Как определить глаголы совершенного и несовершенного вида

Совершенный и несовершенный вид глагола

О чем эта статья:

Основные определения

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

что делает? поет;

что сделал? спел;

что будет делать? споет.

Вид в русском языке — это постоянный грамматический признак глаголов, который подходит спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям. Он показывает, как некоторое действие глагола протекает во времени:

завершенное и единовременное (прочитал, прошел)

незавершенное и повторяемое (живет, делает).

Какие бывают виды глаголов в рус­ском языке:

Сейчас узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола и приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида в неопределенного форме отвечают на вопрос: что сделать?

У глаголов совершенного вида есть две временные формы:

будущее простое время.

В любой временной форме они называют:

действие, которое ограничено каким-либо пределом;

результат, законченность действия или отдельного этапа.

Примеры глаголов совершенного вида:

что сделал? присел — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;

что сделают? поговорят — будущее простое время, действие будет сделано и не повторится.

что сделать? закрыть, оплатить, выступить;

что сделать? обозначить, ответить, упростить.

Еще глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот должны начаться: заговорил, заговорю.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать?

У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:

будущее сложное время.

действие в протяженности, без указания на его предел;

В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.

Примеры глаголов несовершенного вида:

что делал? прыгал — прошедшее время, действие могло повторяться несколько раз и неизвестно, был ли достигнут результат;

что делают? смотрят — настоящее время, действие продолжается и неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;

что буду делать? буду танцевать — будущее сложное время, действие может повторяться и нет признаков того, что оно будет завершено.

что делать? говорить, красить, бегать;

что делать? тащить, идти.

Еще глаголы несовершенного вида могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: смотрел, смотрю, буду зажигать.

Теперь мы знаем, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида. А вот и шпаргалочка, чтобы закрепить и усвоить разницу двух видов:

Образование видов глаголов

От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида.

Добавление приставки: читать — почитать, сидеть — досидеть.

Отбрасывание суффиксов: давать — дать, спасать — спасти.

Замена суффиксов: решать — решить, прыгать — прыгнуть.

Замена суффиксов и чередование букв в корне: прощать — простить, засыхать — засохнуть.

При образовании глаголов несовершенного вида в корне возможно чередование согласных и гласных: опоздать — опазды­вать, изложить — излагать, защитить — защищать.

Определить вид глагола

Если вы сомневаетесь, как понять, какой перед вами вид глагола: совершенный или несовершенный — воспользуйтесь этими способами:

Как определить вид глагола

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что дела­ет? что дела­ли?

Примеры: готовить, готовит, готовили.

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы: что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли?

Примеры: обнять, обнимет, обняли.

Подставить слово «буду».

К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду». Вот так: танцевать — буду танцевать.

К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя. Например: сыграть — нельзя сказать «буду сыграть».

Теперь можно без труда рассказать одноклассникам, как определить вид глагола в русском языке.

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Видовая пара — это глаголы, у которых есть форма совершенного и несовершенного вида.

Некоторые глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматическим значением вида. Например: что сделать? решить, что делать? решать.

Такие видовые пары различаются способом словообразования:

Через суф­фик­са: бросить — бросать, встретить — встречать, обидеть — обижать, достигнуть — достигать, решать — решить.

Через при­став­ку: гото­вить — пригото­вить, звать — назвать, рабо­тать — перерабо­тать, говорить — поговорить, читать — дочитать.

Видовые пары глаголов могут различаться:

засыпа́ть — засы́пать, разреза́ть – разре́зать.

что делать? ловить — что сделать? поймать;

Вид глагола может зависеть от контекста предложения. Например:

Она сейчас (что делает?) ночует у подруги. — Настоящее время, несовершенный вид.

Она завтра (что сделает?) ночует у подруги. — Будущее время, совершенный вид.

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить, обещать, использовать, атаковать и другие. Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности.

Признаки глаголов совершенного и несовершенного вида

Совершенный и несовершенный вид глагола

Во всех языках глаголы обозначают действие, а одной из характеристик действия является его завершенность: завершено/будет завершено действие к моменту речи или оно длится/длилось/будет длиться какое-то время/постоянно: прийти — ходить, взять — брать, увидеть — смотреть.

В английском, немецком, французском, испанском и многих других европейских языках грамматическое значение (ГЗ) завершенности действия передается с помощью групп времен, сами же глаголы не могут передавать это ГЗ.

В русском языке, наоборот, нет сложной системы построения групп времен, зато каждый глагол уже содержит в себе ГЗ завершенности/незавершенности и может принадлежать только к одному из вариантов: либо он обозначает завершенное действие, либо — незавершенное.

Вид — это грамматическая категория глагола в русском языке, которая указывает на протяженность действия по отношению к его результату и выражает грамматическое значение завершенности — незавершенности.

Вид глагола — это его постоянный признак. Если говорящий хочет сообщить о действии, которое завершилось в прошлом или завершится в будущем, он использует глагол совершенного вида.

Если речь идет о действии, которое продолжалось, продолжается или будет продолжаться во времени без указания на его результат или временные рамки, то используют глаголы несовершенного вида.

Особенности, чем отличаются

Глаголы совершенного вида обозначают ограниченное во времени завершенное действие и отвечают на вопросы: что сделал (предмет)? что сделает (предмет)?

Глаголы несовершенного вида обозначают продолженное/длительное/растянутое во времени незавершенное действие и отвечают на вопросы: что делал (предмет)? что делает (предмет)? что будет делать (предмет)?

Глаголы совершенного вида не употребляются в настоящем времени, т.к. завершенным действие может быть или в прошлом, или в будущем, в настоящем оно может быть только в процессе: (что делать?) завершаться.

Как определить вид глагола, на какие вопросы отвечают, видовые пары

Определить вид глагола можно по формальному признаку, задав вопрос:

  • что делать? ⇒ несовершенный вид (поворачиваться, возвращаться, лететь, жечь и т.д.);
  • что сделать? ⇒ совершенный вид (повернуться, вернуть, полететь, сжечь и т.д.)

Видовые пары

Многие глаголы русского языка образуют видовые пары, т.е. глаголу одного вида соответствует глагол с тем же лексическим значением (ЛЗ), но относящийся к другому виду.

Например: глагол лететь имеет основное ЛЗ, связанное с передвижением по воздуху с помощью крыльев или специальных летательных аппаратов; то же самое ЛЗ с оттенком начала действия имеет глагол «полететь». Но у этих глаголов абсолютно разное ГЗ по видовому принципу:

  • (что делать?) лететь — действие продолженное, находящееся в процессе, следовательно, это глагол несовершенного вида;
  • (что сделать?) полететь — действие однократное, ограниченное во времени, следовательно, это глагол совершенного вида.

В видовых парах глаголы образуются несколькими способами.

Читайте также  Как убедить родителей

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

  • -ыва-/-ива-, -ева-, -а-/-я-, -а-/-ва-;
  • -а-/-я- или -ыва-/-ива- и одновременным отсечением суффикса -ну-.

Глаголы с чередующимися гласными в корне при изменении вида с присоединением нового суффикса меняют и гласную в корне или теряют ее: запЕрЕть — запИрАть, стЕрЕть — стИрать, выбИрать — выбрать и т.д.

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида с помощью приставок по-, из-/ис-, с-, про-, от- и т.д.

Глаголы с чередующимися гласными в корне при изменении вида с присоединением нового суффикса меняют и гласную в корне.

Встречаются случаи, когда к основе глагола совершенного/несовершенного вида одновременно присоединяется приставка и суффикс: купить — покупать, сажать — посадить.

Образование глаголов несовершенного вида
Морфема Глагол совершенного вида Глагол несовершенного вида
-а-/-я- проверить, отпЕреть проверЯть, отпИрАть
отсечение -ну- крикнуть, оглянуться кричАть, оглядЫВАться
-ыва-/-ива- разбить, переписать разбИВАть, переписЫВАть
-ева- застрять застрЕВАть
-а-/-ва- напасть, одеть нападАть, одеВАть
по- + суффикс купить, сажать, глотать ПОкупАть, ПОсадИть, ПРОглотить
Образование глаголов совершенного вида
Приставка Глагол несовершенного вида Глагол совершенного вида
по- чувствовать ПОчувствовать
за- ржаветь ЗАржаветь
с- делать Сделать
про- информировать ПРОинформировать
из-/ис- пугаться ИСпугаться
от- реставрировать ОТреставрировать
вы- пить ВЫпить
при- и т.д. готовить, писать ПРИготовить, НАписать

Так называемые супплетивные видовые пары образуются от разных основ: брать — взять, класть — положить, говорить — сказать, ловить — поймать и т.д.

Некоторые видовые пары могут различаться только ударением: посЫпать — посыпАть, нарЕзать — нарезАть.

Одновидовые глаголы — это глаголы, которые имеют форму только одного вида и не образуют видовую пару: очнуться, разреветься, разговаривать, воевать, бегать, ездить, рухнуть, поперхнуться, запрыгать, сапожничать и т.д.

Образец разбора

Мы долго добивались помощи, но решили, что пора самим отвечать за свои поступки.

  • (что делали?) добивались — глагол обозначает действие, которое продолжалось неопределенное время в прошлом и отвечает на вопрос «что делали?» ⇒ это глагол несовершенного вида; видовая пара (что сделать?) добиться;
  • (что сделали?) решили — глагол обозначает действие, которое завершилось в прошлом и отвечает на вопрос «что сделали?» ⇒ это глагол совершенного вида; видовая пара: (что делать?) решать;
  • (что делать?) отвечать — глагол обозначает в неопределенной форме, обозначает продолженное действие и отвечает на вопрос «что делать?» ⇒ это глагол несовершенного вида; видовая пара: (что сделать?) ответить.

Для носителей русского языка грамотное употребление глаголов по их видовой принадлежности не представляет трудности. Эта тема представляет особую трудность для иностранцев, изучающих русский язык, т.к. глаголы их родных языков не имеют аналогов категории вида.

Умение правильно определять видовую принадлежность глагола поможет не ошибиться при написании его безударного личного окончания.

Найдите ошибку в рассуждении ученика:

Комиссия вывер. т списки. Чтобы определить гласную в безударном личном окончании глагола, ставлю его в инфинитив: (что делать?) выверять. Глагол оканчивается на -ять, следовательно это глагол I спряжения, пишу в окончании Е.

Правильный ответ: Ошибка при определении инфинитива: для определения спряжения использован глагол другого вида. Чтобы исключить эту ошибку, рассуждать нужно так: комиссия (что сделает?) вывер. т; это глагол совершенного вида, значит, чтобы определить неопределенную форму глагола, задаю вопрос: (что сделать?) выверить; глагол оканчивается на -ить, следовательно, это глагол II спряжения, пишу в личном окончании И.

Знание вида глагола помогает избегать «глупых» ошибок.

Виды глаголов: совершенный и несовершенный

Одним из постоянных признаков глагола является грамматическая категория вида.

Что такое вид глагола?

Вид глагола – категория глагола, которая показывает характер протекания действия во времени и выражает ограниченность или неограниченность действия.

Итак, у глаголов различают два вида:

  • совершенный вид
  • несовершенный вид

Глаголы совершенного вида

Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие или его фазу и отвечают на вопрос “что сделать” .

Например:

что сделать? купить, продать, спеть, заплакать

Как видно из примеров действия ограничены пределом в какой-либо момент его осуществления.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида обозначают действие в протяженности, без указания на завершенность. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос “что делать?” .

Например:

что делать? плакать, прыгать, красить, ловить, ползти.

Как определить вид глагола?

Определить вид глагола можно двумя способами:

1. Задать вопрос к глаголу.

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д., то он является глаголом несовершенного вида.

Например:

летать (что делать?), летает (что делает?), летали (что делали?)

Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д., то он является глаголом совершенного вида.

Например:

написать (что сделать?), напишет (что сделает?), написали (что сделали?).

2. Использование глагола “буду”.

С глаголами несовершенного вида можно использовать глагол “буду “, в то время как с глаголами совершенного вида его невозможно использовать.

Сравним:

Я буду красить волосы.

Я буду покрасить волосы.

Для сравнения мы взяли глагол несовершенного вида “красить” и глагол совершенного вида “покрасить”. Как видно из примера, в первом случае слово “буду” вписывается в предложение по смыслу. Во втором предложении слово “буду” не подходит по смыслу, так как глагол “покрасить” является глаголом совершенного вида.

Парные глаголы совершенного и несовершенного вида

В русском языке существуют однокоренные глаголы, которые имеют одно и то же лексическое значение, но имеют различия в грамматическом значении вида.

Итак, посмотрим, какими бывают видовые пары глаголов:

1. Видовые пары глаголов, отличающиеся суффиксами:

  • бросить – бросать
  • встретить – встречать
  • обидеть – обижать
  • сосредоточить – сосредоточивать

2. Видовые пары глаголов, отличающиеся приставками:

  • готовить – приготовить
  • брать – собрать
  • гнать – выгнать
  • работать – переработать

3. Видовые пары глаголов, которые отличаются ударением:

  • разре́зать – разреза́ть
  • засы́пать – засыпа́ть
  • отре́зать – отреза́ть

4. Видовые пары глаголов, отличающиеся чередованием согласных и гласных в корне:

  • стереть – стирать
  • вздохнуть – вздыхать
  • изложить – излагать
  • утомить – утомлять

5. Видовые пары глаголов, которые различаются корнями:

  • ловить – поймать
  • положить – класть
  • брать – взять

Важно знать, что в русском языке существуют и одновидовые глаголы, которые относятся или к совершенному виду, или к несовершенному.

Например:

  • грянуть, очутиться – глаголы совершенного вида, которые не имеют соответствующего глагола несовершенного вида.
  • присутствовать, сожалеть – глаголы несовершенного вида, которые не имеют соответствующего глагола совершенного вида.

Совершенный и несовершенный вид глагола — правило как определить и примеры

Виды глаголов

В русском языкознании выделяют 2 вида: совершенный и несовершенный. Различить их довольно просто:

  1. Несовершенный вид (НВ). К ним можно отнести все глаголы, которые обозначают незаконченное, невыполненное до конца действие, процесс или состояние. Определить несовершенность довольно просто. Достаточно задать вопрос к глаголу и посмотреть, есть ли в вопросе приставка «с». У глаголов несовершенного вида вопросы будут без приставок: «что делать?», «что делаю?», «что делал?» Например: рисовать, рисую, рисовал.
  2. Совершенный вид (СВ). Это глаголы, которые обозначают до конца завершённое дело или процесс. Совершенный вид глагола отвечает на вопросы «что сделать?», «что сделаю?», «что сделал?». Например: нарисовать, нарисую, нарисовал. Из приведённых примеров видно, что в данной видовой категории в словах также появляется приставка.

Также несовершенность или совершенность можно определить следующим образом: подставить слово «буду». У глаголов несовершенного вида оно легко подставляется. Например, «рисовать» — «буду рисовать». А вот глаголы совершенного вида такое сочетание не приемлют. Например, к слову «нарисовать» нельзя подставить «буду». В этом случае теряется смысловое и грамматическое значение.

Исключение — «купить!» Без приставки глагол относится к СВ, а с приставкой к НВ. Что делать? Покупать.

Совершенная и несовершенная форма глаголов, причастий и деепричастий отличаются по временной принадлежности, спрягаемым личным формам и грамматической сочетаемости. При определении вида не имеет значения, какие это глаголы — переходные или непереходные, возвратные и невозвратные.

Читайте также  Как поменять электронный адрес

Способы образования

Определить видовую принадлежность можно по формальным признакам. Например, по способу образования.

Так, НВ образуется от СВ с помощью присоединения следующих суффиксов, представленных в таблице:

Суффиксы Примеры
1. -ива-, -ыва- опоздать — опаздываю; рассказать — рассказываю
2. -ва- напеть — напеваю; созреть — созреваю
3. -а-, -я- спасти — спасать; сообщить — сообщать.

В данных примерах производящий глагол — совершенного вида, а производный уже несовершенного.

  1. Также можно образовать СВ путем отбрасывания суффикса: давать — дать.
  2. Заменой суффиксов. Например: решать — решить, обидеть — обижать.
  3. Сменой суффиксов и чередованием звуков в корне: прощать — простить, утомить — утомлять.
  4. С помощью суффикса и приставки одновременно: чертить — вычерчивать, рисовать — вырисовывать.

А вот глаголы СВ можно получить от НВ следующим образом:

  • с помощью приставок на-, про-, до-, по- и других, например, любить — полюбить, учить — проучить, читать — почитать, плыть — приплыть;
  • с помощью суффикса -ну-, проникать — проникнуть, промокать — промокнуть.

В этих видовых парах совершенный вид образуется от несовершенного. При этом стоит отметить, что, кроме грамматических признаков, меняется и лексическое значение слов.

Отдельные видовые пары могут различаться только ударением:

Несовершенный Совершенный
отрезать отрезать
засыпать засыпать
отрезать отрезать
выходить выходить

Также в русском языке бывают пары слов, которые обозначают одно действие, но имеют совершенно разные корни. Это явление называют супплетивизмом:

  • положить — класть;
  • накладывать — наложить;
  • брать — взять;
  • поймать — ловить;
  • искать — найти.

Временные формы

Изучая категорию вида, нужно помнить, что глаголы НВ имеют все три формы времени: прошедшую, настоящую и будущую. Поэтому вопросы можно поставить следующие: «что делал?», «что делаю?» и «что буду делать?» Ответ: строил — строю — буду строить.

А вот слова СВ будут иметь только прошедшее и будущее время. И вопросы, соответственно, будут такие: «что сделал?» и «что сделаю?» Ответ: построил и построю.

Здесь нужно отметить, что форма будущего времени у глаголов СВ простая, то есть состоит из одного слова. А у слов НВ — составная, состоящая из двух слов.

А также СВ не может сочетаться со вспомогательными словами, такими как «начинать» и «продолжать», в то время как глаголы НВ отлично сочетаются вместе. Например: начинаю рисовать, продолжаю работать.

Форма прошедшего времени может изменяться по числам. Совершенный вид: побежал — побежали. Несовершенный: рисовал — рисовали.

Одновидовые и двувидовые глаголы

К категории вида относятся также одновидовые и двувидовые. Отличить их довольно просто.

Одновидовые — это слова, которые имеют только один вид — совершенный или несовершенный. И образовать второй невозможно. Например, слова «грянуть», «очутиться» — СВ. А слова «сожалеть» и «присутствовать» — только НВ. Двувидовые — это слова, которые пишутся одинаково, но вид определяется только по контексту, в зависимости от смысла предложения.

Примеры двувидовых глаголов:

  • Это слово может больно (что сделать?) ранить — СВ.
  • Не нужно (что делать?) ранить меня такими словами — НВ.
  • Михаил (что делает?) телеграфирует о своём приезде — НВ.
  • Он завтра (что сделает?) телеграфирует о своём приезде — СВ.
  • Я (что сделаю?) велю вам приготовить постель — СВ.
  • Я (что делаю?) велю вам сесть — НВ.

Самыми распространёнными двувидовыми можно назвать следующие:

  • казнить;
  • женить;
  • ранить;
  • телеграфировать;
  • ночевать;
  • овладевать.

Таким образом, в зависимости от речевой ситуации слова могут иметь два вида.

Алгоритм определения

Совершенную и несовершенную форму можно легко определить в любом упражнении, используя следующий алгоритм. Он поможет понять не только видовую принадлежность, но и укажет на способ образования слов:

  1. Нужно взять слово в контексте и поставить к нему вопрос.
  2. Посмотреть, есть ли в вопросе приставка с-.
  3. Узнать способ образования слова.
  4. Сделать вывод.

Лучше всего рассмотреть данный алгоритм на конкретном примере: Оля научилась играть на фортепиано, и теперь она сможет выступать на концертах. Алгоритм для этого предложения будет следующим:

  1. Необходимо взять слово «научилась» и подставить к нему вопрос. Оля (что сделала?) научилась. В конкретном примере видна завершённость действия и в вопросе присутствует приставка с-.
  2. Глагол образован приставочным способом от глагола несовершенного вида: училась — научилась.
  3. Значит, слово «научилась» — СВ.

Тренировочные упражнения

Какой вопрос поставить: «что делать?» или «что сделать?» Правило русского языка поможет правильно задать вопросы и отработать навыки определения категория в тренировочных упражнениях. Цель таких заданий — понять алгоритм и научиться определять видовую принадлежность слов, обозначающих действие.

Задание. Поставить вопрос к выделенному слову и определить его вид.

  • Солнце светит очень ярко (что делает? — НВ).
  • Ласточки низко летают — к дождю (что делают? — НВ).
  • Мальчики прыгнули в огромную лужу (что сделали? — СВ).
  • Кошка испуганно отпрыгнула в сторону (что сделала? — СВ).
  • Мама всё отлично слышит (что делает? — НВ).
  • Брат останется ночевать в городе (что делать? — НВ).
  • Необходимо поймать этого опасного преступника (что сделать? — СВ).
  • Мы сыграли в футбол очень хорошо (что сделали? — СВ).

Изучив эту постоянную грамматическую категорию, можно научиться без труда определять вид, законченность или незавершённость действия, а также овладеть навыками словообразовательного разбора.

Совершенный и несовершенный глагол в русском языке. Примеры

Несовершенные глаголы или глаголы несовершенного вида указывают на продолжающееся, незавершенное действие. Отвечают на вопрос что делать?

Примеры несовершенных глаголов:

идти, бежать, думать, покупать, отвечать

Совершенные глаголы или глаголы совершенного вида указывают на законченное, завершенное действие. Отвечают на вопрос что сделать?

Примеры совершенных глаголов:

прийти, прибежать, придумать, купить, ответить

Глагол — часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например: ходить, размышлять, читать, двигаться, любить, испытывать.

У некоторых глаголов есть лишь один вид.

Например, принадлежать и присутствовать — только несовершенный вид. Они обозначают незавершенное действие.

А очутиться, уцелеть или грянуть — только совершенный вид. Они всегда означают завершенное действие.

Что такое двухвидовые глаголы

Некоторые глаголы не имеют разных форм несовершенного и совершенного вида, они совмещаются в одной форме. Например, глаголы атаковать, воздействовать, завещать, казнить, обещать, ранить, использовать.

Такие глаголы называются двухвидовыми.

Примеры совершенных и несовершенных глаголов

Многие глаголы в русском языке составляют пары: совершенный и несовершенный вид.

Глаголы могут быть однокоренными и отличаться лишь суффиксами или приставками:
Что делать? Бросать. Рубить. Это глаголы несовершенного вида.
Что сделать? Бросить. Срубить. Это глаголы совершенного вида.
Встречать — встретить
Обижать — обидеть
Готовить — приготовить
Звать — позвать

Отдельные видовые пары могут различаться только ударением:
Разреза́ть — разре́зать
Засыпа́ть — засы́пать

Также в корне могут чередоваться согласные или гласные:
Опаздывать — опоздать
Стирать — стереть
Вздыхать — вздохнуть
Излагать — изложить

Бывают видовые пары, которые отличаются корнями:
Ловить — поймать
Класть — положить
Брать — взять
Искать — найти

Как определить совершенные и несовершенные глаголы?

Представим, что в учебнике вам встретилось задание: «определите вид глагола — совершенный или несовершенный». Как это сделать?

Задать вопрос
Если к глаголу подходят вопросы что делать? что делает? что делали? — это несовершенный глагол. Летали, рисовали, танцевали.
Если к глаголу подходят вопросы что сделать? что сделает? что сделали? — это совершенный глагол. Прилететь, нарисует, потанцевали.

Читайте также  Как правильно выключить компьютер

Добавить слово «буду»
Перед глаголом несовершенного вида можно поставить слово буду — буду играть, буду танцевать, буду радоваться.
К глаголам совершенного вида добавить это слово нельзя: буду сыграть, буду станцевать, буду порадоваться — это уже ошибка.
Вывод: если перед глаголом легко поставить слово буду, то это несовершенный глагол.

Времена глаголов совершенного и несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида могут употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени, а вот глаголы совершенного вида — только в прошедшем и будущем (форма настоящего времени у них отсутствует).

Разберем это на примере глаголов купить и покупать.

Формы времени глаголов несовершенного вида

У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.

Что делал? Покупал — прошедшее время. Возможно, действие повторялось несколько раз.

Что делаю? Покупаю — настоящее время. Действие длится, но неизвестно, давно ли оно началось и долго ли будет продолжаться.

Что буду делать? Буду покупать — будущее сложное время. Действие также может повторяться и непонятно, будет ли оно доведено до конца.

Формы времени глаголов совершенного вида

Глаголы совершенного вида имеют две временные формы: прошедшее и будущее простое время.

Что сделал? Купил — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз.

Что сделаю? Куплю — будущее простое время, действие будет завершено и не повторится.

Образовать настоящее время от глагола купить невозможно.

Совершенный и несовершенный вид глагола

Грамматика русского языка богата изобилием правил и терминологий. Потому, очень важно её знать, чтобы уметь красиво и правильно передать смысл сказанного. Наши занятия посвящены достаточно интересной, логичной и самостоятельной составляющей грамматики — глаголу. Они бывают разные: по структуре, по виду, по склонению, по лексическому пониманию и употреблению, и множеству иных отличий.

На сегодняшнем занятии речь пойдет о двух важных видах глагола. Мы с вами дадим каждому — понятие и оценку. Изучим примеры и способы их выделения.

Определение понятия “вид глагола”

Вид глагола — есть класс, указывающий на основные черты процесса на протяжении какого-то времени. То есть, выражается связь действия по отношению к внутренней ситуации.

На прошлых уроках мы вместе определились с тем, что вид — постоянный показатель глагола. В морфологии глаголы делят на 2 вида: совершенный (действие уже совершилось) и несовершенный (действие ещё не совершилось).

Почему совершенный и несовершенный вместо совершённый/несовершённый?

История буквы Ё очень увлекательная. Для чего она применялась? Весьма часто, она употреблялась для смягчения звучания буквы О. Появилась она, вследствие конечного фиксирования народом гласных звуков, с чередованием (селосёла, медовыймёд).

После того, как люди стали в повседневной речи ё-кать, буква плотно закрепилась как в речи, так и в литературе. В некоторых жанрах, она категорически была запрещена, но всё же, свою популярность она получила достаточно.

Существует ещё одно мнение, что “совершённый” читается как “совершенный”, вследствие распространения церковно-славянских обычаев в 17 — 18 веках.

В учебной практике “совершенный” и “совершённый” обозначают одно и тоже, но есть одна интересная разница. Заключается она в том, что первое слово подразумевает прилагательное, а второе причастие. Тем не менее, рассматривая совершенство как высшую степень творения, мы предполагаем и его завершённость тоже.

Поэтому, отдавая дань традиции мы, мы умом понимаем, что семантично правильно звучит “совершённый”, однако исторически укоренилось звукопроизношение “совершенный” — с отсутствием Ё. Бывает и так).

Несовершенный вид глаголов

Этот класс означает незавершённый процесс, течение то ли условие, то есть результат без финала. Например: подписывать, писать, бежать и т.д.

Вид глагола носит в себе 3 принципа, на которых он базируется:

  • Устанавливает незавершённое действие.
  • Видоизменяется в 3 временных формах.
  • Отвечает на “Что делать? Что делает? Что будет делать? Что делали?” и т.п. вопросы

Глаголы данного вида указывают на процессы, которые уже были, есть и будут:

Маша вчера решала все уроки на завтра.

Мама печёт любимый бабушкин рулет.

Папа будет работать допоздна.

Вы можете убедиться сами, что для всех несовершенных глаголов — тип вопросов один.

Совершенный вид глаголов

В данном случае мы имеем дело с уже оконченным и свершившимся действием или делом, с полным результатом: выучился, построил, получил .

Здесь тоже есть свои особенности:

  • Глагол указывает на завершенное действие.
  • Существует в двух временных формах.
  • Отвечает на “Что сделать? Что сделает? Что сделали?” и т.п. вопросы

Глагол этого вида ссылается на действия, которые уже произошли или обязательно произойдут:

Сегодня я устроил замечательный домашний праздник.

Завтра Виктору купят игрушку его мечты.

Папа решил приготовить творожную запеканку по особому рецепту бабушки.

В этих примерах глагол отвечает на вопросы “Что сделать/сделал?”

Два способа определения вида глагола

Как бы там ни было, для того, чтобы обозначить видовую принадлежность в грамматике есть два способа. Для большего понимания и разграничения между видами необходимо уметь пользоваться обоими.

Первый способ заключается в постановке правильного вопроса глаголу.

  • Глаголы совершенного вида откликаются на вопросы “что сделать? что сделает? что сделали?”
    • одеться, оденется, оделись
  • Глаголы несовершенного вида откликаются на “что делать? что делали? что делает?”
    • одеваться, одевались, одеваются

Второй способ подразумевает то, что ключевым словом является “ буду”.

  • К совершенному виду подставить слово “буду” нельзя!
    • буду одеться
  • А вот, к несовершенному виду — абсолютно можно.
    • буду одеваться

Взаимообразование видов глаголов

Большинство глаголов могут быть представлены в обоих видах: как в совершенном, так и в несовершенном. В итоге, получается видовая пара, из одного и того же глагола.

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Видовые пары, различимые по суффиксам:

  • дунуть — дуть;
  • встретить — встречать;
  • обидеть — обижать;
  • смыть — смывать;
  • прощать — простить;
  • промокать — промокнуть;
  • решать – решить.

Видовые пары, различимые по приставкам:

  • гото­вить — пригото­вить;
  • брать — собрать;
  • играть — переиграть;
  • звать — позвать;
  • рабо­тать — перерабо­тать;
  • моро­зить — подморо­зить;
  • говорить – проговорить.

Остальная группа глаголов отличается по ударению:

  • засы́пать — засыпа́ть;
  • отре́зать — отреза́ть;
  • насы́пать — насыпа́ть;

Двувидовые глаголы

Выделяются еще такие глаголы, которые в одной и той же форме включают в себя одновременно совершенный и несовершенный вид, в зависимости от контекста.

  • Алиса пришла ко мне сегодняночевать(Что делать?)
  • Алиса остановитсяночеватьсегодня вечером (Что сделает?)
  • Кактусранилменя, когда я его поливала (Что сделал?)
  • Онранитменя своим присутствием (Что делает?)
  • Анна в это времяовладеваетнавыками программирования (Что делает?)
  • Завтра папаовладеетнавыками вождения (Что сделает?)

И напоследок, существуют такие видовые пары глаголов, которые различаются корнями:

  • ловить — поймать;
  • класть — положить;
  • говорить — сказать;
  • искать — найти.

Вот и подошел к концу урок. Вместе мы освоили понятия и функции каждого из видов. Решили в чём же лежит отличие между ними благодаря ярким примерам с обсуждением. В ваших головах появились способы установления этих глаголов, а также суть самообразования.

Дам вам совет! Периодически повторяйте пройденные материалы. Открывайте наши уроки, выделяйте для себя важные моменты, помимо тех, что преподаются. Проходите тесты, решайте упражнения и смотрите подборки с видео-уроками. И тогда, ваши навыки владения русским языком — будут всегда в идеальном состоянии!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: