Какой театр называют камерным

Камерный театр: что такое лаконичность форм

Более века назад Белинский в своей статье «Любите ли вы театр» признался в любви этому виду искусства. Пожалуй, это единственный монолог, ставший девизом всех поклонников древнегреческих муз Мельпомены и Талии. В древности считалось, что это боги пишут сценарии, а люди исполняют предписанные им роли. Прошли века с того времени, как актеры стали разыгрывать представления перед зрителями. С тех пор многое изменилось: иной стала форма зрелищ, и понятие «камерный театр» сегодня никого не удивляет. Однако многие ли знают об истории возникновения этого явления?

Этимология словосочетания

Слово «камерный» обязано своим происхождением английскому термину «chamber» и близкому к нему по написанию французскому «chambre». Оба этих понятия означали комнату, то есть, небольших размеров помещение, где сможет поместиться узкий круг людей.

Слово «театр» имеет древнегреческое происхождение. И означает «место для зрелищ», а также собственно представление или спектакль.

Итак, что такое камерный театр? Это небольшое помещение, предназначенное для представлений, которые может посмотреть узкий круг лиц. Кстати, театр имеет еще и третье значение — «вижу».

Камерные театры в России

До революции российские меценаты и вельможи, являвшиеся поклонниками этого вида искусства, устраивали небольшие спектакли в своих домах. Вероятно, они знали, что такое камерный театр, а может быть, это была просто прихоть: иметь зал для представлений и возможность управлять творческим процессом.

Так или иначе, но уменьшенная копия Большого театра была у князей Юсуповых в их особняке на Мойке, где было предусмотрено 150 мест для зрителей.

Интересна история здания в Петербурге, располагавшегося на перекрестке Невского и улицы Большой Морской. Сейчас это строение № 16 на Невском проспекте. Когда-то здесь была гостиница «Лондон», и именно в ней останавливался император Иосиф II, приезжавший инкогнито по приглашению Екатерины II в 1781 году. Затем особняк сменил множество владельцев и имел разное назначение: в 1890 году за зданием закрепилось название «музыкальный дом», и здесь обосновалось Петербургское общество музыкальных собраний. А соседствовала с ним учрежденная графом А. Д. Шереметьевым Дирекция симфонических концертов.

Созданный графом хор и оркестр считались лучшими в России. Перед самой революцией А. Д. Шереметьев задумал создать на территории «музыкального дома» оперный театр. Начало было положено: значение камерного театра для графа было бесспорным, проводились и репетиции. Но вскоре А. Д. Шереметьев умер, затем революционные массы поставили крест на этом начинании. Сегодня в бывшем «музыкальном доме» располагаются магазины и адвокатские конторы.

Камерный балет. Приватная атмосфера

Теперь обратимся к вопросу устройства камерного театра. Что такое представление в обычном заведении? Оно может состоять только из игры актеров или, в зависимости от замысла автора постановки, дополняться и выступлением балетной труппы.

Сцена в камерном театре небольшая, пропорциональная общей площади всего помещения. Зачастую она не располагается на возвышении, а находится в одной плоскости со зрительным залом. В таком театре и балет будет камерным. Однако по продолжительности он может быть как трехчастным, так и одноактным. Просто масштабы зрелища будут рассчитаны на приватную атмосферу ввиду уменьшенного состава кордебалета и оркестра. Однако на качестве впечатлений это не скажется: зрители чувствуют свою причастность к действию, разворачивающемуся на сцене.

Миниатюрные формы

Театр миниатюр любят многие. Но не все знают, что он является еще одной формой камерного театра. Что такое направление существует, советский зритель узнал в 1939 году. И с тех пор полюбил. Именного тогда был открыт в Ленинграде Государственный профессиональный театр эстрады. Сегодня старинное здание охраняется государством: в далеком 1828 году А. С. Пушкин писал здесь поэму «Полтава».

Кроме того, с 2002 года театр носит имя своего художественного руководителя Аркадия Райкина. Который возглавлял коллектив с 1943 по 1983 год.

Что такое камерный театр, мы отчасти разобрались. Однако для многих представляет сложность еще один вопрос. Каково его отличие от театра миниатюр? Зрители старшего поколения до сих пор вспоминают знаменитый «Кабачок 13 стульев», где разыгрывалось несколько сценок, вплетенных в общий замысел мини-спектакля.

Каждый эпизод был лаконичен по форме и завершен по содержанию, и в нем принимало участие от 2 до 5 актеров. Это чем-то похоже на матрешку.

Однако принципиальных отличий между этими двумя формами нет: можно считать, что камерный театр — такое же располагающее к задушевности учреждение. В этом его главная схожесть с другими формами. Такими как и театр миниатюр или распространенный за рубежом Интимный.

Камерный вариант оркестра

У понятия «камерный оркестр» более долгая история, которая восходит к XVII веку. Тогда эти музыкальные коллективы исполняли музыку, предназначенную для услаждения слуха герцога или другого территориального правителя, содержавшего музыкантов на собственные средства. Кстати, Иоганн Себастьян Бах сочинял свои произведения и играл на скрипке, будучи в составе герцогского камерного оркестра. Музыкантов в таких коллективах было немного: от 4 до 12 человек. Стиль исполнения диктовался владельцем оркестра.

С наступлением XIX века камерные оркестры постепенно уступили свое первенство симфоническим. Однако сегодня ситуация меняется.

Итак, вы узнали, что означает «камерный театр, и каковы его отличительные особенности. Однако одних теоретических знаний явно недостаточно. Вы сможете оценить камерную атмосферу, только став частью театрального действия.

Старинный особняк и его тайны. История Театра имени Пушкина

25 декабря исполняется 105 лет со дня основания Камерного театра Таирова, который под новый 1915 год открылся на Тверском бульваре. Камерный театр, заслуживший восхищение легенд зарубежной драматургии, которые часто приезжали сюда на премьеры, просуществовал здесь до конца 1940-х. После закрытия его сменил Московский драматический театр имени А.С. Пушкина. С чего все начиналось и чем живет театр сегодня — в материале mos. ru.

Из Свободного в Камерный

1913 год. Молодой талантливый режиссер Александр Таиров переживает творческий кризис: он решил навсегда бросить театральную сцену. Его друг Константин Марджанов, основатель небольшого Московского свободного театра, просит его не принимать поспешных решений и приглашает поставить спектакль. Таиров соглашается, начинает репетиции и… остается. В Свободном театре он встретил много людей с похожими взглядами, в их числе Алиса Коонен, которая позже стала его женой.

Здесь Таиров создал две постановки: «Покрывало Пьеретты» по пьесе Артура Шницлера и «Желтую кофту» по пьесе Джозефа Генри Бенримо и Джозефа Хазлтона. Свободный театр просуществовал недолго, и в 1914-м Таиров вместе с частью труппы основал свой собственный — Камерный театр.

Слава Камерного прогремит на весь мир: спектаклями Таирова будут восхищаться Бернард Шоу, Юджин О’Нил, Бертольт Брехт. Пока за стенами театра будет бушевать ветер перемен, охвативший Россию в начале ХХ века, на его сцене будут идти тонкие эстетские спектакли. Именно камерные, то есть не для всех.

Особняк на Тверском

Главной задачей стало найти помещение. Поисками занимались Таиров и Коонен. Режиссер и актриса остановились на особняке на Тверском бульваре. Дом принадлежал трем братьям Паршиным — студентам Московского университета. Они сдавали его под разные нужды.

Алиса Коонен потом писала: «…Мое внимание еще раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным». А Таиров думал менее возвышенно: он быстро прикинул, как пристроить к дому небольшой зрительный зал и сцену. Тогда же, в 1914 году, и начались строительные работы, не продлившиеся и года.

Камерный театр

Новый театр решили назвать Камерным. «Это ясно и естественно», — считал Александр Таиров. Он говорил, что хочет работать вне зависимости от рядового зрителя, иметь собственную небольшую аудиторию, которой было бы понятно его творчество. Первым спектаклем в стенах Камерного театра стала «Сакунтала» по произведению индийского драматурга Калидасы.

После премьеры возникли первые трудности: театр находился рядом с храмом Иоанна Богослова, церковники решили, что такое соседство недопустимо. Они требовали от театра освободить особняк и переехать в другое место. Вопрос уладили, но с большим трудом.

После «Сакунталы» поставили «Фамиру-кифаред», «Федру». Специально для «Федры» Валерий Брюсов сделал новый перевод трагедии Жана Расина. В главной роли блистала Алиса Коонен. Она была главной актрисой театра, и ею Таиров был неизменно доволен, не смешивая личное и профессиональное. Остальная труппа его скорее огорчала: не сомневаясь в профессионализме коллег, Таиров пенял на их нерешительность. Он просил их открыться новому и постараться забыть опыт, мешающий проживать новые роли. Артисты прислушивались к нему и старались не подводить.

Таиров решил, что в его театре большое внимание должно уделяться актерскому движению, пластике, балетной гимнастике. С артистами занимались мастера фехтования, акробатики и жонглирования. В других театрах открыто над этим смеялись: актеры Камерного, вместо того чтобы играть, «дрыгают ногами».

Несмотря на удачные премьеры, доходы театр приносил маленькие. И в 1917 году, перед самой революцией, братья Паршины просто выгнали артистов на улицу. Некоторое время Таирову и его команде пришлось существовать в доме на Никитском бульваре. Там выпустили «Саломею». По счастливой случайности на премьере оказался первый нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский, которому спектакль очень понравился. Он поспособствовал возвращению театра в прежнее здание.

В 1933 году храм Иоанна Богослова закрыли. Там разместили мастерские и общежитие Камерного театра. Они, кстати, располагались здесь до 1992 года, пока храм не вернули церкви.

Во время войны Камерный театр показывал спектакли в городе Балхаш Карагандинской области. В 1945-м Таирова наградили орденом Ленина, а через год вышло постановление, запрещающее зарубежную драматургию в театрах. Режиссеров призывали ставить пьесы драматургов-соцреалистов. Таиров был с этим не согласен. Судьба театра была решена. В 1949 году он закрылся. Последним спектаклем театра стала «Адриенна Лекуврер».

Александр Таиров, который не мог перенести потерю своего детища, вскоре умер. Алиса Коонен жила рядом со зданием театра, но после того, как он был реорганизован под другим именем, ни разу не переступила его порог.

Театр имени А.С. Пушкина

В 1950 году на основе Камерного театра было решено создать новый. Художественным руководителем назначили народного артиста СССР актера Василия Ванина. Здание отремонтировали. Зрительский зал отделали бархатом, повесили огромную хрустальную люстру и герб СССР. Фасад оставили практически без изменений.

Читайте также  В чем отличие полного товарищества от производственного кооператива

Ванин много размышлял о том, как назвать новый театр. Решение пришло с неожиданной стороны. Он увидел, как племянница его жены, маленькая Наташа, бегает по квартире, приговаривая: «Пушкин, Пушкин». Ванин подумал: «Пушкин — наше все. Театр Пушкина никогда не закроют». И написал властям большое письмо, в котором обосновал, почему театр должен носить имя прославленного поэта: вокруг много мест, связанных с ним. Так бывший Камерный театр стал Московским драматическим театром имени А.С. Пушкина.

Основу репертуара составила русская классика и современная отечественная драматургия. Первым спектаклем нового театра стал «Из искры» Шалвы Дадиани о молодости Иосифа Сталина. Затем — «Украденное счастье» Ивана Франко и «Джон — солдат мира» Юрия Кроткова о судьбе певца Поля Робсона. Также при Ванине поставили детский «Аленький цветочек», который вошел в Книгу рекордов России как самый продолжительно идущий детский спектакль». Увидеть его можно и сегодня.

Высоцкий, Раневская и другие

В последующие годы художественные руководители менялись в театре достаточно часто. В 1952 году на этот пост пришел Борис Бабочкин. При нем поставили нашумевший спектакль «Тени» по пьесе М.Е. Салтыкова-Щедрина, сам он сыграл одну из лучших своих ролей — Клаверова. Постановка оказалась настолько острой, что после показа на худсовете цензура не решалась выпускать ее целый год.

С 1953 по 1960 годы во главе театра был Иосиф Туманов, который пригласил сюда Фаину Раневскую. В 1930-е годы она играла в Камерном театре у Таирова. При Туманове она сыграла в таких спектаклях, как «Деревья умирают стоя», «Изгнание блудного беса».

1960-е ознаменовались увеличением музыкальных спектаклей в репертуаре. Этому поспособствовал тогдашний худрук Борис Равенских. Он пригласил в Театр имени А.С. Пушкина выпускника Школы-студии МХАТ Владимира Высоцкого, но не доверял молодому актеру больших ролей. Высоцкий был заметен и в маленьких: его Леший прославил сказочный спектакль «Аленький цветочек».

В 1970-е годы театром руководил народный артист РСФСР Борис Толмазов. Он ставил легендарные спектакли — «Легенда о Паганини», «Последние дни», «Каменное гнездо», «Без вины виноватые», «Судьба человека». В театр пришел выпускник Государственного института театрального искусства режиссер Алексей Говорухо, чьи спектакли сразу же становятся аншлаговыми. В его первых постановках играла Вера Алентова. В 1979 году он становится художественным руководителем. Самые яркие спектакли его времени — «Оптимистическая трагедия» и «Разбойники». Главную роль в последнем играл Виталий Безруков, отец народного артиста России Сергея Безрукова. Последний вспоминал, как в детстве часто бывал в театре, наблюдая из-за кулис за игрой отца.

В 1983 году театр возглавил режиссер Борис Морозов. В 1984-м открылась анфилада «Пушкинские залы». В четырех залах, помнивших еще самых первых владельцев особняка, восстановили оригинальную потолочную лепнину, узор и резьбу.

На смену Морозову в 1987-м пришел Юрий Еремин, поставивший громкую «Палату № 6». Билеты на этот спектакль было очень сложно достать. Его показывали на фестивалях в Швейцарии, Франции, Италии, США. А в 1997-м спектаклем «Повести Белкина» Еремина открылся филиал театра в Сытинском переулке.

В 2001-м художественным руководителем стал заслуженный артист России Роман Козак, при котором Театр имени А.С. Пушкина начал активно работать с приглашенными режиссерами. Сам Козак поставил «Академию смеха», номинированную на премию «Золотая маска». Еще один важный его спектакль — «Ромео и Джульетта», для которого пьесу Шекспира заново перевел Осия Сорока. Главные роли сыграли ученики Козака Сергей Лазарев и Александра Урсуляк.

В 2005 году в театре сделали ремонт: поменяли кресла, обновили фойе, на втором этаже открыли экспозицию, рассказывающую о Театре имени А.С. Пушкина с момента его основания.

Театр сегодня

В 2010 году художественным руководителем назначили заслуженного артиста России Евгения Писарева. До этого он был помощником художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова Олега Табакова.

В Театре имени А.С. Пушкина он поставил «Много шума из ничего», затем — «Великую магию», в которой сам исполнил одну из главных ролей. Он пригласил Юрия Бутусова, чтобы тот поставил «Доброго человека из Сезуана» Бертольта Брехта. Спектакль получил «Золотую маску».

Одной из главных работ Писарева называют концерт-спектакль «Камерный театр — 100 лет», созданный как дань памяти режиссеру Александру Таирову. Драматург Елена Гремина много работала с письмами, дневниками и другими материалами, имеющими отношение к тому, первому театру. Спектакль был показан всего один раз — 25 декабря 2014 года. 25 декабря 2019-го, в день 105-летия со дня основания Камерного театра, покажут фрагменты этой постановки.

Визитная карточка театра сегодня — спектакль «Влюбленный Шекспир» Евгения Писарева. В основе — киносценарий британского драматурга Тома Стоппарда. Одноименный фильм 1998 года получил премию «Оскар». Главные роли исполняют Дмитрий Власкин, Кирилл Чернышенко, Таисия Вилкова, Андрей Кузичев.

Еще здесь стоит посмотреть классические постановки — например, «Женитьбу Фигаро», которую тоже поставил Евгений Писарев, «Вишневый сад» Владимира Мирзоева.

Спектакль «Гардения» режиссер Семен Серзин создал по пьесе современного польского драматурга Эльжбеты Хованец. Это история четырех поколений одной польской семьи, которая пытается ужиться под одной крышей.

«Инспектор пришел» — премьера этого сезона. За пьесу английского драматурга Джона Бойнтона Пристли взялся режиссер Олег Пышненко. Но впервые она появилась на этой сцене больше 70 лет назад, в постановке создателя Камерного театра Александра Таирова.

Что значит «камерный театр»

Энциклопедический словарь, 1998 г.

КАМЕРНЫЙ ТЕАТР московский основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с 1920 — академический. Провозгласив эстетическую независимость театра как вида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актера — виртуозного мастера всех театральных жанров и форм, Камерный театр тяготел к «чистым» жанрам трагедии и комедии. Среди постановок: «Фамиракифарэд» И. Ф. Анненского (1916), «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока и «Федра» Ж. Расина (1922), «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского (1933), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940). Ведущая актриса — А. Г. Коонен. В 1949 Таиров был отстранен от руководства театром, в 1950 в обстановке «борьбы с космополитизмом» театр был закрыт, часть труппы вошла в Московский драматический театр имени Пушкина.

Большая Советская Энциклопедия

(20 ноября 1920 постановлением Наркомпроса был включен в сеть академических), драматический театр в Москве. Открылся в 1914 спектаклем «Сакунтала» Калидасы. Основатель и руководитель театра ≈ А. Я. Таиров , поставивший наиболее значительные спектакли. По замыслу Таирова, театр должен был противопоставить свою творческую программу натурализму на сцене и т. н. «условному» театральному искусству начала века. К. т. развивался прежде всего как театр трагедии, тяготея к полярным жанрам («сегодня ≈ мистерия, завтра ≈ арлекинада»), к синтетическому театральному творчеству. Таиров провозглашал самостоятельную ценность сценического искусства и воспитывал актёра как виртуозного мастера всех театральных жанров и форм. Особенно большое значение придавал он пантомиме (вначале как самостоятельному зрелищу, а затем делал его одним из элементов драматического спектакля). Многие работы К. т. имели экспериментальный характер, не все из них завершались удачей, а иногда вызывали острые дискуссии. В поисках своего особого места в системе сов. реалистического искусства театр выдвигал декларации, в которых определял свой художественный стиль (например, «структурный реализм» ≈ подразумевалась сложная художественная структура сценических произведений; «крылатый реализм» ≈ подразумевалась необходимость обострённых по форме художественных обобщений). К. т. приобрёл широкую известность (особенно после зарубежных гастролей в 1923, 1925 и 1930).

Ведущей актрисой К. т. была А. Г. Коонен . Постановка «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского (1933, Комиссар ≈ А. Г. Коонен) стала одной из общепризнанных новаторских вершин революционной героики на сов. сцене.

Среди крупнейших спектаклей К. т.: «Фамира Кифаред» Анненского (1916), «Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве (1919), «Федра» Расина, «Жирофле-Жирофля» Лекока (оба в 1922), «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами» (оба в 1926) и «Негр» (1929) О’Нила; «Опера нищих» Брехта и Вейля (1930), «Мадам Бовари» по одноименному роману Флобера (1940), «Пока не остановится сердце» Паустовского (1943), «Чайка» Чехова, «Без вины виноватые» Островского (оба в 1944-), «Старик» Горького (1946). В 1950 К. т. был закрыт; часть труппы вошла во вновь организованный Московский драматический театр им. А. С. Пушкина.

Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958; Марков П., Новейшие театральные течения, М., 1924; Политические отклики западной прессы на гастроли Московского Государственного Камерного театра, М., 1924; Державин К., Книга о Камерном театре, Л., 1934; Таиров А., Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма, М., 1970; Головашенко Ю., Режиссерское искусство Таирова, М., 1970.

Ю. А. Головашенко.

Википедия

Камерный театр Объединённого музея писателей Урала — театр в Екатеринбурге . Адрес: Екатеринбург, ул. Пролетарская, 18 ( Литературный квартал )

Камерный театр — название происходит от английского и французского , что в переводе означает комната — небольшое по масштабам помещение. Произведения исполняются в небольшом театре и предназначены для узкого круга слушателей, зрителей.

К формам камерного театра можно отнести:

  • Камерный театр существовал в семье Юсуповых в их доме на Мойке , по форме он был точной копией Большого театра , но по размеру зал был рассчитан на 150 мест, а в доме была также акустическая музыкальная гостиная и зал для приёмов, где оркестр располагался на втором этаже.
  • В 1910 году по инициативе графа Александра Дмитриевича Шереметева в доме на углу Невского и Большой Морской улицы (ныне Невский пр-т, дом 16) был создан домашний театр, состоящий из камерного оркестра и хора .
  • В Эрмитаже также был небольшой театр — Эрмитажный , в котором давались представления.
  • Мамонтовский театр миниатюр , в котором Касьян Голейзовский поставил балетные спектакли «Выбор невесты» и «Козлоногие»
  • « Интимный театр », созданный в 1910 году Всеволодом Мейерхольдом и Николаем Кульбиным
  • В 1908 году Никитой Балиевым был создан московский театр-кабаре « Летучая мышь ». Театральный режиссёр Григорий Гурвич в 1988 году создал профессиональный театр « Летучая мышь », который находился на Гнездиковском переулке.
  • В Петербурге с 1906 по 1931 годы давал спектакли в жанре пародии театр малых форм « Кривое зеркало ». (Одновременно идею похожего театра разрабатывал Мейерхольд в театре «Лукоморье». 5 декабря 1908 в особняке князя Н. Юсупова на Литейном проспекте состоялось представление двух театров. Для спектаклей «Лукоморья» было определено время с 8 до 12 вечера; для «Кривого зеркала» — с 12 до 3 ночи.).
  • Камерный театр был создан А. Я. Таировым , в котором первый спектакль «Сакунтала» был показан 12 декабря 1914 года .
  • Камерный музыкальный театр Бориса Покровского , которым он руководил до конца своих дней, был создан в 1972 году, находится он на Никольской улице .
  • Театр на Литейном раньше назывался « Кривой Джимми ». Для московского театра « Кривой Джимми » (с 1924 г. — « Театр Сатиры »), которым руководил конферансье А. Г. Алексеев, Касьян Голейзовский поставил пластическую интермедию « Бурлаки », на тему картины Репина, которая «оживала» под песню « Эй, ухнем! ». В «Кривом Джимми» шли постановки «Фокс-Тротт», с Е. Ленской и Оболенским, «Шумит ночной Марсель», исполняемый И. Лентовским и Е. Ленской, а также «Танец смерти», «Новый эксцентрический танец», «Венгерский танец», «Хореографическая скороговорка», «Чемпионат фокстрота». А также «Полишинель» и «Любовь Паяца» (на музыку Р. Дриго ), «Юмореска» ( С. Рахманинова ) и «En Orange» .
  • Камерным театром Соломона Михоэлса с 1925 года по 1950 год назывался Московский государственный еврейский театр , Камерный еврейский музыкальный театр имел свою творческую жизнь с 1977 года по 1985 год , благодаря стараниям Юрия Шерлинга .
Читайте также  Как извлечь драгоценные металлы из радиодетали

Транслитерация: kamernyiy teatr
Задом наперед читается как: ртает йынремак
Камерный театр состоит из 13 букв

Невероятная жизнь и предсказуемая смерть Камерного театра в Советской России

Театр, который был знаменит не менее, чем детища Станиславского и Немировича-Данченко, Вахтангова, Мейерхольда, пережил революцию, две мировых войны, а потом был закрыт по приказу сверху.

Доходное место

В начале 1914 года по Тверскому прогуливалась группа молодых людей. Предводителем их был Александр Таиров. Они искали помещение для собственного театра, и им везде отказывали. Наконец ткнулись в уютный особнячок, на котором ныне стоит адрес: Тверской бульвар, 23 и располагается Театр им. Пушкина.

Впервые о доме стало известно, когда владелец князь Вяземский продал его некой бригадирше Дмитриевой-Мамоновой за 3300 золотых рублей в 1779 году. К середине XIX века многократно перестроенное здание на Тверском превратилось в доходный дом, который можно было сдать приличным господам.

Двор усадьбы идеально подходил для построения театральной коробки. А такие помещения в начале прошлого века пользовались повышенным спросом. Стоило Станиславскому и Немировичу-Данченко открыть в 1898 году свой Московский Художественный общедоступный театр, у них прямо под боком начали вырастать несогласные ученики.

Одним из таких был Константин Марджанов (Марджанишвили), который в 1913 году ушел из МХТ и организовал в саду «Эрмитаж» Свободный театр. Новичок продержался год, но зато именно Марджанов пригласил к себе Александра Таирова. 28-летний Александр Яковлевич к тому времени успел поменять в своей жизни многое: фамилию Корнблит на Таиров (таир – по-арабски «орел), религию (перешел в лютеранство, чтобы его не заставляли как еврея жить за чертой оседлости), родной город Ромны на Полтавщине на Киев (где по желанию родителей, но вопреки своему, учился на юриста), а потом и на Петербург, и на Москву.

В Свободный театр сбежала от Станиславского и 24-летняя Алиса Коонен. У нее имя и фамилия были настоящие, появившиеся от гремучей польско-бельгийской смеси. Станиславский юную артистку Алису любил и воспитывал. Однажды Алиса поняла, что ей всё надоело. Таиров же немедленно предложил актрисе главную роль в пантомиме «Покрывало Пьеретты» (автор – А. Шницлер) о трагической любви Пьеро, Пьеретты и Арлекина.

Спектакль имел успех, но Свободный театр не смог вовремя заплатить аренду и умер. Зато родился союз Таирова и Коонен. О таких говорят – «больше, чем любовь». Поэтому и был сделан судьбоносный визит в дом №23.

Тогда особнячком владели трое братьев Паршиных. Здание они получили по наследству и мечтали, естественно, поиметь доход. Таиров потом не помнил, как убедил братьев, что он-то доход и принесет, целых 36 тысяч рублей в год. Но сумел найти пайщиков, и братья разрешили построить во дворе зал на 400 мест и сцену.

Алиса Коонен в костюме Сюзанны из «Женитьбы Фигаро» и Александр Таиров. Источник: teatrpushkin.ru

Шуба Луначарского

Уже шла Первая мировая, а Таиров открывает свой театр спектаклем по индийскому эпосу «Сакунтала». Он принципиально называет театр Камерным – будучи убежденным: то, что интересует его, интересует не многих. Слово «Камерный» не имело ничего общего с «мрачный», «маленький». Таиров одинаково любил трагедию и комедию, использовал все возможности сцены, декорациям придавались самые причудливые геометрические формы. Костюмы в спектаклях отличались особой изысканностью, аутентичностью, цветом, который был еще одним «актером».

Источник: teatrpushkin.ru

В 1916 году Таиров ставит спектакль с необычным названием «Фамира-кифаред», вакхическую драму на стихи Иннокентия Анненского с красавцем Николаем Церетели в заглавной роли. Спектакль, несмотря на всю экзотику, имеет бешеный успех. Но Таиров не выполняет финансовых обязательств, и братья Паршины с ним расстаются.

Бездомную труппу Камерного приютила Актерская биржа на Никитской. Там перед самой революцией Таиров выпустил трагедию Уайльда «Саломею». На представление попадает А.В. Луначарский, который еще до революции имел прямое отношение к просвещению и культуре по роду деятельности. Он пришел в меховой шубе, а артисты играли в легких одеждах в насквозь промороженном помещении, где пожарные, естественно, запретили печки. И тогда будущий нарком скинул свое меховое одеяние в знак солидарности.

Именно Луначарский сыграл основную роль в том, что после революции национализированное здание на Тверском вернули Камерному театру. Таиров с облегчением уезжает на гастроли, а в театре идет очередной ремонт, зал перестраивается на 800 мест. В Смоленске рождается «Адриенна Лекуврер». Никто не знает, предвкушая триумфальное возвращение в Москву, что именно этим спектаклем Камерный закроется навсегда через 30 лет.

Настоящие буржуи

Революция, Гражданская война, разруха – все, что происходило за стенами, как бы не касалось Таирова. Он был убежден: в театр люди идут за тем, чего в жизни быть не может. Каждый его новый спектакль по всему, включая название, напоминает диковинное растение из оранжереи.

В 1923 году театр выезжает на свои первые зарубежные гастроли по прямой договоренности с театрами Франции и Германии. Таировцы еще не знают, что во Франции им готовят бойкот: «большевики» посягнули на их святыню, Сару Бернар, блиставшую в роли Федры. Мистическим образом великая французская актриса умирает во время гастролей москвичей, а публика… Лишь только открылся занавес, парижане начали аплодировать – их потрясли декорации и костюмы актеров, а потом и игра Коонен.

Во время трех зарубежных гастролей Камерный объездил практически весь мир. Американский драматург Юджин О’Нил убежден, что труппа Таирова играет его пьесы лучше всех. В Германии Бертольд Брехт дарит театру для постановки свою «Трехгрошовую оперу». А в это время на родине про Таирова высказываются его коллеги по режиссерскому цеху. Вахтангов, умерший в 1922 году, успел произнести: «Его (Таирова – ред.) театр пошлость». Мейерхольд, с удовольствием возглавлявший все, что имело отношение к революционному искусству, заверяет, что нет театра более ему чуждого, нежели Камерный.

Время от времени власть напоминает Александру Яковлевичу: зарплату получаете, на гастроли ездите, а спектакли играете такие, что французские критики назвали вас «200-процентными буржуями», производящими предметы роскоши. Таиров ставит «Оптимистическую трагедию» Вишневского. Это была единственная удачная попытка пристроиться в ногу со временем, причем такая, на которой до сих пор учат режиссеров.

По морде Таирову!

В 1935 году Таиров и Коонен получают звания народных артистов РСФСР, но над театром все сильнее сгущаются тучи. Катастрофа разразилась после премьеры «Богатырей» в 1936 году. Таиров взял либретто комической оперы, где богатыри награждены всеми русскими достоинствами и смешными пороками. Но оригинальный текст Комитет по делам искусств поручил переделать знаменитому революционному глашатаю Демьяну Бедному.

После семи спектаклей, на одном из которых сидит и ничего не понимает председатель Совнаркома Молотов, Таирова обвиняли в искажении народного эпоса, в присваивании русскому человеку заведомо негативных качеств и т.д. и т.п. Всеволод Мейерхольд, которого всего через несколько лет будут пытать в застенках НКВД, а потом то ли расстреляют, то ли утопят в бочке с дерьмом, потирает руки: «Наконец-то Таирова стукнули так, как он того заслуживает». Соломон Михоэлс, которому в 1948 году подстроят автокатастрофу, кается, что вовремя не заметил «ошибок» коллеги. Великие актеры МХАТа во главе со Станиславским злорадствуют. И только Немирович-Данченко пишет теплое письмо коллеге, а писатель Юрий Олеша мудро пророчествует: «Сегодня дали по морде Таирову, завтра дадут другому». После этого Камерный сливают с Реалистическим театром Охлопкова, но это был даже не «салат» — две труппы целый год играли в очередь каждый свое.

Через год после Победы вышло постановление, запрещающее зарубежную драматургию. Из Камерного театра как бы откачивают воздух. Гибель, отсроченная войной и эвакуацией, приближалась.

29 мая 1949 года на сцене идет последний спектакль — «Адриенна Лекуврер». Зрители всё знают, на бульваре – столпотворение. На поклонах театралы выпрыгивают на сцену, не давая Коонен уйти. И тогда Таиров отдает распоряжение опустить пожарный занавес – бетонную плиту. Отгородившись от зала, 60-летняя Алиса Георгиевна опустилась на колени, поцеловала и перекрестила сцену, на которую больше никогда не вышла.

А в здание через год въехал режиссер Василий Ванин, который походатайствовал, чтобы театру – раз уж он на таком месте – дали «беспроигрышное» имя Александра Сергеевича Пушкина. В том же 1950 году Таиров умирает в психиатрической клинике от рака мозга.

Ванин проработал в театре год и тоже умер от рака. Затем разбился в авиакатастрофе Чаплыгин, артист Камерного, ставший директором Театра им. Пушкина. Появились разговоры о проклятии, которое якобы наложила Алиса Коонен. Сама она до кончины в возрасте 84 лет продолжала жить в квартире, которая находилась в здании театра, – сейчас там гримерные и репетиционный зал. Алиса Георгиевна вовсе не была затворницей – она общалась с актерами, писала воспоминания, много выступала с чтецкими программами. И, по мнению бывшего артиста Камерного театра Торнстенсена, она слишком любила это здание и сцену и не могла ничего проклясть.

Читайте также  Какой уровень ХГЧ ьывает у небеременных

Бетонный занавес

Сегодня Театр Пушкина возглавляет заслуженный артист РСФСР актер и режиссер Евгений Писарев. Он заступил на пост в 2010 году и все эти годы пытается вернуть имена Таирова и Коонен Москве. «Я уверен, Александр Сергеевич не был бы в обиде, если бы театру присвоили имя Александра Яковлевича. Гениальный русский артист Михаил Чехов называет пять великих режиссеров начала XX века: Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов, Мейерхольд и Таиров. Имена первых двух присвоены нескольким театрам, учебным заведениям, театральным премиям. Все знают театр имени Вахтангова, появился Центр им. Мейерхольда. И только именем Таирова не названо НИЧЕГО.»

К тому же оказалось, что в 2009 году вышел закон, запрещающий вешать мемориальные доски на учреждениях культуры. Максимум что можно — разместить информационную доску вместо художественно исполненного, пусть маленького, но давно заслуженного памятника великой чете.

В стенах театра Таиров и Коонен встречают вас на каждом шагу. Здесь есть мемориальное панно, установленное в год 70-летия Камерного театра, где запечатлены режиссер и его муза — в роли Федры. На втором этаже выставлены подлинные костюмы Алисы. Можно пройти по лестнице, оставшейся с XIX века, по которой ходили эти великие люди.

В Театре им. Пушкина история живет в самых разных своих проявлениях. Можно увидеть кусочек потолочной росписи «допожарной» Москвы, посмотреть на стол, по легенде вывезенный Наполеоном из Египта. В зрительском фойе – музейная экспозиция, посвященная Камерному театру. А на стенах зала – лепные, уже советские гербы.

На сцене идут спектакли по Брехту в постановке Юрия Бутусова, комедии с участием Сергея Лазарева, и каждый сезон – по несколько премьер. «У нас нет никаких специальных дотаций на то, что мы работаем в историческом здании, — рассказывает Писарев. – Выход один – выпускать такие спектакли, чтобы на них шел народ, а театр зарабатывал бы деньги. Я сейчас даже против капремонта, потому что это означает выехать из наших стен и снова разрушить театр».

К 100-летию Камерного в 2014 году Евгений Писарев поставил уникальный спектакль-посвящение, который актеры сыграли только один раз. В нем даже не воссозданы, а сфантазированы по воспоминаниям и оставшимся артефактам фрагменты самых знаменитых спектаклей Таирова с гениальными костюмами Виктории Севрюковой. Там же на основе подлинных документов сыграны годы счастья, постепенное удушение, а затем и гражданская казнь Таирова. Спектакль начинается с последних слов, сказанных Алисой на сцене: «После меня не останется ничего, кроме воспоминаний».

История камерного театра

Камерный театр открылся 12 (25) декабря 1914 года спектаклем по драме древнеиндийского автора Калидасы «Сакунтала».

Я помню открытие театра. Оно собрало не очень много народу. Здание еще не было готово, на стенах зала виднелись пятна от сырости. Труппа в значительной степени состояла из начинающих актеров, но первый же спектакль — «Сакунтала» — приковал внимание к новому театру.

Основатель театра, режиссёр Александр Яковлевич Таиров, был человеком необыкновенной энергии и продуктивности. Каждая новая постановка Камерного театра была экспериментом, расширяющим возможности сценического искусства. оказывался у Таирова также и спектаклем, обладающим для зрителя необходимой законченностью, зрительски ценным.

Всю свою жизнь он утверждает значение крупных форм: и ; он стремится увидеть за рамками спектакля некие вечные законы, заставить зрителя вникнуть в существенные явления жизни. Им неизменно владеет обобщение жизни и ее явлений. Ему важно было не только конкретное проявление любви, но, более того, любовь сама по себе, как нечто, лежащее в основе бытия, не только конкретное проявление страсти, но, более того, страсть сама по себе.

Начиная с первого своего спектакля Камерный театр проявлял необыкновенную репертуарную смелость. В разные годы в его афише значились классические трагедии, романтические драмы, лёгкие оперетты, шекспировские пьесы и современная драматургия. Камерный театр был связан с многочисленной плеядой выдающихся художников: здесь работали Павел Кузнецов, Наталья Гончарова, Сергей Судейкин, Аристарх Лентулов, Александра Экстер, Георгий Якулов, Александр Веснин.

История Камерного театра тесно связана не только с именем Таирова, но и с именем его первой актрисы Алисы Коонен. Она создала ряд образов большой трагической силы, страстной эмоциональности, трогательной лиричности и обаятельности.

В 1923, 1925 и 1930 годах состоялись триумфальные гастроли Камерного театра по странам Европы и Южной Америки.

В 1937 году вышло постановление о слиянии Камерного театра Таирова и Реалистического театра Охлопкова в один коллектив, но в таком составе театры просуществовали недолго — вскоре постановление было отменено.

Театр пережил войну, играя спектакли в эвакуации на крошечной сцене клуба в городе Балхаш, а потом в Барнауле. В 1945 году широко праздновалось 30-летие Камерного театра, Таирова наградили Орденом Ленина. 20 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б), запрещающее зарубежную драматургию. Такой репертуар был противоестественен таировскому методу. В 1949 году театр был закрыт: последним спектаклем Камерного стала «Адриенна Лекуврер».

«Сакунтала» Калидасы

Экзотика «Сакунталы» по всем пунктам возражала социальной реальности, вплотную подступавшей к зданию театра. Дела на фронтах шли скверно, русская армия отступала. Российская государственность утратила силу и прочность, некогда могучая империя зашаталась. Настроения в Москве господствовали унылые, подавленные. А на таировской сцене творилось искусство, которое никакой Москвы, ни прошлой, ни нынешней, знать не знало и знать не хотело.

Камерный театр это

«Ночь в театре имени Пушкина» 21 мая 2016 года была посвящена Камерному театру Александра Таирова и Алисы Коонен. Показывали запись юбилейного спектакля-посвящения, который я лично посетила 25 декабря 2014 года. Мне хотелось, чтобы муж Саша посмотрел хотя бы эту запись.

Чтобы попасть на просмотр, надо было продолжить фразу: «Камерный театр — это. »

Камерный театр Александра Таирова и Алисы Коонен – это легенда.
Неудивительно и показательно, что не осталось ничего (ни документов, ни съёмок) от спектаклей, поставленных Таировым, в которых Алиса Коонен, его любовь и жена, была неизменной примой. И нам приходится только гадать, какие они были, его спектакли. Восхищаюсь смелостью воображения режиссёра Евгения Писарева и артистов, воссоздавших сцены из спектаклей, какими они могли бы быть… «Покрывало Пьеретты», «Принцесса Брамбилла», «Жирофле-Жирофля», «Опера нищих», «Саломея», «Федра», «Мадам Бовари», «Фамира-кифаред», «Адриенна Лекуврёр» и др.

И нынешние костюмы из крафтовой бумаги художника Виктории Севрюковой смотрятся как символ эфемерности сценического, театрального искусства, Камерного театра Таирова.

Камерный театр – это отражение эпохи. Он существовал с 1914 по 1949 годы, когда над планетой проносились войны, революции, когда страна строила коммунизм… А Александр Таиров ставил свои модернистские спектакли.

Перед просмотром к нам вышли оказавшиеся в театре Андрей Заводюк, Вера Воронкова и Владимир Жеребцов, исполнявшие в спектакле роли третьих Таирова и Коонен и молодого Таирова соответственно. Заводюк тоже говорил о том, что спектакли Таирова оторваны от жизни, как мне и показалось.

А режиссёр Евгений Писарев убеждает нас, что Таиров в своём творчестве отражал жизнь.

Наверное, отражал – так, как он её понимал. Гастроли во Францию и Германию 1923 года и позже доказали триумф Камерного театра в Европе именно как советского театра!

Замечательно, что художественный руководитель театра Писарев в день юбилея, 25 декабря 2014 года, обратился к Камерному театру, к его истории и легендам. Это обогатило и зрителей, и самих актёров, которые прикоснулись к прошлому, к традициям.

Передо мной на спектакле Камерный театр Таирова и Коонен предстал как то зёрнышко, из которого вырос Театр имени Пушкина, куда я пришла впервые в юбилейном сезоне.

Молодая Алиса Коонен – Александра Урсуляк с плоёной причёской. Три Таирова, сложившиеся в единый образ, — любимые артисты (Владимир Жеребцов, Александр Арсентьев, Андрей Заводюк). Демьян Бедный – Игорь Бочкин, проведший очень комическую сцену, после которой – бац! – прозвучали как взрыв бомбы гонения на Таирова и на Камерный театр. Сергей Миллер, зловеще постукивающий карандашиком по столу в качестве представителя НКВД от культуры.

Невозможно не упомянуть поразительное сходство нынешнего артиста Антона Феоктистова с премьером Камерного театра Николаем Церетелли! И печальные кадры хроники, когда с фронтона сбивали эмблему Камерного театра…

В ознаменование закрытия Камерного театра на сцену перед нами опустился пожарный занавес театра Пушкина – этот сценический ход режиссёра просто шокировал!

Это самые яркие для меня моменты, показанные драматургом Еленой Греминой, режиссёром Евгением Писаревым и всеми артистами.

Камерный театр – это предшественник Пушкинского театра, в котором также есть место комедии и трагедии, песне и танцу, акробатике и фокусам, как это было у Таирова. И артисты у нас нынче такие же синтетические, о каких мечтал и каких воспитывал Александр Яковлевич Таиров.

И удивительны переклички названий на афише! «Федра», «Ромео и Джульетта», «Жанна д’Арк», «Женитьба Фигаро» и др. были поставлены и в Камерном театре, и в театре имени Пушкина. Ю.Бутусов, вроде, обещал что-то «среднее» между «Оптимистической трагедией» и «Любовью под вязами» — оба названия тоже были в репертуаре Камерного театра А.Таирова!

Камерный театр – это особняк на Тверском бульваре, 23, куда мы приходим и видим тот же зрительный зал (бельэтаж и галёрку получивший позже), те же анфиладные залы Пушкинского фойе, где мы и смотрели фильм о спектакле…

И хотя я смотрела одно и то же уже. в четвёртый раз (в театре, по телевизору, в Интернете и здесь), интерес не угасал. Каждый раз ведь находишь что-то новое, ранее не замеченное. Отлично были видны крупные планы, особенно интересно было рассмотреть детали реконструированных спектаклей Камерного театра в представлении Евгения Писарева и артистов.

Два с половиной часа пролетели опять как один миг. Еле на метро успели, потом пешком шли.

Муж Саша сказал, что спектакль сильный. Даже пожалел, что полтора года назад со мной в театр не пошёл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: