Почему растения могут ускорить разрушение камней

Что разрушает скалы?

Подножие любой крутой скалы, какой бы монолитной она ни выглядела, усыпано камнями и щебнем. Происходит это потому, что любая горная порода, выходящая на поверхность Земли, со временем разрушается, превращаясь в скопление обломков. Процесс этот называется выветриванием, хотя и не имеет отношения к деятельности ветра. Выветривание-это процесс разрушения горных пород под воздействием перепада температур, а также содержащихся в воде и воздухе химических соединений или в результате деятельности живых организмов. В зависимости от того, какой из этих факторов преобладает, различают три вида выветривания: физическое, химическое и биогенное, но очень часто все они действуют сообща, дополняя друг друга.

Что такое физическое выветривание?

Днем скалы нагреваются на солнце и расширяются, а ночью остывают и сжимаются. Из-за этого в толще камня образуются трещины. Чем больше перепады температур, тем быстрее разрушается горная порода. Процесс этот еще более ускоряется, если в трещинах замерзает просочившаяся в них вода. Образующийся в трещинах лед буквально раздирает глыбы на обломки. Такую разновидность физического выветривания называют морозным выветриванием. Физическое выветривание называется так потому, что никаких химических изменений с горными породами не происходит — это чисто физический процесс.

Что такое химическое выветривание?

Химическое выветривание происходит, когда минералы, слагающие горную породу, взаимодействуют с веществами, содержащимися в воздухе или в воде. При этом происходят разнообразные химические превращения. Химическое выветривание особенно интенсивно идет в жарком и влажном климате, под густым пологом растительности, так как в результате разложения растительных остатков образуется много углекислого газа и органических кислот. В холодном климате химическое выветривание особой роли не играет из-за низких температур, тормозящих скорость химических реакций.

Как живые организмы могут разрушить горную породу?

Особенно упорно горные породы разрушают корни растений, проникающие в мельчайшие трещинки и расширяющие их в процессе роста. У различных видов растений, приспособленных к жизни среди скал, кончики корней выделяют органические кислоты растворяющие горные породы. Эти кислоты выделяют и селящиеся на камнях виды мхов и лишайников. Очень велико участие в биогенном выветривании бактерий, одноклеточных водорослей, низших грибов. Посильное участие принимают в нем и животные — моллюски, просверливающие отверстия в прибрежных скалах, грызуны, устраивающие подземные норы и выбрасывающие на поверхность камни.

Что такое денудация?

На равнине обломки горных пород накапливаются там, где и образовались, предохраняя ниже лежащие породы от дальнейшего разрушения. Но везде, где имеется уклон, и особенно в горах, обломки под действием силы тяжести сползают все ниже по склонам. Способствуют этому перемещению подвижные стихии — вода, ветер, ледники. Совокупность процессов, благодаря которым обломочный материал перемещается вниз, называется денудацией (от латинского слова denudare, означающего «обнажать»). Действительно, в результате денудации обнажаются и становятся доступны выветриванию все новые слои горных пород, а это многократно увеличивает скорость их разрушения.

Что такое горные обвал?

Иногда в горах от скал откалываются огромные глыбы породы. Обрушившись вниз, эти глыбы разбиваются на части, загромождая долины. Такое явление называется горным обвалом. Мощный горный обвал может воздвигнуть плотину на горной реке. Образуется озеро, заполняющее верхнюю часть долины. Обычно такие озера недолговечны, и вода, достигнув определенного уровня, прорывает плотину и, сметая все на своем пути, устремляется вниз, вызывая катастрофические наводнения.

Как воды камень точит?

Движущаяся вода способна размывать и разрушать горные породы. Этот процесс называется эрозией (в переводе с латыни это означает «разъедание»). Эрозионной способностью обладает любая река — и горная, и равнинная. Но разрушительная сила горных потоков особенно велика, так как из-за большого перепада высот они отличаются сильным течением и способны нести не только ил и песок, но и камни, а это как раз тот абразивный материал, с помощью которого горная река «прогрызает» проход даже в горных хребтах, медленно поднимающихся в процессе горообразования на пути уже сформировавшегося горного потока.

Самое впечатляющее ущелье, созданное горной рекой, — это Большой каньон (Гранд-Каньон), рассекающий плато Колорадо на юго-западе США. Его протяженность — 515 км, а ширина в некоторых местах достигает 30 км. Около 60 млн. лет назад равнина, несколько возвышавшаяся над уровнем моря, разделяла реку Уалпай, стекающую со Скалистых гор, и бассейн реки Колорадо. Век за веком река Уалпай вгрызалась в равнину, сложенную рыхлыми слоями осадочных пород. Процесс эрозии привел к тому, что две реки слились, образовав современную реку Колорадо. Миллионы лет дно каньона продолжало углубляться, и в настоящее время достигает фантастической глубины в 1600 м.

Может ли ветер разрушить гору?

Да, может, но не сам по себе, а, подобно текущей воде, используя для этого «подручные» средства — песчинки и мелкие камешки. Ветер с силой швыряет их о скалы, и они выбивают в камнях постоянно расширяющиеся ячейки. Слои горных пород снимаются, словно наждаком, а ветер тут же подхватывает и уносит образовавшуюся пыль и песок. Этот процесс получил название дефляции (от латинского слова deflatio, что означает «сдувание», «развевание»), а иногда его называют ветровой эрозией. Процесс этот очень медленный, но в запасе у ветра миллионы лет. За такой срок ветер, действуя совместно с выветриванием и текущей водой, способен стереть в песок и отдельные скалы, и целые горные массивы.

Горы сложены из разных пород. Мягкие, рыхлые породы разрушаются быстро, прочные — медленнее. Поэтому на месте разрушенных гор могут остаться формы рельефа, которые называют столбами, но выглядеть эти столбы могут самым причудливым образом. Такие столбы характерны для многих пустынь, где властвуют ветер и песок. В самом жарком районе Китая, в Турфанской котловине, есть долина, где песчаные бури выточили из скал причудливые изваяния, и ветер, блуждая между ними, наполняет окрестности странными звуками. Местные жители приписывали эти звуки злым духам пустыни, поэтому и назвали долину Долиной бесов.

Почему растения могут ускорить разрушение камней?

Потому, что попадает семечко в трещину камня и начинает там развиваться, корни растений попадая в расщелину камня будут расти и разбухать, в результате расколет этот камень. А ещё растения выделяют угольную кислоту, под воздействием которой разрушаются некоторые породы камней.Сколько таких случаев с асфальтом бывает. нет ничего вечного, все со временем разрушается.

Растения в процессе жизнедеятельности выделяют углекислый газ, что хорошо известно из биологии, из него могут образовываться различные кислоты. Такой же эффект могут создавать продукты жизнедеятельности крошечных бактерий, живущих в симбиозе с растением. Сами по себе эти продукты практически безвредны для камней, но в совокупности например с температурным воздействием могут существенно ускорить процессы эрозии. Так, например, если камень постоянно подвергается температурному расширению и сжатию от воздействия солнечных лучей, смены времен года, то в нем могут образовываться микротрещины, которые и будут расширяться продуктами жизнедеятельности растений.

Мой любимый школьный стишок .

Сергей Есенин Черёмуха.

с весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри, завела

И кисточки атласные

Под жемчугом росы

Горят,как серьги ясные

А рядом у проталинки

В траве между камней

Бежит струится маленький

Мне известны очень интересные растения, которые смело можно назвать мастерами маскировки. Слышали когда-нибудь о «живых камнях»? Так вот — это они и есть! Прячутся эти растения среди ландшафта, на котором растут, сливаясь с ним так, что вполне можно спутать их с камушками — отсюда и столь звучное название.

«Живые камни» произрастают на открытых солнечных и очень засушливых участках, отчего их можно назвать супер суккулентами — растениями, длительно не нуждающимися в воде.

Естественно каждое из «камушков» имеет свое научное название. Вот, к примеру, Фрития семейства Аизовые:

Если бы не бутоны, то вряд ли можно было разглядеть растение среди камней. Вот такое чудо спряталось, как бы не растоптать ногами:

Читайте также  Сколько стоит операция по смене пола

А какому начинающему цветоводу незнакомы литопсы? Самые популярные и известные комнатные «живые камни»в природе и дома:

Такие разноцветные растения под любой камушек замаскируются:

Ну а теперь найдите среди валунов еще одного спрятавшегося суккулента под названием Плейоспилос:

В горшочке он выглядит намного ярче

Стоит упомянуть и очень фактурный и интересный, на мой взгляд, Титанопсис. Как он умело сливается с окружающим «шероховатым» ландшафтом:

Такие растения умеют не только скрываться от любопытного взгляда, но еще и красиво цвести, при этом бутоны некоторых видов полностью закрывают тело растения, опять же делая его невидимым.

Природа — удивительный окружающий мир. Почему и как разрушаются камни?

Природа – это удивительный, загадочный внешний мир, подчиняющийся законам, сформировавшимся на протяжении многих миллионов лет. Определение слова «природа» трактуется учеными по-разному, но его суть первична. Не человеком создана природа, и ее следует воспринимать как данность. А еще короче, природа – это удивительный и многогранный окружающий мир.

Как разрушаются камни и почему это происходит? Ответы на эти вопросы можно найти, ознакомившись с данной статьей.

Общая информация

Большая часть изменений окружающего ландшафта заметна не сразу. Процесс разрушения в естественных условиях происходит очень медленно, но он обязательно существует. Что только не происходит в природе! Процессы самые удивительные и разнообразные, среди которых есть и необъяснимые.

В природе со временем буквально все разрушается, в том числе и камни, являющиеся, казалось бы, такими твердынями. В результате все превращается в совершенное иное состояние и в другие формы.

О камнях

Прежде чем будет дан ответ на вопрос, почему разрушаются камни, следует знать, что такое камень и какими свойствами он обладает.

Камни – это твёрдые тела. Они раскиданы повсюду, их можно видеть везде. Причем есть камни маленькие и большие, правильной формы и неопределенной, гладкие и с грубой поверхностью. Покрывают они практически всю земную поверхность, в том числе и подводную часть.

Влияние на камни окружающей среды

Как разрушаются камни в природе?

  1. В солнечные теплые дни камни нагреваются, а ночью они остывают. Соответственно, периодически расширяются и сжимаются. Причём в некоторых местах нагрев происходит сильный, в других – слабее. Выходит, что и расширение, и сужение неравномерное. По этим причинам в камнях появляются трещины, куда попадает вода, которая в морозы замерзает, и еще больше расширяется. Лёд давит на стенки трещин с огромной силой, и камни раскалываются на более мелкие куски, в которых тот же самый процесс повторяется. Под воздействием этого фактора чаще всего происходит разрушение камня.
  2. Как разрушаются камни под воздействием ветра? Ветер, особенно сильный, способен выдувать с поверхности твердых камней мелкие частички. В период сильных бурь ветер с собой несет огромное множество мелких частичек песка, которые, ударяясь о камни, обрабатывают их поверхность наподобие наждачной бумаги. Также в трещины могут попадать семена растений, вырастающие в итоге прямо в них. Разрастающиеся корни еще больше расширяют существующие трещины и разламывают камни. Через многие сотни и тысячи лет и у самого подножия огромных скал возникают россыпи более мелких камней. Все это результат ветровой эрозии. Воздействие ветра – самый слабый фактор, влияющий на разрушение камня.
  3. Как разрушаются камни водой? После дождей и таяния снега, да и в реках и речках, потоки воды подхватывают камни и перекатывают их, перенося на разные расстояния. Камни перетираются между собой и о землю и измельчаются. Они могут превратиться постепенно и в глину, и в песок.

Прочие процессы, влияющие на разрушение камней

Как разрушаются камни под воздействием прочих природных явлений? Существует в природе и химическое выветривание – реакции, возникающие между химическими элементами, которые могут повредить камни. Основной силой является вода и кислород, образующиеся при взаимодействии щелочи и кислоты.

Существует и биологическое выветривание. Оно обусловлено действием животных и растений. Они либо личным участием (например, едят росток, пробивающийся сквозь камень), либо благодаря участию продуктов их метаболизма (добавляются химические активные вещества, и их последующее действие подпадает под другое определение – химическое выветривание) оказывают воздействие на скорость разрушения камней.

Заключение

Как разрушаются камни? Все это происходит благодаря действию воды, солнца, ветра, перепада температур, растений и прочим биологическим и химическим веществам.

Абсолютно все в природе подвергается воздействию вышеперечисленных явлений. Горы, скалы, утесы, глыбы, камни и даже пески со временем меняют формы и размеры. Но самым разрушительным в природе является все же время. Лишь оно властно над всем этим, а силы природы – только инструмент. Конечно, нельзя исключать и хозяйственную деятельность человека, что является основной искусственной причиной разрушения горных пород, в том числе и камней.

Конспект урока на тему » как разрушаются камни»

Тема урока: «Как разрушаются камни». 3 класс

Образовательная система (УМК): «Школа России»

Цель урока: Сформировать представление о разрушении горных пород под действием температуры воздуха, воды, льда, ветра, растений, животных.

Задачи урока:

Образовательные:

Углубить знания об изменении твёрдых тел под воздействием различной температуры.

Развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность;

развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

осознание практической важности изучаемой темы, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, умение формулировать свои мысли, обосновать своё мнение, воспринимать критику и похвалу со стороны учителя.

Метапредметные результаты:

Познавательные :

-умения использовать научные методы познания;

-умения сравнивать, делать выводы.

Регулятивные :

-умение выявлять проблему; умение определять и сохранять цель; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

-умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, умение использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения.

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Предметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Средства обучения:

Плешаков А.А., учебник «Окружающий мир», 3 класс, 1 часть.

Этапы урока

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Средства обучения

1.Организационный момент

Организовать учащихся на учебную деятельность.

Здороваюсь с детьми, представляюсь.

Прошу детей убрать со стола все лишнее, и проверить, чтоб на столе лежали только рабочая тетрадь, учебник и пенал.

2.Актуализация знаний

Организовать мотивирование учащихся к учебной деятельности, а именно:

актуализировать требования со стороны учебной деятельности («надо»);

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

установить тематические рамки («могу»).

Перед тем как начать новую тему мы с вами напишем тест по пройденной теме и я проверю домашнее задание:

Почему запасы воды на Земле сокращаются?

Основной источник загрязнения воды – это:

Фабрики и заводы

Какое утверждение верно?

Воду можно не экономить – её на Земле много.

Морскую воду можно использовать в быту.

Человеку нужна пресная вода

Загрязнённая вода не вредна для человека.

Как ты можешь содействовать охране воды?

Следить за тем, чтобы из крана напрасно не бежала вода.

Строить очистительные сооружения на заводе.

Использовать в быту морскую воду.

Не купаться в реках и озёрах.

Как ты поступишь, если обнаружишь неисправный кран?

Отключу воду в доме.

Не буду обращать внимание.

Как можно экономить воду?

Тратить меньше воды при приготовлении пищи.

Закрывать кран, когда чистишь зубы.

Не мыть руки, если считаешь, что они достаточно чистые.

Отключать воду, когда намыливаешь мочалку.

Читайте также  Как валять валенки

Тест-практический метод обучения

Раздаточный материал: тест

2.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Организовать мотивирование учащихся к учебной деятельности, а именно:

актуализировать требования со стороны учебной деятельности («надо»);

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

установить тематические рамки («могу»).

— Вспомните, что происходит с газами при нагревании и охлаждении?

— А что происходит с водой при превращении её в лёд?

— Интересно, а что будет происходить с твердыми телами при нагревании и охлаждении?

Давайте проверим опытным путем.

Монета — твердое тело?

— Как вы думаете, почему так происходит?

— Но вот монета остыла и снова стала проходить между гвоздями. Что произошло?

Вывод при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются.

— Вот камень. Он прочный и крепкий всегда.

Мы к твёрдым телам отнесём его? Да!

— Как вы думаете, может ли человек разрушить такой камень? Как? Чем?

— А могут ли камни разрушаться без влияния человека?

Беседа — словесный метод

3. Выявление места и причины затруднения.

Выявить и зафиксировать место и причину затруднения. Для этого учащиеся должны: 1)восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

-Кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

— Правильно, тема нашего урока «Как разрушаются камни».

Для начала давайте вспомним, что такое камень?

Скала стоит, крепка, прочна, не дрогнет ни за что она.

Но это только, кажется, ребята, она ещё прочней была когда-то.

Но с каждым годом, так уж получается, скала-то эта всё же разрушается.

Что в природе может разрушить камень?

В домашних условиях огонь – это источник тепла, а в природе что является источником тепла?

А как солнце влияет на разрушения камня?

Проверим ваше предположение

Работа с учебником с.63 абзац 2

Что еще может разрушить камень, вы узнаете, отгадав загадки

Что происходит с твердыми телами при нагревании и охлаждении?

Неизвестно, где живёт,

Налетит – деревья гнёт,

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь .

Как ветер влияет на разрушение камней?

Докажем свое предположение словами из текста? (абзац 4)

Я и тучка, и туман,

И стеклянной быть могу .

— Может ли вода разрушить камень?

– Как, каким образом?

Вспомните особое свойство воды. Что происходит с водой при замерзании? Как это может повлиять на разрушение гор.

Проверим предположение, прочитаем в учебнике стр. 63 абзац 3

Один льёт, другой пьёт, а третий растёт.

— Как же влияют растения на процесс разрушения камней?

Беседа — словесный метод

7. Включение в систему знаний и повторение.

Организовать тренинг полученных знаний.

Прошу открыть учебник на странице 64

Анализирую с детьми задание.

Почему из-за изменений температуры в камнях образуются трещины?

Какую роль в разрушении скал играет ветер?

Какую роль в разрушении скал имеет вода?

Почему растения могут ускорить разрушение камней?

Прошу детей выполнить упражнение № 2

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) Зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

Учитель спрашивает у детей:

— Могут ли люди остановить процесс разрушения камней ? 1.Что больше всего понравилось вам на уроке?

2.Что нового вы узнали?

3. Какие трудности возникли на уроке?

Оцениваю детей, кто как работал.

Учитель хвалит детей, и благодарит за урок.

Словесный метод обучения

(беседа (анализ работы))

Прочитать стр. 62-63 в учебнике, подготовится к тесту по данной теме.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Кодзаева Виолетта АсланбековнаНаписать 421 17.11.2020

Номер материала: ДБ-1497771

  • Окружающий мир
  • География
  • 3 класс
  • Конспекты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    17.11.2020 0
    17.11.2020 0
    17.11.2020 0
    17.11.2020 0
    17.11.2020 0
    17.11.2020 0
    17.11.2020 0
    17.11.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Роспотребнадзору поручено актуализировать требования к школьному меню

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Камни – образование, виды и что их разрушает

  1. Что такое камни? Происхождение камней
  2. Типы камней
  3. Разрушение камней
  4. Отличие камней от металлов
  5. Подведение итогов

Камни встречаются на нашей планете повсеместно. Они сильно отличаются друг от друга не только размерами и формой, но и свойствами – цветом, прочностью, твердостью.

Что такое камни? Происхождение камней

Камни – это твердые тела, относящиеся к неживой породе. Чаще всего камни образуются из других камней. Например, если сбросить камень с большой высоты, то он разобьется на много камней поменьше.

Но есть и иной способ их формирования. При извержениях вулканов из глубин Земли на поверхность выбрасывается лава – раскаленное до огромной температуры вещество. При его остывании как раз и образуются камни.

Типы камней

Все камни можно разбить на три большие группы. В первую группу входят драгоценные камни. Они применяются при изготовлении украшений. Это алмаз, сапфир, рубин. Такие камни красивы и редко встречаются в природе. Важно отметить, что драгоценные камни могут использоваться и в промышленности. Например, алмаз применяют как режущий материал, ведь он является самым твердым веществом в природе.

Вторая группа – это полудрагоценные камни. Они значительно дешевле драгоценных, но также используются при изготовлении предметов роскоши. К ним относят хрустать и кварц. Из хрусталя делают люстры, посуду и другие предметы интерьера.

Самые распространенные камни включают в третью группу – поделочные камни. Они используются в быту, прежде всего в строительстве. Примерами таких камней являются гранит и мрамор.

Разрушение камней

Камни кажутся очень прочными и твердыми телами. Однако даже они постепенно разрушаются. Проще всего раздробить камень, сильно ударив по нему или сбросив его с высоты. Но в природе есть ещё несколько причин, вызывающих разрушение камней.

В первую очередь это колебания температуры. Известно, что многие вещества, в том числе и камни, при нагреве увеличиваются, а при охлаждении сжимаются. При этом камни на солнце прогреваются неравномерно – солнечная сторона сильнее. В результате одна часть камня расширяется и пытается расширить другую часть камня, которая не нагрета. Этот процесс может привести к образованию очень маленьких трещин – микротрещин. Если камень очень много раз охладился и нагрелся, то трещины сильно вырастают и постепенно разрушают камень.

Читайте также  Сколько в Лондоне футбольных клубов

Если камень находится вблизи воды (на берегу реки или моря), и постоянно обкатывается волнами, то он будет менять форму. Многие замечали, что камни на пляжах гладкие и ровные. Это следствие воздействия воды – она разрушает камень, причем различные выступы разрушаются быстрее. Можно сказать, что вода буквально полирует камень.

Иногда вода и температура действуют заодно. Если вода попала в трещину на камне, то при низкой температуре она превратится в лед. Известно, что при замерзании вода расширяется, то есть лед начнет давить на стенки трещины и будет расширять ее.

Разрушает камни и ветер. Он действует почти также как вода, однако, так как воздух значительно легче воды, то и процесс разрушения более длительный. Если в воздухе много частиц пыли, то он быстрее разрушает камень.

Отличие камней от металлов

Не всякий твердый объект в природе – это камень. Встречаются ещё и металлы. Например, из камня делают мостовую (это вид покрытия городских улиц), а из металлов – люки канализации. Но чем металлы и камни отличаются?

Оказывается, металл можно расплавить (для этого его надо сильно нагреть) и залить в какую-нибудь форму. После остывания мы получим новый металлический объект, причем свойства материала сохранятся. Подобный процесс называется литьем и используется в промышленности для изготовления деталей. А вот камни отливать нельзя. Некоторые камни просто сгорают при нагреве, а другие – слишком сильно меняют свойства. У металлов есть много других отличительных свойств, которые изучаются уже на уроках физики и химии.

Подведение итогов

Камни делятся на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Разрушаются камни от воздействия температуры, воды и воздуха.

Почему камни разрушаются: причины разрушения скал и горных пород в природе

Камень – это минерал или твердая горная порода природного происхождения. Эти природные образования кажутся очень твердыми и прочными, из них состоят горы, скалы и утесы. Тем не менее даже камни не вечны и разрушаются под воздействием окружающей среды. Поговорка «вода и камень точит» как нельзя лучше объясняет принцип постоянного влияния влаги, ветра, атмосферных осадков на горную породу. Почему же разрушается горная порода?

Из чего состоят камни и что они собой представляют?

Камень может быть либо минералом, либо горной породой. Горная порода – это агрегат однородных или различных минералов, которые составляют земную кору.

По происхождению они делятся на следующие виды:

  • Магматические – затвердевший расплав (магма или лава), образовавшийся в результате магматической деятельности. Преобладают в составе земной коры. В зависимости от содержания кремнезема выделяют кислые породы, которые содержат более 65% этого соединения, и основные, содержащие менее 50% SiO2. Самая распространенная магматическая порода на Земле – базальт, он формирует океаническую кору. Гранит – кислая магматическая порода.
  • Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических пород под воздействием высокой температуры и давления. К ним относятся сланцы, амфиболиты, кварциты, гнейсы. Мрамор – это магматическая порода, состоящая из кальцита СаСО3.
  • Осадочные породы образуются на поверхности земной коры в результате разрушения других пород. Известняк является осадочным камнем, который так же, как и мрамор, образуется из кальцита СаСО3.

Почему и при каких условиях камни могут разрушаться?

Разрушение камней – это длительный процесс, который продолжается миллионы лет. Он происходит под воздействием окружающей среды, и чем оно агрессивней, тем быстрее происходит преобразование породы. Процесс разрушения пород и минералов в природе называется выветриванием. От чего же разрушаются кажущиеся вечными скалы? Основной причиной выветривания является совокупность физических, химических и биологических явлений.

Воздействие атмосферных явлений

Чем вызвано изменение земной коры и горных пород? На горную породу воздействуют такие атмосферные явления, как ветра, колебания влажности, осадки, изменения температуры. Больше всего страдают от выветривания те скалы, которые находятся в регионах с большими перепадами температур, например в пустынях. Нагреваясь в дневное время суток, камни расширяются. Ночью, когда температура падает на 20, а в некоторых регионах и на 30 градусов, происходит охлаждение и резкое сжатие тела. Все это приводит к образованию трещин.

В трещины камней попадает вода. В отличие от других веществ, она при замерзании не уменьшается, а, наоборот, расширяется на десятую часть от своего изначального объема. Таким образом замерзшие частицы льда распирают камень изнутри, и рано или поздно он ломается.

Если на глыбу камня постоянно воздействует вода (например, когда скала расположена у моря или реки), то она постепенно обтачивается. Сила тяжести, ветер, ливни, сели, землетрясения тоже играют значительную роль в разрушении породы.

Химическое выветривание – это разрушение камней, которое происходит в результате химических процессов. Основными факторами химического выветривания в природе являются:

  • вода – растворитель, приводит к гидролизу или гидратации;
  • углекислый газ – образует карбонаты;
  • кислород – окисляет минералы.

Влияние биологических организмов

Другим фактором выветривания в природе является воздействие на горные породы биологических организмов. В трещины камней нередко попадают семена растений, которые прорастают внутри камня. Обычно травы, кустарники и деревья, произрастающие в горах, имеют небольшую корневую систему, однако по мере роста растения разрастаются и его корни. Со временем трещины становятся глубже и шире, что приводит к разрушению камня.

В биогенном выветривании значительную роль играют микроорганизмы. В процессе жизнедеятельности они производят метаболиты – химические соединения, которые влияют на структуру камней и минералов. Постепенно происходит преобразование одной породы в другую или ее разрушение.

Разрушаются ли скалы и камни из-за деятельности человека?

Деятельность человека оказывает значительное воздействие на окружающую среду. С древних времен люди пытались изменить ландшафт для собственных нужд: они взрывали горы, изменяли русла рек, прорывали тоннели. На данный момент именно техногенное влияние играет главную роль в изменении земной поверхности.

С античных времен человек занимается добычей полезных ископаемых: руды, строительных материалов, драгоценных камней. Для этого разрабатываются рудники, строятся шахты и карьеры. Многие месторождения за сотни и тысячи лет использования были истощены.

Пик выработки приходится на ХХ век. Если раньше добыча производилась с помощью использования труда людей и животных, то в прошлом веке стали применять взрывчатку и различные механизмы. Появились буровые установки, машины, которые позволяют значительно увеличить объемы производства, а следовательно, и ускорить разрушение гор.

Экологи бьют тревогу, ведь такое быстрое изменение ландшафта ведет к уничтожению экосистем. Многие виды животных и растений оказались под угрозой исчезновения, потому что их место обитания изменилось. Вырубка лесов и разработка полезных ископаемых приводят к увеличению опасности схождения лавин и селей, обрушения гор.

Однако человек не только разрушает горы, но и создает новые. Так называемые антропогенные горы, терриконы – это отвалы пустых пород, извлеченных при добыче полезных ископаемых в шахтах или карьерах. Терриконы рекультивируют, засаживают деревьями, делают из них культурные объекты, и наиболее старые из них уже трудно отличить от естественных холмов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: