Как писать эпиграф

Что такое эпиграф

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Обращать особое внимание на эпиграф перед началом чтения – признак хорошего тона и высокой читательской культуры.

Благодаря эпиграфу автор произведения вписывает свой труд в ту или иную литературную традицию, подготавливает нас к восприятию определённой темы или идеи.

Сегодня мы поговорим о том, для чего необходим эпиграф в художественном тексте и как он помогает понять авторский замысел.

Эпиграф — это.

Данное слово пришло к нам из древнегреческого и переводится как «надпись».

Эпиграф — это часть композиции, предшествующая основному тексту произведения или его главы.

Это, как правило, фрагмент другого литературного произведения в стихах или прозе (что это такое?), отсылающий к предшествующим образцам жанра или более ранним обращениям к теме повествования.

Иногда в качестве эпиграфа используются пословицы, поговорки, загадки, лирические напевы и другие элементы фольклора. Так, практически каждая глава романа М.Шолохова «Тихий Дон» предваряется строками казачьих песен, которые погружают читателя в атмосферу народной жизни.

Эпиграф не следует смешивать с предисловием. Их отличие в том, что предисловие к произведению пишет сам автор, а эпиграф (за редким исключением) заимствуется из чужих текстов. При этом указание авторства обязательно.

Учитывайте это при написании экзаменационного сочинения, которое тоже можно украсить роскошным эпиграфом, соответствующим теме. Пользуйтесь цитатами из проверенных источников. Неверное указание авторства повлечёт за собой фактическую ошибку, а анонимный фрагмент текста в эпиграфе заставит сомневаться в подлинности фрагмента.

Помните, что на письме эпиграф традиционно выделяется особой разметкой: его помещают в правом верхнем углу страницы и не заключают в кавычки. Фамилию и инициалы авторы указывают под текстом цитаты строчкой ниже с ориентацией на правый край.

Функции эпиграфа

Для чего писателям, журналистам и учёным необходим чужой текст в дополнение к собственному? Нельзя ли обойтись тем, что заключено в самом произведении (рассказе, романе (что это?), научной статье, газетном очерке)?

Ответов может быть несколько:

  1. придать собственным словам авторитета и значимости (это характерно для молодых журналистов и начинающих авторов, которые не решаются делать безапелляционные заявления от первого лица);
  2. подготовить читателя к разговору на определённую тему;
  3. выразить личное отношение к описываемой проблеме;
  4. настроить на особое эстетическое восприятие сцен и эпизодов, представленных в произведении;
  5. вписать свой труд в общекультурный контекст;
  6. обогатить повествование отсылкой к другим похожим текстам (произведение напоминает ящик с двойным или даже тройным дном, его смыслы раскрываются на нескольких уровнях).

Иногда эпиграф сочетает в себе все эти функции. Бывает, что эпиграфов несколько и они по-разному освещают отношение к одной и той же проблеме. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет.

Как подобрать эпиграф к сочинению

Чтобы эпиграф стал украшением, а не позором вашей работы, следуйте нескольким простым советам:

  1. Не выбирайте слишком объёмные фрагменты, даже если цитируемый текст вам очень нравится. Сосредоточьтесь на одном (максимум двух) предложениях прозы или одной строфе (от 2 до 4 строк) стихотворения.
  2. В качестве эпиграфа идеально подойдут краткие изречения: авторские афоризмы, пословицы, поговорки. В них мысль сведена к минимальному количеству знаков, лаконично (это как?) и ёмко сформулирована, предельно понятна.
  3. Будут уместны цитаты из произведений, о которых вы будете говорить в основной части сочинения, подбирая литературные аргументы.

К примеру, если речь пойдёт о теме любви и привычки на материале романа А.Пушкина «Евгений Онегин», уместно будет поместить в начале крылатые строки:

Привычка свыше нам дана
Замена счастию она

  • Лучше цитировать общеизвестных авторов и мыслителей. Если вы берёте в качестве эпиграфа четверостишие своей гениальной подруги или афоризм современного писателя-фантаста, которого читают только подростки, будьте готовы дать проверяющим развёрнутый комментарий об источнике цитирования.
  • Самое же главное – найти именно то изречение, которое точно выразит смысл вашей работы. Хороший эпиграф и вдохновит вас, и подскажет, о чём писать.

    Творите так, чтобы ваши собственные произведения разбирали на эпиграфы!

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Сочинение хоть и является в своем роде произведением, но эпиграф в него добавлять, по мне, так это лишнее, тем более время ограничено, пока будешь вспоминать хорошие строки, на саму работу времени не останется.

    Иногда пропускаю эпиграф, каюсь. Сейчас стараюсь читать, эпиграф может многое сказать.

    Поиск ответа

    Всего найдено: 27

    Вопрос № 300423

    Где (до или после скобки) и вообще надо ли ставить точку при следующем оформлении источника газетного текста: . и я его очень любила. [абзац] (По тексту «Дневника» Юлии Петровой.). Надеюсь на ваш ответ, потому как предыдущие мои запросы вы, к сожалению, проигнорировали. Спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Если текст в скобках не отделен от абзаца, то точку обычно ставят после скобки: . и я его очень любила (по тексту «Дневника» Юлии Петровой).

    Но, поскольку в Вашем случае источник цитаты указывается на следующей строке (как, например, в эпиграф е), рекомендуем поставить точку после цитаты, а после скобок не ставить:

    . и я его очень любила.

    (по тексту «Дневника» Юлии Петровой)

    Вопрос № 300382

    Добрый день, уважаемая Грамота.ру! Подскажите, пожалуйста, если в эпиграф е используется цитата, которая в источнике заключена в кавычки, кавычки сохраняются или нет? Эпиграф такой: «Учись, друг мой, — часто говаривала покойная бабушка, когда я был еще ребенком, — учись, вырастешь да будешь умен, поедешь в Петербург на службу, станешь носить шитый мундир, заживешь в золотых палатах на самой Петербургской стороне, на самой Дворянской улице. Ты ведь дворянин». Евгений Гребенка. Петербургская сторона

    Ответ справочной службы русского языка

    Вопрос № 299327

    «Пишется хорошо, только живя в русской деревне.» (И. Тургенев) Есть ли ошибка в этом предложении, и можно ли его использовать в качестве эпиграф а? Спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    По современным правилам деепричастный оборот использован неверно, но в XIX веке это считалось допустимым. Это точная цитата, и ее вполне можно использовать в качестве эпиграф а.

    Вопрос № 293236

    Добрый вечер ! Вопрос задавала 9 мая, но ответа нет. Повторяю вопрос. Фразеологизм «ума — палата» считаю, что нужно писать через тире. Например, «У него ума — палата». Да и просто в виде эпиграф а, например: ума — палата. А как правильно по правилам русского языка ?

    Ответ справочной службы русского языка

    Этот фразеологизм пишется без тире: для его постановки нет оснований.

    Вопрос № 286246

    Здравствуйте, для меня очень важно правильно оформить следующий эпиграф : Есть такая профессия – Родину защищать! Из к/ф «Офицеры». Помогите, пожалуйста! Заранее спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Есть такая профессия – Родину защищать!

    Из кинофильма «Офицеры» (В. Роговой, 1971)

    Вопрос № 286155

    Уважаемая редакция, подскажите, как правильно написать следующее выражение, стоящее у меня эпиграф ом в стихотворении: «фестивалю авторской песни «Свой остров», посвящённого памяти Владимира Высоцкого. » или же «фестивалю авторской песни «Свой остров», посвящённому памяти Владимира Высоцкого. » Считаю первый свой вариант верным, но меня упорно пытаются склонить ко второму. Прошу дать несколько развёрнутый ответ, чтобы я мог апеллировать к нему или же согласиться с оппонентами. С уважением.

    Ответ справочной службы русского языка

    Первый вариант неверен: здесь нет существительного в форме родительного падежа, к которому могло бы относиться стоящее в форме родительного падежа слово посвященного. Правильно: фестивалю. посвященному. Слово посвященному стоит в той же падежной форме, что и слово фестивалю, к которому оно относится.

    Вопрос № 281125

    Эпиграф ом на одном из сборников произведений композитор написал слова из книги французского поэта. или
    Эпиграф ом к одному из сборников произведений композитор написал слова из книги французского поэта.

    Ответ справочной службы русского языка

    Оба предложения построены неудачно. Возможный вариант: Эпиграф ом к одному из сборников произведений композитор выбрал слова из книги французского поэта.

    Вопрос № 265593

    Уважаема справка! Как известно, если придаточная часть состоит из одного союзного слова, то запятая перед ним не ставится. (Неизвестно когда.)

    Нужна ли в данном случае запятая?

    К одной из повестей Пушкина дан эпиграф . Как вы думаете_ к какой? (Здесь оборот «Как вы думаете» должен ли обособляться?)

    Ответ справочной службы русского языка

    Запятая и в этом случае не нужна: Как вы думаете к какой?

    Вопрос № 262596

    Существуют ли какие-нибудь рекомендации при цитировании художественных персонажей (не обязательно в академических работах) и где про это можно почитать? (у Розенталя не нашел). Например при цитировании известных персонажей достаточно ли указать, только имя при использовании цитаты в качестве эпиграф а:

    «Быть или не быть?»
    Гамлет.

    Что делать с репликами менее известных персонажей?

    Ответ справочной службы русского языка

    В публицистике такой способ цитирования возможен.

    Вопрос № 258981

    Если эпиграф содержит диалог, как он оформляется? Кавычками?

    Ответ справочной службы русского языка

    Эпиграф в кавычки не заключается.

    Вопрос № 255439

    Уважаемые сотрудники справочной службы!

    В качестве эпиграф а к своей статье я хотел бы взять следующие слова Н.И.Лобачевского из его работы «Наставления учителям математики в гимназиях»:

    Подобно тому, как дар слова обогащает нас мнениями других,
    так язык математических знаков служит средством еще более совершенным,
    более точным и ясным, чтобы один передавал другому понятия, которые
    он приобрел, истину, которую он постигнул, и зависимость между всеми частями, которую он открыл. Но так же как мнения могут казаться ложно от того, что разумеют иначе слова, так всякое суждение в математике останавливается, как скоро перестаем понимать под знаком то, что оно собственно представляет.

    Вопрос: имею ли я право в последнем предложении а) заменить слова «казаться ложно» на «оказаться ложными»; б) заменить местоимение «оно» на местоимение «он».

    (Ответ на второй вопрос, наверное, отрицательный, так как Н.И.Лобачевский, по-видимому, относит местоимение «оно» не к слову «знак», а к слову «суждение». Но более логичным было бы писать «он» и иметь в виду слово «знак».)

    Читайте также  Как сделать тушенку из лосятины в домашних условиях

    Отмечу также, что поскольку это эпиграф , то, по-видимому, в нем не очень уместны авторские комметарии к тексту Н.И.Лобачевского.

    Заранее огромное Вам спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Явные ошибки, опечатки в цитате- эпиграф е можно и нужно исправить, так чтобы современный читатель мог понять его смысл. Единственное условие: нельзя, чтобы исправления привели к смысловой неточности цитирования.

    Вопрос № 255035

    Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как оформляется ссылка на источник эпиграф а: _Михаил Булгаков, «Собачье сердце»_ или _Михаил Булгаков. Собачье сердце_ или как-то по-другому. Ответьте скорее, если можно — сдаемся!

    Ответ справочной службы русского языка

    После текста эпиграф а ставится необходимый знак препинания.

    Название источника не заключается в кавычки. Имя автора и название источника эпиграф а разделяют точкой:

    Михаил Булгаков. Собачье сердце

    После ссылки на источник точка не нужна.

    Вопрос № 247678

    из какого произведения этот эпиграф : «Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной?»

    Ответ справочной службы русского языка

    Это эпиграф к повести А. Пушкина «Гробовщик». Эпиграф позаимствован у Державина.

    Вопрос № 244976

    Добрый день! Пожалуйста, помогите разобраться в трех озадачивших меня вопросах. Очень не хочется допускать ошибок.
    1. Нужно ли выделять кавычками заголовок вступительной статьи к литературно-художественному изданию, если в него вынесена цитата (несколько слов из классического произведения)? Сама книга — другого автора.
    2. Как правильно оформить выражение: «Как говорили чеховские сестры. «?
    3. Насколько корректно выражение «незаметно, из-под крышки стола, посмотрел на. «? Смущает предлог, т.к. герой, собственно, сидит за столом и смотрит на то, что держит в руках (под столом).

    Заранее спасибо. Очень надеюсь на ответ.

    Ответ справочной службы русского языка

    1. Цитату, вынесенную в заголовок, следует заключить в кавычки. Если же цитата выносится в эпиграф , то кавычки не ставятся.

    2. Корректно: как говорили чеховские сестры.

    3. Лучше: . незаметно посмотрел под стол .

    Вопрос № 233291

    Если в конце эпиграф а приводится имя автора и название стихотворения, то нужно ли их разделять запятыми? Спасибо.

    Ответ справочной службы русского языка

    Как писать эпиграф

    12.1. Эпиграф

    12.1.1. Место в издании

    Эпиграф ко всему отдельно опубликованному произведению, если ему в издании не предшествует вступительная статья или подобный текст, помещают вслед за титульным листом либо на отдельной нечетной странице с пустым или заполненным оборотом, либо на первой текстовой странице, до текста произведения и его заголовков. Если тексту произведения предпослана вступительная статья, то эпиграф завёрстывается либо на шмуцтитуле с заглавием произведения после этого заглавия (пример слева), либо на первой текстовой странице произведения (пример справа). Например:

    На шмуцтитуле издания романа Р. Олдингтона “Смерть героя”

    На первой текстовой странице книги Р Олдингтона “Семеро против Ривза”

    Смотрите, как мы развлекаемся! Но когда же и повеселиться, как не в молодости — ведь живешь только раз, да еще в Англии; и то и другое не пустяк, от любой из этих бед можно поседеть в одночасье, потому что, да будет вам известно, нет на свете другой страны, где было бы так много старых дураков и так мало молодых. Гораций Уолпо!

    Сэр Тоби. Разве наша жизнь не состоит из четырех стихий? Сэр Эндрю. Понимаешь, я и сам это слышал, но, по мне, так она состоит из еды и питья. Шекспир. Двенадцатая ночь, акт II, сцена 3

    Желтовато-оранжевые занавеси спальной ярко пылали, пропуская в комнату мягкий свет восходящего апрельского солнца. В одной из двух односпальных хиловских кроватей покоилась в объятиях сна миссис Джейн Ривз, и, хотя тело ее было неподвижно, дух ее блуждал в неизведанных пучинах подсознательного.

    Эпиграф к части произведения (главе, разделу и т.п.) завёрстывается после заголовка этой части перед текстом.

    Эпиграф к статье, рассказу в сборнике помещается после заглавия статьи, рассказа перед их текстом. Например:

    Начальная страница текста рассказа И. Бунина “Братья” в его “Избранном” (М., 1970)

    Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали Сутта Нипата

    Дорога из Коломбо вдоль океана идет в кокосовых лесах. Слева, в их тенистой дали, испещренной солнечным светом, под высоким навесом перистых метелок-верхушек, разбросаны сингалезские хижины, такие низенькие по сравнению с окружающим их тропическим лесом. Справа, среди высоких и тонких, в разные стороны и причудливо изогнутых темнокольчатых стволов.

    12.1.2. Последовательность расположения эпиграфа и посвящения

    Сначала ставят посвящение, а под ним — эпиграф, как более близкий к тексту произведения.

    12.1.3. Полнота ссылки на источник эпиграфа-цитаты

    Обычно ставят инициалы и фамилию автора или инициалы и фамилию автора и заглавие произведения, отбрасывая прочие данные: под- и надзаголовочные, выходные; главным образом чтобы не загромождать начальную страницу.

    12.1.4. Редакционное и наборное оформление

    В кавычки текст эпиграфа-цитаты заключать не принято, т.к. он стоит вне текста произведения. Исключение — те случаи, когда в эпиграфе сочетается текст цитирующего с цитатой (тогда цитату отделяют от другого текста кавычками или выделяют шрифтом).

    Не заключается в кавычки и заглавие источника эпиграфа, в соответствии с правилами библиографического описания.

    Набирают эпиграф на суженный формат, выключая обычно вправо. Ссылку на автора (или автора и источник) выделяют графически, чаще всего курсивом.

    12.1.5. Знаки препинания

    Если эпиграф — цитата, в его тексте сохраняется пунктуация источника, модернизированная по современным правилам, как и цитаты в тексте.

    После текста эпиграфа необходимый знак препинания ставится.

    После ссылки на источник точка не нужна.

    Ссылку на автора (автора и заглавие) заключать в скобки не рекомендуется, т.к. она обычно выделена шрифтом и четко отделена суженным форматом набора.

    12.2.1. Место в издании

    Во всех случаях посвящение помещается после заглавия произведения до его текста.

    Если текст отдельно опубликованного произведения начинается сразу за титульным листом, посвящение завёрстывается перед текстом произведения либо на отдельной странице, либо на спуске начальной текстовой страницы, до заголовков текста.

    Если тексту произведения предпослана вступительная статья (предисловие), то посвящение завёрстывается либо на шмуцтитуле с заглавием произведения после этого заглавия, либо на спуске начальной текстовой страницы до текста и его заголовков.

    При выборе места — на отдельной странице или на спуске начальной текстовой страницы — рекомендуется исходить из характера посвящения и экономических соображений. Посвящениям, существенным для содержания самого произведения, отводят страницу, набирая их крупно, а посвящения частного, интимного характера помещают на спуске начальной текстовой страницы, набирая обычно мелким шрифтом.

    12.2.2. Знаки препинания

    После текста посвящения точка не нужна, если далее не следует подпись, и нужна, если далее идет подпись. После подписи точку не ставят.

    Секретов больше нет

    Эпиграф — это небольшой текст, цитата, пословица или поговорка в начале произведения, который помещается автором для выражения основной мысли книги, статьи в газете или журнале, либо его фрагмента.

    Размер шрифта у эпиграфа обычно такой же, как и у основного текста, либо 10 при основном 12. Строчки эпиграфа должны быть примерно равны между собой. Не правильно, когда одна будет гораздо длиннее других.

    Эпиграфы всегда верстают на суженный формат (от #8531; до #8532; формата строки основного набора) шрифтом меньшего кегля, часто выделительным, например, курсивом. Если в эпиграфе дается иностранный текст с переводом, то их верстают разными начертаниями шрифта (часто основной текст — курсивом, а перевод — прямым), причем перевод отбивают на 4–8 п. В конце эпиграфа ставят точку или иной, необходимый по смыслу знак (весьма часто — многоточие, ибо текст цитаты обрывается). В кавычки текст эпиграфа не заключают. Почти всегда имеется ссылка на источник; ее набирают отдельной строкой с выделением шрифтом без точки на конце и с отбивкой от текста эпиграфа на 2–4 п.

    Иногда (в художественных произведениях улучшенного оформления) эпиграф ко всей книге заверстывают на отдельной нечетной полосе после титула, а эпиграфы к отдельным частям издания — на шмуцтитулах после названия части. Чаще эпиграф ко всему произведению размещают на первой текстовой полосе над первым заголовком в счет спуска; над таким эпиграфом может быть только графическая заставка. Эпиграфы к отдельным частям или главам размещают под названиями этих частей с достаточной отбивкой от рубрик и от текста (как правило, не менее 20 п. над эпиграфом и 12 п. под ним).

    Эпиграфами не стоит злоупотреблять. Не рекомендуется использовать их к каждой главе, так как цель эпиграфа — выразить одну основную мысль автора. Если необходимо выделить каждую главу, стоит сначала попробовать сделать это при помощи присвоения главам коротких названий.

    Большое количество эпиграфов обычно редакторами не приветствуется, хотя их наличие или отсутствие на решении о публикации книги не сказывается.

    Вот пример правильного оформления эпиграфа :

    Здесь эпиграф неброско выделен шрифтом, строчки эпиграфа практически одинаковой длины. Автор высказывания заключается в скобки.

    Как не нужно оформлять эпиграф:

    1. Ошибка выделения — эпиграф выглядит так же, как заголовок.

    2. Ошибка выравнивания — эпиграф выровнен по левому краю страницы.

    3. Ошибка длины — одна из строк эпиграфа намного длиннее другой.

    В русском языке существуют определенные правила цитаты и ее оформления, использование которых поможет вам грамотно вставить цитату в любой текст. Цитирование является неотъемлемой частью написания рефератов, курсовых и дипломных работ, статей и текстов. Цитаты придают статье законченность, лаконичность и определенный статус, так как повышается доверие к автору за счет цитирования известных людей. Однако многие задаются вопросом о том, как оформлять цитаты правильно, а также куда в тексте и как вставить цитату.

    Давайте рассмотрим основные правила оформления цитат в русском языке.

    1. Самое главное правило оформления цитаты заключается в следующем: цитата должна воспроизводить цитируемый текст со 100% точностью! Отклонения от текста, вставки или исключения каких-либо частей текста недопустимы.
    2. То же самое касается и знаков препинания – они должны соответствовать тем, что поставлены в тексте. Когда цитируемого текста нет под рукой (например, при сдаче экзамена), необходимо расставить соответствующие знаки препинания согласно пунктуационным правилам русского языка.
    3. Цитата должна быть уместна, обоснована конкретными целями автора.
    4. Когда вы пропускаете некоторые слова из отрывков, на месте этого пропуска следует ставить многоточие. При этом не стоит забывать, что многоточие не должно искажать смысла фразы, так как такое нарушение является грубой ошибкой цитирования как такового. Если в цитате отсутствуют первые слова, то необходимо после кавычек поставить многоточие и начинать цитату с маленькой буквы.
    5. Изначальный смысл – главный критерий цитирующего. Когда цитата относится к одному предмету, а ее применяют при описании другого, значение, которое придал автор цитате, искажается.
    6. Если цитата добавляется в текст сочинения, то возможен вариант использования косвенной речи, которая позволит передать точную фразу цитируемого (например, героя книги). Например: Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь , — говорит князь Андрей Пьеру. Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь .
    7. Недопустимо пересказывать поэтический текст своими словами.
    1. Самый основной способ – кавычки.
    2. Курсив или меньший размер шрифта цитаты по сравнению с основным текстом.
    3. Отдельное место для цитаты на странице (посередине, сбоку).
    Читайте также  Как начать учить японский язык

    Независимо от того, принадлежат ли выделения автору цитируемого текста или они являются инициативой цитирующего, к ним также предъявляются строгие требования.

    Если выделения принадлежат автору цитируемого текста, то рекомендуется сохранять их в той же форме, в какой они представлены в источнике. Авторские выделения в большинстве случаев не оговариваются.

    Если выделения принадлежат цитирующему, то они оговариваются. Комментарий заключается в скобки.

    Отдельно стоит рассмотреть эпиграф – цитату, которая помещается в начало сочинения или отдельной части для придания некоего образа, смысла, духа произведению или выражения мысли автора. Остроумное изречение, используемое в качестве эпиграфа, называется «мотто».

    Требования к оформлению эпиграфа немного отличаются от правил оформления обычных цитат:

    • располагается на правой стороне листа;
    • оформляется без кавычек;
    • Фамилия и инициалы автора не заключаются в скобки;
    • точка после фамилии не ставится.

    Кто неправильно застегнул

    уже не застегнётся как следует.

    (Иоганн Вольфганг фон Гёте)

    Закон РФ не запрещает цитировать как в оригинале, так и в переводе, без согласия автора или выплаты вознаграждения, но требует указания имени автора, произведения, из которого бралась цитата, а также источника заимствования.

    Итак, мы рассмотрели самые важные правила оформления цитат. Чтобы быстрее запомнить их, читайте больше той литературы, в которой приводятся цитаты, тогда вы точно будете знать, как писать цитаты так, чтобы они выгодно дополняли ваш собственный текст. Удачи!

    Ещё больше интересного

    12.1.1. Место в издании

    Эпиграф ко всему отдельно опубликованному произведению, если ему в издании не предшествует вступительная статья или подобный текст, помещают вслед за титульным листом либо на отдельной нечетной странице с пустым или заполненным оборотом, либо на первой текстовой странице, до текста произведения и его заголовков. Если тексту произведения предпослана вступительная статья, то эпиграф завёрстывается либо на шмуцтитуле с заглавием произведения после этого заглавия (пример слева), либо на первой текстовой странице произведения (пример справа). Например:

    На шмуцтитуле издания романа Р. Олдингтона “Смерть героя”

    На первой текстовой странице книги Р Олдингтона “Семеро против Ривза”

    Смотрите, как мы развлекаемся! Но когда же и повеселиться, как не в молодости — ведь живешь только раз, да еще в Англии; и то и другое не пустяк, от любой из этих бед можно поседеть в одночасье, потому что, да будет вам известно, нет на свете другой страны, где было бы так много старых дураков и так мало молодых. Гораций Уолпо!

    Сэр Тоби. Разве наша жизнь не состоит из четырех стихий? Сэр Эндрю. Понимаешь, я и сам это слышал, но, по мне, так она состоит из еды и питья. Шекспир. Двенадцатая ночь, акт II, сцена 3

    Желтовато-оранжевые занавеси спальной ярко пылали, пропуская в комнату мягкий свет восходящего апрельского солнца. В одной из двух односпальных хиловских кроватей покоилась в объятиях сна миссис Джейн Ривз, и, хотя тело ее было неподвижно, дух ее блуждал в неизведанных пучинах подсознательного.

    Эпиграф к части произведения (главе, разделу и т.п.) завёрстывается после заголовка этой части перед текстом.

    Эпиграф к статье, рассказу в сборнике помещается после заглавия статьи, рассказа перед их текстом. Например:

    Начальная страница текста рассказа И. Бунина “Братья” в его “Избранном” (М. 1970)

    Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали Сутта Нипата

    Дорога из Коломбо вдоль океана идет в кокосовых лесах. Слева, в их тенистой дали, испещренной солнечным светом, под высоким навесом перистых метелок-верхушек, разбросаны сингалезские хижины, такие низенькие по сравнению с окружающим их тропическим лесом. Справа, среди высоких и тонких, в разные стороны и причудливо изогнутых темнокольчатых стволов.

    12.1.2. Последовательность расположения эпиграфа и посвящения

    Сначала ставят посвящение, а под ним — эпиграф, как более близкий к тексту произведения.

    12.1.3. Полнота ссылки на источник эпиграфа-цитаты

    Обычно ставят инициалы и фамилию автора или инициалы и фамилию автора и заглавие произведения, отбрасывая прочие данные: под- и надзаголовочные, выходные; главным образом чтобы не загромождать начальную страницу.

    12.1.4. Редакционное и наборное оформление

    В кавычки текст эпиграфа-цитаты заключать не принято, т.к. он стоит вне текста произведения. Исключение — те случаи, когда в эпиграфе сочетается текст цитирующего с цитатой (тогда цитату отделяют от другого текста кавычками или выделяют шрифтом).

    Не заключается в кавычки и заглавие источника эпиграфа, в соответствии с правилами библиографического описания.

    Набирают эпиграф на суженный формат, выключая обычно вправо. Ссылку на автора (или автора и источник) выделяют графически, чаще всего курсивом.

    12.1.5. Знаки препинания

    Если эпиграф — цитата, в его тексте сохраняется пунктуация источника, модернизированная по современным правилам, как и цитаты в тексте.

    После текста эпиграфа необходимый знак препинания ставится.

    После ссылки на источник точка не нужна.

    Ссылку на автора (автора и заглавие) заключать в скобки не рекомендуется, т.к. она обычно выделена шрифтом и четко отделена суженным форматом набора.

    12.2.1. Место в издании

    Во всех случаях посвящение помещается после заглавия произведения до его текста.

    Если текст отдельно опубликованного произведения начинается сразу за титульным листом, посвящение завёрстывается перед текстом произведения либо на отдельной странице, либо на спуске начальной текстовой страницы, до заголовков текста.

    Если тексту произведения предпослана вступительная статья (предисловие), то посвящение завёрстывается либо на шмуцтитуле с заглавием произведения после этого заглавия, либо на спуске начальной текстовой страницы до текста и его заголовков.

    При выборе места — на отдельной странице или на спуске начальной текстовой страницы — рекомендуется исходить из характера посвящения и экономических соображений. Посвящениям, существенным для содержания самого произведения, отводят страницу, набирая их крупно, а посвящения частного, интимного характера помещают на спуске начальной текстовой страницы, набирая обычно мелким шрифтом.

    12.2.2. Знаки препинания

    После текста посвящения точка не нужна, если далее не следует подпись, и нужна, если далее идет подпись. После подписи точку не ставят.

    Основные способы цитирования

    Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

    Цитаты оформляются следующими способами:

    1. Предложениями с прямой речью.

    Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.

    1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.

    Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен» .

    2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).

    Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное . это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

    3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.

    Например: Писарев писал: «. красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «. Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

    2. Предложениями с косвенной речью.

    Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.

    Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

    А. П. Чехов подчёркивал, что « . праздная жизнь не может быть чистою».

    «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин) . (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)

    3. Предложениями с вводными словами.

    Например: По словам А. М. Горького , «искусство должно облагораживать людей».

    Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.

    Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:

    Быть может, всё в жизни лишь средство

    Для ярко-певучих стихов,

    И ты с беспечального детства

    Ищи сочетания слов.

    Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

    Цитата как продолжение предложения

    Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.

    Будь же ты вовек благословенно,

    Что пришло процвесть и умереть.

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ

    Цитата заключается в кавычки.

    Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.

    Например: Белинский писал: « Создает человека природа, но развивает и образует его общество ».

    « Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок! » — писал С. Маршак.

    « Горек чужой хлеб , — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца » (П.).

    Если цитата синтаксически связана со словами автора, то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что « создает человека природа, но развивает и образует его общество ».

    Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.

    Читайте также  Как работает двухзонный климат контроль

    Например: « . Тяжелы ступени чужого крыльца », – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: « Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять ». – К. Э. Циолковский писал, что « музыка. может и отравлять и исцелять ». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие. ».

    Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.

    Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:

    « Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

    Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.

    Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом ».

    Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.

    Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что « Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев. ».

    Конечно, есть такие скептики, которые считают, что « как сказал – так и ладно. Все равно поймут! ».

    Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.

    Например: (курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.).

    Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).

    Например: О. Бальзак утверждал, что « там, где все горбаты , прекрасная фигура становится уродством» (выделено нами. – Н. В.).

    При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.

    Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса.

    Эпиграф также обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.

    Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:

    Золотая роза

    Литература изъята из законов тления.
    Она одна не признает смерти.
    М. Е. Салтыков-Щедрин

    Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки:

    Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

    И нос, и плечи поднимал

    Вошедший с нею генерал, –

    муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.

    Если цитирующий вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки.

    Например: А волоса у нее [ русалки ] зеленые, что твоя конопля (Т.).

    При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки.

    Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства . У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве. Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет ».

    Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.

    Например: Борьба Пастернака за « неслыханную простоту » поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности. (Д. С. Лихачев).

    Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.

    Например: . Многие страницы английского классического романа « ломятся » от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – « непыльный » цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).

    Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.

    Например: От его приветливого « я вас ждал » она повеселела (Б. П.); « Хочешь? », « давай ты » звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.).

    Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.

    Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» ( Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242 ).

    Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.

    Например: «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет . » (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).

    Что такое эпиграф в литературе? Примеры использования.

    После названия произведения автор, как правило, размещает короткую законченную фразу или цитату, несущую определённое смысловое значение. Это и есть литературный эпиграф.

    Что означает слово «эпиграф»?
    Что такое эпиграф и в чём его смысл?
    Примеры использования эпиграфа в литературе
    Как написать эпиграф в сочинении?

    Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.

    Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.

    Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.

    Эпиграф используется авторами в следующих целях

    – Чтобы кратко выделить главную сюжетную линию книги.

    – Подчеркнуть основное настроение и дух произведения в целом.

    – Предварительно познакомить читателя с действующими лицами.

    – Показать своё личное отношение к описываемым событиям или героям произведения.

    В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:

    – в лирических произведениях;

    – в художественной прозе;

    – в романах в стихах;

    – в статьях, письмах, очерках.

    Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.

    Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.

    Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:

    «Мне отмщение, и Аз воздам».

    В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):

    «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

    Написание эпиграфа к сочинению не является обязательными условием, но работа, оформленная таким способом, свидетельствует о серьёзном отношении учащегося к выполнению задания.

    Правильно оформленный эпиграф украшает работу и имеет большое значение для получения итоговой оценки.

    Основные правила написания эпиграфов

    – Эпиграф помещают ниже строки с названием произведения, в правой стороне страницы.

    – Если эпиграф состоит из нескольких строк, то все они должны быть равными по длине.

    – Эпиграф выделяется шрифтом меньшего размера, чем следующий за ним текст.

    – Перевод иноязычного эпиграфа отделяется от оригинала пропуском.

    – Эпиграф в кавычки не заключается.

    – В завершение эпиграфа ставится соответствующий знак препинания. Если фраза не окончена, то употребляется многоточие.

    – Ссылка на источник цитаты набирается с пропуском в одну строку, при этом точку в конце ставить не нужно.

    – При написании имени и фамилии автора цитаты скобки или кавычки не употребляются.

    Авторское право при написании эпиграфа

    Уместно подобранные эпиграфы выгодно дополняют любой текст. Закон РФ разрешает использование в эпиграфах выдержек из произведений других авторов.

    При этом не требуется согласие человека, сочинившего оригинальный текст. Но в обязательном порядке необходимо указывать источник заимствования цитаты и имя автора первоисточника.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: