Как научиться азбуке Морзе

Как научиться азбуке Морзе

Некоторые люди задаются вопросом – можно ли научиться азбуке Морзе? Самостоятельно обучиться такому «сложному», на первый взгляд, виду общения – вполне возможно. Чтобы научиться азбуке Морзе, необходимо запомнить около пятидесяти несложных сочетаний звуков, а также натренироваться быстро писать такие буквы и цифры, чтобы воспроизводить их с помощью телеграфного ключа. Самое главное во время обучения быть настойчивым и регулярно заниматься уроками. Лучше всего взять уроки у опытных радистов, но благодаря компьютерным возможностям азбука станет вполне понятной.

Что такое азбука Морзе?

Азбукой Морзе именуют метод кодировки цифр, алфавита и знаков препинания, которые принимаются специальными приемниками и расшифровываются радистами. «Морзянка» впервые появилась благодаря Самюэлю Финли Бриз Морзе, который без специального технического образования смог создать шифр сигналов, которые передаются по проводам.

Первый аппарат изобретателя мог принимать и фиксировать сигналы по проводам на расстоянии до полукилометра. В те времена изобретение было не интересным и коммерчески не понятным. Но был один человек, которому новинка стала интересна. Стив Вейл усовершенствовал его и сигналы стали точными и расстояние увеличилось. Благодаря азбуке смогли создать связь между Вашингтоном и Балтимором, а уже спустя год передавались первые телеграммы.

Азбука Морзе — аппарат

Историки не сошлись на едином мнении – создал ли азбуку Морзе или усовершенствующий ее Вейл. Изначально азбука была в виде сигналов разной длительности и возникала путаница в подачах сообщений. Именно поэтому для алфавита и популярных цифр разработали простые комбинации звуков.

Преимущества и недостатки азбуки Морзе

Прежде чем научиться азбуке Морзе, необходимо оценить ее достоинства и недостатки. В целом можно выделить следующие положительные аспекты:

  • можно кодировать буквы вручную;
  • высокая защита во время приема даже с высокими радиопомехами;
  • использование для записи и воспроизведения простых устройств.

Из недостатков можно выделить следующие:

  • не экономично, ведь для транспортировки одного знака азбуки необходимо использовать 9,5 элементарных посылок;
  • не подходит для приема печатных символов;
  • скорость достаточно низка.

С чего начать изучение азбуки Морзе

Чтобы научиться азбуке Морзе, необходимо начать с приемных навыков. К ключевым передачам лучше подходить после освоения всех знаков. Азбука Морзе для начинающих будет казаться достаточно сложной. Именно поэтому устанавливается скорость передачи на технике до ста знаков в минуту. Но если передается несколько знаков, сделайте установку на десять в минуту, чтобы между приемами знаков оставались значительные паузы.

Азбука Морзе: как выучить самостоятельно такую технику кодирования? Начинайте с того, чтобы запомнить звучание буквы и не считайте количество точек или тире. Знаки должны иметь сжатую передачу, чтобы их можно было легко различать. В период обучения снижайте скорость звучания не только между буквами, но и между словами. Сначала изучите алфавит, а после освоения приступайте к цифрам.

Делайте тренировки разнообразными – меняйте тональность сигналов, их скорость и содержание. Также иногда изучайте слоги рывками, чтобы понимать небольшие тексты с ограниченным набором знаков и высокой скоростью. Тренировочные тексты должны использоваться из коротких слов, а позже становиться смешанными и более объемными. Радиограммы необходимо постепенно увеличивать и выделять каждой на изучение до пяти минут.

Код Морзе

В коде применяются специальные звуковые сигналы, которые передаются виде точек и тире. В международном понятии sos азбука Морзе содержит знаки на латинском языке. Азбука Морзе буквы преобразует в элементарном понятии кодирования в точки и тире разной длины: код азбуки Морзе тире – это три точки, промежутки между буквами – это одна точка, тремя точками обозначается расстояние между двумя буквами, а вот расстояние между двумя словами обозначается семью точками.

SOS на азбуке Морзе

Русский алфавит Морзе

Чтобы научиться азбуке Морзе, для начала изучите символику на родном языке, ведь на латинском языке — это гораздо сложнее. В русском варианте кодированного алфавита есть 32 разных кода, поэтому во время изучения использовались особенности традиционных букв. Эту связь можно оценить, когда впервые смотришь на русский вариант алфавита. Азбука Морзе алфавит на русском:

Русский алфавит азбуки Морзе

В русской азбуке есть ряд особенностей:

  • твердый знак может передавать как мягкий;
  • «е» и «ё» представляются как единый код – точка;
  • коды имеют созвучность с латинскими, но некоторые особенные буквы «ч», «ш», «щ», не имеют аналогичных в других языках, поэтому для русского было создано расширенную азбуку.

Цифры и знаки препинания

Чтобы полноценно научиться азбуке Морзе, необходимо освоить и цифры. Цифры Морзе в кодированном виде выглядят так:

Цифры в азбуке Морзе

Знаки препинания в азбуке Морзе

Напевы

Азбука Морзе имеет достаточно простой перевод, но старайтесь запоминать звуки кодов как единую мелодию и не нужно считать сколько было использовано точек или тире.

Попробуйте запомнить слова благодаря напевам. Выбирайте такие выражения, которые похожи на звучание алфавита «морзянки» (к примеру L = «лу-наа-ти-ки» и т.д.).

Такая методика позволяет быстро запоминать буквы, но все же тяжело выбрать осмысленный напев и тем более начинающему ученику. Такой способ был придуман военными во время ВМВ, так как радистами становились обычные рядовые, и им нужно было быстро осваивать технику. Но все же лучше тщательно изучать каждый знак.

Напевы азбуки Морзе

Q-коды и сокращения

Коды и азбука Морзе могут иметь разный перевод и необходимо также изучить специальные жаргонные сокращения, которые широко используются дл ускорении обмена по радиосвязи. Трехбуквенные Q-коды могут использовать как вопросы или утверждения, из-за чего меняется их смысловое значение.

К примеру, «SOS» азбука Морзе зашифровала как сигнал бедствия и представляет собой «3 точки – 3 тире – 3 точки». Считается, что такая аббревиатура применяется во время крушений и экстренных ситуаций. Запрещено использовать такой сигнал, если не существует реальной угрозы для жизни людей.

Также чтобы ускорить радиопередачу используются сокращения от самых распространенных выражений и слов. Его именуют как своеобразный «жаргон». Во всех сокращениях применяется «Q», поэтому их и прозвали кью-кодами. Если в выражении ставят вопросительный знак – значит прислали вопрос, а если этот знак отсутствует – то утвердительная форма. Также и в русском радиоприемнике придумали такие сокращения, к примеру «БЛГ» – благодарю, «СПБ» – спасибо и много других.

Пример русских сокращений:

Сокращения в азбуке Морзе

Кодировщик

Для обучения можно использовать кодировщики, которые помогут быстрее запоминать базовые слова и будут переводить выражения в необходимые коды по Морзе. Предпочтительно все коды делайте в русском варианте азбуки, так как есть небольшие различия с латинскими кодами и могут возникать недопонимания. Такие методы используются разными способами: от применения на листе бумаги до специальных устройств, а иногда даже пальцев или глаз.

Научиться азбуке Морзе

Если не хватает качественного опыта и тяжело научиться азбуке Морзе – используйте кодировщики и переводчики. Это помогает быстро перевести текст и расшифровать значение кодов на русском.

Применение азбуки Морзе в современном мире

Это наименее изощренный способ цифровой связи – компьютер не нужен. А в некоторых случаях даже радио не нужно. Если хотите, сообщение можно отправить, просто коснувшись двух проводов с передатчиком на базе CW.

Это непревзойденная «зашифрованная» связь с низким уровнем технологий, потому что большинство людей не могут знать, что вы говорите, за исключением другого оператора, который знает Морзе.

Азбука Морзе имеет достаточно широкое использование. Казалось бы, зачем в мире современных технологий столь старый метод передачи сообщений? Но такой язык является универсальной системой кодировки, который прочно укоренился в использовании всем миром в областях со связью CW.

Азбуку широко применяют для военных целей, ведь такой метод не требует наличия антенн и специальной аппаратуры и можно передать сообщение даже в самой сложной обстановке. Также такой метод общения часто используют служащие на флоте МЧС, ведь азбука не подводит в самые опасные и ответственные моменты, если из строя выходит современное оборудование. Студенты военных учреждений также до сих пор обучаются азбуке и ее расшифровке. Связисты военной индустрии активно совершенствуют азбуку, ведь постоянно появляются новые сигналы, оборудование и цифровые методы передачи сообщений. Также азбуку широко используют любители радиосвязи.

В городах даже устраиваются конкурсы на скорость по передаче сообщений радиотелеграфами. И такой метод не зря считается самым надежным – его невозможно взломать, прослушать или «переловить». Азбука используется также в спортивной радиопеленгации во время охоты.

Выводы

Придерживайтесь хорошего этикета Морзе. Многие радисты общаются с гораздо большей скоростью. Старайтесь соответствовать скорости отправителя. Научиться азбуке Морзе действительно непросто. Это не похоже на запоминание теоретической части радиолюбителя. Возможно, удастся запомнить все буквенно-цифровые символы, но это большая разница, когда на самом деле пытаетесь общаться с другим человеком, используя язык. Это требует целеустремленности, настойчивости и много тщательной практики.

НАБОР МАСТЕР КИТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ТЕЛЕГРАФИСТОВ

Ю. САДИКОВ
sadikov (at) masterkit.ru

В 1838 г. профессор живописи Нью-йоркского университета США Сэмюэль Морзе (1791-1872 г.г.) (рис.1), занимаясь параллельно вопросами передачи информации, предложил систему кодирования букв и цифр для передачи их по проводным каналам связи, в последствие названной его именем. Все буквы, цифры и знаки препинания азбуки Морзе кодировались в виде последовательностей точек и тире [1]. К настоящему времени кодировка отдельных символов существенно изменилась, но предложенная С. Морзе система передачи осталась: точки, тире и интервалы между ними имели фиксированную длительность — длительность тире равнялась длительности трех точек или трех интервалов.

Рисунок 1. Сэмюэль Морзе

Рисунок 2. Первый телеграфный ключ

Первый телеграфный ключ (рис.2) изготовил и использовал молодой, талантливый помощник С. Морзе: Альфред Вейл (1807-1859 г.г.) (рис.3) [1].

Рисунок 3. Конструктор первого телеграфного ключа Альфред Вейл

С его помощью в 1844 г. было передано первое сообщение «морзянкой» из столицы США (г. Вашингтон) в г. Балтимор (рис.4) [1].

Рисунок 4. Первая телеграмма

Сегодня таких телеграфных ключей [2,3] вы уже не встретите, они стали достоянием частных коллекционеров и музеев.

Рисунок 5 и 6. Виды телеграфных ключей

Для передачи радиограмм используются два типа ключей: механический и электронный [2,3].

В последнее время для передачи текстовых сообщений многие радиооператоры и радиолюбители применяют клавиатуру персонального компьютера и специальную «телеграфную» программу. Существуют также компьютерные программы, «расшифровывающие» коды Морзе в смысловые фразы, но никакая программа не сможет заменить профессионального радиста!

Изучение азбуки Морзе лучше начать на обычном механическом ключе: формируется «почерк», легче запоминаются символы.

А с несложным электронным устройством для изучения азбуки Морзе читатели могут познакомиться в этой статье. Генератор Морзе поможет самостоятельно изучить «морзянку»; благодаря малым размерам, автономному питанию и достаточно большой мощности его можно использовать для коллективных тренировок, в тестах и соревнованиях. Простая электрическая схема и конструкция генератора позволит собрать надежное устройство из набора МАСТЕР КИТ NM5036 даже начинающему радиолюбителю. Генератор Морзе послужит хорошим учебным пособием для изучения основ радиоэлектроники.

Читайте также  Как расшифровать txt

Генератор Морзе NM5036

Для тех, кто совершает первые шаги в мир радиосвязи, предлагаемый генератор будет очень полезен. Он пригодится на занятиях по изучению азбуки Морзе и поможет получить практические навыки работы на телеграфном ключе. Небольшие размеры платы и возможность работы от батареи позволяют собрать устройство целиком в небольшом корпусе, поэтому его можно использовать не только дома, но и брать с собой на занятия в радиошколу.

Таблица 1. Технические характеристики генератора Морзе

Номинальное напряжение питания, В 3,0…9,0
Максимальная выходная мощность, Вт 2,0
Номинальное сопротивление нагрузки, Ом 8…32
Максимальный ток нагрузки, не более, А 1,0
Размер печатной платы, мм 40х30

Генератор Морзе выполнен на основе универсальной схемы несимметричного мультивибратора (VT1, VT2). Рабочая частота мультивибратора определяется номиналами резисторов R1, R2, R3, R4 и конденсатором C1. Принципиальная электрическая схема показана на рис.7, а фотография устройства – на рис.8.

Рисунок 7. Схема простейшего генератора

В табл. 2 приведен перечень элементов, необходимых для самостоятельной сборки генератора.

Для питания устройства необходим источник питания, обеспечивающий выходное напряжение 3,0…9,0 В. Следует учитывать, что изменение напряжения питания приводит к изменению громкости и рабочей частоты генератора. К генератору можно подключить низкоомные головные телефоны (например, от аудиоплеера) или небольшую динамическую головку.

Рисунок 8. Фотография звукового генератора

Таблица 2. Перечень элементов.

Позиция Номинал Примечание Кол
R1 270 кОм Красный, фиолетовый, желтый 1
R2, R4 22 кОм Красный, красный, оранжевый 2
R3 22 кОм Подстроечный резистор 1
R5 560 Ом Зелёный, голубой, коричневый 1
С1 0,01мкФ Керамический конденсатор
Вариант маркировки – 104
1
С2 Не устанавливать
С3 Не устанавливать
VТ1 BC557 Корпус ТО92-1 1
VT2 BD137-16 Корпус ТО126
Возможна замена на КТ815
1
X1 BAT/SNAP Разъем питания батареи +9В 1
А503 Печатная плата 40х30 мм 1

Внешний вид печатной платы А503 показан на рис.9 и рис.10.

Рисунок 9 и 10. Печатная плата

Изучаем самостоятельно азбуку Морзе

Известно несколько методик изучения азбуки Морзе [2], но все они основаны на периодическом повторении каждой буквы, до полного запоминания её « мелодии». Самый лучший способ изучить «морзянку» — в радиоклубе или радиошколе оборонного спортивно-технического общества: квалифицированные тренеры в течение нескольких месяцев регулярных тренировок сделают из вас профессиональных телеграфистов. Если у вас такой возможности нет, можно научиться азбуке Морзе самостоятельно. Автору известно очень много радиолюбителей, которые успешно освоили «морзянку» самостоятельно.

Для самостоятельного обучения азбуки Морзе прилагается учебная таблица 3. Вы можете прослушать все звуки, щелкнув по ссылке напротив буквы

Табл. 3, Телеграфная азбука Морзе (ти – точка, таа – тире)

Как научиться азбуке морзе: русский алфавит и фразы

Азбука Морзе используется для передачи информации. Есть много систем и рекомендаций, как выучить азбуку Морзе. Но главное условие постижения мастерства радиста – регулярно заниматься самому и сосредоточиться на предмете.

Что такое азбука Морзе

Система кодировки текстовых знаков (букв, цифр и знаков препинания) названа в честь ее основателя – Сэмюэля Морзе, художника и создателя Национальной академии рисунка в Нью-Йорке.

Для фиксации отправляемой и получаемой информации изобретатель разработал серию кодовых комбинаций, состоящих из точек и тире. Такая система впоследствии была названа азбукой Морзе.

Продолжительность звучания сигнала тире (короткого или длинного) соответствует 3-4 точкам или 3 интервалам. Количество пауз между словами установлено больше, чем между буквами и равно временному интервалу передачи 7 точек.

История создания

В 1838 г. профессор Нью-Йоркского университета С. Морзе предложил передавать информацию с помощью радиосигналов.

Однажды путешествуя по Европе, он обратил внимание на то, как магнитная стрелка компаса реагирует на проводник. Заинтересовавшись этим явлением, художник начал изучать труды английского ученого Майкла Фарадея о превращении разных видов энергии из одной в другую, а также опыты изобретателя электромагнитного телеграфа Павла Шиллинга.

У Морзе возникла идея передавать информацию посредством электрической сети, и он сконструировал новый тип аппарата, замыкающего и размыкающего цепь на более или менее короткое время и создающего сигналы разной длительности.

А помощник профессора, механик-изобретатель и бизнесмен Альфред Вэйл, владеющий металлообрабатывающими мастерскими, сделал к нему первый механический телеграфный ключ для замыкания и размыкания электрической цепи и передачи кодов. Он также усовершенствовал дизайн установки и профинансировал ее создание.

А в 1844 г. из Вашингтона в Балтимор было отправлено первое телеграфное сообщение: «Чудны дела твои, Господи!».

Азбука Морзе нашла наибольшее применение в военных структурах.

Преимущества и недостатки азбуки

Главное достоинство системы Морзе в том, что она проста и надежна: записывать и воспроизводить сигналы можно вручную. У этого способа высокая степень защищенности от внешних условий: сообщения воспринимаются радистами на слух даже при сильных внешних помехах.

К недостаткам можно отнести малую скорость передачи информации и невозможность подключения к такому радиопередатчику печатающих устройств. А также то, что для пользования аппаратом нужно иметь специальные навыки.

С чего начать изучение

Прежде чем начать общаться с помощью радиосигналов, понадобится запомнить значения всех кодов и научиться воспринимать их на слух.

На первых уроках по морзянке нужно только читать и стараться усвоить последовательность знаков. Сначала запоминают по 5-7 комбинаций в день. А по мере освоения алфавита и накопления информации эту норму снижают до 3-4. Последовательность изучения букв не имеет значения.

Хотя в первую очередь лучше обратить внимание на те, что чаще употребляются в речи. Вслед за буквами приступают к цифрам, позже – к знакам препинания.

Когда кодовые комбинации хорошо изучены, надо научиться самостоятельно и оперативно (с отставанием на несколько пунктов от услышанного) записывать расшифровки.

Для тренировки можно пользоваться компьютерными программами, например, генератором Морзе, предварительно установив скорость воспроизведения получаемой информации, тон сигналов, подходящий текстовый файл.

Для первых занятий лучше выбрать небольшую частоту подачи знаков (по 10-15 в минуту) и более длительные паузы между ними.

Код Морзе

Каждому текстовому знаку соответствует свой код или набор символов (точек и тире).

Русский алфавит Морзе в визуальном оформлении:

Напевы

Запоминание кодов с помощью музыкальных фраз разработали в годы Второй мировой войны, когда требовалось оперативно готовить связистов. Для этого подбирали слова, начинающиеся на нужную букву и состоящие из слогов подходящей длины. Последние должны были ассоциироваться с точками и тире.

  • для кода буквы «M» удачно соответствовало «ма-ма» (или «Ма-ша») из 2 продолжительных частей;
  • для «С» удачно соответствовало «са-мо-лет» в быстром ритме;
  • для «Т» могло подойти односложное длительное «таам»;
  • для «Е» подойдет односложное и быстрое «ем»;
  • для многокомпонентного «Ц» – сочетание слов «цаап-ли-хоо-дят» или «цаа-пик-цаа-пик», для «К» – «каак-же-таак» и т.д.

Но не к каждому коду можно было подобрать удачный вариант. Тем более что распознать напевы в живой морзянке непросто: все они звучат быстро. И все-таки использование напевов при изучении азбуки Морзе полезно. Поэтому в свободное время не забывайте приговаривать, насвистывать или напевать их.

Как наращивать скорость приема

Если тренироваться в получении и записывании радиосигналов 2-4 раза в неделю по 1,5-2 часа (с небольшими перерывами), то через месяц можно добиться скорости восприятия около 40-60 знаков в минуту, а через 2-6 месяцев – уже 70-90.

Слушайте радиоэфир, чтобы тренировать слуховое восприятие.

Во время занятий важно обратить внимание на следующие нюансы:

  • если во время фиксации вы путаете какие-то знаки, то полезно будет поупражняться в приеме каждого из них отдельно, а потом по очереди исключая коды из текстов;
  • когда ошибок в выполненных заданиях не больше 5% и они часто не повторяются, можно пытаться повысить скорость приема информации.

Полезно слушать живой радиоэфир и тренировать слуховое восприятие, отделяя мысленно слова, фразы и предложения. При этом не стоит обращать внимания на количество точек и тире, привыкая к звуковым сочетаниям (или напевам) и повышая частоту восприятия.

Отрабатывать ритмичность набора кодов лучше с механическими или электрическими средствами радиосвязи: так быстрее запоминаются символы и их сочетания.

Проходить уроки надо регулярно, а во время учебы быть сосредоточенным.

Большие перерывы между занятиями могут свести проделанную работу к нулю, и придется начинать все заново.

Ценные оперативные навыки не забываются, даже после многолетнего перерыва их несложно восстановить путем непродолжительных тренировок.

Q коды и сокращения

Это международные условные сигналы, состоящие из букв азбуки Морзе или их сочетания с арабскими цифрами. Каждая комбинация имеет двоякое определение в зависимости от знака препинания в конце фразы.

Например, «QCX?» означает «Какой ваш полный позывной?», а «QCX» – «Вы работаете неверными позывными, проверьте»; «QDM?» – «сообщите мой курс при нулевом ветре», «QDM» – «Мой курс при нулевом ветре» и т.д.

Q коды применяются в морской и воздушной навигации, спасательной и метеорологической службами и другими пользователями радиосвязи.

Поскольку «Q» и «Щ» имеют одинаковый набор точек и тире, для специалистов Вооруженных сил России в советское время была разработана кириллическая система Щ-кодов, аналогичная латинской.

Помимо навигационных, у связистов приняты бытовые разговорные сокращения:

ЩЬМ – «подготовьте обед для экипажа на … человек»

ЩСЦ – «я спас людей и следую на базу, на борту … человек» и т.д.

Радиолюбители при общении используют собственные сленговые выражения на основе следующих кодов: QRPP – «работа на предельной мощности» ( Таблица Q кодов

Система радиосигналов содержит разные буквенно-цифровые комбинации (или q-коды). Каждой из них соответствует 2 высказывания: одно вопросительное, другое – повествовательное. Выбор формы зависит от сложившейся ситуации. Комбинации и значения встречаются следующие:

QAP Должен ли я слушать на … кГц (МГц)? Слушайте на … кГц (МГц).
QDM Сообщите мой курс при нулевом ветре Мой курс при нулевом ветре …
QDW Должен ли я перейти на запасную частоту? Перейдите на запасную частоту
QGE Какое точное расстояние? Точное расстояние …
QRA Как называется ваша станция? Моя станция называется …
QRD Откуда и куда вы идете? Я иду из … в …
QRG Сообщите точную частоту Ваша точная частота … кГц (МГц)
QTH Сообщите ваши координаты Я нахожусь …
QTI Сообщите ваш курс Мой истинный курс …
QTJ Сообщите вашу скорость Моя скорость …
QTK Сообщите точное время Точное время …

Таблица русских сокращений

оп Радиооператор бпч Буквопечатание
шрм Начальник радиостанции га Готов
ом Дружище т/х Теплоход
рдо Радиограмма св Средние волны
сию Сейчас кв Короткие волны
нв Начало передачи сообщения укв Ультракороткие волны
км Капитан зпт Запятая
срч Срочно тчк Точка
навип Навигационное предупреждение двтчк Двоеточие
навим Навигационное сообщение юш Южная широта

Таблица английских сокращений

gm Доброе утро cq Всем
gd Добрый день sp Период молчания
sig Подпись de Я есть
msg Сообщение as Ждите
tu Спасибо ck Количество слов
r Понял fm От, из
urg Срочно eta Предполагаемое время прибытия
wx Прогноз погоды sos Сигнал бедствия
rpt Повторите 73 Наилучшие пожелания
bk Прервите передачу 88 Целую
k Приглашение к работе m/v Теплоход
Читайте также  Как очистить монеты от ржавчины

Как используют морзянку сейчас

Теперь многие операторы передают сообщения с помощью ПК и телеграфных компьютерных программ, набивая знаки на клавиатуре. Существуют и вспомогательные средства, расшифровывающие радиосигналы.

Моряки, сотрудники службы МЧС, радиолюбители используют морзянку до сих пор. Этот простой и надежный способ связи не подведет в любых погодных условиях. Когда сложная электроника отказывает или работает с перебоями, опытный радист передает срочное сообщение с большой скоростью (от 100 до 300 знаков в минуту).

Необходимым в любых опасных ситуациях остается международный радиосигнал бедствия «SOS» («СОС»). Его разрешается подавать, когда есть угроза для жизни. Этот сигнал идет без интервалов между буквами: «. . . – – – . . .» (такая комбинация для него была выбрана как быстро запоминающаяся).

«СОС» расшифровывается по-разному: «Спасите наши души», «Спасите От Смерти», «Сигнал Особой Срочности», «Save Our Souls», «Save Our Ship» и т.д. Но смысл всех фраз один и тот же: кто-то попал в беду и ему нужна помощь.

Радиотелеграфистом стать непросто. Как обучают азбуке Морзе в армии, и для чего она нужна

Хорошим радиотелеграфистом дано стать отнюдь не каждому. Здесь нужны едва ли не музыкальный слух, отменная память, способность уверенно работать на ключе, стремительно передавая знаки азбуки Морзе. Подготовка радиотелеграфистов для Вооруженных Сил Беларуси проходит на базе учебного центра ДОСААФ. За время его работы с 2006 года военно-учетную специальность освоили более 680 призывников. Корреспонденту агентства «Минск-Новости» удалось побывать в учебке, побеседовать и с наставниками, и с курсантами, подробности — в материале ниже.

Даешь связь

Дважды в год по направлению районных военных комиссариатов в Учебный центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов ДОСААФ приходят призывники. Будущие солдаты осваивают здесь военно-учетную специальность радиотелеграфиста. Знания и навыки, полученные в учебке на ул. Игнатенко, юноши затем применяют во время службы в войсках связи Вооруженных Сил Республики Беларусь. А помогают им постичь армейскую науку опытные преподаватели Владимир Кусаков и Геннадий Шилин. Кроме углубленного изучения азбуки Морзе наставники готовят курсантов к практической работе на военной технике, знакомят с устройством, принципами работы и правилами эксплуатации радиостанций, условиями боевого дежурства.

— С 2006 года в учебном центре по заказу Министерства обороны подготовлено более 680 радиотелеграфистов, — рассказывает мастер производственного обучения В. Кусаков. — Дважды в год к весеннему и осеннему призывам военные комиссариаты направляют к нам юношей. Кандидатов на обучение тестируем, в группу зачисляем тех, кого считаем наиболее расположенными к учебе. Программа рассчитана на 192 часа. После трех с половиной месяцев обучения курсанты сдают выпускной экзамен, им выдают удостоверения установленного образца. Когда приходит время призыва, они отправляются служить в соединения и воинские части уже готовыми специалистами.

Вечерняя смена

В день нашего приезда в учебный центр группа ребят готовилась к выпускному экзамену. В перерыве между занятиями знакомлюсь с курсантами. Дмитрию Качану 24 года. Пришел на учебу по направлению военного комиссариата Московского района. Окончил колледж бизнеса и права, выучился на программиста, работает в универсаме кладовщиком.

— Вначале было прослушивание, — вспоминает парень. — Преподаватели рассказали, чем буду заниматься, объяснили, как по радиосвязи передается информация, а после началось тестирование. Вступительный мини-экзамен я выдержал, и учеба началась. Занятия проходят три раза в неделю по нескольку часов. С успеваемостью у меня проблем нет. Если нужно подтянуть знания, тренируюсь дома.

— С известным летчиком, трижды Героем Советского Союза, у нас одинаковые имя и фамилия, но мы не родственники, — улыбается призывник Александр Покрышкин.

Парню 21 год, после окончания Минского государственного политехнического колледжа поступил на заочное отделение в Белорусский национальный технический университет. Днем работает в одной из промышленных компаний, а вечером спешит на занятия в учебный центр ДОСААФ.

— По направлению военного комиссариата Центрального района посещаю курсы радиотелеграфистов, — говорит Александр. — Здесь я получаю новые знания, которые в будущем, возможно, пригодятся в повседневной жизни. Когда призовут в войска связи, мне не нужно будет заново учиться. После прохождения курса начальной военной подготовки начну выполнять служебные обязанности.

Антон Гапеев в 19 лет окончил Минский государственный колледж электроники, но пока нигде не работает. Ожидает призыва в армию, чтобы вместо срочной службы устроиться на контрактную и стать профессиональным военным.

— Решил посвятить себя военному делу, — рассказывает призывник Октябрьского района. — Ездил в воинские части Минского гарнизона, интересовался, где есть подходящие вакантные места. Надеюсь, буду служить в Колодищах.

Вхождение в эфир

Перерыв закончился, ребята поспешили в учебный класс, где их уже ожидал преподаватель Г. Шилин. Я же продолжаю беседовать с В. Кусаковым. Преподаватель рассказывает, как создавалась учебно-материальная база, обустраивался класс, разрабатывались и внедрялись передовые методики обучения. Владимир Анатольевич обращает внимание на стенды с информацией и фотографиями, отражающими профессиональное становление юношей в войсках связи. При этом акцентирует: учебный центр ДОСААФ поддерживает обратную связь со своими выпускниками, интересуется, как проходит их армейская служба. Нареканий от командиров не поступает.

— На самом деле это довольно интересная и увлекательная специальность, — уверяет преподаватель. — Хотя далеко не все молодые люди, даже с музыкальным слухом, могут ее освоить. Поэтому и провожу отбор. По окончании контрольного занятия делаю заключение: сможет юноша заниматься или нет.

По словам специалиста, радиотелеграфисту нужно уметь быстро считать, четко различать звучание длинного (тире) и короткого (точка) звуковых сигналов, быть сообразительным и усидчивым. К концу обучения юноши должны уметь принимать с определенной скоростью знаки телеграфной азбуки, передавать информацию телеграфным ключом и датчиком, работать на средствах связи, знать оперативно-техническую документацию. Всему этому будущих связистов учат в ДОСААФ.

Справочно

Подготовка радиотелеграфистов для Вооруженных Сил проходит на базе учебного центра ДОСААФ с 2006 года. За это время военно-учетную специальность освоили более 680 призывников. В октябре в войска связи из Минска отправится служить 21 призывник. Они освоили военно-учетную специальность радиотелеграфиста.

Получив военную специальность на гражданке, парни быстрее адаптируются к армейской службе. После небольшой стажировки они полностью готовы работать на стационарных узлах связи.

Азбука морзе как писать слова. Как научиться азбуке морзе: русский алфавит и фразы

Перевод азбуки Морзе онлайн

Таблица кодов

Символ Код Символ Код
А .- A .-
Б -… B -…
В .— C -.-.
Г —. D -..
Д -.. E .
Е . F ..-.
Ж …- G —.
З —.. H ….
И .. I ..
Й .— J .—
К -.- K -.-
Л .-.. L .-..
М M
Н -. N -.
О O
П .—. P .—.
Р .-. Q —.-
С R .-.
Т S
У ..- T
Ф ..-. U ..-
Х …. V …-
Ц -.-. W .—
Ч —. X -..-
Ш —- Y -.—
Щ —.- Z —..
Ъ —.— Ö —.
Ы -.— Ĥ —-
Ь -..- Ñ —.—
Э ..-.. É ..-..
Ю ..— Ü ..—
Я .-.- Ä .-.-

Переводчик азбуки Морзе онлайн

Азбука Морзе — код Морзе, «Морзянка» — способ кодирования букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов при помощи длинных и коротких сигналов, так называемых «тире» и «точек» (а также пауз, разделяющих буквы).

За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между знаками в букве — одна точка, между буквами в слове — 3 точки, между словами — 7 точек.

На этой странице Вы можете бесплатно воспользоваться сервисом для конвертерования текста в Азбуку Морзе или наоборот.

Русский
символ
Латинский
символ
Код
Морзе
А A •−
Б B −•••
В W •−−
Г G −−•
Д D −••
Е и Ё E
Ж V •••−
З Z −−••
И I ••
Й J •−−−
К K −•−
Л L •−••
М M −−
Н N −•
О O −−−
П P •−−•
Р R •−•
С S •••
Т T
У U ••−
Ф F ••−•
Х H ••••
Ц C −•−•
Ч Ö −−−•
Ш CH −−−−
Щ Q −−•−
Ъ Ñ −−•−−
Ы Y −•−−
Ь X −••−
Э É ••−••
Ю Ü ••−−
Я Ä •−•−
Русский
символ
Латинский
символ
Код
Морзе
1 •−−−−
2 ••−−−
3 •••−−
4 ••••−
5 •••••
6 −••••
7 −−•••
8 −−−••
9 −−−−•
−−−−−
. ••••••
, . •−•−•−
! , −−••−−
! −•−•−−
? ••−−••
•−−−−•
« •−••−•
; −•−•−•
: −−−•••
−••••−
+ •−•−•
= −•••−
_ (подчёркивание) ••−−•−
/ −••−•
( −•−−•
( или ) ) −•−−•−
& •−•••
$ •••−••−
@ •−−•−•
Ошибка Error ••••••••
Конец связи End contact ••−•−

P.S. Следует отметить, что хотя русская азбука Морзе частично совпадает с латинской, но всё же есть некоторые отличия (сравнивал на русской и английской страницах Википедии — там же можно посмотреть таблицы кодов). Например:

  • символ «точка» в русском варианте: · · · · · · , а в латинском: · – · – · –
  • запятая в русском: · − · − · − , а в латинском: – – · · – –
  • восклицательный знак в русском: − − · · − − , а в латинском: – · – · – –
  • открывающая скобка в латинском: – · – – · , а закрывающая – · – – · – , а в русском обе скобки одинаковые: – · – – · –
  • некоторые символы вроде & + _ $ есть только в латинском варианте

Поэтому при спорных моментах, например, конвертировать код − − · · − − в восклицательный знак (по-русской версии) или в запятую (по латинской), предпочтение отдаётся русской версии, поскольку раз Вы читаете это сообщение на русском, то предполагается, что для Вас важнее именно русский вариант.

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

КАК УЧИТЬ АЗБУКУ МОРЗЕ

“Радиолюбитель, незнающий телеграфа – радиоинвалид”.

Э. Т. Кренкель

Выучить азбуку Морзе – это всего лишь запомнить полсотни несложных звукосочетаний, натренироваться быстро записывать соответствующие им буквы и цифры, и затем научиться воспроизводить то же самое телеграфным ключом. Здесь, как и при любой учебе, самое главное – настойчивость и регулярность занятий.

Лучше всего обучаться под руководством опытного преподавателя, но в

полне реально научиться совершенно самостоятельно с помощью компьютерных программ.

Режим занятий

Нормальный режим занятий – 3-4 раза в неделю по 1,5 – 2 часа в день (уроками минут по 30, с перерывами). Еще лучше – каждый день по 1 часу (по полчаса утром и вечером). Самый минимум – 2 занятия в неделю по 2 часа. При нормальном режиме занятий, прием текстов со скоростью 40-60 знаков в минуту осваивается примерно в течение месяца.

Самое главное – это регулярность и сосредоточенность во время занятий.

Лучше заниматься полчаса, ни на что не отвлекаясь, чем дергаться между уроком и другими делами в течение трех часов. Значительные перерывы на этапе обучения могут свести всю проделанную работу на нет. Не закрепленные практикой уроки улетучиваются из памяти легко, и приходится вновь начинать почти все сначала.

Читайте также  Как сделать нос буратино

Когда “морзянка” полностью и надежно освоена, она не забывается и остается с человеком на всю жизнь. Даже после многолетнего перерыва бывает достаточно немного потренироваться – и все прежние навыки быстро восстанавливаются.

Нет людей, не способных освоить прием и передачу азбуки Морзе до скоростей 70-90 зн/мин. Просто у кого-то уйдет на это два месяца, у кого-то шесть.

С чего начать изучение?

Начинать следует, естественно, с приема. Бытует мнение, что к передаче на ключе следует приступать только после того, как будет более ли менее освоен прием всех букв и цифр. Это верно, когда речь идет о механическом(клоподаве) ключе, где,что бы добиться качественной передачи, потребуется много усилий.

С электронным ключом все гораздо проще. Он сам формирует точки и тире, а так же промежутки между точками и тире в знаке. Освоить его намного проще, не сложно это сделать и самостоятельно. Исходя из этого можно рекомендовать одновременно осваивать и передачу. Причем паралельно – передавть те знаки, которые уже освоены на прием. Многолетняя практика подтвердила эффективность такой методики.

Скорость передачи компьютером отдельных знаков нужно установить 60-70 зн/мин (18-25 WPM). А вот скорость передачи одного знака за другим следует установить сначала не более 10-15 зн/мин (2-3 WPM), чтобы между знаками получались достаточно большие паузы.

С самого начала нужно запоминать звучание кодов, как цельных музыкальных мелодий, и ни в коем случае не пытаться подсчитывать или запоминать, сколько там “точек и тире”.

Существует методика запоминания с помощью “напевов”. Подбирают такие слова, которые при напевном произношении напоминают мелодии знаков, переданных “морзянкой”. Например, G = “гаа-гаа-рин”, L = “лу-наа-ти-ки”, M = “маа-маа” и т.п.

Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество в том, что ряд букв на самом деле удаётся быстрее запомнить. Но, при распознавании знака мозг вынужден делать двойную работу: сначала ставить в соответствие тональным сигналам напев, и после этого напев переводить в соответствующий знак. Даже при быстром мысленном воспроизведении напевов, они звучат намного медленнее, чем реальная “морзянка”. Это мешает в дальнейшем наращивать скорость приема.

Бытует мнение, что метод напевов был изобретен во время второй мировой. При этом исходили из того, что такому радисту достаточно хоть как-нибудь освоить “морзянку”, а через месяц-другой он всё равно погибнет на фронте. В то же время кандидатов в классные радисты отбирали, и учили всегда тщательно – без напевов.

Как изучать ?

Только запоминая звучание сигналов как цельных мелодий, и ни в коем случае не пытайтесь подсчитывать, сколько там “точек и тире”!

Знаки азбуки должны с самого начала передаваться сжато, чтобы отдельные тональные посылки в них не удавалось вычленить и пересчитать. Скорость передачи в начальный период обучения можно понижать только за счет увеличения пауз между знаками, а еще лучше за счет увеличения пауз между словами (группами знаков).

В первый день занятий рекомендуется выучить четыре-пять букв, на следующем занятии к ним добавить еще две-три буквы, а в дальнейшем, по одной -две буквы. Последовательность разучивания знаков не очень важна.Есть мнго разных методик, различающихся порядком изучения знаков.

По одной из методик начинают с букв A, E, F, G, S, T, на следующем уроке – D, I, M, O, V, затем – H, K, N, W, Z, B, C, J, R, L, U, Y, P, Q, X.

По другой методике – сначала E, I, S, H, Т, M, O, далее – A, U, V, W, J, N, D, B, G, R, L, F, K, Y, C, Q, P, X, Z.

По третьей методике – можно осваивать буквы в соответствии с частотой их использования в английском языке. Тогда уже на начальном этапе учебы из них можно будет составлять много слов и осмысленных фраз. Это интереснее, чем тренировки с несмысловыми текстами. В таком случае порядок разучивания букв может быть следующим: E, T, A, O, I, N, S, R, H, L, D, C, U, M, F, P, G, W, Y, B, V, K, X, J, Q, Z.

Как правило, к цифрам приступают после всех букв. Но, выучив всего лишь одну цифру, даже из пяти-шести уже выученых букв можно будет составить много позывных. А дальше CQ CQ CQ DE F1TAF F1TAF F1TAF PSE K Причем, записывать только позывной, все остальное, как мелодию, на слух. Через время можно будет добавить еще одну цифру, затем еще ……

Знаки препинания (знак вопроса, дробная черта, знак раздела и запятая) можно оставить напоследок. И не следует отвлекаться на изучение дополнительных букв русского алфавита, на этом этапе важно хорошо освоить международную азбуку (латинский алфавит из 26 букв и цифры).

На каждом занятии сначала тренируются в приеме ранее изученных знаков, затем отдельно разучивают очередную порцию новых, потом принимают тексты, составленные только из новых знаков, а затем – из старых и новых знаков с некоторым преобладанием новых.

Добавлять новые знаки следует только после того, как будет надежно освоен прием ранее изученных. В течение большей части занятий каждый принятый знак нужно обязательно каждый раз записывать – в одних тренировках вводя их на клавиатуре, в других – рукой на бумаге.

Чтобы сигналы азбуки быстрее запомнились, старайтесь во всякий свободный момент, насвистывать их, или напевать.

Иногда, после того как пройдено обучение примерно 20 букв, может почувствоваться, что прогресс замедлился и с добавлением нового знака возникает всё больше и больше ошибок при приеме. Это вполне естественно. Тогда нужно на несколько дней полностью отложить в сторону всё, что уже хорошо усвоено, и заниматься исключительно новыми буквами. Когда они будут надежно разучены, можно будет вновь отдельно вспомнить ранее освоенные, а затем – тренироваться в приеме уже всего алфавита.

Если же ошибки при приеме давно и хорошо усвоеных знаков, причем разных, то тут, скорее всего, виновата тот знак, что стоит перед ними. Теряя слишком много варемени на “расшифровку” этого знака, вы просто не успеваете принять знак, следующий за ним.

Очень важно не останавливаться на достигнутом, а стараться постоянно развивать и закреплять успехи. Как только вы разучили все буквы и цифры, начинайте слушать “живой радиоэфир”, начав с участков где работают начинающие радиолюбители (это будет получаться не сразу!).

Пока не достигнута скорость приема порядка 50 зн/мин, не стоит соревноваться с другими. Соревнуйтесь пока только с собой.

Как наращивать скорость приема?

После того как азбука разучена, следует постепенно переходить от приема сжато передаваемых знаков с большими паузами между ними к приему текстов со стандартными соотношениями длительности всех элементов. Паузы между знаками нужно понемногу сокращать (прежде всего – внутри групп и слов), чтобы реальная скорость передачи приближалась к 50-60 зн/мин (14-16 WPM), а в д альнейшем – и выше. Тексты для тренировок должны состоять из слов (поначалу – коротких), а также из трех-пятизначных цифровых, буквенных и смешанных групп. Объём радиограмм надо постепенно увеличивать, чтобы время, требуемое на прием каждой, выходило сначала около 2-3 минут, а в дальнейшем, до 4-5 минут. Старайтесь записывать группы почти не отрывая букву от буквы, а карандаш от бумаги. Если при приеме текста не удалось сразу записать какой-то знак, то лучше пропустите его (сделайте на его месте прочерк), но не задерживайтесь, не пытайтесь вспоминать, иначе пропустите несколько следующих.

Если обнаруживается, что постоянно путаются одни и те же сходно звучащие знаки (например, V/4 или B/6), то нужно использовать попеременно два способа:

1) принимать тренировочные тексты из одних только этих знаков;

2) временно исключать из текстов по одному из путающихся знаков. Например, исключить буквы V и B, оставив цифры 4 и 6, а на другой день – наоборот. Абсолютно безошибочного приема можно пока не добиваться. Если в контрольных текстах не более 5% ошибок и они не повторяются явно, значит можно и нужно повышать скорость.

Для тренировок удобно использовать компьютер. Очень хорошая программа RUFZXP, она передает случайно сгенерированные любительские позывные. Вы набираете принятый позывной на клавиатуре по ходу приема и нажимаете “Enter”. Если позывной принят безошибочно, то следующий прозвучит быстрее. Если допущена ошибка, следующий позывной прозвучит медленнее. За каждый принятый позывной программа начисляет Вам очки, которые зависят от скорости, числа ошибок и сложности позывных. После того как передано определенное количество позывных (по умолчанию – 50), программа завершается и Вы можете проанализировать, какие были допущены ошибки, какова была максимальная скорость приема и сколько очков набрано.

В третьей (текущей) версии программы можно менять тон звучания и запрашивать повторение переданного позывного, если не удалось принять его сразу. Тренировки с RUFZXP очень увлекательны и все время заставляют оператора работать на пределе своих возможностей.

Хорошее, полезное упражнение – это прослушивание знакомых текстов на повышенной скорости с одновременным отслеживанием их по готовой распечатке.

Старайтесь делать свои тренировки разнообразными – варьируйте скорость, тональность сигналов, содержание текстов и т.д. Время от времени можно пробовать скоростные “рывки” – принимая небольшой текст из ограниченного набора букв или одних только цифр, но со скоростью значительно выше обычной.

Когда будет надежно освоен прием со скоростью около 50 знаков в минуту, нужно начать переход к записи принятого знака С ОТСТАВАНИЕМ на один знак. То есть записывать очередной знак не сразу, а во время звучания следующего – это поможет нарастить скорость приема. Опытные радисты записывают знаки с отставанием на 3-5 знаков и даже на несколько слов. С этого времени можно приступить и к тренировкам по приему слов и целых фраз на слух без записи. Сначала попытайтесь мысленно выстраивать перед своим взглядом нечто вроде “бегущей строки” из прозвучавших знаков. В дальнейшем часто встречающиеся слова и радиолюбительские коды следует привыкать распознавать целиком, не разделяя их на отдельные буквы.

Вот пожалуй и все. Два-три месяца и вы сможете, на вопрос, работаете ли CW небрежно бросить в ответ – естественно, как и любой нормальный HAM.

И в заключение, простая программа, которая поможет всем желающим изучить азбуку Морзе
Прием введенного текста

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: