Промискуитет приносит людям радость или страдание

Хождение по мукам: почему полезны душевные страдания?

Не думай, что мы тут все заделались мазохистами. Страдания укрепляют нас, пусть и даются тяжело. Они делают нас прочнее, лучше и терпимее. Хорошие дни не изменяют нас, а вот плохое иногда заставляет все изменить. Если кому-то кажется, что хорошие дни делают нас лучше, потому что они все такие солнечные да на позитиве, скажу абсолютно точно: хорошие дни меняют нас лишь незначительно, а реальные проблемы — кардинально.

Страдание остается с нами весь день и всю ночь, впитываясь в наши сны и будя нас с резким напоминанием о его присутствии. Оно застряло в нашей одежде и мы носим его вместе с фальшивой улыбкой, пока не начинаем постепенно от него отходить.

Ты ходишь с кислой миной целый день, ты завидуешь всем людям, которые проходят мимо, потому что тебе кажется: они не были так несчастливы, как ты. Ты единственный в мире несешь на себе эту ношу, такого точно ни с кем не случалось, но это не так. В мире бывали ситуации и похуже, даже вспоминать голодающих Африки не стоит, и так много примеров. Независимо от того, какие красивые или некрасивые, богатые или прекрасно подкаченные другие люди, кажется, что они не знают горестей. На деле у всех есть проблемы, тревоги, несчастья. Мы все узники наших собственных умов и мыслей, которые ведут нас к депрессии. Вроде бы абсолютно неравноценные проблемы, могут приводить к равноценным страданиям — все зависит от восприятия.

Пока ты думаешь, что хуже твоих проблем быть не может, а страдания не могут приносить ничего хорошего, сегодняшняя статья про пользу душевных страданий и их благое действие.

1. Это воспитывает характер

Сильные волевые люди не рождаются такими. Люди, которые действительно впечатляют, когда-то давно могли быть жалкими хлюпиками, на которых любой авторитарный человек мог без зазрения совести поставить крест. Только правильно перенесенные страдания, только закалка и трудности могут сделать из людей собственно людей. В большинстве литературных произведений, фильмов и историй из жизни герои из слабаков превращаются в героев именно хорошенько пострадав. Уолтер Уайт превратился в Хайзенберга, когда заболел раком. Вилли Старк из романа «Вся королевская рать» стал таким, какой он есть, после того как осознал, что им банально пользовались и выставляли его дурачком. Все это говорит о том, что резкие перемены в характере и образе жизни происходят тогда, когда в ней жизни наступают трудные времена.

2. Это сделает тебя более чувствительным к страданиям других людей

Раньше ты думал, что расставание с девушкой не повод для страданий. В море же полно рыбы! Потом ты понял эти чувства, испытав нечто подобное на собственном опыте. Страдания помогают тебе понимать чужие точки зрения и своим умом дойти до простой истины: показной цинизм — обычная самозащита и ничего более. Такой цинизм смешон и годится лишь для неопытных школьников или людей, которые боятся показать другим свои эмоции.

Страдания помогут нам оценить искусство, грустные фильмы, понять сложность человеческих эмоций и по-разному реагировать на разные вещи.

3. Это ужесточает тебя

Проблема современных людей в том, что они избегают страданий и с возрастом не становятся тверже. Страдания закаляют нас, делают более стойкими, спокойными и опытными. Неправильно пережитый опыт может привести к тому, что ты выйдешь из ситуации не победителем, а проигравшим — с поломанными чувствами, очерствевшим и полным злобы. Это обозленность, которая представляет собой все то же перетирание старых страданий. Ты ничего толком не пережил, а просто закрыл доступ к своим эмоциям. Сидишь как собака на сене, охраняешь ненужную тебе кучу и рычишь на каждого, кто проходит мимо.

Если у тебя есть на душе шрамы, впредь ты переживаешь сложности с большей легкостью. Тебя будет сложнее запугать и склонить к сомнениям в духе: «А не думаешь ли ты, что живешь неправильно?» У тебя есть свой специфический опыт, а значит, есть шанс вынести действительно свое суждение.

4. Перспектива

Когда мы имеем дело с настоящей скорбью, мы видим жизнь по-другому. Мы в полной мере понимаем важность счастья, когда его теряем. Также мы можем наконец-таки по-настоящему оценить приятные мелочи жизни.

Когда ты чувствуешь что-то реально плохое, ты куда лучше понимаешь, как на самом деле выглядит что-то хорошее. Самое главное — ты узнаешь, что есть надежда и почувствуешь ее. Вроде бы «луч надежды» — эта какая -то хрень, почти что единорог. Но он действительно существует. А еще, прямо как в статье про банкротство, ты научишься находить маленькие радости, например в мясной большой пицце.

5. «Заземление»

Вне зависимости от того, насколько ты умен, хитер и ловок, если ты не переживал страданий, первая же сложность собьет тебя с ног. Даже самая маленькая и ничтожная. В определенный момент мы забываем, что являемся лишь людьми, а страдания напоминают нам, что мы не главные существа во вселенной, а она живет по своим законам и будет жить после нас.

Безрадостные люди. Почему ничего не приносит удовольствия

Наш эксперт – семейный психолог, арт-терапевт, бизнес-тренер Ольга Заводилина.

Что имеем, не ценим

Большинство из нас считают, что плохое настроение возникает под влиянием какого-то негативного момента. И как только ситуация изменится – поменяется и внутренний настрой. Но, увы, так бывает не всегда. Если на первый взгляд в жизни всё складывается прекрасно, скорее всего, внутреннее недовольство росло в течение долгого времени.

Другая распространённая ситуация – когда ребёнок рвётся помочь родителям, но те отказываются от помощи, считая, что сами сделают лучше и быстрее. И снова малыш осознаёт, что его действия неспособны принести пользы, и ощущает себя никчёмным.

В погоне за счастьем

Неправильные установки сохраняются во взрослом возрасте, поэтому человек продолжает обесценивать всё, что имеет, думая, что престижная работа или крепкая семья должна быть у него априори. И тогда создаётся ощущение, что он не обладает ничем значимым, а это довольно болезненно.

Нередко в этой ситуации человек начинает задаваться надуманными целями. Например, может показаться, что для счастья необходимо получить прибавку к зарплате или поменять квартиру. Но на самом деле часто это вовсе не то, что действительно необходимо. И, как только цель оказывается достигнутой, наступает разочарование, ведь человек не привык ценить то, что у него есть. Эта бесконечная гонка с годами выливается в постоянное ощущение неудовлетворённости.

Невесёлое веселье

Пытаясь справиться с постоянным чувством разочарования, многие из нас стараются вернуть себе радость жизни при помощи минутных удовольствий. Начинают придумывать себе занятия, которые когда-то были приятны, – устраивают частые посиделки с друзьями или каждые выходные отправляются в поездки. Но всё это лишь отвлекает от решения настоящей проблемы, поэтому неудовлетворённость не уходит, а лишь накапливается. Это не значит, что нужно запереться в четырёх стенах, просто необходимо прислушаться к себе и понять, что ценного есть в вашей жизни уже сегодня.

Как правило, это нелегко. Изменить шаблон поведения, которому человек следовал с детства, очень сложно – он уже стал стилем жизни. В юном возрасте изменения будут идти быстрее. Зрелым людям — не обойтись без помощи психолога.

Медвежья услуга

Нередко близкие люди, пытаясь взбодрить человека, пребывающего в плохом настроении, невольно усугубляют ситуацию, возражая в ответ на его жалобы. Разговоры о том, что переживания надуманы, обесценивают проблему. Фактически говорящий это становится в позицию того самого родителя, который когда-то не обращал внимания на достижения своего чада. Ведь человек испытывает самые настоящие страдания, а его близкие называют их ерундой.

Поэтому не стоит давать советов о том, как немедленно исправить настроение. Лучше проявить сочувствие и дать понять, что проблемы близкого человека вызывают у вас сострадание.

Как улучшить настроение

Признайте наличие у себя разочарования, неудовлетворённости и плохого настроения. Если вы внутренне согласитесь с тем, что проблема существует, появится возможность найти резервы для её решения.

  • Учитесь ценить свои достижения. Каждый день анализируйте, что сегодня вам удалось сделать, за что вы можете себя похвалить.
  • Не требуйте от себя немедленных перемен. Для того чтобы поменять отношение к себе и к жизни, потребуется время. Любые попытки себя подгонять приводят лишь к стрессу и новым разочарованиям.
  • Не стоит бесконечно забрасывать себя интересными мероприятиями. Остановитесь и подумайте, что вам действительно нужно. Пусть лучше выходов в свет будет меньше, но зато каждый из них принесёт радость.
  • Ставьте перед собой реальные цели. Если вы хотите с нуля выучить иностранный язык, не стоит сразу записываться в группу, где уже говорят на определённом уровне, в надежде догнать однокурсников и ощутить радость от своей победы. Иначе велик риск понизить и без того не слишком высокую самооценку.
  • Не пренебрегайте помощью психолога.

Первый читатель

Ирина Рудоминская, актриса

– Рецепт хорошего настроения прост: надо заниматься любимым делом, найти себя в этой жизни и быть для своего круга людей авторитетом. Тогда придёт понимание нужности себя в этом мире и эта гадкая «безрадостность» будет бежать, сверкая пятками.

Православная Жизнь

О тайне страдания – Артем Перлик.

Святой Феодор Студит: «Всегда так бывает, что ныне малодушие, а завтра мужество; теперь печальное расположение, а вдруг воодушевление; сию минуту страстей восстание, а в следующую – Божия помощь их пресечет. Не таким, как вчера, явишься ты, возлюбленный. Но придет к тебе благодать Божия и поборет по тебе Господь. Речешь тогда: ‟Где был еси доселе, Господи?” – и Он скажет тебе на это: ‟Смотрел, как ты борешься, и знал”».

Cтарец Гавриил Стародуб: «Мы оскорбляем Господа мыслью о том, что Он нас не слышит».

Каждый человек может вслед за пророком Иеремией повторить: «Я человек, испытавший горе». Страдание – то, с чем сталкивается каждый человек, но не многие осмысляют его, хотя, наверное, все мудрейшие люди земли пытались понять, зачем оно нужно. Если посмотреть на окружающий нас мир, то сердце часто хочет согласиться с философией языческих мудрецов, что вся наша жизнь лишь страдание во тьме.

Читайте также  Что входит в курс молодого бойца

Христианам бывает проще, они знают многое, но только тот, кто опытно пережил смысл страданий и пришёл к благодати, может говорить о них так, чтобы его слова вели слушающих к свету. Подвижники многое говорили о страдании, однако каждый должен пережить тайну сам. Это тайна принятия страдания, тайна изменения отношения к нему.

У всех есть вопрос, ответ на который каждый должен пережить для себя: «Я знаю, что Бог любит, но почему же Он тогда попускает мне мучиться?». «Если Бог благ, а я верю, что это так, то почему мне сейчас так плохо? Как я хочу знать ответ».

Поэтому для нас особое значение имеют слова тех, кто говорит из опыта преображения. Когда старца Паисия Афонского спросили, почему сейчас в мире так много страданий, он ответил: «От любви Божией». Такой ответ может вызвать негодование человека, этих слов не понимающего. А понять их и тем более принять очень трудно, потому что всё естество противится такому принятию. И даже вера в то, что страдания из земного и страстного человека могут сделать духовного и небесного, не может утешить человека. Что же можно найти в страдании?

Приведём по этому поводу известное письмо сказочника Толкина. Джон Толкин к сыну в одном из писем 1944 г., когда тот был в действующей армии, пишет так: «Иногда мне становится страшно при мысли об общей сумме человеческого горя в эти дни: миллионы разлученных. не говоря уже о муках, боли, смерти, сиротстве, несправедливости. Если бы страдание обрело видимую форму, чуть ли не вся. планета покрылась бы плотным черным туманом, который скрыл бы ее от удивленного взора небес. Все итоги этой войны с исторической точки зрения будут негативными. Но исторический взгляд на мир – не единственный. Все вещи и деяния имеют собственную цену, независимо от их “причин” и “следствий”. Никто не может судить sub specie aeternitatis «С точки зрения вечности (лат.)» o том, что теперь происходит. Все, что мы знаем, причем большей частью из собственного опыта, – это что все труды зла, вся его огромная мощь и постоянный успех – пропадают впустую: они всегда только готовят почву для того, чтобы из нее неожиданно проросло добро. »

Исторический взгляд не только не единственный, но и не подлинный, или, точнее, не отражающий реальность такой, какова она есть на самом деле. Лишь с точки зрения вечности можно судить о страдании правильно. Это приносит облегчение, но страдает человек всё равно во времени, и это всегда усиливает его боль.

Поэтому старец Паисий Афонский, говоря о страданиях, делает акцент на отношении к ним Господа:

«Боль Бога за людей, которые мучаются от болезней, от бесов, от варваров и тому подобного, имеет в себе и радость за то небесное воздаяние, которое Он им уготовил. То есть Бог имеет в виду воздаяние, которое восприимет на Небе человек, испытывающий искушение, Он знает, что ждёт такого человека в жизни иной, и это дает Богу ‟силы терпеть” эту боль».

Рассмотрим теперь самый лёгкий вид страдания – страдание из-за того, что человек лишён чего-то материального или беден.

Вот как говорит об этом святой Варсонофий Оптинский:

«Жил тут один офицер, необычайно набожный. Часто ходил он в монастырь молиться Богу и жертвовал на обитель из своих скудных сбережений, сколько мог. То коврик принесет, то лампадочку, то кулич копеек за сорок в подарок кому-либо из братии. Все любили его, особенно радовался за него один из схимников монастыря. И вот начал этот схимник просить Господа послать офицеру богатство. Молитва была услышана. Понравился этот офицер дочери миллионера, и он на ней женился. А потом произошла в нем резкая перемена. Он вышел в отставку, начал вести роскошную, праздную жизнь и в монастырь уже больше не заглядывал, разве что проезжал мимо на своих рысаках вместе с супругой. Но по молитвам схимника Господь не допустил погибели раба Своего. Бывший офицер разорился и вернулся к своему прежнему образу жизни. Отсюда следует, что не должно желать себе богатства, а надо благодарить Господа за то, что Он посылает. Имеете все необходимое и будьте довольны. Господь никогда не оставит вас, детки мои, если вы будете стремиться по силе исполнять Его святые заповеди».

Происходящее в нашей жизни всегда не случайно. Господь отмеривает, сколько денег должно быть у нас в кошельке. Одна молодая пара долгое время хотела наладить своё материальное состояние. Со временем супруги заметили, что если у мужа появляется подработка, то в доме что-то ломается ровно на ту же суму. Тогда они поняли, что их благосостояние зависит от воли Божией. А поняв это, успокоились и обрели радость, приняв о себе ту Господню волю, которую Он изрёк через обстоятельства их жизни.

Но даже если человек понимает необходимость страданий, всё равно остаются многие вопросы. Один из главных: что делает Бог в тот момент, когда я страдаю?

«Пусть даже страдания идут на пользу моей душе, но что делает Бог в тот самый момент, когда я страдаю? Жалко ли Ему меня?»

Святые и праведники дают ответ на этот вопрос.

Старец Паисий Афонский: «Для Бога нет большей боли, чем видеть человека в мучении».

Святой Максим Исповедник: «Бог сострадает соразмерно скорби страждущего».

Митрополит Антоний Сурожский: «Бог не просто где-то наверху наблюдает, с должным ли расположением мы страдаем, но входит в самую глубину наших страданий».

Вот история о праведном старце Софронии Сахарове:

«Он в течение целой ночи молился об угнетённых и страдающих до тех пор, пока не пришла ему мысль: “Если я так, всею силою моего сердца, сострадаю человечеству, то как понять Бога, безучастно смотрящего на страдания многих миллионов Им же Самим созданных людей?”. Тогда он обратился к Богу с безумным вопросом: “Где Ты?” и тотчас услышал в сердце своём слова:
“Разве ты распялся за них?”».

Старца Гавриила Павловского (Стародуба) мучил помысел: «Жалко ли Богу нас так, как мы жалеем себя?». Ему явился Господь и сказал: «О человеки! Если бы вы знали, как Мне жаль вас. В десять раз больше, чем вам жаль себя».

Один из основных смыслов попускаемого нам Богом страдания в том, чтоб люди, находящиеся в страстном состоянии ветхого человека, преобразились в небесных людей. Ведь Бог видит, к чему может привести жизнь страстного человека, который не кается – жизнь его сама в себе содержит адское мучение добровольной боголишённости – и в таком состоянии человек переходит в вечность, где уже не может измениться. Бог видит, что такая жизнь – верёвка в руках сына самоубийцы, и Он, конечно, старается вырвать эту верёвку у нас из рук, отсечь страсти. Но страсти стали частью нас и нам больно становиться новыми людьми.

Страдание не идёт на пользу только тому, кто его не принимает. Это очень сложно, всё человеческое естество восстаёт против такого принятия, и потому тут надо в буквальном смысле отвергнуться себя, принять то, что с нами случается, как Его дар, который мы в данный момент не понимаем, но Он понимает. Это высшее доверие. Доверие мученика. Одна праведная христианка сложила об этом такую молитву: «Господи, дай нам быть счастливыми в тех обстоятельствах, которые Ты нам посылаешь».

Каждый человек, который оглядывается на свою жизнь и на страдания, говорит, что всё в жизни устроилось наилучшим образом, чтобы он пришёл к праведности.

Есть такая притча: «Жили два брата. Один брат был успешным человеком, достигшим известности своими благими делами. Другой брат был убийцей.
Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос:
– Как получилось, что Вы стали преступником?
– У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?
В это время несколько журналистов обступили первого брата и один спросил:
– Вы известны своими достижениями. Как получилось, что Вы добились всего этого?
– У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?»

Святой Нектарий Эгинский говорит: «Искушения посылаются, чтобы выявились скрытые страсти, и можно было с ними бороться, и чтобы таким образом излечилась душа. И они тоже являются знаком милости Божией, посему предай себя с доверием в руки Божии и проси помощи Его, чтобы Он тебя укрепил в борьбе твоей. Надежда на Бога никогда не приведет к отчаянью».

Достоевский мучился вопросом страданий, пока не понял, что страдания в мире действительно от любви. Мы за всех всегда виноваты и за всех всё должны потерпеть.

Существует страдание по любви за другого. Например, старцы Виталий Сидоренко и Зиновий Мажуга. Когда кто-то из них заболевал, другой тотчас просил, чтоб вместо него болел он – так и происходило. Болезнь по несколько раз переходила от одного к другому.

Старец Паисий Афонский, узнав, что соседская девочка больна раком, просил Бога, чтоб болезнь девочки перешла к нему – и девочка исцелилась.

Есть ещё несколько причин для страдания: страдание для покаяния – чтоб человек покаялся; страдание ради венца – за такое страдание Бог даёт венец страдавшему; страдание для пресечения совершаемого человеком греха.

Бог ведёт страдальца к великой победе, к чувству, что ты живёшь как в сказке, потому что каждую секунду не оставлен и нужен.

Бывает и так, что меньшим страданием Господь бережёт от вреда, который мы могли бы причинить своей душе. В начале XX века в Питере умирал младенец, и мама его обратилась к святому Иоанну Кронштадтскому. Тот вымолил младенца, и болезнь ушла. А когда ребёнку исполнилось 18 лет, он несчастливо влюбился и застрелился. Мама потом говорила: «Никак не могу простить себе, что вымолила его через святого Иоанна Кронштадтского».

Читайте также  Биография Сергея Бодрова-младшего

Развивая эту тему, современный святой приводит в пример жизнь Ефрема Сирина. «В молодости святой Ефрем Сирин много грешил, но ни за один грех не был осужден. Случилось, однако, что как-то у его соседа воры украли овцу. Сосед обвинил Ефрема. И Ефрем, непричастный к краже, оказался в тюрьме. Удрученный человеческой несправедливостью, он стал плакать и жаловаться Богу. Но, сидя в тюрьме с другими заключенными, он вступил в разговоры с ними. Каждого из них он спрашивал, как тот оказался в тюрьме. Один говорил одно, другой – другое. В их грехах Ефрем узнавал свои грехи, за которые его прежде не судили и не сажали. Дух его отрезвился, и он понял, что попал в тюрьму не за украденную овцу, но за множество своих прежних проступков. И Ефрем сокрушенно покаялся пред Богом в своих грехах. И слезно стал молиться Богу о прощении своих тайных согрешений, одновременно благодаря Его за то, что брошен в темницу, будучи невиновным в краже овцы. И вскоре был оправдан и освобожден. Но это переживание произвело переворот в душе Ефрема. Тюрьма приняла его грешником, а выпустила святым».

Святые радовались среди страданий. Радость страдания, когда Бог возвышает тебя над болью. Этого мы достигаем через смирение. Святой Силуан Афонский говорит, что если мы смиримся, то сами удивимся, почему раньше так скорбели.

Святой Иустин Сербский: «Радость спасения достигает вершины в радости Воскресения, но проходит и через радость страдания».

Запомни!

Здравствуйте! Ваше сочинение соответствует всем заявленным требованиям: оно написано на тему, содержит литературные аргументы, грамотно выстроена композиция. Вместе с тем в тексте допущено довольно много разноплановых ошибок, с которыми нужно разобраться и впредь не повторять их.

Он понимает это, когда в душе ощущает желание видеть и быть рядом с тем, кого любит.
Любовь – самое сильное из всех страстей,
В ней могут быть соединены самые разнообразные чувства , и сострадание, и радость, и печаль.
Олеся благодаря своим необыкновенным способностям увидела, что главный герой никого сердцем не полюбит, потому что оно у него холодное и тем, которые его любить будут, он много горя принесет.

Синим цветом выделено придаточное предложение, после него нужно поставить запятую. Вообще, данный абзац частично заимствован вами, скопирован из разных интернет- источников, в частности из исходного текста Куприна. Если вы цитируете источник, нужно оформлять цитирование, иначе это считается плагиатом, будьте аккуратнее.

Олеся знала, что им никогда не быть вместе еще тогда , когда зарождались чувства.

Никогда, тогда, когда. встречаясь в коротких предложениях, эти слова образуют тавтологию, лексическое однообразие.

Она была счастлива от того , что любит и любима.

В данном случае слитно: ОТТОГО (=потому).

В другой повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» говорится о любви мелкого чиновника Желткова к княгине, замужней женщине, Шеиной Вере Николаевне.

Поскольку перед словом повесть стоит определение, идущее после этого приложение требует обособления, лучше всего обособить его при помощи тире, поставив их перед и после названия повести.
В русской языковой традиции принято сначала называть имя и отчество человека, а потом уже его фамилию.

Для главного героя это была неразделенная любовь ЗПТ и несмотря на это ЗПТ он чувствовал себя счастливым.

На границе двух грамматических основ требуется запятая; оборот с несмотря на всегда обособляется. Вместо соединительного союза И логика вашего предложения требует постановки противительного союза НО.

Об этом он говорит в прощальном письме, что Богу было угодно послать ему как громадное счастье любовь к ней.

Предложение составлено некорректно, уместнее здесь было бы использовать прямую речь или не использовать местоимение об этом .

Муж и брат княгини потребовали от него невозможного: прекращения проявления любви к Вере Николаевне через открытки и подарки.

Предложение построено некорректно, нарушает стиль рассуждения, содержит канцеляризмы. Много отглагольных существительных, стоящих рядом. образуют конструкцию «нанизывания падежей», это сложно читать, сложно воспринимать и понимать. Лучше так: муж и брат княгини потребовали, чтобы Желтков прекратил посылать Вере открытки и подарки, а по-другому проявить свою любовь он не мог.

Потому что этому огромному чувству, как любовь, требовался выход.

Нарушение составного союза. Правильно: такому, как.

Написав письмо Вере Николаевне , и передав ей через квартирную хозяйку, что самое лучшее произведение у Бетховена – Соната номер два, он попытался передать те чувства, которые он испытывал к ней.
Уход его из жизни не причиняет ему страдания.

Вы так действительно думаете? Боюсь, вы ошибаетесь. Уход из жизни причиняет страдания всем , тем более тем, кто делает это добровольно.

Вывод не вполне соответствует предыдущим рассуждениям. Вы ранее ничего не пишете о духовности, о способности любить. Вывод содержит новый тезис, а это логическая ошибка. Лучше в выводе писать следствие из главного тезиса.

Живое Предание

Запрет на радость как причина выученной беспомощности

Тренер по эмоциональному интеллекту, заместитель главного редактора в Forbes Ukraine.

Христианство — религия радости. Об этом говорят самые разные священники и христианские миссионеры. Но иногда складывается совсем другое впечатление: люди используют религию для того, чтобы увеличить свои страдания. Или для того, чтобы придать своему трагическому восприятию жизни более возвышенный смысл и сакральное измерение. «Здесь будет плохо, зато в Царствии Небесном будет хорошо», — примерно такой смысл этого взгляда.

Чудо в Кане Галилейской. Современная греческая икона

В христианстве есть много оснований для того, чтобы воспринимать любые страдания как что-то очень правильное, хорошее. Сам Основатель учения терпел запредельную боль, чтобы искупить людей от греха. Большинство Его учеников тоже погибло насильственной смертью. Культ мучеников, почитание святых отшельников, которые, судя по житиям, жили в постоянном дискомфорте, сами выбирая путь аскезы. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24), — говорит апостол Павел. «Нынешние страдания ничего не значат по сравнению с той славой, которая откроется в нас», — заверяет он учеников в другом послании.

По всему выходит, что страдания прописаны как код в нашей религии. Отсюда возникает то, что в психологии называется «выученная беспомощность». То есть отсутствие желания у человека что-то менять в своей жизни в лучшую сторону, потому что внешние силы и обстоятельства сильнее его.

Когда такой взгляд имеет священное обоснование, то противоположная эмоция — радости — воспринимается прямым нарушением. Иногда даже как грех. Сакрализация страданий создает внутренний моральный запрет на радость, удовольствие и счастье. Именно поэтому верующие люди часто бывают не просто грустными или печальными, а считают свою грусть и печаль признаками правильной духовной жизни.

Однако в Писании и у Святых Отцов можно найти и противоположные взгляды. Тот же апостол Павел считает чувство радости признаком того, что христианин достиг главной цели своей жизни — открыл в сердце Царство Божие. «Плод же Духа — радость, долготерпение, кротость» (Гал 5:22), — говорит он, и еще: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). В другом месте апостол Павел уже как заповедь дает — «всегда радуйтесь» и тоже упоминает радость как плод Святого Духа.

Сам Иисус Христос говорит, что когда снова встретится со Своими учениками, то именно эту эмоцию они будут испытывать. «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16:22).

Иисус Христос Сам, будучи Богочеловеком, испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» (Ин 11:15). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15:11).

Как разрешается это противоречие

Получаются две противоречивые тенденции. С одной стороны — культ страданий и фразы, благословляющие страдания. С другой стороны — призывы радоваться. И определение радости как признака того, что христианин действительно находится в единстве с Богом.

Чтобы объяснить это противоречие, достаточно внимательнее вчитаться в Библию. В ней нет прямых призывов страдать и мучить себя. «Я пришел, чтобы вы имели жизнь и жизнь с избытком» (Ин 10:10), — говорит Христос. Большинство мест, в которых речь о страданиях, повествуют лишь об утешении в случае действительно тяжелых или трагических событий в жизни. Бывает разное: люди болеют, умирают, случаются войны, голод, все что угодно. Именно для тех ситуаций, когда человек сталкивается со страданием, Святые Отцы и дают слова утешения. Но это вовсе не значит призыв во всем и всегда находить страдание.

Да и сам подвиг Христа — тоже не призыв заниматься самоистязанием. Он прошел через смерть для того, чтобы мы, соединяясь с Ним, становились бессмертными. Он показал пример того, как относиться к несправедливым обвинениям и страданиям, но вовсе не того, что постоянное страдание — признак правильной духовной жизни. Скорее наоборот, даже аскеза в Его понимании не должна быть грустной: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» (Мф 6:16).

Запрет на радость

«Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать», — сказал когда-то Александр Пушкин. Эта фраза — фактически продолжение культа страданий. Знак равенства между «жить» и «страдать» чаще всего возникает из-за сакрализации печали и самобичевания. Восприятие своей жизни как постоянной жертвы может приносить множество болезненных ощущений. Однако ощущения эти все равно очень острые и яркие. Иногда даже привычные.

Иногда для оправдания такого взгляда приводят слова Христа «возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк 8:34). Слово «крест» здесь обычно толкуется как метафора страдания и боли. И сама эта фраза, как кажется, не оставляет пространства для иных объяснений — это явный призыв добровольно принимать страдания. Но кому и в какой ситуации эти слова были сказаны?

Христос предупреждал учеников о том, что с Ним произойдет: Его осудят и будут мучать. Один из учеников из жалости стал отговаривать Учителя от такого пути, на что Христос явно с гневом ответил: «отойди от меня, сатана!» (Мф 16:23). А потом уже стал говорить о решительности и смелости, которая нужна человеку, чтобы жить в соответствии со своими ценностями: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:34–35).

Читайте также  Диета после операции по удалению пупочной грыжи

По стилю своему эти предложения похожи на призывы подставить другую щеку, вырвать глаз, который искушает, и не считать родными тех, кто не разделяет твоей миссии и твоих ценностей. Фактически Христос здесь пробуждает в слушателях агрессивную часть их психики, их здоровый гнев, который необходим человеку, чтобы поступать так, как он считает правильным. Не слушать голоса сомнений, от кого бы они ни происходили. Будь готов ради своей правды и своей веры на все — вырвать глаз, отсечь руку, подставить щеку, нести крест. Вот о чем эта заповедь. А не о том, чтобы самому получать извращенное удовольствие от страданий и считать их чем-то важным или ценным.

То же самое с предупреждением апостола Павла: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (Тим 3:12) — это тоже проверка не решительность, А не призыв найти гонения любой ценой и считать их признаком благочестивой жизни.

Чему радуются христиане

Распространенный в Библии синоним радости — слово «блаженство». К примеру, Христос говорил, что «блаженнее отдавать, нежели принимать» (Деян 20:35). Другими словами, больше радости и счастья испытывает человек, который делится чем-то с другими, созидает, творит, а не живет простым потребителем. Помогать людям, делать им что-то полезное — это действительно приносит ни с чем не сравнимое глубокое переживание радости, счастья и смысла жизни. Это чувство знакомо всем, кто создает или участвует в благотворительных проектах, помогает людям, спасает их. Врачи, учителя, священники, волонтеры — все они когда-то слышали от других что-то вроде: «Спасибо, вы спасли меня, вы изменили мою жизнь, вы очень помогли мне». И это ощущение — огромная радость и счастье. И кстати, этой радости не нужно учиться управлять или воспитывать ее в себе, культивируя позитивный взгляд на жизнь. Она просто дается как приз или бонус.

Христианские проповедники часто говорят, что у верующих людей радость тихая, не такая, как у неверующих, которые могут радуются очень бурно, возможно, даже греховно. А христиане якобы радуются только своему спасению и Божьему промыслу. «Земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью», — типичный пример такого взгляда.

Да, христианская радость — это не радость пребывания до утра в ночном клубе и не радость от убийства своего врага. Однако это не значит, что христианам доступны только какие-то абстрактные духовные радости.

Сам Господь поддерживал обычные земные радости. Первое чудо Иисуса — это не хождение по воде, не исцеление больных и не воскрешение мертвых. Сейчас бы это назвали суперскоростной доставкой алкоголя. Или — очень качественный кейтеринг. Он превратил воду в вино — обеспечил празднество питьем.

В Ветхом Завете есть описание того, как царь Давид от радости стал танцевать во время религиозной церемонии. То есть его настолько переполняла радость, что он не смог ее сдержать. Некоторые православные тоже практикуют танцы во время богослужения — к примеру, в Африке. Католики же более спокойно относятся к такому явлению — во время праздничных шествий с иконами Девы Марии. Те же испанцы или мексиканцы вряд ли будут шествовать со сдержанно-торжественными лицами во время таких религиозных процессий. Они танцуют и выражают свою радость.

Открыто радуются и православные. Вот, например, что пишет о старце Григории (Зумисе) со Святой Горы Афон один из людей, знавших его: «Каждое утро геронда Григорий спускался из кельи, громко и весело здоровался, чтобы поднять наш дух и задать ритм. Может быть, он чувствовал, что мы в силу менталитета какие-то пригасшие или озадаченные. Постные наши лица ему казались странными. У геронды всегда была для нас фраза: «Веселей-веселей! Почему хмурые? Радуйтесь!». Такой вот утренний дружественный девиз. Старец просил встряхнуться, взбодриться и работать с настроением». Или другое воспоминание об авве: «Геронда вносил радость в жизнь, хотел, чтобы вокруг него люди улыбались. Я никогда не видел, чтобы кто-то мог так заряжать энергией. Этот стойкий и бодрый человек нес радость окружающим».

Условная радость

Если радоваться вовсе не греховно и не запрещено, то почему радости все-таки так мало в жизни? Очень часто переживание радости становится недоступным, потому что люди сами не разрешают себе ее. Кажется, стану богатым, женюсь, выйду замуж, устроюсь на нормальную работу, поеду в отпуск — вот тогда и порадуюсь, тогда и буду счастливым. То есть какие-то внешние обстоятельства ставятся условием для того, чтобы разрешить себе испытывать радость. В светской психологии это называется «условная радость».

Чтобы избавиться от этого внутреннего ограничения, можно находить причины для радости и благодарности здесь и сейчас. Оглянитесь вокруг — чему вы радуетесь в своей жизни прямо сейчас? За что вы благодарны сегодня? Об этом и апостол говорит: «за все благодарите» (1 Фес 5:16). И это не просто его пожелание, так как он добавляет: «ибо такова воля Божия».

Счастье и радость приходят не потому, что мы чего-то достигли, или потому, что изменились какие-то внешние причины. Наоборот — сначала мы находим радость и счастье внутри. А потом уже меняются обстоятельства вокруг нас.

Об этом пишут современные исследователи состояния счастья и радости — Соня Любомирски, Шон Арчор в США и киевлянка Алла Клименко.

Другими словами, более надежный источник радости и счастья — не во внешнем мире, а во внутреннем. Именно об этом еще 2000 лет назад говорил Сам Христос. Вы же помните, что Царство Небесное — не здесь и не там, а внутри человека. О первичности внутреннего, а не внешнего, и другие слова из Евангелия: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста» (Лк 6:45).

Переживание радости и счастья зависит не от условий нашей жизни, а от того, как именно мы интерпретируем эти условия и события. Внутренний мир, умение управлять своими эмоциями — одна из главных добродетелей. Об этом писали не только современные психологи, но и Святые Отцы. И именно поэтому в Псалтири есть и такой призыв: «Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!» (Пс 99:1–2).

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

Предложения со словосочетанием «приносить страдания»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова энурез (существительное):

Ассоциации к слову «принести&raquo

Ассоциации к слову «страдание&raquo

Синонимы к словосочетанию «приносить страдания&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «приносить страдания»

  • — Мне суждена другая доля… Меня манит недостижимое. Жизнь моя пройдет бурно… Уничтожая все на своем пути, принося страдания всем, кого роковая судьба свяжет со мною. И прежде всего тем, кого я люблю.

Сочетаемость слова «принести&raquo

  • официант принёс
    люди приносили
    ветер принёс
  • приносить пользу
    принести жертву
    приносить доход
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «страдание&raquo

  • физические страдания
    человеческие страдания
    чужие страдания
  • страдания людей
    страдания народа
    страдания смерти
  • причина страданий
    боль страдания
    источник страданий
  • начинаются страдания
    страдание исчезнет
    страдание очищает
  • облегчить страдания
    причинять страдания
    видеть страдания
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «принести&raquo

ПРИНЕСТИ́ , —несу́, —несёшь; прош. принёс, —несла́, —ло́; прич. страд. прош. принесённый, —сён, —сена́, —сено́; сов., перех. (несов. приносить). 1. Неся, доставить. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «страдание&raquo

СТРАДА́НИЕ , -я, ср. 1. Физическая или нравственная боль; мука, мучение. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «принести&raquo

  • Только работа может принести человеку истинное счастье. Все прочее — выдумка, ложь!

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «принести»
  • Как правильно пишется слово «страдание»
  • Разбор по составу слова «принести» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «страдание» (морфемный разбор)

Значение слова «принести&raquo

ПРИНЕСТИ́ , —несу́, —несёшь; прош. принёс, —несла́, —ло́; прич. страд. прош. принесённый, —сён, —сена́, —сено́; сов., перех. (несов. приносить). 1. Неся, доставить.

Значение слова «страдание&raquo

СТРАДА́НИЕ , -я, ср. 1. Физическая или нравственная боль; мука, мучение.

Синонимы к словосочетанию «приносить страдания&raquo

  • люди страдания
  • источник страданий
  • причинять страдания
  • приводить к страданиям
  • избавиться от страданий
  • (ещё синонимы. )

Ассоциации к слову «принести&raquo

  • подать
  • курьер
  • горячее
  • поднос
  • донесение
  • (ещё ассоциации. )

Ассоциации к слову «страдание&raquo

  • боль
  • истязание
  • пострадавший
  • слёзы
  • страдать
  • (ещё ассоциации. )

Сочетаемость слова «принести&raquo

  • официант принёс
  • люди приносили
  • приносить пользу
  • принести жертву
  • (полная таблица сочетаемости. )

Сочетаемость слова «страдание&raquo

  • физические страдания
  • страдания людей
  • причина страданий
  • начинаются страдания
  • облегчить страдания
  • (полная таблица сочетаемости. )

Морфология

  • Разбор по составу слова «принести»
  • Разбор по составу слова «страдание»

Правописание

  • Как правильно пишется слово «принести»
  • Как правильно пишется слово «страдание»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: