Революция как политический процесс

Политический процесс и революция

Вы будете перенаправлены на Автор24

Революция — это радикальное преобразование в какой-либо сфере человеческой деятельности

Революция

При стремительном развитии общества основными политическими приемами для решения насущных социальных, социально-культурных, экономических проблем являются реформы и революции. Изучением механизмов, на которых основаны эти феномены, занимаются социология и политология.

Наиболее обширное определение революции дает С. Хангинтон, указывающий, что революция — это самый быстрый процесс изменения основных ценностей и мировоззрений общества, и как следствие, изменения его политических институтов.

Реформы – это значительные изменения в разных сферах общества, не затрагивающие его основу. Революция же имеет принудительный характер и задевает интересы отдельных слоев общества.

Термин «революция» впервые использовали, как определение реставрации монархии, произошедшей после падения диктатуры Кромвеля и роспуска Долгого парламента. До XVIII в. под революцией понимали восстановление изначальных порядков, которые были реформированы или полностью утрачены. К концу XVIII века революцию уже рассматривали, как социально – политический переворот, свержение власти, переход к абсолютно новому политическому порядку.

Пик социально-экономического кризиса и скачок в развитии общества приводит к развитию революционного движения.

Причины возникновения революционных настроений

В истории все завершенные революции, вследствие которых возникает абсолютно новое общество, приводят государство не к развитию, а к некоему откату назад.

Рассмотрим революцию на примере России. Так Февральская революция 1917 г. стала продолжением революции 1905 года. Революция считалась успешной, так как разрушила самодержавный слой, но в период Первой мировой войны новое общество не справилось с накопившимися проблемами. Октябрьская революция 1917 года считается завершенной, так как организаторы достигли поставленной цели и осуществили желание народа. В ее результате мировое сообщество разделилось на капиталистический лагерь и социалистический лагерь.

Готовые работы на аналогичную тему

Как любой глобальный конфликт, революция имела катастрофический разрушительный характер. На протяжении всей истории в России власть существовала как бы отдельно от общества. Россию, как многонациональное государство, объединяли общие интересы, которые складывались веками на основании территориального единства и взаимовыгодной экономической зависимости, что порождало центростремительную тенденцию. Подобная система централизации власти и подавления порождала национальное недовольство, которое усилилось насильственной русификацией инородцев в конце XIX — начале XX вв.

Революции в России имели специфический характер, и в основном общие причины:

  • своеобразное безволие масс, которые сдерживались насильственным режимом в состоянии пассивного подчинения;
  • упадок правящего класса, который был исторически осужден на гибель и не надеявшегося на спасение с помощью пошатнувшейся монархии;
  • максимализм революционной интеллигенции, склонной к неадекватным решениям, ввиду отсутствия политического опыта;
  • особенности психотипа, сложившегося на основании национальной генетики, который склонен к замедленной реакции на внешние раздражители и накоплению в себе взрывоопасного заряда психической энергии, выплескивающегося в виде революционных восстаний;
  • сепаратистские настроения национальных элит.

Совокупность подобных особенностей породила специфическое развитие истории России и большевизм, который постепенно переродился в тоталитаризм.

В мировой истории существуют примеры незавершенных революций, в том случае, если заявленные цели в начальном этапе революции не достигнуты, и соответственно, источник внутренних противоречий не устранен и продолжают накапливаться, то разрешаются эти противоречия с помощью новых революциях и глобальных конфликтов.

Самым ярым продолжателем практики революционного коммунизма является К. Маркс, который разработал теоретическую концепцию революции. По его мнению, революция – это праздник угнетенных, который занимает особое место в истории. Марксизм рассматривает причины революции, представляет их в виде связи конфликтов между производительными силами и производственными отношениями.

Общество на определенной ступени своего развития не может существовать в условиях прежних производственных отношений, таких, как отношения собственности. Подобное противостояние разрешается в «эпоху социальной революции» — долгосрочный переход от одной формы общества к другой, кульминацией которого и является революция.

Основной движущей силой общественного развития являлась классовая борьба, которую можно рассматривать, как одну из ступеней общественного развития. Обострение подобных конфликтов в обществе всегда происходит в период социально-экономических кризисов.

Первая русская революция и ее последствия

Завершенная революция одного государства всегда влечет за собой целую волну восстаний по всему миру.

Так, например, первая революция в России имела огромное международное значение. Подобная народная смелость народа в Российском государстве положило начало абсолютно новой эпохе. Это была эпоха сильнейших политических потрясений, а также революционных битв. Она подняла по всему миру национально-освободительную борьбу рабочего движения всех народов и колоний на новую ступень.

Революции 1905—1907 гг. в России дала толчок, благодаря которому во всех странах Европы прокатилась волна стачек и демонстраций. Сословие рабочего класса Германии, Австро-Венгрии, Болгарии, Италии, Франции, Румынии и других стран проявило полную солидарность с рабочими России, которые боролись против централизации власти, зачастую прибегая к проведению политических восстаний.

Первая русская революция имела особенно большое значение для национально-освободительного движения зависимых и угнетенных народов Востока, вдохновила на перемены народы Азии. В 1905— 1907 гг. в Иране, Китае, Турции произошли буржуазные революции, начался новый этап в национально-освободительной борьбе народов Индонезии, Индии, Афганистана и других стран.

За три года революции произошла политическая эволюция трудящихся народных масс, которые прошли богатую школу политического воспитания. Изменения, следовавшие за революционным движением, вызвали у всего трудящегося народа творческую энергию, и обогатили их огромным политическим опытом.

Революция как вид политического процесса

Лекция 24. Революции в российской политической истории и их последствия

История России — это непрерывный, бурный и противоречивый процесс переплетения революций, контрреволюций, реформ, контрреформ, всевозможных конфликтов. Смуты, революции, глобальные конфликты с давних пор стали характерной чертой политической истории России, определяющей на длительный период ее историческое развитие. Весьма симптоматич­но, что всегда Россия выходила на следующий исторический виток обновленной, поднима­лась из пепла, возрождалась.

В современной исторической и политологической литературе ис­пользуются формационный и цивилизационный подходы к опре­делению понятия революция.

Формационный подход предполагает определение революции в рамках формационной схемы исторического процесса как глубокие и качественные изменения в развитии общества, способа производства, которые разрешаются переворотом, скачком, приводят к становле­нию нового способа производства. К их числу относятся буржуазная, социалистическая революция и т. д.

Цивилизационный (культурологический) подход предполагает исследование индивида как субъекта политики, определяющего ин­дивидуальную ответственность за свои поступки, сознание, мышле­ние, судьбу и т. д. Поэтому революция в широком смысле расценивается как политический процесс, включающий в себя массовые дви­жения, готовые использовать насилие для достижения своих целей, способные к захвату власти и последующему проведению реформи­рования общества. Революция в узком смысле слова — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований.

Революция — весьма широкораспространенный в истории вид политического процесса, в ходе которого применяются меры прину­дительного характера, вызывающие сопротивление со стороны про­тивостоящих социальных сил, что делает практически неизбежным значительную роль насилия в революционном процессе.

Революция всегда возникает из затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса, на его пике, когда наступа­ет хаос. Сторонники такого вида социальных преобразований рассмат­ривают ее как необходимый выход из катастрофы, угрожающей об­ществу. Как показывает исторический опыт, к революции приводят глубокие непреодоленные социальные антагонизмы, эгоистическая и недальновидная политика правящих элит, затягивающих проведение назревших преобразований, и т. д.

Читайте также  До какого возраста появляются подростковые прыщи

Историческая практика свидетельствует, что революции сопро­вождаются интенсивной борьбой вне и внутри революционного лаге­ря по доктринальным, программным вопросам намечаемых преобра­зований, разного рода расколами, подавлением прямых противников, а также отступников от революционного курса. Нередко они носят весьма ожесточенный и кровавый характер. Длительное время счита­лось, что революция может быть совершена только в результате на­сильственного переворота: вооруженного восстания или гражданской войны. Однако история дала образцы качественных преобразований в обществе, достигнутых мирным эволюционным путем, осуществлен­ных поэтапно, постепенно, в течение длительного времени.

Революции бывают завершенными, и тогда в ходе революцион­ных изменений возникает новое общество. Но обычно оно сильно отличается от первоначального проекта, а иногда вообще представля­ет собой его полную противоположность. Чаще всего революция при­водит страну не к движению вперед, а к откату назад, отставанию в развитии.

История дает примеры незавершенных революций, когда заяв­ленные цели не достигнуты, а поскольку внутренние противоречия не сняты, продолжают накапливаться, то выход они находят в новых революциях и глобальных конфликтах.

| следующая лекция ==>
| Революция 1905-1907 гг. и ее последствия

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Процесс преодоления системообразующих структур общества путем социально-политической конфронтации.

При этом следует иметь в виду, что процесс – это не результат. Процесс революции, как правило, прерывист. Останавливается процесс – прекращается и революция. Затем процесс может продолжиться, причем не всегда в виде революции. Опасение повторения революции может заставить прежние господствующие элиты проводить преобразования, ведущие к падению их влияния и замене новыми элитами. Существует несколько сущностных признаков революции, которые позволяют определить ее наличие или отсутствие. Революции охватывают бо́льшую часть страны или ее государственный центр, в отличие от локальных восстаний («мятежей»). Революция вовлекает широкие массы, включая социальные низы – в отличие от верхушечных государственных переворотов, но одновременно революции ведут к расколу господствующих элит – в отличие от обычных восстаний («бунтов»), даже охватывающих обширную территорию, но не превращающихся в революции. В ходе революций массовые движения и часть элит ставят практическую задачу изменения системообразующих институтов общества (как правило – принципов формирования правящей и имущественной элит). Это отличает революцию от других случаев социально-политической дестабилизации: подъема общественного движения, свержения режима без изменения социально-политической системы, в частности – «оранжевых революций». В ходе революции силовым путем (но не обязательно с помощью кровопролития) преодолевается существующая система институтов, разрушается легитимность. Широкие массы вовлекаются в социальное творчество, обустройство собственной жизни по собственному усмотрению. Революция заканчивается, когда жизнь входит в рамки новой легитимности. Таким образом, революцию можно также определить как общенациональную социально-политическую конфронтацию по поводу системообразующих институтов общества (как правило – принципов формирования правящей и имущественной элиты), при которой социальное творчество преодолевает существующую легитимность.

Революции как правило имеют страновой масштаб и вызваны как правило внутренними причинами. Однако важную роль в большинстве революций играют внешние факторы – интервенции, взаимоподдержка революционных движений, распады империй, при которых вступают в тесную взаитмосвязь революционные процессы входивших в них стран. Революции влияют на развитие международных отношений и оказывают влияние на мир своими примерами. Вызванные мировыми процессами революции в разных странах вступают во взаимодействие, возникают волны революционных подъемов – иногда мирового масштаба. В силу всего этого можно говорить о мировом революционном процессе. В этом процессе выделяется ряд «великий» революций, выделяющихся своим масштабом и глубиной перемен, оказавших значительное воздействие на развитие мира в целом – своим примером, влиянием на развитие идей и международных отношений. К этому ряду можно отнести Великую французскую, Великую российскую революции, гражданские войны в Испании в 1936-1939 гг. и в Китае в 1946-1949 гг. и последующие за ней преобразования. Большое воздействие на развитие мира в целом имели революции 1848-1849 гг., Кубинская революция 50-60-х гг., революционный процесс в СССР периода Перестройки.

Многие революции продолжительны, проходят в своем развитии несколько периодов, как, например, Английская революция XVII в., Великая французская революция XVIII в., Первая российская революция 1905-1907 гг. Как показывает пример последней, радикальная часть участников революции не всегда достигает цели свержения режима и слома социальной системы. Но они все равно меняются, и революции не проходят бесследно. Этапы революции, сопровождающиеся свержениями или серьезными кризисами режимов также могут носить традиционное наименование революции. Так, во время Великой российской революции произошли Февральская революция и Октябрьская революция.

Задачи, которые ставят основные силы революции, определяют ее характер, который теоретики связывают с тем общественным строем, который может установиться в случае победы революции (например, «буржуазная революция»). Но как правило революции сразу не меняют сущность общества, что делает оценку их характера более сложной задачей.

Начиная с эпохи Реформации XVI в. революции решали задачи, способствовавшие индустриальной модернизации. Первоначально элементы нового индустриального общества заметно уступали в силе и влиянии структурам традиционного аграрного общества, и революции могли способствовать лишь началу этого перехода, в связи с чем их называют «ранними» (например, Нидерландская революция XVI в.), «ранне-буржуазными». Начиная с Парижской коммуны 1871 г. ставилась также задача преодоления капитализма путем различных сочетаний этатизации (огосударствления) и развития самоуправления. Важную роль играли также национальные задачи революций, связанные со стремлением создать и расширить модернизированное национальное государство. Революционные взрывы и вызов коммунистических движений способствовали созданию и укреплению социального государства и демократизации в капиталистических обществах, что способствовало стабилизации социальной ситуации в них.

Недостатки «реального социализма» и его качественные отличия от теоретических моделей и бесклассовых принципов социалистического и коммунистического обществ способствовали возникновению революционных движений, направленных уже против коммунистических режимов (например, Венгерская революция 1956 г.). Шел поиск альтернатив советской модели борьбы с империализмом: радикальный коммунизм (например, маоизм и др.), сочетание революционности и традиционализма (например, арабский национализм, исламские революции и радикальные исламистские движения), демократический социализм (Венгерская революция 1956 г., Португальская революция 1974-1976 гг., Чилийская революция 1970-1973 гг. и др.).

Революционные силы использовали различные методы борьбы: городские вооруженные восстания (например, Франция в 1789-1795 гг., Россия в 1917 г., Боливия в 1952 г., Венгрия в 1956 г., Иран в 1979 г.), партизанская война (например, Китай 1928-36 гг., Куба 1956-1959 гг., Центральная Америка в 60-80-х гг.), мирный приход к власти политическими средствами (например, Венгрия 1919 г., Чили 1970 г.), военный переворот с последующим вовлечение широких масс в революционный процесс (например, Португалия 1974 г., Афганистан 1978 г.), ненасильственные манифестации с последующей борьбой за силовые структуры (Иран 1978 г., СССР 1988-1991 гг., Чехословакия 1989 г.). Выбор средств борьбы влиял как на устойчивость революционного процесса, так и на характер общества, возникающего в итоге революции.

Кризис двух моделей индустриального общества во второй половине ХХ в. создал предпосылки для революций, которые ставят в повестку дня задачи пост-индустриального типа. Эти тенденции проявились в 1968 г. во время «Красного мая» во Франции и др. странах, во время Перестройки в СССР, но были еще неустойчивыми. Применительно к решению задач преодоления основ индустриального общества в пользу более совершенного общественного устройства можно говорить лишь о «ранних» революциях нового типа. Начиная с 60-х гг. ХХ в. эти задачи ставятся и решаются в мировом масштабе – во взаимодействии с прежними, характерными для XVI – первой половины ХХ в. задачами индустриальной модернизации, которая в глобальном масштабе еще не осуществлена. Глобализация конца ХХ – начала XXI в. усилила переплетение разноуровневых социальных задач, но создала и новые возможности их решения ненасильственными средствами.

Читайте также  Как назвать белую кошку

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Революция

Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение)

глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

(в перенос. смысле) Сильные и удивительные изменения.[источник?]

Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык вошел из названия книги Николая Коперника «О вращениях небесных сфер» (1543).

Различают революции в природе (например, геологическая революция), в развитии общества, в том числе экономическом (неолитическая революция, научно-техническая революция, промышленная революция, культурная революция, «зелёная революция», сексуальная революция, демографическая революция, «революция растущих потребностей») и политическом (социальная революция, политическая революция), в науке (революции в физике, философии, космологии, биологии, медицине).

Томасом С. Куном введён в обращение термин «научная революция» (в книге «Структура научных революций», 1963, русский перевод 1977).

Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера. Например, государственный переворот, приведший к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских-Нассау («Славная революция» 1688—1689 годов); политику модернизации Ирана при шахе Мохаммеде Реза Пехлеви («белая революция») или кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации своих конкурентов в структурах КПК сверху донизу в 1966—1976 годах («Великая пролетарская культурная революция»).

Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности отличают и от эволюции, где развитие происходит постепенно, и от реформы, в ходе которой производится изменение какой-либо части социальной, политической и т. п. сферы, без затрагивания существующих основ системы.

Реформа, ее место в политическом процессе

Рефомрма (лат. re formatio «восстановление») — процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.

Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки. Правда, некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).

В рамках этих различных подходов политический процесс обнажает свои важнейшие источники, состояния, элементы. В то же время, при всех различиях теоретической интерпретации политического процесса, считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.

Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому. При этом важнейшим значением для политического процесса обладает продолжительность или краткосрочность временных периодов данных изменений в формах отправления власти, соотношения сил, способах принятия решений и т.д.

Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Революция и реформа как виды политических преобразований

Революция — это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических изменений. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе.

Революция всегда служит выражением непреодоленных социальных антагонизмов, реализует в интенсивной и разнообразной политической борьбе, проходящей с применением решительных мер, сильных средств для достижения поставленных целей. Она всегда возникает на исходе затяжного, глубокого социально-экономического и политического кризиса и рассматривается сторонниками такого вида социальных преобразований как необходимый метод предотвращения катастрофы, в этот момент угрожающей обществу.

Из всех видов политических процессов революции в наибольшей степени присущи такие качества, как решительность и полнота наступающих в ходе нее изменений, которые традиционно способствуют формированию в обществе большого числа сторонников и приверженцев именно такого пути осуществления социальных перемен. Но у него же имеется целый ряд коренных недостатков, значительно снижающих созидательный потенциал данной формы общественно-политических преобразований и ограничивающих сферу ее возможного использования.

Исторической практикой неоднократно подтверждалась непредсказуемость последствий, наступающих в результате длительной борьбы, гигантского напряжения общественных сил. Революция сопровождается жесткой борьбой в среде ее сторонников по программным, доктринальным вопросам намечаемых преобразований, всякого рода расколами, подавлением не только прямых противников революционных преобразований, но и различных отступников, соглашателей, ложных толкователей “единственно верного и выстраданного” курса. К тому же практически всегда общество, возникающее в ходе революционных изменений, сильно отличается от первоначального проекта, а иногда вообще бывает его полной противоположностью.

Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечении полноты, радикальности и всесторонности их, но на доведении этих преобразований до конца. Считается, что такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен. Большое значение при этом придается обеспечению всеобщей поддержки переменам, достижению согласия в обществе относительно их проведения, так как считается, что, по крайней мере, в первых шагах реформы заинтересовано все общество. Последствия и размах политических, социальных преобразований, наступающих в ходе реформ, могут быть такими,как и в революции, в которую они, кстати, очень часто перерастают, но ее существенное отличие от революции — в поэтапности изменений, наличии промежуточных звеньев в преобразовательном процессе.

Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 13. § 1.

Иванов В.Н. Реформы и будущее России // Социс. 1996. № 3.

Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М., 1996.

Одесский М., Фельдман Д. Революция как идеологема // Общественные науки и современность. 1994. № 2.

Политология: Курс лекций / Под ред. Н.М. Марченко. М., 1997. Лекция 12.

Фрйнк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию // Русское зарубежье. Л., 1991. Гл. 6.

Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10—12.

Читайте также  Кто такой экономист

59. Революция как форма политического процесса.

Революция— радикальное, коренное, глубокое качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, разрыв постепенности, отличают и от эволюции (где развитие происходит постепенно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).

В исторической науке, социальной философии и политологии революции делятся на социальные и политические:

Социальные революции приводят к смене одного социально-экономического строя другим;

Политические революции — к смене одного политического режима другим.

Наибольшее внимание этим вопросам традиционно уделял и уделяет марксизм. В марксистской традиции введено разделение на буржуазные революции и социалистические. Примером буржуазных революций является Нидерландская революция XVI века, Английская революция XVII века, Первая американская революция (она же — Война за независимость американских колоний), Великая французская революция, революции 1848—1849 годов в Европе (революции в Германии, Австрии, Италии, Венгрии и т. д.). Буржуазная революция в отдельных случаях может носить характер «революции сверху» («Славная революция» в Англии в 1688–1689 годах, «Революция Мэйдзи» в Японии в 1867–1868 годах, «эпоха реформ» 1860-х годов при Александре II в России, однако «революции сверху», как проводящиеся самими правящими классами и слоями, носят, как правило, незавершённый характер[5][6] и носят скорее характер хоть и глубоких, но реформ..

Если буржуазная революцияприводит к замене феодализма капитализмом в экономике не до конца или не ликвидирует при этом феодальный политический режим, это обычно влечет за собой возникновение буржуазно-демократических революций, смыслом которых является приведение политической надстройки в соответствие с экономическим базисом. Примерами таких революций являются революции 1848 и 1871 годов во Франции, Вторая американская революция (Война Севера с Югом), Революция 1905 года и Февральская революция 1917 года в России, Синьхайская революция 1911 года и Революция 1924—1927 годов в Китае, революции 1918 года в Германии и в Австро-Венгрии, Кемалистская революция 1918—1922 годов в Турции, Революция 1931—1939 годов в Испании, Исламская революция 1979 года в Иране и т. п.

Социалистическая революцияприводит к переходу от капитализма к социализму. Сталинистская традиция такой революцией считает Октябрьскую революцию 1917 года в России, „народно-демократические революции“ 1940-х годов в Восточной Европе, Китайскую революцию 1949 года, Кубинскую революцию 1959 года и т. д.[7][8] Однако целый ряд направлений в марксизме (каутскианство, неомарксизм, постмарксизм, коммунизм рабочих советов, Франкфуртская школа, фрейдо-марксизм, марксистский экзистенциализм, школа «Праксиса», меньшинство в троцкизме (сторонники Тони Клиффа) и др., а в Восточной Европе — отдельные теоретики, например, Рудольф Баро, Иштван Месарош, Юрий Семёнов, Александр Тарасов, Владислав Бугера, Борис Кагарлицкий) отрицает социалистический характер этих революций.

В истории возможна ситуация, когда революция терпит поражение (крестьянские войны в Англии, Франции, Германии, России и других странах; Революция 1905 года в России; Революция 1808—1814, Революция 1820—1823, Революция 1834—1843, Революция 1868—1874 годов в Испании; Революция 1848 года и Парижская коммуна во Франции; Сентябрьская революция 1836 года в Португалии; революции 1848—1849 годов в Германии, Австрии, Венгрии и Италии; Революция 1905—1911 годов в Иране; пролетарские революции в Баварии, Венгрии и Словакии 1919 года и т. д.).

Известны также национально-освободительные революции, в ходе которых те или иные страны освобождаются от колониальной, полуколониальной или иной иностранной (национальной) зависимости. Примерами таких революций являются Нидерландская революция XVI века, Первая американская революция, войны за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская революция 1896—1898 годов, Августовская революция 1945 года во Вьетнаме, Июльская революция 1952 года в Египте, Иракская революция 1958 года, Алжирская революция и т. д. Однако в этих революциях национально-освободительный характер является внешним выражением классового характера революций — буржуазных, буржуазно-демократических или социалистических.

«Бархатные революции» в странах Восточной Европы и Монголии, в ходе которых в 1989—1991 годах были ликвидированы политические режимы советского типа, представляют собой определенную методологическую проблему. С одной стороны, поскольку в результате этих «бархатных революций» произошла смена общественно-политического строя, они полностью удовлетворяют определению революции. С другой стороны, они часто осуществлялись с участием правящих элит этих стран (номенклатурой), которые в результате усилили свои позиции (присоединив к власти также и собственность), а революции не осуществляются правящими классами и слоями, наоборот, они приводят к тому, что дореволюционные правящие классы и слои утрачивают власть и собственность. Кроме того, революции не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции (в случае «бархатных революций» — восстановлению капитализма). Обычно такие изменения именуются не «революцией», а «реакцией» или «реставрацией» (поэтому, скажем, неудивительно, что в левых кругах (за исключением части анархистов и социал-демократов) «бархатные революции» рассматриваются как контрреволюции).

Дальнейшим развитием «бархатных», бескровных, революций стали т. н. «цветные революции». Так в конце XX – начале XXI века так стали называть любые смены политического режима или даже правительства в результате массовых народных акций протеста. Так, отстранение от власти президента Шеварднадзе в Грузии в результате событий 2003 года — «розовой революцией» («революцией роз»), протестная реакция народа на итоги выборов президента Украины и проведение в итоге (формально неконституционного) 3-го тура в 2004 году — «оранжевой революцией» и т. д. Однако подобное использование термина «революция», возможно, девальвирует его содержание, и потому серьезными историками, социальными философами и политологами на данном этапе не применяется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: