Какова роль России в мировой политике

Россия в системе международных отношений: место России в мировой политике

Содержание:

Россия в системе международных отношений сегодня находится в неоднозначном положении. Основное внимание власти уделяют безопасности страны; восстановление взаимодействия с западом происходит медленно ввиду участия страны в военных конфликтах. Ключевыми соратниками государства являются страны Азии. У РФ налажены отношения с Индией, Китаем, Японией. Эти государства являются значимыми для политического, технологического развития на мировом уровне.

Россия в системе современных международных отношений потеряла определенные связи ввиду санкций, введенных западом. Это способствует нарушению экономического контакта с некоторыми регионами.

Россия в системе международных отношений – кратко о взаимодействии с западом и постсоветскими соседями

Место России в международных отношениях всегда определялось тремя критериями:

  • Государство на протяжении всей истории старается выступать в качестве доминанта в отношениях с соседями и другими странами;
  • Россия противопоставляет себя западу;
  • Власти зачастую руководствуются консервативными взглядами, что обусловлено особенностями внутренних условий прогрессирования.

Важная задача для Российской Федерации – сохранить свое влияние на страны бывшего СССР. Распад Советского Союза стал толчком для них к обретению независимости, что осложнило задачу РФ держать их под контролем. Каждая независимая республика имеет собственное видение дальнейшего регионального, глобального, национального развития. В ходе противостояния часто возникает международный конфликт, война. Это ослабляет государство, но Россия не может упустить природные ресурсы, которые в избытке находятся у соседей.

Богатые земли вызывают интерес у других государств. Они привлекают внимание Ирана, Турции, Китая и Соединенных Штатов Америки. Европа также заинтересована в природных богатствах постсоветского пространства. Запад и НАТО ведут активную скрытую политику по привлечению республик. Им удалось привлечь Грузию, которая полностью настроилась на европейскую систему; Украину, находящуюся в процессе становления западных идеалов. Вопрос сохранения своего влияния на территорию бывшего СССР Россия решает следующими способами:

  • Формулировка стратегии национально-государственного развития;
  • Экономическая привязка государств СНГ к фондовым рынкам РФ;
  • Обеспечение взаимодействия финансовых систем соседних держав и рынков Российской Федерации.

Место России в системе международных отношений – внешняя политика

Отношение между государствами и Россией регулируются множеством экономических и политических рычагов. Ключевыми аспектами внешней политики можно назвать:

  1. Отказ от использования военных вооруженных сил, чтобы достигнуть политических, экономических, внешних целей.
  2. Исключение отношения к другим странам как к потенциальным противникам.
  3. Защита жизненно важных интересов как приоритетное направление.
  4. Построение взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

Особенный вклад в устойчивость и силу РФ вносят целостность, единство народа, соблюдение национальных интересов. Каждая граница находится под надежной защитой, что позволяет гражданам чувствовать себя в безопасности, гордиться Родиной. Почему Российская Федерация – важный игрок мирового уровня:

  • Наличие гигантских объемов природных ресурсов – нефти, угля, газа;
  • Высокий уровень научного, технического потенциала;
  • Огромная численность населения;
  • Благоприятная геополитическая позиция;
  • Стратегический, ядерно-ракетный потенциал, аналогичный Соединенным Штатам Америки;
  • Масштабная добыча, транспортировка углеводородных ресурсов;
  • Членство в ООН, Большой восьмерке;
  • Наличие исторических связей с другими государствами;
  • Активное освоение западного рынка российскими компаниями в период последних лет.

Место России в международной политике на современном этапе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Россия в современной системе международных отношений

Система международных отношений – это совокупность связей и взаимодействий между народами, государствами и их группами.

Система международных отношений коренным образом изменилась после распада Советского Союза. Развал СССР имел серьезные геополитические последствия. Некогда двухполюсная система международных отношений, определяемая стратегическим противостоянием США и СССР, ушла в прошлое. Перед участниками международной политики встала необходимость заново определять свои внешнеполитические ориентиры, приоритеты, союзы. Россия как приемник Советского Союза была вынуждена решать те же задачи, что и другие ведущие государства мира.

Сегодня Россия представляет собой одну из мощнейших держав в мире. Сумев преодолеть угрозы дезинтеграции и сложные последствия распада СССР, она ведет активную внешнюю политику и последовательно отстаивает свои интересы за рубежом.

Основным направлением внешней политики России на современном этапе стало выстраивание отношений со странами ближнего зарубежья и с ведущими мировыми державами. Важным направлением участия России в международной политике была и остается деятельность, вязанная с активизацией сотрудничества в сфере борьбы с угрозами мирового терроризма.

Сегодня Россия является одним из глобальных лидеров, определяющим международную политическую повестку дня (рисунок 1).

Рисунок 1. Место России в мировой политике и международных отношениях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Цели внешней политики России в рамках ее участия в международной политике со временем претерпели изменения. Сегодня на первый план выходит цель, связанная с необходимостью установления стратегического партнерства с ведущими азиатскими странами. Что касается «западного» направления, то ту имеет место быть переориентация экспертного сообщества с задачи установления стратегического партнерства с США на стратегическое сближение с Европой.

В целом справедливо говорить о том, что Россия играет весьма важную роль на политической арене мира. Многие страны ее недолюбливают или относятся с настороженностью, однако все они, так или иначе, с ней считаются.

Сущность и основы международной политики на современном этапе

Под международной политикой в общем смысле принято понимать деятельность государств на международной арене и политические отношения между ними, осуществляемые на наднациональном и надгосударственном уровнях.

Иначе говоря, она представляет собой совокупность взаимодействий между государствами и межгосударственными объединениями, а также отношений, возникающих на основе их взаимодействия.

Ключевыми субъектами международной политики являются:

  • государства;
  • межгосударственные объединения (универсальные и локальные);
  • негосударственные международные организации;
  • субъекты внутренней политической жизни, представленные классами, социальными группами, элитами и контрэлитами, политическими партиями и движениями.

Главным субъектом международной политики, конечно же, являются государства, взаимодействующие друг с другом в рамках системы международных отношений. На современном этапе развития государства мира столь тесно взаимосвязаны друг с другом, что ни одно из них не может проводить свою политику без учета интересов мирового сообщества.

Международная политика, как особого рода политическая деятельность субъектов международного права, направлена на решение вопросов, связанных с выживанием и прогрессом человеческого общества, выработкой механизмов по согласованию интересов субъектов мировой политики, предотвращению и разрешению глобальных и региональных конфликтов, а также созданию в мире справедливого порядка. Она является ядром международных отношений, служит фактором мира и стабильности, а также создает основу для развития равноправия в системе международных отношений.

Место и роль России в современной международной политике

Давать какие-либо прогнозы относительно участия России в современной международной политике довольно сложно, однако многочисленные мнения экспертов позволяют сделать следующие выводы.

В среднесрочной перспективе России удастся сохранить свое положение в качестве одной из мощнейших в военном отношении стран мира. Речь при этом идет не только об отечественной военной промышленности, компактной, мобильной и хорошо оснащенной армии.

В современном мире Россия имеет возможность играть активную роль одновременно в нескольких регионах:

  • Евроатлантический регион;
  • Азиатско-Тихоокеанский регион;
  • Большой Ближний Восток;
  • Центральная Азия;
  • Арктика.

Помимо этого, за РФ закреплена роль активного игрока сразу в нескольких функциональных областях. В частности, речь идет о контроле и нераспространении вооружений, мирном атоме, кибербезопасности, продовольственной безопасности, ресурсной безопасности, освоении космического пространства и пр. Фактически Россия является активным посредников в решении целого ряда международных проблем и конфликтов.

Свой экономический потенциал Россия реализует, играя важную роль в интеграционных процессах в Евразии. В то же время Россия в целом ряде критически важных областей отстает от ближайших своих конкурентов и соратников, что, в свою очередь, приводит к подрыву суверенитета страны и ограничению ее внешней политики за счет ее сведения к узкому набору инструментов. Осталось России проявляется в стагнации развития человеческого капитала, качестве институтов государственного управления и необходимости модернизации экономики страны.

Одной из важнейших характеристик участия России в международной политике на современном этапе являются ее острые противоречия с коллективным Западом. Подобного рода конфликт искусственно ставит Россию перед необходимостью совершения ложного выбора – выбор между суверенитетом и безопасностью с одной стороны и участием в глобальных трансграничных взаимодействиях, с другой стороны.

Место и роль России в современной системе международной политики

При определении места и роли России в мировом сообществе и в мировой политике важно учитывать основные тенденции, действующие в современном мире:

1. Укрепление экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, развитие глобализации, совершенствование механизмов многостороннего управления международными процессами, формирование многополярного мира. При этом все более значительную роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы.

2. Усиление стремления к созданию системы международных отношений, основанной на доминировании в мире развитых западных стран при лидерстве США, рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход норм международного права.

3. Возрастание конкурентной борьбы в мире за перераспределение и контроль над сырьевыми ресурсами планеты, стремление ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения.

Все эти процессы не могут обойти стороной Россию — крупнейшую державу мира, всегда игравшую огромную роль в мировой политике. Этому способствует ее политический, экономический, духовный и военный потенциал.

В политическом плане Россия выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности (СБ) ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями.

Принципиальным показателем положения России в мировом сообществе остается состояние и уровень ее отношений с США как наиболее могущественным государством мира. Трагические события 11 сентября 2001 года сблизили интересы двух стран, прежде всего в сфере решения глобальных проблем, борьбы с новыми вызовами и угрозами национальной и международной безопасности. В то же время многие факты и события международной политики в наступившем тысячелетии свидетельствуют, что в отличие от 90-х годов XX века Россия не только не следует в фарватере американской политики, но и стремится отстаивать свои интересы, выстраивать свою линию поведения, которая, как показывает ситуация с Афганистаном, Ираком, Ираном и т.д., более реалистична и продумана. Все это не исключает столкновения интересов, противоборства между двумя державами и свидетельствует о росте мощи России и возрастании проблем у США с установлением однополярного мира.

Читайте также  Что значат боли в лобке у мужчины

В своем стремлении к многополярному миру Россия не одинока и находит все больше поддержки среди ведущих стран Европы, что обусловило одну из политических причин усиления ее популярности в европейском сообществе. Более того, участие и позиция России в различных европейских форумах усиливает значимость всей Европы в глобальных процессах.

Параллельно с развитием новых отношений со странами Запада, Россия активизировала свои отношения со странами Востока. Наша страна стремится вернуть себе былой авторитет и строить взаимовыгодные отношения с крупнейшими государствами этого региона. В свою очередь, ряд наиболее динамично развивающихся стран Азии нуждаются в политической и экономической поддержке России, что усиливает их международный статуе. Например, за последние 15 лет только между Россией и КНР подписано более 180 соглашений. В 2006 г. в Китае прошел Год России, а 2007 год объявлен Годом Китая в России.

Россия как евразийская держава объективно претендует на важнейшее место геополитического моста и роль активного игрока и посредника в отношениях между странами Запада и Востока. Более того, в последние годы характерной чертой активности российской дипломатии стало интенсивное развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива, Латинской Америки, Южной Африки, традиционно считавшихся сферой американских интересов.

Статус России в мировом сообществе проявляется также через ее место и роль в СНГ. Став правопреемницей бывшего Советского Союза, Россия фактически возложила на себя ответственность за будущее постсоветского пространства, обеспечение стран СНГ политической и экономической поддержкой. Благодаря своему потенциалу и авторитету, она стала консолидирующей силой для большинства бывших союзных республик, активно противодействуя попыткам внутри и извне расколоть Содружество. В сложнейших условиях Россия не раз становилась гарантом стабилизации обстановки на постсоветском пространстве. Она выступает инициатором совершенствования модели СНГ с конечной целью создания оптимальной военно-политической и экономической системы, которая должна обеспечить эффективное развитие каждого из ее участников.

Политическая значимость России подкреплена ее экономическим потенциалом, что особенно важно в условиях глобализации. Российские просторы и природные богатства всегда привлекали взоры многих стран. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации// Красная Звезда. 2007. 11 октября. С. 3.

Россия обладает огромным природным потенциалом (около 15 -17% мировых запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой воды), что автоматически отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Она является одним из мировых лидеров в добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе. Это позволяет России традиционно влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время значительно активизировать свою энергетическую роль и в «восточном» векторе политики.

Место России как ведущего поставщика стабильной и дешевой энергии на значительную часть Евразийского рынка усиливается ключевой ролью России в формировании единой европейской энергетической стратегии. Уже сегодня Германия обеспечивает свои потребности российским газом на 42%, Италия — на 32%, Франция — на 30%, Австрия — на 75%, а в целом его получает каждый четвертый европейский потребитель. Предполагается, что только за 15 ближайших лет объем общих поставок газа в ЕС будет удвоен. Такая же ситуация характерна и для других видов энергетического сырья.

В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны будет определяться главным образом ее научными и технологическими возможностями. Для преодоления отставания российской промышленности от передового уровня необходимо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную сферу и в развитие инноваций. В сотрудничестве с динамично развивающимися государствами мира Россия имеет все возможности наилучшим образом реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, атомное машиностроение, авиастроение, продукция ВПК.

Важнейшим фактором укрепления авторитета России остается вопрос расширения ее сотрудничества с крупнейшими экономическими и финансовыми институтами мира, беспрепятственного выхода со своей продукцией на международные рынки. Его решение будет способствовать более рациональному участию страны в распределении финансовых потоков, международном разделении труда, получению полноценных выгод от интеграции в мировую экономику.

Опираясь на благоприятное географическое положение, Россия имеет возможность эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере как современные коммуникации, фактически объединяющие огромный мир в единое целое.

Она должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. Последние десятилетия Россия является заметным поставщиком высокообразованных и перспективных кадров за рубеж, которые вносят ощутимый вклад в процветание стран пребывания и мировой прогресс. Так, в постсоветский период из России выехало в промышленно развитые страны более 10 тыс. специалистов только в области разработки программного обеспечения ЭВМ. Для исправления ситуации в последнее время руководством России принимаются решения, в том числе и Национальные проекты, которые направлены на социальную защиту и создание благоприятных условий для созидательной работы ее граждан в самой стране, возвращение соотечественников на свою историческую Родину.Россия была и остается привлекательной своим огромным духовным потенциалом, культурным богатством. В своеобразной интеграции европейской и восточной культур кроется один из важнейших источников внутренней силы и внешней притягательности российского общества, характеризующийся как евразийство.

Общеизвестно влияние русской культуры, особенно XIX-XX веков, на мировую культуру. Вспомним, что образованностью французской королевы Анны, дочери Ярослава Мудрого или русского дворянства XIX века восхищалась вся Европа своего времени. Творчество А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, К.С. Станиславского, Ф.И. Шаляпина, Д.Д. Шостаковича, И.А. Ильина и т.д. не только вписано золотыми страницами в мировую культуру, но и оказало серьезное влияние на ее дальнейшее развитие. Не забудем о наших научно-технических талантах (Д.И. Менделеев, А.С. Попов, И.И. Сикорский, СП. Королев и т.д.), результаты труда которых давно стали достоянием всего человечества. Нынешнее поколение россиян, продолжая традиции, укрепляет мировой престиж страны (Ж. Алферов, М. Калашников, М. Плесецкая и т.д.).

Толерантность России к другим народам с их культурой и традициями стала характерной чертой восприятия россиянами окружающего многоликого мира. Не подавление, а взаимное обогащение, переплетение культур определяет основной курс национальной политики России в течение многих веков. Исторически это способствовало росту влияния и авторитета России среди различных народов как европейских, так и азиатских. В условиях разрастающейся на планете религиозной конфронтации Россия как многоконфессиональное государство обретает особую миротворческую миссию, подавая остальному сообществу пример возможности единения представителей различных религиозных воззрений и культур на основе общечеловеческих ценностей.

Весь этот огромный культурный потенциал России наделяет ее важнейшей притягательной силой, позволяющей нашей стране занимать одно из центральных мест в мировой цивилизации, играть важнейшую роль в определении ее облика и пути дальнейшего развития. Чтобы не случилось, Россия уже вечна своим культурным влиянием. В этом есть заслуга не только гениев, но и всего народа в целом. Павлов С. Российская Федерация в системе военно-политических отношений // Ориентир 2007. № 12. С. 12-16.

Таким образом, место и роль России в мировом сообществе нового тысячелетия определяются ее статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием. Мощь и источники возрождения величия России кроются в недрах ее собственного пространства собственной социально-культурной традиции и собственного геополитического и геоэкономического потенциала.

Какова роль России в мировой политике

17.05.2019 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке

16 мая 2019 года на факультете государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялось пленарное заседание XVII Международной конференции «Государственное управление: Россия в глобальной политике».

С докладом, посвященным анализу мировой системы и месту России в глобальном мире, на пленарном заседании выступил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, декан факультета государственного управления МГУ Вячеслав Никонов.

Приводим основные тезисы его выступления.

Три фазы глобализации

Никонов отметил, что после окончания холодной войны прошло три десятилетия, в течение которых менялось понимание того, что такое мировая система, каковы ее основные игроки и каково должно быть место России в глобальном мире:

— Первое десятилетие было расцветом глобализации, когда рухнули стены, отделявшие два блока, когда заговорили о конце истории в связи с триумфом либеральных ценностей и превращением Соединенных Штатов в единственную сверхдержаву. Глобализация в значительной степени означала создание условий для экономического, политического, духовного проникновения Запада во все поры тогдашнего мира. Символом триумфа глобализации стала концепция Америки как новой Римской империи, державы, способной в одиночку решать любые проблемы мировой политики, и идея того, что западные ценности и институты являются истиной в последней инстанции для всего остального человечества.

Второе десятилетие стало временем разочарований. Американское однополярное доминирование завело Соединенные Штаты в Ирак и Афганистан, привело к огромному количеству конфликтов ради борьбы с терроризмом, который в результате вырос в сотни раз. Это был период мирового экономического кризиса, поставившего под вопрос эффективность западной экономической модели. Началось постепенное восхождение иных центров современного мира.

Третье десятилетие — период очень важных процессов: происходит смещение центров мирового развития с Запада на Восток, с Севера на Юг. Современный мир уже не тот, каким он был в период расцвета глобализации. Мы вступили в эпоху, которую все чаще называют деглобализацией.

Торговые войны, протекционизм, санкции – эти процессы далеки от идей глобализации. Запад теряет свои позиции глобального доминирования.

Запад и новые центры силы

Декан ФГУ сравнил динамику развития стран Запада и новых центров силы по ряду важнейших параметров, определяющих уровень влияния политических акторов в современном мире:

— Если 30 лет назад на совокупный Запад приходилось примерно 80 процентов мировой экономики, сейчас – меньше 40 процентов.

Западная экономическая модель уже мало кого вдохновляет, да ее и невозможно воспроизвести. Суть ее в том, чтобы занимать вершину мировой экономической цепочки, но там мало места, на этой вершине.

Образцами экономического роста стали две новые поднимающиеся сверхдержавы – Китай и Индия, на долю которых в последние годы приходится практически половина мирового производства.

Государства НАТО тратят почти 80 процентов мировых военных расходов, но это не дает НАТО сопоставимого уровня военной мощи. Большая часть этих средств идет, например, на пенсии бывшим военнослужащим, социальные выплаты и поддержание военной инфраструктуры на всем земном шаре. Только у американцев — 800 военных баз.

Если мы посмотрим на качество вооружений, то увидим, что Россия значительно вырвалась вперед по сравнению с США. Те системы вооружений, которые демонстрировал президент Путин, доказывают качественное превосходство Российской Федерации в этой сфере.

Читайте также  Как удалить Корел

Политически Запад тоже перестает восприниматься как образец для подражания. Пожалуй, нет ни одной страны мира, которая хотела бы клонировать американскую политическую модель, показавшую свою недееспособность в современных условиях – паралич государственной власти, невозможность принимать законы и проводить какую-то осмысленную политику.

Тем не менее, политически Запад все еще очень влиятелен. Соединенные Штаты способны создавать проблемы кому угодно через механизм санкций, хотя, как показывает опыт многих стран, противостоять этим санкциям вполне возможно.

Запад как коллективный центр силы кажется все менее монолитным, есть много примеров серьезных расхождений между США и европейскими странами по целому ряду глобальных проблем, начиная от свободы торговли и заканчивая санкциями в отношении Ирана. Военно-политическое единство Запада тоже под вопросом.

Сама Европа все менее важна для мировой политики, хотя столетиями именно Европа была главным актором мировой политики, а борьба за контроль в Европе была, по сути, борьбой за контроль над миром. Европейский союз теряет субъектность, поскольку каждое их решение должно быть консенсусным, а значит, труднодостижимым.

Одновременно происходит подъем альтернативных центров силы, причем, каждый из них является центром серьезных древних цивилизаций.

Китай сейчас становится второй сверхдержавой и опережает США по паритету покупательной способности и темпам экономического роста. Китай становится крупной военно-морской державой, космической, наращивающей свое геополитическое влияние. Китай реализует программу «Один пояс – один путь», финансируя и поддерживая создание глобальной Евразийской транспортной инфраструктуры.

На глазах меняется и поднимается Индия. Имея в последние годы темпы роста выше, чем Китай, она стала третьей мировой экономикой по паритету покупательной способности. При этом Индия – страна очень сильных социальных контрастов: нищета и кастовость там соседствуют с молодой энергией, обеспечивающей стране лидерство во многих высокотехнологических отраслях и информационных технологиях.

Непонятно, будет ли суверенный центр силы в Латинской Америке. Такая возможность была у Бразилии, но в свете последних событий эта потенция у страны снижается, что нас, конечно, беспокоит, потому что символом подъема независимых центров силы в современном мире была организация БРИКС. Так же, как и Шанхайская организация сотрудничества.

БРИКС и ШОС позиционируют себя не как организации антизападные, но как самостоятельные центры силы, объединяемые, в том числе, определенной системой ценностей, среди которых — невмешательство во внутренние дела других стран, уважение к международному праву, приверженность к многополярности.

Место России в глобальном мире

Вячеслав Никонов рассказал, что десятилетия, прошедшие после завершения холодной войны, были ознаменованы поиском России своего места в мире, и ее нынешнее положение стало результатом непростых процессов:

— Какова же судьба России в этом глобальном мире? Это нелегкий вопрос.

Первоначально, после распада Советского Союза, доктрина Козырева провозглашала интеграцию России в западный мир, без всяких нюансов – «Россия часть Запада». Она не выдержала испытание временем, в том числе потому, что Запад не рассматривал Россию как часть себя. Никаких схем интеграции предложено не было.

Затем начался период серьезных разочарований и резкого обострения отношений России и Запада. К третьему десятилетию Россия и Запад начали воспринимать себя как разные миры, цивилизации и центры силы.

Целей интеграции России и западной системы сейчас просто не стоит. И на Западе не появились силы, заинтересованные в такой интеграции, и в России они исчезли — в результате тех действий, которые предпринимал Запад: это и расширение НАТО, и бомбардировки Югославии, и война в Ираке, и многие другие вещи.

Сейчас становится все более очевидно, что Россия должна выступать как самостоятельный центр силы. В 1990-е годы это казалось нереальным: мы теряли субъектность, экономику, военную мощь.

Экономически Россия пока не вернулась в первый ряд государств, у нас достаточно крупная, но не доминирующая экономика, не выдерживающая сравнений с американским, китайским или индийским потенциалом.

Но по всем остальным параметрам силы Россия является очень серьезным игроком. Она действительно, если не первая, то точно не вторая в военном отношении. Россия — одна из немногих стран мира, способная открыто оппонировать Соединенным Штатам, ставить пределы американскому доминированию, в целом ряде случаев России это удавалось.

В то же время Россия сохраняет потенциал взаимодействия со всеми центрами силы. Китай и Индия рассматривают нашу страну в качестве важного стратегического партнера.

Руководство Китая вернулось к формуле «спина к спине», а это значит, что Россия для Китая — неизбежный стратегический партнер, тем более, что обе страны во всех основных доктринальных документах США определены как главные враги Соединенных Штатов Америки.

Возможен ли «концерт держав»?

В заключительной части доклада Вячеслав Никонов проанализировал современные угрозы и возможность создания более безопасного мироустройства:

— Мир не становится более управляемым, договариваться в современном мире все сложнее.

В Соединенных Штатах говорят о том, что рушится мировой порядок. А что понимать под мировым порядком? Чаще всего на Западе его трактуют как систему, которая обеспечивала глобальное доминирование, прежде всего, Соединенных Штатов Америки. Эта система действительно разваливается, и напряжение возникает во многом из-за того, что США и страны Европы стремятся этот процесс притормозить, а еще лучше – повернуть вспять.

Мир, где центры силы так резко меняют свое соотношение, на самом деле нестабилен, потенциально и реально конфликтен. В этом мире становится все меньше правил. Тот фундамент, на котором в прошлом держалась определенная стабильность, а это, в первую очередь, система контроля над вооружениям, рассыпается.

На смену идеям глобализации приходит принцип «каждый – за себя». Например, президент Трамп открыто провозглашает, что Америка и ее интересы – превыше всего. И любые договоренности будут поддерживаться, если они отвечают интересам Америки.

Торговая война США и Китая трясет всю мировую экономическую систему, она и дальше будет оставаться дестабилизирующим фактором.

Каким же может быть мировой порядок, к которому надо стремиться? На мой взгляд, идеальной была бы схема «концерта держав». Того «концерта», который в 19 веке обеспечил Европе самый мирный век в ее истории.

Создание «концертных» форматов цивилизационного диалога, безусловно, является очень важным фактором в современном мире. Иначе мир может просто сорваться. В той Большой игре, которая сейчас идет, ставки абсолютны.

Россия в современной мировой политике

С распадом СССР в международном положении нашей страны произошли существенные изменения. Россия, в отличие от Советского Союза, уже не была одной из сверхдержав в биполярной системе международных отношений. Экономический, социальный и духовный кризис начала 1990-х гг. ослабил позиции Российской Федерации на мировой арене. Впоследствии ситуация стала меняться. Вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008 г. Россия демонстрировала устойчивые темпы экономического роста. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Российская Федерация способна оказывать влияние на процессы, идущие в мировой политике. У России есть возможности занять весомое место в формирующейся полицентричной системе международных отношений. Внешняя политика России, так же как и внешняя политика любого государства, строится на основе собственных национально-государственных интересов.

Для того чтобы объективно решить проблему национально-государственных интересов России, необходимо прежде всего уяснить содержание этой категории. Традиционная интерпретация государственного интереса широка и связана, в основном, с достижением таких целей, как существование нации в качестве свободного и независимого государства, обеспечение роста экономики и национального благосостояния, предотвращение военной угрозы или ущемления суверенитета, сохранение союзников, достижение выгодного положения на международной арене и т.д. Конкретное же выражение государственный интерес находит в постановке целей и задач внешнеполитического курса страны.

В формировании национально-государственных интересов большое значение имеет геополитический фактор. В основе геополитики лежат объективные реалии. Прежде всего, это географический фактор — протяженность границ, расположение и пространственная протяженность одного государства относительно другого, наличие выхода к морю, народонаселение, рельеф местности, принадлежность государства той или иной части света, островное положение, наличие природных ресурсов и т.п. Из множества факторов, влияющих на деятельность людей, географический менее всего подвержен изменениям. Он служит основой преемственности политики государства, пока его пространственно-географическое положение остается неизменным.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что основным национально-государственным интересом и главной внешнеполитической задачей России на обозримый период, по-видимому, является сохранение своей традиционной глобальной геополитической функции как объединяющей и стабилизирующей силы центра Евразии. Способность реализовать эту задачу зависит, во-первых, от того, насколько это позволят материальные ресурсы, а во-вторых, от политических условий внутри России — политической воли руководства, стабильности социальных и межнациональных отношений.

Задачи российской внешней политики, обеспечивающие ее национально-государственные интересы, таковы: самоутверждение в качестве главного преемника прав и обязанностей СССР, его продолжателя в мировых делах и сохранение статуса великой державы; сохранение территориальной целостности Российской Федерации на основе учета интересов всех народов и регионов, мира, демократии и реализма; обеспечение внешних условий, способствующих свободному включению страны в мировую экономику и политику; защита экономических, социальных и гуманитарных прав своих граждан, равно как и русской диаспоры на всех территориях бывшего СССР; сохранение и укрепление оборонного потенциала в пределах, необходимых для защиты национальной безопасности страны. Все эти задачи диктуют необходимость по-разному строить отношения с государствами различных регионов современного мира.

Официальным документом, на основе которого формируется внешнеполитическая стратегия нашей страны, является Концепция внешней политики Российской Федерации. Ее новая редакция была утверждена Президентом РФ В. В. Путиным 12 февраля 2013 г. Наряду с характеристикой ситуации в мировой политике в целом и определением общих целей и задач российской внешней политики на глобальном уровне, в концепции указаны приоритеты развития отношений Российской Федерации с различными странами и регионами современного мира. Россия, отмечается в Концепции, будет строить свои отношения со странами СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. В Концепции выражено намерение в дальнейшем реализовать потенциал СНГ как региональной организации. Одновременно большое внимание уделяется вопросам сотрудничества Российской Федерации с другими постсоветскими государствами в рамках таких международных институтов, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Как традиционно важные рассматриваются в Концепции отношения со странами Европы. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. В связи с этим в документе подробно рассмотрены вопросы взаимоотношений Российской Федерации с важнейшими международными институтами, существующими на европейском континенте, — Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Советом Европы, Европейским союзом (ЕС), Организацией Североатлантического договора (НАТО). Характеризуется роль каждой организации в формировании новой региональной системы отношений и оцениваются перспективы развития отношений России с ними. Отмечается, что взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой серьезный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России.

Читайте также  Как бросать шар в боулинге

В отношениях с Соединенными Штатами Америки приоритетным определяется сотрудничество по проблемам разоружения, контроля над вооружениями и нераспространением оружия массового поражения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных локальных и региональных конфликтов. В Концепции внешней политики Российской Федерации выражается пожелание избавить российско-американские отношения от наследия прошлого и поднять на новый уровень стратегического партнерства. Одновременно отмечается заинтересованность России в том, чтобы действия США на мировой арене соответствовали бы нормам и принципам международного права и, прежде всего, Уставу ООН.

Возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия. В Концепции отмечается, что это обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, а также необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Предполагается активизировать участие России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона — форуме Азиатско- Тихоокеанского экономического сотрудничества, региональном форуме Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.

Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. Совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики — основа региональной и глобальной стабильности. Главная задача в сотрудничестве с Китаем — приведение масштабов экономического взаимодействия между нашими странами в соответствие с уровнем политических отношений. Россия также стремится углублять традиционное партнерство с Индией, способствовать преодолению сохраняющихся в Южной Азии проблем и укреплению стабильности в регионе. Помимо двухсторонних отношений, Россия выступает за развитие эффективного внешнеполитического и экономического взаимодействия в трехстороннем формате: Россия — Индия — Китай.

Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжит поиск взаимоприемлемого решения неурегулированных вопросов.

Принципиальное значение имеет для России общее оздоровление ситуации в Азии, где усиливаются геополитические амбиции ряда государств, нарастает гонка вооружений, сохраняются источники напряженности и конфликтов. Озабоченность России вызывает обстановка на Корейском полуострове, поэтому наша страна будет стремиться равноправно участвовать в решении корейской проблемы, поддерживать сбалансированные отношения с обоими корейскими государствами.

Напрямую затрагивает российские национальные интересы и создает угрозу безопасности южных рубежей СНГ затяжной конфликт в Афганистане. Вместе с другими государствами Россия будет прилагать усилия для политического урегулирования афганской проблемы, недопущения экспорта терроризма из этой страны.

В Концепции дается обзор тех задач, которые российская внешняя политика должна решать в отношениях со странами Ближнего и Среднего Востока. Отмечается необходимость в расширении сотрудничества со странами африканского континента, государствами Латинской Америки.

Внешнеполитический курс России по-прежнему строится в соответствии с приоритетами, намеченными в Концепции внешней политики. Однако в результате событий на Украине в начале 2014 г. ситуация для нашей страны на международной арене серьезно осложнилась, что требует большей консолидации российского общества на основе национально-государственных интересов России.

verover

Грани момента

Роль России в современном мире

Какова роль нашей Родины в современном мире? Что ей сулит сотрудничество с разными государствами? И есть ли у неё союзники? Об этом и стоит поговорить.

Современный мир — это глобальная система, в котором большую роль играют права человека и гражданина. Но мало просто дать право человеку, их надо регламентировать так, чтобы страна оставалась со «своим лицом». Что это значит? Посмотрим на нынешнюю Западную Европу, где процветают гомосексуализм и педофилия. Страны Европы теряют «свои лица», тем самым идут по пути деградации и дальнейшей гибели. По другому это назвать нельзя. Ведь за основу можно в качестве примера взять Римскую империю, которую погубили не столько варвары, сколько собственные граждане. Западная Европа идёт именно по этому пути. Но Россия с нынешней системой развития далеко точно не ушла.

Российская Федерация в силу своего менталитета остаётся мировой державой с мощными Вооружёнными Силами. Но мало иметь мощную армию. Для того чтобы побеждать, нужно иметь политику консерватизма внутри самого государства, чтобы сама страна не стала местом деградации населения. Россия, безусловно, это Восточная Европа. В общем, это Европа. Европа — это не географическое положение до Урала; это менталитет, политика. Ведь к Европе относят так же Новую Зеландию, Австралию, реже Израиль. До сих пор нельзя понять, почему находятся те, кто относит Государство Израиль к Европе. Может менталитет европейский? Ну не об этом.

Базовым государствообразующим этносом в России является русский народ, имеющий численность в восемьдесят процентов. Тем самым, руководствуясь Уставом Организации Объединённых Наций, можно смело сказать, что Россия — это мононациональное государство. Для того, чтобы быть многонациональной страной, нужно минимум быть конфедерацией. Но ведь Россия — это федерация. Разные это понятия: конфедерация и федерация. Тем самым, руководствуясь всем выше изложенным, можно сказать, что Россия должна иметь во всей Европе ведущую роль.

Ведущая роль в мире в качестве мирового лидера принадлежит Соединённым Штатам Америки. Вашингтон понастроил более пятидесяти военных баз по всему миру. В том числе американские базы стоят в Прибалтике, тем самым происходит дисбаланс во взаимоотношении Вашингтона и Москвы. Сама Россия просто вынуждена отвечать на конфронтацию, более совершенствуя свои Вооружённые Силы. Наша армия должна иметь лидирующее место в мире как самая мощная структура, как это происходит уже около тысячи лет. Наша страна совершенствует свои Вооружённые Силы каждый раз, особенно когда принимает участие в вооружённых конфликтах.

Россия с недавнего времени участвует в Антитеррористической коалиции против «Исламского Государства». Но проблема осложняется тем, что другие страны либо не принимают участие, либо финансируют самих террористов. Современная Турецкая Республика даже готовит военную провокацию или вторжение на территорию Сирийской Республики, тем самым, собираясь воевать с сирийскими курдами, которые являются союзниками как России, так и Башара Асада, нынешнего Президента Сирии. Проблема войны с террористами осложняется кардинально.

Нынешняя Россия в силу разных проблем тем не менее сохранила консервативную политику, оставшись в мире истинной Европой. Россия должна вытеснить Соединённые Штаты с Европейского континента, или же это должны сделать сами страны Европы. В последнее время наметилась так называемая «русофильская политика» в отношении России. Это стоило России её мирной политики сосуществования, применения дипломатии, а не военных вторжений. Европейские народы всё чаще обращают внимание на Москву, порой обращаясь к ней за помощью. Это вызывает недовольство среди американской элиты, которая пытается теперь сделать так, чтобы выставить Москву в качестве агрессора. Но ведь кто агрессор? Кто размещает военные базы? Прибалтика — это регион, который в случае военного конфликта станет первым местом, что будет оккупировано Российской Федерацией, дабы защитить Санкт-Петербург от бомбёжек вражеской армии. Москву вынуждают стать агрессором, как это сделали на Украине.

Украина, Беларусь и Россия — это один общий русский народ. И к сожалению, мы теряем Украину в силу слабости Москвы, которая не желает спасать свои же законные исконные территории от бандеровцев, западных элит, что управляются из Вашингтона. Свой взор начинает поднимать так называемый «белорусский национализм», цель которого якобы доказать «литовское» происхождение белоруссов, а не восточнославянское. И здесь либо Президент Лукашенко нажмёт на местных националистов, либо мы окончательно потеряем и эту часть триединого русского народа.

Хорошие отношения у нас сложились с Сербией. Сербия — страна, которая чтит память о русских героях. Так же любимым русским императором у сербов является Николай Второй. Сербская нация до сих пор винит себя в разжигании Первой Мировой войны, из-за которой пала великая Российская Империя.

Но Сербия — это мало. Остаётся ещё Греция, которая состоит в Североатлантическом Альянсе. Это наверно единственная страна в блоке, которая «по-братски» относится к России. Ведь следуя по концепции «Москва — Третий Рим», православные государства смотрят на Россию, как на последовательницу православия и защитника братских стран. Для примера, в мировой истории с Россией не воевало две страны — это Греция и Сербия.

И тут возникает вопрос: есть ли у России союзники? Да, есть. Её союзниками являются флот и армия. Больше у России нет союзников. Есть партнёры, которые ведут себя как конкуренты на рынке. Они пытаются поймать выгоду от сотрудничества с Россией. А в нужный момент её бросают, как ненужный хлам.

Что сулит сотрудничество России с разными странами? В принципе, торговать нужно, в противном случае экономика просто начнёт рушится. Те самые санкции, введённые западными странами, попросту разрушают экономический баланс на европейском континенте. И никто от этого выгоды не получает.

Главный партнёр России — это Китай. Но он партнёр, который далеко союзником не является. И в любой момент сотрудничество с «Красным Драконом» зайдёт в опасный фактор. Ведь Китай интенсивно готовится с кем-то к войне. Он постоянно строить новое вооружение и совершенствует свои Вооружённые Силы. А вот у России Дальний Восток — это слабое место. И именно в случае военных действий с Китаем, Народно-Освободительная Армия двинется на Дальний Восток и Сибирь. А это чревато катастрофическими последствиями.

Роль России огромна в современном мире. Ведь из более здравомыслящих стран она осталась настоящим бастионом для развития всей мировой цивилизации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: