Кто такой дервиш

Почему дервиши крутятся, а суфийские поэты воспевают вино и женщин, и всё равно считаются аскетами

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Суфизм и поэзия

В семнадцатом веке европейцы открыли для себя поэзию Востока, и она их очаровала. Глубокомысленные, порой парадоксальные изречения, воспевания красоты девушек (и зачастую юношей) и оды вину в часто очень коротких, лаконичных стихах нравились и удивляли. Многие из стихотворений, которые немедленно попали на кончик пера переводчикам, или принадлежали суфиям, или были написаны под большим влиянием суфийской поэзии. Это значит, что они были полны иносказательных образов. Но европейцы этого не знали и превращали стихи в оду простым грешным радостям жизни, вполне во вкусе недавно отошедшего в историю Ренессанса.

Я красавицу встретил, и с улыбкой лукавой
Мне дала она хмеля — опоила отравой.

Взор ее — что разлука, рдеют губы от хмеля, —
Суждена мне до смерти чаша муки кровавой.

Ей всю жизнь посвятил я, лишь о ней и мечтая, —
Все твердят мне: «Безумец!» — вот с какою я славой!

Все на свете забыл я, страстно предан ей сердцем, —
Все иное мне чуждо, — что со мной, боже правый!

День и ночь о любимой вспоминая, рыдаю, —
мотыльком я сгораю, мучим мукой неправой.

В сердце скорбь безысходна, нет ни друга, ни брата, —
Зло соперники травят меня всей оравой.

О Машраб, ты безумен, нет к былому возврата,
Падай жертвой, бесстрашен перед смертной расправой.

В стихах суфиев повторяются образы любовного опьянения и вина из рук своей любви. Эти два образа напрямую связаны с философией суфизма. Конечной целью всякого суфия является соединение с Аллахом, подобно тому, как влюблённый мечтает соединиться с предметом своего воздыхания, и любовь — та сила, та тяга, которая даёт возможность духу двигаться от суеты мира к Абсолютной Реальности. Суфий ищет состояний, способных убрать завесу сознательности, мешающей чистому восприятию реальности, и эти состояния подобны опьянению вином, когда глаза открываются красоте мира вокруг, а рациональность, мешающая воспринимать эту красоту, умолкает под действием дурмана.

Глазам была видна ты, а я не знал,
Таилась в сердце свято, а я не знал,
Искал по всей вселенной твоих примет,
Вселенною была ты, а я не знал.

Христианину семнадцатого века показалась бы кощунственной мысль представлять Бога в виде девушки, да ещё вызывающей желание или подносящей вино (всё равно что прислуживающей за столом). Но суфии отвергали многие гендерные границы, когда дело доходило до жизни и движений духа, а не плоти. Ласковый взгляд, ласковый жест красавицы был самым понятным способом языком этого мира объяснить любовь Бога к человечеству и готовность одарять своих детей блаженством.

Я кружился всю ночь до утра под луной,
Возле дома Любимой, объят тишиной.
Утром вышла Она, предложила вина —
Чаши нет у меня, лей в мой череп пустой!

Среди других образов суфийской поэзии — жемчужина, как символ той мудрости, что трудно достичь; хозяин кабака, за чьим образом прячется наставник суфия; птица, которая есть душа. В стихах суфиев повторяются мотивы искажения нашим разумом чистой, абсолютной реальности в некую иллюзию, и бренности всего, что за пределами абсолютной реальности.

Все то, что Богом ты зовешь, не Он, а ты…
В любом названии и имени — мечты…

Фарид ад-дин Аттар

Мир – ледяной дворец, он красотою манит,
Но солнышко взойдет — и он водою станет!

В Иране и других персоязычных землях суфии отдавали предпочтение четверостишиям «рубаи» — что может быть выразительнее короткого, насыщенного высказывания? Арабоязычные суфийские поэты любили газели и касыды — длинные стихотворения, которые по традиции были посвящены желанию соединиться со своей целью или путешествию к ней. Ведь все практики суфиев были путём к Аллаху.

Суфизм и танец

Многие видели одну из главных достопримечательной Турции — танец дервишей, мужчин в колпаках и огромных юбках, которые кружатся, склонив голову. Этот танец изначально имеет мистический смысл, он избран суфиями для того, чтобы достичь «опьянения» — транса, когда сознание, отделяющее человека от возможности чувствовать присутствие Аллаха и сливаться с Абсолютом, отключается. Кружение в танце является частью практики «сама», при которой суфий обращается к разного рода искусствам как воплощениям молитвы. Притом музыка и танец считаются смущающими разум мирян и позволительными только для самих суфиев.

Само слово «дервиш» переводится с персидского как «стоящий за дверью». Спутник перед дверью, который не может её открыть или просит отворить её возлюбленную — обычный образ в поэзии суфиев.

Для танца дервишей надеваются длинные белые одежды, символ того, что танцор очистился и готов к мистическому обряду. Они включают огромную юбку. Ношение юбки, в отличие от просторных рубах, нехарактерно для народов, исповедующих ислам. В этом отношении суфии пересекают границы. Существует трактовка, что тут отражается готовность слиться в любовном экстазе с Аллахом, став его возлюбленной — конечно, на символическом уровне. Сам танец — способ добиться этого экстатического состояния. Чтобы усилить трансовое состояние, дервиши склоняют голову, зажимая сонную артерию на шее.

Каждая деталь танца-молитвы носит символическое значение. До того, как начать танец, дервиши предстают в чёрных плащах — так выражается их готовность отказаться от своего «я». Войлочные колпаки — надгробия, поскольку всё в этом мире бренно. Вращение танцора — это вращение самой вселенной, и ладони поднятых рук дервиша обращены одна к небу, другая к земле, показывая их связь.

По легенде, суфийский танец появился, когда поэт Руми услышал ритмичные удары молотков на городском рынке. Их ритм погрузил его в транс, в котором звуки ударов превратились в восклицание, прославляющее Аллаха. В экстазе поэт начал кружиться.

Суфии и музыка

Традиционный ислам осуждает любое музицирование, кроме игры на бубне без бубенцов и пения женщин. Сам бубен традиционно брали в руки тоже только женщины. Тем не менее, в исламских странах всегда исполняли музыку, несмотря на осуждение религии, хотя ведущим инструментом действительно стал бубен, вроде узбекской дойры или иранского дафа. Вместо запретных бубенцов к ободу за мембраной прикрепляли позвякивающие друг о друга колечки.

Первыми мужчинами, взявшими в руки бубен, стали суфии, отрицавшие для себя многие запреты и предпочитавшие вместо того готовить свой разум к саме так, чтобы он не смущался ни эротическими метафорами (поскольку во время самы читают те самые суфийские стихи, использующие любовные образы), ни музыкой и танцами, ни чем-либо ещё.

В странах, которые теперь известны, как мусульманские, до прихода ислама бубен символизировал Луну. В суфийской поэзии луна — это лик далёкой возлюбленной, которая, как мы помним, на самом деле есть Аллах, к которому стремится душа суфия. Но суфии придали бубну и новые смыслы. Круг бубна, согласно их трактовке, это круг земного бытия, а натянутая на обруч кожа — это абсолютная, чистая, истинная реальность. Каждый удар по бубну — это «вступление божественного воодушевления, которое из сердца, внутреннего и сокровенного, переносится на абсолютное бытие», как пишет об игре на дафе Ахмед бен Мохаммад Альтавуси.

Кроме бубна, суфии играют на флейтах и поют во время самы. Их музыка волнует сердце, в первую очередь, участников церемонии, но обычай требует, чтобы они скрывали своё волнение до тех пор, пока сдерживать крики не окажется невозможным. Только тогда достигнутый экстаз можно назвать чистым.

Суфийская философия и искусство суфиев многократно отразились в искусстве Востока, и даже современные поэты и художники обращаются в своём искусстве к суфийским образам. Их можно обнаружить, например, на картинах иранского художника Махмуда Фаршчияна, которые сначала кажутся не больше, чем иллюстрациями к народным сказкам.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Исламское монашество: кто такие дервиши и почему их считают сектой

Дервиш (от персидского «нищий») – священнослужитель, ведущий отшельнический образ жизни. Во многом дервиши напоминают христианских монахов, которые стремятся освободиться от всего мирского и полностью посвятить себя служению Всевышнему.

Несмотря на то, что монашество не особо поощрялось в ранние годы распространения ислама, на территории Арабского халифата начали появляться первые братства. Как правила, объединения создавались вокруг суфийского шейха – главы братства, который выполнял функцию наставника всей общины.

Древнейшим братством дервишей считается «элвани», основанное шейхом Элваном в VIII веке. Первые такие сообщества создавались исключительно в религиозных целях и проповедовали аскетический образ жизни с отказом от мирских благ. Более поздние общины скорее носили политический подтекст. В частности, в XIX веке в регионах Ближнего Востока и Северной Африки создавались дервишские организации для противодействия засилью европейских колонизаторов. Сегодня братства действуют по всему миру и принимают активное участие в общественной и духовной жизни стран проживания. Особой популярностью они пользуются в Иране, Турции и Сирии.

Классификация

Все дервиши подразделяются на две группы: странствующие и проживающие в общинах. Первые, сохраняя верность своему братству и шейху, скитаются по миру и занимаются призывом (дагватом) среди местного населения. С определённой периодичностью дервиши обязаны посещать своего наставника с целью обретения мудрости.

Читайте также  Какие духи имеют запах свежести

Вторая группа – постоянно проживающие в обители, которая именуется ханакой или текие, и постоянно находящиеся рядом со своим наставником. Каждый верующий для того, чтобы стать дервишем, должен пройти обряд посвящения в братство – это происходит путём облачения новобранца в особую мантию с капюшоном (хирку). Также в некоторых общинах новоявленному дервишу вдевали в уши серьги и облачали в особый пояс. Осуществлять обряды посвящения вправе только шейх, который делится с новым членом организации своими сокровенными знаниями (вирд) – дервиш не вправе передавать их посторонним лицам. В некоторых обителях разрешалось посвящать в дервиши и женщин, но таких примеров меньшинство. После того, как дервиш прошёл обряд посвящения, он обязан быть верным своему наставнику и выполнять все его поручения.

Религиозная практика

Основной духовный обряд, выполняемый дервишами – это зикр (поминание Аллаха). Каждая отдельная община имеет свой собственный зикр и метод его исполнения. Как правило, обряд проводится в обители еженедельно, а также во время особых праздников, например Мавлида ан-Наби. В некоторых сообществах дервиши обязаны были давать обет безбрачия. Также в число религиозных ритуалов дервишей входят чтение молитв, сопровождающееся киванием головы или качанием тела, а также «сама» – обряд, включающий пение песен, танцы и игру на музыкальных инструментах.

Основоположником этого обряда считается персидский поэт, суфий Джаляляддин Руми. Легенда гласит, что однажды на рынке он услышал звон молотков мастеров, обрабатывавших золото. В этом стуке он услышал слова шахады (свидетельства) и начал кружиться, разведя руки в разные стороны. Именно этот танец Руми стал элементом зикра дервишей, и в наши дни мы можем увидеть нечто подобное в их обителях. Считается, что сам поэт сравнивал обряд сама с совершением Хаджа, так как в обоих случаях верующий очищает душу от всего негативного и достигает религиозного идеала, приближаясь к Творцу.

Немаловажную роль в ритуале сама играют пение и игра на инструментах, но только на тех, которые имеют сакральное значение для дервишей – как правило, это бубен или флейта. Нередко среди членов братства проводится чтение стихов, которые в сочетании с музыкой оказывают особое воздействие на присутствующих и способны ввести их в транс. При этом во время сама, как это ни странно, никогда не используются аяты Священного Корана.

На всём протяжении сама его участники обязаны соблюдать тишину и спокойствие вплоть до наступления кульминации транса (уаджд), когда дервиш уже теряет самоконтроль и впадает в состояние ритуального опьянения, когда начинает делать непредсказуемые движения, а иногда и издавать крики. Дервиш должен искренне переживать кульминацию транса для того, чтобы достичь ожидаемых результатов и очистить свой разум. Если ему это удастся, то его душа получает возможность общаться со Всевышним без каких-либо посредников. Именно в этот момент, как считается, дервиш может получить сокровенное знание от своего Создателя. Нередко обряд вызывает настолько сильные эмоции, что человек может потерять сознание или даже умереть. Но при этом некоторые суфийские учёные полагают, что новообращённые мусульмане не способны достичь того уровня уаджда, который доступен для «опытных» верующих.

Отношение со стороны мусульман

Далеко не все мусульмане считают религиозную практику дервишей дозволенной. Наиболее консервативные богословы называют песнопения и танцы запретным нововведением, которое не имеет никакого отношения к учению Посланника Аллаха (с.г.в.). Кроме того, большинство мусульман выполняют традиционный зикр и скептически относятся к поминанию Всевышнего в танце или чтении поэтических произведений. Основным аргументом противников танцев и песен выступает утверждение о том, что ни в Священном Коране, ни в хадисах Пророка (с.г.в.) не содержится информации об этом, а значит, это и есть нововведение (бидгат).

Кроме того, резкой критике подвергается и впадение в «ритуальный транс», в котором человек не всегда отдаёт отчёт своим действиям. Такое состояние мусульманскими богословами приравнивается к алкогольному опьянению.

Сторонники этой особой формы поклонения уверены, что мусульманин, совершая обряд «сама», способен пробудить в себе сильную любовь к Аллаху, которую невозможно достичь традиционными методами. Кроме того, они уверены, что музыка способна существенно повысить уровень имана человека, если верующий достиг чистоты души и очистил свой разум от всего мирского.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Кто такие дервиши?

Всем знаком образ кружащегося дервиша, полностью одетого в белое и умело вращающегося, словно в трансе. Эти танцы настолько потрясают воображение, что невольно задумываешься – как же у них не кружится голова. Ведь вращаться они начинают медленно, затем темп ускоряется. Однако дервиш – это гораздо больше, чем просто визуальное зрелище, датируемое более чем 700 годами как часть суфизма и ордена Мевлеви. Мы рассмотрим историю дервишей, их верования и значение ритуала кружения.

Известные на Западе как кружащиеся Дервиши (монахи), члены Ордена Мевлеви (названного в честь их основателя Мевланы) из Коньи жили в том, что мы могли бы назвать монастырями. Один из них в Галате в Стамбуле является образцом поздней османской архитектуры, имеет гробницу, большую комнату для церемонии кружащегося танца (Сема), фонтан, из которого вода была щедро отдана публике, комнату хранителя времени, камеры для дервишей, отдельные помещения для мастера, секцию для женщин, комнату тишины, большой богато украшенный фонтан для омовений и прачечную.

Орден Мевлеви, основанный Мевланой в Конье в Сельджукский период, состоит прежде всего из Текке, зданий, аналогичных западным монастырям. Первый из этих текке назван в честь Мевланы и считался «родоначальником» всех остальных. Постепенно количество текке было увеличено во время жизни Дивани Мехмета Челеби (того самого, кто способствовал распространению ордена) и благодаря его усилиям; в Алеппо, Египте и Алжире, на островах Хиос (Сакиз) и Митилини, и конечно же на турецкой земле. Галата Мевлевихане относится к числу последних.

Ритуалы последователей Руми (кружащихся дервишей) относятся к числу самых продолжительных, а также самых изысканных церемоний духовности. Ритуальное кружение дервишей-это акт любви и веры. Он обладает высоко структурированной формой, в которой мягкие повороты становятся все более динамичными, поскольку некоторые дервиши стремятся достичь состояния транс.

Музыка, сопровождающая кружение от начала до конца, колеблется от мрачной до рапсодической; ее эффект должен быть завораживающим. Пение стихов, ритмическое вращение и непрестанная музыка создают синтез, который, по мнению верующих, вызывает чувство парения, экстаза, мистического полета.

Многие более поздние Османские султаны, включая Мехмеда, Завоевателя Стамбула, были очарованы идеалами Мевлеви. Реформистский Султан Селим III был фактически ее членом. Сулейман Великолепный, величайший из султанов, высоко ценил дервишей Мевлеви, и их семахане (вращающийся зал) были построены для них как его императорский дар.

Кроме дервишей Мевлеви, дервиши ордена Бекташи также высоко ценились султанами и другими простыми людьми. Танцы дервишей Бекташи назывались танцами Кирклар Сема, которые не включали в себя кружение, как у Мевланы.

Кружащиеся Дервиши сыграли жизненно важную роль в эволюции Османской высокой культуры. С 14-го по 20-й век их влияние на классическую поэзию , каллиграфию и изобразительное искусство стало более глубоким, в то время как музыка была, возможно, их самым большим достижением. Местами встреч дервишей, , стали академии искусства, музыки и танца. Сегодня в спектаклях кружащихся дервишей участвуют двенадцать музыкантов (на традиционных турецких инструментах) и 12 танцоров. Есть также мастер церемонии. Спектакль разбивается на две части с введением, проводимым мастером, за которым следуют 3 или 4 музыкальных произведения. За этим следует церемония закручивания в 4 части.

Ритуал Семы

Церемония Сема представляет собой духовное путешествие; обращение искателя к Богу и истине, созревание через любовь, трансформацию себя как путь единения с Богом и возвращение к жизни как слуги всего творения.

Танцор (с верблюжьей фетровой шляпой, изображающей надгробие, и широкой белой юбкой, символизирующей саван смерти), сняв свою черную ткань, духовно рождается к истине. Они стоят, скрестив руки на груди, готовые начать свою очередь.

В своей прямой позе они представляют число один, свидетельствуя о единстве Бога. В начале каждого из четырех движений церемонии дервиши кланяются друг другу, почитая внутренний дух. Когда их руки раскрываются, правая рука раскрывается к небесам в молитве, готовая принять Божью милость. Левая рука, на которой покоится его взгляд, обращена к Земле в жесте посвящения.

Семазен с неподвижными ногами обеспечивает точку соприкосновения с этой землей, через которую могут течь божественные благословения. Поворачиваясь справа налево, он обнимает все творение, повторяя имя Бога в своем сердце.

Одна из прелестей этого семисотлетнего ритуала заключается в том, что он объединяет три фундаментальных компонента человеческой природы: ум, эмоции и дух, объединяя их в практике и поклонении, которое стремится к очищению всех трех в обращении к Божественному единству. Но самое главное – обогащение этой земли и благополучие человечества в целом.

Танцующие (кружащиеся) дервиши

Танец дервишей знаменит на весь мир. Кружение дервишей – медитация. Считается, во время исполнения дух освобождается от плоти и устремляется к Богу. Даже просто наблюдая за захватывающим зрелищем, почувствуйте неземную ауру происходящего и медитируйте. Наблюдение за чарующим танцем успокаивает человека, помогает отрешиться от проблем и забот, делает чище и сильнее. Дервиши могут жить оседло или странствовать по миру. Странствующий дервиш находит временное убежище в «текие» – обители для отдыха и молитв.

Читайте также  Управление дебиторской задолженностью

Кто такой дервиш?

Еще в XIII веке в Персии известный поэт и мудрец Руми основал монашеский орден, объединив странствующих дервишей и их идеологию в религиозное течение. Суть течения – в приобретении особого духовного опыта. Дервиш – подобие исламского монаха, нищего бродяги, отрекшегося от благ цивилизации и обязанного соблюдать определенные законы. У него не должно быть никакой собственности, ничего лично ему принадлежащего. Хотя суфизм (религия дервишей) и позволяет такому человеку вести оседлый образ жизни и обзавестись семьей, он обязан отдать гостю в его доме все, что тот пожелает. Член ордена не мог просить милостыню, должен был сам заботиться о пропитании.

Для краткого отдыха и восстановления сил бродяги останавливаются в «текие». Текие – их временный приют со своими особенностями и законами. Многие живут в текие на постоянной основе, время от времени отправляясь странствовать и потом опять возвращаясь в обитель.

Дервиши прошлого тысячелетия

«Текие» построены во многих мусульманских государствах мира. В некоторых азиатских странах за счет государственных средств для дервишей строили «ханаку» – аналог «текие» для молитвы и духовного общения. Тот, кто живет вне обители, обязан приходить в «ханаку» для совместных молитв дважды в неделю и в дни религиозных праздников.

Суть религиозного убеждения дервишей

Сторонников такого образа жизни во всем мире объединяет общая мусульманская философия – суфизм. Суть ее заключается в освобождении души и связи с Богом без слез и печали. Духовное совершенство достигается путем молитв, молчаливого созерцания, пения и танцев под ритмичную музыку. Получаемый экстаз позволяет гораздо лучше осмыслить суть учения. Кроме религиозных танцев, члены мусульманских суфийских братств на протяжении многих веков обучали последователей при помощи сказок, басен и других поучающих историй. Сказки дервишей, помимо обучающей сути, написаны прекрасным языком и отличаются красивым композиционным стилем, остроумием и художественной ценностью.

Танец дервишей в наше время

Значение слова дервиш – нищий, подчеркивает смысл суфизма, его истинное значение. Оно заключается в аскетизме, довольствовании малым и добровольной бедности. И странствующие, и живущие на одном месте последователи религии дервишей обязаны совершать каждый день особые молитвы, сопровождаемые музыкой и танцами.

Разновидности дервишей (ордена дервишей)

Дервиши ордена Мевлеви

Дервиши объединены в общины. Каждый орден утверждает собственные уставы и собственную духовную иерархию. По устройству ордена независимы и делятся на общины. Состоят они только из мужчин. Некоторые члены общин имеют свой дом и семью, а многие являются странствующими. Во главе каждого ордена стоит шейх – потомок первых халифов, пользующийся огромным уважением и обладающий неограниченной властью в общине. Шейх является религиозным наставником всех членов общества. Учеников, желающих вступить в орден, называли мюридами. К ним предъявлялись большие требования: быть набожным, иметь хорошую репутацию, здравый смысл, быть добрым и щедрым, чистым сердцем и справедливым. Известно около 70 орденов суфитов. Одежда членов разных обществ отличалась цветом, фасоном и тканями, из которых она изготовлена.

Каждому предмету гардероба соответствует символическое значение. Головной убор был конической формы с надписями из Корана. Шапка окаймлена густой опушкой, означающую, что дервиш не должен видеть окружающий мир, а общаться только с Богом. Верхней одеждой адепта религиозного течения был широкий прямой халат с рукавами, который подвязывали поясом. Главным предметом были четки, состоящие из 99 шариков, которые верующий перебирал, называя Бога по именам. Среди пользующихся известностью в настоящее время орденов дервишей можно назвать Бекташи и Мевледи.

Кружащиеся дервиши (танцующие дервиши)

Суфии уверяют, что понять природу Вселенной и приблизиться к Богу можно только сердцем и душой. Произносимыми словами достичь не удастся. Поможет в достижении цели единения с Богом танец под определенную музыку. Считается, что подобная музыка звучит у ворот рая.

Танец дервишей – фееричное представление, которое завораживает и производит на всех неизгладимое впечатление. Начинается танец с подготовки. Танцоры стоят около 10 минут неподвижно, скрестив руки на плечах. Так они сосредотачиваются. Потом кланяются шейху и зрителям и начинают кружиться. Поднимая ладони рук вверх, они получают благословение неба, которое потом передают земле, опуская их книзу. Кружение исполнителей происходит против часовой стрелки с закрытыми глазами и наклоненной головой. Танцоры кружатся вокруг своей оси, не делая никаких дополнительных движений ни руками, ни головой. Правая ладонь обращена вверх, к Богу, а левая – вниз к земле и людям. Считается, что вращение соединяет небо и землю, время и пространство.

Во время танца исполнители впадают в транс, отрешаются от всего земного. Для приверженцев суфизма танец – это молитва, беседа с Богом. Так вращаться танцоры могут около 15 минут. Искусству религиозных танцоров учат с раннего детства. И только через два десятилетия ученик достигает совершенства в танце. Во время долгого вращения танцоры входят в экстаз, своего рода суфийское опьянение, позволяющее почувствовать освобождение от плоти и восхождение к Всевышнему. Танец помогает ощутить вселенскую любовь и очистить свою душу.

Танец дервишей – молитва или представление?

В современном мире необычный танец до сих пор привлекает огромное внимание. Но он превратился просто в шоу, где исполнители – простые артисты, зарабатывающие деньги. Лишь в нескольких местах в определенное время проходят танцы настоящих дервишей. Например, в Конье, где есть мавзолей основателя ордена. Здесь же каждый год в декабре проводится фестиваль, на котором выступают кружащиеся чародеи со всего мира. Только там можно увидеть танец настоящих монахов, полный религиозного смысла и вызывающий у зрителей необычные ощущения мистического подъема и полета над землей.

Танец несет большое значение:

  • дарит людям душевный покой и равновесие,
  • позволяет прикоснуться к мистическому и возвышенному.

Несмотря на то, что суфизм основан более 700 лет назад, танец кружащихся дервишей почти не изменился. И мы можем увидеть это прекрасное зрелище и насладиться ощущением свободы и причастности к таинству.

Бахауддин Накшбанди в Бухаре и мемориальный комплекс Накшбанди

Достопримечательность Ташкента – ансамбль Хазрет Имама

Мемориальный комплекс имама Аль Бухари в городе Самарканд

Церкви и храмы христианской и буддийской веры в Ташкенте

Значение слова дервиш

Словарь Ушакова

дерв и ш, дервиша, муж. (перс. darvig — нищий). Мусульманский нищенствующий монах.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м.

Нищенствующий монах у мусульман.

* Паша сложил руки на груди и поклонился мне, сказав через переводчика: «Благословен час, когда встречали поэта. Поэт брат дервишу. Он не имеет ни отечества, ни благ земных«. // Пушкин. Арап Петра Великого //; В лесу живущий с ней [Ланью] одном Дервиш, ее поступком изумленный: «О, безрассудная! — сказал, —к кому любовь, Кому свое млеко ты расточаешь?» // Крылов. Басни // *

Ислам. Энциклопедический словарь

(перс.) — общее название суфия. Это слово является синонимом арабского слова факир.

Татарские мужские имена. Словарь значений

Дервиш, отшельник, аскет. Отворяющий ворота, неимущий, бедняк (Магдиев). Имя одного из казанских князей (Кунцевич). Активно употреблялось в XV — XVI веках. Сохранилось в фамилиях Дербышев, Дарвишев, Тарпышев. Фамилия Дербышев встречается также у русских.

Тюркизмы в русском языке

м мусульманский нищенствующий монах, перс. darvis нищий (Ушаков, 1, 690; Даль, 1, 429; Огиенко, 1915, 28). Др, -рус. дербышъ (Срезневский, 1, 653). Др.-рус. дербышъ заимств. через тур., крым.-тат. darvis или прямо из (нов.) перс. darvis нищий Фасмер, 1, 500). Радлов dapeiui (тур.; крым.) дервиш; дарбгш (казан.) = = dapeiui; дарбуш (крым,) = dapeiui -(3, 1676).

Словарь Ожегова

ДЕРВИШ, а, м. Мусульманский нищенствующий монах-аскет, факир.

Словарь Ефремовой

  1. м. Нищенствующий мусульманский монах.
  2. м. см. дервиш.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— персидское слово, значит нищий (собственно — порог двери) и употребляется (как и арабский его синоним факир ) у мусульман для обозначения человека набожного, ищущего спасения души в отшельнической жизни. Хотя Магомет и сказал: «нет монашества в Исламе», но вследствие склонности арабов к отшельнической жизни уже в первые века гиджры были основаны многие дервишские ордена или братства. Таких орденов насчитывают ныне более 70, около половины в Оттоманской империи, остальные — в Персии, Аравии, Центральной Азии, Сев. Африке. Называются они по имени основавших их шейхов (араб.) или пиров (перс.), т. е. старейшин. Первые религиозные братства для совместной молитвы приписываются Абу-Бекру и Али. Исторически древнейшим орденом считается эльвани, основатель которого, шейх Эльван, ум. в Джидде в 766 г.; к древнейшим орденам принадлежат еще эдгемиты, бестами, сакати. Посещающим Константинополь европейцам знакомы Д. руфаи (существующ. с XII в.), поражающие зрителей глотанием шпаг, огня и т. п. Известны еще ордена кадири, нурбаши, мевлеви, бедеви (только бедуины), бейрами, накшбенди, саадии. Большим влиянием на янычар пользовались бекташи, основатель которых благословил это войско при его сформировании. Султан Махмуд II, уничтожив в 1826 г. янычар, старался всеми мерами истребить и секту бекташей. В Сев. Африке в новейшее время основались новые ордена Д. для противодействия европейскому влиянию; из них самый известный — орден снусси. Эти позднейшие секты, преследующие главным образом политические цели, имеют мало общего с старинными орденами Д. От последних, не оставляющих почвы правоверия, надо отличать секты, отступающие от основных законов Ислама (на персид. яз. они называются асад, т. е. свободные, или бишер, т. е. беззаконники); из них более всего известен орден Д. календери. Живут Д. в особых помещениях, называемых теккие или ханка (в одном Константинополе таких теккие около 200). Стоящие во главе подобных монастырей шейхи или пиры назначаются в каждой секте главой ордена, живущим обыкновенно там, гдe покоится прах основателя секты. Между Д. находятся люди разных классов. Некоторые из них женаты и живут вне монастыря, но несколько раз в неделю, особенно накануне торжественных плясок, должны в нем ночевать. Большинство Д. дают обет безбрачия. Теккие обладают большими средствами благодаря вкладам и приношениям набожных мусульман и дают Д. содержание; но о платье последние должны заботиться сами. Так как просить милостыню считается грехом и позором для Д. (за исключением бекташей, даже гордящихся тем, что живут подаянием; они одни — настоящие нищенствующие Д.), то они изучают ремесла, чтобы заработать себе на платье. Их одежда, смотря по секте, различного покроя и цвета, большей частью черного и темно-зеленого; шейхи носят платья из белого и зеленого сукна. Головной убор Д. состоит из тюрбанов различной формы. Среди мирян Д. пользуются большим почетом. Пользуясь суеверием народа, Д. лечат заклинаниями и молитвами от разных болезней, предсказывают будущее, толкуют сны и продают за большие деньги чудодейственные амулеты. Вера в них и их влияние так велики, что часто начальники войск старались иметь Д. при своих отрядах для воодушевления солдат. В Турции, особенно среди высших классов, наибольшим уважением пользуются Д. ордена мевлеви благодаря их поэтической мистике. «Месневи» — главное произведение их основателя, поэта Джелаль-Эддин-Руми, — изучалось не только отшельниками, но и государственными деятелями; влияние их особенно возросло, когда Кония, резиденция главы ордена, стала главным местом изучения персидской литературы и поэзии. Мевлеви — самая богатая секта Д.; они были богато одарены сельджукскими султанами, а затем и султанами Оттоманской порты. Глава их (шегаб-эддин) опоясывает нового султана мечом Османа. При приеме в орден надо пройти целый ряд испытаний, которые тем строже, чем святее считается орден. Посвящаемый должен жить в уединении, доносить шейху о всех своих мыслях, снах и т. п. и исполнять разные работы. Испытание иногда длится 2-3 года (часто 1001 день); в это время посвящаемый знакомится с уставами и обрядами ордена и учится известным восклицаниям, выражающим качества Бога, которые Д. обязан произносить много раз в день. Религиозные упражнения Д. (дзикрг) состоят в молитвах, плясках и др. церемониях. Д., расположившись вокруг шейха, стоя или сидя на пятках, выкрикивают или бормочут разные молитвы, тряся в это время головой или раскачивая все тело то справа налево, то спереди назад и т. п., или вдруг вскакивают и начинают дикую пляску или кружение на одном месте, издавая пронзительный рев (отсюда название Д. Руфай — воющие Д.) и нанося себе раны. У некоторых египетских сект Д. религиозные упражнения заканчиваются тем, что Д. рядом распростираются на земле и по ним их глава, шейх-эль-бакри, проезжает верхом. Религиозные упражнения повторяются обыкновенно раз или два в неделю, и, сверх того, в известные праздники, напр., день рождения Магомета, день основания ордена, происходят особые, более торжественный религиозные упражнения. Ср. John Brown, «The dervishes, or oriental spiritualism» (1868); Vambery, «Sittenbilder aus dem Morgenlande» (1876).

Читайте также  Как ввести себя в транс

ИСЛАМСКОЕ МОНАШЕСТВО: КТО ТАКИЕ ДЕРВИШИ И ПОЧЕМУ ИХ СЧИТАЮТ СЕКТОЙ

Дервиш (от персидского «нищий») – священнослужитель, ведущий отшельнический образ жизни. Во многом дервиши напоминают христианских монахов, которые стремятся освободиться от всего мирского и полностью посвятить себя служению Всевышнему.

Несмотря на то, что монашество не особо поощрялось в ранние годы распространения ислама, на территории Арабского халифата начали появляться первые братства. Как правила, объединения создавались вокруг суфийского шейха – главы братства, который выполнял функцию наставника всей общины.

Древнейшим братством дервишей считается «элвани», основанное шейхом Элваном в VIII веке. Первые такие сообщества создавались исключительно в религиозных целях и проповедовали аскетический образ жизни с отказом от мирских благ. Более поздние общины скорее носили политический подтекст. В частности, в XIX веке в регионах Ближнего Востока и Северной Африки создавались дервишские организации для противодействия засилью европейских колонизаторов. Сегодня братства действуют по всему миру и принимают активное участие в общественной и духовной жизни стран проживания. Особой популярностью они пользуются в Иране, Турции и Сирии.

Классификация

Все дервиши подразделяются на две группы: странствующие и проживающие в общинах. Первые, сохраняя верность своему братству и шейху, скитаются по миру и занимаются призывом (дагватом) среди местного населения. С определённой периодичностью дервиши обязаны посещать своего наставника с целью обретения мудрости.

Вторая группа – постоянно проживающие в обители, которая именуется ханакой или текие, и постоянно находящиеся рядом со своим наставником. Каждый верующий для того, чтобы стать дервишем, должен пройти обряд посвящения в братство – это происходит путём облачения новобранца в особую мантию с капюшоном (хирку). Также в некоторых общинах новоявленному дервишу вдевали в уши серьги и облачали в особый пояс. Осуществлять обряды посвящения вправе только шейх, который делится с новым членом организации своими сокровенными знаниями (вирд) – дервиш не вправе передавать их посторонним лицам. В некоторых обителях разрешалось посвящать в дервиши и женщин, но таких примеров меньшинство. После того, как дервиш прошёл обряд посвящения, он обязан быть верным своему наставнику и выполнять все его поручения.

Религиозная практика

Основной духовный обряд, выполняемый дервишами – это зикр (поминание Аллаха). Каждая отдельная община имеет свой собственный зикр и метод его исполнения. Как правило, обряд проводится в обители еженедельно, а также во время особых праздников, например Мавлида ан-Наби. В некоторых сообществах дервиши обязаны были давать обет безбрачия. Также в число религиозных ритуалов дервишей входят чтение молитв, сопровождающееся киванием головы или качанием тела, а также «сама» – обряд, включающий пение песен, танцы и игру на музыкальных инструментах.

Основоположником этого обряда считается персидский поэт, суфий Джаляляддин Руми. Легенда гласит, что однажды на рынке он услышал звон молотков мастеров, обрабатывавших золото. В этом стуке он услышал слова шахады (свидетельства) и начал кружиться, разведя руки в разные стороны. Именно этот танец Руми стал элементом зикра дервишей, и в наши дни мы можем увидеть нечто подобное в их обителях. Считается, что сам поэт сравнивал обряд сама с совершением Хаджа, так как в обоих случаях верующий очищает душу от всего негативного и достигает религиозного идеала, приближаясь к Творцу.

Немаловажную роль в ритуале сама играют пение и игра на инструментах, но только на тех, которые имеют сакральное значение для дервишей – как правило, это бубен или флейта. Нередко среди членов братства проводится чтение стихов, которые в сочетании с музыкой оказывают особое воздействие на присутствующих и способны ввести их в транс. При этом во время сама, как это ни странно, никогда не используются аяты Священного Корана.

На всём протяжении сама его участники обязаны соблюдать тишину и спокойствие вплоть до наступления кульминации транса (уаджд), когда дервиш уже теряет самоконтроль и впадает в состояние ритуального опьянения, когда начинает делать непредсказуемые движения, а иногда и издавать крики. Дервиш должен искренне переживать кульминацию транса для того, чтобы достичь ожидаемых результатов и очистить свой разум. Если ему это удастся, то его душа получает возможность общаться со Всевышним без каких-либо посредников. Именно в этот момент, как считается, дервиш может получить сокровенное знание от своего Создателя. Нередко обряд вызывает настолько сильные эмоции, что человек может потерять сознание или даже умереть. Но при этом некоторые суфийские учёные полагают, что новообращённые мусульмане не способны достичь того уровня уаджда, который доступен для «опытных» верующих.

Отношение со стороны мусульман

Далеко не все мусульмане считают религиозную практику дервишей дозволенной. Наиболее консервативные богословы называют песнопения и танцы запретным нововведением, которое не имеет никакого отношения к учению Посланника Аллаха (с.г.в.). Кроме того, большинство мусульман выполняют традиционный зикр и скептически относятся к поминанию Всевышнего в танце или чтении поэтических произведений. Основным аргументом противников танцев и песен выступает утверждение о том, что ни в Священном Коране, ни в хадисах Пророка (с.г.в.) не содержится информации об этом, а значит, это и есть нововведение (бидгат).

Кроме того, резкой критике подвергается и впадение в «ритуальный транс», в котором человек не всегда отдаёт отчёт своим действиям. Такое состояние мусульманскими богословами приравнивается к алкогольному опьянению.

Сторонники этой особой формы поклонения уверены, что мусульманин, совершая обряд «сама», способен пробудить в себе сильную любовь к Аллаху, которую невозможно достичь традиционными методами. Кроме того, они уверены, что музыка способна существенно повысить уровень имана человека, если верующий достиг чистоты души и очистил свой разум от всего мирского.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: