Как провести рефлексии на уроке

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • «Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал.
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Анкета

  • «Три М»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и «чертовщина»

А — антипод Иешуа

Н — не абсолютное зло

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним «но»! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: «У одного учителя красный листочек означает «все понял», у другого — «ничего не понял», у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?» Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Интересные приемы завершения урока

Грамотное завершение урока является важным элементом правильно построенного занятия, которое помогает учителю оценить эффективность своей работы и степень усвоения информации классом. Основная задача хорошего учителя заключается в том, чтобы не просто выложить весь материал на уроке за 45 минут, а научить детей думать и учиться. На завершающем этапе рекомендуется проводить так называемую «рефлексию», чтобы ученики самостоятельно оценивали полученные знания, анализировали эмоции от услышанного, а также полученную информацию.

Рефлексия является обязательным элементом согласно новым образовательным стандартам ФГОС. Учитель выступает в роли организатора, а учащиеся на рефлексии являются ее действующими лицами.

Рефлексия важна на уроке для детей по следующим причинам:

  1. Ученики оценивают, какие знания получили, каких целей достигли, а также, для чего нужны эти полученные знания в будущем.
  2. Они учатся правильно оценивать свою работу, а также работу своих одноклассников.
  3. Они узнают, как развивать привычки самоконтроля и самоорганизации, как стимулировать критическое мышление, как формировать осмысленный подход к действительности.
  4. Для ученика рефлексия важна для систематизации и сравнения своих достижений с одноклассниками.

Учителю рефлексия позволяет:

  1. Оценить сильные и слабые стороны класса, наметить дальнейший план работы и развития.
  2. Грамотно завершить урок. Выделение всего пяти минут на заключительную часть позволит студентам насладиться чувством завершенности занятия и подытожить основные моменты. Обычно то, что происходит в конце урока, то есть то, что является последней ступенькой занятия, запоминается учащимися лучше всего.

Так что же можно сделать на последних минутах урока, чтобы это стало самым запоминающимся для учащихся?

Игра “Билет на выход”

Короткая игра, позволяющая закончить занятие на позитивной ноте и еще раз сделать акцент на пройденной теме. Учащийся получает небольшое задание, чтобы заработать “свой билет на выход”.

Примеры таких заданий:

  1. Составить два предложения по пройденному на уроке грамматическому материалу.
  2. Составить вопрос по теме урока и задать его своему соседу по парте. Эти вопросы можно вывести на интерактивную доску или повесить на обычную. После этого студенты должны ответить на них грамматически правильно.
  3. Составить рифмовку или обычное предложение по изученному лексическому материалу.

Три “М”

Учащимся предлагается назвать три момента урока, которые у них получались особенно хорошо в процессе, и предложить одно действие для улучшения дальнейшей работы на следующих занятиях.

“Ступени успеха”

Это прекрасная возможность оценить работу, выбрав смайлики для младших учеников или использовать “ступени успеха” для старших учащихся. У каждого ученика есть свое дерево успеха, к которому прилагаются листья разных цветов: зеленый ( все было понятно), желтый (остались моменты, которые непонятны), красный (тема осталось не освоена). Каждый учащийся сам наряжает свое дерево.

Игра в снежки

Если вы понимаете, что учащиеся «засиделись», то стоит сделать в конце динамическое завершение занятия. Попросите учеников написать на листе бумаге вопросы (некоторые учащиеся не любят отвечать на личные вопросы, поэтому стоит предупредить учеников, что вопросы не должны быть личного характера), затем сделать снежок из данного листа. После этого все встают в круг, бросают снежки друг другу в течение 20 секунд, выбирают один снежок и отвечают на вопросы написанные на них.

Минута славы

Название говорит само за себя. У каждого учащегося есть 60 секунд для того, чтобы высказаться на определенную тему.

Подготовьте заранее темы, а также вокабуляр, который пригодится ученику для ответа.

Темы стоит перемешать, и пусть 2-3 ученика выберут одну из них и через несколько минут расскажут то, что думают. Конечно, выслушать всех учащихся в конце урока невозможно, но можно продолжить данную активность на следующем занятии.

Читайте также  Как убрать учебную версию в Автокаде

Кто больше?

Разделите учащихся на группы и попросите составить списки изученной лексики. Например, можно по теме «неправильные глаголы» устроить соревнование, кто назовет больше.

Один из прекрасных моментов окончания урока — это видеть, как ваши учащиеся выходят из класса с улыбками, довольные своими результатами. Именно правильные приемы завершения урока помогут вам достигнуть данного результата.

Какие приемы вы используете при завершении, рефлексии на своих уроках? Делитесь в комментариях ниже!

Способы и приемы рефлексии

В работе представлены приемы рефлексии настроения и эмоциональности, деятельности, содержания материала, которые можно использовать на различных этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Способы и приемы рефлексии»

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Виды рефлексии

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая – когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная – самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материала или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная (выборочная), индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала – всем классом, потом – в отдельных группах, затем – выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоционального состояния

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось/не понравилось», «интересно/скучно», «было весело/грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема и наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.

Деятельности

Рефлексия настроения и эмоциональности

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить с учащимися разных возрастных групп. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя?» И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. «Букет настроения»

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».

3. «Дерево чувств»

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет – зелёного.

4. «Солнышко и тучка»

В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

5. Эмоционально-художественное оформление

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

6. Оценка своего эмоционального состояния

Учащиеся отвечают на вопрос: «Какие эмоции ты испытываешь?»

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить? Примеры организации работы:

1. «Лесенка успеха»

Каждая ступень – один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

2. «Дерево успеха»

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый – все сделал правильно, желтый – встретились трудности, красный – много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

3. «Вагончики»

Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

4. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»

«Я похвалил бы себя…»

«Особенно мне понравилось…»

«После урока мне захотелось…»

«Сегодня мне удалось…»

«Я почувствовал, что…»

«Каким было общение на уроке?»…

Как вариант, школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал (активно / пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

3. Урок мне показался (коротким/длинным)

4. За урок я (не устал / устал)

5. Мое настроение (стало лучше / стало хуже)

6. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен; интересен / скучен)

7. Домашнее задание мне кажется (легким / трудным; интересным / неинтересным)

5. Рефлексия «Благодарю…»

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чём именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово учителя является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

6. Рефлексия «Плюс – минус – интересно»

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения жизненных ситуаций. В графе «И» — «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

7. Рефлексия «Синквейн»

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие»

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы»

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

На доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (остался на старте, проплыл несколько метров, доплыл до середины дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак.

9. «Стихотворение»

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

10. «Пятерочка»

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно.

Указательный палец – мне было трудно (не понравилось).

Средний – для меня было недостаточно.

Безымянный палец – мое настроение.

Мизинец – мои предложения.

11. «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

12. «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трём направлениям.

Мастер-класс «Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Целинная средняя общеобразовательная школа

выступление на РМО

учителей 2-ых классов

учителя МКОУ Целинная СОШ

Войновой Анастасии Игоревны

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп

Чтобы быть успешным, современному ребёнок, кроме определённых знаний, умений, навыков, ещё нужны умения самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

А учитель, должен не передавать готовые знания, а организовывать учебную деятельность, создавать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия ? Рефлексия , в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой» . Слово рефлексия происходит от латинского reflexioобращение назад . В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в современном обществе:

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость . Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Классификация рефлексии:

1) По содержанию может быть: устная и письменная.

2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4)По функциям: физическая (успел — не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял — не понял, какие затруднения испытывал).

Учебной рефлексии может подвергаться:

Настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Читайте также  Как получить транзитные номера

Деятельность обучающихся, что дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

Содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.

Приемы организации рефлексии на уроке.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

1 . «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

2. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

3. «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».

4. Эмоционально-художественное оформление .

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5. Оценка своего эмоционального состояния: наглядная игра: « Каким я себя ощущаю »

Эта игра помогает определить эмоциональное состояние ребенка на уровне ощущений. Как он себя ощущает: плохо ( грустно)- фиолетовый цвет, хорошо – стабильное уравновешенное состояние внутренней гармонии — зеленый цвет, отлично (эмоциональный подъем) – розовый цвет. Перед началом занятий, дети, используя цветные магниты, показывают свое эмоциональное состояние.

Рефлексия деятельности

1. Учебный день начинаем с постановки цели. Наглядная игра « Что я сегодня хочу сделать отлично» « Калейдоскоп успешных дел»

Так как в младшем школьном возрасте желаний у детей много, учу детей вычленять самое главное на сегодняшний день и идти к этой цели на протяжении всего учебного дня.

Каждое утро учащиеся, заходя в класс, начинают с того, что ставят перед собой цель, что бы они хотели сделать сегодня на отлично, в чем хотели бы добиться успеха и записывают свои цели на стенд « Сегодня я хочу сделать отлично ..»

А потом в конце дня записывают свой результат в « Калейдоскоп успешных дел ».

2. « Шаги к успеху»

Чтобы научить детей правильно оценивать свои успехи и возможности, без ущерба для его личности и здоровья, после прохождения новой темы, в конце урока, учитель просит подойти детей к таблицам и показать уровень усвоения ими учебного материала с помощью разноцветных магнитов.

Чтобы уметь учиться, надо освоить 12 качеств успешного человека:

— настойчивость, целеустремленность, трудолюбие и т.д.

Эта схема всегда находится перед глазами детей и в «Калейдоскопе успешных дел» они отмечают, какой еще шажок они сделают в своём стремлении к достижению успеха.

3 . Наглядная игра « Вершина успеха»

Дети указывают ,какими качествами успешного человека они овладели за время обучения в начальной школе. Такие проверки проводятся каждую четверть.

4. Диагностика успеха

Чтобы дети научились выявлять свои успехи и неудачи в учебной деятельности, их причины. еженедельно проводится диагностика успеха.

5. Самоанализ работы

Важное значение в учебной деятельности имеет умение анализировать свою работу , находить ошибки и выявлять причину их возникновения, находить пути их исправления.

6. Взаимопроверка.

Имеет большое значение в развитии коммуникативных умений.

7. На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться !

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

Можно использовать мимику и жесты. 8. Рефлексия «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

Я“ 0________10

Мы“ 0________10

Дело“ 0________10

9.«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Рефлексия в конце урока – методы, основные приемы и практические примеры

Введение

В конце урока каждый учитель должен уметь определить эффективность проделанной работы, то есть узнать, как прочитанный материал усвоили учащиеся. Ребенку же этот прием помогает систематизировать знания и сравнить успехи с достижениями соседа по парте.

Рефлексия – официальное требование федерального государственного стандарта. Учителю здесь отводится роль непосредственно организатора. Ученики, в свою очередь, выступают действующими лицами.

В этой статье подробнее рассмотрим понятие рефлексии, ее цели, приведем примеры приемов, которые можно использовать на уроке.

Цели рефлексии

В дословном переводе рефлексия – размышления по поводу своему внутреннего состояния, это так называемый самоанализ, важный в части усвоения знаний. Задача хорошего педагога не просто рассказать то, что он знает, а достучаться до детей, научить их думать и запоминать.

«Как я могу использовать свои знания в будущем, какие выводы можно сделать после урока, была ли понятна мне эта информация?»

В то же время далеко не все учителя считает, что это нужно осуществлять на практике. Часто они просто раздают детям смайлики, обозначающие грусть и удачу, чтобы оценить результат своего труда. Считается, что данный подход является самым неэффективным, несмотря на простоту.

Что же на самом деле такое рефлексия? Это этап урока, на котором ученику необходимо самостоятельно оценить свои знания, поделиться эмоциями от услышанного, проанаилизировать полученные сведения. Школьник должен подумать, насколько полезной является информация и необходимо ли ее усваивать вообще.

Важность рефлексии в конце урока проявляется в следующем:

  • Какие цели достигнуты;
  • Какие знания получены;
  • Как информация может использоваться в будущем;
  • Можно ли корректно оценить свою работу и труд одноклассников;
  • Развитие привычек самоконтроля;
  • Стимулирование критического мышления;
  • Формирование осмысленного подхода ко всему происходящему.

Учитель пользуется рефлексией, чтобы определить план своей дальнейшей работы, оценить сильных и слабых учеников, а также найти подход к ним. Прием может осуществляться абсолютно на любом этапе урока, в конце пройденной темы.

Разновидности рефлексии

Существует множество классификаций рефлексии. Рассмотрим ее разновидности по содержанию:

  • Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек с цифрами и других характерных изображений;
  • Устная — рассказывает о своих впечатлениях;
  • Письменная — излагает мысли в форме сочинения, ответов на вопросы анкеты и т. д.

По виду деятельности принято различать следующую рефлексию:

  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Фронтальная;
  • Коллективная.

Последняя считается наиболее эффективной. К этому виду работу дети привыкают постепенно. Класс можно разделить на небольшие группы для закрепления знаний и выполнения определенных задач. Часто учителя прибегают и к индивидуальному варианту.

По целевому назначению существует такая классификация:

  • Эмоциональная. С помощью нее можно оценить не только восприятие школьной программы, но и настроение ученика, которое сложилось у него после урока. В частности, удается выяснить понятно/не понятно, интересно/не интересно;
  • Рефлексия действительности. Этот вид используется педагогом на этапе проверки домашних заданий или в ходе закрепления пройденного материала («дерево успеха», «лесенка успеха», «вагончики»);
  • Содержание материала – проводится обычно в конце урока. Ребенку предлагается в устной или письменной формы ответить на вопросы, продолжить предложение или же описать свои впечатления от новой темы (облако тегов, небольшое сочинение, анкета).

Каждый учитель в процессе накопления опыта работы пользуется своими методами рефлексии.

Примеры рефлексии в начальной школе по ФГОС

Карты со смайлами

Ученикам могут раздаваться карты серьезными, веселыми, грустными смайлами, о которых мы уже упоминали в начале нашей статьи. Такие стикеры эффективны для оценки пройденного материала. Однако их рекомендуется использовать только в начальной школе.

Внимание! Карты со смайлами – самый простой прием рефлексии. Он позволяет учителю понять, понравился ли школьникам проведенный урок, был ли он интересным, веселым и содержательным.

Также на практике можно использовать не только смайлы, но и следующие элементы:

  • Палец. Положительная оценка – большой вверх, негативная – вниз;
  • Картинки солнышка. Если ярко светит солнце, все получилось, солнце и тучка – все понятно, но есть некоторые вопросы, тучка – материал не усвоен;
  • Гномик. Если он улыбается, занятие прошло успешно, грустный – урок был скучный и не увлекательный.

Согласно статистике, часто применяется методика смайлов и солнышек с тучками.

Лестница успеха

Лестница изображается на большом листе картона. Ученикам раздаются изображения трех человечков, один из которых имеет опущенные руки, второй –руки, разведенные в стороны, третий – руки, поднятые вверх.

В том случае, если урок прошел неудачно, ребенок закрепляет на нижнюю ступеньку первого человечка, средне – оставляет второго в середине лестницы, успешно – фигурка с руками, поднятыми вверх, закрепляется на самой вершине.

Вагончики получения впечатлений

В классе на доске закрепляется поезд, состоящий из нескольких вагончиков. Каждый из них должен выступать своеобразным символом разного этапа уроков.

Детям раздается несколько грустных и веселых смайликов, которые должны распределяться по необходимым вагончикам. Если материал не понятен – это грустное изображение, понятен – веселое.

Интересно знать! Описанный выше способ имеет альтернативу в виде картинки с цветочной поляной. Ученикам раздаются картинки бабочек, которые садятся на цветок-задание, которое понравилась больше всего.

Дерево чувств

Этот прием считается самым эффективным в рефлексии в конце урока в соответствии с ФГОС. Чтобы применить его на практике, педагогу потребуются картинки со следующими элементами:

  • Дерево;
  • Разноцветные яблоки.

Если урок прошел удачно, а у детей не осталось вопросов, но поднялось настроение, то на доске закрепляется яблоко зеленого цвета. Если имеются проблемы – то присутствует красный оттенок фрукта.

Чтобы более глубоко понять настроение ученика, можно расширить палитру цветов. С точки зрения психологии, оттенки обозначают следующее:

  • Оранжевый – радость;
  • Зеленый – спокойствие;
  • Черный – проблемы и плохое настроение;
  • Синий – неудовлетворение и грусть;
  • Желтый – дела обстоят нормально;
  • Фиолетовый – напряжение и тревога.

Чтобы развивался критический подход к анализу ситуации, рекомендуется использовать определенные виды рефлексии, которые направление на увеличение степени осознанности учеников. Им внимание будет уделено ниже.

Вмести все в одно предложение

Учитель должен предложить один из вариантов начала предложение, а ребенок должен его закончить в любой удобной форме – устной или письменной. Примеры:

  1. Сегодня я узнал…
  2. На уроке я научился…
  3. Мне было трудно…
  4. Мне было непонятно…
  5. Теперь я знаю, что…
  6. Меня удивило…
  7. Я бы хотел узнать, почему…

Таблица де Боно

Существует еще один доступный и простой метод рефлексии, применяемой в конце урока. Эдвард Де Боно, профессор Университета Кембриджа, предложил оценивать впечатления учеником посредством простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:

  1. «+» — все, что понравилось на уроке;
  2. «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным;
  3. «Интересно»— что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно оценивать полученные знания.

Анкетирование

Данный вид рефлексии используется для учеников всех возрастов. Детям предлагается дать ответы на вопросы о разных этапах успешного процесса и аргументировать собственную точку зрения.

Давайте рассмотрим примерный список вопросов:

  1. На уроке я делал…
  2. Своей работой я доволен/не доволен потому что…
  3. Этот урок показался мне…
  4. За урок я бы поставил себе, потому что…
  5. Материал урока я освоил…
  6. Мое настроение после занятия…

«Что, если…»

Данный вопрос предполагает, что события могут развиваться по альтернативному сценарию. В результате у ребенка появляется поле для многогранной фантазии. Этот вид рефлексии эффективен в конце урока по литературе или русскому языку.

  1. Что было бы, если бы Герасим не был глухим?
  2. Что было бы, если бы Обломов был более деятелен?
  3. Что было бы, если бы Тарас Бульба поступил с сыном не так жестоко?

Соответствующая техника заставит учеников размышлять над той или иной ситуацией.

Синквейн

Этот прием является очень популярным в современной педагогике. Речь идет о стихотворении из пяти строк без привычной рифмы. Впервые технику начали использовать в США в минувшем веке, когда активно распространялась мода на японскую поэзию.

В конце урока можно предложить учащимся написать свою вариацию синквейна на базе прослушанного материала. Алгоритм здесь следующий:

  • 1 строка должна отражать основную тему занятия, обязательно присутствие ключевого слова;
  • 2 строка – два прилагательных, описывающие базовое понятие;
  • 3 строка – три глагола, ответственных за совершенное действие;
  • 4 строка – короткое предложение о сути всего происходящего;
  • 5 строка – синоним ключа.
Читайте также  Как поменять гранату на ВАЗ 21099

Совет! Не стоит зацикливаться на одном и том же споосбе рефлексии. И Вам, и детям, должен был интересен этот процесс.

Самопроверка

Этот прием предполагает самостоятельную проверку учеником работу соседа по парте. Дети в устной форме должны задать друг другу вопросы, спросить, что получилось, а что – нет, поставить импровизированные оценки. Педагогу здесь отводится роль наблюдателя.

Важно! Чтобы урок завершился на позитивной ноте, можно использовать прием «комплимент». Учитель должен выразить благодарность за внимание, а ученики – за новые знания.

Как правильно использовать рефлексию

Первым советом является постоянная смена приемов. Если бесконечно используется одна и та же техника, вероятность, того, что детям перестанут быть интересны уроки педагога является высокой, к тому же оценки школьников станут предсказуемыми.

Задача учителя состоит в том, чтобы так называемая корзина идей проходила этапы обновления, а класс постоянно развивался и думал, а не сидел на одном месте.

Справка! Важно обеспечить не только комфорт работы учителя с детьми, но и обратную связь.

Также не стоит забывать о том, что давать знания, необходимо по возрасту. Конечно, такие методы как смайлы или вагончики у учеников средней и старшей школы вызовут только смех. Рекомендуется усложнять, упрощать задания, делать их более информативными или красочными. Процесс должен получиться максимально творческим.

Применение одинаковых маркеров хорошо/плохо. В рамках одного из уроков учитель сказал школьников, что яблоко красного цвета говорит об успехе, а в рамках другого – свидетельствует о не усвоении материала.

Такие приемы только запутают учеников, особенно в начальной школе. В связи с этим перед началом профессиональной деятельности стоит выработать для себя характерные признаки рефлексии.

Больше о приемах рефлексии Вы узнаете в следующем видео:

Рефлексия в конце урока: примеры по ФГОС. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

С переходом на новые образовательные стандарты достаточно актуальным стал вопрос проведения рефлексии на уроке. Многие педагоги не придают особого значения этому этапу занятия, некоторые относятся к его проведению чисто формально: раз требуется, значит, будем проводить. В нашей статье попробуем разобраться, что такое рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС покажут способы ее проведения.

Понятие рефлексии

Прежде чем идти дальше, необходимо разобраться с самим понятием, что означает это слово. Слово «рефлексия» русский язык в словарях толкует как самоанализ и самооценку своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии.

Слово «рефлексия» имеет латинское происхождение от слова reflexio, что означает умение размышлять, проводить самонаблюдение и осмысление своей деятельности.

С точки зрения психологии становление личности школьника достаточно тесно связано с рефлексией: если ребенок не умеет этого делать, то он не играет роль субъекта образовательного процесса.

Именно поэтому целесообразно, чтобы начиналась рефлексия в начальной школе. Отсутствие этого этапа урока показывает, что занятие направлено только на деятельностный процесс, а не на развитие личности школьника.

Функции рефлексии

Когда педагог на своих занятиях начинает систематически использовать рефлексию, то приходит осознание того, что она помогает контролировать класс, уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.

Если спросить, что дает рефлексия ребенку, то можно отметить следующее:

  • Он начинает понимать, ради чего изучается данная тема на уроке и как она может пригодиться ему в его жизни.
  • Рефлексия в школе помогает учащимся ставить цели и добиваться их.
  • Ребята начинают осознавать, что они могут внести свой вклад в общее дело.
  • Рефлексия покажет, насколько ребенок умеет адекватно оценивать свою работу, а также товарищей.

Виды рефлексии

Когда учитель в процессе урока общается с детьми, то, учитывая обстоятельства, он использует один из видов рефлексии. Их существует несколько, и они отражают сферы человеческой сущности:

  • Физическая сфера предполагает ответ на вопрос: успел выполнить работу или не успел.
  • Сенсорная подразумевает самочувствие ребенка на уроке, каково ему было, комфортно или нет.
  • Интеллектуальная сфера показывает, что учащийся понял на уроке, какие трудности у него появились в процессе работы над новым материалом.
  • Духовная. Можно отметить, что ребенок, анализируя урок с этой позиции, может сказать, что повлияло на него положительно или отрицательно, он созидал себя или разрушал и как воздействовал на своих товарищей.

Есть ошибочное мнение, что рефлексия по ФГОС должна проводиться только в конце занятия, но это совсем не так. Ее использовать можно на любом этапе, так как она должна быть направлена на осознание того, что ребенок делает.

Можно еще выделить следующие виды рефлексии:

  • Индивидуальная, которая проводится с каждым ребенком для выявления реальной самооценки.
  • Групповая рефлексия акцентирует внимание на работу каждого члена группы для достижения общих целей. Здесь будут уместны следующие вопросы: «Какую помощь вам оказал … (имя)? Получилось бы у вас лучше, если бы с вами работал или не работал . (имя)?»

У психологов имеется свое мнение, какая может быть рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС будут далее представлены. С их точки зрения, она бывает:

  • Коммуникативная. Она показывает представления ребенка о внутреннем мире своего товарища, о тех причинах, которые побудили его поступить так или иначе.
  • Для личностной рефлексии объектом является сама личность учащегося, ее качества, поведение, отношения с другими.
  • Интеллектуальная рефлексия становится актуальной в процессе решения разного рода задач, в способности анализировать свои решения, находить более рациональные и эффективные.

Содержание рефлексии также может отличаться, в зависимости от этого она бывает:

  • Символическая, когда для оценки своего состояния или работы используются символы, например, карточки, смайлики, жетоны.
  • Устная рефлексия подразумевает связное и понятное высказывание своих мыслей по поводу урока.
  • Письменная занимает много времени, и ее реже всего используют.

И можно привести еще одну классификацию, которая опирается на функции рефлексии:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  2. Рефлексия деятельности.
  3. Рефлексия содержания учебного материала.

Далее необходимо более подробно познакомиться с различными видами рефлексии.

Эмоциональная рефлексия

Такая разновидность рефлексии часто используется в самом начале занятия. Ее цель — установить эмоциональный контакт с учащимися и настроить их на доброжелательное отношение и плодотворную работу. Но такая рефлексия в конце урока также будет уместна.

Приемы, которые можно использовать для проведения такой рефлексии, могут быть самые различные. Далее их рассмотрим более подробно.

Примеры эмоциональной рефлексии

Каждый педагог в своем арсенале имеет много приемов проведения такого вида рефлексии. Рассмотрим только некоторые из них:

  1. Прием «Смайлик». Суть его заключается в том, что учитель в начале урока раздает ребятам изображение мордашки человека, но без черт лица. Задача детей нарисовать на лице те эмоции, которые характерны для них в настоящий момент времени. Не запрещается дополнить изображение другими предметами, например, пририсовать воздушные шарики или цветочки в руке. Для упрощения можно применять готовые смайлики, и дети только выбирают тот, который соответствует их настроению. Такой прием можно использовать и в конце занятия, чтобы оценить эмоциональное состояние ребят на этапе завершения работы.

Эмоциональная рефлексия очень важна. Дети привыкают оценивать свое состояние и свободно говорить об этом. Порой многим взрослым этого как раз и не хватает, чтобы объясниться со своими близкими и высказать, что они чувствуют. Часто простой разговор по душам решает сразу все проблемы.

Эмоциональная рефлексия проста для проведения даже в начальной школе, дети учатся выражать свои эмоции и анализировать настроение.

Деятельностная рефлексия

Эта разновидность рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс. Учащиеся с помощью методов данной рефлексии могут осмысленно относиться к методам, которые они выбирают для достижения поставленных целей. В результате значительно повышается эффективность получения знаний.

Рефлексия деятельности позволяет оценить активность учащихся во время всего урока. Незаменимой такая рефлексия является на заключительном этапе урока. Она учит детей адекватно оценивать свою работу на уроке, методы и способы, которые они выбирают, чтобы достичь запланированного результата. С ее помощью учащиеся могут увидеть свои слабые места и выяснить, где имеются пробелы в знаниях.

Примеры деятельностной рефлексии

У всех учителей имеются уже большие запасы различных способов проведения такого вида рефлексии. Приведем примеры наиболее известных:

  1. Интересная рефлексия в конце урока в виде «Лесенки успеха». Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему. На нижней у человечка руки опущены и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Средняя ступенька с человечком, у которого руки разведены в сторону, что говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Верхняя ступенька с человечком с поднятыми вверх руками. Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.
  2. «Поезд». На доске висит изображение поезда с вагончиками, которые представляют этапы урока. Ребятам предлагается оценить каждый из них, опустив «веселое личико» или «грустное» в зависимости от того, понравилось ли им выполнять те задания, которые предлагал учитель.

С помощью различных видов рефлексии учителю будет всегда удобно видеть наглядную картину усвоения нового материала.

Рефлексия содержания материала

Этот вид рефлексии направлен на выявление степени осознания ребятами нового материала. Чаще всего ее проводят уже в конце урока, но если на занятии имеется несколько блоков материала, то, может быть, будет эффективнее использовать такую рефлексию после каждого этапа работы.

Данная рефлексивная деятельность сразу покажет, что ребята усваивают быстро и хорошо, а какие вопросы требуют более детальной проработки и повторения. С помощью такого вида рефлексии можно быстро подвести итог урока.

Примеры рефлексии содержания

Таких видов рефлексии также можно предложить большое количество. Учитель может менять их в зависимости от силы класса, материала, который изучается на уроке. Вот только некоторые методы ее проведения:

  1. Ответь на поставленный вопрос. Вопросы рефлексии в конце урока могут быть следующими:
  • Что сегодня я узнал?
  • Мне было тяжело или нет?
  • Я понял материал или были затруднения?
  • Я научился чему-то новому?
  • Я смог добиться результата?

    2. Прием «Плюс-минус-интересно». Его можно выполнять как устно, так и письменно, раздав детям карточки. «Плюс» – это то, что понравилось, «минус» – не понравилось, а «интересно» показывает, какие новые и интересные факты ребята узнали на уроке.

    3. Составление синквейна. Это пятистишие можно применять на заключительном этапе урока.

    Очень важна рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС можно приводить почти до бесконечности.

    Как разработать рефлексивную методику

    При выборе различных способов проведения рефлексии каждый педагог должен учитывать некоторые моменты:

    • Возраст ребят и состав класса.
    • Особенности конкретного предмета и тему урока.
    • Целесообразность проведения рефлексии на определенном этапе урока.

    Очень важно, чтобы рефлексия в конце урока проводилась не формально, а давала свои ощутимые результаты.

    Как научить детей рефлексии

    Чтобы дети свободно могли участвовать в рефлексии, этому необходимо обучать, уже начиная с первых классов. Процесс обучения можно разделить на несколько этапов:

    1. Умение анализировать свое настроение.
    2. Проводить анализ своих достижений.
    3. На третьем этапе научить детей анализировать работу своих одноклассников.
    4. На последнем этапе идет обучение анализа работы всего класса.

    Каждый педагог должен помнить, что урок для ребенка – это не просто занятие по конкретному предмету, а это настоящий урок жизни, на котором он учится осознавать себя среди людей, ценить свой и чужой труд, оценивать свои поступки, формировать ответственность за себя и своих близких в этом мире. Необходимо научить детей преодолевать трудности, потому что в жизни на пути их встречается немало.

    Только творческий подход педагогов может воспитать настоящую современную личность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: