Современный и классический балет

Современный и классический балет

В современном мире ко всем сферам жизни предъявляются все более высокие требования, удовлетворяющие запросам нынешнего поколения: динамичного, развитого, разностороннего. Это касается как техники, технологий, так и культуры с искусством. Вот и классическому балету на смену пришел современный. Что он собой представляет, и как сочетается с традиционным, рассмотрим в статье.

В общих чертах

Балет – классический танец, составляющий основу хореографии. Традиционная его форма всегда была востребована в искусстве, но в современных условиях он представляется публике в новой, более свободной интерпретации. Раньше режиссер доносил до зрителя мысли, эмоции и настроение постановки с помощью привычных плавных, четких, нежных движений, заменяющих речь. Классический танец строится с помощью широко всем известных фигур, передающих настроение действующих героев. В современном балете способ передачи эмоций определяется художником-постановщиком самостоятельно. Нередко он на 90% состоит из контемпа, когда танцоры заимствуют элементы из других стилей.

Классическая форма балета с каждым днем становится современнее, это видно даже по одежде балерин: на смену традиционным пачкам приходят более простые наряды. Конечно, это не относится к классическим постановкам.

Происхождение

Название «балет» — это перевод с латыни слова «танцую». Местом рождения этого вида искусства стала Италия 16 века, известная своими первыми танцевальными сценками. Чуть позже к придворному балету приобщилась Франция, хотя по сравнению с современным искусством это были жалкие попытки. Окончание 18 века обозначилось сменой балетных костюмов на более короткие и воздушные, и появлением первой профессиональной обуви балерин – пуантов. Этот период стал началом расцвета балетного искусства, характеризующийся:

  • появлением первых его ценителей, регулярно посещающих постановки;
  • написанием знаменитыми композиторами (Бетховен, Делиб, Минкус) романтической музыки для балетных спектаклей;
  • появлением первых полноценных балетных постановок.

Появление балета в России

Впервые об этом танце узнали в России в период правления царя Алексея Михайловича в 1673 году после премьеры первого балетного спектакля. Русский балет формировался под влиянием французского балетмейстера-хореографа Шарля-Луи Дидло, связавшего танец с пантомимой и сделавшего ведущими сольные женские партии. Большую роль в становлении классического русского балета в 19 веке сыграл Мариус Петипа. Легендарным отечественным балетмейстером стал Михаил Фокин, в корне реформировавший спектакли за счет изменения традиционного построения балета и рисунков в танце.

Настоящей революцией в мире балетной музыки стало появление композитора П.И.Чайковского, который сочетал в ней непрерывное симфоническое развитие с глубоким образным содержанием и драматической выразительностью. В созданных им «Лебедином озере», «Спящей красавице» и «Щелкунчике» музыка получила способность раскрывать внутреннее течение действия и воплощать характеры героев.

Современный отечественный балет

Одной из основных отечественных трупп сегодня является «Классический Русский балет» Москвы, созданный в 2004 году. Этот молодой танцевальный коллектив творит уже семь лет, на протяжении которых высоко зарекомендовал себя с профессиональной точки зрения. Он собрал лучших представителей российских балетных школ (Московская академия хореографии, Академия русского балета им. А. Я. Вагановой), талантливой перспективной молодежи и зрелых заслуженных мастеров танца. Художественное руководство театром лежит на плечах одного из ведущих солистов Хасана Усманова.

География выступлений классического балета Москвы не ограничивается только столичной сценой, их постановки видели многие города России и страны дальнего и ближнего зарубежья (Финляндия, Япония, Испания, Израиль, Австрия, Германия, Греция).

Репертуар труппы

Список балетных спектаклей московского коллектива состоит в основном из великих произведений золотого фонда русского балета. Конечно, репертуар театра не может обойтись без шедевров П. И. Чайковского: «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика». Кроме этого, в активе труппы балеты: «Золушка», «Жизель», «Кармен», «Ромео и Джульетта» и другие.

Классический балет «Щелкунчик»

Отдельное внимание хотелось бы уделить именно этой сказке о вечной любви, неизменно популярной как в России, так и в странах Европы в период новогодних праздников. Ведь атмосфера волшебной чарующей музыки Чайковского в сочетании со снегом, елкой и волшебством под Рождество способна заставить даже самых серьезных взрослых хоть на миг почувствовать себя детьми. Одна из ярчайших сцен этого спектакля – Вальс Снежинок (в постановке Льва Иванова) – является жемчужиной искусства, ведь в каждой детали и фигуре отображаются музыкальные фразы Чайковского.

Государственный академический театр классического балета

Поистине, «динозавром» балетного искусства России является этот большой коллектив, которым руководят Наталья Касаткина и Владимир Василев. Его любят зрители многих стран и нескольких поколений. На протяжении почти пятидесяти лет выдающимися балетмейстерами создается интересный репертуар, состоящий из оригинальных версий известных «детищ» классического балета. Их бережная историческая реконструкция с оригинальными произведениями самих хореографов в основе, смогли уместить на одной балетной сцене классическую и современную музыку.

Коллектив театра состоит из прекрасных танцоров, курируемых замечательными педагогами-репетиторами, в прошлом – ведущими солистами Большого театра. Из его стен вышли высокопрофессиональные артисты балета нескольких поколений, которые затем получали международные награды и побеждали во многих авторитетных балетных конкурсах, громко заявив о себе не только на российской, но и на мировой сцене.

Руководство

Не зря этот коллектив часто называют классическим балетом Касаткиной и Василева. Это не просто фамилии двух народных артистов – бывших выпускников Московского хореографического училища и ведущих солистов Большого театра в течение 20 лет. Это имена балетмейстеров, которые уже почти полвека руководят Государственным академическим балетным театром.

В балетном искусстве они во многом стали первыми:

  • в постановке спектаклей на авангардистскую музыку;
  • в постановке на российской сцене эпохального балета полузапрещенного композитора Стравинского «Весна священная»;
  • в создании авторского и экспериментального балетного театра;
  • в сотрудничестве с известным зарубежным хореографом П. Лакотта, специализирующимся на реставрации старинных спектаклей, для возрождения балета «Натали, или швейцарская молочница» (комп. А. Гировец);
  • в экспериментах с непростыми и оригинальными музыкально-хореографическими жанрами, которые вылились в вокально-хореографическую симфонию композитора А. Петрова «Пушкин. Размышление о поэте».

Классический балет Касаткиной и Василева является гармоничным сочетанием наследия и современных веяний. Это касается как репертуара, так и хореографического языка их спектаклей. В активе этих балетмейстеров – постановка ряда классических произведений: «Жизели», «Дона Кихота» и всех трех балетов П. И. Чайковского. При этом воплощение классики всегда носит свое авторское видение, которое одному зрителю нравится больше, другому – меньше. Но творческая трактовка материала, безусловно, является главной в искусстве.

«Фабрика звезд»

С подмостков театра классического балета вышло множество артистов, которые потом стали международными лауреатами и мировыми знаменитостями. Воспитанники Касаткиной и Василева привезли с различных конкурсов 19 золотых медалей и еще больше – серебра и бронзы. Именно здесь загорелась звезда И. Мухамедова, В. Малахова, Г. Степаненко, С. Исаева, А. Горбацевич, Т. Палий и многих других. Все это свидетельствует о высоком профессионализме коллектива театра и педагогическом мастерстве его руководителей.

Деятельность коллектива

Сегодня репертуар театра насчитывает 18 балетных спектаклей, включающих как знаменитые классические произведения, так и современные постановки. Так, балет «Сотворение мира» рассказывает библейскую историю Адама и Евы, в основе которой – рисунки Жана Эффеля. Композитор Андрей Петров в постановке соединил принципы серьезной симфонической музыки с легкой, включающей джаз и симфоджаз. За 30 лет существования этого балетного спектакля его всегда сопровождали аншлаги и восторженные отзывы прессы.

Заслуживает отдельного упоминания и балет-притча «Чудесный мандарин», впервые показанная на сцене театра Классического балета в 1996 году. В его основу легла одноименная пантомима венгерского композитора Б. Бартока, имевшая сложную судьбу. При жизни автора балет на его родине так и не поставили, а попытка сделать это Большим театром при постановке Л. Лавровского (1961 г.) имела провальный опыт.

Касаткина и Василев впервые показали в России «Чудесный мандарин», использовав в постановке музыку балета целиком, а не только сюиту Б. Бартока, как это делалось ранее. Такое событие стало истинным подарком для поклонников творчества венгерского композитора.

В активе театра классического балета все спектакли достойны внимания и восхищения, петь им оды нет необходимости. Лучше один раз придти и посмотреть, чтобы потом возвращаться снова и снова.

Современный балет

У большинства современных людей с балетом ассоциируются «Лебединое озеро», накрахмаленные пачки и стройные балерины в пуантах. Но так как мы живем в мире скоростей и новых технологий, то и в области балетных танцев произошли значительные изменения.

Современный классический балет активно развивается, и то, что раньше было привычно, сейчас видоизменяется и дополняется новыми техниками. Именно о том, как изменился балет, и какие современные ноты он в себя приобрел, пойдет речь в статье.

Читайте также  Как найти жесткость пружины

Процесс становления современного балетного искусства

Академия современного балета внесла массу изменений в привычный для многих поколений костюм, обувь и даже во внешний вид сцены. Теперь танцоры выполняют сложные элементы под другим углом, костюмеры создали образы удлиненных, тренировочных и стильных нарядов, а пуанты пылятся на полках, так как современная хореография балет исполняется босиком.

Вот такие нововведения претерпел балет, классическому его направлению, которому не одна сотня лет.

Процесс становления современного балетного искусства пришелся на начало 20 века в западных странах. Именно в этот период весь мир начал радикально меняться, и что бы за ним угнаться в классический русский балет балетмейстеры стали дополнять театры современного балета:

  • новыми балетными позициями;
  • вносить изменения в традиционные движения;
  • оригинальные поддержки;
  • великолепную пластику.

Это дало возможность балеринам и их партнерам современных балетных постановок быть более свободными, выражать чувства и эмоции, а не просто исполнять заученные фрагменты.

Особенности современного балета – это, прежде всего уход от консервативного подхода, свобода выбора, экспериментальная деятельность, вдохнувшая новую жизнь и краски, в привычные творческие номера, а так же проявления ярких эмоций в процессе исполнения.

Общепринятым названием нового течения танцы современный балет стало «Модерн». И оно в полную силу раскрывает все тонкие грани разделяющие классику и современность.

Уходят в прошлое, а если говорит точнее, остаются в классических выступлениях высокие прыжки, сложные вывороты, удлинение рук и ног. В современном балете партия исполняется парой, а не только примой балетного мастерства.

Каждый балетмейстер, выстраивая систему движений, повинуется внутреннему чутью, и стремлениям преподнося зрителем новые, яркие элементы, которые поражают и завораживают своим магнетизмом.

Творец современного искусства

Современный русский балет получил активное развитие после развала Советского союза. Так как весь мир уже преуспел в развитие нового танцевального направления, то российским хореографам пришлось приложить большое количество сил, что бы создать свое уникальное исполнение.

Занятия балетом сложный, но, тем не менее, очень интересный процесс, и если от природы человек имеет гибкость, пластику и целеустремленность, то обязательно добьется больших успехов.

Школа современного балета несет в себе порой глубокий философский смысл, и не каждый зритель, может выделить для себя главную мысль, в особенности, если он поклонник классического балета. Но, несмотря на такие сложности, зрители с большим интересом посещают постановки современных мастеров и остаются хорошего мнения об их мастерстве.

Творец современного искусства Борис Эйфман является руководителем всемирно известного Санкт – Петербургского коллектива современного балета.

Современные хореографические решения представлены в многообразных образах:

  • трагедии;
  • драмы;
  • притчи;
  • сказки;
  • рок номера.

И каждая новая постановка будоражит зрителей, уводя в мир исторического русского общества и традиций, ведь именно они взяты за основы. Исполнители в совершенстве усвоили исполнение классических танцев и мастерски перевоплощаются в соответствии с требованиями сценария.

Благодаря этому мастеру классика и современность объединились и просуществуют долгие годы.

Виды Балета. Классический балет

Классический балет – сюжетный танец, где танцоры всегда посредством танца рассказывают некую историю. Классический многоактный балет традиционно посвящен мифам, сказкам, историческим темам. Балет — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

Термин «Классический балет» служит преимущественно для обозначения европейского балета, сложившегося на протяжении XVI-XIX веков.

Классический Балет — это, прежде всего высшая ступень хореографии (от греческого choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально — сценического представления.

В балете исторически выработались различные музыкально-хореографические формы:

  • дуэтная форма (па-де-де),
  • групповые
  • массовые танцы (па-детруа, па-де-катр, гран па)

Термин «Балет» распространяется как на многоактные спектакли, так и на одноактные миниатюры, отдельные танцевальные сцены, входящие в оперы.

Танцы и сцены, созданные балетмейстером, исполняются артистами балета, в числе которых:

балерина и первый танцовщик,

Слово Корифей пришло к нам из греческого языка – это руководитель хора в древнегреческой трагедии.

Балет многообразен:

  • сюжетный – классический повествовательный многоактный балет,
  • драмбалет;
  • бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра.

По жанру балет может быть:

  • комическим,
  • героическим,
  • фольклорным.

XX век принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет («Современный балет»)

Технические особенности:

Классический балет — система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, появилась в 17 веке.

Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности.

В 1-й половине 18 века с классическим танцем познакомились на русском придворном театре. Иностранные балетмейстеры воспитывали русских артистов на основе итальянской и французской школ.

Самобытность русского исполнительства, соединившего достоинства различных европейских школ и вдохнувшего в него загадочную русскую душу, привела к созданию знаменитого на весь мир русского балета.

Урок классического танца — совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков.

В классической школе урок состоит из нескольких частей:

  • экзерсис y станка;
  • экзерсис на середине зала;
  • адажио;
  • аллегро;
  • упражнения на пальцах (в женском танце).

Элементы упражнений из классического танца включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам.

Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.

В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.

Зарождение балета

В начале, как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере, заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище.

Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленный итальянцем Бальтазарини. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту.

Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать.

Самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новером.

Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

Русский балет

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.

Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность.

Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

Терминология

Балетная лексика и названия балетных pas пишутся на французском языке, в старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки (фр. pasdechat), рыбки (фр. pasdepoisson), ножниц (фр. pasdeciseaux) и другие.

Некоторые термины используются в других областях, так как имеют общий корень, например, движение фуэте (фр. fouett?) с общим словом «взбитые», во французской кулинарии означает «взбитые сливки».

Известны такие слова и значения, как Pasdedeux, балерина, артисты и солисты балета, пачка , пуанты, элевация, а также батманы (фр. battementsбиения) — базисного движения в классическом танце во множестве форм, начиная с battements tendus.

Упражнения преследуют эстетические и тренировочные цели, вырабатывают определенные умения вытягивать ноги в прямые линии, точно исполнять различные его варианты: от резкого броска ноги и плавного её поднятия до обратного опускания или сгибания.

Балет как искусство

В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гиллем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.

Читайте также  Сколько калорий в Российском сыре

Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора»

В XVIII — XIX веках артист мог быть одновременно актёром и танцовщиком, так как особого развития физических возможностей не требовалось.

В конце XIX века и в начале XX века театральные школы разделились, но в репертуаре многих театров одновременно были драмы, балетные дивертисментные отделения и оперетты.

Так например, кроме постановок в Большом, Касьян Ярославич Голейзовский ставил балетные спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре миниатюр», среди которых была постановка «Les Tableauxvivants», означающая «ожившую картинку», так как Голейзовский в первую очередь был художником.

Это явление развивается в современном балете, как «ожившая картина», «ожившая фотография» и «ожившая скульптура». Для того, чтобы поставить, сначала нужно увидеть, нарисовать и слепить.

«Музыкально ожившие» картины родились из серии «заграничных» рисунков Виктора Гартмана, увиденных в 1874 году на выставке Модестом Мусоргским, который в память о друге написал для фортепиано знаменитую сюиту — серию музыкальных картин — «Картинки с выставки», изданную в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и многократно оркестрованную.

Известный балетный номер «Баба Яга», поставленный Леонидом Якобсоном на оркестрованный музыкальный номер М. П. Мусоргского, стал неотъемлемым эстетическим нюансом всех концертных программ.

«Танцевально ожили» «Картинки с выставки» и в 1963 году, когда Ф. В. Лопухов поставил балет на сцене театра Станиславского.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Что такое балет? Классика и современность

Что такое балет? Это вид театрального искусства, в основе которого лежит танец. Балетный спектакль основан на каком-либо сюжете, который называется либретто. Большую роль в балете играет пантомима. С ее помощью танцовщики передают свои чувства и суть происходящего.

Виды балета

Изначально балетом назывался исключительно классический танец, но постепенно это понятие стало распространяться на народные танцы, современные, характерные, акробатические.

Происхождение балета

Слово «балет» произошло от латинского слова ballo, которое означает «танцую». Родиной этого вида искусства считается Италия. В шестнадцатом веке появились первые танцевальные сценки. Через некоторое время во Франции становится популярным придворный балет. До таких шедевров, как балет «Лебединое озеро», было еще очень далеко, и танцы, исполняемые во дворцах, мало напоминали то искусство, которое сейчас можно увидеть на сцене.

К концу восемнадцатого века балетный костюм становится короче и воздушнее, а также появляются первые пуанты — профессиональная обувь балерин.

Начинается популяризация хореографического искусства, появляются его любители, которые регулярно посещают спектакли. В те времена еще не было отдельных учреждений, которые именовались как театр балета, но искусству танца стало уделяться большое внимание. Великие композиторы Людвиг Ван Бетховен, Лео Делиб, Минкус и другие начинают создавать романтическую музыку для балетов. Появляются первые полноценные балетные спектакли.

Балет в России

В России зрители узнали, что такое балет, в 1673 г. Тогда при царе Алексее Михайловиче состоялся первый балетный спектакль. Огромное влияние на русский балет оказал французский балетмейстер-хореограф Шарль-Луи Дидло. Он связал танец и пантомиму, придал большое значение кордебалету и сделал акцент на сольных женских партиях.

Балетмейстер Мариус Петипа укрепил русскую школу балета, его имя до сих пор известно поклонникам хореографического искусства. Конец девятнадцатого века в балетных кругах называют «эпохой Петипа».

Затем в России прогремело новое имя, оказавшее огромное влияние на мир балета. Это Михаил Фокин. Он стал настоящим реформатором и внес значительные изменения в спектакли. Он изменил традиционное построение балета и рисунки в танце. Фокин возродил романтические балеты, такие как «Шопениана». Его музой стала несравненная балерина Анна Павлова. Ее «Умирающий лебедь» — это символ русского балета начала двадцатого века.

Бессмертный спектакль «Лебединое озеро»

Петр Ильич Чайковский произвел настоящий фурор в балетном мире. Он написал музыку к нескольким балетным спектаклям, включая известный всему миру балет «Лебединое озеро». Это произведение искусства на слуху у каждого человека, даже у того, кто совершенно далек от хореографии.

Современный балет

Говоря о том, что такое балет, нельзя не упомянуть современные театральные постановки, которые отличаются от классического балета более смелыми костюмами и раскованными движениями. Если классика предполагает строгие и четкие движения, то модерн представляет более свободную танцевальную интерпретацию. В современном балете появились новые движения, которые стали пластичнее и акробатичнее. Ценители балета по-разному реагируют на новаторство в хореографии. Кто-то по-прежнему воспринимает только классику и считает, что настоящий балетный спектакль должен идти только в таких местах, как театр оперы и балета, а кто-то считает, что балет, как и современный мир, должен развиваться и не стоять на одном месте.

Будущее балета

Что такое балет? Многие творческие люди любят его и разбираются в движениях. Настоящий балетоман не мыслит жизни без танца. Некоторые же считают, что балетные спектакли созданы только на любителя, и не понимают, в чем смысл данного искусства. Однако ни одна страна мира не представляет себе культурную жизнь без балета. Это тот вид сценического искусства, который будет жить вечно. Он будет меняться, появятся новые постановки, новые талантливые балетмейстеры и танцовщики, новые ценители и просто зрители, но его популярность никогда не исчезнет, потому что танец бессмертен.

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Классический балет

Классический балет – сюжетный танец, где танцоры всегда посредством танца рассказывают некую историю. Классический многоактный балет традиционно посвящен мифам, сказкам, историческим темам. Балет — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

На видео: эпизод из балета «Лебединое озеро»

Классический балет

Термин «Классический балет» служит преимущественно для обозначения европейского балета, сложившегося на протяжении XVI-XIX веков.

Классический Балет — это, прежде всего высшая ступень хореографии (от греческого choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально — сценического представления.

В балете исторически выработались различные музыкально-хореографические формы:

  • дуэтная форма (па-де-де),
  • групповые
  • массовые танцы (па-детруа, па-де-катр, гран па).

Термин «Балет» распространяется как на многоактные спектакли, так и на одноактные миниатюры, отдельные танцевальные сцены, входящие в оперы.

Танцы и сцены, созданные балетмейстером, исполняются артистами балета, в числе которых:

балерина и первый танцовщик,

Слово Корифей пришло к нам из греческого языка – это руководитель хора в древнегреческой трагедии. Основная функция корифея – это коммуникация, сообщение между актерами и хором. Корифей в балете — это артист, который является лидером кордебалета, исполняет в спектакле солирующую партию.

Балет многообразен:

  • сюжетный – классический повествовательный многоактный балет,
  • драмбалет;
  • бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение, миниатюра.

По жанру балет может быть:

  • комическим,
  • героическим,
  • фольклорным.

XX век принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет («Современный балет»)

Технические особенности:

Классический балет — система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, появилась в 17 веке.

Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности.

В 1-й половине 18 века с классическим танцем познакомились на русском придворном театре. Иностранные балетмейстеры воспитывали русских артистов на основе итальянской и французской школ.

Самобытность русского исполнительства, соединившего достоинства различных европейских школ и вдохнувшего в него загадочную русскую душу, привела к созданию знаменитого на весь мир русского балета.

Урок классического танца — совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков.

В классической школе урок состоит из нескольких частей:

  • экзерсис y станка;
  • экзерсис на середине зала;
  • адажио;
  • аллегро;
  • упражнения на пальцах (в женском танце).

Элементы упражнений из классического танца включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам.

Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.

В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.

Читайте также  Как чистить минтай

Зарождение балета

Танцевальный класс Эдгара Дега, 1872 год.

В начале, как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере, заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище.

Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленный итальянцем Бальтазарини. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту.

Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать.

Самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новером.

Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

Русский балет

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.

Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность.

Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

Терминология

Балетная лексика и названия балетных pas пишутся на французском языке, в старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки (фр. pasdechat), рыбки (фр. pasdepoisson), ножниц (фр. pasdeciseaux) и другие.

Некоторые термины на слух, и используются в других областях, так как имеют общий корень, например, движение фуэте (фр. fouett?) с общим словом «взбитые», во французской кулинарии означает «взбитые сливки»

Известны такие слова и значения, как Pasdedeux, балерина, артисты и солисты балета, пачка , пуанты, элевация, а также батманы (фр. battementsбиения) — базисного движения в классическом танце во множестве форм, начиная с battements tendus.

Упражнения преследуют эстетические и тренировочные цели, вырабатывают определенные умения вытягивать ноги в прямые линии, точно исполнять различные его варианты: от резкого броска ноги и плавного её поднятия до обратного опускания или сгибания.

Балет как искусство

В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии.

В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гиллем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.

Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора»

В XVIII — XIX веках артист мог быть одновременно актёром и танцовщиком, так как особого развития физических возможностей не требовалось.

В конце XIX века и в начале XX века театральные школы разделились, но в репертуаре многих театров одновременно были драмы, балетные дивертисментные отделения и оперетты.

Так например, кроме постановок в Большом, Касьян Ярославич Голейзовский ставил балетные спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре миниатюр», среди которых была постановка «Les Tableauxvivants», означающая «ожившую картинку», так как Голейзовский в первую очередь был художником.

Это явление развивается в современном балете, как «ожившая картина», «ожившая фотография» и «ожившая скульптура». Для того, чтобы поставить, сначала нужно увидеть, нарисовать и слепить.

«Музыкально ожившие» картины родились из серии «заграничных» рисунков Виктора Гартмана, увиденных в 1874 году на выставке Модестом Мусоргским, который в память о друге написал для фортепиано знаменитую сюиту — серию музыкальных картин — «Картинки с выставки», изданную в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и многократно оркестрованную.

Известный балетный номер «Баба Яга», поставленный Леонидом Якобсоном на оркестрованный музыкальный номер М. П. Мусоргского, стал неотъемлемым эстетическим нюансом всех концертных программ.

«Танцевально ожили» «Картинки с выставки» и в 1963 году, когда Ф. В. Лопухов поставил балет на сцене театра Станиславского.

Балет

Вы будете перенаправлены на Автор24

Балет является формой танца, основные выразительные средства которого неразрывно связанны между собой.

Традиционные классические балеты, как правило, выполняются с помощью сопровождения классической музыки и использования сложных костюмов и постановок, в то время как современные балеты, такие как неоклассические произведения американского хореографа Джорджа Баланчина, часто выполняются в простых костюмах (например, трико и колготки) и без использования сложных наборов или декораций.

История балета

Балет возник в эпоху Возрождения. Он пришел в упадок во Франции после $1830$ года, хотя продолжал развиваться в Дании, Италии и России. В России балет появился во второй половине $17$-го века и развивался в течение $19-20$-го века. Выдающийся вклад в создание русской балетной школы имеют Шарль Луи Диддли, М. И. Петипа, Анна Павлова, Михаил Фокин, Сергей Дягилев. В $20$-м веке, балет оказал сильное влияние на другие танцевальные жанры.

Балет в качестве основного танцевального движения

Балет является одной из самых старых танцевальных техник, которая является основой всех других танцевальных стилей.

Балет характеризуется строгой формой тела и открытым положением стопы, а это значит, что вся нога от бедра повернута наружу на 90 градусов.

Балетная техника не признает применение силы и резких движений. Все движения должны быть произведены под контролем.

Стили

Стилистические изменения появились и развивались с итальянской эпохи Возрождения. Ранее, классические вариации в основном связаны с географическим происхождением. Примерами этого являются русский балет, французский балет, и итальянский балет. Более поздние вариации, такие как современный балет и неоклассический балет, включают как классический балет, так и нетрадиционную технику и движения.

Готовые работы на аналогичную тему

Романтический балет

Романтический балет определяется эпохой с начала до середины $19$ — го века. Знаменитые балерины романтической эпохи: Мария Тальони и Эльслер.

Классический балет

Классический балет основан на традиционной балетной технике. Существуют различные стили классического балета, которые связаны с их областями происхождения, такие как французский балет, итальянский балет и русский балет. Некоторые из классических стилей балета связаны с конкретными методами обучения, которые, как правило, названы в честь их создателей. Например, метод Чекетти назван в честь его создателя, итальянского танцора Чекетти а метод Вагановой назван в честь русской балерины Агриппины Вагановой. Некоторые примеры классических постановок балета: Лебединое озеро, Щелкунчик, Спящая красавица.

Неоклассический балет

В неоклассическом балете, зачастую нет четкого сюжета, костюмов или декораций. Выбор музыки может быть разнообразен и часто включает в себя музыку, которая также неоклассическая. Неоклассический балет открывает для танцоров множество возможностей.

Другая форма, современного балета, возникла как ответвление неоклассицизма. Среди новаторов в этой форме были Роберт Джоффри и Джеральд Арпино.

Современный балет

Современная балетная форма танца, открывает двери для любого стиля. Современные Балеты могут включать в себя пантомиму и актерское искусство. На сегодняшний день существует много различных современных балетных трупп и хореографов. К ним относятся Алонзо Кинга, Мэтью Борн, Начо Дуато и др.

Русский балет

Русский балет является одной из форм балета, который берет свое начало в России.

Первая русская школа балета была открыта еще в $1732$ году в Зимнем дворце в Санкт – Петербурге. Французским балетмейстером Жаном-Батистом Ланде, основателем первых русских балетных школ, предназначенных для молодых российских танцоров. Школа была закрыта после революции, как символ царской России, но позже снова отреставрирована и сегодня известена как знаменитый «Мариинский театр».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: