Как научиться играть на балалайке

Как научиться играть на балалайке

Балалайка – старинный музыкальный инструмент, всеми узнаваемый символ русского народа. Ее тембр звука удивителен и дает потрясающий эффект в оркестре.

Сейчас редко встретишь людей, играющих на этом музыкальном инструменте. Более популярной является гитара. Но хотели бы вы научиться играть на балалайке? Хотели бы вы удивить близких и родных новым умением? Как можно научиться играть на балалайке с нуля? Очень просто, достаточно будет вашего желания и наличия инструмента.

Составные части балалайки

Балалайка включает в себя более 70 элементов. Но самыми основными являются:

  1. Гриф. На нем располагаются лады (16–31 шт.).
  2. Головка грифа.
  3. Струны (3 шт.). Верхняя струна – мелодичная, а 2 нижние – гудящие.
  4. Дека (треугольный корпус).

В различных производственных практиках данные элементы могут называться по-разному.

Виды балалаек

Выделяют 2 разновидности балалаек:

  1. Традиционная. Музыкальный инструмент предназначен для любительской самостоятельной игры. Здесь установлены металлические струны, имеется множество настроек. Встречаются традиционные балалайки с 4, 5 или 6 струнами. Особенностью инструмента является удвоение одной из струн или всех струн сразу, для получения более разливистого и мягкого звучания. Научиться играть на традиционной балалайке можно легко и быстро.
  2. Академическая. Музыкальный инструмент, подходящий для профессиональной игры. Здесь установлены нейлоновые струны, имеется фиксированная настройка. Чтобы научиться играть на академической балалайке, потребуется длительное время, музыкальная школа или нотный самоучитель.

Как настроить балалайку

В многочисленных регионах страны можно встретить разнообразные варианты настроек балалайки. Далее будут рассмотрены наиболее популярные из них:

1. Балалаечный строй. Самый простой и старинный способ. Почти до ХХ века был самым популярным в народе. До сих пор широко известен среди деревенских музыкантов во многих регионах России. Настраивают балалайку следующим образом:

  • 1 струну налаживают под подходящую высоту;
  • среднюю зажимают на 5 ладу и подтягивают ее до звучания в унисон с 1-й;
  • третью настраивают так же, как среднюю;
  • в итоге получаются 2 струны, одинаковые по звуку, и 1 высокая, на 5 ладов выше.

Как играть на балалайке данный строй:

  • D D G (низкий);
  • E E A (высокий).

2. Гитарный строй. На сегодня это самый распространенный русский народный вариант настройки балалайки. Он совпадает с настройкой первых трех струн семиструнной русской гитары. Основные этапы:

  • 1 струну налаживают также под подходящую высоту;
  • среднюю зажимают на 3 ладу и подтягивают до звучания в унисон с 1-й открытой струной;
  • 3-ю зажимают на 4 ладу и подстраивают под открытую среднюю;
  • в результате балалайка выдает стройный мажорный аккорд.

Как играть на балалайке гитарный строй:

  • C E G (низкий);
  • D F# A (высокий).

3. Редкие настройки. Они не так часто применяются. В основном их используют для разнообразия музыкального репертуара, добавления в него оригинальности и новизны.

Как играть на балалайке редкие настройки:

  • D E G – разлад;
  • D F A / A C F – минорный;
  • E G С – обратный.

Основы игры на балалайке

Прежде всего, чтобы разобраться, как играть на балалайке, необходимо освоить правильную посадку и положение рук. Перед началом игры необходимо:

  • сесть на край стула;
  • согнуть ноги на 90°, спину держать ровно (при этом гриф со струнами держать в левой руке, а балалайку между колен);
  • ногами прижимать корпус инструмента;
  • стараться играть расслаблено.

Основные приемы звучания

Существует множество приемов игры на балалайке, но вот самые распространенные из них:

  1. Бряцанье. Удар по всем струнам с помощью указательного пальца. На бумаге обозначается: ^ (удар вверх), v (удар вниз).
  2. Тремоло. Звук получается путем частых ударов с помощью указательного пальца.
  3. Пиццикато. Щипок с помощью большого пальца: корпус балалайки захватывают пальцами и ударяют какую-либо струну вниз большим пальцем.
  4. Вибрато. Правой ладонью слегка надавливают на струны, в это же время большим пальцем извлекают звук с помощью приема пиццикато. Вибрато также может исполняться указательным пальцем.
  5. Дробь. На бумаге пишется сокращенно «Др» и перед аккордом изображается волнистая линия. Звук получается путем поочередных ударов снизу вверх и сверху вниз.
  6. Флажолет. На бумаге над нотой ставится кружок. Звук получается с помощью невесомого касания струны подушечкой пальца, а затем мгновенного одергивания его после удара по струне пальцев другой руки.

Несколько советов: как правильно играть на балалайке (для начинающих)

  • Занимайтесь каждый день 1,5–2 часа.
  • Правильно настраивайте инструмент.
  • Играйте расслаблено в удобном положении.
  • Практикуйте различные приемы игры.
  • Выполняйте упражнения.
  • После каждого занятия обезжиривайте струны.
  • Храните балалайку в чехле.

Вот как легко научиться играть на балалайке. Успехов вам!

Как научиться играть на балалайке

Хотя бы раз, даже в шутку, можно услышать предложение научиться играть на балалайке. Что, если вы решили воспринять это предложение всерьез? Было бы, минимум, весело – удивить друзей неожиданному умению. Как научиться играть на балалайке, будет описано в этой статье.

Людей, которые сейчас играют на этом инструменте, очень мало. Гораздо популярнее гитары и укулеле. Напрашивается вопрос: сложно ли учиться играть на балалайке? Как и в любом другом деле, вам просто придется сохранять терпение в обучении; максимум, что вам понадобится — это сам инструмент и желание добиться нужного результата.

Сложно ли играть на балалайке

Необходимо обратиться к строению этого инструмента. Основными частями являются:

  • треугольный корпус (дека);
  • гриф с тремя струнами (верхняя — мелодичная и 2 нижних – «гудящих») и, собственно, ладами, которых может насчитываться от 16 до 31;
  • головка грифа.

Исходя их этого, уже можно предположить, что на вопрос: «Сложно ли играть на балалайке?», можно определенно ответить – легче, чем на гитаре, намного легче, чем на скрипке, примерно так же как научиться играть на укулеле. Хотя бы потому, что струн меньше, и длина грифа не такая большая.

Первая сложность, с которой придется столкнуться – болезненные ощущения в подушечках пальцев. То же самое может произойти и при игре на других струнных инструментах, если нужно зажимать струны или играть щипками.

Немаловажно также и научиться правильно сидеть и держать в руках инструмент: так в ваших руках не будет лишней зажатости, а играть будет удобнее. Поначалу может быть трудно, но позже это войдет в привычку.

Если вы хотите выйти на профессиональный уровень владения инструментом, желательно проводить за занятиями несколько часов. Если же вам интереснее понять, как играть частушки на балалайке простыми аккордами, то уже вскоре вы освоите несколько коротких мелодий.

Научиться играть на балалайке с нуля самостоятельно

В освоении любого инструмента одним из главных вопросов будет: «Смогу ли я научиться хорошо играть, если у меня нет никакой базы знаний и навыков?» Как научиться играть на балалайке с нуля самостоятельно? Терпение, труд, практика, изучение информации – все в ваших руках. Чтобы освоить инструмент, запись в музыкальную школу не является необходимым условием. В вашем распоряжении материалы из сети и учебные пособия из библиотеки, как вам будет удобнее. Позволим вам дать несколько советов для более эффективного освоения инструмента.

1. Отведите для занятий 1,5-2 часа в день.

Почему это важно? Так вы сможете быстрее привыкнуть к инструменту и оттачивать мастерство владения им так, что руки привыкнут к нужным приемам и вам не потребуется каждый раз прилагать огромные усилия для их восстановления.

2. Настройте инструмент.

Несмотря на то, что мы просто учимся играть на балалайке с нуля, крайне необходимым является умение ее настраивать. В противном случае, звучание будет искажаться, а процесс освоения – затягиваться.

3. Займите правильное положение.

В первую очередь вы должны сидеть удобно, чтобы не создавалось напряжения в теле. Обычно музыканты сидят на краю стула. Дека балалайки должна располагаться под одним из углов между ваших ног, можно слегка зажать ее для устойчивости. Гриф инструмента держите левой рукой, сильно не прилегая к нему; локти расслаблены, не прижимаются к туловищу.

4. Узнайте, какими приемами можно играть на балалайке и практикуйте каждый.

Самые распространенные из них: бряцанье, щепки, тремоло. Также есть множество других, каждый из которых заслуживает внимания и отработки.

5. Рассмотрите, как играть на балалайке аккорды.

Каждый из них имеет свое расположение, часто звуки располагаются в разных ладах. С практикой вы уже будете играть каждый из них, не задумываясь. Аппликатуру к ним и руководство, каким образом берутся необходимые аккорды, можно найти на разных сайтах, в том числе, пользуясь видео-хостингом «YouTube», где мастера своего дела покажут верные варианты и, что не менее важно, вы сможете услышать, как именно проявляется сочетание этих звуков.

Читайте также  Как размножаются черви

6. Разучивайте упражнения.

Доведение до автоматизма движения рук при отработке различных приемов – то, что нужно не только новичку, но и любому профессионалу. Это помогает поддерживать пластичность и ловкость пальцев при исполнении.

7. Не забывайте об уходе за инструментом.

Обязательно обезжиривать струны после каждой практики, чтобы не терялось их качество. Хранить балалайку лучше в чехле, желательно класть ее в кофр. Если вы планируете сделать длительный перерыв, уберите натяжение струн – так снижается вероятность того, что они лопнут после при настройке после.

Если вы примите во внимание эти несколько советов, то ваше обучение пройдет успешно и с удовольствием. Возможно, именно вы сможете выйти на профессиональный уровень. К лучшему или нет, но балалайка не очень популярна в современном мире, так что в этой среде сохраняется низкая конкуренция.

Достоинство занятий с этим инструментом в том, что уже через 1-2 занятия вы сможете сыграть свои первые несложные мелодии и радовать ими себя и близких. Постепенно вы овладеете мастерством исполнения и, возможно, даже сможете, помимо частушек, играть рок на любимом трехструнном инструменте.

Уроки игры на балалайке: кому и зачем стоит учиться

Интерес к балалайке как к феномену русской культуры в последние годы растет. Все больше людей при выборе музыкальных курсов отдают предпочтение этому народному инструменту. А концерты балалаечников-виртуозов собирают аншлаги и в столичных залах, и за рубежом.

Как выбрать курс

Обучение проводят частные школы, дворцы культуры и фольклорные ансамбли. При выборе музыкальной школы каждый предъявляет свои требования. Для одних решающий фактор – близость к дому, а кто-то готов ездить к хорошему педагогу на другой конец города.

Основные критерии выбора:

  1. Стоимость занятий. Выгоднее посещать уроки по абонементу. Месяц обучения в школах Москвы обойдется в 1,5 – 2 тыс. рублей. Если у вас сменный график, лучше брать разовые уроки или абонементы с возможностью «заморозки».
  2. Программа курса. Для обучения с нуля подойдут занятия, включающие основы музыкальной грамотности, продвинутый уровень предполагает интенсивы с упором на практику.
  3. Оснащение студии. Многие школы предоставляют инструмент на время урока, обеспечивают учебной литературой, нотами.
  4. Пробные занятия. Бесплатные уроки помогут решить, правильно ли выбран педагог.
  5. Концертная деятельность. Для любого артиста выход на сцену – большой эмоциональный стимул, поэтому старайтесь принимать участие в отчетных концертах, открытых уроках и музыкальных вечеринках.

Обязательно встретьтесь с педагогом до приобретения абонемента. В большинстве случаев именно человеческий фактор становится главным при выборе школы.

Кому пригодятся курсы

Курсы предназначены для всех любителей музыки, фольклора и русской культуры. Круглый год идут наборы в детские и взрослые группы для начинающих. Открыты классы для музыкантов с опытом. Часто на уроки приходят профессионалы, желающие освоить балалайку в качестве второго инструмента.

Занятия музыкой воспитывают слух и пространственное мышление, тренируют мозг. Игра на щипковых инструментах развивает мелкую моторику рук, поэтому обучение балалайке показано даже детям дошкольного возраста.

Выступление перед зрителем – хорошая тренировка уверенности в себе.

Что изучают на курсах

Содержание курсов определяется количеством часов и уровнем учеников. Стандартное наполнение программы включает:

  • общие основы музыкальной теории: ноты, темп, тембр, высота звука;
  • правила работы с инструментом: посадка музыканта, постановка рук;
  • принципы звукоизвлечения: пиццикато, вибрато, бряцание, тремоло и др.;
  • технику работы пальцев;
  • работу над репертуаром: сначала играют пьесы и упрощенные вариации из популярных произведений, позже — более сложные композиции.

Исполнение музыкальных произведений осваивают по нотам, а ближе к концу курса ученики пытаются подобрать мелодию на слух или играют с листа.

Как и где можно применить полученные знания

Владение музыкальным инструментом способно сделать человека душой компании. Можно выступить на корпоративном празднике или сыграть друзьям популярную композицию во время домашних посиделок.

По достижении определенного уровня мастерства будут доступны выступления в составе музыкального ансамбля, на творческих конкурсах и фестивалях. Помимо прочего, балалаечники – носители фольклорных традиций. Им всегда рады на вечерах русской культуры.

Отзывы тех, кто прошел курсы

Уроки игры на балалайке стали для меня настоящим открытием. Как оказалось, с помощью трех струн можно не только подыгрывать частушечникам, но также исполнять серьезные произведения. Музыкальную школу по классу балалайки искала долго, хотя в Москве студий для взрослых много. Хотелось найти занятия недалеко от дома, но на первом месте был опыт педагога. Все старания оказались не напрасны. Занимаюсь второй год, за это время преподаватель стал мне настоящим другом, уроки проходят весело и непринужденно.

С детства мечтал научиться играть на гитаре, но после посещения концерта академического оркестра имени В. В. Андреева записался на курсы балалайки: настолько меня поразила виртуозная техника исполнителей. В Москве класс балалайки есть не в каждой музыкальной школе. Но кто ищет, обязательно найдет. Мне очень повезло с выбором. Педагог подробно рассказал, чем современная школа игры на балалайке отличается от традиционной, научил технике, дал основы музыкальной теории. До этого я не знал ни одной ноты, а после трех месяцев занятий с удовольствием играю этюды и пьесы.

В юности я окончила музыкальную школу по классу виолончели. После была учеба в университете на строительном факультете. Но желание продолжить занятия музыкой оставалось всегда. Хотелось чего-то нового. Увидев приглашение на бесплатный урок игры на балалайке, я подумала, что это точно знак свыше. Пришла, попробовала, вдохновилась мастерством преподавателя и записалась в регулярную группу. Уроки игры на балалайке заряжают светлой энергией, творчеством, душевностью.

Как самостоятельно научиться играть на балалайке

Если дома есть инструмент, можно попробовать самостоятельно освоить тонкости игры. В сети выложены сотни уроков с подробным разбором упражнений и этюдов. Начинающим музыкантам полезно изучение литературы:

  1. «Азбука начинающего балалаечника» – книга из серии «Школа игры на балалайке» П. Нечепоренко и В. Мельникова. Авторы рассмотрели правила выбора, настройки и хранения инструмента. Здесь описаны упражнения для развития техники рук, приведены базовые и колористические приемы звукоизвлечения. Главное достоинство пособия – большое количество песен, этюдов, пьес для самостоятельной игры и в сопровождении фортепиано.
  2. Для самостоятельных занятий подойдет «Самоучитель игры на балалайке» А. Ильюхина. Пособие включает 10 уроков по музыкальной теории и упражнения для отработки навыков.
  3. «Современная школа игры на балалайке» А. Горбачева и И. Иншакова рассматривает все этапы обучения: от первых приемов игры до виртуозной техники. В приложениях собраны оригинальные композиции и вариации на сочинения российских и зарубежных авторов, эстрадные пьесы.

Перед музицированием разберитесь с устройством инструмента, проведите настройку. Во время самостоятельных занятий обращайте внимание на посадку и правильное положение рук.

Сложно ли играть на балалайке

Играть на балалайке не сложнее, чем на других щипковых инструментах. Освоить три струны при должном усердии и регулярных занятиях сможет каждый. Первое время возможны некомфортные ощущения в пальцах, но с наработкой техники, они проходят.

Балалайка, в отличие от гитары, – солистка в любом ансамбле. Если цель занятий – профессиональный уровень, придется заниматься по несколько часов ежедневно.

Выбор балалайки

Покупая балалайку, музыкант выбирает инструмент на долгие годы. Привыкнув к одной, вы вряд ли захотите менять ее через некоторое время. Правильно подобранный инструмент дает сильный певучий звук по всему диапазону. При покупке стоит обратить внимание на следующее:

  • размер: величина инструмента подбирается индивидуально;
  • гриф: лучше выбрать средней толщины, нужно проверить его на сколы и трещины;
  • лады: должны лежать на одной линии, чтобы не мешать работе пальцев левой руки;
  • хорошая балалайка имеет плоскую прочную деку, обычно выполненную из ели;
  • струны: должны давать красивый, певучий звук; чересчур тонкие — вызывают дребезжание, а толстые – огрубляют мелодию.

Для производства инструментов применяют твердые породы дерева.

Основы игры

Перед началом игры инструмент настраивают: тонкую струну подтягивают до получения «ля» первой октавы, две другие – до ноты «ми».

Основу игры на балалайке составляют базовые приемы:

  • удар – извлечение звука с помощью замаха и броска кисти (дробь, бряцание, тремоло и др.);
  • щипок – получение звука пальцем, установленным на струну (подцеп, пиццикато, вибрато).

Во время пиццикато большой палец цепляет струну при движении правой руки сверху вниз, а указательный – в обратном направлении, вверх.

Бряцание и тремоло – приемы, при которых идет быстрое чередование верхних и нижних ударов указательным пальцем правой руки. При бряцании амплитуда ударов выше, а при тремоло они более частые. Осваивать эти приемы рекомендуют с беспрерывных движений руки без задержек в верхнем или нижнем положениях.

Читайте также  Как сделать клыки вампира

Левая рука во время игры располагается в верхней части грифа и отвечает за прижатие струн. Таким способом на балалайке можно брать двойные ноты и аккорды.

Уроки игры на балалайке требуют много усидчивости и терпения. Каждый прием нужно довести до автоматизма. Тогда исполнение будет легким и приятным для слушателя.

«Скульптор зависит от глины. Художник от красок. Музыкант от струн, — нет струн в России, кончено с музыкой». (М. Цветаева)

Балагурство и балаканье. Музыкант – об особенностях игры на балалайке

23 июня в России отмечают День балалайки – одного из главных символов нашей страны. В Нижнем Новгороде сложилась своя школа этого народного инструмента, и её ученики достойно представляют наш регион на значимых музыкальных конкурсах.

«АиФ-НН» узнал у профессора кафедры народных инструментов Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Сергея Малыхина, как виртуозно бряцать по струнам и кто был «русским балалаечным Страдивариусом».

От народного до классики

Злата Медушевская, «АиФ-НН»: Сергей Павлович, обычно в юности молодые люди хотят научиться играть на гитаре. Почему вы решили освоить три струны балалайки?

Сергей Малыхин: Семья у нас была музыкальная, брат с сестрой учились в музыкальной школе по классу баяна. Решил тоже по их стопам пойти, но мне предложили попробовать играть на балалайке. Я увлёкся. С детства чувствовал, что инструмент этот особенный. Он не просто звучит, а «разговаривает», как человек, смеётся, плачет, поёт.

В 1993 году я выступал в Германии с оркестром. После концерта ко мне подошла немка и стала расспрашивать про инструмент. Я рассказал, что у балалайки всего три струны, две из которых настроены одинаково. Женщина была потрясена: на трёх струнах такие сложные музыкальные вариации играть? Помню, она сказала: «В этом все русские люди. Смотришь, простой человек, а какая глубина, знания, мысли в нём скрыты!» Получается, в балалайке скрыта русская душа…

– Вы действительно виртуозно играете на балалайке. Почему с этим инструментом принято ассоциировать глагол «бренчать»?

– Бряцание – это один из основных приёмов игры на балалайке, когда исполнитель частыми ударами вниз и вверх по струнам наполняет звуками длинные ноты. Именно этот приём и отличает балалайку от других инструментов – балалаяньем, балагурством и балаканьем. По одной из версий историков, это и определило название инструмента – балалайка.

Кроме оригинальных сочинений и обработок народной музыки, балалаечники играют множество переложений классических произведений для скрипки, фортепиано и духовых инструментов.

– Концертная балалайка – инструмент относительно молодой, около 150 лет минуло с его создания. Василий Васильевич Андреев усовершенствовал балалайку и создал кружок любителей игры на ней. Первый публичный концерт кружка состоялся 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества, а концерт обновлённого кружка — Великорусского оркестра — в зале Дворянского собрания в Петербурге (сейчас это Санкт-Петербургская филармония) 11 января 1897 года.

Сам Чайковский как-то воскликнул: «Какая прелесть эти балалайки!» Думаю, проживи великий композитор ещё лет десять, он бы обязательно для балалайки что-то написал. Она в себя влюбляет!

Виртуоза-балалаечника Бориса Трояновского Лев Толстой приглашал выступить в Ясную Поляну. И потом звучание балалайки мы «слышим» на страницах «Войны и мира».

В наши дни народные инструменты достигли такого исполнительского уровня, что для них с удовольствием пишут лучшие современные композиторы.

Штучный товар

– Сейчас на народных инструментах модно исполнять, например, рок. Как вы к этому относитесь? Нет ли в этом искажения музыкальных смыслов?

– Я думаю, когда люди занимаются музыкой, любой, то это здорово! Главное – качество исполнения, а не просто халтурное заигрывание с народной тематикой.

Своим ученикам всегда говорю: «Мастерство привлекательно в любом деле!»

– «Русский балалаечный Страдивариус» — так некогда отзывался о Семёне Ивановиче Налимове известный русский музыковед, профессор Петербургской консерватории Александр Осовский.

Налимов – русский мастер по изготовлению музыкальных инструментов: балалаек, домр, гуслей.

Он работал в тесном сотрудничестве с первым реформатором народных струнных Василием Васильевичем Андреевым. Современные балалайки и домры до сих пор изготавливают по образцам Налимова. Подлинных налимовских балалаек, как и скрипок Страдивари, осталось мало.

Хорошие концертные инструменты стоят дорого, это только кажется, что инструмент простой. Для его изготовления используют чёрное дерево, палисандр, клён. Причём сырое дерево в работу не идёт. Оно должно отлежаться лет 30, а лучше– 50. Изменения в материале должны произойти на молекулярном уровне. Чаще всего хорошие инструменты изготавливают династии мастеров. Отец положил дерево на хранение, а балалайку из него сделает уже сын.

Я родителям учеников предлагаю для начала тоже покупать не самый дешёвый инструмент. Это другое качество звука, способность раскрытия навыков, влюблённость в инструмент. В конце концов, на «дровах», изготовленных из фанеры, можно только постичь основы игры.

Свет музыки

– У вас много учеников. Тянется подрастающее поколение к народным инструментам?

– Я считаю, что каждый ребёнок должен учиться в музыкальной школе. Никому ещё такое образование в жизни не помешало, только помогло, даже если музыка не стала профессией.

Отрадно, что сейчас на государственном уровне есть понимание: народные инструменты – важнейшая часть русской культуры. В музыкальные школы вновь закупают целые оркестры.

Конечно, во все времена очень многое зависит от педагогов. Как они заинтересовывают учеников, вдохновляют, какие знания дают. Неправильно думать, что педагог учит. Хороший учитель учится у каждого воспитанника. Ты с каждым разом понимаешь, как лучше преподнести тот или иной материал. Такой взаимообмен.

Хорошо, что в Нижнем Новгороде во всех музыкальных школах работают преподаватели по классу балалайки. Среди них много моих учеников. Всегда радуюсь, когда они показывают на конкурсах уже своих воспитанников, достигших высокого уровня исполнительского мастерства.

Интерес у зрителей к юным исполнителям огромен. Конкурс «Новые имена» собирает тысячный зал в нашей филармонии. С огромным удовольствием эти люди слушают и народные инструменты.

– А вам не бывает обидно, когда талантливый ребёнок, в которого вы вложили много сил, вдруг решает, что музыка – это не его?

– На самом деле каждый ребёнок сам решает. Да, можно убедить, настоять где-то…

Вот был у меня ученик, лауреат многих конкурсов, который при этом заканчивал школу с золотой медалью. Бабушка его меня спрашивала: «Сергей Павлович, что же вы внука не агитируете идти в музыкальное училище?». Я ей говорю: «Мы были на конкурсе, и ребёнок в свободное время не выпускал тетрадь из рук, задачки математические решал. Ему это на самом деле интересно!»

В музыку как в профессию надо приходить, когда ты понимаешь, что без неё не можешь ни дня, ни минуты прожить. Денег здесь больших не заработаешь. Это должно быть необходимым, как воздух, свет…

Как научиться играть на балалайке

Выбор балалайки

Балалайка считается по обычаю русским инструментом и является редким предметом в домах. Научиться играть на таком инструменте достаточно легко, но не просто найти таких людей, кто хотел бы этим заниматься. Профессионалов в этом почти нет. Зато плюс в том, что конкуренции в этом виде занятий почти нет.
У балалайки есть много преимуществ. Она не трудна в изучении. Носить балалайку легко, ведь она не занимает много места и достаточно удобная. Если её носить в чехле, то она ещё будет удобной для переноски.
Прежде чем приступить к освоению игры на балалайке, придётся сначала выбрать инструмент. Выбор балалайки зависит от музыканта. Ведь играть на ней придётся много, а все балалайки по-своему хороши. Каждая звучит по-разному и у каждой свои тонкости. Привыкнув к одной, навряд ли её можно поменять на другую. Если есть знакомы, который умеет играть на балалайке, можно спросить совета у него.
Если балалайка хорошая, то она должна иметь сильное звучание, приятный тембр и ровный диапазон. В отдельных звуках звук должен быть продолжительным. Недопустимо появление дёргающихся звуков. По размеру балалайка должна быть удобной и индивидуальной.

Главное в балалайке зависит от строения инструмента. Он должен быть прямым и с равными пластинами на одинаковой высоте. Шлифовка на них должна быть чёткой и ровной, а концы не должны выходить за рамки. Важно, чтобы при выборе балалайки она была настроена.

Читайте также  Как посадить ёлку

Основы игры

Изучение игры на балалайке можно начать с преподавателем или самоучителем. И в том и в другом варианте есть свои преимущества. Но всё-таки с преподавателем будет намного проще. Большинство упражнений состоит из нотных грамот, так что придётся изучить и их. Также преподаватель сможет показать пример игры, а затем помочь изучить ноты.
Для правильной игры на балалайке следует знать главные основы положения рук и правильной посадки. Сесть нужно на стул, на самый край. Ноги должны быть согнуты на 90 градусов, спина при этом прямая, в левой руке должен лежать гриф со струнами, а сама балалайка между колен. Ноги при этом прижимают корпус инструмента. Играть нужно не напряжённо, стараясь полностью расслабиться и не держать прижатой левую руку и ладонь.

Правильная посадка при игре

  • Балалайка принимает правильное положение во время игры, даже если её не поддерживать левой рукой.
  • Движения совершенно свободны.
  • Посадка естественная и не производит впечатления напряжения.

Важно знать главные приёмы звучания балалайки. Они состоят из бряцанья, пиццикато, тремоло, вибрато, дроби и флажолеты. Правильно будет, если после уроков позаниматься самостоятельно. Перед каждым уроком также следует повторить весь изученный материал.
Следует уметь настраивать балалайку. Для этого нужен камертон. Он издаёт специальный звук, и поможет настроить инструмент. Затем, настраивать балалайку можно уже на слух, не пользуясь такими приспособлениями.

Правильное обращение с инструментом

После игры на балалайке следует вытереть гриф и струны сухой тряпкой. А после транспортировки инструмента, не следует сразу играть, нужно дать отдохнуть 15 минут. Если балалайка нуждается в ремонте, её нужно доверить мастеру, а не ремонтировать самостоятельно.

Хранить балалайку нужно в сухом помещении в чехле. Нельзя хранить рядом с батареей. Необходимо смотреть за тем, чтобы инструмент был всегда чистый. Ставиться балалайка струнами вверх. Если инструмент долго стоит, необходимо ослабить струны. Саму механику всегда нужно смазывать маслом. Ну и конечно, следует бережно относится к балалайке, не ронять и не стукать её, как и любой другой тонкий акустический прибор.

Уход за руками

Вся тяжесть нагрузки при игре будет сконцентрирована на указательном пальце правой руки. Работа пальца не постоянна, и подушечка начинает сбиваться. Если приступать к игре мокрыми руками, то такой процесс пойдёт ещё быстрей.
После длительной игры на пальцах могут появиться мозоли. Затем на этом месте появляются неровности, что приводит к плохой игре. Так что, для таких условий игры нужен уход за руками. Маленькие шероховатости можно убрать с помощью пемзы, облепихового масла и пилочки для ногтей.
Для того, чтобы руки были мягкими, подойдёт питательный крем. Также можно чередовать пальцы во время игры. Вместо указательного используют также средний палец.
После переохлаждения рук не следует играть в полную силу. Мышцы перенапрягаются, и игра идёт не так как надо. Для начала их следует разогреть.
Если кожа потрескалась, необходимо сделать перерыв. Если долго не заниматься, то можно отвыкнуть от игры. Тогда догнать упущенное будет намного сложнее. Главное в занятиях игры на балалайке иметь желание и стремление, тогда будет и способность к игре.

Как научиться играть на балалайке

Автор: А. Чагадаев
Год: 1925
Издательство: Музыкальный сектор
Страниц: 24
Формат: PDF
Размер: 3,0 МВ
Язык: русский

Великорусским оркестром называется такой струнный оркестр, в состав которого входят старинные русские народные инструменты имевшие главным образом распространение в северной и центральной России (что раньше называлось Великороссией), откуда и получилось название оркестра «великорусский».
Великорусский оркестр состоит из инструментов, распадающихся на две основные группы, из коих каждая имеет свой особый вид, строй, характер звучности и прием игры.
К первой группе надо отнести старинные народные инструменты—домры, ко второй -происшедшие позднее от домр— балалайки.
Инструменты обоих групп—трехструнные и между собой они различаются строем. В отличие от различных других инструментов как-то: мандолин, гитар, лют, и пр. домры и балалайки настраиваются в квартовом строе, который наиболее отвечает как звучности инструментов, так и их конструкции. Настраивать домры и балалайки под мандолинный или гитарный строй (что между прочим очень часто делают) не рекомендуется, т. к. от этого инструменты много теряют в смысле звучности и, как это будет видно ниже, от подобных опытов работа с оркестром во много раз затрудняется.
Каждая группа своего вида подразделяется на несколько однородных инструментов, которые различаются между собой как величиной инструмента, так и высотой извлекаемого из него звука.
Великорусские оркестры есть первая ступень для овладения музыкальным искусством и теперь, когда трудящимся массам широко открыты двери искусства, эти оркестры безусловно сыграют свою громадную и высокополезную роль.

Автор: А. Пересада
Год: 1990
Издательство: Музыка
Страниц: 64
Формат: PDF
Размер: 6,0 МВ
Язык: русский

В очерке рассказывается об истории балалайки, приёмах игры, репертуаре, об известных артистах-балалаечниках. Для широкого круга читателей, интересующихся игрой на балалайке, для учащихся учебных музыкальных заведений и музыкантов-исполнителей.

Автор: В. Попонов
Год: 1986
Издательство: Советская Россия
Страниц: 98
Формат: DJVU
Размер: 4,5 МВ
Язык: русский

В книге (преимущественно на материале фортепианной музыки) даются советы по переложению для оркестров и ансамблей русских народных инструментов, приводится характеристика технических средств и средств музыкальной выразительности инструментов, излагаются сведения из музыкального синтаксиса. Книга адресована руководителям самодеятельных оркестров и ансамблей.

Автор: Г. Андрюшенков
Год: 1983
Издательство: Музыка
Страниц: 112
Формат: DJVU
Размер: 6,5 МВ
Язык: русский

Настоящее пособие представляет собой методическое руководство по начальному обучению игре на инструментах балалаечной группы русского народного оркестра и предназначено, в основном, руководителям самодеятельных коллективов народных инструментов. Кроме того, оно может быть использовано студентами-заочниками культурно-просветительных музыкальных учебных заведений соответствующей специализации. Автор не исключает возможность использования данного пособия и в качестве самоучителя игры на балалайке. Однако содержание и форма пособия обусловлены его основным предназначением.

Автор: М. Игнатьев
Год: 1986
Издательство: Zimmermann Frankfurt
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 5,8 МВ
Язык: русский, немецкий

Эта школа ставит себе целью предоставить учащимся усвоение ими художественной игры на балалайке по легко понятному методу. Знание нот и основных правил теории музыки при этом необходимо. Для повышения интереса при изучении игры монотонные и наскучивающие упражнения заменены целым рядом песен и пьес, необходимым упражнениям придана сжатая форма. Пройдя этот курс, можно достигнуть в игре на балалайке известной степени совершенства.

Автор: П. Нечепоренко, В. Мельников
Год: 2004
Издательство: Музыка
Страниц: 184
Формат: PDF
Размер: 37,6 МВ
Язык: русский

В работе над «Школой» авторы ставили перед собой цель — обобщить и обогатить практику современного балалаечного исполнительства, представить учебный материал в методически обоснованной последовательности. В методической части даны подробные описания приемов игры, рекомендации и нотный материал для их освоения. Методический текст пособия предназначен для преподавателей детских музыкальных школ.

Автор: А. Шалов
Год: 1969
Издательство: Л.: Музыка
Страниц: 56
Формат: DJVU
Размер: 25,6 МВ
Язык: русский

Балалайка, с присущим ей колоритом звучания, по праву занимает почетное место в большой семье народных струнных инструментов.
Настоящая работа задумана как учебное пособие для преподавателей и учащихся игре на балалайке и предусматривает теоретическую часть, связанную с последовательным обучением, методически проверенным многолетней исполнительской и педагогической деятельностью автора.

Автор: А. Дорожкин
Год: 1963
Издательство: М: Советский композитор
Страниц: 62
Формат: DJVU
Размер: 1,75 МВ
Язык: русский

«Самоучитель игры на балалайке» А. Дорожкина уже давно вошел в обиход большинства музыкальных школ и самодеятельных ансамблей. Книга была переведена на несколько языков и издавалась в ряде стран Западной Европы. В ней представлены основные сведения, необходимые обучающемуся игре на балалайке: от информации об инструменте и методах ухода за ним до развития навыков, позволяющих самостоятельно исполнять музыкальные произведения. Большое внимание уделяется постановке рук и пальцев при игре. Книга содержит большое количество практических упражнений разной степени сложности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: