Когда ребенку можно начать смотреть телевизор

Когда ребенку можно начать смотреть телевизор

Сейчас в каждом доме есть телевизор. Взрослые смотрят различные телепередачи на кухне, в спальне. Вместе со взрослыми дети проводят время перед телевизором смотря самые различные по содержанию передачи: новости, сериалы, шоу, а также имеют право на просмотр мультфильмов. Чаще всего взрослыми не контролируется расстояние с которого ребенок смотрит телевизор, освещение, время в течение которого ребенок сидит возле экрана; в основном ребенок передвигается по комнате в процессе просмотра, также играя, он может расположиться непосредственно перед экраном. Сейчас дети даже развиваются при помощи специальных телевизионных программ. Но, по мнению ученых, телевизор сказывается неблагоприятно на здоровье ребенка и оказывает негативное влияние на развитие ребенка.

Чем вреден просмотр телевизора для детей?

  • Отрицательное влияние на органы зрения. Просмотр телевизора способствует снижению зрения, цветоощущения.
  • Отрицательное воздействие на нервную систему. Это и недоразвитие корковых отделов головного мозга, и развитие гиперактивности, нервного возбуждения. В отличие от взрослого организма, детский организм не отдыхает перед телевизором, а наоборот переутомляется.
  • У детей младшего возраста отмечается задержка становления речи, дети испытывают трудности с произношением звука.
  • Нарушение общения, агрессивное поведение.
  • Телевидение может провоцировать развитие страхов, ночных кошмаров.
  • Ребенок может испытывать проблемы с моторикой.
  • Просмотр телевизора в неправильной позе может провести к нарушению осанки. Также у детей, часто просматривающих телевизор, отмечается недоразвитие мышечной массы.
  • Ребенок быстро привыкает к телевизору, постепенно начинает постоянно требовать включать его любимые программы. Это может перерасти в истерику.
  • Часто за просмотром телепередач дети перекусывают вредными продуктами, вследствие чего формируются неправильные пищевые привычки ведущие к повышению массы тела, заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
  • Вокруг работающего телевизора создаются электромагнитные поля, которые также оказывают негативное влияние на психическое и физиологическое развитие организма.

В ходе исследований, проведенных в Европе было доказано, что ненормированный просмотр телевизора, повышает риск повышения уровня артериального давления у детей. Если сидеть у телевизора больше 2 часов в день, риск развития повышения артериального давления увеличивается на 30 %. Также известно, что увеличение физической активности способно предотвратить эту патологию.

Кому противопоказан просмотр телевизора?

  • Детям до 2 лет
  • Детям с нарушениями нервной системы в следствие стресса
  • Детям с нарушениями нервно-психического развития
  • Впечатлительным детям
  • Детям, недавно перенесшим операцию на глазах
  • Детям, имеющим серьезные заболевания глаз

Как и сколько времени ребенок должен просматривать телевизор?

Самое главное правило — это то, что просмотр телевизора ребенком должен происходить под контролем родителей. Ребенок должен просматривать любые телепередачи в присутствии родителей для того, чтобы просматриваемые программы были под контролем. Прежде чем включать телевизор ребенку, родители должны ознакомиться с сюжетом. Фильмы ужасов и мультфильмы с хаотичным сюжетом должны быть исключены.

В комнате должно быть нормальное освещение: не слишком светло, но и не слишком темно.

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок не смотрел телевизор сбоку. Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше 3 метров. Посадка должна быть удобная. Лежа, согнувшись в неудобных позах смотреть телевизор не рекомендуется.

Во время просмотра телевизора ребенку не стоит употреблять пищу.

Если ребенок смотрит долгий фильм — делайте с ним физкультминутки, гимнастику для глаз.

Требования Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) к организации телепросмотра для детей:

  • Младенцы и ранний возраст — ЗАПРЕЩЕНО.
  • Дошкольный возраст (3-7 лет) — до 30 минут в день суммарно.
  • Младший школьный возраст (7-10 лет) — 30-50 минут в день.
  • Старшие школьные возраста (11-18 лет) — 1-3 часа в день.

Как отучить ребенка от бесконечного просмотра телевизора?

  • Родители должны стараться не включать телевизор в присутствии ребенка.
  • Не включать телевизор в фоновом режиме.
  • Не включать телевизор пока занимаетесь с ребенком творчеством или он играет.
  • Если вы позволяете ребенку посмотреть мультфильм, договоритесь с ним заранее о том, что после окончания положенного времени, телевизор будет выключен.

Как можно больше времени проводите с ребенком на прогулке, занимайтесь спортом, посещайте различные творческие кружки и секции.

Можно ли новорожденному смотреть телевизор: советы доктора

Можно ли грудничку смотреть телевизор? Пожалуй, этим вопросом рано или поздно задается каждый родитель. Педиатры, начиная с 1990-х годов, в один голос твердят о его вреде. Предостережения носят не только рекомендательный характер, основанный на собственном опыте и здравом смысле, но и подкреплены многочисленными исследованиями.

Из этой статьи вы узнаете

Особенности зрения у грудничков

  • Слабые глазные мышцы – это особенность всех новорожденных. Именно поэтому младенец не может сфокусировать взгляд, глаза или разбегаются, или даже косят. Это физиологическое явление, которое проходит самостоятельно.
  • Зрение грудничков адаптируется к внешнему миру постепенно, и первый год оно еще не такое острое. Дети месячного возраста на расстоянии до 40 сантиметров видят только размытые силуэты, еще не могут различать цвета, дальше 60 сантиметров не распознают предметы совсем.
  • Быстрая смена картинок на экране телевизора напрягает не только неокрепшее зрение, но и незрелую нервную систему младенца. Особенно опасно такое мерцание ночью, когда наиболее заметен контраст между светом и тьмой.
  • Формирование зрения происходит до трех лет. До этого времени у детей можно наблюдать физиологическую дальнозоркость.

Подсказка родителям: знайте, что дети до годовалого возраста реагируют больше не на видео в телевизоре, а на громкие звуки. Если успокоить капризничающего малыша ничем не удается, то включите ему аудиосказку или белый шум.

Мнение доктора Комаровского

Евгений Олегович убежден в том, что телевидение – это то достижение цивилизации, которое портит здоровье ребенка.

На его форуме много историй, подтверждающих этот факт. Мамочки наперебой делятся рассказами, как у трехмесячного сына слезился глазик после просмотра небольшого ролика, или о том, как пагубно влияет просмотр телевизора на сон, детки начинают нервничать, вскрикивают во сне.

С какого возраста можно смотреть

Всемирная организация здравоохранения приводит данные, с какого возраста можно смотреть ребенку телевизор и как долго можно находиться у экрана.

  • Новорожденным и детям до 3 лет смотреть телевизор категорически запрещено.
  • Дошкольникам позволительно проводить у экрана не более 30 минут в день.
  • Не более 1 часа разрешено смотреть телевизор младшим школьникам от 6 до 10 лет.
  • Допустимое время для старшего школьного возраста – от 1 до 3 часов.

Возможные последствия

Телевидение в нашей жизни появилось относительно недавно. С течением времени меняется не только формат передач, качество изображения, но и сам телевизор – от простых ламповых мы пришли в эру жидкокристаллических экранов. В связи с этим у родителей и возникают вопросы, действительно ли голубой экран опасен? Разберемся по порядку.

    Зрение. Долгое время офтальмологи говорили о том, что если ребенок много смотрит телевизор, то это ухудшает зрение, способствует развитию близорукости. Особенно опасен он для детей до 3 лет. Но в 2000 году Ли Даффнер, доктор Американской академии офтальмологии, после ряда проведенных исследований доказал, что просмотр телепередач вызывает не физическое повреждение глаз, а их перенапряжение, усталость.

Если телевизор ваш ребенок смотрит боком, достаточно близко садится к экрану, начинает часто моргать или щуриться, то это потому, что проблемы со зрением уже существуют. Затягивать с визитом к врачу за консультацией не стоит.

  • Речь. В 2008 году Дмитрий Христаксис, профессор Института Сиэтла и Университета Вашингтона, после многолетних исследований доказал, что дети, регулярно просматривающие телевизионные передачи в грудном возрасте, в шесть раз чаще страдают нарушениями развития речи. Связано это вовсе не с тем, какой смысл они несут, так как малыш еще не способен воспринимать и анализировать информацию, а с тем, что теряется связь между мамой и ребенком. То время, которое можно было посвятить игре и беседе, развивая словарный запас малыша, тратится на просмотр видеоряда, который не имеет никакой смысловой нагрузки. Соответственно, нарушается восприятие устной речи.
  • Нервная система. Незрелая нервная система грудного ребенка, соприкасаясь с телевидением, может отреагировать по-разному. Перевозбуждение, особенно при небольшой температуре или легком недомогании, становится причиной капризов, истерик, неконтролируемых страхов – все это порождает проблемы со сном. А сон для детей, несомненно, важен, он влияет на гармоничное физическое и психологическое развитие. Некоторые неврологи отмечают взаимосвязь судорог у детей и мерцания экрана. Доктор Христаксис отмечает, что просмотр телевизора имеет накопительный и отложенный эффект, проявляться который может уже в школьном возрасте гиперактивностью и дефицитом внимания.

    Мифы о пользе

    Новое поколение родителей отличается тем, что, во-первых, они сами попали в эпоху всепоглощающего телевидения, а во-вторых, считают это занятие не лишенным пользы. Так ли это на самом деле? Давайте вместе разберем некоторые укоренившиеся в нашей жизни мифы.

    • Использование работающего телевизора в качестве белого шума при укладывании спать. Уже было отмечено, что быстро сменяющие друг друга яркие картинки на экране не только не способствуют засыпанию, но, наоборот, порождают перевозбуждение. Подготовка ко сну должна проходить в затемненной комнате, без посторонних шумов, в спокойной обстановке.
    • Раннее психоэмоциональное развитие. Ни один развивающий мультфильм или тем более передача не будут влиять на развитие ребенка так, как это способны сделать близкие, используя песни, потешки, веселые игры и прогулки.

    Просмотр подобных программ лишь способ самоуспокоения родителей, которые считают, что их полуторагодовалый малыш якобы получает новые знания вместе с «Малышариками» или «Фиксиками». Только после двух лет ребенок способен вычленять хоть какую-то полезную информацию и вообще понимать смысл происходящего в кадре.

  • Новорожденные в силу своего развития не реагируют на телевизор. На самом деле, если вы присмотритесь к своему крохе, то заметите, что на громкий звук или яркую вспышку малыш поворачивает головку к их источнику. Частое воздействие раздражителей такого рода чревато неврологическими расстройствами в будущем.
  • Облучение. История с облучением берет свои корни из далеких 1960-х годов, когда одна партия телевизоров фирмы General Electric при исследовании показала радиацию, превышающую допустимые нормы. Современные телевизоры вне зависимости от марки, цены, количества дюймов экрана с точки зрения облучения абсолютно безопасны, его нет.
  • Читайте также  Какой телевизор лучше – lcd или ips

    Когда ребенку можно начать смотреть телевизор

    Телевизор – одно из величайших достижений человечества, несомненно. Сегодня он является практически членом каждой семьи. Поэтому родители часто даже не задумываются о том, какое влияние оказывает такой «родственник» на маленький, развивающийся во всех сферах организм их грудничка. Ведь телевизор способен занять малыша, пока мама переделает бесконечные домашние дела – это так удобно! Чем чревато такое удобство? И можно ли смотреть телевизор грудным детям?

    С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

    Однозначного мнения у современных педиатров и неврологов по поводу просмотра грудничками телевизора нет. Но большинство считает, что смотреть телевизор грудным детям как минимум не полезно. А максимум – чревато возникновением разного рода отклонений, связанных с функционированием нервной системы.

    • Передавая младенцев «в руки» телевизора, родители отдаляются от детей, теряя их доверие с раннего возраста, ведь малыши не чувствуют родительского тепла, любви, заботы. Подрастая, такие дети чаще других капризничают, требуя к себе внимания.
    • Постоянный тихий фоновый звук телевизора не способствует привыканию новорожденного к новым условиям жизни, расслаблению, легкому засыпанию. Как раз наоборот – выступает в роли возбудителя (ухо новорожденного улавливает недоступные для слуха взрослых ультразвуки, исходящие от телевизора), приводит к излишнему напряжению нервной системы, расстройству сна. А в будущем значительно снизит интерес ребенка к чтению книг, приведет к снижению концентрации внимания, даже может стать причиной возникновения иррациональных страхов и ночных кошмаров. Так что приучать малыша засыпать под такой фон – вредно. Лучшим фоном будет мамина колыбельная.
    • До двухлетнего возраста идет активное развитие психоэмоциональной сферы ребенка. А этому способствует только прямое общение с живыми людьми: возможность диалога, обмена эмоциями и прочее взаимодействие. С телевизором взаимодействовать не получится, он лишь пресыщает кроху потоком ненужной его интеллекту, непонятной разнородной информации.
    • Отсутствие личного взаимодействия приводит к задержке речевого развития. Речь с телеэкрана малыш не воспринимает как живую, ведь никто не строит с ним диалога. Кроха не учится воспринимать человеческую речь как необходимый инструмент для коммуникации.
    • Если двухмесячному ребенку просто дискомфортно в одной комнате с «теледругом», то в старшем возрасте такая «дружба» (что подтверждено исследованиями) зачастую приводит к развитию у малышей гиперактивности и дефицита внимания.
    • Если малыш постоянно смотрит на мерцающее изображение экрана, это часто провоцирует судороги, особенно у деток, имеющих неврологические отклонения.
    • Установлено, что телепрограммы воспринимаются грудничком лишь как поток мелькающих цветовых и звуковых раздражителей. Воспринимать и перерабатывать информацию, пусть даже полезную, но идущую с экрана, малыш начнет только после 2 лет. Так что 3-месячному карапузу телевизор даст лишь постоянную перегрузку нервной системы цветовым и звуковым мельтешением.

    Не соблазняйтесь навязчивой рекламой, не предлагайте ребенку до года скачанные в сети развивающие мультики. Понять и принять должным образом эту информацию кроха еще не в состоянии по вышеуказанной причине.

    ЧЕГО ЕЩЕ МОЖНО ОЖИДАТЬ?

    К сожалению, телевизор способен негативно влиять не только на психику и нервную систему малышей. Многие слышали, что вреден он, прежде всего, для детского зрения, которое до года активно совершенствуется.

    Даже если учесть, что в первые пару месяцев грудничок не различает далеко расположенных предметов, а тем более не может сосредотачивать взгляд на них, мелькание экрана и постоянная смена кадров улавливаются независимо от того, расположен телевизор перед глазами ребенка или где-то сбоку. Глазные мышцы и зрительные центры головного мозга будут постоянно напрягаться. И на зрение трехмесячного ребенка, который уже может фокусироваться на предмете или изображении, нагрузка только усиливается. Такая перегрузка органов зрения постепенно приведет к появлению близорукости. Особенно если подрастающий карапуз будет смотреть на экран с близкого расстояния.

    Как ни парадоксально, но пристрастие к просмотру телепрограмм с раннего возраста может привести к проблемам с лишним весом. Во-первых, поглощенный сюжетом, малыш не отдает себе отчета в том, сколько и чего он съел (особенно этим любят пользоваться сердобольные бабушки, впихивая во внука «под мультик» всевозможные вкусняшки). Во-вторых, глядя на экран, ребенок сидит на месте. А значит – меньше двигается и не расходует потребляемую энергию.

    Ну и для полноты картины еще один факт: учеными установлено, что телевизионное излучение способствует замедлению обменных процессов в организме, угнетает защитные функции, снижая иммунитет ребенка.

    СМОТРЕТЬ ИЛИ НЕ СМОТРЕТЬ?

    По поводу пользы или вреда телевизоров для грудничков, как уже говорилось, единого мнения нет, а любое сомнение благоразумные родители всегда будут трактовать в пользу отказа от такого развлечения в раннем возрасте.

    С какого же возраста можно оставлять детей перед телевизором? Не раньше, чем с 2 лет, когда ребенок сможет понимать то, что видит и слышит. Но даже в этом случае врачи не рекомендуют разрешать ребенку длительный просмотр: 15 минут в день вполне достаточно. Ведь именно по причине осознания происходящего на экране малыш очень быстро попадает под влияние экрана:

    • снижается способность и желание обучаться;
    • деформируются понятия добра и зла, приоритетов и идеалов, нравственных норм и ценностей – ребенок принимает те, которые ему умело навязывает телеиндустрия;
    • у детей, подверженных постороннему влиянию, это может превратиться в телеманию (по аналогии с игроманией или наркоманией) – серьезную патологическую зависимость.

    Поэтому родителям малышей всегда нужно помнить простые истины:

    • Живое человеческое внимание и участие родных людей всегда предпочтительнее просмотра ТВ, поэтому при любой возможности уделяйте время своему чаду: играйте с ним, разговаривайте, читайте.
    • Показывайте личный пример. Как бы ни хотелось вам после рабочего дня поваляться у экрана, показывайте ребенку, что досуг – это не только вечер у телевизора, что активные прогулки, игры на воздухе всегда интереснее и полезнее. Выходите с ним на улицу!
    • Сажая ребенка перед экраном, следите, чтобы он оставался на достаточном расстоянии от телевизора. Если заметите, что малыш начал прищуривать глаза, всматриваясь в изображение, старается придвинуться поближе к экрану – покажите его офтальмологу. Возможно, начинает развиваться близорукость.

    Уж лучше считать телевизор абсолютным злом для своего чада и «недодать» ему телеинформации, чем «перекормить» ею в ущерб собственному авторитету в глазах крохи. Это ли не решающий довод?

    Портит ли телевизор зрение ребенка

    Нагрузки на глаза играют едва ли не основную роль в гармоничном развитии зрительной системы детей.

    Большинство специалистов и родителей сходятся во мнении, что одними из основных «врагов» детского зрения и психики сегодня являются телевизор и компьютер.

    В этой связи все рекомендации врачей сводятся к ограничению доступа малышей до трех лет к этим небезопасным для их здоровья устройствам, а в идеале и полному его исключению. А начиная с трех лет, общение ребенка с подобной техникой должно быть минимальным и строго дозированным.

    Почему смотреть телевизор ребенку небезопасно?

    Для лучшего понимания сути подобных ограничений, необходимо знать, как устроена система зрения ребенка и, как глаза детей реагируют на телевизионное и компьютерное изображения.

    Во время телевизионных передач, зрительные образы воспринимаются глазами ребенка как световой поток, преломляющийся в оптических средах и проецируемый на сетчатку глаза.

    Чтобы разглядеть изображение более отчетливо, ребенок неосознанно напрягает определенные структуры органа зрения, ответственные за четкость зрительного восприятия.

    Когда зрительная система ребенка подобной нагрузке подвергается регулярно без соблюдения необходимого режима и малыш долгое время проводит у телевизора, происходит сбой его зрительных функций. Следствием этого может стать активное развитие близорукости.

    Кроме того, довольно часто при недостаточном освещении в помещении и яркой подсветке компьютерного монитора или телевизора, у ребенка устают глаза — наступает зрительное утомление. Оно сопровождается покраснением глаз, резью в них и головной болью.

    Есть ли выход из ситуации?

    Конечно, все вышесказанное способно довольно сильно напугать родителей. Но делать этого не стоит, как не стоит и полностью исключать телевизор из жизни маленького человека. Ведь современный человек должен расти в информационном мире: смотреть познавательные передачи и интересные мультфильмы, читать книги, общаться со сверстниками, играть в компьютерные игры. Но, чтобы обезопасить зрение ребенка, обязательно найти разумный компромисс.

    Необходимо запомнить, что детям не достигшим двух лет, смотреть телевизор категорически не рекомендуется, ведь увиденное еще лежит за гранью их понимания, а воспринимаются только яркие красочные картинки на экране.

    Именно они и являются причиной переутомления глаз. А кроме того, быстро меняющиеся изображения пагубно влияют на состояние центральной нервной системы ребенка, приводя к его перевозбуждению.

    Малышам старше двух лет уже можно разрешать смотреть телевизор, но не более тридцати минут ежедневно. Для детей трех — семи лет, время просмотра телевизионных передач стоит увеличить до одного часа в день. А детям от семи до тринадцати лет, это время нужно увеличить в полтора- два раза (1,5-2 часа в день).

    Читайте также  Почему арена цирка круглая

    Кроме того, существует несколько общепринятых правил для просмотра ребенком телевизионных программ:

    • Смотреть телевизор обязательно только сидя в удобном положении.
    • Немаловажную роль играет и расположение самого экрана, он должен находиться непосредственно перед ребенком. Нельзя смотреть телевизор сбоку или снизу, поскольку длительное нахождение глаз в подобном состоянии может привести к развитию у ребенка косоглазия.
    • Если время просмотра телевизора ребенком приходится на вечер, в комнате необходимо организовать дополнительное освещение. А днем, желательно прикрывать окна шторами, во избежание появления на экране бликов света, который проникает из не зашторенных окон.
    • Оптимальное расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора должно составлять не менее трех метров, если диагональ экрана не превышает двадцати одного дюйма. Если же экран больше, вне зависимости от того плоский он или плазменный, ребенка стоит отсадить от него еще дальше.

    В том числе, не стоит забывать и о компьютере. Так детям до семи лет проводить за монитором больше полутора часов в день, не рекомендуется. А более старшим детям, через каждый час работы необходимо давать глазам отдых на 10-15 минут. В это время, оптимально сделать легкую гимнастику для глаз или просто посмотреть в окно вдаль. Кроме того, при покупке монитора родители должны в обязательном порядке удостоверится, что экран имеет определенное покрытие, которое защитит детское зрение от вредного излучения.

    Обратившись в Московскую Глазную Клинику, каждый пациент может быть уверен, что за результаты лечения будут ответственны одни из лучших российских специалистов. Уверенности в правильном выборе, безусловно, прибавит высокая репутация клиники и тысячи благодарных пациентов. Самое современное оборудование для диагностики и лечения заболеваний глаз и индивидуальный подход к проблемам каждого пациента – гарантия высоких результатов лечения в Московской Глазной Клинике. Мы проводим диагностику и лечение у детей старше 4 лет и взрослых.

    Наши врачи, которые решат Ваши проблемы со зрением:

    Главный врач клиники, офтальмолог высшей категории, офтальмохирург. Хирургическое лечение катаракты, глаукомы и других заболеваний глаз.

    Рефракционный хирург, специалист по лазерной коррекции зрения (ЛАСИК, Фемто-ЛАСИК) при близорукости, дальнозоркости и астигматизме.

    Врач ретинолог, пециалист по сетчатке глаза, проводит диагностику и лазерное лечение заболеваний сетчатки (дистрофий, разрывов, кровоизлияний).

    Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефону в Москве 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись ФОРМОЙ ОНЛАЙН ЗАПИСИ.

    schedule Ежедневно — с 9:00 до 21:00

    location_on Семёновский переулок, дом 11 (м.Семеновская)

    Вредно ли малышу до 3 лет смотреть телевизор и развивающие программы на планшете?

    Анастасия Кузнецова — психолог, практикующий Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам воспитания и развития детей, эксперт курса «Развитие и воспитание ребёнка до 3 лет»

    Итак, про телевизор, гаджеты и экраны в целом. Существует очень много доводов против того, чтобы разрешать детям до 3 лет смотреть и пользоваться ими. На картинке указано, почему этого делать не стоит. А я тем временем буду эти доводы раскрывать.

    Начнём со зрения. И дело не столько в том, что оно «портится», а в том, что вообще формируется неправильно.

    Бинокулярное зрение (способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами) и острота зрения развиваются где-то до 4 лет. А тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой, полностью развивается годам к девяти.

    Глаз учится искать и выделять объекты. Вот только ему это делать нужно в 3Д-пространстве, когда есть все три измерения и объекты трёхмерны, плюс они могут находится в движении. Ситуация, в которой глаз один раз сфокусировался на определённом расстоянии и больше не движется (как происходит во время телепросмотра), очевидно, развитию этих функций не способствует.

    Наблюдали ли вы когда-нибудь картину, когда ребёнку (и даже гораздо старше 3 лет) кидают мяч, а он стоит, не двигаясь и вообще не понимает, что происходит, пока мяч в него не попадёт? Одна из причин — увлечение детей экранами, которые плоские, так что зрительные функции не формируются должным образом и ребёнок получает неверное представление о реальности, потому что реальность на экране двухмерна.

    А вот чтобы они развивались правильно, важно переключать внимание ребёнка с предметов, которые вблизи, на те, что далеко и наоборот. Так что вместо экранов — прогулки, где можно показать и на небо, и вооон на ту кошечку или машинку, и на жука под ногами и т. д. Ну а дома можно хотя бы в окно посмотреть, а потом на то, что рядом. Это упражнение, кстати, и окулисты советуют, для укрепления глазных мышц.

    Кстати, слабость глазных мышц, неспособность расширить зрачки, сказывается затем и на освоении чтения: дети часто теряют строку или не могут понять смысл длинного слова, быстро устают от чтения.

    Нарушение пищевых привычек
    Далее: нарушение пищевых привычек, которые могут привести в дальнейшем к ожирению. К сожалению, нередкая картина, когда родители, лишь бы накормить ребёнка, сажают его перед телевизором или планшетом.

    К сожалению, срабатывает эффект собаки Павлова: ребенок, которого с детства пичкают манной кашей перед телевизором, очень быстро увязывает экран и привычку поглощать пищу вне зависимости от своего желания. И получаем ситуацию, когда ем, не потому, что голоден, а потому, что горит экран. Исследований на эту тему уже много. Кстати, обращали внимание, что значительная часть рекламы, рассчитанной на детей, — это реклама пищевых продуктов?

    Проблемы со здоровьем
    При злоупотреблении экранами возникают такие проблемы:

    — с позвоночником (остеохондроз, сколиоз);
    — нарушение кровообращения в шейном отделе, головные боли;
    — повреждение связок запястья (даже термин специальный появился, этим заболеванием начинают страдать те, кто слишком много держит в руках смартфоны и планшеты);
    — нарушение мелкой моторики (у детей она просто не развивается несмотря на то, что он вроде как тычет пальчиком в экран).

    Гаджеты и развитие мозга
    Первая и решающая стадия развития мозга заканчивается в три года. Если на этом этапе диапазон возможных действий ребёнка был ограничен, то многие связи в мозгу просто не образуются и его объем остается на 25 — 30% меньшим.

    До четырёх лет малыш должен успеть освоить способность стоять прямо, ходить и координировать движения рук. Если этого не произошло, то до 10-летнего возраста ещё можно развить моторику с помощью специальных упражнений, потом эта возможность исчезает.

    Нарушения эмоционально-волевого развития
    Замечали, как после просмотра телевизора или планшета ребёнок становится возбудимым? И это не просто так. Происходит визуальная и аудиальная перестимуляция, плюс в кровь выбрасываются гормоны стресса — и вот мы уже готовы бежать или сражаться. А вместо этого продолжаем спокойно сидеть в кресле.

    Этот механизм мобилизации тела был разработан природой для исключительных случаев, а тут такой случай происходит раз в несколько секунд. Естественно, организм постепенно перенасыщается этими гормонами, происходит перевозбуждение. И, во-первых, этот стресс организму нужно как-то сбросить, а во-вторых, он становится причиной многих заболеваний.

    Кроме того, экраны воздействуют на мозг на низких А-волнах, что делает человека менее критичным и более внушаемым. Когда говорят о зависимости от экранов — это не преувеличение. Во время просмотра мозг выделяет два вещества: эндорфин (природный опиум) и дофамин (который вызывает удовольствие, любовь и привязанность).

    Если дофамин вырабатывается постоянно, это становится привычкой. Под их воздействием меняется структура мозга. В Германии и Южной Африке проводились исследования, в результате которых выяснили, что дети до 3 лет в результате постоянного просмотра телевизора становились зависимыми и подверженными любого рода программированию. Опыт многих мам это подтверждает.

    Кроме того, происходит задержка эмоционального развития. Вместо лиц дети видят экран, он и становится основным проводником ребёнка в мир. Он диктует законы и предлагает модели поведения детям, у которых нет еще критического отношения к миру. Обучение дошкольников построено на имитации и прямом копировании того, что они видят перед собой. А поведение героев большинства мультфильмов и фильмов, несколько преувеличено, гротескно.

    Дети опять же относятся к происходящему некритично, воспринимая многое за чистую монету, даже то, что в реальной жизни невозможно или опасно.

    Первая история, привлекшая к этому факту внимание общественности, произошла еще в далеком 1969 году. Мальчик выдавил брату глаз, пытаясь повторить гэг из комедийного шоу. «Когда так делают в телевизоре, никому не бывает больно», — объяснял потом он. Сейчас подобными случаями никого уже не удивишь.

    Гаджеты и развитие речи
    В наше время 25% пятилетних детей страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз. Телевизор — «точечный» источник звука, а в реальности звуки «объемны», так что дети не учатся концентрировать внимание на звуке.

    Интересно, что просто звук включенного телевизора тормозит развитие речи ребёнка. Специалисты 2 года наблюдали за 49 малышами в возрасте 1–3 лет, родители которых общались с ними в среднем около 5,5 часов в день.

    Во время эксперимента на заднем фоне при общении малышей с родителями были включены телевизионные передачи, которые предназначены для взрослых. Исследователи выяснили, что, несмотря на содержание диалогов и их продолжительность, такое «сопровождение» приводит к замедленному развитию речевых навыков у детей. Причём совершенно неважно, о чём и как долго идёт разговор между ребёнком и родителем. Так что лучше всего во время ваших игр и общения выключать телевизор.

    Читайте также  Как умерла Любовь Полищук

    Другой пример: во время другого исследования (ученый из Англии Селия Вард) были получены результаты: у 20% исследуемых детей в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития, если они смотрели телевизор или слушали приемники, пластинки, то есть любые электронные девайсы.

    Если они продолжали до 3 лет смотреть телевизор, то они отставали в своем развитии на год по речи, наблюдались отклонения в моторном и сенсорном развитии. Если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребёнком, то тогда буквально за 4 месяца ребёнок возвращался к адекватным своему возрасту нормам.

    Чтобы ребёнок приобрел человеческую речь ему нужно:

    2. Обладать развитым речевым аппаратом.

    3. Иметь желание и потребность говорить.

    А третий пункт возможен только при живом общении с другим человеком. То есть с нами, взрослыми, в первую очередь.

    Несколько слов про «обучающие» программы для планшетов и смартфонов
    Производители очень красочно описывают, как развивается ваш малыш, когда играет в эти игры. Но мы же помним, что в этом возрасте ребёнку нужен разнообразный сенсорный опыт — только тогда мозг получает необходимую пищу.

    Чем больше внешних стимулов в детстве, тем активнее и формируется мозг. Вот почему так важно, чтобы ребёнок физически, а не виртуально исследовал мир: копался в земле в поисках червяков, вслушивался в незнакомые звуки, ломал предметы, чтобы понять, что внутри, разбирал и безуспешно собирал устройства, играл на музыкальных инструментах, бегал и плавал наперегонки, боялся, восхищался, удивлялся, озадачивался, находил выход из положения, принимал решения…

    Именно это нужно растущему мозгу сегодня, как и тысячу лет назад. Ему нужна пища — опыт. Поэтому создавайте правильную среду и условия для развития вашего малыша и тогда телевизор и гаджеты ещё долго не понадобятся. Их время тоже придёт, когда ребёнок будет к этому готов.

    Так что просмотр мультфильмов и вообще доступ к экранным технологиям — однозначно после трёх и очень дозированно! Выбирайте мультфильмы с реалистичными сюжетами, добрыми героями, лучше без излишнего экшена. Многие советские мультфильмы, например, попадут под это описание. Но и хорошие современные мультфильмы тоже есть, просто прежде чем показывать, просмотрите их сами.

    С какого возраста детям можно смотреть телевизор?

    Анна Ремиш, научный обозреватель: Когда ребенку можно начинать смотреть вожделенные мультфильмы: после года, после 2-х или позже? Психологи и ученые едины во мнении: минимум до 2-х лет (но чем позже, тем лучше) детей нельзя знакомить с телевизором или с современными гаджетами. Почему?

    Рекомендации российских психологов

    • Доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития Елена Смирнова: «В этом возрасте (до 3-х лет — ред.) у детей восприятие так устроено: они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильмы, реклама, порнофильм – все равно! Тут не важен контент – важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием. Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и эта вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться (…) Блокируются те виды деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности, предметная деятельность» [1]. Эти слова подтверждают результаты исследования, проведенного в США, когда детей 6-ти, 12-ти и 18-ти месяцев разделили на возрастные группы и посадили перед телевизором, который показывал мультфильмы с обычной и с обратной последовательностью кадров (то есть сначала до конца и от конца до начала). При этом только самые старшие малыши предпочитали правильный контент [2]. Правда, это не значит, что они более разборчивы. Исследования показывают, что ребенок младше 2-х лет не может познавательно понять чтоименно происходит на экране и запомнить это, а значит, он просто-напросто заворожен сменой картинок или цветовой гаммы, что уже смахивает на зомбирование.
    • Академик РАМТН, руководитель клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взор», врач-офтальмолог Игорь Азнаурян: «Детям младше 2-х лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием телевидения на центральную нервную систему, что может привести к излишнему возбуждению ребенка. Особенно влияют на это рекламные ролики. Безусловно, они привлекают малыша яркими, быстро сменяющимися картинками (…) Но пользы при этом бывает намного меньше, чем вреда. Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей старше 2-х лет не должна превышать 30 минут в день. Дети от 3-х до 7-ми лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7-ми до 13-ти лет — не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов в день)» [3].
    • Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина: «Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до 2-х лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается» [4].

    Мнение педиатров из Американской академии педиатрии
    Американские педиатры ведут серьезную борьбу с телевизором и гаджетами у детей младшего возраста. На основании десятков исследований они разработали довольно-таки жесткие рекомендации:

    • Детям до 18 месяцев запрещен любой видеоконтент (включая общение с родными через скайп).
    • Родители детей 18-24 месяцев, которые хотят познакомить своих малышей с возможностями цифровых устройств (речь идет об обучении или об общении с родственниками, а не о мультфильмах), должны выбирать только качественный контент и использовать его совместно с детьми, потому что наблюдение за действиями взрослого — лучший способ обучения для ребенка.
    • Маленьким детям очень сложно установить взаимосвязь между тем, что они видят на экране и окружающим миром. И, хотя, дети старше 15-18 месяцев способны обучаться с помощью качественных компьютерных программ, это можно делать лишь в том случае, когда родители сами готовы заниматься таким обучением.
    • Ребенок младше 2-х лет не должен оставаться один на один с гаджетами или с телевизором.
    • Детям от 2-х до 5-ти лет необходимо существенное ограничение времени, которое они проводят у экрана: не более 1 часа в день. Мало того, в спальне, где спит малыш, не должно быть телевизора, компьютера или смартфонов [5], [6].

    Почему так важно продержаться без телевизора хотя бы до 2-х лет? Мы уже писали о том, что просмотр мультфильмов во время еды может привести в будущем к ожирению. Мало того, «высаживание» перед телевизором с младых ногтей может аукнуться, например, проблемами с концентрацией внимания. «Часто родители испытывают шок, – рассказывает американский педиатр, вице-президент ассоциации врачей-педиатров в Уилмингтоне Дэвид Хилл, — когда я говорю им, что детские врачи выступают против того, чтобы малыши младше 18 месяцев смотрели телевизор или играли с гаджетами. Исследования показывают, что 92,2% годовалых американцев хоть раз в жизни держали в руках какой-либо электронный девайс, при этом некоторые начали делать это уже в 4 месяца от роду! Конечно, родители полагают, что их детям это нравится, однако факт в том, что ребенок может пристально смотреть на яркие цвета или движущиеся по экрану фигуры, но его мозг не в состоянии понять ни смысла, ни значения этих действий. Исследования свидетельствуют о том, что просмотр любого видеоконтента в возрасте до 18 месяцев имеет весьма негативные последствия для развития речевых навыков, кратковременной памяти и способности к чтению, а так же влияет на возникновение проблем со сном и с концентрацией внимания. Все это осложняется еще и тем, что дети учатся только во взаимодействии с другими людьми. И, если одна из сторон смотрит в это время телевизор, общение (соответственно, и обучение тоже) прекращается» [7].

    Научные исследования
    В 2014 году 276 добровольцев в возрасте 5-18 лет, смотревшие телевизор до 4-х часов в день (в среднем — 2 часа), приняли участие в исследовании Университета Тохоку (Япония). Ученые сделали им МРТ головного мозга, после чего проанализировали результаты и пришли к заключению: чем дольше ребенок смотрел телевизор, тем больше это сказывалось на развитии его мозга, вплоть до снижения вербального интеллекта [8].

    В 2013 году ученые из Новой Зеландии изучили первые 26 лет жизни более 1000 людей и установили, что факт длительного просмотра телевизора в раннем детстве (в исследовании принимали участие дети, начиная с 5-ти лет) увеличивал вероятность судимости и развития ассоциальных черт в будущем. Например, каждый «лишний» час, проведенный перед телеэкраном, увеличивал риск возникновения судимости на 30% [9].

    В 2005 году было опубликовано исследование о взаимосвязи просмотра телевизора с нарушениями графика сна у детей до 3-х лет. Изучив более 2000 малышей, исследователи констатировали, что «просмотр телевизора младенцами и детьми младшего возраста связан с нарушением регулярности графика их сна. Однако для более точных выводов необходимы дополнительные исследования» [10].

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: