Как починить музыкальный центр

Распространённые неисправности музыкальных центров

Методика простого ремонта музыкальных центров

Многие начинающие радиолюбители порой боятся ремонтировать сложные электронные устройства вроде музыкальных центров, CD/MP3 – проигрывателей, компьютеров. Обусловлено это неуверенностью, ведь если мало опыта, то можно не только не починить устройство, а даже доломать…

Но на самом деле большинство неисправностей сложных аппаратов довольно просты в ремонте и для их устранения не надо иметь большого опыта. Многие неисправности вообще настолько часто встречаются в практике ремонта, что порой достаточно 5 минут, чтобы провести диагностику неисправности и в 95 % случаев сказать, что конкретно неисправно!

Поскольку неисправности бывают разные, и охватить все в одной статье невозможно, рассмотрим наиболее распространённые поломки музыкальных центров – неисправности, связанные с усилением и качественным воспроизведением звука.

Рассмотрим примеры неисправностей:

Отсутствие звука при любом режиме работы (тюнер, кассетная дека, CD/MP3-проигрыватель, внешний сигнал)

Хриплый, неприятный звук воспроизведения в любом режиме работы.

Нет звука в одном из колонок (динамиков).

Звук время от времени исчезает, появляется.

Чтобы устранить любую из этих неисправностей, необходимо первым делом проверить исправность колонок (динамиков). Для этого необходимо подключить другую колонку либо динамик сопротивлением 4 – 8 Ом. Динамик можно взять от старого неисправного телевизора, магнитофона.

Обычно все усилители музыкальных центров рассчитаны на сопротивление нагрузки (динамиков, колонок) в районе 4-8 Ом. На задней стенке корпуса аппарата рядом с разъёмами подключения динамиков указывается это значение.

Не стоит игнорировать проверку, если у вас нет динамика на нужное сопротивление. Например, на корпусе музыкального центра написано, что нагрузка должна быть на 6 Ом, а у вас есть динамик только на 8 или 4 Ом. Ничего страшного! Можно для проверки подключить и такой, важно лишь не подключать динамики с очень низким внутренним сопротивлением, меньше 2 Ом.

Итак, необходимо подключить заведомо исправный динамик либо колонку и послушать, как работает музыкальный центр с исправным динамиком.

Если при подключении исправного динамика неисправность исчезла, то испорчены колонки, и ремонтировать придётся их. Если же неисправность сохранилась, то необходимо производить ремонт самого аппарата, а не выносных колонок.

Хрип, отсутствие звука, внезапное пропадание/появление звука может быть связано с тем, что нарушено соединение выходного разъёма и контактных медных дорожек на основной плате музыкального центра. Эта неисправность связана с интенсивной эксплуатацией прибора или деградацией пайки.

Необходимо разобрать центр и внимательно осмотреть контактные соединения, пайку выходного разъёма, к которому подключаются колонки.

Неисправный контакт и пайка видна невооружённым глазом. На всякий случай контакты разъёма лучше пропаять, так как возможна деградация пайки.

При деградации пайки вокруг контакта, запаянного в плату, образуется чуть видимый зазор, непропай, мешающий надёжному контакту печатной дорожки и медного контакта. Появление деградации пайки связано с механическими нагрузками, перегревом в месте пайки, “усталостью” металла и встречается в основном у довольно старых аппаратов, поработавших не один год.

Чтобы исключить ситуацию: “Искал совсем не там, где надо…” убедимся в том, что неисправность связана именно с оконечным звуковым трактом музыкального центра.

Во-первых, проверяем работу прибора во всех режимах — тюнера (приёмника), кассетной деки, CD/MP3-проигрывателя, внешнего входа AUX IN.

Если неисправность проявляется во всех режимах, то неисправен выходной тракт усиления, скорее всего микросхема УМЗЧ (Усилитель Мощности Звуковой Частоты). Но возможно, неисправен другой узел аппарата, например микросхема звукового процессора, коммутации сигналов.

Так можно запутаться и искать неисправность не там. В таких случаях берём обычные наушники и подключаем к разъёму Phone (наушники), который есть у всех музыкальных центров. Не забываем убавить громкость перед этим!

По очереди включаем все режимы работы музыкального центра и проверяем на слух исправность звукового тракта до УМЗЧ. Этой простой операцией мы сужаем область поиска неисправности, так как если в наушниках неискажённый и чистый звук, то все узлы звукового тракта, включая звуковой процессор, коммутатор сигналов, предусилители исправны и неисправность связана с той частью электронной схемы, которая отвечает за усиление и мощность сигнала.

Итак, если после произведённых действий неисправность сохранилась, то, скорее всего неисправна микросхема УМЗЧ. В практике ремонта бывают случаи, что микросхема наполовину исправна. Что значит наполовину? Это значит, что, к примеру, из 2 выходных звуковых каналов работает 1. Или же один из каналов усиления работает с искажениями, заметными на слух. В таких случаях микросхема усилителя может работать довольно долго.

Вот лишь несколько примеров из реальной практики:

Микросхема TDA8588J. 4 — канальный УМЗЧ со встроенными стабилизаторами питания.

После неправильно поданного напряжения питания на автомагнитолу, 2 канала усиления работают безупречно, 1 канал заметно “басит”, 1 канал выдаёт монотонный низкочастотный гул вместо звука. На лицо частичный выход из строя микросхемы. Несмотря на частичную неисправность автомагнитола работает исправно, задействованы 2 исправных канала.

Микросхема STK403-070. 2 — канальный УМЗЧ. Один из каналов усиления воспроизводит звук с искажениями. Второй канал работает в нормальном режиме.

При поиске неисправности главной задачей является сужение области поиска этой самой неисправности, поэтому торопиться с выводами не стоит. Последовательность действий при ремонте электроники приблизительно такая:

Внешний осмотр аппарата, проверка функционала, работы прибора в разных режимах.

Приблизительная оценка о неисправности конкретного узла аппарата: блока тюнера, панели управления, кассетной или CD/MP3-деки, усилителя, блока питания.

Осмотр электронной печатной платы с целью выявления перегоревших дорожек, “вспученных” электролитических конденсаторов, потемневших и перегоревших радиоэлементов, трещин на плате, непропаек, деформации корпусов микросхем.

Поиск неисправного элемента с помощью описанных методик и его замена.

Не старайтесь сразу же перепаивать всю печатную плату ремонтируемого аппарата, это отнимет ваше время и будет способствовать появлению новых неисправностей, вызванных Вами. Помните, радиомеханик – профессионал паяет два раза: первый раз – выпаивает неисправную деталь, второй – впаивает исправную деталь. Это тот идеал ремонта, к которому надо стремиться каждому радиомеханику.

Чтобы подтвердить сказанное, рассмотрим поэтапно ремонт музыкального центра Samsung MAX-VS720.

Ремонт музыкального центра своими руками

Музыкальный центр предназначен считывать носители, прослушивать трансляцию радиодиапазона. Модуль приемника легко обнаружить после разборки по наличию тонкого металлического (фольга) экрана. Внутри стальной коробки: усилитель высокой частоты, гетеродин, смеситель, прочие каскады. Ремонту электронные микросхемы не подлежат, отдельные запасные части стоят дороже, нежели приспособление в целом. В музыкальных центрах используется супергетеродинная схема с одним преобразованием частоты. Заключительным каскадом ставят стереоусилитель низкой частоты, через который в музыкальном центре на колонки проходит звук. Развязка через транзисторные ключи, управляемые положением регулятора на передней панели бытового прибора. Ремонт музыкального центра своими руками не всегда возможен, интересно посмотреть, что внутри.

Устройство типичного музыкального центра времен миллениума

Попробуем посмотреть, как самостоятельно починить музыкальный центр Samsung. Попалось в руки дельное техническое описание, будем читать. Ремонт музыкальных центров Sony оставим на следующий раз. Радиоприемники в музыкальных центрах широковолновые, причем создатели не слишком заморачивались со схемой, делали два тракта:

  1. Для амплитудной модуляции на средних и низких частотах.
  2. Для частотной модуляции на УКВ.

Избегаем расписывать тонкости деления диапазонов, просто запомните: маленькие антенны FM ведут прием частотно модулированного сигнала. Тракты могут быть выполнены на одной микросхеме (наподобие КА2295Q) и отдельно. До детектора оба тракта несовместимы в силу специфики обработки сигнала. Усилить слабый, смешать с частотой гетеродина можно, не помешай тонкость: каждый каскад Земли пока имеет ограниченную полосу частот. Повторимся, до детектора включительно тракты идут раздельно. Преимущество интегрированного решения описано высокой специализации, автоматическая подстройка частоты избавляет от беспокойства по поводу неуверенного приема сигнала музыкальным центром.

Многие не представляют прибор, отказывающийся проигрывать кассеты. Дек чаще две, работают на воспроизведение попеременно, контролируется механически. На уровне схемы происходит переключение усилителя на нужную головку. Лентопротяжный механизм одним мотором, тянет ленту, бобины чуть подпружинены. Тракты записи-воспроизведения раздельные, можно писать:

  • кассета-кассета;
  • приемник-кассета;
  • считыватель лазерных дисков-кассета.

Сегодня добавляется микросхема дешифровки форматов MP3 и других. Поток входит на усилитель низкой частоты. Заметить микросхему не сложно, корпус посажен под добротный радиатор солидных размеров. Здесь теряется львиная доля энергии, потребляемой музыкальным центром, прочие каскады работают с сигналом малой амплитуды.

Воспроизведение одновременно с магнитофона и лазерного диска не предусматривается. Имело бы смысл при микшировании домашних авторских записей. Микрофон работает во всех режимах. Позволяет писать на пленку караоке, подпевать артистам по радио.

Читайте также  Как сделать куриную корочку хрустящей

Предварительные усилители записи-считывания собираются одной микросхемой, например, К22291. Ток стирания пленки вырабатывается транзисторным генератором. Понятно, частота отличается от звуковой сильно. Нельзя забывать о программно или микросхемно реализованном эквалайзере. Проще пареной репы, каскад, который делающий акцент на выбранный участок спектра проигрываемой записи. Рок принято слушать, поливая соседей басами, фильтр нижних частот вносит лепту.

Работой привода лазерных дисков заправляет контроллер, отвечающий за фокусировку, отслеживание дорожек. Samsung применяется микросхема КА9220, управляющая двигателями через приводное устройство КА9258 и усилители. Моторов привода два, один вращает диск, второй позиционирует головку. Контроллер КА9220 заправляет работой, предварительно расшифровывает сигнал головки. Дальнейшая обработка звука ведется процессором сигналов KS9282, волны корректируются, интерполируются. Для устранения высокочастотных помех проводится фильтрация микросхемой КА9270.

В музыкальном центре обязательно стоит системный контроллер. Микросхема, ведающая режимами работы оборудования. В некоторых музыкальных центрах Samsung для этих целей используется MICOM LC866216. Для интерактивности контроллер дополнен панелью индикации и клавишами. Посредством интерфейса пользователь управляет музыкальным центром. На фронтальной панели расположен приемник инфракрасного излучения пульта управления. Стоит отметить: центральный контроллер анализирует положение ручки громкости, формирует сигналы подстройки усилителя низких частот (микросхема на большом радиаторе). Шина управления цифровая, поэтому не стоит искать регулятор звука на транзисторе.

Источник питания импульсный. Содержит фильтры входного сигнала, генератор высокочастотных импульсов, управляющий ключом на транзисторе, выходные фильтры, иногда выпрямители на диодах Шоттки. Напряжения стабилизируются. Трансформатор, предохранители выносятся на отдельную плату. Прибор отказывается включаться – ремонт музыкального центра своими руками логично начинать отсюда. Напряжений питания несколько, обязательно прозвоните вторичные обмотки.

Принципиальная схема музыкального центра

Рассмотрим приемник. В случае музыкальных центров Samsung в УКВ диапазоне сигнал телескопической антенны приходит на преселектор (набор резонансных контуров фильтрации канала плюс усилитель высокой частоты). Далее следует типичная схема: смеситель с гетеродином, детектор. Перестройка контуров проводится варикапами при помощи напряжения микросхемы автоподстройки частоты музыкального центра LM7000. Для сглаживания сигнал фильтруется перед подачей на варикапы. Частота гетеродина приемника контролируется микросхемой LM7000. Селекция сигнала производится преимущественно в усилителе промежуточной частоты. До него частота скачет, здесь принимает фиксированное значение (10,7 МГц). Следовательно, пьезокерамические фильтры настраиваются попроще.

Микросхема КА2295Q, указывалось выше, представлена комбинацией амплитудного и частотного детектора и выделяет полезный сигнал из несущей. Сюда входит тракт средних, длинных волн. Включая гетеродины, смесители, усилители. Первый каскад снабжен автоматической регулировкой усиления. Для корректной работы частотного детектора музыкального центра необходим фазосдвигающий колебательный контур. Автоматическая регулировка усиления работает по сигналу смесителя. Необходимо, чтобы усилитель промежуточной частоты, преобразователь частоты не вышли в режим отсечки.

С детектора частотной модуляции через фильтр сигнал подается стереодекодеру пилот-тон. Информация о наличии стереосигнала выдается на центральный контроллер. Можно выбрать режим регулятором принудительно. Центральный контроллер музыкального центра получает информацию о состоянии сигнала, управляет формированием звука. Балансировка каналов происходит посредством переменного резистора. Фильтрованный сигнал поступает на микросхему TDA 7318, где начинается каскад главного усилителя низкой частоты музыкального центра.

В диапазонах СВ и ДВ используются рамочные антенны с трансформаторной связью. Устройство музыкального центра включает транзисторы коммутации каналов по диапазонам. Гетеродины коммутируются по мере необходимости электронными ключами. Подстройка ведется варикапами, подстройка производится по сигналам АПЧ. Усилитель высокой частоты является широкополосным, не коммутируется в музыкальном центре. Промежуточная частота в СВ и ДВ диапазонах составляет 450 кГц (типичное значение). Детектированный сигнал, не проходя схему пилот-тон, сразу подается фильтрам, на выходной усилитель приемника. Что касается СВ и ДВ, схема обменивается с центральным контроллером музыкального центра о факте захвата частоты, что помогает «мозгу» быть в курсе событий.

Осталось добавить, имеется два канала, просто на частотах FM звучание разное, на ДВ и СВ одинаковое. Что и называется, собственно, стерео и моно. При чтении кассет, дисков аналогичная ситуация, можно искусственно привести раздельное воспроизведение к слитному. Различия меж каналами музыкального центра нивелируются.

Важно понимать, основные виды неисправностей можно представить внимательным изучением схемы. Не вместил обзор полное и законченное описание музыкального центра, еще вернемся к этому. Мастер должен заранее знать, что сломается. Самостоятельный ремонт музыкальных центров покажется детской забавой.

Всегда ищите оригинальные заводские схемы, описания, предваряя копание электронного нутра бытовой техники. Чертежи микросхем открыты правообладателями свободному доступу. Назначение чипов расписано сайтами заводов-изготовителей.

Как починить музыкальный центр

_________________
Машина, тупая, бесхитростная, неспособная пораскинуть умом, делает, что прикажут. А смышлёная сначала соображает, что выгоднее: решить предложенную задачу или попробовать от неё отвертеться?

Станислав Лем
Футурологический конгресс

Последний раз редактировалось МегаVольт Ср янв 07, 2015 18:44:54, всего редактировалось 1 раз.

_________________
Мастеру достаточно одной пальчиковой батарейки, чтобы запустить любое устройство, в любом направление, с любой скоростью.

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет — любой!

Зарегистрируйтесь и получите два купона по 5$ каждый:https://jlcpcb.com/cwc

_________________
Машина, тупая, бесхитростная, неспособная пораскинуть умом, делает, что прикажут. А смышлёная сначала соображает, что выгоднее: решить предложенную задачу или попробовать от неё отвертеться?

Станислав Лем
Футурологический конгресс

Последний раз редактировалось AlekseyEnergo Вт янв 27, 2015 07:59:54, всего редактировалось 1 раз.
Нарушение правил п. 2.7. Предупредил!

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

_________________
— Русским человеком может быть только тот, у кого чего-нибудь нет, но не так нет, чтобы обязательно было, а нет — и хрен с ним.
«Русский человек может жить как в одну сторону, так и в другую. И в обоих случаях останется цел» А. Платонов

Connfly, один из ведущих азиатских производителей стандартных соединителей, и Компэл в рамках партнерской программы по развитию склада представляют установочные панели для микросхем. Панельки серии DS1001-01 выполнены в корпусе Dual In-Line и предназначены для многократного размещения и подключения DIP-интегральных схем в электронные устройства.

_________________
Машина, тупая, бесхитростная, неспособная пораскинуть умом, делает, что прикажут. А смышлёная сначала соображает, что выгоднее: решить предложенную задачу или попробовать от неё отвертеться?

Станислав Лем
Футурологический конгресс

Последний раз редактировалось AlekseyEnergo Вт янв 27, 2015 08:01:13, всего редактировалось 1 раз.
Нарушение правил п. 2.7. Подредактировал.

Компэл 28 октября приглашает всех желающих принять участие в вебинаре, где будет рассмотрена новая и перспективная продукция компании Traco. Мы подробно рассмотрим сильные стороны и преимущества продукции Traco, а также коснемся практических вопросов, связанных с измерением уровня шумов, промывкой изделий после пайки и отдельно разберем, как отличить поддельный ИП Traco от оригинала.

_________________
Мастеру достаточно одной пальчиковой батарейки, чтобы запустить любое устройство, в любом направление, с любой скоростью.

_________________
— Русским человеком может быть только тот, у кого чего-нибудь нет, но не так нет, чтобы обязательно было, а нет — и хрен с ним.
«Русский человек может жить как в одну сторону, так и в другую. И в обоих случаях останется цел» А. Платонов

_________________
Машина, тупая, бесхитростная, неспособная пораскинуть умом, делает, что прикажут. А смышлёная сначала соображает, что выгоднее: решить предложенную задачу или попробовать от неё отвертеться?

Станислав Лем
Футурологический конгресс

_________________
— Русским человеком может быть только тот, у кого чего-нибудь нет, но не так нет, чтобы обязательно было, а нет — и хрен с ним.
«Русский человек может жить как в одну сторону, так и в другую. И в обоих случаях останется цел» А. Платонов

_________________
Всё не так, как кажется

_________________
Машина, тупая, бесхитростная, неспособная пораскинуть умом, делает, что прикажут. А смышлёная сначала соображает, что выгоднее: решить предложенную задачу или попробовать от неё отвертеться?

Станислав Лем
Футурологический конгресс

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9

Разборка: Старый музыкальный центр

Удивительно, как со временем меняются предпочтения. 15 лет назад мне хотелось купить музыкальный центр больше, чем новый компьютер. Я даже не догадывался, что комплект из отдельных компонентов — это гораздо качественнее. Нет! Мечталось именно о комбайне, с многочисленными лампочками и фенечками, и чтобы можно было переписывать компакт-диски на кассету. Мода на такие агрегаты постепенно сошла на нет, на смену аляповатым красавцам пришли домашние кинотеатры, да и вообще — с устройствами воспроизведения звука стало как-то проще. Или денег стало больше? В любом случае, покупка аудиосистемы уже не является эпохальным событием. Ну купил и купил, чего уж там.

Читайте также  Как сделать реактор в minecraft

И все-таки, когда я в гостях у друзей увидел старый музыкальный центр Sony, я не мог просто так пройти мимо. Разменявший второй десяток лет агрегат был той самой мечтой моей молодости. Оказалось, что железка уже несколько лет стоит без дела, так как при включении издает ужасный скрежет. Надо сказать, что разбирать железки я люблю еще больше, чем ими пользоваться. Поэтому, получив добро от хозяев, взялся за отвертку, поставив себе задачу максимум — починить, задачу минимум — посмотреть, как оно работало и с почетом отправить старичка на свалку.

UPD. Перенес в «Старое железо». Еще как минимум пара старых устройств готовы стать жертвой отвертки :)

До начала разборок — фото на память, а то неизвестно, как дальше пойдет. На аутентичном фоне его ворсейшества представлен музыкальный центр Sony HCD-XB3. Удивительно, настолько устарело это устройство всего за какую-то дюжину лет. Кассеты — понятно, прошлый век, но и компакт-диски уже перестали быть актуальными. Чем заряжать имеющуюся у этого агрегата карусель на 5 CD, легче подключить к линейному входу ноутбук или MP3-плеер. На крайне полезном сайте, посвященном технике и ее ремонту monitor.net.ru было обнаружено сервисное руководство для этого чуда с подробной инструкцией по разборке. Стал ли я ее изучать перед началом ремонта? Нет, так как это было бы слишком скучно! Но в паре сложных моментов инструкция мне очень помогла.

Характеристики у аппарата следующие:

Выходная мощность 2×65 Ватт RMS
Две кассетных деки с автореверсом и электронным управлением, частотный диапазон 60-13000 Гц для стандартной ленты Type I
CD-ченджер на пять дисков, частотный диапазон 2-20000 Гц, соотношение сигнал/шум >90дБ
Радиоприемник FM/УКВ (65-74, 87,5-108 Мгц), ДВ (153-279 кГц), СВ (531-1602 кГц)
Разъем для подключения микрофона и функция караоке
Линейный вход и вход для проигрывателя винила, есть встроенный фонокорректор (спасибо standov)

В 90-е у производителей различной техники (не только музыкальных центров) произошло одно серьезное изменение: вместо того, чтобы развивать устройства качественно, их стали обвешивать простыми «маркетинговыми» фичами, активно их рекламируя. Аппаратная часть при этом перестала отличаться даже у разных производителей. Как становится ясно из сервисного руководства, кассетная дека, CD-проигрыватель и усилитель этой модели до последнего винтика одинаковы чуть ли не у дюжины аналогичных музыкальных центров. В Sony XB3 таких малополезных довесков тоже полно. Различные предустановленные эквалайзеры, отдельная система усиления басов и большая кнопка «Groove», делающая звук еще более деревянным, караоке и пара диджейских примочек, типа возможности закольцевать определенный кусок песни прямо во время воспроизведения.

Еще одна модная особенность музыкального центра — сплошная крышка, закрывающая сразу две кассетных деки. Решение непривычное, но удобное тем, что можно в любой момент, не выключая воспроизведение, открыть крышку и посмотреть, сколько осталось ленты до конца.

Наклеить огромную блямбу с указанием мощности — это святое! Хорошо хоть, что ватты — не китайские (в них получается 1000Вт).

Приступаю к разборке. Верхняя и боковые крышки объединены в один элемент, так что это не заняло много времени. По фотографии можно оценить, как много внутри скопилось пыли за долгие годы. Изнутри музыкальный центр представлен в виде нескольких плат. Панель на фотографии справа отвечает за управление и ЖК-дисплей (UPD. ни разу не ЖК! Как говорит standov, он вакуумный люминисцентный). На заднем плане видна плата с предусилителем, к ней подключены кассетная дека и CD-плеер. Сверху к плате прикреплен отдельный модуль с двумя линейными входами. Внизу к большому радиатору прикручен усилитель мощности, а на переднем плане виден блок питания.

Крупным планом фильтр шумов Dolby B, микросхема производства Hitachi.

Необычно смотрящаяся плата системы караоке (с другой стороны — разъем для микрофона и регулятор уровня).

Микросхема с логотипом Sony, хотя по номеру в интернете находится 8-битный микроконтроллер производства Toshiba.

Самый интересная часть музыкального центра — усилитель мощности, на основе элемента STK4172II производства Sanyo. Судя по даташиту, усилитель обеспечивает выходную мощность в пределах 6-50 Ватт.

Необычная плата, управляющая CD-проигрывателем. Она скрыта под специальным люком на днище музыкального центра. Микросхема CXD2519Q — цифровой сигнальный процессор.

Разобрать музыкальный центр полностью оказалось достаточно просто. Нужно только отключить несколько гибких шлейфов (они все разных размеров — не перепутаешь) и открутить десяток винтов. Так выглядит «карусель» — отдельный модуль CD-ченджера.

Тут же была обнаружена первая (но не единственная, как выяснилось позже) причина страшных звуков, которые центр издавал при включении. Мелкий карандаш застрял между шестернями, вращающими диск ченджера.

Линза в считывающей головке CD-проигрываетеля. На всякий случай протер.

Я тут же, собрав все воедино на живую нитку, попробовал проиграть CD (который, кстати, также лежал в музыкальном центре года три как минимум). Получилось! Радость несколько омрачало то, что скрежет полностью не исчез, и теперь раздавался только из кассетной деки.

Снятие кассетного модуля оказалось единственной задачей, для выполнения которой пришлось почитать сервисный мануал — иначе я бы точно что-нибудь сломал. На фото — кассетная дека со снятой платой, к которой ведут шлейфы от магнитных головок. Не самая качественная конструкция: обе деки управляются единственным мотором (в центре). Еще один вспомогательный мотор отвечает за автореверс, и в нем, как выяснилось позже, и заключалась проблема.

Благодаря штампу на управляющей плате кассетной деки удалось определить год выпуска музыкального центра — 1997. 12 лет, ровесник моего старого IBM ThinkPad.

Магнитная головка с поворотным механизмом и ролики. Кругом пыль, грязь и ржавчина. Часа два я пытался наладить буксующий механизм. Как выяснилось, автореверс и вызвал все проблемы. Видимо, из-за неплотно прилегающей «модной» крышки кассетной деки, внутри скопилось огромное количество пыли. Механизм поворота головки и ее «подвода» к магнитной ленте постепенно забился, и проворачивать его с помощью пластмассовых шестерней становилось все сложнее. В результате, самая мелкая шестеренка на вспомогательном двигателе (он как раз запускает механизм автореверса) треснула и слетела с крепления. Я вернул шестеренку на место и, вручную вращая механизм, «разработал» его. Но это явно ненадолго: рано или поздно шестерня опять слетит, и кассетная дека не будет работать. Учитывая то, как часто я слушаю кассеты (раз в год все-таки бывает), это не самая большая потеря.

Обратная сборка музыкального центра не заняла много времени и, что удивительно, не осталось ни одного лишнего винтика! Музыкальный центр больше не издает ужасающий скрежет, и может исполнять почетные обязанности усилителя для ноутбука и радиобудильника. А я получил массу удовольствия, копаясь в пыльной механике, и представляя, сколько радости мне бы доставила такая железка, попади она ко мне новой, в 1997 году.

Конечно, это не самый примечательный музыкальный центр. Он не слишком качественный, в нем мало действительно хороших технических решений, слишком много лампочек и бессмысленных функций. Колонки, хоть и большие, но сделаны из тонкого ДСП, и на высокой громкости слегка «бубнят». Пытаясь одновременно натянуть два резиновых пассика на один движок, я думал о том, насколько же проще стало жить с носителями информации, лишенными движущихся элементов. Современным MP3-плеерам не страшна пыль, их не надо чистить ваткой со спиртом, нет нужды в регулировке положения головок. Мне кажется, большая часть ностальгии по кассетам или винилу (я этим тоже болен) вызвана тем, что это было не просто прослушивание музыки, это был — процесс! А сейчас что, нажал на кнопку и все? Не интересно. Впрочем, я все равно рад прогрессу, а для ностальгии буду и дальше продолжать чинить (или ломать) такие вот старые устройства.

Не включается музыкальный центр

Современная бытовая техника ввиду использования в её конструкции мелких и хрупких деталей порой слишком уж «нежна» в обращении, и ломается довольно часто. Музыкальные центры в этом плане – далеко не исключение. Однако для того, чтобы отремонтировать МЦ, порой необязательно нести его в сервис — иногда исправить поломку можно собственными силами. В этой статье речь пойдёт о том, что делать, если музыкальный центр не включается.

Читайте также  Как стать президентом

Причины, по которым может не включаться музыкальный центр

Перед тем как браться за отвёртку и паяльник, стоит понять, по каким причинам устройство могло перестать работать. Среди наиболее частых большинство специалистов сервис-центров выделяют следующие:

  1. Механические повреждения «начинки» МЦ из-за падения, ударов, тряски и прочих внешних воздействий.
  2. Выработка ресурса деталей.
  3. Использование низкокачественных носителей.
  4. Поломка плат или блока питания после резких перепадов напряжения в электросети.
  5. Вирусы на носителях.

ВАЖНО! Ещё одной частой причиной поломок специалисты называют попытки самостоятельного разбора устройства с целью очистить его от пыли. Чтобы МЦ служил долго, чистку его необходимо доверять только профессионалам, имеющим опыт работы с подобной техникой.

Что делать, если не включается музыкальный центр

Для того чтобы понять, что именно стало причиной поломки МЦ, необходимо тщательно осмотреть корпус устройства и провода на предмет механических повреждений. Наличие напряжения в проводах, идущих к колонкам, можно легко проверить при помощи отвёртки с тестером. Также для того, чтобы локализовать поломку, можно подключить к базе рабочую колонку от любой другой техники. Если звук не воспроизведётся – то причина определённо кроется в самом устройстве.

Если внешних повреждений не обнаружено, а колонки исправно работают с другим устройством, стоит разобрать корпус прибора. Для того чтобы сделать это, необходимо с помощью крестовой отвёртки выкрутить все крепёжные болты корпуса, а затем снять его заднюю панель. Это поможет добраться до центральной платы МЦ, и осмотреть её.

Если при разборе ощущается резкий запах гари от блока питания устройства, то скорее всего, перегорел предохранитель. Для того чтобы не пришлось менять блок питания целиком, стоит в инструкции по эксплуатации либо на самом устройстве посмотреть номинал вышедшего из строя предохранителя, и заменить его подходящим. Если номинал заменяемой детали не будет совпадать с установленным производителем значением, то впоследствии может выйти из строя один из каналов.

ВАЖНО! Если у пользователя нет никаких навыков в радиоэлектронике, все манипуляции, подразумевающие работу с паяльником, замену электронных плат и мелких деталей, выполнять не рекомендуется, т. к. это может лишь усугубить поломку.

При осмотре основной платы стоит осмотреть входной разъём. При наличии отходящих контактов и повреждённой пайки следует при помощи паяльника восстановить контакт провода. Специалисты для таких целей используют чаще всего припои с низкой температурой плавления, дабы не повредить мелкие детали платы.

Особое внимание следует уделить также и конденсаторам: если бока и верха немного вздулись, то их необходимо заменить. Необязательно причиной поломки будет являться один вздувшийся конденсатор, однако если его вовремя не заменить, то в скором времени МЦ может снова потребоваться ремонт, и куда более серьёзный.

Если же устройство включается, но воспроизводит аудиофайлы со значительными помехами, то причина может быть в неисправности микросхемы усилителя мощности. Для того чтобы выяснить это наверняка, прибор следует запустить и проиграть звук в каждом возможном режиме. Если и в радио, и в воспроизведении MP3 возникают одни и те же помехи – микросхему усилителя необходимо заменить.

После проведения всех операций по ремонту прибор необходимо собрать в обратном порядке и запустить для проверки работоспособности.

Часто бывает и так, что сам МЦ включается и функционирует, однако одна из колонок не воспроизводит звук. Причиной тому чаще всего становятся неисправности динамика колонки, которые могут быть вызваны:

  • образованием конденсата на мембране;
  • обрывом проводов на диффузоре;
  • мусором, попавшим между катушкой и магнитом;
  • размагничиванием;
  • физическим повреждением мембраны.

Для устранения конденсата можно попробовать прогреть мембрану при помощи лампы накаливания. Если же мембрана повреждена, то её работоспособность восстановить невозможно, и она подлежит замене.

Как известно, легче предупредить неисправность, нежели исправлять её последствия. Для того чтобы МЦ прослужил долго, его необходимо время от времени чистить от пыли и смазывать необходимые детали, а также содержать подальше от приборов отопления и не допускать попадания в лоток дисков посторонних предметов и жидкостей.

Почему музыкальный центр не читает диски

Устройство типичного музыкального центра времен миллениума

Попробуем посмотреть, как самостоятельно починить музыкальный центр Samsung. Попалось в руки дельное техническое описание, будем читать. Ремонт музыкальных центров Sony оставим на следующий раз. Радиоприемники в музыкальных центрах широковолновые, причем создатели не слишком заморачивались со схемой, делали два тракта:

  1. Для амплитудной модуляции на средних и низких частотах.
  2. Для частотной модуляции на УКВ.

Избегаем расписывать тонкости деления диапазонов, просто запомните: маленькие антенны FM ведут прием частотно модулированного сигнала. Тракты могут быть выполнены на одной микросхеме (наподобие КА2295Q) и отдельно. До детектора оба тракта несовместимы в силу специфики обработки сигнала. Усилить слабый, смешать с частотой гетеродина можно, не помешай тонкость: каждый каскад Земли пока имеет ограниченную полосу частот. Повторимся, до детектора включительно тракты идут раздельно. Преимущество интегрированного решения описано высокой специализации, автоматическая подстройка частоты избавляет от беспокойства по поводу неуверенного приема сигнала музыкальным центром.

Многие не представляют прибор, отказывающийся проигрывать кассеты. Дек чаще две, работают на воспроизведение попеременно, контролируется механически. На уровне схемы происходит переключение усилителя на нужную головку. Лентопротяжный механизм одним мотором, тянет ленту, бобины чуть подпружинены. Тракты записи-воспроизведения раздельные, можно писать:

  • кассета-кассета;
  • приемник-кассета;
  • считыватель лазерных дисков-кассета.

Сегодня добавляется микросхема дешифровки форматов MP3 и других. Поток входит на усилитель низкой частоты. Заметить микросхему не сложно, корпус посажен под добротный радиатор солидных размеров. Здесь теряется львиная доля энергии, потребляемой музыкальным центром, прочие каскады работают с сигналом малой амплитуды.

Воспроизведение одновременно с магнитофона и лазерного диска не предусматривается. Имело бы смысл при микшировании домашних авторских записей. Микрофон работает во всех режимах. Позволяет писать на пленку караоке, подпевать артистам по радио.

Предварительные усилители записи-считывания собираются одной микросхемой, например, К22291. Ток стирания пленки вырабатывается транзисторным генератором. Понятно, частота отличается от звуковой сильно. Нельзя забывать о программно или микросхемно реализованном эквалайзере. Проще пареной репы, каскад, который делающий акцент на выбранный участок спектра проигрываемой записи. Рок принято слушать, поливая соседей басами, фильтр нижних частот вносит лепту.

Работой привода лазерных дисков заправляет контроллер, отвечающий за фокусировку, отслеживание дорожек. Samsung применяется микросхема КА9220, управляющая двигателями через приводное устройство КА9258 и усилители. Моторов привода два, один вращает диск, второй позиционирует головку. Контроллер КА9220 заправляет работой, предварительно расшифровывает сигнал головки. Дальнейшая обработка звука ведется процессором сигналов KS9282, волны корректируются, интерполируются. Для устранения высокочастотных помех проводится фильтрация микросхемой КА9270.

В музыкальном центре обязательно стоит системный контроллер. Микросхема, ведающая режимами работы оборудования. В некоторых музыкальных центрах Samsung для этих целей используется MICOM LC866216. Для интерактивности контроллер дополнен панелью индикации и клавишами. Посредством интерфейса пользователь управляет музыкальным центром. На фронтальной панели расположен приемник инфракрасного излучения пульта управления. Стоит отметить: центральный контроллер анализирует положение ручки громкости, формирует сигналы подстройки усилителя низких частот (микросхема на большом радиаторе). Шина управления цифровая, поэтому не стоит искать регулятор звука на транзисторе.

Источник питания импульсный. Содержит фильтры входного сигнала, генератор высокочастотных импульсов, управляющий ключом на транзисторе, выходные фильтры, иногда выпрямители на диодах Шоттки. Напряжения стабилизируются. Трансформатор, предохранители выносятся на отдельную плату. Прибор отказывается включаться – ремонт музыкального центра своими руками логично начинать отсюда. Напряжений питания несколько, обязательно прозвоните вторичные обмотки.

Решение:

Ниже Вы можете ознакомиться с причинами и последними ремонтов наших клиентов, обратившихся с проблемой «не включается». Цена представлена конечная, с учетом замененных запчастей и произведенной диагностикой.

Нажмите на нужный вам ремонт, чтобы узнать больше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: