Как научить ребенка вышивке

Обучение вышиванию детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Галина Мартынова
Обучение вышиванию детей дошкольного возраста. Из опыта работы

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из вышивки популярны и используются различными слоями населения.

Произведения народных мастеров – всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья.

В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия, выполненные собственными руками, с их естественностью и поэтичностью.

Нарядное искусство – вышивка – имеет многовековую историю. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.

Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию 15-16 годам вышить полотенца, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и т. д.

Строго оценивалось умение и ее художественный вкус, обилие изделий, искусное исполнение, добротность – говорили о трудолюбии, усердии и терпении девушки и всем было очевидно насколько растет прекрасная и умелая хозяйка.

Для детей работа с тканью, иголкой особенно интересна. Она приучает их быть более усидчивыми, внимательными и ответственными. Ведь им приходиться работать с острыми предметами – иголкой, ножницами.

Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд – когда они фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы своей работы. Развивается моторика пальчиков, массируются активные точки пальчиков рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же вышивка несет в себе массу положительной энергии.

Лоскуток ткани, лежащий перед ребенком, содержит в себе целый мир.

И он знает, что сможет преобразить его и в результате заиграет, заискрится, переливаясь всеми цветами новая вышивка. Вышивка при должном ее оформлении долговечна. Ее стараются сохранить в семье. И эта энергия радости и доброты, которую ребенок вложил при вышивании, будет мостиком в будущее.

Вышивка увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного,а кому- то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера – конструктора, художника – модельера.

Ребенок эмоционален, он постоянно ищет, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проблем и ошибок он достигает результата.

А воспитатель помогает ему двигаться в правильном направлении, чтобы и процесс труда, и результат радовали и развивали способности и психику ребенка.

Перед началом процесса вышивания, ставим проблемные задачи, создаем проблемные ситуации, т. е. такие условия, при которых развивается интеллектуальная активность. Знания и умения, получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование замысла и качество результата труда. Для приобретения умений нужно повторять действия, запоминать порядок выполнения шва. Нельзя выполнять работу, выполненную с ошибками. Учим детей замечать ошибки и исправлять их в процессе работы.

В обучении вышивкедети проходят два этапа:

— Подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности

— Творческий, дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях.

Первый этап. Предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуем максимальной точности повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерно и систематически показываем правильное выполнение шва, что в конечном счете приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах.

Так создаются предпосылки ко второму этапу – творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки,эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.

Великий Учитель – это живая природа, какие только сочетания не предлагает она, «рисуя» крылья бабочек и оперенья птиц, лепестки цветов и листья, удивляя самыми неожиданными цветовыми сочетаниями. И, наконец, время от времени Природа дарит небесную радугу-символ радости и цветосочетания. И это все отражаем в вышивке.

В организации обучению дошкольников используем занятия по ручному труду продолжительностью 25мин., которым руководит воспитатель.

Подгрупповые занятия утром или в вечернее время, а так же работа кружка 1р. в неделю в течении года.

Когда навыки вышивки закреплены и воспитано устойчивое желание вышивать, организуем самостоятельную деятельность детей под контролем воспитателя через «Уголок творчества», оборудованным материалами и инструментами.

Сразу у всех детей не может появиться устойчивое желание самостоятельно работать в «Уголке творчества», и это нормально. Создавая интерес, мотивируя к деятельности развиваются необходимые умения, которые приводят к тому, что дети испытывают радость от занятий вышивкой, продуктов своей деятельности и творчества. Способствуют созданию интереса выставки готовых изделий, выполненных своими руками и, конечно, похвала и поощрения.

Заинтересованность работой приводит ребенка в такое эмоциональное состояние, при котором он испытывает гордость и чувство удовлетворения.

Успех окрыляет дает новые силы. Важно создать благоприятную атмосферу взаимной заинтересованности, доброты, внимания к труду товарищей и его результату.

На протяжение всего процесса вышивки каждый ребенок получает от взрослого мотивированную оценку, которая определяет уровень его трудовой деятельности. Воспитатель постоянно контролирует правильность работы на всех этапах вышивки, обсуждая с ребенком, почему нужно так или иначе, и путем доказательного объяснения или создания проблемной ситуации помогать правильно выполнить шов, исправляя ошибки в процессе, а не в конце деятельности.

Начальный уровень, имеющийся у детей, определяется тестированием на первых же занятиях и индивидуальной диагностики. Это позволяет правильно определять подбор рисунка, а так же отметить, с кем из детей следует заниматься дополнительно, так как они дали показатели выше или ниже определенного программой уровня.

В занятиях вышивкой заложена некая цикличность, а именно выполнение определенного рисунка одним и тем же швом вначале «Шаг вперед иголка», затем «Тамбурный» и т. д. Обязательно серия из нескольких занятий.

Такой подход к планированию помогает сформировать умение правильно выполнять определенный шов. Важно от занятия к занятию постепенно и логично менять уровень сложности изделий, обеспечивая продвижение от простого к сложному, от неизвестного к известному.

Для эффективного проведения занятий по вышивке необходимо создать благоприятные условия с хорошим освещением. Стол и стул должен соответствовать росту ребенка. Успех обучения дошкольников вышивке во многом зависит от содержания, систематичности и последовательности изложения, информации в виде сказок, историй. Так же дети знакомятся с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Овладевают техникой выполнения некоторых швов, учатся вдевать нитку в иголку, закреплять нить на ткани, фиксировать ткань на пяльцах.

Возрастные особенности дошкольников требуют эмоционального настроя на деятельность, для этого на занятиях используем сюрпризные моменты, игровые приемы и художественное слово. Во время вышивания включаем спокойную музыку, вспоминаем с детьми пословицы, стихи, сказки и т. д.

В последние годы возродился интерес к вышивке в детских садах.

Начинаем обучение со шва «Шов вперед иголку», это самый легкий и всем известный шов. Для детей рисунок прорисовывается пунктиром, он помогает научить ребенка вкалывать иголку строго по штриху.

«Тамбурный» — один из древнейших декоративных швов. Состоит из петель выходящих одна из другой, которые располагаются по рисунку в любом направлении.

«Крест» — это два стежка, пересекающейся по середине нити.

Ребенок отдает предпочтение тому образцу, который для него радостнее и приятнее. Работает ребенок над вышивкой долгие часы. Добавит ли ему удовольствие длительное общение с неинтересным объектом?

Ребенок ищет среди образцов свою тему, отзываясь на выбранный мотив сердцем. Если возникает контакт с работой, если она радует ребенка, то потом и порадует и смотрящих на нее зрителей.

Работы по вышиванию привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, сумочки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей и друзей.

Родители оказывали помощь:

— в приобретении материала, ниток, пялец

— в подборе поговорок, загадок, стихов, сказок

— в оформлении выставок, фотоальбома и видеосъемок.

Проводили индивидуальные беседы с ребенком по технике безопасности, закрепляли навыки вдевания нити в иголку и закрепление нити в начале и конце работы.

Результаты анкетирования показали, что практически все родители увидели положительный опыт в обучении детей вышивке.

По мнению родителей дети стали аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести начатое дело до конца.

Эти выводы подтверждаются результатами диагностики.

Прикреплённые файлы:

vyshivkaprezentacija1_35ae0.pptx | 10548,04 Кб

Моё хобби Уважаемые коллеги! Хочу представить Вам своё хобби. Рукоделие всегда было излюбленным занятием на Руси. Из поколения в поколение отрабатывались.

Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи 1. Гжель — это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия. 2. Изначально гжелью.

Полезное рукоделие для развития усидчивости: детские схемы вышивки крестом

Вышивание крестиком полезно для детей. Оно воспитывает трудолюбие, так как ребёнок проведёт не один вечер за полезным делом.

К тому же малыш будет всегда под присмотром, а вышивание станет главным увлечением. Такое полезное занятие формирует чувство вкуса и повышает усидчивость.

Как научить ребенка вышивать крестиком

Лучше осваивать вышивку в 5 лет. Так как интересы ребёнка еще не сформированы, и родителям гораздо проще приучить его к вышивке.

Обычно родители учат детей по схожим схемам.

Например, крайне часто используется определенная инструкция:

  • Закрепите канву в пяльцах.

Справка! Лучше вышивать традиционным способом, то есть каждый крест поштучно.

  • Сложите нить пополам и проденьте в ушко иголки.
  • Затем выведите иглу с изнаночной стороны через правый верхний угол квадрата.
  • Теперь проведите ее через левый нижний угол так, чтобы нить прошла по диагонали. Ваш первый стежок готов.
  • Чтобы сделать крестик до конца, нужно с нижнего правого угла вывести иглу с ниткой на лицевую сторону, а затем провести её в левый верхний угол. Таким образом, вы смогли создать свой первый крестик.
  • По схеме вышейте необходимое количество крестиков одного цвета.
  • В конце не забудьте закрепить нить с обратной стороны узелком.
  • Теперь поменяйте цвет нитки и выполните инструкцию сначала.
Читайте также  Как открыть формат jar

Лучше не пытайтесь сразу вышивать по несколько часов. Так ребенок начнет отвергать это занятие.

Работайте по 20–30 минут, после чего делайте перерывы и продолжайте ваше рукоделие.

Необходимые материалы

Перед работой потребуется подготовить инструменты.

Найдите или купите:

  • Канву — специальная ткань для вышивки.
  • Ножницы.
  • Иголки разных размеров (лучше среднего).
  • Нитки.
  • Пяльцы.

Внимание! В списке перечислены острые предметы, которые обладают повышенной опасностью, например, иголки. Поэтому важно находиться всегда рядом с ребёнком и следить за ним.

Схема «Коровка»

Лучше приобрести готовый набор для начинающих с уже нанесённым рисунком. В противном случае ткань придется разбить на несколько квадратов, каждый по 1 см. Для начала нарисуйте большой рисунок, чтобы ребёнок смог попасть в специальные дырочки.

До начала работы со схемой научите ребёнка самой технике вышивания крестиком и дайте ему потренироваться на нейтральной ткани.

Фото 1. Готовая схема вышивания для детей Коровка, рисунок разбит на квадратики для удобства.

Если вы сами плохо разбираетесь в вышивании крестиком, то следуйте инструкции:

  1. Начать лучше с уха. Вышейте его сначала одним цветом, а затем вторым.
  2. Теперь переходите на 2-ое ухо коровки.
  3. Третьим шагом нужно вышить голову животного, проходя сверху вниз одним цветом, а затем оставшимися.
  4. Начинать вышивку туловища лучше с верхней части, которая ближе к голове, и от неё идти к передним ногам.
  5. Также как и голову, туловище рекомендовано вышивать сначала одним цветом, а затем другим.
  6. Постепенно доходите до верхнего конца тела коровы, не забудьте вышить задние ноги и копыта.
  7. Осталось вышить хвост, на конец которого, желательно добавить небольшую кисточку.

Также вы можете нарисовать дополнительные элементы фона. Это немного украсит общую картину, хотя и усложнит рисунок. Зачастую детям нравится преодолевать подобные трудности ради результата.

Детские рисунки вышивки крестом в хорошем качестве

Лучше подбирать несложные, но при этом весёлые и милые картинки. Так ребёнку будет веселее и интереснее. Часто дети любят вышивать кошечек, собачек или коровок.

В случае с кошачьими, лучше выбрать двуцветный окрас шерсти. Наиболее простой схемой является чёрно-белая кошка, которая сидит и смотрит прямо. Ее лучше вышивать с головы и идти сверху вниз. Со временем усложняйте рисунок, ставя кота в разные позы и добавляя ему причудливые пятна разных форм на шерсти.

Фото 2. Схема для вышивания детям Нюша в шляпке из мультипликационного фильма Смешарики.

Если ребёнок решил вышить коровку, то постарайтесь нарисовать её с короткими ногами, но большим туловищем и головой. Рожки должны быть небольшими относительно ушей, а хвост желательно поднять кверху. Так животное выглядит гораздо милее. Вымя лучше не рисовать. Добавьте пару чёрных пятен на туловище коровы, а основной окрас сделайте белым.

Дети любят мультяшные локомотивы. Их лучше рисовать с глазами и ртом. Старайтесь сделать их как можно милее. Вышивать такой рисунок нужно слева направо или справа налево, в зависимости от того, в какую сторону у вас расположен локомотив. Часто родители нагромождают рисунок. Не допускайте таких ошибок, ведь в противном случае результат не понравится ни вам, ни вашему ребёнку.

Как научить дочку вышивать крестиком

Все мы знаем о неоспоримой пользе, которую приносят детям занятия вышивкой крестом. Здесь представлено несколько практических советов по приобщению детей к этому интересному и познавательному занятию.

Мы должны понимать, что интерес к вышивке крестиком не может появиться на пустом месте. Здорово, если вы сами увлечены этим видом рукоделия, а что делать если вы в силу своей неусидчивости, рассеянности или катастрофической занятости не в состоянии заниматься вышивкой, но очень даже не против, чтобы вышивка крестом стала увлечением вашего ребенка? Итак:

1) пункт первый – возбудить интерес. Как? Вышивка – достаточно популярный вид рукоделия с давних времен. В любом краеведческом музее обязательно представлены образцы. В каждом городе есть свой «город мастеров», в котором народные умельцы устраивают выставки-распродажи. Ну и, наконец, художественные галереи в последнее время не считают зазорным проводить выставки вышитых работ, признавая тем самым бесспорную художественную ценность вышивки крестом. Наметьте культурную программу и совершите увлекательные путешествия в мир вышивки. Ребенок заинтересовался? Ему нетерпится начать? Здорово!

2) Переходим ко второму пункту. Знакомим ребенка с вышивальными инструментами. Конечно, идеально для молодого вышивальщака оборудовать его личное вышивальное пространство с его личными вышивальными инструментами. Подберите подходящую коробку, оберните ее красивой бумагой, вырежьте из ярких журналов красивые буквы и составьте оригинальную надпись «Это Маши. Без разрешения не открывать!». Поместите в коробку несколько небольших кусочков канвы, симпатичную иголницу, небольшие ножницы, пяльцы, органайзеры (пусть самые простые – собственноручно сделанные), с намотанными на них ниточками. И пусть некоторые возмутятся: ребенок хочет вышивать, а не коробочки клеить! На самом деле – это очень важный воспитательный момент – организация рабочего места. Стремление к порядку и аккуратности необходимо формировать изначально – или вы желаете постоянно собирать разбросанные по всей квартире иголки и нитки? Рабочее место выбрано, укомплектовано.

3) Переходим к третьему пункту. Учимся читать схему. Работа нудная и скучная. Ее обязательно надо проводить лишь при наличии желания у ребенка. Поэтому будем чередовать с интересными заданиями. Рассказали о том, что схема делится на квадратики 10 на 10? (а для ребенка лучше и 5 на 5 – если у вас 10 на 10 — линейка, ручка – и, вуаля! ). Выдаем специальный фломастер, который смывается водой и чертим эти самые квадратики на канве. Рассказываем как работать с легендой схемы, о том что у каждой нитки есть номер – выдайте свои бесценные запасы – пусть юный вышивальщик поперебирает нитки, выбирая нужные номера. Канва готова, нитки выбраны.

4) Переходим к четвертому пункту – крестики. Тут вам обоим придется покорпеть. Учим собственным примером. Смотрите сами – если у ребенка все пошло как по маслу – вперед к вышивке схемы. А если туго – потренируйтесь вышивать полосочки, квадратики, треугольнички из крестиков. Схемы выбирайте простые, но эффектные, желательно, не больше 2-3 цветов. Ведь для ребенка очень важно увидеть быстрый результат. Помните о том, что перед работой надо обязательно мыть руки.

И, главное, помните – в этом процессе важно ваше совместное времяпрепровождение, ваше семейное творчество. Получайте удовольствие от процесса. Если видите, что ребенок устал, или вы стали раздражаться и злиться, лучше всего поможет фраза: «Ого, как мы много сделали с тобой, надо передохнуть – пойдем попьем чаю».

Успехов вам и счастья от совместного творчества.

Простенькие детские схемы для вышивки крестиком

Многие родители с ранних лет стремятся прививать своим детям любовь к прекрасному. На помощь приходит детская вышивка, которая развивает воображение и улучшает зрительную память. Сегодня существует множество вспомогательных схем (например, вышивка крестиком «Малыш») и специальных наборов, которые позволяют детям научиться вышивать за короткое время.

Следует ли и как научить ребенка вышивать крестиком

Женщины, занимающиеся рукоделием, часто задаются вопросом о том, следует ли учить ребенка вышивать. Многие детские специалисты считают, что такое занятие поможет ребенку в развитии. Вышивка для детей считается полезным занятием. Она:

  • способствует развитию мелкой моторики рук;
  • стимулирует мозговую деятельность;
  • помогает развивать речь;
  • восстанавливает зрительную и мышечную память;
  • прививает ребенку чувство прекрасного;
  • способствует развитию воображения;
  • помогает хорошо ориентироваться в цветовой палитре.

Детское шитье нитками мулине

Заинтересовать детей вышивкой не так просто. Чтобы развить интерес, необходимо предлагать малышам, даже самым маленьким, подходящие для их возраста узоры и схемы вышивки. Дети должны понимать те рисунки, над которыми они будут работать. Начинать нужно с простых элементов – кружки, листики, перышки. Ребенок с легкостью выполнит такое задание и захочет попробовать свои силы еще.

Важно! Не стоит с первого занятия усложнять процесс и давать малышу сложные схемы и узоры.

Вышивка крестом для детей: варианты

Начинать стоит с простых элементов с несколькими цветами и несложными деталями. Наиболее подходящий вариант для детей – коллекция цветов:

  • крупные розы. Вариант для девочек. В процессе потребуется использовать 1-2 активных цвета;
  • маки. Простая схема вышивания с использованием 2 цветов. Подобную технику могут освоить девочки и мальчики;
  • пионы. Более сложный вариант с использованием 2-3 цветов.

Вышивание цветов для детей

Часто детям нравится вышивать метрикой животных. Этот вариант используют на более продвинутом этапе, когда юные рукодельцы смогут освоить простые узоры и форматы. Дети могут вышивать кошек, собак, утят. Беспроигрышный и несложный вариант – бабочки. Их несложно вышивать, при этом полученный результат можно повесить на стену в детскую комнату – вышитые бабочки будут напоминать о лете и солнечной погоде.

При этом готовые картины смогут простоять и не испортиться длительное время. Многие девочки любят вышивать кукол или пупсов. Для этого существует вышивка «Малыш» или «Куколки на счастье».

Ребенок, который пошел в первый класс, может вышивать цифры и буквы алфавита. Такой процесс вышивки не только поможет развить мелкую моторику рук, но и разнообразить домашнее обучение. Ребенок лучше воспринимает информацию, поданную в необычном и красочном стиле.

Детский вышитый рисунок

Инструменты для рукоделия

Чтобы ребенок научился вышивать свои первые картинки, ему понадобится детский набор инструментов. Все приборы должна быть безопасными для здоровья юных мастеров. Родители могут собрать все необходимые инструменты самостоятельно либо купить уже готовые наборы.

Современные производители представляют большой ассортимент детских наборов для вышивания, предназначенных для разных возрастов. В них обычно находятся также специальные схемы для шитья узоров, сердечек, цветов, животных. Это значительно облегчает задачу родителям. В стандартный детский набор для вышивания входят следующие инструменты:

  • специальная ткань;
  • картон;
  • схема для создания красивых картинок;
  • нити, которые подобраны по цвету представленного на схеме рисунка;
  • иголки;
  • наперсток, который поможет предотвратить ранения пальцев;
  • инструкция по эксплуатации.

Важно! Если у родителей нет большого количества свободного времени на изучение всех деталей шитья, они могут ознакомиться с общей информацией в инструкции.

Если родители самостоятельно подбирают все необходимые для шитья инструменты, стоит опираться на следующие рекомендации:

  • ткань для вышивания крестиком должна быть тонкой. Ориентироваться лучше на такие материалы, как бязь или хлопок. Атлас и шелк лучше оставить для более сложной вышивки;
  • нитки должны быть шелковыми или атласными. Обычно выбирают нити мулине. Толщину покупатель подбирает самостоятельно, опираясь на особенности купленной ткани;
  • иголки должны соответствовать толщине нитей. Для легких тканей подойдут иголки 4-8-го размера.
Читайте также  Как рассчитать показатели эффективности

К сведению! Наперсток и острые ножницы родители смогут приобрести в любом магазине для рукоделия.

Как подготовить нити мулине

Чтобы начать вышивку крестом для начинающих по разным схемам для детей, нужно заняться подготовкой мулине.

Если родители приобрели готовый набор для вышивания, то нити в нем будут находиться уже в разобранном и подготовленном состоянии. Если инвентарь для шитья покупался по отдельности, стоит развязать мотки и распределить нитки по цветам. После этого их потребуется в расправленном состоянии закрепить в специальном органайзере, чтобы ребенок не путался в процессе шитья.

Вышивка крестиком по клеточкам

Вышивка крестиком по клеточкам – это отличный вариант для начинающих. Подобные схемы отличаются простотой, а значит дети в короткие сроки смогут создать различные изображения. Чаще всего по клеточкам вышивают цветы, животных, натюрморты. Чтобы рисунок получался четким, новичкам потребуется регулярно сверяться с выбранным шаблоном. Это поможет избежать переделывания работы. Начинают процесс в этом случае с отмеченной середины. Когда ребенку потребуется сделать «крест» или «полукрест», необходимо использовать 2 сложения.

Вышивание для ребенка по клеточкам

После создания шва иголку возвращают на исходную позицию. В процессе вышивания родители должны убедиться в том, что все проделанные крестики покрывают 2 нити на материале по ширине и высоте.

Основу для вышивания в этом случае подбирают средней плотности. Родителям нужно опираться на такие материалы, как лен или канва. Иглы берут остроконечные, желательно, чтобы они были оснащены специальным «ушком».

Важно! Нитки выбирают шелковые или атласные в любой цветовой категории.

Простые схемы вышивок крестом для детей: животные

В сети существует множество схем вышивки животных для детей. Поэтому если родители не смогли приобрести готовый набор с инструкцией, можно прибегнуть к популярным схемам шитья из интернета.

Детская схема вышивания

Солнечный конь

Схема вышивки представляет грациозное животное. Она передает его красоту и силу духа. Для работы используют нити мулине пастельных и коричневых тонов. Специалисты рекомендуют вышивать рисунок на бежевой или кремовой канве. Это поможет придать ему рельефность. В процессе используют атласные нити. Ткань выбирать лучше плотную, в этом случае подойдет такой материал, как хлопок или бязь. Схемы для вышивки крестом для детей представлены на рисунке.

Схема вышивания «Солнечный конь»

Куколки на счастье

Рисунок «Куколки на счастье» подойдет для маленьких девочек. В этом случае используют полотно средней плотности. Нити берут атласные или шелковые. Цветовая гамма здесь отличается разнообразием. Девочки могут использовать красные, бежевые, розовые, коричневые и голубые нити. Вышивка крестиком для детей – схема представлена ниже.

Техника безопасного вышивания

Процесс вышивания считается достаточно кропотливым и ответственным. При любых неточностях или отвлечениях от дела ребенок может пораниться иголкой или испортить создаваемую работу. Какие меры предосторожности стоит соблюдать во время шитья:

  • тщательно вымыть руки, чтобы не испачкать белое полотно;
  • высушить руки, чтобы не оставить влажные разводы на ткани;
  • не давать ребенку самостоятельно пользоваться ножницами, в первое время родители самостоятельно должны отрезать нитки во время детского вышивания;
  • делать перерывы. Даже если ребенок сильно увлечен работой и не хочет останавливаться, необходимо отвлечь его на пару часов от шитья. В противном случае возрастает риск появления усталости и ранений. Кроме того, такое сильное увлечение может вскоре обернуться потерей интереса к вышивке;
  • в обязательном порядке приобретать для детей наперсток, чтобы избежать ранений;
  • рассказать ребенку о том, что иголки для шитья запрещено вкалывать в одежду или в предметы интерьера (стулья, диваны);
  • после окончания работы нужно собирать все инструменты и складывать их в специальный органайзер, чтобы случайно не наступить на них ногой и не пораниться.

Безопасность в процессе творчества

Важно! Родители должны научить детей правильно пользоваться ножницами, а также правильно их передавать, чтобы не пораниться. Ножницы всегда должны находиться в сомкнутом положении.

Наборы для вышивания: какой вариант выбрать начинающим

Сегодня существует множество различных наборов для шитья – как профессиональных, так и для начинающих. Родителям лучше ориентироваться на детские наборы с простыми схемами вышивки и безопасными инструментами. Детям будет сложно работать с плотными тканями, поэтому в наборах должно быть полотно средней прочности.

Иглы для детской вышивки должны иметь небольшой размер. Родителям также лучше выбирать наборы с наперстками и детскими ножницами внутри.

Детский набор для шитья

Детская вышивка – это увлекательное и развивающее занятие. В процессе шиться развивается мелкая моторика рук, улучшается зрительная память и воображение. Чтобы научить ребенка вышивать, родители должны приобретать специальные детские наборы для шитья, а также помнить о технике безопасности.

Как научить ребенка вышивке

автор текста и фото: Нестерова Анна для портала Осинка.ру

Мастер-класс. Обучение малышей вышиванию крестиком

Вид творчества: вышивание
Материалы: канва, мулине, иголка, ножницы, схема для вышивки
Время работы: зависит от усидчивости и желания ученика.

Конечно, до работы, представленной на картинке, еще очень далеко. Но самый длинный путь начинается с одного шага. Итак, если вы хотите, чтобы Ваш малыш захотел создать что-то своими руками, необходимо, чтобы процесс ему нравился и результат сразу был виден! Поэтому предлагаю вам подробный мастер-класс первых шагов в вышивке крестиком. И, если вы сами никогда не держали иголку в руках, может быть тоже почувствуете вкус к рукодельному творчеству!

Желаю вам успехов в работе!

Обзор мастер-класса

01. Первое — это техника безопасности!

Ножницы обязательно должны быть закрыты и храниться в чехле. Никогда не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями! Место иголок в игольнице. Иголки — очень острые товарищи. Ребенку нужно просто прикоснуться к острию иголки пальчиком, чтобы понять это. Место их парковки должно быть рядом с рабочим местом рукодельницы. Иголки для вышивки имеют закругленное острие. Так как дырочки в канве достаточно большие. А также это предохраняет руки от уколов. Ведь мы работаем и с невидимой нами изнанки изделия!

02. То, на чем мы вышиваем, называется «канва». Это специальная ткань с редким и не очень переплетением. Канву можно купить в отделах для рукоделия. Она продается на метраж и нарезанной на куски. Канва различается по номерам: чем больше число, тем меньше клеточки. Выбирайте для ребенка канву под номером 14 и ниже! С мелкими дырочками даже взрослым сложно работать.

03. Далее следуют пяльца: они обычно круглые. Бывают овальные, в виде рамки для готовой работы. А также гобеленовые, состоящие из деревянных реек, которые можно передвигать между собой. Их обычно используют для больших работ. Пяльца из дерева особенно приятны в работе. Сейчас в магазинах можно найти также множество пластиковых пялец любого размера и на любой кошелек. На первых порах можно вышивать просто на небольшом кусочке канвы без пялец. Потому что ребенку еще сложно работать одной рукой — он подключает сразу обе! Правой рукой иголку втыкает в ткань, а левой тянет. А какой же рукой держать пяльца? Обращайте внимание куда идет иголка с ниткой! Главное, чтобы ни в Ваши глаза, ни тем более себе самому! Ох, как сложно за всем следить. Ведь еще нужно попадать именно в нужные дырочки, чтобы получался рисунок!

04. Самое интересное — это нитки! Они такие красивые, разноцветные. Это ниточки фирмы DMC и наши отечественные фабрики им. Кирова.

05. В некоторых готовых наборах для вышивки используются шерстяные нитки. А также шелк, металлизированные и разноцветные нити, называемые «меланж».

06. Ниточки мулине продаются длиной 5, 8 или 10 метров. Они состоят из 6 более тоненьких ниточек. Обычно для работы используют 2 или 3 ниточки. Поэтому отрезаем кусочек нити около 50 см и смело делим нитку пополам!

07. Подбирайте веселые, разноцветные ниточки, чтобы готовая вышивка заиграла всеми красками радуги! Сейчас в магазинах огромный выбор схем для вышивки. Одни включают в себя канву, ниточки, иголочки, схему и фотографию уже готовой работы. Можно найти наборы для начинающих и «продвинутых» мастеров. Некоторые схемы уже напечатаны на канве, что существенно облегчает процесс работы. Ведь схема расположена прямо перед глазами. К таким схемам остается только подобрать ниточки. Для образца я взяла схему фирмы Riolis. Просто очень симпатичный дизайн! Обратите внимание на указанный размер готовой вышивки внизу схемы — это важно!

08. Покупая канву, обязательно учитывайте свободные поля, необходимые для запяливания. Схема вышивки и образцы ниток, с указанными номерами цвета.

09. Здесь под номерами — условные обозначения, приведенные на схеме.

10. Чтобы правильно расположить готовую вышивку, нам нужно центр схемы совместить с центром канвы. Левый угол схемы до центра.

11. Используя обычный карандаш или водорастворимый маркер, наносим линии схемы на канву.

12. Почему я так подробно расписываю этот шаг? Да просто потому, что расчертив канву, мы сразу видим центр нашей вышивки, и можем начать вышивать с того участка схемы, который больше понравится, не опасаясь, что «уедем» за край ткани.

13. Наконец-то приступаем к вышивке! Помогите Вашему малышу — вденьте нить в иголку и завяжите узелок. Закрепите ниточку в канве, сделав первый полукрест и продев нить, в образовавшуюся петельку на изнанке.

14. А теперь затяните ее.

15. Смотрим на лицо работы — получился полукрест.

16. Вытаскиваем ниточку на лицевую сторону по одной из диагоналей.

17. И завершаем первый крестик!

18. Сделаем ряд полукрестиков, начиная с того же уголка, что и первый.

19. А затем их закрываем крестиками. Это красиво, когда все крестики в вышивке наклонены в одну сторону. Но для малыша это может оказаться очень сложным — смотреть в схему, считать клеточки, и помнить, с какой стороны начинать крестик. Поэтому пусть вышивает по одному целому крестику.

20. Поэтому, уважаемые мамы, будьте терпеливы — на Вас ложится труд считать схему и крестики на вышивке любимого чада.

Читайте также  Как перевернуть экран на мониторе

21. Когда мы закончили вышивать одним цветом, закрепляем ниточку на изнаночной стороне. Мы продеваем иголку через несколько цветных ниточек. И это единственный раз, когда мы смотрим на изнанку работы! Все остальное время мы работаем по лицу. Не позволяйте ребенку переворачивать работу, чтобы облегчить себе попадание иголки в нужную дырочку — на изнанке ничего не видно! Пусть учится придерживать канву руками в том месте, где готова появиться с изнанки иголка.

22. А лишний хвостик — отрезаем!

23. Если мы слегка напутали в схеме, и попали крестиками в неправильные дырочки, то вытащим ниточку из иголки, и потихоньку распустим ненужные стежки.

24. Если ребенок постарше, и уже спокойно справляется с простыми схемами, предлагайте ему для работы красивые, веселые, цветные схемы. Те, которые ему будут интересны! Герои мультфильмов, животные, растения, машинки — сейчас такой простор для творчества!

«Методические рекомендации по обучению дошкольников вышивке» (из опыта работы)
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятие вышивкой развивают ребёнка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.

Скачать:

Вложение Размер
vyshivka.docx 19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Вышивка — как один из видов декоративно-прикладного творчества доступна и интересна не только взрослым, но и детям. Сама я начала увлекаться вышивкой давно. В нашем доме было много вещей, вышитых руками моей бабушки. С детства я любовалась ими, их красотой, неповторимостью каждой вышитой работы. С большим увлечением я изучала премудрости вышивки. И по сей день я увлекаюсь этим видом декоративно-прикладного творчества. Вышивка и сейчас модна и современна. В училище я продолжила обучаться этому виду искусства. Стала коллекционировать рисунки, открытки, образцы. Всё это мне пригодилось в работе с детьми. Длительное время мне пришлось работать с малышами, и я не могла применить свои навыки, но вот дети подросли, повзрослели. И в старшей группе, я решила попробовать заниматься с ними вышивкой с пяти лет. Мне казалось, что знаний у меня много, желание большое и этого хватит для работы. Но этого оказалось мало, пришлось постоянно читать литературу, исправлять некоторые свои ошибки.

Для занятий каким –либо ремеслом или искусством, а вышивка –это ремесло и искусство, прежде нужен начальный интерес.

Для того чтобы у детей получились красивые работы, надо тщательно изучить несколько интересных вышивальных техник. Сначала подобрала необходимое оборудование, сама работа проводилась только в мое присутствие с небольшой группой детей 1-4 человека, обучение детей проводила только в индивидуальном порядке. Изучив навыки и умения своих подопечных в средней группе, я подбирала соответствующие развивающие игры. Тем, у кого движение рук неловки и неуклюжи – мелкий строительный конструктор, магнитные игры, шнуровки, иногда включала рисование узоров. Подкрепляла обучение вышивки крылатыми выражениями: “Без труда не вытащишь рыбку из пруда”, “Поспешишь – людей насмешишь” — эти выражения помогали во время работы. В дальнейшем ребята сами цитировали пословицы и поговорки. Во время работы включала спокойную музыку.

Ещё в средней группе я часто использовала с детьми игры в мозаику, выкладывание рисунков камушками на улице. Играя с желудями, шишками, другими мелкими плодами растений. Это способствует развитию мелкой моторики пальцев .

В старшей группе продолжила такие занятия с детьми.

— Приобщение к народному декоративно — прикладному искусству.

— освоить технику вышивания с детьми 5 лет;

— формировать желание научиться вышивать;

— развитие мыслительных способностей и раскрытие творческого потенциала детей.

Задачи: — Познакомить с народными промыслами, развивать любовь к прекрасному.

— Познакомить с материалами и инструментами для вышивания.

— Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев.

— Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.

— Освоить приёмы вдевания нитки в иголку и завязывание узелка.

— Помочь освоить шов «вперёд иголка», шов «крестик».

— Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание.

— Воспитывать трудолюбие, уважение к труду своих товарищей.

Беседуя с детьми, уточняла, был ли кто-нибудь на выставке прикладного искусства, где демонстрируются предметы для дома, домашняя утварь. Оказалось, что на подобных выставках были только двое, а мамы дома не вышивают. Значит, предстояла большая ознакомительная работа. Прежде чем научиться вышивать, детям полезно было узнать, как человек, издавна украшает свою жизнь: одежду, предметы быта.

Мы вместе рассматривали книги, иллюстрации, образцы. Хороши для этого книги Л. Лебедева и Т.Ерёменко «Десять маленьких друзей», «Стежок за стежком». Безусловно, наша работа не обошлась без помощи родителей.

Родители моей группы поддержали моё предложение об обучении детей вышиванию. И вот у нас в группе появились разные нитки: мулине, ирис (вышивальные) с большим ушком иглы.

Вышивание полезно, но надо строго следить за осанкой, умело сочетать труд и отдых.

Прежде чем начать работу подобрала необходимый теоретический материал. Сделала наглядное пособие. Для родителей организовала беседу о технике безопасности во время занятий детей с ножницами и иголками.

Рассматривание книг с иллюстрациями о вышивке на занятиях, и показ слайдов дали детям полную и интересную информацию о вышивке. Большую помощь в обучении детей оказало рассматривание картинок с различными вышивками, которые они принесли из дома, рассказы о том, как раньше в старину люди сами украшали свои одежды. Изучая замечательные образцы народных крестьянских вышивок, мы отмечали, что характерной чертой художественных изделий является простота форм, предельная выразительность рисунка, орнамента и цвета. После таких бесед детям самим захотелось научиться вышивать.

Обучение я начала с рассказа детям о технике безопасности при работе с иголками и ножницами. Во время занятий использовала физкультминутки, пальчиковые игры, разминки для глаз, этюды для снятия мышечного напряжения зон шеи и спины.

В подготовительной группе организовала кружок «Чудесная вышивка», работа которого была направлена на обучение детей вышиванию по ткани (разработан перспективный план занятий, где дети в определённой последовательности знакомились с правилами пользования иглой, умением вдевать нитку в иголку, завязыванием узлов, видами швов, вышивкой простейших узоров. Это развивало у детей мелкую моторику, воспитывало вкус, влияло на настроение, помогало в труде. Вот почему очень важно, чтобы эти работы были выполнены с большим вкусом и мастерством.

Так как вышивание является очень тонкой и кропотливой работой, то сначала не у всех получалось и с некоторыми детьми я проводила индивидуальную работу. С ними мы начинали с технических приёмов — правильно вдевать нитку в иголку и правильно её держать, завязывать узелок, потом учили вышивать просто одни петельчатые швы по контуру, в течение некоторого времени у детей всё стало получаться и мы постепенно стали переходить на более сложные вышивки, где темой был пейзаж или сюжетная композиция. После такой работы дети гораздо быстрее усваивали знания о правилах вышивания и о самой вышивке. На праздник — «День матери», дети самостоятельно вышили и подарили своим мамам салфетки «ЦВЕТЫ».

Сначала работа заинтересовала в основном девочек, но потом присоединились и мальчики. Они отличались особой старательностью.

В ходе нашей совместной деятельности дети освоили швы «вперед иголку», «тамбурный», «елочка».

По времени это была работа от 8 – 10 минут до получас. Любителей вышивать учила делать гимнастику для глаз, рук, головы, шеи, спины. Особое внимание уделяла освещению. Места в группе учила выбирать самые светлые, позаботилась и о дополнительном освещении.

Оказалось, что технические навыки дети осваивают довольно легко, а художественные даются им с трудом.

Так при подборе ниток дети чаще всего в рисунке старались использовать все имеющиеся цвета. Они думали, чем больше цветов тем лучше. И я учила их подбору цветов в вышивках. Для этого самой пришлось расширить свои знания о цвете.

Важно было научить детей увидеть наилучшие сочетания цветов. Например, синего – с белым, серым, желтым, красным, черным; зеленого – с серым, оранжевым, коричневым, золотистым; красного – с черным и серым и др.

Изумительно нежно и выразительно, особенно благородно выглядят в рисунке оттенки одного цвета – от светлого к темному.

Работа по подбору цвета проходила ежедневно. Ребята часто просто перебирали нитки, искали оттенки, радовались удачным сочетаниям.

Дети стали лучше разбираться в цветовой гамме, поняли, что правильное сочетание оттенков, не так важно как разнообразие цвета.

Теперь, прежде чем вышивать, мы садимся вместе и подбираем сразу все необходимые цвета. А чтобы нитки не путались, мы заплетаем их в косички – это красиво и удобно для работы.

Мы с ребятами установили правила: как хранить иглы, заканчивать работу, относиться друг к другу в процессе вышивания. Положительно сказалась наша работа на формировании взаимоотношений между детьми. Дети научились помогать друг другу, делиться, дарить подарки, сделанные своими руками. Появились и сравнительные характеристики работ, дети учились давать оценку себе и другим. Я рада, что они стали больше заботиться друг о друге, уступать и помогать.

Проводя кружковую работу, я пришла к выводу, что вышивание доступно детям пятилетнего возраста. «Пробный этап» прошли все, но вышивать стали немногие, и они продолжают с завидным успехом совершенствовать свои навыки. Появились желающие научиться вышивать и среди родителей, старших сестер.

Вышивание полезно, но надо строго следить за зрением и осанкой. Умело сочетать труд и отдых.

Работы по вышивке привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками салфетки, закладки, сумочки. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей и друзей.

По мнению родителей дети стали аккуратнее, организованнее, более самостоятельными и усидчивыми, стараются довести дело до конца.

Дети овладели доступной техникой вышивки.

Вышивка стала одним из любимейших занятий наших детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: