Зачем нужно высшее образование

Нужно ли высшее образование?

Высшее образование — один из первых пунктов в описании требований к большинству вакансий. На деле HR-специалисты не так уж часто подшивают дипломы о высшем образовании к личным делам сотрудников. Существует представление, что поголовное высшее образование необходимо, и жизнь без него пойдет под откос. Но так ли это на самом деле? Подход к высшему образованию оброс множеством клише. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные причины получения высшего образования, и во что они выливаются в реальности. Чтобы понять, нужно ли начинать.

Когда высшее образование нужно

Получение специальности, обучиться которой самостоятельно невозможно. И это, пожалуй, единственная на сто процентов объективная причина. Действительно, ряд специальностей требует получения высшего образования. Например, стать врачом или инженером-химиком без длительной специализированной подготовки невозможно. Высшее образование обеспечивает пристальный контроль за получением навыков и предоставляет базу для их отработки на практике.

Изначально система высшего образования была направлена именно на обучение специфическим навыкам, самостоятельное освоение которых затруднительно, ненадежно или даже неэтично. Со временем высшее образование стало охватывать более широкий спектр видов деятельности и распространилось на профессии, которые ранее высшего образования не требовали.

Повышение общего уровня эрудиции. Высшее образование в первую очередь учит не специальности, а тому, где найти информацию и как ее обработать, чтобы научиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков для успешной адаптации к меняющимся условиям жизни. Конечно, обучиться этому можно и без ВУЗов, но институт дает хорошую возможность сделать это в сжатый срок. Если вы хотите научиться учиться, высшее образование действительно поможет. Кроме того, высшее образование дает знание по общим базовым академическим дисциплинам — психологии, философии, экономической теории, социологии, праву, конфликтологии. Основы знаний по этим предметам в жизни могут только помочь. Хотя бы для общего развития.

Плавный переход от детства ко взрослой жизни. Если две предыдущие причины касаются людей любых возрастов, то эта относится лишь к выпускникам школ. Взрослая жизнь отличается от будней вчерашнего школьника. Для многих подростков период адаптации к новому статусу может быть травматичным. Студенчество же может стать своеобразным психологическим буфером для прощания с детством. Причина для получения высшего образования, конечно, субъективная, и подходит не всем. Но она все равно со знаком плюс, потому что желание побыть студентом, чтобы хоть еще чуть-чуть продлить беззаботную юность — совершенно нормально.

Когда только кажется, что нужно

Невозможность получить хорошую работу без высшего образования. Любимая старшими поколениями манипуляция «не будешь учиться — станешь дворником», конечно, крепко оседает в сознании и приобретает негативную окраску. Если получить высшее образование заставляют такие установки, то лучше перед поступлением в ВУЗ крепко задуматься или даже поработать с психологом. Это поможет отделить реальное желание от навязанного чувства вины. Успешность в жизни зависит от способности приспосабливаться, а не от склонности к академическим успехам. Но мы о другом.

Получить хорошую работу без высшего образования не так уж и сложно, достаточно обладать какими-либо навыками. Делать ремонт в квартирах, например, — работа хорошая. Быть бортпроводником на пассажирском самолете, ответственным за безопасность пассажиров, при этом посмотреть весь мир — тоже хорошо. Ни для одной, ни для другой специальности высшее образование не требуется. И список можно продолжать бесконечно. Кроме того, на некоторые должности, не требующие высшего образования для трудоустройства, позволяют учиться уже за счет работодателя. Так могут сделать, например, полицейские.

Невозможность быть уважаемым специалистом (и человеком) без высшего образования. Такая причина тоже требует психологической работы. Или, опять же, реальных примеров, которые этот миф разрушают. Акушерки, ювелиры, архитектурные реставраторы — все они не имеют высшего образования, лишь среднее. Но вряд ли кто-то будет называть их работу мало уважаемой.

Плохие причины получить высшее образование

Родители сказали — надо. Слушатся родителей — хорошо, и с этим никто не спорит. Но человек проживает свою жизнь самостоятельно и только он определяет необходимость обучения, правильную для себя специальность и т.д. Родители, безусловно, могут что-то посоветовать, но принимать категоричные решения они должны лишь по поводу самих себя.

Все получают высшее образование. Делать что-то за компанию — не тот путь, который приведет к успеху. Получение образования — это осознанный, ответственный шаг, который может серьезно изменить жизнь. И шаг этот должен быть основан на личных целях и желаниях.

Высшее образование — это прекрасный инструмент, который может сделать из вас профессионала. Но не для каждой специальности он необходим. Например, многие гуманитарные направления могут быть освоены самостоятельно гораздо быстрее и гораздо глубже, нежели в ВУЗе. Банальный пример тому — известные писатели, поэты, которые не получали высшее образование, но на протяжении всей жизни оттачивали свой литературный навык и добились блестящих успехов. Специалистов технического профиля отказ от получения высшего образования также не обошел. Многие известные компании могут продемонстрировать у себя в штате программистов-самоучек, которые нисколько не уступают своим коллегам с дипломом.

Примеры можно приводить бесконечно, суть одна: высшее образование не всегда является единственным источником для освоения профессии

Подводя итог

Решение о получении высшего образования должно быть сугубо индивидуальным. Кому-то оно действительно необходимо, осуществлять некоторые виды деятельности без высшего образования просто невозможно. Высшее образование — это прекрасный инструмент, который может раскрыть выдающийся потенциал. Но в современности и без высшего образования можно жить достойно, в этом нет никаких сомнений. Поэтому нужно высшее образование, или нет — это не спорный вопрос. Это вопрос, решение которого определяется индивидуально в каждом конкретном случае. И решение зависит от целей, желаний и уже имеющихся навыков и ресурсов.

Почему высшее образование выходит из моды

1 марта 2021 1:00

Интересные времена наступают: высшее образование, за которым все так гнались, становится все менее популярным. В прошлом году свершилось практически историческое событие — число тех, кто поступает в колледжи, окончательно превысило долю тех, кто идет в 10-11 класс. Такие цифры дает исследование Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании НИУ ВШЭ. Если в 2000 году две трети учеников оставались в школе и потом шли в вуз, то сейчас таких меньше половины. Неужто на наших глазах наступает конец эпохи высшего образования, и золотые руки стали цениться лучше, чем хорошие мозги? На этот вопрос ответили директор Центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования РАНХиГС Марк Агранович и автор исследования, младший научный сотрудник лаборатории ВШЭ Ксения Адамович.

СТУДЕНТЫ ВУЗОВ НАХОДЯТ БОЛЕЕ ДЕНЕЖНУЮ РАБОТУ

— Почему все больше школьников отдают предпочтение колледжам, а не вузам?

— Тут есть несколько причин. Первая группа школьников — это те, кто банально не хотят учиться в 10-11 классе, а потом еще и сдавать ЕГЭ, — поясняет Марк Агранович. — Другую группу останавливают экономические проблемы. Все-таки в большинстве случаев студентам приходится переезжать в другой город, жить вне дома, а порой и платить за учебу. Все это, конечно же, требует денег. Плюс коронавирус внес свои коррективы, сейчас в принципе куда-то переезжать довольно сложно. И, наконец, третья причина заключается в том, что сейчас слишком сильно пропагандируется среднее профессиональное образование. Возникает ощущение, что вузов слишком много, поэтому выпускникам будет очень сложно найти работу. Хотя на самом деле выпускники университетов все-таки трудоустраиваются лучше, чем студенты колледжей. Правда, не всегда по специальности. Но это уже другой вопрос.

В КОЛЛЕДЖИ ИДУТ ИЗ-ЗА БЕДНОСТИ?

Конечно, можно было порадоваться, что школьники наконец-то почувствовали вкус к рабочим профессиям, если бы не одно “но”. Дело в том, что в колледжи в основном идут ребята из бедных и сельских регионов. Судя по всему, им попросту некуда деваться, кроме как пойти в ближайший колледж и поскорее получить профессию, которая будет давать какой-то заработок. Отсюда и такая статистика. В Москве старшую школу заканчивают порядка 75% учеников, в Питере — 60%, а, например, в некоторых республиках Северного Кавказа — всего 30%. Вот “в целом по больнице” и получается, что в 10-11 классе остаются меньше половины.

— Это действительно так. Проблема в том, что у нас очень неравномерно распределены вузы. Порядка 20% университетов страны приходится на Москву и Питер, — утверждает Марк Агранович.

Но это еще полбеды. Авторы исследования подсчитали, что с годами эти различия между крупными городами и бедными регионами будут только увеличиваться.

— Высшее образование — это определенный бонус для экономики региона, — говорит автор исследования Ксения Адамович. — То есть, условно говоря, люди с высшим образованием смогут получить более высокооплачиваемую работу, соответственно будут платить больше налогов и так далее. А в других, более бедных регионах, этого нет. Поэтому накапливаются экономические различия. Сейчас они и так большие, а могут быть громадными. Надо сказать, в Москве и Питере спрос на колледжи тоже растет. Может быть, не так быстро, как в других регионах, но растет. Сегодня конкурс 30 человек на место — это уже вполне распространенная история.

ИНЖЕНЕР СО СРЕДНИМ СПЕЦИАЛЬНЫМ — НАХОДКА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ

Очевидно, что для многих специальностей высшее образование не очень то и нужно. Мы расспросили экспертов о том, выпускники каких колледжей нынче востребованы на рынке труда.

— Медицинские колледжи всегда были востребованы. И сейчас, собственно, не сдают своих позиций. Для многих это такой удлиненный путь в медицинский вуз. Кроме того, набирает популярность все, что связано с IT. А с другой стороны, те же автомеханики тоже востребованы, — рассказывает Марк Агранович.

Примерно такой же набор назвала и Ксения Адамович:

— Сейчас очень востребованы инженерные специальности. И в дальнейшем у человека есть выбор — либо пойти получить полноценное инженерное образование, либо довольствоваться тем, что есть. А вот выпускникам педагогических колледжей приходится не так сладко. Им довольно трудно найти высокооплачиваемую работу, так как выбор, мягко говоря, невелик. Они могут быть либо воспитателями в детском саду, либо в редких случаях учителями начальных классов. Да и то далеко не во все школы возьмут со средним специальным. Поэтому им лучше пойти в педагогический вуз и получить высшее образование.

Читайте также  Вред и польза магазинных соков

ШКОЛА ЖИЗНИ — ЛУЧШИЙ УНИВЕРСИТЕТ?

Вопросов к высшему образованию немало. А в последние годы все больше людей переходят в лагерь скептиков.

— Высшее образование действительно сдает свои позиции, — считает Ксения Адамович. — С 2000-х годов у нас закрылось очень много вузов-пустышек, которые просто торговали дипломами. И это, конечно, сильно ударило по престижу высшего образования. Кроме того, сейчас отказ от высшего образования даже становится неким трендом. В Америке, например, есть такое движение: люди специально не идут в университеты, и вместо этого открывают стартапы, свое дело. А недостающие знания можно получить на курсах, лекциях и т.д. У нас в стране тоже есть такие возможности. Другой вопрос — насколько у человека хватит мотивации и самодисциплины.

ЧТО НАС ЖДЕТ В БУДУЩЕМ

— Мне кажется, что будет небольшое увеличение в пользу колледжей. Если это образование станет доступным и качественным, то оно будет развиваться быстрее, чем вузы. Дело в том, что у нас сейчас слишком много студентов учатся в университетах. Экономика не требует столько специалистов с высшим образованием, — такой прогноз дает Марк Агранович на ближайшие 5-10 лет.

КОНСПЕКТ

Вузы против колледжей

Некоторые выводы, к которым пришли исследователи из ВШЭ:

1. Если в 2000 году две трети учеников оставались в 10-11 классе и потом шли в вуз, то сейчас таких меньше половины.

2. В более бедных регионах с высоким уровнем молодежной безработицы ученики чаще всего уходят из школы после 9 класса. Таких ребят много в республиках Северного Кавказа, Тыве, Краснодаре и Оренбурге. А вот доля старшеклассников традиционно велика в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, республиках Якутия, Карелия и Калмыкия.

3. Выбор школьников также зависит от социально-экономического статуса их семей и от того, какое образование получили их родители.

4. В теории выпускники колледжей могут пойти в вуз и получить высшее образование. Тем более, что в этом случае не надо сдавать ЕГЭ. Однако на практике, это мало распространено. Далеко не все готовы тратить еще 4-6 лет на учебу в университете.

5. Различия между субъектами Российской Федерации будут расти и дальше. А это создает потенциальные риски для отстающих регионов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Лучшие профессии после 9 класса в 2021 году

Выбрать лучшие профессии после 9 класса одинаково сложно и парням, и девушкам. Мы составили список востребованных направлений в 2021 году и подготовили советы, которые помогут сделать выбор (подробности).

Учителю недостаточно давать знания, как в СССР. Нужно уметь общаться

Эксперт рассказала о том, можно ли восстановить авторитет педагога и как разрешать школьные конфликты (подробности).

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Зачем нужно высшее образование аргументы

Сегодня важность высшего образования для жизни постоянно оспаривается. На вопрос: «Зачем нужно высшее образование?», аргументы «против» приводятся самые разные. Считается, что в вузах слишком много ненужных дисциплин, мало практики и много теории. К этому прибавляется проблема пустого кошелька. Сидеть на шее у родителей не хочется, полноценную работу найти сложно, а совмещать подработку с учебой практически невозможно. В любом случае будет что-то «хромать» – либо учеба, либо работа.

Действительно ли высшее образование с каждым днем становится ненужным рудиментом? Или всё-таки без него настоящего успеха добиться в жизни нельзя? Попробуем разобраться, зачем нужно высшее образование.

Высшее образование: получать или нет?

В старших классах средней школы перед учениками стоит выбор: идти в институт или нет. Многие говорят, что и без вузовского диплома люди устраиваются в жизни неплохо, иногда даже лучше дипломированных специалистов. Но в то же время в любом списке требований работодателя на хорошую должность есть графа «Высшее образование по специальности».

Не можете решить, нужно вам высшее образование или нет? Разберитесь, по какой причине вы хотите пробовать поступить в институт или университет.

Зачем нужно высшее образование: весомые причины

Если ваша мотивация получить высшее образование совпадает с этим списком, то вам действительно пора готовиться к поступлению:

· Получить специальность

Существуют специальности, которым не научат на курсах, в Youtube или соцсетях. Самостоятельно овладеть такими знаниями невозможно. Ведь в вузах преподают специалисты, которые уже много лет занимаются изучением этих дисциплин, знают все тонкости и нюансы, имеют большой практический и теоретический опыт, даже сделали собственные научные открытия в этой сфере. Они делятся со студентами своими знаниями, выводя их на высокий уровень владения предметом. При условии, конечно, если студент посещает занятия не «для галочки».

· Повышение общего интеллектуального уровня

Многие говорят, что высшее образование перегружено ненужными дисциплинами. Но редко кто задумывается, что каждый предмет развивает эрудицию, расширяет кругозор. Да, может показаться, что философия, экономика, социология практически никак не связаны, скажем, с фармацией. Но они научат мыслить более глобально. К тому же, вы приобретете важный сегодня навык – быстрый поиск и обработка информации, выделение важного из большого потока данных, отсеивать ненужное и познавать новое.

· Плавное становление взрослой личности

Школьные годы заканчиваются сразу же после выпускного вечера. Переход во взрослую жизнь происходит так внезапно, что иногда становится довольно травматичным для «вчерашнего» школьника. Институт или университет, как подушка безопасности, смягчает удар. Будучи студентом, человек постепенно переходит из детства во взрослую реальность. Он учится быть ответственным, самостоятельным. Учеба в институте –трудоемкий и сложный процесс, приближенный к условиям работы на предприятии.

«Плохие» причины для поступления в вуз

Иногда решение поступать в вуз – это не стремление получить знания, умения, навыки по определенной специальности. На вопрос: «зачем нужно высшее образование», аргументы перечисляются такие:

· Родители сказали – надо, значит буду поступать

Родители, конечно, желают только лучшего для своих детей. Но специальность – это то, что человек выбирает практически на всю жизнь. Представляете, как будет сложно «пожизненно» заниматься делом, которое не нравиться? Это, действительно, может стать невыносимой тюрьмой. Родители не должны решать за своих детей, их задача – поддержать и дать совет.

· Все получают, и мне нужно

Принимать судьбоносные решения «за компанию» – не самый лучший выбор. Специальность нужно выбирать в соответствии со своими интересами, целями и желаниями.

Зачем нужно высшее образование аргументы для родителей и школьников

Зачем нужно высшее образование? Аргументы «за»

  1. С высшим образованием легче найти и получить высокооплачиваемую работу.
  2. Высшее образование расширяет кругозор, дает знания не только по специальности, но и по общеобразовательным дисциплинам.
  3. Обучение в вузе приучает к самостоятельной, взрослой жизни. В ходе лекций, семинаров, написания рефератов и курсовых студент не только получает знания. Он учится общаться, принимать самостоятельные решения, искать информацию, находить выход из сложных ситуаций.
  4. В ходе обучения студент готовится к последующей каждодневной работе. Учеба в вузе отличается от уроков в школе уровнем сложности. Количество материала для изучения в разы больше. Пары длятся в 2 раза дольше. Домашние задания, тесты, экзамены, зачеты, семинары по всем дисциплинам занимают намного больше времени и сил, чем в школе. Постепенно студент привыкает к большому объему работы, что обязательно пригодится в дальнейшем, после устройства на работу.
  5. Обучение в вузе вырабатывает умение самостоятельного поиска информации, выделение общего из главного. Такой навык очень важен в современной жизни. Каждый день мы сталкиваемся с потоками информации, которые нужно обрабатывать быстро и эффективно. От этого зависит успех на работе, карьерный рост и, как следствие, уровень жизни.

И напоследок, самый главный аргумент в пользу того, зачем нужно высшее образование. Вуз дает знания, которых нет у других. Ведь мало кто может провести хирургическую операцию, наладить логистику на предприятии, запустить производство, создать архитектурный проект здания. Это под силу только тем, кто получил знания в вузе.

Зачем нужен диплом о высшем образовании: студентам, вузам, работодателям

Прекрасно, что вы получаете высшее образование. Ведь именно для этого вы читаете нас сейчас, регистрируетесь в телеграм-канале, чтобы читать еще больше полезных новостей, и вступаете в группу, чтобы получать выгодные скидки и акции для студентов.

Но вы когда-нибудь задумывались, зачем вам нужен диплом о высшем образовании? Рухнет ли мир, если у вас не будет диплома о высшем образовании? И кто вообще придумал, что оно нужно обязательно?

Решили разобраться как можно серьезнее в вопросе о том, зачем нужен диплом о высшем образовании и откуда взялся стереотип о том, что без него в нашем мире никуда.

В чем вопрос?

Российская Федерация – одна из немногих стран с таким огромным процентом образованных людей: у 60 процентов россиян в возрасте 25-34 года есть диплом о высшем образовании. Больше только в Японии и Корее – там дипломы есть у 61% населения.

Но говорит ли нам это о том, что у каждого дипломированного специалиста есть хорошая работа и достойный заработок?

Интересно, что 15 компаний полностью вычеркнули диплом о высшем образовании как необходимое требование к отклику на вакансию. С учетом этого попытать счастья на их позиции могут такие специалисты, как продакт-менеджер, налоговый специалист и аудитор, технический специалист и блокчейн-эксперт.

Как видно, речь идет о довольно перспективных и серьезных специальностях. Так стоит ли тратить годы учебы на то, без чего современный мир вполне может обойтись?

Значение высшего образования в России

Здесь высшее образование поднялось на «Олимп» после прихода советской власти. В 1917 году вчерашние крестьяне научились читать и писать благодаря усилиям большевиков, которые раздали всем буквари.

В 50-е гг. образование стало бесплатно для всех, и поток желающих захлестнул образовательный рынок. Это стремление вы можем наблюдать и сегодня: в вузы идут поступать до 70% выпускников.

Читайте также  Прекращение лактации народными средствами

Но сегодня стоимость высшего образования не всем по карману: если не удастся пройти на бюджет, оплата ежегодного обучения стартует от 40 000 рублей и даже больше.

Стоимость одного года обучения в МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ – 300 000 рублей, в вузах попроще – около 150 000 рублей

Высшее образование в регионах будет дешевле, но и престиж таких дипломов тоже будет меньше.

Итак, возьмите стоимость года обучения, умножайте на 5 лет, добавьте стоимость проезда и аренды жилья. А теперь думаем: стоит ли один диплом тех проблем и затрат/кредитов/займов.

НО! В большинстве случаев понять, стоило оно того или нет, можно уже только после его получения. Все, что можно сделать сейчас – тщательно подойти к выбору профессии, изучить спрос на интересующие специальности и статистику о том, насколько легко найти работу с тем или иным дипломом.

Вы удивитесь, но до сих пор в России есть корпорации (например, Газпром), которым важно не только наличие диплома, но и оценки по предметам. А удивительно только потому, что на каждом месте работы все равно приходится всему переучиваться.

В этом случае почему же так важны оценки по предметам, которые могут и вовсе никогда не пригодиться? Есть мнение, что это бюрократические пережитки, хотя не стоит исключать какой-то тайный замысел.

Современная молодежь тщательно изучает все эти данные и приходит к выводу, что самое главное в работнике – не диплом, а soft и hard skills, а также релевантный опыт.

И сегодня мы все чаще видим, как компании обращают внимание не столько на профессиональные навыки в резюме, сколько на гибкость, многозадачность, креативность, умение делать правильные решения без опоры на старые параметры. И надежда на силу «корочки» – пустая трата времени.

Вот так и получилось такое понятие, как инфляция дипломов.

Что такое инфляция дипломов

Несмотря на нашу слепую веру в то, что обладатель диплома из престижного учебного заведения практически обеспечен счастливой и безбедной жизнью, практика упорно доказывает нам обратное: молодым специалистам крайне сложно найти новую работу, вот почему часто им диплом не нужен. Что не так? Ведь вот же он, только что получивший заветный документ из вуза, на который вы так рьяно ссылаетесь в своей вакансии при поиске нового сотрудника!

Инфляция диплома – рост требований к образованию человека по мере роста населения, получающего образование более высокого уровня.

То есть чем больше людей имеет диплом, тем ниже ценность высшего образования.

Получается замкнутый круг: диплом без опыта никому не нужен, но набраться опыта негде, потому что никто не берет людей только с дипломом.

Мода на отсутствие диплома в наше время лучше всего прослеживается среди разработчиков. Но у этих же людей часто плохо развиты софт скилы, поэтому нам знаком стереотип угрюмого и нелюдимого программиста. А ведь именно этим типам навыков часто учатся в вузе. Так нужен ли программисту диплом о высшем образовании при приеме на работу? Возможно и нет, но не стоит недооценивать силу общего развития.

Проблема дипломов и вузов

Самая большая проблема вузов в этой теме – знания, преподаваемые в стенах Альма матер, сильно устарели и не соответствуют требованиям специальностей, к которым он готовит студентов.

Чтобы поднять престижность дипломов, вузам нужно не только обновить устаревшие данные и знания, но и перезагрузить логику образовательной модели. Нужно учить не столько знаниям, сколько умениям и навыкам, которые помогут эти самые знания добывать.

Вузы должны раскрывать творческий потенциал студентов, чтобы они потом приносили пользу обществу (креативная экономика, киберэкономика), раскрывать новые сферы труда, использовать новые форматы обучения. Ведь мы видим, что уравниловка больше не работает.

Важно использовать и новые технологии в процессе обучения: мобильные приложения, онлайн-курсы, игры, предметы дополнительной реальности и прочие ресурсы.

Когда раньше была острая нехватка информации, люди шли получать ее в университет. Сейчас поколению миллениалов проще получить узкоспециализированные знания в рамках самообразования. Разве есть институты, где научат майнить крипту, расскажут про продакт-менеджмент или машин-лернинг? Вот и выходит, что получить более прикладные знания проще самому, чем тратить время и деньги на получение диплома, который не соответствует интересам и планируемой специальности.

Что делать студентам

Наличие проблемы непонимания, для чего нужен диплом, вовсе не значит, что вы должны тут же бросать учебу и пробиваться в мире сами. Высшее образование обязательно пригодится, но, возможно, немного в другом.

В погоне за лучшими рабочими местами побеждают те, кто в свое время относился к университету как к месту невероятных возможностей, пытаясь воспользоваться любым шансом. Вот несколько советов, как не упустить время зря:

  1. Не зубрить и гуглить, а учить учиться: развивать навыки самообразования, выносливость, отделять зерна от плевел, работать без подсказок преподавателей и т.д. После получения диплома такие люди не плывут по течению, а схватывают на лету и быстро приспосабливаются к любому месту и любым навыкам.
  2. Заводить полезные знакомства. Будущий профессиональный мир – это все те же лица и знакомые. Вы ведь уже не раз слышали, что во многих компаниях нанимают только по знакомству. Так почему не начать думать об этом уже сегодня. Бонус: популярная сегодня вещь – рекомендательный рекрутинг, когда компания просит привести на вакансию компетентного знакомого специалиста. В этом случае работники компании вспоминают все знакомства. Ваша цель – оказаться в резерве памяти у как можно большего количества людей. Ведите активную светскую жизнь: посещайте вечеринки, вузовские мероприятия, общайтесь с преподавателями.
  3. Начните нарабатывать опыт еще во время обучения. Опыт можно получить, только работая. Ищите стажировки, подработки по специальности и прочие активности по теме, соглашайтесь даже на бесплатную работу. Ваша задача сейчас – наработать качественное резюме и стать сильным конкурентом еще до выхода на трудовой рынок. Не брезгуйте: мытье полов, доставка еды или мытье посуды – это тоже хороший жизненный опыт, который учит важным вещам (рассчитывать бюджет, общаться с коллегами и брезгливыми клиентами, справляться со стрессом и усталостью и многое другое). Но только не в ущерб учебе!

Те, кто делает все это, пробиваются по жизни. Те, кто не делает, продолжает учиться: получает диплом, идет в магистратуру, аспирантуру, проходит разные тренинги/курсы и всем этим увеличивает инфляцию дипломов. Рано или поздно до них дойдет горькая правда о том, что диплом – не панацея от безработицы и бедности.

Ценность дипломов для работодателей

Работодатели как бы смотрят, но все же не учитывают диплом при поиске кандидата.

Это не принижает важность получения высшего образования. Все эти герои современности хоть и бросили обучение в вузах, но все же оценили важность высшего образования, хоть и предпочли усердно трудиться и самообразовываться. А за дипломами все же вернулись, хоть и спустя годы.

Что нужно современному работодателю от соискателей: грамотность и эмоциональная зрелость, высокий уровень эмоционального интеллекта, умение концентрироваться, быть креативным, склонность к лидерству, умение принимать решения, работать в команде. С этими навыками любой специалист сможет быстро переключаться между задачами и моментально справиться с любым потоком информации.

Чаще всего работодатель смотрит не столько диплом, сколько название вуза. МГУ, МГИМО, РУДН всегда в тренде и помогают учащимся со стажировками, более серьезно подходят к процессу обучения. А значит, соискатель будет уже готов к усердной работе в компании, если выдержали учебу

Как стать ценным специалистом без диплома

Может, где и нужен диплом, но в компании Google выделяют 5 основных качеств, которые часто играют большую роль, нежели корочка при устройстве на работу:

  1. Учение учиться. Это свидетельствует об умственных способностях человека.
  2. Лидерские навыки. Взять ответственность на себя и быстро лавировать в ситуации – на это сейчас способно не так много людей.
  3. Скромность. Именно она заставляет человека понимать, что он знает не все, и двигаться дальше. Без скромности у человека нет стимула учиться (нескромные люди часто уверены, что и так хорошо все знают).
  4. Чувство сопричастности. Без этого навыка не будет прогресса команды. Если человек склонен приписывать весь успех себе, остальным нет смысла стараться.
  5. Опыт. Мы уже упоминали, что нарабатывать его нужно еще на этапе получения образования.

Наличие диплома – это все еще аргумент при принятии на работу. Но его отсутствие – это уже не непреодолимое препятствие, как раньше.

Но самый важный совет, который действительно стоит соблюдать – постоянно ходите на собеседования. Часто страх перед собеседованием скрывает даже самые положительные черты вашего характера. Иногда руководители компаний готовы работать только с Тельцами или принимать только выпускников Высшей школы экономики. Но об этом вы вряд ли увидите в описании вакансии. Не сходив на встречу, вы не узнаете, готовы там взять без диплома или нет. А если вас не взяли, это не всегда значит, что дело в вас.

Учитесь, набирайтесь опыта и знаний, если у вас есть желание. Это обязательно пригодится в будущем, но не факт, что именно там, где вы этого ждете. А в учебе всегда поможет сервис студенческой помощи.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Что дает высшее образование человеку?

Сегодня в России и Европе отмечается самый настоящий образовательный культ. По статистике более 75% выпускников школ намерены поступать в ВУЗ, чтобы обеспечить себе в будущем достойную работу и жизнь.

Сегодня в России и Европе отмечается самый настоящий образовательный культ. По статистике более 75% выпускников школ намерены поступать в ВУЗ, чтобы обеспечить себе в будущем достойную работу и жизнь.

В процессе обучения студенты получают теоретические знания, пишут курсовые работы, выполняют научные статьи, проходят практику, осваивая свою профессию в жизни, а по окончании ВУЗа – защищают дипломный проект. Что же на самом деле дает высшее образование человеку? Специалисты Дисхелп намерены разобраться в этом вопросе и предоставить максимально точный ответ.

Читайте также  Какие женские глаза нравятся мужчинам

Обучение в ВУЗе: вред или польза?

Современное образование в России представлено в виде трех ступеней: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Каждая последующая ступень становится более узкоспециализированной, дает более глубокие знания и навыки в рамках выбранной специальности. Раньше и сейчас также действует такое направление, как специалитет, но он постепенно вытесняется.

Процесс обучения

Обучение в ВУЗе призвано дать студентам общие и узкие знания в рамках выбранной профессии, помочь им освоиться в новое среде, стать дипломированным специалистом, готовым к суровым реалиям. Далеко не всегда намеченные цели достигаются учащимися. Большую часть реальных навыков новоиспеченные специалисты получают в процессе работы.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Образовательная программа ВУЗа предусматривает посещение студентами лекций, семинаров, практикумов, выполнение ими контрольных, курсовых, лабораторных, научных, дипломных и иных работ, прохождение практики. В данном ракурсе обучение в ВУЗе приносит исключительно пользу.

Но в ходе подготовки к экзаменам, больших нагрузок на организм студенты могут заработать ряд «побочных эффектов»: нарушение работы ЦНС, переутомление, недосып, волнение и стресс и пр.

Что на самом деле дает высшее образование человеку?

Обучение в ВУЗе не должно пройти бесцельно. Главное, чтобы студент сумел достичь намеченного ориентира, получить конкретные знания и навыки.

Высшее образование предоставляет индивиду следующие привилегии:

По сути, это то, зачем студент пришел в ВУЗ – знания, навыки по определенной специальности, которые позволят ему в дальнейшем работать, применять все свои способности и умения в жизни. Главное, уделить особое внимание выбору специальности (востребованная, престижная, хорошо оплачиваемая, нравящаяся поступающему) и ВУЗу.

  • Преимущество при поиске работы.

Специалисты, за плечами которых имеется высшее образование, становятся более привлекательными в глазах работодателя. Фактически диплом подтверждает, что человек имеет представление о том, чем ему предстоит заниматься, как выполнять работу, а значит, он более подготовлен к работе.

  • Возможность карьерного роста.

В большинстве организаций главным условием для продвижения по карьерной лестнице является наличие высшего образования. Занять руководящую должность без диплома ВУЗа не удастся.

Основные плюсы от высшего образования

  • Более глубокие знания.

Обучение в школе призвано дать общие, фундаментальные знания и навыки для дальнейшего развития личности и специалиста. Обучение в ВУЗе призвано развить человека в конкретном русле, в рамках выбранной им профессии. Даже если не удастся устроиться на работу по полученной специализации, расстраиваться не стоит. Эти знания могут пригодиться как в жизни в целом, так и на любой другой работе. Главное, при возможности умело ими пользоваться.

  • Предпринимательская жилка.

Конечно, чтобы открыть собственное дело, не обязательно иметь высшее образование за плечами, но наличие соответствующего диплома значительно облегчит управлением бизнесом, позволит избежать многих проблем и легче преодолевать возникающие препятствия.

  • Работа с большим объемом информации.

Обучение в ВУЗе позволяет привить студентам определенные навыки по работе с информацией: грамотный сбор, обработка и систематизация данных. Данные навыки успешно развиваются благодаря написанию курсовых, дипломных и иных студенческих работ.

  • Самодисциплина, самоорганизация и самоконтроль, ответственность.

В ВУЗе часть программы относится к самостоятельному изучению. Как, когда осваивать материал, студент решает сам. Более того, если в школе есть тотальный контроль над учащимися со стороны учителей и родителей, то в ВУЗе и на работе такого практически нет: все зависит от самого студента/работника, как он выполнит и что за это получит.

  • Умение адаптироваться и находить общий язык.

Поступая в ВУЗ или устраиваясь на работу, человек моментально выходит из «зоны комфорта», попадает в новые условия «обитания» и адаптируется под них. На этом этапе студент учится находить язык не только со сверстниками, но и людьми, стоящими выше него по статусу, должности и пр.

Следует учесть, что все знания и навыки студент получит в ВУЗе только в том случае, если он будет поступать в него не ради «корочки» (диплома), а ради обучения, освоения новых «вершин и горизонтов».

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Уже не преимущество, а необходимость. Какова роль диплома о высшем образовании сейчас?

Высшее образование в современной России принято получать не только для обретения соответствующих компетенций, но и для статуса. Правда, работодатели все чаще оценивают лишь самого кандидата – в отрыве от его образования. Так насколько же сейчас нужен диплом о высшем образовании, чтобы найти работу? Об этом нашим читателям рассказывает профессор Финансового университета при правительстве РФ А.А. Цыганов.

Диплом дает лишь статус?

Россия традиционно является одной из самых образованных стран, мы долго считались самой читающей страной, а сегодня доля взрослого населения с высшим образованием одна из самых высоких в мире. Во многих семьях получение диплома о высшем образовании считается обязательным для счастливой взрослой жизни. Причём важно получение диплома магистра, останавливаться на уровне бакалавра считается не достаточным. На это влияет много факторов, часто имеющих нематериальное объяснение. Например, в случае с магистратурой влияет не только мнение работодателей, но и желание получить отсрочку от службы в армии, а также сложившееся в обществе мнение о желательности завершённости образования.

В части семей рассматривается любое высшее образование, некоторые стараются поступить в наиболее престижный ВУЗ и получить диплом там. Насколько это оправданно экономически? Существуют исследования, показывающие отдачу от образования – насколько дополнительно потраченные годы обучения влияют на рост зарплаты, измеренным в процентах. По данным недавно опубликованного исследования Всемирного банка «Отдача от образования в России: некоторые новые оценки» в нашей стране это показатель снижается последние десятилетия и сейчас составляет примерно 5% за год обучения, что меньше большинства развитых и развивающихся стран. На наш взгляд, во многом это явление связано с получением высшего образования по устаревшим образовательным программам в целях лишь формального получения диплома.

Опросы выпускников и студентов старших курсов показывают, что большинство работодателей смотрят на диплом при наборе молодых специалистов с небольшим опытом работы. А в остальных случаях больше обращают внимание на послужной список и проекты, в которых участвовал специалист, оцениваются приобретенные компетенции. Тем не менее, в большинстве случаев предполагается, что диплом о высшем образовании есть.

Даже при приёме на работу молодых выпускников в меньшей степени смотрят на оценки, но все-таки общий уровень, средний балл вызывает интерес.

Будет достаточно бакалавра?

И тем не менее, диплом имеет значение: есть места, где с недоумением посмотрят на выпускников престижных ВУЗов, понимая, что с ними что-то произошло, какая-то тёмная история, раз они обратили внимание на не слишком перспективное место. Есть и обратные примеры: компании, основанные выпускниками определенного ВУЗа, предпочитают его и для своих работников; в некоторых компаниях есть список приоритетных ВУЗов, из которых берут на практику, стажировки и потом расстраивают кандидатов на трудоустройство.

В большинстве же случаев трудоустройства ВУЗ учтут, но больше внимания обратят на самого кандидата. Но здесь важно оговориться, что последнему важно добраться до интервью.

В нашей стране пока не сложилось понимание бакалавриата как законченного высшего образования, что смазывает картину с профессиями, где не требуется длительное время на приобретение исследовательских или управленческих компетенций.

Часто, когда мы говорим об излишнем образовании, не учитывается деление на бакалавриат и магистратуру, которую многие заканчивают для получения «полного» образования, отсрочки от армии, чтобы «отстреляться» и больше не учиться (что в корне не верно), непонимания бакалаврского диплома работодателем и т.д.

Бакалавриат вполне обеспечивает задачи социализации молодежи, воспитания, получения профессии. Многие исполнительские позиции в министерствах и ведомствах, в туризме, организациях социальной сферы вполне успешно замещаются бакалаврами и продолжение обучения реально требуется через 5-10 лет, когда специалист устоялся в понимании профессии, хочет что-то поменять или обеспечить возможности карьерного роста. Это европейский или американский вариант получения образования, который у нас пока не приживается. Зато сквозное обучение в бакалавриате и магистратуре в течение 6 лет часто приводит к рассуждениям об излишнем высшем образовании.

Так нужен ли диплом в современном мире?

Сегодня часто и вполне справедливо говорят, что российский рынок сегодня насыщен кандидатами с высшим образованием, но правильнее говорить о пресыщении специалистами с дипломами, не гарантирующими возможность исполнения специалистом требуемых функций. В нашей стране значительное количество выпускников работают не по специальности, а значит их диплом влияет на общекультурные компетенции, но не на профессиональные навыки и умения, по сути, получаемые в первые годы работы.

Не удивительно, что работодатель дополнительно не расценивает время, проведённое в ВУЗе, считая позитивным только общий культурный уровень, желание и умение обучаться. Поэтому если работать по полученной в ВУЗе профессии, отдача будет выше, чем просто от высшего образования, которое сегодня рассматривается как необходимое, но не достаточное условие для успешной карьеры.

Потребность в компетентных работниках сохраняется и в условиях продолжающейся пандемии. Поэтому очень важно обеспечить студентам практико-ориентированные занятия, участие в них работодателей (пусть и дистанционно), привлекать их к совместных с ВУЗом проектам. Все это дает возможность выпускникам получить знания, мягкие компетенции, накопить необходимые рекомендации и знакомства. В ряде случаев можно и нужно использовать профессиональные стандарты для корректировки образовательных программ, а также внедрять сдачу экзаменов на профессиональные сертификаты для студентов, это позволяет быстро обновлять программы с учетом мнения профессионального сообщества, удовлетворить запрос работодателей.

Принимая решении о поступлении в тот или иной ВУЗ, нужно понимать, что полученный в итоге диплом точно будет рассматриваться не только как дополнительное преимущество, но и необходимое условие для работы во многих компаниях. А вот правильный выбор получаемой профессии увеличит отдачу от высшего образования, в этом случае можно рассчитывать на сравнимую с общемировые цифрами отдачу в 10-20%.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: