Почему ребенок стесняется

8 советов, которые помогут застенчивому ребенку стать смелее

Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.

Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция — «даже не буду пробовать, все равно не получится».

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.

Дайте ребенку право слова

Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Ребенок стесняется

Их легко понять! Ведь, когда видишь, что ребенок боится подойти и попросить игрушку у соседского мальчишки или не отвечает на уроках, даже зная правильный ответ, невольно в голову приходит вопрос: каким он вырастет?

Читайте также  Почему у мужчин выпирает кадык

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА — ЭТО НОРМАЛЬНО?

Застенчивость может проявляться в таких ситуациях как:

поход в гости, общение с малознакомыми людьми;

на этапах социализации в школе и в саду;

с родственниками, которых малыш видит редко;

И это лишь небольшая часть ситуаций. Стеснительность проявляется молчанием, отсутствием контакта “глаз в глаза”, робкими и односложными ответами, пугливостью. Дитя то и дело жмется к маме, прячется и отворачивается. Или же просто не пытается наладить знакомство самостоятельно, предпочитает уединение.

Думаю, что у каждого сохранились в душе моменты, когда мы вели себя застенчиво. Поэтому в этой черте нет совершенно ничего плохого, она встречается у очень многих детей!

По результатам американских исследований, 80% опрошенных сказали, что страдали от стеснительности в разные периоды своей жизни. На территории стран СНГ (исследование В. Н. Куницыной) около 30 % женщин и 23 % мужчин отнесли себя к застенчивым людям.

Психологи рассматривают застенчивость как целостное психическое явление. Это значит, что оно затрагивает всю личность целиком и может быть как переходным этапом в формировании характера, так и постоянной чертой!

Как же разобраться: останется ли мой малыш таким навсегда или со временем отбросит робость? Для этого необходимо рассмотреть основные причины, которым вызвана стеснительность.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК СТЕСНЯЕТСЯ?

Неуверенность в себе, страх перед незнакомцами, невозможность постоять за себя — появление подобных характеристик у ребенка может иметь разные источники. Давайте рассмотрим основные из них.

Застенчивость как особенность возрастного периода

Такая черта как стеснительность может быть вовсе не связана с характером. Конечно, у бойких и общительных малышей она встречается реже, но даже они могут стать жертвой робости, оказавшись в новом социальном окружении.

Появление детской застенчивости — нормальное явление для младшего школьного возраста. Наиболее ярко оно выражается в возрасте пяти лет, что связано с возрастающей потребностью малыша в одобрении со стороны взрослых.

Конечно же, частенько стеснительность сопровождают переходные этапы в социальной жизни: поход в сад или школу, смену коллектива. К примеру, ребенок был привычный к одному кругу, а тут его переводят в новый класс, где у него нет друзей — настоящий стресс! В таких ситуациях родителю нет нужды беспокоится. Достаточно лишь выждать время, когда круговорот общения опять закрутится вокруг школьника.

Отдельно стоит рассматривать подростковую застенчивость, которая характерна именно для этого возрастного периода. Даже если ребенок был бойким и веселым, в этот “трудный возраст” он начнет сомневаться в себе и испытывать новые социальные страхи: осуждения, критики, непонимания, неприятия со стороны группы.

Многих подростков преследуют мучительные фантазии о том, что все за ним наблюдают, посмеиваются за спиной. Он может отказаться выступать на публике, чтобы не быть публично униженным. И это тоже нормально! Стоит терпеливо отнестись к этим особенностями, даже если они доставляют немало хлопот. Вполне вероятно, что уже через несколько лет от них не останется и следа.

Застенчивость как неумение коммуницировать

Очень часто мы путаем детскую стеснительность с банальным неумением вступать в диалог. Когда вы в очередной раз заметите, что с вашим малышом пытаются подружиться сверстники, а он разворачивается и бежит к вам, задайтесь вопросом: знает ли ребенок, что делать в такой ситуации?

Большинству детей крайне не хватает навыков социального взаимодействия. Мы просто не учим их правильному общению, а сами они не всегда справляются. Потренируйтесь вместе с малышом знакомиться, обмениваться игрушками, отвечать на простые вопросы. Для этого вы можете использовать фигурки, куклы, поучительные сказки. Если детей несколько — предложите разыграть несколько сценок с разными сюжетами.

Стоит отметить, что именно нехватка навыков общения у детей часто является источником не только робкого, но и агрессивного поведения по отношению к другим.

Застенчивость как черта характера

Да, вполне возможно, что робость и стеснительность — лишь проявление структуры личности вашего малыша, которая является врожденной. Плохая новость в том, что люди с такими чертами их не “перерастут”. Возможно, будут бороться с ними на протяжении всей жизни.

Но есть и хорошая новость — такие люди обладают множеством других, позитивных черт! Они более чувствительны, но при этом лучше понимают других людей. Впечатлительны, но способны к сочувствию. Им сложно пойти на первый контакт, но в близком общении они открыты, доверчивы и душевны.

Если ваш ребенок

впечатлительный, тревожный, склонен к страхам и переживаниям;

сторонится шума, сверстников, избегает незнакомцев;

неразговорчивый, напряженный даже в кругу близких;

сильно переживает из-за неудач, долго обижается, тяжело отходит от потрясений;

с беспокойных ситуациях склонен к проявлению таких симптомов на уровне тела как: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле.

то, скорее всего, робость является частью его врожденных особенностей. Такие дети обладают чувствительной нервной системой, им сложно выносить громкие звуки или яркий свет.

Они тяжело переносят расставание с родителями, даже временное. Если вы столкнулись с такой проблемой, обязательно прочтите мою статью “Ребенок боится оставаться без мамы”.

Я и сама в детстве была стеснительной…

Свою историю борьбы с робостью я рассказала на эфире “Ребенок стесняется”. Посмотрите его, чтобы узнать как помочь вашему малышу преодолеть это тревожное состояние. В видео вы найдете не только мой личный опыт, но и научные факты, проверенные многолетней практикой работы с детьми и их родителями.

Почему малыш стесняется и как помочь ему преодолеть застенчивость

Все дети — как дети, а ваш смотрит букой на малышей на детской площадке и боится оторваться от маминой руки? На предложение поздороваться с вашей подругой – опускает глаза в землю и бормочет что-то неразборчивое? Идея выступления ребенка на утреннике (даже третьим зайчиком в пятом ряду) кажется вам абсурдной? Что ж, у вас растет маленький застенчивый скромняшка!

Хорошо это или плохо? Давайте разберемся!

Застенчивость – это биология

Маленький ребенок по мере взросления переживает два периода боязни незнакомцев. Первый из них – в возрасте около полугода, когда он уже хорошо различает лица домочадцев и в состоянии идентифицировать посторонних людей. Это забавно описывает американский педиатр Бенджамин Спок в своей книге «Ребенок и уход за ним»

” Осматривать трехмесячного ребенка — одно удовольствие. Когда врач улыбается и разговаривает с ним, он тоже улыбается и двигает ножками и ручками от радости. Пятимесячный ребенок ведет себя иначе. Когда он видит незнакомое лицо, он замирает и напрягается всем телом, несколько секунд пытливо и подозрительно смотрит на незнакомца, затем начинает быстро дышать, подбородок его дрожит и раздается отчаянный крик. В этот период ребенок легко пугается всего незнакомого.

Второй период «подозрительности» приходится на начало социализации малыша: он уже не спит во время прогулок в коляске, а активно познает мир рядом с мамой. И внезапно обнаруживает, что помимо мамы, папы, бабушки, кошки, в мире есть еще множество незнакомых живых существ, и не факт, что контакт с ними будет безопасен. Этот этап характерен для детей 2-4 лет, а доктор Спок и вовсе считает, что самые подозрительные люди – это годовалые дети.

” Мне кажется, самый «подозрительный» возраст — это 13 месяцев. Когда врач пытается осмотреть 13-месячного ребенка, он вскакивает на ножки и пытается сползти со стола на колени к матери. Он рыдает и прячет лицо на груди у мамы, как маленький страусенок. Он бросает на врача гневные взгляды исподлобья. Но он сразу успокаивается, как только осмотр окончен. Через несколько минут он может с интересом разглядывать кабинет врача и даже подружиться с «злодеем-доктором».

Итак, застенчивость, боязнь незнакомцев – все это совершенно естественные реакции для ребенка, который учится разграничивать мир на «своих» и «чужих». Беспокоиться по этому поводу не нужно, наоборот – тревогу должна вызывать готовность ребенка подружиться с каждым встречным и уйти от мамы с любой тетей.

Стеснительность: все хорошо в меру

Если стеснительность – это наша естественная реакция, то, может быть, стоит ее поощрять? Действительно, сколько раз мы слышали, что «скромность – лучшее украшение девушки», а выпячивать себя на передний план – некрасиво и бестактно.

Тут стоит сказать, что все хорошо в меру. У всех разные характеры, разные темпераменты; кто-то в любой компании чувствует себя как рыба в воде, а кто-то испытывает дискомфорт, становясь центром всеобщего внимания.

Где же критерий «нормальности»? Он прост: застенчивость не должна мешать, ни ребенку, ни взрослому.

Если из-за своей стеснительности вы не спрашиваете дорогу в чужом городе, нарезая круги по незнакомым улицам; не расслышав важную информацию, боитесь переспросить; не готовы представиться человеку, с которым хотели бы познакомиться, — нужно срочно принимать меры!

И, конечно, совершенно не нужно, чтобы стеснительность ребенка приобрела такие мучительные формы. Как и почему это может случиться?

«Школа застенчивости» — как ребенок начинает стесняться

Бывает, что заурядные житейские ситуации становятся причинами развития трудно изживаемых психологических комплексов. Обращайте внимание на такие опасные моменты!

Провальное выступление

Даже для уверенных в себе детей выступление перед публикой – это стресс. Заученные намертво танцевальные па и строки стихов сами собой испаряются из памяти. В голове становится звонко и пусто, и чувствуете вы себя при этом необычайно глупо. С вами тоже случалось такое, да? У детей после таки провалов порой возникает мысленный знак равенства: публика = глупое, неудобное положение.

Отвергнутое предложение

Попытка познакомиться с другими малышами на детской площадке, вступить в игру, может оказаться плачевной. Если компания уже давно развлекается вместе, правила игры всем хорошо знакомы, кто же захочет прерываться ради незнакомца? Особо впечатлительным детям даже не требуется собственный негативный опыт – достаточно оказаться зрителем подобной сцены, чтобы годами набираться смелости для знакомства с компанией ровесников.

Паровоз и вагончик

Часто застенчивыми оказываются дети веселых, активных, раскрепощенных родителей. У них просто нет ни малейшей возможности проявить хоть какую-то инициативу – между ними и миром всегда стоит веселая и энергичная мама, которая уже познакомилась с малышами в песочнице и уже вступила в азартное состязание по лепке куличиков. В лучшем случае ребенок движется «в кильватере» мамы, а в худшем, когда она не чувствует, что дети не принимают ее на своей территории, старается дистанцироваться и от детей, и от мамы. «Да вы что, я не с ней, как вы могли подумать!» — словно говорит малыш, нахохлившись на другом краю игровой площадки.

Безжалостная критика

Наконец, застенчивые дети вырастают у строгих родителей-перфекционистов. «Делай идеально или не делай вовсе» — вот что они слышат с детства. Но первый опыт чего угодно никогда не будет идеальным, а ребенок убеждается, что не стоит демонстрировать миру ни свои труды, ни таланты, да и самого себя, неидеального, лучше попридержать в уголке.

Как помочь ребенку, если он излишне застенчив

Большинство этих ситуаций, как вы уже заметили, можно не просто избежать, но позволить ребенку действовать легко и эффективно. Правда, о многих вещах нужно позаботиться заранее!

Репетируйте

Когда вы занимаетесь с ребенком дома, обязательно проигрывайте бытовые ситуации, используя куклы, машинки, мягкие игрушки… тема игры должна быть узнаваема и очень конкретна: встреча приятелей в магазине, знакомство с новыми персонажами. Важно, чтобы ребенок по очереди выступил в такой игре во всех ролях, запомнил стереотипные диалоги: здравствуйте, меня зовут так-то, а как зовут тебя? Как только малыш свободно почувствует себя в такой игре, он будет готов применить эти навыки и в жизни.

Маленькая хитрость: вежливость помогает от застенчивости! Если ваш ребенок автоматически говорит «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «до свидания» — то он уже на 90% вступил в диалог!

Научите полезным приемам

Да, да, немного жульничества не помешает! Объясните, что готовность поделиться игрушкой моментально привлечет внимание сверстников, а информация о том, что ему известны правила более интересной игры, способна прервать даже самые азартные состязания. Если вы не уверены, что ваш ребенок легко вольется в дворовую компанию – начните с маленьких групп детей ваших знакомых и друзей.

Маленькая хитрость: если новые знакомые немного младше вашего ребенка – это дополнительно усилит его позицию и придаст ему уверенность.

Помните, что воспитание – процесс интимный

Критикуйте ребенка реже и никогда – публично. Если разговор происходит в присутствии малыша, помните, что он все слышит и понимает, даже если не вмешивается в беседу! Не говорите о его промахах, трудностях, проблемах – только деликатно хвалите! Родительскими проблемами можно поделиться и в более приватной обстановке.

Маленькая хитрость: обсуждая ребенка с другими людьми – родственниками или знакомыми – ведите себя так же, как если бы вы говорили о взрослом человеке.

И последний совет: не заслоняйте малыша собой, но будьте «в зоне доступа», чтобы он чувствовал, что всегда может укрыться в ваших объятиях от кратковременных бурь недружелюбия, которые случаются в его удивительном солнечном мире!

Почему ребенок стесняется? Мнение психолога

Поделиться с друзьями

Читайте также  Что означает мертвый голубь на окне

Почему ребенок стесняется? Список причин такого поведения может быть очень обширным. Как правило, причина излишней стеснительности — заниженная самооценка.

Есть, правда, одно исключение — стеснительность / осторожность при общении с людьми в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5–3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться или стесняться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже). Это поведение совершенно естественно для малыша.

В других возрастных категориях стеснительность — следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или на которого не обращают внимания. Порой достаточно мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

Стеснительность — это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», — словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», — показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» — подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», — пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе — тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. «Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» — примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

как ни странно это прозвучит, — «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», — спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или игротерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка кривлялся, прятался, «лишался» этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать Ваша дочь.

Агрессивность — обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

Решение проблемы

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по системе Марии Монтессори. Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам:

Что делать, если ребёнок всего стесняется

Стеснение — это скованность, которая проявляется во взаимодействии с другими людьми. Она может возникать эпизодически или преследовать постоянно. Если ребёнок впадает в такое состояние, ему можно и нужно помочь. Психолог Ирина Катин-Ярцева отвечает на популярные вопросы о детской застенчивости.

Представьте, что чувствует ребёнок, когда во рту пересыхает, а язык отказывается произносить знакомые слова. Кровь приливает к щекам, тело как будто деревенеет. Больше всего на свете хочется провалиться сквозь землю, стать невидимкой или распасться на атомы. Стеснение может проявляться в новых ситуациях с малознакомыми людьми или даже в совершенно привычных обстоятельствах. Часто родители отмахиваются от ребёнка стандартным «не стесняйся!», хотя это далеко не самый эффективный вариант.

1. Мой ребёнок стесняется. Это плохо?

В самом по себе стеснении ничего плохого нет. Это просто адаптивное поведение, попытка максимально приспособиться к внешним и внутренним обстоятельствам. Чаще стеснительность проявляется у чувствительных детей, можно даже говорить о предрасположенности к ней. При этом есть факторы, которые могут уменьшить или усугубить эту склонность.

Исследования подтверждают связь застенчивости с полом ребёнка: девочки более застенчивы. Но и наши ожидания часто стереотипны: от девочки мы ждём скромности и нерешительности, от мальчика — напора. Дети считывают это и стараются соответствовать выбранным ролевым моделям.

При этом нельзя однозначно сказать, что стеснение — это плохо. Психологи из Университета Бейлора в ходе тридцатилетнего исследования пришли к выводу, что, например, отзывчивость напрямую коррелирует с застенчивостью — такие люди чаще готовы прийти на помощь.

Так что проблема не в самом стеснении, а в неудобствах, которые оно доставляет: ребёнок испытывает дискомфорт, лишается тех или иных возможностей и удовольствий, вызывает стыд и раздражение у родителей. Помочь справиться с этими неудобствами — задача родителей.

2. Почему ребёнок начинает стесняться?

За тем, что мы привыкли называть стеснением, могут скрываться самые разные состояния.

  • Врождённая высокая чувствительность нервной системы: для таких детей серьёзной нагрузкой и причиной стресса и робости могут оказаться яркий свет, громкие звуки, многолюдные места, обилие впечатлений.
  • Нехватка навыков социального взаимодействия: некоторым детям сложно распознать невербальные сигналы, считывать эмоции окружающих. Они могут не сразу заметить агрессию или искренне отвечать на ироничный вопрос.
  • Соматические причины: иногда нормальной коммуникации мешают трудности со зрением, слухом, первичной обработкой стимулов. Или, например, недомогание во время или после болезни.
  • Опыт враждебного окружения, травматических переживаний: обжёгшись однажды, ребёнок может ещё долгое время опасаться любого общения.
  • Психологические трудности, сопряжённые с повышенным базовым уровнем тревожности: да, синдром повышенной тревожности встречается не только у взрослых.
  • Состояние адаптации к серьёзным переменам в образе жизни: перемена места жительства, расставание родителей, поступление в детский сад или школу — всё это может выбить ребёнка из колеи и повлиять на его коммуникативные способности.
  • Повышенные требования окружения к ребёнку, строгий контроль и дисциплина: опасаясь совершить ошибку и не дотянуть до предъявляемых ему высоких требований, ребёнок не решается и пробовать.
  • Расстройства аутистического спектра: аутизм, синдром Аспергера, дезинтегративное расстройство, неспецифическое первазивное нарушение развития — всё это накладывает отпечаток на коммуникацию.

3. Как помочь ребёнку преодолеть стеснение?

Первым делом нужно выяснить, не вызваны ли его проблемы соматическими причинами, особенностями психической сферы, травматическим опытом. Если такой опыт есть, ребёнку необходима помощь психологов и специалистов.

В любом случае важно спокойно признавать дискомфорт ребёнка, помогать ему анализировать, что именно его вызывает, подтверждать его право на стремление избежать неприятных ощущений.

Делайте мир ребёнка предсказуемым — рассказывайте, что будет завтра, куда вы идёте сейчас, кто придёт в гости вечером. Помогайте ему понять поступки и чувства других людей, поясняя их поведение в тактичной форме.

Читайте также  По каким критериям учитель рассаживает учеников за партами

Что прочитать родителям стеснительных детей:

  • Филипп Зимбардо «Застенчивый ребёнок»;
  • Элейн Эйрон «Высокочувствительный ребёнок».

И самим детям:

  • Туве Янссон «Дитя-невидимка»;
  • Нина Дашевская «Вилли»;
  • Ева Фурнари «Пушистик Макпрыг»;
  • Ульф Нильсон и Эва Эриксон «Один на сцене».

Читайте вместе сказки и истории, где главный герой похож на ребёнка и испытывает те же трудности. Можно проигрывать на игрушках ситуации, проговаривать чувства персонажей («котик так стесняется, потому что никого тут не знает»; «овечка боится, что у неё не получится — и поэтому не хочет даже пробовать»). Проговоренная много раз ситуация стресса теряет свою остроту. Придумывайте вместе истории, в которых дети будут главными героями — сильными, решительными и смелыми.

Обеспечивайте ребёнку безопасность — будьте рядом, позволяйте взять с собой любимую игрушку, защищайте от бестактных или подшучивающих комментариев окружающих. Не стоит специально организовывать трудные для ребёнка ситуации: привлекать к нему всеобщее внимание, выталкивать его на сцену, ставить перед гостями на табуретку с чтением стишка, заставлять и настаивать на общении с окружающими.

Принцип «вытолкни из лодки — научится плавать» не работает почти никогда

Воспитание стрессом скорее всего приведёт к недоверию и расстройству привязанности. Никогда не стыдите ребёнка за смущение и не сравнивайте его с более уверенными в себе детьми.

4. Что делать, если мне стыдно за моего скромного ребёнка?

Между самоощущением застенчивого ребёнка и его родителей часто много общего. И если родителям стыдно, что дочь или сын «какие-то не такие», — им легче понять детей, возможно, тоже стыдящихся своей робости.

Но родители, как более опытные и сильные, могут начать менять эту модель и помогать детям осваивать другое поведение. Постарайтесь думать о том, что вам нравится в ребёнке, замечать его сильные стороны, то, чем вы гордитесь. Через какое-то время он тоже станет больше внимания обращать не на то, чего стыдится, а на то, чем гордится.

5. Как выстроить отношения с ребёнком, чтобы он вырос уверенным в себе?

Каждому ребёнку хорошо было бы ощущать себя маленьким героем стихотворения поэтессы Людмилы Улановой, окружённым полным принятием и готовностью помочь:

Говорила сынку носорожица:

У тебя очень грустная рожица!

Кто обидел тебя, моя лапочка?

Мы растопчем его — я и папочка.

Не обязательно при этом затаптывать обидчиков. Достаточно принимать сыновей и дочерей со всеми их слабостями и недостатками, хвалить за успехи и делать акцент на том, что от любого занятия важно получать удовольствие. Не нужно торопить и ставить завышенных ожиданий.

5 самых частых ошибок в воспитании, которые мешают детям создать свою семью

Оставляйте себе и детям право на ошибку. Давайте им возможность общаться со сверстниками, а также тем, кто младше. Учите правильно общаться, уделяйте внимание физическому развитию и ловкости. Не порицайте активность ребёнка (если она не мешает другим) и не позволяйте другим взрослым (воспитателям, учителям) это делать. Задача родителей — всегда быть на стороне ребёнка, на улице, в детском саду и школе.

6. Правда ли, что стеснительные дети менее успешны и не становятся лидерами?

Жизненный успех зависит от многих факторов. Большую роль играет среда, в которую человек попадает. В научном сообществе, например, ценятся усидчивость и способность концентрироваться, в профессиональном спорте — выносливость и азарт, в области шоу-бизнеса — харизма и лидерские качества.

Мир велик и многообразен: и скромные стесняшки, и бойкие задиры, и упорные зануды найдут себе в нём место если будут концентрироваться на сильных сторонах и компенсировать слабые. А доброжелательная и принимающая атмосфера в семье станет хорошим подспорьем.

Почему ребенок стесняется?

Автор статьи: Анастасия Болдырева (детский психолог).

Часто можно наблюдать такую картину: ребенок в транспорте или на прогулке бойко общается, поет песни, рассказывает стихи, но стоит заинтересованным взрослым, чаще всего случайным свидетелям, обратить на его выступление внимание, что-то сказать или попросить еще спеть-станцевать, как малыш резко замолкает, его запал пропадает, и сам он жмется к родителям.

«Застеснялся», — объясняют они такое поведение, а сами недоумевают, отчего это? Ведь только что ничего не стеснялся!

Стеснительность может быть просто реакцией на незнакомую ситуацию, особенностью возраста или устойчивой чертой личности. Чтобы понять, с чем именно вы имеете дело, нужно разобраться, почему ребенок ведет себя именно так, что служит причиной.

Почему ребенок стесняется: загадка для родителей

У каждого возраста свои особенности. Стеснительность является особенностью дошкольного возраста. В этот период жизни вокруг ребенка появляется много взрослых людей, которых он до этого не знал: воспитатели детского сада, педагоги групп раннего развития, руководители кружков, знакомые родителей, и т.д. естественно, ребенок стесняется взрослых, которых он не знает, особенно если они просят его о каких-либо публичных выступлениях: что-то рассказать, спеть, или даже просто представиться перед группой.

Это сложно подкорректировать. Вы можете до бесконечности внушать ребенку, что стесняться не стоит, однако он раскрепостится только с возрастом, когда освоится в мире. Родители могут лишь ускорить этот процесс, ненавязчиво вводя ребенка в общество. Стеснительного малыша стоит почаще брать с собой в разные интересные места, где много людей, которые не станут проявлять к нему излишнего интереса. Подойдут детские площадки, кафе, даже торговые центры. Видя вокруг себя много чужих людей, ребенок со временем привыкнет, что они не несут для него угрозы и стеснительность постепенно уйдет.

Ребенок стесняется в садике: как преодолеть неуверенность?

Если в садике ребенок стесняется не только воспитателей, но и других детей, то важно понимать, является это признаком адаптации к коллективу – или самостоятельной проблемой. В первом случае все нормализуется само, в течение первых месяцев, особенно если в сад малыш будет ходить регулярно, не пропуская его. Во втором – стоит оценить степень стеснительности. Возможно, ребенок стесняется выступать на публике, но в обычной жизни он активен и общителен. Это обычная ситуация. Не все взрослые могут свободно чувствовать себя перед аудиторией, кому-то это в жизни и не требуется.

И все же, если хочется, чтобы ребенок был в садике более активным и раскованным, стоит повысить его уровень уверенности и снизить тревожность. Выступать на публике можно сначала дома, перед родителями, бабушками и дедушками, разыгрывая сценки или рассказывая стихи. Большим интересом пользуются и фокусы, только их сложность должна соответствовать возрасту. Что делать, если ребенок стесняется?

Для начала, не надо внушать ребенку, что стесняться – плохо, и что он всеми силами должен преодолеть эту черту, а иначе… Страшилки родителей повышают тревожность, это снижает самооценку малыша, и он еще больше замыкается. Порочный круг.

Cтоит принять стеснительность ребенка как данность и перестать пытаться ежедневно повлиять на его характер, переделать. Ваш ребенок стеснительный? Это не плохо и не хорошо, это просто есть. Не факт, что так будет всегда, но сейчас – это так. Многие взрослые, в детстве страдавшие от своей стеснительности вспоминают не о том, что стеснялись, а о том, как этим были недовольны их родители.

Затем было бы неплохо повысить общую уверенность ребенка в себе, своих силах и способностях. Это наиболее эффективный способ научить ребенка не стесняться. Постоянно хвалите его за малейшие положительные сдвиги в поведении, и главное, своим примером показывайте, как хорошо быть раскованным и свободно общаться. Если из-за неуверенности в своих знаниях ребенок стесняется отвечать на уроке – поработайте над проблемным предметом, объясните непонятые темы или наймите репетитора. Самый простой способ решить эту проблему — заинтересовать ребенка предметом, показывая ему интересные фильмы или рассказывая об удивительных фактах, связанных с ним. В помощь заботливым родителям школьников созданы энциклопедии в аудиоформате, которые можно слушать, например, в дороге.

Внешность и ее восприятие

Если ребенок стал стесняться своей внешности при ее изменении в связи с наступлением подросткового возраста, имейте в виду – это «заслуга» значимых для него взрослых, чаще всего – семьи. Что бы ни говорили сверстники – подросток все пропускает через уже имеющееся у него представления о себе.

Большинство подростков – кладезь комплексов. Слишком толстый, слишком худой, слишком высокий или слишком маленький, лопоухий, кривоногий… какие только признаки не приписывают себе вполне симпатичные мальчишки и девчонки. И когда обидные слова попадают в цель – тогда уверенность в себе и пошатывается.

Но изначально такое представление о своих недостатках формируется от нечаянно (хочется верить, что не специально) сказанных родителями слов.

«Не надевай это платье, эта модель для стройных, не для тебя»….
«Зачем тебе дорогая косметика, ты же не участница конкурса красоты»….
«Не лезь в драку, ты слишком слабый, чтобы противостоять хулиганам»….
«Учись хорошо, с твоей внешностью ты вряд ли удачно выйдешь замуж, придется зарабатывать самой»…
«Не расстраивайся, что эта девочка отказалась встречаться с тобой – похудей для начала, начни бегать по утрам, а потом будешь бегать за девочками»…

Чаще всего родители хотят совсем другого: подсказать, уберечь, направить, а подросток лишь обрастает новыми комплексами.

Родители могут сделать лишь одно: увидеть в своем подрастающем ребенке то лучшее, что в нем есть, а этого немало. Понятно, что угловатый и постоянно вредничающий подросток – это не милый малыш, которым он был не так давно. Вот только взрослые часто замечают ухудшения и совсем пропускают мимо улучшения, которых тоже немало.

Да, ребенок стал хуже учиться, он уже не отличник, поскольку вместо уроков пропадает на репетициях со своими друзьями – пишут и поют песни. Но зато их музыкальная группа состоит из талантливых ребят, их приглашают выступать на школьные праздники и сверстникам нравится их творчество.

Дочка перестала носить так любимые мамой «принцессишные» платья и отстригла косу, которую отращивала всю жизнь. Зато она стала самостоятельной – участвует в жизни школы, лидер в классе и даже организовала волонтерское движение со своими единомышленниками.

Дети, уверенные в себе, не станут стесняться, даже если посторонние будут пытаться их смутить или обидеть, просто потому, что обидным репликам не за что будет уцепиться. Взрастить в наших сыновьях и дочерях сознание собственной ценности и уникальности – наша, родительская задача, и справиться с ней полноценно могут те взрослые, которые взрастили эти качества в себе. Так что, как обычно, прежде всего, приходится работать именно над собой.

И в заключение…

Если ваш малыш стесняется – не придавайте этому факту чрезмерного значения. Покажите рабанку, что быть открытым и активным весело и безопасно.

Дошкольник стесняется заниматься в школе раннего развития или в кружке, сидит и молчит? Посидите на первых порах с ним вместе – большинство педагогов не возражают против присутствия родителей. Рядом с вами малыш освоится в новой обстановке, и потом будет с радостью бежать на занятия и уверенно отвечать на вопросы.

Школьник стесняется учителя, стесняется даже попроситься в туалет, когда это необходимо? Объясните, что учитель, несмотря на свой грозный вид, ничем ребенку не угрожает, он учит новым и интересным вещам, показывает увлекательные фильмы, водит на экскурсии. А учителю объясните, что ваш ребенок еще не освоился и не всегда может проявить активность, даже если и знает правильный ответ. Пусть педагог время от времени спрашивает и его, а не только тех, кто беспрестанно тянет руку и выкрикивает версии.

Будьте рядом со своим ребенком, не физически – так морально, поддерживайте его, отмечайте его успехи, а к неудачам относитесь без трагизма и философски: не вышло сейчас, в следующий раз обязательно получится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: