Полномочия прокурора и помощника прокурора

Статья 22. Полномочия прокурора

Статья 22. Полномочия прокурора

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

О конституционно-правовом смысле положений статьи 22 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена пунктом 1.1 с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

1.1. Требование о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляется в уполномоченные контрольные (надзорные) органы на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Направление требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении одного и того же лица по одним и тем же основаниям не допускается.

Типовая форма требования прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и порядок его направления устанавливаются приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования вышеназванного Федерального закона

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок, контрольных (надзорных) мероприятий и ревизий незамедлительно.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Брянской области

Прокурор разъясняет

  • 28 февраля 2019, 11:40

Ответ:

Полный перечень статей, регламентирующих полномочия помощника прокурора района при осуществлении возложенных на него функций содержит ст. 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о разъяснении некоторых наименований, содержащихся в названном законе.

При осуществлении надзора за исполнением законов помощник прокурора района вправе:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения в т.ч. коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, установленные названным законом; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Правом применения мер прокурорского реагирования, основанных на результатах проверки помощника прокурора района, обладают прокурор района и его заместитель.

Действия помощника прокурора района могут быть обжалованы прокурору района, прокурору субъекта РФ или в суд.

Старший помощник

прокурора Брянской области Л.С. Кравченко

Прокуратура
Брянской области

Прокуратура Брянской области

28 февраля 2019, 11:40

Какими полномочиями обладает помощник прокурора района при проверке юридического лица?

Ответ:

Полный перечень статей, регламентирующих полномочия помощника прокурора района при осуществлении возложенных на него функций содержит ст. 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о разъяснении некоторых наименований, содержащихся в названном законе.

При осуществлении надзора за исполнением законов помощник прокурора района вправе:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения в т.ч. коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, установленные названным законом; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Правом применения мер прокурорского реагирования, основанных на результатах проверки помощника прокурора района, обладают прокурор района и его заместитель.

Действия помощника прокурора района могут быть обжалованы прокурору района, прокурору субъекта РФ или в суд.

Старший помощник

прокурора Брянской области Л.С. Кравченко

Адрес: 241023, г. Брянск, ул. им. А.М. Рекункова, д. 1
Телефон: +7 (4832) 65-42-00
Прием граждан осуществляется
С понедельника по четверг: с 9.00 до 18.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45
Кроме выходных и праздничных дней
Обеденный перерыв: с13.00 до 13.45

Личный прием руководителями прокуратуры (прокурором области и его заместителями) осуществляется по предварительной записи.

Запись на прием осуществляется по телефону +7 (4832) 65-42-05 или непосредственно в прокуратуре области
С понедельника по четверг: с 9.00 до 17.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45

Адрес:
г. Брянск, ул. им. А.М. Рекункова, д.1

Генпрокуратура уточнит особенности участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства

Генеральная прокуратура подготовила проект приказа генпрокурора об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Документом предусматривается присутствие прокуроров в судебных разбирательствах уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, за расследованием которых они осуществляли надзор. Планируется равномерно распределить нагрузку на государственных обвинителей с учетом их квалификации и опыта работы, сложности и объема уголовных дел, по которым поддерживается государственное обвинение.

Предполагается, что поручение о поддержании обвинения будет дано подчиненным прокурорам в письменной форме. Не будут допускаться обстоятельства, исключающие участие государственного обвинителя в производстве по уголовному делу в соответствии со ст. 61 и 62 УПК. Гособвинителей будут назначать заранее, чтобы они могли подготовиться к судебному разбирательству. Они не смогут выбирать дела, по которым будут поддерживать обвинение, а немотивированная замена прокурора станет невозможна.

Как отметил адвокат КА «Трепашкин и Партнеры» Виктор Бородин, проектом предусматривается, что о замене гособвинителя уведомляется вышестоящий прокурор. «Однако мы, адвокаты, не знаем причин такой замены. Суд всегда говорит, что удостоверился в том, что замена мотивированна. Возникает вопрос: как адвокату отследить, имеется у прокурора поручение или нет? Я часто вижу в процессе молодых помощников прокуроров, которые не понимают, о чем идет речь, которые не читали материалы дела», – указал он.

Читайте также  Где водятся светлячки

Проектом приказа предусматривается, что в суде присяжных будет участвовать прокурор, «обладающий соответствующими личностными и профессиональными качествами». Советник ФПА Сергей Насонов заметил, что это положение несколько отличается от положения действующего приказа, согласно которому для поддержания государственного обвинения по этой категории дел направляются наиболее опытные прокуроры, обладающие соответствующими профессиональными навыками.

«Одна из причин изменения редакции этого пункта приказа, на мой взгляд, состоит в том, что распространение суда присяжных на районные суды объективно вызвало участие в таких процессах прокуроров без опыта работы по этой категории дел. А так как нет отработанных профессиональных навыков поддержания обвинения, буквальное выполнение положений указанного пункта стало затруднительным и потребовало его корректировки, – посчитал советник ФПА, – профессиональные же компетенции, необходимые для поддержания государственного обвинения в суде присяжных, могут быть сформированы у прокурора вне зависимости от наличия предшествующего опыта, по итогам специализированного обучения».

Сергей Насонов заметил, что в дореволюционном пособии Августина Левенстима «Речь государственного обвинителя в уголовном суде» (1894 г.) отмечалось, что к необходимым качествам прокурора в суде присяжных относятся физические («красивый, звучный и сильный голос», «ясная и спокойная дикция»), умственные (обширный кругозор, умение логично и убедительно аргументировать позицию) и профессиональные (глубокое знание норм материального и процессуального права, владение тактическими приемами) качества. Он полагает, что эти суждения актуальны и для защитника в суде присяжных.

В проекте, отмечает Сергей Насонов, впервые указывается на личностные (т.е., в том числе, нравственные) качества государственного обвинителя. К таким качествам можно отнести честность, объективность, беспристрастие, убежденность в правоте своей позиции. По его мнению, в судебной практике эти качества обвинителя нередко вызывают нарекания участников процесса, а иногда необходимость обладания ими прокурором опровергается решениями судов. Например, в Определении Судебной коллегии по уголовным делам ВС от 14 мая 2019 г. № 93-АПУ19-1СП утверждается, что к прокурору, являющемуся в судебном разбирательстве суда первой инстанции государственным обвинителем, уголовно-процессуальный закон не предъявляет требований объективности. «К сожалению, перестали быть единичными случаи намеренного нарушения прокурорами запретов, действующих в суде присяжных, “вбросов” информации, запрещенной к исследованию с участием присяжных, оскорбительных суждений в адрес подсудимого и т.д. Остается надеяться, что новая редакция указанного пункта приказа генерального прокурора ослабит проявления этих негативных явлений», – заключил он.

В проекте приказа также указывается на недопустимость принуждения гособвинителей отстаивать выводы органов предварительного расследования, не подтвержденные исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами. «В случае принципиального несогласия с позицией государственного обвинителя, исходя из законности и обоснованности предъявленного обвинения, своевременно решать вопрос о замене обвинителя либо самому поддерживать обвинение», – подчеркивается в документе.

Адвокат АБ «Бородин и партнеры» Ольга Туренко посчитала, что данный пункт проекта наряду с некоторыми другими призван нивелировать обвинительный уклон и однополярность участия прокуроров в уголовном судопроизводстве.

Согласно проекту при наличии оснований для предъявления гражданского иска в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК, если он не был предъявлен до начала судебного разбирательства, гособвинитель должен информировать об этом прокурора, обладающего соответствующими полномочиями.

В проекте приказа указывается, что о выявленных обстоятельствах, которые могут повлечь прекращение уголовных дел по реабилитирующим основаниям либо вынесение оправдательного приговора, необходимо своевременно ставить в известность вышестоящего прокурора.

Согласно документу особое внимание необходимо уделять повышению профессионального уровня гособвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. Также важно организовать систему профессиональной учебы, постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий наиболее опытных работников прокуратуры, ученых-юристов, особое внимание уделять методике и тактике поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей.

Ольга Туренко заметила, что в целом документом подчеркивается важность активного участия прокурора в исследовании доказательств, способствования принятию судом законного, обоснованного и справедливого решения, соблюдению прав, свобод и законных интересов участников процесса, требований закона о разумном сроке уголовного судопроизводства. «Внушительный объем проекта посвящен регламентированию норм, направленных на повышение уровня и четкости системы контроля за деятельностью прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства и на оптимизацию документооборота и организации работы в структуре», – подчеркнула она.

Адвокат АП Новосибирской области Вячеслав Денисов в свою очередь заметил, что проект приказа является компиляцией выдержек из УПК и Закона о прокуратуре и представляет собой его раздел IV, но «с комментариями», наличие и существо которых не вызваны необходимостью: «Прокурору указывается, например, руководствоваться требованиями закона при даче подсудимым согласия на рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства. Трудно представить, что руководствоваться при этом можно чем-то другим».

По мнению адвоката, приказ относится к «мертворожденным» документам: он констатирует форму, но не совершенствует содержание и ни на шаг не двигает вперед разрешение проблем, накопившихся в прокуратуре, что и подтверждает появление на свет этого, бесперспективного в смысле жизни, документа.

«Очевидно, что комплекс проблем в прокуратуре существует по всем указанным пунктам, нарушения приняли масштабы “промышленного производства”, но их исправление видится мне не в констатации того, как должно быть, ибо все читать умеющие способны получить информацию из более подробных источников права, на которые и ссылается указанный документ, а в указании, каким образом и в какие сроки эти проблемы должны быть разрешены», – указал эксперт.

Вячеслав Денисов полагает, что приказ не станет основанием для каких-либо изменений, поскольку все его положения давно закреплены в императивной форме в уголовно-процессуальном законе и Законе о прокуратуре, имеющих юридическую силу куда большую, чем приказ. «Однако это не мешает прокурорам являться в судебные заседания в форме без погон или впервые знакомиться с материалами уголовного дела, по которому они поддерживают обвинение, во время судебного заседания», – подчеркнул адвокат.

Виктор Бородин отметил, что нигде, в том числе в проекте приказа, не указано, что обвинение могут поддерживать помощники прокуроров – всегда это прокурор. При этом в районных судах зачастую поддерживают обвинение именно помощники прокуроров.

Ольга Туренко заметила, что на протяжении многих лет участие прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства имело пассивный характер и, по сути, сводилось к автоматическому поддержанию позиции, изложенной в обвинительном заключении. Проект приказа призван напомнить и призвать прокуроров к осознанному участию в уголовном судопроизводстве, к формированию собственного профессионального мнения и его отстаиванию.

В проекте, отмечает Ольга Туренко, особенно подчеркивается недопустимость зависимости деятельности прокуроров в уголовном судопроизводстве от позиции органов следствия, а также право быть не согласным с позицией, изложенной в обвинительном заключении. «На практике отказ от обвинения происходит достаточно редко, и приказ четко говорит, что отказ от обвинения возможен после тщательного изучения всех доказательств», – заключила она.

Полномочия прокурора и помощника прокурора

Институт общественных помощников призван способствовать созданию дополнительных условий для повышения эффективности деятельности прокуратуры области, совершенствованию системы подбора кадров, развитию у претендентов на службу в органы прокуратуры Тверской области необходимых навыков.

В этих целях общественные помощники привлекаются к оказанию содействия прокурорским работникам в реализации их полномочий в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, приказами, указаниями и распоряжениями Генерального прокурора Российской Федерации. Учет общественных помощников осуществляется кадровой службой прокуратуры области.

На каждого общественного помощника заводится личное дело, в которое помещаются касающиеся его документы. Справка о результатах деятельности приобщается к личному делу. Результаты деятельности общественного помощника учитываются при рассмотрении вопроса о его приёме на службу в прокуратуру области либо о зачислении в кадровый резерв на замещение вакантной должности помощника прокурора.

Александр Ежов, студент 3 курса направления «Юриспруденция», член Совета молодых юристов Тверского регионального отделения «Ассоциации юристов России» рассказал, о назначении на должность общественного помощника прокурора, опыте работы и возможности попасть на службу в прокуратуру Тверской области: http://law.tversu.ru/news/4251

Чернова Валерия Сергеевна. 4 курс Юриспруденция. Общественный помощник в Прокуратуре Московского района г. Твери.

Приказ от 02.04.2021 г. » О назначении общественным помощником».

Непосредственное руководство моей работой осуществляет старший помощник прокурора Московского района города Твери советник юстиции Ефименко Алексей Михайлович. За время моей работы в прокуратуре в качестве общественного помощника мне удалось изучить и проанализировать порядка 100 уголовных дел, выявить нарушения уголовно-процессуального законодательства следователями при осуществлении предварительного расследования, вследствие чего у меня сформировался «список основных ошибок»:

Читайте также  Как написать письмо-презентацию

— очень часто в материалах уголовного дела есть постановление о признании лица в качестве потерпевшего, однако, отсутствует протокол допроса потерпевшего;

— следователь не предпринимает должных мер по допросу свидетелей или установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

— произведено недостаточно следственных и иных процессуальных действий следователем для полноценного сбора доказательств и т. д.

При изучении уголовных дел я пришла к следующему выводу: большинство уголовных дел возбуждаются по статьям 158 УК РФ «Кража» и 159 УК РФ «Мошенничество» — много случаев мошенничества посредством сети Интернет.Также в ходе работы общественным помощником мне довелось составлять постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а также постановления об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия и о возобновлении предварительного следствия. Занимаюсь формированием надзорных производств. Недавно посетила судебное заседание, где смогла посмотреть на работу как прокурора, судьи, так и защитника; наглядно увидела тактику допроса потерпевшей и свидетелей стороной обвинения и стороной защиты, что позволило мне сделать определенные выводы не только касательно техники допроса, но и в отношении данного уголовного дела.

Считаю, что такой практический опыт будет очень полезен для моей дальнейшей трудовой деятельности. Мне очень нравится быть общественным помощником в прокуратуре, я могу задать любой интересующий меня вопрос касательно работы своему непосредственному руководителю и обязательно получу развернутый ответ. Надеюсь, что оставшийся год работы общественным помощником я проведу очень плодотворно и приобрету много полезных теоретических и практических знаний.

Секорина Ксения Станиславовна. 3 курс. Юриспруденция.
Общественный помощник в Прокуратуре Московского района г. Твери.

Приказ от 23.03.2021 «О назначении общественным помощником»

Помощником в Московской прокуратуре г. Твери я работаю с ноября 2020 года. С первых же дней данная деятельность увлекла своей разноплановостью и многозадачностью. Важны знания совершенно различных сфер профессиональной деятельности: от правильного и внимательного заполнения документов, ответов, отчетов до использования норм права на практике. Невольно понимаешь, какой огромный круг обязанностей к сотрудников прокуратуры. И самое главное, что работа общественным помощником дает не только возможность использовать уже полученные знания, но узнать совершенно новое, понять, как работает одна из структур обеспечения законности и правопорядка изнутри.

Танько Виктория Сергеевна. 3 курс. Юриспруденция

Общественный помощник в Прокуратуре Московского района г. Твери

Приказ от 23.03.2021 г. «О назначении общественным помощником»

С ноября 2020 года являюсь общественным помощником в прокуратуре Московского района г. Твери, закреплена за помощником прокурора, осуществляющим в настоящее время надзор за исполнением законов о жалобах и обращениях граждан, за уголовно-процессуальной деятельностью Московского МСО г. Тверь СУ СК РФ по Тверской области. Помимо данных направлений мне предоставилась возможность изучить надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции. В связи с этим довольно частой практикой являлось участие в проведении прокурорских проверок, составление процессуальных документов (в т. ч. постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении, представлений, предостережений о недопустимости нарушения законодательства, протестов на противоречащие законодательству нормативные правовые акты, требований об устранении нарушений федерального законодательства, исковый заявление и др.).

Кроме того, мне удалось увидеть, как проходят судебные процессы, как осуществляется проверка камер лиц, задержанных в административном порядке. И это не является исчерпывающим перечнем. Деятельность общественного помощника вызывает достаточно большой интерес, но в то же время требует юридической грамотности, добросовестности, внимательности и ответственности. Это действительно отличная возможность для того, чтобы попробовать свои силы в прокурорской деятельности, приобрести бесценные знания и навыки.

Чунин Иван Владимирович. 4 курс. Общественный помощник в Прокуратуре Лесного района Тверской области.

Приказ от 29.03.2021 г. » О назначении общественным помощником».

Общественный помощник — это отличная возможность проверить свои знания, силы, а также почувствовать на себе правоприменительную деятельность работников прокуратуры.
На стадии оформления в общественные помощники пришлось столкнуться с необходимостью оформления большого количества документов, прохождения различных тестов, что показало всю серьёзность осуществления данной деятельности. После выполнения первых заданий я понял, что прокурорская деятельность — это ответственная, достаточно энергоемкая работа.

Шаповалов Данила Сергеевич. 4 курс. Общественный помощник в Прокуратуре Калининского района Тверской области.

Приказ от 23.03.2021 г. » О назначении общественным помощником».

Работа общественным помощником в прокуратуре — это неоценимый опыт, который могут приобрести студенты, так как, во-первых, данная практика знакомит тебя с деятельностью, осуществляемой органами прокуратуры. Во-вторых, студент может погрузиться в практическую деятельность работников прокуратуры и понять, насколько все-таки отличается практическая работа от теоретических положений.

Надо быть готовым, что работа сотрудников прокуратуры — это непростой труд. Большое количество времени занимает бумажная работа, связанная с ответами на жалобы, подготовкой исковых заявлений в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, составлением протестов и т.д. Лично мне уже удалось поучаствовать в написании исковых заявлений и протестов, а также побывать на заседании совета депутатов, на котором рассматривалось представление прокуратуры. Наверно, самое интересное для студента — это побывать в судебных процессах. Ведь можно сколько угодно читать и вроде бы понимать, что написано в ГПК РФ, УПК РФ и т.д., но не побывав на судебном заседании ты не сможешь ясно понимать всю сущность судебного разбирательства. Мне также довелось уже побывать на трех судебных заседаниях и все они были по уголовным делам, в которых прокуроры выступают в качестве государственных обвинителей.

Также отмечу, что мне удалось попасть в очень хороший коллектив. Если появляются какие-то вопросы, то мне всегда помогут и объяснят. Кроме того, я советуюсь с действующими работниками прокуратуры по некоторым сложным вопросам, которые возникают по учебе и также всегда получаю на них ответы.

Барменкова Ярослава Алексеевна. 3 курс. Юриспруденция. Общественный помощник в Прокуратуре Пролетарского района г. Твери.

Приказ от 26.07.2021 г. » О назначении общественным помощником».

В первый день работы я поняла, что отныне мой день разделился на две части: одна его половина полностью посвящена лекциям, семинарам, освоению теоретического материала с выполнением необходимых заданий, то есть любимому факультету и учебе, вторая — службе.
При этом с самого первого дня стало понятно, что теоретические знания являются той необходимой основой, без которой не представляется возможным сделать абсолютно ничего. Однако только теория ничем помочь не может. Необходимо не просто знать теоретические основы, но также и возможности, способы применения знаний на практике, при чем верные и юридически обоснованные.
Я действительно благодарна тому, что у меня есть возможность уже сейчас, будучи студенткой бакалавриата, применять полученные мною знания на практике: при выполнении поручений по анализу материалов уголовных дел на предмет законности и обоснованности принятых решений; получать новые знания и опыт; развивать с каждым днём и даже часом навыки, необходимые юристу-профессионалу, который служит закону и помогает гражданам.

Требования и представления прокурора по уголовным делам: понятие и отличия

Одним из участников уголовного судопроизводства является прокурор, на которого возложены две основные функции:

  • надзор за соблюдением законов при проверке сообщений о преступлениях, расследовании уголовных дел, рассмотрении уголовных дел судами и при исполнении приговоров и иных судебных решений;
  • утверждение обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления, постановления о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера) и поддержание обвинения в суде.

В рамках осуществления своих полномочий прокурор при установлении фактов нарушения действующего законодательства выносит и направляет в адрес руководителя следственного органа требования и представления. Несмотря на то, что в основе обеих названных форм прокурорского реагирования лежат факты нарушений закона, они различаются между собой как нормативным регулированием, так и назначением.

  1. Требование прокурора по уголовному делу это предусмотренная УПК РФ форма прокурорского реагирования на допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства при расследовании конкретного уголовного дела, выраженная в адресованном руководителю следственного органа обязательном для исполнения указании об устранении допущенных нарушений. Основания и порядок вынесения прокурором требования в области уголовного судопроизводства регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Закон «О прокуратуре РФ» хоть и указывает на обязательность требований прокурора, но не выделяет требование как отдельную формы прокурорского реагирования, подразумевая под требованием лишь инструмент истребования прокурором необходимых сведений и информации от должностных лиц, граждан и организаций.

Прокурором направляются требования об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.

Читайте также  Как бесплатно заменить гудок на мелодию

Согласно ст. 21 УПК РФ требования прокурора в пределах его полномочий обязательны для исполнения. Между тем, требования прокурора, адресованные им руководителю следственного органа, могут не исполняться.

Так, согласно части 4 ст. 39 УПК РФ требования прокурора рассматриваются руководителем следственного органа в срок не позднее 5 суток. По результатам рассмотрения требования возможны два варианта развития событий, которые зависят от того, согласен ли руководитель следственного органа с поступившим требованием.

Если следователь, расследующий уголовное дело, а также руководитель следственного органа согласен с сутью требований прокурора, то выявленные нарушения устраняются, а руководитель следственного сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений.

Если следователь, расследующий уголовное дело не согласен с поступившим требованием, то он обязан направить руководителю следственного органа письменные возражения (ст. 38 УПК РФ), которые доводятся до сведения прокурора. Согласно пункту 7 части 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.

При несогласии с требованием руководителем следственного органа последний выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

Согласно ч. 6 ст. 37 УПК РФ при поступлении прокурору постановления руководителя следственного органа о несогласии с требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к руководителю вышестоящего следственного органа вплоть до Председателя СКР, руководителя Следственного департамента МВД РФ, руководителя Следственного управления ФСБ РФ. Также прокурор может обратиться в подобном случае к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

  1. Представление прокурора. Порядок внесения прокурором представления регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Представление прокурора по уголовному делу – это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения уголовно-процессуального законодательства, имеющие системный характер, адресованный руководителю следственного органа и содержащий предложения как к устранению нарушений закона, так и причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона, а также по привлечению к ответственности виновных лиц. В более общем понимании представление прокурора это предусмотренный ФЗ «О прокуратуре РФ» наряду с протестом, постановлением и предостережением один из актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Отличие требования прокурора от представления прокурора по уголовному делу.

Таким образом, в рамках уголовного судопроизводства основное отличие требования прокурора и представления прокурора заключается в следующем:

  1. Требование прокурора вносится при установлении нарушений в рамках расследования конкретного уголовного дела, рассмотрения конкретного сообщения о преступлении и нацелено на отмену незаконного и необоснованного процессуального решения, устранение конкретных нарушений, совершение конкретных действий по устранению нарушения закона. Представление вносится при установлении нарушений, имеющих системный, общий характер, например, по результатам нарушений, выявленных при расследовании нескольких уголовных дел, и нацелено не только на устранение нарушений, но также и причин и условий, способствовавших появлению нарушений, а также на привлечение виновных лиц к ответственности.
  2. Требование прокурора по уголовному делу, порядок его рассмотрения регламентируется УПК РФ, а представление – Законом «О прокуратуре Российской Федерации».
  3. Срок рассмотрения требования и сообщения прокурору о результатах – 5 суток, а представление подлежит немедленному рассмотрению с сообщением прокурору о принятых мерах в течение одного месяца.

Немного статистики: по итогам 2018 года органами прокуратуры России направлено 294 731 требований в рамках уголовного судопроизводства, а в 2019 году – 316 820 требований. В 2018 году внесено 85 790 представлений, а в 2019 году – 86 160. То есть, требований направлено в 3.5 раза больше, чем внесено представлений.

Прокурорская проверка. Часть III — Предоставление документов по требованию (запросу) прокурора

В связи с многократным увеличением в последнее время случаев обжалвоания действий и решений прокурорских работников в суды, юристами АНО «Глобус» постоянно анализируется законодательство и судебная практика в данной сфере, что позволяет более качественно отстаивать интересы лиц, обратившихся к нам за защитой своих прав.

Прокурорская проверка может быть документарной или выездной. В обоих случаях прокурор (или его помощник, см. письмо Генеральной прокуратуры РФ от 11.01.2016 N 72/1-р-2016) вправе истребовать необходимые ему документы, материалы, статистические и иные сведения ( абзацы 2 , 3 п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре), которые предоставляются ему бесплатно ( п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре). Если документы для изучения запрашиваются в преддверии выездной проверки, то прокурорам запрещено истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место ( п. 15 Приказа N 195).

В любом случае прокурору запрещено требовать предоставления документов (их копий), материалов и сведений:

— которые официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте органа или организации, если создание такого сайта предусмотрено ее учредительными документами (абз. 3 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре). Если прокурор запросил именно такие документы, то в ответе на запрос следует указать, в каком СМИ или на какой веб-странице опубликованы документы, и актуальны ли они на момент запроса (п. 2.4 ст. 6 Закона о прокуратуре);

— которые могут быть получены у других госорганов или из открытых источников (абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П);

— которые уже передавались в прокуратуру в связи с ранее проводимой проверкой (абз. 3 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре, абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П). Если прокурор запросил именно такие документы, то в ответе на запрос следует указать сведения о проверке, в рамках которой передавалась запрошенная информация, и ее актуальность (п. 2.4 ст. 6 Закона о прокуратуре);

— которые проверяемое лицо не обязано иметь в соответствии с законодательством (абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П;

— которые выходят за пределы конкретной проверки (абз. 2 п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре, абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П, абз. 2 п. 15 Приказа N 195).

При этом, согласно закону, некоторые из документов, которые прокурор не может запрашивать (из «прошлой» проверки и официально опубликованные), проверяющие лица все же обязаны ему предоставить, если требования прокурора обусловлены необходимостью проведения исследований для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проводимой проверки, либо наличием ЧС или угрозы причинения вреда жизни или здоровью, имуществу, окружающей среде, безопасности государства ( п. 2.5 ст. 6 Закона о прокуратуре). Отметим, однако, что сформулированный в Постановлении N 2-П запрет на требование документов и информации не предполагает подобных изъятий.

Прокуратуре также запрещено требовать от проверяемого лица формировать те документы, которые не имелись на момент предъявления требования ( абз. 3 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П).

Срок предоставления истребуемых документов будет указан в требовании (запросе). Если же нет, то документы нужно предоставить прокурору в течение двух рабочих дней с момента поступления требования, если проводится проверка в рамках надзора за исполнением законов, и пяти рабочих дней — если это проверка в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ( п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Если проверка приостановлена, то те документы и материалы, которые были изъяты непосредственно у проверяемого лица (а не запрошены у третьих лиц), возвращаются проверяемому лицу . исключения составляют случаи, когда изъятые материалы используются для решения вопроса об уголовном преследовании или для проведения исследований, результаты которых могут повлиять на выводы проводимой проверки ( п. 10 ст. 21 Закона о прокуратуре).

По вопросу оказания юридической помощи обращайтесь по лефонам:

  • 8-909-392-34-24 (WhatsApp, Viber, Telegram,Signal)
  • 800-101-55-04 (Бесплатный звонок по России)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: