Как научиться рисовать гиперреалистично

Гиперреализм: научиться рисовать или срисовывать.

Есть такая красивая легенда о двух древнегреческих художниках и их состязании. В древности в Афинах 2 художника поспорили кто напишет самую лучшую картину и будет признан безупречным мастером. Целый год трудились живописцы над своими творениями и результат их работы был представлен на городской площади.

Собралась целая толпа ценителей искусства и просто любопытных, чтобы узнать, чем разрешился поединок и посмотреть на великолепные картины. Первый художник сбросил покрывало со своей картины и восхищённые зрители увидели чашу, наполненную сочными виноградными гроздьями на столе. Как только картина была открыта, птицы слетелись, чтобы склевать нарисованный виноград. Художник был польщён, а зрители замерли в немом восторге.

Но второй мастер не спешил демонстрировать своё творение. Тогда первый художник спросил, почему он не убирает покрывало с картины. “Сделай это сам” — ответил мастер. Коснувшись рукой ткани, первый художник был поражён — покрывало, накрывающее работу, было нарисовано, это и была сама картина. Изумлению зрителей не было предела.

Так кто же победил, спросите вы. Есть две версии окончания этой истории. В первом случае, победу присудили второму автору, в награду за то, что он смог ввести в заблуждение не только птиц, но даже профессионального художника, а это показатель величайшего мастерства. Но мне больше нравится вторая версия.

Никто не смог взять на себя смелость выбрать победителя, так как безусловный талант и мастерство продемонстрировали оба художника. Так и остались оба шедевра стоять на площади, поражая жителей города своей правдой жизни, красотой и великолепием. Через некоторое время первый художник всё же решил узнать мнение местных жителей о своём полотне. Горожане ответили: “Конечно, изображение прекрасно, но ведь это всего лишь копия живого натюрморта. Настоящий виноград можно съесть, чтобы утолить голод или изготовить из него вино, а картина, не несущая никакого смысла и просто копирующая жизнь, в этом случае, бесполезна”.

Как видите, уже несколько столетий назад гиперреализм существовал, мастерство художника в копировании окружающего мира было бесспорным. Так почему же интерес к этому стилю так силён в наши дни и почему профессиональные художники ругают гиперреализм и в целом скептически относятся к рисункам и картинам, выполненным в этом ключе? Для начала постараемся объективно взглянуть на ситуацию и понять, чем так привлекательны и одновременно отталкивающи такие работы. Всё просто: в древности мастерство художника оценивалось именно способностью передавать в рисунке изображение близко к натуре (чем больше похоже, тем лучше). Примеров масса: это и тщательно выписанные блики на фруктах в росписях древнегреческих Помпеи и Геркуланума, и досконально отрисованные складки одежды, покрывающие тела героев картины у художников Раннего Возрождения, и передача ярких вспышек солнечных бликов, придающих больше объёма изображаемым формам в картинах Караваджо и его школы и блеск каменьев, прозрачность кружев и сияние парчи в портретах Ван Дейка. Но ни один гиперреалистический эксперимент не выглядит таким живым, непосредственным и реалистичным по сравнению с ними. Ощущением мертвечины, искусственности, невыразительности веет от вроде бы до фотографической точности уделанных картин современных художников.

Получается, дело не просто в слепом копировании фотографии, а в нечто большем: в умении подчеркнуть главное, усилить акценты, изменить что-то во имя чего-то. Затем копировать фотографию, если она уже сама по себе законченное произведение? Не на много ли интереснее передать характер модели, её индивидуальные особенности, найти необычный ракурс и фактуры для её изображения, добавить или убавить немного формы, обострить силуэт, удлинить или сузить пропорции, передать своё отношение к изображаемому. Это именно и будет реализмом, вашей правдой как художника, а не просто документальным свидетельством изображаемого.

К слову сказать, направление гиперреализм появилось в США в 70-х гг ХХ в., как реакция на использование полароида с моментальной печатью фото. Интересно, что картины, выполненные в этой стилистике тогда, ничего общего не имели с копированием фото. Это была скорее стилизация под фотографию: художники использовали разомкнутую фрагментарную композицию, лобовое освещение, чёткие чёрные тени, чтобы намекнуть, что они тоже следят за новинками техники.Такие картины были понятны самому закостенелому обывателю, совсем неориентирующемуся в искусстве, но, в то же время, они были созданы по всем канонам жанра, то есть являлись полноправными и оригинальными произведениями искусства. Занимались написанием таких картин профессиональные художники, умеющие нарисовать грамотно, красиво, реалистично всё, что душа пожелает. Таким образом труд художника не рассматривался только как ремесло и мастеровитость — художественный образ, отбор элементов для изображения и их расположение в формате холста были незыблемы и обязательны.

Чем рисуют гиперреалисты?

Всем добрый день! Сегодня я решила исследовать один вопрос, а именно: “Чем рисуют гиперреалисты?”

На днях у меня опять возникла “материаломания” Я наткнулась в интернете на гиперреалистичные рисунки, выполненные цветными карандашами и решила присмотреться к этому материалу. Дело в том, что в художественных школах, училищах, академиях не учат рисовать цветными карандашами, пастелью, акрилом… Упор в основном делается на простой карандаш, мягкие материалы, акварель и масляные краски – остальное считается как-бы непрофессиональным… Вот и я не обращала на них никакого внимания, у меня был стереотип “цветные карандашики для детей”.

Но посмотрите на рисунок слева и вы перестанете так думать

Естественно, в порыве любопытства, я разузнала, какими карандашами рисуют гиперреалисты и загорелась ими. Все бы ничего, если бы профессиональный набор карандашей стоил не так дорого. Да, если покупать 12 штук, то это в принципе можно себе позволить, но ведь карандаши – не краска! Тут не получится с помощью 3 цветов нарисовать цветной рисунок, они не так хорошо смешиваются! Поэтому и выпускают наборы по 150 – 180 карандашей, которые по нашим меркам не очень-то доступны по цене

В общем, в какой-то момент меня осенило: я вспомнила, что уже оказывалась в такой ситуации с copic-маркерами. Насмотревшись роликов на ютубе, бросилась все читать про эти иностранные маркеры. Да, они хороши по качеству, не спорю, но оказалось дело не в маркерах. Я смотрела, как ими рисуют профессионалы и поэтому приписывала этому материалу какие-то магические свойства. На самом деле, не в маркерах и не в карандашах дело, а в человеке. У каждого материала свои минусы и нет такого, которым рисовать легче всего. На эту тему я уже размышляла в статье какими красками легче рисовать .

Ну, чтобы не быть голословной, давайте посмотрим чем рисуют гипперреалисты:

Акварель

Простой карандаш

Акрил

Масло

Цветные карандаши, пастельные карандаши

И это далеко не весь спектр материалов! Также я находила картины выполненные шариковыми ручками, пастелью, в программах типа Photoshop… Так что дело далеко не в материале!

Кроме того, я решила не останавливаться на этом и проверить каким материалом нарисовать такие фотореалистичные штуки легче всего. Я не поклонник гипперреализма, но мне хочется перенять из этого стиля внимание к деталям. Наверно это идеалистичная задача, но хотелось бы рисовать с натуры довольно реалистично, не копируя чужие фотки.

Как же я могу это проверить? Конечно надежнее всего было бы попробовать нарисовать по картине каждым материалом и сравнить ощущения, но это очень долго и трудоемко. Поэтому я логически сравнила некоторые особенности разных материалов. Обратите внимание, что это чисто мое мнение и оно истинно только для меня!

Ну, что ж, приступим…

  • Во-первых, гиперреализм требует потрясающей детализированности.Добиться этого можно:

а) путем увеличения работы (фотореалисты рисуют предметы гораздо крупнее натуральной величины). В основном это работы не меньше метра по меньшей стороне! Хотя я встречала исключения ( М арчелло Баренги, Елена Базанова, Джо Дауден)

б) путем выбора материала, который позволяет вырисовывать эти самые детали (согласитесь гораздо легче нарисовать мелочь простым карандашем, чем масляной краской)

  • Во-вторых, очень важна возможность исправлений. Представьте себе, что вы рисовали картину и где-то в конце, спустя 80-100 часов работы что-то пошло не так. Если нет возможности это исправить, то вас настигнет глубокое разочарование! Так что акрил в этом смысле предпочтительнее акварели.
  • В-третьих, немаловажными факторами являются: доступность материла, скорость рисования и качество передачи цвета (может быть вы обнаружите еще какие-то важные факторы, но я решила ограничиться этими)

Ниже представлена сравнительная таблица, в которой я отметила словом “да” плюсы разных материалов:

низкая цена четкость, детальность возможность исправлений скорость цветность итог
цветные карандаши да да 2
пастель да да 2
акварель да да да 3
акрил да да да 3
масло да да 2
простой карандаш да да да да 4
photoshop да да да да 5

Получилось такое распределение мест:

2 – простой карандаш

3 – акрил, акварель

4 – цветные карандаши, масло, пастель

Подведем итоги Я поняла, что рисовать гиперреалистично можно любым материалом. Конечно есть разница между акрилом и простыми карандашами, но ко всему можно привыкнуть. И если вам больше нравится рисовать пастелью, то не стоит переходить скажем на карандаш. Конечно, при рисовании простым карандашем не нужно задумываться о цветах, можно рисовать мелкие детали за считанные секунды, но если вам нравится что-то другое – забейте! Я вот, например, люблю акварель и не собираюсь переходить на другие материалы (хотя на цветные карандаши я все же накоплю – просто чтобы получить опыт

P.S. Каково ваше отношение к гиперреализму?

12 комментария к “Чем рисуют гиперреалисты?”

Мне нравится гиперреализм, особенно если он совмещается с интересным сюжетом.
Я тоже некоторое время назад изучала чем они рисуют, т.к. мне было интересно как нарисовать блик. Не нравилась мне идея все заранее планировать и оставлять место, когда можно нарисовать поверх.
Как раз на сайте Марчелло Баренги нашла белую гелевую ручку, которая пишет плотно поверх всего – sakura gelly roll. Как оказалось она очень популярна и в магазине Передвижник (сеть худмагазинов), где я вчера покупала себе планшет и бумагу, она стоит прямо на кассе, как ходовой товар, стоит 110 руб. Думаю в следующий раз купить:)

Читайте также  Как отключить обещанный платеж МТС

да, рисовать блики поверх это заманчивая идея! У нас в Барнауле, когда спрашиваешь белую гелевую ручку смотрят как на идиота, видимо не знают, что такие существуют
Я с ней не сталкивалась и потому не могу сказать пишет ли она поверх цветных карандашей, пастели и прочих материалов…
Аня, если все таки испробуешь – напиши что да как, нам всем будет интересно

Спасибо, что написали про sakura gelly roll, давно искала название… Сам бог послал ответ! Тут же нашла в инете и уже заказала )))) Ура-ура!
Виктория, спасибо за классные статьи – очень интересно и познавательно! Читаю с удовольствием и рекомендую друзьям ))

Как создаются картины в стиле гиперреализма

Гиперреализм – популярное направление в живописи, которое пропагандируют многие современные художники. Картины, созданные в этой технике, порой сложно отличить от высококачественного фотоснимка. Гиперреализм поражает правдоподобностью и удивительной точностью воспроизведения объекта. Глядя на полотна художников, работающих в этом направлении, возникает ощущение, что перед нами осязаемых предмет, а не рисунок на бумаге. Такой высокой точности мастера достигают кропотливой детальной работой над каждым штрихом.

Патрик Крамер «Тихий прилив»

Как направление в искусстве, гиперреализм сформировался в начале 2000-х годов из фотореализма 70-х. В отличие от своего прародителя, гиперреализм не стремится просто копировать фотографические изображения, а создает свою реальность, полную эмоциональных переживаний и сюжетных линий.

Натали Воджел «Океан волос»

В гиперреализме художник акцентирует свое внимание на мельчайших деталях, но при этом использует и дополнительные изобразительные элементы, стремясь создать иллюзию реальности, которая в действительности может и не существовать. Кроем того, картины могут содержать эмоциональный, социальный, культурный или политический подтекст, тем самым передавая зрителям не только технические умения автора, но и его философское видение действительности.

Шэрил Люксенбург «Жизнь на улице»

Тематика, которая интересует гиперреалистов, колеблется от портретов, пейзажей и натюрмортов до социальных и сюжетных сцен. Некоторые художники выступают как настоящие обличители современных общественных проблем, освещая в своих работах многие острые вопросы мироустройства. Благодаря мастерской игре света и тени и высочайшей степени визуализации, гиперреалистические картины создают иллюзию присутствия и сопричастности, способной производит неизгладимое впечатление на зрителей.

Гарриет Уайт «Белая лилия»

Гиперреализм требует высокого уровня мастерства и виртуозности живописца. Чтобы достоверно имитировать реальность, используются различные методы и техники: лессировка, аэрография, диапроекция и пр.


Дамьен Леб «Атмосфера»

Сегодня в этом направлении работают многие знаменитые художники, чьи картины известны во всем мире. Познакомимся с ними поближе.

Джейсон де Грааф.
Канадский художник Джейсон де Грааф – настоящий волшебник, которому удается буквально оживить предметы на картинах. Сам мастер так описывает свое творчество: «Моя цель – не воспроизводить то, что я вижу на сто процентов, а создавать иллюзию глубины и ощущение присутствия, которых порой нет в фотографии. Я стараюсь использовать предметы как средство, помогающее выразить себя, рассказать историю и дать намек зрителям на что-то большее, чем то, что они видят на картине. Поэтому я стараюсь выбирать темы, которые имеют для меня особый подтекст».

Дэнис Петерсон.
Работы американца армянского происхождения Дэниса Петерсона можно найти в таких престижных музеях, как галерея Тейт Модерн, Бруклинский музей и музей Уитни. В своих картинах художник часто обращается к проблемам социального неравенства и нравственным вопросам. Сочетание тематики произведений Петерсона и его высокого технического мастерства придают картинам этого автора вневременной символический смысл, за что они и ценятся критиками и специалистами.

«На полпути к звездам»

«Не пролить ни слезинки»

Готфрид Хельнвайн.
Готфрид Хельнвайн – ирландский художник, за плечами которого учеба в классической Венской Академии искусств и множество экспериментов в области современной живописи. Прославили мастера картины в стиле гиперреализма, затрагивающие политические и моральные аспекты общества. Провокационные и порой шокирующие работы Хельнвайна часто вызывают споры и неоднозначную реакцию публики.

Сюзанна Стоянович.
Сербская художница Сюзанна Стоянович – опытный мастер, на счету которого участие во многих крупных выставках Италии, Швейцарии и США. Излюбленная тема Стоянович – лошади. Серия её работ «Волшебный мир лошадей» получила множество наград и общественное признания.


«Зеркало»


«В облаках»

Эндрю Тэлбот.
Яркие и атмосферные картины британца Эндрю Тэлбота неизменно вызывают улыбку на лицах зрителей. В этом году Эндрю вошел в список пятнадцать лучших гиперреалистов мира.

Роберто Бернарди.
Итальянский художник Роберто Бернарди создает реалистичные натюрморты. Мастер активно участвует в выставках и плотно сотрудничает со специализированными журналами. В 2010 году крупнейшая итальянская мультинациональная нефтегазовая компания включила Бернарди в группу молодых талантов со всего мира, которым выпала честь создать полотна для престижной художественной коллекции современной живописи.

«Автомат со сладостями»

Эрик Зенер.
Самоучка Эрик Зенер – член Союза художников США и общепризнанный мастер гиперреализма. За годы деятельности он создал свыше 600 картин, поражающих своей точностью и скрупулёзной детальностью. Одна из центральных тем творчества мастера – подводное плавание.


«Нежное преобразование»


«Блаженный спуск»


«Возвращение»

Игаль Озере.
Игаль Озере родился в Израиле, но живет и работает в США. Озере – автор удивительных портретов, полных одухотворенной красоты и выразительной реалистичности.


Без названия

Линнеа Стрид.
Шведская художница Линнеа Стрид – настоящий мастер точной передачи эмоций. Все её работы наполнены острыми переживаниями и глубокими чувствами героев.

Филипп Муньос.
Филипп Муньос – ямайский художник-самоучка, переехавший в Великобританию в 2006 году. Филипп изображает жителей мегаполиса, погруженных в динамичную и яркую жизнь города.


Без названия


«Александра»


Без названия

Ольга Ларионова.
Наша соотечественница Ольга Ларионова живет в Нижнем Новгороде. Ольга рисует карандашные портреты в гиперреалической технике с высочайшим профессионализмом. Художница создает свои работы в свободное от основной работы время – Ларионова занимается дизайном интерьеров.


«Портрет пожилого человека»


«Рианна»


«Портрет девушки»

Fresher

Новые комментарии

• Как рисует художник-гиперреалист

Комментарии (68)

24.10.2012, 7:58

24.10.2012, 8:03

Николай

24.10.2012, 8:09

Супер. Как говорится «от Бога».

24.10.2012, 8:23

евгений белов

Просто великолепно, смотрится как снимок.

24.10.2012, 8:32

И как это возможно! Фотографическая память.

24.10.2012, 12:46

Человек ксерокс, к сожалению что-то не реальное, например дракона обтекающего водой, он так нарисовать не сможет, потому, что ТУПО копирует с фотографии. И фотографическая память здесь не причем, у меня в художке был знакомый чувак, тоже так рисовал.

24.10.2012, 14:33

В статье не сказано о том, что он ТУПО копирует с фотографии, это ваши ничем не подтвержденные домыслы, так что оставьте их при себе. А что касается дракона, так он, следуя вашей логике, его и с картинки нарисовать смогет, было бы желание. Хотя если человек умеет рисовать (что в данном случае бесспорно), он нарисует что угодно, в своей технике, разумеется – и дракона, и крысу, и хренти что еще. А для самоучки он вообще талантище от бога, куда там вашим недоучкам из художки.

24.10.2012, 14:49

VERTIGO

нечего завидовать, коль у самого руки не из того места.

25.10.2012, 0:33

Буржуй

К стати очень интересно. Те кто не доволен, сами хоть что-то могут. Даже пусть и не рисовать? :-)

25.10.2012, 12:57

гость

Могут – строчить гневные обличительные комменты :)) Всю душу в них вкладывают, не иначе.

24.10.2012, 8:37

Роман

24.10.2012, 8:57

11111111111

24.10.2012, 9:27

Anna Morozova

Потрясающе! Он просто феномен.

24.10.2012, 10:33

димыч

отстой ;-) а граждане комментаторы лопухи

24.10.2012, 10:51

Fluke

Ну наконец то.. А то я подумал, что такие закончились в интернете..

24.10.2012, 10:55

Линда Кафк

Так, жажду знать развернутое мнение? интересуюсь, только давай без выделываний и оскорблений, просто интересно в чем секрет, я ни на чьей стороне. Делись-ка, Димыч)

24.10.2012, 12:49

+1, лопухи которые понятия не имеют чему восхищаться. Так рисовать могут многие у кого руки не из жопы, художественное образование и конкретное усердие.

24.10.2012, 13:49

Dylead

Рисовать вообще многие могут. Только не рисуют, гады, а оставляют дурацкие комментарии к картинам других.

24.10.2012, 14:28

гость

Плюс адын. Поражают такие личности, критикующие всех и вся, все жисть сидя на заднице и ковыряясь в носу, что с большой вероятностью является их единственным достижением.

24.10.2012, 10:44

voeen

Это реально не риально круто.

24.10.2012, 10:49

Абалдеть. Талантище то какой.

24.10.2012, 10:56

alisa

Супер… просто нет слов….

24.10.2012, 10:57

Линда Кафк

Очень хотелось бы в живую понаблюдать! Выглядит то прикольно

24.10.2012, 11:02

Вот это я понимаю искуство, не то что абстракции покупают за бешеные деньги, на которых какая то [цензура]…ь нарисована, которую дети в садике рисуют.

24.10.2012, 11:20

Лариса

не ругайте тех, кто не верит: это действительно за гранью понимания

24.10.2012, 14:35

Значит, надо расширять грани)) Развиваться, что ли, а то как тараканы – эволюционировать не желают, но всех переживут…

24.10.2012, 13:17

Так рисует по фото или нет?

24.10.2012, 14:31

Тутошный

… а я не верю … рисунок с фотографии и она же последняя в цепочке …

24.10.2012, 20:07

Protech

Именно так и есть. У бабы белые зубы а на рисунке видно что они серые. Так что в конце цепочки стоит фото.

24.10.2012, 16:20

raovaosao

На последней плохо вышли пальцы рук и губы – видно, что рисунок.
А вообще-то так рисовать можно научиться. Вот если бы в цвете – таки да, – ооочень сложно.
Но парень несомненно талантлив. Я могу только в миниатюре – мне усидчивости не хватает, на волосы в особенности.

24.10.2012, 17:13

Гость

Полагаю, он и в цвете сможет, если захочет, просто стиль у него вот такой. Может, еще изменится, он молодой совсем. А именно так, как он, да еще в 22 года, думаю, смогут немногие, так что нечего примазываться :)

24.10.2012, 17:47

nazirel

На создание одного портрета у художника уходит до 200 часов работы. Этот кусочек портрета художник рисовал 10 часов.
Не надо путать Талант с мастерством, затрачивая 8 с третью суток чистой работы на считай большой снимок – это перевод времени. Интересно посомтреть на что то оригинальное от этого упорного человека, а не на то с чем справляется в современном мире фотоаппарат и принтер.
Те кто замечают, про то что многие рисуют и т.п., я думаю что любой человек с хорошим зрением за 10 часов перерисования куска лица – подтираний и исправлений – так же справится с этой задачей. Разве никто в детстве не перерисовывал картинки мульт персонажей? Разве это столь сложно. Этот человек занимается по сути тем же самым = только вместо картинки лицо – а вместо 45 минут урока рисования = 200 часов = примерно по пол часа в сутки если тратить, то за год вы нарисуете )

17.07.2013, 10:22

Елена Снежная

Абсолютно верно)
Знаю мужчину, который вообще не умеет рисовать, и никогда не рисовал. Но захотел нарисовать бабочку – несколько месяцев упорного труда, и он её нарисовал АКРИЛОМ. От фото почти не отличить.

Так что художник это на 90 % труд. А остальное – талант.
У парнишки есть упорство и труд, жаль только, что кроме копий он наверное ничего пока не сможет.

Это восхищает как техника, но картины – не интересны сами по себе.

24.10.2012, 17:48

nazirel

rony_robber вчера 18:23 Это великолепная техника и потрясающее, заслуживающее искреннего восхищения, трудолюбие.
Но думаю, что это всё же не искусство. Высококлассное ремесло – да. Но не искусство.

Коментарий на источнике к статье. – Вполне согласен

24.10.2012, 17:57

nazirel

Neznany 3 часа 52 минуты назад Следующий левел – нарисовать кино вручную )
зы. те кто, верит, что он это рисует с натуры или воображения, а не копирует фото – как вы объясните освещение? У него в глазах встроенная вспышка? Я бы еще мог поверить, что чувак предчувствует физику жидкости на лице и поведение мокрых волос, но блин, светотень и блики от направленной вспышки при этом никак не соответствуют зрительному восприятию человеком окружающей его реальности.
Dmitry Koshkin 49 минут назад кто хоть раз брал карандаш сам в руки – скажет – это не возможно – даже 3 соседних штриха надо ранжировать… не то что сколько-то милионнов пикселей! начать с одного места -не поправляя
Shilkin 42 минуты назад Дмитрий опередил. Полностью согласен. Это фейк, представленные этапы- не убедительны, или технология не соответствует заявленной.

04.11.2012, 20:06

artschool

Cчитаю правильным замечание о специфике освещения, источник у художника действительно фотография. Но вот так многократно увеличенная и до волосков над губой сведенная – это заслуживает уважения.
Тем более, что, полагаю, автор хотя бы немного поправляет, местами улучшает, местами затушевывает или делает контрастней, чем в оригинале. На этапах видно многослойность работы, то есть все же не как принтер, а с проработкой после затушевки ластиком и твердым грифелем.
И потом, главное в произведении искусства – кусок жизни его автора, количество вздохов, ударов сердца, передуманных мыслей, а уж потом идея или отсутствие таковой. ИМХО

Покоряем края, часть I: как придать работе реализма

В каких случаях мягкая кисть усилит работу, а в каких достаточно жёсткой? Как научиться рисовать мягко и почему Крейг Маллинс советует этого не делать?

Говоря о краях, мы в первую очередь думаем о контурах предметов. На самом деле понятие гораздо шире: края существуют между плоскостями объекта, на границах света и тени, в переходах между цветами и даже очёрчивают отдельные мазки кисти.

Край есть между любыми двумя мазками на картине.

Основной характеристикой краев является жёсткость, в зависимости от которой их обычно делят на четыре категории:

  • жёсткий край (hard edge) – самый резкий, бритвенно-острый, вплоть до однопиксельного;
  • твёрдый край (firm edge) – всё ещё сохраняющий резкость, несвойственную мягкому краю, но уже содержащий небольшое размытие. Иногда его объединяют с жестким краем;
  • мягкий край (soft edge) – содержащий видимое смешение цветов. Переход может быть очень плавным, но всегда можно сказать, где кончился один цвет и начался другой;
  • потерянный край (lost edge) – отличается от остальных отсутствием самого края, «растворившегося» в переходе. Зритель может лишь додумать границу – определить точное её положение невозможно.

Марко не случайно поместил жёсткий край между светло-голубым и тёмным цветом фона: контрасты делают границу визуально жестче. Близкие по тону цвета, наоборот, будут смягчать её.

Благодаря этому свойству края и тон при правильном использовании способны усиливать друг друга. Одинаково контрастные детали будут выглядеть по-разному, в зависимости от жёсткости края. Используя этот принцип стоит помнить, что смягчить край между разными по тону цветами может быть сложнее и выглядеть это будет менее естественно.

Начинающим художникам часто кажется, что наш мир состоит в основном из жёстких краев. Это не так: он буквально наполнен мягкими и потерянными краями, роль которых может быть гораздо важнее, чем жестких.

Причин, по которым художник может выбрать тот или иной тип края, может быть всего две:

  • выбор продиктован правилам реального мира, такой край помогает сделать работу реалистичнее;
  • выбор продиктован художественными принципами, он делает картину интереснее для зрителя.

На первый взгляд, для концепт-художников важнее первый пункт. Поэтому в этой статье мы рассмотрим именно его, а о втором случае читайте в продолжении.

Постепенное смягчение краев по мере увеличения расстояния – одно из свойств нашей атмосферы. Объекты у горизонта теряют жёсткость контуров и детализацию — мы уже рассматривали то, как это явление используют в пейзажной живописи. Близкие объекты, напротив, отличаются жёсткими краями и контрастными деталями, которые кажутся ближе. По мнению Нейтана Фоукса (Nathan Fowkes), такая игра краями позволяет добиться максимальной глубины в работе.

Смягчение края за счёт тона тоже сопутствует воздушной перспективе — с увеличением расстояния контрастность снижается, тона сближаются и светлеют. В некоторых случаях этого может оказаться достаточно и всю работу можно сделать жёстким краем.

А вот пытаться сделать все края мягкими не стоит. Из-за этого зрителю покажется, что изображение не в фокусе. Исключения возможны, но это должно быть осознанным решением.

Импрессионисты часто намеренно избавлялись от слишком жёстких краев, придавая картинам воздушность, или же изображая туман.

С похожей целью некоторые разработчики отказываются от жёстких краев в графике. В результате получается стилизованная картинка, такая, как на этом концепте игры Limbo.

Серия Моне «Мост Ватерлоо» хорошо иллюстрирует еще одну особенность краёв: рассеянный и тусклый свет создает больше мягких и потерянных краёв, а жёсткий и яркий – больше жёстких и твёрдых. Тот же самый пейзаж, в ясный день выглядит совершенно иначе.

Значительную часть жёстких краев Моне помещает на свету, в тени же очертания теряются. Тени сильно сближают объекты по тону, в результате края становятся трудноразличимы, часть картины может остаться практически однотонной.

Несмотря на то, что портрет справа содержит очень много мягких и потерянных краёв, он не выглядит незаконченным. Наоборот, чрезмерная детализация теней была бы ошибкой, которую, по словам Крейга Маллинса (Craig Mullins), очень часто совершают начинающие художники. Даже жёстко очерчивая значительную часть деталей на этом концепте для Alien: Isolation, художник Edouard Caplain всё равно теряет почти все края, находящиеся в тенях.

Контроль над тенями критичен для хорошей картины. Тени – лучшие учителя для понимания глубины, тона и краев.

Совсем забывать о тенях — другая крайность, которой следует избегать. Яркий свет фар на этом концепте Life is Strange 2 привлекает внимание, но именно тени и находящиеся в них края создают иллюзию закатных сумерек.

Смягчение краёв характерно не только для теней. Работы в высоком ключе тоже сближаются по тону и легко теряют края. Автор задников для Braid Дэвид Хэллман (David Hellman) пользуется этим, чтобы не перетягивать внимание игрока с персонажей и окружения.

Края некоторых объектов, например, облаков, мягкие сами по себе. Именно с помощью краёв художники 19-го века создавали на холсте реалистичные бархатные наряды. На картине Андерса Цорна (Anders Zorn) хорошо видна разница между золотым кольцом, почти целиком состоящим из жестких краев, написанными мягким краем волосами и бумагой, имеющей жёсткие края только на сгибах.

Это свойство краёв может пригодиться при разработке дизайна персонажей. На этом концепте для League of Legends Джейсон Чан (Jason Chan) создаёт текстуру металла и волос с помощью жёстких краёв, а кожу и полупрозрачную ткань – с помощью мягких.

Важность и сила краёв, по мнению Бобби Чу и Марко Буччи – это то, к пониманию чего художники приходят, уже набрав определённый опыт. Принципы, описанные в первой части обзора, подходят для начинающих, но Крейг Маллинс советует не слишком увлекаться ими, в первую очередь уделив внимание перспективе, работе с формой и тоном:

Края переоценены, они не важны. Края – это вишенка на торте. Они совершенно не нужны для того, чтобы нарисовать хорошую картину – посмотрите на художников-графиков

Развитое графическое мышление, по мнению Крейга, сильно упрощает понимание работы с краем, которую можно считать более продвинутым уровнем.

Как научиться рисовать с помощью только жёсткого края и понимать тон, показывает Марко Буччи в этом видео.

Для всех, кто уже уверен в своих силах, мы подобрали несколько упражнений, которые помогут потренироваться перед второй частью статьи.

Это упражнение научит видеть принципы, описанные в статье, в реальной жизни.

Попробуйте потренироваться искать самые жёсткие и самые мягкие края на фотографиях и картинах. Учитывайте, что жёсткость может быть относительна: самый жёсткий край на картине импрессиониста может быть намного мягче самого мягкого края на промо-арте к игре.

Учтите, что это задание гораздо проще выполнить с картинами — их авторы уже сделали всю работу и расположили края за вас. Изучение картин поможет понять, как работают мастера, а фотографии научат самостоятельно интерпретировать реальность.

Вы также можете попробовать сделать простые стадики с натуры. Джон Хьюз (John Hughes) советует использовать для этого обычные камни. Рисуя их, можно потренироваться использовать край для передачи текстуры, а также изучить то, как края ведут себя на свету и в тени.

Это упражнение научит делать края интересными и поможет выработать свой стиль работы кистью.

Самый простой и, одновременно, худший инструмент для этого — мягкая круглая кисть. По словам Марко Буччи, в ней есть что-то стерильное — она делает неинтересные и лишённые текстуры переходы, не похожие на традиционную живопись. Вместо того, чтобы использовать её, можно:

  • сделать переход через промежуточные тона. Чем больше их будет – тем мягче получится край, уже имеющий простую текстуру;
  • использовать текстурные кисти. Этот способ также подойдет, чтобы добавить характера краю, сделанному мягкой круглой кистью. Хорошо могут сработать разнообразные кисти-брызги;
  • более сложный инструмент — кисть-миксер, имитирующая смешивание сырой краски.

Не бойтесь экспериментировать с разными инструментами и направлением мазков — в этом упражнении важно попробовать найти свой стиль. У каждого художника своя техника работы кистью, поэтому никакого правильного подхода здесь просто не существует.

Работа кистью — это то, через что вы рассказываете о себе.

Это упражнение научит контролировать кисть и избавиться от ощущения «Вот бы найти ту самую, правильную кисточку».

Жёсткая кисть потребует времени, чтобы сделать мягкие края, в процессе будет полезно пользоваться пипеткой, чтобы брать получающиеся промежуточные тона и смешивать их.

Мягким кистям сложнее даются жесткие края, поэтому придется уменьшать ее размеры. В конце можно использовать все понравившиеся кисти сразу.

Прим. ред. Нужно больше информации? Вот тут можно еще почитать о краях + скоро выйдет продолжение статьи!

Автор текста Артемий Третьяков из Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

ТОП-8 современных художников, работающих в технике гиперреализм

Что такое гиперреализм?

Реализм – это стиль живописи, цель которого – передать на картине мир таким, какой он есть. Приставка «гипер» означает – больше, чем реализм. Стиль возник под влиянием фотографии – художники решили проверить свое мастерство: получится ли нарисовать картину, которая будет выглядеть как фото? И у многих получается.

Картины в стиле гиперреализм удивляют своей правдоподобностью. Каждая картина – результат детальной работы над каждым штрихом. Во многих полотнах скрыта некая загадка.

1. Лучано Вентроне

Лучано Вентроне – итальянский художник, который получил мировое признание, как реалист. А потом решил поэкспериментировать в стиле гиперреализм – и ему это удалось. Секрет его живописи – в правильном выборе цветов. Художник говорит:

«Картина – это не просто предмет, который нарисован на ней. Настоящая картина – это цвет и свет предмета» .

На этой картине мы видим тысячи оттенков синего. Кажется, что вода освещена, вода сверкает на солнце. Солнце – сзади нас, светит в спину, а перед нами – темное небо в тучах. Все это ощущается очень реалистично.

Еще во время обучения в школе искусств у художника проявлялся будущий талант гиперреалиста. Учителя замечали любовь Вентроне к деталям, а некоторые его рисунки даже вошли в учебники анатомии.

Художник проработал каждую деталь граната. На каждом зерне фрукта – блик от света, именно такой, какой он и есть в жизни.

В последнее время художник работает с натюрмортом. Он кладет фрукты под яркие лампы, так, чтобы свет и тени красиво ложились на предметы, а еще – фотографирует их и, рисуя, всегда сравнивает рисунок с фото.

Обратите внимание на вазу: на первый взгляд она сливается с фоном. Но если присмотреться, то заметно, как тщательно Лучано работал над ней.

Вентроне рисует масляными ядовитыми красками. Ядовитая краска – это древняя художественная традиция. Если такая краска попадает на кожу – может оставить ожог. Но зато такие краски – самые яркие и качественные.

Черный фон служит контрастом для красного цвета – и краски играют особенно ярко.

2. Сергей Гета

Сергей – современный график и живописец. Учился в Киевском художественном институте, живет и работает в Москве. К гиперреализму пришел, вдохновившись искусством фотографии.

Картина называется «Солнечный день». Все гиперреалисты говорят про важность освещения в своих картинах. Здесь «персонажем» картины оказывается не зелень, а солнце, свет.

Сначала срисовывал фотографии карандашами – свинцовый карандаш создавал эффект фото на бумаге. А потом начал экспериментировать с разными техниками.

Сейчас Сергей – известный во всем мире художник, его картины выставляются в Третьяковской Галерее, музеях Вроцлава в Польше, Нюрнберга в Германии, художественных галереях Японии и США.

Направление, в котором работает Гета, называется «Экологический реализм». Художник любит рисовать пейзажи – природу, зелень, воду.

Листья падают. И каждая прожилка играет на солнце.

3. Патрик Крамер

Художник родился в Америке, штате Юта. Картины рисует с фотографий. Сначала он придумывает, что хочет нарисовать, фотографирует это, из нескольких фото выбирает лучшее, немного обрабатывает в фотошопе – и приступает к рисованию.

У многих возникает вопрос – зачем рисовать точно так же, как выглядит фото. Патрик поясняет это так: если зритель в галерее видит фотографию, пускай даже очень красивую, он смотрит несколько секунд и идет дальше. Но когда вместо фотографии – картина, и зритель понимает это – он восхищен, он подходит ближе, пытается рассмотреть картину внимательнее, увидеть, где краска на полотне.

Картина называется «Три бокала». Нарисована маслом. Обратите внимание на фон – он размытый точно так, как получается фон на фото при съемке предметов крупным планом. Благодаря таким деталям и получается гиперреалистическая картина.

4. Гарриет Уайт

Гарриет Уайт – британская художница. Рисует в основном портреты. Ее стиль называется макро-гиперреализм. То есть лица, нарисованные на картине, как будто «сфотографированы» с очень близкого расстояния.

Здесь, как и на любой фотографии, есть «фокус». Четкими мы видим ресницы, а все, что за ними – размытое.

Картины Гарриет популярны среди частных коллекционеров.

Художница с мастерством подходит к цветовой гамме картин – работает на контрасте. Бежевый, цвет кожи – выступает фоном. А дальше добавляется черный и яркие цвета макияжа.

Благодаря «смазанности» красок возникает эффект движения. Кажется, что на картине пойман случайный момент, модели не позировали, а чувствовали себя непринужденно.

5. Сюзанна Стоянович

Сюзанна Стоянович – сербская художница, которая увлекалась живописью с самого детства. В 11 лет начала рисовать маслом. Позже овладела всеми возможными техниками, пробовала себя в акварели, мозаике, пастели, графике, иконописи, гравюре и даже скульптуре.

На этой картине особенно заметно, что художница увлекалась скульптурой. Фигуры лошадей – «скульптурные». Здесь мы видим застывший момент.

Кроме того, художница занималась литературным творчеством и музыкой – участвовала во многих музыкальных конкурсах. Первую музыкальную композицию написала, когда ей было 15 лет. Но, несмотря на такую широту интересов, призванием Сюзанны остается живопись. Многие из ее картин находятся в частных и государственных коллекциях в США, Швейцарии, Италии, Дании, Сербии, Хорватии, Черногории, Словении и Македонии.

Размытый фон дает почувствовать скорость, с которой несется лошадь:

Художница рисует лошадей, тщательно изучает их анатомию. Самая популярная серия картин художницы называется «Волшебный мир лошадей». Интересное решение – стилизация картины под старинное фото:

Сейчас художница работает над новой живописной серией и пишет короткие рассказы. Мечта художницы – попробовать себя в съемках анимационных фильмов.

6. Эндрю Тэлбот

Эндрю Тэлбот – современный художник родом из Англии. Рисует натюрморты.

Благодаря ярким краскам создается эффект присутствия – кажется, что предметы лежат прямо перед нами. Обратите внимание, насколько правдоподобно художник передал отражение на столе от каждой конфетки. Из подобных мелочей и складывается гиперреалистическая картина. Здесь важна каждая деталь.

В этом году Эндрю вошел в список 15-ти лучших гиперреалистов мира.

7. Рафаэлла Спенс

Рафаэлла Спенс – итальянская художница. Ее хобби – путешествия, и поэтому художница с удовольствием работает над пейзажами, перенося впечатления от поездок на бумагу.

Подобные работы вызывают искреннее восхищение. Художница обратила внимание на каждую высотку, каждое окно и даже оконную раму. Над такими картинами приходится очень долго работать, но результат того стоит.

А это небо над городом никого не оставит равнодушным:

8. Янни Флорос

Янни Флорос – художник из Австралии. Его работы выставлялись в галереях Берлина, Сиднея, Мельбурна и Брисбена, завоевывали много почетных премий. Его рисунки – стилизация под черно-белые фотографии.

Здесь эффект фото возникает благодаря складкам на одежде. Художник тщательно вырисовывал каждую складку.

Также Янни занимается живописью, скульптурой и графикой. В своих гиперреалистических работах художник изображает людей за разными занятиями и хочет показать, как они влияют на нашу жизнь и ощущения мира.

Гиперреализм становится все более популярным. Поэтому, когда в следующий раз вы придете в галерею и увидите фотографию – не проходите мимо ее описания. Вполне возможно, что «фото» окажется картиной – и вы познакомитесь с гиперреализмом в реальной жизни.

Ищите искусство в повседневности! Если вас интересует жизнь известных художников, то рекомендуем посмотреть фильмы, в сюжет которых положена их биография.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: