Театр как синтез всех искусств

Презентация по МХК на тему «Театр как синтез искусства»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Создал учитель русского языка и литературы, музыки, МХК МБОУ «Литвиненковская СШ» Белогорского района Республики Крым Ибадлаев Энвер Мемедляевич. Театр как синтез искусства. Путешествие в мир театра

Как и в жизни, в произведениях существует сюжет и конфликт. Театр не существует отдельно от жизни, поэтому если в драматическом сюжете есть экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, то эти элементы также присутствуют и в нашей жизни. Если человек понимает это, и понимает значение каждого «акта» драмы своей жизни для развития последующего «сюжета», то он может управлять своей жизнью так же, как и драматург, режиссёр управляют развитием спектакля или фильма.

Театральное искусство возникло давно, на заре человеческой культуры и развивалось вместе с жизнью самого человечества. Один из главных элементов театрального искусства-это игра. Сначала были игры и обряды первобытных народов.

Местом зарождения театрального искусства можно считать Древнюю Грецию.

«С высоты птичьего полёта амфитеатр выглядит очень маленьким, как муравейник.

На арене происходят гладиаторские бои. Публика в восторге. Она сидит и смотрит на это зрелище. Все кричат, топают ногами, хлопают в ладоши, «болеют» за гладиатора, который побеждает. Люди кричат ещё громче, они рады за победителя. Погода в это время замечательная: ни холодно, ни жарко. Дует свежий ветерок, но зрители не обращают на это внимание. Все, ни отрывая глаз, смотрят на арену. Представление подходит к концу. Все встают и уходят домой, чтобы отдохнуть, и завтра прийти смотреть гладиаторские бои снова».

А-актёр-деятельный, действующий. Вы знаете чем в театре занимается актёр? -Он играет роль, перевоплощается, как бы превращается в своего героя.

Первые актёры-скоморохи, комедианты устраивали свои представления прямо на улицах, площадях и ярмарках. Они шутили со зрителями, разыгрывали маленькие шутливые сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера.

Б-бенефис. В переводе с французского(польза). Бенефисная роль главная, блестящая, выигрышная, дающая возможность актёру блеснуть своим талантом. Каждый актёр стремится получить бенефисную роль.

В – внимание. Актёр, как на репетициях, так и на выступлениях, должен быть очень внимательным. Для чего это необходимо? Для того, чтобы всё замечать, быть в курсе событий, происходящих вокруг. Это необходимо для успешной актёрской игры.

Г – грим. Это подкрашивание лица. Искусство предания лицу внешности, необходимой актёру для исполнения роли.

Д – движение. Сценическое движение актёра на сцене включает в себя физическое развитие, работу с равновесием, работу с предметами, развивает гибкость, координацию движений, реакцию.

К-костюм театральный. Вы знаете, для чего актёру нужен костюм? Костюм является очень важным звеном работы актёра над ролью. Он помогает актёру ощутить и передать характер героя. В понятие «театральный костюм», входят все виды одежды, обувь, головные уборы и даже украшения

М-мимика. Движение лицевых мышц, изменение выражения лица. Мимика – это мысли чувства, передаваемые не словами, а движением лица, отражающие эмоциональное состояние человека.

П- пластика тела. Подспорьем в постижении актёрского мастерства, самоценное театральное искусство, а также элемент оздоровления.

Р-речь. У актёра театра должна быть хорошо развита речь.

С- сценическое воображение. У актёра должно быть хорошо развито воображение и фантазия. Для чего, как вы думаете? Для того, чтобы актёр мог вообразить, представить своего героя, свои действия и действия окружающих людей.

Т-театр. Слово театр греческого происхождения. Оно означает место для зрелища, да и само зрелище.

Театр оперы и балета

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии

Э — этюд театральный (небольшой спектакль)

Ссылки на просмотр фрагментов урока. Художественно-практическая деятельность учащихся. https://www.youtube.com/watch?v=cNG9L_K7zYA https://www.youtube.com/watch?v=_DCBv84OymU&t=0s&index=4&list=PLXzz0aMw44TJhF2Dc1BLyjvhKEp5AGg4V https://www.youtube.com/watch?v=_Il9bxpwRDo&t=0s&index=2&list=PLXzz0aMw44TJhF2Dc1BLyjvhKEp5AGg4V https://www.youtube.com/watch?v=mHMTGMJMKBM&t=0s&index=5&list=PLXzz0aMw44TJhF2Dc1BLyjvhKEp5AGg4V

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Ибадлаев Энвер МемедляевичНаписать 580 05.02.2019

Номер материала: ДБ-423224

  • ИЗО, МХК
  • 9 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.02.2019 542
    30.01.2019 315
    21.01.2019 2237
    21.01.2019 268
    31.10.2018 460
    23.10.2018 1476
    03.10.2018 304
    25.09.2018 194

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России в науке и образовании женщин больше, чем мужчин, но ученых степеней у них меньше

Время чтения: 1 минута

Стартовал Всероссийский конкурс «Лучшая столовая школы»

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Презентация по МХК по теме «Театр как синтез искусств»

Описание разработки

Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности, является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром, не обязательно может быть живой человек. Это может быть кукла управляемая человеком, или же предмет, которым управляет человек. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем

В настоящее время Саратовский академический театр оперы и балета обладает богатым, самобытным репертуаром. «Золотой фонд» составляет классика, постоянно обновляемая, сохраняющая современную художественную форму — «Хованщина» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Бал — маскарад», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» Дж. Верди. Не сходят со сцены оперные шедевры В. Моцарта («Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро»), Дж. Пуччини («Тоска»), Д. Россини («Севильский цирюльник») и классика балетного искусства — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» П. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Дон Кихот» Л. Минкуса и многие другие.

В 1803 году в Саратове на Дворянской улице (ныне ул. Сакко и Ванцетти) открылся первый публичный театр помещика Григория Васильевича Гладкова. В нем играли крепостные актеры.

С 1975 года по настоящее время главным дирижером театра является лауреат государственной премии, народный артист России Юрий Леонидович Кочнев.

С 1986 года театр ежегодно проводит Музыкальный Собиновский фестиваль, в настоящее время приобретшего статус «Международный».

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

ТЕАТР КАК СИНТЕЗ ИСКУССТВ

Учитель искусства МОУ «СОШ с.Сосновка Саратовского района саратовской области»

Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности, является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром, не обязательно может быть живой человек. Это может быть кукла управляемая человеком, или же предмет, которым управляет человек. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем

Саратовский академический театр оперы и балета

В 1803 году в Саратове на Дворянской улице (ныне ул. Сакко и Ванцетти) открылся первый публичный театр помещика Григория Васильевича Гладкова . В нем играли крепостные актеры.

С 1975 года по настоящее время главным дирижером театра является лауреат государственной премии, народный артист России Юрий Леонидович Кочнев.

С 1986 года театр ежегодно проводит Музыкальный Собиновский фестиваль, в настоящее время приобретшего статус «Международный».

В настоящее время Саратовский академический театр оперы и балета обладает богатым, самобытным репертуаром. «Золотой фонд» составляет классика, постоянно обновляемая, сохраняющая современную художественную форму — «Хованщина» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П.Чайковского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Бал — маскарад», «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» Дж. Верди. Не сходят со сцены оперные шедевры В. Моцарта («Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро»), Дж. Пуччини («Тоска»), Д. Россини («Севильский цирюльник») и классика балетного искусства — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» П. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Дон Кихот» Л. Минкуса и многие другие.

Саратовский академический театр оперы и балета

  • Главным элементом театрального зрелища является сценическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Театральный синтез искусств включает авторское содержание, режиссерское прочтение, актерское исполнение, с участием музыки, хореографии, художественного оформления. Театр объединяет самые различные жанры сценического искусства – будь то драма или балет, опера или пантомима.

Саратовский государственный академический театр имени И.А. Слонова

  • Саратовский государственный академический театр драмы имени И.А.Слонова был основан в 1803 году. Уже во второй половине ХIХ века Саратов считался не только культурной, но и театральной столицей Поволжья.
  • За последние годы академический театр драмы имени И.А. Слонова стал участником различных Всероссийских и Международных театральных фестивалей. История театра неразрывно связана с именем выдающегося артиста и организатора театрального дела Ивана Артемьевича Слонова (1882-1945). Именно он заложил основы знаменитой Саратовской театральной школы, которая многим обязана педагогическому мастерству ведущих артистов театра драмы разных поколений.
  • За последние годы академический театр драмы имени И.А. Слонова стал участником различных Всероссийских и Международных театральных фестивалей

Саратовский государственный академический театр имени И.А. Слонова

Сцена из спектакля «Женитьба» Актрисы Лариса Уварова, Любовь Воробьёва, Татьяна Родионова

Сцена из спектакля «Ночь ошибок» Актёры Андрей Казаков, Григорий Алексеев, Ольга Милованова, Игорь Баголей

Сцена из спектакля «Хлам» Актёры Тамара Джураева и Алиса Зыкина

Читайте также  Как найти объём товарооборота

Сцена из спектакля «Квартет» Актёры Людмила Гришина и Александр Галко

  • Театр не всегда был таким, каким мы его знаем теперь. За свою долгую историю он менялся не раз. Истоки Театрального искусства восходят к религиозным образам и карнавальным действиям, где и проявил себя синтез различных искусств. Как профессиональное искусство театр сложился в эпоху Европейского Возрождения, когда театр становится и зданием, где имеет место представление.

Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю.П. Киселева

ТЮЗ Киселева — уникальное явление Российской культуры. Это первый профессиональный детский театр, который открылся 4 октября 1918 года.

В настоящее время в афише театра более 40 спектаклей, и каждый год зрители видят до 10 премьер, среди них как постановки по произведениям российской и зарубежной классики, так и по современной драматургии. Ежегодно ТЮЗ Киселева дает до 470 спектаклей, которые посещают более 170 тысяч зрителей.

9 класс Искусство Урок. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Театр. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемСтепан Лексин

Похожие презентации

Презентация на тему: » 9 класс Искусство Урок. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Театр.» — Транскрипт:

1 9 класс Искусство Урок. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Театр.

3 Теа́тр (греч. место для зрелищ, затем зрелище зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр

4 История театра Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, он предполагает не только коллективные усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.

5 Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны. Античный театр Древнегреческий театр родился из мистерий, (совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые). Зачастую представляли собой театрализованные представления, посвященными богам покровителям земледелия, в первую очередь Дионису: в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово « трагедия » (буквально «песнь козлов») Посвящение в дионисийские таинства. Фреска виллы Мистерий, Помпеи.

6 В те времена существовали пьесы только двух жанров трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках и на котурнах. Декораций не было. Женщины не всегда и не везде допускались на представления, особенно на комедию, и сидели, как правило, отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме позорной. Котурны

8 Знаменитые драматурги того времени: Эсхил, Софокл, Еврипид, которых называют отцами греческой трагедии, Аристофан отец комедии. В Риме можно отметить Плавта комедиографа и Сенеку, который обрабатывал произведения Еврипида. Эсхил Софокл Еврипид Аристофан Плавт Сенека

9 Европейский театр Средневековье После падения Римской империи античный театр был забыт: ранние идеологи христианства осуждали лицедейство, и не только актёры, музыканты и «плясуны», но и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин. Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников инсценировок церковных служб. Английский средневековый театр, гравюра 19 века

10 Эпоха Ренессанса Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где дольше, чем в других странах, существовала литургическая драма и относительно поздно, лишь в середине XV века, появился итальянский аналог мистерий. Во Флоренции тексты для этих представлений писали крупные поэты- гуманисты Фео Белькари, Луиджи Пульчи и сам Лоренцо Медичи. Увлечённые античной литературой и философией гуманисты поначалу прививали, насколько это было возможно, античный дух священным представлениям, вплоть до использования в мистериях языческих сюжетов, в частности мифа об Орфее. Итальянская комедия. XVI век Луиджи Пульчи Лоренцо Медичи

11 В эпоху Ренессанса в Италии зародились также опера и балет. Вначале в мистериях появилась эпизодически вводимая музыка, позднее музыка стала сопровождать всё действие. В середине 16 века были популярны пасторали, которые сопровождались хоровым пением. В конце 16 века появились произведения с одноголосым пением (монодия). В 1637 году в Венеции был открыт первый оперный театр. Первыми оперными композиторами были Якопо Пери, Клаудио Монтеверди. Клаудио Монтеверди Якопо Пери

12 Первые балеты ставились при дворе для развлечения придворной знати. Хореография была создана на основе придворных танцев Первые балеты включали не только танцы, но и разговоры и элементы драмы. Постепенно танец вытеснил из балета элементы драмы. Во Франции балет сформировался как отдельный жанр. Балетные представления теперь давали не только при дворе, но и в театрах. Дворяне, включая Людовика 14-го, исполняли в балете роли разной важности.

13 В России театр родился поздно лишь во второй половине XVII века. Однако в православной церкви были приняты инсценировки отдельных служб Пещное действо и Шествие на осляти. Эти обряды совершались не позднее, чем с начала XVI столетия Скоморошество, зародившееся ещё в XI веке, жестко осуждалось Церковью и было официально запрещено в 1648 году указом Алексея Михайловича. В. Г. Шварц. «Шествие на осляти». ( Праздник Вербного воскресения) Театр в Россию был импортирован из Западной Европы. В 1672 году был создан первый придворный театр Ф. Н. Рисс. Скоморохи в деревне. 1857

14 Понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник- сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители

15 Виды театра Драматический театр В отличие от других видов театра постановки драматического театра основаны на литературных драматических произведениях. К драматической литературе относятся драма, комедия, трагедия, трагикомедия, мистерия, водевиль, фарс, мелодрама. Нижегородский драматический театр

16 Опера Опера вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой вокальной и оркестровой. В опере объединяется сольное и хоровое пение, различного рода ансамбли, симфонический оркестр, декорации и костюмы а также балетные сцены. Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах.

17 Балет Балет в театре это красивое представление без слов, танцуют в пуантах.

18 Пантомима Пантомима искусство создания художественного образа с помощью мимики и пластики человеческого тела, без использования слов. Пантомима зародилась в Древней Греции, где была частью репертуара мимов.

20 Театр кукол одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами). Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами.

21 Среди театров кукол различают три основных типа: Театр верховых кукол (перчаточных, тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

22 Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

23 Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод

24 Выучить историю театра Театры Нижнего Новгорода. Составить небольшое сообщение об одном из театров Нижнего Новгорода и представить в виде презентации.

25 В Нижнем Новгороде работают 14 театров. Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького Нижегородский государственный академический театр кукол Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина Нижегородский государственный театр юного зрителя Нижегородский Камерный театр оперы и музыкальной комедии им. В. Т. Степанова Нижегородский театр «Комедія» Детский театр Вера Театр музыкально-пластической драмы «Преображение» Театр «Пиано» Театр одновременной игры «Zоопарк» Кулинарный театр «Театр со вкусом» Учебный театр театрального училища им. Е.А. Евстигнеева Народный театр ДК профсоюзов им. Я.М. Свердлова Народный драматический театр ДК «ГАЗ» ТЕАТРЫ Нижнего Новгорода

Синтез искусств в театре, кино, музыке. Синтез искусств в православном храме

Человеческой природе свойственно отражать реальность в виде художественных образов. Это осмысление принимает самые разнообразные формы, и ученые-культурологи различают несколько сотен видов искусства. Объективен процесс их взаимовлияния и взаимодействия для усиления художественного эффекта. Объединение, синтез искусств в театре, например, — яркий пример этого явления.

Ещё одним примером решения единой образной задачи может быть духовное воздействие на человека при посещении им православного храма.

Определение

Синтез (греч. syn — вместе, tithemi – помещаю) – объединение, сочетание. В сфере эстетического освоения мира это означает не просто создание художественного произведения средствами различных видов искусства, это не означает простую сумму усилий людей из разных творческих отраслей. Признаки истинно синтетического арт-проекта — единство замысла и стиля, целостность созданного образа, общая направленность воздействия на зрителя и слушателя.

От специализации к взаимодействию

Развитие искусств шло от первобытного обряда, включающего пляски и пение (хореографию и музыку), роспись тел и масок (изобразительное искусство), ритуальные идолы и статуэтки (скульптура). Затем последовало разделение на отдельные виды. В античности сложилась стройная система деления искусств по видам и направлениям (всем памятны девять муз, живущих на Олимпе). В эпоху Возрождения произведения живописцев и скульпторов приобрели особую самоценность. Но синтез искусств в музыке, в театре известен с древних времён.

Значение отдельного вида искусства для создания единого художественного образа может сильно отличаться. Синтез искусств в театре, кино, например, подразумевает доминирующую роль актёра, особый вес драматической составляющей. В других сферах культуры ситуация иная. В готическом соборе функция организации пространства, свойственная «чистой» архитектуре, выполняется зачастую средствами скульптуры и декоративно-прикладного искусства, и значение их одинаково.

Читайте также  Как найти свою старую страницу

Примеры взаимодействия искусств

В литературе, живописи, в музыке всегда существовали произведения большой художественной силы, построенные на законах, действующих в только в данных видах творчества. Но немало шедевров родилось на стыке разных направлений искусства. Книжная иллюстрация, искусство Книги – продукт такого явления. Решая проблему изобразительного воплощения литературных героев, основных событий фабулы повествования, иллюстратор должен иметь в виду целостность восприятия всего оформления книги, единства всех составляющих: обложки, шрифта, заставок. Только тогда результат писательского труда вызовет нужный отклик в душе читателя.

Важное место в культуре любого народа занимает музыка. Синтез искусств в музыке постоянно развивается. Выразительные средства звуковых сочетаний довольно абстрактны, но в соединении с литературой, с поэзией достигается конкретность и смысловое значение, не свойственные миру музыки. Продукт такого синтеза – песня, опера – обрел черты отдельного вида искусства, и его популярность не имеет границ во времени и пространстве. От религиозных песнопений, баллад бродячих музыкантов до грандиозных шоу эстрадных и рок-звезд и впечатляющих постановок на огромных сценических площадках мира – такова эволюция жанра.

Формы содружества искусств

Одной из форм творческого взаимодействия специалистов из смежных областей является синтез пластических искусств. Особенно характерен синтез искусств в архитектуре. В ходе исторического развития степень взаимопроникновения зодчества, скульптуры, живописи, прикладного искусства и дизайна менялась. В древнеегипетских храмах и в дворцах эпохи Возрождения различен масштаб влияния на входящего скульптур, живописных полотен и росписи, мебели и утвари. Но всегда основа – архитектурное сооружение, носитель общей образной идеи. В данном случае синтезируемые искусства сохраняют относительную самостоятельность.

Но иногда архитектура имеет характер истинно синтетического искусства. Готические соборы, дворцы в стиле рококо, здания мастеров эпохи арт-нуво и модерна – яркий образец единства пространства и предметной среды обитания. Скульптура, живопись, резьба, мебель – ничего нельзя изъять без ущерба для единого художественного образа.

Другим примером художественного взаимодействия стал синтез искусств в театре. Как и кино, театр имеет пространственно-временной характер и обладает истинно синтетической сутью. Задача режиссера драматического или оперного спектакля, используя возможности разнообразных художественных средств, воздействуя на все органы чувств зрителя, создать зрелище с единым творческим посылом. Драматург, композитор, актер, художник по декорациям, художник по костюмам, художник по свету – каждый из них вносит свой вклад в создание спектакля в соответствии со своим талантом в отдельной отрасли искусства.

Гиперсинтетическое искусство

Кино и телевидение выдают продукт, являющийся плодом усилий множества людей. Визуальный образ, звуковой ряд, смысловое наполнение – всё имеет огромное значение. Автором фильма обычно называют режиссёра, но эта профессия подразумевает знания и умения из разных областей искусства.

Специфика технологии производства фильма влияет на методы работы художника и композитора, декоратора и актёра. Но это лишь усиливает взаимосвязь разных видов творчества в кинопроцессе, где главное – единая эстетическая и художественная программа. Синтез искусств в кино и телевидении – необходимый фактор для выполнения этой программы.

Архитектура православного храма

Здания религиозного назначения всегда воздвигались с участием мастеров самых разных специальностей. Синтез искусств в храме – органичная составляющая в стремлении добиться нужного воздействия на верующих.

Главная роль в формировании образа божьего храма принадлежит архитектуре. Взятая из византийских традиций, конструктивная и планировочная схема крестово-купольного русского православного храма складывалась в течение многих веков. Архитектурная составляющая организации внутреннего пространства служит подчеркиванию связи двух миров – духовного и материального. Строго регламентируемое расположение строения, его планировка подчинены движению с запада на восток и снизу вверх. Алтарь и купол символизируют небо и его обитателей и служат ориентирами для этого движения: при движении от входа, расположенного на западе, на восток – к алтарю, перед верующими потолок раскрывается к куполу.

Сильному воздействию на души верующих служит синтез искусств в православном храме: переплетение архитектуры и живописи, архитектуры и богатого церковного убранства. Расположение икон, элементов росписи стен, потолка, купола – всё это тесно связано с общей архитектурной концепцией и одновременно глубоко символично. Иконостас, состоящий обычно из нескольких ярусов, с Царскими Вратами посередине, амвон, клирос — всё богато украшено резьбой и росписью, выполненными лучшими мастерами. Церкви всегда строили, не жалея ни сил, ни средств, ведь храм – дом бога.

Гармония и стремление к богу

Храмовая архитектура – важная, но не единственная составляющая сильного душевного воздействия на верующих. Процесс православного богослужения проходит по правилам, схожим с законами некоторых зрелищных видов искусства. Это также синтез искусств. В православном храме проводятся ежедневные и торжественные праздничные службы, регламентируемые строгими канонами. Плавные величавые движения участников церемонии, сопровождаемые пением и чтением божественных текстов, одежды священников, свечи – все имеет символический смысл и ставит целью гармоническое сочетание со всей атмосферой храма, подчеркивание стремления к духовному, к высшим силам.

Храм — единая православная модель мироздания. И синтез искусств в храме — средство выражения красоты, благолепия, величия, гармонии мира.

Время большого синтеза

Современное искусство тяготеет к обобщениям и многогранности. Синтез искусств в театре, кино делает их созвучными времени. Взаимопроникновение и взаимовлияние разных видов творчества очевидно.

Настоящим апофеозом синтетического искусства являются зрелища, посвященные важным общественным событиям. Открытие и закрытие Олимпийских игр – не просто официальные церемонии, проводимые организаторами, а грандиозные шоу, которые видит огромное число жителей планеты. В них участвуют лучшие представители театра, кино, музыки, хореографии. Визуальный ряд создается художниками, специалистами компьютерной графики. Это современный синтез искусств. И у всех одна цель – рассказать о стране-хозяйке игр, выразить радость от общения молодых людей со всех уголков Земли.

Масштаб и многогранность

Мир меняется стремительно, как и взгляд художника на него. Лучше понять окружающее, разглядеть мельчайшие детали, соединить их в общую картину мироздания и поделиться новыми знаниями помогает человеку-творцу весь арсенал культуры. Расширить его призван синтез искусств в театре, кино, телевидении, архитектуре.

Театральное искусство: художественный синтез.

Человек обращается к театру как к отражению своей совести, души своей — он узнает в театре самого себя, свое время и жизнь свою. Театр открывает перед ним удивительные возможности духовно-нравственного самопознания. И пусть театр, по эстетической природе своей, искусство условное, как и другие искусства, на сцене возникает перед зрителем не сама реальная действительность, а только ее художественное отражение. Но в отражении том столько правды, что она воспринимается во всей своей безусловности, как самая доподлинная, истинная жизнь. Зритель признает высшую реальность существования сценических героев.

А в театре, в оживленном сообществе людей, собравшихся на сценическое представление, возможно все: смех и слезы, горе и радость, нескрываемое негодование и буйный восторг, печаль и счастье, ирония и недоверие, презрение и сочувствие, настороженная тишина и громогласное одобрение, — словом, все богатства эмоциональных проявлений и потрясений души человеческой. Не потому ли и не сопоставимо ни с чем столь непосредственное, душевно открытое восприятие театрального действия? Оно несопоставимо с творчеством писателя. Его книга — уже законченное литературное произведение, и принимать ее следует такой, какая она есть, какой вышла из-под пера автора, не считаясь с тем, из века в век. Оно несопоставимо и с творчеством художника. Eго картина, его гравюра или акварель — тоже уже законченный процесс творчества. Художник может экспонировать их на выставке, в картинной галерее, художественном музее, может продавать их и дарит или хранить у себя в мастерской.

В отличие же от литературы, от живописи, скульптуры пришедший в театр зритель становится не созидателем уже созданного, а непосредственным соучастником творчества. Он активно вовлечен театром живой и волнующий процесс самого создания сценического произведения — спектакля. Ведь спектакль начинает жить только с того самого мгновения, когда раскрывается перед зрителем театральный занавес. И перестает существовать, когда занавес закрывается, когда пустеет зрительный зал, и потухают театральны огни.

Хороший спектакль надолго сохраняется в театральном репертуаре. Но всякий раз, при каждой новой встрече со зрителем он заново возникает, заново рождается. А потом, как и положено, его не станет: артисты разойдутся по домам, со сцены уберут декорации, унесут реквизит и бутафорию, и на опустевшей сцене от спектакля, который только что так волновал и трогал зрителя, ничего не останется.

Но сколько бы ни прошло после того времени, день, обозначенный на театральной афише, он возникнет, как не однажды возникал и ранее. Между сценой и зрительным залом опять возгорится чудесный огонь взаимосвязи души и мысли. И накал этого эмоционального, духовного взаимообмена непременно скажется и на актерском исполнении, и на всей атмосфере зрительного зала.

В последующие дни, недели и месяцы все повторится снова и снова. Но постоянно повторяемый спектакль не будет одним и тем же. Всякий раз, в зависимости от сегодняшнего внутреннего состояния зрительного зала, от сегодняшнего душевного настроя актеров и от множества других причин и обстоятельств, способных повышать или же снижать эмоциональный тонус творчества, он чем-то будет отличаться.

Один и тот же спектакль может идти при удивительно горячем, взволнованном восприятии зрительного зала, при праздничном воодушевлении актеров, импровизационном блеске их мастерства. И он же может пройти уныло, при неожиданном зрительском равнодушии, без всякого подъема, словно кто-то подменил актеров, только еще вчера с таким воодушевлением выступавших в том же самом спектакле, в тех же самых ролях.

Искусство театра, в отличие от других искусств, живое искусство. Оно возникает лишь в час встречи со зрителем. Оно основано на непременном»»‘ эмоциональном, духовном контакте сцены и зрительного зала. Нет этого контакта — значит, нет и живущего по своим эстетическим закономерностям спектакля.

Великая мука для актера выступать перед пустым залом, без единого зрителя. Такое состояние равносильно для него пребыванию в замкнутом от всего мира пространстве. В час спектакля душа актера устремлена к зрителю, точно так же, как душа зрителя обращена к актеру. Искусство театра живет, дышит, волнует и захватывает зрителя в те счастливые мгновения, когда по незримым проводам высоковольтных передач происходит активный обмен двух духовных энергий, взаимоустремленных одна к другой, — от актера к зрителю, от зрителя к актеру.

Читая книгу, стоя перед живописным полотном, читатель, зритель не видят писателя, живописца. И только в театре человек глаза в глаза встречается с творящим художником, встречается с ним в момент творчества. Он угадывает возникновение и движение его сердца, вместе с ним живет всеми перипетий-ми происходивших на сцене событий.

Читайте также  Секреты настоящей лазаньи

Такое сопереживание — высокая радость, даруемая человеку театром. Оно-то и таит в себе ту властную, магнетическую силу, что испокон веков влечет человека в театр.

Читатель в одиночестве, наедине с заветной книгой, может пережить волнующие, счастливые мгновения. А театр не оставляет своего зрителя в одиночестве. В театре все зиждется на активном эмоциональном взаимообщении тех, кто создает в этот вечер на сцене художественное произведение, и тех, для кого оно создается.

Зритель приходит на театральное представление не как сторонний наблюдатель. Он не может не выражать своего отношения к тому, что происходит на сцене. Взрыв одобрительных аплодисментов, веселый смех, напряженная, ничем не нарушаемая тишина вздох облегчения, безмолвное негодование — в богатейшем многообразии проявляется зрительское соучастие в процессе сценического действия. В театре воз никает праздничная атмосфера, когда такое соучастие такое сопереживание достигают самого высокого накала.

Вот что значит театр в жизни человека! Вот что значит живое его искусство. Искусство, в котором слышится биение человеческого сердца, чутко улавливаются тончайшие движения души и ума, в котором заключен весь мир человеческих чувствований и мыслей, надежд» мечтаний, желаний, нравственных обретений. Искусство театра — искусство чудесного общения души с душою, сердца с сердцем. Вот что значит театр в жизни человека!

Художественный синтез. Синтез искусств — органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «синтез искусств» подразумевает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общее участие в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать многоплановость, многогранность развитию художественной идеи, оказывать на человека многостороннее эмоциональное воздействие. В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, к архитектурно-художественному синтезу, в котором живопись и скульптура, выполняя и собственные задачи, расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно-пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство, а также и станковые художественные произведения (картины, статуи и т. п.). Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура, подчиняющая себе скульптуру и живопись). Всеобщее значение может приобрести и качество, обычно присущее одному из искусств (например, «архитектоничность» пластических искусств в классицизме, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в искусстве барокко и др.). Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики и барокко), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (в сооружениях XX века). Синтез — объединение различных элементов целого. Подобное объединение (в краткой формуле, синтетической картине) требует умственной активности, сравнивающей, объединяющей и сплавляющей идеи в одну новую идею, более простую и более ясную. В логике синтетические суждения (в которых предикат добавляет чтото новое к понятию субъекта: например, («любое тело имеет вес») противопоставляют аналитическим суждениям («любое тело протяженно»: понятие протяженности уже включено в понятие материального тела). Анализ акта синтеза, свойственного человеческому познанию, провел Кант в «Критике чистого разума». это акт, с помощью которого воображение связывает умственное понятие с чувственной интуицией – актуализацией понятия в пространстве и времени. У Гегеля диалектический синтез – это слияние тезиса и антитезиса в высшей реальности.

Экранизация лит произв.

Литература дала кинематографу:

сюжетное построение фильма, то есть сценарий.

подтолкнула кино к ракурсному видению человека или события. (Принцип ракурсного видения).

кроме того, принцип монтажного построения.

Разница между кино и литературой такова: образы в литературе умозрительные, а в кино зрительно-словесные.

Театр дал кинематографу:

опыт построения объёмных декораций.

систему и методику разводки актёров при постановке тех или иных мизансцен.

метод подбора актёров на роль.

Киноискусство включает драматургические, языковые, музыкальные, живописно-пластические элементы, игру актёров. Киноискусство не дублирует и не заменяет театр, литературу, музыку, или живопись, а перерабатывает их опыт в соответствии с особенностями экранного творчества. Появление новых технических средств аудиовизуальной коммуникации не приводит к вытеснению и гибели киноискусства, а расширяет сферу художественного творчества, а также предоставляет новые возможности.

Экранизация литературных произведений сегодня является очень популярной, так как именно уже созданные шедевры нередко становятся прекрасным сюжетом для кинофильма. Несмотря на то, что сегодня довольно часто можно увидеть экранизации античных мифов, народных преданий, комиксов, компьютерных игр, литературные произведения все еще представляют для режиссеров наибольший интерес.

Чаще всего экранизируют классические литературные произведения известных авторов, которые уже давно обрели широкую популярность у читателей. С одной стороны, известность автора и текста дает возможность привлечь к фильму как можно большее внимание зрителей – даже если кино не представляет никакой художественной ценности, его придут посмотреть как минимум почитатели творчества автора, по мотивам рассказа или романа которого была снята кинолента.

С другой же стороны, экранизация таких произведений, как Преступление и наказание, Мастер и Маргарита требует таланта и серьезных средств. Чем серьезнее и талантливее первоначальный текст, тем более качественным должно быть кино. В противном случае зрители его вряд ли воспримут хорошо. Большая сложность состоит и в том, что известные произведения уже неоднократно экранизировали, поэтому так или иначе киноленту будут сравнивать с предыдущими и если она проиграет им по тем или иным параметрам (игра актеров, режиссерская постановка и т.д.), то это может стать настоящим провалом.

Театр — искусство синтетическое. Актер — носитель специфики театра

В самой тесной связи с коллективным началом в театральном искусстве находится другая специфическая особенность театра — его синтетическая природа. Театр — синтез многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. К ним принадлежат литература, живопись, архитектура, музыка, вокальное искусство, искусство танца и т. д.

Но в числе этих искусств находится одно такое, которое принадлежит только театру. Это — искусство актера. Актер неотделим от театра, и театр неотделим от актера. Вот почему мы и можем сказать, что актер — носитель специфики театра.

Синтез искусств в театре — их органическое соединение в спектакле — возможен только в том случае, если каждое из этих искусств будет выполнять определенную театральную функцию. При выполнении этой театральной функции произведение любого из искусств приобретает новое для него, театральное качество. Ибо театральная живопись не то же самое, что просто живопись, театральная музыка не то же самое, что просто музыка, и т. д. Только актерское искусство театрально по своей природе. Разумеется, значение пьесы для спектакля несоизмеримо, например, со значением декорации. Декорация призвана выполнять вспомогательную роль, тогда как пьеса — это идейно-художественная первооснова будущего спектакля. И все же пьеса — не то же самое, что роман, повесть или поэма, хотя бы и написанная в форме диалога.

В чем же наиболее существенное (в интересующем нас смысле) отличие пьесы от поэмы, декорации от картины, сценической конструкции от архитектурной постройки?

Поэма, картина имеют самостоятельное значение. Поэт, живописец обращаются непосредственно к читателю или зрителю. Автор пьесы как произведения литературы тоже может обратиться к своему читателю непосредственно, но только вне театра . В театре же и драматург, и режиссер, и декоратор, и музыкант говорят со зрителем через актера или в связи с актером .

В самом деле, разве звучащее со сцены слово драматурга, которое актер не наполнил жизнью, не сделал своим словом, воспринимается как живое? Может ли формально выполненное указание режиссера или предложенная режиссером, но не пережитая актером мизансцена оказаться убедительной для зрителя? Конечно, нет.

А как обстоит дело с декоративным оформлением и музыкой?

Представьте себе, что начинается спектакль. Раскрывается занавес, и, хотя на сцене нет ни одного актера, зрительный зал бурно аплодирует великолепной декорации, созданной художником. Но вот выходят действующие лица, возникает диалог. И по мере того, как развертывается действие, внутри нас постепенно нарастает глухое раздражение против декорации, которой вы только что восхищались. Вы чувствуете, что она отвлекает от сценического действия, мешает воспринимать актерскую игру. Вы начинаете понимать, что между декорацией и актерской игрой есть какой-то внутренний конфликт: либо актеры ведут себя не так, как нужно себя вести в условиях, связанных с данной декорацией, либо декорация неправильно характеризует место действия. Одно с другим не согласуется, нет синтеза искусств, без которого нет театра.

Бывает, что публика, восторженно встретившая ту или иную декорацию в начале акта, бранит ее, когда действие кончилось. Это означает, что публика положительно оценила работу художника безотносительно к данному спектаклю, как произведение искусства живописи , но не приняла ее как театральную декорацию, как элемент спектакля . То есть декорация не выполнила своей театральной функции. Чтобы выполнить ее, декорация должна отразиться в актерской игре, в поведении действующих лиц. Если художник повесит в глубине сцены великолепный задник, изображающий море, а актеры будут вести себя так, будто они находятся в комнате, а не на морском берегу, задник останется мертвым.

Любая часть декорации, любой предмет, помещенный на сцене, но не оживленный выраженным через действие отношением к нему актера, остается мертвым и должен быть удален. Любой звук, прозвучавший по воле режиссера или музыканта, но никак не воспринятый актером и не отразившийся в его сценическом поведении, должен умолкнуть, ибо такой звук не приобрел театрального качества.

Театральное бытие всему, что находится на сцене, сообщает актер.

Все, что создается в театре в расчете на то, чтобы выявить полноту своей жизни через актера, театрально. Все, что претендует на самостоятельное значение, на самодовлеющее бытие, антитеатрально.

Полная самостоятельность произведения или расчет на актера в его интерпретации — вот признак, по которому мы отличаем пьесу от поэмы или повести, декорацию — от картины, сценическую конструкцию — от архитектурного сооружения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: