Статуя Экстаз Святой Терезы

Бернини: Экстаз святой Терезы в капелле Корнаро

В ответ на протестантскую Реформацию Римская церковь, отложив в сторону свою идеологическую агрессию, занялась интенсивной пропагандой основ своей доктрины и восстановлением своей репутации. Особая роль в этом была поручена искусству, задачей которого было вернуть верующих, убедив их в том, что путь, выбранный преемниками Петра, есть правильный и единственный для приобретения вечной жизни.

Искусство, а главное, сакральное искусство, должно было вызывать восторг, чтобы представленная сцена, изображённое чудо, казалось настолько реальным, что у верующих не оставалось никакого желания в нём сомневаться. Зритель, конечно, хоть и ощущает обман, но всё равно вовлекается в происходящее.

Бернини и Капелла Корнаро

На призыв Церкви откликнулись многие художники, но именно Джан Лоренцо Бернини (1598-1680) станет безусловным гением барокко, отобразив в своём искусстве церковные доктрины с особенно пылкой чувствительностью. Театральная выразительность была главным инструментом Бернини, с помощью которого он выполнял поручения церкви в пропаганде католицизма. Работы скульптора часто анализируют с точки зрения драматизма. Такое их прочтение может быть точным, но не однозначным и не окончательным. Бернини невозможно заключить в одни только рамки театральности, которая была не самоцелью его искусства, а лишь инструментом, с помощью которого проявлялся его творческий гений.

Во времена понтификата Иннокентия X, между 1647 и 1652 годами, Бернини получает возможность создать один из своих величайших шедевров: капеллу Корнаро в Санта Мария делла Виттория в Риме, одно из самых совершенных и показательных проявлений театральности его стиля. В 1647 году венецианский кардинал Федерико Корнаро поручил художнику спроектировать погребальную капеллу своей семьи в левом трансепте церкви.

Джан Лоренцо Бернини, капелла Корнаро, 1647-52. Рим, церковь Санта-Мария-делла-Виттория

Тереза Авильская

Для украшения алтаря художник выбрал очень полюбившуюся в католической традиции тему — экстаз Святой Терезы, святой XVI века, которую очень почитал заказчик. Тереза Авильская, одна из самых важных и значительных фигур католической контрреформации, основала орден Босых кармелитов и в течение своей жизни стала свидетелем и главным героем необычных, сверхъестественных и загадочных явлений, которые она описала в своей автобиографии.

Для того, чтобы верующие смотрели на сцену с надлежащей стороны, Бернини обрамил работу большой архитектурной рамкой, создав своего рода театральную авансцену, буквально преобразуя пространство капеллы в театр. Инсценировка чуда, божественного явления, или даже просто исторического события, была самым эффективным и современным способом вовлечения публики, по-настоящему чувствовавшей себя свидетелями. Не случайно заказчики, члены семьи Корнаро, изображены здесь в двух боковых ложах, как будто они зрители явления чуда.

Джан Лоренцо Бернини, капелла Корнаро, 1647-52 Джан Лоренцо Бернини, капелла Корнаро, семья Корнаро в ложе справа Джан Лоренцо Бернини, капелла Корнаро, семья Корнаро в ложе слева

Экстаз Святой Терезы

Визуальной и духовной опорой всего комплекса является скульптурная группа с экстазом Святой Терезы, в которой святая появляется парящей в воздухе на облаке в состоянии полной отрешённости: ее глаза полузакрыты, рот полуоткрыт, руки расслаблены. Улыбающийся серафим, слегка смещая фалду её пышной туники, под которой скрывается нежное женское тело, готов пронзить её сердце золотой стрелой, символом божественной любви.

Джан Лоренцо Бернини, Экстази Святой Терезы, 1647-52 гг. Мрамор и позолоченная бронза. Рим, церковь Санта-Мария-делла-Виттория, капелла Корнаро

Образ женщины вызывает волнение, а ее мимика может казаться двусмысленной. Некоторые критики находят в этой работе «религиозный эротизм». В действительности Бернини лишь пытался воплотить слова самой Терезы, писавшей: «Боль была такой сильной, что я не могла сдержать крика; но, в то же время, я испытывала от неё такую сладость, что хотелось, чтобы она длилась вечно. Это была боль физическая, но не телесная, хоть в определенной степени она и имела отношение к телу. Это была нежнейшая божественная ласка души».

Конечно, гений Бернини балансировал на тонкой грани между религиозным экстазом и сладострастием. Первый свойственен душе, второе — чувствам. Но хоть экстаз и носит больше созерцательный характер, в некоторых случаях он может вовлечь в себя и чувства, стать настоящей физической любовью к Богу.

Джан Лоренцо Бернини, Экстаз Святой Терезы, 1647-52. Фрагмент лица Святой Терезы

Вовлечение зрителя

Если подойти к произведению именно с этой точки зрения, то замечаешь, что ничего Бернини не оставляет на волю случая. Ему мастерски удается привлечь зрителя к состоянию святой, к её переживаниям, а следовательно, и к Богу. Даже складки и драпировка одежды, элементы исключительно функциональные, художник использует в качестве усилителя чувств, как внешнее проявление обволакивающих порывов души. Монашеская ряса Терезы кажется на самом деле животрепещущей материей, которая скручивается и горит, — это душа святой, пожираемая экстазом любви. Короткая туника ангела — это мерцание быстрого пламени огня божественной любви.

Джан Лоренцо Бернини, Экстази Святой Терезы, 1647-52. Фрагмент рясы Святой Терезы

Свет у Бернини

Скульптурная группа выделяется светом, исходящим из верхнего скрытого окна с желтым стеклом. Этот скользящий естественный свет, теплый, мягкий, золотистый, подчёркивает качество материалов, делая мрамор еще более блестящим и придавая ему эффект шелковистости. Естественный свет затем преломляется на бронзовых лучах, напоминающих божественный свет, проливающийся на святую. Свет этот несёт в себе определённый символизм — кажется, будто естественный свет затвердевает, изменяя свою природу, становясь светом божественным.

Верующие, читая Евангелия и жизнеописания святых, знают, что Бог иногда открывает Себя людям. Задуманное таким образом произведение может передать зрителю сильные эмоции, сделать его свидетелем сверхъестественного события и тем самым убедить его в том, что явления подобного рода возможны, и не являются просто литературной выдумкой. Именно это световое решение Бернини получило название «берниниевский свет«.

Джан Лоренцо Бернини, Экстази Святой Терезы, 1647-52, «берниниевский свет»

О важности желания верить

Художественная мысль Бернини, как и художественная мысль барокко в целом, несёт в себе, с точки зрения богословия, идеологию спасения. Французский философ и богослов Блез Паскаль (1623-1662 гг.) считал необходимым убеждать верующих в правоте христианства. В своих «Мыслях», опубликованных посмертно в 1670 году, Паскаль писал о неуместности защищать христианскую религию, следуя рациональному и логически последовательному методу. Потерявших веру невозможно вернуть традиционными спорами о существовании Бога и бессмертии души.

По мнению Паскаля, говоря о вере необходимо в первую очередь убеждать, а не заставлять верить, и это возможно только в том случае, если удастся пробудить в слушателе интерес. Богослов должен уметь достучаться до умов и сердец собеседников словами, подходящими для аудитории, к которой он обращается. Необходимо «заставить их захотеть, чтобы религия была истинной, а уж затем показать, что она истинна».

Паскаль утверждал, что желание, а не интеллект «является одним из главных органов веры» (Мысли, 228). Желание верить в то, что что-то истинно или ложно, исходит из того, что мы к этому чувствуем. Рассудок будет судить исходя из того, что к этому проявило желание. Сознание принимает или наоборот отвергает то, что понравилось или не понравилось, объясняя свою любовь или отвращение, вызванные желанием.

Джан Лоренцо Бернини, капелла Корнаро, 1647-52. Свод со Святым Духом и ангельским триумфом.

Ключ к прочтению

«Я считаю, что вещь не нравится не из-за причин, найденных позже, а что эти причины найдены только потому, что вещь не нравится» (Мысли, 230). Эта мысль очень важна для понимания барочного искусства и архитектуры, которые завораживают, вовлекают, даже околдовывают, обладая тем самым силой убеждения. Паскаль предложил «поставить ставку» на существование Бога, объясняя её беспроигрышность тем, что ставя на Бога мы ничего не теряем, цена проигрыша невелика, лишь небольшие затраты на усилия и обряды праведной жизни, зато выигрыш несоизмеримо велик — вечная жизнь и спасение души. Искусство барокко, всем своим видом, всеми усилиями своей неугомонной изощрённости, уже при жизни доказывает величие и грандиозность этого выигрыша.

Новое в блогах

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Экстаз Святой Терезы и Блаженной Людовики Альбертони .Бернини.

Продолжаем знакомство с творчеством великого итальянского архитектора,скульптора и художника Лоренцо Бернини.Сегодня познакомимся с двумя работами скульптора.

Экстаз Святой Терезы — алтарная группа в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа , созданная в 1645—1652 годах Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро .

Церковь Санта-Мария-делла-Витториа , Рим

Скульптуры, выполненны из белого каррарского мрамора , расположены в алтарной нише среди колонн из цветного мрамора, на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет.

Святая Тереза была не выдуманным образом, а реальным человеком, монахиней, жившей в Испании в XVI веке. Бернини изобразил ее в момент мистического озарения. Основой для создания этой сцены стала записка, в которой Тереза рассказывает о приходе к ней во сне прекрасного ангела «в плотском образе».

Ангел пронзил ее сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего монахиня испытала «сладостную муку». До сих пор не утихают споры, какую любовь воспел скульптор в «Экстазе Святой Терезы» — земную или небесную. Бесспорно одно — скульптура кажется невероятно легкой, живой и подвижной. Мы физически ощущаем, как Тереза парит на облаке, а одежды ангела колышутся от дуновения ветра.

Читайте также  В чем разница между мартини и вермутом

Перед нами как-будто разворачивается театральное действие. Этот эффект рождается из мастерского умения Бернини работать с мрамором. Фигуры главных героев, ангела и Терезы, высечены из белого мрамора, а обрамление из цветного.

Этот прием позволил создать впечатление раздвинутого занавеса и сцены, на которой происходит волшебное действие. Естественный свет из расположенного рядом окна усиливает свет искусственных золотых лучей, которые опускаются сверху на Терезу.

Веки св. Терезы полузакрыты, она вся во власти мучительно-сладкого сна, и всем своим существом ощущает присутствие находящегося рядом ангела. Кажется, что из ее полуоткрытого рта вырывается крик сладостной муки.

Состоянию болезненно-чувственного религиозного экстаза героини вторят изломанные трепетные складки ее монашеского плаща, которые перемешиваются с клубящимися облаками.

Нужно отдать должное мастерству и смелости Бернини, который отважился изваять облака из мрамора. Он делает твердый мрамор послушным, как тесто, заставляет его изгибаться и течь, передавать нежность человеческой кожи и фактуру ткани. Это «есть высшее достижение моего резца, — говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».

И другая прекрасная работа Блаженная Людовика Альбертони (1671-1674, церковь Сан Микеле а Рипа).

Джованни Лоренцо Бернини,Экстаз Блаженной Людовики Альбертони. 1671-1674

Луиза Альбертони (1474—1533) почитается в Риме как блаженная. Посвящённая ей статуя расположена в капелле Палуцци-Альбертони в римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа.

Людовика была родственницей кардинала, родом из знатной семьи. Она вышла замуж за аристократа и поселилась в предместьях Трастевере. Овдовев в 33 года, молодая женщина уходит в монастырь San Francisco a Ripa.

Людовика умирает от лихорадки, а перед самой смертью якобы выгоняет слуг из своих покоев. Когда же те возвращаются, видят на лице хозяйки свет «словно она побывала в Раю». Этот момент на смертном одре и показывает нам скульптор.

Пространство часовни очень маленькое, но Бернини все-таки удалось создать впечатляющий эффект, который он уже пробовал раньше, стены действуют в качестве фона к пространству, где помещён саркофаг .

Бернини скрывает два небольших вертикальных окна, которые открываются непосредственно на улицу, создавая как бы светильник, который освещает белую статую, что делает её более заметной в тусклом свете часовни.

К тому же, скульптура будто парит над землей, мы смотрим на нее снизу вверх, что, с одной стороны, усиливает мистический эффект, с другой, не дает возможности «в упор», как на иллюстрации, разглядывать сладострастность мраморной девы.

Это последняя работа 71-летнего Джованни Лоренцо Бернини, создана в 1674 году по заказу кардинала Paluzzi degli Albertoni. Кардинал являлся дальним родственником Людовики, канонизированной в 1671 году.

Умирающая возлежит на ложе, укутанная в одежды, в состоянии религиозного экстаза, ожидая нисхождения Святого Духа. Скульптура выполнена из мрамора разных цветов: фигура из белого мрамора, покрывало из красного с белыми прожилками.

Эта скульптура является вариацией скульптуры Бернини — «Экстаз святой Терезы». Статуя Эрколе Феррата Святая Анастасия в одноимённой базилике считается копией статуи блаженной Людовики.

Христианская эротика — это возможно. История Лоренцо Бернини

Быть папским скульптором — престижно, но скучно. Впрочем, Бернини смог оживить религиозные каноны своими эротическими фантазиями. Так в христианстве появились секс-символы.

Из 21 века многовековая война между сторонниками императора и папы в Италии выглядит не разумнее, чем вражда между тупокинечниками и остроконечниками в «Путешествии Гулливера».

С начала 15 века в Италии стали распространяться идеи, которые позже назовут «ренессансными» . Католическая церковь не оставалась в стороне от моды и знала, где применить художников нового поколения. Из-за междоусобных войн и экономического упадка Рим находился в аварийном состоянии.

Интерес к античному искусству и образу жизни.

В 1418 году на Вселенском соборе в немецком Констанце был преодолен раскол и вместо трех пап выбран один. Не без приключений, но новый папа Мартин V попал в свою столицу. Он начал традицию брать на содержание Святым Престолом лучших итальянских художников. Их произведения должны были прославлять бога и, конечно, заказчика. Примеру папы последовали кардиналы, епископы, аббаты.

Таким образом Возрождение, идейно шедшее вопреки религии, во многом было оплачено католической церковью. Леонардо да Винчи рисовал фрески в монастырях и три года жил под покровительством папы Льва X. Микеланджело делал заказы для 9 римских пап. Рафаэль расписывал папский дворец и был главным архитектором строительства Собора святого Петра.

Скульпторы и художники проявляли незаурядную смекалку, чтобы получать церковное финансирование, но не подчиняться цензуре. Среди таких хитрецов был Лоренцо Бернини, один из основателей следующего за ренессансным стилем — барокко .

Лоренцо Бернини обожала церковная верхушка и тихо ненавидели художники, которые находились в его тени. Ареной битвы с завистниками для него стал Рим, а оружием — скульптура.

Основные черты: парадность, пышность, размах.

Среди них знаменитая «Тайная вечеря» — в монастыре доминиканцев Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

У Григория XII была резиденция в Риме, у Иоанна XXIII в Пизе, а у Бенедикта XIII во французском Авиньоне.

Судьба или везение?

Семья Бернини происходит из Тосканы, но он родился в 1598 году в Неаполе. В то время это два разных итальянских государства — Флорентийская республика и Неаполитанское королевство. Впоследствии семья переехала в третье — Рим. Там Лоренцо работает вместе с отцом и становится первоклассным садовником.

Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. За два тысячелетия дворцы Ватикана видели такие грехи святых отцов, о которых паства даже не слышала.

Однажды семейную фирму Бернини пригласили создать сад для влиятельного мецената тогдашнего Рима — кардинала Шипионе Боргезе, племянника папы Павла V. Заметив талант Лоренцо, кардинал становится его покровителем. Так появляются скульптуры на модную со времен Возрождения тему античной мифологии: «Эней, Анхиз и Асканий», «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна», «Давид». Римская элита в восторге, у Бернини теперь есть фанаты.

В 22 года Бернини создал бюст папы Павла V. Это была очень ответственная задача. Бюст понравился и карьера автора стремительно пошла вверх.

В 1623 году одного из поклонников таланта Бернини — кардинала Маффео Барберини — выбирают следующим папой. Он принимает имя Урбан VIII. Лоренцо становится придворным папским скульптором. Казалось, ему можно уже не волноваться о будущем.

Папские интриги

При Урбане VIII Бернини создает один из самых дорогих своих шедевров — 30-метровый балдахин над главным алтарем в Соборе святого Петра, который обошелся папской казне в 200 тысяч скуди (≈ $ 8 миллионов на современные деньги). Но на место скульптора под солнцем опустилась туча, когда Урбан умер. Новым папой стал Иннокентий X из семьи Памфили, злейших врагов Барберини.

В 1646 году в центре конфликта оказались две колонны внутри Собора святого Петра. Они треснули из-за некачественных пьедесталов, спроектированных Карло Мадерна — предшественником Бернини. Этим воспользовались давние завистники художника и убедили папу приказать снести колонны. Одним из инициаторов решения был давний враг Лоренцо, архитектор Борромини.

Католики верят, что он построен над могилой святого Петра.

Но заслуги Бернини перед Ватиканом были уже слишком весомы. Несмотря на спор о дефектных колоннах, он не потерял статус главного папского художника.

«Если вынести из Собора все, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены», — говорил преемник Иннокентия, папа Александр VII.

Я так вижу!

Укрепление положения при враждебном папе развязало Лоренцо руки. С тех пор в его творчестве божественные образы начинают дополняться эротическими фантазиями.

Одно из самых известных произведений Бернини — скульптурная группа, посвященная святой Терезе Авильской, в римской церкви Санта Мария делла Витториа. Испанская монахиня 16 столетия рассказывала, как во сне ангел пробил ее чрево золотой стрелой с огненным острием, от чего она почувствовала сладкую муку.

Мраморная фигура изображает женщину, которая явно наслаждается близостью с ангелом. Рот открыт, глаза закрыты, тело выгнулось. Ангел похож на сладострастного любовника.

Подобная история со скульптурой «Мученичество святого Лаврентия». По легенде, архидиакона римской христианской общины в 3 веке по приказу императора Валериана поджарили на железной решетке.

Персонаж Бернини лежит на левом боку, глаза закатились, он в состоянии экстаза. Страдания святого на смертном одре представляются другими.

Еще одна откровенная работа — скульптура блаженной Людовики, созданная Бернини по заказу ее дальнего родственника, кардинала Альбертони. Статуя украшает капеллу Палуцци-Альбертони римской церкви Сан Франческо а Рипа.

Людовика изображена на ложе в момент мистического общения со Святым Духом. Но похоже, что у нее оргазм.

Скульптура «Экстаз святой Терезы» вдохновила французскую аристократку Марию Бонапарт на поиски вагинального оргазма. Испытала ли она его, читайте в материале: «Зачем принцесса Мари Бонапарт измеряла вагины?»

Откровенность скульптур, конечно, замечали современники Бернини. Но критиковать публично не решались. Во-первых, мастер находился под патронажем Святого Престола. Во-вторых, его месть могла быть монументальной.

Искусство как месть

В 1667 году на римской площади Минервы привезенный из Египта обелиск поставили на монумент в виде слона. Над слоном работал Бернини вместе с учеником Эрколе Феррата, но конкурировать за заказ им пришлось с архитектором Доменико Палья, священником доминиканского монастыря. Проиграв, Палья убедил папу Александра VII в опасности первоначального проекта Бернини. Пришлось вносить изменения.

Читайте также  Как бросать шар в боулинге

В ответ Бернини развернул слона задом к штаб-квартирк доминиканцев Палаццо делла Минерва. Можно заметить, что животное улыбается, а его мышцы напряжены, словно он вот-вот опорожнится.

Самая эпичная архитектурная баталия произошла между Бернини и Борромини. Они вместе работали над несколькими проектами, в частности над балдахином в Соборе святого Петра. Но их стили были слишком разными, Бернини имел большую популярность и заработок. Борромини завидовал коллеге, а тот издевался.

На площади Навона Бернини спроектировал фонтан Четырех рек. Скульптуры олицетворяют богов Нила, Ганга, Дуная и южноамериканской Ла-Платы. У фонтана стоит церковь святой Агнессы, строительство которой завершил Борромини.

Бернини расположил скульптуры богов на фонтане таким образом, что один из них будто насмехается над церковью, а другой прикрывает голову платком, будто не хочет ее видеть.

Фонтан Четырех рек до сих пор украшает площадь. Как и большинство произведений Бернини, он отлично сохранился.

Статуя Экстаз Святой Терезы

Бернини. Экстаз Святой Терезы. 1652.

Святая Тереза — испанская католическая монахиня, жившая в 16 веке и впервые подробно описавшая свой духовный опыт, назвав его супружеством с Богом.

Когда Терезе исполнилось сорок лет, она стала монахиней.
«Жизнь моя кончилась — началась жизнь Бога во мне».

За семь лет, с 1555 по 1562 год, Тереза проходит семь ступеней экстаза, которые она подробно описала в книге «Моя жизнь».

1-я ступень — самопогружение, «сосредоточение всех душевных сил» на одном-единственном — на воле к соединению с Богом.
«Медленно душа погружается как бы в сладостный обморок. Все не только душевные, но и телесные силы ее теснятся к Возлюбленному, как в лютую стужу озябшие люди теснятся к огню очага. И это происходит без малейшего усилия, в почти безмолвной молитве».
«От этого внутреннего сосредоточения происходит такой сладостный мир и покой, что, кажется, душе уже нечего желать. и даже молитва для нее — ненужная усталость: душа хотела бы только любить».

2-я ступень — «восхищение», «исступление».
«Трудно становится дышать. Руки и ноги холодеют. А душа погружается в блаженство. Разум и память находятся тогда в состоянии, подобном сумасшедшему бреду». «Восхищение духа влечет за собой и тело».

3-я ступень — «мука желаний»
Это главный источник страданий для всех, кто жаждет.
На этой ступени душа попадает в пустыню, где нет ни одного близкого существа. Душа хочет умереть.
«К Богу стремится душа, но вместе с тем чувствует, что ей невозможно обладать Богом, не умерев, а так как самоубийство не дозволено, то она умирает от желания умереть, чувствуя себя как бы висящею между землей и небом и не зная, что ей делать».

4-я ступень — видения Христа.
«Плотскими очами я никогда ничего не видела, а только духовными», — уточняет Тереза .

Начало невидимого присутствия Христа — это свет.
«Блеск ослепляющий, белизна сладчайшая. Солнечный свет по сравнению с этим так темен, что и глаз на него открывать не хотелось бы. Да и вовсе не похож этот Божественный свет на солнечный: естественным кажется только он один, а солнечный — искусственным».

После света — голос.
«Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания, но не знает, о чем просить, потому что с нею Бог, а большего счастья могла бы она пожелать?»

После голоса — видение.
«Этого видения душа не ждет и не думает о нем вовсе, как вдруг оно явля-
ется ей, сначала устрашая великим страхом, а потом успокаивая миром, столь же великим».
Тереза видит Иисуса почти всегда «в Теле Славы» —
«Солнцу подобен Он, покрытому чем-то прозрачным, как алмаз. Ткань его одежды как тончайший батист».
«Эти внутренние видения мгновенны, как молния. и остаются неизгладимо запечатленными в душе, хотя в эти кратчайшие мгновения так же невозможно смотреть на лицо Христа, как на солнце».
«Что бы мы ни делали, чтобы увидеть Его, — все бесполезно, и даже стоит только пожелать увидеть что-нибудь яснее, чтобы видение исчезло. » «Страстно иногда хотелось мне увидеть, какого цвета и очертания глаза Его. но я никогда не могла их увидеть. Правда, я часто замечала, что Он смотрит на меня с невыразимой нежностью, но сила этого взгляда была такова, что я не могла его вынести».

После видения — слова,
как правило, простые: «Это Я. Не бойся. ».
Когда однажды Христос покинул ее, она услышала: «Я с тобой, но хочу, чтобы ты знала, каково тебе без Меня».

5-я ступень — любовь.
«Представьте себе человека, любящего так, что он не может ни минуты обойтись без любимого. Но и такая любовь меньше моей любви к Христу».
«Я бы радовалась, если бы другие прославлены были на небе больше, чем я; но я не знаю, радовалась ли бы я, если бы кто-нибудь любил Бога на земле больше, чем я».
«Смерть кажется душе в такие минуты упоительным восторгом в объятиях Возлюбленного».
«Я хотела бы растерзать сердце мое на части, чтобы только сказать, как мука эта сладостна».

6-ю ступень экстаза уже не сама Тереза, а Римская Церковь назовет «пронзением». Именно это «пронзение» изображено в скульптуре Бернини

«Справа от себя увидела я маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем он вырывает и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы кончилась эта боль».

Высшую точку экстаза — богосупружество —
святая Тереза считала вершиной своего духовного опыта и придавала ему даже социальное значение.
«Кто делает упорные усилия, чтобы взойти на вершину совершенства, тот никогда не восходит на эту вершину один, но всегда ведет за собой, как доблестный вождь, бесчисленное воинство. »
________________________________________________________

Церковь Санта-Мария-делла-Виттория в Риме и экстаз святой Терезы

Санта-Мария-делла-Виттория (Santa Maria della Vittoria) – это церковь в Риме (Roma), имеющая статус титулярной. Титулярной церковью заведует кардинал-священник, входящий в Коллегию кардиналов, являющийся почетным членом римского духовенства.

Санта-Мария-делла-Виттория находится на попечении кардинала-архиепископа города Бостон Шона Патрика О’Мелли (Seán Patrick O’Malley), получившего титул этой церкви и сан кардинала в 2006 году. На мемориальной доске в церкви написано имя и размещен герб этого кардинала.

История постройки

Церковь начали строить в 1605 году в честь Святого Павла монахи ордена босоногих кармелитов, имеющие статус нищенствующих и известные своей аскетической жизнью (непрестанная молитва, молчание, смирение, отказ от благ мира и др.). Проект обители в стиле барокко разработал художник-архитектор Карло Мадерна (Carlo Maderno). Здание строили более 10 лет, и в 1620 году его заново освятили именем Девы Марии, принесшей победу представителям католицизма над чешскими протестантами в жестоком сражении у Белой Горы недалеко от Праги.

С 1624 года строительством руководил Шипионе Боргезе (Scipione Borghese), взявший на себя финансирование проекта. Благодаря этому в 1626 году строительство церкви завершилось. Внутренняя отделка, создание декора продлились до конца XVII века.

Санта-Мария-делла-Виттория пострадала огня в 1833 году, после чего пришлось реставрировать здание и его внутреннюю отделку.

Художественные особенности

Санта-Мария-делла-Виттория – один из образцов постройки в стиле барокко.

Храм имеет небольшие размеры, снаружи скромен и прост, передает особенности ордена, по инициативе которого создавался.

Во внутреннем убранстве церкви использованы различные средства создания образа интерьера:

  • Колонны;
  • Лепные украшения;
  • Яркая мозаика с сюжетами из жизни святых;
  • Стенная роспись;
  • Позолоченные элементы интерьера;
  • Скульптурные изображения.

В росписи присутствует несколько изображений «Мадонны Победоносной», которой посвящен храм.

Среди скульптур привлекает внимание «Мечта Иосифа» работы Доменико Гвиди (Domenico Guidi), создававшаяся мастером с 1625 по 1701 годы, а также надгробие над могилой кардинала Пьетро Видони (Pietro Vidoni), занимавшего свой пост в годы строительства церкви.

Особого внимания заслуживает изысканное оформление расположенной в западной части церкви погребальной часовни – капеллы, выполненной по заказу кардинала Федерико Карнаро (Federico Cornaro) и названной его именем.

Капелла Карнаро

Особую ценность представляет художественный и идейный центр капеллы Карнаро (Cappella della Cornaro) – «Экстаз Святой Терезы» (Estasi di santa Teresa d’Avila) работы Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini). Тему для создания скульптуры предложил также кардинал Карнаро.

Святая Тереза Авильская – это монахиня-кармелитка, проживавшая в 16 веке в испанском городе Авила и возведенная в ранг святых благодаря подвижнической жизни, отказу от мирских благ. Тереза из Авилы стояла у основания ордена босых кармелитов в 1593 году, так как боролась за возвращение к первоначальному строгому уставу ордена.

По преданию, Бернини создавал свой шедевр на основании сюжета из жизни Святой Терезы: святую во время сна посетил ангел в обличии обычного человека и поразил ее стрелой из чистого золота, имевшей наконечник из огня. Тереза Авильская, обладавшая литературным даром, рассказала об этом видении в одном из писем, вспоминая о состоянии «сладкой муки» от удара ангела прямо в сердце.

Читайте также  Как меняются черты лица с возрастом

Скульптура высотой 3,5 м создавалась с 1647 по 1652 годы. «Экстаз Святой Терезы» отличается сложностью и театральностью композиции.

Экстаз Святой Терезы

Работа Бернини – синтез живописи, скульптуры, архитектуры и декорирования.

Знаменитую работу Бернини изваял из белоснежного каррарского мрамора, на заднем плане – лучи из бронзы, покрытой золотом, представляющие божественную природу явления ангела Святой Терезе. Вокруг композиции – обрамление в виде самостоятельного алтаря с цветными мраморными колоннами. За ансамблем скрыто окно, через которое проникает свет и усиливает эффект божественного сияния бронзовых лучей. С правой и левой стороны от композиции выполненные из мрамора балкончики, на которых изображены представители семейства Карнаро, обсуждающие видение Святой Терезы.

Бернини использует белый каррарский и цветной мрамор, полудрагоценные камни, объемные яркие фрески на своде капеллы с изображением небес. Мастер умело вписывает скульптуру в покрытый росписью интерьер церкви и достигает необычного эффекта изысканности, утонченности, передает сложность мистического образа. Скульптурная группа огорожена перилами, но они не отдаляют мраморные фигуры от верующих, а делают зрителей своеобразными участниками событий.

Фигура Терезы, расположенная среди облаков, поражает необычной позой, передающей одновременно и томление, и страдание, и озарение божественным светом, священный экстаз – экстаз от безмерной любви к Богу. В своих записках Тереза говорила о наслаждении, которое она находила в «Богосупружестве», о том, что в видениях Бог назвал ее своей женой, а себя – ее мужем. Скульптор сумел передать одухотворенность, чистоту и невинность одновременно с чувственностью. Ангел в ниспадающих одеждах, по которым скользит божественный свет от установленных на заднем плане лучей, стоит в изящной позе, привлекает внимание «человечным» выражением лица, легкой полуулыбкой, выражающей сочувствие, восхищение, предвидение.

Скульптура передает жизненность сюжета о чудесном видении, подчеркивает идею о том, что высокие духовные переживания может испытать каждый человек. Глядя на «Экстаз Святой Терезы», зрители должны были уверовать в возможность совершения религиозного подвига любым из верующих. Удивительно тонкий с психологической точки зрения образ экспрессивен, передает сиюминутное состояние персонажей и вечность идеи божественного служения.

Интересный факт

Известно, что в скульптуре Джованни Лоренцо Бернини отразились его личные переживания. Он был безумно влюблен в Констанцию Буонарелли, юную жену своего помощника.

Он называл ее ангелом, а свою любовь к ней ощущал как священный экстаз. В образе Святой Терезы мастер отразил и черты возлюбленной, и свою страстную любовь к ней, по его представлению, имеющую божественное начало.

Как добраться

  • Церковь находится по адресу: Via Venti Settembre, 17.

К Санта-Мария-делла-Виттория можно дойти за 4 минуты пешком от станции метро Repubblica или за 10 минут от вокзала Термини (Roma Termini).

Двери церкви открыты для посетителей каждый день с 7.00 до 12.00 и с 15.30 до 19.00.

Рядом находятся такие достопримечательности, как Церковь Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna), фонтан Моисея (Fontana dell’acqua Felice) и площадь Республики (Piazza della Repubblica) с фонтаном Наяд (Fontana delle Naiadi).

Ваши отзывы, вопросы и комментарии по теме

Оцените пожалуйста статью нажав на звездочки рейтинга – ваш голос важен

Почему Ватикан прощал любые грехи скульптора Лоренцо Бернини

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Он родился на излете XVI века в Неаполе, шестым из двенадцати детей успешного скульптора Пьетро Бернини. Отец обучал его с ранних лет. Когда Лоренцо исполнилось восемь лет, отец привез его в Рим. Работы мальчика оценили многие известные художники, в том числе основатель Болонской академии художеств Аннибале Карраччи. Папа Павел V обещал покровительствовать юному дарованию.

Под покровительством кардинала Спиционе Боргезе двадцатичетырехлетний Бернини создал свои шедевры — «Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна». В Ватикане Бернини изучал произведения Микеланджело и на первых этапах своей карьеры пытался ему подражать, однако довольно быстро преодолел ренессансное влияние и выработал собственный стиль. Он работал с мрамором настолько виртуозно, что скульптуры кажутся живыми. В те же годы Бернини создал балдахин в базилике Святого Петра.

Как скульптор, Бернини внес немало нового в искусство ваяния. Во-первых, он привнес в скульптурную композицию вихреобразную динамику, благодаря которой скульптура выглядит эффектно с любого ракурса. Этот подход сильно повлиял на весь художественный язык стиля барокко. Он внес крайнюю эмоциональность и драматизм в свои работы. Бернини отказался от следования античной традиции – вернее, значительно пересмотрел ее. Скульптурный бюст, ранее существовавший только как погребальный портрет, он использовал для изображения своих здравствующих современников – политиков, религиозных лидеров, обыкновенных людей.

Лоренцо Бернини любил наблюдать за живой человеческой мимикой и старался воплотить портретируемого эмоциональным, говорящим, грустным или радостным. Если Ренессанс стремился к античной уравновешенности, барокко воплощало крайние душевные состояния. Образцом барочной экспрессии стал скульптурный диптих Бернини «Грешная и праведная душа».

Лоренцо Бернини обожал театр. Эта любовь воплотилась не только в пышности и драматизме его произведений. Он много работал для театра, создавая декорации, реквизит и механические устройства для сцены. Кроме того, есть сведения, что Бернини писал пьесы и даже был не прочь выйти на подмостки. Однажды он даже устроил, как бы сейчас сказали, перформанс, во время которого публично рисовал и ваял скульптуры. Особенно он любил принимать участие в сатирических постановках во время римского масленичного карнавала — с их грубоватым, скабрезным юмором. Бернини и сам умел пошутить. Его слон на перед Санта-Мария-сопра Минерва обращен задом к доминиканскому монастырю, где жил один из недругов Лоренцо…

Бернини прощались любые выходки. Его репутации не повредила даже леденящая душу история с нападением на любовницу. Бернини в припадке безумной ревности приказал своему слуге порезать бритвой лицо замужней женщины – ее звали Констанс — с которой у него был бурный роман. Он заподозрил Константс в отношениях с его же братом Луиджи. Луиджи тоже досталось – уже от самого Лоренцо. Но Бернини отделался всего лишь штрафом, а вскоре получил прощение от Ватикана. Героиня истории оказалась в тюрьме за прелюбодеяние, но в дальнейшем оправилась от всех этих чудовищных событий и даже построила головокружительную для женщины тех лет карьеру в сфере торговли предметами искусства.
Сам же Бернини и в те годы считал себя праведным католиком, дружил с главой иезуитов, регулярно посещал церковь и истово молился… При этом религиозные скульптуры Бернини вызывают двойственные чувства. Его святые, переживающие экстаз, так чувственны и эротичны, что возникают сомнения в религиозной природе их эмоций.

Бернини завел собственную семью, будучи по меркам своего времени уже немолодым. К этому времени страсти в его душе уже улеглись. В сорок лет он женился на Катерине Тезио, которая была в два раза его младше. В браке родилось одиннадцать детей. Но годы семейного счастья стали неожиданно неудачными для его карьеры – две спроектированные им колокольни пришлось снести во избежание внезапного обрушения. Впрочем, и на сей раз Бернини быстро восстановил репутацию – он возвел на Пьяцца Навона потрясающий Фонтан Четырех Рек, который и сегодня поражает воображение туристов.

Но, пожалуй, главный подарок Бернини любимому городу – это площадь Святого Петра, спроектированная в форме ключа (ключи от рая, которые дарованы святому Петру). Площадь обрамлена двумя колоннадами. Именно там собираются верующие, чтобы услышать обращение понтифика. Площадь Святого Петра стала образцом для европейского градостроительства, однако шедевр Бернини остался непревзойденным по своей выразительности и эмоциональному влиянию на горожан и приезжих.

С момента своего приезда в Рим, Бернини покидал его лишь раз – он отправился в Париж, ко двору Людовика XIV. Лоренцо предстояло выполнить некоторые работы для Лувра, но… Париж страшно не понравился Бернини. Он писал, что окружен варварами и, по-видимому, успел устроить там несколько скандалов. Его проекты так и не использовались заказчиками. Однако он успел создать выразительный скульптурный бюст Людовика, который самому Людовику пришелся не по вкусу – настолько, что он отправил этот портрет в самый дальний угол Версаля.

Лоренцо Бернини прожил долгую – восемьдесят два года – и творчески насыщенную жизнь, целиком посвященную Риму. Ему покровительствовали шестеро римских пап. Именно благодаря Бернини стиль барокко получил такую популярность, а Рим получил множество тех достопримечательностей, без которых сегодня невозможно представить Вечный город.

Сегодня даже атеистов интересует секрет Тиары Папы Римского — почему на головном уборе понтификов красовалась сразу три короны .

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: