Татарский народный костюм

Особенности татарского национального костюма

Одежда — это тот атрибут, по которому в первую очередь идентифицируют человека и относят его к определённой национальности, религии, профессии.

Традиционный костюм всегда был отличительной чертой определённой нации или народности. Хотя отличий в стиле одежды современных европейцев и азиатов практически нет, традиционный костюм по-прежнему остаётся предметом гордости для каждого народа.

Татарский костюм прошёл через века и является уникальным артефактом, по которому можно судить об обычаях и традициях этого народа.

История наряда

Свою историю классический татарский костюм начал с XVIII века. Татарский наряд — явление абстрактное, поскольку каждая подгруппа этого народа носила одежду, которая имела существенные отличия от того, что надевали другие представители этой национальности. Например, традиционный наряд крымских татар сильно отличался от одежды поволжских. Наибольшее влияние на оформление народного костюма оказали именно последние.

На характер одежды повлияла религия и традиции Востока: она украшалась изящными орнаментами, учитывала высокие нормы морали. Но главный фактор, который обусловил внешний вид и состав татарского наряда, — это странствующий образ жизни, чтобы одежда была удобна для езды верхом. В ней было комфортно и летом, и зимой. Она лёгкая, но при этом тёплая.

О татарском национальном костюме вы узнаете из этого видео.

В пошиве костюма использовались разные материалы:

  • мех;
  • ткань;
  • натуральная кожа;
  • войлок (верблюжий или овечий).

В наше время национальный костюм татар в обиходе почти не встречается. Но он широко используется в качестве сценического и танцевального наряда.

Особенности костюма

Костюм татар состоит из рубашки (кулмэк), шароваров (ыщтын) и распашного халата. Шьётся он в минималистичной цветовой гамме. Самые популярные цвета — бордовый, синий, жёлтый, белый, зелёный. Наряд, обувь и головной убор обильно украшены декоративными элементами. Очень популярна вышивка золотом, монеты и бусины. Чаще всего используются растительные узоры.

Мужской и женский костюм имеют мало отличий. В обоих случаях присутствует рубаха в виде туники с глубоким нагрудным вырезом и клиньями по бокам. Она очень просторная и не стесняет движений. В Татарстане вместо выреза на груди используется воротничок-стойка. Поскольку рубаха очень просторная, она носится без пояса. В прошлом женская туника по длине достигала ступней.

Рубаха изготавливалась из хлопка, шерсти, шелка и даже парчи. Она украшалась яркими ленточками, золотой тесьмой, тончайшим кружевом или бижутерией. Женщины под нее надевали тешелдрек или кукрекче, которые закрывали нагрудный вырез. Шаровары изготавливались из плотной льняной ткани: женские — из однотонной материи, мужские — из полосатой.

Верх, который надевался на сорочку, распашной. Лёгкая приталенность этой одежды придаёт татаркам грациозность. Верхняя одежда запахивается вправо и имеет боковые клинья. Татарский наряд невозможен без пояса — вязанного или текстильного.

Женский костюм длиннее мужского и выглядит богаче благодаря аппликациям, меху и вышивке. Сверху рубашки женщины носили халаты и блузки, изящные распашные камзолы, длина которых достигала бёдер или колен.

Сам камзол мог быть с рукавами или без них. Его пойма, рукава и подол украшались монетами, перьями или тесьмой. Туника тоже богато украшалась. Безрукавка надевалась поверх рубахи. Она изготавливалась из бархатного материала и дополнялась мехом или позолоченной тесьмой. Пояс — ещё один важный элемент татарского костюма. Он изготавливался с применением крупных золотых и серебряных пряжек. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы.

Украшения

По украшениям судили о достатке семьи. Количество и качество нарядов говорило не только о женщине, но и о паре в целом. Девушка обязательно надевала на себя множество дополнительных украшений:

  • кольца, перстни, печатки;
  • серьги, разнообразные накостники;
  • подвески, ожерелья;
  • монисто, браслеты;
  • поясные пряжки.

Серьги — обязательный атрибут татарки, который носили с раннего детства до самой старости. Уши девочкам прокалывали в 3−4 года. Форма серёжек была классической или позаимствованной у других народов. Украшения для шеи имели практическое значение: они закрывали глубокий вырез на груди костюма.

Татарки из всех драгоценных камней отдавали предпочтение сердолику, бирюзе, хрусталю, топазам и аметистам.

Каждое украшение изготавливалось под заказ и передавалось по наследству, коллекция постепенно дополнялась новыми вещами. Это объясняет разнообразие и привлекательность старинных татарских украшений, дошедших до наших дней. Ещё один чисто татарский элемент — перевязь. Это полоска ткани, которая носилась через плечо. У верующих имелись специальные карманы, в которых они носили выдержки из Корана. Мужчины тоже украшали себя и носили перстни с крупными камнями, а также пряжки.

Косметика

Идеал татарской красавицы — чёрные блестящие волосы, белая кожа лица и рук, миндалевидные глаза. Чтобы достичь такого эффекта, девушки красили брови усьмой, ресницы — сурьмой, лицо — китайскими белилами, ногти — хной. Волосы мыли кислым молоком, это обеспечивало их здоровье и активный рост. Для татарки за правило было иметь длинные и ухоженные волосы. Часто девушки заплетали две косы с прямым пробором. Тело они мазали восточными ароматическими средствами: розовым маслом, соком душистого базилика.

Это видео познакомит вас с татарской культурой.

Головные уборы

Головной убор мужчины состоял из верха и низа. К первым относится тюбетейка, на которую сверху надевался колпак (войлочная шапка) или чалма. Колпак представляет собой конусообразную шляпу с прямыми или загнутыми полями. Такой головной убор носили богатые татары. Снаружи он украшался атласом или бархатом, а внутри выстилался мягким белым войлоком. Пёстрые тюбетейки использовала молодёжь, татары постарше предпочитали однотонные варианты.

Внешний вид головного убора говорил о семейном положении татарки. Юные носили однотипную тканевую или меховую шапочку бурек или такию. Она украшалась вышивкой, бусинами, серебром и кораллами. Замужние женщины носили головной убор, состоящий из трёх частей. Нижняя часть закрепляла волосы (татарки часто носили две косы), потом шло покрывало, и затем обруч, повязка, платочек или шапка, задача которых — фиксировать покрывало.

Обувь

В роли обуви в традиционном татарском костюме использовались сапоги читек или ичиги — их носят в течение всего года, надевая на тканые чулки. Летом используются модели с мягкой кожей, зимой — с грубой. Обыденные варианты были чёрного цвета, праздничные украшались мозаичным орнаментом, аппликацией и вышивкой. Традиционная рабочая обувь — разновидность русских лаптей, которая называется чабата. Обувь обязательно была с завёрнутыми вверх носками: татары считали, что нельзя царапать носками родную землю.

Детская одежда

Татарская одежда для самых маленьких универсальна. В наряде для детей постарше появляются первые различия. Прежде всего, разница видна в расцветке. Наряд юных красавиц выполнялся в бордовом, синем или зелёном цвете, костюм мальчиков выполнялся в лаконичных чёрных или синих тонах. По мере взросления в одежде ребенка прибавлялись аксессуары, изменялась обувь и головные уборы.

Праздничные наряды

По особым случаям татары надевали особо пышную и нарядную одежду. От обыденной она отличалась дорогим материалом, а также обилием декоративных украшений. Так, платье невесты могло быть белым или глубоко-зелёным, вишнёвым или цветом морской волны — именно это традиционные татарские цвета. Невесты предпочитали комбинировать белые платья с камзолом и сапожками.

Голова невесты покрывалась свадебной накидкой или расписным калфаком. Жених надевал тёмно-синий костюм, который расшит народным узором. Он также должен иметь головной убор, соответствующий общему стилю. Современные татарские наряды, хотя и делаются на европейский манер, сохраняют колорит и традиционные элементы. Например, обязательные атрибуты для такой одежды — классический А-образный фасон, соблюдение длины, обилие украшений и традиционных орнаментов.

Костюм для танцев тоже видоизменился. Он стал короче и может шиться из других материалов. Несмотря на это, он сохраняет национальную стилистику. В состав такого наряда входит жилетка-разлетайка, шапочка с кисточкой и покрывалом. В сочетании с орнаментами всё это делает современный танцевальный татарский костюм по-прежнему узнаваемым.

Из этого видео вы узнаете о национальной одежде разных народов мира.

Современность

Со временем традиционный татарский костюм претерпел изменения. Сейчас наряд может иметь другой фасон и длину, но в нём сохранились узнаваемые детали. К последним относится растительный орнамент, неизменная шапочка-калфак, большое количество украшений как на девушке, так и на самом костюме. Калфак шьётся в тон платью, он может быть однотонным, а также иметь форму, немного отличающуюся от классической.

Ткань и орнаменты

В изготовлении наряда использовалась разная ткань, это зависело от его назначения. Одежда для ежедневного использования изготавливалась из хб-полотна или сукна ручного производства. В качестве подкладки брали овчину или обыкновенную вату. Праздничные камзолы и сорочки изготавливались из шёлковой нити, парчи и шерстяного материала. Дополнялись они роскошной вышивкой и тесьмой. Меховые вставки представлены соболем, песцом или лисицей.

Декоративные швы, характерные для татарской ткани:

  • Вразброс — толстые разноцветные нити формируют орнамент из полосок. Используются в изготовлении шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань — волокна накладываются на нити основы, полностью закрывая их. Характерный почерк такого стиля — ступенчатые зазоры.
  • Досочный — нити повторяются на изнаночной и лицевой стороне. Такое шитьё напоминает оригинальную вышивку.

Ключевое место в вышивке играет растительный орнамент. Это собирательный образ, в котором реализуются несуществующие в мире формы, цветы, листья и плоды. В узорах преобладает асимметрия, хотя она не нарушает естественности и равновесия. На характер растительных орнаментов повлияли традиции народов Передней и Малой Азии. Условно эти узоры делят на три категории:

  1. Степной — мак, гвоздика, тюльпаны, незабудки.
  2. Луговой — колокольчики, васильки, ромашки, шиповник.
  3. Садовый — хризантемы, георгины, астры, пионы, розы, нарциссы, ирисы.

Также в нарядах встречаются орнаменты в виде виноградной лозы и колосков, ягод, листьев пальм. Для татарской вышивки характерна полихромность — когда один и то же мотив выполняется разными цветами. Геометрическим узорам отводится второстепенная роль. Прежде всего, это меандры, волны, сердечки. Старинные татарские наряды иногда украшались арабской вязью.

Национальный костюм — это прекрасное наследие, которым гордится татарский народ. Народная одежда представляет не только эстетическую ценность, но и культурную: наряд может многое рассказать об обычаях и истории татар. Хотя он претерпел много изменений, его суть осталась неизменной — изящество, удобство и достоинство.

Татарский национальный костюм эксклюзив

  • Facebook
  • Twitter

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

Татары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных «восточных» цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды «штаны с широким шагом».

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Читайте также  Обязательна ли прописка при трудоустройстве?

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. «Городские» калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения — охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

Калоши из лыка, чапан и каляпуш. Как менялась национальная одежда татар

В наши дни в музеях выставлена одежда волго-уральских татар второй половины XIX – начала XX века. А вот что носили до этого, можно представить только по описаниям и зарисовкам, сделанным учёными и художниками во время экспедиций по Российской империи. Тем не менее, традиционный татарский костюм состоял из широких штанов и рубахи, которые носили и мужчины, и женщины. Поверх они надевали камзол, на ноги кожаные сапоги. Завершали образ головные уборы – волосники, к которым относился и калфак, разнообразные шапки и покрывала у женщин и тюбетейка у мужчин. Вот только время и мода трансформировали такой традиционный костюм до неузнаваемости.

Белые фартуки и расшитые золотом жилеты, шаровары и платья с воланами, едва заметные калфаки и обильно украшенные жемчугом тюбетейки… Что из этого действительно носили татарские женщины и мужчины больше века назад, а что додумали театральные и сценические костюмеры уже в наши дни? Традиционный гардероб татар «АиФ-Казань» помогла составить этнограф, научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Дина Гатина-Шафикова.

Рубаха-туника

Широкая цельнокроеная рубаха, похожая на тунику, была основой мужского и женского гардероба. Разрез на горловине был посередине, а не сбоку, как на русских косоворотках. Такие свободные рубахи с длинными рукавами, из-под которых не видно даже пальцев, можно увидеть на миниатюре «Русские берут в плен женщин и детей» из Лицевого летописного свода Ивана Грозного.

К середине XIX века рубахи начали сшивать из нескольких деталей, появляются декоративные воланы по подолу. Быстрее всего – в конце XIX века – рубахи перестали носить в городе. Стиль модерн ввёл моду на приталенное платье. Его дополняли турнюром – подушечкой, прикреплённой сзади под юбкой, чтобы придать фигуре аппетитные формы. Сельские же татарки носили туникообразные рубахи до начала XX века.

Кукрэкчэ, изю и пояс

Разрез ворота рубахи на груди женщины украшали с помощью нагрудников. Их было два: внутренний простой — кукрэкчэ и внешний нарядный — изю. Изю декорировали вышивкой, бляхами или позументными лентами – золотой, серебряной тесьмой. Это украшение носили до конца XIX века.

Мужчины же подпоясывали рубахи. Пояс служил оберегом. Неслучайно у волго-уральских татар есть обряд, когда девушка подпоясывает своего будущего мужа. Из гардероба пояс исчез в конце XIX века, однако в свадебном обряде его использовали ещё долго.

Широкие штаны

Штаны с широким шагом были не похожи на турецкие шаровары, потому что их кроили особым образом. Два широких отреза ткани шли на штанины, а третья полоса вшивалась между ними. Из-за кочевнического образа жизни предков, штаны у татар носили и мужчины, и женщины. В городах уже ко второй половине XIX века подобные штаны вышли из бытования, в деревнях их продолжали носить до начала XX века. Мужчины променяли штаны с широким шагом на брюки европейского кроя. О дедушкиной модели штанов вспоминали только ради праздничных обрядов. Женихи, например, надевали их на свадьбу.

Камзол, чапан и джилян

Удлинённый свободный камзол носили и татарские женщины, и мужчины. Изначально он был до колен и с рукавами, но постепенно укоротился, исчезли рукава, а силуэт стал более приталенным. Татарская интеллигенция носила камзолы вплоть до конца XIX века, пока в моду не вмешались европейские и русские тенденции.

Эта просторная халатообразная одежда пришла к волго-уральским татарам из Средней Азии. Чапан надевали поверх камзола и не подпоясывали, а носили как накидку. В XIX веке женщины, собираясь выйти на улицу, накрывались от посторонних глаз джиляном мужа, который закрывал голову и почти всё тело. Рукава при этом могли быть подвязаны сзади или свисать по бокам. Чапан дошёл до наших дней как верхняя одежда имама.

Калфак

Нижний женский головной убор, который носили только дома. Сначала его использовали как волосник — он достигал 70 см, так что полностью закрывал косы. Обильно украшенная лопасть калфака опускалась на спину женщины. Со временем роскошный калфак превратился в миниатюрную деталь гардероба, которая имела чисто декоративную функцию. К концу XIX века высота этого головного убора уже не превышала 10-12 см, а позже, когда татарки переоделись в европейские платья, он и вовсе превратился в украшение для волос – калфак-наколку. В таком виде его носят и в наши дни.

Такия, орпэк и камчат бурек

Выходя на улицу, женщины надевали поверх калфака платок, чтобы не было видно волос. Причём, чем старше была татарка, тем больше было это покрывало. Девушки носили такию, которая была нескольких видов — в виде куска ткани, который затягивался с одной стороны, образуя шапочку, и в форме маленькой шапочки с жёстким околышем и плоским верхом. Замужние женщины надевали платок, завязывая его «по-татарски», – платок не складывали вдвое, а оставляли расправленным и просто завязывали на два ближайших угла. Любили татарки фабричного производства платки. В музеях до сих пор хранятся платки «француз яулык» – красные с белым узором, а также шали из трикотажного шёлкового полотна с бахромой на концах.

А вот пожилые женщины носили на голове орпэк – треугольное покрывало, достигавшее 1,5-2 метров. Чем богаче была женщина, или чем более праздничным был головной убор, тем больше он был украшен. По очелью покрывала для волос украшали позументными лентами, вышивкой, пайетками, украшали также углы платка или весь его периметр. Поверх орпэк пожилые женщины носили камчат бурек – невысокую круглую шапку с плоским верхом и меховой оторочкой по диаметру. Такие головные уборы сохранились в музеях.

С покрытыми волосами женщины выходили на улицу и в начале XX века, хотя на фотографиях тех времён они изображены только в калфаках. Но, во-первых, фотографии эти делали, как правило, на дому, и женщины были не в повседневной уличной, а в праздничной одежде. А во-вторых, предполагалось, что снимки станут частью семейного альбома, и никто из посторонних женщину с непокрытой головой не увидит.

Такыя и каляпуш

Мужчины носили на голове эти две разновидности тюбетейки. Дома носили нижний головной убор, а на улицу надевали поверх него (!) верхний. Сначала появилась такыя – небольшая шапочка из четырёх клиньев ткани, заострённая кверху. Во второй половине XIX века верх такыи стал более округлым, а сама она могла быть из дорогих тканей – шёлка, бархата, парчи. Выходную такыю украшали позументной лентой, вышивкой. Позднее горожане нашивали на такие головные уборы кисточки, следуя турецкой моде.

Чем моложе был мужчина, тем ярче была украшена его тюбетейка, а мужчины в возрасте могли носить вообще не украшенный головной убор. Даже когда мужчины перестали носить традиционный татарский костюм, сменив его на европейский, они продолжали выходить на улицу в тюбетейках.

Башмаки, кэвеш и чабата

Обувь татар сшивали из двух деталей – подошвы и верхней части. Кожаную обувь носили с булгарских времён. Это была обувь горожанок, а на селе её надевали по праздникам. У женских башмаков отдельно пришивали передник и задник — куски кожи смыкались в середине стопы. При этом нос туфель загибался кверху, а каблука не было. В конце XIX века на женских башмаках появились каблуки «рюмочки» высотой до 4 см как дань моде.

Читайте также  Как узнать свой прокси

Мужчины и женщины дома носили читек — сапоги-носки с мягкой подошвой. Таким образом их ноги были чистыми и не нужно было часто совершать омовение. Чтобы выйти на улицу, они надевали поверх такой обуви чабата или кэвеш. Чабата – калоши из лыка — носили в основном на селе, а горожане предпочитали аналог из толстой кожи на твёрдой подошве – кэвеш.

Каюлы читек

Мужскую обувь практически не украшали. Разве что в ранних вариантах декорирована была пятка сапога. А вот женские сапоги — каюлы читек — украшали кожаной мозаикой сверху донизу. Такая обувь известна с XVIII века. Узорными также были сапоги итек на невысоком каблуке, подбитом гвоздями. В начале XX века традиционная татарская кожаная обувь, которая славилась далеко за пределами Казанской губернии, стала уходить из повседневной жизни. Она была настолько дорогой и непрактичной, что проще было купить туфли европейского фасона. В советское время традиционный промысел возродили, появились фабрики. Обувь с кожаной мозаикой на улице носят и в наши дни, но чаще женщины. Она и сегодня дорогая.

Как изменился костюм

К 1930-1940 годам традиционный татарский костюм практически вышел из обихода. Некоторые элементы остались лишь на селе. Например, в городах женщины уже не покрывали голову, а на селе они продолжали это делать до 1960-х.

«Прерывание традиции привело к тому, что традиционный костюм не просто исчез, а трансформировался, регрессировал, — считает Дина Гатина-Шафикова. — Выросло поколение, которое видело татарский костюм только на театральных подмостках. Но на сцене многое приходится утрировать — костюмы там намного ярче, на них много вышивки, часто даже не с татарским орнаментом. Да и сшиты они из искусственных тканей, которые наши предки не использовали».

Повсеместно на праздниках используют в костюмах фартуки, которые татарки раньше носили только в сельской местности и дома. Неудивительно, что многие считают, что традиционный татарский костюм мог быть именно таким, отмечает Дина Гатина-Шафикова.

Впрочем, исследователи отмечают, что с середины 1990-х началось возрождение татарского костюма. Люди стали интересоваться своими корнями, и дизайнеры начали использовать отдельные элементы костюма – украшения с традиционным татарским орнаментом. Этим летом в моду вошли туникообразные платья с воланами, похожие на те рубахи, которые носили татарки до второй половины XIX века.

В материале использованы иллюстрации художника К. Гуна из книг «Татарки Казанской губернии» (1862), «Татары мусульмане» (1862), «Татарский наряд» (1862), а также рисунок художника Л. Белянкина из сборника «Русские народы. Наброски пером и карандашом. Европейская Россия» (часть 1, выпуск 3, 1894).

Народный костюм татаров

Татары — один из самых многочисленных народов России. Это волго-уральские татары: казанские, касимовские, мишари, кряшены (т. е. крещеные), астраханские живущие в Среднем Поволжье, по рекам Волге и Каме; а также сибирские татары. В формировании татарского этноса большую роль сыграли волжско-камские булгары. Хан Батый захватил их государство в XIII в. и создал новое — Золотую Орду, простершуюся от Западной Сибири до Северного Кавказа и Крыма. Золотоордынские кыпчаки ассимилировали многие племена, восприняв тюркское название «татары».

В XV в. Орда распалась на отдельные ханства. Казань — столица Казанского ханства стала политическим центром всей Восточной Европы того времени. Касимовские татары носят имя Касыма, сына казанского хана, который правил Касимовским ханством. Крымские татары делятся на горно-прибрежных (эта часть Крыма входила в Османскую империю, потому народные костюмы этой группы испытывали сильное влияние турецкой культуры) и степных (или ногайских), одежда которых имела много общего с одеждой северокавказских ногайцев. Однако все группы татар, несмотря на территориальное разъединение, объединяют общая религия и культура.

Женский костюм

Широкую рубаху кольмэк с ромбовидными ластовицами шили из домотканого сукна. К концу XIX в. у нее появились воротник-стойка, кокетка и манжеты, которые, как и подол, стали обшивать кружевом и оборками. Нагрудный разрез казанские татарки оформляли особо красочным украшением изу. Под кольмэк обязательно надевали нательные шаровары (богатые женщины — шелковые), собранные у щиколоток шнурками.

Верхнюю распашную одежду татарок — платье антер турецкого фасона, в талию, шили из тяжелой шелковой ткани, на подкладке. Узкие рукава антера украшали бархатные нарукавники капак, шитые золотом. Глубокий вырез закрывал нагрудник кокслюк, украшенный монетками или вышивкой. У девушек эта одежда была длиной до колен, у женщин среднего возраста — ниже колен, у старых — в пол. Зимой под платье надевали стеганый на вате чехол зубун. По покрою это была копия антера, но с короткими рукавами. Популярны были шелковые платьяхалаты. Распашные камзолы-куртки марка шили из черного бархата и обшивали позументом, а приталенный кафтанчик тун — из шелка и атласа. Зимний марка обрамляли беличьим мехом, а тун имел ватную подстежку.

Головные уборы и украшения. Самыми распространенными головными уборами татарок были шапочки-колпаки калфаки. Женщины носили вязаные; девушки — бархатные и шелковые, их богато расшивали золотой гладью, жемчугом, бисером, бахромой, позолоченными монетами. Мишари украшали серебряными монетами шапочки кашпау. У них, как и у касимовских татарок были популярны полотенчатые покрывала тастары. Покрывала казанских татарок, расшитые тамбурной вышивкой с цветочными орнаментами, назывались эрпэк. Татарки-кряшенки носили своеобразные покрывала сурэкэ, а косы под ними укладывали на темени, как русские женщины. Типичная прическа татарок — две косы с пробором посередине. У горно-прибрежных крымчанок популярностью пользовались турецкие фески тарбуш. Украшениями татарских женщин были нагрудные застежки якачалбыры, перевязи хаситэ, подвески к косам чулпы, серьги алка и массивные браслеты; у крымчанок — налобные повязки. Мишари и кряшены в украшениях широко использовали монеты.

Мужской костюм

Мужской костюм татар состоял из рубахи кольмэк, которая была шире и короче, чем женская; штанов шальвар; камзолов-безрукавок из бархата, расшитых золотом; камзолов с короткими рукавами; халатов жилэн; чекменей и овчинных тулупов.

Головными уборами татар были тюбетейки. Четырехклинную тубэтэй и калэпуш в виде усеченного конуса расшивали золотой гладью. Поверх них зимой надевали меховую шапку бурек. Бурек носили и женщины, только поверх головных покрывал.

Пояса. Кушак — кшак, трижды охватывающий талию, был неотъемлемой частью костюма татарина. У молодых крымских татар и татарок бытовал бархатный, шитый золотом коланкушак.

Обувь

Татары носили кожаные сапоги ичиги и ботинки на жесткой подошве. Праздничные ичиги, называемые казанскими сапожками, изготавливали из разноцветной кожи в технике сшивной мозаики.

Современный татар-стайл: национальная тюбетейка, казакин, мини-калфак и деревянная бижутерия

Мода по-татарски: традиции и современность в эпоху потребительства. Часть 1

Сегодня в городах Татарстана и Башкортостана можно встретить немало мужчин в тюбетейках, расшитых татарским узором, женщин в калфаках либо в европейских костюмах, но с национальными деталями. Татарская прикладная культура словно «проснулась» и выразилась в подобных формах. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в своей новой колонке «Реального времени» рассказывает, как национальная культура и религия вновь проникают во внешний облик современных татар.

Новый тренд — этностиль

Говоря о традиционном костюме, мы представляем наряды, характерные до начала ХХ века, ну или лишь слегка затрагивающие первую треть столетия. Позднее, в связи с глобализацией и урбанизацией, национальная одежда теряет свою значимость, уступая первенство более простой по крою, впоследствии носимой как городским, так и сельским населением. Это период, когда культурные особенности стираются в водовороте событий.

Однако мода как явление не только не исчезает, но и приобретает еще большую силу, при этом самобытность отдельных народов, в частности, теряет былую значимость. С каждым новым десятилетием ХХ века все новые тренды захватывают модный мир женского платья и мужского костюма. Появляются дизайнеры и модельеры, которые практически формируют вкусы целых поколений. Временами благодаря их работам, вдохновением для которых послужила культура разных стран, почти все увлекаются азиатскими, славянскими, а потом и африканскими мотивами.

Сегодня, мы с благодарностью можем отметить, что, несмотря на общемировую fashion индустрию, XXI век подарил нам разнообразие стилей, возможность их сочетать и выбирать наиболее подходящее для себя.

Так что же собой представляет в наших реалиях одежда современных татар? Осталась ли национальная черта, присущая народу и отраженная в его облике?

Прежде всего необходимо учитывать, что одежда делится на повседневный, праздничный и, чуть в стороне, но все же нельзя не учитывать столь яркий транслятор национальной культуры, как сценический или театральный костюм. К тому же, повествуя о веяниях современной татарской моды, нужно принять во внимание и следующий аспект: общемусульманские и национально-татарские тенденции в стиле, что особенно ярко проявляется в женской одежде.

Общемусульманские и национально-татарские тенденции особенно ярко проявляются в женской одежде

Современный мусульманин: тюбетейка и татарский казакин

Говоря о мужском повседневном костюме, нельзя не вспомнить слова этнографа С.В. Сусловой о том, что одежда мужчин в целом подвержена «интернационализации» и «консолидации» в единые формы. И у татар уже в середине XIX века и особенно к концу XIX—началу ХХ веков местные особенности в ней были незначительны. Различия отмечались главным образом в деталях. В наши дни основная масса мужчин практически не использует маркеры, указывающие на их национальную принадлежность, а применяют общепринятые нормы одежды в современном обществе. Лишь некоторая часть старшего поколения на постоянной основе носит нижний головной убор каляпуш/тюбетей.

Существует другая параллель — это практикующие мусульмане, те, кто принял ислам как норму жизни. Соответственно, носимая ими одежда имеет, скорее, общеисламские (зачастую арабские) корни. Обычно их костюм состоит из нижнего головного убора, рубахи свободного кроя (по колено или чуть ниже), иногда украшенной вышивкой по манжетам рукавов и горлышку, с разрезом посередине и длинными рукавами. Штаны из однотонной темной ткани, чаще всего широкие по крою, иногда чуть укороченные. При этом подобная одежда свойственна лишь небольшому количеству. Основная часть мужчин, посещающих мечеть, ограничиваются тем, что надевают лишь головной убор.

Одежда уламы (священнослужителей) более консервативна. Так, имамы и сегодня используют чапаны (халат) поверх нижней одежды и чалму (верхний головной убор). К тому же можно наблюдать и такое явление, как ношение представителями духовенства казакина (представляет собой верхнюю одежду с длинными рукавами, с небольшим стоячим воротничком, с запахом или без), вместо современного пиджака.

В целом, праздничная одежда, надеваемая в особых жизненных случаях, особо не отличается от общемировых тенденций. Исключением служит лишь нижний головной убор, который и является той доминантой в мужском костюме, которая безошибочно идентифицирует носителя как татарина. Хотя можно заметить, что интересующаяся своими корнями молодежь стала тяготеть к такой форме пиджака, которая напоминает казакин. Таким образом, на наших глазах формируются новый тренд, который, возможно, со временем войдет в повседневный обиход. Так, например, в начале ХХ века казакин из фабричной ткани в сочетании с брюками европейского кроя воспринимался как одежда татарской интеллигенции.

Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги

Разворот на Tatar style

В среде представительниц прекрасного пола одежда играет более важную роль. Как следствие, и внимания нюансам они уделяют намного больше, нежели мужчины. В наши дни можно сказать, что мода на национальные мотивы переживает своеобразный ренессанс. Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги (сапоги) или кожаные балетки/тапочки, к тому же не забывающих о такой детали, как сумочка, украшенная мозаичным узором. Вообще изделия из кожи пользуются большой популярностью. Обратив внимание на продукцию в сувенирных лавках, можно увидеть, что подобные изделия стоят на почетных местах, в центре витрин. Однако необходимо учитывать, что эти изделия, скорее, премиум-класса, так как ручная работа, цена кожи делает подобный товар уникальным и штучным, что соответственно влияет и на итоговую стоимость. Возможно, поэтому в наши дни, когда в почете mass market с более демократичными ценами, подобная продукция не станет повсеместно распространенной.

Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде (свитшоты, платья, юбки…). Появляются и новые рынки сбыта. Продажа ведется не только в ателье, но и через интернет. Так, молодые, креативные художники и модельеры практически пропагандируют новый «татарский стиль», учитывающий общемировые тенденции на простую и удобную одежду из качественных материалов, но при этом имеющую национальную изюминку. Своеобразным новым веянием стали и миниатюрные головные уборы наподобие «кәттәҗи» или «мөгез калфак», которые в зависимости от желания владелицы, надеваются или поверх платка в качестве завершающей детали, или как самостоятельный элемент.

Читайте также  Как узнать, на кого оформлена симка

Нельзя забывать и о знаменитом камзоле. Если некогда мы могли встретить эту часть костюма лишь на пожилой женщине или в сценическом образе, то сегодня многие с большим удовольствием носят его как в зимнее время, так и летом, меняя лишь материал.

Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде

Проводники национальной культуры

Не менее важная деталь, завершающая облик, — это украшения. Раньше признавался лишь металл, а лучше серебро или золото, что влияло и на стоимость, соответственно, уменьшался рынок потребления. Благодаря недорогим материалам, как природным (полудрагоценные камни, дерево), так и синтетическим (полимерная глина, пластик и пр.), все больше молодых девушек носят серьги, кольца, браслеты, где в качестве доминирующей формы или узора используются традиционные татарские цветочные мотивы.

Такое явление, как использование деталей и элементов костюма распространено не только среди интересующихся своими корнями, но и в среде ценителей этнической моды. К тому же активными пользователями и своеобразными моделями, рекламирующими эту одежду, стали телеведущие региональных каналов Татарстана. Таким образом, можно сказать, что наши татарские модники становятся проводниками, представляющими адаптированную для современного потребителя татарскую культуру.

Справка

Дина Гатина-Шафикова – научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 года окончила исторический факультет на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы – сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций.

Татарский национальный костюм (с фото)

Традиционные костюмы народов России — это воплощение их индивидуальных особенностей. Каждый регион имеет свои отличия в фасоне, цветовой гамме и аксессуарах. Главными отличительными чертами татарской национальной одежды являются богатые полотна и изысканная фурнитура. Татары уделяют большое внимание своим традиционным нарядам и иногда используют их в современной жизни.

Костюм каждого народа имеет свою историю и формируется на протяжении многих веков. Хоть общие черты татарского костюма и были определены задолго до этого времени, тот наряд, который сегодня считается традиционным, татары сформировали в XVIII веке.

За основу традиционного наряда современные татары взяли наряд поволжских булгар и немного его модернизировали. Большую роль в этом процессе сыграла вера народа. Ислам не только внес свою лепту в формировании цвета и появлении новых штрихов в уже готовый костюм, но и дополнил наряды татар длинным распашным халатом.

В доисламский период, женщины в Волжской Булгарии были, как и мужчины, наездниками. Что отразилось и в их повседневной одежде. Они носили заправленные в штаны брюки и куртки «камзолы». Но, новая роль женщины в обществе отразилась и на их нарядах. «Тюркские» штаны сменились красивыми длинными платьями.

Очень большое значение в татарской культуре имеет традиционный орнамент. До принятия Ислама, татары использовали его узоры в виде стилизованных животных. Новое мировоззрение повлияло не только на культуру татар в целом, но и традиционный орнамент.

Животные все чаще стали заменяться растениями и цветами. Маки и тюльпаны, колокольчики и ромашки, георгины и хризантемы. По виду отображающихся цветов и растений можно понять, в каком регионе жил тот или иной мастер. Каждый мотив, используемый при изготовлении орнамента имеет свою трактовку. Сочетание узоров в таком орнаменте имеет важное значение.

Орнаментом украшали наиболее важные части рубашки. У женщин его можно встретить в районе груди. Считалось, что с помощью орнамента можно увеличить приток молока, и продлить период кормления грудью. Что, в свою очередь, поможет сделать детей крепкими и здоровыми.

Женский народный костюм

Традиционная одежда татарок состоит из рубахи с длинными рукавами с удлиненным низом. Рукава и низ рубахи декорировались красивыми воланами. Обязательным атрибутом женского наряда являются массивные украшения. Их размещали на груди, спине и в виде тяжелых сережек в ушах. Массивные серьги татарки носили, начиная с 3-летнего возраста и заканчивая в глубокой старости.

Поверх рубахи надевался камзол. Он мог быть изготовлен из однотонного или цветного бархата. Зимний вариант такого наряда дополнялся мехом, а летний – золотой тесьмой. Под рубаху обязательно надевались специальные нагрудники, которые закрывали вырез на груди.

Важной частью традиционного наряда женщины является головной убор. До брака девушки носили вязаные шапочки белого цвета. Замужние женщины поверх такого головного убора надевали платки или покрывала. Женщинам после свадьбы разрешали сменить белый калфак на головной убор, напоминающий тюбетейку. Татарские женщины показывали свое мастерство, украшая свой головной убор вышивкой золотыми нитями, бусинами и монетами.

Замужние женщины использовали в своем наряде покрывало. Применение этого аксессуара имеет языческие истоки. Считалось, что если покрыть волосы, то злые духи не смогут причинить вреда. Ислам видоизменил эту традицию, но смысл покрывать голову остался прежним. Женщины после свадьбы подвязывали такими покрывалами головной убор. В XIX веке на его смену пришел специальный головной платок.

Женские шаровары шились из однотонной ткани. И мужчины, и женщины носили чулки. Их вязали из шерстяных ниток или шили из самодельного сукна. Поверх таких чулок надевались кожаные сапоги (на праздники) или лапти (повседневная обувь).

Булгары очень хорошо научились обрабатывать кожу и шерсть. Изготовленные таким образом ткани очень высоко ценились на рынках Европы и Азии. Но, в XIX веке юфь и сафьян «булгарского изготовления» были заменены на фабричный товар. Это сильно отразилось на внешнем виде. Цветовая гамма стала менее яркой. Но, сама верхняя одежда стала более функциональной. Фабричная ткань выдерживала большие нагрузки, но не могла дать того, что давала ткань, произведенная с помощью ручных механизмов.

Мужской костюм

Татарские мужчины носили одежду, которые мало чем отличались от женского наряда. Да, они не были такими «живописными» и имели меньшую длину. Но, фасон мужской повседневной одежды, практически не отличался от женского наряда. Его основными элементами были широкая рубаха с воротником-стойкой и боковыми клиньями. Ее носили без пояса. В зависимости от времени года она могла быть шерстяной, шелковой или хлопковой.

Мужские шаровары шились из полосатой ткани. Покрой этой части костюма мало чем отличался от покроя штанов других тюркоязычных народов. Его еще называли «штаны широким шагом». Поверх рубахи надевался камзол. Он имел приталенный силуэт и запахивался на правый бок. Интересно, что вплоть до первой четверти XX века татары не носили нижней одежды. Рубахи и штаны надевались на голое тело.

Главным головным убором каждого мусульманина является тюбетейка. В зимнее время года, поверх нее мужчины надевали меховую или стеганую шапку. Она хорошо защищала от мороза и согревала голову. Такая шапка шилась из каракуля или шерсти куницы, бобра и соболя.

Важным атрибутом традиционной верхней мужской одежды был матерчатый пояс. Его изготавливали из самотканых или сшитых полотен. В музеях этнографии сегодня можно встретить такие пояса с богато украшенными пряжками из серебра. Хоть казанские татары и рано отказались от такого пояса, у сибирских и астраханских татар он был популярен вплоть до XX века.

В качестве обуви татары использовали национальные сапожки – ичиги. Их шили из сафьяна или юфти, дополняли различной вышивкой и подошвой из мягкой кожи. Кожаная обувь была доступна только зажиточным горожанам и представителям духовенства. В непогоду, при выходе из дому на ичиги надевали сапоги, а зимой полуваленки.

Украшения и аксессуары

Украшения — это важная часть татарского наряда. Женщины украшали свои наряды изделиями из серебра, яшмы, бирюзы и даже коралла. Суммарный вес всех украшений мог достигать шести килограмм. Казанские ювелиры даже освоили свою технику изготовления украшений – бугорчатую скань. С ее помощью они создавали кольца, серьги и тяжелые подвески. Которые широко использовались для украшения.

Многие украшения применялись не только для придания одежде художественной ценности, но и в виде оберега. От дурного сглаза защищала бирюза. Любовь и верность супругов можно было достичь, только при носке одинакового количества браслетов на обеих руках.

Самыми популярными украшениями женской национальной одежды татар были воротниковые и поясничные застежки и браслеты. Нагрудная перевязь, украшенная драгоценными камнями и ювелирными изделиями, собиралась с рождения девочки и до ее выхода замуж. В специальные кармашки такой перевязи прятали суры Корана, защищающие ее владелицу.

Мужчины в качестве украшений использовали перстни-печати, подтверждающие их личность.

Особенности свадебного (праздничного) наряда

Праздничная одежда татар отличается от повседневной. И мужской и женский праздничный костюм выглядит богаче и легче. Особенно ярко в этом плане заметны отличия в женской одежде. Он состоял из тонкой рубахи из шелка и расшитого золотом парчового камзола. Широкий подол рубахи украшался снизу яркими шелковыми лентами. И конечно весь наряд дополнялся особыми, «праздничными» украшениями. Вырез рубахи обшивался специальным орнаментом-цепочкой.

Ткани и цвета

Историки, с помощью этнографических исследований, выяснили, что до XIX века мужской татарский национальный костюм состоял преимущественно из белых, красных, золотых, зеленых и черных тканей. Женщины предпочитали материалы розового, голубого и оранжевых расцветок. Но ближе к XX веку «колор» изменился. Чаще стали использоваться ткани фиолетовых, синих, желтых и красных тканей.

Особое место в палитре татарского костюма отведено зеленому цвету. Он считается знаком особого отличия и чтится всеми мусульманскими народами. Этот цвет символизирует райские сады и изобилие.

До появления фабричных тканей, элементы верхней одежды шились из самодельного сукна. Рубашки шили из холста. Их украшали нашивками и различной вышивкой. Самыми популярными тканями, используемыми в костюме, считаются хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые полотна.

Разновидности по регионам

Татары Волго-Уральского региона состоят из двух этносов: мишарей и казанских татар. У них есть отличия в языке и культуре. В их национальных костюмах также есть отличия. Мужской костюм мишарей и казанцев мало отличается. А вот в женском наряде отличия были более существенными. Здесь большое влияние отводилось тканевым аппликациям и всевозможным нашивкам.

Изначально рубахи казанских татарок и мишарок шились из домотканых материалов. Но, затем девушки-мишари стали больше использовать ситец. Этот материал видоизменил форму туники. Она стала более пышной, на плечах появились оборки.

В женский наряд обязательно входил передник. У различных татарских субэтносов его назначение было различным. У татар Окско-Сурского междуречья передник использовался в рабочем костюме, а в районах Северного Приуралья и Предкамья его обязательно надевали во время праздников. Конечно внешний вид таких передников сильно отличался.

Костюм крымских татар

Очень сильно отличается одежда крымских татар от казанских. Они первыми заменили шаровары на широкие юбки, которые подчеркивали фигуру женщины. Особое отношение у крымчан было к различным отверстиям в одежде. Они обрабатывались специальными узорами. Считалось, что они могли даже спасти жизнь своего владельцу.

В наряд крымской татарки входят широки и просторные рубахи, длинные изящные платья и кафтаны, которые традиционно окрашивались в малиновые и розовые цвета. Обязательным являлась носка шапочки из бархата, которые украшались монетками, золотыми и серебряными нитями.

Мужской костюм представителя этого народа представляет набор из рубахи с косым воротом, шаровар и тюбетейки. Поверх рубашки обязательно надевалась короткая безрукавка из бархатной ткани яркой расцветки. Такой наряд больше походил на одежду тюркских племен, тогда как в наряде казанских татар прослеживались европейские тенденции.

Современный татарский костюм

Сегодня в Татарстане редко встретишь человека в народной одежде. В быту используются лишь его отдельные элементы. Мужчины носят традиционные головные уборы, а женщины особым образом подвязывают головной платок.

Традиционные татарские наряды используются только во время народных гуляний и различных праздников. Сегодня татарки носят закрытые платья, которые отличаются наличием воротника стойки и пышными рукавами. А вот головной убор не меняется уже много времени.

Современный мужской народный костюм татар мало изменился. На праздниках можно встретить представителя этого народа в широких штанах, заправленных в сапоги. Рубахи и камзолы не претерпели изменения. Для народных гуляний выбирают одежду ярких расцветок, богато украшенную вышивкой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: