Конфуцианство как национальная религия

Конфуцианство — основные идеи и принципы

Немного истории

Основателем учения стал Конфуций, в оригинальной транскрипции его имя звучит как Кун-фу-цзы. Он жил в 5 веке до нашей эры, и этот период был непростым для китайской империи. Феодалы сражались за власть и не обращали внимания на нужды простых людей. Поэтому крестьяне стремительно нищали и разорялись.

Конфуций родился в знатной, но бедной семье. Его мать регулярно возносила молитвы предкам, как было принято делать. Она рассказывала сыну о подвигах отца и его родителей. Все это позволило вырастить в маленьком мальчике уверенность, что его обязанность — занять достойное место в роду. Он много занимался самообразованием, отдавал предпочтение шести искусствам:

  • ритуалы;
  • стрельба из лука;
  • музицирование;
  • управление колесницей;
  • чтение и письмо;
  • счетные навыки.

Его родители рано умерли, и мальчик остался сиротой. У него не было средств к существованию, он рос в лишениях и страданиях. Но его упорство, терпение и усердное обучение принесло плоды, и его взяли на работу.

В биографии мудреца был переломный момент. Будучи взрослым, он попал в государство Чжоу. Там он был принят на работу в книгохранилище и встретил ученого Лао-Цзы, который основал даосизм. Беседы с ним позволили молодому человеку состояться как философу.

Он провел много лет в странствиях по стране. Мудрец обзавелся последователями и пытался доносить свои взгляды до масс. В пожилом возрасте Конфуций вернулся в родной город Цюйфу и открыл там собственную школу. Многие его ученики стали известными политическими деятелями.

Мудрец дожил до глубокой старости и умер тихо во сне, словно понимая, что наступил его закономерный конец. Он не испытывал страха, беспокойства или паники. Последними его словами были вопросы о том, кто будет продолжать учение.

Сохранилось мало картинок, которые изображали философа. Часто его изображают в виде старца, который умиротворен и спокоен. В Цюйфу сохранился дом Конфуция, по всему Китаю открыты храмы в честь мудреца.

Распространение в Европе

В середине 18-го века в Европе началась мода на восточную экзотику. Аристократы пытались освоить китайскую философию, они покупали предметы искусства и устраивали тематические вечера. В 1687 году появился латинский перевод книги «Лунь юя».

Иезуиты приезжали в Китай с просветительскими миссиями. Многие из исследователей пытались доказать наличие связи между философским учением и христианством. Некоторые из них предполагали, что Конфуций получил откровения от Бога.

Мальбранш написал книгу, которую посвятил критике учения мудреца. По его мнению, христианство опирается на интеллектуальную культуру и религию, в то время как конфуцианство затрагивает только первую часть. После этого нельзя говорить о мудрости учения.

Принципы восточной философии позволили сформировать новый педагогический подход — гуманный, где ребенок считается личностью, достойной уважения. Задача взрослого — помочь ему вырасти достойным членом общества.

Основные принципы

Философия Конфуция иногда ошибочно принимается за религию. Но мудрец не имел института церкви, и его не интересовали проблемы теологии. Главная тема учения — создание идеального общества, где каждый человек будет личностью, которая выполняет функцию. Основой будет идея преданности, где между начальником и подчиненным лояльные отношения.

Основатель конфуцианства прививал идею уважения ко всем людям, вне зависимости от их статуса. Конфуцианское учение создало золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Главный принцип — это человеколюбие. Оно выражается в следующих навыках:

  • умение держаться достойно в любых ситуациях;
  • способность грамотно править людьми;
  • милосердие.

Еще один принцип древнекитайского философа — покровительство младшим и почтительность к старшим. Именно это станет основой для педагогики. В древнем мире люди большое значение придавали социальным группам. Но Конфуций первым сделал акцент на важности отношений. Должность, власть, знатность не имеют такого значения.

Человек должен быть благородным, и его должны беспокоить проблемы общества и государства, а не собственная выгода. Инстинкты и желания нужно контролировать, и это нелегкий труд. Суть учения в развитии духовного бытия, при этом физиология остается в стороне.

Конфуцию приписывают авторство множества литературных произведений. Доподлинно удалось подтвердить, что книга «Лунь Юй» основана на цитировании его идей. Она была составлена его учениками на основе школьных записей. Наравне с «И-цзином» и «Дао Дэ Цзином» она относится к «священным» текстам Азии.

Пять постоянств

Каждый человек должен стремиться к праведной жизни. Для этого необходимо следовать определенным нравственным обязанностям. «Жэнь» — это противопоставление дикости, агрессии животных. Следуя этому, люди отказываются от жестокости в пользу сочувствия и любви. Символом является Дерево.

«И» — это справедливость и правдивость. Выступает в противовес эгоизму, придает строгость и твердость. Родителей стоит почитать в качестве благодарности за заботу. Символ — Металл.

«Ли» — это верность обычаям. Любая деятельность является полезной при условии того, что она направлена на сохранение устоев общества. Символ — Огонь.

«Чжи» — это рассудительность, которая снижает упрямство. Перед тем как начать действовать, стоит просчитать последствия. Ассоциируется с элементом Воды.

«Синь» — это добрые намерения, которые предупреждают лицемерие. Искренность, добросовестность и непринужденность украшают. Символ — Земля.

Все нравственные обязанности сочетаются друг с другом, дополняют и уравновешивают. Их развитие приводит к гармонии. Они сливаются в ритуале «Вэнь», который означает воспитанность. Под этим нельзя понимать что-то естественное или искусственно выведенное — Конфуций полагал, что это сочетание природных данных и целеустремленного труда.

Этические проблемы

В современном мире есть разные книги, где изложено кратко конфуцианство. Основные идеи в таких источниках можно почерпнуть, но они не дадут полного представления об учении. Желательно внимательно изучить «Лунь юй».

Существует интересная притча, которая позволяет передать всю необычность древнекитайского философа. Как-то один из учеников спросил у него, можно ли прожить, ни разу ни с кем не поссорившись. Конфуций быстро ответил, что да, такая возможность есть. Необходимо проявлять снисходительность к тем, кто выше по социальному статусу и к тем, кто ниже. Даже если человек низко падет, и над ним будут смеяться, нужно уметь прощать. В каждом есть благородные и низкие качества, слабости. Поэтому снисходительность позволит не разочаровываться в окружающих.

В книге «Лунь Юй» содержится информация об управлении государством и правилах поведения в обществе. Жизненный путь человек делится на несколько этапов. В 15 лет появляется стремление к образованию, в 30 лет — к самостоятельности, в 40 лет — формируются твердые убеждения и мировоззрение.

В 50 лет приходит осознание себя человеком, появляются цели в жизни. В 60 лет открывается навык читать мысли других людей. В 70 лет открывается понимание Вселенной.

Во многих странах издаются книги, публикуются статьи с кратким изложением идей конфуцианства. В Китае они обязательно изучаются в школе и преподаются как образец поведения добропорядочного человека.

Конфуцианство — национальная религия Китая

Конфуцианство занимает исключительно важное место в духовно-религиозной жизни Китая. Оно зародилось в VI в. до н.э. и с тех пор играет значительную роль в общественном сознании этой страны. Конфуцианство получило свое название по имени основателя — Кун-цзы, то есть учителя Куна, а в латинском версии — Конфуция (551-479 до н.э.). Конфуций родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда Китай находился в тяжелой кризисе. Власть правителя ослабла, разрушались патриархально-родовые устои. С целью защиты общества от потрясений Конфуций разработал общественный идеал, создал учение, которое освящает социальный порядок в обществе. Это учение, направленное на преодоление социального зла, выявление его причин, поиски средств достижения гармонии и счастья в общественной жизни, пронизано рационализмом. В то же время учение Конфуция является религиозным по своей форме. Оно утверждает, что все общественные установления освящены Небом, которое указывает человеку путь правильного поведения. Конфуций утверждал, что он не учит ничему новому, а только учит соблюдать древние традиции, потому что это единственное, что могло, по его мнению, обеспечить порядок в семье и государстве.

Свое учение он преподавал устно. Собственные произведения Конфуция не сохранились. В VI-V вв. до н.э. ученики Конфуция записали высказывания учителя в книге «Лунь юй» (Беседы и суждения). В Китае конфуцианство нельзя считать религией, действительно оно в большей степени этико-политическим учением. Конфуцианство изначально негативно относилось к различным формам мистицизма, подчеркивая, что заниматься надо земным, а не небесным. Если в большинстве религий присутствует понятие высшего духовного существа — Бога, то в Китае невозможно найти понятие бога как такового, отсутствует вера в божественное сотворение мира.

Мир китайской культуры чисто посюстороннем. Трезво мыслящий китаец меньше задумывался над тайнами бытия, проблемами жизни и смерти, однако он всегда видел перед собой эталон порядочности и считал свой священный долг ему следовать. В китайском мировосприятии свет не разделен на дух и материю, а представляет собой органическую целостность, поток состояний жизненной силы. При этом человек является соизмеримой космическим силам Неба и Земли и занимает центральное место во Вселенной. В связи с этим подход к любому явления осуществляется прежде всего с позиций учения о нравственности. Поэтому конфуцианство является, прежде всего, духовным учением об усовершенствовании человека. В этом учении отсутствуют также черты эсхатологии -учение о конечном смысл земной истории, о конце света и его перерождение. Великих учителей Китая больше интересовало другое -чисто человека, его внутренняя природа.

Учение конфуцианства многогранное. Оно охватывает представление о человеке, обществе и государстве в их взаимоотношениях. Когда Учителя попросили в одной фразе выразить содержание своего учения, он пояснил: «Мой Путь — пронизывать Единственным», то есть подчинять всю жизнь единой идее соблюдения Ритуала и прохождения по Пути — Дао. Главная цель человека, согласно конфуцианством, заключается в стремлении достичь нравственного совершенства. В связи с этим Конфуций основное внимание уделял воспитанию идеального человека — благородного мужа (цзюнь-цзы). Это воспитание должно осуществляться в духе уважения к старшим (ди), преданности правителю (чжун), сыновней уважения (сяо), верности обязанности » связи (и). Каждый должен выполнять свои социальные функции. Добропорядочность, нравственность человека заключается именно в ее стремлении придерживаться социальных правил и установок (ли). Важный этический принцип, провозглашенный Конфуцием: «не делай другим того, чего не желаешь себе», «помогай другим о том, чего сам хотел бы достичь». Все это и составляет содержание центрального понятия конфуцианского учения — гуманности, человечности (жень).

Благородном мужу должны быть присущи такие черты, как скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям, чувство долга, обусловлено знаниями и высокими принципами, а также благопристойность и соблюдение этикета. Он должен вести себя уважительно перед высшими, быть благосклонным к простым людям и обращаться с ними справедливо. Чувство долга не может быть связано с каким-то расчетом. «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде», — учил Конфуций. В понятие обязанности входило также стремление к знаниям, необходимость учиться и постигать мудрость древних. Неотъемлемой обязанностью каждого человека было почитание старших и умерших предков. Настоящий «цзюнь-цзы» всегда честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, понимающий, внимательный в словах и осторожен в делах, равнодушен к еде, богатства, жизненного комфорта и материальной выгоды.

Идеал «благородного мужа» должен быть обязательным, прежде всего, для правителя. Отношения между правителем (Сыном Неба, посредником между Небом и людьми) и подданными должны строиться по аналогии с отношениями отца и сына: правитель должен заботиться о подданных, как отец, воспитывать их на собственном примере. Его высшей целью должны быть интересы народа, он должен быть правдивым, любить людей, экономить средства, следовать традициям. Конфуцианцы разработали теорию так называемого небесного мандата на управление страной, согласно которой правитель имеет право управлять только при условии, если он соблюдает благотворительности. Если же правитель нарушает эти нормы, то народ имеет право насильно его сбросить.

Конфуцианство поддерживает идею неподвижного социального порядка, иерархической упорядоченности общества. Согласно Конфуцию, общественный статус человека (деление на «высших» и «низших») и ее судьба определенные Небом и не могут быть изменены. Деятельность правителя должна начинаться с «исправления имен» («чжэн мин»), то есть приведение всех вещей в соответствии с их названия (сын должен быть сыном, отец — отцом и т.д.), соблюдение единства слова и дела. Это означало, что каждый должен знать свое место в обществе и делать то, что ему принадлежит. Такой социальный порядок должен оставаться неизменным. Но критерием статуса человека в обществе должны быть не богатство и знатность происхождения, а только знание и благотворительность, то есть то, насколько человек приближается к идеалу «цзюнь-цзы».

Читайте также  Как узнать индекс цитируемости

Социальный порядок, сложившийся освящался культом предков — как мертвых, так и живых. Почитание предков, согласно Конфуцию, первейшая обязанность каждого. Уважение к старшим, сыновья уважение — наиболее важное проявление «жень», самый эффективный метод управления страной, что рассматривалась как большая семья.

В основе осуществления всех общественных норм, по Конфуцию, должен быть ритуал, который носит сакральный характер, является проявлением воли Неба. Уважительное отношение к Небу, что выражается в выполнении ритуала — основа единения людей между собой и человека с космосом.

На протяжении более двух тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, на их быт и образ жизни. В этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих религий мира, а кое в чем даже превосходит их. Конфуцианство заметно закрасило в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер его населения.

В Китае сформировалось рациональное мировоззрение, в основе которого лежало признание единства социального и природного порядков как полноты бытия. Задача разума виделось не в изменении и разрушении этого порядка, а в следовании общем пути — дао, выявлении его в человеческой жизни, природе и привлечение к нему человека. Этот порядок поддерживается императором, который подобен главы большой семьи, и каждый человек тоже должна следовать своему долгу.

В конкретных условиях китайской империи конфуцианство играло роль основной религии, выполняло функции официальной государственной идеологии. Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, чем просто религия — это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов — основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации.

Религия конфуцианство и её главные постулаты

Конфуцианство – это главная древняя философия Китая. Это учение воплощает в себе ключевые аспекты китайской культуры. Конфуцианские верования постоянно менялись и развивались в течение последних 2500 лет. Конфуцианство и даосизм в странах Запада распространены гораздо меньше, чем христианство и ислам. Однако же в Китае и в других восточных государствах эти философские учения в своё время были очень популярны.

Что такое конфуцианство

Конфуцианство было этическим кодексом, принятым большинством великих китайских империй (от 206 г. до н.э. 1912 г. н.э.). Идеи Конфуция, Мэн-цзы и Сунь-цзы развивались и дополнялись на протяжении практически 1000 лет, пока из них не сформировалось религиозное учение, известное как конфуцианство.

Статуя Конфуция при храме

6 основных принципов конфуцианства:

1. Жэнь (Jen). Жэнь означает гуманность или человечность. Этот принцип формирует чувство достоинства, он предполагает уважение к людям и ко всем живым существам.

2. Ли (Li) – ритуал и почтительность. Согласно принципу Ли, достойный человек должен предъявлять требования к себе самому, тогда как слабый будет критиковать других и предъявлять требования к ним.

3. Ю (Yi) – праведность или моральное обязательство делать добро. Принцип включает в себя способность знать и распознавать, что правильно и что неправильно, и способность чувствовать, что хорошо и что плохо.

4. Hsiao – родители должны быть уважаемы и почитаемы, принцип также предполагает преданность государю, правительству. В свою очередь, руководитель должен стать нравственным ориентиром для подданных: «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

5. Chih – понятие о благородном человеке. Моральная мудрость и знание вещей правильных и неправильных.

6. Te – Образованность, просвещённость, духовность. Моральные ориентиры, установленные властью.

Основатели конфуцианства (551 — 230 гг. до н.э.)

Три человека построили доктринальные рамки конфуцианства в течение 270 лет, начиная примерно с 500 года до нашей эры: Конфуций, Мэн-цзы и Сунь-цзы.

Конфуций (приблизительно 551–479 гг. до н.э.)

Создателем конфуцианских верований был Конфуций. Он родился около 551 г. до н.э., во времена великого расцвета философских учений. Считается, что когда Конфуцию было уже за шестьдесят, он вернулся в свой родной город Цюйфу в провинции Шаньдун. В течение нескольких лет он обучал группу учеников, которые позже распространяли его убеждения и разрабатывали свои собственные философии.

Мэн-цзы (около 371–289 гг. До н.э.)

Мэн-цзы сейчас считается вторым по важности конфуцианским философом. Однако в течение своей жизни он был более влиятельным, чем сам Конфуций, потому что он учил многих дворян и правителей. В своей книге Мэн-Цзы дополняет философию конфуцианства системой идей, утверждающих доброту и совершенство людей. Сам Конфуций подобных идей не выдвигал.

Сунь-цзы (около 313–230 до н.э.)

В отличие от Мэн-цзы, Сунь-цзы учил, что человеческая природа в основном полна недостатков. Сунь-цзы учил, что человеческая природа «своенравна» от рождения, но добродетельные учителя могут развивать нравственность в других посредством интенсивного обучения. Он выступал за строгие законы, регулирующие личное поведение.

Как и Мэн-цзы, несколько десятилетий назад, конфуцианский легалист* Сунь-цзы работал в Академии Цзися Царства Ци. Сочинения Сунь-цзы систематичны, многословны и тщательно аргументированы. Он был нетерпим к другим философиям и философам. В частности, он критиковал учения Мэн-цзы.

* легалист — приверженец формального истолкования права и законов

Конфуцианство во время династии Цинь (260–210 до н.э.)

Сунь-цзы учил Ли Сы, и Ли Сы стал ведущим чиновником при первом императоре Шихуанди (260 — 210 до н.э.). В едином Китае были введены строгие правила, касающиеся всего, от языка до религии. В этот период многие простые земледельцы попали в кабалу ростовщиков и фактически стали рабами. Именно их силами были созданы некрополь первого императора Цинь, терракотовая армия (более 8100 полноразмерных статуй воинов из терракота, захороненных возле некрополя) и первая Великая Стена, возведение которой продолжалось 38 лет.

Ли Си способствовал «сжиганию книг» во время правления императора Цинь и уничтожению, возможно, тысяч философов, включая самих конфуцианцев. Последователи Конфуция навлекли на себя гнев императора тем, что они считали поиски эликсира бессмертия бессмысленным занятием (под конец жизни император Шихуанди пожелал стать бессмертным).

Конфуцианство в династии Хань (206 г. до н.э. 220 г. н.э.)

Сначала Лю Бан (первый император династии Хань) был против легализма и не особо ценил конфуцианство. Позже, однако, у него появился любимый учитель конфуцианства по имени Лу Гу, который убедил императора в необходимости как законничества, так и конфуцианства.

Конфуцианские тексты, однако, были сожжены во время кампании по сжиганию книг Цинь в 213 году до нашей эры. Любые философские тексты конфуцианства, которые сохранились до наших времен, были воссозданы учеными в «новых текстах» которые также называют «новыми письменами».

Развитие конфуцианства при императоре Уди (141–87 до н.э.)

Затем при императоре У-ди (Хан Вуди, 156–87 гг.), который правил с 141 по 87 год до нашей эры, конфуцианство было институционализировано, то есть получило статус системы обычаев и отношений. Хан Вуди основал Имперскую Академию для продвижения конфуцианской философии.

Небесный мандат – кто должен управлять

Он продвигал идею врожденной благородной природы человека, постулированную конфуцианским ученым по имени Донг Чжуншу, который добавил некоторые законнические идеи к учению Мэн-цзы. Более поздние императоры одобрили новую разновидность конфуцианства Дун Чжуншу за ее акцент на Мандате Небес.

Мандат Небес конфуцианства был ключевой концепцией, лежащей в основе имперской легитимности. «Небеса» выбрали определенного человека и его потомков, чтобы быть посредниками между Небесами и людьми. Человек становился равным богу. Решение Небес озвучивалось через интерпретацию различных примет и обстоятельств.

Противоречия «старых» и «новых» текстов

Во время правления Вуди тексты некоторых конфуцианских книг были обнаружены в стене комплекса конфуцианского клана в Цюйфу. Как полагают, их спрятали там, чтобы спасти от кампании по сжиганию книг в 213 г. до н.э. Эти труды были опубликованы как «Старые тексты». Со временем возник спор о том, какой набор документов «новые» или «старые» тексты был правильным.

Конфуцианство во времена династии Тан (618–907 гг.)

Ко времени династии Тан императорские суды еще назначали конфуцианских ученых в правящую бюрократию. Во время специальных экзаменов проверялись литературные навыки кандидатов, а также их знание конфуцианских текстов.

Аналоги Конфуция

Сам Конфуций утверждал, что он не изобрел какой-либо новой философии, а просто передавал древние учения своим ученикам. Он обычно призывал людей вести себя так, как им следовало бы, в зависимости от их роли в обществе. Конфуций считал, что это ключ к гармонии, процветанию и счастью.

Цзы Гун (ученик Конфуция) спросил: «Есть ли одно слово, которое могло бы руководить человеком на протяжении всей жизни?». Мастер ответил: «Как насчет «шу» — никогда не навязывай другим того, чего не выберешь для себя».

Конфуцианские верования в наше время

Доктрина Небесного Мандата теперь неприменима, потому что в Китае больше нет императора. Вместо императора большинство современных китайцев поклоняются различным божествам даосизма и буддизма, а также своим собственным предкам (согласно конфуцианской доктрине о почитании родителей). Современные конфуцианские философы малоизвестны и не имеют большого влияния нигде в мире.

Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!

Конфуцианство как национальная религия

Конфуцианство как национально-государственная религия Китая

Беленькова Д.В. доцент,

Ханиев Э.Х., студент

Актуальность исследования. Древние цивилизации не перестают нас поражать своей уникальностью и самобытностью. И среди них заслуженное место занимает древнекитайская культура. Духовной основой цивилизации Древнего Китая является конфуцианство, которое, по признанию многих историков, была её “кровью и плотью”. И по сей день, конфуцианство является национально-государственной религией Китая. И мы в своем научном докладе решили сконцентрировать ваше внимание на его роли в формировании не только духовного облика и менталитета китайского этноса, но и на его влиянии в становлении древнекитайской культуры.

Цели и задачи . Показать на убедительных примерах общественную значимость конфуцианства как национальной религии Китая, как морально-этического учения, контролирующего социальную этику и административную практику. Очевидная популярность конфуцианства в жизни современного Китая. Тем более восточный тип общества, к которому относится Китай, традиционен в отличие от динамичных западных государств.

Конфуцианство как национально-государственная религия Китая

Конфу́ций (Кун-Цзы, реже. 551 до н. э., Цюйфу — 479 до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника Шу Лянхэ и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай. Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины. Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун,) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Пять постоянств «праведного человека».

«Жэнь» — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как «Ли» следует из «И», так «И» следует из «Жэнь». Следовать «Жэнь» значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём «Жень» тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства «Жэнь» стало Дерево. «И» — «правда», «справедливость». Хотя следование «Ли» из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует «Ли» так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество «Жэнь» и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет «И», а низкий — выгоду». Добродетель «И» впоследствии была увязана с Металлом. «Ли» — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле «Ли» — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». Под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма. «Чжи» — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество «И», предупреждая упрямство. «Чжи» противостоит глупости. «Чжи» в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды. «Синь» — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает «Ли», предупреждая лицемерие. «Синь» соответствует элемент Земли. Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

Читайте также  Что произошло с нимфой Эхо в Древней Греции?

Крушение древних устоев семейно-классового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – всё это вызывало резкую критику ревнителей старины. Объективная обстановка побуждала их выступать с новыми идеями, которые можно было бы противопоставить царившему хаосу. Однако для того, чтобы это отрицание современности имело моральное право на существование и приобрело необходимую социальную силу, оно должно было опираться на признанный авторитет. Конфуций нашёл такой авторитет в полулегендарных образцах глубокой древности. Стремление опираться на древние традиции и тем самым воздействовать на современников в желаемом направлении знакомо истории всех обществ, это своего рода общесоциологическая закономерность. Однако особенностью конфуцианства было то, что в его рамках это естественное стремление было гипертрофировано и со временем превратилась, чуть ли не в самоцель, загоняя человека в жёсткие рамки, лишая его возможности к самовыражению, превращая его в «автомата», подчинённого общей системе.

1) “Древнекитайская философия” т. 1, 2 М.-1972г.

2) Алексеев В. М. “Китайская литература (Избранные труды)” М.-1978г.

3) Переломов Л.С. “Конфуций: жизнь, учение, судьба”М.-1989г.

4) “Конфуций. Изречения” Изд-во МГУ М.-1992г.

КОНФУЦИАНСТВО и религия. Кратко о философском учении

Конфуцианство. Огромная восточная страна, где любят поедать насекомых, изготавливают всевозможные предметы обихода и с пелёнок учатся каллиграфично рисовать иероглифы, давно манит исследователей своей загадочностью и тонким менталитетом. Китай всегда может удивить: экзотикой, интересным укладом жизни, непонятным для нас, славян, мышлением. Одной из его изюминок является конфуцианство, кратко охарактеризовать которое можно как воспитание людей на благо обществу и самим себе.

Общая информация

Слово «конфуцианство» имеет европейское происхождение. Оно образовалось от латинизированной формы титула и фамилии его основателя и означает «мудрый учитель Кун». Одновременно его китайский аналог «жу-цзяо» переводится как «учение просвещённых, благовоспитанных людей». Исходя из этого, многие древние исследователи утверждали, что конфуцианство – религия учёных. Но это не совсем так. Назвать рассматриваемое течение строго верованием трудно, скорее, это уклад жизни, способ мышления и восприятия окружающего мира.

Несмотря на это, конфуцианство всегда рассматривается как религиозно-философское учение, наполненное традициями Востока. Его влияние на китайское общество было настолько великим и глубоким, что с помощью принципов этого течения формировались ценности людей, житейская мудрость. С веками значение его нисколько не уменьшилось, оно ощущается в любой сфере жизни. Кроме того, конфуцианство – религия, философия и учение – на протяжении почти двух тысячелетий оставалось главной идеологией Китайской империи. Фактически её значение было аналогичным католической церкви и Ватикана в Европе в Средние века.

Основатель учения Конфуций

Жил он в VI–V веке до нашей эры. Это был период междоусобиц и раздробленности страны. Поэтому в учении отобразилось стремление переделать хаотичный порядок вещей и принести обществу стабильность и процветание. Будущий великий философ родился в семье бывших аристократов, которые обанкротились. Он очень рано осиротел и жил довольно скромно, пока ему не повезло раздобыть денег на путешествие в государство Чжоу – царственный домен, где он благополучно устроился на работу в книгохранилище. Именно тут Конфуций познакомился с Лао-цзы, с которым проводил много времени в беседах и дискуссиях.

Вернувшись на родину, он увлёкся древними ритуалами и музыкой, которая, по китайским убеждениям, отражала вселенскую гармонию и воссоздавала её среди людей. Все эти принципы позже впитало в себя и учение – древнее конфуцианство. Вскоре философ открыл собственную школу и стал первым педагогом-профессионалом в истории Китая. Самое интересное то, что его ученики непременно становились важными государственными деятелями. Сам же Конфуций никогда не получал высокой должности, хотя и стремился к этому. Умер учёный в родном городе Цюйфу.

«Лунь Юй»

Эта книга – основа всего конфуцианства. В ней записаны все высказывания, мысли и утверждения Конфуция. Ученики философа по крупицам собирали эти ценные сведения, в результате появился сборник, состоящий из коротких бесед философа со своими последователями. Они формируют все принципы и догмы, которые проповедует конфуцианство. Кратко и точно в книге передан весь жизненный путь Конфуция:

  • 15 лет. Помыслы обращены к образованию.
  • 30 лет. Обретение самостоятельности.
  • 40 лет. Избавление от сомнений.
  • 50 лет. Познание воли Неба.
  • 60 лет. Умение отличать правду от лжи.
  • 70 лет. Следование за желаниями сердца и умение не нарушать Ритуал.

В этих коротких строчках – весь Конфуций. Его длинный путь от образования до свободного следования желанием сердца и соблюдения норм поведение стал ориентиром, нравственным и священным, для всей китайской философии. Конфуцианство (философия этого учения и моральные принципы передаются из поколения в поколения) почитается всеми жителями Китая.

У истоков философии

Учение Конфуция, как и другие великие китайские религиозные и философские течения, зародилось в Китае в VI–V веках до нашей эры. Именно в это время на смену золотой эре государства приходят хаос и разруха. Был нарушен главный принцип империи «кто богат, тот знатен». Люди, не имевшие к аристократии никакого отношения, обладали богатством за счёт железа, которое начали активно добывать. Все это нарушило гармонию и спровоцировало междоусобицы.

Возобновить порядок должны были массовые течения и учения, которые возникали как грибы после дождя. Некоторые просуществовали всего пару десятилетий. Другие же – конфуцианство, даосизм, легизм – настолько прочно внедрились в культуру Китая, что просто невозможно представить сегодняшнюю страну без них. Таким образом, учение Конфуция на пустом месте не возникло. Во время разрухи и бедствий великий философ размышлял над принципами и методами, которые смогли бы навести порядок. И главным способом достижения гармонии, по его мнению, был сам человек, его воспитание, мораль и поведение.

Государственная этика

Так как учение должно было в первую очередь привести в порядок дела страны, оно имело и политический характер, основанный на этических принципах. Следует сначала воспитать человека, и тогда все остальное, включая политику, станет на круги своя. Надо проявлять больший интерес к душе народа, говорил философ. То есть решение важных аспектов правления империи учение Конфуция рассматривает через призму общества, где людской фактор играет основную роль.

Время показало, что это действительно работает. Самое трудное оказалось в следующем: заставить человек вести себя так, как того предполагают принципы этики и морали. Люди, даже те, которые хотят измениться в лучшую сторону, не сразу могут перевернуть свой внутренний мир с ног на голову. Часто это не получается. Другие же просто не хотят работать над собой. Потребовался особый подход, и Конфуций его отыскал. Он воспользовался поклонением китайцев культу предков. Образы ушедших в мир иной были более значимы и реальны, чем абстрактное небо. Известно, что легендарные предки – образ для подражания в Китае. Таким же символом нации стал впоследствии и сам Конфуций.

Ритуал

Это священный закон, которого придерживается конфуцианство. Кратко описать его значение можно так: ритуал – это не заученные правила поведения человека, а осмысленные им поступки, жесты и слова. Это самостоятельное явление, которое люди должны перенимать с молоком матери. Это данный от природы дар жить правильно и красиво. Понятие ритуала сложное, многогранное. Конфуций не раз говорил, что не всегда удаётся его соблюдать. Даже праведные предки часто сбивались с дороги.

По Конфуцию, человек должен любить ближнего, чувствовать ответственность за исполнение своего долга перед обществом и страной, быть искренним и преданным, заботиться о младших и почитать старших. На этих качествах и основывалось учение философа. Нормы поведения в семейном кругу он переносил на огромную империю. Залог спокойствия и процветания Поднебесной в том, что каждый находится на своём месте и чётко исполняет возложенные на него функции, говорил Конфуций. Он называл это «да лунь» – принцип взаимоотношений между людьми, основным стержнем которых выступает человеколюбие. И это основное правило гармоничного общества.

Человеколюбие

Что же подразумевал под этим понятием Конфуций? По его мнению, чтобы стать таковым, китаец должен обладать пятью качествами характера: уметь держаться достойно и не попадать впросак, широтой кругозора завоёвывать толпу, внушать другим доверие, управлять с помощью милосердия и быть успешным за счёт собственной сообразительности. Но часто великий учитель признавался своим ученикам, что он не может назвать себя полностью человеколюбивым. Ведь эти качества – только верхушка айсберга.

Принципы конфуцианства всегда были более широки, чем казалось на первый взгляд. То же человеколюбие, по утверждению философа, – это не только способность любить и ценить людей. Это даже не гуманность как признание бесценности жизни индивида. Человеколюбие включает в себя понятия ответственности, наследия, поклонения традициям и многие другие.

Например, однажды Конфуций строго осудил человека, который вместо положенных трёх лет носил траур по родителям всего год. Философ назвал его аморальным и полностью лишённым человеколюбия.

Гуманность

Ещё один принцип, лежащий в основе конфуцианства. Это почтительность по отношению к старшим людям, братская любовь, взаимопомощь и покровительство над младшими. Благородный муж всегда гуманен. Так говорит конфуцианство. Философия этого понятия тесно переплетается с человеколюбием. Именно они определяют истинность человека, а не его образование или воспитание.

А был ли гуманен сам великий учитель? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав ситуацию, в которую однажды попал Конфуций. Как знатока тонкостей и особенностей ритуала, его пригласили в дом аристократа. Началось представление и зазвучала музыка, выбежали актёры, которые должны были показать тематическую сцену. Но Конфуций внезапно прервал представление и приказал казнить всю труппу. Жестоко ли это? Да, определённо такое поведение не соответствует гуманности и человеколюбию. Но тут философ продемонстрировал другое важное правило конфуцианства как восточной религии: чётко исполняй инструкции, соблюдай все догмы и принципы, иначе будешь наказан. Именно это и произошло с актёрами, которые отошли от сценария.

Благородство и культура

Каждый уважающий себя человек должен обладать этими качествами. Так считал Конфуций. При этом соблюдение ритуала – неотъемлемая часть жизни культурного и благородного китайца. То есть люди обязаны в первую очередь думать не о еде, а о высших материях. Благородный человек всегда размышляет о возвышенном: о пути, о жизни и культуре. Принципы конфуцианства всегда делают акцент на духовном, а не на плотском насыщении.

Читайте также  Имеет ли значение размер члена

Другой стороной культуры, по мнению Конфуция, является чувство меры. Животное не контролирует свои инстинкты, и когда видит пищу, то полностью её заглатывает. Хищник будет преследовать свою добычу до полного изнеможения и упадка сил. Человек – существо высшего ранга. Он во всём должен соблюдать золотую середину, не уподобляться зверю, даже если речь идёт о таком его врождённом инстинкте, как утоление голода.

Что касается благородства, им обладает тот китаец, который сможет до конца пройти три дороги: отшельника, чиновника и военного. При этом он должен соблюдать следующие правила: в первом случае быть человеколюбивым и не беспокоиться, во втором – знать и не сомневаться, в третьем – оставаться смелым и не бояться.

Школа Конфуция

Образование – важная часть ритуала. Такой вывод можно сделать, изучая конфуцианство. Кратко и логично мыслить, быть в курсе всех событий, знать основные принципы развития той или иной сферы – всё это должен уметь любой уважающий себя китаец. Именно в учении проявляется совершенствование человека, говорил Конфуций. Он был первым в Поднебесной, кто открыл бесплатные школы. Философ стал учителем всего народа.

Школа конфуцианства обучала своих подопечных правильно выбирать жизненный путь и не сворачивать с него. Философ не читал лекции, а беседовал с учениками, считая, что правильная мысль и утверждение рождаются именно в диалоге. Разговаривая, люди делятся знаниями, переживают за собеседника, поддерживают его. Также Конфуций часто рассказывал о жизни далёких предков, сопоставляя её с современностью. Учитель всегда был снисходительным. Он требовал много от тех, кто действительно являлся мудрым и проникновенным. От заурядных умов он не ждал великих достижений, просто пытался их совершенствовать и развивать.

Роль конфуцианства

Безусловно, она огромна. В нынешнем мире Конфуций – символ своей нации, который подарил Китаю духовное и моральное долголетие. В учебниках истории его часто изображают в виде старца, окружённого детьми. Каким же был на самом деле его облик, не знает никто. Описание внешности философа покрыто множеством легенд и мифов. Что касается его учения, то за многие века оно видоизменилось и трансформировалось.

История конфуцианства тысячелетняя, поэтому современный вариант учения существенно отличается от древнего. В наши дни это особый стиль жизни, который не понять европейцам. «Восток – дело тонкое», – говорят они, что абсолютно логично и неизменно. Даже в XXI веке китайские чиновники пытаются соблюдать заповеди этого учения и вести себя так, как проповедовал Конфуций. Их поступки продиктованы наследием древнего философского и религиозного течения, которое делает китайцев не похожими на другие народы, а Поднебесную – особенной, не такой, как большинство государств. Роль конфуцианства при этом велика. Его влияние чувствуется во всех сферах жизни китайцев.

Что такое Конфуцианство

Значение конфуцианства

Конфуцианство — система социальной этики, образования, искусства управления государством, политической идеологии, мировоззрения и образа жизни.

Конфуцианство преподавалось в 6–5 вв. до н. э. Конфуцием (551–479 гг. до н. э.) и его учениками. Они уделяли особое внимание любви к человечеству, поклонению предкам и почитанию родителей, гармонии мысли и поведения.

Хотя конфуцианство стало официальной идеологией китайского государства, оно никогда не существовало как официальная религия с церковью и священством. Тем не менее иногда конфуцианство рассматривается как философия, а иногда как религия.

Несмотря на то, что со временем оно трансформировалось, конфуцианство всё ещё является первоосновой обучения, источником ценностей и социальным кодом китайцев.

«В погоне за счастьем иногда нужно просто остановиться и быть счастливым».
Конфуций

Где распространено конфуцианство?

Влияние конфуцианства, кроме Китая, распространилось и на другие страны, такие как: Корея, Япония, Вьетнам, Тайвань, Гонконг, Сингапур и административный район Макао.

Основные идеи конфуцианства

Цель конфуцианства — это сотворение гармоничного общества по древнему образцу, где у каждого человека есть своя функция.

Это гармоничное общество создаётся на концепции преданности. Должна присутствовать лояльность во взаимоотношениях между начальством и подчинёнными, целью которой является поддержание гармонии и непосредственно самого социума.

Основой конфуцианского учения является гуманизм. На практике, однако, с течением времени конфуцианство накопило новые идеи. Некоторые из них:

Ритуал — Ли (礼)

Изначально это означало «пожертвовать». Исходя из первоначального церемониального значения, этот термин был расширен, чтобы включить светское церемониальное поведение. Затем он приобрёл ещё более размытый смысл — значение приличия или вежливости, которые окрашивали повседневную жизнь.

Сыновняя почтительность — Сяо (孝)

Уважение и послушание, которое сын должен выражать своим родителям (особенно своему отцу). Однако этот подход был распространён по аналогии и на другие взаимоотношения: между отцом и сыном, правителем и подчинённым, мужем и женой, старшим братом и младшим братом, между друзьями.

Были предписаны определённые обязанности для каждого из участников в этих взаимоотношениях. Такие обязанности были также распространены и на умерших, что привело к почитанию предков, перед которыми живые выступали как сыновья своих отцов-предков.

Верность — Чжун (忠)

Это было особенно актуально для социального класса, к которому принадлежало большинство учеников Конфуция.

У обладателей политической власти обязательно должна была присутствовать верность: сына — отцу и членам клана, чиновника — вышестоящему князю, а князя — Сыну Неба.

Вся феодальная система была создана на этой основе, и, следовательно, правитель, для того чтобы быть верным, обязан править также и искренне, и гуманно и быть прежде всего справедливым.

Гуманность — Жэнь (仁)

Возможно, лучше всего этот принцип выражен в конфуцианской версии золотого правила нравственности: «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

Человек будет тем, каким он себя сотворил, а не тем, кем он родился. А китайский философ Мэн-цзы полагал, что все рождаются хорошими людьми, но потом могут не устоять перед соблазном, поддаться слабости и измениться к худшему.

Справедливость — И (义)

Справедливость включает в себя мышление и действия с собственной точки зрения. Это требует рациональных действий и самообуздания, чтобы противостоять искушению, и стойкости, чтобы выполнять свой долг. Справедливость — это прежде всего целостность.

«Найди себе дело по душе и тебе не придётся трудиться ни одного дня в жизни».
Конфуций

Символ конфуцианства

У конфуцианства нет официального символа, но существуют несколько используемых символов.

Один из самых используемых символов для обозначения конфуцианства — это китайский символ воды, который представляет собой жизнь.

Другие символы, которые обычно входят в список используемых для обозначения конфуцианства: китайский символ «учёный», символ инь и ян, а также портреты Конфуция.

Читайте подробнее про инь и ян.

Конфуцианство и даосизм

Даосизм — это древняя философия и верование, которое глубоко укоренилось в китайских обычаях и мировоззрении. Даосизм зародился в Китае 2000 лет назад.

Автором даосизма считается Лао-цзы (переводится как «Старый Мастер», «Старый Младенец» или «Мудрый Старец»; 604 – ок. 500 до н. э., точная дата смерти неизвестна).

Даосизм излагает о дао. Это переводится как «путь». Дао — это высший творческий принцип вселенной, всё в мире объединено и связано в нём. Это религия единства и противоположностей инь и ян.

Принцип инь ян видит мир, наполненный взаимодополняющими силами: светом и тьмой, жаром и холодом, действием и бездействием и так далее. Дао — не Бог, поэтому ему не поклоняются.

Даосизм включает в себя множество божеств, которым поклоняются в даосских храмах, а они являются частью вселенной и зависят, как и всё остальное, от дао.

Даосизм культивирует: достижение гармонии и единение с природой, саморазвитие, добродетельность и стремление к духовному бессмертию. Даосские практики включают в себя: регулярное чтение Священных Писаний, медитацию, фэн-шуй и другое.

Конфуцианство занимается социальными вопросами, а даосизм — поиском смысла. Они разделяют общие убеждения о человеке, обществе и вселенной. И конфуцианство, и даосизм появились как философии, но позже оба приняли религиозный подтекст.

Существует легенда, что Конфуций и Лао-цзы как-то встретились. Лао-цзы не согласился с мнением Конфуция о том, что нужно оглядываться на прошлое. Но независимо от разногласий между Лао-цзы и Конфуцием даосизм и конфуцианство послужили прекрасными ориентирами для Китая и соседних стран.

«По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».
Конфуций

Конфуцианство и буддизм

Буддизм — это религия, в то время как конфуцианство — система этических и философских правил. Буддизм зародился в Индии около VI в. до н. э., основателем буддизма был Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама). Основателем конфуцианства был Конфуций, который родился в V в. до н. э. в Китае. И буддизм и конфуцианство существуют «без бога».

Конфуцианство концентрирует своё внимание на исправлении взаимоотношений с другими людьми. В то время как буддизм фиксируется на том, чтобы прийти к нирване (взаимоотношения с людьми исправляются в процессе). Оба учения поддерживают добрые поступки и отречение от собственных интересов ради других людей.

Оба учения уважают старших (родителей и учителей), и считают, что это несёт принципиальное значение для достижения мира во всём мире.

Буддизм и конфуцианство, оба придают огромное значение обучению, которое нужно для верного познавания и просвещения.

Неоконфуцианство

Неоконфуцианство является моральной, этической и метафизической китайской философией. Конфуцианство оказало сильнейшее влияние на её развитие. Она возникла с китайскими философами Хань Юй (768–824 гг.) и Ли Ао (772–841 гг.) в империи Тан и стала популярной во времена империй Сун и Мин.

Неоконфуцианство стремилось создать более рациональную и мирскую форму конфуцианства. Его создатели отвергли мистические элементы даосизма и буддизма, которые повлияли на конфуцианство во время и после империи Хань.

Хотя представители неоконфуцианства и критиковали даосизм и буддизм, но оба учения оказали влияние на эту философию и термины и понятия были заимствованы у обоих.

Буддисты и даосы рассматривали метафизику как катализатор духовного развития, религиозного просвещения и бессмертия. Неоконфуцианство же использовало метафизику как руководство для развития рационалистической этической философии.

Метафизика — раздел философии, который изучает первичные причины абстрактных вещей, таких как: бытие, познание, идентичность, время, пространство.

Узнайте, что такое Буддизм.

Биография Конфуция

Конфуций, также известный как Кун-цзы или Кун Фу-цзы («учитель Кун»), был китайским философом, учителем и политическим деятелем.

После смерти философа конфуцианство стало официальной имперской философией Китая, которая была чрезвычайно влиятельной во времена империй Хань, Тан и Сун.

Он был сыном великого воина и аристократа Шу Лянхэ. Его отец умер, когда Конфуций был ещё ребёнком. Он был воспитан его матерью, однако и она скончалась, когда ему было всего 17 лет.

Конфуций начинает служить управляющим складов у богатого аристократа Цзи, потом он стал домашним слугой и учителем. Это было бы невозможным без его великолепного образования, которое в своё время ему дала его мать.

В тридцать лет он сформировал свои основные этико-философские концепции, касающиеся управления государством и обществом. И он открывает частную школу, принимая первых учеников (некоторые из них останутся с ним на протяжении всей своей жизни).

Волей судьбы он знакомится с советником императора и производит на него самое благоприятное впечатление.

Сам император не устоял перед великолепием идей Конфуция, и он становится его главным советником, на этом посту Конфуций прославился своей мудростью.

Но вскоре он покидает свой пост и начинает путешествовать по Китаю со своими учениками. Многие императоры ещё просили его мудрых советов и звали к себе на службу, но до конца своих дней Конфуций посвятил себя своим ученикам. Он скончался в 74 года.

«Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал!».
Конфуций

Религия Китая

Китай является страной с множеством разных религий, таких как: даосизм, буддизм, ислам, протестантизм и католицизм. Свобода вероисповедания является государственной политикой и конституция защищает обычную религиозную деятельность. Как и в других странах, многие граждане Китая считают религию своей определяющей чертой.

Смотрите также значения Философии и Религии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: