Военная реформа Александра II

Военная реформа Александра 2

Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, — эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением

Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.

Причины военной реформы Милютина

В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.

Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:

  • Необходимость нормализации затрат на армию, поскольку Россия тратит большие деньги на армию, которая является не достаточно боеспособной.
  • Наличие рекрутских наборов, из-за чего страдает качество военных российской армии.
  • Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: обучать рекрутов должны были офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».
  • Отсутствие учреждений военного образования, как результат около 70 процентов офицеров не имели военного образования!
  • Неразвитость сети государственных учреждений, которые осуществляют контроль за призывом, оснащение армии и т.д.
  • Большое количество армии, часть из которого находится без действия. Необходимо увеличить резервные войска, тем самым уменьшаться регулярные. В случае войны будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.

Суть военной реформы

Несмотря на то, что в большинстве учебников начало военной реформы Александра 2 и Милютина записывают 1861 годом – это формальность. В этом году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года. Эта реформа коснулась всех сторон жизни военных: от самой сути армии (из рекрутского во всеобщую обязанность) до нового устава и униформы.

Для понимания сути военной реформы Милютина необходимо детально рассмотреть основные изменения в армии на основе классификации реформы, которую предлагают современные историки.

Организационные изменения

Еще в 1862 году для создания единой системы управления вооружеными силами Империи на территории Первой армии (западные губернии) были созданы три военных округа: Варшавский, Киевский и Виленский. До 1874 года по всей территории Империи было создано 15 военных округов. По положению об округах от 1864 года командующий военным округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями (принцип единоначалия). Вместе с тем военный министр реформировал и само министерство, уменьшив штаб на 327 офицеров, чем содействовал борьбу с бюрократизацией.

Далее с 1864 по 1869 года было проведено сокращение военных частей и перевод части офицеров и солдат в резерв. Тем самым, руководители реформ планировали уменьшить затраты на армию в мирное время, а в случае начала войны иметь большой резерв подготовленных военных. На его мобилизацию уходило до 50 дней, в то время как в начале века на это могли тратить более года.

Одно из главных изменений в ходе военной реформы Александра 2 произошло в 1874 году, когда была окончательно ликвидирована система рекрутского набора, а вместо нее вводилась всеобщая воинская обязанность для мужчин. Все мужчины в возрасте 20 лет должны были проходить военную службу, срок которой был равен 6-ти годам для сухопутных войск и 7-ми годам – на флоте. Призыву не подвергались: духовенство, сектанты, инородцы Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья и кормильцы в семье. В 1888 году призывной возраст изменили до 21 года. После того, как подданные проходили военную службу, большая часть из них пополняла запас. Срок запаса также был четко регламентирован: 9 лет для сухопутных войск и 3 года для флота.

Кроме того, были созданы Военный суд и Военная прокуратура.

Технологические нововведения

Военная реформа Александра 2 затронула не только изменения управления и системы набора. Армия Российской Империи серьезно отставала технически от лидирующих стран Европы. Именно поэтому Милютин предложил Александру 2 провести серьезную техническую модернизацию:

  • Гладкоствольное оружие заменено нарезным. Так, еще в 1865 году армия была вооружена капсульной винтовкой 1856 года выпуска. В 1868 году принимается на вооружение винтовка Бердана (меньший калибр). В результате, уже в войне 1877-1878 года с турками российская армия была полностью вооружена современным, на тот момент, огнестрельным оружием.
  • В 1860-1870 годах была полностью перевооружена артиллерия: приняты более легкие и с лучшей скоро- и дальнострельностью пушки, например пушка Барановского или картечница Гатлинга.
  • 1869 году был выпущен первый в истории России броненосец – «Петр Первый». Тем самым, началась замена парусников, которые были символом отсталости российского флота, на паровые судна.

По мнению историков, в этой сфере был допущен один небольшой пробел: драгуновские полки так и не получили огнестрельное оружие, хотя европейские аналоги этих частей имели пистолеты. Кроме того, артиллерийские войска существовали отдельно от пехоты, что могло негативно сказываться на их совместных действиях.

Реформа военного образования

Большое внимание в военной реформе Милютин уделял образовани. Была радикально реформирована система образования для военных:

  • Была создана система юнкерских училищ и военных академий.
  • Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых могли продолжить обучение в юнкерских училищах.

Таким образом, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях. Кроме того, благодаря обучению офицерский состав имел возможность получать образование в теории, а не непосредственно на практике.

Введение новой униформы

На протяжении с 1862 по 1874 годами было подписано 62 приказа, которые касались изменений в униформе, в частности это касалось цвета, длины и формы отдельных элементов обмундирования. Эти действия вызвали большую критику, как общественности, так и самих военных, поскольку говорилось о слабой значимости данных мероприятий для самой армии. Вообще забавынй факт, но любая военная реформа в России сводится в том числе и к изменению унифоры (достаточно вспомнить события, которые происходили в современной России несоклько лет назад).

Результаты реформы

В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

В конце материала хочу отметить, что основу современной армии заложила именно военная реформа Александра 2, которую курировал Милютин. Я говорю сейчас о принципах формирования подразделений, работы по мобилизации, организация министерств и ведомств и так далее. Впервые Россиия поулчила армию, которая могла глобально управляться самостоятельно и коллективно, без ожидания того, что в критический момент появится гений (Суворов, Кутузов) и поможет выправить положение дел в армии. Так, например, было в войне 1812 года, когда Александр 1 со своими советниками только и делал, что мешал армии воевать, а спас страну опальный генерал Кутузов. Теперь же структура армии менялась. Менялась в лучшую сторону. Именно поэтому историки и говорят, что военная реформа Милютина 1874 года – одно из важнейших преобразований в России Александра 2.

Военная реформа Александра II

Предпосылки реформы

Либеральные преобразования 60-70-х гг. ХХ века стали следствием отмены крепостного права, которое во многом сдерживало развитие страны. Требовались изменения во всех сферах общественной жизни.

В 1853-1856 гг. Российская империя участвовала в Крымской войне с Османской империей и ее союзниками – Англией и Францией. Проигрыш отчетливо показал отставание в военной и экономической сферах.

Руководитель реформы

В 1861 году пост военного министра занял граф Д.А. Милютин. Будучи участником войны на Кавказе, он хорошо знал положение армии и существующие в этой области проблемы.

Причины военной реформы

  • стремление правительства преодолеть отставание России и выход ее на один уровень с европейскими державами;
  • необходимость сокращения государственных расходов на армию;
  • преодоление пережитков крепостного права: наличие рекрутской повинности, нехватка обученных офицерских кадров.

Задачи

  1. сокращение численности армии в мирное время;
  2. оперативное пополнение армии в военное время путем создания обученного резерва военнослужащих;
  3. улучшение подготовки солдат и офицеров, поворот в сторону практики;
  4. перевооружение армии, оснащение ее современными средствами;
  5. совершенствование системы управления.

Ход реформы

На первом этапе:

1863-1864 гг. – реформируются военные учебные заведения, специальное обучение отделяется от общего: первая ступень – военная гимназия, вторая – военное училище (доступ к ним был открыт преимущественно дворянам). Для всех сословий создавались юнкерские училища.

Читайте также  Какие игрушки нужны детям в 8-10 месяцев

Пересмотру подверглись программы высших учебных заведений. Увеличивается число таких учреждений: 1867 г. – открытие Военно-юридической академии, 1877 г. – Морской академии.

Учреждены 15 военных округов во главе с генерал-губернаторами: начинается формирование эффективно действующей системы управления военными ведомствами.

Далее реформирование касается такого основополагающего вопроса, как пополнение армейских подразделений: изменяется порядок формирования армии: рекрутская повинность (была введена Петром I) заменена всесословной воинской повинностью. 1874 г. – принят новый устав: в армию призывались все юноши с 20 лет (позже – с 21 года).

Срок службы в сухопутной армии теперь составлял 15 лет (6 лет действительного пребывания), во флоте – 10 лет (7 лет действительной службы). Особый порядок для образованных слоев населения: выпускники начальных училищ служили 4 года, высших учебных заведений – 6 месяцев.

От службы освобождались:

  • единственные сыновья и кормильцы в семье;
  • выходцы из малочисленных народов Крайнего Севера, Кавказа, Сибири, Средней Азии;
  • представители духовенства.

Улучшилось положение солдат: отменены телесные наказания, уделяется внимание улучшению снабжения армии продуктами питания, увеличивается число солдатских школ, вводится новая униформа.

Произошло перевооружение армии и флота: замена гладкоствольных нарезными орудиями, использование при производстве оружия стали вместо чугуна и бронзы, введение винтовок (берданки). Изменение системы боевой подготовки: создание новых уставов, учебных пособий, наставлений – обучение солдат тому, что необходимо на войне, сокращение времени на строевую подготовку.

Результаты реформы

  • В России появилась массовая армия современного типа, способная действовать быстро и слаженно;
  • начала складываться эффективная система военного управления;
  • исчезли муштра и жестокие телесные наказания;
  • солдат начали обучать не только военному делу, но и грамоте – поднятие авторитета воинской службы, появление у военнослужащих необходимых знаний военного дела, которые они могли применить на практике;
  • всеобщая воинская повинность – удар по сословной организации общества, шаг к формированию нового общественного уклада;
  • старые орудия были заменены современными, более легкими и удобными, основанными на современных разработках, что повышало боеспособность армии.

Значение

Реформа Александра II оказала огромное влияние на дальнейшее развитие российской армии. Она способствовала улучшению организации армии, увеличению ее мобильности. Значительно сократились расходы бюджета. Большое внимание начало уделяться образованию и подготовке квалифицированных кадров.

Использованная литература:

Сто пятьдесят лет военным реформам 1860-70-х гг

В деятельности Александра II весьма важное место занимало развитие сухопутных и морских военных сил. По словам С. С. Татищева, «верховный вождь относился к армии и флоту как к любимым своим детищам».

Впрочем, военные реформы 1860-70-х гг. были продиктованы не столько личными интересами российского императора, сколько насущными жизненными потребностями. Армия и флот нуждались в срочном реформировании по целому ряду причин.

Во-первых, в ходе Крымской войны (1853-1856 гг.) выявилось серьёзное отставание России от стран Западной Европы в сфере не только военной техники, но и войсковой организации. Во-вторых, назрела необходимость перехода на нарезное артиллерийское и стрелковое оружие. В-третьих, на смену парусному флоту в мире пришёл паровой. Бытие определяет сознание: Россия не могла оставаться на обочине прогресса.

Составление программы армейских преобразований император поручил Дмитрию Алексеевичу Милютину, 9 ноября 1861 года назначенному на пост военного министра. До него этот высокий пост занимали В. А. Долгоруков и Н. О. Сухозанет (его товарищем в 1858 г. и стал генерал-адъютант Д. А. Милютин, бывший начштаба князя Барятинского на Восточном Кавказе). Пять лет Сухозанет был царским военным министром. За это время им было кое-что сделано: упразднены военные поселения и сокращён срок солдатской службы в сухопутных войсках до 15 лет, а во флоте до 14 лет.

Но этих паллиативов было недостаточно. После заключения Парижского мирного договора Россия оказалась в политической изоляции. Ей было запрещено иметь военный флот и базы на Чёрном море, что фактически делало беззащитными южные рубежи страны. Между тем Великобритания расширяла экспансию на Ближнем и Среднем Востоке. Опасность для России представляла и Пруссия, стремившаяся к созданию Германской империи.

Таким образом, российская армия обнаружила свою несостоятельность на фоне угроз новых военных противостояний. Крымская война показала, насколько не соответствовала рекрутская система комплектования войск современным военным реалиям, требовавшим массовой армии. Стало ясно и то, что организационная структура армии безнадёжно устарела. Кроме того, практика военных действий показала одновременно и низкий боевой профессионализм командного состава российской армии, и отсталость тактики. Евгений Тарле отмечал, что накануне милютинской реформы солдаты были больше подготовлены к военным парадам и смотрам, нежели к военным действиям. Наконец, в армии процветало воровство.

Д. А. Милютин был образованным генералом, имевшим либеральные убеждения. Новый министр был противником «николаевских» — устаревших и во многом формальных — военных порядков. Именно Милютин, двадцать лет (с 1861 по 1881 гг.) занимавший пост военного министра России, стал инициатором в стране тех вошедших в историю военных преобразований, смысл которых вкратце можно передать так: приспособление российской армии к новым обстоятельствам и общественным условиям.

Дмитрий Алексеевич незамедлительно приступил к составлению проекта реформ («обширного плана», по выражению С. Татищева). Спустя два месяца, пятнадцатого января 1862 года, «Всеподданнейший доклад» был представлен царю.

«Обширный план» касался не только организации войск, но и предусматривал коренное реформирование всех отраслей военного управления. Основной целью «милютинских реформ», которые предполагалось проводить постепенно, была организация в России массовой армии по европейскому типу. Помимо прочего, проект Милютина предусматривал реорганизацию как военного управления, так и военно-учебных заведений, а также сокращение вооружённых сил в мирное время и развёртывание мобилизованных обученных резервов в военный период.

Надо заметить, что планируемые преобразования, ещё не успев начаться, встретили сопротивление как российского генералитета, так и высшего управления. Основными противниками Д. Милютина оказались генерал-фельдмаршал Барятинский и шеф жандармов П. А. Шувалов. Оппозиционеры публично критиковали нового министра за отказ от вековых устоев русской армии, за умаление роли армейского строевого начала. Но царь поддержал программу Милютина.

Одна из сложнейших задач при военном реформировании, которую пришлось решать царскому министру, заключалась в необходимости одновременного повышения боеспособности и боеготовности российской армии и максимального сокращения государственных военных расходов. Дмитрий Алексеевич видел единственный путь решения этой задачи: сокращение армии в мирное время наряду с увеличением её в период войны — за счёт создания обученного запаса.

Уменьшение численности армии России с 1132 тыс. чел. (1864 г.) до 742 тыс. чел. (1867 г.) позволило министру увеличить обученный армейский резерв к 1870 г. до 553 тыс. чел. Затем, 1 января 1870 г., был принят Устав о всесословной воинской повинности, отменивший рекрутчину. Согласно новому Уставу, всё мужское население, достигшее двадцати одного года, без различия сословий, подлежало воинской повинности. Часть призывников зачислялась на службу с последующим переводом в запас и в ополчение, а другая — сразу в ополчение. Лица до сорока лет, по жребию не попавшие в постоянные войска, зачислялись в ополчение и призывались в армию только в военное время. Устав, однако, вступил в законную силу с 1 января 1874 г.: царь не спешил его принять. С этой даты для сухопутных российских войск устанавливался шестилетний срок действительной службы и девятилетний срок пребывания в запасе (всего 15 лет); на флоте эти сроки составляли соответственно семь лет и три года (10 лет). Отслужившие зачислялись в ополчение. Всё это давало возможность постоянного пополнения вооружённых сил страны в мирное и военное время, а в случае войны позволяло развернуть массовую армию.

Были введены и кое-какие льготы. Лица, имевшие среднее и высшее образование, служили действительную не более 4 лет и не менее 6 месяцев. От воинской повинности было освобождено духовенство, народы Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. От действительной службы освобождались также по семейному положению: например, единственный сын у родителей или тот призывник, у которого в семье старший брат отбывает или отбыл срок действительной службы. Установленные льготы позволяли освободиться от службы приблизительно половине призывников.

Д. Милютин перевооружил армию. Во-первых, был продолжен начавшийся в I половине XIX века переход от гладкоствольного к нарезному оружию, а в 1867-1869 гг. армия перешла на казнозарядное оружие. В 1868 г. была принята на вооружение американская винтовка Бердана, а в 1870 г. — «Бердан №2» (система, разработанная уже русскими инженерами). К концу 1860-х гг. закончилось перевооружение полевой артиллерии бронзовыми орудиями, зарядка которых производилась с казённой части.

Министр провёл и военно-окружную реформу: в 1864 и 1867 гг. территория страны была разделена на десять и затем пятнадцать военных округов. Новая военно-окружная система дала возможность устранить усиленную централизацию некоторых отраслей управления.

В 1868-1869 гг. было реорганизовано Военное министерство: Милютин упразднил разные дублирующие структуры, расширил полномочия военного министра, которому стали подчиняться все отрасли военного управления. При этом аппарат министерства был сокращён почти на 1000 человек, а канцелярская переписка уменьшилась на 45%. Неудивительно, что у реформ находились противники. Военное министерство отныне осуществляло только общее руководство: формирование направления и главный контроль действий нижестоящих административных органов.

Департамент Генерального штаба в 1863 г. был преобразован в Главное управление Генштаба. В 1865 г. оно слилось с Инспекторским департаментом в одно учреждение — Главный штаб, входящий в состав Военного министерства. В соответствии с Положением о Военном министерстве (1869 г.) на Главный штаб возлагалось решение всех вопросов, связанных с руководством военно-сухопутными силами империи в мирное время и подготовкой их к войне.

Читайте также  До какого возраста появляются подростковые прыщи

Другие организационные изменения коснулись строевого и полевого управления. Упразднено было деление сухопутных войск на армии и корпуса (в мирное время); высшей организационно-тактической единицей в кавалерии и пехоте стала дивизия, в инженерных войсках и артиллерии — бригада. Положение о полевом управлении войск в военное время, изданное в 1868 г., предусматривало в начале военных действий из войск, предназначенных для развёртывания, создавать одну или несколько армий, подчинённых главнокомандующим.

В середине 1860-х гг. были реализованы реформы в области военного образования. Кадетские корпуса превратились в военные гимназии и училища, в т. ч. юнкерские (с 1864 г., для подготовки офицеров из лиц без среднего образования). В военных академиях большое внимание отныне стали уделять практической подготовке высших военных специалистов. Кроме того, в 1867 г. открылась Военно-юридическая академия. Наконец, было введено обучение солдат грамоте; в полках и ротах организовывались библиотеки.

Важными в реформе Милютина явились и военно-судебные новшества. В 1867 г. был принят Военно-судебный устав; чуть ранее были отменены телесные наказания: шпицрутенами, плетьми, клеймением. Военно-судебные преобразования основывались на гласности. Гласность вообще была присуща военной реформе — на всех её этапах.

В военном министерстве было образовано «Особое совещание» под председательством самого Милютина. Оно собиралось почти каждый день. При необходимости созывались и «особые комиссии»: в них входили опытные генералы, офицеры, чиновники. Подготовленные комиссией и «Особым совещанием» материалы рассылались войсковым начальникам и прочим компетентным лицам, а также по учреждениям. Окончательная обработка всех проектов осуществлялась Военно-кодификационной комиссией (с 1867 г. — Главным военно-кодификационным комитетом). Многие документы, касавшиеся преобразований, публиковались в военной периодической печати. Обсуждение реформы велось на страницах российских газет и журналов.

Судебно-военная реформа 1867 г. отразилась в принятых Уставе внутренней службы и Дисциплинарном уставе, впервые провозгласивших охрану чести и достоинства солдата.

Интересно, что именно Милютиным в войсках была введена физическая подготовка. Была реформирована и боевая подготовка. Теперь важное внимание уделялось практической стороне дела, в первую очередь стрельбам.

В июне 1867 г. было принято Положение об управлении Морским ведомством. Позднее была разработана кораблестроительная программа, предусматривавшая создание броненосного парового флота (1876 г.). На вооружение флотом принимались новейшие образцы минного, торпедного и артиллерийского вооружения.

В 1870-1871 гг. были реорганизованы санитарно-госпитальные части, хозяйственные службы, прочие снабженческие органы. В ходе преобразований существенно улучшились питание и обмундирование солдат и офицеров, их быт, условия службы.

Таким образом, реформы 1860-1870-х гг. затронули все стороны военной системы России. Кроме того, преобразования облегчили воинские тяготы податных сословий и способствовали быстрому повышению народной грамотности. В качестве обученных офицеров армию стали пополнять выходцы из недворянской среды.

В результате проведения «милютинских реформ» российская армия стала вполне отвечать требованиям нового времени. В 1870-х гг. по боеспособности она едва ли уступала армиям европейских стран, что подтверждается победой в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1862-1874

Военные реформы Д.А. Милютина.

Комплекс мер по улучшению эффективности военного управления и реорганизации армии, проведенных в царствование Александра II военным министром Дмитрием Алексеевичем Милютиным.

Причины. Предыстория

Толчком к преобразованиям в военной сфере послужило поражение России в Крымской войне 1853-1856 годов. Война продемонстрировала крупные недостатки существовавшей военной организации, прежде всего, в области комплектования сил, организации снабжения и тыловых служб, а также в деле подготовки офицеров и высшего командного состава. Военные реформы, кроме того, стимулировались происходящими в 1850-1870-е годы изменениями в военном деле.

Еще 20 июля 1855 года была организована особая «Комиссия для улучшения по военной части» под председательством главнокомандующего гвардейским и гренадерским корпусами генерал-адъютанта графа Фёдора Васильевича Ридигера, однако действительно серьезные реформы начались после того, как 9 ноября 1861 года в должности военного министра был утвержден Д.А. Милютин.

Проведение реформ

15 января 1862 года Милютин представил императору Александру II записку с изложением программы преобразований. Меры, предлагаемые военным министерством, сводились к улучшению комплектования армии, рационализации центрального и местного военного управления, повышению качества офицерского состава и перевооружению войск. В соответствии с этим планом, военный министр приступил к осуществлению реформ.

Уже в 1862 году были организованы первые военные округа на западной границе Российской империи — Варшавский, Виленский, Киевский и Одесский. В 1864 году к ним добавились округа во внутренних районах империи — Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. Позже были сформированы Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа. Таким образом, система военных округов охватила всю территорию Российской империи. По структуре управление военным округом напоминало военное министерство в миниатюре. Главной задачей командующего военным округом было осуществлять снабжение войск округа всем необходимым, руководить подготовкой боевых частей, а также готовить приграничную территорию к возможным боевым действиям, если военный округ находился на границе. Военные округа позволили осуществить децентрализацию военного управления и упростили систему снабжения войск.

Одновременно с введением военных округов шла работа по усовершенствованию военно-учебных заведений. Милютин преобразовал существовавшие кадетские корпуса в военные гимназии, в которых больше внимания стали уделять общеобразовательным предметам. Чтобы увеличить число подготовленных офицеров, в 1864 году были образованы юнкерские училища с двухгодичным курсом. Выпускник военной гимназии мог продолжить свое военное образование в одном из новообразованных военных училищ, которые давали уже чисто военное образование. После 1876 года прием в военное училище был открыт для всех сословий. Новое направление получили существовавшие прежде военные академии, лучшие выпускники которых попадали в корпус офицеров Генерального штаба, имевший теперь ряд преимуществ в чинопроизводстве. Для совершенствования образования офицеров было учреждено несколько специализированных военных журналов. Таким образом, достигалась одна из целей военных реформ — повысить значение образования, а следовательно, и качество офицерского корпуса.

В течение 1860-х годов шло перевооружение войск, пересмотр уставов в сторону их упрощения и большего соответствия боевой обстановке. Улучшилось положение солдат, в частности, телесные наказания были оставлены только в дисциплинарных батальонах, а возможности для коррупции в деле довольствия войск сокращались. Развитие получило дело обучения солдат грамоте.

Военные реформы сталкивались с преградами. Во-первых, постоянно чувствовался недостаток средств. Во-вторых, росла оппозиция мерам военного министерства, группировавшаяся вокруг фельдмаршала князя А.И. Барятинского и других влиятельных лиц. Помимо чисто военных аспектов, Милютин обвинялся в том, что из-за его реформ росло значение военно-бюрократического аппарата в ущерб строевым начальникам. Консерваторы видели в реформах еще один шаг к умалению значения дворянства, поскольку доступ к офицерскому званию все шире открывался лицам неблагородного происхождения.

Большое значение для военных реформ в России имела Франко-прусская война 1870-1871 годов, в ходе которой Пруссия наглядно продемонстрировала преимущества своей системы всеобщей воинской повинности. Встал вопрос о введении такой системы и в России.

Всеобщая воинская повинность была введена в России 1 января 1874 года. Отныне все мужчины, достигшие 21-летнего возраста, а не только представители податных сословий, были обязаны пройти службу в армии: 6 лет непосредственно в строю и 9 лет, числясь в запасе. От воинской повинности освобождались священнослужители, преподаватели государственных учебных заведений, пансионеры Императорской Академии художеств и ряд других лиц. Были предоставлены льготы по семейному положению и по образованию. Например, окончившие курс в университетах служили в рядах всего шесть месяцев, а окончившие курс гимназий — год и шесть месяцев.

Важнейшим преимуществом новой системы было формирование обученного резерва, который позволял в сжатые сроки развернуть из 736-тысячной армии мирного времени армию в 1,6 млн солдат. Если армия времен Крымской войны выставляла 29 дивизий, то новая армия выставляла 48 дивизий и имела потенциал к увеличению этого числа. Многие меры Милютина полностью оправдали себя в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, однако та же война показала ограниченность положительного эффекта от реформ.

Мобилизация русской армии перед войной не прошла гладко. Массу нареканий вызвало тыловое обеспечение войск и некомпетентность многих ответственных лиц, включая верховное командование. Качество вооружения русской армии уступало турецкому. Несмотря на эти недостатки, военная система, выработанная в ходе реформ, без коренных изменений просуществовала в России до 1917 года.

Военная реформа Александра II

Военная реформа Александра II — комплекс реформ, проведённых в период царствования Александра II в 1860-х — 1870-х годах. Основные положения реформ были разработаны военным министром Д. А. Милютиным.

Содержание

Характеристика

Военные реформы начались после Крымской войны в конце 1850-х годов и проводились в несколько этапов. С 1862 года вводились военные округа. Центральным элементом реформы стал Манифест о всеобщей воинской повинности и Устав о воинской повинности 1 января 1874 года, которые ознаменовали переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности.

Целью военных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности её развертывания во время войны.

Содержание

В результате военных реформ произошло:

  • сокращение численности армии на 40 %;
  • создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
  • усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 год), создание Главного штаба;
  • создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;
  • отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии;
  • перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т. д.), реконструкция казенных военных заводов;
  • введение всеобщей воинской повинности в 1874 году вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы. По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25 % призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а имевших высшее образование — до полугода.
  • разработка и введение в войска новых воинских уставов.
Читайте также  Как найти абсолютную высоту

Устав о воинской повинности

1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.
2. Денежный выкуп от воинской повинности и замене охотником не допускается. …
3. …
10. Поступление на службу по призывам решаются жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жеребья не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
11. К жеребью призываются ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год.
12. …
17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе…
18. Общий срок службы во флоте определен в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.
19. …
36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способных носить оружие мужского населения, от призывного до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются лица до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

Интересные факты

Обновление армии началось с изменений в военной форме. Только в первый год царствования Александра II было издано 62 приказа, касавшихся изменений в обмундировании [1] . Подобная активность вызывала недоумение в обществе:

Единственные преобразования, за которые тотчас принялся новый государь, состояли в перемене мундиров. На это с горестью смотрели все, кто дорожил судьбами отечества. С изумлением спрашивали себя: неужели в тех тяжелых обстоятельствах, в которых мы находимся, нет ничего важнее мундиров? неужели это все, что созрело в мыслях нового царя во время долгого его пребывания наследником? Вспоминали стихи, писанные, кажется, в начале царствования Александра I, и прилагая их к настоящему, повторяли:

«И обновленная Россия
Надела красные штаны.»

Непосвященные не подозревали, что образцы новых мундиров были готовы уже в последние дни царствования Николая Павловича, и молодой государь, издавая приказы о перемене формы, исполнял только то, что он считал последнею волею отца.

— Б.Н. Чичерин «Литературное движение в начале нового царствования»

Военная реформа (Александр II)

Вы будете перенаправлены на Автор24

Военная реформа Александра II – это реформа структуры военной организации в Российской империи, проведенная в 1870-е гг. Александром II.

Период правления Александра II называют «эпохой великих реформ», и военная реформа была одной из них.

Причины реформы

В 1853-1856 гг. Россия участвовала в Крымской войне, которая была ею проиграна и в дальнейшем отрицательно сказалась на общем состоянии империи, особенно в военной и экономической сферах. Стала очевидна техническая отсталость русской армии по сравнению с европейскими.

Александр понимал необходимость проведения реформ для обеспечения будущего страны. В 1861 г. Д. Милютин был назначен военным министром. Он в 1862 г. предоставил доклад для императора, в котором были прописаны основные проблемы армии:

  • плохое распределение средств на содержание армии, ибо выделаются большие суммы, но боеспособность войска не повышается;
  • рекрутские наборы, которые понижают качество армии;
  • обучение рекрутов офицерами запаса, из-за чего отсутствовало адекватное разделение войск на действующие и резервные;
  • недостаточное количество военных училищ, вследствие чего примерно 70% офицеров не имели военного образования;
  • неразвитость сети государственных учреждений, осуществлявших контроль за призывом, оснащением армии и пр.;
  • большое количество армии, часть которой находится в бездействии; необходимость увеличить резервные войск, тем самым уменьшив регулярные, а в случае военный действий будет возможность призвать резервные войска в сжатые сроки.

Цели реформы были следующие:

  • создать армию с обученными резервами;
  • усовершенствовать систему военного управления;
  • улучшить подготовку офицеров;
  • перевооружить войска новым оружием;
  • ликвидировать отставание России от европейских армий.

Содержание реформы

Реформа проводилась несколько лет: первые изменения произошли в 1862 г. и продолжались до 1880-х гг. Данная реформа затронула абсолютно все сферы жизни военных – от структуры армии до нового устава и униформы.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными новшествами реформы были:

  • увеличение сети военных учебных заведений: создание военных гимназий, юнкерских училищ и академий;
  • введение новых уставов;
  • отмена телесных наказаний в армии;
  • учреждение 15 военных округов для улучшения управления армией;
  • перевооружение войск нарезным стрелковым оружием и артиллерией;
  • отмена рекрутской системы и замена ее всесословной воинской повинностью.

В 1862 г. были созданы первые военные округа (Варшавский, Киевский, Виленский), а в 1874 г. их количество дошло до 15. Согласно положению об округах, командующий округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями. Было подвергнуто изменениям военное министерство, штаб которого сократился на 327 человек, благодаря борьбе с бюрократизацией.

В 1864-1869 гг. было проведено сокращение частей и перевод солдат в резерв. Этим уменьшались затраты на армию в мирное время, но в случае военных действий это позволяло иметь резерв подготовленных солдат. На мобилизацию теперь уходило 50 дней, что раньше проходило в течение года.

Кроме того, была ликвидирована система рекрутского набора, а вместо него вводилась всесословная воинская обязанность. Все мужчины, начиная с 20 лет, были обязаны проходить военную службу (с 1888 г. призывной возраст сдвинулся до 21 года). Срок службы отныне составлял 6 лет для сухопутных войск и 7 лет – для морских. От службы освобождались некоторые слои населения – духовенство, сектанты, инородцы из Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья/кормильцы в семье.

После прохождения службы большая часть уходила в запас, который составлял 3 года для флота и 9 лет для сухопутных войск.

Также были созданы Военный суд и Военная прокуратура. Суд делился на судебные инстанции: полковой, военно-окружной, главный военный суды. Во время войны функционировал главный полевой военный суд.

Изменениям подверглись не только управление и система набора, но и техническая сфера: гладкоствольное оружие заменили нарезным – в 1868 г. армия перевооружается винтовкой Бердана. Артиллерия была также полностью перевооружена в 1860-1870-х гг. – были приняты на вооружение более легкие и с лучшей скоростью и расстоянием стрельбы пушки, например, пушка Барановского или картечница Гатлинга). В 1869 г. был спущен со стапелей первый в России броненосец «Петр Первый», что считается началом замены парусников (бывших признаком отсталости России) на паровые судна.

Была изменена и униформа, что коснулось ее цвета, длины, формы отдельных частей обмундирования. Действия по изменению формы вызвали большую критику, поскольку считалось, что правительство придает слишком большое значение данным мероприятиям, которые не столь важны на самом деле.

Для совершенствования профессионального уровня военных была создана сеть военных училищ и академий, среди которых были Военно-юридическая академия (1867 г.), Морская академия (1877 г.).

Результаты реформы

Результаты реформы были следующие:

  • сокращение численности армии на 40 %, что уменьшило выплаты на ее содержание;
  • создание сети военных и юнкерских училищ, доступ в которые был открыт для представителей всех сословий;
  • усовершенствование системы военного управления и централизация, повышение мобильности, достигнутая путем создания военных округов;
  • ликвидация слабого и неэффективного рекрутского набора благодаря введению массового призыва;
  • уменьшение численности бюрократии;
  • перевооружение армии и флота способствовало повышению боеспособности войск;
  • разработка и введение новых воинских законов и уставов, способствовала структуризации военной системы и обновлению правил, которые считались устаревшими.

Таким образом Россия получила армию, которая могла самостоятельно и эффективно действовать. Реформа определенно имела положительное воздействие на состояние российской армии, поэтому она может считаться одним из важнейших преобразований, проведенных Александром II.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: