Зачем нужны предлоги

Глава 16. Морфология. Предлог

§1. Общая характеристика предлогов

Предлог — это служебная часть речи. Предлоги нужны для связи слов в словосочетании. Предлоги выражают зависимость одних слов от других. Предлоги могут быть при существительных, местоимениях и числительных.
Предлоги – неизменяемая часть речи. Предлог не является членом предложения, но поскольку значение выражается предложно-падежным сочетанием, при разборе предлоги можно подчеркивать вместе со словами, к которым они относятся. Предлоги выражают различные смысловые отношения:

  • временные: приехать под вечер, сдать отчёт к четвергу, позвонить в среду,
  • пространственные: положить в стол, положить на стол, положить под стол,
  • причинные: пропустить занятия из-за болезни,
  • целевые: приехать для участия в конкурсе и другие.
    Но собственное значение предлога не проявляется вне предложно-падежного сочетания предлога с существительным, местоимением или числительным.

Предлоги могут использоваться только с одним падежом или с разными падежами. Примеры:

к кому? к чему?: к другу, к школе – Д.п.;
благодаря кому? чему? благодаря помощи, благодаря отцу – Д.п.;
во что? в пять часов – В.п.;
в чём? в лесу – П.п.

Из примеров видно, что предлоги к и благодаря употребляются только с существительными в Д.п., а предлог в — с существительными в разных падежах: В.п. и П.п.

§2. Образование предлогов

С точки зрения образования предлоги делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
  • Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. При этом утрачиваются лексическое значение и морфологические признаки слов. Примеры:
    Вокруг парка – предлог, образованный от наречия вокруг.
    В течение часа – предлог, образованный от существительного с предлогом.
    Благодаря помощи – предлог, образованный от деепричастия.

Соответственно различаются наречные, отымённые, отглагольные предлоги.

Непроизводные предлоги чаще употребляются с разными падежами.

Производные предлоги обычно употребляются с одним падежом.

§3. Структура предлогов

С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные.

  • Простые – это предлоги, состоящие из одного слова: в, на, к, под, над, вопреки и др.
  • Составные – это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение, в течение, в связи с, в зависимости от, по направлению к и др.

§4. Разряды по значению

По значению предлоги делятся на:

  1. Места (пространственные): на окне, в окне, около окна, под окном, над окном, за окном, перед окном и т.д.
  2. Времени (временные): в восемь, около восьми, к восьми, до восьми, после восьми и т.д.
  3. Объекта (объектные): о книге, про книгу, с книгой и т.д.
  4. Причины (причинные): вследствие дождя, из-за дождя, ввиду дождя, по болезни.
  5. Цели (целевые): для детей, ради детей, деньги на детей.
  6. Образа действия: работать без вдохновения, работать с вдохновением.
  7. Сравнения: характером в отца, ростом с отца.
  8. Определения: ткань в полоску, велосипед с мотором, кофе с молоком.

Предлоги могут быть однозначными и многозначными.

  • Однозначные: благодаря, ввиду, из-за и проч.
  • Многозначные: в (в среду – время, в шкафу – пространство, в отца – сравнения, в полоску – определения)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Предлоги в русском языке: таблица

Содержание:

Термин «предлог» пришел в русский язык из церковнославянского и в переводе с греческого обозначает «положение перед».

Определение и признаки предлогов

Предлог – служебная часть речи, которая помогает установить отношения между зависящими друг от друга словами, обозначает связь между действием и объектом, объектом и субъектом, признаком и объектом, выражают синтаксическую зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении.

Предлог выполняет служебную функцию, поэтому не может употребляться самостоятельно, не имеет собственного лексического значения, не является членом предложения.

Предлоги имеют характерные признаки, благодаря которым их можно найти в предложении:

  1. Придают смысловое значение
    • Гулять, улица – отдельные слова, не связанные по смыслу
    • Гулять по улице – смысловое словосочетание
    • Повернуться, лес – слова, не связанные по смыслу
    • Повернуться к лесу – смысловое словосочетание

  2. Предлоги всегда пишутся раздельно со словами
    • На небе, под кроватью перед дверью, на столе

  3. Между предлогом и словом можно вставить другое слово
    • Женщины в платках — женщины в красивых платках
    • Полететь на самолете – полететь на современном самолете

  4. С помощью предлога задается вопрос к самостоятельной части речи
    • Корабль плыл по (чему?) морю.

  5. К самому предлогу нельзя задать вопрос

Разряды предлогов по значению

Примеры

Причинные предлоги (указывают на причину):

  • Из-за ветра, от тоски, по причине, ввиду обстоятельств

Пространственные предлоги (указывают на место):

  • В поле, на сеновале, из бани, за домом

Временные предлоги (указывают на время):

  • В течение лета, на короткий срок, по утрам, к вечеру, с каникул

Целевые предлоги (указывают на цель):

  • За водой, для бабушки, деньги на лечение, ради мамы

Предлоги уступки (указывают на причину уступки):

  • Несмотря на обещания, вопреки стандарту

Объектные предлоги (указывают на объект, на которое направлено действие):

  • О новом рассказе, в первой части, с книгой, пришел за бумагой

Предлоги образа действия (указывают на образ действия):

  • Говорить с радостью, бежать по аллее, врать без стеснения

Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении

Виды предлогов по составу

Состоят из одного слова (слога)

Состоят из двух простых, соединенных дефисом

Состоят из двух слов

Разряды предлогов по происхождению

Из данной схемы видно, что предлоги подразделяются на

  1. непроизводные;
  2. производные.

Производные предлоги, образованные от существительных, называются отымёнными.

  • Навстречу машине ехал автобус.
  • На встречу одноклассников собрались не все.

Предлоги, образованные от наречий, называются наречными.

  • Вокруг происшествия разгорелся большой скандал.
  • Я остановился и огляделся вокруг.

Предлоги, образованные от деепричастий, называются глагольными.

  • Благодаря усилиям врачей пострадавший был спасен.
  • Студенты преподнесли учителю цветы, благодаря его за нелегкий труд.

Непроизводные предлоги, чаще всего, многозначные, т.е. один предлог может относится к разным группам по значению.

  • Из-за леса показался экипаж. – значение места
  • Из-за болезни пришлось пропустить концерт. – значение причины
  • На каникулах нам задали много читать. – значение времени
  • На лечение были собраны большие деньги. – значение цели

Производные предлоги являются однозначными.

  • В течение дня все выяснилось. – значение времени
  • Напротив нашего дома начали новую стройку. – значение места

Предлоги падежей в русском языке

С именительным падежом предлоги не употребляются.

без, безо, с, у, от, до — КОГО? ЧЕГО?

к ЧЕМУ?

с, в, во, за, на, обо, об, про, сквозь, через — КОГО? ЧТО?

с, перед, под, за, между, над — КЕМ? ЧЕМ?

о, об, на, по — КОМ? ЧЁМ?

Правописание предлогов

Простые предлоги пишутся в одно слово. В большинстве случаев их правописание необходимо запомнить, т.к. вариантов их правописания нет.

В копилке– Ф не бывает

За мыслями– ЗО не бывает

На самолете– НО не бывает

Сложные предлоги пишутся через дефис.

Из-за острова

Из-под подушки

По-над снегом

Производные предлоги могут писаться слитно или раздельно:

Предлоги:

  • в течение
  • в продолжение
  • в заключение
  • в связи
  • в силу
  • во время (сна) (но: вовремя пришёл)
  • в целях
  • по причине
  • по мере (приближения)

Например:

Отличия предлогов от приставок

В русском языке существуют предлоги, схожие с приставками. Необходимо их различать по следующим признакам:

  1. Предлоги со словами пишутся раздельно, приставки слитно.
    • Идти по берегу реки – найти поломку в машине

  2. Между предлогом и словом можно вставить другое слово
    • С высоты все видно. – С большой высоты все видно.

  3. С предлогом можно задать падежный вопрос
    • Он глядел на Егорушку. – Он глядел на (кого?) Егорушку.

Список предлогов русского языка

Непроизводные

Производные от:

Без (мамы, книги, внимания)

В (лесу, любви, рассказе)

До (вечера, дома, подруги)

Для (книги, учителя, поездки)

За (домом, покупками, помощь)

К (стыду, бабушке, школе)

На (камне, отдыхе девочке)

Над (домом, сочинением, чаем)

О (будущем, сестре)

Об (истории, Алене)

От (поезда, урока, задания)

По (дороге, порядку, скале)

Под (столом, книгой, колпаком)

Пред (очами, Богом)

При (санатории, школе)

Про (игру, друга, сказку)

С (крыши, дерева, поездки)

У (кошки, кафе, дороги)

Через (время, дорогу, промежуток)

Вокруг Земли

Вдоль улицы

Возле забора

Впереди планеты

Вблизи города

Около магазина

Позади дома

Путем эксперимента

В продолжение вечера

В течение урока

Ввиду отсутствия

Насчет зарплаты

Вследствие катастрофы

В отличие от оригинала

Благодаря стараниям медиков

Несмотря на трудности

Невзирая на снег

Включая каждого зрителя

Исключая ошибки прошлого

Начиная с задания по математике

Научная работа «Зачем нужны предлоги»

Научный проект : « Зачем нужны предлоги

Казахстан г. Шымкент школа –гимназия № 50 им. А. Байтурсынова

Выполнила : ученица 7 «е» класса Мажаева Каршыга

Руководитель : учитель русского языка и литературы Аманбаева Г.Ж.

От своего первого участия в таком масштабном событии, как дистанционная олимпиада у меня осталось множество приятных впечатлений. Для меня это очень интересный опыт и шанс проявить свои творческие способности, проверить свои знания в области морфологии и синтаксиса. Я поняла, что могу мыслить шире и интересней, чем когда-либо. Возможно, в будущем я внесу определённый вклад в науку.. Особенно подробно мне захотелось остановиться на «предлогах», показав их огромное значение в грамматических конструкциях русского языка и отличительные особенности от других предлогов.

Цель данной работы – на примере предлогов показать роль предлогов в русском языке; выявить отличительные особенности предлогов; формировать навык исследовательской работы со словами; воспитывать интерес к творчеству писателей

классиков и к истории своей Родины.

изучить необходимый материал по данной теме в энциклопедиях, словарях, справочниках, фильмах, сети Интернет;

показать правильное употребление предлога;

привести примеры отличительных особенностей предлогов;

Методы исследования:

Изучение научной литературы по данному вопросу;

1.Что такое предлог.

Я уже знаю, что слова в предложении связаны по смыслу. Сегодня я узнаю о маленьких помощниках, без которых эта связь не была бы возможна.

Рассмотрим первый пример. Составим предложение со словами кот и стол , опираясь на рисунки.

Кот сидит на столе.

Кот сидит под столом.

Кот сидит за столом.

Назовём слова, которые помогли указать, где находится кот: на, под, за, у . Если убрать их из предложений, они теряют свой смысл и связность.

Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов друг с другом.В русском языке около 200 предлогов. Познакомимся с некоторыми из них . Предлоги: в, без до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, для, с, у, за, над, об, под, про.

В отличие от существительных, прилагательных и глаголов предлоги не отвечают на вопросы. Однако связь слов в предложении без предлогов невозможна.

Предлоги со словами пишутся раздельно.

Мы уже знаем, что в русском языке есть похожие приставки. Но приставки – это часть слова, поэтому они пишутся со словами слитно. А предлоги – это часть речи, поэтому они пишутся со словами раздельно.

Я подумал как отличить приставку от предлога.

Определим, где приставка, а где предлог.

Первый способ: можно отбросить или поменять приставку, а предлог – нет. Попробуем:

Писал (на) конверте. Слова связаны по смыслу. Значит, первое НА – приставка.

Написал конверте. Связь нарушилась. Значит второе НА – предлог.

Написал – НА приставка – пишем слитно. На конверте – НА предлог – пишем раздельно.

Предлоги с глаголами не употребляются!

Рассмотрим второй способ:

Второй способ: между предлогом и словом можно вставить другое слово. Попробуем:

Прочитал – что сделал? – это глагол, ПРО – приставка, вставить другое слово нельзя.

Прочитал про домашних животных . ПРО – предлог, напишем раздельно.

Прочитал про животных.

Слово предлог в перевод с греческого означает « перед словом ». По частоте употребления предлоги занимают четвёртое место после имён существительных, глаголом и имён прилагательных.

Вывод: Без предлогов нету связи в предложениях.

2.Нужны ли нам предлоги.

Казалось бы, предлоги – маленькие слова, не имеющие отдельного смысла и самостоятельности, без других слов они ни о чем не скажут. Но попробуйте убрать предлоги из текста, и вы увидите, что связь в предложении нарушена, а понять мысль автора стало гораздо сложнее. В своей речи вы употребляете предлоги, даже не замечая, настолько плотно они вплетаются между остальными словами. Зачем нужны предлоги, какую роль они играют в предложении и можно ли без них обойтись?
Многие современные предлоги пришли к нам еще из древнерусского языка (например, предлоги в, без, из, к, за, на, о, над, об, до, от, для, под, по, про, перед, ради, с, при, через, у). Но постоянное совершенствование языка служит стимулом для постоянного образования новых предлогов, этот процесс продолжается и сегодня , они образуются из наречий, знаменательных слов, деепричастий , прилагательных . Главное назначение предлога – связь слов в словосочетании. Именно благодаря ему можно выразить синтаксические отношения между членами предложения так, чтобы каждый смог понять смысл фразы. Очень часто предлог выражает пространственные отношения, например, положение предмета по отношению к другому (за рекой, у школы, на горе), пространство, по которому происходит передвижение (ехали по лесу, через город), положение предмета, относительно которого происходит движение (поставь у стола, вынь из сумки, отодвинь от шкафа). Также предлоги широко используются для обозначения времени: открыто с восьми часов, сделал за день, уехал до марта. Нередко эта часть речи указывает образ действия, например, работать с огоньком, смотреть с удовольствием. Предлог может указать и причину, при этом он располагается рядом с конструкцией в зависимости от значения подчиненного и подчиняющего слова. Здесь немало устоявшихся фразеологических оборотов, например, не пришел на работу по уважительной причине, по болезни. Таким же образом предлог указывает и на цель: остановились для отдыха, вернулись ради сына. Реже предложные конструкции выражают отношение к предметам без указания дополнительных обстоятельств. Например, при обозначении материала или состояния(из камня, из бетона, превратиться в камень), указания предмета речи или орудия действия(напомнить о времени, сказать о поездке, смотреть через очки).Значения некоторых предлогов очень сложны и разнообразны, они подробно описаны в толковых словарях. Помимо грамматической роли, многие предлоги также имеют и разную степень лексического значения, они не только указывают на отношение предметов друг к другу, но и несут свой собственный смысл. Например, в фразе «двигаться наперекор трудностям», предлог «наперекор» несет важное лексическое значение, без которого смысл фразы полностью теряется.

Пространственные отношения, которые выражают предлоги.

В каждом отдельно взятом случае связь между словами обеспечивается изменением форм существительных. Каждым падежом управляют определённые предлоги. Примеры: бегу по дорожке, бегу рядом с дорожкой. То есть если слово употребляется в творительном падеже, то используется служебная часть речи «с», «под», «над», «рядом» и другие. В разных ситуациях значение предлогов различаются. Бывают пространственные смысловые отношения между членами предложения: «Девочки с радостью занимались на перекладине». Предлог входит в падежный вопрос: занимались (на чём?) на перекладине, где предлог «на» входит в сам падежный вопрос. Хотя можно эту конструкцию представить и таким образом: занимались (где?) на перекладине.

Вывод : Предлоги играют большую роль в грамматической роли и лексическом значении.

3 .Правописание предлогов.

Я решила поискать в интернете чтобы найти точную информацию о предлогах .И об их правописании.

а ) пишутся через дефис сложные предлоги: из-за, из-под, по-над ; б) пишутся слитно :

*предлоги со значением причины (можно заменить предлогом из-за ) – ввиду, вследствие ; Ввиду болезни – из-за болезни; вследствие болезни – из-за болезни.

*предлоги с уступительным значением (можно заменить придаточным предложением с союзом хотя ) – несмотря на, невзирая на ;

Ср.: несмотря на дождь – хотя был дождь, невзирая на непогоду – хотя была непогода.

*предлоги со значением подобия (можно заменить оборотом с как ) – вроде, наподобие ;

Вроде пчёлки, наподобие пчёлки – как пчёлка.

*предлоги насчёт, вместо, сверх, внутри в сочетании с родительным падежом;

Интересоваться насчёт работы, вместо меня, сверх плана.

*предлоги с пространственным и другими обстоятельственными значениями: навстречу, наперерез, наперекор – в сочетании с дательным падежом, а также предлог вслед за – в сочетании с творительным падежом;

Навстречу другу, наперерез течениям, наперекор стихиям, вслед за заморозками.

в) пишутся раздельно :

*предлоги со значением времени – в течение, в продолжение, в заключение ;

В течение недели, в продолжение недели, в заключение своего выступления.

*целевые и причинные предлоги – в целях, по причине, в связи ;

В целях экономии, по причине болезни, в связи с болезнью.

*обстоятельственные и дополнительные предлоги – в виде, в силу, по мере, в отличие, со стороны, в связи с ;

В виде сердечка, в силу обстоятельств, по мере роста, в отличие от поклонников, со стороны дирекции, в связи с новыми возможностями.

г) пишутся с конечной гласной е предлоги: в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, наподобие, в отличие .

) По-разному пишутся однокоренные слова: предлог ввиду с родительным падежом пишется слитно (ввиду опоздания), предлог в виде с родительным падежом пишется раздельно (в виде звёздочки). Пишется раздельно фразеологизм иметь в виду.

2) Не смешивайте предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, наподобие, в отличие, которые пишутся с конечным е, с омонимичными предложно-падежными формами существительных (на конце существительных пишется и).

Ср.: в течение дня (предлог) – в течении реки (существительное); в продолжение дня (предлог) – в продолжении романа этого героя уже не было (существительное); в заключение доклада (предлог) – в заключении по диссертации (существительное); вследствие обильных дождей (предлог) – в следствии по делу допущена ошибка (существительное).

Наречие впоследствии всегда пишется слитно и с конечной и.

3) Не смешивайте предлоги вследствие, насчёт, навстречу и др., которые пишутся слитно, с омонимичными предложно-падежными формами существительных. Соответствующие имена существительные – самостоятельные слова, поэтому сочетания с ними можно поставить в именительный падеж; с предлогами такой операции провести нельзя.

Ср.: идти на встречу с другом (существительное – встреча с другом) – идти навстречу другу (предлог); перевести на счёт в сбербанке (существительное – счёт в банке) – интересовать насчёт экскурсии (предлог).

4) Не смешивайте предлоги несмотря на, невзирая на, которые пишутся слитно, с омонимичными деепричастиями с отрицательной частицей не, которая пишется раздельно.

Вывод : Если не знать правильное правописание предлогов то можно сделать много ошибок , при написании диктанта или сочинения.

Что такое предлог – самое правильное и простое определение

Одна из служебных частей речи, служит для связи слов в предложении или словосочетании.

Предлог – это одна из трех служебных частей речи. Другие две – союзы и частицы. Предлоги используются для связи слов в словосочетаниях и предложениях, «обслуживают» самостоятельные части речи.

Поскольку предлог – служебная часть речи, у него нет лексического значения и к нему нельзя задать вопрос. Например, что означает «в», «по»? Ничего. Какой к ним можно задать вопрос? Никакой.

Как найти предлог в предложении

Предлог можно употребить в вопросе к существительному: «Я иду (в/во что?) в лес», «Ученик спит (за чем?) за партой», «Проблема возникла (вследствие чего?) вследствие замыкания».

Предлоги обычно находятся рядом с существительными или местоимениями. Но иногда между ними могут быть слова других частей речи: «Я иду (к кому?) к своей девушке». В этом предложении важно не путаться: Я (что делаю?) иду (к кому?) к девушке (чьей?) своей – вот так.

Какие бывают предлоги

По происхождению: производные и непроизводные.

Непроизводные ни от чего не происходили, они как были предлогами, так ими и остались: на, в, за, под, перед.

Производные произошли от слов других частей речи. Например, был предлог «в» и существительное «следствие», они срослись и получился один предлог «вследствие» (у меня есть коротенькая статья о правописании этого слова, посмотрите): «Вследствие непогоды было решено не выходить в море». Было деепричастие «смотря», отрицательная частица «не» и предлог «на», они тоже срослись, получилось «несмотря на» (тоже почитайте о правописании, чтобы не путаться). Еще было красивое выражение «благо даря», из него получился предлог «благодаря».

Производные предлоги также называют непервообразными, а производные – первообразными.

По структуре: простые, составные.

Простые состоят из одного слова: на, под, вдоль, из, у. Составные состоят из 2 и более слов: несмотря на, в силу, в связи с.

По значению: однозначные, многозначные. Однозначные выражают только одно значение и используются с существительным в каком-то одном падеже.

Предлог «из» – многозначный. Он может иметь значение «откуда-то»: из дома, из города, из пустыни или «из чего (сделано то-то и то-то)»: из войлока, из шерсти, из кирпича.

Предлог «благодаря» – однозначный. Мы используем его, когда хотим сказать, что что-то хорошее произошло в результате определенного события, качества и пр.: благодаря моему упорству, статью все-таки опубликовали, благодаря вашей смелости, все пассажиры были спасены.

Значения предлогов тоже бывают разные, вот основные:

  1. Место: в поле, за горой, на улице, под яблоней.
  2. Время: в полночь, после полуночи, до рассвета.
  3. Определение (когда можно задать вопрос «какой?»): платье в горошек, чай с сахаром, кофе без молока.
  4. Объект: с чемоданом, про кукушку, о тапочках.
  5. Причина: вследствие перемены погоды, из-за дождя, благодаря смеху, по причине.
  6. Цель: с целью выкупа, для пересдачи, ради вас.

Здесь у вас может замкнуть. Я ведь говорил, что предлоги ничего не значат, и это так. То есть при произнесении слов «в», «на», «за» вы не можете ничего представить, не можете сказать, что «слово «на» означает вот это, а «в» вот то».

Однако в предложении, когда вы видите предлог и существительное, вы понимаете, о чем хочет сказать автор. Он хочет рассказать о месте, где происходило событие, о его причинах, о времени и пр. Вот эти отношения, которые предлоги помогают выражать, и называются условно «значениями» предлогов.

Как отличить предлог от приставки

  1. Предлог всегда можно употребить в вопросе к существительному: «еду (по чему?) по дороге».
  2. Между предлогом и самостоятельным словом можно поставить другое слово: за забором – за зеленым забором, мимо берега – мимо вот этого берега, с собакой – с черной собакой.

Приставку в вопросе употребить нельзя. Нельзя взять приставку «у» в слове «ухохотаться» и использовать ее в каком бы то ни было вопросе.

Между приставкой и словом другое слово поставить нельзя. Попробуйте это сделать со словом «подкатывать». Смогли? Нет.

Как выделять предлоги при синтаксическом разборе

Их надо выделять так же, как слово, с которым они употребляются: «Я читаю про лосей» – читаю (про кого?) про лосей – «лоси» здесь являются косвенным дополнением, подчеркиваем их прерывистой линией, предлог подчеркиваем так же.

Если у вас предложение «читаю про таежных лосей» вы делаете то же самое, выделяете предлог «про» и существительное «лосей» прерывистой линией. А «таежных» – волнистой, как определение.

Умаялся я с этой статьей. Вроде сказал всё, что надо. Не помню уже, какие проблемы обычно возникают у детей в школе с предлогами, если я о чем-то не договорил – поругайте меня в комментах, дополню текст.

Что такое предлог в русском языке

Предлог – это служебная часть речи. Она играет важную роль в установке связей между словами. Но самостоятельно строить предложения предлоги не способны. Чтобы понять, что такое предлог в русском языке, нужно рассмотреть его функции и признаки.

Зачем нужны предлоги

Отличительная особенность предлогов состоит в том, что они обозначают зависимое положение существительных, местоимений и числительных от стоящих рядом с ними слов в определенном падеже. Предлог делает конкретным значение падежной формы:

  • Заглядываю в газету – предлог «в» конкретизирует значение места, в данном случае это направление внутрь
  • Положил на газету карандаш – предлог «в» конкретизирует пространственное значение
  • Спрятал под газету ручку – предлог «под» указывает на значение места

Итак, главная роль предлогов состоит в том, чтобы указывать на разнообразные отношения тех или иных слов к конкретной падежной форме.

Если углубиться в суть и понять, что обозначает предлог, можно сделать вывод, что предлоги выражают отношения между объектами:

  • Объектом и действием
  • Объектом и признаком
  • Отношения между двумя разными объектами

Простые и составные предлоги

Предлоги классифицируются по структуре и происхождению.

По структуре предлоги делятся на два вида:

  • Простые предлоги. Они имеют в своем составе одно слово. Например, предлоги «в», «на», «под», «с», «у», «к» считаются простыми.

Примеры использования простых предлогов в предложении:

  1. Я посмотрел в окно и улыбнулся
  2. Девочка встала на стул и запела
  3. Я заглянул под табурет

  • Составные предлоги. В их состав входит несколько слов. Например, предлоги «в связи», «в отличие от», «несмотря на» называют составными.

Примеры употребления составных предлогов:

  1. В отличие от меня
  2. Несмотря на хорошие оценки
  3. В связи с плохой погодой

Производные и непроизводные предлоги

По происхождению предлоги принято делить на два вида:

  • Непроизводные предлоги. Они не образованы от частей речи, например, «над», «в», «через», «к», «у»
  • Производные предлоги. Они появились в нашей речи благодаря успешному переходу из разряда других частей речи. В зависимости от того, от какой части речи произошел предлог, они подразделяются на виды:
  1. Отглагольные. Образованы от глаголов путем перехода их в предлоги (несмотря на, включая, считая, благодаря). По происхождению отглагольные предлоги являются формами деепричастий
  2. Отыменные. Это предлоги, которые представляют собой предложно-падежную форму существительных. К этому разряду относятся предлоги «путем», «в течение», «вследствие», «по мере», «насчет». Данные предлоги потеряли смысловую связь с существительными, от которых они произошли
  3. Наречные. Образованы от наречий.

Часто ученики допускают грубую ошибку, принимая такой предлог за наречие. Существует простое правило, согласно которому, если после слов «вокруг», «накануне», «возле» и им подобным стоит существительное или местоимение, то перед нами предлог. Для примера рассмотрим наречный предлог «накануне»:

  • Накануне каникул он решил взяться за учебу

В данном случае «накануне» – это предлог, так как рядом есть существительное. Кроме того, к этому слову невозможно задать вопрос.

  • Я был у доктора накануне

Мы видим, что в данном предложение «накануне» – это наречие. От глагола «был» можно задать вопрос (когда?) к этому слову. Поэтому можно сделать вывод, что «накануне» – это самостоятельная часть речи, а не предлог.

Несмотря на то, что предлоги относятся к служебным частям речи, они очень важны для русского языка, так как устанавливают связи между словами.

Зачем нужны предлоги?
консультация (старшая группа)

Уважаемые родители! Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов.

Предлог в грамматике – это служебное слово, выражающее отношения между словами (словосочетаниями и формой слова).

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya.docx 13.95 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужны предлоги?

Не за горами то время, когда дошколята пойдут в школу. И, конечно же, от нас взрослых во многом зависит, чтобы бывший выпускник детского сада стал успешным школьником. Немаловажное значение в овладении грамотой, на успеваемости в целом имеет навык пользования предлогами. Так, если ребёнок старшего возраста пропускает предлоги или не понимает их значение, то в дальнейшем могут быть проблемы на письме (например, слитное написание предлога со словом). Или же при знакомстве ребёнка со строкой могут возникнуть трудности понимания значения выражений «на строчке», «под строчкой», «посередине», «между».

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова» , так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи .

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги :

НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)

В – это означает внутри чего-то (в столе)

ПОД – внизу под чем-то (под столом)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)

ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)

ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах .

Существует множество приёмов, которые помогают появлению в речи ребёнка предлогов. И одно из ведущих мест среди них занимаю разнообразные игры с предметами.

Например, кубики и машинка: взрослый производит действия с машинкой и проговаривает вслух: «Машинка В гараже, ЗА гаражом, НА мостике, выехала ИЗ гаража» и т. д. Далее можно предложить ребёнку поиграть самому, взрослый тем временем периодически задаёт вопрос: «Где машинка? ».

Также дети с удовольствием поиграют с котятами, которые живут в домике (котёнок на дереве, под домиком, рядом с домиком, выглядывает из-за домика).

Можно также поиграть с ребёнком дома, давая поручения. Игра так и называется «Поручалки»: «поставь стакан на стол, а ложку положи в шкаф», «положи карандаши в пенал, а ручку достань из пенала», «пропылесось под диваном», «достань из-под дивана тапочки», «положи между тарелкой и чашкой ложку» и т.д.

Обязательное условие обучения — это специально утрированное произношение взрослого, выделение голосом предлогов («На», «В», «Из-за»…).

Проводя дома игры, направленные на улучшение понимания и использования предлогов, лучше использовать термин «маленькое слово», а не «предлог».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова «нет» и «нельзя» помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу — получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывание ребенка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку . Не приносит и пользы иг.

Представлены:1. Консультация для педагогов:Теоретическая часть:· Понятие «Артикуляционная гимнастика» и ее виды.· Зачем нужна артикуляционная гимнастика?· Как проводить артикуля.

Статья о приобщении детей к музыкальному искусству.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует раз.

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зачем нужны дорожные знаки?».

Программное содержание:Научить умению правильно вести себя в незнакомом и людном месте.Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам.Развивать способность к умозаключениям, к оценке и сам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: