Как научиться церковному пению

Кому и зачем стоит пойти на певческие курсы

Православный христианин, хоть раз побывавший в храме, восхищается церковным песнопением. При каноническом исполнении богослужение наполнено особой благодатью и благоговением. Клирос – один из способов служения богу. Почти любой прихожанин может петь в церковном хоре, пройдя обучающие певческие курсы.

Как выбрать курс

Обучение церковному пению получило распространение с середины 80-х годов прошлого века. После периода «советского атеизма» люди тянулись в храм. Возрастал интерес к богослужениям. Ощущалась нехватка певчих.

Так при церквях появились обучающие певческие курсы. В крупных городах набор проходит ежегодно. Для выбора направления нужно обратиться к настоятелю или к регенту для грамотного определения подходящего.

В Москве каждый год идет набор на регентско-певческие курсы при Храме прп. Марона Пустынника Сирийского. До обучения желающим нужно определиться с направлением, их три:

  • певческое;
  • регентское;
  • чтецкое.

Первое отделение подойдет прихожанам с музыкальным образованием или без него, но с минимальными вокальными данными. После прослушивания у регента можно выбрать подготовительную программу или сразу основную. Чтобы научиться петь на клиросе, понадобится минимум 2–3 года. Курсы бесполезны без практики пения в церковном хоре.

Для поступления на регентское отделение требуется подготовка или опыт в руководстве хором, музыкальное образование или хотя бы певческие курсы при храме. Регент — руководитель хора, это следующая ступень в развитии исполнителя церковных песнопений.

На отделение чтецов принимаются все желающие с благословения настоятеля храма. Если опыта группового пения нет, вокальные данные неразвиты, лучше выбрать это направление. После практики чтения во время богослужения можно попробовать обучиться на певчего.

Кому пригодятся курсы

Обучение полезно не только людям воцерковленным, но и светским. Прохождение певческих курсов поможет:

  • Людям, желающим связать жизнь с пением, улучшить голосовые данные. Русская вокальная академическая школа становилась под заметным влиянием профессионального церковного хора.
  • Дирижерам и руководителям вокальных коллективов. Практика церковного песнопения, опыт регентства пригодятся в построении музыкальной карьеры.
  • Прихожанам, желающим нести повиновение через песнопения в хоре.

Песнопения действуют умиротворяюще и приравниваются к медитации и как нельзя лучше подойдут жителям больших городов.

Что изучают на курсах

Каждое отделение проходит несколько обязательных дисциплин. На певческом это:

  • церковнославянский язык;
  • обиход церковного пения;
  • вокальный ансамбль;
  • постановка голоса;
  • хоровое пение;
  • сольфеджио;
  • история становления церковного пения.

В певческих классах занятия организуют исходя из результатов прослушивания.

Как и где можно применить полученные знания

Выпускники используют полученные знания, работая в храмах. Несмотря на то что церковное пение – это служение богу, за него можно получать небольшое вознаграждение. Плата за одно участие в богослужении составит не более 300 рублей. Однако большая часть певчих работает бесплатно.

Также выпускники курсов занимаются организацией образовательной и просветительской деятельности в приходах и епархиях.

Отзывы тех, кто прошел курсы

«Для меня было открытием, что певческие курсы можно пройти онлайн, по скайпу. Учеба, работа, маленький ребенок… Не хватало времени, чтобы посещать занятия в храме. Организация процесса через интернет стала настоящим спасением. Я планировала прослушать подробно осмогласие, церковный устав, но получила огромную практику взаимодействия с участниками хора, разобралась в последовательности песнопений, упорядочила имеющиеся скудные знания о церковном обиходе. Помимо практических занятий, огромная часть работы проводилась самостоятельно по рекомендованным учебным материалам.

В теории помогла книга Клавдии Никольской – Береговской «Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века» В аудировании полезно слушать пособие «Школа церковного пения. Осмогласие» для понимания и практики в песнопении смешанного четырехголосного хора. Курсы систематизировали имеющиеся знания, дали много дополнительного материала и практики».

«До того как я пришел в храм и попросился в церковный хор, за спиной было обучение в консерватории П. И. Чайковского. Обучение проходило при монастыре Московской Сретенской Духовной Семинарии. После прохождения певческого курса я участвовал в песнопениях при храме. Иногда меня просили руководить хором. Еще через некоторое время был собран и организован коллектив певчих, которым мне предстояло управлять. То есть из певчих я дорос до регента. Но, кроме работы при храме, я занимаюсь оперным пением, к чему меня подтолкнуло во многом церковное пение и работа в храме. Сейчас регентство – это скорее хобби, чем основная работа. Однако это огромный вклад в духовное и профессиональное развитие музыканта и приобретение опыта».

«Я всегда была человеком воцерковленным, посещала литургии и богослужения. Постепенно появилось желание петь в хоре. Мне казалось, что это очень приближает к богу, создает атмосферу благодати и одухотворения. Когда подошла к регенту с просьбой, получила рекомендацию пройти певческие курсы и не пожалела об этом. Помимо певческого опыта, получила много базовых знаний о церковном обиходе, нотной грамоте, развитии голоса и работе в хоре. Планирую в будущем пройти обучении регентству».

Требования к будущему курсанту певческого отделения

Для обучения пению на клиросе требуется:

  • быть крещеным в православной вере;
  • иметь начальное музыкальное образование;
  • при отсутствии образования – певческие данные, слух и голос.

Обязательно получить благословение настоятеля.

Школы и курсы церковного пения

В Москве наибольшую известность получили:

  • Московская школа Византийского пения «Псалтика»;
  • Московская Сретенская духовная семинария;
  • Школа Византийского пения «Схолион Псалтикис».

Почти в каждом крупном городе при православном храме организованы курсы для певчих.

Для чего поют в храме

Часто посетителям непонятно, для чего петь во время богослужения, ведь молитвы можно просто читать.

Опытные прихожане, настоятели храма, регенты на это отвечают, что церковь без пения – церковь без души. Песни в храме — это выражение душевной боли человека, его переживаний.

Все службы в церквях и храмах поются:

  • хором;
  • священнослужителем;
  • прихожанами.

Человек, который приходит в церковь с болью, вопросом, духовными переживаниями получает вдохновение и облегчение благодаря церковному пению, приближающему прихожанина к богу. Текст молитвы в виде песни легче проникает в сердце и душу. Церковное благолепие быстрее достигается через пение, чем через сухое чтение псалмов и молитв.

Несколько полезных советов

Приняв решение пойти на курсы пения, нужно правильно оценить вокальные возможности и желание обучаться. До начала занятий определите для себя следующее:

  • Где проходят курсы. Это может быть храм возле дома или приход у определенного настоятеля.
  • Для чего обучаться. Курсы полезны для профессиональной карьеры или для того, чтобы быть ближе к богу. Миссия у каждого своя.
  • Вовремя остановиться, если не получится. Не всем дано петь на клиросе. Если в процессе окажется, что обучение не дается и не по душе, то лучше прекратить занятия.

Церковное пение – непростой путь служения господу. Но если есть желание, можно получить необходимые знания и практику при храме в своем городе с благословения настоятеля.

Алексий I, патриарх: «Певчий на клиросе — это ученик, который пошел в первый класс ангельской школы. Сегодня певчий только учиться славить Бога. Если певчий пройдет свой путь достойно, после смерти он перейдет во взрослый лик настоящих ангелов».

Как петь на службе с теми, кто не поет

Беседа с регентом народного хора Дмитрием Ключевым

О создании и управлении народным хором, связанных с этим трудностях и радостях корреспондент портала Православие.Ru беседует с регентом храма святого Марона Пустынника в Старых Панех Дмитрием Ключевым.

– Дмитрий, какие чувства вызывает народный хор?

– В начале главное – сдержать раздражение, потому что они ничего не могут, а надо внушить, что могут, если заниматься с неподготовленными. У меня достаточно такого опыта. Сначала мы пели в очень низкой тональности в унисон, потому что боялись. Прихожане часто стремятся запеть, некоторые идут вместе с хором по тексту службы: мелодии знают с голоса, потому что часто ходят в храм. Я взял самые простые ектеньи, самые распространенные антифоны первого гласа.

– Люди всегда подпевают хору, а тут – испугались?

– Именно поэтому мы пели в унисон и очень низко, по-другому не могли. В храме все насторожились. Потом мне удалось выделить высокие голоса. Вместе поют – постепенно становится лучше. Потом дал простые дыхательные упражнения. Кто делает – становится лучше. А сейчас воцерковленные люди, которые пришли в начале и постоянно ходят на службы, знают чинопоследование, выучили мотивы (многие с голоса) и осмелели: стало неинтересно приходить на репетиции с новичками.

А приходят бабушки, которые толком ничего не знают и всю жизнь работали в партийных организациях, но решили пробиваться к Православной Церкви и начинают с нуля. Их не все выдерживают. Тренироваться в любви трудно, многие не готовы потерпеть ради людей, которые вновь пришли, чтобы они почувствовали соединение с теми, кто уже поет.

Тренироваться в любви трудно. Но это наши люди, с ними важно работать, и надо потерпеть

Приходят люди среднего возраста, пожилые и совсем старенькие, с палочками. Хотя и молодые приходят. Это – наши люди, с ними важно работать, и надо потерпеть.

С другой стороны, народный хор потом вдохновляется, начинает верить в свои силы (моя задача – внушить уверенность), многие начинают заниматься вокалом и летом принимают участие в богослужениях тех храмов, которые находятся рядом с дачами, потому что знают службу.

Мы изучаем только Литургию. Однажды пели и нетвердо знаем литию. К молебнам пытались дерзнуть, но переполнены объемом литургических песнопений. Хорошо, что успеваем тропари и задостойник выучить, потому что, кроме изучения, может стоять задача повышения качества пения. Но не всегда это возможно, если люди, которые пели, не приходят.

– Неужели в хоре нужен вокал?

– В православной культуре есть свои предпочтения, речь должна звучать красиво, голос в храме должен звучать красиво, но сейчас не у всех получается. Формирует звук речевой аппарат, и надо стремиться к естественности, потому что каждый человек может особенно произносить звуки, а, бывает, нравится другой и начинаешь подражать, себя при этом умаляя.

Я много над этим думал. Преподаешь вокал, человек стопорится, но постепенно выход находится, и могу сказать о народном хоре: будет продолжение, потому что надо сеять и на камне. Поэтому я этим занимаюсь, хотя сомневался, нужно ли преподавать вокал, терзался и постоянно думал: «Кому всё это надо?»

Господь меня поддержал в бывшем Синодальном училище (ныне – Рахманиновский зал консерватории, а стены помнят звучание синодальных хоров), куда я попал на камерную оперу японского композитора в европейской традиции, на японский сюжет и на японском языке. Инструменты – рояль, виолончель и классическая флейта.

Люди после занятий вокалом уходят совершенно в другом состоянии и начинают думать, что им открылось что-то такое, чего они даже не могли представить

И когда разные уровни вокалистов-солистов в конце все вместе запели, в здании училища возникли удивительные вибрации, которые чувствовались всем телом, воспринимались всем существом. Это необыкновенное ощущение, и люди после занятий вокалом уходят совершенно в другом состоянии и начинают думать, что им открылось что-то такое, чего они даже не могли представить.

Читайте также  Как очистить серебряные монеты

Обычно после первой службы происходит следующее: «Скажи, мы плохо пели?! Мы так плохо пели, скажи?» – «Вы меня видите?» – «Видим». – «Слушайте внимательно, если видите и слышите. Я специалист с высшим музыкальным образованием, окончил Московскую консерваторию и, как специалист с высшим образованием, говорю, что меня ваше пение не раздражает. Вопросы еще будут?» – «Но мы плохо пели!» – «Я всё сказал. Надо продолжать репетировать».

– Многих может раздражать из-за разных понятий о том, как надо петь, и батюшки могут быть с разным опытом. Каждый способен воспринимать в свою меру, а профессионалов высшего уровня очень мало. Обычно это раздражает людей среднего или ниже среднего уровня музыкального образования, они с трудом понимают и пытаются требовать от других, как именно надо петь в храме. А ведь пение в храме (я много на эти темы думал) должно быть, самое главное, искренним. Теплая молитва ко Господу. А Господь милостив, это мы люди немилостивые.

Все хотят петь. Сейчас много различных курсов, но таких не возьмут. На курсы любят брать музыкально подготовленных, которые будут в полной мере воспринимать сольфеджио. Это брошенный контингент, а бросать наших людей не надо.

– Когда появился народный хор, прихожан стало больше или меньше?

– Прихожан в храме всегда было много. Проблема и задача хора – не привлечь больше народа, но больше просветить тот народ, который приходит. Настоятель поставил задачу – всем народом петь службу, проработать основы богослужения. Когда костяк поет, люди приходят в храм и могут присоединиться – такая идея.

– Прихожане, которые сами не поют, не подходили с возмущениями?

Наоборот, подходят с благодарностью, особенно те, кто работает в храме и не имел раньше возможности спеть всю службу, – теперь никто не останавливает. Люди хотят петь, говорят: ностальгия потомков Адама по ангельскому пению в раю.

– Вернемся к синодальным хорам. Как ты их оцениваешь?

– Можно послушать, есть записи среднего качества – хоров синодальной традиции, и Федор Шаляпин, и Павел Чесноков с хорами. Есть записи из храма Христа Спасителя до взрыва в 1931 году – это синодальная традиция. Записи великого архидиакона Розова.

Синодальная традиция может нравиться или не нравиться, но это – условность большого собора. В разных храмах приемы могут различаться, зависит от акустики. У нас редкий регент владеет акустикой, а этому должны обучать. Но этому не обучают. Акустике не обучают нигде, и специалистов по акустике почти нет.

Надо уметь слышать акустику храма. В каждой акустике свои приемы

Надо уметь слышать акустику. В каждой акустике свои приемы, регент досконально знает акустику храма, какие в разных местах применять акустические приемы. Если гулкая акустика, надо подсказать певчим и петь в более сухой манере.

Бывает, наоборот, глухая акустика, где требуется протягивать, но нельзя перегущать тембральное заполнение гласной, иначе скрадывается произнесение согласной, как будто человек плохо произносит, – согласные надо вызванчивать.

Характер звучания должен быть своего рода щипковый, если сравнивать с музыкальным инструментом, или как колокол, который звучит, потом затухает. Так же и слог. Это «читок», прием «читка». «Читок» – это определенный штрих, чего многие не знают.

Вообще что такое правильно? Славить Бога можно любыми голосами. Где же в Евангелии написано, каким голосом надо петь?

– Как бороться с неправильным пением в храме?

– Синодалы, в частности Александр Никольский, который курировал все церковные хоры Москвы, поддерживали специфические особенности пения в каждом храме, где они были, потому что даже интересно, когда в разных храмах по-разному поют, а не то, что так правильно, а так неправильно. Странное суждение. Вообще что такое правильно? Славить Бога можно любыми голосами. Где же в Евангелии написано, каким голосом надо петь?

Идея народного хора родилась давно, но воплотилась постепенно, потому что не каждый регент может выдержать, когда поют вразнобой. У меня получалось, потому что я могу терпеть и знаю, как бывает вначале. У меня большой опыт работы именно с теми, кто не поет, и я умею находить выход руководства такими начинающими, я не боюсь их. А многие не знают, что делать, когда поют нестройно. Просто надо потерпеть. Я не обращаю внимания на то, что не получается, приветливо общаюсь, хвалю, потому что их всегда ругали. Просто их боятся, а я не боюсь. И в какой-то момент я понял, что может получиться.

О церковном пении: один в поле воин

В конце августа сего года я отпраздновала шесть лет клиросного послушания. Оказывается, для вокалиста это уже некоторый опыт, к тому же в основном, увы, не хоровой, а сольный. Храм у нас маленький, и зачастую в будни я пою одна или дуэтом. Эта статья не для экспертов с академическим образованием. Она для тех, кто хочет петь, но стесняется или боится. Для тех, кому приходится, и они не ведают, куда кидаться, чему и у кого учиться. Коль речь пойдет о пении церковном, поговорим и о его особенностях. Возможно, мой скромный труд вдохновит новичков и развеет миф о том, что церковные певчие – вокальные асы.

Немного истории

Нынче модны статьи в стиле «я не эксперт, но я делюсь». На мой взгляд, полезный формат, и за шесть лет практики поделиться есть чем. У меня имеется музыкальное образование по классу фортепиано – правда, в такой сокращенной версии, что это скорее мешало, чем помогало. Однако общаясь с людьми, которые начинали петь, не имея никакого образования, я свое немного оценила. Плюс к этому бесценный опыт самоучки и наставники – как хорошие, так и не очень.

По какой причине батюшка позвал меня на клирос – до сих пор загадка. Женщина, которая тащила на себе будничные службы, собралась переезжать. Праздничный состав из трех певчих укомплектован, службу знают двое, но если раскидать им будни, нагрузка неподъемная. Вот и пригласили меня.

Первый месяц я пела с дамой, которая собиралась уходить. Она нередко фальшивила, поэтому в хор ее не брали. Одна поет и никому не мешает. Новичков обучать не берется, так что пели мы в один голос. Благодаря ей я усвоила ход службы.

Когда она ушла, меня отправили учиться к преподавателю из ближайшей музыкальной школы – она сорок лет вела хор и пела в храме по воскресеньям. Мы немного поучили гласы, а потом от меня отделались: ходи на службы и трудись, где не знаешь – помолчишь. Интересно, как, если поешь одна?

По-настоящему помогла мне Катя – профессиональный педагог по вокалу, с большим опытом пения в храме. Именно она разъяснила мне службы, и благодаря ей четыре месяца спустя мне доверили солировать. По словам батюшки, такого чуда на его памяти не случалось, даже с профессионалами. В этой статье я не буду говорить о гласах, распевах, церковнославянском языке и богослужебном уставе. Сосредоточусь только на голосе. Если упомянуть всё, что пришлось осваивать самостоятельно, сроки и впрямь впечатляют.

Однако всё вышесказанное – бессистемные потуги чему-то меня научить в сжатые сроки. Касалось это обучение в основном служб, потому как в нашем храме катастрофически не хватает кадров – певчим приходится и часы читать, и Апостол, а порой и плат держать во время Причастия, если алтарник заболел. Нет такого человека из Катиных рассказов, который странички переворачивает и пальцем тыкает, а ты рот открываешь по указке. Ее сокурсники находили себе такие храмы, а ей смолоду приходилось все везти на себе. Так и вырастают шикарные учителя.

Личный опыт

Спустя годы мне удалось привести мою самостоятельную работу в некоторую систему – о ней и поведаю ниже.

Для начала от всей души рекомендую не книги, а видео– и аудиозаписи – благо, этого добра сейчас навалом. Были попытки научиться петь по книгам – с таким же успехом можно по книгам учиться джиу-джитсу. Первый учебник приплыл от батюшки, другой подкинула подруга. В первой книге 140 страниц, и мучила я ее две недели, вторую не осилила вовсе, запутавшись, чем все-таки правильно дышать, а как лучше не делать.

Слышала в те времена, что пение – сложный процесс, которому обязательно надо учиться под контролем наставника, который именно твой голос хорошо чувствует. Я уже готова была бежать в храм Двенадцати Апостолов к тамошним народным артистам России, но кое-что меня остановило. Агитировала регент – мол, вокалом надо заниматься, сама уже пять лет хожу. Ее пример не вдохновлял: некогда чистый и звонкий голос хрипел и срывался, а когда она пела вместе с кем-то – ее вообще не было слышно.

Дальше всё веселее: поговорила на эту тему с преподавательницей из музыкальной школы, когда еще ходила к ней. Она произнесла историческую фразу:

– Раньше регент ваша пела хорошо. А потом решила поставить голос. Я за сорок лет так и не нашла человека, который поставил бы мне голос!

И такое бывает, оказывается…

Катя в свою очередь посоветовала мне походить в музыкалку на сольфеджио, попеть двухголосие, чтобы вникнуть в теорию и развить слух. Так я и поступила в сентябре. Ходила на уроки к семиклассникам два года, научилась писать музыкальные диктанты и поняла, что такое доминант-септаккорд.

– Если что, мы тебе всегда поможем и подскажем, – сказала позже появившаяся у нас певунья, хоровик с 32-летним стажем, но церковная служба долго ей не давалась.

У ее ребят был негативный опыт, когда баритонов превращали в теноров, а альтов в сопрано – в итоге даже красивого тембра не оставалось, и к пению они уже не пригодны. Я-то думала, уж тембр-то никуда не денется, и позаниматься с педагогом – в любом случае вреда не будет. Череда откровений: и в платных школах у нас шарлатаны, и в Двенадцати Апостолах сидят нецерковные, очень советские люди, закисшие в своем филармонизме, и никаких новшеств не воспринимающие. Это они научили нашего регента затыкать уши ватой и «гнуть свою линию», никого не слушая.

«Надо не петь, а молиться»

Пришлось мне учиться самой. Батюшкина книга о церковном пении содержала одну мудрость: надо не петь, а молиться, и всё Господь откроет. Или, говоря светским языком – предоставить процесс саморегуляции. Однако на протяжении книги мне пытались объяснить, что это за дыханье такое – диафрагмальное. Понимала с трудом, пока не посмотрела мастер-класс Рене Грант Уильямс (Renee Grant-Williams) – американского педагога по вокалу, обучающего поп– и рок-звезд. Перевода не предполагается, но если английский не проблема – рекомендую. Ссылка на youtube-канал

Читайте также  Как поменять форсунку на ВАЗ 2110

Также из западных наставников выделю:

  • Брэтта Мэннинга (Brett Manning – The Complete Singing Success. Vocal Training).
  • Джесси Немитс (Jesse Nemitz – Top 7 Secrets of the Super-High Mix Voice).

Их аудиокурсы содержат упражнения для голоса любого регистра и совсем немного теории.

Собственно, почему мне это было важно? Казалось бы – поёшь, и слава Богу. В церковном пении есть особенности, о которых батюшка сразу мне сказал: оно не должно быть излишне благолепным, чтобы не отвлекать людей от молитвы, чтобы духовное не подменялось душевным. Поэтому даже профессионалы стараются свой голос нивелировать на благо общего дела. На практике же технические характеристики оказались немаловажными. В юности я любила петь с друзьями, и получалось неплохо. Но это не два часа в день пять дней в неделю и не хор в один голос, а партесное пение. Поэтому в начале пути у меня темнело в глазах, подгибались колени, не хватало кислорода. Тогда я и задумалась, что с этим делать, дабы не окочуриться на посту.

Вот что я для себя нашла:

Наталья Ром «Хочу говорить красиво!». Это даже не о пении, а о правильной речи, дыхании, голосе и дикции. Особенно на последнее обращаю внимание, хотя, казалось бы, при чем тут она? Но когда приходится петь в темпе «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» или «Блажен путь воньже идеши днесь душе» язык заплетается. Мой голос тогда был в плачевном состоянии от литров кофе и длительного молчания, поэтому работать пришлось серьезно, не пренебрегая скороговорками и дыхательными упражнениями.

Нина Серебряная – педагог, работающий как в России, так и за рубежом. Записи доступны, и если есть под рукой фортепиано, можно взять на вооружение и трудиться самостоятельно.

«Школа природного голоса» – к вопросу, если голос неприятный, а петь хочется. Создатель этой школы убежден, что некрасивых голосов не бывает, как не бывает некрасивых рек, озер, деревьев и прочего в природе. Надо лишь раскрыть потенциал. Курс платный, я его не покупала, но на ютубе есть масса полезных упражнений для новичков.

Что если слишком наслаждаешься своим голосом и сбиваешься? Признаться, о существовании такой проблемы я знаю понаслышке. В нашем храме два варианта: либо наслаждаться нечем, либо никто не сбивается.

– Кира всё переживает, что у нее голоса нет, а у кого на нашем клиросе он есть?! – сказал батюшка за моей спиной – передали добрые люди.

Второй случай – недавно появившаяся певунья со светским стажем. Она знает такие распевы и может вытянуть такие децибелы – стой в сторонке и молчи.

– Мне кажется, она так от себя тащится, аж коробит, – призналась как-то мама после воскресной службы.

Что и говорить, искушений на клиросе хватает – даже в таком непритязательном и безголосном храме, как наш.

Жить по схеме «проснись и пой» весьма жестоко. Те, кто слышал себя с утра – поймут. Но куда деваться, если домочадцы спят, в храм добираешься либо пешком в мороз, либо в общественном транспорте? Да еще кофе с крепким чаем сушат связки, а ведь так хочется проснуться! Порой думаешь: именно потому у нас читают часы – сжалился Господь. По всем правилам распевки – на одной ноте, монотонно, гундосо, десять-двадцать минут. И совсем другое дело! Мятные леденцы и глоток воды с лимоном – дополнительный бонус.

Обобщая опыт моих коллег, не могу прийти к единому знаменателю. Классику почитаешь, кажется – элементарно, все поют, кому не лень! А тут раздула проблему. Однако с теми, кто вынужден править службу в одиночку, мне общаться не приходилось. У нас же было такое, что служили двое: батюшка и я. Ни алтарника, ни псаломщицы. И никто певчую не спрашивает, какого она мнения о своих вокальных данных.

Вывод прост: если Господь вас на эту должность поставил, а такое без Его воли не происходит, бояться поздно. Своим героизмом годиться нет причин – это прекрасно иллюстрирует Олеся Николаева рассказом «Как у меня пропал голос».

Надеюсь, мои советы будут полезны таким же чайникам, какой была я шесть лет назад. Карьерного роста не случилось, но выносливости прибавилось.

О церковном пении

Красивое церковное пение, сопровождающее практически любое богослужение, едва ли сможет остаться незамеченным. Подобное оформление службы неизменно привлекает внимание прихожан и даже далекие от музыки люди хотя бы на минутку, но мечтают присоединиться к церковному хору.

Пение на клиросе – что это такое?

Клирос – храмовая зона, предназначенная для размещения хористов (певчих). Если раньше церковное пение было одноголосным и монотонным, то сегодня это – сложный многоголосный хор, имитирующий ангельское пение.

Чтобы попасть в церковные хористы, нужно:

  • обладать хорошим музыкальным слухом;
  • быть владельцем красивого по звучанию голоса.

Желательно, но не всегда обязательно, иметь музыкальное образование. Церковное пение сопровождается быстрым чтением нот, и если нотная грамота вам неизвестна, то придется ее освоить.

К музыкальному сопровождению богослужения певчие готовятся не менее 5 — 7 часов в неделю. Во время спевок определяется место положения в хоре, которое зависит от высоты вашего голоса.

Хоровое пение бывает разным. Выделяют:

  • Знаменное (крюковое). Хор поет одним голосом.
  • Партесное. Представлено несколькими голосами.
  • Обиход. В ходе песнопения исполняются несложные партитуры.

Церковные песнопения бывают постоянные и изменяемые (гласовые). В первом случае напевы классические и исполняются одинаково во всех храмах без исключения.

К гласовым или изменяемым церковным песнопениям относят тропари, каноны, стихиры и другие. Они также изданы в виде книг. Но в каждом храме имеются свои собственные традиции исполнения гласов, которые передаются певчим регентом.

Основные правила

Пения русской православной церкви не только очень красивые, но и чрезвычайно сложные для неподготовленного певчего. Поэтому регент (руководитель церковного хора) будет рад принять нового вокалиста, если не имеющего профессионального музыкального образования, то хотя бы обладающего базовыми знаниями и навыками.

Чтобы освоить церковное пение, необходимо:

  1. Научиться читать церковные книги, написанные на старославянском языке. Для этого необходимо каждый день озвучивать вслух по нескольку страниц молитвослова. Это поможет не только научиться правильно проговаривать слова, но и понимать сам текст. Главными помощниками станут такие издания, как Минея, Часослов и Октоих.
  2. Заняться изучением нот самостоятельно либо обратиться за помощью к профессионалам.
  3. Обязательно брать уроки сольфеджио.

Нужно отказаться от попыток самостоятельного освоение осмогласия. Дело в том, что они везде разные и потом переучиваться будет очень сложно. Благоразумнее будет сразу начать разучивать напевы того храма, в котором вы планируете выступать в роли певчего.

Если вам разрешили присоединиться к хору, то вставайте рядом с опытным певчим и внимательно слушайте его пение. Так вы сможет понять мелодии, поймете, как расставляются акцент и узнаете прочие нюансы.

Во время пения в составе хора нужно стремиться максимально точно попадать в ноты, внимательно следить за звучанием своего голоса, произношением слов, громкостью напева и правильностью дыхания.

Чтобы освоить церковное пение, важно не прекращать занятия и дома.

  • Попросите у регента ноты и начните изучение партий дома, но вместо слов нужно петь ноты в прописанной последовательности.
  • Сам напев должен быть умиротворяющим. Церковное пение должно хотеться слушать, понимать произносимые певчим слова.

При должном упорстве и ежедневном труде церковное хоровое пение можно успешно освоить за 1 год. Ускорить процесс обучения помогут занятия с опытным педагогом, который укажет на ошибки и исправит их.

Где пройти обучение церковному пению: список школ и курсов

Кому пригодятся курсы

Обучение полезно не только людям воцерковленным, но и светским. Прохождение певческих курсов поможет:

  • Людям, желающим связать жизнь с пением, улучшить голосовые данные. Русская вокальная академическая школа становилась под заметным влиянием профессионального церковного хора.
  • Дирижерам и руководителям вокальных коллективов. Практика церковного песнопения, опыт регентства пригодятся в построении музыкальной карьеры.
  • Прихожанам, желающим нести повиновение через песнопения в хоре.

Песнопения действуют умиротворяюще и приравниваются к медитации и как нельзя лучше подойдут жителям больших городов.



Обучение церковному пению

Вам необходимо:

  1. Научиться беглому чтению церковно-славянской литературы. Для этого нужно ежедневно читать книги и молитвослов, которые написаны церковно-славянским языком и практиковаться в его понимании и проговаривании. Этими книгам являются Часослов, Минея и Октоих. Именно они изданы на языке, считающимся основным – церковно-славянском.
  2. Следует заниматься изучением нотной грамоты и сольфеджио.
  3. Не нужно самостоятельно изучать осмогласие, потому что в храмах напевы разнятся. Лучше сразу разучить напев храма, в котором хотите нести певческое послушание.
  4. В хоре ориентируйтесь на опытных певчих.
  5. При пении с хором стремитесь к точному попаданию в нужную ноту, следите за направлением звука, произношением, дыханием и громкостью.

Обучение церковному пению необходимо продолжать самостоятельно:

  1. Для этого нужно взять ноты и разучивать песнопения в сопровождении музыкального инструмента, припевая вместо слогов названия нот, прослеживая их длительности.
  2. Музыкальную партию нужно взять для сопрано, а вокальную воспроизводить для альта.
  3. Полезны также индивидуальные занятия с педагогом, который подскажет направление обучения.
  4. Следует добиваться светлого, умиротворяющего и величественного пения.
  5. Не стоит увлекаться красивой гармонией, эффектами или сложными партиями. В хоровом церковном пении слова первичны.
  6. Старание и упорный труд помогут через год довольно прилично исполнять произведения на клиросе.


Как и где можно применить полученные знания

Выпускники используют полученные знания, работая в храмах. Несмотря на то что церковное пение – это служение богу, за него можно получать небольшое вознаграждение. Плата за одно участие в богослужении составит не более 300 рублей. Однако большая часть певчих работает бесплатно.

Также выпускники курсов занимаются организацией образовательной и просветительской деятельности в приходах и епархиях.

Выбор места для обучения

Давайте узнаем, какие на сегодняшний момент курсы церковного пения существуют в Москве, и на каких условиях они принимают в свои ряды новых участников.

  • Крутицкое Подворье, храм Воскресения Словущего. Производится набор людей в возрасте от 18 до 50 лет. Учеников делят на группы: имеющие музыкальное образование и не имеющие такового. Первые проходят обучение в течение одного года, за который будет изучаться структура литургии и всенощного бдения. Для начинающих преподаются азы музыкальной грамоты. Принимают людей после прослушивания, которое проходит каждое воскресенье. По окончании выдается сертификат.
  • Храм Трех Святителей на Кулишках, Регентские курсы. Для желающих поступить сюда следует соответствовать трем условиям: музыкальное образование, благословение духовника и годичная практика участия в хоре.
  • Школа церковного пения при Православном . Организация была основана в 2004 году и предназначена для обучения взрослых с любым уровнем подготовки. Получить необходимые навыки здесь можно бесплатно, а по окончании курса выдается справка.

Обратите внимание! Особенность церковного пения в том, что оно может быть как многоголосным (полифоническим), так и одноголосным (унисонным). Первый вариант имеет отношение к Русской Православной Церкви. Все богослужения в нашей культуре проводятся на фоне хора, который одновременно исполняет три или четыре партии.

В западной ветви православного христианства, то есть в византийской и греческой церквях, более распространенным является унисонное пение. Курсы исполнения на византийский манер, то есть в унисон, можно пройти Школе византийского песнопения. Находится в здании издательского совета Русской Православной Церкви на 4-ом этаже.

Читайте также  Как поменять сливной шланг в стиральной машине

Обучение здесь длится от одного до трех лет, в зависимости от стартовой подготовки абитуриента. Здесь предлагает бесплатное обучение церковному пению, а также изучение азов музыкальной грамоты и греческого церковного слога.

Это интересно! Вся информация о Череповецкой епархии

Стоит отметить, что принцип пения по византийскому шаблону принципиально отличается от российского. Разница заключается не только в унисоне и отсутствии полифонии, но и в самих текстах, а также в музыке. В Москве это единственное место, где проходит обучение имен такой манере церковного песнопения.

Отзывы тех, кто прошел курсы

«Для меня было открытием, что певческие курсы можно пройти онлайн, по скайпу. Учеба, работа, маленький ребенок… Не хватало времени, чтобы посещать занятия в храме. Организация процесса через интернет стала настоящим спасением. Я планировала прослушать подробно осмогласие, церковный устав, но получила огромную практику взаимодействия с участниками хора, разобралась в последовательности песнопений, упорядочила имеющиеся скудные знания о церковном обиходе. Помимо практических занятий, огромная часть работы проводилась самостоятельно по рекомендованным учебным материалам.

В теории помогла книга Клавдии Никольской – Береговской «Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века» В аудировании полезно слушать пособие «Школа церковного пения. Осмогласие» для понимания и практики в песнопении смешанного четырехголосного хора. Курсы систематизировали имеющиеся знания, дали много дополнительного материала и практики».

«До того как я пришел в храм и попросился в церковный хор, за спиной было обучение в консерватории П. И. Чайковского. Обучение проходило при монастыре Московской Сретенской Духовной Семинарии. После прохождения певческого курса я участвовал в песнопениях при храме. Иногда меня просили руководить хором. Еще через некоторое время был собран и организован коллектив певчих, которым мне предстояло управлять. То есть из певчих я дорос до регента. Но, кроме работы при храме, я занимаюсь оперным пением, к чему меня подтолкнуло во многом церковное пение и работа в храме. Сейчас регентство – это скорее хобби, чем основная работа. Однако это огромный вклад в духовное и профессиональное развитие музыканта и приобретение опыта».

«Я всегда была человеком воцерковленным, посещала литургии и богослужения. Постепенно появилось желание петь в хоре. Мне казалось, что это очень приближает к богу, создает атмосферу благодати и одухотворения. Когда подошла к регенту с просьбой, получила рекомендацию пройти певческие курсы и не пожалела об этом. Помимо певческого опыта, получила много базовых знаний о церковном обиходе, нотной грамоте, развитии голоса и работе в хоре. Планирую в будущем пройти обучении регентству».

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах, программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.

Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения. В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых. Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.

Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

Для чего поют в храме

Часто посетителям непонятно, для чего петь во время богослужения, ведь молитвы можно просто читать.

Опытные прихожане, настоятели храма, регенты на это отвечают, что церковь без пения – церковь без души. Песни в храме — это выражение душевной боли человека, его переживаний.

Все службы в церквях и храмах поются:

  • хором;
  • священнослужителем;
  • прихожанами.

Человек, который приходит в церковь с болью, вопросом, духовными переживаниями получает вдохновение и облегчение благодаря церковному пению, приближающему прихожанина к богу. Текст молитвы в виде песни легче проникает в сердце и душу. Церковное благолепие быстрее достигается через пение, чем через сухое чтение псалмов и молитв.

Школа церковного пения осмогласие

«Осмогласия» или «восьмигласия» является основным фондом церковной музыки, в котором каждый глас соответствует определённому дню недели.

Начинается каждый глас в воскресный день, прододжается до субботы и сообщает седмице благодатное настроение воскресного дня. Этот глас имеет господствующее положение в богослужении во время всей седмицы.

  • Первый – Пасхальный, звучит светозарно, величественно, взмывает в Небо стремительно и легко, настраивая душу на возвышенную волну духовной радости и Божественного величия. Воскресный праздник Святой Пасхи составлен в первом и пятом гласе.
  • Второй – Великой Субботы. В нём отражается переходное состояние от временной жизни к вечной. Он нежный, располагающий к любви, состраданию, отражает тонкие переживания души.
  • Третий – является размышлением о тайне Горнего мира. Он отличается плавностью и степенностью, но все же является твёрдым и мужественным. Песнопения третьего гласа содержат небесную радость, хвалу и свет. В воскресном тропаре третьего гласа изображается Воскресение Христово в виде источника всеобщей радости.
  • Четвёртый – быстрый и торжественный, возбуждающий радость. Глас светлого торжества. Он отличается торжественностью, но не триумфом первого гласа. Четвёртый глас имеет оттенок покаянности и напоминает о греховности человеческого существа.
  • Пятый – служит завершением и углублённым распевом первого гласа. В его песнопениях слышен призыв поклонения и приветствие: «Радуйся!». Для него характерна радостная печаль.
  • Шестой – служит продолжением второго гласа. Мелодия его печальная, передаёт скорбь, и небесное утешение. Если второй глас является гласом исхода, то шестой – глас погребения. На него положены каноны утреней службы в Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Большинство песнопений преподобным отцам и святителям поются на шестой глас.
  • Седьмой – плагальный третьему гласу. Количество музыкальных строк и песнопений в нём отличается скудностью. У греков он именовался «тяжёлым». Характер его – мужественный. Тексты и мелодия просты и величественны, но за простотой спрятана глубокая, великая и непостижимая суть. Песнопения седьмого гласа говорят о веке наступающем, ещё неведомом и об Иерусалиме Небесном.
  • Восьмой глас – плагальный к четвёртому. Он отражает полноту совершенства высоты Небесного над земным. Мелодия Восьмого гласа печальная и умилительная.

Основные песнопения осьмигласия можно найти в нотном двухтомнике «Октоих», старинной церковной книге. В ней находятся нотные обозначения основных песнопений восьми гласов, которые используются в обиходе.

Обучение Богослужебному пению в православном церковном хоре

Каждый православный христианин хоть раз в своей жизни восхищался церковными песнопениями. При правильном и красивом исполнении духовное пение вызывает чувство благоговения, умиления и раскаяния. И все это благодаря церковному хору, или же клиросу.

Как среди верных чад Православной Церкви, так и среди людей околоцерковных найдутся те, кто хотел бы посвятить свои силы и время служению Богу. Одним из таких служений можно назвать пение в церковном хоре. К сожалению, многие так и не знают, как осуществить такое благочестивое намерение.

Особенности обучения в церковном хоре

Во времена становления Церкви у христиан не было понятия хора. Община верующих молилась и исполняла богослужебные песнопения соборно. После периода гонений возросло внимание к красоте церковных служб, так как верующие могли в открытую проводить богослужения. В это время появляются клиросы или хоры.

В современных храмах можно встретить несколько хоров, которые поют попеременно. Такие хоры находятся на возвышении, по обеим сторонам от алтаря. В православной традиции не принято использовать музыкальные инструменты: вся гармония строится на пении нескольких голосов.

Главным в управлении хором считается регент. Зачастую такие люди имеют высшее музыкальное образование. От их профессионализма зависит ход богослужения, так как существует непрерывная взаимосвязь между священнослужителем и хором: священник не может проводить службу без хора и чтеца, а хор и чтецы, в свою очередь, не могут петь без благословения священника.

Для обучения на клиросе необходимо:

  • быть крещенным в Православной Церкви;
  • иметь музыкальный слух и красивый голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Совет! При отсутствии музыкальных данных существует вариант стать чтецом. Для этого нужно уметь громко и выразительно читать тексты на церковнославянском языке.

Школа церковного пения осьмогласия

Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.

Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.

Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.

Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.

Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.

Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.

Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.

Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.

Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.

Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.

Школы и курсы церковного пения

В любом деле важно овладеть азами. Чтобы преуспеть в хоровом пении, нужно записаться на специальные курсы, которые зачастую проводятся при храмах или монастырях.
Основу этих курсов составляют такие предметы:

  • сольфеджио;
  • вокал;
  • нотная грамота;
  • тексты богослужебных книг;
  • литургика.

Читайте о православных школах:

  • Православные гимназии для детей
  • Православные воскресные школы для детей

Внимание! Существуют специальные школы для псаломщиков-регентов и православные гимназии. В них ведется более углубленное обучение. Такие школы можно найти во всех больших городах России.

В Москве, например, существует школа церковного пения при Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции. Школа эта находится при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове по адресу ул. Бакунинская, д. 83.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: