В каком возрасте младенцы начинают улыбаться

Когда ребенок начинает улыбаться?

  • Как развивается навык?
  • Причины его отсутствия
  • Что означают улыбки?
  • Учить ли малыша?
  • Когда нужно обратиться к врачу?

Первой осознанной улыбки в исполнении младенца с нетерпением ждут все мамы. Она является признаком налаженного эмоционального контакта и для родителей означает очень многое. В этой статье мы расскажем, когда дети начинают улыбаться и можно ли их этому научить.

Как развивается навык?

Осознанная улыбка становится возможной тогда, когда младенец успешно проходит первичный этап психического и эмоционального развития. Новорожденный почти не контактирует с внешним миром, он находится в состоянии глубокого внутреннего сосредоточения. Это важно для того, чтобы процесс адаптации к новой среде обитания, отличной от внутриутробной, протекал более быстро. Единственный способ контакта в этом возрасте – плач. Им ребенок показывает свое неудовольствие мокрыми пеленками или усталость, голод или боль.

Улыбка как реакция на узнавание, на родного человека приходит позже, чем неосознанная улыбка. Многие замечали, как новорожденные улыбаются во сне. Трудно судить, снятся ли им сны, но этого наука не исключает. Однако улыбка или полуулыбка в этом случае является выражением становления нервной системы малыша – непроизвольным импульсным сокращением лицевых мышц.

Такая первая улыбка не связана с эмоциями, она исключительно физиологическая. А вот эмоционально улыбнуться маме малыш может не раньше, чем он начнет узнавать ее лицо и выделять его из других лиц и предметов. Зрение малыша к концу второго месяца жизни становится более острым, он уже может сосредотачивать ненадолго взгляд на лицах и предметах, расположенных недалеко от собственного лица. Именно к этому возрасту грудничок и может продемонстрировать свою первую настоящую улыбку.

Умение улыбкой выражать эмоции имеет большое значение и никогда не появляется изолированно от некоторых других навыков. Как только карапуз в 2-2.5 месяца начинает узнавать маму, папу, он не только может улыбкой показать это, но и демонстрирует общее оживление: в ответ на мамин голос или прикосновение начинает интенсивно размахивать ручками, ножками, выгибать спинку, поднимая животик вверх. Некоторые в 2 месяца начинают гулить и агукать, и первые звуки в большинстве случаев тоже совпадают с первой полноценной улыбкой.

Все эти признаки означают своевременное и нормальное эмоционально-психическое развитие, которое для малютки является не менее важным, чем развитие физическое.

В будущем, когда малютка начнет учиться сидению, ползанию, ходьбе, именно нормальное психическое развитие обеспечит ту самую необходимую мотивацию для освоения всего нового. Без нее замедлится и физическое развитие.

Причины его отсутствия

Нарушение сроков эмоционального развития может наблюдаться у детей недоношенных, рождение которых произошло преждевременно. Некоторое время им приходится «догонять» ровесников по многим позициям, а потому и эмоциональная сфера малышей начинает развиваться несколько позднее. Но непроизвольная улыбка даже у недоношенных детей обычно проявляется уже в первые дни жизни. Такие малыши наравне с доношенными могут закатывать глаза, когда засыпают и улыбаться.

Определенное нарушение сроков психологического созревания может наблюдаться и у детей, которые в период беременности испытывали физическое неблагополучие – резус-конфликт, гипоксию, хроническую нехватку витаминов и минералов. Родовые осложнения, травмы головы, шейного отдела, а также кровоизлияние в мозг после рождения также могут привести к нарушению работы некоторых отделов коры головного мозга и замедлению психического созревания или к развитию психических заболеваний, но диагностировать их в столь нежном возрасте практически невозможно.

Врачи давно заметили, что дети, от которых отказались в роддоме и которые оказались в доме малютки, начинают улыбаться очень поздно, а некоторые, вообще, не хотят этого делать. В связи с этим специалисты заключили, что контакт с матерью (тактильный, голосовой) очень нужен младенцу с самых первых дней. Лишенный этого контакта грудной ребенок чувствует себя одиноким, развитие его эмоциональности идет очень медленно.

Примечательно, что самым важным является именно тактильный контакт. Это легко понять, проанализировав, как дети, глухие или слепые от рождения, учатся улыбаться. Они делают это примерно в те же сроки, что и здоровые ровесники, при обязательном условии, что мама рядом, она прикасается к малышу, гладит его, кормит грудью.

Недостаточный уровень общения замедляет малыша в развитии психики и полноценных ответных реакций.

Многое зависит и от характера самого малыша, от типа темперамента, с которым он появился на свет. Так, сангвиники и холерики начинают расцветать ответными улыбками несколько раньше, чем сонливые и ленивые меланхолики. Есть, вообще, детки, которые первым делом начинают хмуриться – это выглядит очень смешно и необычно. Но это тоже можно считать проявлением нормального психического развития.

Что означают улыбки?

Поскольку грудной малыш существенно ограничен в способах выражения своих эмоций, то его крик и его улыбки могут означать довольно большой спектр эмоций. Это не только радость от узнавания родного лица, но и свидетельство благополучия. Так, малыш может улыбаться просто так, когда он сыт, когда ему сухо и тепло, когда он спит и его ничего не беспокоит – ни колики, ни газики, ни посторонние звуки. Именно так следует понимать распространенную ситуацию, когда грудничок, которого покормили, переодели и уложили в комфортную кроватку, смотрит в одну точку на потолок и улыбается. Ему просто хорошо и это не должно тревожить родителей.

Неуместные улыбки играют большую роль в диагностировании психических заболеваний, нарушений аутистического спектра, но только после того, как ребенку исполнится 3 года. К этому возрасту психические недуги, если они имеются, будут иметь и другие симптомы и проявления.

По мере развития речевой функции дети начинают улыбаться более адресно, а также могут улыбаться во сне, когда видят знакомые образы или им снится мама. Другие виды улыбки (издевательская, например) малышам не знакомы. С ними они познакомятся позднее, обычно после двух лет.

Учить ли малыша?

Обучение искусству улыбаться должно начаться с первого дня жизни ребенка. И лучшее упражнение – собственный пример. Чем чаще ребенку улыбаются взрослые, чем чаще он видит такую мимику, тем больше вероятность, что ему захочется повторить ее и улыбнуться в ответ. Поэтому главное – это общение, эмоциональный обмен радостью в сочетании с прикосновениями, нежным голосом. Все это поможет ребенку быстрее понять, что находится он в полной безопасности, что мир, в которой он пришел, совсем не враждебный.

Часто бывает так, что после первой улыбки кроха перестает радовать ею родителей и достаточно долго не повторяет этой мимики. Такое бывает.

Мало научить малыша, нужно постоянно поддерживать в нем этот новый эмоциональный навык.

Порой родители не замечают, что сами большую часть дня проводят с угрюмым и суровым выражением лица. Дети, как высокочувствительные детекторы, мгновенно «считывают» это и стараются подражать родным людям. Таким родителям нужно учиться улыбаться и проявлять собственные эмоции вместе с ребенком.

Чуть позднее ребенок начнет смеяться, обычно это происходит к 5 месяцам. И поначалу странные звуки могут пугать его самого. Тут родителям лучше не вмешиваться, довольно быстро грудничок поймет, что странные пугающие звуки он может производить самостоятельно, а потому они совершенно не опасны. С этого момента начинается период смеха без причины – ребенок просто «репетирует», а мама начинает переживать, что он смеется всему и постоянно.

Когда нужно обратиться к врачу?

Показать ребенка доктору-педиатру с жалобами на отсутствие улыбок в частности и наличие слабой эмоциональной картины в целом нужно в том случае, если есть дополнительные трудности в его развитии. Отсутствие улыбки у двух-трехмесячного младенца в сочетании с общей мышечной слабостью и отсутствием даже малейших попыток установить зрительный контакт и попыток удерживать голову в положении лежа на животе – очень тревожный признак.

Отсутствие узнавания, реакции на голос матери, на ее прикосновение, отсутствующий взгляд, плохой аппетит, беспокойный сон и частый плач, не связанный с голодом или потребностью в замене подгузника, – вот те признаки, которые являются сигналом к тому, чтобы обратиться к педиатру, получить направление на обследование головного мозга одним из существующих методов, а в последующем – получить лечение.

Ребенок начинает улыбаться тогда, когда соблюдены все необходимые для этого условия – как внутренние, так и внешние. А потому начать следует с себя и анализа общения с чадом. И только тогда, когда ничего не помогает, на помощь придет медицина.

О том, когда ребенок начинает улыбаться, смотрите в следующем видео.

В каком возрасте младенцы начинают улыбаться

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Остается лишь с нетерпением ждать положительной реакции — улыбки. В каком возрасте начинает улыбаться родителям?

Статья:

Нормальной реакцией ребенка на воздействие окружающей среды является плач.

Родителей такое проявление эмоций подавляет, поскольку они заражаются негативными эмоциями своего малыша.

Остается лишь с нетерпением ждать положительной реакции — улыбки. В каком возрасте начинает улыбаться родителям?

Первая улыбка новорожденного

Первые улыбки младенца происходят неосознанно. Мышцы, подчиняясь рефлексу, двигаются, когда ребенок ощущает вокруг себя уют, тепло и комфорт. В подобном действии нет положительных эмоций в том смысле, в каком их воспринимают взрослые, лишь реакция на воздействие окружающей среды.

Ребенок может улыбаться во сне и в минуты бодрствования. Чаще всего губы малыша растягиваются после процесса кормления, во время купания или интересной для него игры.

Читайте также  Куда отдать мягкие игрушки

Во сколько месяцев грудничок улыбается осознанно маме в ответ?

Осознанной улыбка станет лишь в тот момент, когда младенец научится концентрироваться на лице мамы, выделяя его из остальных.

В большинстве случаев малыш улыбается на 7-8 неделе после рождения при виде лица близкого человека (скорее всего, мамы).

Он начнет улыбаться, двигать ручками и ножками, реагируя на голос или просто присутствие поблизости любимого человека.

Столь позднее «осознание» объясняется тем, что для улыбки необходимо задействовать 15 лицевых мышц одновременно.

Первая осознанная реакция губ ребенка появляется из-за:

  • знакомых лиц, их мимики;
  • голоса (колыбельная на ночь или простой монолог от одного из родителей);
  • визуальный контакт в неживыми предметами (любимая игрушка);
  • тактильные ощущения (нежное поглаживание).

Улыбка, появившаяся на 7-8 неделе, говорит о правильном умственном развитии. В педиатрии подобное называют «проявление рефлекса оживления», в этот список также входят хаотичные движения ручками и ножками.

Важно! Каждый ребенок развивается индивидуально. Появление улыбки может быть раньше или позже указанного времени.

Чем активнее родители коммуницируют с малышом, тем быстрее он начнет отвечать им взаимностью — улыбаться, агукать и махать ручками.

Обучение осознанной улыбке

Для провоцирования положительных эмоций у малыша, мама должна улыбаться при ребенке, быть с ним ласковой и по-настоящему любящей.

Во время весфелой игры можно скорчить рожицу или сделать что-то забавное.

До того, как малышу исполняется месяц, он очень хорошо различает темное и светлое.

Чтобы ускорить развитие мимики малыша можно сделать следующее:

  1. Распечатать черно-белые фотографии, изображающие различные эмоции.
  2. Показывать ребенку, держа листок на расстоянии 30 сантиметров от его глаз.

Важно! Если мама нервничает или находится в дурном расположении духа, то негативная энергетика передастся ребенку, заставляя того хмуриться.

Лучшие моменты для вызывания осознанной улыбки:

  1. Ребенок неспокойно лежит в кроватке, дергает ручками и ножками.
  2. Малыш ищет глазами знакомое лицо мамы.
  3. Карапуз недавно проснулся и лежит в кроватке, широко раскрыв глазки.

В эти мгновения необходимо подойти к ребенку и начать с ним общение, не забывая улыбаться и излучать вокруг себя позитивные эмоции.

Если же малыш находится в плохом настроении, начинает морщить лобик, кривиться, плакать, то маме лучше не гримасничать, а взять ребенка на руки и успокоить, дождавшись очередного удачного момента для обучения улыбке.

Что делать, если ребенок не показывает улыбку?

Нет повода паниковать из-за отсутствия у малыша улыбки, если:

  • ему меньше 3 месяцев;
  • он хорошо держит головку навесу;
  • фокусируется на объектах;
  • может сосредоточиться на одном деле (к примеру, занятие с игрушками).

Важно! Если ребенку уже 12 недель, а он все еще не проявляет признаков улыбки, необходимо поговорить с педиатром.

Причины отсутствия улыбки

Основными причинами отсутствия улыбки у младенца являются:

  1. Физиологическая патология, выражающаяся в неумении держать головку.
  2. Психические нарушения, нежелание контактировать с окружающим миром, как с незнакомыми, так и с близкими людьми.
  3. Нарушение координации движений, невозможность фокусироваться на одном предмете, занятии или человеке.

Важно! Решить данные проблемы самостоятельно нет возможности. Врачам необходимо провести комплекс процедур для выявления отклонения от нормы. При своевременном обращении к специалисту можно исправить ситуацию и избавить своего ребенка от проблем в будущем.

Когда ребенок начинает улыбаться осознанно

  1. Особенности строения нервной системы младенца
  2. Как появляется улыбка
  3. Как трансформируется улыбка
  4. Почему мой ребенок не улыбается
    1. Недоношенные и ослабленные дети
    2. Проблемы со зрением или слухом
    3. Неврологические и психические заболевания
  5. Видео

Нервная система новорожденного малыша сильно отличается от нервной системы взрослого человека и даже ребенка более старшего возраста. Именно из-за ее незрелости новорожденный почти ничего не умеет. Однако в течение года нервная система крохи делает огромный скачок в своем развитии. Отражением этого прогресса будет постепенное появление определенных умений и навыков, в том числе, улыбки.

Особенности строения нервной системы младенца

  1. Мозговая ткань ребенка первого года жизни опутана огромным количеством сосудов. Однако отток крови от мозга развит слабее, чем у взрослого, поэтому ткани детского мозга более подвержены негативному влиянию вредных веществ.
  2. Ткань мозга крохи содержит большое количество белков, которые задерживают воду. Именно поэтому у детей первого года жизни есть склонность к мозговым отекам.
  3. Развивающиеся нервные клетки требуют кислорода в 22 раза больше, чем любые другие клетки. Из-за этого у детей первого года жизни могут возникать состояния, связанные с недостатком кислорода (гипоксические состояния).
  4. На момент рождения ребенка нервная система находится на начальной стадии формирования. Процесс созревания нервных клеток длится до 6-7 лет.

Для правильного и гармоничного развития ребенка нужно избегать воздействия вредных веществ, беречь его от инфекций и обеспечивать достаточным количеством свежего воздуха.

Как появляется улыбка

Улыбка относится к ранним навыкам. Ее значение сложно переоценить, поскольку осознанная улыбка – признак эмоционального контакта ребенка со значимым взрослым.

В первые месяцы жизни ведущей потребностью у младенца является еда. Если ребенок находится на грудном вскармливании, эту потребность всегда удовлетворяет мать. Поэтому к началу второго месяца жизни кроха начинает отличать маму от других людей.

Именно на втором месяце жизни можно и нужно ожидать появления улыбки на лице у здорового младенца при виде матери. Средний возраст появления улыбки у младенца – 6 недель. К двум месяцам ребенок уже уверенно улыбается взрослым, хорошо различает их лица и подолгу фиксирует свой взгляд на них.

Как трансформируется улыбка

По мере роста малыша навык улыбки совершенствуется и перерастает в так называемый комплекс оживления. Комплекс оживления – радостная реакция при виде матери или другого взрослого человека. Проявляется улыбкой, активными движениями руками и ногами, радостными звуками.

  1. Появления комплекса оживления можно ждать к концу третьего – началу четвертого месяца жизни ребенка.
  2. К 4 месяцам жизни к улыбке добавляется звонкий смех. Обычно стоит только взрослому подойти к малышу, как он начинает радоваться и заливисто хохотать.
  3. К 6 месяцам малыш начинает различать «своих и чужих», реагируя комплексом оживления и смехом на приближение своих и, наоборот, недоверием, а иногда и плачем, на приближение чужих.

Не стоит ожидать радостной улыбки и смеха при посещении доктора или массажистки, если вашему ребенку 7 – 8 месяцев. Скорее всего, он испугается, будет плакать, так как прекрасно различает близких и посторонних людей. Это совершенно нормально.

Почему мой ребенок не улыбается

Сроки появление улыбки и ее дальнейших трансформаций – один из важных критериев психомоторного развития ребенка, поэтому за ними нужно внимательно следить. Если ребенку исполнилось 2 месяца, а он никак не реагирует на приближение значимого взрослого, нужно насторожиться и поискать причину такого поведения. Она может заключаться в следующем.

Недоношенные и ослабленные дети

Младенцы, появившиеся на свет при сроке менее 37 полных недель, а также дети, перенесшие в первые месяцы жизни тяжелые заболевания, травмы и/или операции, отстают от своих здоровых сверстников на срок «заболевание + реабилитация». Это совершенно нормально. В такой ситуации не стоит форсировать появление новых навыков. Как только малыш достаточно окрепнет, он легко догонит своих сверстников.

Проблемы со зрением или слухом

Часто именно по отсутствию положенной реакции на мать удается заподозрить серьезные заболевания. Если малыш 2 месяцев и старше не реагирует улыбкой на приближение лица матери, но в остальном развит по возрасту, нужно обязательно показать его офтальмологу.

Неврологические и психические заболевания

Если были тяжелые роды, диагностированные родовые травмы или внутриутробные инфекции, можно предполагать поражение центральной нервной системы (ЦНС). В такой ситуации кроме отсутствия улыбки будет иметься множество других маркеров поражения ЦНС (нарушение рефлексов и мышечного тонуса, признаки внутричерепной гипертензии и т.д.). Лечением в таком случае занимается врач-невролог.

Помните, чем раньше будет выявлена проблема и начато лечение, тем больше шансов на полное восстановление. Нервная система ребенка первого года жизни очень пластична. При правильном подходе она способна восстановиться даже в случае серьезных патологий.

Таким образом, появление улыбки – важнейший этап в развитии младенца. Своевременно появившаяся улыбка – признак прекрасного эмоционального контакта между родителями и ребенком. Отсутствие появления улыбки в определенные сроки – повод обратиться к специалистам и обследовать малыша.

Видео

  1. Е.И. Васильева. Физическое и психомоторное развитие детей. ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. – Иркутск: ИГМУ, 2012. – 44 с.
  2. Кешишян, Е. С. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста в практике педиатра / Кешишян Е. С., Сахарова Е. С., Алямовская Г. А. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 104 с.

Когда дети начинают улыбаться?

время чтения 3 мин.

Момент, когда малыш посмотрит на вас и впервые улыбнется, растопит ваше сердце и запомнится на всю жизнь.

Если вы хотите узнать, когда дети начинают улыбаться от радости видеть вас, вы оказались на нужной страничке.

И хотя сначала улыбка ребенка – это рефлекс, будьте терпеливы, и очень скоро малыш наградит вас настоящей осознанной улыбкой. Малыш будет улыбаться в ответ на интересные звуки, рожицы, которые вы корчите, и просто в ответ на вашу улыбку.

Из этой статьи вы узнаете, почему маленький ребенок улыбается, как сделать так, чтобы малыш улыбался, и, наконец, что делать, если вы переживаете, что ваш крошка еще не улыбается.

Первая рефлекторная улыбка ребенка

В первый месяц жизни малыша вы можете заметить, как он улыбается во сне. Это рефлекторная (неосознанная) улыбка.

Читайте также  Как узнать номер счета Яндекс.Деньги

И хотя наверняка неизвестно, что вызывает рефлекторную улыбку, эксперты считают, что это ответная реакция на внутренний стимул во сне.

Это еще не «настоящая» улыбка. Вам придется немного подождать перед тем, как ваш малыш впервые осознанно улыбнется. Такую улыбку еще называют социальной.

Первая осознанная улыбка ребенка – признак развития

Улыбки во сне очень трогательные и всегда умиляют родителей, но потерпите еще немного – вас ждет настоящая награда.

Осознанно, «по-настоящему» малыши улыбаются, когда бодрствуют, не во сне.

Месячный малыш может эскпериментировать с ухмылками и рожицами, особенно в ответ на улыбку близких, но осознанная улыбка, выражающая удовольствие и приветливость, обычно появляется в 2 месяца .

Это будет запоминающимся моментом в вашей жизни в роли родителя, похвала вашему труду и заботе и заверение, что малыш доволен. Эти первые улыбки также важная веха развития .

Ваш ребенок поймет, что, когда он двигает губками и улыбается, это привлекает ваше внимание. Пока малыш взаимодействует с вами, другими взрослыми и детьми, развивается его мозг. Новый интерес к «общению» отвлекает его от физиологического дискомфорта вроде голода, усталости или газиков.

К 3 или 4 месяцам малыш уже будет взаимодействовать со всеми, кого он видит, пытаясь повторить мимику человека. Разумеется, у него будут свои любимчики: родители и те, кто больше всего о нем заботятся.

Чем больше малыш будет социализироваться, тем больше ему это будет нравиться. Этот ранний опыт очень важен для его дальнейшего социального и эмоционального развития.

Все дети развиваются по своему сценарию и в своем темпе. Если вы заметили, что малыш не начал улыбаться к 3 месяцам, упомяните это на приеме у педиатра.

Что сделать, чтобы малыш начал улыбаться

Первая осознанная улыбка на лице у вашего малыша засияет ближе к 2 месяцам. Поэтому будьте терпеливы – и в один прекрасный день он вам улыбнется!

Вот как можно поспособствовать первой и непрекращающейся улыбке вашего крохи:

Чаще улыбайтесь сами. Чем больше вы улыбаетесь ребенку, тем больше он будет улыбаться вам в ответ. Это может быть целый разговор, состоящий из обмена улыбками (можно попробовать, когда малышу будет около 3 месяцев). Такое времяпрепровождение полезно для развития ребенка. Когда вы отвечаете улыбкой на улыбку, малыш понимает, что его реакции важны, что на них реагируют, что он может доверять вам.

Подыгрывайте. Малыш может начать «разговор» с вами, широко улыбнувшись, так он привлекает ваше внимание. А иногда может подождать, пока вы улыбнетесь ему, и затем ответит вам своей улыбкой. Так он подражает вам. Малыш может выражать свою радость всем телом: тянуть вверх ручки и оживленно шевелить ножками. Подражание, которое можно принять просто за игривое настроение, – это очень важный шаг в социальном и эмоциональном развитии ребенка. Поэтому отвечайте и подыгрывайте вашему крохе.

Смотрите друг другу в глаза. Когда малыш улыбается вам, старайтесь не отвлекаться и не отворачиваться. Ваше внимание будет означать для ребенка, что вам интересно то, что он вам «сообщает», и вам важно его мнение. Этот опыт положительно сказывается на самооценке и коммуникативных навыках и учит ребенка языку невербального общения.

Когда новорожденный малыш улыбается

Самая первая улыбка новорожденного — это рефлекторное сокращение лицевых мышц, врожденная неосознанная реакция на ощущение комфорта. Так начинает развиваться сложное социальное проявление радости — умение смеяться в первый год жизни.

Как развивается навык

Первая улыбка малыша не связана с эмоциями, это физиологическая реакция. Эмоционально улыбаться кроха начнет не раньше, чем станет узнавать лицо матери и выделять его из других лиц и окружающих предметов. Выражать радость малыш сумеет не сразу, родителям предстоит научить его этому.

Новорожденный мало контактирует с внешним миром, он находится в состоянии сосредоточенности на внутренних ощущениях — это важно для более быстрой адаптации к новой среде обитания, которая отличается от внутриутробной. Единственное средство общения, доступное новорожденному малышу в первые недели жизни, — плач. Такое поведение заложено природой, это нормальная реакция новорожденного на воздействие окружающей среды до определенного возраста.

К концу второго месяца жизни зрение младенца становится более острым, он начинает фокусироваться на лицах и предметах, находящихся близко у его личика. Как только дитя начинает узнавать маму и папу, его улыбки становятся осознанными. Он проявляет узнавание и общим оживлением — начинает размахивать ручками и ножками, выгибать спинку. Некоторые малыши в этом возрасте начинают гулить и агукать — первые звуки, как правило, совпадают с первой настоящей улыбкой. Осознанные реакции появляются в ответ на появление знакомых лиц и голосов, на родительскую мимику, на нежные поглаживания или визуальный контакт с любимой игрушкой. Чем активнее родители общаются с малышами, тем раньше они начинают отвечать им взаимностью — улыбками, гулением, активным движением ручками. Все это эмоциональные признаки нормального психического развития, не менее важного, чем физическое. В будущем, когда ребенок начнет учиться сидеть, ползать, ходить, своевременное психическое развитие обеспечит ему мотивацию, необходимую для освоения нового.

Когда малыш улыбается впервые

Милая забавная гримаса, которая наблюдается, когда новорожденный начинает улыбаться, появляется у одних малышей в первые дни после рождения, у других — к трехнедельному возрасту. Это зависит от детского психоэмоционального и физического развития. В возрасте до четырех недель такая улыбка рефлекторна и не связана с чувством радости — это физиологическое сокращение лицевых мышц, свидетельство благополучия. Она означает, что малышу хорошо, он сыт, доволен, ему сухо и тепло, его ничто не беспокоит.

Когда у новорожденного появляется осознанная улыбка

Первая осознанная улыбка появляется у грудничка в возрасте 1.5-2 месяцев при виде лица близкого человека. Эти значения приблизительны, варианты нормы укладываются в диапазон от 5 до 12 недель. Если младенец в возрасте 9-10 недель не улыбается, то причина этого кроется, вероятно, в недостаточном тактильном и голосовом контакте с родителями и другими близкими людьми. Когда мама и папа часто общаются с малышом на близком расстоянии, ребенок реагирует на речь, обращенную к нему, задерживает взгляд на человеке, который с ним разговаривает или поет песенку, то он чувствует себя любимым и начинает улыбаться раньше.

Этапы формирования эмоциональной улыбки:

  1. Рефлекторная неосознанная улыбка новорожденного ребенка.
  2. Попытки сконцентрировать внимание на человеке, который общается с ним.
  3. «Рефлекс оживления» — так специалисты называют этап эмоционального развития ребенка, который характеризуется возникновением осознанного интереса к окружающему миру и восприятия лиц и предметов, окружающих малыша.

Можно ли научить ребенка улыбаться

Если младенец здоров, но не улыбается, помогите ему. Уделяйте новорожденному малышу больше времени, чаще берите на ручки, ласково разговаривайте с ним, пойте песенки, смотрите ему в глаза и улыбайтесь. Дитя непроизвольно станет копировать мамино выражение лица, постоянно видя ее улыбку, и вскоре начнет улыбаться сам. Чем чаще ребенку улыбаются взрослые, тем раньше ему захочется повторить такую мимику и улыбнуться в ответ.

Если вы решили учить ребенка улыбаться, делайте это, когда он спокоен и его ничто не раздражает. Иначе вместо улыбки он расплачется. Сначала устраните причины возможного дискомфорта: накормите, смените подгузник, уберите источники яркого света.

Осознанная улыбка — это проявление эмоциональной привязанности к близкому человеку, ответ на нежность и заботу. Что еще влияет на ее появление:

  1. Зрение. В первые недели жизни малыш способен различать темные и светлые фигуры, видеть лица и предметы на расстоянии 20-30 см. По мере развития физиологическая дальнозоркость проходит, и ребенок начинает различать лица вблизи. Распечатайте черно-белые фотографии, изображающие различные эмоции. Показывайте их ребенку, держа листок на расстоянии 30 сантиметров от его глаз. Это ускорит развитие мимики малютки.
  2. Состояние нервной системы. Спокойная эмоционально здоровая обстановка в семье влияет на поведение крохи. Если рядом улыбающиеся родители, то новорожденный улыбается вместе с ними. Есть наблюдения, что в спокойных счастливых семьях улыбка на лице детей возникает в возрасте 6-7 недель. Но если ребенок находится в стрессовом состоянии, он начнет улыбаться только к 12-13 неделям.
  3. Слух. Речь — важнейший инструмент общения. Когда дитя слышит знакомые звуки, ласковый мамин голос, он пытается найти его источник и ответить на него. Улыбка является выражением отношения к тому, что слышит малютка. Громкие и резкие звуки его пугают, он начинает плакать. А знакомый голос мамы или другого близкого человека пробуждает желание улыбнуться в ответ.

Когда обращаться к врачу

Первая улыбка — важный этап развития ребенка, но не стоит паниковать из-за ее отсутствия, если:

  • ребенку меньше 3 месяцев;
  • он уверенно держит головку;
  • умеет фокусироваться на предметах и лицах;
  • может сосредоточиться на одном деле.

Если к 3 месяцам малыш не улыбается, покажите его педиатру. Он решит, требуется ли помощь профильных специалистов.

Вероятные причины отсутствия улыбки у младенцев:

  • физиологические нарушения, вследствие которых малыш не умеет держать головку;
  • психоэмоциональные нарушения, отсутствие интереса в внешнему миру, нежелание контактировать с близкими людьми;
  • нарушение координации движений, невозможность концентрироваться на человеке, предмете или занятии.

Признаки, говорящие о том, что требуется помощь врачей:

  • общая мышечная слабость, неумение удерживать головку в положении лежа на животе;
  • малыш не пытается установить зрительный контакт с близкими людьми;
  • отсутствие узнавания и реакции на голос матери и ее прикосновения;
  • плохой аппетит, беспокойный сон, частый плач, не связанный с голодом или мокрыми пеленками.
Читайте также  Как инвертировать слой

В такой ситуации решить проблему самостоятельно невозможно. Своевременное обращение к специалистам поможет избавить ребенка от проблем в будущем.

Этапы развития новорожденного

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) — из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
  2. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) — производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет — фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.Общие движения заторможены.
  2. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

  1. Следит — плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
  2. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
  3. Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
  4. В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
  5. Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  1. Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
  2. Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
  3. Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
  4. Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  1. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении — ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
  2. Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
  3. Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  4. Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

  1. Узнает мать, радуется — смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила — радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
  2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
  3. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
  4. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
  5. Гулит.
  6. Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  1. Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) — при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
  2. Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на нее.
  3. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
  4. Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
  5. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
  6. Подолгу певуче гулит
  7. Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами, ест медленно.

6 месяцев жизни ребенка.

  1. Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
  2. Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  3. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
  4. Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
  5. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  1. Активно манипулирует игрушками.
  2. Хорошо и много ползает в различных направлениях
  3. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
  4. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  1. Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
  2. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
  3. Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
  4. Выполняет изученные ранее действия — без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».
  5. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
  6. Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  1. Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
  2. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
  3. Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
  5. Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  6. Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  1. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.
  2. При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  3. По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  1. Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
  2. Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
  3. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
  4. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия — мяч, машина, кукла)
  5. Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».

12 месяцев жизни ребенка

  1. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
  2. Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
  3. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
  4. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.
  5. Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
  6. Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  1. Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
  2. Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
  3. Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
  4. Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
  5. Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
  6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
  2. Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина — вместо «би-би» и пр.).
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
  4. Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
  5. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  1. Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется словами и двухсловными предложениями.
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
  4. Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
  5. Частично раздевается при помощи взрослого.
  6. Воспроизводит несложные сюжетные постройки — «ворота», «скамейка», «дом» из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

  1. Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимениея.
  3. Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
  4. Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
  5. Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
  6. Частично одевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  3. Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
  4. Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  5. Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «»Почему?», «Когда?», «Что?»
  2. Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).
  3. Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на вопрос «Кто ты?». Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.
  4. Рисует, лепит простые предметы и называет их.
  5. Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  6. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  7. Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: