Кто первым достиг южного полюса

Почему Скотт пришёл к Южному Полюсу вторым, а Амундсен предпоследним

Если ты ненадёжен — то не стоит руководить полярной экспедицией.
Хотя если ты самонадеян до крайности — как ты сам догадаешься о своей некомпетентности?

История покорения Южного полюса — это готовый учебник менеджмента. Удачно получилось, что у нас есть пример двух руководителей, действующих в одной и той же ситуации, буквально сферический образец управления в вакууме. Вот вам одинаковая задача и условия, покажите, как делать надо и как не надо.

Суть дела: в январе 1911 в Антарктиде высадились две экспедиции: британская Роберта Скотта и норвежская Руаля Амундсена. Оба хотели достигнуть Южного полюса — последнего места на Земле, где ещё не побывал человек. Группы перезимовали у побережья и стартанули к полюсу почти одновременно. Кто успевал первым, тому и должна была достаться вся слава.


Каноничная карта маршрутов двух экспедиций

Шли параллельными маршрутами. У норвежцев путь от бухты до полюса был чуть короче, но они шли по неизведанному пути.

Англичане шли дорогой, которую уже разведал британец Эрнест Шеклтон в 1907 году. Тогда он не дошёл до полюса 180 км.

Однако Амундсен и его группа пришли на полюс раньше, потусили там трое суток и благополучно вернулись на базу. Скотт и четверо его компаньонов оказались у полюса на 34 дня позже норвежцев. И все погибли на обратном пути. У троих ещё были шансы выжить, но они замёрзли в палатке без еды и горючего, пока пережидали буран в течении 9 дней. До спасительного склада с продовольствием и керосином им оставалось пройти всего 18 километров.

Экспедиция Скотта была плохо спланирована и организована. Ответственность за это должен нести командир. Но всё искупила героическая гибель. Через 8 месяцев спасательная экспедиция с побережья нашла палатку с трупами. Нашли письма и дневник Скотта, фотоматериалы и даже геологические образцы, которые экспедиция не бросила до последнего.

В глазах мирового сообщества Скотт остался героем, достойнейшим представителем британской нации. А Амундсен — малоприятным типом, который чуть ли не украл у Скотта победу.


Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель и Оскар Вистинг на Южном полюсе в декабре 1911 (Из архива Национальной библиотеки Норвегии)

Вот вам типичное сообщение британской газеты:
«Скотт пришёл к полюсу вторым. Амундсен — предпоследним!»

Если бы по горячим следам было проведено расследование и сделаны выводы — может это помогло бы британцам лучше планировать крупные операции, типа высадки в Галлиполи? Да ну, бред какой-то.

Давайте пройдёмся по некоторым аспектам экспедиции и оценим разный подход Скотта и Амундсена к планированию и управлению людьми.

1. Люди

Кого вы возьмёте, чтобы идти 1300 км через ледяную пустыню и горы?
(а потом ещё столько же обратно).
Ну наверно подготовленных лыжников или опытных полярников?

В береговой партии Скотта было 65 человек: флотские офицеры, учёные, простые матросы. Группа для финального рывка к полюсу должна была состоять из четверых человек, включая самого Скотта:

  • Эдвард Уилсон — зоолог, врач и художник
  • Лоуренс Отс — кавалерист, внёс в фонд экспедиции 1000 фунтов за право пойти к полюсу
  • Эдгар Эванс — моряк.

Но уже в пути Скотт взял в группу пятого человека, хотя еда рассчитывалась на четверых. Пятым стал Генри Бауэрс — морской офицер. Лыж было четыре пары — Лоуренс Отс отдал свои лыжи Бауэрсу, а сам пошёл пешком.

У Амундсена в береговой партии было всего 9 человек. В группе для покорения полюса тоже было пятеро — все опытные лыжники и полярники. Имён приводить не буду, зачем их запоминать если они не погибли героями?

2. Транспорт

Как тащить припасы?
Скотт был опытный полярник, в 1901-1903 он уже руководил экспедицией в Антарктике. Всему учился на опыте, но не факт, что сделал верные выводы.
Скептически относился к: собакам и лыжам.
Допускал использование лошадей (маньчжурской породы).
Но основную ставку делал на пешую тягу.
План был такой: от побережья заброс снаряжения делают мотосани (3 штуки). Дальше караван из лошадей и собак. А на финальном рывке (700 км до полюса) — груз тянут люди.
Мотосани не помогли. Первые утонули при разгрузке с корабля. Двое других послужили недолго и скоро вышли из строя.

Выявилась проблема и с лошадьми — они плохо переносят холод, для ночёвки им нужно сооружать стену-укрытие. Плюс должны тащить себе фураж. Плюс не всякий снег им подходит — по дороге выяснилось, что они глубоко проваливаются копытами.

Собаки у Скотта тоже были, одним из погонщиков служил русский крестьянин Дмитрий Гирев. Но собачьи упряжки использовались для вспомогательных целей — забросить продовольствие на промежуточный склад. На полюс Скотт собак не взял.

Амундсен сделал ставку на собак и лыжи.
На корабле с ним приплыли 52 гренландские лайки.
Собаки хорошо бегут в упряжках по любому снегу. Ночью они зарываются в снег и не мёрзнут. Питаются сушёной рыбой.
А главный лайфхак с собаками — в середине пути кого-то из них можно пристрелить, а их мясом накормить остальных.

График убийств был рассчитан, это позволило взять больше еды для людей.
Несмотря на запланированные убийства, 11 собак благополучно вернулись на побережье и уплыли на большую землю.

Да, и лыжи. Пока собаки бежали в упряжках, люди бежали рядом на лыжах.

3. Еда

Рацион у обоих экспедиций был примерно одинаков, суточная доза составляла 4500 калорий:
пеммикан (сушёное мясо с жиром), сухое молоко, шоколад, галеты.

Амундсен использовал чуть больше свежего мяса — тюленей (добытых ранее на побережье) и собачатину.

Плюс Амундсен испытывал новинку: пеммикан с добавкой сушёных овощей и овсяных хлопьев (спонсором выступила норвежская армия). Норвежцы меньше страдали от недостатка витамина В12.

А за счёт того, что быстро сгоняли на полюс и обратно, не успели заболеть цингой.
Амундсен рассчитал еду с запасом, на обратном пути они даже сбрасывали лишнее продовольствие.


Ежедневный рацион участника экспедиции Скотта: какао, пеммикан, сахар, печенье, масло.

Однажды норвежцы встретили у своей палатки императорского пингвина. Убили его и съели (true story).

У Скотта в принципе было всё рассчитано с количеством еды (если не считать лишнего едока на финальном рывке к полюсу), но проблема оказалась с расходом калорий. Британцы тратили в среднем 5500 калорий — на тысячу калорий больше норвежцев, потому что тащили всё на себе. Теперь представьте, что это происходит каждый день. Люди слабели на глазах, организм восполнял недостаток калорий за счёт мышечной массы.

4. Промежуточные склады

Каждая экспедиция устроила склады с едой и горючим по своему маршруту.

Скотт делал просто: вот палатка с едой, поставьте сверху флаг.

Логично? Логично, только попробуй его найти на обратном пути. Если ваши следы замело, а на улице пурга.

А Амундсен отмечал каждый склад вереницей флажков:

В итоге англичанам приходилось тратить лишние силы, чтобы найти свои собственные припасы.

Самая трагедия произошла с ближайшим к базе складом Скотта под названием «Одна тонна». Когда перед стартом тащили провизию для него, все очень устали. Скотт пожалел людей и разрешил устроить склад не на 80-й параллели, как планировали, а в паре десятков километров дальше от полюса.

На обратном пути эти несколько километров стали критическими, люди погибли в шаге от спасения.

5. Испарившееся горючее

На обратном пути люди Скотта находили на складах бидоны с керосином наполовину пустыми — подвела оловянная пайка, которая трескалась на морозе. В результате керосин улетучивался.

У Амундсена с этим ситуация оказалась получше.

Исследователи в 1929 году нашли канистру норвежцев — керосин там ещё присутствовал.

6. Планирование впритык

Амундсен при расчёте маршрута оставлял каждый четвёртый день на отдых. Чтобы группа могла просто остаться в палатках и целый день восстанавливаться.

Это пригодилось им при восхождении на ледник Акселя, когда попали в жуткую пургу и продвижение замедлилось. График в итоге не был нарушен, еды хватало.

Скотт не допускал в расчётах случайностей и задержек, не оставил никакого запаса по времени.
Он постоянно говорил: «Мы не можем позволить себе задержку». Готовя четырёхмесячное путешествие, он не заложил в свои планы возможность плохой погоды даже в течение четырёх дней. В худшем случае, как отметил Бауэрс в своём дневнике, «задержка будет означать всего лишь небольшую нехватку провизии на обратном пути, но это мелочи». Мелочи! Это при их дефиците калорий!

Итого: при одинаковых начальных условиях одна группа выполнила свою задачу и вернулась домой, вторая героически погибла. Подробности гибели британской экспедиции трогают душу.
Эдгар Эванс получил травму головы от падения и через сутки умер.

Лоуренс Отс, когда понял, что не может больше идти и не хочет задерживать остальных, сказал: «Я немного пройдусь и вернусь не скоро». Вышел из палатки без обуви и не вернулся.

Трое оставшихся шли столько, сколько позволяла погода. Зима наступила раньше обычного и оказалась гораздо суровее, чем можно было предполагать. Бауэрс и Уилсон умерли первыми, Скотт накрыл их одеялами, собрал дневники и письма, и умер сам.

Последней его записью было «ради Бога, позаботьтесь о наших близких».

Дневники и письма были опубликованы, в Британии объявили сбор пожертвований.
Денег хватило на оплату долгов экспедиции и на пенсию близким погибших.
Скотт стал национальным героем.

Автор «Питера Пена» писал: «Нет такого британца, который бы не почувствовал в эти дни прилив гордости, узнав из послания, написанного в палатке, на что способно его племя».

Читайте также  Кто играет в сериале «Женская лига»

Поминальную службу провели в соборе Святого Павла, на церемонии присутствовали все высшие чины Великобритании во главе с королём.

А Амундсена в Британии приняли со скандалом: президент Королевского Географического Общества — Джордж Керзон произнёс двусмысленную речь. Амундсен описывал этот эпизод так:

«… Тщательно взвешивая слова, лорд Керзон обосновал приглашение меня в качестве докладчика, причём особо отметил то обстоятельство, что я приписываю часть нашего успеха собакам, после чего завершил свою речь словами: «Посему предлагаю всем присутствующим грянуть троекратное „ура“ в честь собак», — да ещё подчеркнул саркастический и унизительный смысл своего высказывания успокоительным жестом в мою сторону. »

Переосмысливать героический образ Роберта Скотта стали только во второй половине 20 века.
Британский журналист Роланд Хантфорд выпустил книгу «Скотт и Амундсен» — собственно её я сегодня пересказываю. Где в подробностях прошёлся по деталям экспедиций и показал разницу в подходах.

Скотт конечно герой, но при этом самоуверенный зазнайка, не умеющий признавать ошибок и извлекать уроки из собственного опыта.

Вы бы пошли с таким в экспедицию? А в бой?

А в мирное время, стали бы заниматься совместным проектом?

Не стоит думать, что героическое раздолбайство — это только британская черта. Буквально в следующем 1912 году пропало три русских арктических экспедиции — и там не всё в порядке было с организацией. Время перечитать «Двух капитанов» — кто всё-таки виноват в гибели экспедиции капитана Татаринова?

Берегите себя и выбирайте правильных руководителей.

1. Собственно книга Хантфорда. У нас вышла под названием «Покорение южного полюса. Гонка лидеров». Годится как настольная книга для менеджеров проектов.

2. Мини-сериал 1985 года по книге. «Последнее место на Земле». В сериале засветились начинающие актёры Хью Грант и Билл Найи.

«В таком походе победу обеспечивают не одни только деньги, хотя, видит бог, их тоже очень хорошо иметь побольше, да, пожалуй, смею сказать, в наибольшей степени здесь играет роль метод, при помощи которого проводится снаряжение к походу, — метод, при котором предусматривается каждая трудность и подыскиваются средства бороться с нею или избегать ее. Победа ожидает того, у кого все в порядке, — и это называют удачей. Поражение безусловно постигает того, кто упустил принять вовремя необходимые меры предосторожности, — и это называют неудачей»

Автор: Юрий Деточкин

VDS серверы от Маклауд быстрые и безопасные.

Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!

Руаль Амундсен — безумец, покоривший Южный полюс

Руаль Амундсен может быть назван последним из великих первооткрывателей. В начале двадцатого века в мире оставалось не так много белых пятен и мест, где никогда еще не бывал человек. Однако полюса планеты оставались все же той запретной гаванью, прежде всего, из-за невероятных холодов. Экстремальные температурные условия становились непреодолимой преградой.

Руаль Амундсен — первооткрыватель Южного полюса

Многие смельчаки, которые пытались тем или иным образом добраться до Северного полюса, погибали, не преуспев в своем начинании. Среди самых экстравагантных можно вспомнить попытку достичь Северного полюса на воздушном шаре — но полюс, как и любое опасное место, не терпит безрассудства.

Чтобы выжить в суровой ледяной пустыне, требуются:

  • изобретательный разум,
  • непоколебимая воля,
  • способность сохранять самообладание в любой ситуации.

Всем этим в полной мере обладал Амундсен, которого нередко описывают как человека сухого, бесчувственного, сосредоточенного только на достижении своей цели. Но именно таким, как показывает множество примеров из истории, и должен быть человек, совершающий немыслимое для других достижение.

Амундсен первым побывал на Южном полюсе. Изначально путешественника манил Северный, но когда выяснилось, что там ему уже первым не бывать, он перенаправил свои силы на покорение Южного полюса. И здесь он не был одинок в своем стремлении. Британский исследователь, капитан Роберт Скотт оказался конкурентом Амундсена. Но, в отличие от Руаля, Скотт был человеком науки и искусства, придерживался джентльменских правил, ставил честь едва ли не превыше всего, поэтому, естественно, был обречен проиграть.

Скотт старался использовать все достижения современной для него науки, Амундсен же позаимствовал опыт коренных народов Крайнего Севера по выживанию в чудовищном холоде. Участники экспедиции Скотта использовали одежду из прорезиненной ткани, а спутники Амундсена — только меха. Скотт разработал сложный план экспедиции, подразумевавший использование моторных гусеничных саней, пони и ездовых собак. Амундсен же, прекрасно знавший опыт эскимосов, решил добираться до полюса только на собачьих упряжках. Ставка на собак и позволила ему одержать верх.

Гусеничные сани Скотта не выдерживали температур и ломались, пони проваливались в снегу и оказались совершенно непригодны для путешествия по Антарктиде, собак у британца оказалось слишком мало. В конце концов участникам экспедиции Скотта пришлось идти на лыжах и тащить за собой сани, вес которых превосходил сто килограммов. Большую часть этого веса составляла пища. Но и здесь оказалось, что Скотт сделал неверный выбор. Пшеничные галеты, составлявшие основу рациона его команды, не давали всего необходимого человеческому организму, и люди начали страдать от цинги. Амундсен же, помимо того, что припас галеты из непросеянной муки и с дрожжами, позаботился и о другом источнике пищи, что позволило его людям избежать цинги и восполнять силы.

Свежее мясо

Расчетливый и предусмотрительный, Руаль заранее предполагал, что большая часть лаек будет использована в качестве пищи для других собак и людей. Осведомлены о его планах были и прочие участники его экспедиции. Свежее мясо, каким бы оно ни было, позволило команде Амундсена избежать многих проблем со здоровьем. Также в экспедиции Руаля было меньше продовольствия, поэтому их сани были легче, что само по себе было залогом успеха. Собаки стали для Амундсена едва ли не основным источником продовольствия. Их забивали и прятали в снег и лед, организуя промежуточные склады. В начале решительного штурма полюса у Амундсена было 52 лайки, вернулось только 11. В один из дней, который даже члены команды Руаля назвали «бойней», было забито 24 собаки. Скотт же рисковал жизнью, чтобы спасти провалившихся в трещину собак. Все это и оставленное Амундсеном на полюсе письмо для Скотта позволило позднее обвинять Руаля в безнравственности и стремлении выиграть любым способом. Письмо подавалось как едва ли не издевка над Скоттом, хотя по тексту и тону письма невозможно сказать, с какими настроениями писал его Руаль. Отрицать факт бесчеловечного обращения Амундсена с собаками было невозможно. Каждый нормальный человек, у которого когда-либо была собака, не может представить даже того, чтобы причинить малейший вред четвероногому другу, готовому погибнуть за хозяина. Мысль о том, что придется убить и съесть того, кого растил и кормил, за кем ухаживал и с кем играл, кто смотрит на тебя доверчивыми и преданным глазами, кажется сущим безумием. Руаля обвиняли в варварстве, в отсутствии какого бы то ни было благородства. Роберт Скотт, надеявшийся только на силу тела и духа, на достижения современной цивилизации, представал истинным джентльменом и человеком. Руаля называли слишком расчетливым и хладнокровным, упрекали в том, что разум, холодный как льды Антарктики, затмил в нем все человеческое.

Конкуренты Амундсена

Несмотря на то, что во всем остальном Амундсен представлял собой вполне разумного человека, нельзя отрицать, что ради достижения цели он сделал себя безумцем, но именно проявив нечеловеческую расчетливость и волю, он смог достичь своей цели. Эрнест Шеклтон пытался достичь полюса и отступил, совершив немыслимое для спасения членов своей экспедиции, Скотт пытался достичь полюса и погиб, но остался в памяти как, возможно, недальновидный, но все же человечный и благородный исследователь. Амундсен же, идущий к своим собакам с ножом в руке, несмотря на его победу, представляется малоприятным и бесчеловечным существом. Не зря и в наши дни многие справедливо считают величайшим героем Южного полюса Шеклтона, который этого полюса, собственно, не достиг, но совершил подвиг воистину нечеловеческий, чтобы все члены его экспедиции, за которых он чувствовал личную ответственность, вернулись домой.

К сожалению, во многих достижениях человечества таится след полного или частичного отказа от человеческого, некоторого безумия, позволяющего отречься от своей сути и природы, и Амундсен являет тому пример. После того, как в своей автобиографии Амундсен обрушился с критикой своих бывших спутников, включая Умберто Нобиле, выставив их в самом неприглядном свете, посол Норвегии в Лондоне написал знаменитому полярному исследователю Фритьофу Нансену, что Амундсен, должно быть, лишился рассудка. Нансен же в ответ отметил, что это душевное расстройство в том или ином виде проявлялось у Руаля и ранее.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Кто первым достиг Южного полюса?

К началу ХХ столетия эпоха географических открытий на Земле практически закончилась. На карту были нанесены все тропические острова, неутомимые исследователи прошли вдоль и поперек Африку и Южную Америку.

Оставались только две непокоренные людьми точки – Северный и Южный полюса, достичь которых было сложно из-за окружающей их бесплодной ледяной пустыни. Но в 1908-09 годах состоялись две американские экспедиции (Ф. Кука и Р. Пири) к Северному полюсу. После них единственной достойной целью оставался Южный полюс, расположенный на территории покрытого вечными льдами материка – Антарктиды.

Читайте также  Как найти длину, если известна площадь и ширина

История исследований Антарктиды

Побывать в самой южной точке земного шара стремились многие исследователи. Начало было положено знаменитым Америго Веспуччи, корабли которого в 1501 году добрались до пятидесятых широт, но вынуждены были повернуть из-за льдов. Более успешной была попытка Дж. Кука, в 1772-75 годах достигнувшего 72-го градуса южной широты. Он тоже вынужден был повернуть назад, не достигнув полюса, из-за могучих льдов и айсбергов, грозивших раздавить хрупкое деревянное судно.

Честь открытия Антарктиды принадлежит русским морякам Ф. Беллинсгаузену и М. Лазареву. В 1820 году два парусных шлюпа подошли вплотную к берегу и зафиксировали наличие неизвестного ранее материка. Спустя 20 лет экспедиция Дж.К. Росса обошла Антарктиду по окружности и нанесла на карту ее береговую линию, но на сушу все же не высадилась.

Первым человеком, ступившим на самый южный материк, стал австралийский исследователь Г. Буль в 1895 году. С этого времени достижение Южного полюса стало вопросом времени и подготовленности экспедиции.

Покорение Южного полюса

Первая попытка достижения Южного полюса состоялась в 1909 году и была неудачной. Английский исследователь Э.Шеклтон не дошел до него около ста миль и вынужден был повернуть назад, так как у него закончились продукты. Полярной весной 1911 года к Южному полюсу отправились сразу две экспедиции – английская под руководством Р. Скотта и норвежская во главе с Р. Амундсеном.

В течение нескольких последующих месяцев вечные льды Антарктики стали свидетелями грандиозного триумфа одной из них и не менее грандиозной трагедии другой.

Трагическая судьба экспедиции Р.Скотта

Британский морской офицер Роберт Скотт был опытным полярником. За несколько лет до этого он уже высаживался на берег Антарктиды и провел здесь около трех месяцев, пройдя по ледяной пустыне около тысячи миль. В этот раз он был полон решимости дойти до полюса и водрузить в этой точке британский флаг. Его экспедиция была отлично подготовлена: в качестве основной тягловой силы были выбраны привычные к холоду маньчжурские лошадки, имелось и несколько собачьих упряжек и даже техническая новинка – моторные сани.

Экспедиции Р. Скотта предстояло пройти около 800 миль, чтобы достигнуть Южного полюса. Это был страшный маршрут, изобиловавший ледяными торосами и глубокими трещинами. Температура воздуха практически все время не превышала 40 градусов мороза, нередким явлением была снежная пурга, во время которой видимость не превышала 10-15 метров.

На пути к полюсу от обморожения погибли все лошади, затем сломались аэросани. Не дойдя до завершающей точки около 150 км, экспедиция разделилась: дальше пошли только пять человек, впрягшись в груженые поклажей нарты, остальные повернули назад.

Преодолев немыслимые трудности, пятерка исследователей достигла Южного полюса – и тут Скотта с его спутниками постигло ужасающее разочарование. На самой южной точке планеты уже стояла палатка, на верхушке которой развевался флаг Норвегии. Англичане опоздали – Амундсен опередил их на целый месяц.

Обратный путь им не было суждено преодолеть. Один из английских исследователей умер от болезни, второй обморозил руки и предпочел сам уйти, затерявшись во льдах, чтобы не стать обузой для остальных. Трое оставшихся, в том числе и сам Р. Скотт, замерзли в снегах, не дойдя всего одиннадцати миль до последнего из промежуточных складов с продуктами, который они оставляли по пути следования к полюсу. Через год их тела были обнаружены высланной за ними спасательной экспедицией.

Руаль Амундсен – первооткрыватель Южного полюса

Мечтой норвежского путешественника Руаля Амундсена долгие годы был Северный полюс. Экспедиции Кука и Пири были достаточно сомнительными с точки зрения результативности – ни тот, ни другой не смогли достоверно подтвердить, что достигли самой северной точки планеты.

Амундсен долго готовился к экспедиции, подбирал необходимое снаряжение и припасы. Он сразу решил, что в северных широтах нет ничего лучше собачьих упряжек по выносливости и скорости передвижения. Уже выйдя в плавание, он узнал об экспедиции Скотта, отправившейся покорять Южный полюс, и принял решение тоже идти на юг.

Экспедиция Амундсена выбрала для высадки на материк удачное место, которое было на сто миль ближе к полюсу, чем стартовая точка экспедиции Скотта. Четыре собачьих упряжки, состоявшие из 52 лаек, тащили нарты со всем необходимым. Помимо Амундсена, в экспедиции участвовали еще четыре норвежца, каждый из которых был опытным картографом и путешественником.

Весь путь туда и обратно занял 99 дней. Ни один исследователь не погиб, все благополучно достигли в декабре 1911 года Южного полюса и вернулись домой, покрыв себя славой первооткрывателей самой южной точки планеты Земля.

Первые в Антарктиде

Антарктида – природный заповедник, территория которого не принадлежит ни одному государству мира. Здесь живут пингвины и работают учёные, а обычные люди бывают не часто и, как правило, плохо знакомы с историей континента. Знаете ли вы, кто открыл Антарктиду? Кто первым высадился на материк? Кто основал первую станцию? Обо всём этом и не только – в материале журнала «Историк».

Материк

Первыми подошли к антарктическим ледникам русские мореплаватели – экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный». Открытие шестого континента состоялось 16 (28) января 1820 года. Обнаруженную землю Беллинсгаузен назвал «материком льда». Описание путешествия «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света» – два тома с атласом карт и видов – было опубликовано в Петербурге в 1831 году.

Берег

Первым нанёс на карту очертания восточного берега земли, названной им Антарктической частью света, американский мореплаватель Чарльз Уилкс. Его экспедиция, совершавшая плавание в водах Тихого океана, в начале 1840 года подошла к берегам Антарктиды. Команде Уилкса удалось преодолеть почти 2800 км вдоль её побережья в секторе между 97-м и 158-м градусами восточной долготы.

Высадка

Первым человеком, ступившим на берег Южного континента, стал норвежский полярный исследователь Карстен Борхгревинк. Это случилось в конце января 1895 года. Вместе с несколькими членами экспедиции, прибывшей в южные широты на китобойном судне «Антарктика», он совершил первую документально подтверждённую высадку на побережье Антарктиды в районе мыса Адэр.

mihaylov_pavel_nikolaevich_-_yuzhnoe_siyanie.jpg

Станция

Первую станцию в Антарктиде открыли участники британской экспедиции, которая прибыла к мысу Адэр на судне «Южный Крест». Там, в основанном Карстеном Борхгревинком лагере Ридли, в марте 1899 года остались на зимовку 10 полярных исследователей. С этой одиссеи принято вести отсчёт героического освоения ледяного материка. Деревянный дом первых антарктических зимовщиков сохранился до наших дней и стал одной из главных туристических достопримечательностей Антарктиды.

Каменное здание

Первое каменное здание в Антарктике появилось в 1903 году. На острове Лори (архипелаг Южные Оркнейские острова) члены шотландской экспедиции под руководством Уильяма Спирса Брюса построили дом, получивший название Омонд-хаус – в честь Роберта Омонда, директора Эдинбургской королевской обсерватории. Постройка стала убежищем для исследователей, начавших регулярные метеорологические наблюдения на острове. «Учитывая, что у нас не было растворов и инструментов для каменных работ, это чудесный и очень прочный дом», – писал один из них. «Шотландский особняк» вплоть до 1950-х годов оставался единственным строением из камня в высоких южных широтах.

Южный полюс

Первой достигла Южного полюса норвежская экспедиция во главе с Руалем Амундсеном, в состав которой кроме него входили Оскар Вистинг, Хельмер Хансен, Сверре Хассель и Олаф Бьолан. Это произошло 14 декабря 1911 года. Путь к одному из самых труднодоступных мест на Земле был изнурительным, но к концу января команда Амундсена, побывавшая на полюсе, благополучно вернулась на базу. Почти параллельно к той же цели устремилась экспедиция британского путешественника Роберта Скотта. Её участники достигли заветного рубежа на месяц позже, 17 января 1912 года, а на обратном пути все погибли во льдах от изнурения, холода и голода.

state_library_of_new_south_wales-flickr-first_australasian_antarctic_expedition_1911-1914-3769933479_1db7cbc05a_o.jpg

Авиаперелёт

Первую южнополярную авиаэкспедицию организовал американский лётчик Губерт Уилкинс. К острову Десепшен (архипелаг Южные Шетландские острова) авиаторов и их самолеты доставил пароход «Гектория». 16 ноября 1928 года состоялся пробный полёт – первый в Антарктиде. В дальнейшем Уилкинс и его товарищ Карл Бен Эйлсон проводили воздушные исследования Земли Грейама. До них никто не проникал во внутренние районы этого полуострова Антарктиды

Полюс недоступности

Первой достигла Южного полюса недоступности – точки, наиболее отдалённой от береговой линии Антарктиды, – советская экспедиция, которой руководил гидрометеоролог Евгений Толстиков. Там 14 декабря 1958 года была основана временная станция. Группа из 14 человек во главе с Виталием Бабарыкиным работала на ней 12 дней, проводила метеорологические, гляциологические и геомагнитные наблюдения. В законсервированном виде станция сохранилась до наших дней. На крыше занесённого снегом домика находится установленный советскими полярниками бюст Владимира Ленина.

Ребёнок

Первым ребёнком, родившимся на ледяном материке, стал аргентинец Эмилио Маркос Пальма. Антарктида – единственный на планете континент, не имеющий постоянных жителей. Долгое время не существовало и уроженцев Антарктиды. Но 7 января 1978 года на станции Эсперанса родился мальчик, весивший 3,4 кг. Его отец, капитан Хорхе Эмилио Пальма, командовал армейским отрядом, работавшим на этой станции. Жену капитана специальным рейсом доставили туда на седьмом месяце беременности. Появление на свет человека на самом суровом континенте Земли – событие, связанное с претензиями Аргентины на антарктические территории, – получило широкий резонанс, его отметили на всех южнополярных станциях. С тех пор в Антарктиде родилось еще 10 человек.

Кто достиг первым Южного полюса

Кто первым достиг Южного полюса?

Первым человеком, который смог приблизиться к границам Южного полюса стал Джеймс Кук.

Читайте также  Как Бог отвечает на молитвы

На хрупком деревянном судне он в 1772 году смог достичь 72 градуса южной широты, однако дальнейший путь ему преградили ледяные глыбы.

История покорения Южного полюса

Попытки покорить такой недоступный, и неприступный для людей Южный полюс начались ещё в начале девятнадцатого века. Что интересно, первым эту попытку предпринял русский мореплаватель, известный нам по школьному курсу истории, адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн.

В 1819 году, в своём письме министру де Траверсе, который заведовал морскими делами, он изложил об обязательности исследования южных полярных вод. Крузенштерн рекомендовал министру Российской Империи создать несколько морских экспедиций.

Например: одна из них должна была направиться к Северному полюсу, а вторая к Южному.

Большое внимание уделялось именно второй экспедиции, что была отправлена к Южному полюсу под командованием Фадея Фадеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева (которых мы так же знаем по учебникам истории) в 1819-1821 годах.

В результате данной экспедиции стали открыты южные полярные земли. Но сама территория, её очертания оставались размытыми вплоть до конца девятнадцатого века.

Ледяная лихорадка

В двадцатом веке «ледяная лихорадка» охватила весь цивилизованный мир. В силу того, что практически все земли на планете были уже открыты, полностью исследованные земли Австралии, Океании, Африки и Южной Америки не представляли никакого интереса для первооткрывателей и путешественников.

Тогда они решили обратить свой взгляд в сторону земель Южного полюса. Неизведанные они были окутаны туманом таинственности и загадочности.

В 1897 году полярник и исследователь из Норвегии по имени Фритьоф Нансен представил свою идею миру, согласно которой он хотел достичь Южного полюса на санях, запряжённых собаками. Однако, данный план никогда не был претворён в жизнь и лишь остался на бумаге.

В 1899-1900 годах учёный из Норвегии по имени Карстен Борхгревинк впервые провёл несколько дней на берегу Антарктиды-на мысе Адэр.

Вскоре после того, как зимовка закончилась, корабль, который носил название «Южный крест» отправился на юг, пока не добрался до Великого Ледяного барьера, который был открыт ранее. Норвежский полярник смог найти бухту, которую позже назовут Китовой.

16 февраля Борхгревинк, его напарники Колбек и Савио отправились на нартах, в которые были запряжены собаки, вглубь материка и смогли достичь 78 50″, тем самым установив первый подобный рекорд в истории.

К 1910 году в мире разгорелось целое состязание, наградой за которое стало бы мировое признание, как первого человека, который достиг Южного полюса. В это состязание вступили норвежец Руаль Амундсен и капитан королевского флота Великобритании Роберт Скотт.

Достижение Южного полюса

Стоит заметить, методы достижения этой точки у исследователей были разные. Амундсен сделал ставку на упряжки, запряжённые ездовыми собаками и маленькую команду, которая насчитывала всего девять человек.

Скотт же решил достичь полюса на механических санях, которые были мощнее и быстрее псов, а также пони, которые плыли с ним из самой Британии.

20 октября 1911 года команда Руаля Амундсена на нартах, которые были запряжены собаками, в составе пяти участников, в первый раз в истории человечества добралась до точки Южного полюса, тем самым приписав это достижение Норвегии.

Их путь лежал через Полярное плато, а затем через необычайно сложный и опасный Ледник Акселя Хейберга. Уже 26 января 1912 года группа Амундсена достигла своей базы, однако псов осталось лишь 11. А на момент старта их было аж 52!

«А что же случилось с командой Роберта Скотта?» – спросите вы меня.

Из-за того, что лошади не могли выдержать такой холод, а механические сани вышли из строя, команде Скотта пришлось рассчитывать только на самих себя.

Несмотря на то, что британец решил использовать маршрут, проложенный ранее Шелктоном, лишь 17 января 1912 года его команда из пяти человек добралась до полюса. Из-за того, что всё оборудование, провиант и техническое оснащение людям пришлось нести на себе, то по достижении Южного полюса они были крайне истощены.

Двинувшись назад, команда британцев не смогла выдержать таких нагрузок. К глубокому сожалению весь состав умер на обратном пути.

Лишь спустя восемнадцать месяцев окоченевшие трупы британской экспедиции и остатки оборудования нашли исследователи. Команда Роберта Скотта не дошла до своего лагеря восемнадцать километров.

Однако, их труд и подвиг никогда не был забыт, а памятники Роберту Скотту теперь стоят во многих городах мира: в Портсмуте, Кайстчерче и других.

Покорение Южного полюса

Южный полюс находится посреди огромного, покрытого льдом материка. Норвежец Руаль Амундсен в 1898 г. одним из первых зимовал в Антарктиде, а в 1905 г. первым преодолел Северо-Западный проход. В 1911 г. он решил покорить Южный полюс.

Только первый

Преодолев Северо-Западный проход, Амундсен планировал экспедицию в Арктику, но в разгар подготовки к путешествию пришла весть о том, что Роберт Пири и Фредерик Кук, независимо друг от друга, достигли Северного полюса. Эта цель для Амундсена перестала существовать. Ему нечего было делать там, где он мог стать вторым и тем более третьим. Оставался Южный полюс — и он был готов без промедления отправиться туда. Однако в Антарктиду уже направлялась английская экспедиция, которую возглавлял Роберт Скотт.

Тайный замысел

Амундсен объявил, что готовит экспедицию в Арктику с исключительно научными целями, и получил государственную поддержку. Король выделил деньги из личных средств, а правительство предоставило в распоряжение Амундсена с согласия Нансена принадлежащее ему судно «Фрам». В июне 1910 г. Амундсен сделал вид, что отплывает на север, но, выйдя в море, объявил, что меняет пункт назначения. Амундсен и Скотт встретились в открытом море вблизи берегов Антарктиды. «Фрам» направился к Китовой бухте. В январе 1911 г. Амундсен с семью спутниками высадился на леднике Росса. Скотт разбил лагерь на мысе Эванса, на 900 км восточнее. База Амундсена была ближе к полюсу, чем база Скотта, и потому его путь был короче на 118 км.

Роковые ошибки

Обе экспедиции подготовились к зимовке. Скотт привез с собой 17 пони и 33 собаки, считая, что пони может тянуть 800 кг груза, а собака всего 50. Кроме того, он рассчитывал, что успешное покорение полюса ему обеспечат люди: в его экспедиции было 13 человек.

Точный расчет

Амундсена сопровождали люди, как и он, владевшие техникой выживания в холоде. Один из них был специалистом по ездовым собакам, другой — лыжником-чемпионом. Его спутники шли на лыжах и в эскимосской одежде, которая была в два раза легче одежды участников экспедиции Скотта. Опробовав собак, от которых во многом зависела жизнь людей, Амундсен был восхищен их выносливостью. Полярники везли с собой запас еды на четыре месяца. Амундсен совершил не одну поездку вдоль на меченного маршрута и через равные промежутки пути расположил склады с продовольствием. 19 октября 1911 г. пять человек во главе с Амун сеном устремились на штурм полюса. Амундсен задал убийственный темп: он и его люди шли со скоростью более 7 км в час.

Победа!

Маленький отряд быстро преодолел трудный путь, в том числе ледник Акселя Хейберга. 14 декабря с помощью карт и секстанта они, определили, что достигли заветной точки — 90° южной широты. Дерзкая мечта стала реальностью: они покорили Южный полюс первыми! Норвежцы установили маленькую палатку и укрепили норвежский флаг. Возвращение показалось победителям почти легким, и 25 января 1912 г. они вернулись на базу.

Плохое начало

Скотт покинул базу на 10 дней позже Амундсена. В поход вышли 12 человек с 10 пони и 23 собаками. Путь был медленным и трудным, оттого что пони вязли в снегу. Пот на их спинах от холода и ветра превращался в ледяную корку, животные мерзли и погибали. А 10 декабря, оказавшись у подножия гигантского ледника, Скотт был вынужден зарезать уцелевших пони. Собаки, тянувшие двое саней, лучше выдерживали трудности пути; и все же экспедиции понадобилось 11 дней, чтобы подняться на ледник. Скотт приказал 7 из 12 членов похода повернуть обратно. К полюсу пошли пятеро: сам Скотт, врач Э. Уилсон, офицеры Отс, Бауэре, Эванс.

Разочарование

18 января Скотт и еще четверо изможденных и обмороженных путешественников подошли к полюсу — но лишь для того, чтобы обнаружить на нем норвежский флаг. «Случилось самое худшее, — записал Скотт в своем дневнике. — Все усилия оказались напрасными». А нужно было преодолеть еще 1280 км пути, чтобы вернуться в базовый лагерь.

Могила в Антарктиде

Возвращение и впрямь обернулось катастрофой. Эванс умер 17 февраля. 2 марта остальные, добравшись до одного из заранее подготовленных складов, обнаружили, что оставленный там керосин вытек. 16 марта Отс, с трудом передвигаясь на обмороженных ногах, ушел из лагеря, чтобы умереть: он не мог стать обузой для своих уже обессилевших товарищей. После гибели Отса Скотт, Уилсон и Бауэре еще пять дней пробивались на север. В 20 км от склада, где имелось продовольствие и топливо, их застала жестокая пурга. Они умерли в спальных мешках в палатке. Их трупы товарищи по экспедиции нашли лишь весной, спустя почти восемь месяцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: