В чем истина по Сократу

Поиск истины. Сократ

Поиск истины. Сократ

Софистам противостоит знаменитый греческий философ Сократ Афинский. В отличие от них, он считал, что истина, как солнце в небе, все освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и существует вне нас и независимо от наших желаний. Не мы ее придумали, и не нам ее отменять. Эта истина была до нас и будет всегда. Где бы ни жил и кем бы ни был человек, он не может не подчиняться ей. Как, например, всех людей, совершенно различных, объединяет то, что все они рождаются и умирают, радуются и печалятся, дышат и ощущают биение своего сердца, так же все мы едины и нет меж нами различий перед лицом одной истины, разлитой во всем, все освещающей и пульсирующей в каждой человеческой душе. Если кто-то и вздумает утверждать, что он не подчиняется ей, не признает ее, что у него своя индивидуальная истина, это будет самообманом, попыткой отвернуться от неизбежного. Невозможно никому из нас, считал Сократ, отказаться от этой общей для всех нас истины, как нельзя отказаться от того, например, что ты человек, как нельзя отказаться от собственных глаз, рук и ног, сердца и разума.

Что же это за истина? Где она? Чем является? Отвечая на эти вопросы, Сократ говорит, что было бы слишком самонадеянно кому-либо из смертных полагать, что он наверняка знает эту истину и точно может сказать, что она из себя представляет. Единственное, что мы можем утверждать, – это то, что истина такая есть. Но говорить, что она есть нечто определенное, всем известное, раз навсегда найденное и установленное, невозможно. Скорее даже наоборот, единственное, о чем мы знаем точно, – это о собственном незнании, о трудностях, которые встают перед нами при попытках что-либо познать. Поэтому одним из известнейших изречений Сократа было: «Я знаю, что ничего не знаю». Но наше незнание истины вовсе не означает, что ее нет. Мы просто не знаем, какая она, и насущной задачей каждого человека как раз и является поиск этой реально существующей, единой для всех, но не известной вполне истины.

Причем искать ее любой из нас должен самостоятельно, потому что ни один человек, каким бы уважаемым он ни был, не может точно знать, что есть истина, и на этом основании вести за собой других. А самостоятельный поиск всегда наполнен сомнениями, противоречиями и долгими размышлениями, но только таким способом – тернистым и многотрудным – человек может если не обрести истину, то хотя бы приблизиться к ней. Этот метод получил название эвристический(от греч. heurisko– «нахожу»). Философ, говорит Сократ, должен содействовать ищущему в его начинаниях: не предлагая готовых ответов, он всего лишь помогает ему сориентироваться в необъятной стихии мыслей и идей, в которую вступает желающий найти что-либо истинное. Поэтому сократический метод также является майевтикой(от греч. maieutike– «повивальный, то есть относящийся к помощи при родах»): философ оказывает помощь рождению истины, но его участие в этом отнюдь не решающее, так как она все же должна рождаться сама в душе и разуме человека.

Но будут ли люди заниматься поиском какой-то неведомой и далекой истины, если повседневная жизнь прекрасно понятна им и для нее совсем не требуется никаких особых раздумий? Допустим, человек зарабатывает достаточно денег, чтобы безбедно существовать, имеет почет и уважение в обществе, у него привычные занятия и уверенность в завтрашнем дне. Он утром идет на работу и неплохо выполняет свое дело, получая от этого немалое удовольствие, вечером возвращается к своему очагу, где ждет его наслаждение отдыхом. Чего же более? Зачем размышлять о смысле жизни, своем предназначении, о долге, добродетели и еще неизвестно о чем, если все и так достаточно хорошо? Обычное течение жизни уводит человека от этих мыслей, заслоняет их собой, тогда как они, быть может, и являются главными, а все повседневное – суета и вздор, иллюзия жизни, неподлинность существования. Сократ считал необходимым постоянно напоминать людям, что помимо привычных дел есть заботы высшего порядка, иначе мы окончательно погрязнем в земной рутине и напрочь забудем о настоящем, истинном и нетленном, тем самым потеряв право называться именем человека – существа разумного, а потому не могущего не размышлять о возвышенном и вечном. Он сравнивал себя с оводом, который больно жалит спокойно пасущуюся на лугу лошадь, не давая ей стоять на месте, медленно тучнеть, жиреть и пропадать зря. В своих беседах афинский мыслитель тонко подводил слушателей к пониманию того, что никто не может быть вполне доволен своей жизнью и самим собой, что нет пределов вопросам, сомнениям и стремлению к более совершенному. При этом он использовал приемы и методы, к которым часто прибегали софисты: ставил человека в мыслительное затруднение, озадачивал его противоречиями, заставлял усомниться в очевиднейшем и предположить невозможное. Только софистика ставила своей целью смутить человеческий ум, сбить его с толку, чтобы показать относительность и субъективность всего, Сократ же делал то же самое для того, чтобы через сомнения и мыслительные тупики подтолкнуть человека к поиску объективной и вечной истины.

Понятно, что такие его «приставания» далеко не всем были по душе. И как лошадь стремится прихлопнуть назойливого овода, так и афиняне решили избавиться от беспокойного философа, который своими вопросами «портил» людям беззаботную жизнь. Против Сократа организовали судебный процесс, обвинив его в нечестии, – будто бы он не почитает государственных богов, не уважает традиций и развращает юношество. Понятно, что он не делал ни того, ни другого, ни третьего, однако его осудили слишком жестоко: Сократ выпил чашу с ядом. После казни философа его сограждане тут же раскаялись и воздали ему всяческие почести, как, впрочем, всегда бывает в таких случаях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ПРАВО НА ПОИСК

ПРАВО НА ПОИСК Поиск и риск. Наука всегда стремилась и будет стремиться к точности. Но и это хорошее стремление не избежало метафизического преувеличения. Человеческому интеллекту в период его самоуверенной юности кажется, что все знание можно и нужно сделать абсолютно

Относительность философской истины и абсолютность истины христианской

Относительность философской истины и абсолютность истины христианской Каждый христианин знает, что философские истины, размышления и теории ни в коей мере не могут заменить истины христианской, ибо истины, которые открывает нам философия, относительны, а истина,

9. Правдоподобность и поиск истины

9. Правдоподобность и поиск истины Возьмем квадрат, представляющий класс всех высказываний, и разделим его на две равные подобласти — истинных высказываний (T) и ложных высказываний (F): Изменим теперь немного нашу диаграмму, собрав класс истинных высказываний вокруг

3.2. Поиск истины (Сократ)

3.2. Поиск истины (Сократ) Софистам противостоит знаменитый греческий философ Сократ Афинский. В отличие от них, он считал, что истина, как солнце в небе, все освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и существует вне нас и независимо от наших

Поиск индивидуального

Поиск индивидуального Несмотря на то, что все человеческие организмы устроены и функционируют очень похоже, у каждого из нас есть уникальные, личные потребности, поэтому ни одна система питания не оказывает одинакового воздействия на всех людей. Минимальная

Поиск любви

Поиск любви Индивидуализация и сопряженная с ней обратная связь являются полюсами нашего самосознания также и в любви. В социологии уже добрых два десятка лет ведется нелепый спор о преобладании ценности одного или другого полюса. Левые социологи очень радуются

Великий поиск

Великий поиск Реализация недуальных традиций бескомпромиссна: есть лишь Дух, есть лишь Бог, есть лишь Пустота во всем своем сияющем великолепии. Все добро и все зло, наилучшее и наихудшее, совершенное и вырождающееся — все это в отдельности и вместе взятое, в точности как

13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины)

13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины) Следующим вечером Враджанатх вновь пришел к святому Шри Рагхунатхе и сел под дерево бакула лицом к дому Шривасы. У пожилого бабаджи в сердце уже родилась отцовская любовь к

СОВЕТ И ПОИСК

СОВЕТ И ПОИСК Жил некогда один поэт. Он отправился к известному суфийскому мастеру и провел много месяцев в его собрании, но никто так и не обратил на него внимания.Когда поэт окончательно разочаровался в этом суфии, он испросил разрешения покинуть общество учителя, так

Поиск истины

Поиск истины Он преодолел очень длинный путь: тысячи миль на корабле и самолете. Он говорил только на родном языке и с огромнейшим трудом приспосабливался к этой новой и неспокойной окружающей действительности. Он был совершенно непривычен к этому виду питания и к этому

Поиск истины. Сократ

Поиск истины. Сократ Софистам противостоит знаменитый греческий философ Сократ Афинский. В отличие от них, он считал, что истина, как солнце в небе, все освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и существует вне нас и независимо от наших

Поиск

Поиск Юноша подошел к суфию, сидевшему на обочине, и спросил, нельзя ли ему у него учиться.— Учись,— ответил суфий.Весь день возле него останавливались путники и задавали вопросы о смысле жизни, о природе человеческого духа, о тайне смерти и бессмертия, о способах

Поиск истины (Сократ)

Софистам противостоит знаменитый греческий философ Сократ Афинский. В отличие от них, он считал, что истина, как солнце в небе, все освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и существует вне нас и независимо от наших желаний. Не мы ее придумали, и не нам ее отменять. Эта истина была до нас и будет всегда. Где бы ни жил и кем бы ни был человек, он не может не подчиняться ей.

Как, например, всех людей, совершенно различных, объединяет то, что все они рождаются и умирают, радуются и печалятся, дышат и ощущают биение своего сердца, так же все мы едины и нет меж нами различий перед лицом одной истины, разлитой во всем, все освещающей и пульсирующей в каждой человеческой душе. Если кто-то и вздумает утверждать, что он не подчиняется ей, не признает ее, что у него своя индивидуальная истина, это будет самообманом, попыткой отвернуться от неизбежного. Невозможно никому из нас, считал Сократ, отказаться от этой общей для всех нас истины, как нельзя отказаться от того, например, что ты человек, как нельзя отказаться от собственных глаз, рук и ног, сердца и разума.

Что же это за истина? Где она? Чем является? Отвечая на эти вопросы, Сократ говорит, что было бы слишком самонадеянно кому-либо из смертных полагать, что он наверняка знает эту истину и точно может сказать, что она из себя представляет. Единственное, что мы можем утверждать, – это то, что истина такая есть. Но говорить, что она есть нечто определенное, всем известное, раз навсегда найденное и установленное, невозможно. Скорее даже, наоборот, единственное, о чем мы знаем точно, – это о собственном незнании, о трудностях, которые встают перед нами при попытках что-либо познать. Поэтому одним из известнейших изречений Сократа было: «Я знаю, что ничего не знаю». Но наше незнание истины вовсе не означает, что ее нет. Мы просто не знаем, какая она, и насущной задачей каждого человека как раз и является поиск этой реально существующей, единой для всех, но не известной вполне истины.

Читайте также  Кто такой мелочный человек

Причем искать ее любой из нас должен самостоятельно, потому что ни один человек, каким бы уважаемым он ни был, не может точно знать, что есть истина, и на этом основании вести за собой других. А самостоятельный поиск всегда наполнен сомнениями, противоречиями и долгими размышлениями, но только таким способом – тернистым и многотрудным – человек может если не обрести истину, то хотя бы приблизиться к ней. Этот метод получил название эвристический(от греч. heurisko – нахожу). Философ, говорит Сократ, должен содействовать ищущему в его начинаниях: не предлагая готовых ответов, он всего лишь помогает ему сориентироваться в необъятной стихии мыслей и идей, в которую вступает желающий найти что-либо истинное. Поэтому сократический метод также является майевтикой(от греч. maieutikē – повивальный, т. е. относящийся к помощи при родах): философ оказывает помощь рождению истины, но его участие в этом отнюдь не решающее, так как она все же должна рождаться сама в душе и разуме человека.

Но будут ли люди заниматься поиском какой-то неведомой и далекой истины, если повседневная жизнь прекрасно понятна им и для нее совсем не требуется никаких особых раздумий? Допустим, человек зарабатывает достаточно денег, чтобы безбедно существовать, имеет почет и уважение в обществе, у него привычные занятия и уверенность в завтрашнем дне. Он утром идет на работу и неплохо выполняет свое дело, получая от этого немалое удовольствие, вечером возвращается к своему очагу, где ждет его наслаждение отдыхом. Чего же более? Зачем размышлять о смысле жизни, своем предназначении, о долге, добродетели и еще неизвестно о чем, если все и так достаточно хорошо? Обычное течение жизни уводит человека от этих мыслей, заслоняет их собой, тогда как они, быть может, и являются главными, а все повседневное – суета и вздор, иллюзия жизни, неподлинность существования. Сократ считал необходимым постоянно напоминать людям, что помимо привычных дел есть заботы высшего порядка, иначе мы окончательно погрязнем в земной рутине и напрочь забудем о настоящем, истинном и нетленном, тем самым потеряв право называться именем человека – существа разумного, а потому не могущего не размышлять о возвышенном и вечном. Он сравнивал себя с оводом, который больно жалит спокойно пасущуюся на лугу лошадь, не давая ей стоять на месте, медленно тучнеть, жиреть и пропадать зря. В своих беседах афинский мыслитель тонко подводил слушателей к пониманию того, что никто не может быть вполне доволен своей жизнью и самим собой, что нет пределов вопросам, сомнениям и стремлению к более совершенному. При этом он использовал приемы и методы, к которым часто прибегали софисты: ставил человека в мыслительное затруднение, озадачивал его противоречиями, заставлял усомниться в очевиднейшем и предположить невозможное. Только софистика ставила своей целью смутить человеческий ум, сбить его с толку, чтобы показать относительность и субъективность всего, Сократ же делал то же самое для того, чтобы через сомнения и мыслительные тупики подтолкнуть человека к поиску объективной и вечной истины.

Понятно, что такие его «приставания» далеко не всем были по душе. И как лошадь стремится прихлопнуть назойливого овода, так и афиняне решили избавиться от беспокойного философа, который своими вопросами «портил» людям беззаботную жизнь. Против Сократа организовали судебный процесс, обвинив его в нечестии, – будто бы он не почитает государственных богов, не уважает традиций и развращает юношество. Понятно, что он не делал ни того, ни другого, ни третьего, однако его осудили слишком жестоко: Сократ выпил чашу с ядом. После казни философа его сограждане тут же раскаялись и воздали ему всяческие почести, как, впрочем, всегда бывает в таких случаях.

Сократ и истина

Приветствую тебя мой, дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

Просматривая различные фильмы и сериалы, меня всегда поражают сцены, в которых герои выясняют свои отношения. Вернее то, КАК они выясняют.

Обычно это звучит следующим образом:

— Послушай, что я хочу тебе сказать.

— Нет, я ничего не хочу слышать. Уйди.

И люди расходятся, каждый при своем мнении, не поняв друг друга, не выслушав, затаив обиды и зло, для существования которых нет никакого основания.

А фильмы и сериалы – это отражение нашей действительности, того, как мы живем и как общаемся между собой.

Казалось бы, отнесись мы в свое время должным образом к изучению философии и, в частности, к трудам Сократа, многие из нас смогли бы избежать роковых ошибок в жизни. Ведь он еще в 4 веке до н.э. говорил, что средством достижения истины является диалог. Только в беседе (споре) можно придти к общему пониманию проблемы и, как следствие, к ее решению. И не важно, берешь ли ты кредит под залог недвижимости или выясняешь, кто сегодня будет выносить мусор.

Сократический метод нахождения истины или майевтика, заключается в обнаружении противоречий в речах его собеседника. Обнаружив эти противоречия, Сократ посредством диалога, т.е. в форме вопросов-ответов, старался привести эти противоречивые рассуждения к единому знаменателю – истине. Причем, до этой истины собеседник доходил сам. Но случалось и так, что эта истина не всегда была для него приятной.

Только отчетливость и ясность мысли могут привести к познанию истины. А познания – это главный постулат его философской мысли. Познание «естества» человека, первоисточника его поступков и дел, добра и зла, пороков и добродетели.

А далее мне хотелось бы рассказать, как Сократ «дошел до такой жизни» и что натолкнуло его на это умозаключение.

Будучи сам из бедной семьи, сыном каменотеса и повивальной бабки, тем не менее бедностью ума Сократ не отличался. И отец его нашел возможность отдать сына учиться в высшее училище. Училище это было тем учебным заведением, которое давало знания не только в области грамоты и письма, но и всех тех знаний, которыми греки уже владели на тот момент.

Получив образование и вернувшись в отчий дом, где он стал помогать отцу в его нелегком деле, Сократ вдруг понял, что его образование ему ничего-то и не дало, т.к. оно не смогло дать ответ на самый главный вопрос, которым должен озадачится каждый человек – «Как надо жить человеку».

И если до своего ученья, как считал Сократ, он знал, что хоть что-то знает, то после обретения знаний в училище, он понял, что он ничего не знает. И в доказательство приводит пример образ жизни богов, коих в Греции на тот момент было огромное множество.

Меня учили, говорил он, что боги создали людей и управляют ими. Если люди живут по их правилам, то боги их награждают, если их правила идут вразрез с божьими, то боги, соответственно, их наказывают. Но вся беда в том, что боги сами не знают, как правильно жить.

Вот, например, Афина – богиня мудрости, знаний, искусства и ремесел. Одна из самых почитаемых богинь, которая на поверку оказалась хитрой и жестокой. Взять хотя бы случай с Арахной, когда та превратила девушку в паука только за то, что она соткала ткань лучше, чем сама Афина.

Или Зевс. который на непокорных насылал молнию и как он обманывал свою жену. И так со всеми богами, которых почитали древние греки.

Значит получается, что боги только назывались богами, а жили они, как простые смертные с их грехами и пороками и научится чему-либо у них никак нельзя. И Сократ стал искать того единственного – праведного, который сможет научить, как правильно жить.

И этим Богом для него стала совесть!

Когда Сократ понял, что надо жить по совести, этим открытием он захотел поделиться и с другими.

Правда, вот парадокс, в семейной жизни он со своей женой так и не договорился. Жена его, как и все женщины, хотела жить в достатке и надеялась, что муж ее будет брать деньги за свои уроки. Но Сократу брать плату за свои знания совесть не позволяла. Ведь его совесть – это его Бог, а Бога надо слушаться.

Как часто бывает у людей, не достигших компромисса, жена его возненавидела и стала проклинать. Однажды дошло до того, что Ксантиппа (так звали жену Сократа) выбросила из окна ему на голову целый ушат арбузных корок. Но Сократ на это заметил, со свойственным ему философским подходом, что такая жена послана ему судьбой с тем, чтобы он мог закаливать свой характер и оттачивать ораторское мастерство.*

* по книге Толстого Л. Греческий учитель Сократ.

Ускользающая Истина — 1 Сократ

Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует
поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к
рассмотрению человека. Его деятельность открыла новое русло
в развитии античной философии. Википедия
Родился: 469 г. до н. э. в Алопеке
Умер: 399 г. до н. э., Афины 70 лет
Полное имя: Socrates
Супруга: Ксантиппа
Родители: Софрониск, Фенарет
Дети: Лампрокл, Менексен, Софрониск

Лучше совсем не помышлять об
отыскании каких бы то ни было истин,
чем делать это без всякого метода.
Рене Декарт

Поиск истины важнее, чем обладание
истиной.
Альберт Эйнштейн

Я взял эти изречения великих мыслителей современности, в качестве эпиграфа, чтобы направить, в первую очередь, себя в нужное русло рассуждений. Может быть, даже предостеречь и предупредить от того, что затея эта – с поиском истины – нет, не столь бесполезная, сколь тщетная и самонадеянная. Канун праздника, с подготовкой к нему, ожиданием его встречи – всегда радостнее, чем сам праздник. Я, это не к тому, что открытая нами или – нам, истина, вдруг, не столь порадует нас, а напротив – разочарует и огорчит; сколь к тому, что скорее всего, она «ускользнет» от нас, уйдя в глубину своей простоты, в которую мы не поверим. Может нам лучше оставаться, все же, детьми и верить, что Дед Мороз существует!

Сократ, пожалуй, был первым, кто, не столько разочаровал нас, сколько убедил в том, что истина не только непознаваема, глубока и бесконечна, но и управляет нами, желаем мы того или нет. Одно только вот это его, великое: «Я знаю, что ничего не знаю» — враз отобьет искать всякую истину, не то что «Абсолютную» — ну, раз уж Сократу неизвестно…! А по всей видимости, именно о ней он и говорил – именно говорил. Сократ не оставил после себя ни единой строки – он был твердо убежден в том, что всё написанное только ухудшает память. Все его мысли были записаны его учениками и последователями, главными из которых были Платон, Алкивиад, Ксенофонт, Евклид. Память, именно она и помогала ему в его софистских спорах и размышлениях с современниками – философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Но он не был чистым софистом – более нормального человека в своей разносторонности трудно было себе представить.

Читайте также  Как удалить группу в одноклассниках

Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Он глубоко изучил математику, физику, грамматику, музыку, поэзию и различные отрасли философской науки. Первоначальная цель всех стремлений Сократа сосредоточивалась на одной мысли – узнать ИСТИНУ. Одаренный от природы здравым, практическим умом, Сократ не мог удовлетвориться тогдашним направлением философии и тем ходом, которым шло её развитие от первого появления этой науки до перерождения в диалектику и софистику. Поставив главною целью своих философских исследований изучение законов нравственности и природы человека, Сократ занимался философией не для философии, как искусством для искусства, но старался «приблизить» её к действительной жизни, заставить служить ей, помогать и направлять её, делая жизнь краше и осмысленней. Направление деятельности Сократа внушило Цицерону следующие слова: «он первый, – говорит римский писатель, – свел философию с неба в города и жилища, внес ее в действительную жизнь людей, которых приучил размышлять о себе, отдавать себе отчет в своих действиях и намерениях, в добре и зле, и сознавать настоящую цель жизни». Разве мог кто другой, в те времена, так сказать о человеке, как сказал Сократ: «В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ – СОЛНЦЕ. ТОЛЬКО ДАЙТЕ ЕМУ СВЕТИТЬ».

Безусловно понимая, что истина существует в каждом предмете – живом или не живом, что она тем сложнее и бесконечнее, чем сложнее этот предмет, явление или объект, Сократ более тяготел к той истине, которой по сути своей является ИСТИНА ЖИЗНИ. Именно её загадкам и законам были посвящены все его рассуждения, споры и мысли.
«Сократ считал, что истина, как солнце в небе, все освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и существует вне нас и независимо от наших желаний. Не мы ее придумали, и не нам ее отменять. Эта истина была до нас и будет всегда. Где бы ни жил и кем бы ни был человек, он не может не подчиняться ей. Если кто-то и вздумает утверждать, что он не подчиняется ей, не признает ее, что у него своя индивидуальная истина, это будет самообманом, попыткой отвернуться от неизбежного. Невозможно никому из нас, считал Сократ, отказаться от этой общей для всех нас истины, как нельзя отказаться от того, например, что ты человек, как нельзя отказаться от собственных глаз, рук и ног, сердца и разума.
Что же это за истина? Где она? Чем является? Отвечая на эти вопросы, Сократ говорит, что было бы слишком самонадеянно кому-либо из смертных полагать, что он наверняка знает эту истину и точно может сказать, что она из себя представляет. Единственное, что мы можем утверждать, – это то, что истина такая есть. Но говорить, что она есть нечто определенное, всем известное, раз навсегда найденное и установленное, невозможно» (Википедия)

Вот главный тезис учения Сократа о Истине – здесь уже не только «ускользание» этой самой Истины в стремлении человека познать её, или хотя бы приблизиться к ней, сколько предупреждение, убеждение и даже установка: «Не моги! Прими, как должное!» Может быть он и прав – не по плечу это человеку, даже вооруженному современными знаниями. И потом — Зачем!? К чему знать её – может так проще и увереннее, с уверенностью в невозможность полностью познать её. Приблизиться – да! Познать полностью – нет! Как бесконечность, как Абсолютный ноль температуры, как Скорость света… — поставить и её в один ряд с этими недостижимостями и непостижимостями. Но, червячок-то, познания покоя не дает. Все смущает и смущает, даже возмущает одна только мысль: «Как же так!? Живем на Земле, уже не одну тысячу лет – а почему, с какой целью – своей ли, чужой? Каким законам и какой-такой Истине подчиняемся? Рабы мы или Хозяева на своей планете? Где грань между разумом и безумством. Вопросов так много – и на все из них не «захотел» отвечать Сократ!

Может вы сможете, уважаемый читатель – используя намёк Декарта о «методе» познания. Например: «от простого – к сложному». Мы можем многое сказать о истине домашних животных, кроющейся в их полезности для человека, в их предназначении. Многое «крутится» вокруг человека и претендуя тем самым, на критерий или хотя бы шаг к познанию истины всего того, что для человека.
А САМ ТО ЧЕЛОВЕК – ДЛЯ КОГО ИЛИ ЧЕГО.
Вот в чем вопрос, уважаемые.

Что такое майевтика и при чем тут Сократ

Майевтика — это универсальный инструмент для получения истинного знания и самопознания. Многие ученые-философы ломали головы, постигая проблемы мироздания и космоса. Ища ответы снаружи. Сократ пошел другим путем. Он решил обратиться внутрь. В глубины сознания человека. Предложил начинать менять мир с себя, а не с других. Поистине революционная точка зрения по тем временам.

А при чем тут майевтика? Попробуем разобраться. Начнём с того…

Кто такой Сократ

Афины. 469 год до нашей эры. Во время праздника фаргелии, проходившем в месяце фаргелионе (май-июнь), так и получившем свое название, Сократ появился на свет. Праздник проходил в честь бога Аполлона, олицетворяющего нравственную чистоту. Афиняне считали это торжество днем очищения и искупления. Последователи учения Сократа находят это символичным. Считают, что вся его жизнь тесно связана с культом нравственной чистоты.

Родители Сократа были бедными простыми людьми. Софрониск,отец Сократа, занимался ремеслом скульптора-каменотеса. Финарета, мама будущего философа, была повитухой. Повивальные бабки помогали младенцам появляться на свет, то есть были кем-то, вроде акушерок. Позднее Сократ будет считать, что недалеко ушел от матери.

Повивальное искусство философа тоже было призвано помогать “родам”. Только “роды” принимались не у женщин, а у мужчин. “Рождался” не младенец, а истина.

Юные годы Сократ провел подмастерьем в мастерской своего отца. Еще будучи мальчишкой, он уже выделялся нетипичной в те времена добротой, дружелюбием, достоинством и независимостью.

У Сократа был старший брат. Согласно действующему в Афинах закону, все имущество отца после его смерти полагалось старшему брату. Возможно именно это объясняет отсутствие склонности к накоплению материальных благ у мыслителя.

Юноша, с необычайно чистой душой привлек внимание Критона, одного из богачей Афинского полиса. Критон дал ему денег, чтобы будущий философ смог получить образование.

Благодаря этому Сократ смог овладеть типичным для того времени гимнастическим и мусическим, то есть духовным, образованием.

В 20 лет Сократ оказывается участником Пелопоннесской войны, где он прослыл храбрейшим из воинов.

Сократ дважды связывал себя узами брака. Хотя счастливой его семейную жизнь сложно назвать. Бедность на грани нищеты, слабый интерес к собственной семье. Вторая жена-Ксантиппа стала вечной героиней анекдотов в роли сварливой и докучливой скандалистки за свою любовь к прилюдному выяснению отношений. Однако, она подарила ему четырех детей. Была преданной своему мужу до самого конца.

Характерные особенности личности Сократа

  • Считал, что только в здоровом теле может быть по-настоящему сильный ум. Этим и обусловлено его стремление поддерживать хорошую физическую форму. Для этого он выполнял различные упражнения.
  • Сократ придерживался своего принципа умеренности в том числе и в еде. Он питался согласно определенной системы, исключающей излишества, но дающей все необходимые питательные микроэлементы. Существует мнение, что именно такой подход уберег его от эпидемии во времена Пелопоннесской войны.
  • Сократ ничего сам не записывал. Более того, он не одобрял письмена. Он считал, что они не развивают умственные способности, а скорее наоборот. Однако, его рассуждения были записаны учениками, в основном Платоном и Ксенофонтом.
  • В отличие от остальных греческих ученых, Сократ не интересовался вопросами мироздания, космоса, законов природы.
  • Тяга к знаниям была настолько сильна, что никакие расстояния не могли заставить его отказаться от дискуссий с мудрецами. Он проходил огромное количество километров одного лишь разговора ради.
  • Презрение к материальным благам находило выражение даже во внешнем виде философа. Сократ везде ходил босиком в ветхой одежде.
  • Несмотря на любовь к людям, Сократ прославился равнодушным отношением к собственной семье. Отцовская любовь и супружеская забота были не знакомы его домочадцам. Свободное время он предпочитал проводить со своими учениками или в прочих дискуссиях.
  • Сократ занимался со своими учениками на безвозмездной основе.

Признание

Сократ был тем, кто верит в то, что говорит, тем самым, привлекая все больше последователей.

Он мог быть порой излишне прямолинеен и резок в своих высказываниях. Публично осуждал сограждан за их пороки. Разумеется такое поведение способствовало появлению врагов.

Одним из оскорбленных оказался богатый и влиятельный демократ Анит. Уязвленное самолюбие сподвигло его на месть. Он обратился в суд с жалобой. Сократу предъявили обвинение в “развращении юношества и отрицании государственной религии”.

Сократ мужественно предстал перед судом. Великолепная речь философа воспроизведена в первом философском труде Платона “Апология Сократа” (“Защита Сократа”). Однако судьи были непоколебимы. Лишь добавил он масла в огонь, горько пошутив: “По заслугам моим я бы себе назначил вместо всякого наказания обед в Пританее” (Там устраивались роскошные застолья в честь особо значимых граждан).

Рассвирепевшие судьи предложили на выбор: смерть от яда или изгнание. Он посчитал, что сбежав, предаст все свои идеалы. Поэтому выбрал смерть. В день казни Сократ без промедлений осушил чашу с цикутой — смертельным ядом.

Вскоре жители Афин осознали свою ошибку и раскаялись в содеянном. Был объявлен траур, оклеветавших Сократа казнили. Афиняне хотели искупить вину, они воздвигли бронзовую статую в честь погибшего философа.

Это послужило хорошим уроком грекам. Они стали лояльнее относится к мыслителям.

Философия Сократа

Центральное место в философии Сократа занимает человек . Мысли философа блуждали в поисках ответов на несколько главных вопросов. Как человеку жить? В чем смысл жизни человека? Как и для чего необходимо познать истину?

Сократ считал, что все ответы на вопросы о трудностях человеческого бытия кроются внутри самого человека. Познай себя — такова цель философии Сократа.

Каким образом прийти к достижению поставленной цели — познанию себя? Для этого философ вводит понятие «внутренний голос». По учению Сократа это понятие тождественно совести. В свою очередь совесть является проводником души человека в мир богов, соединительной нитью к основам бытия. Для того, чтобы жить в мире со своей совестью человеку необходимо необходимо придерживаться нравственности и добродетели.

Читайте также  Где можно купить дракона в игре WoW ?

В основу добродетели Сократ ставил:

  • Сдержанность . То есть умение держать свои страсти под контролем, придерживаться чувства меры во всем.
  • Мужество . Означает смело смотреть в лицо опасности, преодолевать возникающие трудности.
  • Справедливость . Понимается как умение жить согласно божественным и людским законам.

Учение Сократа получило название «этическая философия».

Теоретические знания и практическая деятельность являются неделимыми для Сократа. Сократ активно пропагандировал добродетель и подкреплял слова поступками. Задачей мудрецов он считал не только культивирование благих поступков, но и побуждение на их свершения.

Диалектика Сократа

Наиболее важное значение Сократ придавал разработке метода познания истины. Основным инструментом для философствования он считал беседу. Беседы превращались в бурные дискуссии.

Каждая дискуссия стимулировала человека к пониманию того, что с каждым новым приобретенным знанием должно возникнуть еще больше вопросов. Прикладывание усилий в поисках знаний приведет человека к получению добродетели.

Его убеждение состоит в том, что если человек осознает, что такое добро и что есть зло, то он не будет совершать плохих поступков. Корень зла заключается в незнании. Что делает знание источником добродетели.

Получение истинного знания возможно только при комплексном и всестороннем рассмотрении предмета дискуссии. Для столь многогранного изучения вопроса необходимо прибегать к диалогу с аргументами и контраргументами. Оппоненты должны основательно отстаивать свои точки зрения. Такой подход познания истины получил название диалектика Сократа.

Диалектика Сократа представляет собой движущую силу сознания к пониманию и осознанию идей. Превращению их в знания.

Диалектика Сократа базируется на трех достаточно простых принципах:

  1. “Познай самого себя”. Поиск любой истины следует начинать с познания себя. Познание мироздания он относил к божественным знаниям, недоступным для полного понимания человеком. Считал, что уровень нравственной культуры всей нации зависит от степени самопознания каждого человека.
  2. “Я знаю, что ничего не знаю”. Познание абсолютной истины недостижимо. Каждая дискуссия лишь приближает к знанию. Такой подход был противопоставлен против всех мудрецов. Ведь каждый из них считал, что достиг абсолютного знания. Главная цель учения Сократа недостижима априори.
  3. “Добродетель — это знание”. Познание неизбежно приведет к добродетели.

Майевтика Сократа

Сократ всегда внимательно относился к аргументам оппонента. Его целью было найти слабые точки, противоречивость суждений, что в ответной речи могло посеять зерна сомнений. Отношение ко всему с иронией выступало двигателем этого подхода. Именно сомнение, ироничный взгляд на свое знание способно помочь в достижении истины.

“Только в споре способна родиться истина” — это и есть майевтика Сократа.

Майевтика — это инструмент диалектики, позволяющий приблизить оппонента к пониманию сути предмета путем задавания конкретных вопросов в определенной последовательности.

Последовательность дискуссии выглядит следующим образом:

  1. Потеря самонадеянности;
  2. Удивление и разочарование в своих знаниях, осознание и принятие своей неосведомленности;
  3. Осознание необходимости и потребности поиска истинного знания;
  4. Ответы на задаваемые вопросы;
  5. Рождение новых вопросов с каждым новым ответом;
  6. Рождение истины.

Сократ настаивал на том, что именно майевтика способствует появлению истинного знания. Он обращал внимание на то, что вопросы могут и должны быть заданы самому себе. Чаще всего именно ответы на такие вопросы и являются решающими.

Сократ: основоположник классической философии

«Я знаю только то, что ничего не знаю; но другие не знают и этого.»
Сократ

Сократ — самый знаменитый древнегреческий философ, считался мудрейшим человеком своего времени. Его фигура настолько значима, что периоды в истории философии делятся на «до» и «после» Сократа.

В поисках истины

Сократ был уверен, что истина, объективная, не зависимая от чьих-либо взглядов, существует и человек может ее постичь. В этом он противостоял софистам, которые пошатнули авторитет знания своими утверждениями, что все относительно. Философ называл истину своей возлюбленной и сравнивал с солнцем, которое освещает и согревает всех.

Смысл жизни, считал Сократ, заключается в поиске истины, все остальное не имеет значения. Свои взгляды он подтверждал образом жизни: его не интересовали деньги и почести, практически все свое время он проводил на улицах и площадях, где беседовал и спорил с людьми. Он был очень умерен в еде и носил ветхое рубище, при этом постоянно закалял свое тело долгими прогулками и упражнениями. У Сократа была жена — Ксантиппа, чей сварливый нрав вошел в историю. Когда его спрашивали, как он терпит рядом с собой женщину с таким дурным характером, он отвечал: «Хорошие наездники тренируются на горячих лошадях, я же, научившись ладить с ней, смогу иметь дело с любым человеком».

«В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить» (Сократ)

Человек всегда сомневается в том, что знает, и чем больше он узнаёт, тем сильнее его сомнения. Как же в такой ситуации можно познать истину? У каждого из нас, по мнению Сократа, есть помощник — даймон, дух-хранитель или внутренний голос, который подсказывает что истинно, а что нет.

Однажды Сократ шел по улице в окружении учеников. В какой-то момент он неожиданно остановился и свернул в переулок. На вопросы учеников, в чем дело, Сократ ответил, что так ему велел его даймон. Некоторые не поверили и остались на дороге, а через минуту их сбило с ног пробегавшее мимо стадо свиней. Вот так спорить с учителем!

«Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознаёт, что он уже достигает своей цели» (Сократ)

Софисты

Главными врагами Сократа были софисты, группа опытных ораторов, платных преподавателей красноречия в Афинах. Их иногда уподобляли коммерческим адвокатам — никому особо не нравилось то, что они делали, но и обойтись без их помощи было невозможно. Софисты были профессиональными спорщиками. С их точки зрения, все было относительно — источник истины в том, что все может быть оспорено. В Сократе эта могущественная клика обнаружила спорщика-любителя, который снова и снова доказывал, что их утверждения ложны.

Майевтика — «метод повивальной бабки»

Далеко не все сограждане Сократа относились к нему с любовью, ведь он постоянно затевал философские беседы, задавал странные вопросы и умел выставить своего собеседника, мягко скажем, не очень умным человеком. Но делал Сократ это не со зла, его целью было заставить людей задуматься о высоком, оторваться от повседневных проблем и приземленных мыслей. Сам себя философ сравнивал с оводом, который постоянно досаждает лошади, мешая ей полностью погрузиться в поедание травы.

Сократ считал, что узнать истину можно при помощи диалога, который должен состоять из двух частей. В отличие от софистов, которые затевали дискуссию, чтобы доказать свою правоту и показать умение жонглировать словами, Сократ стремился только к одному — найти истину.

Первую часть беседы Сократ называл иронией. Он задавал множество вопросов, рассматривая утверждение с разных сторон, в итоге человек начинал сомневаться в том, что он прав. Например, в одном из диалогов Сократа рассматривается утверждение: «Ложь — это плохо». После обсуждения обнаруживается, что иногда ложь — это хорошо (обман врага в бою).

Вторая часть беседы, майевтика, означает «рождение знания». Сократ называл это «методом повивальной бабки» — скорее всего, потому, что сам был сыном повитухи. Он считал, что истина уже находится в уме человека, ее нужно лишь извлечь оттуда, помочь ей родиться. После всех исправлений и уточнений создается правильное утверждение. Например: «Ложь — это плохо по отношению к друзьям, в том случае, если она им вредит».

«Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины» (Сократ)

Этика Сократа

Сократ, как и все античные философы, считал, что человек состоит из двух противоположных начал: души и тела. Душа стремится ввысь, к познанию блага, обретению мудрости и добродетели. Тело, напротив, направлено на достижение максимального комфорта, для него важно низменное и материальное. Так как два этих начала имеют разные цели, между ними неизбежен конфликт. Как же философ предлагал преодолеть это противоречие? Он считал, что мудрый человек будет заботиться о душе и отбросит потребности тела. Сам он так и поступал.

Философ был уверен, что, если человек умеет отличать добро от зла и понимает, что такое нравственность, он будет следовать по пути добродетели. Идеал в любом случае выше любых благ. Даже если следование идеалам будет угрожать жизни, мудрый человек сохранит верность своим взглядам.

Сам Сократ доказал верность идеалам. Его арестовали по обвинению в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Приговором была смерть, но исполнение отложили, и друзья Сократа подготовили побег. «Знаете ли вы место за пределами Аттики, куда нет доступа смерти?» — спросил философ и отказался бежать из тюрьмы. Он считал, что нравственный долг гражданина — соблюдать законы, принятые в обществе. И, следуя долгу, принял яд.

«Есть одно только благо — знание, и одно только зло — невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства — напротив, приносят лишь дурное» (Сократ)

Сократические диалоги: Мужество

Сократ хочет получить определение мужества, одной из категорий добродетели, поэтому он вступает в диалог с двумя афинскими военачальниками Лахетом и Никнем.

Лахет: Быть мужественным значит стойко сражаться.

Сократ: А как ты можешь быть мужественным, если ты не сражаешься?

Лахет: Мужество — это стойкость.

Сократ: Если мужество — одна из категорий добродетели, оно не может противоречить здравому смыслу. Иногда разумнее — и мужественнее — перестать держаться и уйти.

Никий: Мужество — умение понимать, чего страшиться и на что надеяться.

Сократ: Означает ли это, что животные тоже обладают мужеством? Может ли свинья быть храброй?

Никий: Нет, храбрость требует мудрости, свойственной очень немногим.

Сократ: Быть робким значит ожидать зла в будущем, преисполниться надежд — рассчитывать на добрые события в будущем. Если храбрость требует понимания будущего зла и добра, значит, оно невозможно без понимания добра в прошлом и настоящем. Твое определение — главное в познании добра и зла, и оно противоречит утверждению, что храбрость касается только понимания будущих событий. Поэтому это определение должно быть ложно.

Дискуссия заканчивается смятением ее участников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: