Как определить класс предприятия

Как узнать категорию риска компании для трудовой проверки

Риск — это экономическая категория, отражающая вероятность возникновения неблагоприятных последствий с учетом влияния обстоятельств, которые можно или нельзя контролировать. Например, наниматели рискуют быть наказанными, если они игнорируют нормы ТК РФ. С 2018 года при проверке работодателей на предмет соблюдения трудового законодательства используется риск-ориентированный подход, а все организации и ИП делятся по категориям риска.

Закон требует публиковать категории рисков предприятия на официальном сайте Роструд РФ, чтобы у бизнеса была информация. И ведомство регулярно публикует эти данные, ежегодно обновляя сведения. Но общественности доступен только перечень работодателей по категориям риска «высокий» и «значительный». Их в первую очередь проверяют, т. к. Роспотребнадзор и иные органы считают предприятия этого уровня самыми неблагополучными (нарушения регистрируются вновь и вновь).

Способа, как узнать категорию риска организации по ИНН на сайте Роструда, пока не придумали. Единственное — вы по ИНН проверяете себя в списках работодателей с высоким и значительным уровнем опасности.

Если в этих двух списках вас нет, как узнать, какую категорию риска присвоил компании или предпринимателю Роструд? Самое простое — подать запрос в ГИТ. Ответ на запрос, по закону, присылают в течение 15 рабочих дней.

В чем суть риск-ориентированного подхода

Использование риск-ориентированного подхода (РОП) предусмотрено:

  • ст. 8.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  • Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

РОП — это способ организации надзора, в рамках которого суровость проведения проверок контролирующими органами зависит от присвоенной категории риска по охране труда компаниям и ИП. При присвоении класса опасности во внимание принимается тяжесть результатов несоблюдения ТК РФ.

При проведении проверок используется подход, при котором пристальное внимание проверяющих органов уделяется потенциально неблагополучным предприятиям. Благодаря этому, число проверок в отношении добросовестных работодателей уменьшается.

Как оценивают степень опасности причинения вреда

На государственном уровне утвержден специальный приказ о присвоении объектам категорий риска — это Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В нем описан общий порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории или классу опасности. Но для каждого отдельного вида проверок контролирующие органы вправе утвердить собственные правила, как определить категорию риска предприятия, и собственные критерии.

В сфере контроля соблюдения трудового законодательства Роструд решил использовать общие правила. Чтобы узнать категорию риска деятельности юридического лица, следует обратиться к приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, где представлены критерии отнесения к определенному классу или категории. Один из них — потенциальная опасность. В зависимости от этого показателя работодателей делят на следующие классы:

Показатель потенциального риска

Но для отнесения работодателя к конкретному классу одного критерия недостаточно, есть и другие. А еще утверждена особая форма, позволяющая рассчитать показатель потенциального риска причинения вреда:

  • Т — показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения организациями или ИП обязательных требований;
  • Ку — коэффициент устойчивости добросовестного поведения организаций или ИП, связанного с исполнением обязательных требований.

А Ку рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:

  • наличие несчастных случаев;
  • факт задолженности по зарплате;
  • наличие факта назначения административных наказаний.

Чтобы понять, за какие нарушения организации присвоена та или иная степень риска, ГИТ разработал специальную памятку для работодателей.

Также Роструд опубликовал перечни актов, содержащих требования, соблюдение которых оценивается при проведении проверок. Полный список размещен на сайте ведомства.

Кто присваивает классы опасности и как их изменить

Из Постановления № 875 понятно, кто вправе присваивать работодателям категорию высокого риска. К наивысшему классу опасности компанию или ИП вправе отнести только главный государственный инспектор труда РФ и его заместители. Об отнесении к иным категориям (умеренного, среднего и значительного риска) выносят решения главные государственные инспекторы труда субъектов РФ.

Чтоб изменить класс опасности, юрлицо или ИП вправе обратиться с заявлением. Но пересмотреть решение о категории риска сможет только то должностное лицо, которое его вынесло.

Класс опасности меняется и автоматически:

  • повышается, если у работодателя произошел несчастный случай со смертью;
  • понижается, если проверки не выявили нарушений.

Проверки Роструда по регламенту

С 22 октября Роструд обязан проводить проверки работодателей по административному регламенту, утв. Приказом от 13.06.2019 № 160. В документе описана последовательность действий инспекторов, их полномочия, обязанности и права компаний и ИП. Поскольку регламент написан по нормам международных конвенций, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при проверках, Постановления Правительства от 01.09.2012 № 875, никаких новых правил в нем нет. Но ознакомиться с ним все же следует, чтобы в случае превышения полномочий указать на это проверяющим или обжаловать их решения.

По общим правилам, продолжительность проверки Роструда — не более 20 рабочих дней. Малое предприятие инспектируют не более 50 часов в год, а плановая выездная проверка микропредприятия должна длиться не более 15 часов в год. Помимо этого, инспекторы при создании графика визитов к работодателям обязаны следовать риск-ориентированному подходу.

Как категория риска влияет на периодичность проверки

Зная, где посмотреть категорию риска организации, в дальнейшем легко определить, с какой периодичностью проводятся плановые проверки в отношении конкретного работодателя. В Письме Минтруда РФ от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2 описаны следующие правила:

Как определить класс опасности ОПО

—>Классфикация ОПО появилась в 2013 году. «Виновник» – федеральный закон № 22-ФЗ от 04.03.2013 г.

Ростехнадзор разделил опасные объекты на четыре класса по степени опасности (п. 3 статьи 2 ФЗ №116):

  • I класс опасности – ОПО чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс опасности – ОПО высокой опасности;
  • III класс опасности – ОПО средней опасности;
  • IV класс опасности – ОПО низкой опасности.

В статье расскажем, как определить класс опасности опасного производственного объекта.

Как определить класс опасности ОПО

Класс опасности ОПО определяют согласно Приложению 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116 «О промышленной безопасности ОПО».

Он зависит от технических параметров объекта, характеристик машин и механизмов, которые входят в его состав (сосуды под давлением, грузоподъемные механизмы, газо- и паропроводы и т.д.).

Пример 1

Для газифицированных котельных (ОПО «Сеть газопотребления», есть на многих предприятиях), которые транспортируют «природный газ под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно», предусмотрен 3 класс опасности (см. п.п. 2 п. 4 Приложения 2 к ФЗ №116).

Если ваш объект газопотребления предназначен «для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля», то он при регистрации получит 2 класс опасности (см. п.п. 1 п. 4 Приложения 2 к ФЗ №116).

Пример 2

Возьмем объект, на котором есть воздухосборник модели В-4 (сосуд, работающий под избыточным давлением).

Согласно эксплуатационной документации, устройство имеет следующие технические характеристики: рабочее давление 6 кг/см 2 (порядка 0,6 МПа), температура рабочей среды (сжатый воздух) около 200 градусов по Цельсию.

Согласно п.п. 2 п. 5 Приложения 2 к ФЗ №116, такой ОПО принадлежит к 4 классу опасности.

Обоснование: п. 5 Приложения 2 к ФЗ №116 гласит: «Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 (ОПО, где используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля) к настоящему Федеральному закону (ФЗ №116), устанавливаются следующие классы опасности:

1) III класс опасности – для ОПО, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;

2) IV класс опасности – для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта».

Наш воздухосборник работает под давлением 0,6 МПа и при температуре рабочей среды 200 С. Соответственно, он будет принадлежать к 4 классу опасности.

Пример 3

На вашем ОПО (цех, производственная площадка, ангар) установлен сосуд, работающий под давлением, иностранного производства «Autoclave Ø 1300 x L 3600 a 10 bar e 300 °C». Согласно паспорту изделия, рабочее давление на корпус составляет 1 МПа, а температура рабочей среды (сжатый воздух или сжиженный газ) – 300 С.

Объект регистрируется впервые, поэтому надо определить его категорию опасности.

Обратимся к п. 5 Приложения 2 к ФЗ №116. Нас интересует п.п. 1: … устанавливаются следующие классы опасности:

1) III класс опасности – для ОПО, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более».

Давление в сосуде ниже 1,6 МПа, но температура рабочей среды более 250 С. Обращаем внимание на заключительную фразу «…или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более» и определяем, что по термическим показателям наш автоклав даст ОПО 3 класс опасности.

Пример 4

Опасные производственные объекты, на которых используют стационарно установленные грузоподъемные механизмы (ОПО с ПС) принадлежат к 4 классу опасности (п. 6 Приложения 2 к ФЗ №116).

Другими словами, если на вашем объекте применяется грузоподъемный кран (мостовой, башенный, козловой и т.д.), автокран или подъемник (к примеру, в гараже, производственном цехе), то ему будет присвоен 4 класс опасности.

Зачем ОПО нужен класс опасности

Необходимость присвоить каждому ОПО класс опасности регламентирована законодательно – об этом говорит Федеральный закон от 21 июля 1997 г.№ 116 «О промышленной безопасности ОПО».

Кроме того, некоторые владельцы ОПО (в частности, 3 и 4 классов опасности) получают преимущества по проверкам Ростехнадзора, а также с точки зрения разрешительных документов.

Напомним, что с документальной и эксплуатационной точки зрения ОПО характеризуются следующим образом:

ОПО 1 и 2 класса опасности:

  • Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в течение 1 года;
  • При ведении на объекте горных работ необходимо создавать вспомогательные горноспасательные команды;
  • На ОПО необходимо создать систему управления промбезопасностью и обеспечивать ее функционирование;
  • Необходимо получить Лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО и разработать план мероприятий по локализации и ликвидация аварийных ситуаций;
  • В отношении ОПО 1 кл. опасности устанавливается режим постоянного госнадзора.
Читайте также  Как научиться играть в баскетбол

ОПО 3 класса опасности:

  • Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в течение 3 лет;
  • Необходимо получить Лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • Необходимо разработать план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
  • Разработка декларации промышленной безопасности не требуется.

ОПО 4 класса опасности:

  • Плановые проверки в отношении ОПО не проводятся;
  • План мероприятий по локализации и ликвидация аварийных ситуаций не требуется;
  • Разработка декларации промышленной безопасности не требуется;
  • Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО не требуется.

Будет полезно изучить:

  • Новый регламент Ростехнадзора по регистрации ОПО
  • Заявление на регистрацию ОПО: заполняем по новым правилам
  • Сведения, характеризующие ОПО: заполняем по новым правилам
  • Новый регламент по госнадзору в области промышленной безопасности

Классификация предприятий по степени опасности

Любое предприятие в процессе своей деятельности образует вещества, которые в определенной степени негативно влияют на природу — химические соединения, отходный материал, сточные воды и т.д. Степень опасности предприятия – один из важнейших критериев для определения места расположения производства, соблюдения всех экологических требований, расчета размера эковыплат в государственный бюджет.

Критерии опасности

Идентифицировать уровень опасности производственного процесса по отношению к природной среде позволяют следующие критерии:

  • список используемых на предприятии опасных и вредных химических соединений;
  • степень превышения установленных предельных нормативов влияния на природную среду;
  • тип производственного процесса;
  • связь деятельности предприятия с использованием атомной энергии.

Основой для отнесения предприятия к той или иной группе опасности становятся действующие экологические стандарты и нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, в которых отражены параметры распределения, разъяснения по каждому виду деятельности, описание ответственности за несоблюдение экологических нормативов и др.

Опасные вещества и производственные процессы, которые влияют на природу, условно делят на материальные и энергетические. К энергетической группе факторов негативного воздействия на природу относят производственный шум, вибрацию, ультразвуковое и ионизирующее излучение, электромагнитные поля и др. К материальным веществам относят химические соединения, которые классифицируются по их агрегатному состоянию на твердые, жидкие и газообразные. Классификационный процесс осуществляется также с учетом влияния на конкретную часть природы: земельные и минеральные ресурсы, водоемы и подземные воды, воздушное пространство, лесные массивы, солнечная энергия и т.п.

Дифференциация производства по классам опасности

Положения Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» позволяют классифицировать производственную деятельность предприятия на следующие группы опасности для экологии:

  • 1 класс – особо опасные производства . К этой группе относятся хозяйственные объекты, которые оказывают наиболее негативное влияние на природную среду посредством высоких объемов выбросов вредных, токсичных химических соединений в воздушное пространство, воду, почву, а также связаны с образованием и использованием опасных отходов. Примером таких предприятий могут быть металлургические комплексы, фармацевтические производства, химическая промышленность, станции обогащения железных руд, изготовители пестицидов и т.д. Эта группа производств малочисленна, однако подлежит регулярному экологическому аудиту и контролю со стороны органов государственного надзора;
  • 2 класс – опасные производства . Вторая группа включает предприятия, производственный процесс которых, умеренно влияет на экологию, а сбрасываемые химические вещества относятся ко 2 классу опасности. Примерами подобных производств можно считать газопроводы и нефтепроводы, деятельность, связанную с эксплуатацией ядерного топлива и установок, комплексы по добыче и обогащению урановой руды и др. Такие предприятия подлежат строгому экологическому надзору, обязаны регулярно и своевременно сдавать экоотчетность и вносить эковыплаты;
  • 3 класс – малоопасные производства . Предприятия этой группы оказывают незначительное воздействие на природную среду, объемы выбросов загрязняющих экологию небольшие, а уровень их опасности минимален. Примерами предприятий 3 класса опасности могут стать производства, где специальное оборудование используют только для проектирования новой продукции, исследовательских работ, испытания новых технологий и аппаратов. Экологический контроль таких производств менее жесткий, а статистическая отчетность сдается по меньшему числу показателей;
  • 4 класс – практически безопасные и безопасные производства . Деятельность предприятий этой группы безопасна для окружающей среды (сбрасываемые вещества безопасны) или оказывает минимальное влияние на состояние экологии. Примеры таких предприятий — организации сферы услуг, социально-бытовой деятельности и т.д.

Такое распределение отраслей экономики и предприятий позволяет определять степень и значимость влияния производственных процессов на природную среду с целью последующей разработки адекватных мероприятий государственного экоконтроля и регулирования.

В зависимости от класса опасности, к которому отнесен промышленный объект, разработана и закреплена плановая периодичность государственного экологического контроля источника риска:

  • особо опасные предприятия проверяются 1 раз в полгода;
  • опасные предприятия проверяются 1 раз в год;
  • малоопасные предприятия проверяются 1 раз в 3 года;
  • безопасные предприятия проверяются 1 раз в 5 лет (на выборочной основе).

Компания «Экобезопасность» предоставляет услуги сопровождения предприятий различной сферы деятельности и класса опасности в области реализации экологической политики и подготовки экоотчетности по схеме аутсорсинга.

Наши профессиональные экологи выполнили десятки успешных проектов по экологизации производства, имеют опыт взаимодействия с представителями государственного экоконтроля, знакомы со всеми нюансами и особенностями подготовки экологической отчетности.

Специалисты «Экобезопасность» сэкономят ваше время и деньги в процессе реализации экологической политики и помогут разработать оптимальный комплекс мероприятий по экологизации технологических процессов и производственной деятельности!

Классы опасности производственных объектов

Производственная деятельность в определенных случаях несет опасность как для рабочего персонала, так и для иных граждан. Определение данной опасности и наличия негативных факторов позволяет избежать или минимизировать последствия от нештатной или чрезвычайной ситуации. Для этого законодательством разработано такое понятие, как классы опасности производственных объектов.

Что такое опасный производственный объект по 116-ФЗ

В соответствии с федеральным законодательством о промышленной безопасности объекты подразделяются на особые категории по наличию определенной степени угрозы для граждан и производственных элементов. Такое законодательное регулирование устанавливается в отношении не всех площадок и промышленных структур, а лишь для тех, в которых присутствует реальная опасность получения травмы, вреда жизни и здоровью граждан. Особый контроль осуществляется в отношении социально значимых объектов инфраструктуры и общественного значения, таких как школы, детские сады, государственные организации, учреждения спорт уклона.

Классификация объектов производства в зависимости от наличия опасных факторов

К таким учреждениям в промышленном сегменте относится электростанция, завод по выработке нефти, котельная, заправочный блок, компания в отрасли строительства и иные субъекты сферы производства, работа на которых представлена повышенной угрозой для здоровья.

Такой закон приводит классификацию опасных производственных объектов в зависимости от степени наличия факторов, а также состояния норм охраны труда на них. Оценка выдается при регистрации в государственных органах данных компаний на основе изучения не только нормативной документации, но и проведения практического контроля условий осуществления рабочих процессов. Критерии такой оценки также содержатся в данном нормативном акте.

При присвоении соответствующей категории объект заносится в специальный реестр, согласно которому государственные надзорные органы осуществляют комплекс проверочных мероприятий по выявлению нарушений законодательства.

Важно! Каждый рабочий при поступлении на службу или во время исполнения своих обязанностей в обязательном порядке должен ознакомиться не только с правилами поведения при чрезвычайных ситуациях, но и с классами опасностей ОПО, и также знать меры предосторожности на своем рабочем месте.

Распределение объектов промышленности и иных предприятий на классы опасности

Что необходимо знать собственникам ОПО о промышленной безопасности эксплуатации опасных производственных объектов

При присвоении определенной категории специализированными службами выдается перечень мер в отношении производственных площадок, помещений и иных штатных единиц компании по применению способов и средств по предотвращению негативных проявлений в рабочей среде. Руководителям организации необходимо знать меры безопасности при осуществлении деятельности, способы и средства нейтрализации, а также все возможные риски при совершении определенных производственных процедур, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации. Вредный выброс, увеличение давления, загрязнение экологии, риск возгорания нефтегазовых выделений и иные опасные факторы целиком зависят от специфик деятельности предприятия и соответственно подразделяются в зависимости от риска возникновения.

Общая схема распределения факторов риска в организациях

Категории опасных производственных объектов и их особенности

Особенностью специального федерального закона в отношении определения категории опасного производства является присвоение специального класса, с которым должны быть в обязательном порядке ознакомлены все сотрудники учреждения. Такой класс обуславливает наличие специальных льгот у штатных подразделений, которые занимаются трудовой деятельностью, оснащения средствами индивидуальной защиты и наличия специальных подразделений в организации по обеспечению безопасности.

I класс: объекты чрезвычайно высокой опасности

Чрезвычайно опасные объекты требуют постоянного контроля как со стороны штатных подразделений по охране труда, так и государственных организаций в сфере контроля. Такие учреждения отличаются постоянным риском возникновения опасных ситуаций на производстве. При этом на таких предприятиях постоянно присутствует опасность возникновения нештатной ситуации, так как их специфика связана с работой с опасными и вредными веществами.

II класс: объекты высокой опасности

Высокая опасность нештатной или чрезвычайной ситуации грозит проявлением всего спектра негативных факторов, начиная от ущерба производственным линиям и заканчивая прямому ущербу здоровья.

Важно! Такие предприятия также требуют постоянного контроля и внимания со стороны государственных надзорных служб.

III класс: объекты средней опасности

Объекты со средней опасностью имеют определенные шансы на возникновение нештатной ситуации. Однако пи полном соблюдении всех мер обеспечения прядка и безопасности возможность аварии на данных предприятиях минимальна. При этом в таких организациях по прежнему присутствует опасность возникновения аварий на производстве, которые могут причинить значительный ущерб всему трудовому коллективу.

IV класс: объекты низкой опасности

Объекты с низкой опасностью характеризуются наличием определенных факторов и стечений обстоятельств, которые могут напрямую повлиять на степень вредных последствий для оборудования и коллектива в целом. К таким организациям также проявляется повышенное внимание со стороны контролирующих органов.

Категория опасности объекта: как определить

В соответствии с законодательством, категория опасности объекта определяется в результате проведения процедуры экспертизы. Такая комплексная мера осуществляется в отношении регистрируемых организаций на основании как нормативной документации, так и в результате практических действий, направленных на выявление опасных факторов производства.

Как присвоить класс опасности ОПО

В результате проведения экспертных акций учреждению присваивается определенная категория. Такая степень присваивается в результате определения как эффективности действий штатных подразделений, так и общей специфики работы предприятия. Кроме того, после определения такой категории руководство должно разработать внутренние локальные акты, направленные на нейтрализацию опасных и вредных элементов и максимально обезопасить работу всего персонала.

Читайте также  Как научиться правильно кидать мяч в баскетболе

Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений

Узнать класс опасности своего предприятия вполне возможно после проведения специальной процедуры – экспертизы сооружений и зданий на предмет соответствия нормам безопасности. Такой контроль осуществляется как со стороны государственных структур, так и коммерческими организациями, которые имеют соответствующую лицензию на определение степени опасности и могут определять степень ее наличия на предприятии.

Важно! Узнавать руководство предприятия об опасности может по итогу специальных замеров, которые могут требоваться во время проведения экспертизы.

Определяться со степенью опасности специалисты могут по различным факторам и в разных сферах деятельности, как в области сельского хозяйства, где требуется определение вредных факторов растительного происхождения и безопасности переработки на элеватор, так и в промышленном секторе, где экспертизе подвергается сырье и где также могут делиться различные химические реагенты, также в сфере строительства, где требуется оценка капитальных строений на предмет наличия вредных элементов.

Примеры классификации различных объектов по степени опасности

Обязательное повышение квалификации по промышленной безопасности

В ходе осуществления трудовой деятельности одной из обязательных обязанностей руководства и ответственных должностных лиц является постоянное непрерывное повышение общего уровня знаний в области охраны труда и противодействия чрезвычайным ситуациям. В некоторых случаях сами компании проводят такие акции с привлечением штатных специалистов в данной области. В большинстве случаев персонал направляется в специализированные учреждения.

Распределение объектов в соответствии с федеральным законом

Страхование ОПО в зависимости от класса опасности

Обязательным требованием является страхование рабочих от негативных производственных факторов, а также разделений рисков и ответственных должностных лиц за противодействие каждому фактору опасности.

Важно! В зависимости от класса опасности отличается и стоимость такой услуги для предприятий. Самая высокая – для корпораций, 1 класс, и низкая – для 4 категории.

При этом, процедуре страхования подвергаются все сотрудники предприятия, которые находятся в зоне риска и непосредственно выполняют трудовые функции на территория, получившей специальный класс. Остальной персонал проходит такую процедуру на добровольной основе.

Коэффициенты определения вредных и опасных факторов в организациях

Требования закона

Требованием законодательства является неукоснительное соблюдение предписаний Санпин, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и иных контролирующих государственных учреждений в части соблюдения норм безопасности. Кроме того, в компании должны быть разработаны внутренние локальные регламенты в соответствии с присвоенным классом опасности, которые должны отвечать современным требованиям безопасности и служить для нейтрализации рисков аварий.

Распределение мер по защите на производстве в зависимости от класса опасности

В обязательном порядке должна проводиться учебная работа с персоналом. В случае нарушения требований предусмотренных федеральным законом в отношении работодателя применяются различные меры наказания, начиная административными и заканчивая уголовными мерами.

В итоге категория опасности объекта означает наличие или отсутствие критически важных для рабочей деятельности факторов, которые напрямую влияют не только на опасность получения травм среди персонала, но и применяемый комплекс мер по нейтрализации негативных последствий.

Как определить класс предприятия

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 декабря 2020 года N 2398

(с изменениями на 7 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2021 года N 1703 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.10.2021, N 0001202110080033) (действует до 1 января 2027 года).

Правительство Российской Федерации

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации представить доклад в Правительство Российской Федерации до 15 апреля 2022 г. о результатах анализа практики применения настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 года N 2398

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий

(с изменениями на 7 октября 2021 года)

I. Критерии отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории

1. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности:

1) по производству кокса;

2) по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа;

3) по производству нефтепродуктов;

4) по добыче и (или) обогащению железных руд;

5) по добыче и (или) подготовке руд цветных металлов (алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, титана, тантала, ванадия), руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины) за исключением оловянных руд, титановых руд, хромовых руд, руд и песков драгоценных металлов на россыпных месторождениях;

6) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

7) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью 2,5 тонны в час и более);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей 2 тонн нерафинированной стали в час и более);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья (с помощью металлургических, химических или электролитических процессов);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для других металлов);

для производства ферросплавов;

8) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью 150 тонн в сутки и более);

керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью 150 тонн в сутки и более и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, превышающей 300 кг на 1 куб. метр);

цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более);

известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);

9) по производству химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ:

простые углеводороды (линейные или циклические, насыщенные или ненасыщенные, алифатические или ароматические);

кислородсодержащие углеводороды — спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, ацетаты, простые эфиры, пероксиды, эпоксидные смолы;

азотсодержащие углеводороды — амиды, азотистые соединения, нитросоединения или нитратные соединения, нитрилы, цианаты, изоцианаты;

полимеры, химические синтетические волокна и нити на основе целлюлозы;

синтетические красители и пигменты;

10) по производству химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ:

газы — аммиак, хлор или хлористый водород, фтор или фтористый водород, оксиды углерода (за исключением диоксида углерода), соединения серы, оксиды азота, диоксид серы, карбонилхлорид;

кислоты — хромовая кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота, фосфорная кислота, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, олеум, сернистая кислота;

основания — гидроксид аммония, гидроксид калия, гидроксид натрия;

соли — хлорид аммония, хлорат калия, карбонат калия, карбонат натрия;

неметаллы, оксиды металлов или другие неорганические соединения — карбид кальция, кремний, карбид кремния;

специальные неорганические химикаты — цианид натрия, цианид калия;

оксид магния (с проектной производительностью 50 тонн в сутки и более);

11) по производству:

12) по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся:

утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления термическим способом (сжигание, пиролиз, газификация) с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок:

отходов I-III классов опасности;

отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);

утилизации, обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок:

отходов I класса опасности (с проектной мощностью 0,1 тонны в час и более);

отходов II класса опасности (с проектной мощностью 0,3 тонны в час и более);

отходов III класса опасности (с проектной мощностью 1 тонна в час и более);

обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более), за исключением мобильных установок;

13) по обеззараживанию и (или) обезвреживанию, в том числе термическим способом, биологических и (или) медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более);

14) по размещению отходов производства и потребления в части, касающейся:

размещения отходов I и (или) II классов опасности;

размещения отходов III класса опасности (с проектной мощностью 500 тонн в год и более);

захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (с проектной мощностью 20 тыс. тонн в год и более);

15) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс.куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более);

16) по производству:

целлюлозы и (или) древесной массы;

бумаги и (или) картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

17) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более);

18) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более);

19) по производству следующих пищевых продуктов, за исключением деятельности исключительно по их упаковке:

Читайте также  Как сделать дамасскую сталь

мясо и мясопродукты, животные жиры и масла, рыба, продукты из рыбы, морепродукты, растительные жиры и масла, продукция из картофеля, фруктов и овощей (за исключением продукции из сахарной свеклы), молочная продукция (за исключением объектов, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);

продукция из сахарной свеклы с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более или 1500 тонн готовой продукции в сутки и более при осуществлении указанной деятельности не более 180 дней в году;

20) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 2 млн. птицемест и более);

21) по выращиванию и разведению свиней:

с проектной мощностью 20 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2005 г.);

с проектной мощностью 42 тыс. мест и более для свиней массой тела более 30 кг (для объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2005 г.);

22) по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях (за исключением объектов, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды);

23) по добыче и (или) обогащению угля, включая добычу и (или) обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита);

24) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

Критерии НВОС с 2021 года: не торопимся и ждем изменений правил ведения реестра НВОС

Для объектов, которые негативно воздействуют на окружающую среду (НВОС) разработаны новые критерии для присвоения категории. Новые критерии для объектов НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) действуют с 1 января 2021 года — смотрите Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. Больше всего «пострадали» II и IV категория, но в I и III также есть дополнения или исключения. Разбираемся, что делать природопользователям, если категория по новым критериям изменилась, но объекты НВОС уже стоят на учете.

Что изменилось в категорировании НВОС?

Новые критерии больше учитывают вид хозяйственной деятельности, чем объемы, по сравнению с отмененным Постановлением от 28.09.2015 № 1029. Так, например, объекты по производству пищевых продуктов относятся к I категории, независимо от производительности.

выпуск продукции из сахарной свеклы — для него сохранены суточные или квартальные объемы

объекты с локальными очистными сооружениями, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства о сбросах сточных вод — отнесены ко II категории

упаковка пищевых продуктов — деятельность исключена из критериев.

Учет производительности сохранен по большинству категорий, в т. ч., по деятельности в области обращения с отходами, но изменились количественные критерии. Также законодатель уточнил формулировки в перечислениях, заменив союз «и» на «и (или)». Т. е. для отнесения к определенной категории достаточно выполнения хотя бы одного из указанных критериев, а не их совокупности.

Рассмотрим изменения подробнее.

I категория

1. Дополнена объектами:

по добыче или подготовке руд титана

размещения отходов I и (или) II классов опасности, III класса (500 т и более в год)

по обогащению угля.

2. Исключены объекты:

производства фармацевтических субстанций (перевод во II категорию)

упаковки пищевых продуктов

выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения.

3. Уточнены количественные критерии по объектам:

производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий

обращения с отходами I — III классов опасности

производства продукции из сахарной свеклы

II категория

1. Дополнена объектами:

обеспечения электроэнергией, газом и паром с установленной генерирующей мощностью менее 250 МВт и более 3,5 МВт — на твердом или жидком топливе, менее 500 МВт и более 7 МВт — на газообразном топливе

по добыче полезных ископаемых, если объект не отнесен к I категории и общераспространенным полезным ископаемым

обеспечения тепловой энергией со сжиганием топлива, с проектной тепловой мощностью менее 20 Гкал/час и более 3 Гкал/час; более 3,5 Гкал/час — на твердом и жидком топливе; более 7 Гкал/час — на газообразном топливе

по производству фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит

по транспортированию с использованием межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, их сливу (наливу) на сливоналивных железнодорожных путях

по производству резиновых изделий из резиновых смесей

утилизации отходов IV и V классов опасности с применением термических способов (с проектной мощностью менее 3 т/час)

утилизации и обезвреживания отходов I — III классов на установках небольшой мощности, в т. ч., мобильных установках

обработки отходов I — III классов

утилизации отходов IV и V классов (кроме применения термических способов)

по производству бетонного раствора и асфальтобетонной смеси

выполнения работ по убою животных, если есть локальные очистные сооружения

по производству фармацевтических субстанций

инфраструктуры портов, морских портов, железнодорожного транспорта, которые не соответствуют критериям для IV категории.

2. Уточнены количественные критерии по объектам:

производства огнеупорной керамики, фарфоровых изделий

обращения с отходами

производства продукции из сахарной свеклы

складирования и хранения нефти, нефтепродуктов, агрохимикатов

производства изделий из бетона.

Обратите внимание, что теперь почти вся деятельность по обращению с отходами отнесена к I или II категории. Исключение: обработка отходов IV и V классов.

III категория

размещения отходов, после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с учета

обработки отходов IV и V классов

работ на участках недр, использования водных объектов, если объекты не отнесены к другим категориям

по добыче подземных вод, если объект не соответствует критериям для IV категории

строительства капитальных объектов продолжительностью более полугода.

IV категория

Законодатель ввел новый критерий для отнесения объектов к IV категории при одновременном выполнении с другими условиями: «отсутствие выбросов загрязняющих веществ». Таким образом, он сократил количество безучетных видов хозяйственной деятельности, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Другие дополнения по объектам:

производство, в т. ч., для собственных нужд, электроэнергии (с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и горячей воды (с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час), при условии отсутствия сбросов промышленных сточных вод и загрязняющих веществ

добыча подземных вод, при отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в окружающую среду, либо для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки)

строительство капитальных объектов длительностью менее шести месяцев.

Законодатель исключил из 4 раздела формулировку «газообразное топливо». Теперь все котельные, которые соответствуют критериям, относятся к IV категории.

Пообъектное сравнение изменений в критериях НВОС вы можете скачать по ссылке в конце статьи.

Что делать природопользователям, если объект НВОС уже поставлен на учет?

Пока ничего не делать и жить с тем, что есть. Логика такого утверждения следующая.

1. Если категория объекта НВОС по новым критериям не изменилась, то и переживать не нужно. Хозяйствующий субъект свои обязательства по предоставлению достоверных данных в Реестр НВОС выполнил.

2. Категория объекта изменилась. Рассмотрим самый страшный случай, когда она выросла до I и попала под действие федерального государственного экологического надзора, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903. Ранее объект был внесен в Реестр НВОС на региональном уровне.

Согласно п. 7.1 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, федеральный экологический надзор распространяется на всю деятельность юридического лица или ИП, если хотя бы один объект соответствует критериям ПП № 903.

2.1. Правила создания и ведения Реестра НВОС в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 не предусматривают актуализацию сведений при изменении критериев категорирования. Все случаи, когда можно поменять данные по уже учтенному объекту, приведены в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ:

замена организации или ИП, которые ведут хозяйственную деятельность на объекте НВОС

реорганизация ЮЛ в форме присоединения

изменение адреса ЮЛ или Ф.И.О., места жительства, реквизитов документов ИП

смена адреса объекта НВОС

изменения в характеристиках технологических процессов, источников загрязнения, очистных сооружений, устройств по использованию, обезвреживанию и размещению отходов.

Данные в Реестре НВОС не меняют, если у предпринимателя не возникло хотя бы одно из перечисленных условий.

2.2. Росприроднадзор, как держатель Реестра НВОС, подтверждает данную позицию. Он указывает, что перечень оснований для внесения изменений в данные учета по ст. 69.2 Закона закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Статья 7.1 этого же Закона в него не входит.

Вы можете ознакомиться с позицией Росприроднадзора на официальном сайте ведомства, в рубрике «Часто задаваемые вопросы», или скачать текст разъяснения по ссылке в конце статьи.

Проект новых правил учета НВОС

Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.

Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.

Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: