Как научиться играть на скрипке

Как научиться играть на скрипке

Достаточно много взрослых признаются в детской мечте стать великим скрипачом. Однако по определенным причинам мечта так и не осуществилась. Большинство музыкальных школ и учителей убеждены в том, что начинать обучение во взрослом возрасте поздно. В материале статьи расскажем о том, можно ли научиться играть на скрипке взрослому и с какими трудностями можно столкнуться, если вы захотите начать этим заниматься.

Возможно ли научиться играть на скрипке

Сидя дома и выполняя задания из самоучителей освоить этот инструмент не получится, поскольку музыканты обычно оценивают его как в достаточной степени сложный. Как быстро научиться играть на скрипке? При освоении азов игры может потребоваться много терпения и упорства. В арсенале каждого музыканта можно встретить множество эффективных примеров звукоизвлечения.

Возможно ли научиться играть на скрипке в любом возрасте? Безусловно этот процесс гораздо проще дается детям, но если иметь сильное желание и целенаправленность, то его освоить может даже взрослый.

Как играть на скрипке для начинающих

Прежде чем начать осваивать мастерство, необходимо приобрести инструмент. Его лучше покупать в специализированном магазине. При выборе необходимо обратить внимание на размер.

То, какого размера инструмент необходим, зависит от длины руки музыканта, то есть, в целом, рост имеет значение. Как правило, рост человека зависит от его возраста. Для взрослых наилучшим размером будет четыре четверти. Остальные, как правило, меньше. В любом случае примерка и проверка того, как он звучит, на месте обязательна.

Качественный инструмент найти непросто, велика вероятность наткнуться на плохо звучащий экземпляр. Выбирая модель, лучше руководствоваться мнением опытных в этом деле людей, можно обратиться в нашу Школу Fmusic, и преподаватели тщательно подберут подходящий вам инструмент. Приобрести его также можно будет у нас.

Начинать знакомство с инструментом следует с его настройки, ведь действие это необходимо проводить регулярно и оно не должно отнимать много времени. Настраивать скрипку немного сложнее, чем гитару.

Перед началом музицирования нужно подтянуть смычок и обработать его канифолью. Затем с помощью камертона настроить струны на необходимые ноты. Ну а потом уже можно постигать, как научиться играть на скрипке и приступать к практике.

Освоение музыкального инструмента состоит из следующих этапов:

  1. Учимся правильно держать смычок. Берем трость и указательный палец размещаем на обмотке. Немного согнутый мизинец располагаем на плоской части трости. Кончики мизинца, безымянного и среднего пальца должны находится на одном уровне. Большой палец располагают с обратной стороны смычка напротив колодки. Удерживать трость необходимо слегка расслабленными пальцами. Так чтобы ладони не касались смычка.
  2. Как играть на скрипке для начинающих? Конечно же, сначала необходимо взять скрипку.На музыкальном инструменте можно заниматься в положении не только лишь сидя, но также и стоя. Скрипку берут левой рукой за гриф и устанавливают напротив шеи. Ее располагают таким образом, чтобы нижняя дека касалась ключицы и поддерживалась нижней челюстью, а не подбородком. Такое положение позволит предотвратить соскальзывание инструмента с плеча.
  3. Воспроизводим первые звуки. Смычок располагают между двумя частями инструмента: подставкой, а также накладкой на гриф. Затем слегка надавливая, начинают проводить по струнам. Теперь можно попробовать наклонить смычок под угол 45 0 к подставке. При сильном надавливании на струны образуется громкий звук. Если переусердствовать, то можно услышать неприятный шум. При отклонении смычка в сторону грифа образуется ясный звук.
  4. Музицируем на открытых струнах. К ним относят струны, которые во время игры не зажимаются пальцами. Берут гриф скрипки и удерживают его указательным, а также большим пальцем левой руки. А запястье и плечо правой руки должны находиться в одной плоскости. Для того чтобы поменять струну, необходимо сместить угол наклона смычка. Затем можно попробовать сыграть двигая смычок быстро или медленно. Для того чтобы хорошо контролировать свои движения, необходимо попрактиковаться на одной струне.

После освоения основ можно смело начинать увеличивать сложность упражнений. Начинать тренировки можно с 15 минут, постепенно увеличивая время до шестидесяти минут, а то и больше, в день. Каждый человек вправе практиковаться столько времени, сколько считает нужным. Многих новичков интересует, за сколько можно научиться играть на скрипке. Точный ответ сказать не представляется возможным, ведь все зависит от конкретной личности. Ели человек начал заниматься на этом музыкальном инструменте, то он всю жизнь продолжает учиться.

Можно ли научиться играть на скрипке взрослому

Некоторые люди глубоко убеждены в том, что научиться играть на скрипке с нуля взрослому невозможно. На самом деле спешим вас уверить, что возраст – это не такое уж непреодолимое препятствие на пути к мечте. Каждый человек, обладающий музыкальным слухом, может успешно освоить азы музицирования на инструменте.

А слух, в свою очередь, можно развить, даже если вы считаете, что предпосылок для этого никаких нет.

Фактически, музыкантом может стать совершенно любой.

Сложно ли научиться играть на скрипке взрослому, спросите вы? Безусловно, ребенку намного проще освоить музыкальный инструмент. Ведь дети за счет органических особенностей имеют высокую предрасположенность к обучению. У людей старшего возраста меньше предрасположенности к обучению, запоминанию, развитию определенных навыков. В силу этого необходимы гораздо большие время- и трудозатраты для достижения поставленной цели.

Прежде чем принять решение о начале обучения, необходимо ознакомится с главными особенностями процесса:

  1. Анатомические и физиологические особенности детского организма позволяют быстро привыкать к новым позам и движениям. С возрастом человеку все сложнее освоить новые навыки.
  2. У детей закрепление новых навыков происходит намного быстрее, чем у взрослых. На освоение нового занятия взрослым приходится тратить гораздо больше времени и усилий
  3. У детей снижено критическое мышление, поэтому они не всегда адекватно оценивают ситуацию. А взрослые, напротив, могут адекватно оценивать свои промахи и достижения.

Таким образом, в любом возрасте можно освоить скрипку. Мотивированность процесса обучения у взрослых сможет компенсировать те недостатки, которые связаны с возрастом ученика.

Как научиться играть на скрипке с нуля

Все хоть раз в жизни слышали исполнение классических скрипичных произведений. Скрипка – это уникальный мелодичный инструмент. Если вы серьезно задумали освоить его, то помните, что этот путь довольно труден и быстрота обучения будет зависеть от степени вашей старательности. Наилучшим вариантом, безусловно, будет, если вы пройдете его с личным преподавателем. У нас в Fmusic вы найдете себе профессионального преподавателя по душе. Он сможет составить наиболее эффективный план занятий и достигнуть того уровня игры, который требуется.

С чего начинать и как научиться играть на скрипке с нуля? В идеале необходимо освоить сольфеджио и теорию музыки. Последнее способствует развитию музыкального слуха. Интонированием по нотам необходимо заниматься по несколько раз на неделю. Такой подход позволит сделать чтение нот по сольфеджио для вас в достаточной степени легким занятием.

Если вы будете ориентироваться в нотах, это значительно улучшит вашу игру. Однако если вы примете решение не тратить время на изучение этого предмета, преподаватель не будет настаивать. Этим мы и отличаемся от классических музыкальных школ. Изучение только того, что хочется ученику – гарантия получения позитивных эмоций от занятий. Также, если вы поймете, что музицирование на скрипке вас больше не привлекает, мы сможем предложить другие интересные курсы. К примеру, занятия по гитаре или фортепиано.

Материалы по теме

Открытые уроки в классе скрипки

Хотите сходить на бесплатный открытый урок по скрипке с преподавателем? Это можно сделать в любой день. Узнайте как!

Скрипка

Струнно-смычковый музыкальный инструмент скрипка, история создания, происхождения и другие интересные факты.

Скрипка для начинающих

Cколько стоит скрипка для начинающих? Из чего складывается ее цена и какую выбрать?

Как научиться играть на скрипке: советы и рекомендации

Умение играть хотя бы на одном музыкальном инструменте всегда ценилось в любом обществе, особенно у людей с хорошим вкусом. И не всегда подобным инструментом является гитара или рояль. Узнать, как научиться играть на скрипке, можно не только у опытных педагогов по музыке. Сделать это можно и самостоятельно, если задаться четко поставленной целью, проявить усердие и руководствоваться несколькими несложными правилами.

Возраст – не помеха

Сензитивным периодом для обучения игре на скрипке является возраст старшего дошкольника – 5-6 лет. Начало занятий в этот период позволит получить быстрый результат, но только при условии высокой мотивации ребенка и наличии определенных способностей и хорошего слуха.

Взрослый человек азы игры на скрипке может успешно освоить, если наметил себе четкую цель, усердно занимается и достаточно самокритично относится к достигнутым результатам. Безусловно, ему освоить игру на скрипке гораздо труднее. По этой причине времени на обучение взрослому человеку придется потратить много.

Принимая решение касательно того, когда и как научиться играть на скрипке самостоятельно, следует учитывать следующие обстоятельства:

  • суставы детей более гибкие, чем у взрослых, но у взрослого человека, решившего осваивать скрипку, мотивация выше и прочнее;
  • новые навыки быстрее формируются и прочнее закрепляются у ребенка, но взрослый способен проявить больше усердия, стремясь к намеченной цели, самостоятельно принимая решение о необходимости многочасовых репетиций;
  • у детей обычно снижена критичность мышления, они редко могут адекватно оценить свои достижения, взрослые же хорошо понимают, чего уже удалось достичь, а над чем еще необходимо работать.

Таким образом, начиная обучение игре на скрипке во взрослом возрасте, можно компенсировать упущенные возможности детства и полноценно овладеть инструментом.

До, ре, ми…

Рассматривая вопрос о том, как научиться играть на скрипке с нуля, необходимо предусмотреть обязательное освоение нотной грамоты и сольфеджио – искусства чтения нот и интонирования по ним. Занятия сольфеджио развивают музыкальный слух, который необходим для игры на струнных инструментах. Владеющий сольфеджио музыкант может воспроизвести мелодию мысленно или голосом, не проигрывая ее.

Читайте также  Как сделать маки из гофрированной бумаги

Это умение очень важно для правильного интонирования во время исполнения музыкальных произведений. Заниматься необходимо не реже двух раз в неделю, тогда чтение нот станет таким же простым, как и обычных книг.

Красота свободы

Обучение игре на скрипке — процесс непростой. Пленительный звук инструмента извлекается с помощью особого движения – вибрации, которая достигается специальным движением кисти или свободным от локтя. И в том, и в другом случае требуется много тренировок, позволяющих освоить технику свободных движений, благодаря которым скрипка поет волнующим, незабываемым голосом под скользящими по грифу пальцами музыканта.

Спеши медленно

Как научиться играть на скрипке? В арсенале профессиональных скрипачей множество эффектных приемов звукоизвлечения. Освоение каждого из них требует не только наличия определенных способностей, но и упорных тренировок, многочасовых репетиций, терпения и упорства.

Как научиться играть на скрипке? В начале обучения игре на скрипке осваивают пиццикато – звук извлекают без смычка, только с помощью пальцев. На этом этапе важно добиться правильного движения пальцев по грифу, верной постановки рук. Только после идеально техничного исполнения пьес в технике пиццикато начинающему скрипачу можно браться за смычок.

Как научиться играть на скрипке? Даже взрослому ученику в качестве первых смычковых произведений следует выбирать несложные в мелодическом и ритмическом рисунке произведения, народные и детские песенки с плавным, неспешным темпом. По мере совершенствования навыков игры на скрипке можно пробовать исполнить более сложные пьесы.

Мастерство скрипача никогда не является совершенным. Исполнительское искусство талантов и профессионалов – результат длительного и упорного многочасового труда и ежедневных репетиций. Безусловно, детям обучение дается более легко, но имея сильное желание, волю и целеустремленность, взрослый человек тоже может научиться играть на скрипке. Хоть и потратит на это больше времени.

Школа игры на скрипке Андреева В. Б

Школа игры на скрипке Андреева В.Б.

Владимир Борисович Андреев – Педагог, Скрипач, Музыкант. Музыкальный Колледж им. Н.А. Римского-Корсакова, при СПб Консерватории (заведующий струнным отделом в течение многих лет).
Ученица – Виталия Пак (1996-2000), выпуск с красным дипломом, инструментальное исполнительство, скрипка.

Друзья!
Владимира Борисовича Андреева уже нет с нами. Его памяти посвящается эта маленькая книга.
Прекрасный Музыкант и Педагог, он оставил после себя уникальную методику игры на инструменте и главное – свое понимание музыки.

На первом занятии он спросил меня:
«Вита, что такое музыка?»
Я ответила – «музыка – это художественный образ».
Владимир Борисович скептически рассмеялся, и…
Он показал на скрипке то, чего нельзя передать словами.

1. Музыка – это сила игры музыканта, усилие, труд, которым платит исполнитель.
2. Музыка – это ритм, интонирование и понимание фразы.
3. Музыка – это прежде всего звук и работа над звуком.
4. Музыка – это ритм, пульс и метр
5. Музыка – это правильная постановка рук, техника, и только после этого – та красота, которая рождает ответ в сердцах слушателей.

Ответы на поставленные вопросы:

1. Занятие музыканта, для того, чтобы усилия не пропали даром.

Заниматься надо минимум 4 часа в день. Занятие длится 2 или 3 часа ПОДРЯД, без перерывов, НЕПРЕРЫВНО 2 или 3 часа. Ни в коем случае нельзя дробить 2-3 часовые блоки, потому что занятия по 15 минут, это не занятия. Заниматься нужно не менее 4 часов в день.
Труд состоит в тщательности отделки того или иного приема, перехода, фразы, всего произведения.
Сначала мы знакомимся с текстом. Пропускаем через себя. Учим наизусть фразами. Потом соединяются эпизоды. Потом возникает целостность.

2. Ритм, пульс, метр, интонирование.

Ритм – это основа музыки. Ритм – это основа жизни. Если музыкант играет неритмично – это плохая игра, потому что она не имеет стержня.
Пульс – это движение музыки, движение фразы, движение произведения.
Метр – это основа теоретическая, а практически – это понимание точности музыки, ритма, пульса. Точный метр, точный ритм – это тот секрет, с помощью которого музыкант владеет игрой, слушателем, понимает замысел композитора.

3. Работа над звуком.
Поиск своего звука – это ежедневная часовая игра легато по одной ноте, не произведение и не этюд. Вжимая смычок сильнее в струну, чувствуя движение волоса можно найти свой
звук, когда скрипка заговорит своим голосом. Поиск форте – это очень сложная работа, ибо форте не значит грубо, форте значит –НОРМАЛЬНЫЙ звук, мелодичный, звонкий, или тяжелый, или нежный, певучий. Форте – это сильный смычок и… легкая рука. Ибо зажимов быть не должно. Поиск пиано, поиск оттенков – это Самостоятельная Работа.
Хороший звук – это и хороший инструмент. Проверка инструмента – это значит проверить аккорды, кантилену, форте, пиано и штрихи.
Звук на штрихах – никогда нельзя ничего «облегчать». Всегда играть нужно сильным звуком, и форте и пиано различаются не облегченностью или более сильным нажатием, а тем, что ты найдешь в руке, когда будешь искать СВОЙ звук.

4. Интонирование. Это – нахождение каждой ноты и пропевание ее. Каждую ноту нужно играть так, как будто она главная, не пропускать ни 16, ни 32, ни 8 длительности, каждая самая маленькая или самая большая нота одинаково важны. Если мы играем пассаж, то пропевается каждая мгновенная быстрая нота его. Для этого – ВСЕГДА УЧИМ ВСЕ МЕДЛЕННО. Учение МЕДЛЕННО и ЧИСТО – это залог того, что и в темпе все будет ровно, красиво звучать.

6. Постановка рук. Техника. Этим занимается каждый педагог так, как он считает целесообразным. Постановка рук по Андрееву – это крепкий захват шейки скрипки указательным и большим пальцем, и отсутствием прогиба кисти при положении «в конце» смычка. Ровное усилие на весь смычок, игра ВЕСОМ руки, а не судорожным нажимом или зажатием мышц руки. Технически все учится МЕДЛЕННО, в Медленном Темпе, по многу раз повторяя правильно. Любой этюд – даже самый скучный должен заблистать всеми гранями, штрихи, в том числе и легато, отрабатываются на этюдах.
Техника – это Душа произведения. А музыка – это интонирование каждой фразы в соответствии с ДЫХАНИЕМ и ДВИЖЕНИЕМ.

Глава 2 и предпоследняя.
«Как Владимир Борисович Андреев обучал Виту Пак.
ЗАПОМНИЛА НАВСЕГДА!»

1 курс:
Прижимать пальцы крепко к струнам – левая рука.
Нажимать указательным пальцем на смычок, мизинец на смычке,
косточки выставить – правая рука.
Вибрация – от локтя, не кистевая, рука работает не от плеча, а от предплечья.
Смычок плотно и сильно прилегает к струне форте, пьяно не шуршашее, а прилегающим смычком, более облегченное, но не приснятое касание.
Прежде чем взять ноту, надо поставить смычок на струну.
Качество переходов зависит от верного времени перехода на позиции вверх или вниз.
Пальцы на струну надо ставить заранее.
Упражнения для качественных переходов: струна ля, нота си первым пальцем, многократно туда сюда, как мяуканье к ноте ре в третьей позиции и вниз обратно — к си. Следить за точной интонацией.
Упражнение для плотного прилегания смычка к струнам и правильного мышечного ощущения левой руки при держании скрипки:
Смычок на струну в начале второй трети смычка. Вести вниз ( )двигая локтем вниз-вверх с хорошим нажатием указательным пальцем на смычок. Также вверх. Много раз с красивым литым звучанием. Левая рука одновременно – первым пальцем си и двигать локтем влево-вправо, не зажимая плечо, и цепко держа шейку скрипки большим согнутым и скругленным первым пальцем. *Можно практиковать разные позиции.

2 курс:
Прижимать пальцы по-мужски крепко к струнам. Разбор – это когда есть наизусть и музыка – по нотам. Наизусть – на память. Учить фразами, пока не запомнишь. Неправильно не повторять. Повторять правильное.

3 курс:
Ритм повсеместно. Ногой стучать нельзя, метроном нельзя, пульс – мышечное ощущение.
Интонация на скрипке – СЕКРЕТ ПАГАНИНИ, ЗАНОВО ОТКРЫТЫЙ ВЛАДИМИРОМ БОРИСОВИЧЕМ АНДРЕЕВЫМ: каждую ноту произведения нужно проиграть в середине смычка, верно поставив чистейшую ноту – тренировка слуха и крепкая постановка пальца.
Надо научиться крепко ставить пальцы на подушечку и не бояться мозолей. Напряжение в пальце, а не в кисти и не в руке. То же для правой руки – усилие крепкого держания в пальцах,
Кисть напряжена, плечо свободно не прижато к корпусу.
*Трепетная вибрация делается пальчиком, верхней фалангой каждого.

4 курс.
Ритм, крепко прижимать пальцы к струнам.
Аккорды – ломать не пополам, а одну восьмую к девяти восьмым протяженности аккорда.

Игра на скрипке должна быть мужская, у женщин особенно.

Деташе – с помощью подвижных пальцев правой руки, прижатым указательным, без слышной смены смычка. Играть деташе лучше в середине.

Стаккато – учить вверх на весь смычок, каждое краткое прижатие с сильным скрипом. Потом скрип убрать, играть раз от раза быстрее, повторяя каждый темп, пока не начнёт получаться.
Вниз — то же самое.

Спиккато – прикосновение без акцента, атака мягкая, NO SKRIP, равное количество смычка на ноту вверх и вниз. Отскок невысокий, а прилегающий почти к струне – для ровности.

Рикошет – бросок, пока не отскочит.

Мартле – положить на струну, прижать, отдернуть. Вверх то же: нажатие у конца смычка
Указательным пальцем.
Акценты – (ПРИМЕР : Крейслер Ф. «Прелюд и Аллегро», Прелюд). Положить смычок на струну в середине, быстрое проведение, продавливая указательным пальцем в середине вверх и вниз.
Акцент – не резкость, а давление.

Читайте также  Как подобрать детские лыжи

Смена смычка, легато – у конца смычка прижатый указательный, у колодки – большой и мизинец, пальцы остальные, конечно же, не отпускать.

Когда находишься в самых верхних позициях (IV-V октава) надо держаться большим пальцем левой руки не за обечайку, а за шейку, и никогда не скользить на высоких нотах по обечайке. Надо держаться большим пальцем за основание шейки и растягивать кисть, тянуться пальцами вверх.

ПАЛЬЧИКАМИ ПО СТРУНАМ НЕ ШЛЁПАТЬ, НЕ СТУЧАТЬ – МЯГКО И КРЕПКО КЛАСТЬ ИХ ПОДУШКАМИ НА СТРУНУ, ОЩУЩАЯ НЕКУЮ КРЕПКУЮ БОЛЬ! КАК БАЛЕТ.

Глава 3, заключительная

Когда работа над произведением окончена, начинаются репетиции.
Каждая репетиция имеет смысл только тогда, когда все, что делалось на прошлой репетиции закреплено и выучено. Для фразировки полезно петь фразу в полголоса, вслух.

Проигрывание первые два раза на публике обычно получаются не столь выразительными.
Проблема в волнении, в недостаточной привычности пребывания на сцене, вероятно, от первичности того, что делаешь. В любом случае, как только ты ступил на сцену – весь мир оказывается за окном – с его политикой, любовью, треволнениями и насущными проблемами. Ты – один на один с музыкой. И от того, как ты подготовлен, зависит то, что ты сейчас сыграешь.

Удачное проигрывание, и это всем известно – третье и четвертое. Эти выступления лучше осуществить в хороших залах. Первое и второе обыгрывание, когда «теряется много нот…», лучше осуществить в залах поскромнее.

Концерт – это отчасти праздник, отчасти мука для музыканта. Самое интересное, что чем хладнокровнее ты себя чувствуешь во время исполнения, тем больше эмоций и красок можешь выразить и показать через скрипку, струну и смычок.

Необыкновенные нюансы, которых не было на репетиции, рождаются во время концерта. Приобретенная техника, налаженность изложения, отличное знание текста и обыгранность дают в итоге искусство: ты поешь, скрипка через подушечки пальцев трепещет, или поет глубоким тоном голоса, или шепчет, или плачет, или дает искристое яркое, ясное форте. Все это многоцветье возможно лишь при условии полугодовой, годовой работы над произведением.
Техника, пассажи, аккорда во время концерта – поют в соответствии с тем, насколько тщательно они были отделаны каждый в отдельности, а затем вместе.

В заключении, скажу, что все предоставленные мысли относительно техники и концерта, весьма вероятно не покажутся рассуждением о музыке.

Но музыка – технична, значит надо посвятить время своего учения музыке технике в начале начал и продолжении пути. А потом, в 26 лет, ты сыграешь то, что ты действительно любишь, и сыграешь по- настоящему, инструмент заговорит в твоих руках.
Потому что ты проник в тайну музыки – красота рождается только в том, что Любишь, и Любишь с большой буквы.

Пак Виталия, «Школа игры на скрипке Андреева В.Б.».

Кое-что об игре на скрипке для начинающих: история, устройство инструмента, принципы игры

Сначала несколько мыслей об истории самого музыкального инструмента. Скрипка в том виде, в каком известна сегодня, появилась в XVI веке. Ближайшим родственником современной скрипки принято считать виолу. Причем от неё скрипка унаследовала не только внешнее сходство, но и некоторые приёмы игры.

Самая известная школа скрипичных мастеров – это школа итальянского мастера Страдивари. Секрет чудесного звучания его скрипок не раскрыт до сих пор. Считают, что причина в лаке его собственного приготовления.

Самые знаменитые скрипачи – тоже итальянцы. Возможно, вам уже знакомы их имена – Корелли, Тартини, Вивальди, Паганини и т.д.

Некоторые особенности устройства скрипки

У скрипки 4 струны: соль-ре-ля-ми

Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела. У скрипки есть головка, к которой крепятся колки, шейка с грифом из черного дерева и корпус.

Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.

Эфы на скрипке – вырезы в форме буквы f

Струны, а их у скрипки четыре (соль, ре, ля, ми), цепляются на струнодержатель, удерживаемый пуговицей с помощью петли, и натягиваются при помощи колков. Строй у скрипки квинтовый – настройку инструмента производят, начиная со струны «ля». Здесь бонус – из чего делают струны.

Смычок представляет собой трость с натянутым на неё конским волосом (сейчас активно используется и синтетический волос). Трость изготавливается преимущественно из дерева и имеет изогнутую форму. На ней расположена колодка, которая отвечает за натяжение волоса. Степень натяжения скрипач определяет сам по ситуации. Хранится смычок в футляре только со спущенным волосом.

Как играют на скрипке?

Кроме самого инструмента и смычка скрипачу нужен подбородник и мостик. Подбородник закрепляется на верхней части деки и на него кладется, как понятно из его названия, подбородок, а мостик устанавливается на нижнюю часть деки, чтобы скрипку было удобнее держать на плече. Всё это регулируется так, чтобы музыканту было удобно.

В игре на скрипке задействованы обе руки. Они тесно взаимосвязаны между собой – одной рукой вы не сможете воспроизвести на скрипке даже простенькую мелодию. Каждая рука выполняет свою функцию – левая, которая держит скрипку, отвечает за высоту звуков, правая со смычком – за их звукоизвлечение.

В левой руке участвуют в игре четыре пальца, которые перемещаются по грифу из позиции в позицию. Пальцы ставятся на струну округло, серединой подушечки. Скрипка – это инструмент без фиксированной высоты звука – на ней нет ладов, как на гитаре или клавиш, как на пианино, на которые нажал и получил звук определённой высоты. Поэтому высота звука на скрипке определяется на слух, а переходы из позиции в позицию нарабатываются многочасовыми тренировками.

Правая рука отвечает за движение смычка по струнам – от того, как ведётся смычок, зависит красота звука. Ровное ведение смычка вниз и вверх – это штрих деташе. На скрипке можно играть и без смычка – щипком (этот приём получил название пиццикато).

Вот как держат скрипку при игре

Учебная программа по классу скрипки в музыкальной школе занимает семь лет, но если говорить честно, начав играть на скрипке, продолжаешь этому учиться всю свою жизнь. Даже маститые музыканты не стесняются признаться в этом.

Однако это не значит, что на скрипке так уж невозможно научиться играть. Дело в том, что долгое время и до сих пор в некоторых культурах скрипка была и остаётся народным инструментом. Как известно, народными инструменты становятся благодаря своей доступности. А теперь – немножечко чудной музыки!

Ф. Крейслер Вальс “Муки любви”

Интересный факт . Моцарт научился играть на скрипке в 4 года. Сам, по слуху. Никто ему не поверил, пока малыш не продемонстрировал свои умения и не поверг этим взрослых в шок! Так что, если уж 4-хлетний ребёнок справился с игрой на этом волшебном инструменте, то вам, дорогие читатели, сам бог велел взяться за смычок!

Скрипка. Что надо знать начинающему музыканту?

Скрипка относится к числу тех музыкальных инструментов, на которых можно начинать обучение в любом возрасте.

Преподаватели советуют приступать к этой нелегкой задаче в раннем детстве. Для малышей четырех лет найдется инструмент по размеру их крошечных ручек. Стоит разъяснить, что полный комплект для занятий состоит из самой скрипки, смычка (он представляет собой деревянную трость, на которую натянут конский волос), мостика или подушечки, которые служат для удобства музыканта и, желательно, футляра.

Для начала нужно выбрать преподавателя или музыкальную школу с отделением скрипки. Будет лучше, если их вам посоветует кто-нибудь из опытных в этом деле людей. Затем взять в аренду, а еще лучше приобрести собственный инструмент. С одной поправкой: покупка делается обычно в тот момент, когда вы достигли «своего» размера скрипки — перестали расти и вам уже не понадобятся большие габариты. Детям с их быстрым развитием приходится неоднократно менять скрипку. Многие учителя обладают небольшой коллекцией собственных инструментов от мала до велика, и с удовольствием дают их в пользование своим ученикам.

Главное очень бережно обращаться со скрипкой, так как материал ее не настолько прочен, чтобы стерпеть истязания. Стоит купить хороший футляр — его можно найти в любом музыкальном магазине или в Интернете (разделы объявлений, работающие по системе «Из рук в руки»). Второй вариант обойдется вам дешевле — как уже говорилось, дети быстро вырастают из своих инструментов, и, даже несмотря на то, что футляр способен вмещать в себя несколько разных размеров, его рано или поздно приходиться менять.

Дома стоит тоже заботиться о состоянии своей скрипки. Я не имею в виду повреждения физического характера, преподаватели обычно говорят, что такое вообще не должно допускаться. Главное, правильно выбрать место хранения — это должно быть место с нормальной комнатной температурой, подальше от окна, зимой и от батареи — хранение здесь может привести к деформации корпуса. Корпус может рассохнуться, а это уже тянет за собой ряд серьезных проблем.

Позаботьтесь о том, чтобы футляр с инструментом не хранился на проходе. И подальше от маленьких детей, от их желания сделать из скрипки игрушку. Стоит сразу объяснить ребенку, что перед ним очень хрупкий предмет, к которому нужно относиться с любовью. Существует еще одна проблема, связанная с хранением, — это вредные насекомые-клещи, которые занимаются поеданием конского волоса на смычке! Для этого неплохо положить внутрь футляра гвоздику.

Читайте также  Как перевернуть камеру в скайпе

Есть несколько негласных правил скрипачей: перед игрой следует наканифолить смычок. Это означает нанести канифоль (стекловидную смолу желто-красного цвета) на конский волос, на внешнюю его сторону — на ту, которая будет соприкасаться со струнами. Саму скрипку систематически надо протирать в том месте, куда оседает пыль от канифоли. Если этого не делать, то сначала в том месте появятся белые липкие смолянистые пятна, а со временем они превратятся в черные грязевые разводы. И снимите все кольца с пальцев, прежде чем взять скрипку в руки, — они может помешать. По окончании игры не забывайте расслаблять смычок так, чтобы конский волос немного провисал. Это избавит вас от возможных поломок.

Ознакомившись с этими правилами, можно приступать к занятиям. Какой бы ни был возраст, начинать придется с самых простых песенок. Обычно их выбирают из соответствующих сборников, или — для интереса детишек — родителей просят завести музыкальную тетрадь или альбом, расчерченные нотными строками, где ноты будут появляться наряду с иллюстрациями, нарисованными ребенком.

Во время игры всегда помните о том, что плечи, шея, руки и ноги должны быть расслаблены. Только так возможно получить хороший результат. Всегда следите за траекторией смычка — он должен скользить перпендикулярно струнам и не сползать на гриф — это условие хорошего звучания. Хочу заметить, что на первых занятиях вам придется играть пиццикато — вместо смычка щипать струны пальцами. Старайтесь точно следовать советам и наставлениям преподавателя, играя дома, потому что хуже всего заниматься заучиванием неправильных вещей — от них порой очень сложно бывает потом избавиться.

Если вы серьезно настроены, то надо уделять внимание занятиям не только в классе, но и дома. Для вашего удобства можно приобрести некоторые аксессуары. В силу того, что скрипку достаточно часто приходится настраивать, — так как меняется сила натяжения струн — вы должны ясно слышать, как звучит нота Ля, от которой настраиваются все остальные струны. Если совершенным слухом вы не обладаете, хотя это большой минус в игре на скрипке, так как здесь нет ладов, то советую приобрести камертон. Если вас оставило чувство ритма, то тут метроном вам помощник — он будет настойчиво отбивать заданный счет, на концертах его заменяет аккомпанемент фортепьяно. Также вам понадобится пюпитр — на него удобно ставить ноты, его плюс в том, что он настраивается под любой рост.

Также следует более внимательно относиться к самому себе, не советую активно заниматься волейболом и баскетболом — пальцы нужно беречь.

Скрипка считается одним из самых сложных инструментов для обучения. Но упорный труд, который в музыкальной школе обычно занимает лет семь, явно стоит результата.

Удивительная музыка, которая льется из-под смычка, — самая высокая награда. Хочу пожелать удачи тем, кто решит выбрать этот путь!

СКРИПКА
ИМПРОВИЗАЦИЯ
ТВОРЧЕСТВО

Учиться играть на скрипке – мифы и реальность

Ализа Керен

Скрипка – загадочный инструмент, красивая игра на скрипке часто кажется недостижимой, существует множество мифов и утверждений об обучении игре на скрипке, вот некоторые из них:

  • Надо иметь абсолютный слух
  • Надо иметь длинные пальцы для игры на скрипке
  • Надо учиться с детства, иначе ничего не получится
  • Чтобы научиться хорошо играть, надо заниматься много часов в день
  • Существуют школы игры, самоучители игры на скрипке, каналы в ютюбе по обучению, помогающие самостоятельно научиться играть на скрипке
  1. Абсолютный слух

Для профессиональной игры на скрипке абсолютный слух не обязателен, хотя «абсолютники» — скрипачи имеют преимущество перед не имеющими абсолютный слух.

Проявляется это, например, в умении подхватить и сыграть мелодию на слух без репетиций в незнакомом ансамбле, хотя это умение ценится не только у скрипачей, а также и у любых других музыкантов. В оркестровой игре или в ансамблевой классической (квартет, трио и пр.) наличие абсолютного слуха не играет решающей роли.

Абсолютный слух – это только память высоты звуков.

Для профессиональной игры на скрипке гораздо важнее тонкая настройка музыкального слуха, которая отличается от фортепианного хроматического строя, то есть скрипачу совершенно необходимо уметь слышать разницу звуков, меньшую, чем полтона. Эта способность развивается в процессе внимательного прослушивания скрипичной музыки, а также занятий с педагогом скрипки, который может дать услышать различные варианты одной и той же ноты, например, в применении к разным аккордам или в связи с художественными задачами.

  1. Длинные пальцы

Наверное, этот миф родился в связи с картинками, на которых изображен Паганини 🙂 Безусловно, он был гением, но существовало и существует множество прекрасных скрипачей – невысоких, плотных, с пухлыми короткими пальцами (Д. Ойстрах, И. Стерн, И. Перельман, В. Овчарек и др.), которые доказали, что длина пальцев не играет решающей роли в профессиональной карьере.

Что важно для рук скрипача – гибкость суставов, хорошая координация и наличие мягких подушечек на кончиках пальцев. Это дает возможность тонкой нюансировки скрипичной игры.

  1. Учиться на скрипке с детства

(см. Возможно ли обучение взрослых на скрипке с нуля? )

Да, профессиональных скрипачей начинают учить в среднем с 4-7 лет, но это не значит, что в более старшем возрасте невозможно научиться играть.

Решающую роль играют талант ученика, профессионализм педагога и регулярность правильных занятий на скрипке.

  1. Сколько надо заниматься на скрипке

Профессиональные скрипачи (солисты, участники музыкальных конкурсов, оркестранты, студенты, учащиеся музыкальных школ, быстро продвигающиеся по программе) занимаются скорее много, чем мало (3-8 часов в день), особенно если они должны быстро охватить большие объемы нотного материала.

Но… чем выше профессионализм музыканта, тем меньше требуется ему времени на освоение нового материала и поддержание ранее игранных программ, при этом качество игры остается высоким.

Это происходит за счет

  1. умения прорабатывать в уме музыкальный материал,

(см. Сольфеджио – для чего оно? ),

  1. умения правильно заниматься на скрипке,
  2. психологической устойчивости и ментальной свободы,
  3. свободы и уверенности игровых навыков, вошедших в подсознание.

Начинающему скрипачу вне зависимости от возраста в первую очередь необходимо работать над качеством первых трех пунктов, это требует усиленной работы головой, в меньшей степени – руками. Есть способы заниматься вообще без скрипки, что очень экономит время и физические силы.

С маленькими детьми работу над п.1-3 берет на себя педагог, а также родители под его чутким руководством. Постепенно ребенок начинает заниматься самостоятельно с учетом привитых ему правильных навыков.

Взрослые начинающие скрипачи самостоятельны в занятиях на скрипке, от педагога требуется детальный «рецепт» — план задач и способы их выполнения, иначе может разыграться следующий типичный грустный сценарий.

Ученик «пилит» на скрипке 1-2-3 часа, приходит на урок с чувством выполненного долга и говорит: Я много играл на скрипке, но у меня не получается. Педагог: Надо заниматься больше! Ученик занимается 4-6 часов, в хорошем случае путем проб и ошибок что-то получается, хоть и не всегда стабильно. В плохом случае учащийся переигрывает руки и бросает занятия скрипкой… занавес…

Свобода игры на скрипке (п.4) – умение, в первую очередь зависящее от правильных занятий, а не большого количества часов, проведенных с инструментом в руках!

Выражения «Лучше меньше, да лучше» и «Тише едешь – дальше будешь» в полной мере себя оправдывают. Должна накопиться «критическая масса» тщательно проработанных элементов скрипичной техники и их ощущений, тогда вы сможете играть свободно, легко и выразительно, у вас появится красивый звук и чистая интонация – эти качества хорошей игры на скрипке не зависят от репертуара и требуются на любом уровне.

Не давайте себе заучивать ошибки и играть много часов зажатыми руками!

Лучше потрудитесь продумать материал урока, мысленно проработать правильные движения, выучить ноты наизусть голосом (это можно делать без инструмента) – пользы будет несравненно больше, чем бессмысленные часы «пилежки».

  1. Можно ли самостоятельно научиться играть на скрипке?

С приходом в нашу жизнь интернета, в котором имеется огромное количество написанных материалов по технике скрипичной игры, а также многочисленные видео уроки на youtube, показывающие, как играть на скрипке, складывается впечатление, что это возможно.

Напичкавшись разнообразной информацией о скрипке, начинающий скрипач пытается применить эти знания на практике, и тут выясняется в который раз, что знать и уметь – вещи весьма и весьма разные…

Что мешает соединить эту информацию воедино самостоятельно?

  • Разнообразие школ, подходов обучения и видов постановки рук на скрипке
  • Отсутствие системы подачи материала с учетом индивидуальности ваших музыкальных данных и физиологии
  • Отсутствие обратной связи

Педагог скрипки необходим для того, чтобы

  • оценить слуховые и физиологические особенности ученика, его общий музыкальный уровень
  • с их учетом выстроить оптимальный план обучения – постановки рук, правильных самостоятельных занятий на скрипке, включая развитие слуха и ритма, умение пользоваться теорией музыки, читать ноты и пр.
  • видеть целостную картину развития ученика, отслеживать неизбежные поначалу ошибки и вовремя поправлять их, не давая закрепляться неправильным игровым навыкам
  • давать правильные психологические и ментальные установки, помогающие процессу обучения на скрипке
  • быть примером играющего скрипача, способного лично показать технические элементы и вдохновляя ученика на его дальнейшее продвижение в музыке
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: