Откуда произошло выражение «соль земли»

«Соль земли» и 7 её символических качеств

Вы слышали словосочетание «соль земли»? А теперь скажите, что значит это выражение? Нет нужды гадать — и так ясно, что ни один читатель этой статьи не даст однозначное толкование. И проблема не в том, что мы плохо знаем богословие, а в том, что некоторые вещи, которые были понятны людям древности, для нас безвозвратно утрачены. И всё же будет полезно узнать, как разные толкователи стараются объяснить это выражение. Вдруг кого-то это натолкнёт на свои мысли.

Что значит, соль земли, могли знать слушатели Христа, которые были на Нагорной проповеди

Центральная проповедь христианства произнесена Иисусом Христом и получила название Нагорной проповеди. Конкретных сведений о месте и обстоятельствах её произнесения нет. Возможно, этот текст — и вовсе компиляция разных высказываний Мессии.

Так ли это важно, если мы с доверием относимся к сведениям канонических Евангелий?

Куда существеннее для христиан — само ядро Учения, те знания, которые даёт Спаситель. Среди прочих наставлений Он произносит:

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»

Современному русскому народу это непонятно, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что евреи прекрасно понимали, о чём говорит с ними Иисус Христос. В конце концов, кто бы стал слушать туманные и оставляющие сплошные вопросы речи.

Потому и нужны толкования Библии, которые позволяют разъяснить сложные места древних текстов. Различные попытки разобраться — дальше в статье.

Соль высоко ценили в древности

В комментарии к этому фрагменту, «Толковая Библия Лопухина» сообщает:

«Соль, будучи необходимым пищевым продуктом, без которого не могут обойтись ни люди, ни животные, считалась в древности «благородным, высокоценным веществом». «Nil sole et sale utilius» (нет ничего полезнее солнца и соли), говорили древние римляне. «Главное из всех потребностей для жизни человека, говорит Иисус, сын Сирахов, — вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда» (39:32). Плутарх называет соль “благодатью” (χάρις), Гомер прилагает к ней эпитет: «божественная» (θείον), а Платон называет соль “боголюбивым веществом” (θεοφιλές σώμα). Ученики Христа (в обширном смысле) необходимы и столь же ценны для Мира, как соль».

Соль — важна для современников Христа, она сохраняла продукты

Православный автор А.Г. Долженко в исследовании «Нагорная проповедь» обращает внимание на различные качества соли. Это даёт возможность провести некоторые параллели с последователями Иисуса Христа.

Соль сохраняет пищу от порчи. Стало быть, последователи Христа — это те, кто спасает человечества от греха, «духовной порчи».

Соль наделяет пищу приятными вкусовыми свойствами. Значит, последователи Христа — это те, кто привносит в наш мир нечто новое, наделяет его приятным вкусом Учения Христова.

Соль нужна только пока сохраняет свои свойства. Соль может стать негодной, о чём говорит автор Евангелия от Матфея:

«Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям»

Здесь сразу нужно оговориться: соль не может утратить вкусовые свойства. Возможно, Христос подразумевал невозможность ситуации.

Тут уместно замечание из «Толковой Библии Лопухина»:

«Чтобы понять изречение Христа, нам нужно оставить область химии, — просто потому, что Христос нисколько не рассуждает о химических вопросах, а ссылается на простой, ежедневный (некоторые говорят даже «кухонный») опыт, известный всякому, — когда соль портится от разных причин и за негодностью выбрасывается».

Соль не может утратить вкусовые качества, но способна испортиться, о чём и говорит Иисус

Но вернёмся к А.Г. Долженко. Он делает следующие выводы:

«Человек, который служение Богу не выражает в добрых делах, не сможет помогать другим людям. В этом случае, по образным словам Христа, соль теряет свою силу и перестает быть соленой. Если мы своими делами не утверждаем, и словами не распространяем учение Христово, то Слово Божье становится бездейственным. “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий” (1Кор.13:1).

Именно любовь к Богу и ближним и поможет последователям Иисуса Христа стать истинной солью земли , раскрывая истинный вкус и смысл жизни, просвещая и облагораживая человечество. Именно как в кулинарном искусстве соль (незаменимая приправа) является особым компонентом, придающим вкус пище, необходимой для полноценной жизни, так и христианин, ставший солью земли, придает жизни человечества особый вкус, раскрывая философский смысл бытия, и указывая путь к познанию истины, которая, как интеллектуальная приправа, делает существование людей завершенным и духовно целенаправленным».

Первое, что бросается в глаза, — в этом исследовании проигнорировано сочетание «соль земли». Акцент только на соли. Если бы Иисус Христос сказал: «вы — соль», рассуждения автора могли бы быть исчерпывающими. Но в нашем случае остаются вопросы.

Соль способна сохранять. Возможно, именно на это ссылается Иисус Христос в своей проповеди. Такое качество соли знали по всему миру и использовали в священных ритуалах — например, при мумификации (на фото — фараон Яхмос I, основатель XVIII династии, живший незадолго до Моисея). Фото: upload.wikimedia.org

7 качеств соли, важных в Библии: чистота, консервирование, использование в ритуалах, символ мудрости или завета, удобрение, востребованность

Лучше всего о том, зачем заводить разговор о соли, скажет само Священное Писание. Из него можно выделить следующие свойства соли:

  1. Очищает.
  2. Используется при жертвоприношениях.
  3. Сохраняет еду.
  4. Символизирует мудрость (раввинские источники).
  5. Активно используется (то есть не отдалять от мира, не жить отшельником).
  6. Удобряет.
  7. Символ завета с Богом.

Приводить цитаты на каждый пункт было бы слишком. Но вот, например, соль как символ завета при ритуале:

«Всякое приношение твое хлебное соли́ солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси [Господу Богу твоему] соль»

В толковании свт. Григория Великого, «соль земли» — приправа для пищи Божией

Святитель Григорий Великий (Двоеслов) решил, что понятие «соль земли» можно возвести до ещё более широкого, где человечество — это пища Бога:

«Чем же мы назовем души людей, если не пищей Господа, когда они созданы для того, чтобы в теле Его переваривались, т.е. чтобы стремились к приумножению Вечной Церкви? Но приправою для этой пищи должны были быть мы. Ибо, как сказали мы несколько впереди, посланным проповедникам говорится: вы есте соль земли. Итак, если народ есть пища Божия, то приправой для этой пищи должны быть священники.

Но поскольку когда мы перестаем употреблять святую проповедь и учение, соль теряет силу , то она не может приправлять пищи Божией, и потому не принимается Виновником то, что по нашей глупости не сберегается. Итак, подумаем о том, кто покаялся, будучи некогда обращен нашим словом, кто исправился в своем поведении от нашего выговора, кто оставил роскошь по нашему наставлению, кто бросил сребролюбие, кто гордость? Подумаем, какую пользу для Бога сделали мы, которые, по принятии таланта, посланы от Него на делание?»

Но в то же время он выводит и другое значение, где полагает, что «соль земли» — это указание на то, что священники должны донести Слово Божие до аудитории:

«Итак, если мы соль, то должны исправлять души верующих. Итак, вы, пастыри, подумайте, что вы пасете животных Божиих. Об этих-то именно животных говорится Богу через Псалмопевца: животная Твоя живут на ней (Пс. 67:11). И часто мы видим, что камень соли кладется скотам одушевленным для того, чтобы они лизали этот камень соли и улучшались. Итак, священник в народе должен быть подобен этому камню соли между скотами одушевленными. Ибо священнику необходимо надобно стараться о том, что говорить каждому порознь, чем увещевать каждого, приноровительно к его состоянию, для того, чтобы имеющий общение со священником был приправляем вкусом Вечной Жизни, как бы от прикосновения к соли. Ибо мы не соль земли, если не исправляем сердец слушающих. Эту приправу к кушанью доставляет ближнему именно тот, кто не лишает его слова проповеди».

Блаж. Иероним Стридонский считал, что Иисус этой фразой напоминал проповедникам об их ответственности

Блаженный Иероним Стридонский смотрел глубже и видел в этом выражении предостережение, что сила — это большая ответственность.

Вот как комментирует фразу «вы соль земли»:

«Апостолы называются солью, потому что через них [навсегда] сохраняется весь род человеческий»

Отталкиваясь от этого качества, он продолжал мысль:

«Если сам учитель впадет в заблуждение, то кем другим будет исправлен».

И в конец предостерегал:

«Пример взят из земледелия. Действительно, соль необходима для приготовления пищи; другого употребления для нее нет. Впрочем, мы читаем в св. Писании, что некоторые города вследствие раздражения победителей были посыпаны солью, так что на земле не взошло ни одного ростка (Суд. 9:45). Итак, пусть учители будут внимательны и помнят, что могущественные подвергнутся сильному наказанию (Прем. 6:6) и что нет никакого средства к избавлению: разрушенные остатки великих людей будут низведены в ад».

Возможно, перевод неправилен и подразумевалась «соль души»

Есть мнение, что текст перевели неправильно, и речь шла о «соли души». Это обогащает и упрощает интерпретацию.

Выходит, что последователи Христа — это те, кто стараются ради душ живых существ.

Но эта версия не признана большинством учёных.

Есть и другие варианты перевода этого выражения.

В обиходе «солю земли» называют выдающихся людей

Несмотря на то, что христианское богословие так и не разобралось с «солью земли», в обиходе выражение взяли на вооружение.

Им уже давно в России называют выдающихся деятелей человечества: учёных, писателей, художников. Они — соль земли, то есть что-то такое, что делает эту планету лучше, оставляет после себя большой вклад.

Вероятно, подразумевается, что щепотка соли способна изменить вкус блюда к лучшему. И вот все выдающиеся люди по крупинке составляют эту самую заветную щепотку.

Такое толкование имеет право на жизнь, хотя ясно, что Иисус Христос подразумевал не достижения людей в науке или искусстве, а говорил именно о своих последователях. И всё же, встретив такое выражение, стоит учесть, что, скорее всего, под ним будут понимать именно обиходное значение.

Выражение «соль земли» используется в названии православных произведений, например, фильма о Схиаархимандрите Христофоре и др.

Хотя мы не имеем однозначного толкования выражения «соль земли», его часто используют в заголовках православных документальных фильмов и литературы.

Самый известный пример — цикл из 6 фильмов «Соль земли». Он рассказывает о следующих христианских деятелях:

  • Фильм 1-й. Протоиерей Николай Рагозин;
  • Фильм 2-й. Схиархимандрит Христофор;
  • Фильм 3-й. Воспоминания об отце Николае (Гурьянове);
  • Фильм 4-й. Архимандрит Таврион (Батозский);
  • Фильм 5-й. Игумен Гурий;
  • Фильм 6-й. Схиигумен Иероним Санаксарский.

Все части есть в открытом доступе. Вот первая из них:

Ссылка на видео:

Почему на горе свистит рак, а соль добывают из земли? Разобрались в смысле популярных поговорок

Фразеологизмы и устойчивые выражения играют невероятно важную роль в нашей повседневной речи. Порой метким выражением можно раскрыть всю гамму обуревающих нас чувств. Но очень часто мы употребляем эти выражения, даже не понимая их первоначального смысла. Решили разобраться в значении и происхождении некоторых популярных фразеологизмов.

1. Пока рак на горе не свистнет

Мы употребляет этот фразеологизм в значении «очень долго», «никогда». Как и многие другие выражения, фраза «Когда рак на горе свистнет» возникла в народе, во время наблюдений за окружающим миром. Есть несколько версий того, откуда пошло выражение. Согласно самой распространенной версии, поговорка родилась из уголовного фольклора в Одессе и звучала она так: «Когда Рак на Шкодовой горе свистнет». При этом Рак в этой поговорке не животное, а прозвище известного вора Ракачинского. Согласно этой легенде, если Ракачинский проиграл бы пари, то должен был периодически оглашать свистом Шкодову гору, по которой проходила объездная дорога. Этой дорогой пользовались крайне редко, только во время дождей, а все остальное время она стояла пустой. По всей вероятности, Рак должен был свистеть в те дни, когда над Одессой шли интенсивные дожди, что случалось достаточно редко, поэтому дождаться от него свиста так не и не довелось.

Читайте также  Как изменить информацию на сайте

2. Что значит слово «соль» в выражениях типа «вот в чем соль» и «соль земли»

Сейчас в таких оборотах слово соль понимается нами как «суть». Но пришли эти устойчивые выражения к нам из религии и значили кое-что другое. Среди древних евреев соль использовалась для сохранения еды, в качестве приправы и во всех животных жертвоприношениях. Она была столь важна для ритуала, что стала одним из символом Завета между Богом и его народом. Точное значение выражения «соль земли» назвать трудно, отчасти из-за того, что в древнем мире соль имела различное употребление. Вот возможные значения этой метафоры: очищающее вещество, символ завета перед Богом, необходимость сохранять чистоту мира, мудрость.

3. Вернемся к нашим баранам

Любимое выражение учителя, которому надоело объяснять одно и тоже своим ученикам. Но почему именно к «баранам», а не к козам, например? «Вернемся к нашим баранам» — это калька с французского устойчивого выражения из фарса «Адвокат Пьер Патлен» (ок. 1470). Этими словами судья прерывает речь богатого суконщика, который хотел наказать пастуха, укравшего у него барана. Суконщик в суде забывает о своей тяжбе и ругается с адвокатом пастуха, который не уплатил ему когда-то за сукно.

4. Всыпать по первое число

«Всыпать по первое число» означает «очень сильно наказать». У этого фразеологизма очень интересная история. Вошло оно в нашу речь со старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, прав или виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

5. Зарубить на носу

Мы употребляем этот фразеологизм в значении «накрепко запомнить». Его смысл можно ошибочно трактовать, как «сделать отметину на носу, чтобы не забыть о важном», однако «нос» в данном случае имеет другое значение — «памятная дощечка», «бирка для записей». Раньше некоторые неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.

6. Лезть на рожон

Еще одно таинственное выражение, которое в современном языке значит «сильно подставляться». Раньше рожоном называли заостренный кол, который использовали при охоте на медведя. Охотясь с рожном, смельчаки выставляли перед собой этот острый кол. Разъяренный зверь лез на рожон и погибал.

7. Непутевый человек

Задумывались когда-нибудь, почему растяпу и неудачника называют «непутевым»? Этому выражению мы также обязаны нашим предкам. В старину на Руси путем называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий -ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. То есть, слово путь значило «должность». Те, кому не удавалось эту должность получить назывались «непутевыми».

8. Разводить антимонии

Смысл выражения понятен, даже если вы редко его слышали в современной речи. Разводить антимонии — значит разводить ненужные и пустые беседы. Выражение получило от латинского названия сурьмы (antimonium), которую использовали в качестве лекарственного и косметического средства, предварительно растерев ее, а затем растворив. Сурьма плохо растворяется, поэтому процесс был очень долгим и трудоемким. И пока она растворялась, фармацевты вели бесконечные разговоры. Вот такая интересная история.

9. Хватила кондрашка

Выражение «хватила кондрашка» употребляется в значении получить удар, внезапно скончаться. История фразеологизма точно не известна, но по предположению историка Соловьева, выражение связано с именем предводителя Булавинского восстания на Дону в 1707 г. атамана Кондратия Афанасьевича Булавина (Кондрашка), который внезапным налетом истребил весь царский отряд во главе с воеводой князем Долгоруким.

10. Точить лясы

Выражение «точить лясы» значит болтать без умолку и без повода. Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка; изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Другая версия возводит выражение к значению русского слово балясы — россказни, украинского баляс — шум, которые восходят непосредственно к общеславянскому «рассказывать».

«Вы – соль земли»

После того, когда Иисус Христос провозгласил девять заповедей Блаженства, Он продолжил в Нагорной проповеди излагать Свое Учение. Иисуса Христа окружала толпа народа, состоящая преимущественно из евреев, которые мечтали о восстановлении израильского государства, которые жаждали земных благ и удовольствий в этом царстве. С разочарованием евреи, книжники и фарисеи, услышали о том, что Царство Божие ожидает не их, потомков Авраама, Исаака, Иакова, а нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных за правду, гонимых и злословимых за имя Христово.

Большинство людей, окружавших Иисуса Христа, считали, что они достойны Царства Небесного уже потому, что являются еврейским богоизбранным народом, предназначенным для того, чтобы повелевать всеми народами мира. Они также считали, что это Царство специально для них приготовлено, а не потому, что они должны иметь высокие морально-нравственные качества души. И вот тогда, видя такое отношение к Своим словам, Иисус Христос обращается не к чванливо высокомерным фарисеям и книжникам, а к Своим ученикам, недавно избранным двенадцати Апостолам. «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил» (Лука 6:20). Эти люди были бедняками, не получившими никакого образования, не умевшие красиво говорить и витиевато рассуждать. Но они, являясь скромными тружениками, в отличие от книжников и фарисеев, обладали высокими душевными качествами, позволяющими стать членами Царства Небесного и с искренним желанием и твердым усердием распространять учение Христово среди народов мира. Именно им, двенадцати Апостолам, а также другим людям, которые будут последователями учения Христова, Иисус Христос и объясняет, какими они должны стать, чтобы войти в Царство Небесное и ввести за собой и других людей.

Иисус Христос рассказывает Своим последователям о том, какой великой силой духа они должны обладать, чтобы победить все препятствия на пути духовного самосовершенствования и восторжествовать над силами зла. И чтобы укрепить своих последователей на их праведном пути, Иисус Христос провозглашает Свои заповеди Блаженства в определенном порядке, вразумляя Своих учеников и указывая на то, как постепенно будут возрастать их высокие душевные качества. Так Христос говорит о том, что смиренно мудрствующий человек (нищий духом) обязательно придет к покаянию и будет оплакивать свои грехи и грехи падшего человечества. Плачущий способен проявлять кротость и смирение, а также будет являться жаждущим правды и многомилостивым человеком. Проявляющий милосердие к людям, обязательно будет иметь чистое сердце и станет миротворцем. И тот человек, который достигнет этих качеств души, не испугается ни гонений за правду, ни злословий и притеснений за Иисуса Христа. Такой человек, достигнув духовного совершенства, и будет отличаться от других людей, как соль от не соленой пищи.

Именно к таким, духовно совершенным людям, Христос и обращается, говоря им: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» ( Матф.5:13 ). Как же нужно понимать эти слова? Одной из способностей соли является предохранение пищи от порчи. Вероятно и люди, несущие в мир учение Христово, должны предохранять и спасать других людей от морального разложения, от духовной порчи. Потому что через последователей Иисуса Христа проявляется «благодать Божия, спасительная для всех человеков» ( Тит.2:11 ). Соль в виде приправы придает пище особый вкус. Так и учение Христово должно стать в жизни людей основной сутью, придающей существованию человека высший, особый смысл, а люди, являющиеся последователями Иисуса Христа, распространяющие это учение, и есть соль земли. То есть наиболее активная творческая сила человечества. Соль должна пропитать ту пищу, которую она предохраняет от порчи. Так и Евангелие и учение Христово должно проникнуть в душу и разум человека, и повлиять на его помыслы и поступки, чтобы предохранить от зла, и наставить на путь истинный.

Последователи Иисуса Христа должны распространять учение Христово среди людей, доводя его до сознания людей, желающих познать учение Христово. Христианская любовь, пронизанная праведностью Иисуса Христа, открывает души людей к свету Учения Христова. Искренне верующий человек распространяет вокруг себя великую жизненную силу, которая заряжает сердца людей неисчерпаемой энергией и пробуждает души к добру. Пробуждение душ людей осуществляется силой Духа Святого и христианской любовью (которая велика как вселенная), находящейся в сердцах сторонников Иисуса Христа. Эта любовь распространяет вокруг себя благословение, облагораживает жизнь, дает силы переносить невзгоды и препятствия, противостоять искушениям и злу, и делает истинных христиан подлинной солью земли, то есть людьми, выражающими смысл человеческой жизни, поясняющими суть бытия. Итак, солью земли Иисус Христос назвал своих последователей, обладающих большой всепобеждающей силой духа, способных противостоять гонениям и препятствиям.

Наряду с этим Иисус Христос делает серьезное предупреждение о том, что если Его сторонники отступят от соблюдения заповедей Христовых, уйдут с пути спасения людей, то они потеряют великую силу духа, и станут бесполезными для дела Христова, как бесполезна бывает соль, переставшая быть соленой. И тогда таких людей будут презирать, как не устоявших в истине и ставших ненужными для служения дела Христова. Христос очень часто в Своих словах прибегает к поясняющим сравнениям и примерам. Так и в этой части своей речи Он говорит: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» ( Матф.5:13 ). После этих слов слушатели Иисуса Христа легко могли себе представить блестящую белую соль, валяющуюся на дороге, так как она потеряла свои свойства – быть соленой, и стала негодной.

Эти слова Иисуса Христа в первую очередь обращены к книжникам и фарисеям, которые, называя себя служителями Божьими и проповедниками, на самом деле искажали Закон Божий. Во вторую очередь эти слова обращены к тем последователям Иисуса Христа, которые не устояли, и сошли с праведного пути соблюдения заповедей Христовых. В третью очередь эти слова обращены ко всякого рода лжепроповедникам, которые, сознательно искажая учение Христово, используют это либо в корыстных целях и наживаются на этом, организовывая всякого рода секты, либо являются заблудшими фанатиками. Только в той степени, в какой человек лично посвятил себя Христу, он может влиять на других людей.

Человек, который служение Богу не выражает в добрых делах, не сможет помогать другим людям. В этом случае, по образным словам Христа, соль теряет свою силу и перестает быть соленой. Если мы своими делами не утверждаем, и словами не распространяем учение Христово, то Слово Божье становится бездейственным. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» ( 1Кор.13:1 ). Именно любовь к Богу и ближним и поможет последователям Иисуса Христа стать истинной солью земли, раскрывая истинный вкус и смысл жизни, просвещая и облагораживая человечество. Именно как в кулинарном искусстве соль (незаменимая приправа) является особым компонентом, придающим вкус пище, необходимой для полноценной жизни, так и христианин, ставший солью земли, придает жизни человечества особый вкус, раскрывая философский смысл бытия, и указывая путь к познанию истины, которая, как интеллектуальная приправа, делает существование людей завершенным и духовно целенаправленным.

Вы — соль земли и свет миру. О чем говорил Иисус и что это значит?

Иисус Христос сказал однажды Своим ученикам «Вы — соль земли». Что это значит и почему Иисус сравнил христиан с солью?

Читайте также  Какие комплексы витаминов можно давать ребенку 2 лет

Одна старая французская сказка рассказывает о короле, который обожал свою единственную дочь. Принцесса отвечала ему взаимностью и однажды, когда они вместе обедали в большом зале, сказала королю, что «любит его, как соль». Король был очень удивлен и даже разозлился от услышанного. «Соль — это просто какой-то бесполезный камень» — думал он – «Это не что-то важное!». Он чувствовал, что принцесса обидела его этим заявлением, и выгнал её из царства. Вся в слезах принцесса убежала, чтобы больше никогда не встретиться с королем. Годы спустя царство короля оказалось окружено врагом, все люди оказались в ловушке. Он больше не мог получать еду извне, как было раньше. Он никогда не думал, что некоторые вещи так необходимы для жизни, одной из которых как раз и была соль. Без соли весь его скот и люди болели и умирали. И только тогда он понял силу и глубину любви своей дочери.

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Евангелие от Матфея 5:13

Соль в организме человека

Когда Иисус Христос говорил, что соль — добрая вещь, Он понимал, какой смысл вкладывал в Свои слова, и, хотя в наши дни мы завалены предостережении о чрезмерном употребление соли в нашем пищевом рационе, говорить, что соль — это зло, было бы грубейшей ошибкой. На самом деле, почти каждая часть нашего организма содержит соль и она является необходимым компонентом для нормальной работы нашей клеточной системы. Без соли и воды клетки нашего организма не в состоянии питаться, что приводит к смерти от обезвоживания. Соль представляет собой хлорид натрия (NaCl); хлорид имеет важное значение для пищеварения и дыхательной системы; а натрий, который организм не может самостоятельно производить, стимулирует обогащение организма питательными веществами и кислородом.

Ежедневно организм расходует определенное количество соли и, чтобы здоровые процессы нашего тела продолжались, необходимо восполнять его. Издревле соль использовали для консервации продуктов питания, вкусовых качеств различных блюд и в качестве антисептика для заживления ран. На протяжении всей истории, соль играет важную роль в хозяйстве, отношениях и медицине. Конечно, в настоящее время все больше для обработки продуктов соль используют в промышленных масштабах и этот факт не в пользу её полезности. Но и животные, и люди помнят ее важность. Множество троп были сделаны вначале животными, которые ходили по ним, чтобы добраться до источников соли, и, буквально, добывали её слизыванием. И только потом по этим маршрутам прошел человек. До сих пор не ясно, как животные осознают потребность своего организма в соли. Если мы проголодались, то по опыту мы знаем, что нужно сделать, а если возникает дефицит соли в организме, то желание поесть соли не появляется, хотя будут её признаки: головная боль и головокружение.

Сегодня добыть соль не трудно — она есть в каждом магазине и не стоит больших денег. И поэтому так трудно представить, что во времена Иисуса соль была одним из самых востребованных товаров. Так же, как и соль, христианство нынче подается, как нечто дешевое и обыденное. Но только следование за Христом очень ценно, востребовано и даёт жизнь. Многие люди изнывают, словно им недостает соли, но не могут понять причину. Фрустрация и смерть ожидает их, если они так и не поймут.

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям. Евангелие от Матфея 5:13

Духовное значение выражения «Вы — соль земли»

Теперь, зная о соли, мы можем понять какой смысл вкладывал Иисус Христос, говоря о ней. Ученики Иисуса и есть соль земли, а соль используется как консервант. Значит, наша роль защищать себя и других от «…обычаев этого мира… и его князя, господствующего в воздухе» (Послание Ефесянам 2:2). Так же, как и соль придает вкус еде, мы, христиане, показываем истинную радость и мир в жизни с Богом. И так же, как соль вызывает жажду, так и мы, движимые Духом, делимся с людьми простой истиной, чтобы они «искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас» (Деяния 17:27). Любовь к Иисусу и верность Его учению является чётким индикатором нашей «солёности».

В контексте Евангелия от Матфея 5:13 Иисус ясно даёт понять, что речь идет не о кулинарных хитростях. Наш Господь предостерегает, чтобы мы не теряли главного, без чего невозможно жить. В то время как сама соль не меняет свой характер, она может быть разбавлена и потерять свою солёность. Это главное и есть соль учения Христова, которая производит внутри нас изменения и духовный рост, угодные Иисусу Христу, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Петра 4:11). Сатана упорно трудится, чтобы разбавить нашу «солёность» и сделать бесполезными наши знания, силу и любовь к Отцу и Сыну и Святому Духу. Наша «солёность» — это наша вера и исполнение воли Бога в нашей жизни. Мы — соль земли. Мы — то, чем Бог собирается изменить этот мир. Мы не должны терять это качество, разбавляя учение Иисуса Христа обычаями этого мира. Зачем становиться бесполезными в глазах Бога?

Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. Послание к Колоссянам 4:6

Только представьте, какими были бы наши диалоги, если бы в каждом из них мы руководствовались этой притчей? Тогда наша речь должна быть полна хороших и добрых слов, подразумевающих наши милосердие и приятие к каждому человеку, знаем мы этого человека или нет. Также мы должны подсаливать «языком мудрых… и словом подкреплять» (Исайя 50:4) наши беседы, чтобы это подвигало людей к Богу. Любопытно, что Библия не говорит: “Подкрепляйте своё общение сахаром” — хотя мы и должны быть хорошими, Иисус не призывал нас “подсластить пилюли” для этого мира. Иисус назвал нас солью земли, а не сахаром!

«Соль земли»

Вспоминаю, как мы, советские школьники, весело смеялись над простодушной средневековой картинкой в учебнике географии. Некий странник, добравшись до края земли, просунул голову сквозь небесную твердь и с любопытством заглядывает за ее пределы.

Много тысячелетий пытливое человечество вглядывается в эту таинственную бездну, однако ее наглядный образ в нашем сознании чем дальше, тем все менее отчетлив.

Но может ли жизнь человеческая считаться полноценной, если в ней не отражается художественный образ окружающего мира? Сегодня человечество стоит на пороге духовной катастрофы, когда сама человеческая личность того и гляди превратится в некий «оцифрованный код». Ради каких же «священных принципов» жизни мы жертвуем сегодня самой Жизнью?!

Внутренний голос обреченно повторяет: прогресс остановить нельзя. Да останавливать ничего и не надо, но думать-то пока никто не запретил. Что же произошло с нашим сознанием на путях того самого «прогресса»?

Под воинственный клич юных пионеров «хочу все знать!» мы в прах развеяли наше образное восприятие таких основополагающих категорий бытия, как Пространство и Время. Пространство растворилось в непостижимой бесконечности, то есть фактически выпало из нашего образного восприятия. А Время лишилось нравственного смысла, ибо сегодня мы бесцельно скользим из туманно-безначального прошлого в некое будущее, образ которого в нашем сознании просто отсутствует.

А в умах наших далеких предков эти представления были иными. Сакрально-замкнутое пространство возводимых храмов организовывалось, как иконный образ всего мироздания. Время же было его живым дыханием в мистическом ритме совершающихся богослужений. Подобная модель куда ближе к Истине, чем, например, научно-популярные шоу современных планетариев. Кроме того, категории Пространство и Время имели образно-нравственные ориентиры. Путь вверх ведет к Богу, вниз – в преисподнюю. На Востоке – рай, на Западе – край света, за который свет «западает» и т.д. У Времени было начало и несомненно будет конец. Только в этой своей предначертанности Время обретает смысл. Оно отпущено людям для осуществления конкретной цели, для воплощения на Земле Замысла Творца. Все это делает Время мистически драгоценным, духовно мобилизующим, напоминающим людям об ответственности их пребывания в этом мире.

В недрах Православной Церкви таятся сокровища, которые мы сегодня недооцениваем. Нет, это не золоченая утварь – это древние основы ее духовной культуры. Сегодня эти сокровища не только не устарели, они обрели особую актуальность и ждут своих делателей. Причем для этого не нужно ничего «распиливать» и «откатывать», не нужны квадратные километры сусального золота – нужна только любовь к красоте смыслов, к их разумной простоте, к пленительной беседе между верующими единомышленниками, влюбленными в древнюю православную культуру.

Сегодня Церкви не надо ничего обновлять и осовременивать, не надо ни с кем заигрывать, надо только самим полюбить глубину вот этого умного художества, ту самую «соль земли», которая не должна «терять силу». Эта «сила» не в обновлении, а в сохранении и оживлении духовно исторического опыта.

А то ведь, что греха таить, нам иногда кажется, что в миру весело, а в Церкви скучно, и мы призываем людей отказаться от мирского веселья и образумиться в скучной Церкви. Но это же ханжество. До тех пор, пока в Церкви не проснется живое, по-настоящему увлекательное творчество, так и будем «уговаривать» и играть в «миссионерство». Надо, чтобы нам самим в Церкви стало намного интереснее, чем в миру, а этот «интерес» дремлет пока в глубинах церковной культуры. Не в украшательстве, не в безвкусице дорогостоящего рукоделия, а в постижении литургических смыслов, выраженных средствами культуры.

Но возможно ли сегодня такое? Подобный опыт в нашей не столь отдаленной истории известен. В середине ХIХ века в жизни России наблюдается явный упадок церковной культуры. Работа в храмах становится отхожим промыслом полуобразованных богомазов, провинциальных кустарей, безработных певчих. Русская интеллигенция была захвачена антиклерикальными настроениями. Этот период завершился освящением в 1883 г. Храма Христа Спасителя в Москве, который строили 50 лет. Возможно, известная разочарованность в художественных достоинствах этого грандиозного сооружения дала толчок творческой интеллигенции России взяться, наконец, за святое дело и выполнить свой долг перед Богом и Отечеством. Первый шаг сделал Виктор Михайлович Васнецов. В конце 80-х – начале 90-х гг. XIX века он создает монументальный ансамбль стенной живописи во вновь построенном Владимирском соборе в Киеве.

Наступает ХХ век – царствование государя Николая Александровича. На фоне раздирающих русское общество социальных противоречий в русской культуре начинается уникальный период – возрождение церковно-культурного творчества, так называемый новорусский стиль. Назовем лишь основные имена активных творцов, участвовавших в этом, столь трагически прерванном мистическом явлении. Прежде всего, строители храмов, зодчие: А.В.Щусев, В.А. Покровский, Ф.О. Шехтель, С.С. Кричинский, И.Е. Бондаренко, Ф.Ф. Горностаев. Композиторы: П.Г. Чесноков, А.Д. Кастальский, Д.Т. Гречанинов, С.В. Рахманинов, Синодальный хор мальчиков с его триумфальным шествием по Европе в 1910-е гг. под управлением Н.М. Данилина. Художники: уже упомянутый В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, граф В.А. Комаровский и уже оказавшиеся в эмиграции Д.С. Стеллецкий, Л.Д.Успенский, инок Григорий (Круг). В той же эмиграции всемирную славу обрел Хор донских казаков Сергея Жарова.

Бесценный вклад в изучение и возрождение восточно-христианской культуры внесли научно-исследовательские труды целой плеяды ученых и мыслителей того времени, таких как Н.П. Кондаков и его ученик Андрэ Грабар, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, князь Е.Н. Трубецкой, граф А.В. Олсуфьев и многие другие.

100 лет назад это плодотворное движение было резко прервано известными событиями Первой мировой войны и революции. 30 лет назад период гонений на Русскую Церковь закончился.

Читайте также  Шесть золотых правил составления резюме

Так что же мешает нам продолжить прерванный путь? Не надо ждать, что кто-то сверху даст команду или явится некий гений. Православная культура соборная, вот и пора собираться и разбираться. Сначала «двое или трое во Имя Мое». Надо ловить оторванные концы, пока они живы, и, как на фронте, под снарядами тянуть, тянуть связь.

Современный мир угрожающе враждебен всему этому, но «соль земли» не должна терять силу!

Соль жизни значение фразеологизма. Откуда произошло выражение «соль земли

Светлое и прогрессивное будущее принадлежит людям творческим, талантливым и способным. Любые достижения подвластны тем, кто реализовывает свои новаторские идеи, меняющие жизнь всех жителей планеты.

Когда-то давно люди даже не знали, что такое электричество, радио, телевидение и Интернет. А сейчас мы можем пользоваться всеми этими благами. И все благодаря ученым и инженерам — всем тем, о ком говорят, что они — «соль земли». Значение и происхождение фразеологизма мы рассмотрим в этой статье. Узнаем более подробное толкование, этимологию и употребление этого устойчивого выражения.

«Соль земли»: значение фразеологизма

Многие устойчивые выражения прекрасно характеризуют людей. Тех, кто играет большую роль в развитии человечества, называют «соль земли». Также этими словами характеризуют выдающихся людей, которые преуспевают в какой-нибудь области.

Если заглянуть в школьный фразеологический словарь, составленный Степановой М. И., то можно найти следующее значение фразеологизма «соль земли». Выражение, по ее мнению, высокое, оно характеризует основную творческую силу какого-нибудь народа.

Происхождение фразеологизма

Это выражение пришло к нам из Евангелия. Такими словами Иисус называл своих верных учеников.

Возможно, он использовал такое выражение потому, что соль придает вкус. Он имел в виду, что его ученики способны изменить людей, сделать их лучше. Они — душа народа, «соль земли». Значение фразеологизма, таким образом, говорит о людях тех, кто делает нашу жизнь пряной. То есть они придают ей вкус, делают более приятной.

Употребление фразеологизма

Многие устойчивые выражения активно используются в СМИ, литературе, кинематографе, в качестве заголовков, емких описаний, названий выставок и прочего. Не обходят стороной и словосочетание «соль земли». Значение фразеологизма отлично подходит для описания выдающихся людей, внесших вклад в развитие общества.

Этим устойчивым словосочетанием назвали документальный фильм о фотографе Себастьяне Сальгадо, художественный фильм по одноименному роману Георгия Маркова.

Фразеологизм используют для названия групп, организаций, программ, посвященных героям, выдающимся, талантливым людям.

Часто журналисты применяют в своих громких заголовках выражение «соль земли». Значение фразеологизма при этом не всегда учитывается. Порой эти материалы бывают посвящены не творческим людям. В них, например, может содержаться информация о вреде соли для организма человека или почвы. Такая игра слов привлекает внимание читателей.

Заключение

Рассмотрев этот устойчивый оборот, можно сделать следующие выводы:

  • его значение — творческая сила, выдающиеся люди;
  • он пришел к нам из Библии;
  • употребляется в высоком стиле;
  • применяется в различных сферах: СМИ, литературе, кинематографе и т. д.

Солью земли мы можем назвать великих ученых, мыслителей, инженеров, писателей, художников. Они не боятся экспериментировать, создавать новое, улучшать условия жизни, они тянут всех вперед. За ними — светлое будущее!

Соль земли
Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 5, ст. 13) приводятся слова Иисуса Христа, сказанные им своим ученикам в Нагорной проповеди: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».
Иносказательно: избранные люди, лучшие представители человеческого общества.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Соль земли» в других словарях:

Соль земли. Ср. И кто наконецъ эти соль земли, эти избранные, пришедшіе къ общественной трапезѣ! остроумные пустозвоны, считающіе въ ловкой захлесткѣ рѣчи всю суть дѣла. всевозможныхъ родовъ возмужалые и юные свищи. Писемскій. Взбаламученное… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Лучшие, элита, лучшие из лучших, избранные, цвет, сливки Словарь русских синонимов. соль земли сущ., кол во синонимов: 6 избранные (6) … Словарь синонимов

— «СОЛЬ ЗЕМЛИ», СССР, Ленфильм, 1978, цв., 489 мин. Телесериал. По мотивам одноименного романа Г. Маркова. В фильме прослеживается судьба крестьянской семьи Строговых. Действие происходит в Западной Сибири в конце сороковых годов двадцатого века.… … Энциклопедия кино

Ср. И кто, наконец, эти соль земли, эти избранные, пришедшие к общественной трапезе! остроумные пустозвоны, считающие в ловкой захлестке речи всю суть дела. всевозможных родов возмужалые и юные свищи. Писемский. Взбаламученное море. 5, 8. Ср … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Соль земли — Экспрес. Высок. Самые лучшие, талантливые, дееспособные, полезные для общества люди. Не забывайте, что мы [инженеры] соль земли, что нам принадлежит будущее… Не мы ли опутали весь земной шар сетью железных дорог? Не мы ли разверзаем недра земли и … Фразеологический словарь русского литературного языка

Книжн. Наиболее активная, творческая сила народа. /i> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 542; ФСРЯ, 446 … Большой словарь русских поговорок

СОЛЬ ЗЕМЛИ — 1978, 7 серий, 489 мин., цв., ш/э, тво. жанр: драма. реж. Искандер Хамраев, сц. Георгий Марков, Эдуард Шим (по одноименному роману Георгия Маркова), опер. Александр Чечулин, худ. Алексей Федотов, комп. Марат Камилов, зв. Евгений Нестеров. В … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

Соль земли Режиссёр Искандер Хамраев Автор сценария Георгий Марков Эдуард Шим В главных ролях Кирилл Лавров Операт … Википедия

Толковый словарь Ушакова

1. СОЛЬ1, соли, мн. соли, солей, жен. 1. Химическое соединение, вещество, представляющее собою продукт полного или частичного замещения водорода кислоты металлом (хим.). Основные соли. Двойные соли. Отложение солей в суставах (при подагре).… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Соль земли , Георгий Марков. «Соль земли» — произведение известного советского писателя, Героя Социалистического Труда, лаурета Ленинской премиии Г. М. Маркова — является продолжением «Строговых», где идет рассказ о…

В Нагорной проповеди, ставшей продолжением библейских десяти заповедей, Иисус в образной форме изложил основы своего морально-этического учения. Во время странствий по иудейской Христа окружали люди, толпами следовавшие за Мессией. Большинство из них были евреями. Этот обездоленный и лишенный всякой надежды на радость народ мечтал о возрождении своего государства. Многие из евреев не столько уповали на жизнь вечную, сколько стремились получить земные блага при жизни.

Все слушатели Иисуса самоуверенно полагали, что они достойны в Царство Небесное хотя бы потому, что являются народом, который был избран Богом. Книжники и фарисеи убеждали свой народ в том, что предназначение евреев состоит в том, чтобы повелевать всеми другими народами мира. Именно для тех, кто отличается высоким происхождением, приготовлена вечная жизнь, считали они.

Но то, что евреи услышали из уст Спасителя, вызвало у многих . Оказалось, что Царство Небесное уготовано не тем, кто с гордостью называл себя потомками древнего Авраама. Рай после жизни был обещан нищим духом, имеющим чистые сердца, гонимым за веру и правду во имя Сына Бога.

Христос учил, что настоящих избранников Бога отличает не происхождение, а высокие нравственные качества.

Что означает выражение «соль земли»

Вот к таким людям и были обращены Спасителя. «Вы – », – говорил он в проповеди своим ученикам, вставшим на путь духовного совершенства. Но если соль вдруг потеряет силу, ничто не сделает ее соленою. Такая соль уже ни на что не годна. Остается лишь бросить ее на землю.

Толкователи Библии неоднократно обращались к этим словам Иисуса, пытаясь объяснить их иносказательный смысл.

Соль придает пище своеобразный вкус. Считается также, что ценное качество обычной соли – не только делать пищу соленою, но и уберегать ее от порчи. Те, кто выбрал целью своей жизни служение Христу, обязаны хранить свою чистоту и спасать других людей от нравственной плесени и морального разложения, которые можно считать порчей духовной.

Придать острый и неповторимый вкус пресной жизни людей, считают толкователи Библии, может лишь учение Христа. Оно несет в себе особый смысл, а потому последователи Иисуса, которые, не страшась гонений, сознательно распространяют его взгляды, и есть та самая соль земли, которая представляет собой главную созидающую силу человечества.

Если отвлечься от религиозного содержания данного , понятие «соль земли» можно интерпретировать как указание на творческую силу наиболее активной части человечества. В публицистике можно довольно часто встретить это восходящее к Библии сочетание, которое используется для оценки моральных и нравственных качеств какой-либо группы людей, преследующих высокую цель и готовых на самопожертвование во имя ее достижения.

«Соль земли» значение фразеологизма объяснить сможет не каждый, хотя многие часто слышал такое выражение.

Соль земли: значение фразеологизма

Соль земли — выдающиеся представители определенной общей группы, класса; важнейшая часть общества.

«Соль земли» — лучшие люди своего времени.

Предложения с фразеологизмом «соль земли»

Варавва покосился глазами на гостей.- Большинство из нас полагает, что буржуазия — соль земли (Стельмах, Хлеб и соль)

(Шахтер) — Горняки, спрашиваешь? — Горняки, как тебе сказать, соль земли. (Рудь, Донецкие зори)

Девятый вал. То же была вода,
Тщетно так разбилась о кручу?
Так соль земли, то же сила молодая
Шла на смерть, на смерть неизбежную.
(Леся Украинка, Эпилог)

Острый «контраст»: геологи, строители, можно сказать, соль земли, а говорят, как какой-то Жора Воронки Зуб с Молдаванки! (И. Муратов, Герои должны быть героями)

Однако он (отец А. Довженко) ни на минуту не терял своего достоинства славного труженика земли, ни на минуту не забывал, что сам же труженик есть соль земли, а не эксплуататоры, кровопийцы, лежебоки. (П. Тычина, Могучий)

«Соль земли» происхождения

В Так называемой «нагорной проповеди» Христос обращается к своим ученикам с такими словами: «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она не нужна ни на что, ее только выбросить на попрание людям »(Мф. 5, 13).

«Соль земли» синонимы

  • элита
  • передовая слой;
  • выше мир,
  • выше класс .

Теперь Вы знаете что означает «соль земли» и сможете составить предложение с фразеологизмом «соль земли».

Для раскрытия происхождения и смысла этого иносказательного, ставшего устойчивым, выражения многие источники приводят пример Нагорной проповеди . Когда спаситель, в беседе со своими учениками, называет их солью земли.

Если брать религиозную трактовку этого выражения, то можно сказать, что смысл пресной жизни человека может придать учение Христа, как соль придает вкус пище . Главную силу человечества представляют те люди, которые несут его слово. И как соль, уберегающая пищу от порчи, должны сохранять свою нравственную чистоту, спасая и оберегая других от духовной порчи. Это люди люди на которых держится вера.

В этой проповеди содержался призыв к совершению добрых дел, которые помогают жить открыто и честно, ведущие к осознанию учения Христа. Если же ученики отойдут с истинного пути, то они утратят великую силу духа.

Еще в древнееврейском понятии соль ассоциировалась с мудростью. Может быть здесь имелось ввиду — самые мудрые.

Сейчас эта метафора получила более широкое значение.

Она используется, что бы подчеркнуть важность личности в обществе, ее значимость для всего человечества. Обращаясь с таким выражение к людям, мы подчеркиваем, что они являются самой сутью и душой народа, примером будущим поколениям, основой основ, тем, чем мы будем гордиться и на кого будем равняться. Этим выражением отмечают лучших людей, цвет нации.

Солью земли Русской может быть и простой крестьянин, и рабочий, и воин, и поэт.

Слово Земля здесь используется, конечно же, в самом широком смысле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: