О чем фильм «Искупление»

Краткое содержание фильма «Искупление»

Искупление — фильм жанра военной мелодрамы — был снят режиссёром Джо Райтом и вышел на экраны в 2007 году. Основой для сценария послужил одноимённый роман Иена Макьюэна. Главные роли в фильме представили Кира Найтли, Джеймс МакЭвой и Сирша Ронан.

Фильм был высоко оценён как актёрами (Джеймс МакЭвой назвал сценарий одним из лучших, что попадали в его руки), исполнявшими в нём роли, так и зрителями и критиками. Среди наград фильма есть Оскар за лучшую музыку, два Золотых Глобуса за лучшую драму и лучшую музыку, две премии BAFTA за лучший фильм и лучшую работу художника-постановщика, три кинопремии журнала Empire — за лучший британский фильм, лучшую мужскую и лучшую женскую роль (Джеймс МакЭвой и Кира Найтли соответственно). Кроме того, фильм имеет 63 номинации, среди которых номинация на Оскар за лучший фильм.

Если у вас нету времени на просмотр данного фильма, тогда предлагаем вам краткое содержание фильма Искупление.

Краткое описание фильма Искупление

В центре сюжета — история любви, ревность, война и непростительные ошибки, которые ломают судьбы.

Повествование начинается в 1935 году. Брайони, талантливая тринадцатилетняя девочка из богатой семьи, обладает прекрасным воображением и сочиняет собственные пьесы. Её воображение касается не только творчества. Старшая сестра Брайони, Сессилия, является объектом симпатии сына прислуги Робби, и симпатия эта взаимна. Брайони об этом знает. Может показаться, что она недолюбливает Робби — скорее всего, это ревность по-детски влюблённой в Робби девочки, а может быть, очередная игра её богатого воображения.

Однажды в их доме собираются гости, среди которых — двоюродная сестра девушек Лола и двое близнецов, её братьев, а также богатый предприниматель Пол Маршалл, который начинает проявлять недвусмысленную симпатию к девочке Лоле. За ужином обнаруживается, что близнецы пропали куда-то, и семья вместе с гостями отправляется на их поиски в лес. Во всеобщей суматохе кузина девушек Лола становится жертвой насильника.

В тот же вечер Робби и Сессилия занимаются любовью в библиотеке, они признаются друг другу в своих чувствах, и кажется, что отношения их готовы преодолеть любые преграды: социальное неравенство, предрассудки, пренебрежительное отношение окружающих к их чувствам. Но новой преградой становится Брайони и её воображение: она указывает на Робби как на насильника, уверенная, что именно его она видела, когда помогала искать близнецов. Робби отправляется в тюрьму. Само собой, Сессилия не верит в вину любимого, и их отношения с сестрой безнадёжно портятся.

Начинается Вторая Мировая война, и из тюрьмы Робби попадает на фронт. Он воюет во Франции, а Сессилия трудится медсестрой в госпитале, не переставая лелеять надежду на то, что война закончится и их с Робби любовь расцветёт заново. Перед его отправкой на фронт у них случается короткая встреча. Брайони тоже работает медсестрой, лелея свои собственные надежды: она хочет наладить отношения со старшей сестрой, но та не желает простить её.

В сражениях Робби получает серьёзное ранение, и его эвакуируют из Дюнкерка. После этого они с Сессилией наконец могут пожениться. Через какое-то время их навещает Брайони. Она осознаёт, к каким страшным последствиям привела её давняя ошибка, и желает, чтобы её простили. Она рассказывает Робби и Сессилии о настоящем насильнике — Поле Маршалле, но теперь Лола не станет свидетельствовать против него, ведь они женаты. Робби и Сессилия отказываются прощать Брайони.

Спустя несколько десятилетий уже постаревшая Брайони даёт интервью о своей последней книге под названием «Искупление», которая представляет собой почти автобиографию. Почти — потому что в ней рассказывается также история Робби и Сессилии. Брайони говорит, что окончание её книги — фикция, и последняя встреча Робби и Сессилии случилась перед его отправкой на фронт. Они оба не пережили войну: Робби умер от сепсиса в Дюнкерке, а жизнь Сессилии через несколько месяцев оборвало наводнение в метро во время атаки бомб.

Окончанием романа Брайони попыталась единственным доступным ей способом позволить Робби и Сессилии быть вместе. Но роковую свою ошибку она исправить уже не могла.

Рецензия на фильм «Искупление»

«Искупление» Джо Райта, удостоенное «Золотого Глобуса» как лучший фильм, последовательно вызывает различной силы эмоции: «Какой чудесный саундтрек!», «Какое красивое платье!», «Какая худая Кира Найтли!», «Как красиво смонтировано!» и «Какая фигня!»

1935 год, Британия, ленивые летние дни, высшее общество скучает. Тринадцатилетняя Бриони Таллис (Сорша Ронан), экзальтированный подросток, ставит собственную пьесу в домашнем театре, ее старшая сестра Сесилия (Кира Найтли) мается от безделья и думает о милом мальчике Робби (Джеймс МакЭвой), сыне экономки. Стук пишущей машинки на саундтреке, книги как соучастники всех важных событий в жизни героев, письмо, посланное по ошибке, и полученное не тем адресатом. Робби и Сесилия, не в силах противиться обоюдному желанию, занимаются сексом в библиотеке, Бриони случайно подглядывает и думает, что Робби – насильник. Позже, когда совершается настоящее преступление, она даже не сомневается в личности преступника. Званый ужин в доме Таллисов заканчивается трагедией: Робби арестован за преступление, которого он не совершал. Когда начинается война, он отправляется в армию. Дальше – красиво и щедро снятые ужасы войны: фантасмагорическое чертово колесо над пляжем, превратившемся в военный лагерь, романтичные калеки, умирающие лошадки. Выросшая Бриони (Ромола Гараи) работает медсестрой, и однажды, поняв, что Робби не был ни в чем виноват, а она своим ложным свидетельством разрушила счастье сестры, решает отправиться к Сесилии просить прощения.

Кадр из фильма «Искупление»

В старости из Бриони получится большая писательница (Ванесса Редгрэйв), которая и объяснит нам, что все это время мы смотрели не туда и видели не то. Редгрэйв, кстати, как-то незаметно оказалась идеальной голливудской старухой: кто бы ни играл ее героиню в молодости, Клер Дэйнс, как в «Вечере» /Evening/ (2007), или, как в «Искуплении», Ромола Гараи, не возникает никаких сомнений, что в старости они превратятся в Ванессу Редгрэйв. Но великая актриса, к сожалению, появляется лишь в конце. До этого фильм последовательно вызывает различной силы эмоции: «Какой чудесный саундтрек!», «Какая худая Кира Найтли!», «Какое красивое платье!», «Как красиво смонтировано!» и «Как хорошо подобраны актеры!»

Нереальности и фальши «Искупления» есть объяснение: во-первых, конечно же, мы вообще не знаем, что такое реальность, она изменчива и непостижима, бла-бла-бла. Во-вторых, Бриони, духовная наследница мальчика из «Шестого чувства» /Sixth Sense, The/ (1999), видит мертвых людей. Как и каждый писатель.

«Искупление» – довольно бережная экранизация одноименного романа Иэна МакЮэна. Главное отличие райтовской версии от оригинала в том, что МакЮэн рассказывал о хорошей писательнице, а у Райта получилась история о плохой. Фильм стал пышным миксом из «Долгой помолвки» /Un long dimanche de fiancailles/ (2004), «Английского пациента» /English Patient, The/ (1996) и, хоть это будет слишком большим комплиментом для Райта, озоновского «Ангела» /Angel/ (2007). В «Ангеле» Озон рассказывал о том, как писательница постепенно превращается в героиню собственных книг, Райт же, похоже, думает, что писательница – это такая не очень умная дама, рассказывающая не очень реалистичные, но очень, очень красивые и полные страсти истории, в которые она сама не верит.

Кадр из фильма «Искупление»

Речь в романе МакЮэна идет о том, может ли человек искупить свою вину, и о том, что писателю это сделать легче, чем кому бы то ни было. Или, наоборот, гораздо сложнее. Иэн МакЮэн пытался понять, «в чем состоит искупление для романиста, если он обладает неограниченной властью над исходом событий, если он – в некотором роде бог».

Джо Райт превратил эти писательские страдания в морализаторскую историю о глупой девочке, межклассовом сексе, Второй мировой войне и красивом зеленом платье.

Фильм «Искупление»

Смотрим вместе с психологом

  • Великобритания, США, Франция. 2007
  • Режиссер: Джо Райт.
  • В главных ролях: Кира Найтли (Сесилия), Джеймс Макэвой (Робби), Сирша Ронан (Бриони)

Фильм «Искупление» снят по роману Иэна Макьюэна. Обладатель и номинант самых известных кинопремий, включая «Оскар» и «Золотой глобус».

В начале действия главной героине всего 13 лет. Однако Бриони настроена не по-детски серьезно: она собирается стать писательницей и мечтает о любви Робби. Вот только есть одно «но»: Робби – взрослый мужчина, и он направляет свою сексуальность не на девочку-подростка, а на ее старшую сестру Сесилию.

Читайте также  Конфуцианство как национальная религия

Что, конечно, свидетельствует только в его пользу. Между Робби и Сесилией возникают глубокие чувства, а Бриони остается только наблюдать за развитием событий и страдать от ревности и зависти.

И тут происходит событие, ставшее роковым для всех участников. В темном парке Бриони застает свою юную кузину Лолу с мужчиной. А это Англия 1935 года с многочисленными сексуальными табу. Мужчина сразу же убегает, а Лола начинает плакать и кричать, что ее изнасиловали.

Теперь все зависит от свидетельских показаний Бриони. И она свидетельствует… против Робби, сделав из него преступника. Что интересно, девочка сама искренне верит своим словам, и лишь годы спустя понимает, что ее ошибка разрушила жизнь Робби и сестры, а затем косвенно привела к их гибели.

Здесь мы видим интересные психологические механизмы. Давайте их разберем на таком замечательном примере, подаренном нам писателем и съемочной группой.

Психологическая защита

Психика адаптивна, а Бессознательное всегда работает на интересы своего обладателя (так, как оно само понимает эти интересы). Для защиты от душевной боли есть многочисленные механизмы.

Отвержение объектом любви, безусловно, причиняет боль. В том числе – бьет по самооценке, наносит так называемую «нарциссическую рану», то есть вызывает сомнения в собственной ценности, привлекательности.

«Он ведь такой чудесный, но не любит меня! Значит, я такая ужасная…» И тогда может включиться психологическая защита: «Нет, это он ужасный!» Возникает обесценивание объекта: виноград зелен, объект не ценен!

До чего же он хорош! Или ужасен?

И это обесценивание может дойти до демонизации: объект наделяется самыми ужасными качествами, ему приписываются не просто плохие, а ужасные поступки. Он превращается в символического «демона», чудовище. На фоне демонизированного объекта собственная самооценка вновь поднимается. К обесцененному и демонизированному объекту легче потерять интерес, разлюбить.

Идеализация и обесценивание – две крайности, которые легко могут друг друга сменить. Вот почему говорят: «От любви до ненависти один шаг».

Вот только любовь, легко перешедшая в ненависть, на самом деле любовью не была. Это влюбленность, идеализация или эгоистическое желание обладать объектом.

Бриони, чувствуя себя отвергнутой, моментально демонизирует Робби. Из объекта прекрасных чувств и вдохновения он становится для нее насильником несовершеннолетних девочек, лгуном, в общем страшным злодеем. В механизме обесценивания и демонизации всегда присутствует деструкция, агрессия, ненависть к объекту и желание его разрушить.

Бриони понимает, что судьба Робби зависит от ее показаний, и убеждает себя в его виновности, после чего мужчину увозят в тюрьму полицейские. Спустя несколько лет он говорит о своем пребывании в тюрьме как об «аде»; девочка таким образом бессознательно наказала его за отвержение и «измену». То, что мужчина просто не ответил на ее чувства, воспринимается ей практически как предательство.

Искажая реальность

Итак, еще один защитный механизм психики – подмена объективной реальности своим субъективным восприятием. На место факта ставится фантазия, личное мнение, зачастую далекое от истины. Увы, некоторые люди объявляют свое субъективное восприятие единственной реальностью, не сомневаясь в себе.

А вместе с тем факт и восприятие факта различаются. В восприятии Бриони Робби и Сесилия плохо с ней обошлись, предали, обманули. В действительности факты заключались в том, что 13-летняя девочка мечтала о любви взрослого мужчины и подглядывала за ним и сестрой. Пыталась навязывать свою любовь, что только смущало его.

Отрицание и искажение реальности – защитные механизмы психики. В крайней форме они переходят в безумие.

Фантазия, в которую человек сам поверил, называется фантазмом. Фантазм убедительнее фантазии и умышленной лжи, ведь сам человек искренне убежден в своем фантазме. Поэтому ложные показания Бриони полиция принимает за правду: девочка не врет, она свято убеждена в своих словах, и ее уверенность оказывает решающее влияние на действия полиции.

Негативные проекции – разновидность искажения реальности. Негативные проекции заставляют приписывать другому то, что на самом деле является твоим собственным внутренним материалом.

Бриони наполнена гневом и возмущением, желанием мстить и разрушать, но приписывает Робби злонамеренность и желание совершить насилие. Она проецирует на него свою собственную деструктивность.

То, что не хочешь в себе видеть и признавать, юнгианская традиция называет «теневым материалом» – частью архетипа Тени. Именно собственная Тень приписывается другим в негативных проекциях. Например, некто злится на своего близкого, но отрицает это, и тогда он скажет: «Ты на меня злишься!» Или собственная зависть приписывается объекту зависти: «Так это же он(а) мне завидует!»

Если Бриони приписала Робби деструктивные намерения, это говорит лишь о ее собственных скрытых деструктивных желаниях.

Негативные проекции приписывают другому человеку нечто теневое, из собственной души. И важно: что именно? Героине фильма показалось, что объект ее ярких чувств вступил в сексуальную связь с девочкой-подростком. И тут мы уже видим психологический механизм замещения, подмены, скрытой идентификации.

Накануне Бриони подглядела сексуальную сцену между сестрой и Робби. И теперь в ее негативной фантазии Робби изнасиловал Лолу. Что за этим стоит? Возможно, зависть к сестре, желание быть на ее месте, оказаться объектом сексуального интереса. И тогда Бриони чудится, что именно Робби занимается сексом с Лолой. Не является ли эта фантазия отображением тайного желания Бриони? Может, она сама хотела быть изнасилованной им.

Как избавиться от вины?

Вторая часть фильма переносит нас на несколько лет спустя. Началась Вторая мировая война, и повзрослевшая Бриони становится медсестрой в госпитале. Она перевязывает раны, чувствуя ужас; отмывает больничные утки; держит за руку умирающего в бреду солдата и пытается его утешить… Возможно, подсознательно она чувствует свою вину в той детской истории и уже во взрослости пытается таким образом ее искупить.

Это еще один защитный адаптивный механизм психики, направленный на снятие чувства вины: если ты виноват перед кем-то, но не можешь или не хочешь исправить свою вину перед ним напрямую, тогда механизм замещения заставляет компенсаторно совершать добрые жертвенные поступки по отношению к другим объектам.

Например, крестный отец мафии может жертвовать деньги сиротам или строить церковь.

Любопытно, что Бриони выбрала объектом своей заботы, доброты и жертвенности именно молодых мужчин – ровесников Робби. Не потому ли, что в глубине души сомневалась в своей правоте и терзалась виной? А вскоре она получает неожиданное доказательство своей ошибки.

Мы видим и Робби с Сесилией: за годы разлуки их чувства не угасли, но теперь пару разлучает война. Разлучает навсегда: Робби, будучи солдатом, получает ранение, приведшее к сепсису, а Сесилия погибает во время затопления метро в результате бомбежки.

Радоваться чужому счастью

Искупление вины продолжается в третьей, самой короткой части фильма. Пожилая Бриони осуществила мечту детства – стала известной писательницей. И написала книгу о любви сестры и Робби, вот только о любви со счастливым концом. Это то, что она хотела бы подарить им в реальности, но не смогла, и сделала это символически, в литературном произведении – создала для них счастливую альтернативную реальность.

С одной стороны, такой поступок говорит о том, что и для пожилой Бриони важен мир фантазий, в котором она привыкла жить с детства. С другой – мы видим качественное изменение личности.

Юная Бриони терзалась завистью, ревностью, скрытой злостью. А Бриони в зрелом возрасте способна радоваться чужому счастью и желать его для других. И не только потому, что в ней говорит чувство вины и жажда искупления: она качественно изменилась за эти годы.

Ребенок эгоистичен и эгоцентричен. То же было и с человечеством на заре времен: солнце вращается вокруг нас. Мы в центре мира, весна наступает, чтобы нас порадовать, а зима – в наказание за грехи.

Лишь взрослый человек имеет шанс осмыслить масштабность Вселенной, чудо появления жизни и ее уязвимость. Ребенок, как и древние племена, убежден в том, что является центром мира и все происходящее так или иначе связано с ним. По мере достижения психологической зрелости фокус внимания смещается, на место эгоизма встает альтруизм, ответственность за других и желание заботиться о них.

Зрелая личность способна исходить не только и не столько из своих интересов.

Радоваться за других, а не завидовать. Инфантильная эгоистичная позиция: «У меня этого нет, пусть и у других не будет!» Маленькая Бриони завидовала сестре: ей досталась любовь. И она отняла эту любовь у сестры. Зрелая позиция: «У меня этого нет. Но хоть у кого-то есть, и я могу порадоваться за него!»

Читайте также  Как узнать мили по карте аэрофлота

Взрослая Бриони подарила сестре счастливую любовь, правда только на страницах своей книги: «У меня этого нет, пусть и у других не будет!» Умение радоваться чужой радости – одна из черт зрелости.

Зависть – естественное человеческое чувство, говорящее о нехватке чего-то в твоей жизни.

Вопрос в том, что человек делает со своей завистью. Превратить зависть в деструкцию, разрушение объекта зависти – эгоистичный инфантильный механизм. Зрелый выбор – превратить зависть в развитие, стремление к самосовершенствованию, во вдохновение. Если любовь сестры ранит маленькую Бриони, то зрелая Бриони вдохновляется на написание романа.

Внешние обстоятельства могут быть самыми разными, и не всегда они зависят от нас. Но что делать в этих обстоятельствах – личный выбор каждого. И каждый выбор имеет свою цену.

Читайте также:

  • Фильм «Качели». Смотрим вместе с психологом
  • Предвкушение гнева. Как обращаться с негативными эмоциями
  • 5 способов борьбы с завистью. Как перестать завидовать чужим успехам

«Женский фильм не для всех женщин» («Идти» только с проверенными спутницами).

Рецензия на фильм «Искупление.»

Режиссер: Джо Райт

В ролях: Кира Найтли, Джеймс МакЭвой, Ромола Гараи, Сорша Ронан, Бренда Блетин, Ванесса Редгрэйв, Джуно Тэмпл, Альфи Аллен, Нонсо Аноци, Джина МакКи, Харриэт Уолтер, Мишель Данкан, Бенедикт Камбербэтч, Патрик Кеннеди, Дэниэл Мэйз

Если Ваша девушка – умничка, её нужно сводить именно на этот фильм.
Предупрежу сразу, что более… беззаботным созданиям картина не понравится. Я не голословен: на одном ряду со мной оказались любительница пива (как она пронесла в зал свой любимый напиток – для меня осталось загадкой) и её бойфрэнд того же разлива. Бедняги с трудом досидели до финальных титров, при этом неоднократно выходили пополнять запасы хмеля и попкорна, а недолгое пребывание ВНУТРИ зала пытались скрасить разговорами по мобильникам. Что же их так смутило?

Думаю, прежде всего — стилистика произведения. Создатели фильма словно играют со зрителем. Да так, будто снимали «Искупление» по одной из самопальных пьес 13-летней героини картины. Кажется, вот сюжет развивается в полном соответствии с канонами экранизации произведений Агаты Кристи: типично английское поместье, безмятежность которого так привычно контрастирует с густой атмосферой интриги между действующими лицами (только в «роли» наблюдательной старухи неприкаянная девчонка-тинэйджер с чрезмерно развитым воображением и таким же неодолимым желанием совать нос в чужие дела). Щелчок (печатной машинки?) – и действие начинает хронологическую «акробатику» в стиле маэстро Тарантино. Приглушение цветов – и вот перед нами уже классический «нуар» (видимо, вот что имел в виду режиссер Джо Райт, говоря о том, что, снимая «Искупление», он ориентировался на английские фильмы 1940-х годов). Новый поворот (на этот раз колеса истории) – и мы оказываемся прямо в эпицентре Второй Мировой со всеми её нелепостями и жестокостью (от целого поля детей, расстрелянных исключительно в головы до сцен отступления с уничтожением техники и лошадей «чтобы не досталось врагу»). Но самая неожиданная трансформация ожидает нас в финале ленты, когда стилистическая чехарда, исполнив последний прыжок, наконец, обретает смысл.

Возможно, недобрую шутку сыграл с «неправильными» зрителями и сложившийся стереотип ожиданий от Киры Найтли. А ведь предупреждала актриса со съёмочной площадки «Искупления», что её новый образ будет абсолютно отличен от персонажа Элизабет Суон («Когда я начала играть эту девушку, мне было семнадцать. Сейчас мне 21, и на многие вещи я смотрю иначе»). По иронии Судьбы, Кире и в этом фильме придётся иметь дело с парнем по фамилии Тёрнер, что по счастью, действительно не помешало смене её амплуа. Образ предвоенной аристократки настолько вышел из тени роли Звезды Пиратов, что даже его детали зажили своей судьбой.
Сообщается, что изумрудно-зеленое вечернее платье, в котором Найтли появилась в «сцене в библиотеке», берёт первые места в рейтингах нарядов из кино (превосходя знаменитое белое платье Мэрилин Монро, и маленькое черное платье Одри Хэпберн от Givenchy из фильма «Завтрак у Тиффани»), а дизайнер платья, Жаклин Дюрран, благодаря фильму «Искупление» стала одной из номинанток Американской киноакадемии. И это при том, что в финале картины мы увидим: Сессилия Талли – отнюдь не главный персонаж картины.

Наконец, вводит в заблуждение и рекламный ролик, создающий представление о совсем другом фильме. Никакого драйва и накала страстей в «Искуплении» нет. Гадать о виновнике преступления не придётся, поединка персонажей мы не увидим и даже «военные» сцены будут в основном представлены длинными статичными панорамами ожидающих эвакуации солдат и раненых в госпитале.

Впрочем, то, что кого-то заставит сожалеть о напрасно потраченном времени, для кого-то окажется основанием записать «Искупление» в любимые фильмы. В конце концов, «Золотой глобус» за лучший фильм всё же не дают ни за что. Решающим в этом случае становится правильно отнести себя и свою спутницу к целевой аудитории картины. В чём хочется пожелать Удачи тем, кому «Искупление» пропускать всё же не стоит.

Цена ошибки: мелодрама «Искупление»

Британская земля всегда была богата писательскими талантами. Одним из авторов-современников, чьи труды постоянно приковывают к себе внимание читателей, выступает Иэн Макьюэн – англичанин, начавший свой творческий путь ещё во второй половине XX века. Одной из его самых известных книг считается «Искупление», вышедшее в печать в 2001 году и экранизированное спустя шесть лет соотечественником автора Джо Райтом.

В своей работе Макьюэн попытался исследовать феномен писательства, сделав фоном для своей истории французскую кампанию Второй мировой войны. Главные герои произведения – влюблённые друг в друга дочь состоятельных родителей Сесилия и сын садовника Робби, а также младшая сестра Сесилии Брайони, мечтающая стать писательницей. Когда последняя становится невольной свидетельницей зарождающихся романтических отношений сестры и Робби, пылкое воображение девочки дорисовывает картину и делает из молодого человека преступника – насильника, совершившего нападение на её кузину Лолу. Робби осуждают и отправляют в тюрьму. Спустя несколько лет, осознав фатальную ошибку, Брайони стремится искупить вину. На дворе война, и девушка отправляется работать в госпиталь медсестрой, чтобы исправить то, что она натворила.

«Искупление» – восьмой роман Макьюэна. Являясь членом Королевского литературного общества и неоднократным номинантом Букеровской премии (награда нашла автора в 1998 году за произведение «Амстердам»), британец удивил общественность историей о цене ошибки и о роли воображения в жизни человека. Стилистически и содержательно произведение заметно отличалось от предыдущих творений автора и как нельзя лучше подходило для большого кино. Голливуд не заставил себя ждать, и уже через пару лет права на экранизацию были приобретены Universal Pictures.

Работа над военной драмой началась летом 2006 года, а режиссёром-постановщиком был выбран Джо Райт – создатель новой версии «Гордости и предубеждения» с Кирой Найтли и Мэттью Макфэдиеном в главных ролях. Для воссоздания необходимой атмосферы в фильм были наняты преимущественно актёры-британцы, а ключевые образы достались шотландцу Джеймсу МакЭвою, всё той же Найтли и двенадцатилетней американке Сирше Ронан. Премьера картины состоялась одновременно на Международном кинофестивале в Ванкувере и на 64-м Венецианском международном кинофестивале. Примечательно, что Райт стал самым молодым режиссёром, открывавшим фестиваль в Венеции.

Критики в один голос хвалили постановку, особо отмечая тонкую мастерскую работу Райта, впечатляющую игру ведущего трио и эмоциональный саундтрек итальянца Дарио Марианелли («V значит Вендетта», «Анна Каренина»). Чтобы придать аудиоряду осмысленности, в партитуру были добавлены звуки пишущей машинки. Многочисленные номинации и полученные награды стали отличным свидетельством качества ленты. У произведения английского постановщика было большое количество номинаций на премию британской Киноакадемии – BAFTA (14), «Золотой глобус» (7) и «Оскар» (7). Правда, в итоге американские киноакадемики удостоили вниманием лишь труды Марианелли, а «Золотой глобус» добавил к этому награду за лучшую драматическую постановку.

Фильм также очень удачно выступил в бокс-офисе, собрав в мире почти $130 миллионов (при бюджете $30 млн). Неудивительно, что после громогласного успеха за Джо Райтом началась настоящая охота. Так, в январе 2008 года впечатлённые работой англичанина Universal Pictures и британская выпускающая компания Working Title Films Limited заключили с режиссёром договор, согласно которому кинематографист должен был снять ещё как минимум два фильма для мейджора. Этими лентами впоследствии стали «Солист» (2009) и «Анна Каренина» (2012).

Читайте также  Как измерить высоту дна матки

Райт практически не отклонился от первоисточника – все сцены из книги наличествуют и в художественной ленте. Очень точно воссоздана атмосфера английского быта. Ярким попаданием в точку стал выбор артистов на ведущие партии. Основное наше внимание приковано к Найтли и МакЭвою, но нельзя не отметить и Сиршу Ронан, для которой «Искупление» стало первой крупной ролью в большом кино. Молодая актриса великолепно справляется с задачей, изображая странную смесь эмоций: страха, восхищения, изумления, злорадства, тревоги и отчаяния. Авторы обращаются к чувственной стороне переживаний, обыгрывая хорошо знакомые мотивы расставания, избавления и любви. В этом смысле безмерно хороши начало и конец фильма, тогда как в его середине уровень острых переживаний приглушён.

Одной из самых запоминающихся стала сцена ожидания войсками коалиции эвакуации на дюнкерском пляже. Снятые длинным кадром оператором Шеймасом МакГарви («Анна Каренина», «Живое») колонны обездоленных солдат, копошащиеся среди копоти и гари под хмурым французским небом, отлично подошли бы военному фильму, но и мелодраматическому «Искуплению» они явно не помешали. Введение в фильм этой сцены увеличивает степень эмоционального надрыва истории.

Кроме того, картина может похвастать отличным визуалом. Выбор цветовой палитры, декораций, локаций для съёмок, а также работа костюмеров (британка Жаклин Дюрран известна по многим фильмам Райта, а также по «Шпион, выйди вон!», «Макбету», «Красавице и чудовищу»), гримёров и художников-постановщиков во главе с Сарой Гринвуд («Гордость и предубеждение», «Шерлок Холмс») не может не вызывать восхищения.

Работа Джо Райта, хоть и является экранизацией писателя-современника, по своим внешним атрибутам близка к творениям сестёр Бронте или произведениям Джейн Остин. Постановка одновременно и сдержанна, и наполнена роковыми страстями. Но в её центре – не история любви, пусть она и выведена здесь на передний план, а рассказ о столкновении выдуманного и настоящего, искусства и жизни. Конфликт, который так часто волновал настоящих творцов, здесь основополагающий. Как может несбыточная авторская фантазия поспорить с обыденной реальностью? Как может бесхитростная в своей сущности выдумка оказать влияние на жизни живых людей?

Ответ, к которому приходит героиня Брайони, прост и изящен: искусство и есть продолжение жизни, а потому оно может, пусть исподволь, ненароком, оказывать губительное воздействие. Но также искусство – неотъемлемая часть всех событий, происходящих с нами в повседневности – способно объединять людей. А вот другой, намного более сложный вопрос о первичности одного из понятий (жизнь – отражение искусства, или искусство – отражение жизни?) остаётся за кадром. Но от мелодраматичной, сентиментальной истории этого ожидаешь в последнюю очередь.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Искупление

Сходила наконец-то сегодня на «Искупление».

Краткий сюжет фильма:
Между Робби, сыном экономки, и Сесилией, старшей дочерью хозяев поместья, разворачивается роман.
Брайони, младшая сестра Сесилии, издалека наблюдает за их отношениями, но не может до конца понять.
Робби просит Брайони передать письмо для Сесилии. Вот только в конверт, по ошибке, положил тот вариант послания, который не предназначался ни для чьих глаз, а был выражением его страстного желания обладать Сесилией. Но эту свою ошибку Робби понял слишком поздно.
Письмо уже прочитала Брайони.
И от этого Робби приобрел в ее глазах образ маньяка.
И в этот же вечер Брайони случайно видит как Сесилия и Робби занимаются любовью в библиотеке.
Тогда она решает, что Робби изнасиловал Сесилию.
Позже, когда случается настоящее преступление, Брайони объявляет виновным Робби.
Его отправляют в тюрьму, из которой он 4 года спустя попадает на фронт.
Брайони, осознав, что она натворила, идет вместо Кембриджа на курсы сестер милосердия, пытаясь таким образом искупить свою вину.

Все мои впечатления под катом.
Очень много спойлеров, так что осторожно.

Меня просто убила смерть Робби и Сесилии.
К этому я была совершенно не готова.
Не смотря на то, что еще до просмотра я прочитала около 20 разных отзывов.
Почему-то я была твердо убеждена, что судьба все же свела их вместе к концу войны, и они обрели наконец-то свое счастье.
Но последние 10 минут отняли всякую надежду.
Как будто умерли близкие и любимые люди.
Но даже не сама смерть Сесилии и Робби стала для меня таким ударом, а то, как и где они умерли.
Робби в каком-то подвальном помещении за несколько часов до эвакуации.
Сесилию затопило в подземном бункере, где она скрывалась от бомбежек.
Двое красивейших людей погибли так ужасно.
Их юность, их красота, их любовь – все умерло.
Я абсолютно опустошена.
Лучше бы их судьба оказалась бы неизвестной.
Лучше бы они жили, даже не встретившись, но любя друг друга на расстоянии.
Только не так, только не эта ужасная смерть.
Я так сильно полюбила этих героев, пока ждала «Искупление».
Поэтом мне сейчас так невыносимо больно.

Думала, что буду ужасно злиться на Брайони за этот ее поступок.
Но ничуть.
Сцена, когда она в саду лихорадочно сочиняет историю, дает прекрасное представление о ее слишком эмоциональном внутреннем мире.
Она еще не в силах контролировать мысли и образы, которые бурлят в ее сознании и ищут выхода.
И с точки зрения 13-летней девочки сцена в библиотеке выглядит скорее как борьба, а не любовные объятия.

Ужасные кадры в госпитале.
Я еще раз убедилась, что нет ничего страшнее войны.
А девочки-медсестры – это самые мужественные создания.
Я на этих кадрах закрыла глаза и попросила Марусю сказать мне, когда все закончится.
Ужасно страшно.
И солдат, которому Брайони перевязывала голову – жуткое зрелище.
Я думаю, своей работой в этом страшном месте девочка уже искупила какую-то часть своей вины.

И еще я думаю, что в смерти Робби и Сесилии виновата скорее война.
Даже если бы Робби не сидел в тюрьме, его все равно отправили бы на фронт.
А Сесилии пришлось бы в любом случае прятаться от бомбежек в бункере.

Отношения главных героев открылись для меня полностью, когда они встретились в кафе.
Очень мало слов.
Но они и не нужны.
Все говорят взгляды.
Столько нерастраченной любви, столько нежности.

Все их мысли и мечты были направлены в будущее, где они наконец-то будут вместе.
Всю войну Робби поддерживали только письма Сесилии и ее фраза: «Вернись ко мне».
И еще фотография домика на побережье, где они должны встретиться, когда ему дадут отпуск.
Но судьба сложилась иначе.
И после этой встречи в кафе они больше никогда не увидятся.

Очень грустный и тяжелый фильм.
С одной стороны, я рада, что увидела его.
Робби и Сесилия стали для меня совсем реальными.
С другой стороны, видеть их смерть, такую страшную смерть, это очень и очень тяжело.
У меня весь вечер на глазах наворачиваются слезы.
А в кинотеатре я вообще кое как успокоилась, потому что сдержать себя сложно.

И еще в фильме есть маленькая обманка.
Показывают момент, когда Брайони пришла к Сесилии просить о прощении.
И вдруг она видит, что Сесилия живет вместе с Робби.
Что они, несмотря ни на что, все же счастливы.

Но потом оказывается, что это всего лишь глава из романа, который написала взрослая Брайони, чтобы восстановить справедливость хотя бы на бумаге, раз уж в жизни ей не удалось все исправить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: