Как научиться играть на саксофоне

Саксофон самоучитель

Игра на саксофоне. Самоучитель Игра на саксофоне открывает серия уроков Николая Годыны «Уроки игры на саксофоне для начинающих и продолжающих обучение».
Николай Годына профессиональный саксофонист руководитель «2х2» Saxophone Quartet, участник бигбэнда «Саксофоны Санкт-Петербурга», артист оркестра театра Мюзик-Холл, педагог музыкальной школы имени Н.А. Римского-Корсакова с 10-летним стажем (с 2007 года).

Единственная просьба: задавайте вопросы по недостаточно раскрытым темам.
Так вы поможете сделать занятия «более лучше»

И, конечно, оставляйте отзывы и пожелания. Постараемся исполнить.

Уроки Николая представляют собой описание основных видов техник и специальных приемов игры. Таких как слэп, мультифоники, гроулинг, фруллато и прочие. Кроме того, даются ответы практически на все вопросы, которые возникают у начинающих осваивать саксофон.

Урок 1.1 Подготовка саксофона к игре

Рассказывает Николай Годына:

Саксофон состоит из следующих частей:

  • мундштук
  • эска (шейка)
  • корпус саксофона, части которого называются:
    • ствол;
    • сапог;
    • раструб

Корпус саксофона.

Корпус имеет развитую систему клапанно-рычажного механизма, которая обеспечивает хроматический звукоряд во всем звуковом диапазоне саксофона. Воздух, заполняющих корпус выполняет роль резонатора звука. Изогнутая форма корпуса с раструбом обеспечивает удобство игры на саксофоне.

Брать корпус саксофона рекомендуется за раструб. Это самый безопасный прием. Так вы сохраните от повреждений клапана и другую механику инструмента.

Эска (подмундштучная трубка) саксофона.

Эска (шейка) — подмундштучная трубка предназначена для насаживания мундштука. Глубиной насаживания мундштука на эску можно подстроить инструмент. При глубокой посадке мундштука тон повышается, при мелкой посадке (не до конца) строй саксофона понижается.

Эска с мундштуком устанавливается в корпус саксофона.

После установки эски в корпус саксофона и регулировки ее положения к саксофонисту, она фиксируется крепежным винтом на корпусе.

Мундштук саксофона.

Мундштук у саксофона с одинарной тростью.

Это, пожалуй, важнейшая часть конструкции саксофона. Потому что внутри мундштука зарождается так любимый многими саксофонный тембр.

Возбудителем колебаний воздуха в мундштуке и эске является трость.

Трость, это пластинка из тростника, которая колеблется под потоком выдыхаемого саксофонистом воздуха. От трости во многом зависит качество звука саксофона.

Перед началом игры трость необходимо подготовить — размочить. Размачивают трость в стакане с водой. Опускают трость в воду на 10 — 15 минут, вынимают и протирают ее. Иногда саксофонисты размачивают трость слюной во рту.
После размачивания кончик трости должен быть ровным. Если кончик трости имеет волнистые изгибы, то его выпрямляют. Для чего прижимают трость плоской стороной к ровной поверхности. Например, к площадке мундштука.

На следующем этапе подготовки саксофона к игре собирают мундштук. Для этого трость плоской стороной кладётся на площадку мундштука и выравнивается по верхнему краю.

Трость на мундштуке крепится лигатурой.

Лигатуру саксофонисты часто называют «машинкой». Она может быть металлической, кожаной и, даже, в виде шнура.


Металлическая лигатура бывает с винтами вниз и с винтами вверх. Чтобы понять какая лигатура на вашем саксофоне используйте правило: у правильно надетой лигатуры винты находятся с правой стороны. На изображении мундштука, приведенном выше, винты расположены сверху, но все-равно справа!

Лигатуру располагают немного ниже среза трости. Не рекомендуется ставить лигатуру выше среза или сильно ниже среза трости. Неправильно надетая лигатура плохо держит трость.

До затягивания крепежных винтов на лигатуре необходимо выставить трость. При выставлении трости действуйте аккуратно. Трость берут за боковые края и, при необходимости, подталкивают ее в пятку. Нельзя выравнивать трость, касаясь ее верхнего острого кончика. Так можно повредить трость и привести ее в негодность.

После выставления трости затяните крепежные винты лигатуры.

При сборе мундштука лучше соблюдать советы опытных саксофонистов.
Представляем видео-урок от Эдгара Шамова:

Разбор саксофона после игры проводят в обратном порядке:

  • снимают эску;
  • затем снимают мундштук;
  • последней аккуратно снимают трость.

Протирают и чистят все элементы саксофона. Бережно и осторожно ухаживают за клапанами инструмента. Затем всё укладывают по своим коробочкам, кармашкам и чехлам.

Надеемся, что тема первого урока вами усвоена и можно переходить ко второму уроку:

Урок 1.2 Саксофон обучение. Дыхание при игре

Для особо одаренных сообщаем, что некоторые умельцы-новички увлекаясь пробуют покрутить отверткой разные винты на саксофоне. В результате получают вот такую картину:

Если вы не мастер по ремонту саксофонов или не преподаватель музыкальной школы, сильно не рекомендуем что-либо откручивать, гнуть, пробовать на прочность и ковырять на инструменте. При необходимости, обращайтесь к специалистам.

Самоучитель «Игра на саксофоне» создан в рамках проекта «Свирелька». Это компьютерная программа, обучающая игре на разных духовых инструментах от народных свирели, пимака и дудука до классических поперечной флейты, кларнета и саксофона. Какую помощь в освоении саксофона может оказать Свирелька будет рассказано на последующих уроках самоучителя. Будем благодарны за Ваши предложения, критику и отзывы о каждом уроке. Пишите их в комментариях внизу страницы.

Игра на саксофоне

Саксофон самоучитель : 3 комментария

Немного знаю нотную грамоту. Приобрел сакс альт, естественно хочу научиться играть на нем. Помогайте, Друзья

12 ШАГОВ К МЕЛОДИИ

Такой банальный, простой и в то же время неоднозначный вопрос, не так ли? Каждый из вас задавал его себе по многу раз, задолго до того, как купить саксофон. А каждый раз, получая ответ на него многие рисуют такую сложную картину обучения на саксофоне, что начинают пугаться раньше времени и терять саму суть обучения. Давайте сегодня разделим вопрос на несколько составляющих и каждый из вас для себя ответит на этот вопрос и узнает, что всё дело не в сложности саксофона, как инструмента, а в подходе к обучению, который может и изменит ваш взгляд к словам “КАК”,“НАУЧИТЬСЯ”, “ИГРАТЬ”, “НА САКСОФОНЕ”. Ведь для каждого ученика эти вопросы вызывают сомнения относительно споров о результатах после того, как в саксофон вложены немалые деньги. Практикуя с учениками больше 25-ти лет, я с удовольствием поделюсь своими наблюдениями и скорее всего помогу вам выставить правильные приоритеты с самого начала. От этого и будет зависеть качество обучения и конечно, в конечном итоге, скорость.

Всё, о чём вы узнаете в этой статье, проверено на практике и написано мной только для тех, кто хочет научиться играть мелодии на саксофоне.

Обращаюсь в первую очередь к новичкам. Хотя постоянно сталкиваюсь с “опытными учениками” (1-2 года), которые порой не умеют показать элементарных навыков ни в звуке, ни в ритме, ни во всём остальном. Всё это они признают и позанимаюсь со мной месяц-два удивляются, как всё просто, когда знаешь чёткую последовательность выполнения каждого навыка. Проблема “опытных” – они постоянно переучиваются, то по одному ролику, то по-другому. Поэтому не обессудьте, все саксофонисты-любители, но приготовьтесь к горькой правде, которая многих не только отрезвит, но и направит в нужное русло, и я уверен на все 100% поможет всё-таки играть на саксофоне мелодии.

И так 1-ое правило саксофониста-любителя: если ты не настроился (нет времени и т.д.) на постоянные регулярные занятия (3-4 раза в неделю), то сразу отложите пока эту идею в сторону. Во-вторых: на начальном этапе не меньше 20-30 мин. на одно занятие. В-третьих: определить чёткую цель обучения на саксофоне. Это я к тому, что порой ученики за деревьями леса на видят – не уверен, чтобы вы купили саксофон для тренировки диафрагмального дыхания или изучения аппликатуры. В-четвёртых: определить чёткий путь, по которому ты пойдёшь, ибо путей много, а цель только одна. В-пятых: запастись терпением и настроиться на временные трудности и проблемы, которые ты готов стойко переносить и преодолевать. В-шестых: настроиться на радость жизни от сыгранного и выученного – в общем всего того, что в конце концов и называется результатом. Я вам гарантирую, что радость от сыгранной первой мелодии перекрывает всё остальное, что когда-то так беспокоило и доводило до отчаяния.

Диафрагмальное дыхание, амбушюр и аппликатуру с нотами, плюс все шесть пунктов выше — вы должны понимать задолго до того, как выбрать саксофон. А сейчас я вкратце расшифрую эти правила для тех, кто уже держит его в руках, но зашёл по каким-то причинам в тупик или уже положил инструмент на полку.

Наберитесь, друзья, терпения и уделите занятиям на саксофоне должного времени и сил. Так уж устроена музыка. Здесь само собой не приходит ничего, как и в спорте и в любом деле, за которое люди вас благодарят, аплодируют и радуются вместе с вами. Конечно, как в любом деле вам поможет добиться результата терпение, регулярность, исключение ошибок и системность. Саксофон довольно капризный инструмент, несмотря на всю внешнюю красоту и эффектность. Будет он казаться в самом начале неуклюжим, корявым и неудобным. Это всё потому, что ваши пальцы и руки не привыкли работать в таком режиме. А от того насколько правильно вы будете стоять и держать пальцы зависит все остальные навыки. Все эти блогеры от саксофона, которые кричат со всех сторон: ” Вставайте, как удобно… Держите саксофон, как удобно… ” – вводят вас в заблуждение. Ибо, как правильно держать саксофон – это первое, с чего начинаются все проблемы. Как удобно – это то же самое, что как придётся или как попало. Обратите на это внимание, т.к. от этого зависит ваше дальнейшее дыхание, работа пальцев и как следствие, главный результат, к которому вы должны стремиться – играть мелодии. Делать это легко и в радость, а не в постоянной борьбе с саксофоном. Я не хочу вас пугать, а хочу настроить вас на грамотный подход с самого начала, чтобы вы подходили так тщательно и системно к каждому навыку. От этого зависит немного-немало – бросите вы саксофон или будете играть мелодии, постоянно обновляя репертуар. А для этого всё надо делать с самого начала всё правильно, а не так, ”как удобно”, не так ли? Результат того, как делать всё ‘”как удобно “ я вижу постоянно на экране монитора, когда провожу личные уроки онлайн: 100% учеников приходится переучивать. Почему так происходит? Причин много и об этом чуть позже. Основная причина – это конечно ошибки, которые сопровождают каждого.

Читайте также  Как раскрутить свой товар

Ведь вопрос не в ошибках, как таковых, а том, как быстро их исправить, пока они не укоренились и не потянули вас назад. Поэтому мы в очередной раз подходим к правильности обучения, с самого начала вашего пути.

Все навыки, которым вы будете учиться, занимаясь на саксофоне должны быть направлены на главный результат — игра мелодий под фонограмму. Если у вас другие цели, то можете заканчивать прочтение статьи и не тратить время. Во всяком случае, ни один ученик ещё не отказался от такого удовольствия, как выступление в сопровождении минусовки. До этого, естественно, надо дорасти и иметь определённый уровень. Сейчас развею ещё одну сказку приготовленную для всех новичков АНТИ- репетиторами, которые будут вам говорить о несметном количестве нужных вам гамм и этюдов, чтобы потом, когда-нибудь вы начали играть мелодии с их позволения. Почему-то мои ученики играют мелодии под фонограмму с нуля после 10 уроков. А у кого-то вообще никогда. Это я к тому, что слово ДОРАСТИ совсем уж недолгое. Сделать вы это должны быстро и с энтузиазмом, т.к. нет ничего сложного, чтобы быстро овладеть элементарными навыками: диафрагмальное дыхание, постановка пальцев, звукоизвлечение на саксофоне и ритма. Нотную грамоту и аппликатуру я не считаю чем-то сверхъестественным и непосильным для взрослого человека. Чтобы убедиться в простоте всего перечисленного, посмотрите на детей, которые учатся всему этому без проблем и играют не хуже взрослых. Вы скажете, что они все занимаются в муз. школах по системе и постоянно? Так это я и предлагаю вам сделать в моём курсе и за короткий срок перейти к исполнению мелодий, а не заниматься обучением ради обучения. И вот ещё одна причина, по которой многие так и не доходят до мелодии, т.е. я повторюсь – за деревьями леса не видят. Всегда помните о том, для чего вы купили саксофон. Наверняка же не для бесконечного обучения элементарным навыкам. А для того, чтобы главная цель не терялась из вида, старайтесь добиваться качественного и конкретного результата в каждом конкретном навыке здесь и сейчас. Не отворачивайтесь от проблемы и доводите начатое до конца. Если, к примеру, сегодня получилось извлечь всего несколько звуков, то это тоже результат для новичка. А, если не останавливаться и продолжать, то завтра этих звуков будет больше и больше, при условии постоянного внимания к этой теме. Если, глядя на ноту на нотном стане вы думали – что это за нота и какая длительность сек. 20, то это тоже результат, если вчера вы не могли это определить и через минуту. Значит надо уделить этому время и сделать так, чтобы завтра вы определяли ноту за 10, а потом за 5 сек., а потом не задумывались об этом вообще. Именно так должно происходить, т.к. в руках саксофон, то негоже ученику стоять в раздумьях о ноте, которую ещё надо нажать на саксофоне. И так с каждым навыком. Почему овладеть всем этим можно быстро и главное – КАК? От чего зависит быстрота обучения и зачем она нужна? Как при этом не потерять качество каждого вашего умения, которое в конечном итоге и позволит вам играть мелодии любой сложности? Доводите начатое до конца и не бросайте на пол пути достигнутое тем более, что для этого есть масса упражнений для саксофона или без. Очень важно при этом не затягивать начальный этап. При этом не забывать о качестве овладения каждым навыком, которое не подведёт вас в трудную минуту при разучивании мелодий.

Как играть на саксофоне? Виды саксофонов. Самоучитель игры на саксофоне

Саксофон — тростевой музыкальный инструмент, относящийся к духовым. Если ориентироваться на принцип звукоизвлечения, то его стоит отнести к группе язычковых деревянных инструментов музыки. Прежде чем задаваться вопросом, как играть на саксофоне, стоит узнать историю его происхождения и немного важной теории.

Краткая история

Саксофон был сконструирован в первой половине XIX века, а если быть точнее — в 1841 году, когда музыкальный мастер Адольф Сакс находился в поисках устранения интонационных диссонансов (расхождений) между медными и деревянными духовыми инструментами. Также в его планы входило заполнить тембром пространство между ними и вытеснить неудобный громоздкий инструмент — басовый офиклеид, который внешне напоминал фагот.

Так, Сакс представил свое новое творение под названием «мундштучный офиклеид». В 1842 году мастер приезжает в Париж, где его инструментом очень заинтересовался знаменитый композитор и товарищ мастера — Гектор Берлиоз. Он опубликовал творение своего друга в журнале «Газета политических и литературных дебатов», дав новую формулировку данному инструменту — «саксофон».

После заявления о нем на публику инструмент начинает приобретать широкое распространение.

Гектор Берлиоз становится первым композитором, который пишет новое сочинение «Хорал для голоса и шести духовых инструментов», добавляя в его состав саксофон.

В декабре 1844 года состоялся дебют инструмента, как непосредственного участника в оперном оркестре, исполнявшего оперу «Последний Царь Иудеи», Жоржа Кастнера.

Джаз и другие направления

В конце XIX столетия зарождается новое музыкальное направление — джаз, в котором мундштучный офиклеид становится одним из основных исполнителей, так как специфический звук саксофона как нельзя лучше подходил для данного стиля. С 1918 года мир захлестнула такая волна, как «саксомания». Это массовое производство, широкое распространение и записи 1910-1920 гг., в которых четко слышен тембр саксофона.

Во время рождения свинга (направление джаза) в моду входили целые джазовые ансамбли или даже оркестры, где группа саксофонов была обязательной и составляла не менее 5 инструментов.

Виды саксофонов

Для многих станет удивлением тот факт, что несмотря на общее название инструмента, саксофон делится более чем на 8 категорий, строящихся по регистровому принципу:

  • сопраниссимо-саксофон — строй на си-бемоле;
  • сопранино-саксофон — строй на ми-бемоле;
  • альт-саксофон — строй на ми-бемоле;
  • тенор-саксофон — строй на си-бемоле;
  • баритон-саксофон — строй на ми-бемоле;
  • бас-саксофон — строй на си-бемоле;
  • контрабас-саксофон — строй на ми бемоле.

Как можно заметить: виды инструмента классифицируются таким же образом, как и голоса в хоре (не считая первых двух и самого нижнего вариантов). Понять деление довольно просто, если иметь представление о тембрах выше перечисленных голосов (сопрано, альт и прочее).

Как играть на саксофоне: советы

Обучиться игре на данном инструменте под силу каждому, главное — регулярность занятий (как и во всем другом).

Саксофон — совершенно не тот инструмент, который можно легко освоить самостоятельно, так как он не имеет темперированного строя: звуки вам придется воспроизводить самостоятельно, ориентируясь на свой слух и используя при этом правильное дыхание.

С данной задачей на фортепиано справиться намного проще — в нем все ноты уже встроены автоматически.

Заниматься следует под руководством преподавателя или репетитора. Он сможет направить вас в нужное русло, указать на ошибки и оценить вашу игру со стороны, что очень важно в процессе обучения на музыкальном инструменте.

Если возможности заниматься с наставником нет, то вашим другом станет самоучитель игры на саксофоне. В настоящее время уроки для самоучек можно легко отыскать в Интернете, в которых будут от и до расписаны все азы освоения. Также за помощью можно обратиться и к печатным изданиям. Например:

  • «Школа игры на саксофоне», Большиянов;
  • «Джазовому саксофонисту», Звонарев.

Большое количество литературы можно найти в учебных пособиях для ДШИ.

Как бы скорее и профессиональнее не хотелось заиграть на саксофоне, стремясь к уровню Марселя Мюля или Сигурда Рашера, стоит осознать, что темп в вашем случае — второстепенная задача. Скорость не должна играть никакой роли на первых шагах освоения инструмента.

Читайте также  Как принять буддизм

Стоит определиться при выборе вида саксофона, так как несмотря на родство, у них есть отличия. Оптимальным вариантом является саксофон-альт, в котором собраны все лучшие качества данного инструмента.

Последний и самый важный совет в вопросе, как играть на саксофоне, — это знание музыкальной грамоты. Ни одно правильное и эффективное обучение не проходит без элементарной теории. Для воспроизведения звуков, прежде всего, нужно выучить все ноты, гаммы, тональности, интервалы и прочие важные основы, чтобы не барахтаться, как в море, совершенно не понимая, куда держать курс.

Техника игры

Аппликатура (порядок расположения и чередования пальцев) саксофона очень близка к аппликатуре гобоя, однако губы не подворачиваются настолько сильно.

Принцип звукоизвлечения схож с методом игры на кларнете, но на первом намного проще держать амбюшур (положение артикуляционного аппарата во время игры на духовых).

Со звуком саксофона возможно сделать достаточно большую амплитуду во время вибрато, а также четко акцентировать стокатто (отрывистый штрих игры) и осуществить плавное движение от одной ноты к другой (глиссандо).

Саксофон превозмогает группу деревянных по возможностям динамики (на уровне с волторной). Несмотря на то что сам по себе инструмент не входит в классификацию духовых, способность сливаться тембром дает ему возможность гармонично взаимодействовать с описанной выше группой.

Задаваясь вопросом, как играть на саксофоне, необходимо понимать, что вы нуждаетесь в базовых знаниях методов игры, перед вами только некоторые из них: фрулатто (прием тремоло, выполняемый с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре и флажолетное звучание в нем. Также возможно многоголосье.

Интересные факты

Сорок второй по счету президент США Клинтон хорошо владел саксофоном, ранее хотел связать свою жизнь с музыкой.

Саксофон — одна из основных номинаций в российском конкурсе молодежных Дельфийских игр.

В Советском Союзе джазовая музыка поддавалась критике (40-е и 50-е гг.). Тогда ходило такое острое выражение: «От саксофона до финского ножа — один шаг».

Как играть на альтовом саксофоне

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 52 человек(а).

Количество просмотров этой статьи: 35 682.

Альт-саксофон является одним из наиболее распространенных саксофонов в современных музыкальных группах и часто является инструментом, который люди представляют, когда они вообще слышат термин «саксофон». Он настроен в ми-бемоль и больше сопрано саксофона, но меньше саксофон тенора. Отличный инструмент для детей и взрослых, чтобы научиться играть, саксофон альт предлагает много возможностей для музыкального обучения и выражения.

Приобретите саксофон альт и принадлежности, необходимые для игры на нем. Вы не собираетесь забираться слишком далеко в классическую и джазовую музыку или в спокойные или яркие жанры. Вы можете заимствовать или арендовать саксофон из школы или из музыкального магазина, если вы не абсолютно уверены, что вы собираетесь всерьез изучать инструмент. Многие новички предпочитают такие модели, как Yamaha студенческий альт саксофон (YAS-23), Conn New Wonder, который был переработан для начального уровня. Они все доступны из респектабельных источников как Sam Ashe или eBay и должны работать. Вам также понадобятся следующие аксессуары, если они уже не в комплекте с инструментом:

  • Мундштук, если он не в комплекте с инструментом. Не покупайте самый дешевый и доступный, но не тратьтесь пока на профессиональный, особенно если вы не можете даже держать инструмент. Вы можете выбрать саксофон из пластика или эбонита.
  • Claude Lakey 6*3 Original, Meyer 5, Selmer C* и S-90 серии по-прежнему популярны у преподавателей и музыкантов всех уровней, от новичков до профессионалов. Многие другие бренды также предлагают начинающим хорошие мундштуки. Yamaha 4C также популярен.
  • Хороший эбонитовый мундштук будет стоить около 100-150 долларов США. В начале обучения не беспокойтесь о приобретении хорошего мундштука, студенту подойдет скромный образец.
  • Металлические мундштуки не предлагаются для начинающих. Самая грубая ошибка, которую может сделать новичок — купить дорогой мундштук из-за рекламы, в том числе одобрения со стороны профессионалов. Предпочтение мундштуков является очень личным. То, что работает для меня, может не работать для вас. То, что использует Dave Koz, не могло бы подойти для новичка или начинающего музыканта. К сожалению, вы просто должны попробовать много мундштуков, чтобы найти то, что вам нравится. А металлические мундштуки стоят дорого!
  • Чтобы найти лучший для вас мундштук, сделайте некоторые исследования. Узнайте, как формы и размеры меняют отвечание и звук. Большого диаметра мундштуки реагируют не так, как маленькие. Это легче понять, поиграв на обоих. Некоторые мундштуки изготавливаются для достижения определенных тональных качеств, и если вы еще не знаете, что вы ищете, вы должны выбирать из мундштуков, которые не предназначены специально для классической или джазовой музыки, или для спокойных или ярких жанров. Rousseau, Selmer, Vandoren и Meyer делают хорошие продукты.
  • Лигатура, если она не входит в комплект. Лигатура — это устройство, которое держит трость на мундштуке. Металлическая лигатура подойдет. Некоторые исполнители предпочитают звук кожаной лигатуры, которая стоит больше, чем металлические.
  • Трость: Новички обычно хотят поэкспериментировать немного с тростями, но начать лучше с чем-то между 1,5 до 2,5, которые не должны быть слишком легкими, ни слишком тяжелыми, чтобы получить приличный звук. Хорошие марки для начала — Rico и Vandoren.
  • Шейный ремешок (Гайтан): Альтовые саксофоны обычно не тяжелы, но вам нужно что-то, чтобы помочь поддержать его во время игры. Шейные ремешки бывают различных стилей, и вы должны выбрать тот, который наиболее удобен для вас.
  • Протирка: Протирки изготавливаются из шелка на длинной бечевке с грузом на конце, чтобы протащить их через саксофон для удаления влаги, которая накопилась в саксофоне во время игры.
  • Читайте диаграммы аппликатуры нот: Аппликатура показывает, как играть все ноты в диапазоне инструмента, вам она необходима, чтобы учиться играть.
  • Учебники: Хотя это не обязательно, но если вы учитесь самостоятельно или хотели бы получить дополнительную помощь, это отличные инвестиции.
  • Как научиться играть на саксофоне с нуля?

    Саксофон — мечта многих начинающих музыкантов!

    Современный саксофон – это инструмент, который ярко выделяется среди других духовых инструментов своим красивым, гибким и певучим звучанием, а также бро­ской элегантной формой. Именно красочная звуковая палитра, разнообразие приемов звукоизвлечения будят фантазию композиторов, притягивают к себе исполните­лей и слушателей, способствуют его активному примене­нию в различных сферах современного музыкального искусства.

    Саксофон является инструментом, о котором мечтают многие любители джаза, но и другие музыкальные жанры открывают саксофону большие возможности. Если вам нравится оригинальная музыка — саксофон именно тот инструмент, который сможет принести истинное удовольствие.

    Что необходимо для начала занятий на саксофоне?

    Научиться играть на саксофоне с нуля возможно каждому и если такое желание имеется давно, то не стоит откладывать обучение.

    Для начала обучения необходимо иметь сам инструмент — саксофон, метроном, ноты, найти преподавателя или самоучитель, аппликатуру, партитуры. Чек-лист начинающего саксофониста можно посмотреть здесь.

    Что является главным в процессе обучения игре на саксофоне?

    Главное, о чем стоит помнить в период обучения — необходимо много заниматься. Длительные перерывы в занятиях станут преградой в обучении игре на саксофоне. Каждодневные выполнения упражнений, даже не длительные, поспособствуют основательному подъёму вашего уровня за короткое время. Также Вам будет необходимо купить трости для саксофона. О самоорганизации ежедневных занятий можно почитать здесь.

    Лучше всего для обучаемого будет, если его занятия будет контролировать преподаватель, который способен сразу заметить ошибки и поправить технику игры. Освоить саксофон по самоучителю будет труднее и потребуется больше занятий и времени. Но все возможно, если уверенно и планомерно идти к своей цели.

    Во время занятий, когда стали получаться звуки, необходимо научиться выполнять их красиво и ровно. Не стоит торопиться и играть быстро. Длинные ноты помогут усовершенствовать издание звуков. Во время многочисленных разминок необходимо проигрывать гаммы и использовать метроном. Этот предмет не повредит, а только принесёт пользу.

    Если ваши занятия проходят без преподавателя, то для самопроверки можно проводить запись своей игры. Во время прослушивания легко заметить ошибки и в дальнейшем их исправить.

    Саморазвитие — это решающий момент для каждого музыканта.

    Ещё одним главным моментом при обучении игры на саксофоне является саморазвитие. Слушать саксофон, известные мелодии и композиции, пойдёт на пользу начинающему музыканту.

    Регулярное прослушивание саксофонной музыки, походы на концерты помогут узнать много нового, отметить новые приемы, которых не описывают в учебниках. Для того, чтобы саксофон слушать онлайн, наберите в поисковой строке: «девушка играет на саксофоне», и вам предоставится возможность слушать саксофон.

    Читайте также  Как убрать неприятный запах из влагалища

    В процессе обучения станет необходимым изучение нот. Без этих знаний дальнейшей серьезной игры на саксофоне не получится. Нотная грамота – наука не сложная. При близком с ней знакомстве вы в этом убедитесь сами. Главное — регулярность в занятиях и упорство. Такой музыкальный инструмент, как саксофон, купить можно во многих интернет-магазинах по приемлемым ценам, но, все же лучше приобрести саксофон вместе с опытным музыкантом-саксофонистом, чтобы сразу проверить инструмент.

    Материал сборника «Цифровая энциклопедия саксофониста» © окажет теоретическую и практическую помощь обучающимся самостоятельно, учащимся музыкальных учебных заведений, а также педагогам в подготовке к предстоящей самостоятельной педагогической деятельности. Успех приобретения индивидуальных технических качеств как целого комплекса разнообразных навыков во многом зависит от любви к занятиям на инструменте, от желания постоянно совершенствовать свою игру, от удовлетворенности музыканта ее результатами. Стержнем занятий должна явиться правильная и целенаправленная их организация.

    В процессе непрерывного развития индивидуальной исполнительской техники саксофонисту необходимо хорошо усвоить музыкально-теоретические знания, навыки чтения с листа, игры наизусть, чистоты интонирования, ощущение красивого саксофонного звука. Большое значение будет иметь также накопление опыта игры в оркестре или ансамбле, изучение сольного репертуара.

    В сборнике «Цифровая энциклопедия саксофониста» © предлагаются общие методические ориентиры и педагогические установки, в основе которых лежит личный исполнительский и педагогический опыт авторов школ игры на саксофоне. Самостоятельная работа со сборником поможет саксофонисту понять специфику академической культуры игры на инструменте, определить (самостоятельно или с помощью педагога) свой индивидуальный подход в занятиях на нем и в итоге стать хорошо подготовленным солистом или оркестровым музыкантом, а в дальнейшем, возможно, и мастером. Путь к намеченной цели лежит только через огромное трудолюбие, самоотдачу и творческую устремленность!

    И еще. Как можно чаще слушайте игру на саксофоне. Постоянно слушая саксофон вы, помимо того, что будете вдохновляться прекрасным исполнением профессиональных музыкантов, будете привыкать к качественному и правильному звуку. Кстати, можете подписаться на бесплатный Телеграм канал «Саксофон для души», где публикуется лучшая саксофоновая музыка со всего мира, а также редкие оцифрованные виниловые пластинки! Слушайте хорошую музыку везде — дома или в путешествии и играйте, играйте, играйте!

    О том, как научиться правильно играть на саксофоне с самого начала, об основных правилах постановки саксофониста, о корпусе, голове и осанке саксофониста и как ничего не упустить читайте здесь >>

    Важные вопросы для тех, кто хочет научиться играть на саксофоне.

    Как научиться играть на саксофоне? Что для этого нужно? Как найти своего преподавателя? Каким должен быть первый инструмент? Какова эффективность занятий онлайн?

    Чтобы ответить на эти вопросы, которые волнуют всех, кто делает первые шаги по освоению саксофона, мы обратились к профессиональному саксофонисту, представителю компании «Selmer – Paris», президенту Евразийской Ассоциации Саксофонистов, руководителю оркестра «Imperialis Orchestra», а в дополнение к этому ещё и опытному педагогу, преподавателю Московского государственного института культуры Тарасу Гусарову.

    Часть I

    О важности желания, начальной подготовке и выборе преподавателя.

    — Тарас, скажите, пожалуйста, достаточно ли одного желания и любви к музыке для того, чтобы освоить саксофон? Или нужна какая-то база? Может ли человек без музыкального образования взять в руки этот инструмент и рассчитывать на успех?

    Если у человека есть сильное желание заниматься музыкой, он не должен бояться его реализовать. Разумеется, желание является катализатором к обучению, но не является единственным средством для того, чтобы научиться. Что касается базы, она не всегда нужна, потому что её можно заложить с помощью опытного преподавателя, который должен опираться на возраст, условия и, конечно, возможности каждого ученика в отдельности.

    Не имея музыкального образования, можно рассчитывать на успех при условии, что сойдутся два фактора — желание, которое не погаснет, и опытный педагог. Кстати говоря, не погаснуть желание может и благодаря педагогу, который будет постоянно подбадривать ученика, давать ему маленькие задачи, которые тот сможет выполнять и будет видеть свой постепенный прогресс, – это важно для каждого человека.

    — Если говорить о возрасте учеников. Когда проще освоить саксофон? Есть ли какие-то нюансы?

    Конечно, процесс освоения всего нового связан с возрастом. Естественно, дети и молодые люди легче осваивают объёмы новой информации. Однако я уверен, что и в более зрелом возрасте тоже можно научиться играть на саксофоне, но для этого нужен особенный подход со стороны педагога — более тонкий, более вкрадчивый, более глубокий и более меткий. То есть, тут уже нельзя промахиваться и экспериментировать. Тут нужно действовать наверняка, учитывая уже устоявшийся характер человека. В любом случае, всё индивидуально.

    — Сегодня существует много предложений для начинающих музыкантов по обучению исполнительскому мастерству. Как выбрать из всего спектра именно свой вариант?

    Если мы говорим о выборе педагога, то человек, у которого вы учитесь, должен прежде всего вам нравиться. Для начала, конечно, нужно посмотреть, изучить того, кто вас будет обучать, насколько он авторитетен в мире музыки. Хотя, можно встретить хорошего профессионального педагога, который имеет большой опыт, но при этом не занимался своей карьерой, своими званиями и так далее, может быть даже не преподаёт в каком-то престижном учебном заведении, но при этом много знает и много играл, и своим опытом может поделиться с человеком, который учится даже в каком-то высшем учебном заведении.

    Если вам нравится, как ваш предполагаемый педагог играет, если у него прекрасно звучит инструмент и он отлично работает в верхнем регистре, если у него, допустим, красивый, какой-то особенный тембр – это может стать вашим вариантом. Это очень важно, потому что, когда преподаватель будет показывать, как играть на инструменте, вы будете слышать его звук, вы будете реагировать на него, хочется вам того или нет.

    Затем на пробном уроке вы можете познакомиться с педагогом лично, увидеть, как он работает. Если вас всё устраивает, вам комфортно во время урока, вам интересно, и вы видите результат уже на первом занятии, значит, вы нашли то, что вам нужно. Но вообще, конечно, при личном знакомстве это чувствуется интуитивно, походит вам педагог или нет.

    — Насколько важен опыт педагога для ученика?

    Для того, чтобы научиться хорошо играть на саксофоне, необходим профессиональный подход, а значит – профессиональный преподаватель, то есть человек, который имеет большой исполнительский и педагогический опыт. Оба этих момента важны для того, чтобы научить человека как теории, так и практике.

    Каждому человеку нужно выбирать педагога по-своему, потому что люди все разные, и у каждого свои предпочтения. Как я искал когда-то своего педагога, когда был ещё совсем молодым? Я искал человека, который мне нравился по своим исполнительским качествам, по своему послужному списку, откуда он, где он учился, что он знает. Я нашёл такого преподавателя, — это был Владислав Вальс. Потом я нашёл другого педагога, который тоже был для меня ярким человеком. Это была Маргарита Шапошникова –легендарная женщина, которая обучала если не всех, то очень многих классических саксофонистов нашей страны. Я попал к ней, поучился и был доволен этим.

    — А что ваши ученики говорят о том, как они пришли к вам? Что их привлекло?

    Как мне рассказывают мои ученики, каждый выбрал меня как своего педагога по совершенно разным причинам. Одному мальчику понравилось, как я сыграл классическое произведение на моём канале в YouTube , – он увидел запись и решил, что хочет учиться только у меня. Другой девочке понравились мои «Сакс-минутки», – она сказала, что не знает более раскрепощённого педагога, более современного, более яркого, более весёлого и более смешного. Она занимается у меня уже долгое время и делает успехи. Кто-то находит меня по знакомству, кто-то по рекомендации, кто-то приходит потому, что увидел мои видеозаписи, где, например, я катаюсь на сигвее и играю на саксофоне, и ему понравилось.

    Каждого педагога выбирают по-своему. Меня выбирают благодаря моим качествам. У меня был один ученик, которого привлекло то, что я вице-президент Евразийской Ассоциации Саксофонистов – это для него было авторитетом. Есть люди, которые занимаются у меня, потому что я преподаватель высшего учебного заведения – для их родителей и для них самих это важно и о многом для них говорит. Есть ребята, которые просто знают меня как музыканта, просто обо мне слышали, поначалу стеснялись, а потом не побоялись и написали мне и сейчас они в числе моих учеников, потому что я беру абсолютно всех на абсолютно любом уровне, пока позволяет время.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: