Какова роль естественных наук в современном мире

Значение естествознания в современном мире

Просмотр содержимого документа
«Значение естествознания в современном мире»

ЗНАЧЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Магистрант Агапова С.А., д. ф.-м.н., профессор Бобылев Ю.В.

Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н.Толстого

Естественнонаучные достижения – это одна из важных частей человеческой культуры. Знание и понимание современных теорий, основных концепций естествознания формирует адекватное отношение к окружающему миру, научный метод мышления и т.д.

Наука и ее достижения твердо вошли в нашу жизнь, без них трудно представить существование современного человека. Они изменили структуру и содержание процессов в обществе. Наука и деятельность человека направлены на познание мира, преобразование и приспособление природы для удовлетворения потребностей социума. Изучение природы базируется на едином фундаменте дисциплин: физики, химии, биологии, и составляет предмет естествознания. Эти области естествознания изучают формы движения материи и также являются фундаментом и теоретической основой техники и медицины.

В последние годы в учебные планы высшего профессионального образования введен курс «Естествознание». Данный курс знакомит студента с общими представлениями, которые располагают наиболее важными данными различных наук о движении, мире и месте человека в нем. Студенты должны иметь представления о формах обучения, содержании, средствах и методах изучения естественнонаучного учебного материала.

Сегодня естествознание становится ближе к человеку, распространяет свои методы на гуманитарную сферу знаний и различные сферы деятельности, например экономику, искусство.

В своем развитии естествознание шло от непосредственного созерцания природы к воссозданию картин мира и синтезу наук, претерпевая разделение знаний и внутренний анализ дисциплин в отдельности.

Естественные науки играют огромную роль в развитии современного общества, и за последние сто лет пик достижений пришелся на физику. Она все время развивается, пополняет глубокими теориями и увеличивает способности человека. Физические концепции и принципы лежат в основе современной естественнонаучной картины мира и оказывают влияние на все стороны человеческой жизни. Это и промышленность, и культура, и политика.

В начале XX столетия изучение атомного и субатомного мира показало ограниченность идей классической механики. Это привело к переосмыслению и пересмотру основных понятий таких, как пространство, время, материя, пространство и др., т.е. всей картины мира.

Современное естествознание представляет собой сложный комплекс наук о природе. Естественные науки различаются предметом своего изучения. Например, предметом изучения биологии являются живые организмы, химии – вещества и их превращения, экология – взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Каждая естественная наука сама является комплексом наук, возникших на разных этапах развития естествознания. В состав биологии входят ботаника, зоология, генетика и др. Предметами изучения этих наук являются различные явления, элементы, организмы. Например, в ботанике предметом изучения являются растения, зоологии – животные, микробиологии – микроорганизмы. Химия включает ряд более узких наук: органическая и неорганическая химия, аналитическая химия. К географическим наукам относят геологию, землеведение, климатологию, физическую географию. Дифференциация наук привела к выделению еще более мелких областей научного знания. К примеру, биологическая наука зоология включает в себя орнитологию, энтомологию, ихтиологию и т. д. Орнитология – наука, изучающая птиц; энтомология – насекомых; этология – наука о поведении животных.

В настоящее время появились новые научные дисциплины, изучающие окружающий мир и позволившие получать более конкретные знания. Например, астрофизика изучает физические процессы и явления солнца, планет, космоса; геофизика – внутреннего строения земли, петрофизика – горных пород с их структурой. Биофизика изучает физические процессы и явления в живых системах и влияние на них различных факторов. Исследования проводят в биоэнергетике, радиобиологии, фотобиологии и др. Химическая физика исследует электронное строение молекул и атомов.

Исследования в области электромагнетизма способствовали возникновению и дальнейшему развитию электроники, радио, телевидения, новейших технологий: лазера, ядерного реактора, микропроцессора, авиакосмической техники, ЭВМ.

Таким образом, современное естествознание представляет собой основу формирования научной картины мира и комплекс наук о природе, характеризующийся одновременно идущими процессами развития научной дифференциации и создания синтетических дисциплин, ориентированных на интеграцию научных знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Исаков, А.Я. Основы современного естествознания. Часть 3. Естествознание нового времени. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2012. – 336 с.

Михайлова, Л.А. Концепция современного естествознания: учебник для вузов. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 336 с.

Сазанова, Т.В. Естествознание: учебное пособие. – Тюмень: ТюменГУ, 2013. – 288 с.

Каково значение естествознания в современной культуре?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 08:13, контрольная работа

Краткое описание

Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения. Мировоззрение — совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в содержании практической деятельности. Определенный мировоззренческий и методологический подход к пониманию мира и объяснению эмпирических фактов выражает стиль мышления. Он включает в себя применяемые методы исследования, некоторую познавательную и социальную установку и может быть консервативным, ортодоксальным, критическим, революционным, конформистским, эклектичным и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..…2
Роль естествознания в развитии культуры…………..…………….…. 4
1.2. Значение естествознания в современной культуре……………..………. 7
3. Заключение……………………………………………………..………….12
4. Список использованной литературы……………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

естествознание.docx

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Кудряшова Варвара Владимировна

Каково значение естествознания в современной культуре?

Контрольная работа по концепции современного естествознания студентки

1 – го курса заочной формы обучения.

Мозжухина Татьяна Владимировна

  1. Оглавление…………………………………………………… ………..….1
  2. Введение………………………………………………………… ….…..…2
    1. Роль естествознания в развитии культуры…………..…………….…. 4

1.2. Значение естествознания в современной культуре……………..… ……. 7

4. Список использованной литературы………………………………..……13

Стремление человека к познанию окружающего мира бесконечно. Одним из средств этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом. К мировоззрению относится также социальная установка на понимание смысла жизни, жизненных идеалов, целей общества и средств их достижения. Мировоззрение — совокупность определенных знаний, комплекс норм и убеждений, проявляющихся в содержании практической деятельности. Определенный мировоззренческий и методологический подход к пониманию мира и объяснению эмпирических фактов выражает стиль мышления. Он включает в себя применяемые методы исследования, некоторую познавательную и социальную установку и может быть консервативным, ортодоксальным, критическим, революционным, конформистским, эклектичным и т.д.

Разные исследователи определяют понятие «естествознание» по-разному: одни ученые говорят, что естествознание — это система наук о природе, а другие — что это единая наука о природе. Это противоречие видимое. Структура естествознания иерархична. Будучи единой системой знания, оно состоит из определенного количества входящих в эту систему наук, которые в свою очередь состоят из еще более дробных отраслей знания. На каждой ступени организации естествознания существует свой более или менее развитый методологический аппарат, который и позволяет считать систему знаний таких ступеней единой. Не следует забывать, что природа едина. Следовательно, множество естественных наук является континуумом, т.е. непрерывной совокупностью. Отдельные естественно-научные дисциплины организованы по правилам, аналогичным естествознанию в целом. Поэтому и естествознание, и его отдельные отрасли являются некоторой системой взглядов на всю природу и на ее части.

Во всех определениях естествознания присутствуют два основных понятия — «природа» и «наука». В широком смысле слова природа — это все сущее в бесконечном многообразии своих проявлений (Вселенная, бытие, объективная реальность — слова-синонимы), а в узком — природа обычно противопоставляется обществу. Под наукой обычно понимают сферу человеческой деятельности, в рамках которой вырабатываются и систематизируются объективные знания о действительности. (В дальнейшем эти два базовых понятия будут развернуты в более полном виде.)

Цель естествознания — раскрыть сущность явлений природы, познать их законы и предсказать на их основе новые явления, а также указать возможные пути использования на практике познанных законов природы. В нашей книге мы рассмотрим естествознание в контексте культуры, органической частью которой оно является. В самом понятии «культура» заложено разделение естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком «второй природы» — особой формы жизнедеятельности человека, качественно новой по отношению к предшествующим формам организации материи.

    1. Роль естествознания в развити и культуры

Культура выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, содержащих значимую информацию и отражающих определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человечества. К типам и формам организации жизни и деятельности людей можно отнести: нравы и обычаи в обществе, стиль одежды и архитектуру поселений, структуру занятости населения, оснащение и организацию армии, общественно-политическое устройство государства и развитие экономики, уровень искусства, роль религии в обществе, развитость языка, письменности и средств коммуникации, организацию системы образования членов общества, уровень развития науки, техники и технологии и т.д.

Каждая сфера человеческой деятельности представляется конкретными высшими достижениями, претендующими на включение в культурное наследие — совокупность материальных и духовных ценностей, передаваемых от поколения к поколению. При этом речь идет, прежде всего, о творческом вкладе индивидуума, о развитии систем знаний, новых приемов, высших технологий, о все более глубоком проникновении в тайны бытия.

Из сказанного следует, что естествознание является не только составной частью культуры, но и важнейшим ее источником. Именно естествознание во все века создавало условия для формирования и сохранения цивилизации, передачи добытых знаний — и во временной перспективе, и внутри современного ему общества. Именно естествознание вместе с техническими науками решало все насущные задачи человечества в процессе его развития. Сказанное справедливо и сегодня, когда мир находится на грани катастроф — потребительской, информационной, энергетической, экологической, демографической и т.д.

Современное человечество, насчитывающее почти шесть миллиардов человек, тысячи народов, более 200 государств, является только одним из более чем двух миллионов видов живых существ, обитающих на Земле. В единое человечество всех нас объединяет единая общечеловеческая культура, возникшая и развивающаяся на основе целостного подхода.

Целостность рассматривается в современной культурологии (науке о культуре) как взаимосвязь и информационный обмен людей и народов в мировом масштабе и возникновение взаимозависимости людей перед лицом глобальных (отлат. globus) проблем: уменьшение озонового слоя атмосферы, распространение радиоактивных загрязнений, истощение сырьевых ресурсов и т.п.

Сохранение целостности требует принятия человечеством общих ценностных подходов в жизнедеятельности, таких как всемирная защита прав личности, гуманизм, распространение научного знания и передовых технологий, взаимообогащение и сохранение национальных культур, единство экологической парадигмы развития производства, единство информационного и образовательного пространств. Именно такой путь развития общечеловеческой культуры видится сегодня.

1.2 Значение естествознания в современной культуре

Современная наука охватывает огромную область знаний — около 15 тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. В ХХ веке научная информация за каждые 10-15 лет удваивалась. Если в 1900 году существовало около 10 тысяч научных журналов, то в настоящее время — несколько сотен тысяч. Более 90 % ученых, когда-либо живших на Земле, — наши современники, их число в мире к концу ХХ века составило свыше пяти миллионов человек.

Научные знания многообразны в своих проявлениях, но едины в контексте человеческой культуры. В настоящее время насчитывается до 500 определений термина «культура». Латинское слово cultura первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Цицерон в 45 году до н. э. применил его в переносном смысле как cultura animi, что переводится как «возделывание, взращивание души, духа». Культуру стали понимать как нечто противостоящее природе, созданное самим человеком.

В ХХ веке крупнейший российский социолог П.А. Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.

Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.

Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает орудия труда, активную и пассивную технику, физическую («телесную») культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д.

Социальная культура — система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.

Духовная культура — система знаний, состояний, эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков. Универсальный знак — язык — естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры — мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д.

Предметная область науки включает:

1. систему знаний о природе — естествознание (естественные науки);

2. систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки).

Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.

Естественнонаучная культура — это:

1. совокупный исторический объем знания о природе и обществе;

2. объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно- концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;

усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.

Гуманитарная культура — это: совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук; системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).

Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.

Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

Читайте также  Какие шапки идут круглолицым

Путь к единой культуре. Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось противостояние двух сфер познания — естественнонаучной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905-1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и «научной культурой», выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.

Ч. Сноу размышлял о двух полюсах культуры. На одном из них — культура, созданная наукой, естествознанием. Прежде всего — это современная научная модель физического мира, которая по сложности, емкости, интеллектуальной глубине является удивительным творением коллективных усилий человеческого разума. Но представители другого полюса — гуманитарной культуры — не имеют, как правило, ни малейшего представления об этом творении. В гуманитарном сообществе не приемлют упрощений, идеализаций, забывая, что построение идеальных моделей — одно из условий плодотворного теоретического мышления. В свою очередь, многие гуманитарные ценности остаются неизвестными для большинства естествоиспытателей.

Роль естественнонаучных знаний в современном обществе

Кузнецов Геннадий Тарасович – кандидат биологических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и естественнонаучных дисциплин Ставропольского государственного педагогического института.

Аннотация: В статье рассматривается историконаучный аспект развития естествознания в Роосси, и сложившаяся в связи с этими обстоятельствами, ситуация в преподавании естественнонаучных дисциплин. Необходимиость общей естественнонаучной подготовки будущих педагогов, формирующих базовые основы мировоззрения общества.

Ключевые слова: Естествознание, история науки, образование, педагогика, психология, вейсманиз-морганизм, ламаркизм, биология, экология, ЕГЭ.

У входа в Стелленбосский университет (ЮАР) висит следующее сообщение:

«Уничтожение любой нации не требует атомнх бомб или испоьзования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешения обмана на экзаменах учащимися.

Пациенты умирают от рук таких врачей.

Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах ообразования — это крах нации».

В последнее годы педагоги отмечают падение общего уровня образованности. Журналисты и социологи, проводя опросы населения, удивляются растущему невежеству. Выросло поколение подростков, нечитающее книг. Если подростки 40-70ых годов читали много, вплоть до запретов со стороны родителей, то подростков 80-90-ых требовалось заставлять, правда, без особого успеха. Это клиповое интернет-поколение, читающее первые строки текста. Дальше осмысление текста блокируется. Наблюдение за 10-11-классниками, занимающимися подготовкой к ЕГЭ по биологии, показывает, что многие ошибки в тестовых, равно, как и в развернутых ответах, являются, отнюдь, не следствием их незнания, а результатом недочитанного и неосмысленного задания. Кроме того, «клиповость» сильно тормозит стремление уточнять, искать и находить истину. Так тормозятся познавательные потребности и свойства мышления, направляющие его к напряженному поиску знания. Перестройка 90-ых годов, приведшая к обнищанию населения, вывела на первый план базовые потребности людей и, среди них, потребность обогащения (как защитную реакцию от социально-экономических неожиданностей).

История цивилизации показывает, что развитие науки и искусства тесно связано с появлением свободного от забот насущных слоя населения. Некогда тяжелые и бытовые работы выполняли рабы, которых людьми не считали и о развитии которых никто не заботился.

В нашем случае мы рабов не имеем, но отмечаем тесную связь между озабоченностью людей своими базовыми потребностями и необходимостью обучения детей. Но обучение стало вторичным. Сфера образования превратилась в услугу. А между тем, обучение и развитие личности тесно взаимосвязаны и переплетены. Родители (все взрослое население) заняты добычей средств, необходимых в большей степени для удовлетворения все тех же базовых потребностей. Обучение и развитие детей требуют и внимания, и времени, которых стало меньше, а также материальных затрат. В связи с изменившейся идеологической парадигмой: «все покупается и все продается», таковым стало и образование. В результате мы имеем целое поколение необразованных и просто неграмотных людей. Единицы наших «ботаников», родители которых помнят свое хорошее образование и имеют возможность развивать своих детей, держат уровень и защищают честь страны в разнообразных международных олимпиадах. Их уровень высок, но эти победы создают ложное впечатление об общем уровне, который, увы, в среднем, невысок.

Попытаемся проанализировать ситуацию с естественнонаучным образованием.

Здесь ситуация совсем грустная. Естественнонаучные дисциплины являются фундаментальными. Они лежат в основе мировоззрения современного человека, находящегося в условиях серьезных экологических вызовов, ставящих перед человечеством глобальную проблему выживания на планете. Необходимо коллективное разумное отношение к процессам, происходящим на Земле. Земля – единый дом для всех ее обитателей. Отсюда и проблема обучения и воспитания осознанного отношения к природе Земли, ее обитателям, ее ресурсам, к своему здоровью. Требуется подготовка специалистов в области экологии, геологии, гидрологии, медицины, владеющих огромным арсеналом современных знаний о законах устройства планеты Земля, об особенностях человеческого тела, его отличиях от животных, его социально-психологических свойствах.

Естественнонаучные дисциплины располагают огромным фактическим материалом, объем которого увеличивается с каждым годом. Поэтому здесь остро стоит проблема отбора материала для обучения («Чему учить?) и проблема методики обучения в условиях быстро растущего накопления фактической базы данных естественных наук («Как учить?). Кроме того, стратегия образования ХХI века направлена на его опережающее развитие. Этого требуют тенденции глобального мирового развития, если страна планирует занять достойное место в информационной цивилизации будущего. Все это создает на сегодняшний день сложный клубок проблем.

Между тем, история развития биологии в нашей стране наполнена печальными событиями 30-40 годов прошлого века. Естествознание было сильно усечено, что было связано с разгромом биологической науки и сельского хозяйства. В этом большую роль сыграла сессия ВАСХНИЛ, состоявшаяся в 1948 году. Была утверждена абсурдная идея, выдвигавшаяся еще Ж-Б Ламарком, о наследовании приобретенных свойств. Генетика как фундамент сельского хозяйства была запрещена. Она получила клеймо буржуазной науки. Научными и перспективными были признаны идеи Т. Д. Лысенко, утверждавшего возможность перерождения видов под воздействием условий окружающей среды. Эти представления легли в основу принятых на вооружение партийных директив, которые стали, едва ли, не основной причиной отставания в развитии всего сельского хозяйства в нашей стране. Направления биомедицины, связанные с генетикой, долгое время вообще были под запретом. Беглый обзор по областям деятельности, как-то, защита растений, растениеводство и животноводство, а также селекция показывают, что они и по сей день догоняют развитые страны.

Вслед за сессией ВАСХНИЛ прошли заседания президиумов «большой», педагогической и медицинских академий. В результате усиленной борьбы с отступлениями от указаний партии и правительства развитие таких наук как прикладная психология, педагогика, многие медицинские направления оказалось прерванным. Под запретом оказалась медицинская генетика, генетика поведения и экология, как не особо важная наука в условиях «безграничных возможностей» природы Земли.

Аресты и репрессии ученых генетиков, гельминтологов, селекционеров были начаты еще в 30-ые годы. Так, приказом АМН от14.09.1948 №569 была создана комиссия по обследованию Института эволюционной физиологии и патологии ВНД. Исследовалось состояние работ по генетике ВНД с точки зрения решений августовской сессии ВАСХНИЛ в 1948 году по докладу Т. Д. Лысенко. Результатом этих исследований были отмечены вейсманистские-морганистские подходы в деятельности отдельных ученых, и они были отстранены от занимаемых должностей. В большом списке ученых, неугодных по разным обстоятельствам, которые легко было списать на вейсманизм-морганизм, оказались Л. В. Крушинский, один из крупнейших в мире специалистов в области этологии, науки о поведении животных, А. Н. Промтов, заведующий орнитологической лабораторией, Л. А. Орбели, директор института эволюционной физиологии и патологии ВНД. В аналитической записке среди прочего указывалось на необходимость усиления научных изысканий в области наследования приобретенных признаков, вопрос о которых был поставлен еще И. П. Павловым. Вопрос о наследовании условных рефлексов многим ученым казался абсурдным (Орбели), тем не менее, директивы требовали этих исследований. И они были. Так, Н.П. Студенцов занимался изучением наследования прирученности у белых мышей. Л. Я. Бляхер работал над проблемой наследования условных рефлексов. О подобных исследованиях пишет Н. Л Кременцов в работе «От сельского хозяйства до медицины» в книге «Репрессированная наука», изданная Ленинградским отделением академии наук в 1991году.

Запреты на научные исследования отбросили развитие многих биологических направлений на несколько десятилетий. Соответственно отсутствовала и подготовка кадров специалистов в этих областях. В школьном образовании не формировался интерес к этим направлениям.

Еще в 1966-67 учебном году по программе общеобразовательной школы биология заканчивалась в 9 классе. Ее содержание ограничивалось ботаническими (5-6 кл.) и зоологическими (7 кл.) сведениями. В 8 классе изучались основы анатомии и физиологии человека. В 9 классе рассматривалось эволюционное учение и основы селекции. На этом курс биологии завершался. Ни о каких основах цитологии и генетики, а также доклеточных и прокариотических формах жизни и их особенностях речь вообще не шла. Процессы эволюции и происхождения человека не рассматривались с позиций современной биологии. В последующие годы постепенно вводились основы современной общей биологии, включающей знания о цитологии, генетике, современной экологии о генетических основах эволюции. Но менталитет населения меняется крайне медленно. До сих пор, встречаются невежественные взгляды на значение естественнонаучного образования и даже более того, убежденность в неважности и даже ненужности этих знаний. Тем более в период развивающейся рыночной экономики и возникновения большого разрыва в доходах населения при снижении общей планки понимания образованности и повышения значимости базовых потребностей общества.

Обратимся к современному состоянию преподавания биологии. Содержание учебного материала значительно изменилось в сравнении с 60-70 годами. Курс биологии содержит сведения по цитологии, генетике, современные представления об эволюции, построенные на генетических понятиях. Расширен материал по экологии. В целом, курс биологических дисциплин представляет собой комплекс современных знаний о живых системах, особенностях их устройства, жизнедеятельности и взаимодействий. Но следует отметить, что по сравнению с 70-80 годами значительно увеличился объем информации по всем биологическим курсам. В то время как часовая нагрузка на эти предметы в школе осталась в среднем прежней. Это 1-2 часа в неделю. В специализированных классах (в школах с определенной ориентацией) может быть больше часов. Учитывая особенности «клипового» поколения школьников, уровень подготовки по биологическим дисциплинам остается достаточно низким.

Биология – это один из предметов ЕГЭ. Его результаты требуются при поступлении на биологический, фармакологический, психологический факультеты и медицинские направления высшего образования. Требования ЕГЭ выходят за рамки двухчасовой в неделю школьной программы. Экзамен требует основательных знаний школьной программы, хорошей естественнонаучной эрудиции и сообразительности.

Десятилетний опыт подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ показывает необходимость формирования широкого общекультурного экологического мировоззрения, независимо от будущей специализации обучающихся.

Большая роль здесь принадлежит подготовке будущих педагогов как носителей экологического мировоззрения, предполагающего способность видеть происходящие события в их взаимосвязях и единстве. Педагоги фомируют человека будущего и, соответственно, будущее сообщество. Это огромная ответственность. Педагогические вузы должны это сознавать.

Общая ественнонаучная культура общества не должна позволить в будущем невежеству и мракобесию отвергать науку и уничтожать носителей нового знания. 20 век нашей истории, к сожалению, имеет такие свидетельства, как например, сессия ВАСХНИЛ 1948 г., разгром и уничтожение советской генетики, многих направлений физиологии высшей нервной деятельности, зоопсихологии, экологии, психологии.

  1. История биологии. М., Изд-во «Наука», 1975 г.
  2. В. С. Кирпичников «Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов и борьба за генетику» Сб. «Репрессированная наука», Л. Наука, 1991г., с. 201-211
  3. Н. Л. Кременцов «От сельского хозяйства … до медицины». Сб. «Репрессированная наука», Л. Наука, 1991г., с. 911 — 113.

Какова роль естественных наук в современном мире

Раздел ОГЭ по обществознанию: 2.2. Наука в жизни современного общества

Наука в жизни (кратко)

Научные знания добываются с помощью хорошо отработанной системы последовательных действий.

Наука подразделяется на следующие отрасли знания.

Наука, получая с помощью специальных методов новые достоверные знания, расширяет возможности человека и человечества.

Наука в жизни современного общества (подробно)

Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка (Анаксагор). От многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль (Екклесиаст). Существует только один бог — знания, и только один дьявол — невежество (Сократ).

Наука и ее роль в современном мире

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека — без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука — сложное понятие. Так же как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах.

◊ Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
◊ Во-вторых, сферу человеческой деятельности, направленную на добывание и осмысление знания.
◊ В-третьих, определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академия наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы — все это подразумевает понимание науки в данном смысле).
◊ В-четвертых, объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако человека изучают и науки о природе, например раздел биологии — анатомия человека, и науки об обществе, например история или социология. Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку — математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение. Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Читайте также  Лечится ли рак 1 стадии

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы.

Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.

Среди основных функций науки в обществе ученые выделяют:

  • познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);
  • мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);
  • прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);
  • социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
  • производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д.

Вместе с тем XX век дал миру предупреждение — наука может быть и носителем смерти и разрушений, ее достижения недобросовестные люди способны обратить во вред человечеству. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит, спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным — все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота.

Наука особенно важна и значима в современном мире — мире высоких технологий и инновационной экономики, основанной на знании. Сегодня уже не руда и нефть, газ и уголь выступают в качестве основных богатств, а сила интеллекта, научное знание, воплощенное в современную технологию, хай-тек.

Наше время часто называют эпохой научных достижений и небывалых открытий, технических революций и воплощения в жизнь самых фантастических идей наших предков, техногенных катастроф и хрупкого ядерного баланса, величия науки и ее бессилия. Трудно однозначно оценить степень вреда и пользы новейших достижений научной мысли. Мы привыкли считать, что знания способствуют духовному развитию человека, но XX век. принес и обратные примеры — чудовищные эксперименты над людьми в нацистских лагерях, «гениальные» разработки беспощадного оружия массового уничтожения, ядерного, биологического, химического.

Основные признаки науки

Можно сказать, что каждый из смысловых аспектов понимания науки составляет общее представление о науке и научном мировоззрении, и при всем своем различии они характеризуют следующие отличительные признаки науки:

  1. системность и целостность (наука представляет собой не просто набор отрывочных умозаключений и выводов, теорий и постулатов, но и логическую цепочку строящихся на одном фундаменте рассуждений, мыслей и идей);
  2. внимание к существенным связям изучаемых явлений (открытие определенных закономерностей и законов);
  3. прогнозирование (предвидение и предсказания, которые, в отличие от различного рода гаданий и мистических видений, опираются на определенные логические закономерности и в дальнейшем анализируются);
  4. выявление основных тенденций (именно на их основе есть возможность увидеть вероятности дальнейшего развития);
  5. опора на факты (к фактам относятся не всякие свидетельства, а только объективные — представляющие реальное событие или явление — и доступные проверке всеми исследователями, поэтому особо важно является отделение фактов от мнений).

Вместе с тем в науке есть место противоречивым теориям, недоказанным теоремам, неразрешимым проблемам, парадоксам и т. п. Часть из того, чем занимается наука, потом может быть опровергнута, отнесена к суевериям и мистике, а другая — доказана и стать основой новых научных доктрин.

Если долгое время в истории человечества научное мировоззрение зачастую было подчинено религиозному и житейскому (вспомним гонения на ведьм, гибель от рук инквизиции Коперника, Джордано Бруно и других ученых Средневековья), то сегодня ситуация изменилась. С XVII-XVIII вв. начинается резкий рост влияния научного понимания мира, а с XX в. наука является одной из важнейших форм познания человеком окружающего мира.

  1. истинное научное знание должно быть ясным и отчетливым;
  2. трудные вопросы следует разделять и решать по отдельности;
  3. научное познание идет от простого к сложному;
  4. необходимо обеспечивать целостность процесса познания.

Наука и мораль. Ответственность ученых

Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Всегда ли роль науки положительна? Наряду с достижениями, которые научили человека экономить свое время, продлевать срок жизни, спасать новорожденных малышей, передавать наиболее тяжелый и трудоемкий труд машинам, мы знаем о смертоносном оружии, ядовитых материалах, радиоактивных отходах, разрушающих природу «во имя технического прогресса». Подчас человечество платит очень высокую цену за научные достижения. Приведем один из примеров. Андрей Дмитриевич Сахаров был одним из «отцов водородной бомбы», а затем посвятил свою жизнь борьбе с насилием, гонкой вооружений и холодной войной. XX в. отмечен не только полетами космических кораблей, высочайшими компьютерными технологиями, ростом городов, но и созданием новейшего химического и бактериологического оружия, распространением ядерного оружия, загрязнением Мирового океана и исчезновением отдельных видов флоры и фауны.

Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров.

Соотношение науки и морали становится важнейшим фактором общественного развития в XXI столетии.

Совместимы ли гений и злодейство? Этот вопрос задавался и раньше, но сегодня он приобретает особую актуальность в связи с псевдонаучными человеконенавистническими экспериментами, проводимыми в фашистских концлагерях, с попытками с помощью генной инженерии искусственным путем создать человека. Библейская мудрость гласит: «Во многом знании — много печали». Поэтому всегда следует помнить, что врачи могут спасать жизни, а могут проводить чудовищные эксперименты на людях. Наука — это только наш помощник, и она должна служить общественному благу.

Современная наука и технологии. Научно-техническая революция

Наше время получило название эпохи научно-технической революции (НТР) — качественное изменение состояния общества, при котором наука становится ведущим фактором развития экономики, производства и всех других сфер жизни человека. Научно-технический прогресс характеризуется ростом технической оснащенности труда: палка-копалка, рычаг, колесо, паровая машина и так вплоть до персональных компьютеров и робототехнических систем. При этом технические новшества вначале увеличивали физическую силу человека (подъемные машины, транспортные средства и др.), потом усиливали его интеллектуальную мощь (счетно-решающие устройства), и, наконец, стали делать ненужным непосредственное участие людей в технологических процессах (современные технологии).

Научно-техническая революция XX в. вызвала значительные изменения в процессе производства и способствовала изменению роли человека в этом процессе: из механического исполнителя он стал главным звеном в технологическом процессе производства — его контролером и регулировщиком. Изменения произошли и в характере труда — он стал более интеллектуальным и творческим. Резко сократились сроки практического воплощения научных открытий, произошла интеграция науки и производства. Научно-технические разработки стали главными факторами экономического роста. В конце XX в. наукоемкость производства становится важнейшим критерием его прогрессивности и конкурентоспособности.

То, что стало происходить в последние десятилетия, является уникальным явлением, так как в течение жизни одного поколения происходят изменения, которые в корне меняют повседневные действия человека. Еще несколько десятков лет назад никто и представить не мог возможности отправлять письма по электронной почте, звонить по мобильному телефону, заглянуть внутрь своего организма. Сегодня все это стало не только достоянием узкого круга ученых, но вошло составной частью в нашу жизнь.

Это конспект по математике на тему «Наука в жизни». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:
  • Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.

Роль естествознания в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 13:21, Не определен

Описание работы

Роль естествознания в обществе

Содержание

Введение………………………………………………………………………Стр 3-5
Глава 1
Естественные и гуманитарные науки.их взаимодействие и роль………………………………………………………………………..Стр 5-7
Глава 2
Уровни научного исследования…………….…………………………………………..…… Стр 7-8
Глава 3
Проблемы современной науки……….………………………. Стр 8- 1
Глава 4
Естествознание и общество…………….……………………… Стр 14-25
Заключение………………………………………………….………………. Стр 25
Список использованной литературы…………………………… Стр 26

Работа содержит 1 файл

роль эстест. в обществе.docx

Основная функция естественных и технических наук состоит в том, что они обслуживают общество знаниями о природе, о созданных людьми технических устройствах, помогают создавать новые средства техники.

В последние десятилетия процесс дифференциации наук идет особенно быстро. Фундаментальные науки о природе (физика, химия, биология, геология, астрономия) становятся комплексом все более многочисленных ветвей знания, каждая из которых постепенно, вырастает, в особую науку. Возникают пограничные, стыковые области знания, которым принадлежит все более важная роль (биохимия, геофизика, биофизика, молекулярная биология, геохимия, физическая химия и другие).

К общим закономерностям развития науки следует отнести также возрастание ее относительной самостоятельности. Наука находит внутри себя все более мощные стимулы дальнейшего развития уже потому, что, чем больше сумма накопленного знания, тем более ощутимо его давление при постановке новых задач. Ученый должен освоить созданное до него, а это значит, что он, как отмечал Ф. Энгельс, «располагает в области каждой науки известным материалом, который образовался самостоятельно из мышления прежних поколений и прошел самостоятельный, свой собственный путь развития в мозгу этих следовавших одно за другим поколений» 1 .

Возрастание общей суммы знаний оказывает мощное влияние и на структуру науки, поскольку требует все большего разделения труда между учеными. А этот фактор, в свою очередь, способствует возрастанию самостоятельности науки, поскольку в условиях разветвленного и дробного разделения труда подготовка ученых и замена одних лиц другими становится все более сложным делом.

Самостоятельность науки, тем не менее, была и остается относительной. Ее прогресс и в XX в. Обусловлен, в конечном счете, развитием практики, потребностями производства, управления обществом, военными нуждами, необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. Но чем более обширно поле научной деятельности и чем глубже разделение труда внутри нее, тем большее значение приобретает внутренняя логика развития науки, свойственные ей внутренние источники прогресса.

Важнейшим внутренним источником развития науки является идейная борьба между различными направлениями в ней, школами, отдельными учеными. Борьба идей, мнений всегда двигала науку вперед. Без борьбы мнений и свободы критики наука может застыть на месте, снизить темпы своего развития. Чем выше уровень науки, тем больше значение борьбы мнений при решении стоящих перед ней задач, хотя сами эти задачи в конечном счете выдвигаются нуждами практики.

Возрастание роли науки в жизни общества находит зримое выражение в росте численности научных работников, в увеличении ассигнований на науку, в развитии системы научных учреждений.

Если всего 100 лет назад численность ученых во всем мире измерялась десятками тысяч, то сегодня она измеряется миллионами. Так, в СССР до революции насчитывалось примерно 10 тысяч ученых. Перед Великой Отечественной войной их было уже 98,3 тысячи, в 1950 г. — 162,5 тысячи, в 1960 г.—354,2 тысячи, а в 1980 г.— 1373,3 тысячи человек.

Общественная роль науки измеряется, конечно, не только численностью ученых, важное значение имеет быстрый рост расходов на науку, которые позволяют оплачивать не только труд ученых и обслуживающего персонала научных учреждений, но также сотен тысяч рабочих, техников, инженеров, выполняющих заказы науки на приборы и оборудование, занятых печатанием и распространением научных трудов и т. д.

Вместе с тем надо, разумеется, учитывать не только количественные показатели. Как в области производства, так и в области науки в настоящее время совершается поворот от экстенсивного к интенсивному развитию. Это остро ставит вопрос о повышении эффективности вложений общества в науку, о росте результативности занятых в науке работников.

Развитие науки имеет столь большое значение, как для настоящего, так и для будущего, что эта область стала важнейшим полем конкуренции, соревнования и борьбы между странами. Промышленная и военная мощь сегодня во многом определяется затратами на науку и уровнем их эффективности, темпами научно-технической революции, умением быстро использовать ее результаты в производстве.

Взаимодействие естествознания и общества всегда было непростым. Сначала науку рассматривали как средство покорения природы. Использование знаний меняло само общество и его жизнь, прежде всего его экономику.

Наука, и в том числе естествознание становиться для общества основой для практической деятельности. Со временем она становится производительной силой общества. От развития науки зависит развитие техники — орудий труда, мастерства, умения. Для современного общества характерна все более крепнущая связь науки, техники и производства.

Как уже отмечал, знание возникает и развивается на основе практической деятельности человека и служит ей, поскольку создает прообраз возможных и необходимых человеку вещей, процессов. Поэтому знание должно быть, в конце концов, так или иначе практически реализовано. Но для этого оно должно приобрести соответствующую форму, стать идеей.

Читайте также  Какой должна быть современная девушка

В философской литературе термин «идея» часто употребляется в широком значении как всякая мысль, всякое знание независимо от формы: понятие, суждение, теория и т. п. Однако существует и другое, более точное значение этого термина. Идея — это мысль, достигшая высокой степени объективности, полноты и конкретности ив то же время нацеленная на практическую реализацию.

Следовательно, знание, чтобы быть реализованным, должно стать идеей, в которой слиты воедино три момента:

1) конкретное, целостное знание об объекте;

2) стремление к практической реализации, к материальному воплощению;

3) цель, проект действия субъекта, план изменения им объекта.

Такой характер носят идеи науки, на основе которых происходят перестройка производства, глубокие социальные изменения в обществе. Мы говорим об идеях завоевания человеком космического пространства, об идеях использования атомной энергии в народном хозяйстве и т. п.

Идеи практически реализуются людьми с помощью не только материальных средств (орудий труда), но и духовных сил человека (воли, эмоций и т. п.). Как замечает В.И. Ленин, «мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его». Эта решимость человека основывается на знании, которое дает ему интеллект, мышление. Но последнее должно быть связано с волей, направляющей человека к преобразованию мира. У человека должна созреть решимость действовать в соответствии с идеей. В формировании ее большое место занимает убежденность в истинности идеи, в необходимости действия в соответствии с ней, в реальной возможности воплощения идеи в действительность.

Научное знание должно перейти в личное убеждение человека, которое создает решимость к действию, направленному на изменение существующей действительности.

Процесс практической реализации идей, превращения их в предметный мир, противостоящий человеку, носит название опредмечивания. Идеи, чтобы обогатить мир человека, сами должны материализоваться, принять форму предмета.

Опредмечивание имеет две стороны: социальную и гносеологическую. Социальный аспект опредмечивания связан с выявлением отношения, существующего между предметом, созданным трудом, и самим человеком. Рассматривая опредмечивание с теоретико-познавательной, гносеологической стороны, необходимо поставить вопрос о соответствии полученного в практике предмета той идее, которая в нем реализована. Когда идея воплощается в действительность, то тем самым решается вопрос об ее объективной истинности, отметается кажущееся, иллюзорное в ней. Этот процесс обнаруживает определенное несоответствие между идеей и полученным в практике предметом, которое возникает вследствие либо несовершенства идеи, недостаточности содержащегося в ней знания и способов его реализации, либо отсутствия необходимых материальных и духовных средств, условий для наиболее полного воплощения идеи в объективную реальность. Поэтому опредмечивание подытоживает один цикл исследований и открывает новый.

Наконец, полученный в практике предмет подвергается анализу с точки зрения его соответствия разумным целям человека.

Идеи практически реализуются в культуре — материальной и духовной: в вещах, произведениях искусства, нормах морали и т. п. Отсюда правомерна постановка вопроса об их отношении к человеческим потребностям, носящим общественный характер. К. Маркс отмечал, что люди начинают не с чисто теоретического отношения к предметам внешней природы, а с активного овладения ими, они «дают этим предметам особое (родовое) название, ибо они уже знают способность этих предметов служить удовлетворению их потребностей. они, возможно, называют эти предметы «благами» или еще как-либо, что обозначает, что они практически употребляют эти продукты, что последние им полезны. ».

Предметы природы, материальной н духовной культуры обладают способностью удовлетворять потребности человека, служить его целям. В этом смысле к ним возможено необходим ценностный подход. Откуда берется у предметов эта способность — из их природы или она идет от человека, его особенностей и возможностей? Если признать, что ценность коренится лишь в самих предметах, то это будет означать наделение их изначальными свойствами служить человеку и его целям.

Но ведь мы знаем, что природа и ее предметы существовали задолго до появления человека. С другой стороны, нельзя считать, что предмет может удовлетворять материальные или духовные потребности человека вне зависимости от своей природы. Если бы хлеб не содержал в себе определенных веществ, он не был бы продуктом питания, благом для человека.

Общественный мир не является чем-то потусторонним материальному природному процессу. Продукт человеческого труда является продолжением природы, поэтому ценность — это свойство предметов, возникших в процессе развития общества, а вместе с тем и свойство предметов природы, включенных в процесс труда, быта и являющихся «жизненным элементом человеческой действительности. ».

Некоторые противопоставляют ценностный подход к предметам и явлениям объективно-научному их рассмотрению. Однако разделить теоретико-познавательный и ценностный подход к предметам действительности можно только для строго определенных целей.

Деятельность является необходимым условием существования общества. В промышленном производстве используются только те технологии, что приводят к уменьшению затрат и увеличению производительности. Решения предопределяются спросом рынка и прибылью. Результат деятельности не всегда направлен на соблюдение законов природы и экологии, а иногда и против нее.

В век информации как оружия и товара, естествознание выступает в особенно интересном свете. Естественнонаучные знания это та информация, которая способна при участии в производстве и деятельности человека изменить мир.

Если естественнонаучные знания представляют собой научный потенциал производства — его ресурс, то при таких обстоятельствах задача по их сохранению и преумножению становится для государства на первое место. Строгое сдерживание не приведет к желаемому результату. Только создание благоприятных условий труда в области научно- исследовательской деятельности способно естественным путем сдержать утечку «информации».

Список литературы

1)Государственная система приборов и средств автоматизации / Под ред. Г. И. Кавалерова. — М.: ЦНИИТЭИ приборостроения, средства автоматизации и систем управления,1981.

2)Алиев Т. М., Тер-Хачатуров А.А. Измерительная техника: Учебное пособие для техн. вузов. — М.: Высш. шк.,1991.

3)Ахлибенский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. Учебное пособие.- М., 2000.

4)Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Учебное пособие для вузов.- М., 1998

5)Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. — М., 1998

6)Константинов Ф.В., Богомолов А.С., Гак Г.М. Основы марксистко-ленинской философии. Учебник для вузов.- М., 1982

7)Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., Стереотип.– М., 2001.

8)Фролов И.Т. Философский словарь 5-е издание. Политиздат-М., 1986.

9)Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999

10)Пригожин И., Стенгерс И. Время, Хаос и Квант. М.,1994.

11)Ващекин Н.П. Концепции современного естествознания. – М.: МГУК, 2000 г.

12)Мякишев Г. Я. Физика М., 1999 г.

13)Потеев М.И. Концепции современного естествознания, Санкт-Петербург, Питер, 1999 г.

Роль науки в современном обществе

Что есть наука? Для чего она человечеству? Каждый хоть раз в жизни задает себе такие вопросы. Александр Герцен говорил: «Наука — сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия». Но насколько сильна современная наука? Каковы ее возможности?

На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также это — показатель современного развития государства. Все вокруг человека — это достижения науки.

Современная наука обладает удивительными возможностями. Еще в 1904 году Никола Тесла утверждал, что когда-то человек сможет посылать свою мысль на самые далекие расстояния. Спустя век это стало возможным. Информатизация общества достигла такого высокого уровня, что сейчас практически любую информацию человек может найти в интернете. В каждом доме и офисе сейчас есть уже и компьютер, и интернет. Они сделались настолько обыденными, что человек забывает об опасностях, связанных с их использованием. Компьютер — источник нескольких видов излучений и полей. Электронно-лучевая трубка мониторов стационарных компьютеров и ноутбуков создают ионизирующее излучение. Как и любой другой электроприбор, компьютер создает электромагнитное излучение. Все входящие в компьютер устройства и вспомогательное электрооборудование формируют сложное электромагнитное поле. Большинство современных исследований по влиянию электромагнитного излучения говорят о его вреде для здоровья.

Однако наука на современном этапе пытается разрешить и такие проблемы, создавая новые отрасли внутри структуры научного сообщества. Исследует эти проблемы наука эргономика — наука, изучающая человека во взаимодействии с компьютером и другими машинами. Эргономика занимается комплексным изучением трудовой деятельности человека и поэтому объединяет многие научные дисциплины: физиологию, гигиену труда, психологию и др. Ученые стремятся найти пути снижения нагрузки на организм человека, связанной с работой на компьютере, принимают участие в создании совершенной и безопасной техники.

Благодаря развитию медицины, биологии, генетики, эмбриологии человечество смогло найти «противоядие» от многих недугов. Наши предки не могли представить, что в XXI веке станет возможным выращивание новых человеческих органов для замены их на не функционирующие в организме пациентов.

Не стоит на месте химия и физика. Эти науки развиваются в двух направлениях — как фундаментальные науки (создание и изучение теоретических основ физико-химических знаний) и как науки прикладные (решение практических задач применения в различных сферах жизни людей).

В XXI веке человечество заняло почти все пространство земного шара. Мы живем в разных странах, на разных широтах, в разном местоположении, а следственно, у каждой страны свои особенности природных условий, климата. Многим странам постоянно угрожает опасность от природных стихий. К сожалению, ограниченность природных ресурсов все сильнее и сильнее дает о себе знать.

Поэтому особое значение приобретают такие науки, как география, геология, энергетика и почвоведение. Эти науки из разных отраслей знаний пытаются предостеречь общество от природных катастроф, найти альтернативные источники энергии и полезных ископаемых, в которых человечество нуждается ежедневно.

В современности благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы науки. На мой взгляд, только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают новейшие наукоемкие технологии, предоставляют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства лидируют в современной политико-экономической гонке и занимают ведущие позиции на мировой арене.

Управление современным обществом без науки невозможно. На современном этапе развития наука изменяет социальную структуру общества. Во всем мире наблюдается тенденция роста численности занятых умственным трудом и уменьшения численности занятых неквалифицированным физическим трудом.

Наука воздействует на человека непосредственно через образование. Изучение научных трудов и достижений способствует развитию детей, их формированию как образованной личности. В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира, и сфера образования в Российской Федерации опирается на научно рекомендуемые методики.

Наука, осуществляя направленное воздействие на образовательный процесс и на изменение структуры образования, распространяется на все его компоненты: цели, задачи, принципы, формы и методы, средства, результаты.

Формирование научного мировоззрения происходит тоже благодаря системе образования, которая играет существенную роль в формировании личности. Современная политика в области образования и науки направлена на то, чтобы подготовить и использовать огромный потенциал специалистов и бакалавров с высшим образованием. Об этом свидетельствует тот факт, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, число научных работников, аспирантов, доцентов удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет.

На сегодняшний день азы науки учителя стараются доводить до детей через глобальную сеть — интернет. Предпочтение начинают давать «невидимым колледжам», дистанционному обучению, виртуальным институтам. Теряется живое непосредственное общение учителя и ученика. Уменьшается роль учителя, отсутствует воспитание детей на живом примере, и в этом я вижу лишь отрицательные последствия для будущих поколений.

XX век был выдающимся в области технического развития. Без всякого преувеличения можно сказать, что за 100 лет сделано открытий не меньше, чем за всю предыдущую историю человечества. Вклад, который внесла наука в ХХ веке в развитие человечества, огромен. Но если же сложить средства, которые человечество потратило на фундаментальные научные исследования за всю свою историю, сумма окажется несравнимой ни с одним бюджетом какой — либо развитой страны. Государства теряют огромное количество средств, которые можно было бы направить на борьбу с голодом и болезнями, и другими проблемами, встающими перед главами государств.

Новейшие научные разработки кроме несомненных благ несут в себе и потенциальную опасность. Вырабатывая огромное количество энергии, тепловые электростанции выбрасывают в атмосферу миллионы тонн золы и газов, загрязняющих окружающую среду и разрушающих озоновый слой планеты. Аварии на атомных станциях и предприятиях, использующих радиоактивные материалы, приводят к катастрофическим последствиям. Одним из таких примеров служит катастрофа на Чернобыльской АЭС. Геномодифицированные продукты, все чаще поступающие в продажу на прилавки магазинов, в принципе могут оказаться опасными для человека. Гармонично вписать технику и научные достижения в природные процессы — одна из насущных задач ученых наступившего века. Только решив эту непростую задачу, можно обеспечить не просто выживание, а достойную жизнь грядущих поколений.

Науку принято рассматривать как высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Но этично ли проводить научные исследования, даже чрезвычайно интересные, плоды которых могут стать опасными для людей?

Безусловно, наука — одна из важнейших форм культуры общества, а ее развитие — важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решать проблемы, встающие перед человечеством. Но всегда ли наука безопасна для человечества? Я считаю, что этот вопрос навсегда останется нерешенным.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Евгения Ерышева,

студентка 251 группы специальности «Таможенное дело».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: