Кто такие графоманы

кто такое графоман?

Незадолго до своей смерти успешнейший американский писатель Сидни Шелдон, самый переводимый писатель в мире, тиражированный своими сочинениями в двухстах семидесяти пяти миллионах! экземплярах, на вопрос в одном из интервью «Почему вы решили стать писателем?» ответил: «А я и сейчас не уверен, что стал им».
Кокетство? Отнюдь. Дело мне кажется вот в чём: всякий серьёзно пишущий всегда подозревает в себе графомана, непрерывно преследует даже тень его и вечно сомневается. Теперь модно быть циником. И в литературе тоже. Масса сочинителей охотно признают: да я графоман! Неоригинальный и довольно наивный способ самозащиты. Мол, я и не претендую ни на что, с меня и взятки гладки.
А я претендую. И считаю слово графоман по отношению к себе оскорбительным. Хотя, увы, иногда заслуженным. И призываю всех пишущих к беспощадному истреблению, прежде всего в себе самих, графомании.
Попытаемся обозначить врага. Кто такое графоман? Сначала несколько цитат с моими краткими комментариями:

«Графомания — патологическая (ненормальная) страсть к сочинительству». (толковый словарь)
А страсть к сочинительству — это разве может быть нормальным? Я так полагаю, что настоящее определение можно интерпретировать как: стремление к сочинительству несмотря ни на что. Даже на явную и очевидную неспособность.
Ну не всем дано писать! Как не всем дано петь и играть на музыкальных инструментах. Это как раз норма! НО! ежели ты не умеешь играть на пианино – это явно видимо. Даже тому бедолаге что, не смотря на очевидное, пытается. С литературой, увы, сложнее.

«Графоман — это страстный, бескорыстный писатель, который лишен способности к самокритике, к сторонней оценке того, что он делает, и не обладает даром сравнения своего продукта с продуктами других. Такая небольшая интеллектуальная патология». (Михаил Веллер)

«Графоман — это не тот, кто пишет плохо. Графоман — это тот, кто получает удовольствие от «самого процесса» письбы. Соответственно графоман пишет много. А поскольку среди графоманов процент литературно одаренных людей точно такой же, как и среди всех остальных, то большинство графоманов пишут много и плохо». ( Зафар Хашимов)

Касательно «процесса письбы» — рискну пояснить. Полагаю, что автор определения имел в виду, что для литератора отдающего себе отчёт в том, что такое литература, процесс писания сложен и часто мучителен, а графоману это как… ну вы знаете. Он вообще часто удивляется и восхищается самим собой написанным.
Томас Манн на вопрос «Кто такой писатель?» ответил: «Это человек, которому процесс писания даётся труднее, чем всем остальным людям».

Милан Кундера в «Книге смеха и забвения» говорит, что графомания закономерно становится массовой эпидемией при наличии трех условий развития общества.
1. высокий уровень всеобщего благосостояния, дающий возможность отдаваться бесполезной деятельности;
2. высокая степень атомизации общественной жизни и вытекающая отсюда тотальная разобщенность индивидуумов;
3. радикальное отсутствие больших общественных изменений во внутренней жизни народа.

Если придерживаться утверждения Кундеры, у нас, на постсоветском пространстве, довольно любопытное положение: на мой взгляд, графомания процветает в значительной степени благодаря положению вещей, сформулированному в пункте втором. Люди они всегда люди и хотят общаться, но многие не знают, как это сделать напрямую. А тут Интернет очень кстати – можно нести всё подряд и получить соответствующую публику. Соответствующую всегда можно получить.

С другой стороны очень влияет мода, насаждаемая как водится американским кином. Там ведь каждый третий герой писатель, вот ОНИ, наверное, пишут в связи с высоким уровнем благосостояния, а мы уже им подражаем, возможно, и в связи со своим совецким менталитетом который включает в себя и привычку отдаваться бесполезной деятельности.

Теперь от себя немного добавлю:

1. Человек начинающий свой литературный путь сразу романом, в девяти случаях из десяти так и останется графоманом. Писательское ремесло принципиально ничем от любого другого не отличается. Здесь тоже идут «от простого к сложному». Немедленное покушение «юного» литератора на «крупные» формы свидетельствует только о его некомпетентности в вопросах литературы. О его решительном непонимании всех сложностей дела, за которое он берётся.

2. Графоман не обладает чувством юмора. ОСТРОумие и графомания две вещи несовместные. Я, во всяком случае, остроумных графоманов не встречал.
По опыту знаю: на сайтах склонных к графоманизации всегда образовывается костяк из графоманов. Очень активные, чрезмерно доброжелательные граждане самым серьёзным образом обмениваются мнениями о том, что вообще лежит за пределами литературы. Кукушка хвалит петуха…

3. Графоман искренне полагает, что его искренность окупит лит. недостатки. Он не понимает что литература это род искусства – подчинённый своим законам. И как хороший человек не профессия так же и искренний написатель – не литератор. Искренность не есть художественный приём, но только лишь личное качество. Похвальное, но для проникновения в область искусства недостаточное.

4.Графоман частенько полагает, что мысли его настолько грандиозны и глубоки, что бестолковый читатель просто их не догоняет.
Увы, вам, увы. Ежели ваш замысел остался непонятым, либо требует отдельного (за рамками сочинения) пояснения, значится вы просто не смогли донести его до читателя. Писатель пишет, не как он хочет, а как он может. И нечего на читателя пенять коли…

5. Графоман часто одержим патологической грамотностью. Он полагает, что литература это нечто схематическое: освоил основные правила и дело пойдёт.
Короленко, четверть века редактировавший толстый питерский журнал и соответственно многажды сталкивавшийся с начинающими авторами, одного из них характеризовал так: «Детски наивная, ХОТЯ ГРАМОТНО НАПИСАННАЯ чушь». Другой раз пишет: «Если бы дать ему образование – тогда стал бы писать БЕЗДАРНЫЕ, НО ГРАМОТНЫЕ рассказы». (крупный шрифт мой)
Я к тому, что грамотность сама по себе вещь хорошая, литературным достоинством, однако не является.

6. Я написал очень правдиво! – гордится графоман.
«Это не ложь, это гораздо хуже, чем ложь – это плохо написано». — говаривал Оскар Уайльд.
Другая вариация: как я здорово придумал! Эвон как закрутил! – да фигушки! Добрый писатель берёт необычного героя в обычных обстоятельствах или обычного героя в необычных обстоятельствах. А графоман рубит по полной: кубикорубическое сочинение: чёрт ногу сломи, не то, что читатель. Да никого вы этим не зацепите! Потому ситуация искусственная не есть предмет искусства. И никого она не интересует.
Третья вариация: какая история, какой сюжет! Да сюжет это вообще несущественно. Существенен нетривиальный взгляд автора. Он делает его писателем. А не просто бумагомарателем и винчестерозабивателем.

7. Любимая идея графоманствующих авторов: искусство есть способ самовыражения (а у меня оно такое, не нравиться — отвали). Очень опасное, на мой взгляд, заблуждение. Самовыражение свойственно всем людям (возможно даже всем живым существам вплоть может быть и до амёб). Это процесс непроизвольный, вроде мочеиспускания. Но не станем же мы последнее считать актом творчества? Хотя… слышал я, что некоторые апологеты подобного взгляда на искусство выставляются и не без успеха с произведениями типа: «туфелька, наполненная испражнениями». Ну что ж — каждому своё.
Но всё-таки творчество человека позиционирующего себя как «художник» предполагает, прежде всего, ответственность перед публикой. Потому все художники публичны. Наверное, есть и другие, воздерживающиеся от публикаций, но именно по этой причине нам о них ничего не известно.
Всякое искусство, несомненно, отчасти самовыражение, но это отнюдь не значит, что всякое самовыражение есть искусство. Пардон ребята! Этот номер у нас не пройдет!

Художник – это тот, кто остро и ежечасно, ежеминутно, ежесекундно ощущает трагичность жизни. Но! как сказал Бабель: «У каждого глупца достанет глупости для уныния, и лишь мудрец раздирает смехом завесу бытия». Жизнь трагична, но удивительна! И помня о первом, художник тщательно всматривается в каждый миг и именно потому обнаруживает второе. О котором и сообщает людям. А те поражаются: Ну надо же?! Кто бы мог подумать?! И как это он подглядел?! И как это я сам не заметил?!
Да всё несложно: большая часть людей «походя» преодолевает свой жизненный путь. Пропуская детали и тонкости, не имея упорства углубиться. И это нормально! Тяжко вникать так дотошно. Трудно нести непростой, да притом добровольно взваленный на себя груз. И не жди вознаграждения (в материальном виде во всяком случае)! Потому что не всякий желающий стать художником станет им.
Вот так я себе представляю художника. А словоблудие хоть и самое изощрённое – это не литература. Это, в лучшем случае, бестселлеристика. Что уже в другую дверь.

Сила воздействия художника на публику напрямую зависит от глубины и широты на которые художник взрыл, вздыбил, взлопатил и перепахал собственную душу. Чем объёмней этот виртуальный котлован, тем наполненней выплеск из него. Тем отчётливей воздействие, в нашем случае, на читателя.
Графоман же, как правило, напоминает человека желающего окатить публику из таза, в котором и влаги-то со столовую ложку. Есть ли у тебя, чем оросить душу читателя?- вот главный вопрос, который обязан задать себе публикатор (писать вообще -личное дело каждого, каковое перестаёт быть таковым в момент добровольного обнародования). Достаточно ли глубок твой личный резервуар для того, что бы поделиться его содержимым с кем-то ещё?

Простите за некоторый сумбур, но согласитесь — тема, которую я взялся трактовать, уж очень трудноклассифицируемая, сложноформулируемая. Так может попробуем как-то ограничить литературу и графоманию? И самим полезно будет и кто-то другой может спасибо скажет.

Я пока не готов дать исчерпывающий ответ на вопрос вынесенный в заглавие, но попытаться это сделать как мне кажется надо. Для того чтобы удаляясь от графомании постараться приблизиться к литературе.

С уважением ко всем, вне зависимости от литературных способностей
а.м.

p/s разумеется эта статья написана отнюдь не для поучения, но единственно с целью попытки разобраться в вопросе. В надежде на помощь коллег, для которых эта тема так же является животрепещущей.

Что такое графомания?

Знакомясь с постами, особенно с комментариями к ним, часто вижу, как оппонента упрекают в графомании. Хочу поделиться мнением.

Для меня графомания – термин весьма неточный.

Ну кто такой графоман, в самом деле? Человек, имеющий патологическую страсть к сочинительству? Любой настоящий писатель имеет патологическую страсть к сочинительству. Ну так это настоящий! А чем настоящий писатель отличается от ненастоящего? Тем, что ненастоящий писатель графоман. Логический круг замкнулся: в такой трактовке термин «графомания» не имеет смысла, ввиду неопределенности значения.

Поищем другую трактовку. Настоящие писатель, в отличие от ненастоящего, имеет удачные работы. Допустим. Вполне подходящее воззрение (в данном случае я исхожу из того, что ценность сочинения может быть достоверно установлена). Но имеется одно «но». Любой писатель (из настоящих, речь сейчас о них) в какую-то пору своей жизни не имеет удачных произведений, а потом неожиданно обретает, в смысле – сочиняет. В соответствии с принятой логикой, приходится признать: сначала он был графоманом, а потом стал настоящим писателем. Ненастоящий писатель – еще туда-сюда, а вот графоман – это определение в отношении настоящих писателей совсем не катит. Этак придется признать, что Пушкин в юные годы был графоманом, а потом стал гением! Хотя, по смыслу данной трактовки, именно так: сначала у Пушкина не было удачных произведений, а потом появились.

Читайте также  Как избавиться от мыши полевки

Строго говоря, любое лицо, берущееся за перо впервые, сочиняет неудачное произведение. Это отсутствие опыта, ничего боле. И потому сочинитель – графоман? Все же данным термином принято именовать кого-то другого. Но кого?

Поищем следующую пригодную трактовку. Графоман – это человек в возрасте, имеющий патологическую страсть к сочинительству и не имеющий удачных произведений. Вроде бы все понятно: пишет человек, пишет – давно уже пишет, а ничего путного не выходит. Графоман, вестимо. Но, как во всех случаях с темпоральной шкалой, возникает вопрос: в какой именно момент времени дите, сочиняющее неудачные вирши, превращается в матерого графомана? Точный возраст указать можете? Если не можете, трактовку следует отбросить ввиду того, что она не отвечает критериям научности. Тем более что известны случаи, когда немолодые уже люди развивались в блистательных авторов.

Нет, возраст роли не играет. Любой человек, пока он жив, способен сочинить что-то стоящее. Только у одних шансы на это побольше, а у других поменьше. Такая же шкала, хотя не времени, но способностей. При этом абсолютный ноль отсутствует: любой человек способен изменить себя к лучшему.

Я мог бы предложить такое определение: графоман – это человек, занимающийся сочинительством, при этом не имеющий к сочинительству патологической страсти. Однако, и это определение неудачно. Во-первых, таких людей мало. Как правило, это люди, которые вынуждены заниматься сочинительством в силу каких-то меркантильных обстоятельств. Такие типы существуют сейчас и существовали всегда. Помнится, у Войновича в рассказе «Шапка» описан один из них. В топе АТ копнуть – тоже наверняка обнаружатся. Но вряд ли справедливо называть их графоманами. Термином принято подчеркивать именно патологическую страсть к сочинительству, а в данной ситуации она отсутствует больше, чем полностью.

В поисках трактовки можно взять за основу определение «патологический». Тогда настоящий писатель имеет непатологическую тягу к сочинительству, а графоман – патологическую. Но опять же, где критерий? Сомневаюсь, что у докторов имеется волшебный градусник, с помощью которого можно установить патологию в сочинительстве. Все-таки медицина не про сочинительство, а совсем про другое.

Теоретически, графоманом можно называть человека, не имеющего по-настоящему удачных публикаций, но для этого нужно быть знакомым с наиболее удачными произведениями данного автора. А графоманом зачастую обзывают людей без должного знакомства с их произведениями (опять-таки лучшими, потому что неудачные произведения имеются даже у признанных гениев).

В этой связи можно признать, что графоман – это человек, имевший патологическую страсть к сочинительству, но не сочинивший удачных произведений. Все в прошедшем времени. Если принять, что со смертью человека его литературная карьера прекращается, тогда мы действительно можем назвать человека, отвечающего названным выше критериям, графоманом. Но умершего! Некорректно называть графоманом живого – термин оказывается если не бессмысленным, то бесполезным.

Вот и получается, что термин «графомания» не имеет точного значения. Мутный термин, а потому необидный.

Что такое графомания и кто такой графоман

Вспомните, как Цветик учил Незнайку стихи сочинять: «Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи». При этом он ругал Незнайку за то, что тот в качестве рифмы подбирает несуществующие слова. В итоге Незнайка все-таки придумал стихи: «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный». Но стихи ли это? Скорее, графомания во всей своей красе. Давайте разберемся, почему возникает графомания, что это такое и как с этим бороться.

Что такое графомания

Каково значение слова «графомания»? Название образовано от греческих слов grapho – пишу и mania – сумасшествие, безумие, страсть, влечение. Это одержимость сочинительством. В наше время понятие «графомания» имеет негативный оттенок, но так было не всегда. Раньше так называли всех писателей, ведь творец не может создавать без маниакальной тяги к написанию. Лев Толстой сам называл себя графоманом. Современное значение слова несколько иное, так называют бездарных писателей с сумасшедшей тягой к сочинительству.

Графомания – это патологическая тяга к написанию, сочинению при отсутствии соответствующих способностей и знаний. Это многословное, но бессодержательное и бессмысленное написание текстов. Чаще всего графомания встречается в поэзии. Графоман пишет банальные или бессмысленные строки. Он пишет стихи, не обладая творческими и литературными способностями.

Графомания в психологии – это бесконтрольная тяга к сочинительству. Автор постоянно что-то пишет, но вместо ценных продуктов творчества получается бессмыслица. Его труды неинтересны ни читателям, ни критикам, ни редакторам.

Примеры графомании

Грань между талантом и графоманией настолько тонка, что даже некоторые из авторов прошлого удостоились звания графомана в настоящем. Один из них – И.А. Бродский. У него много поклонников, но и не меньше тех, кто не просто не признает его творчество, но и жестко критикует. В графоманстве обвиняли Пастернака, Маяковского, Есенина и много кого еще. Среди современных творцов в графоманстве обвиняют И. Губермана.

Восприятие графомании субъективно, однако можно назвать несколько популярных ошибок, которые допускают графоманы (примеры графомании):

  • придумывание новых слов;
  • искажение слов для соблюдения рифмы;
  • употребление слов и выражений в неверном значении;
  • примитивные, разговорные слова и сочетания;
  • плагиат (чаще всего берут две строчки из произведения автора и дополняют своими строчками);
  • несовместимые сравнения;
  • пропуск частей речи;
  • мат, пошлости, ругательства;
  • использование слов и частей речи, которые признаны устаревшими;
  • необоснованное использование иностранных слов;
  • двусмысленность;
  • искажение ударений;
  • тавтология («масло масляное», «говорить ртом»);
  • неправильное склонение и спряжение;
  • грамматические, смысловые, речевые ошибки;
  • отсутствие логики.

Пример графоманского стиха одного из современных писателей Е. Грачева:

«Ты же замужем ни разу
Не была, я был женат.
На тебе б женился сразу –
Стал бы счастлив, но – не факт».

Графоманскими называют такие произведения, которые не представляют культурной, научной ценности. Они не помогают людям в интеллектуальном, духовном, художественном и ином развитии. Это словесный мусор.

Вспомните людей в караоке, которые не умеют, но любят петь, или тех, кто приходит на музыкальные конкурсы и поет так, что уши в трубочку сворачиваются. Это пример «графомании» в музыке. Примерно так же неприятно читать и слушать то, что написал графоман. Примеры графомании в современном мире преследуют нас на каждом шагу. Например, большинство блогеров, особенно инстаблогеров являются графоманами. Они пишут бессмысленный, бесполезный, неуникальный текст, но считают себя учителями, наставниками других. Некоторые копирайтеры тоже грешат графоманством.

Графомания в психиатрии

Психиатры рассматривают графоманию как психическое расстройство, болезнь души. Притом нередко она выступает симптомом других патологий, например, шизофрении, психопатии, паранойи, маниакального синдрома. Некоторые больные говорят, что их заставляют писать высшие силы, голоса. В психиатрии часто рассматривают еще одно похожее явление – эротографоманию. Это патологическая тяга к написанию любовных, эротических писем.

Кто такой графоман

Значение слова графоман: тот, кто страдает графоманией. Графоман – это человек, который пишет стихи, не имея соответствующих способностей. Он рифмует строки или пишет текст без смысла, структуры и логики, не заботится о содержании и правилах написания.

Графоман – кто это такой, как его называют в народе (не без доли иронии):

  • писака,
  • человек с недержанием пера,
  • бездарность,
  • бумагомарака,
  • человек количества, а не качества.

Маньяки пера встречаются не только в поэзии, в прозе тоже хватает патологических литераторов. Продукты их «творчества» называют мусором, вбросами, и это еще самые мягкие эпитеты из тех, что встречаются. Согласно словарю Д.Н. Ушакова, графоман – это бездарный, но плодовитый писатель. Не всегда графоманство относится к психиатрии, иногда речь идет исключительно об отсутствии литературных способностей и таланта.

Литературные способности – это свойства личности, позволяющие добиться успеха в литературе. К ним относится:

  • впечатлительность;
  • эмпатия;
  • развитое чувство эстетики;
  • умение легко находить ассоциации между образами и словами;
  • художественная наблюдательность;
  • тонкая душевная организация;
  • специфический внутренний мир;
  • чувствительность к ритму речи;
  • склонность острее реагировать на слова, нежели на действительность, факты, события.

Отдельное внимание психологи уделяют критериям вербального интеллекта (он тесно связан с литературными способностями):

  • познавательная мотивация;
  • острая восприимчивость к языку;
  • способность выражать переживания словами;
  • острая восприимчивость к окружающему миру;
  • развитое воображение;
  • ассоциативное мышление;
  • синтетичность памяти.

Признаки наличия творческих способностей:

  • высокий уровень интеллекта;
  • познавательная мотивация, интеллектуальные интересы;
  • способность четко излагать мысли;
  • красноречие;
  • свобода личности и независимость;
  • умение воздействовать при помощи эстетических методов;
  • высокая продуктивность;
  • острая потребность в самовыражении;
  • заинтересованность философскими проблемами;
  • творческое мышление;
  • умение находить нестандартные ассоциации;
  • широкий кругозор, разнообразие интересов;
  • умение заинтересовать, привлечь внимание (быть интересной личностью);
  • открытость в общении;
  • честность;
  • соблюдение этических норм.

Графоманы чаще всего не попадают ни под один из вышеназванных пунктов. Они наделены другими чертами:

  • неспособность принимать критику, учиться на ошибках, развиваться;
  • нежелание слушать мнение других людей;
  • убежденность в своей гениальности;
  • агрессивность, особенно в отношении издающихся авторов;
  • неразвитое чувство юмора;
  • неспособность посмеяться над собой;
  • непонимание иронии.

Чаще всего писаки сочиняют про себя, потому что для другого у них не хватает знаний и опыта. Хотя некоторых графоманов это не останавливает, они пытаются выдать себя за специалиста, профессионала в каком-то деле. Они пишут “научные” труды в той сфере, где ничего не понимают. Если человек описывает себя, то отражает образ Я-идеального, а не Я-реального. Он описывает себя таким, каким хотел бы быть в глазах других людей.

Графоманы стараются издать свою книгу, чаще всего у них получается. В наше время в этом помогают интернет-издания и интернет-издательства. Можно самому выбрать дизайн, напечатать текст, заказать тираж. В интернете можно обойтись без услуг редакторов и корректоров. Такая возможность дала толчок к новому этапу активного развития графомании. Любой желающий может с легкостью, не выходя из дома, издать свое произведение. И никто не обратит внимания на содержание, научность, достоверность написанного. Книга окажется на прилавках магазинов и библиотек.

Признаки графомании

Как распознать графомана? Кто-то предлагает сравнивать количество и качество, якобы одержимые люди всегда пишут много и бессодержательно. Практика же опровергает это. Успешные писатели тоже могут писать много, быть активными и продуктивными. А у графоманов иногда проскальзывают содержательные стихи, написанные по всем правилам литературного жанра.

Читайте также  Можно ли ёлку посадить в горшок дома

Как же отличить графомана от начинающего неопытного писателя? Было проведено немало исследований, наблюдений, которые позволили выявить истинные признаки графомании:

  1. Непринятие критики. Настоящий писатель всегда выслушает критику, поблагодарит, останется при своем мнении или что-то изменит. Он может расстроиться или обрадоваться критике, но он всегда реагирует адекватно, спокойно, уважительно. Всегда выслушает другого человека. Графоманы категорически не принимают критику и не видят в своем творчестве недостатков. Они отказываются слушать мнение других людей, реагируют агрессивно и бурно.
  2. Одержимость идеей известности. Графоманы везде и всюду продвигают продукты своей деятельности. Они читают стихи знакомым, отправляют образцы в издания, публикуются в группах в социальных сетях, на форумах, сайтах. Они очень амбициозны и самоуверенны. Настоящие писатели всегда терзаются душевными муками, сомнениями, они склонны к самокопанию, очень самокритичны.
  3. Нежелание перечитывать, вычитывать, перепроверять и совершенствовать тексты. Не потому что «и так сойдет», а потому что «это идеально, лучше и не скажешь».

Графоманы обожают свое творчество. Если кто-то высказывает пожелания с целью помочь молодому творцу, то тот обвиняет окружающих в зависти, непонимании. Главный клинический признак графомании – очень серьезное отношение графомана к своему творчеству.

Причины графомании

Основная причина – комплекс неполноценности, который запускает защитный механизм реакцию гиперкомпенсации.

Другие причины развития графомании:

  • неуверенность,
  • отчужденность,
  • асоциальность,
  • одиночество,
  • заниженная самооценка,
  • нерешенные внутренние конфликты.

Написание строк – попытка человека избавиться от боли, освободить душу, заявить о себе, почувствовать себя активным и ценным членом общества. Бессмысленное сочинение – суррогат общения. Чем больше человек пишет, тем меньше он нуждается в реальных контактах, тем меньше ощущает одиночество.

Графомания не всегда используется как психотерапия. Иногда этим страдают здоровые, но чрезмерно темпераментные люди, лентяи и бездельники, индивиды с повышенной сексуальной активностью. Согласно теории З. Фрейда, нереализованная сексуальная энергия выходит через творчество (сублимация).

Лечение графомании

Программа коррекции подбирается индивидуально, зависит от особенностей проявления графомании. При расстройстве легкой степени тяжести можно использовать метод переключения внимания, то есть предложить клиенту новый вид творчества, новое увлечение. Неплохо перед этим выявить, к чему у него есть склонности.

Если мы имеем дело с графоманией как тяжелым психическим расстройством, то поможет только психотерапевт и медикаментозная терапия. Используется когнитивно-поведенческая психотерапия, семейная психотерапия. Психолог помогает клиенту избавиться от комплексов, душевных травм, неуверенности, робости, заниженной самооценки. Специалист помогает клиенту адаптироваться в социуме, научиться взаимодействовать с людьми, найти новые способы самореализации. В лечении графомании важна поддержка друзей и близких. Больному не хватает любви, внимания, тепла, принятия, ощущение ценности и значимости.

Если речь идет о графомании как результате отсутствие таланта, то нужно его развить. Талант – это следующая стадия развития способностей. Но сначала нужно определить, есть ли у вас литературные задатки. Для этого можно использовать любую психодиагностическую методику, например, диагностику В.П. Ягунковой «Сочинение по картине как одна из методик изучения литературных способностей». Если способности есть, то их нужно превращать в талант.

Схема развития таланта такая: задатки – способности – талант – гениальность. Талант на 99 % состоит из труда, на 1 % из задатков. Многие известные писатели и поэты прошли через стадию графомании. Они набирались мастерства и опыта, развивали свои способности, смогли преодолеть этот этап. В этом случае графоманию можно сравнить с переходным возрастом.

«Болезненное пристрастие к сочинительству»: кто такой графоман?

Наталия Киеня

Прозвище «графоман» — это всегда обидно. Создателей некачественных текстов терпеть не могут редакторы и читатели, журналисты и коллеги по писательскому делу. Что же такое графомания? Что делать, если вам приписывают этот недостаток? T&P попытались выяснить, как из графомана превратиться в автора книги.

Для человека книга всегда несла в себе сакральный смысл: ее хранили бережно и долго, читали аккуратно, — и гордились своим авторством, если что-нибудь удавалось написать самостоятельно. Вот почему стремление излагать свои мысли на бумаге присуще множеству, если не большинству людей. Тех, кто пишет обильно и плохо, сегодня называют графоманами.

Словари определяют графоманию как «болезненное пристрастие к сочинительству у бездарного в литературном отношении человека». Однако в современной культуре этот термин давно стал намного шире и превратился в своего рода клеймо, обидное слово, которое то и дело бросают пользователи в социальных сетях, авторы на различных библиотечных ресурсах, редакторы в СМИ, издатели и другие люди, так или иначе соприкасающиеся с текстом.

Простое желание писать у человека, который не занимается этим профессионально, конечно, еще не означает графоманию. Такая оценка применима, только если он пишет по-настоящему дурно, — и все же, даже она может стать толчком к развитию способности создавать хорошие тексты вместо плохих. Проще говоря, если у вас есть привычка учиться и адекватная самооценка, вы можете постепенно перестать быть графоманом и, в конце концов, издать свою книгу, которая многим понравится.

© Burnt Toast Creative

В современном мире писатель — это уже не элитарная роль, которой недостоин простой смертный. Между двумя полюсами: «графоман» и «хороший писатель» — сегодня существует третья точка: «хороший автор». Это человек, который не зарабатывает на жизнь писательским трудом, но при этом успел «издаться». Зачастую его работы — это не романы и не проза, а произведения в жанре non-fiction. Для создания таких текстов нужно хорошо разбираться в своей профессии, быть способным рассказать что-то новое и сделать это хорошо. Иногда самостоятельно, иногда — с помощью редактора.

Чтобы обнаружить у себя графоманию, необходимо прислушиваться к словам других людей, в особенности профессионалов. Если вам отказали четвертый раз подряд, вероятно, что-то не так с главой, которую вы присылали издателям. В такой ситуации имеет смысл попросить редактора объяснить причину отказа и попытаться (хотя бы просто ради эксперимента) исправить в тексте все, что он посчитает неправильным.

Важно понимать и то, что если, получив обидное прозвище графомана, вы всерьез задумались, хорошо ли написан ваш текст, вы уже имеете шансы перестать им быть. В таком случае можно обнаружить, что вы слишком многословный, чересчур зацикленный на себе или не очень умелый, но при этом готовый учиться автор. А это повод просто поработать над собой и сделать все как следует.

«Человек словно пишет для себя, а не для других»

Юлия Потемкина

ведущий редактор издательства «Манн, Иванов и Фербер»

На практике графомания в «МИФе» отсеивается по очень простому критерию (рецепт Анастасии Креневой, руководителя направления развивающих книг для детей; тот же принцип работает и со взрослыми книгами): при ознакомлении с рукописью читается выборочно несколько абзацев или страниц. Если читать дальше не хочется, если нет ни свежих идей, ни оригинального взгляда на привычные вещи, ни даже хорошего образного языка, никакой изюминки, то рукопись к изданию не принимается. А таких рукописей 90%.

Что до меня лично, то я в отборе книг «МИФа» не участвую, но, как всякий редактор, нередко сталкиваюсь с просьбами «оценить книжку». Обычные ощущения от графоманских текстов таковы:

— человек пишет словно для себя, а не для других: не оставляет чувство, что он любуется собой в роли писателя;

— в тексте нет внутреннего стержня, это просто нагромождение слов и мыслей;

— все написанное как-то безлико и вторично;

— попытки «написать красиво» выглядят натужными, потому что в лучшем случае совсем не затрагивают читательских эмоций, а в худшем просто не читаются;

— наконец, бывают вещи, написанные просто психически нездоровыми людьми.

Писательство — это разновидность коммуникации, причем в идеале коммуникации между целыми поколениями. Но чтобы вас издавали и читали, нужно писать интересно.

«Главный критерий — способность рефлексировать»

Ольга Соломатина

журналист и автор учебных программ по писательскому мастерству

— Я думаю, что графоманы читать этот материал не будут. Ведь если брать классическое определение графомании — это получение удовольствия от самого процесса писанины, вне зависимости от результата. Графоману даже все равно, опубликуют его или не опубликуют. Бывают, конечно, случаи, когда человек претендует на то, чтобы его публиковали разные издательства, но это клинические проявления.

Еще одно важное различие — если графоман получает удовольствие от письма, то профессиональные авторы или те, кто может ими стать, обычно мучаются над текстами. Кроме того, графоман не воспринимает критику, никогда не спросит, что можно улучшить.

Люди, склонные рефлексировать, могут себя постоянно спрашивать: «А могу ли я, а есть ли у меня талант, а не графоман ли я?». Но если человек задает себе такой вопрос, он уже не графоман. Для меня главные критерии — адекватность человека и его обучаемость, способность развиваться.

Графоман всегда пишет только про себя, весь сюжет книги или поста фокусируется только на нем. Есть еще такая примета, как незаконченная логика. Каждое последующее предложение опровергает предыдущее, например. Но для меня вообще писательство начинается с того момента, когда человек снимает фокус внимания с себя, и обращает его на окружающих.

Над материалом работали: Дарья Варламова, Наталия Киеня

Как определить графомана

Многие не знают, что такое графомания и кто может иметь такую проблему. Графомания встречается часто. Важно разобраться, кто такой графоман, какие симптомы присущи такому человеку, и как избавиться от патологии.

Основные признаки

Графомания – это непреодолимое желание, патологическое стремление к написанию бесплодных текстов, которые не несут никакого богатства обществу.

Страдающий этой зависимостью нуждается в постоянном написании чего-либо, даже если в этом нет определенного смысла и результат не оправдывает ожидания.

Результаты работы таких людей не представляют никакого интереса для критиков, издателей, читателей.

Главным для такого человека является не результат, а сам процесс написания. Любой такой человек уверен в совершенстве своих работ. Он уверен, что те, кому не нравятся его работы, – просто не доросли до такой высокой литературы. Такие читатели, по мнению графомана, не могут верно оценить всю гениальность произведений искусства. Психиатры выделили несколько признаков настоящего графомана:

  • пишет только для того, чтобы писать;
  • не воспринимает конструктивную критику;
  • демонстрирует свои комплексы в произведениях;
  • не учитывает и не знает литературных традиций;
  • не читает ничего кроме своих работ;
  • не умеет полноценно и долго работать над одним произведением.
Читайте также  Выгодно ли заниматься продажей бижутерии

Графоман не мыслит себя без творчества. Он не задумывается о том, что его работы никому не нужны. С помощью произведения писатель реализует себя. Он описывает себя в качестве главного героя. Если такая личность имеет комплекс по поводу своей внешности, то главный герой его произведения будет идеалом красоты. Поэтому содержанию произведения можно узнать о психологических проблемах такого автора.

Отличительные черты писателя

Каждый профессиональный писатель, прежде чем издать произведение, несколько раз перечитывает его и делает массу правок. Графоман же уверен, что его работа безупречна и не нуждается в дополнительных изменениях.

В работах профессиональных писателей несколько сюжетных линий, несколько разных образов и характеров. Графоманы же в своем произведении развивают лишь одну тему и не раскрывают в полной мере характеры героев. Это со временем надоедает читателю и поэтому такая книга становится невостребованной.

Профессиональный писатель знаком с литературной традицией, знает много произведений других авторов, знает каноны построения текста. Графоман же не имеет и не хочет иметь такого знания. Поэтому его произведения содержат много ошибок и не выходят на должный уровень.

Настоящий писатель всегда проверяет свой текст, редактирует его, улучшает, прорабатывает каждую деталь, принимает критику. А любой графоман убежден в идеальности своей работы. И сразу после написания книги такой индивид раздает свою работу всем близким и знакомым, чтобы те оценили его творчество и похвалили его как специалиста. Конструктивную критику такой автор не примет.

Особенности рабочего процесса

Графоман ведет личный дневник, но не следует думать, что все, у кого есть дневник, являются носителями этого заболевания. Обычный человек записывает в личный дневник свои переживания и радости, это нормально, порой это спасает его от одиночества. У человека есть друзья и знакомые, которые могут выслушать все проблемы, а у графоманов таких людей нет. Чем больше записей такой человек делает в своем дневнике, тем стремительнее он отдаляется от общества.

Из-за постоянного одиночества он начинает чувствовать себя не таким, как все. Это и провоцирует формирование у личности сознание того, что он гениален. Вследствие этого он не может адекватно воспринимать конструктивную критику. Он отделяет себя от обычных людей, говоря о том, что они просто не понимают ничего в творчестве. Если вы распознаете графомана и кажете ему об этом, он будет отрицать это. Спор с ним не принесет необходимого результата.

Графоманы могут вести блоги, но они не являются востребованными среди пользователей интернета.

Причины

Основными причинами формирования графомании являются:

  • неуверенность в себе;
  • стремление к мудрствованию;
  • обособленность и отстраненность от окружающих.

В итоге одинокий, неуверенный в себе человек с низкой самооценкой не может найти человека, который смог бы с ним общаться. Все свои переживания в таком случае он переносит на бумагу.

Графомания выступает как особая форма рассказа и своих переживаниях, но не человеку, а бумаге. Таким образом, чем дольше человек страдает этой проблемой, тем обособленней он становится. С каждым днем такой человек все больше перестает ценить реальное, живое общение с искренними людьми. Исчезает любое стремление графомана найти общий язык с окружающими.

Такой индивид вызывает чувство жалости у окружающих. Его творения вызывают умиление и чувство восторга только у него. Поэтому он болезненно реагирует на критические высказывания со стороны окружающих.

Успешные писатели всегда учитывают мнение читателей и это стимулирует их дальнейший карьерный рост и позволяет совершенствоваться. Графоманы же этого лишены, поэтому их работы так и остаются невостребованными, ни для кого не интересными на протяжении длительного времени.

Методы лечения

Стремление к бесплодному написанию текстов лечится в зависимости от запущенности заболевания и его проявления.

  • Начинающему графоману отлично помогает поиск нового хобби или интересного для него занятия. Если вы заметили, что ваш близкий человек начинает проявлять первые признаки графомании, следует отвлечь его и предложить новое занятие.
  • Человек с тяжелой формой заболевания нуждается в более сложном лечении. Обычно в таком случае необходима психотерапевтическая диагностика, по результатам которой назначается медикаментозное лечение. В качестве медикаментозных средств назначаются психотропные препараты нейролептического действия.
  • Среди психологических методик действенной окажется семейная терапия или даже когнитивно-поведенческая терапия. Эти методики направлены на то, чтобы графоман избавился от неуверенности в себе и выработал смелость в себе смелость. Близкие люди во время лечения должны поддерживать больного, не обижаться на его резкие высказывания. Но нельзя навязывать ему свое общение, такие личности этого не любят.

Таким образом, можно сделать вывод, что графомания – это заболевание, которое можно вылечить. Все зависит от самого пациента и помощи его близких людей.

Графомания

Графомания – это термин в психиатрии, который подразумевает под собой патологическое стремление, болезненное влечение или страсть к бесплодному писанию, к написанию текстов, не представляющих из себя культурной ценности, бесполезное сочинительство.

Графомания в психологии – это не поддающаяся контролю тяга писать, результатом которой обычно получается полная бессмыслица. Поэтому произведения графоманов часто не представляют никакого интереса для критиков и читателей. Графомания, как и любое аналогичное заболевание, может иметь и более тяжелые проявления и формы. Подобно другим диагнозам в такой области, мания к бесполезной и никому ненужной писанине не появляется на пустом месте.

Графомания в психологии – это патологическое стремление, непреодолимая страсть личности к сочинительству при отсутствии соответствующих способностей.

Графомания причины

Причинами графомании могут выступать неуверенность, стремление к мудрствованию, отчужденность, обособленность, отстраненность и пр. Так, например, одинокий асоциальный индивид с низкой самооценкой не может найти ни с кем общий язык и выливает свои переживания, мысли на листок бумаги.

Графомания – это своеобразная попытка излить душу на бумаге. Творения графомана представляют собой часть его одинокого и болезненного мира. Психологи выявили следующую закономерность: чем больше человек, страдающий графоманией, сочиняет, тем меньше он перестает нуждаться в реальном, живом общении. Он просто перестает к нему стремиться.

Графоман с помощью написания текстов компенсирует свою потребность в общении. Однако произведения индивида, склонного к графомании, чаще вызывают недоумение, а сам индивид – чувство жалости. Только для самого графомана его творения являются гениальными. Он искренне верит в свою гениальность. По причине нарушения психики человек не может дать адекватную оценку своему состоянию и, поэтому, довольно болезненно реагирует на критические высказывания в свой адрес.

Большинство талантливых писателей учитывают мнение читателей, и это является для них своеобразным позитивным стимулом для дальнейшего профессионального роста. А графоманы этого лишены, следовательно, они не могут профессионально совершенствоваться и развиваться. Именно поэтому их сочинительство не имеет никакой литературной и духовной ценности. Их писанина однообразна и неоригинальна. По прошествии некоторого времени все реальное общение сводится только к демонстрации своих произведений.

Внешний мир, по причине навязывания ему своих творений, начинает сторониться и избегать графомана, однако, это в более тяжелых проявлениях. В более легком проявлении, появление графомании может быть вследствие наступления каких-то временных обстоятельств, например, любимый человек уехал на время, а писательство является лучшей возможностью отвлечься от переживаний, связанных с такими обстоятельствами. Когда любимый человек возвращается, писательство прекращается и «графоман» становится прежним.

Также к причинам графомании относят: чрезмерно живой темперамент, патологическое повышение половых инстинктов, наследственность, отсутствие моральности, праздность и лень.

Графомания признаки

К основным признакам графомании относят необучаемость, неумение работать над собой, неспособность идти прогрессивным путем. Также признаками графомании считают навязчивое повторение образов, нарушение синтаксиса, стилистики, лексики, связанности текста, увлеченность заурядными образами, нетерпимость к критике своих сочинений, неприязнь к печатающимся авторам. Все сочинения графоманов довольно шаблонны и скучны.

Графоманам обычно нравится абсолютно все, что он пишет. Они просто в восторге от своих произведений. Также они получают удовольствие и удовлетворение от процесса написания текстов. Так могут вести себя и настоящие писатели, но у них такое состояние редкость, а у графоманов – обычное состояние.

Люди, страдающие данной манией, очень много пишут. Они постоянно находятся в процессах сочинительства. Графоманы очень навязчиво предлагают окружающим оценить их творчество. Могут рассылать свои опусы, как знакомым людям, так и незнакомым.

Графоманы характеризуются постоянным стремлением быть опубликованными. Чаще всего, люди страдающие графоманией, пишут о себе. Так как для того чтобы писать о чем-то другом у них просто не хватает ни опыта, ни знаний. При этом, изображая себя, они подсознательно описывают себя такими, какими, по их мнению, они должны восприниматься окружающими.

Все графоманы достаточно серьезно относятся ко всей своей деятельности. У них полностью отсутствует чувство юмора. А шуточные высказывания в направлении их творчества просто недопустимы. У них отсутствует самоирония. Также, люди, страдающие болезненной тягой к сочинительству, нередко берут себе звучный и громкий псевдоним.

Совсем необязательно, что все перечисленные признаки должны присутствовать в комплексе. Однако существует один классический признак графомании – очень серьезное отношение к своему писательству.

Графомания лечение

Лечение мании зависит от тяжести проявлений заболевания. Так, начинающему графоману помочь может увлечение каким-нибудь новым хобби, появлением новых интересов. Т.е. если графомания у индивида выражена в слабой форме, то его нужно просто отвлечь от бесполезного бумагомарательства, заинтересовав чем-то другим. А вот человеку с тяжелой формой заболевания требуется специализированное психотерапевтическое и медикаментозное лечение. Медикаментозная терапия заключается в приеме психотропных препаратов или средств нейролептического действия.

Среди терапевтических методов довольно хорошо зарекомендовали себя: семейная психотерапия и когнитивно-поведенческая терапия.

Когнитивно-поведенческая терапия направлена на избавление от робости, неуверенности, отчужденности, повышение самооценки, выработку смелости у пациента. Особенно важным в лечении графомании является поддержка близких и общение с ними. Близкие люди должны окружить графомана заботой и теплотой. Они могут помочь тактичным, ненавязчивым общением с графоманом. Человек, склонный к графомании, должен понять, что есть люди, которым он искренне интересен таким, каким он есть, что он для них является значимой личностью. Только совместно направленные на излечение усилия врача и родных людей помогут графоману отойти от бессмысленного сочинительства.

В некоторых источниках в качестве успешного метода излечения от графомании упоминается лоботомия, т.е. иссечение лобных долей мозга. Однако далеко не все графоманы соглашаются на данную операцию.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: