— предлагается рассмотреть различные способы конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности педагога, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся;

— преподаватели побуждаются к деятельности по анализу, сравнению, обобщению, сопоставлению социально-педагогических понятий в образовании, связанных с внедрением ГОС СПО, стремлению сделать вывод.

3. Дифференцированное обучение:

— использование дифференциации группы преподавателей (создание микрогрупп).

4. Групповые технологии:

— использование групповой работы (на принципах дифференциации) с получением определенных заданий и выполнением их сообща под непосредственным руководством председателя;

— задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

5. Информационно-коммуникационные технологии:

— работа с информационными источниками;

— использование электронной презентации.

6. Игровые технологии:

— использование элементов ролевой игры в ходе работы семинара.

7. Технология «мозгового штурма»:

— задания в группе предусматривают применение элементов данной технологии при обсуждении «картинки» конкретного этапа урока.

Узнать: модель (структуру) современного урока, основные отличия современного урока от традиционного, способы моделирования урока.

Развить: интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное занятие в соответствии с деятельностно- компетентным подходом.

Обобщить: знания о современном уроке.

Конкретизировать: практические способы разработки каждого этапа современного урока.

— Оказание методической помощи преподавателям в разработке современного урока.

— Популяризация инновационных идей, авторских находок.

— Создание условия для профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к решению поставленных в ходе семинара вопросов.

— Повышение интереса к профессиональной деятельности.

— Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

— Рефлексия собственного профессионального опыта участниками семинара.

Методическая разработка семинара-практикума рекомендована для методистов и преподавателей при подготовке к уроку.

1. Методические рекомендации к проведению семинара-практикума

Перед началом работы участники семинара-практикума объединяются в группы под руководством опытных педагогов.

Ход семинара-практикума представляет собой модель современного урока.

1. Постановка проблемы (проблемные вопросы): Каковы особенности построения современного урока? Какой урок нужен сегодняшним обучающимся?

2. Планирование способов решения проблемы, намеченной цели («Современный урок» в понимании аудитории – гипотезы).

3. Открытие новых знаний (восприятие и осмысление новой информации – анализ результатов социологического опроса).

4. Первичная проверка понимания (обобщение полученных знаний, сравнение сформулированного понятия «Современный урок» с научной трактовкой).

5. Включение нового знания в систему знаний и упражнение в его применении (вывод по проблеме, рассуждения о характере взаимодействия преподавателя и обучающегося в современном образовании).

6. Подведение итогов – рефлексия.

2. Ход семинара — практикума.

Тема : “Модель современного урока»

Цель: показать эффективность современного урока и его влияние на качество обучения

— конкретизировать представления педагогов о современном уроке;

— определить структуру современного урока,

— научиться отличать современный адаптивный урок от традиционного;

— создать условия для повышения профессиональной компетентности преподавателей.

Мотивация: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Американский философ Джон Дьюи). Преподавателю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать обмен профессиональным опытом. Инновации, технологии, проблемные ситуации, методы, формы, приемы. Что сегодня применить мы готовы? Ведь в колледж приходит новое поколение, новые стандарты и новые решения. Только нам предстоит решать, что на уроке по новому стандарту применять.

Организационный момент.

Добрый день, уважаемые коллеги! Надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Давайте начнём нашу работу. Обратите внимание на «ладошки», которые находятся у вас на столах, они необычные, а знаете почему? Нет, не потому что они цветные, а потому что это «ладошки ожиданий», переверните их и напишите на каждом пальчике, что вы ожидаете от сегодняшнего семинара-практикума, затем отложите их в сторону до конца работы. У вас на столе лежат карточки с буквами. Сложите из них слово, и таким образом мы вместе с вами определим предмет нашего семинара-практикума. Итак, предметом нашего семинара-практикума сегодня станет Его величество УРОК! А тема семинара – «Модель современного урока». Возникают вопросы:

— Каким должен быть современный урок в образовательном учреждении?

-Что влияет на «современность» урока? (версии участников семинара-практикума)

Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения. Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Каковы особенности построения современного урока? Какой урок нужен сегодняшним обучающимся?» Поразмышляем над этими вопросами.

Современный урок – это значит новый, не теряющий связи с жизнью, то есть актуальный, действенный, урок, на котором педагог работает вместе со студентами, сотрудничает, направляет их, помогает, учит добывать знания, ставить и решать проблемы. Поэтому работу нашего семинара — практикума предлагаю построить по принципу современного урока. Тема определена, необходимо поставить цель. Согласно новым стандартам, её формируют сами обучающиеся.

Давайте сейчас каждый из вас определит для себя цель сегодняшнего мероприятия. Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Так как у нас время совсем мало, то план наших действий составили мы сами и предлагаем вам с ним ознакомиться.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Только со временем меняются его роль и позиция.

Уважаемые коллеги! Нам практически уже всё известно об уроке: сколько мы их провели и сколько ещё предстоит. Но сегодня я приглашаю вас вместе поразмышлять над вопросом. Каким должен быть современный урок в действительности? Чтобы обучение стало интересным, на мой взгляд, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество подготовки обучающихся. Чтобы содержательная и методическая наполняемость урока, его атмосфера не только вооружали обучающихся знаниями и умениями, но и вызывали у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их творческое сознание.

Читайте также  Как отозвать доверенность

Виды учебных занятий:

Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но урок остаётся сегодня основой формой обучения. Однако в условиях преобразований, происходящих в современном образовании, понятие «урок» нуждается в новом методологическом наполнении. И какие бы инновации не вводились, именно на уроке встречаются главные участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся. Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что преподаватели, которые многие годы работали по традиционной методике и использовали элементы современных технологий, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Конечно, требуется время. Но много зависит от желания и характера преподавателя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Определение целей и задач семинара-практикума.

Итак, что же такое УРОК? Каждый представляет его по-своему. Прост он или сложен? Оглянитесь вокруг, сколько вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая, даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих мастеров: Левитана и Айвазовского, Врубеля и Ван Гога; два-три десятка букв алфавита – читаем великую литературу: Шекспира и Гете, Гюго и Бальзака, Толстого и Достоевского, Чехова и Булгакова, А.С.Пушкина. Из простейших элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные. Вот мы сегодня и рассмотрим модель современного урока в контексте ГОС и попытаемся создать некий «конструктор для его сборки». А сейчас давайте попробуем вместе сформулировать задачи нашего семинара. Само слово «Урок» можно рассмотреть как аббревиатуру и расшифровать следующим образом:

Как провести семинар

В современном мире важно уметь проводить семинары. Это интерактивная форма передачи знаний, информации добытой в исследованиях, и т.д. притом что, аудитории даётся шанс включаться к теме, задавая вопросы или комментируя. В этой статье мы расскажем вам, как провести семинар. Существуют также услуги по проведению семинара http://bigevent.ru/delovye_meropriyatiya/organizaciya_i_provedenie_seminarov_i_konferencij_v_voronezhe/ — хорошая компания, которая может организовать работу на высоком уровне.

В следующем списке представлены предложения и рекомендации по подготовке вашего семинара:

  • Выберите интересную тему.

Хотя выбор вашей темы может показаться обычной задачей, это очень важный фактор в определении успеха вашей презентации. Темы, которые слишком широки, будут иметь так много информации, что невозможно будет успеть всё рассказать, к примеру за 40-минутный разговор. С другой стороны, будет очень сложно собрать достаточно информации, чтобы заполнить 40 минут, если ваша тема очень специфична. Лучше всего провести предварительное исследование, чтобы определить количество доступной информации, прежде чем начинать работу.

  • Собирайте информацию по выбранной теме.

Вы можете начать с поиска Google, но имейте в виду, что большая часть информации, которую вы найдете в Интернете, будет неподходящей или ненужной для вашего семинара. В большинстве случаев вы НЕ должны использовать информацию, которая появляется ТОЛЬКО на веб-сайте для вашей презентации. Интернет-научные журналы являются исключением из этого правила. Вы можете найти веб-сайты, которые показывают, какие исследователи работают в вашей области интересов, и могут даже иметь копии некоторых своих научных статей. Вы также можете найти неофициальные отчёты исследований, но их следует использовать только в качестве начальных точек для детального изучения уже в библиотеке. Когда у вас будет общий обзор темы, пришло время сосредоточиться на первичной научной литературе. Первичная литература относится к статьям, которые были тщательно изучены другими учеными до их публикации.

Большая часть ваших исследований в библиотеке может быть выполнена с помощью компьютера. Там есть несколько отличных баз данных, в которых вы можете порыться, и во многих случаях вы сможете найти полный текст статей в Интернете. Если статья, которую вы хотите, недоступна в Интернете, она может быть доступна в печатном виде в вашей библиотеке или вам может потребоваться запросить ее из другой библиотеки. Очень вероятно, что вам придется запросить несколько статей из других библиотек, поэтому вы должны начать поиск раньше.

Важно сохранить полную запись для каждого из ваших источников информации. Для каждого источника вы должны записать следующее: автор, дата публикации, название публикации, издатель и номера страниц. Для веб-сайтов также есть веб-адрес (URL) и дата, которую вы просмотрели (поскольку сайт может меняться со временем). Эта информация должна быть представлена в виде библиографии, когда вы представляете свой семинар.

Семинар практикум как сделать?

Помните, что если вид вашего семинара-практикум, то ваше мероприятие должно быть направлено на юниоров. Вы можете предположить, что ваша аудитория будет иметь базовый опыт работы в области, про которую вы хотите рассказать, например биология (если, все прошли курс), но вы не можете предположить, что все знают что-то о биохимии, биологии развития, иммунологии или экологии планктона. Поэтому введение вашего семинара должно включать раздел, в котором вы представляете справочный материал, необходимый для понимания ваших разговоров. Эта информация обычно встречается во вторичных источниках, таких как учебники, обзорные статьи и общие периодические издания. Большая часть оставшейся части вашего семинара должна быть сосредоточена на Первичной литературе, такой как статьи в журналах, материалы конференций и т. д. Ваша информация должна быть как можно более актуальной, предпочтительно в течение последних 5 лет.

Сколько ссылок нужно? Это будет варьироваться от темы к теме, но вы должны выбрать тему, в которой вы можете найти не менее 10 статей в основной литературе.

Как организовать семинар?

Собираемая информация должна быть вставлена в следующие разделы:

  1. Краткое описание вашей темы, указывающее, почему это важная и интересная тема
  2. История вашей темы, приводящая к информации, которая будет представлена в вашем разговоре.
  • Используйте информацию, которую вы собрали, чтобы рассказать о главных вопросах и проблемах, которые окружали вашу тему. Затем, расскажите про исследования, которые были проведены для того, чтобы найти ответы на эти вопросы.
  • Для большинства тем до сих пор существуют дискуссии среди ученых о том, как и почему происходят определенные вещи. Вы должны представить мнения всех сторон, а затем предоставить свою собственную интерпретацию и оценку данной ситуации или проблемы.
  1. Подведите итоги
  2. Обсудите дополнительные вопросы, на которые нужно ответить, чтобы ваша тема была более понятной

Сейчас вы знаете, как организовать семинар.

Он должен носить научный характер и основываться на первичных ссылках (оригинальные исследования, опубликованные в реферируемых журналах). Не просто сообщать о результатах исследований людей, а указывать, как наука была выполнена. Данные, экспериментальные методы и статистика должны быть важной частью вашего семинара. Как правильно провести семинар? Для этого ваш семинар должен попытаться ответить на следующие вопросы:

  • Каков механизм?
  • Откуда мы знаем?
  • Каковы доказательства?
  • Аудиовизуальные средства.

Используйте иллюстрации, диаграммы и таблицы, чтобы проиллюстрировать ваши разговоры и прояснить основные моменты. Для этого можете использовать программу Power Point.Не забудьте указать источник ваших видео и аудио, чтобы желающие могли найти и посмотреть ещё что-то из вашей темы.

Ваш семинар должен длиться столько времени, сколько вам отвели. Но материалов должно быть на время, в 2 раза больше чем установленное. Это на случай, если обнаружатся какие-то технические неполадки, и вместо показа аудио и видео придется рассказывать подробнее о теме.

Как провести семинар интересно

Многие спрашивают, как сделать семинар запоминающимся. Кроме интересной темы, для этого понадобятся ваши личные качества. Такие, как: чувство юмора (особенно в начале вы можете как-то пошутить), ораторские навыки (аудитория устаёт от монотонной речи), и даже одежда. Не забывайте включать аудиторию, задавая им вопросы. А в конце можете снять групповое фото со всеми участниками семинара. Это точно сделает ваше мероприятие запоминающимся

Практика

Мы вам рассказали, как организовать семинар или тренинг с нуля.

Сейчас, с целью закрепления полученных знаний, мы предлагаем вам выбрать интересующую вас тему, провести библиотечное исследование по этой теме и представить результаты вашего расследования вашим одноклассникам или однокурсникам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: