В чем заключается ценностная характеристика совести

СОВЕСТЬ — что это. Что значит – жить по совести

Совесть. У большинства людей есть некий внутренний цензор, который помогает различать положительные и негативные аспекты в жизни. Важно научиться прислушиваться к голосу внутри себя и следовать его советам, и тогда он будет служить проводником в счастливое будущее.

Что значит совесть?

Есть несколько определений такого понятия: так, совесть считают способностью самостоятельно выявлять собственные обязанности по самоконтролю и оценивать совершенные поступки. Психологи, объясняя, что такое совесть своими словами, дают такое определение: это внутреннее качество, которое дает шанс понять, насколько хорошо личность осознает собственную ответственность за совершенный поступок.

Чтобы определить, что такое совесть, необходимо отметить тот факт, что она делится на два вида. К первому относятся действия, которые человек совершает, имея определенную нравственную подоплеку. Второй вид подразумевает эмоции, которые испытывает индивид в результате совершения определенных поступков, например, чувство вины. Есть люди, которые даже после совершения плохих вещей совсем не переживают и в такой ситуации говорят о том, что внутренний голос спит.

Что такое совесть по Фрейду?

Известный психолог считает, что у каждого человека есть суперэго, которое состоит из совести и эго-идеала. Первая развивается в результате родительского воспитания и применения разных наказаний. Совесть по Фрейду включает в себя способность к самокритике, наличие определенных моральных запретов и появление чувства вины. Что касается второй оставляющей – эго-идеала, то он возникает в результате одобрения и положительной оценки действий. Фрейд считает, что суперэго полностью сформировалось, когда контроль родителей сменился самоконтролем.

Виды совести

Возможно, многих удивит тот факт, но существует несколько видов этого внутреннего качества. Первый тип – личная совесть, которая является узконаправленной. С ее помощью человек определяет, что такое хорошо, а что плохо. Следующее понятие совести коллективной охватывает интересы и действия тех, кто не подвергается воздействию личного типа. Она имеет ограничения, поскольку касается исключительно людей, входящих в конкретную группу. Третий тип – духовная совесть не учитывает ограничений вышерассмотренных типов.

Для чего нужна совесть?

Многие хотя бы раз в жизни задавались этим вопросом, так вот, если бы не было внутреннего голоса, то человек бы не различал, какие поступки являются хорошими, а какие плохими. Без внутреннего контроля для правильной жизни пришлось бы иметь помощника, который бы направлял, давал советы и помогал делать правильные выводы. Еще один важный момент, касающийся того, зачем нужна совесть – она помогает человеку разобраться в жизни, получить правильный ориентир и осознать себя. Стоит сказать о том, что ее нельзя отделить от морали и нравственности.

Что значит – жить по совести?

К сожалению, но не все люди могут похвастаться, что они живут по правилам, забывая об этом качестве и предавая тем самым себя. Благодаря этому внутреннему качеству человек совершает те или иные действия, понимая, что хорошо, а что плохо, а еще знает такие понятия, как справедливость и нравственность. Человек, живущий по убеждениям совести, способен жить по правде и в любви. Для него неприемлемыми являются такие качества, как обман, предательство, неискренность и так далее.

Если жить по правилам, значит, нужно прислушиваться к собственной душе, которая позволит выбрать верное направление в жизни. В таком случае человек не будет совершать действий, за которые впоследствии он будет чувствовать стыд и вину. Чтобы понять, что такое чистая совесть, стоит отметить, что в современном мире найти людей с такой чертой непросто, поскольку в жизни встречается много ситуаций и соблазнов, когда просто переступить черту. На формирование этого качества непосредственно влияет воспитание родителей и близкое окружение, с которого ребенок может взять пример.

Почему люди поступают не по совести?

Назвать современную жизнь простой, нельзя, поскольку практически ежедневно человек встречается с разными соблазнами и проблемами. Хоть многие и знают, как поступать по совести, иногда люди переходят грань. Причина, почему пропала совесть, имеет причинно-следственную природу. В большинстве случаев человек переступает собственные убеждения, чтобы удовлетворить свои амбиции. Еще толкнуть на это могут корыстные цели, желание не выделяться из толпы, защититься от нападений окружающих и так далее.

Что такое спокойная совесть?

Когда человек живет по правилам, осознает праведность выполнения собственных обязанностей и никому не вредит своими действиями, то говорят о таком понятии, как «спокойная» или «чистая» совесть. В таком случае индивид не чувствует или не знает за собой никаких плохих поступков. Если человек выбирает жить по совести, то он должен всегда учитывать не только собственное положение, но и мнение, и состояние окружающих. Психологи считают, что уверенность в чистоте своей совести является лицемерием или же указывает на слепоту по отношению к собственным ошибкам.

Что такое нечистая совесть?

Полная противоположность предыдущему определению, поскольку нечистая совесть представляет собой неприятное чувство, возникшее в результате совершения плохого поступка, что становится причиной плохого настроения и переживаний. Нечистая совесть очень близка к такому понятию, как чувство вины, и ее человек ощущает на уровне эмоций, например, в виде страха, беспокойства и другого дискомфорта. В результате человек переживает и мучается от разных вопросов внутри себя, а прислушиваясь к внутреннему голосу, происходит компенсация негативных последствий.

Что такое муки совести?

Совершая плохие поступки, человек начинает переживать по поводу того, что он навредил окружающим. Муки совести – чувство дискомфорта, которое появляется из-за того, что люди часто выставляют к себе завышенные требования, которые не соответствуют их сущности. Правильные внутренние качества воспитываются еще в детстве, когда родители хвалят за хорошее, а за плохое – ругают. В результате в человеке на всю жизнь остается некий страх быть наказанным за совершенные нечистые поступки и в такой ситуации говорят о том, что мучает совесть.

Есть еще одна версия, согласно которой совесть является неким инструментом, который проводит измерение истинной меры вещей. За правильные решения человек получает удовлетворение, а за плохие его мучает чувство вины. Считается, что если люди совсем не испытывают такого дискомфорта, то это признак психопатии. Ученые пока не смогли определить, из-за чего может отсутствовать чувство стыда и вины, так есть мнение, что всему виной неправильное воспитание или факторы биологического порядка.

Что делать, если мучает совесть?

Сложно встретить человека, который бы смог подтвердить, что он никогда не совершал плохих поступков в разрез своим убеждениям. Чувство вины может портить настроение, не давать наслаждаться жизнью, развиваться и так далее. Встречаются случаи, когда взрослый человек стал более принципиальным в случае морали и тогда начинают в памяти всплывать ошибки прошлого и тогда проблем с собственной душой не избежать. Есть несколько советов, что нужно делать, если замучила совесть.

  1. Не нужно пытаться глушить внутренний голос и лучше всего разобраться во всем, чтобы обрести душевный покой. Часто ошибки помогают сделать выводы для осознания важных жизненных вещей.
  2. Возможно, пришло время, используя накопленный жизненный опыт, пересмотреть и переоценить собственные принципы моральности.
  3. Чтобы понять, что такое совесть и как с ней примириться, рекомендуется воспользоваться самым действенным способом – раскаянием и искуплением. Многие люди длительное время убегают от себя и от признания вины, что только усугубляет ситуацию. Главное, раскаявшись найти способ, как загладить свою вину.

Как развивать в человеке совесть?

Родители непременно должны задумываться над тем, как воспитать хорошего человека, который будет знать, что такое совесть, и как ей правильно пользоваться. Есть много стилей воспитания и если говорить о крайностях, то это жесткость и полное вседозволенность. Процесс формирования важных внутренних качеств основан на полном доверии к родителям. Большое значение имеет стадия объяснения, когда взрослые доносят до ребенка, почему что-то можно делать, а что-то нельзя.

Если, как развить совесть, интересует взрослых людей, то здесь принцип действия немного отличается. Для начала необходимо задуматься и проанализировать, какие решения являются хорошими, а какие плохие. Стоит определить их причину и последствия. Чтобы понять, что такое совесть и как развить в себе это качество, психологи рекомендует ежедневно совершать хотя бы один положительный поступок, за который важно обязательно себя похвалить.

Заведите себе правило – прежде, чем давать обещание, хорошенько обдумайте, получиться ли его выполнить. Чтобы не мучило чувство вины, важно сдерживать данное слово. Специалисты советуют учиться отказывать людям, которые предлагают сделать что-то противоречащее существующим убеждениям. Действовать по совести, это не значит делать все только для окружающих, забывая о собственных жизненных принципах и приоритетах. Поступая по правде, можно рассчитывать на получение результата, который удовлетворит всех участников.

Понятие совести

«Создание внутреннего судилища в человеке. есть совесть» Кант

Человек в жизни руководствуется определёнными моральными принципами, законами, в соответствии с которыми он поступает в той или иной жизненной ситуации. Человек стремится следовать этим моральным, неписанным законам, порой даже вопреки своим желаниям.

Совершенно очевидно, что ценностная, т.е. смысловая или значимая, функция моральных представлений человека столь тесно переплетена с их императивной, т.е. повелительной, функцией, что их трудно порой отделить друг от друга.

Моральные ценности всегда ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека. Моральные ценности не просто провозглашаются, они всегда провозглашаются еще и в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Следование моральным ценностям воспринимается человеком как долг. Неисполнение долга воспринимается как вина и переживается в укорах и муках совести.

Совесть — категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Во многих европейских языках слово «самосознание» этимологически значит «совместное знание». Специфика совести состоит в том, что это есть знание или весть об эмоциональной ценности представлений, имеющихся у нас по поводу мотивов наших действий. В русском языке оно происходит от старославянского «себя ведать» «себя знать». Мы обязаны знать, к чему готовим себя в предвидении критических ситуаций, что было в нас в момент совершения поступка и что после — в раздумьях и переживаниях. Ведь в разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чём-то нежелательном. Но обмануть собственную совесть невозможно: это свидетель, который всегда с тобой, от которого спрятаться невозможно.

Совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например в чувстве угрызения совести. Таким образом, совесть — это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Но форма этого сознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени.

Главная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совестливый никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести — мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе .

Совесть — феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения.

Будучи по своей природе эмоциональной, совесть выступает в каком-то смысле как сверхразумная. Что это значит? Конечно, совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от ценностей, нужно их знать и принимать душою. В этом смысле совесть связана с разумом. Однако разум — большой хитрец в отношении того, как найти оправдания для нашего неморального поведения. Когда человек отступает от повелений морали, он обычно говорит себе: «я не мог», «я не успевал», «мои старания все равно не дали бы результата», т. е. ищет рациональные, практические аргументы, обосновывающие собственное несовершенство. Вот здесь и вступает в силу сверхразумная природа совести. Совесть игнорирует рациональные аргументы, многословные рассуждения и витиеватые доказательства. Она приходит к человеку чувством, которое без слов говорит: «Ты лжешь себе, ты мог повести себя по-другому». Совесть упрекает молча, но неотступно. Она заставляет людей говорить самим себе правду и в конце концов прилагать реальные усилия для исправления ситуации, если это, конечно, возможно.

Читайте также  Как узнать индекс цитируемости

Всегда ли права совесть? Думаю, что утверждать так было бы некорректно. Парадоксальность, внутренняя противоречивость совести издавна хорошо знакомы исследователям этого вопроса: многие из них утверждают, что помимо «правильной» есть и «ложная» совесть, которая искажает, утрирует, превращает зло в добро и наоборот.

Совесть — чувство ответственности за конкретно понятый долг, это внутренний самоотчет за выполнение совершенно определенных моральных обязанностей, которые далеко не всегда совпадают с обязанностями абстрактного морального субъекта и могут далеко от них уклоняться. Человек может считать своим долгом совершение кровной мести и мучиться упреками совести за то, что не мог ее совершить. В подобных случаях всегда встают вопросы: является ли истинным то добро, перед которым мы держим отчет? Тем ли идеалам мы служим? Возникает проблема иерархии ценностей, рефлексии по поводу самих установок нашей совести. И здесь совесть неизбежно вновь возвращается к разуму, без которого человек не может совершить верный выбор в сложной ситуации .

Совесть – что это. Проблема совести в психологии

«Меня совесть замучила», «мне совесть не позволяет», – говорим иногда мы. Но мало кто может сформулировать определение совести и рассказать, что это такое. Что это: врожденное или приобретенное качество, особенность психики или продукт социализации, обязательный элемент или необязательное условие развития личности – давайте разберемся.

Понятие совести в психологии

Совесть изучают разные науки: философия, этика, социология, психология. Для нас особый интерес представляет психологическая теория. Многие психологи посвятили свои исследования проблеме совести, но особый вклад внес швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг.

Согласно его определению, совесть – это способность личности критически относиться к нравственности поступков и мыслей. Это сознательное следование внутренней системе ценностей. Совесть связана с сознанием и самосознанием личности, а также волевой саморегуляцией.

Совесть состоит из двух уровней: субъективные и объективные ценностные суждения. Совесть начинает мучить в том случае, если нарушаются субъективные ценности. То есть то, что личность соотносит с собой, что плохо и хорошо для нее. Если нарушаются объективные ценности, то есть аморально поступает кто-то другой, то человек может испытывать злость, разочарование, сожаление, но не будет страдать от чувства вины.

Совесть принимает разные формы:

  • дополнение рефлексии;
  • аффективная реакция в процессе протекания психических процессов (например, чувство страха, которое возникает в ситуации, когда ситуация противоречит ценностям индивида);
  • сновидения.

Голос совести не всегда осознается самим человеком. Внутренний контролер может заговорить во снах или намекать при помощи беспокойства, страха, тревоги, чувства вины. А постоянные разногласия с совестью, сознательное и бессознательное ее игнорирование приводит к неврозам и психосоматическим расстройствам.

Интересный факт: совесть – продукт социального в человеке. У животных совести нет.

Совесть есть у всех людей?

Совесть – это механизм моральной оценки действий, поступков и слов индивида. Сравнение происходит с внутренней системой ценностей. Именно поэтому попытки пристыдить шумную молодежь или призвать алкоголика к совести оказываются бесполезными. Вы не вызовете чувство стыда, если корень проблемы, причина разговора не представляет для человека ценности.

Таким образом, совесть и мораль отличается от человека к человеку. На формирование внутренней системы ценностей влияет стиль семейного воспитания, условия развития, социальная среда развития, состояние общества, уровень интеллекта, индивидуально-психологические особенности личности, общественная культура. Совесть – это отражение внутренних убеждений и ценностей личности, ее внутреннего мира.

Совесть отличается, но она есть у всех здоровых людей. Чего нельзя сказать о психопатах. Так называют людей с асоциальным расстройством личности. Такие люди не умеют сочувствовать, у них нет эмпатии, они не признают эмоции и потребности других людей. Для психопата существует только он сам и его цели. У них нет совести.

Что такое угрызения совести, чем опасны

Муки совести – это недовольство человека собой, разочарование в самом себе, чувство вины и страх. Возникает в ответ на действия, противоречащие внутреннему миру личности. Постоянные угрызения совести снижают самооценку, лишают человека самоуважения и даже могут загнать в депрессию.

Совесть – часть души (психики человека). Если мы живем в гармонии со своими ценностями, то испытываем удовлетворение. Если же постоянно нарушаем собственные установки, то мучаемся и страдаем. Совесть – это нравственное сознание личности. В нем хранятся стандарты хорошего и плохого, правильного и неправильного. Оно же отвечает за реакцию на соответствие или противоречие действий личности или другого человека и нравственных ценностей.

Нравственное сознание: развитие

Нравственное сознание начинает формироваться в дошкольном возрасте, но пик его становления приходится на подростковые годы. В структуру нравственного сознания входит:

  • вынесение нравственных суждений;
  • осознание нравственных ценностей;
  • принятие нравственных решений;
  • понимание возможных последствий решений и действий;
  • ответственность за свои действия и их последствия.

Нравственность, или совесть человека, отражается на трех уровнях:

  • мысли (суждения, представления, понятия);
  • отношение к чему-либо и кому-либо (оценка, эмоции и переживания, соответствие слов и дела);
  • поведение (опыт, сознательные поступки и действия).

Нравственное сознание развивается в процессе социализации личности. В частности на его становление оказывает влияние нравственное воспитание в семье и школе.

Нравственное сознание состоит из двух уровней: общее и личное. На первом уровне расположены нормы, традиции, обычаи общества и семьи, в которых живет человек. На втором уровне расположены личные принципы и убеждения индивида. Как правило, общее сознание плавно переходит в личное. Однако если человек меняет окружение или страну, то могут возникнуть противоречия между внутренними убеждениями (опытом) и настоящим. Из этого и вытекают конфликты, споры о моральности и аморальности чего-либо.

Нравственное сознание – динамичное образование. Ценности, убеждения и установки личности могут меняться. Более того, они видоизменяются и трансформируются постоянно по мере взросления человека и развития личности. Так что пробудить совесть, как и усыпить ее, вполне реально. Для этого нужны соответствующие условия и люди, транслирующие иные ценности.

В чем заключается ценностная характеристика совести

СОВЕСТЬ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

СОВЕСТЬ – способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга. Феноменологическими проявлениями совести являются внутренний эмоциональный дискомфорт («укоры, муки совести»), чувство вины и раскаяние. С культурно-исторической точки зрения, идея и понятие совести складываются в процессе осмысления различных механизмов самоконтроля. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается как автономная. Исторически совесть коренится в стыде и родственна ему; однако уже ранние попытки осознания опыта, который впоследствии получит название «совестного», свидетельствуют о стремлении дифференцировать сам стыд и выделить как нечто особенное «стыд перед самим собой» (Демокрит, Сократ) – своеобразный экстериоризированный вариант того контрольного механизма, который получит название совести. В древнегреческой мифологии эту функцию выполняли Эринии; в «Оресте» Еврипида она была осмыслена как «сознание совершенного ужаса». Соответствующее греч. слово – sineidesis [συνείδησις] – восходит к глаголу συνειδέναι, использовавшемуся в выражениях, указывавших на ответственность человека перед самим собой за совершенные им нечестивые поступки. Так же и латинское слово conscientia (представляющее собой своеобразную кальку с греч.) употреблялось для обозначения не только сознания вообще, но и сознания или воспоминания о совершенных дурных поступках или сознания, оценивающего собственные поступки как достойные или недостойные.

В христианстве совесть трактуется как «Божия сила», как показатель нравственной обязанности (Рим. 2:15) – в первую очередь, обязанности перед Богом (1 Петр. 2:19). Вместе с тем, апостол Павел говорит о совести как ценностном сознании вообще и тем самым признает, что у придерживающихся разной веры и совесть различна (1 Кор. 8:7, 10), а потому совесть нуждается в христианском очищении (Евр. 9:14), достигаемом благодаря вере и любви. В средневековой литературе углубление анализа феномена совести было опосредствовано появлением особого термина – sinderesis – и формулированием дополнительного по отношению к традиционному лат. conscientia понятия. В схоластической философии посредством этого понятия обозначается повелевающая сила души, внутреннее знание принципов, которое, в отличие от «закона разума» (lex rationis), внушено человеку Богом. Совесть-synderesis в отличие от совести-conscientia, т.е. способности человека оценивать конкретные поступки как добрые (хорошие) или злые (плохие), трактовалась как: а) способность (или привычка) суждения о правильности действий с точки зрения «изначальной правильности», чувство которой сохранено в душе человека несмотря на грехопадение, и б) способность воли к совершению правильных действий. При этом гносеологический статус этих способностей трактовался различно (Фомой Аквинским, Св.Бонавентурой, Дунсом Скотом). Полемика вокруг этого понятия выявила различные функции совести, шире – морального сознания: осознание ценностей как общих оснований поведения и оценка конкретных действий, в которых принятые ценности утверждаются или попираются, т.е. соотнесение конкретных действий с ценностями. Различие между conscientia и synderesis отчасти сохранилось у ранних протестантских теоретиков-моралистов. Во многих новоевропейских учениях совесть представляется в качестве познавательно-моральной силы (разума, интуиции, чувства), фундаментальной способности человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. У Канта совесть обозначает практический разум в смысле средневекового понятия synderesis. Развитие этой линии естественно вело в рамках новоевропейского философствования к формированию более широкого понятия морального сознания (во многих языках слово «совесть» родственно и созвучно словам, обозначающим «сознание», «знание»), выделению его познавательных, императивных и оценочных функций. Наряду с этим предпринимаются попытки спецификации собственно понятия «совесть». В наиболее общем плане она трактуется как «внутренний голос»; различия касаются понимания источника этого «голоса», который воспринимается или как не зависимый от «я» человека, или как голос его сокровенного «я», или как «другое я». С этим сопряжены различные теоретические установки относительно природы совести. 1. Совесть – это обобщенный и интериоризированный голос значимых других или культуры, и ее содержание культурно и исторически изменчиво; в этом ключе совесть может трактоваться как специфическая форма стыда (Т. Гоббс, Ф.Ницше, З.Фрейд); в крайней форме положение о внешней обусловленности совести обнаруживается в выводе о том, что совесть есть функция от политических воззрений или социального положения индивида (К.Маркс). 2. Совесть выражает чувство несогласия человека с самим собой (Дж.Локк) и тем самым выступает одним из удостоверений личностности и самосознательности человека (Дж.Батлер, Г.Лейбниц). К такому толкованию близко понимание совести как голоса беспристрастной рациональной личности (Дж.Ролз). 3. Совесть не только метафорически, но и по существу трактуется как «голос иного»; «устами совести» как бы говорит Всеобщий закон, высшая Истина, это голос («зов») трансцендентных сил: ангела-хранителя (Сократ), Бога (Августин), естественного закона (Локк), присутствия-Desein (М.Хайдеггер).

Эти утверждения не исключают полностью друг друга. В первом акцентируется внимание на механизмах исторического и индивидуального развития совести; в двух других – на феноменологии менее и более зрелой совести. Как форма морального самосознания и самоконтроля совесть выражает осознание человеком неисполненности долга, несвершенности добра; в этом отношении совесть сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени – со способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры совести указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестность означает исчезновение долга в свободной доброй воле.

С этими различиями сопряжены расхождения в понимании содержания совести и той роли, которую она играет в нравственной жизни человека. Совесть может трактоваться негативно и позитивно. Как негативная совесть предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). В позитивной трактовке совесть, вопреки расхожим представлениям о ней, предстает еще и зовущей, побуждающей к заботе и «решимости» (Хайдеггер). Толкованием совести как голоса Бога предопределено понимание ее как призыва к совершенству; соответственно совестность осознается человеком как воля к совершенству и является основным проявлением внутреннего освобождения личности. Перфекционистская доминанта совести в индивидуальном нравственном опыте обнаруживается в таком нравственном само-озадачивании человека, при котором он оказывается определенным именно в отношении нравственно лучшего.

Выражения «спокойная совесть» или «чистая совесть» в обычной речи обозначают осознание человеком исполненности своих обязательств или реализации всех своих возможностей в данной конкретной ситуации. По существу, в таких случаях речь идет о достоинстве. Трактовка же собственно феномена «чистой совести» различна в разных нормативно-ценностных контекстах. Во-первых, «чистая совесть» подтверждает сознанию, сориентированному на внешний авторитет, его соответствие предъявляемым извне требованиям, и поэтому вызывает чувство благополучия и безопасности, как будто гарантированные самим фактом угождения авторитету. В этом отношении «чистая совесть» есть следствие покорности и зависимости и, стало быть, порочности с точки зрения автономной и гуманистической морали (Э.Фромм). Во-вторых, «чистая совесть» может выражать амбицию человека на достигнутость совершенства, на внутреннюю цельность и полноту. Состояние «чистой», «успокоившейся» совести выражает самодовольное (или лицемерное) сознание (Гегель); в конечном счете это – бессовестность, понимаемая не как отсутствие совести, а как склонность не обращать внимание на ее суждения (Кант).

Выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. В узком и более распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа. В собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, совестный акт есть проявление внутреннего освобождения личности, а свобода в последовательном своем выражении – ничем иным, как жизнью по совести.

Читайте также  Как установить шрифт в Автокаде

1. Кант И. Метафизика нравов. – Соч., т. 4 (2). М., 1965, с. 335–36;

2. Гегель Г. Дух христианства и его судьба. Он же. Философия религии, т. 1. М., 1975, с. 114–15;

3. Ницше Ф. Генеалогия морали. – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1990, с. 438–70;

4. Фромм Э. Человек для самого себя. – Он же. Психоанализ и этика. М., 1993, с. 113–35;

5. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 266–301;

6. Ильин И.А. Путь духовного обновления. – Он же. Путь к очевидности. М., 1993, с. 178–98;

7. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М., 1974, с. 337–40;

8. Butler J. Sermons, XI. – Ethical Theories. Englewood Cliffs. N. J., 1967.

7 способов объяснить детям, что такое совесть

Задачи совести

Совесть – это нравственное сознание человека, его внутренняя способность различать зло и добро. Ценностная характеристика совести заключается в том, что это качество побуждает человека сделать выбор не в пользу зла, а в пользу добра. Задача совести заключается в определении человеком в конкретной ситуации того, как ему необходимо поступить. Конечно, каждая личность сама устанавливает рамки поведения, однако совесть способна полностью поглотить переживания человека. Она является выражением его целостного участия в эмоциональном переживании.

Функции совести

Ценностная характеристика совести определяется ее главной функцией, то есть самоконтролем. Это качество напоминает личности об ответственности и моральных обязанностях, которые есть у человека, как пред самим собой, так и перед другими. Нравственная жизнь человека предполагает выполнение совестью специфических функций, что еще больше говорит о ценности этого качества.

Основные функции совести – исполнительная, законодательная и судебная, и именно в них проявляются свобода, достоинство и авторитет совести. Совесть ценится за то, что способна всегда указать на требования нравственного закона. Она одобряет или обличает совершенные поступки, карает или вознаграждает за них. Если совесть обучена хорошо, она не просто будет оценивать поступки человека, но поможет ему не сделать того, о чем он потом будет сожалеть.

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
Совесть
— способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

Две крайности

Существуют люди без каких-либо моральных принципов, «бессовестные», которые говорят одно, а делают другое, обычно то, что хочется им, не взирая на запреты и законы и при этом, зачастую, оставаясь безнаказанными. Другой полюс – люди, живущие с постоянной оглядкой — «Правильно ли Я поступаю?», «Что обо мне подумают?». Такой человек часто и по малейшему поводу испытывает «муки совести» и считает себя никчемным человеком. Нормой можно считать состояния, находящиеся между этими полюсами, которые не доставляют человеку жизненных проблем, дают ему чувство свободы и уверенности в себе, ощущение своей ценности и значимости.

Источники совести

Основы этой части личности у ребенка закладываются родителями в раннем детстве, а процесс ее формирования называется воспитанием. О важности раннего этапа говорит народная мудрость — «Учить надо, пока поперек лавки лежит, а когда вдоль – поздно будет». Важнейшую роль здесь играют не слова родителей, а их собственное поведение и реакция на поведение ребенка, по которой он понимает, довольны ли им родители. Ведь в этом возрасте родители для ребенка подобны всемогущим волшебникам, которые все знают, все умеют, даже могут знать его мысли и их просто невозможно обмануть, ведь они ВЗРОСЛЫЕ. Позднее в процесс воспитания включаются и другие люди, обладающие для ребенка определенным авторитетом – учителя, тренеры, родители друзей, общественные организации, и даже общественный строй государства. Еще лет 20 назад, в эпоху «великого и могучего Советского Союза» был создан образ «строителя коммунизма». Это должен был быть человек строгих моральных принципов – «Прежде думай о Родине, а потом о себе!». А для формирования такого человека существовала широкая сеть организаций – пионерия, комсомол, коммунистическая партия. Подобный человек мог жить только в обществе людей, подобных себе, образуя с ними единую общность, так называемый «советский народ».

Как воспитать нормального человека?

Существует множество различных стилей воспитания – от жесткого, ограничивающего до полной вседозволенности. Как выбрать правильный? Как уберечь ребенка от опасностей внешнего мира и при этом не воспитать его трусом или эгоистом? Важную роль в этом играют запреты – слова «Да» и «Нет», «Можно» и «Нельзя». Процесс формирования совести у ребенка основан на его полном и безоговорочном доверии к родителям, которые (являясь, по мнению ребенка, всемогущими) обеспечивают ему чувство безопасности и комфорта во внешнем мире. Совсем маленький ребенок не понимает, что нельзя совать пальцы в розетку и за его безопасность отвечают родители, которые точно уверены, что этого делать нельзя. Для этого родители убирают подальше острые предметы, закрывают розетки и т.п., как бы говоря тем самым «Нет» опасностям внешнего мира. Когда ребенок немного подрастет, он начинает понимать, что это делать нельзя

потому, что будет
больно
. Тогда родительские «Да» и «Нет» уже предназначены ему. Лучший путь для ребенка – воспитание в базисе «Да». Иначе говоря, вокруг него постепенно появляется все больше предметов, про которые мама говорит «Да». Такое развитие ребенка больше основано на поощрении, чем на запрещении. Слово «Да» образует основу, к которой добавляется «Нет». Третья стадия этого процесса – стадия объяснений, в процессе которой у ребенка возникает основа для понимания, почему этого делать НЕЛЬЗЯ. Именно с этого возраста родительское «нельзя» относится уже не только к опасностям внешнего мира, но и к поведению самого ребенка – «что такое хорошо и что такое плохо». Очень важен в этом процессе единый подход к «Нельзя» со стороны родителей. Ведь совсем маленький ребенок не различает близких людей, для него все они – мама. Но затем он начинает отличать маму, говорящую «Да» от мамы, говорящей «Нет». Именно тогда на горизонте ребенка появляется папа в виде той жесткой части матери, которая говорит «Нет» и настаивает на этом. Только после этого в жизни ребенка появляется папа, как родной человек, которого любят, уважают, который при случае может отвесить шлепок-другой, ничего при этом не теряя. Но он должен заслужить это право тем, что находится рядом и не принимает сторону ребенка против матери. На самом деле, маленькие дети любят, когда им говорят «Нет». Им необходимо научиться проявлять агрессию, не разрушаясь при этом. Они не хотят играть только мягкими игрушками. Им нравятся камни, палки и другие острые предметы и иногда они провоцируют на слово «Нельзя», чтобы еще раз почувствовать нашу любовь и заботу о них.

Совесть как нравственное сознание

Совесть включает в себя всю нравственно осознанную деятельность человека. В каждый момент жизни совесть является нравственным итогом определенного поступка или ряда действий. Ценность совести заключается в том, что человек несет ответственность не столько перед другими, сколько перед самим собой, так как он считается носителем универсальных, высших ценностей. Совесть настаивает на выполнении долга.

Общепризнано, что совесть может быть чистой, и каждый человек, порой сам того не осознавая, стремится к этому. Чистая совесть – это осознание человеком того, что он в целом справляется со своими моральными обязанностями и не имеет существенных нарушений долга или больших отступлений от нравственных ориентиров. Стремление к чистой совести – цель каждого человека, которая порой является неосознанной. Ценностная характеристика совести также состоит в том, что именно она может дать личности такие качества, как спокойствие, уравновешенность и оптимизм, которые делают человека наиболее полезной частью общества.

Совесть и криминология

Отдельно широко рассматривают вопрос что такое совесть с точки зрения криминологии, и в этом нет ничего удивительного. Трудно поверить в то, что она существует у воров или серийных убийц. Однако разложение данного типа самосознания, которое провел Деспин, позволило пролить некоторый свет на её природу.

В этом смысле выделяют совесть толпы, влияние массы на сознание одного человека, а также психологические изменения у одичавших людей и выродившихся народов.

Сегодня ученые и философы продолжают активно обсуждать вопрос появления совести и её развития. Некоторые считают, что такое самосознание не изменяется с возрастом или приходом в другое общество, однако происходят изменения в разуме, а он, в свою очередь, способен повлиять на совесть

. Она же старается пробиться, посылая человеку невыносимое чувство вины, стыда и угрызений.

И так уж получилось, что стали забывать люди эти слова, как и много других важных вещей. Только вот наши предки не зря слагали пословицы о совести. Знали ведь, что без нее пропадет русский народ, и не будет ему счастья.

Итак, какие же пословицы о совести и долге должен знать каждый человек? Зачем они нужны ему? И что вообще такое совесть?

Что такое совесть?

Так уж получилось, что у каждого человека своя совесть. «Почему так?» — спросите вы. Да потому, что каждый человек устроен по-разному. Одних воспитывают в хороших семьях и обучают добру и порядку, а иных — в злых. Поэтому, вырастая, люди имеют разное представление о морали, соответственно, и совесть у них отличается.

Если верить психологам, то совесть – это морально-этические правила, которые определяют внутренний мир индивида. Нарушение этих неписаных законов приводит к тому, что человек начинает испытывать чувство вины и страха. В простонародье это называется угрызениями совести.

Совесть для русского народа

Славяне часто слагали пословицы о совести и долге. Так как считали душевные добродетели важнейшими качествами человека. Так, одна из их пословиц гласит: «Хороша перина, вот только без совести все равно плохо спится». И подобных примеров можно привести сотни, что доказывает вышеизложенные слова.

Но почему так? На самом деле все очень просто, суть происходящего кроется в том, что русский народ издавна терпел притеснения из других стран. Выстоять в такие времена помогала братская сплоченность всего народа. А для этого нужно было доверять тому, кто защищает твою спину.

Именно поэтому русские так много времени уделяли тому, чтобы воспитывать понятие совести у своих детей. Они не ленились создавать все новые и новые пословицы о совести. И те прочно укоренились в голове их потомков. Так и повелось на Руси, что «Совесть – это глаз Божий», а кто лишен ее, тому и в рай дорога закрыта.

Психологический аспект

Как говорится, «Душа не сосед – с ней разминуться не получится». Сейчас многие начали следить за своим телом, дабы в будущем всегда выглядеть молодо и привлекательно. Но, увы, они совершенно забывают о своем духовном мире.

Ведь чему учат пословицы о совести? Правильно, тому, что ее нужно беречь. Например, «Пускай платье черненькое, зато совесть беленькая». Или же «С его совестью жить хорошо, вот только умирать с ней будет плохо». И нужно сказать, что подобные замечания верны не только с моральной точки зрения. Так, психологи уже неоднократно доказывали значимость гармонии внутреннего мира для человека.

Итак, рассмотрим то, как совесть влияет на нашу жизнь. Казалось бы, закрыл глаза на мораль — и приумножай легко свои доходы: обманывай людей, грабь, предавай, делай пакости и так далее. Вот только есть одна незадача – угрызения совести. И они неминуемо оставляют свой отпечаток на личности человека.

А как иначе? Ведь ежедневные переживания, страх, разочарование в себе и недовольство, так или иначе, скажутся на психике. Рано или поздно это перерастет в депрессию или же скажется на психологическом здоровье человека. Именно об этом нам и пытаются рассказать пословицы о совести. Важно, чтобы мы сумели уберечь свою душу от подобных терзаний.

Лучшие народные пословицы о совести

Теперь, когда с предназначением совести разобрались, можно перейти непосредственно к самим пословицам. Перечислить их все попросту невозможно, поэтому остановимся на лучших из них:

«За совесть и честь – голову себе не жаль отсечь».

«Богатый человек совесть себе не купит, а вот старую потерять может».

«У него совесть — словно дырявое решето».

«Неспокойная совесть десяти палачей стоит».

«Менять веру – менять и совесть».

«Его совесть еще в прошлом году в бутылке задохнулась».

«Виновный всего страшится, а правый ничего не боится».

О совести говорят всегда, иногда даже не понимания, что подразумевают под этим понятием. Давайте разберемся, что такое совесть. Совесть часто сравнивают с компасом, который так необходим путешественникам, чтобы не попасть в беду. С виду это простой прибор с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север. Но если он правильно работает и если им пользоваться вместе с подробной картой, можно избежать беды. Это очень похоже на совесть. Если она правильно обучена, она нас будет защищать, но только если мы будем быстро реагировать на ее предупреждения.

Читайте также  Как использовать пейджер

В чем заключается ценностная характеристика совести

А.И.Аверьянов, логотерапевт, кандидат педагогических наук, доцент

Одним из ключевых понятий логотерапии является понятие «совесть», которое непосредственно связано со смыслом жизни – важнейшей аксиомой теории Виктора Франкла.

Напомним, что Франкл говорил о трех видах смысла: смысле в жизни, смысле жизни и сверх-смысле. И чем крупнее категория смысла, тем сложнее ее определить. Если сверх-смысл человеку познать практически не дано, то смысл жизни он может осознать/ощутить лишь в момент ее завершения, ретроспективно. Франкл писал: «смысл жизни отличается от человека к человеку, со дня на день и от часа к часу. Следовательно, важен не смысл жизни в общем, но, скорее, специфический смысл личности в данный момент» (выделено мной. – А.А.) [8]. Подобно тому, как фильм складывается из отдельных кадров/эпизодов, так и смысл жизни человека складывается из отдельных ситуаций/моментов. И часто для того, чтобы понять смысл фильма, нужно понять смысл каждого его фрагмента/эпизода и досмотреть его до конца. Порой лишь последний эпизод делает понятным, проявляет смысл всего фильма.

Смысл всегда реализуется через ценности – ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения, важнейшими из которых являются последние.

Смысл нельзя ни выдумать, ни сочинить, ни изобрести, он может и должен быть найден скорее в окружающем мире, нежели в самом человеке или в его собственной психике.

Человек несет ответственность за реализацию смысла.

Согласно В.Франклу, в любой ситуации есть только один смысл – правильный. Сделать этот правильный, осмысленный и ответственный выбор призвана помочь совесть. «Совесть – орган восприятия того, что в данной ситуации есть правильное (= то есть то, что соответствует мне в моей сущности)» [2].

Знакомясь с многочисленными работами В.Франкла и пытаясь понять что-то про совесть, возникает немало вопросов. В частности, может ли человек понять, и если да, то как, что выбор сделан правильный – по совести? Каковы функции совести: участвует ли она в момент принятия человеком решения и совершения осмысленного выбора либо это всегда только постфактум? Каков статус совести – это мышление или чувство? Каков генез совести – это врожденное или приобретенное свойство человека, индивидуальное или общественное, и кем является человек в итоге – хозяином совести или ее слугой? Если совесть, по мнению Франкла, может заблуждаться, то в каких случаях это происходит и что с этим делать? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

Итак, пытаясь дать дефиницию совести, Франкл определяет ее как смысловой орган, как этический инстинкт и этическое бессознательное (как эстетическое бессознательное); как доморальное понимание ценностей и предморальную оценку; как вторичную рационализацию (всегда только постфактум); как инстанцию, перед которой человек несет ответственность; как голос непознаваемого, трансцендентного «Ты» (по существу речь идет о Боге). Если все эти и другие понятия свести к более емким и кратким характеристикам, то можно вполне определенно сказать, что 1) совесть погружена в духовное бессознательное, 2) совесть иррациональна и ее решения непостижимы, 3) совесть имеет дело с возможностями, но не с фактами, 4) совесть соотносится всегда и только с индивидуальным бытием человека и 5) совесть может дезориентировать человека или, говоря словами Франкла, может заблуждаться.

Совесть представляет собой интуитивное чутье в отношении иерархии ценностей. Совесть согласовывает между собой субъективный и объективный аспекты поиска смысла: во внутреннем полюсе совесть соотносится с индивидуальными способностями и возможностями человека, во внешнем полюсе – с ценностными возможностями конкретной жизненной ситуации. Задача совести состоит в том, чтобы «открыть человеку то одно, что необходимо». При этом речь идет о той неповторимой и единственной в своем роде возможности конкретного человека в конкретной ситуации [6, с. 235] .

Особо хочется остановиться на такой характеристике совести, как иррациональность. Иррациональность связана для Франкла с тем, что совесть принадлежит бессознательному, дологическому уровню психики. Это позволяет совести познавать ценности, которые находятся на досознательном уровне, а также видеть ситуацию в ее возможном развитии. «Поскольку то, что открывается нам благодаря совести, еще не осуществлено, поскольку его реализация еще предстоит, сразу встает вопрос, как реализовать его иначе, чем это подсказала в самом начале некая духовная антиципация, … которая проявляется в том, что называют интуицией; она открывается в акте созерцания» [5, с. 97].

Видимо, при совершении выбора человек обращается к совести как к интуиции, потому как в этот момент у него часто нет не только времени на обстоятельное обдумывание своего поступка, но и полноты знания для осмысленного (=правильного) выбора. Иными словами, в момент совершения выбора человек никогда не может быть уверен, что его выбор правильный. Приняв решение и совершив выбор, он таким образом превращает возможность в реальность – и лишь теперь (постфактум) может понять, сделал ли он правильный выбор – через обратную связь, последствия. Таким образом, в момент выбора человек часто действует в ситуации неопределенности и непредсказуемости, и собственно, поэтому, на наш взгляд, Франкл и говорил, что когда совершаешь выбор и принимаешь решение, нужно быть уверенным лишь наполовину, но быть всегда искренним.

Исходя из наших предыдущих рассуждений, совершенно очевидно проявляется структура совести, которая включает в себя как минимум три компонента: 1) когнитивный (осознание нравственного значения совершаемых или совершенных действий), 2) эмоциональный (оценка поступков человека: душевное спокойствие – эмоциональные переживания вины и стыда, «угрызения совести»), 3) регулятивный (совесть вырабатывает рекомендации относительно того, какое поведение в той или иной ситуации было бы правильным; попытка человека усилием воли заставить себя поступить по совести, вопреки имеющимся соблазнам) [4, с. 462-463].

Раскрывая генез совести, Франкл считал, что совесть дана человеку от рождения, это некоторые «настройки по умолчанию», которые присутствуют в духовном бессознательном каждого человека. Вместе с тем, он как врач, бесспорно, понимал, что в случае некоторых серьезных заболеваний эти «настройки» могут не работать.

Характеризуя основные функции совести, Франкл говорит о предугадывании, духовном предвосхищении, интуитивном понимании; через совесть звучит голос трансцендентного; совесть открывает человеку его индивидуальное долженствование, которое выходит за рамки моральных предписаний, она согласовывает «вечный» нравственный императив с конкретной жизненной ситуацией. Поэтому «совесть – это всегда абсолютно-индивидуально личная жизнь в соответствии с абсолютно конкретной ситуацией, со всем тем, что может определить наше уникальное и неповторимое бытие» [5, с. 98].

В случае, когда человек теряет контакт со своей совестью, поступает вопреки ее указаниям, бес-совестно, его может настичь чувство вины, которое, по мнению Франкла, является частью т.н. «трагической триады» наряду со смертью и страданием.

Таким образом, можно выделить три основные функции совести:

    ретроспективно-укоряющую, проспективно-предостерегающую, диалогическую, которая позволяет выработать стратегию поведения человека в конкретной жизненной ситуации [4, с. 462].

Совесть, по меткому определению Э.Лукас, — это способность ощущать духовную компоненту. Ее можно сравнить с внутренним компасом человека, стрелка которого объективно задает направление (т.н. уровень логоса, который не зависит от человека и его воли). Совесть же – это человеческий орган. Порой, говорит Лукас, в силу разных не зависящих от человека причин стрелка компаса может отклоняться от заданного направления, и, следуя по стрелке, он попадает не совсем туда, куда направлялся. С другой стороны, компас, как и совесть, никогда ни к чему не принуждает, а лишь рекомендует. Человек как существо свободное может не следовать указаниям совести, выбирать иное направление и иные пути. Человек, продолжает Лукас, несовершенен и может заблуждаться, двигаясь в неверном направлении. Но в тот момент, когда он сталкивается с последствиями своего заблуждения, его совесть становится лучшим мерилом. Если последствия негативны, наша совесть протестует. Когда человек признает свое заблуждение, он может попытаться изменить ситуацию и таким образом примириться с совестью. Но если он не прислушивается к своей совести, то здесь уже его вина и его ответственность. Зрелость человека заключается в том, чтобы уметь смотреть туда, куда показывает твой личный «компас» [3]. «Совесть каждого человека, — пишет Франкл, — как и все человеческое, подвержена ошибкам, но это не освобождает человека от обязанности подчиняться ей – бытие предполагает, что можно ошибаться [7, c.12]. И далее: «Несмотря на то, что совесть иногда впадает в заблуждение и оставляет человека до его последнего вздоха в «неизвестности» в отношении вопроса, нашел ли вообще смысл своей жизни, — такая «неизвестность» не лишает нас «риска» повиноваться своей совести или прислушиваться к ее голосу, сохраняя при этом смирение и терпимость» [7].

Голос совести тих, его нужно уметь расслышать среди других голосов, которые существуют на психофизиологическом уровне и которые связаны с тем, что человеку нравится и что не нравится, что его страшит и чего он не боится, чему его учили и т.д. Но совесть — та духовная инстанция, которая стоит над всем этим. Совесть эти голоса слышит, просматривает и проверяет их на осмысленность. Совесть не вступает с ними в какие-то разбирательства и споры. Совесть сопровождает человека, она всегда с ним. Она показывает ему правильное направление. Совесть, как утверждает Э.Лукас, — лучший друг человека [3].

Современный человек живет очень напряженной жизнью, всегда куда-то бежит, чего-то хочет, проявляет часто ненужную суетливость и торопливость, и ему некогда прислушаться к голосу собственной совести. Однако если он остановится, уединится, побудет в тишине и попытается прислушаться к себе, то он может этот голос услышать.

Есть ли какие-то критерии или показатели, которые могут свидетельствовать о том, что человек поступил по совести (крепкий сон, например)? По мнению Э.Лукас, человек никогда не может быть уверен, что это так. Мы слишком слабые существа, чтобы быть на сто процентов уверенными всегда и во всем. Но тем не менее, относительным показателем может быть то обстоятельство, что если мы что-то глубоко чувствуем, то это правильно [3].

Необходимо и важно отметить, что Франкл ясно осознавал различия в понимании совести человеком религиозным и нерелигиозным. Приведем его обширную цитату: «Совесть – голос непознаваемого трансцендентного. Этот голос воспринимается человеком, но не исходит от человека; напротив, только трансцендентный характер совести позволяет нам глубже понять человеческую личность.

Через совесть человек принимает весть от некой находящейся вне его инстанции. Что это за инстанция, нельзя понять. Однако, по крайней мере, можно с полным правом утверждать следующее: эта внешняя по отношению к человеку инстанция должна иметь личностную форму существования, причем из этого онтологического заключения следует и обратное – человеческая личность подобна некоему образу.

Совесть так же бессмысленно рассматривать саму по себе, как бессмысленно рассматривать пупок человека без знания предыстории его появления на свет.

Совесть постижима только извне; в конечном счете и по существу только тогда, когда мы рассматриваем человека как творение.

Нерелигиозный человек не осознает трансцендентности совести. Он воспринимает свою совесть только как психологическую данность, останавливается перед этим фактом как перед чем-то вроде бы имманентным, поскольку считает совесть последним рубежом, последней инстанцией, перед которой он несет ответственность.

Однако совесть не есть последнее «ПЕРЕД ЧЕМ» для ответственности, это не последнее звено, а только предпоследнее. Слишком рано остановился нерелигиозный человек в своем поиске смысла жизни, если он не заглянул за совесть, не спросил себя: а что же находится за ней? Он достиг только подножия горы. Но почему же он не следует дальше? Да потому что боится потерять почву под ногами, не отваживается взойти на саму вершину, скрытую от его взгляда, окутанную туманом, неизведанную. Этим мужеством обладает только религиозный человек. И там, где один остановился, а другой продолжает свое восхождение, что же должно удержать их от недобрых чувств при прощании?

… Именно религиозному человеку следовало бы знать, что свобода в выборе такого решения дарована Богом, что созданный Творцом человек свободен до полного отрицания: свобода простирается настолько далеко, что творение может выступить против своего Творца, отречься от Бога.

Быть свободным – это значит немногое, вообще ничего не значит, если отсутствует ДЛЯ ЧЕГО; но и быть ответственным – это тоже еще не все без ПЕРЕД КЕМ» [6, с.250-256].

В заключение напомним небольшую историю из жизни Франкла. Когда-то его спросили, что бы он сделал и как бы себя повел, если бы ему удалось пообщаться с Гитлером после всех тех злодеяний, что тот совершил. Франкл ответил, что в разговоре с Гитлером он стал бы апеллировать к его совести. Нет, видимо, другой инстанции в человеке, которая бы могла стать лучшим навигатором в его жизни. Может быть, поэтому Франкл, говоря о воспитании детей, подчеркивал актуальность и важность развития у них способности слышать голос собственной совести и упражняться в том, чтобы следовать ему. Только совесть может помочь человеку прожить собственную жизнь осмысленно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: