Почему арена цирка круглая

Почему манеж круглый!

B самом деле — пoчемy? И почему, приедете ли вы в Горький, в Ленинград, в Баку, Владивосток, Ригу, всюду он имеет в диаметре тринадцать метров?

Пустой вопрос, скажете вы? Тогда ответьте. Пред­ставьте, что формой и величиной манежа заинтересовался ваш малолетний ребенок.

Но вы — опытный родитель — не растеряетесь, и любознательное дитя получит исчерпывающий ответ: — Так надо!

A почему надо, для кого?

Для тех, кто работает в воздухе — воздушных гимнас­тов, канатоходцев,— манеж вообще без надобности. Допустим, на всем пространстве арены рассадят зрителей. Что ж, только зрителям будет неудобно — придется задирать вверх голову. A артистам этот невиданный партер ничуть не помешает.

Многочисленному семейству акробатов? Им форма манежа тоже глубоко безразлична. 0ни — пожалуйста, они и на сцене могут выступать, и на стадионе, и на гру­зовике c откинутыми бортами.

То же самое — и жонглеры, и музыканты-эксцентрики, и уж подавно — клоуны.

Иногда говорят: манеж должен быть круглым, чтобы дрессировщики хищников могли ставить свои круглые предохранительные клетки. Но какая, сами подумайте, разница, в какой клетке демонстрировать львов c тигра­ми — в квадратной, эллипсообразной или какой-нибудь восьмигранной? Первые номера c хищниками — их вооб­ще, как известно, показывали не в манеже, а в особом за­решеченном вагоне, выкаченном перед публикой.

Так можно перебирать до бесконечности, пока не нападешь на единственно правильный ответ.

Лошади! Это ради них, для них все цирки мира обза­водятся крyглым манежем. И для них же бдительно обе­регают его неизменную величину.

Что бы ни проделывал человек на лошади — жонгли­ровал ли, прыгaл, танцевал, исполнял пластические ком­бинации, — ему необходимо, чтобы лошадь под ним шла ровным, безупречно размеренным и плавным ходом. Ма­лейший поворот, ничтожное замедление — и равновесия не удержит самый ловкий. Центробежные силы, возни­кающие при вращательном движении, позволяют артис­ту удерживаться в самых немыслимых положениях. Припомним, как буквально на бок укладывается мотоциклист на крутых виражах.

И величина диаметра — это тоже забота о конных зрелищах. Именно на таком пространстве удобнее всего, стоя в центре, управлять движением скачущих по кругу лошадей.

И барьер — его высота рассчитана так, чтобы лошадь могла передвигаться по нему передними ногами, задними переступая по манежу. И ширина — чтобы лошади не тесно было сделать по барьеру круг рысью.

И края манежа, примыкающие к барьеру. Вы замеча­ли, что они чуть приподняты, как y мелкого блюдца? Тоже для лошадиного удобства предусмотрено: чтобы ловчее было отталкиваться на бегу.

Куда ни взглянешь, о чем ни подумаешь,— всюду ло­шадь, все во имя ее придумано и приспособлено.

Удивляться тут, впрочем, нечему. Лошадь была глав­ным персонажем в цирковых зрелищах в те далекие времена, когда они только-только начали формироваться.

Сохранились упоминания в летописях o «скакуне-иноход­це», который танцевал под аккомпанемент скрипки, пе­регрызал зубами толстый шнур, балансировал зажатой в зубах лестницей, o «турецкой лошади», умевшей разли­чать цвета камзолов и число пуговиц, стрелять из пистолета и прыгать сквозь обруч. Все это показывалось на ярмарках, потому что цирков еще не существовало.

A еще раньше, в 1588 году, в Праге некий искусник показывал невиданные трюки: на полном ходу соскаки­вал с коня и снова вспрыгивал ногами на круп, a заканчи­вал все фейерверком акробатических трюков. И настолько бывали сражены увиденным зрители, что описание редкостных «кунстштюков» записали в назидание потомкам на­ряду c важнейшими политическими событиями.

B одном из фундаментальных исследований по исто­pии цирка воспроизведено старинное объявление. Оно было помещено в «Московских ведомостях» за 1831 год, № 51. Если не пожалеть зрения, можно разобрать сле­дующее:

«28 и 29 июня, т.e. в воскресенье и понедельник, в Марьиной роще в устроенном цирке Его Величества Короли Шведского привилегированная труппа Г-на Каспара, отличнейшего искусства верховой езды и волтижиро­вания, с отлично дрессированными лошадьми, подобными Франкониевым, будут иметь честь дать большое пред­ставление, состоящее в разных переменах. Труппа Г-на Каспара употребит все усилия для доставления удовольствия посетителям и ласкается надеждою, что как искусством, так равно и трессированными лошадьми заслу­жит внимание любителей сих зрелищ. »

Не подумайте, что при перепечатке допущены ошиб­ки. Это так в прошлом веке писали: «волтижирование» (без привычного нашему глазу и уху мягкого знака), «трессировка». И номера называли переменами, словно обеденные блюда.

Само собой разумеется, все нарождающиеся цирко­вые порядки были установлены в первую очередь в инте­ресах лошадей. A всем остальным было предложено приноравливаться и приспосабливаться, как уж там y кого выйдет.

При беглом взгляде на цирковые афиши и сегодня кажется, что лошадь полностью сохранила свои позиции. Столько номеров, столько жанров, столько «амплуа» — глаза разбегаются!

Вот джигиты: Кантемировы, Тугановы, Ходжабаевы — в цирке таких коллективов немало. Их искусство унаследовано не от каких-ни6удь там заморских «приви­легированных трупп» с их «отлично дрессированными ло­шадьми», а от воспетых народным эпосом непобедимых богатырей. Вот так состязаются между собой на народных празднествах самые сильные, самые отважные кон­ники — в Осетии, в Туркмении, на Дону.

Правда, цирк, отшлифовав традиционное мастерство наездников, придал ему особый блеск. Кто повторит рекордный трюк Ир6ека Кантемирова: c завязанными глазами он делает «вертушку» вокруг шеи коня, а потом и вокруг корпуса? Кто вслед за конниками туркменской группы построит в седле колонну из трех человек?

Вот номер Людмилы Котовой и Юрия Ермолаева. Тут у лошадей совершенно иное предназначение и «твор­ческий облик» совершенно иной. Никаких горящих глаз и развевающихся грив, вместо них — утонченная грация и аристократическая изысканность, Как они танцуют, как водят хороводы — сплошная лирика и нежность!

Борис Манжeлли, один из крупнейших знатоков кон­ного жанра, показывал недавно лошадей в конно-балетной пантомиме «Бахчисарайская легенда». И с этой ролью лошади справились блестяще.

Гитана Леонтенко танцует на лошади: Алла Зотовa показывает интересно построенный тематический номер — она изображает юную буденовку. Николай Ольховиков жонглирует. Изабелла и Александр Королевы показывают пластический этюд. Все — на лошадях.

Лошади великолепно работают со львами (Александр и Тамара Буслаевы, Валентина и Виктор Эдер) и c дру­гими животными. Перечислять можно, пока не наску­чит.

Но знатоки недовольны. Они утверждают, что ло­шадь работает в цирке в ничтожную долю своих возмож­ностей. Что все больше номеров, использующих ее в пас­сивной роли реквизита, и все меньше таких, где она вы­ступает солисткой. Лошадь бежит и бежит себе по кругу, на ней танцуют, жонглируют, принимают красивые позы, возят хищников. Это прекрасно, но хочется же поча­ще видеть лошадь во всем блеске ее редких артистиче­ских возможностей!

A старшее цирковое поколение вспоминает, как прекрасно работали наездники, какие красивые и сложные делали прыжки и пируэты — прыгали через ленты, про­летали через обручи и даже через длинные тоннели, спле­тенные из прутьев. A разве сейчас такой номер не укра­сил 6ы цирковую программу? Разве не лестно было 6ы артисту блеснуть мастерством в незаслуженно забытом жанре?

А в самом деле, никто, наверное, не ответит на воп­рос, почему вдруг одни цирковые номера входят в зенит популярности, a другие тем временем приходят в упадок, чтобы спустя десяток-другой лет поменяться местами?

Мы будем терпеливо ждать, пока лошадь, эта закон­ная цирковая пpемьерша, займет в нем подобающее ей по праву место. B Москве, говорят, скоро будет построена специально для цирка коннорепетиционная база. Там бу­дут придумываться и репетироваться новые номера и ат­тракционы, там пройдут обучение десятки лошадей и выявятся редкие лошадиные дарования, такие, как был Янтарь. И, конечно же, там получат первоклассную подготовку артисты: дрессировщики, вольтижеры, акробаты-наездники.

Прогресс не только обогащает людей — от многих цен­ностей приходится в угоду ему и отказываться. И требуются осoбые усилия, чтобы эти незаметные утраты не чересчур обеднили нашу жизнь.

Хорошо есть хлеб, выросший на вспаханной машина­ми земле, машинами убранный и машинами же достав­ленный поближе к нашему дому. Хорошо ездить на автомобилях, еще лучше – летать. И если бы не всеми обруганные приключенческие фильмы, мы, наверное, и думать бы позабыли, что вот был y человека когда-то верный, во всех случаях жизни выручавший друг — лошадь. И уже нам требуется известное усилие воображения, чтобы понять горечь Льва Толстого и Куприна, описавших смерть Фру-Фру и Изумруда. Случайным представ­ляется нам выбор Свифта, который прекрасную страну справедливости и нравственной гармонии населил не кем иным, как именно лошадьми.

Прогресс велик и необратим. Но постараемся все же, чтобы приносимые ему жертвы были как можно скромнее.

Facebook

Браузер не поддерживается

Росгосцирк

ПОЧЕМУ МАНЕЖ КРУГЛЫЙ!

B самом деле — пoчемy? И почему, приедете ли вы в Рязань, в Москву, в Париж, Владивосток, Ригу, всюду он имеет в диаметре тринадцать метров?
Ответ можно перебирать до бесконечности. Пока не нападешь на единственно правильный.

Лошади! Это ради них, для них все цирки мира обза­водятся крyглым манежем. И для них же бдительно обе­регают его неизменную величину.

При диаметре арены в 13 метров , лошадь пущенная по кругу, под влиянием центробежной силы принимает наклон корпуса, наиболее подходящий для выполнения конными акробатами различных трюков. Для остальных артистов цирка размер арены не имеет принципиального значения.

Так вот сегодня — День лошади! И вот, что пишут наши коллеги из Цирка Чинизелли. О том, как надо общаться с этими великолепными животными.

Читайте также  Эффективные масла для роста ресниц

Цирк Чинизелли сейчас здесь: Цирк Чинизелли.

А вы знали, что сегодня День лошади? Специально к этому празднику мы публикуем негласные правила* о том как общаться с этими красивыми животными во время посещения конюшен Цирка Чинизелли, установленные директором Андреа Чинизелли в 1879 веке:

— Перед тем как подойти к скакуну, нужно предупредить его голосом или щелканием языка, тогда лошадь будет готова к вниманию чужака;

— Нельзя гладить лошадь лишь кончиками пальцев, так как выхоленные кровные лошади, с нежной кожей и шерстью, боятся щекотки;

— Чтобы погладить лошадь, всегда следует подать голос («гоу!» или щелкнуть), а потом прикоснуться к любимцу всей ладонью, крепко прижимая к телу. Такое внимание приятно животному;

— Угощение (сахар или хлеб) для лошади необходимо давать на выпрямленной ладони.

*из газеты Театральный курьер // Петербургский листок. 1879. 13 нояб. № 222 // альбом «Цирк Чинизелли»)
**фотография конюшни Ленгосцирка (Цирка Чинизелли) 1920-е из архива Музея циркового искусства Санкт-Петербургского государственного цирка.

Росгосцирк

Завершение гастрольных программ в филиалах Росгосцирка!

В выходные во время финальных спектаклей зрители долго не отпускали артистов и громкими аплодисментами благодарили их за подаренные эмоции.

Впереди – переезды в новые города, репетиции и встречи с любителями цирка.

# Росгосцирк # цирк # circus # Новыйсезон

Росгосцирк

Поздравляем с днём рождения Тамару Сергеевну Бортникову!

За годы работы в компании она смогла зарекомендовать себя не только как специалист, обладающий глубокими профессиональными знаниями, но и как человек исключительных личных качеств. Прежде всего это открытость, доброжелательность, умение находить общий язык с творческими людьми.
Будучи директором Екатеринбургского цирка, делает все для того, чтобы он стал популярным местом культурного отдыха для жителей и гостей региона.

Желаем крепкого здоровья, хорошего настроения и успехов в реализации намеченных планов! Пусть каждый день приносит только хорошие события, а жизнь будет наполнена яркими и запоминающимися моментами!

Росгосцирк

А тыквенная каша будет в Хэллоуин?

В конце 90-х г. на экраны вышел мультфильм «101 далматинец». Миллионы детей побежали в кинотеатры. После просмотра родители покорно скупали наклейки, тетрадки и фишки с главными героями. А во дворах между собой ребятня обсуждала, купят ли им щенка далматинца на день рождения.

Елизавета Спигина выросла в семье дрессировщиков. Её мама Таисия Обручешникова и бабушка Валентина Филлипович работали в манеже с собаками. Девочка хотела продолжить семейное дело, но выступать мечтала только с далматинцами.

В 10 лет Лиза представила публике сольный номер с полосатыми хвостами и стала самой юной дрессировщицей собак. Работать с этой породой оказалось непросто. Животные не признавали строгость и команды запоминали исключительно через игру.

Сегодня в номере «101 далматинец» артистка предстаёт в образе Круэллы, но в отличие от героини фильма, она добрая наставница.

Несколько любопытных фактов о самых пятнистых артистах Росгосцирка:

их пятеро: Леон, Марсель, Роник, Бьютифул и Фреди;

ежедневно занимаются фитнесом, в день набегают по 20 000 шагов;

Фреди мечтает попасть в проект «Танцы», и пока его товарищи спят в вольерах, он репетирует вальс;

любимый праздник – «Хэллоуин», потому что в этот день подают тыквенную кашу.

Пересчитать все пятнышки на теле питомцев Елизаветы Спигиной вы сможете уже завтра в Кировском цирке.

# Росгосцирк # цирк # circus # Кировскийцирк # 101далматинец # Звёздныйкруиз

Как устроен цирк

Репетиционная арена. Каждый цирк помимо основной арены имеет репетиционную, где актёры почти круглосуточно проводят тренировки. Она обычно располагается между центральной ареной и служебным входом.

Гримёрки. Цирковые актёры – люди одержимые. Чтобы достичь высокого уровня и сохранить мастерство, надо постоянно тренироваться. К тому же им постоянно приходится ездить из города в город. Из-за гастрольной жизни и ненормированного рабочего дня огромная часть жизни цирковых артистов проходит именно в гримёрках.

Зрительный зал в цирке – амфитеатр с рядами кресел, окружающих манеж. Высота его обычно более 35 метров. Своей конфигурацией он напоминает Колизеи, известные ещё со времён Древнего Рима.

Фойе. В нём перед выступлением и во время антракта зрители могут отдохнуть, сфотографироваться с обезьянкой, купить воздушный шарик и поесть мороженого.

Арена. Диаметр цирковой арены традиционно составляет 13 м. В современно оснащённых цирках арены бывают сменными. Например, в московском цирке на проспекте Вернадского есть 5 сменных манежей – конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой. Они хранятся на глубине 18 м в машинном зале и благодаря электронике могут сменять друг друга за 5-6 минут. Одна арена опускается, отъезжает в сторону, а другая выдвигается на её место и поднимается.

Вольеры для хищников. Вопреки расхожему мнению, животные за кулисами живут не в узких клетках, а в просторных вольерах, снабжённых не только местами для прогулок, но и бассейнами. Иначе, лишённые движения, они быстро потеряют сноровку, здоровье и внешнюю красоту.

Обезьянник. Обезьяны – одни из самых злых зверей в цирке. Потому-то дрессировщики предпочитают молодых животных, а подросших часто передают в зоопарки. Такая же ситуация и с медведями.

Слоновник. Дрессировщики предпочитают работать с самками. Самцы слишком злобные. Кстати, любой дрессировщик подтвердит: слоны – самые умные животные. У них прекрасная память, и они способны долгие годы не забывать людей, сделавших им добро и зло.

Конюшни. Большая часть закулисных помещений отдана под места обитания животных. Монтируют их в некотором отдалении от основной арены – чтобы зрителей не смущал специфический звериный запах. Возникает он, кстати, вовсе не от грязи – с гигиеной у цирковых животных всё нормально, а из-за иначе, чем у людей, работающих рецепторов. Обычно неподалёку оборудуют и место для содержания дрессированных собак.

Служебный вход. Около него после выступлений фанатки поджидают особенно любимых артистов. Таких, например, как укротители братья Эдгард и Аскольд Запашные.

Цирковые профессии

Иллюзионист. Невероятно технологичная профессия, требующая изобретательской жилки.

Воздушный гимнаст. Это труд коллективный. Здесь, как нигде, важно доверие партнёру – по сути, ты вверяешь ему свою жизнь.

Наездник. Чаще всего это мужчины. Как правило, представители бывших южных республик СССР. Недаром же там долгие века культивируется искусство джигитовки.

Дрессировщик. Вопреки устоявшемуся мнению, злобой от зверей ничего не добьёшься. Требуется запастись безграничным терпением, любовью к животным, а укротителям нужна ещё и безграничная смелость.

Акробат. Обычно работают в группах. Поэтому от них требуются не только отличные гимнастические данные, но и умение ладить друг с другом.

Канатоходец. Главное требование – умение держать равновесие. Научиться этому можно, но в основном такой талант – дар Божий.

Жонглёр. Профессия, требующая особой старательности. Хороший жонглёр практически целый день не выпускает из рук мячики или булавы.

Клоун. За внешней лёгкостью скрывается огромная работоспособность. Как правило, представители этой профессии обязаны и по канату ходить, и жонглировать, и дрессировать не хуже, чем профессиональные артисты.

Конспект занятия для подготовительной группы «Цирк»

Ирина Нейфельд
Конспект занятия для подготовительной группы «Цирк»

Конспект занятия для подготовительной группы «Цирк»

Задачи:

Образовательные:

1. Обогащать и расширять знания детей о цирке, профессиях людей, выступающих в цирке, предоставить им возможность почувствовать значимость каждой профессии.

2. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей развивать их речь.

Развивающие:

1. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, побуждать их искать выразительные средства для его создания.

2. Развивать память, мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей уважение к артистам, выступающим в цирке; устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; желание принимать участие в театрализованных представлениях.

Материалы и оборудование:

1. Изображения (здание цирка, шатра, арена, канатоходец, воздушные гимнасты, дрессировщик, фокусник, клоун)

2. Атрибуты (канат, гимнастическая палка, обруч, трость, гимнастические ленты, маска, плащ, платок, бутылочка с водой, накладные носы, парики)

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы догадаться, куда мы отправимся, вы должны будите отгадать загадку:

Все глядят на середину

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали.

Вы, конечно, там бывали.

Правильно, мы с вами отправляется в цирк! Проходите в наш автобус, занимайте места. Пока мы с вами едем в цирк, давайте вспомним, что мы о нем знаем (показывает изображение здания цирка).

Это цирк нашего города, думаю каждый из вас в нем был. Но цирки бывают не только такими, есть ещё передвижные цирки, которые называются шапито (показывает изображение). У такого цирка вместо стен и крыши шатер, который легко устанавливается в любом месте.

Всё самое интересное в цирке происходит на? (арене, Правильно на арене или как её ещё называют – манеж. (Показывает изображение манежа) Скажите, какой формы манеж? (круглой) А почему, как вы думаете? (ответы детей). А вы знаете, что размер манежа вне зависимости от здания цирка всегда одинаковый? С давних времен и по сегодняшний день в программе цирка обязательно есть номер с лошадьми, и чтобы лошади могли исполнить свои номера в любом из цирков мира с конца XIX века появилось требование, которое установило единый размен манежа для всех цирков – 13 метров.

Читайте также  Как узнать какой тариф подключен на Мегафон

Вокруг манежа находятся места для зрителей. Посмотрите, каждый ряд расположен выше предыдущего, это сделано для того, чтобы всем зрителям одинаково хорошо было видно выступления. Такое устройство зрительных мест называется – амфитеатром. Амфитеатр отделен от манежа широким барьером. Его высота должна была быть такова, чтобы лошадь среднего роста могла, положив копыта передних ног на барьер, продолжать двигаться задними ногами по манежу.

Воспитатель. Вот мы и приехали в цирк, слышите? Цирк встречает нас (звучит музыкальная заставка циркового оркестра)

Посмотрите, в цирке никого нет, но стоят какие-то коробки, давайте посмотрим, что в них? (Достают из первой коробки канат и гимнастическую палку)

Как вы думаете, кому из цирковых артистов это принадлежит? (ответы детей)

Правильно, это канатоходцы (показывает изображение канатоходцев). Люди этой профессии самые смелые, решительные. Они ходят по канату, натянутому в воздухе, над ареной цирка. В руках они держат шест, который помогает им удержать равновесие. Чтобы быть уверенными и смелыми, канатоходцам надо много тренироваться. Искусство канатоходцев зародилось в среде ремесленников, занимающихся плетением канатов чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками.

Давайте превратимся в канатоходцев и прошагаем по канату, а для того, чтобы не упасть держим руки в стороны для равновесия. (Проходят по канату, лежащему на полу)

Воспитатель. А в следующей коробке у нас спрятан обруч и трость. Как вы думаете, кому могут пригодиться эти предметы? (ответы детей)

Верно, эти предметы нужны дрессировщику (показывает изображение)

Дрессировщик работает с разными животными. Они обычно берут животных еще малышами, заботятся о них, воспитывают, хорошо знают повадки животных и очень любят их. Это очень терпеливые, отважные люди. Представляете, ребята, они не бояться войти в клетку с тиграми, какие они смелые люди. Дрессированные животные понимают и любят своего хозяина-друга, выполняют его требования.

Давайте поиграем в такую игру, представьте, что вы все дрессировщики, ответьте по очереди кого бы дрессировали? (спрашивает детей)

Достает из следующей коробки гимнастические ленты.

Воспитатель. А как вы думаете, кому могут пригодиться такие ленты? (ответы детей) Правильно, гимнастам! Но в цирке гимнасты не простые, а воздушные (показывает изображение)

Они настоящие спортсмены, исполняющие различные упражнения на большой высоте под куполом цирка. Посмотрите, какие они гибкие, пластичные, а какие это смелые люди. Вы согласны, что они смелые? Непременная составляющая циркового здания – сферический купол, необходимый для воздушных гимнастических номеров. Гимнасты, акробаты, заставляют замирать сердца зрителей и восхищаться своим искусством.

В у нас в группе тоже есть гимнастки, Варя, Лиза выходите и покажите что вы умеете делать.

Воспитатель. Смотрите, в следующей коробке маска, плащ и красивый платок, как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей)

Правильно, для фокусов, а хотите я покажу вам фокус? Сейчас и возьму вот эту маленькую бутылочку с водой, накрою ее волшебным платком, произнесу заклинание – крибли-крабли-бумс, немного потрясу… и-и-и але оп! Смотрите, вода из прозрачной стала зеленой!

Ни одно цирковое представление не обходится без фокусника. С помощью волшебной палочки он может превратить лягушку в красивый цветок, ленточку в змею. Он настоящий волшебник и творит чудеса на арене цирка.

Достает из последней коробки нос и парик.

Воспитатель. Скажите, а без кого невозможно представить цирк, кто всегда веселит и смешит зрителей? (ответы детей) Правильно, клоуны (показывает изображение)

И сейчас наши мальчики Артем и Максим покажут нам небольшую миниатюру.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Ну что ж, нам пора возвращаться в сад, давайте все пройдем в наш автобус и в нем вспомним все, что мы сегодня узнали.

Рефлексия

Воспитатель

Скажите, какие номера, по-вашему, самые трудные? Почему?

Самые опасные? Почему?

Самые красивые? Почему?

Самые интересные? Почему?

Какими цирковыми артистами вы хотели бы стать? Почему?

Конспект ООД для детей старшей группы «Цирк, цирк, цирк» Виды детской деятельности: игровая, двигательная. Образовательная область: «Физическое развитие» Цель : формирование у детей позитивного,.

Конспект открытого занятия по математике для детей старшего возраста «Цирк» ГБОУ «Гимназия №1272» Д/О «Академия детства» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА «ЦИРК» Составила.

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Цирк зажигает огни» в подготовительной группе Цель: Расширить знания детей о цирке и цирковых артистах. Познакомить с новым звуком и обозначать буквой, учить давать характеристику звуков.

Конспект развлекательного мероприятия для старшей группы «Веселый цирк» Ведущий: Дети, у нас сегодня открылся цирк. Вы хотите пойти в цирк? Добро пожаловать! Клоун Бом: Здравствуйте, дети! Я клоун Бом. Клоун.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Мы едем в цирк» для детей подготовительной группы Задачи: Познавательное развитие Закрепить у детей представления о цирке, о цирковых профессиях артистов различных жанров (конферансье, жонглёр,.

Новогодний утренник в старшей группе «Цирк! Цирк! Цирк!» Старшая группа 2018 «Цирк! Цирк! Цирк!». Сценарий новогоднего праздника в старшей группе. Ход мероприятия: Фанфары =Парад – алле!=(Дети.

Презентация проекта «Цирк, цирк, цирк!» В предверии Дня Смеха,проводимого 1 апреля я задумала реализовать с детьми младшей группы проект,целью которого было расширение кругозора.

Сценарий новогоднего праздника для подготовительной группы «Цирк зажигает огни» Сценарий новогоднего праздника для подготовительной группы «Цирк зажигает огни» Цели: Создать условия для проявления у детей положительных.

Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы «Цирк» Задачи: создать условия для возникновения положительных эмоций, праздничного настроения; закрепить ранее изученные.

Сюжетно-игровое занятие «Цирк, цирк, цирк. » (старший дошкольный возраст) Ход занятия: Инструктор: Проходите, пожалуйста! Сегодня нас ждет необыкновенное представление. Наш цирк сегодня проездом у вас, только сегодня.

История цирка как история жестокости и милосердия

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Цирк значит круг

Само по себе античное слово «цирк», или, точнее, «циркус» буквально означало «круг» , и то, что происходило в этом круге с расходящимися от него зрительными местами, очень мало было похоже на современные представления. Там устраивали гонки на выживание, в ходе которых колесницы старались не только обогнать, но и перевернуть друг друга; гладиаторские бои; прилюдные кровавые казни и, наконец, травлю животных.

Более знакомые нам цирковые виды представлений тоже были популярны в античном мире. Это были и выступления с дрессированными животными (особенно популярны были мартышки), и жонглирование, и простая акробатика, и ходьба по канату. Однако эти выступления проходили как раз не на аренах, а прямо на площадях, во двориках богатых горожан или просто на попойках.

Позже на долгие годы цирк в его античном значении был запрещён христианами, хотя бродячие цирки продолжали колесить по Европе — в том числе во время законов против кочевников и бродячих артистов. Как считается, бродячие циркачи, продолжая пробавляться своим искусством и тесно сойдясь на почве проблем с законом и схожих занятий с пришедшими в Европу цыганами, образовали отдельный цыганообразный этнос германского по крови происхождения — енишей. До сих пор енишей упоминают чуть не во всех документах по социальной политике вместе с цыганами. Естественно, цыгане тоже давали цирковые представления до самого недавнего времени, и сейчас среди цыган есть активисты, пытающиеся возродить этот старый жанр.

Первым цирк как круглую арену со зрелищами и цирковые представления в нашем понимании соединил в конце восемнадцатого века англичанин по имени Филипп Астлей. Гвоздём его программы была вольтижировка — зрелищная езда верхом на лошадях, но для того, чтобы зрителям было интереснее, он добавил между верховыми выступлениями мимов, шутов, жонглёров, акробатов и эквилибристов. И, конечно, снова дрессированных зверей. По всей Европе стали вырастать здания цирков, а бродячие балаганчики переименовывались — тоже в цирки, только шапито.

Жестокие развлечения белых джентльменов

Не стоит думать, что если кровавые забавы Древнего Рима больше не имели отношения к цирку, новый цирк стал исключительно жанром исполнительского искусства. Цирковая программа восемнадцатого, девятнадцатого, а местами и двадцатого века шокировала бы многих современных зрителей.

Некоторые дрессировщики не скрывали, что запугивают животных, и показательно огревали зверей-артистов кнутами, чтобы зритель насладился победой человеческой воли над дикой природой. Выступления клоунов строились на сценках унижения и даже избиения артистов — и зрители охотно добавляли в шоу перца, кидая в клоуна мусором и выкрикивая насмешки.

Вокруг купола передвижного цирка обязательно было несколько павильонов. В одних из них сидели гадалки или фокусники показывали своё мастерство. А в других выставляли напогляд людей, расхваливая их как «редкостных уродцев», которые будут зрителям потом обязательно сниться в кошмарах или очень их насмешат. «Уродцы» могли быть инвалидами (например, безногими людьми, которые освоили несколько простых гимнастических трюков, или горбунами, или людьми с чрезмерным ростом костей), могли быть «экспонатами» с гипертрихозом (лишними волосами на теле и лице), альбиносами, представителями колонизированных народов (и в таком случае их часто без стеснения раздевали, словно животных, и могли заставлять на потеху есть сырое мясо), людьми с гиперподвижностью суставов и так далее. Далеко не каждый посетитель осматривал «уродцев» с минимальной вежливостью. Порой зрители грубили, отпускали скабрёзные замечания, а иногда напрямую вредили здоровью артиста, например, без спроса дёргая за волосы на челюсти или за руку человека с гиперподвижностью суставов. Некоторые владельцы цирков, обещая артистам хорошие контракты и безбедное будущее, на деле не только выпускали их как «уродцев» или участников шоу на арене, но и проституировали.

Читайте также  Обязательна ли прописка при трудоустройстве?

В цирке же можно было увидеть ещё одну забаву: разного рода бои и борьбу. Обычно это были бои собак или петухов, а бороться могли и женщины, и мужчины. В уважающих себя цирках борцы были хорошо подготовлены и проводили бой на красивых и лаконичных приёмах, но некоторые цирки вызывали возмущение культурных людей тем, что выпускали неподготовленных женщин, чьей функцией были смешить толпу, возясь перед зрителями в трико кое-как. Даже вольтижировка была мучением для артисток: им приходилось демонстрировать чудеса управления лошадью, сидя в тугом корсете боком, с огромной шляпой на голове. При падении и корсет, и шляпные шпильки травмировали куда серьёзнее, чем любая деталь костюма артиста-мужчины. И это не говоря о невозможности сгруппироваться в такой одежде.

Двадцатый век — жестокий и… гуманный

С двадцатым веком подача номеров в цирке стала изменяться. Людям хотелось видеть меньше жестокости и не чувствовать, что к ним относятся как к дуракам. С арен постепенно исчезли бои животных, шоу силачей становилось куда популярнее борьбы и вытеснило её. Дрессировщики стали или скрывать свою жестокость, или разрабатывать иные методики дрессуры — не полностью гуманные, но намного мягче предыдущих, и животных вообще стали содержать лучше — по крайней мере, в стационарных цирках они стали дольше жить. Номера клоунов стали сложнее и постепенно полностью ушли от сцен унижения.

«Уродцев» теперь представляли как научное шоу, которое позволяет понять, как бывает капризна природа, и артистов описывали в уважительном ключе. Так, про девочку с четырьмя ногами, две из которых были недоразвиты, а одна работала плохо, в анонсах писали, что, несмотря на инвалидность, она — одно из самых светлых созданий на земле, а «великанов» и «волосатых людей» представляли как актёров, а не экспонат. Постепенно перестали показывать карликов (кроме тех, что владели каким-либо цирковым искусством, естественно), горбунов, безногих, с искривлённым позвоночником, микроцефалов. Наконец, цирковая общественность решила, что вообще демонстрация людей даже как научного шоу — не слишком хорошая идея.

Кстати, тогда же, когда люди в цирках превратились из «уродцев» в артистов, фокусники стали потихоньку переставать выдавать себя за магов — людям гораздо интереснее была наука, и фокусники объявляли, что покажут чудеса иллюзии, в том числе чисто физического свойства, потому что физика и есть чудо.

В наше время поднимается вопрос использования в цирке зверей — кроме, может быть, самых общительных, вроде некоторых специально выращенных цирковых собак или шимпанзе, которые не хуже людей могут быть артистами и способны что-то делать за лакомство и ласковое слово, а не тумаки. Волнует жестокость не только дрессуры, но и содержания зверей — цирковые зверинцы недостаточно просторны, тем более во время гастролей. Можно ли будет превратить каждый цирк во что-то вроде Сирка дю солей? Кто знает. Но пока что траектория развития цирка только радовала гуманистов.

История русского цирка невозможна без истории цирковых династий: Как в России появилась знаменитая цирковая династия Дуровых .

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

10 самых любопытных фактов о цирке

В детстве почти все хотя бы несколько раз были в цирке. Некоторые из нас иногда заглядывают туда и уже будучи взрослыми. Необъяснимый магнетизм цирка всегда притягивал зрителя с невероятной силой. Цирк — это удивительное, загадочное, веселое, красивое и красочное место, которое способно заставить человека почувствовать широкий спектр эмоций, начиная от восхищения, заканчивая умилением и искренней радостью. Циркач — это такая же трудоемкая профессия, как и все остальные. Она имеет множество различных нюансов и особенностей. Работа цирка связана со многими интересными фактами, о многих из которых мы поведали в этой статье.

Стандартный диаметр арены цирка — 13 метров

Во всех цирках соблюдается стандарт диаметра арены. Он составляет 13 метров и введен далеко не случайно.

Дело в том, что в XVIII веке англичанин Филип Астли опытным путем установил, что такой диаметр является наиболее оптимальным для лошадей, скачущих галопом по кругу: их спина при данном диаметре имеет постоянный угол наклона.

Филип Астли — основатель жанра клоунады

Тот же англичанин, Филип Астли, что и установил оптимальный диаметр цирковой арены, считается изобретателем клоунады.

Он поступал просто: нанимал людей, которые никогда не управляли лошадью, и просил их на публике попытаться взобраться на нее и прокатиться. Разумеется, неопытные люди совершали различные забавные телодвижения и постоянно падали, вызывая смех окружающих.

Почему у клоунов красный нос?

Как известно, среди клоунов сложилась традиция надевать красный нос. Но мало кто знает, что она берет свое начало еще с момента, когда была изобретена клоунада.

Все дело в том, что люди, которых нанимал уже хорошо известный нам Филип Астли, чаще всего решались становиться посмешищем, находясь в нетрезвом состоянии. А особенность действия алкоголя такова, что у подвыпивших людей, чаще всего, краснеет нос. Вот так эта традиция и закрепилась.

Цирковое суеверие связано с поеданием семечек

Клоуны не едят семечки (по крайней мере, в цирке). Да и у других цирковых работников тоже, зачастую, действует табу на поедание семечек. Более того, циркачи даже призывают зрителей не есть их.

Это связано с суеверием: в цирковой среде считается, что таким образом можно «повыщелкивать зрителей», и упадут продажи билетов.

Число 13 для циркачей — счастливое

Многие циркачи считают, что число 13 приносит счастье. Подтверждением тому служит и тот факт, что диаметр арены равен этому числу (об этом факте мы упоминали выше).

К примеру, Московский цирк на Цветном бульваре находится в здании №13, а в его партере насчитывается 13 рядов.

В цирке есть должность шпрехшталмейстера

Это слово, которое любой русский человек вряд ли правильно прочтет с первого раза, обозначает очень важную должность. Шпрехшталмейстер — это сотрудник цирка, отвечающий за ход представления. Как вы, вероятно, уже догадались, слово пришло из немецкого языка и состоит из слов «говорить», «конюшня» и «хозяин».

В цирках СССР данная должность называлась проще — инспектор манежа.

Дрессировка животных, порой, может быть жестокой

Одними из самых запоминающихся впечатлений от цирка, полученных нами в детстве, являются акробаты и, конечно же, дрессированные животные.

Однако их дрессировка в цирке — это очень непростой процесс. Часто он связан с жестокостью, ведь животное, порой, непросто заставить выполнять какой-либо трюк.

В связи с этим организации по защите животных всегда находятся наготове и часто обращаются в суд с исками против цирков, относящимся к животным с особой жестокостью. Истории известен случай, когда по одному из таких исков компания «Ринглинг бразерс» заплатила штраф в размере 270 тысяч долларов.

Леонид Брежнев был любителем цирка

Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев при жизни очень любил цирк. Говорят, что в московском цирке имелся подземный гараж для машины Леонида Ильича, а, чтобы посмотреть представление в правительственной ложе, генсек поднимался к ней с помощью специального лифта.

Происхождение слова «цирк»

Название «цирк» происходит от латинского прилагательного circus, означающего «круглый». Это и неудивительно, учитывая традиционную форму цирковой арены.

Также существует другая версия происхождения этого названия. Согласно ей, «цирк» связан с именем Цирцеи, гомеровской волшебницы, которая превратила спутников Одиссея в свиней.

Существует фобия, связанная с клоунами

Кажется, что на свете не может быть персонажа, более веселого и позитивного, чем клоун. Но есть категория людей, которые боятся клоунов и всего, что с ними связано. Это люди, которые страдают клоунофобией.

Возможно, во многом это заслуга современной киноиндустрии, которая выпускает фильмы ужасов с главными злодеями — клоунами.

Психологи считают, что фобия связана с неприятием образов, схожих с человеком. То есть клоунофобия схожа с, например, боязнью роботов в человеческом обличии и т. д.

Также стоит отметить, что в последнее время престиж профессии клоуна значительно упал. И во многом это произошло именно из-за негативного образа, который активно продвигается в кино.

В прочем, это также связано с появлением других развлечений и способов проведения досуга, которые вытеснили цирк и повлияли на некоторое снижение его популярности.

Фото: из открытых источников

Подписывайтесь на наш ДЗЕН-канал! Только персональные подборки новостей в новом digital-пространстве!

Подписывайтесь на наш Яндекс.ЭФИР! Там найдёте самые интересные видео!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: