Признаки религиозного фанатизма

Вера как зависимость. Религиозный фанатизм — угроза обществу и отдельной личности

Фанатизм в широком смысле слова — это приверженность и поклонение кому-либо или чему-либо, доходящее до крайней степени, а также категорическое неприятие иных убеждений и ценностей. В отношении религии фанатизм проявляется абсолютной увлечённостью религиозной деятельностью с образованием культа из неё, поклонением и безотчётным следованием за группой единомышленников.

Истоки данного явления заключаются в изначальных притязаниях каждой мировой религии на обладание истиной в последней инстанции о происхождении и сущности мира, о том, от чего зависит гибель и воскрешение всего человеческого рода. Во все эпохи и в настоящее время религия является наиболее опасной и сильной разновидностью фанатизма. История хранит немало примеров, когда одержимость религиозными идеями разрушительно действовала на целые народы. Религиозный фанатизм превращает группу людей в стадо, живущее по навязанным правилам, лишает каждого человека индивидуальности и внутренней свободы, таким образом превращая людей в средство для утверждения тех или иных постулатов веры.

Причины религиозного фанатизма

Фанатизм в религии можно рассмотреть как форму тяжёлой психологической зависимости. Ведь человек, ввязавшись в это, же не принадлежит сам себе, а мыслит и действует, согласно навязанным «сверху» (духовным лидером секты, например) догмам. Другой жизни при этом зависимый просто не представляет.

Что же заставляет отдельно взятого человека становится умалишённым религиозным фанатиком? Конечно, тут очень многое зависит от типа личности. Психологи считают, что подвержены фанатизму, в том числе религиозному, люди, которые:

  • не обладают критическими мышлением, действуют обычно под влиянием эмоций;
  • легко внушаемы и ведомы;
  • подвержены чужому влиянию;
  • не сформировали собственное мировоззрение и систему ценностей;
  • ведут «пустую» жизнь и ничем не увлекаются.

Как раз таких людей легко затянуть в сети религиозного фанатизма. Готовые идеи и воззрения легко «вкладываются» в незаполненное собственными представлениями о мире сознание, позволяя человеку почувствовать собственную значимость, быть частью важной команды.

Кстати, практически все фанатики от религии не отличаются истинной религиозностью и тем более, набожностью. Но свои идеи они готовы защищать любой ценой. Таким людям важнее всего чувствовать тесную связь со своей группой и идти против тех, кто не поддерживает их убеждения (вплоть до войн и убийств).

Признаки религиозного фанатизма

Один религиозный фанатик вряд ли нанесёт вред обществу или конкретному человеку. Опасность представляет группа зависимых от религиозных догм людей. Итак, какие же черты свойственны оголтелому фанату от религии?

  • Нетерпимость к иным вероисповеданиям. Сюда же добавляется явная ненависть и агрессия к адептам другой веры. Массовый фанатизм оказывает также разрушительное воздействие на атеистов и малорелигиозных граждан;
  • Религиозный фундаментализм, который не приемлет ничего нового. Фанатик обладает крайне ограниченным мышлением, и суждения, не имеющие отношения к его религиозным доктринам, он воспринимает негативно. При этом фанатик может даже не понимать смысл «враждебных» идей.
  • Неприятие критики. Даже если убеждения зависимого легко можно опровергнуть научными и логическими доводами, ортодоксальный фанат всё равно будет настаивать о своём. Дискуссия с ним невозможна. Фанатик нередко лезет в драку в состоянии аффекта, доказывая свою правоту до последнего.
  • Навешивание на окружающих ярлыков. Помешанный на религии человек любит давать «врагам» определения, например, «язычник», «богохульник», «еретик». Таким образом он ставит оппонента в неловкое положение и заставляет отступиться. Основной задачей фанатика в споре является победа в словесном поединке (иногда и рукопашном), а вовсе не установление истины «чей бог правильнее».

В настоящее время религиозный фанатизм в больших масштабах присущ, в основном, исламу, о чём свидетельствуют акты терроризма, суды Шариата, джихад. Складывается мнение, что таким образом оголтелые фанатики-мусульмане борются с «неверными». На деле же, по маской религиозного фанатизма нередко прячутся конкретные политические и экономические мотивы, далёкие от ислама и от религий в целом.

Можно ли вылечить религиозный фанатизм?

Религиозный фанатизм — не только психологическая зависимость, но и мания, и поэтому требует интенсивной длительной психотерапии. Конечно, в совсем безнадёжных случаях лечение не только безнадёжно, но и невозможно — например, когда человек скрывается от семьи в религиозной общине. Но иногда помощь всё-таки имеет смысл.

Так, человеку, зависимому от секты и её религиозных постулатов, подходит психологический приём под названием депрограммирование. Этот метод развивает у пациента творческое, критическое и гибкое мышление, постепенно избавляет от ложных убеждений касательно религии и культовой жизни. С помощью вопросов психотерапевт наводит на установление причин фанатичного поведения, в результате чего к больному приходит осознание ошибочности своей деятельности и поведения.

В процессе лечения зависимого преследует желание понять, что именно с ним не так, и когда этот момент наступает, становится очень непросто. Фанатик осознаёт полностью, что жил глупо и неправильно, однако мысль о том, как вернуть прежний образ, остаётся с ним. Происходит психологическая «ломка».

Успех терапии во многом определяется поведением и поддержкой близких зависимого человека. Рекомендуется создать крепкую и дружную команду, в которую также включить бывших членов религиозных общин и помогать друг другу преодолевать последствия былого существования, настраивать друг друга на свободное и независимое существование.

Вообще, терапия религиозного фанатизма представляет собой крайне сложную задачу, которую далеко не всегда удаётся благополучно разрешить. Так, многие пациенты впадают в депрессию и совершают попытки суицида, поскольку ещё во времена расцвета своего фанатизма были запрограммированы на саморазрушение. Больным крайне важно понимать, что они не несут ответственности за то, что с ними произошло и что им просто «запудрили мозги», а сейчас происходит возвращение к нормальной полноценной жизни.

Религиозный фанатизм: чем он так опасен?

Должно быть, каждый из нас в жизни сталкивался с проявлениями религиозного фанатизма. По крайней мере, уж точно хорошо знает о нем из новостей или истории. Мы же поговорим о том, существует ли такого рода фанатизм в православии. Как он проявляется и к чему приводит?

Что такое фанатизм на религиозной почве?

Само слово («fanum» в переводе с латинского означает «капище») указывает на языческое, культовое происхождение этого понятия. «Фанатик» переводится как «исступленный» — значит, человек, который «не ведает, что творит», не отдает себе отчета, больной.

Чем же отличается фанатизм на религиозной почве? Во-первых, чрезмерной приверженностью какой-то одной идее, часто искаженной. Во-вторых, отсутствием самокритики, нежеланием посмотреть на себя со стороны, самоуверенностью. И в-третьих, неприятием других взглядов, вплоть до жесткой агрессии.

Религиозный фанатизм как форма нетерпимости к другим отрицает саму религию, к которой он якобы относится. Он является большой разрушительной силой, патологией. Православие, например, четко учит, что мы должны ненавидеть грех, но любить грешника. Фанатик же все искажает и, движимый ревностью не по разуму, все переносит на конкретную личность. Здесь уместно будет вспомнить слова Феофана Затворника:

Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога

Стоит, однако же, оговориться, что нецерковные люди под этим понятием подразумевают нечто совсем иное. Верующими фанатиками они считают всех, кто ходит в церковь чаще, чем на Пасху и Крещение. На это, конечно же, не стоит обращать внимания.

В чем он проявляется?

Религиозная нетерпимость проявляется, в первую очередь, в том, что одержимый ею человек, будучи уверен только в своей правоте, не способен слышать других. Свою агрессию он, как правило, выливает на конкретных «ошибающихся» людей. В настоящем православии, мы знаем, все обстоит не так. Хотя мы и убеждены, что наша вера — единственная истинная, но больше всего Господь учит нас уважать чужую свободу.

Вот почему чаще всего конфликты на религиозной почве разжигают различные секты, каждая из которых любой ценой отстаивает свою правоту. Исламский экстремизм точно так же «духовно» питается от различных исламских сект. В истории нашей Церкви тоже были такие загадочные объединения религиозных фанатиков, как, например, хлысты и скопцы, придумавшие свое новое, абсолютно чуждое православию вероучение.

Самым же масштабным и трагичным проявлением такого религиозного фанатизма стали старообрядцы. Они ухватились за букву, догмат вероучения и забыли про дух. Сейчас таких приверженцев одного обряда мы называем обрядоверами. Тогда же люди даже сами сжигали себя заживо, не желая отступить от староотеческой формы исповедания своей веры. Скольких человеческих жертв это стоило, мы знаем.

Массовые убийства и самоубийства — это крайние, конечно, проявления псевдодуховного фанатизма. В нашей повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с другими его проявлениями. Например, когда кто-то исступленно начинает навязывать свою веру или же бросается кого-то «спасать», когда сам «погибающий» о том не просит. Все это является тоже ненормальной формой проявления своей религиозности.

Ревность не по разуму

В православии для обозначения религиозного фанатизма употребляется еще другое название: «ревность не по рассуждению». Выражение взято из «Послания к Римлянам святого апостола Павла»: Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению (Рим. 10:2). Уже из этих слов видно: истинное христианство призывает трезво, рассудительно относиться ко всему. Оно не является религией экзальтированных мечтателей.

Это касается всех сфер церковной жизни человека, начиная с определения меры поста и молитвенного правила и заканчивая выбором жизненного пути. Поэтому случаи, когда люди «перемаливаются» или истощают себя голодом до тех пор, пока не попадают в соответствующие лечебные заведения, не являются нормой для православия. По крайней мере, Церковь уж точно этому не учит.

Причины болезни

Конечно, религиозная нетерпимость, как и любая нетерпимость к ближним, является грехом, причем довольно тяжким. Она полностью противоречит одной из двух самых главных заповедей Евангельской проповеди: Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:39). Как и любой грех, фанатизм в православии имеет своим истоком (или основанием) другие греховные наклонности:

  • гордыню;
  • тщеславие, самолюбование;
  • превозношение над другими;
  • самомнение (или самообольщение);
  • отсутствие самокритики;
  • нерассудительность;
  • самоуверенность и другие.

Также причиной такого рода крайних проявлений нетерпимости к чужим взглядам могут быть различные психические отклонения. Установлено, например, что религиозному фанатизму наиболее подвержены люди определенного психотипа. Как правило, это люди неуравновешенные, экзальтированные, склонные к большим эмоциональным переживаниям, с плоским и ограниченным мировоззрением.

Замечено также, что к конфликтам на религиозной почве зачастую бывают склонны люди, которые в детстве жили в недопонимании, с постоянными страхами по этому поводу. Во взрослом возрасте такие люди, найдя группку единомышленников, пытаются спрятаться за ней, как за каменной стеной. Однако заложенное уже в подсознании чувство страха продолжает их мучить, заставляет сражаться со всеми инакомыслящими «до последней капли крови», стараясь защитить свой обретенный якобы «покой».

Лечится ли фанатизм?

Безусловно, через Таинства, существующие в Церкви, любой человеческий грех может быть исцелен. Условие только одно — покаяние. Но особенностью религиозного фанатизма как раз является то, что человек свою ревность не по разуму не воспринимает как что-то неправильное, искаженное. Он уверен, что «истина в последней инстанции» принадлежит ему одному, а с другим мнением считаться он не согласен.

В этом и состоит главная трудность исправления религиозного фанатика. Пока он сам не задумается, не станет смотреть на себя самокритично (или же не произойдет что-то такое, что заставит его посмотреть на себя иначе), любые ваши доводы будут бесполезны. Переубедить его вы все равно не сможете. Поэтому лучше всего — стараться как-то повлиять на человека при появлении первых признаков зарождающегося заболевания.

В случае же, когда причиной такой одержимости являются серьезные психические отклонения человека, может понадобиться и медицинское вмешательство. Особенно же если такой фанатик несет большую опасность для общества.

Какие могут быть последствия?

Последствия религиозной нетерпимости могут быть самыми ужасными. Фанатизм в православии сам по себе не может пройти бесследно, никому не навредив. Во-первых, он наносит непоправимый урон душе человека, подверженного фанатизму. В крайнем своем проявлении эта болезнь способна перейти в прелесть. Это такое духовное состояние, в котором верующий, пойманный на бесовский обман, находится в самообольщении, считает себя достигшим какой-то святости. Вернуть на правильный духовный путь прельщенного практически невозможно.

Во-вторых, такие фанатики изначально настроены на «исправление» окружающих, поэтому частым результатом конфликтов на религиозной почве бывают человеческие жертвы. Яркий пример тому не только современный исламский экстремизм, но и хорошо известные Крестовые походы.

В-третьих, религиозный фанатизм, без сомнения, пагубно сказывается на «имидже» самой религии, под видом которой он скрывается. Понятно, что судить о той или иной вере атеисты будут не по тому, что в ней есть хорошего, а именно по таким неправильным, искаженным ее радикальным проявлениям.

Все это говорит о том, что нам самим нужно быть весьма внимательными, чтобы не заразиться и не впасть в такое пагубное заболевание. А также попытаться оградить от него своих ближних.

Больше о данной проблеме рассказывает протоиерей Дмитрий Смирнов:

Психология религиозного фанатика

Фанатик — это глухой как пень оратор (Халиль Джебран)

Там, где нет знания, полученного через непосредственный опыт, происходят ожесточенные и — самое главное — бесполезные сражения идей — битвы и диспуты представителей разных религий.

Читайте также  Как избавиться от порослей сливы

В то же время, без той или иной системы верований и убеждений (не исключая и атеистических) человек оказывается в этой жизни как путник без компаса в непроходимом лесу, полном опасностей, когда непонятно даже в каком направлении двигаться и за что ухватиться.

Можно и даже нужно придерживаться той или иной системы воззрений. Главное — не стать ею одержимым. Она должна помогать жить и двигаться вперед, как компас, а не стать предметом зацикленности.
Было бы абсурдно целыми днями разговаривать про какой-то там компас, и тем более доказывать другим, что он у тебя самый правильный.

Абсурдно-то абсурдно, но для некоторых это не очевидно.
Так человек становится религиозным фанатиком.

Опишем основные черты религиозного фанатика.

Главная проблема фанатика в том, что он перестает думать рационально и логически. Он просто утрачивает способность здраво рассуждать, и вместо обычных человеческих рассуждений из его уст постоянно льются цитаты из «священных писаний» или иных религиозных изданий. Это похоже на заезженную пластинку, которую невозможно выключить. Такой человек становится ходячим ретранслятором учения своей религии. При этом он сам относится без малейшей критики к тому, что пишут в религиозной литературе, а многие из них даже не удосуживаются полностью изучить — а тем более осмыслить — священные книги, которые так часто цитируют, бездумно повторяя расхожие фразы за другими. Если это православное [мусульманское. — подставить любую нужную религию] — значит истинное, значит так и есть на самом деле.

— Кто не с нами — тот против нас —

Для мышления фанатиков характерно деление людей и явлений на черное и белое. У них в голове чётко прописана простая формула: «Моя религия — добро, любовь, свет; другая религия — зло, от дьявола». Исходя из этой формулы, происходит деление людей на «друзей» и «врагов». Друзьями, естественно, являются люди его же религии, а врагами — все остальные, включая неверующих. Образ врага постоянно очерняется, доходя до откровенного абсурда. Фанатики просто не способны увидеть никакие положительные стороны в иноверце, каким бы замечательным на самом деле этот человек ни был. С другой стороны, своих единоверцев они идеализируют настолько, что могут не замечать их отрицательных сторон или даже подвох с их стороны.

— Черно-белое мышление распространяется и на различные явления —

На любые предложения — к примеру — попить лекарственные травы или использовать эффективный метод народной медицины, фанатики заявляют, что это колдовство и это от дьявола. Служителями дьявола он также объявляет психологов и психотерапевтов, ибо «душу исцелить может только Бог».

Фанатикам неуютно и тревожно, если рядом с ним находятся люди, верящие во что-то отличное от его веры. И самоуспокоения ради, для собственного же комфорта, фанатики начинают навязчивую миссионерскую деятельность по «обращению заблудшего ко свету Истины».

— Носитель абсолютной истины» и «спасатель заблудших» —

То что эта «истина» является таковой только для фанатиков, их обычно не смущает, так как они ощущают себя носителем «абсолютной истины», обязанными донести ее до каждого.
Внимание фанатиков постоянно обращено на окружающих. Вместо того, чтобы работать над собственной душой, они мнят себя спасателями заблудших и учителями невежественных. Они постоянно делают замечания окружающим, тычут их носом, читают мораль и требует от них, чтобы они выполняли предписания их религии. Они попросту не понимают, что другим их религия может быть просто безразлична. Неудивительно, что со стороны иноверцев фанатики нередко получают закономерный отпор, их попросту ставят на место, прося «не лезть со своим уставом в чужой монастырь».

— Не хочешь — заставим! —

В ответ на отпор иноверца, фанатики еще больше убеждаются в его «бедственном» состоянии, заявляя, что он [якобы] одержим злыми духами, раз не хочет слышать «слово истины». Подобное «несчастье» приводит к тому, что фанатики начинают даже молиться своему богу за несчастного иноверца как за «болящего», засовывать в его вещи свою религиозную атрибутику (например, кресты, иконы, молитвы на бумаге), разбрызгивать в его жилище или тайком подливать в его пищу святую воду, и т.д.

— Чем больше, тем лучше —

Фанатики дотошно соблюдают все без исключения каноны своей религии. У них в доме обычно огромное множество религиозной атрибутики. Им кажется, что чем ее больше, тем они более защищены от сил зла. У них в доме обычно огромное множество религиозной атрибутики — икон, свечей, книг. Количество икон может достигать баснословных количеств — например, нескольких сотен, при этом среди них множество одинаковых. Но фанатика это не заботит — ему кажется, что чем больше икон, тем более он защищен от сил зла.
Количеству его книг также можно позавидовать — их хватило бы на целую церковную лавку. Несмотря на то, что многие из них прочитаны, тем не менее сей факт, к сожалению, нисколько не прибавляет духовности такому человеку. всё благочестие так и остается на бумаге.

Фанатики очень боятся колдовства. Им может постоянно мерещиться, что другие хотят навести на них порчу или наслать злых духов. Этот страх заставляет их еще больше молиться, хотя во многих случаях количество ежедневного времени, посвященного посещению храма и домашним молитвам, уже и так превышает все возможные пределы. Некоторые, наиболее «набожные», считают своей обязанностью посещать храм каждый день.

Человек иной религии вызывает у фанатика настороженность, которая, ища разрядки, может вылиться:
— либо в разрыв контакта («нам с вами общаться запрещено»);
— либо в начало проповедей для обращения «заблудшего» иноверца.
Третьего варианта для фанатика не дано. Он просто не способен на конструктивный диалог с представителем иной религии.

При попытке иноверца поговорить с ним на темы духовного, у фанатика сразу же включается «ретранслятор» и отключается здравый смысл. Самый лучший выход — вообще не начинать с фанатиком разговоров о религии.

В общении фанатик использует множество недопустимых приемов спора, среди которых:

а) доказательство догмата через догмат.
Это ничто иное, как логическое обоснование одного недоказуемого тезиса через другой недоказуемый тезис. Таких тезисов множество, они замкнуты в некий псевдо-логический круг, где все они якобы обосновывают друг друга, а на самом деле ни один из них не является доказуемым, представляя собой просто предмет веры. Например: Бог создал всё из ничего (тезис А) — Но Бог же дух, как он может создать физическое, если он сам не физический! — Но он же всемогущий! (Тезис Б). Тезис А псевдо-обосновывается при помощи тезиса Б, при этом и А и Б являются ничем иным как предметом веры, догматами.

б) отсылка к «богодухновенному писанию»и авторитету бога.
Фанатик как правило сам уверен в богодухновенности этого писания, он просто не в курсе об истории написания «священной книги» множеством разных людей и о том что она писалась и заимствовалась из различных мифологий других народов, порой очень сильно искажая первоисточники.

в) переход на обсуждение личности собеседника.
Сюда входят унижения, оскорбления, в частности происходит обвинение собеседника в глупости, неспособности понять написанное, неспособности понять то, что ему объясняют. Он относится к собеседнику как к «заблудшей овце», у которой неправильное мировоззрение и которую срочно нужно «спасти, привести к Истинной вере». Возможны также обвинения в ненормальности или «одержимости бесами», которые-де и мешают понимать объяснения.

г) самовосхваление, попытки убедить в своей исключительности.
Говорится, что «мы знаем Истину», «сам бог открыл нам», «наша вера это Истина», «только мы знаем как правильно».

д) черный пиар другим религиям.
Другие религии и мировоззрения намеренно очерняются как «бесовские», «сатанинские», «дьявольские», их жрецы и последователи объявляются «колдунами» и «ведьмами», которые якобы наносят людям вред. Сюда же относятся и передергивания учений других религий, приписывание им того, что в них нет (например, утверждения что «нирвана — это смерть» или что «просветленные — это такие безразличные, равнодушные ко всем люди»).

е) псевдо-тождества,
такие как «Наша вера = добро, свет, бог, Истина».

ж) словесные запугивания иноверца.
Если все предыдущие способы не помогли, фанатик переходит к более радикальным способам. В их числе — запугивания: искусственное вызывание страха у иноверца. Запугивает фанатик как правило «божьим гневом», «божьим судом», «вечными адскими муками души», болезнями, смертью. Всё это якобы случится к иноверцем, если он срочно не примет веру, которую исповедует фанатик. Он также может обвинить собеседника в «богохульстве». Крайней степенью словесного запугивания являются выкрикивания проклятий.

з) применение силы.
Этот метод нам хорошо известен из истории крещения Руси. к сожалению, бывают трагические случаи и в наши дни, когда фанатики например могут схватить иноверца и насильно потащить в храм, как мешок с картошкой. обосновывая это тем что «он одержимый бесами, поэтому в церковь не идет, и мы должны ему помочь». Иноверец упирается руками и ногами, кричит, что они не имеют права так делать, но фанатики воспринимают его крики как дополнительные свидетельства его одержимости и продолжают насилие. (из жизни).

и) убийство иноверцев, терроризм.
без комментариев.

Почему человек становится религиозным фанатиком?

Как бы это парадоксально ни прозвучало — из-за низкой самооценки. Такие люди, в своем большинстве, — это люди, перенесшие глубокие психологические травмы, которые сильно подорвали их веру в себя самих.

Начиная исповедовать какую-то религию, такой человек, хотя еще сам является неофитом, сразу же начинает учить других. Этим самым, он самоутверждается в своих собственных глазах, тем самым компенсируя неуверенность в себе. Уча других, он ставит себя выше других и тем самым стремится поднять свою самооценку.

Немаловажную роль играет так же и его принадлежность к религиозной общине. Теперь он чувствует себя ее частью, и, будучи неуверенным в себе самом, переносит всё свое доверие на общину, растворяясь в ней и становясь «ретранслятором» ее идей.

У такого человека, на самом деле, еще больше подрывается вера в себя. Вместо того, чтобы верить в себя, он всё свое доверие отдает общине. И, закономерным образом, чувствует себя безопасно только среди своих единомышленников. Он как бы целиком и полностью растворяется в своей религиозной группе (с этим растворением связано и отсутствие критичности к получаемой информации) и отказывается формироваться как отдельная личность. В этом смысле, можно говорить даже о психическом регрессе (упрощении) психики такого человека.

Вырванный из своей религиозной группы, находясь лицом к лицу с уверенным в себе и здраво рассуждающим представителем другой религии, который нередко еще пытается логически показать несостоятельность тезисов его веры, такой человек испытывает панический страх и его собственная психика выдает защитную реакцию, немедленно включая «ретранслятор» ценностей группы и отключая собственное, и без того слабое, мышление.

Почему люди становятся религиозными фанатиками? Разговор с психологом

Управление общественного развития города Алматы рассказывает, как не стать адептом секты и что делать родным, если это всё-таки случилось.

Религиозный фанатизм – это болезнь, несущая огорчение и бедствие не только для адепта той или иной секты, но и для его семьи. Такие люди склонны к заблуждению, помешательству и неспособности слышать и понимать других. Как человек становится религиозным фанатиком, можно ли его вылечить, и куда нужно обращаться? На эти вопросы ответил психолог Бауыржан Ахметов. Он работает сотрудником Центра консультации и реабилитации при Управлении общественного развития города Алматы и много лет изучает психологию поведения деструктивно настроенных людей, помогая им и их родным выйти из сложной ситуации.

Слепая вера

– Бауыржан, давайте ответим на вопрос: кто такие религиозные фанатики?

– Религиозные фанатики – это адепты определённых течений, которые во что-то слепо верят. А именно: человек убеждён только в своей правоте либо правоте лидера, который его на этот путь наставляет. Потому что ни одна деструктивная организация не обходится без лидера. В первую очередь фанатика определяет то, что он лишён критического мышления, так как он не осознаёт, не размышляет, не относится критически к полученной информации, а полностью впитывает её в себя, видя истину только в одном. Все остальные, кто думает иначе, для него враги. «Они не знают истину, невежественны», – думает он. Иногда доходит до крайности, что от людей, пытающихся его вразумить, фанатик просто избавляется или держит их подальше от себя.

– Какие люди подвержены религиозному фанатизму?

– Мы не можем утверждать, что религиозной фанатичности подвержена лишь какая-то определённая группа, которая не обладает современными знаниями, отстаёт от прогресса, какие-то люди, «выросшие в лесу». Это не так, среди данной группы мы видим людей, которые иногда получили не одно, а два высших образования, встречаются материально обеспеченные люди. Можно сказать, с точки зрения психологии, что у таких людей есть предрасположенность к акцентуации своего характера. Им необходимо демонстрировать то, в чём они убеждены. Делают это они посредством своей религиозной атрибутики, внешности. Они видят в этом своё умиротворение, они этим живут. Если мы говорим о фанатизме, то можно сказать, что у каждого человека есть свои кумиры и человек всегда пытается кому-то подражать, например, в манере одеваться или причёске, то есть демонстрировать свою приверженность чему-то.

Читайте также  Какие кинотеатры 3Д есть в Москве

Также бывает тип замкнутых людей, которые всё переживают внутри себя. Доходит иногда до того, что не общаясь с другими людьми, не высказывая свою точку зрения, они начинают развиваться внутри себя. У них появляются какие-то собственные убеждения. Это приводит к тому, что они ограничиваются только тем, как они сами думают. Бывают люди, которые отличаются жестокостью. Мы можем видеть религиозных фанатиков, которые крайне жестоки. Получают удовлетворение, когда приносят какую-то жертву или даже сами себя приносят в жертву. Фанатизм можно связать с психопатией. Кажется, что человек самодостаточен: есть машина, бизнес, – но что творится у него в голове, мы знать не можем.

– Как становятся религиозными фанатиками?

– Нельзя сказать однозначно, что это люди, которые испытывают комплексы, обижены на жизнь. Потому что бывают разные категории людей, которые ищут свою истину, предназначение в этой жизни, но не могут найти. И определённые люди предлагают им взамен свою интерпретацию, часто будущие адепты попадают под влияние таких людей. Если говорить о внешнем влиянии, то человек всегда зависит от общества, и мнение другого человека для него очень важно. Например, его не понимают окружающие или он получал психологические травмы в детстве, но вдруг он встретил людей, которые его понимают с полуслова (замечу, что лидеры таких организаций очень хорошие психологи, они используют разные методы, будь-то разные техники эмпатии или нейролингвистическое программирование). Лидер всеми своими действиями показывает, что он сопереживает такому человеку, что именно он нужен ему. Появляется чувство, что ты кому-то не безразличен, что живёшь ради какой-то идеи, человек видит для себя какую-то миссию. Но они не понимают, что являются просто пушечным мясом для чьей-либо политической и экономической деятельности.

Виды фанатизма:

  1. Расовый.
  2. Националистический (шовинизм).
  3. Политический (фашизм, тоталитаризм).
  4. Религиозный (религиозная нетерпимость).
  5. Обрядовый – приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям.
  6. Пуританство – строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращённая в самоцель.
  7. Прозелитизм – привлечение к религии навязчивыми, вкрадчивыми и лукавыми способами.
  8. Религиозная экспансия – стремление к всемирному господству какой-нибудь религии с применением коварных и насильственных средств.

Мы видим, что фанатики не оставляют своё имущество детям, а переписывают на организации, которым слепо верили. Вспомните слова Рона Хаббарда, основателя саентологии: «Если хочешь разбогатеть – придумай свою религию». Отмечу, что в нашем обществе и по нашему законодательству мы не можем обвинить или прямо назвать человека сектантом, так как оскорбим его взгляды. Поэтому где находится эта граница, самая крайняя точка, сказать сложно. Это работа теолога-психолога. Создаются специальные центры по вопросам консультации и реабилитации в каждом городе. На данный момент людей, которые поддаются влиянию, в Казахстане немало.

– Быть может, вы можете назвать цифры?

– Цифрами оперировать сейчас я не буду, это больше вопрос к Центру мониторинга и анализа, но скажу вам из своей практики, что из десяти человек, которых я принимаю в день, один, как правило, является ярым последователем какого-то деструктивного религиозного течения.

Операция «Жусан»

– Что сделать, чтобы спасти такого человека, и нужно ли его спасать?

– Конечно, спасать такого человека нужно, иначе государство не ставило бы себе задачу реабилитировать таких людей и давать им консультации. Мы помним последние события, когда наши сограждане выезжали в зону боевых действий к террористам, и в конце концов, когда сталкивались с реальностью, многие из них очнулись от мифов, которые им рассказывали, все заоблачные сказки исчезли сами по себе. Они увидели там реальность, из которой уже не было пути назад. Многие там и погибли. Хорошо, что задачей нашего государства было вернуть этих людей назад, вспомним хотя бы операцию «Жусан» (возвращение казахстанцев из Сирии. – Авт.) Вспомним двухтысячные годы в России, когда говорили, что грядёт конец света, тогда определённая группа староверов в тайге вошла в пещеру и очень длительное время там пребывала, многие из них там же и умерли.

– Что нужно сделать, чтобы спасти такого человека? К примеру, мой родственник стал замкнутым, ходит на какие-то встречи к адептам. Какой алгоритм моих действий?

– В первую очередь ключевую роль играет семья. Люди, вступившие в религиозные секты, почти всегда ищут там поддержку, взаимопонимание, потому что не получали всего этого в семье. Эта проблема идёт с самого детства, поэтому нужно больше разговаривать со своими детьми на разные темы. Если вы уже увидели, что ваш родственник вовлечён, то нужно в первую очередь привлечь специалиста – теолога, психолога. Они помогут раскрыть все вопросы, которые у адепта возникали. И самое главное, он сам сможет анализировать ситуацию. Цель – чтобы фанатик включил свой мозг, только тогда начнётся процесс, когда он начинает критически воспринимать всё происходящее. Вторая цель – это разорвать пагубное влияние на человека религиозной секты.

– Каким образом разорвать? Физически запретить ему туда ходить?

– Физически, конечно, запретить вы не сможете. В 21 цифровом веке каждый может сидеть дома, и общаться хоть с кем на расстоянии. Здесь важно доверие близких и родных. Он должен чувствовать это, что ему желают добра. Если мы скажем: «Ты религиозный фанатик! Мы возьмём тебя и пойдём переубеждать!», – то, естественно, он включит защитную реакцию. Только доверие близких, доверие к специалисту может иметь благоприятный результат.

– Являются ли созависимыми от религиозного фанатика его родственники?

– Да, бывает такое, что адепты своим поведением и убеждениями затягивают и своих родственников. Поэтому ответ всему – это религиозная грамотность. Если её не иметь, то подлог истины можно сделать какой угодно. Для чего сейчас в казахстанских школах вводят религиоведение? Для того чтобы у людей с самого детства была правильная информация, правильный источник, так как подлог может быть всегда.

– Можете назвать виды религиозного фанатизма среди подростков, молодёжи?

– Сейчас мы можем наблюдать в разных социальных сетях интерес к вопросам эзотерики, сатанизма. У молодёжи к этому большой интерес, это популяризирует эстрадная культура и неформальная культура среди подростков. Хочу отметить, что фанатизм будет присутствовать всегда. Самое главное – это наше общество, что мы будем делать, будем ли давать этому фанатизму расти.

– Как отдельные личности могут культивировать религиозный фанатизм с целью заработать? Построено ли это как бизнес в Казахстане? Вы с таким сталкивались?

– Сейчас мы видим большое количество псевдорелигиозных лекторов, блогеров, которые являются популярными в своих кругах, в том числе и в Казахстане. Оборот денег там такой же, как в наркоторговле и торговле оружием. К слову, иногда для пущего убеждения деятели сект вводят своих адептов в определённый религиозный экстаз, для этого используется приём наркотических средств.

– Каждый ли человек может стать религиозным фанатиком?

– Религиозным фанатиком никогда не станет человек, который самокритичен. Не каждый человек будет вестись на то, что ему проповедуют. Не каждый будет адептом и слепо во что-то верить, иначе мы бы сейчас наблюдали шквал таких фанатиков.

В первую очередь я бы хотел призвать всех родителей к тому, чтобы они с самого детства знали об интересах своего ребёнка: кто является его кумиром. Задайте вопрос: почему кумиром не является его собственная мама или папа, а какой-то незнакомый человек? Это, наверное, самое главное.

И напоследок отмечу, что на данный момент юридически зарегистрировать любую организацию в Казахстане гораздо сложнее, чем в 1990-2000 годах. Тогда было достаточно около 4-10 человек, чтобы юридически существовать как религиозная организация. Это и есть меры, которые принимает государство, чтобы предупредить распространение религиозного фанатизма в Казахстане.

4 признака религиозного фанатизма

Ислам предостерегает от насилия и принуждения

Фанатизм в той или иной степени присущ любой конфессии. Однако в последнее время набрал масштабную силу именно исламский фанатизм. Теракты, конфликты на религиозной почве, разобщенность уммы – лишь некоторые из подтверждений. И из этого невольно может сложиться мнение, что подобная враждебность и недалекость – часть Ислама. Но если мы вникнем в понятие фанатизма, попутно вспоминая Сунну Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то мы наверняка придем к выводу, что Ислам, таким, каким его принес Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не имеет ничего общего с фанатизмом.

1. Нетерпимость к иным вероисповеданиям.

Ислам побуждает верующих осуждать предосудительное и призывать к одобряемому, но предостерегает от насилия и принуждения. Именно доброта и высокая нравственность, а не сила и жестокость позволяли мусульманам завоевывать новые земли. В книге «Ислам: впечатление и изучение» французский писатель и историк Каунт де Кастри пишет: «После того, как арабам был ниспослан Коран и они приняли Ислам, люди получили свет истинной религии, который мусульмане несли народам Земли, с миром и хорошим обращением на основе свободы мысли и веры. Коранические аяты, призывавшие к доброму отношению, чередовались с теми аятами, которые содержали предупреждение племенам безбожников… Халифы, правившие после Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, следовали его примеру. Это позволяет мне утверждать, что лишь последователи Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сочетали доброту к другим и радость распространения своей веры. Безусловно, именно эта убежденность была причиной походов арабов. Коран расправил крылья над своими победоносными отрядами, вошедшими в Сирию и молниеносно двигавшимися по Северной Африке, от Красного моря до Атлантического океана, не оставляя за собой ни малейшего следа тирании, кроме лишь необходимого на любой войне, и они никогда не совершали массовых убийств среди народа, отвергавшего Ислам».

Всевышний дает право на самозащиту, но не запрещает доброе отношение к тем, кто не посягает на твое имущество, веру, честь. Так, Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, рссказывала: «При жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, моя мать-язычница пришла увидеться со мной. Я спросила у него согласия. И после этого был ниспослан аят: «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, — ведь Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. Вот те, кто дружит с ними, — воистину, нечестивцы» (Сура «аль-Мумтахина», 60, аяты 8-9). Нам также известно множество примеров доброго отношения к иноверцам, которые проявляли как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так и его последователи. Так может ли мусульманин «от имени Ислама» причинять вред людям других вероисповеданий.

2. Ограниченность кругозора

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поиск знаний – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки». Первое слово, с которого началось ниспослание откровений, было слово «Читай!». Мусульманские ученые, среди которых кстати было немало женщин, внесли весомый вклад в развитие науки. Например, Аббас ибн Фирнас, совершивший в 852 году первый полет на самодельных «крыльях», которые он впоследствии усовершенствовал. Аль-Кинди, озвучивший теорию относительности за тысячу лет до Эйнштейна («Bремя существует только с движением. Eсли есть движение, есть обязательно тело. Если есть тело, есть обязательно движение»), Исмаил аль-Джазари, наследственный механик, автор книги «Китаб фи марифат аль-хиял аль-хандасийя» («Книга знаний об остроумных механических устройствах», 1026 год), в которой он описал конструкцию более полусотни придуманных им механизмов. Самым важным из них был коленчатый вал, то без чего абсолютно невозможно обойтись в современной жизни. Были также клапанные насосы, водоподъемные машины, были водяные и свечные часы, кодовые замки. Список можно продолжать без конца, начиная от открытиями первых мусульман и заканчивая достижениями наших современников, своими трудами только подтверждающих «дружбу» Ислама с наукой и знаниями. Так может ли истинный мусульманин ограничиваться только догмами?

3. Неприятие критики

Ограниченность мышления не позволяет фанатику спокойно воспринимать чужие идеи или иную точку зрения. Для защиты своей точки зрения он часто использует метод «избирательного цитирования» религиозных текстов, а порой и переходит границы уважительного отношения к собеседнику. Как сказано в одном из хадисов, подобное поведение, нарушение границ при спорах и разногласиях, является признаком лицемерия. А в Коране Всевышний Аллах1 сказал Своим рабам: «Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (ан-Нахль, сура 16, аят 125)

4. Навешивание ярлыков

Религиозный фанатик любит давать другим ярлыки. В исламском варианте это ярлыки «мунафик», «мушрик», «муртад», «кяфир» и т.п. К подобным обвинениям и вольности в определении сущности других человека может толкать только высокомерие и слепота в отношении собственных промахов, но никак не религиозное усердие и стремление к благу. Это довольно опасное занятие, учитывая слабость человеческой души, так что сегодня тот, кто считает себя «муъмином», а других «мунафиками», завтра может поменяться с ними ролями. «Если у тебя в руках только молоток, то на все проблемы ты будешь смотреть как на гвозди» — аналогично этому фанатики, «вооружившись» исламскими терминами, ищут в своем окружении только возможность применить их. Ислам порицает подобное и только достигнув определенного положения в достижении религиозного знания. О недопустимости подобного можно судить исходя из того, что:

Читайте также  Как клеить клеенку

1. Высокомерие неприемлемо в Исламе
2. Ислам побуждает к благому нраву и высокой нравственности
3. Подобные «ярлыки» могут задеть другого, а в Исламе честь, имущество, жизнь другого запретны
4. Уверенность в своих суждениях еще не признак того, что Всевышний согласен с вами. И может быть, что тот, кого вы считаете «мушриком» или «мунафиком» по известным только Всевышнему причинам (например, покаяние и возвращение на путь истины) окажется в лучшем положении, нежели тот, кто жил с уверенностью в своей праведности.

В Коране Всевышний говорит: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (Коран, сура «аль-Бакара, аят 143). Одного этого аята достаточно, чтобы понять – Ислам не приемлет фанатизма, а «проявляющий чрезмерную строгость, погибнет», как сказано в хадисе. Ибн Каййим в своей книги «Мадаридж соаликин», пишет: «Что бы ни приказал Аллах, у шайтана в этом два пути для заблуждения: либо упущение, либо чрезмерность. Религия же Аллаха середина между чрезмерностью и упущением, как долина между двух гор, как прямой путь между блуждающих путей, как середина между двух краев. И тот, кто допускает упущение в каком-то деле, не достигнет его. Так же и тот, кто допускает чрезмерность в каком-то деле, не достигнет его. Один из-за упущения, другой же из-за чрезмерности». Фанатизм – это как раз проявление чрезмерности. Но всякая чрезмерность опасна в первую очередь для самого человека, и не только своими последствиями, но и своими «корнями»… О которых мы поговорим в следующей статье.

Когда вера превращается в фанатизм? Лечение религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм может быть рассмотрен в контексте ментального или психологического нездоровья – некоторые западные авторы склонны считать, что механизм его схож с тем, что приводит людей к наркотической или алкогольной зависимости. Рассмотрение таких явлений, как религиозный фанатизм и экстремизм, в качестве патологии, которая, возможно, поддается психокоррекции – новое направление, однако вполне возможно, что решение одной из самых старых и больных проблем человечества кроется именно здесь.

Что такое религиозный фанатизм?

Религиозный фанатизм – это экстремальная подверженность какой-либо религиозной идее, которой подчиняется не только личность фанатика, но и его повседневная жизнь, а также попытки распространить подобные убеждения и образ жизни на других людей. Религиозный фанатик убежден, что только ему и группе его единомышленников дано единственно верное знание о мироустройстве, только проводимый его религиозным сообществом культ – правильный, и его цель – распространить этот культ на как можно большее количество людей.

Надо сказать, что религиозный фанатизм, по-видимому, существует столько, сколько существует человечество. На протяжении всего известного исторического периода люди в той или иной степени имели дело с культами и религиозными фанатиками, и, по всей видимости, к настоящему времени узнали все о религиозном фанатизме, кроме главного – как решить эту проблему.

Почему религиозный фанатизм является проблемой? Независимо от того, является ли фанатик лидером группы или одним из последователей, он абсолютно уверен в непогрешимости своего учения, а также в том, что оно настолько совершенно, что ему должны подчиниться все. При этом совершенно неважно, какова именно идея. Окружающим, не вовлеченным в определенную религиозную группу, она может казаться абсурдной, она может легко опровергаться научными знаниями – все это не имеет никакого значения для фанатика, потому что к своему состоянию и к своему культу он относится некритично. Его вера для него абсолютна, он не подвергает свои идеи сомнению и не терпит, чтобы сомнению их подвергали другие.

Не будет преувеличением сказать, что фанатики, как религиозные, так и идеологические – одно из главных бедствий человечества. Идеи, захватывающие их, относятся к категории сверхценных, таких, что ставятся выше жизни человека, а иногда и выше жизни целых народов.

Итак, религиозный фанатизм представляет собой патологию, поскольку несет в себе ущерб здоровью и благополучию человека. Часто фанатику необходима такая же помощь, как и при реабилитации наркоманов.

Признаки религиозного фанатизма:

  1. Нетерпимое отношение к любым другим религиям, явно или скрыто агрессивное отношение к представителям иных вероисповеданий, а также атеистам или людям, хотя и относящим себя к одной из религий, но не придерживающихся явно ее догматам правилам.
  2. Ограниченность мышления. Любые знания, которые идут вразрез с исповедуемой доктриной, или просто не вписываются в нее, отвергаются.
  3. Неприятие критики. Фанатик агрессивно реагирует на попытки подвергнуть сомнению его идеи, вплоть до физического насилия в отношении критикующего, которое он считает вполне оправданным (ради истины), даже если в повседневной жизни не агрессивен.
  4. Навешивание ярлыков на людей иной веры, людей, не разделяющих его идеи, а иногда и разделяющих, но не так рьяно, как это считает правильным фанатик. Примеры таких ярлыков: поганые, язычники, безбожники, богохульники, христопродавцы и т. д.

Примеры религиозного фанатизма

Все мы слышали о преступлениях, связанных с религиозным фанатизмом. Приведем несколько таких примеров:

  1. Массовое похищение в Чибоке – 276 девочек из христианских семей были похищены в городе Чибоке в Нигерии в 2014 году представителями секты «Боко харам». Судьба большинства из них до сих пор неизвестна, по некоторым данным, они были выкрадены с целью обращения в ислам.
  2. Убийства, совершенные сектой Мэнсона. Чарльз Мэнсон, создавший секту «Семья», члены которой в 1969 году совершали убийства людей, целых семей, с целью препровождения в жизнь своих религиозных идей. В частности, ими был убит режиссер Роман Полански.
  3. Массовое отравление зарином в Токийском метро – террористический акт, совершенный сектой Аум Синрике. Газовая атака была элементом «последней войны Добра и Зла», одного из краеугольных постулатов в учении секты.

К сожалению, этот список может быть продолжен практически до бесконечности.

Причины религиозного фанатизма

Большинство исследователей в настоящее время сходятся во мнении, что религиозный фанатизм – проявление психического неблагополучия, комплекса неполноценности, внутреннего конфликта и невроза. Кроме того, нередко религиозный фанатизм напрямую связан с психическим заболеванием.

Специалисты отмечают, что религиозному фанатизму подвержены определенные типы людей:

  • Внушаемые, привыкшие быть ведомыми, подверженные влиянию;
  • Несформированные личности, люди, не имеющие своей системы ценностей и мировоззренческих установок;
  • Не обладающие критическим мышлением;
  • Склонные к эмоциональным, необдуманным поступкам.

Лечение религиозного фанатизма за границей

Лечение религиозного фанатизма зависит, в первую очередь, от той патологии, что стоит за ним. Важным его условием является желание пациента вылечиться, однако если он такого желания не изъявляет, специалисты могут проконсультировать близких и подсказать им, какой подход может помочь мотивировать человека, страдающего религиозным фанатизмом.

Специалисты рекомендуют, в первую очередь, отказаться от осуждения и попыток наказать человека – такой подход не оправдывает себя ни в лечении наркомании, ни в лечении других зависимостей и поведенческих нарушений.

Если речь не идет о психическом заболевании, тактика схожа с той, что используется «Анонимными алкоголиками» и им подобными группами. Первый шаг – признание проблемы. Затем постепенно человек обучается мыслить гибко, подходить к безапелляционным утверждениям критически, сопротивляться попыткам манипулировать собой. Такой подход называется депрограммированием. Под руководством опытного психотерапевта, в процессе индивидуальной и групповой психотерапии, пациент приходит к пониманию ошибочности фанатичного отношения к религии. Важно, что при этом пациент предохраняется от попыток уйти в другую форму разрушительного поведения. Он обучается решать повседневные проблемы, не сбегая от них в зависимости.

Можно ли получить качественное лечение религиозного фанатизма в Москве?

В настоящее время помощь в лечении религиозного фанатизма в Москве можно получить в клинике Ренессанс, которая специализируется на лечении всех видов зависимостей и других психических расстройств. Реабилитационный центр Ренессанс имеет сертификат, подтвержденный Министерством здравоохранения Израиля, удостоверяющий качество лечения по израильским стандартам.

Где пройти лечение религиозного фанатизма в Санкт-Петербурге?

«Ренессанс» — решение и для пациентов из Санкт-Петербурга. Теперь и жители этого города имеют возможность получить высококачественное лечение зависимости, всех ее видов – от лекарственной до религиозной. Медицинский центр, работающий по израильским методикам, имеет большой опыт положительного лечения самых сложных пациентов.

Почему пациенты часто выбирают лечение религиозного фанатизма в Израиле?

По всей видимости, на сегодняшний день Израиль – страна, которая сталкивается с религиозным фанатизмом постоянно, во всех его проявлениях – от безобидных, вроде иерусалимского синдрома, до военной агрессии со стороны групп религиозных фанатиков, поддерживаемых государствами с фундаменталистской идеологией. Поэтому израильский опыт в отношении религиозного фанатизма является совершенно уникальным, и не будет преувеличением сказать, что израильским экспертам в этом вопросе нет равных в мире. Это делает лечение в Израиле привлекательным для тысяч медицинских туристов.

Существует отклонение, связанное с религиозными убеждениями, которое проявляется только в Израиле, по крайней мере, только здесь его исследовали – иерусалимский синдром. Вкратце его можно описать как превращение обычного человека в проповедника с мессианским поведением, которое выходит за рамки психической нормы, только лишь по факту пребывания в Иерусалиме. Это заболевание может быть манифестацией другой психической патологии, или же самостоятельным отклонением. Как в первом, так и во втором случае израильские врачи успешно с ним справляются.

Это лишь один пример, но в целом, израильские методики лечения психических расстройств считаются эффективными, а многие из них широко применяются в разных странах мира.

Подытоживая, можно сказать, что лечение религиозного фанатизма в Израиле пользуется популярностью, так как демонстрирует высокую результативность.

Стоимость лечения религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм может быть проявлением многих патологий. Все они требуют разного подхода, и соответственно, стоимость будет в каждом случае отличаться. Кроме того, на общую стоимость влияет и тот факт, проводится ли лечение религиозного фанатизма за границей или, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге, где проживает пациент. Если вы (или ваш близкий человек) нуждаетесь в информации о том, сколько будет стоить такое лечение, свяжитесь с нами любым удобным для себя способом и сообщите о проблеме. Консультант реабилитационного центра «Ренессанс» подскажет, что нужно предпринять (переслать мед. документы, если речь идет о психическом заболевании, или побеседовать онлайн со специалистом по лечению подобных патологий), чтобы получить на руки персонализированную смету.

Если вас или ваших близких интересует лечение алкоголизма, алгоритм действий такой же.

Отзывы о лечении религиозного фанатизма

«Моя сестра попала в секту. Только тот, кто сталкивался с этим, знает, какая это бела. Человека словно подменили – вместо жизнерадостной и ухоженной женщины перед нами была полусумасшедшая, постоянно что-то бормочущая старуха в белом балахоне, пошитом из простыни. Это страшно. Не буду описывать, сколько сил и средств потребовалось, чтобы вытащить ее оттуда и через что прошла ее семья. Но даже когда она вроде бы вернулась, прежней нашей Оли не было. Был глубоко невротичный человек, страдающий приступами паники, замкнутый и глубоко несчастный. Разговорить ее не получалось. Тогда мы решили обратиться к профессионалам. Когда-то в Ренессансе проходил лечение наркомании в Израиле мой знакомый, он нам их и посоветовал. Настроились ехать в Израиль, но оказалось, что теперь они есть и в Москве. Несколько месяцев лечения, поездка в Израиль (решили поехать, чтобы сменить обстановку без отрыва от терапии), и постепенно наш родной человек стал к нам возвращаться. Не все шло гладко, но шло, и сейчас прогресс очевиден. Оля вернулась к работе, общается с людьми, вернулась ее любовь к театру, а недавно снова стала смеяться. Как хорошо, что рядом оказались профессионалы!»

Еременко А., Москва, Россия

«Вернувшись из армии мой брат попал в секту сайентологов. Вначале мы не поняли, что речь идет о секте, разобрались только потом. Он очень изменился, нес какую-то чушь все время, ездил в поездки. С прежними друзьями рассорился, появились новые, такие же странные, как и он. Не работал, сказал, что ему не надо ходить на работу, что его работа в другом. Потом он поссорился с нами, и три года мы о нем не слышали. А сейчас вернулся, и сказал, что начинает жизнь с чистого листа, что с сайентологией покончено. К врачу пошел сам, и постепенно стал оттаивать. Поступил в институт на заочное, параллельно устроился на работу, девушка у него появилась, сейчас все хорошо. Пишу это для того, чтобы люди знали, что такое лечится».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: