Какие животные живут в лесу

Животный мир леса

Для кого лес — дом родной

Лесные массивы вполне заслуженно называют легкими нашей планеты. Произрастающие в них кустарники и деревья не только насыщают воздух кислородом, но и служат родным домом для огромного количества животных, птиц и насекомых.

Глухарь фото:Chris Upson

Простирающаяся к югу от тундры территория занята обширными таежными лесами, охватывающими северные регионы Земли. Длина этого своеобразного пояса достигает 12 000 км. Он затрагивает Аляску, Канаду, Скандинавию, Восточную Европу и Сибирь. Так называемые бореальные леса состоят в основном из вечнозеленых деревьев (сосен, елей). Произрастают в них и лиственницы, сбрасывающие иглы перед наступлением зимы. Землю устилают лишайники, мхи и травы. Подлесок достаточно редкий.

Изобилующие вырубками и полянами хвойные леса — излюбленные места рябчиков и глухарей. Указанные разновидности птиц проводят преобладающую часть жизни на земле. Здесь же гнездятся и занимаются воспитанием птенцов. Под кронами елей нашли приют снегири, синицы и кедровки. В северных лесах насчитывается несколько разновидностей дятлов (трехпалый, черный (желна), малый пестрый, большой пестрый). Велика вероятность встречи с мохноногим сычом, буроголовой гаичкой, кукшей и ястребиной совой.

Клест фото:Roger Wasley

Холодный климат тайги сказался на облике клеста. Питающаяся семенами хвойных деревьев птица имеет уникальный клюв, перекрещивающиеся крючковатые концы которого идеально приспособлены для извлечения семян из шишек. Увидеть клеста за пределами хвойного леса можно лишь при нехватке пищи.

Росомаха является представителем семейства куньих. Напоминающее маленького медведя животное отличается от грозного хозяина тайги наличием пушистого длинного хвоста. Обладательница крепких зубов и длинных когтей выходит на охоту как в дневные, так и в ночные часы, предпочитая самые непроходимые чащи. Нередки случаи, когда смелое животное нападало на медведей и волков и отбирало у них добычу.

Белка фото:Richard

На протяжении лета и ранней осени белки заняты сбором грибов, семян и орехов. Накопленные запасы складируются в древесных дуплах либо закапываются в землю. Из пресмыкающихся водятся живородящие ящерицы, обыкновенные ужи и обыкновенные гадюки.

У бурундука тело немного крупнее, чем у белки. Вдоль спины можно насчитать 5 полос черного цвета. Обладателю хорошо развитых защечных мешков приглянулись опушки хвойного леса, гари, вырубки и кустарниковые заросли, изобилующие валежником. Проворное животное как будто создано для лазанья по деревьям. Особых похвал заслуживают прыжки, совершаемые как вниз, так и вверх головой.

Бурундук фото:Grégory Thiell

Видовое разнообразие тайги значительно шире аналогичного показателя тундры. Помимо росомах и бурундуков здесь водятся рыси, соболи и лисицы. В список типичных представителей попали зайцы, ежи и мелкие грызуны (в т.ч. красная и красно-серая полевки). Группа копытных представлена косулями и лосями, северными и благородными оленями. В водоемах строят свои хатки бобры. Что интересно, встречающиеся в Евразии виды характерны и для североамериканской тайги. Из обитающих на территории Северной Америки эндемиков следует отметить скунса и мускусную крысу (ондатру). В заповедниках пасутся лесные бизоны. Из проживающих в Евразии исполинов наибольшую мощь демонстрируют зубры, несколько десятков лет назад находившиеся на грани полнейшего исчезновения.

Дикобраз фото:Anne Elliott

Виргинского филина называют ночным охотником. Обладатель отличного слуха и зрения облюбовал леса Северной Америки. Основную часть рациона пернатого хищника составляют мыши и мелкие млекопитающие. К числу экзотических обитателей лесов может быть отнесен дикобраз, обитающий в лесах США и Канады. В перечень пищевых предпочтений этого животного вошли лиственные растения и луб (нежная мякоть стволов деревьев). Жесткие длинные иглы защищают дикобраза от врагов.

В смешанных лесах превосходно чувствуют себя барсуки, ежи, лисы, зайцы, белки, лоси, косули. Частенько обосновываются здесь и некоторые любители лиственных лесов, в т.ч. и кабаны. Скрывающиеся от посторонних глаз всеядные животные предпочитают ночную кормежку.

Бурый медведь фото:Николай Зиновьев

За бурым медведем закреплено звание самого крупного лесного хищника, обитающего в лесных зонах Северной Америки, Азии и Европы, включая Кавказ и Сибирь. Несмотря на это, косолапые не отказываются и от других лакомств (орехов, ягод, рыбы и т.п.). Водятся в хвойно-лиственных лесах и менее габаритные хищники (волки, куницы, хорьки). На гарях и старых вырубках, а также опушках смешанного леса можно увидеть лисицу. Окрас среднего по размерам хищника колеблется от желто-серого до красновато-оранжевого. Кончик хвоста и грудь окрашены в белый цвет.

Заяц-беляк — мастер маскировки. В летний период его шерсть имеет бурый или рыжевато-бурый оттенок. В зимние месяцы животное облачается в белоснежную шубку. Любителя растительности можно повстречать в лесных зонах Азии, Северной Америке и Восточной Европе.

Заяц фото:antonio

К жизни в смешанных лесах отлично приспособлены и барсуки. Хищники средней величины предпочитают обосновываться в перелесках и лесных оврагах. По нраву им и лесные опушки. В качестве жилья используются норы. Енотовидная собака передвигается на коротких лапах. На ее мордочке красуется рисунок, напоминающий черную маску. Обладательница пушистой и длинной шерсти селится в смешанных лесах. В ее поведении четко прослеживается любовь к пологим склонам, перелескам и заболоченным долинам рек. Активное в ночные часы животное не только быстро бегает, но и отлично плавает. В его рацион входят мелкие грызуны, насекомые, рыба, ягоды и растения.

В смешанных лесах можно обнаружить значительные популяции кротов. Лишенные зрения зверьки обитают под землей. В качестве пищи выступают земляные черви, насекомые и личинки.

Зяблик фото:nataba.35photo.ru/

Птичья братия представлена соловьями, иволгами, певчими дроздами, оглашающими лесную чащу несмолкаемым пением не только весной, но и в начале лета. Ранней весной демонстрируют свои певческие таланты и скворцы. Яркое оперение — отличительная черта зябликов. К повсеместно распространенным во всех типах лесов птицам относят сов, сорок, кукушек и дятлов. Глухари в смешанных лесах не встречаются. Освободившуюся нишу заняли тетерева. Вверх и вниз по деревьям снуют поползни, цепляющиеся коготками за стволы.

Эти птицы чаще всего обустраивают гнезда в выдолбленных дятлами дуплах. Дрозд-рябинник получил свое прозвище за любовь к ягодам рябины. Не отказываются представители данного вида и от плодов крушины, калины и боярышника. Весной и летом дрозды лакомятся червями, моллюсками и насекомыми. Чижей можно увидеть в тех местах, где произрастают ольха и береза. В теплые края осенью они не улетают. Питаются семенами, добытыми из ольховых шишек и березовых сережек.

Канюк фото:Сергей Рыжков

Нападение ястреба-тетеревятника всегда неожиданно. Совершает его хищник исподтишка. В его острые когти попадают не только тетерева, но и рябчики, спящие на ветвях птицы, обедающие на деревьях белки и даже зайцы. Грызунов-вредителей успешно истребляют такие пернатые хищники, как пустельга, лунь, сова и канюк.

Для широколиственных лесов типичны многие звери, встречающиеся в смешанных массивах: бурые медведи, лесные кошки, норки, белки, ласки, черный хорь, лесные куницы, несколько разновидностей сонь. Среди пернатых представителей наиболее многочисленны пестрые и зеленые дятлы, зяблики, лесные жаворонки, иволги, синицы, соловьи, певчие и черные дрозды, мухоловки, пеночки, славки, кукушки.

Щитомордник фото:Илья Гомыранов

Из южных регионов в широколиственные леса проникают и некоторые степные обитатели (серые куропатки, хомяки, зайцы-русаки). Пресмыкающиеся представлены живородящей и зеленой ящерицами, обыкновенной гадюкой, медянкой, щитомордниками и веретеницей. Из земноводных прижились квакша, остромордая и травяная лягушки, тритоны.

Познавательная беседа для детей 6–7 лет «Какие звери живут в лесу?»

Наталья Галкина
Познавательная беседа для детей 6–7 лет «Какие звери живут в лесу?»

Вызвать интерес, доставить радостное настроение при ознакомлении с дикими животными.

Расширять представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях диких животных и приспособлении к среде обитания.

Активизировать внимание и память детей.

Ребята,сегодня я расскажу вам про диких животных: внешнем виде, где живут, чем питаются.

Вы узнали этого животного?

Уши у зайца длинные, а хвостик пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка он выбрасывает вперед сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Заяц легко взбегает на горку, а с вершины скатывается кубарем. У зайца острые зубы, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев. Днем зайцы спят,спрятавшись в чаще леса: под кустами в ямке. Нору зайцы не делают и пропитание не собирают. Осенью заяц меняет шубку серую летнюю на белую, теплую и пушистую. Вот и вся подготовка к зиме. Укрывается от зимней стужи, зарывшись в пушистый снег под кустом. Спасаясь от погони, заяц запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следу лису, волка.

Заяц – зверек беззащитный. Единственное спасение – быстрые ноги, поэтому он спасается бегством от врагов.

А теперь ответьте на мои вопросы. Как выглядит зайчишка? Как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов?

Вы видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах, в лесу.

Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза, но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный. Лапы у ежа коротенькие с маленькими коготками. На спине носит еж колючие иголки. Они его спасают от врагов. Свернется еж в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй – ка съешь его!

Еж не делает запасов на зиму. К зиме еж готовит себе норку и устилает ее сухими, опавшими листьями. Спит еж в норке до весны.

Как выглядит еж? Что помогает ему спасаться от врагов? Как называется жилище ежа? Чем утепляет еж свою нору? Что делает еж зимой?

А вам приходилось видеть белку?

Белочка – чудесный, грациозный, проворный зверек. Весной и летом шубка на белки рыжевато – золотистая, такая окраска больше подходит к ожившей весенней природе, к золотистой коре сосновых стволов. К зиме мех становится серебристо – серым, густым, теплым. У белки великолепный пушистый хвост. Хвост не только украшает и согревает белку в ненастные дни. Он помогает ей при прыжках.

Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево. Белочка бережет свой хвостик, чистит. В сырую погоду укрывается в гнезде, чтобы не замочить и не попортить его. У белки проворные черные глазки, большие, изогнутые, очень острые зубы, поэтому она легко разгрызает твердые орехи и лущит шишки. На лапках цепкие коготки, которые помогают ей ловко хвататься за ветки и перепрыгивать с дерева на дерево. Белка часто зимует в глубоком дупле старого дерева, иногда приспосабливает для своей квартиры прошлогоднее гнездо сороки или вороны. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая.В конце лета делает запасы: наполняет свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями и шишками.

Как выглядит белка? Как называется жилище белки? Какие запасы белка готовит на зиму?

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней. (Лиса)

Лиса — проворный и осторожный зверь. Живет в лесу, днем прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу, часто на песчаном, заросшем густыми кустами склоне ручья или реки. Ночью выходит на охоту. Ест жуков, лягушек, ящериц, ищет гнезда мышей–полевок, разоряет гнезда птиц. Охотится за зайцами и водяными крысами, может поймать возле ручья молоденькую уточку. Когда созревают ягоды, поспевают плоды, лисичка с удовольствием лакомится ими.

Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие. У лисы очень тонкий слух и острый нюх.

Как выглядит лиса? Как называется жилище лисы?

Вы все узнали этого зверя.

У волка густая, жесткая шерсть, уши настороженно стоят, глаза светятся зелеными огоньками. Хорошо видят волки даже ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимый запах. Хвост у волка большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает нос и лапы своим пышным хвостом. У каждого волка свой собственный неповторимый голос, и по голосам они издалека узнают друг друга. Волки не просто воют на луну, своим воем они передают, что лесная территория уже занята их стаей. Охотятся волки стаей. В волчьей стае есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие волки ему подчиняются. Всей стаей волки охотятся на крупных животных – оленей, лосей, кабанов.

Читайте также  Какие исторические события произошли в 1480 году

Днем волки прячутся в своем логове, которое выбирают в самых глухих местах, или, свернувшись клубком, неподвижно дремлют на снегу. Густая и плотная шерсть хорошо защищает их от морозов.

Волки не делают запасов на зиму, их сильные ноги и острые зубы помогут пережить холода.

Почему воют волки? Как выглядит волк? Кто становится вожаком волчьей стаи? На кого охотятся волки?

О ком идет речь? Громадный, одетый в теплую бурую шубу, неповоротливый на вид. (Ответы детей)

Конечно это медведь. Хоть и кажется медведь неуклюжим, но он быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает. У медведя большая голова, мохнатая, короткая шея, маленькие глазки, видит он плохо, зато обоняние и слух у него прекрасные. Любит медведь собирать ягоды, грибы, ловить птенцов, мелких зверюшек, разоряет птичьи гнезда,муравейники: раскопает его, а потом всунет туда свой длинный язык, который тотчас и облепят муравьи. Медведь – раз и проглотит их всех разом. Но самое любимое лакомство – сладкий пчелиный мед. Найдет в дупле старого дерева пчелиное гнездо, запустит в него лапу, вытащит душистые соты и съест весь мед, а укусы пчел косолапому нипочем. От их жал спасает толстая шуба. К осени медведь усиленно ест, чтобы накопить жирку на долгую зиму.Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом, корой молодых елочек.

Поздней осенью мишка укладывается в свою мягкую постель. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка.

Как выглядит медведь? Чем питается медведь? Любимое лакомство медведя? Как называется жилище медведя? Как зимует медведь?

А сейчас я проверю, что вы запомнили из беседы.

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее зайцу, (ежу, белке, лисе, волку, медведю).

Рыжая, логово, скачет, маленький, пушистый, колючий, нора, воет, белый, злой, дупло, берлога, петляет, сильный, длинноухий, неуклюжий, лазает, охотится.

Игра «Четвертый лишний»

Выделите лишнее слово,объясните свой выбор:

Лиса, медведь, заяц, дятел;

Сорока, белка, клест, синица;

Волк, еж, конь, лиса;

Заяц, кот, кролик, собака;

Я довольна вами, вы внимательно меня слушали и много запомнили.

Животные лесной зоны России: ежи, лисы, волки, барсуки и тигры

Лес – это не только совокупность всевозможных кустарников и деревьев, а целая экосистема. Он представляет собой сложное сообщество тесно переплетенных между собой элементов живой и неживой природы. В эту экосистему входят как живые организмы, именуемые биотой, так и неживые – абиотическая составляющая: вода, почва, воздух. В рамках данной статьи нас интересует лесная биота, включающая в себя не только всевозможную растительность и микроорганизмы, но и млекопитающих. В частности, мы узнаем, какие существуют самые яркие животные лесной зоны России.

Что такое лес?

С научной точки зрения лесом называется более или менее значительное природное пространство, заросшее растительностью и деревьями. Причем растительность, состоящая из папоротников, кустарников, грибов и трав, обязательно должна покрывать почву между деревьями, в противном случае территория не может считаться лесом. Еще одна составляющая этого понятия — животный мир леса (звери, птицы, насекомые). Без них он просто не сможет существовать, как, впрочем, и они без него.

Дыхание нашей планеты

Есть такая поговорка: «Жизнь маленького леса – это дыхание целой планеты». И с этим сложно не согласиться. Ведь именно лес с его экосистемой очищает воздух на нашей планете, насыщая его кислородом. Даже человеку, которого сложно чем-либо удивить, до боли знакомый лес может открыть мир, полный тайн и загадок! Несмотря на его манящее безмолвие и сказочный покой, здесь жизнь бьет, что называется, ключом.

В лесной биоте находится довольно много птиц, животных и насекомых. Чтобы увидеть их и насладиться живой природой воочию, нужно просто прийти в ближайшую дубраву и внимательно посмотреть вокруг. Даже крошечные муравьи и паучки – это уже целый «зоосоциум», микрокосм, который является «фундаментом» всей лесной биоты. Итак, какие они – самые яркие животные лесной зоны нашей страны?

Рыжая красавица

Прежде всего, стоит упомянуть плутовку-лисицу! Эта проказница населяет лесные зоны практически по всей Азии и Северной Америке. В нашей стране лисиц можно наблюдать в больших количествах в сибирских лесах. Этот хищник из семейства псовых имеет средние размеры тела, покрытого теплой рыжей шубкой. Отличительной гордостью лисиц является их пушистый хвост.

Эти звери обитают преимущественно на опушках в смешанных лесах, населяют берега озер и лесных речушек. Лисицы – дикие животные, но, несмотря на это, их нередко содержат в качестве домашних питомцев. Излюбленным лакомством рыжих плутовок являются мыши, зайцы, ягоды и фрукты. Роль лис в жизни леса трудно переоценить. Так, без сомнения, это полезный зверь, регулирующий численность мышевидных грызунов, которые наносят непоправимый вред культурным растениям.

Без ежей лес – не лес!

В лиственных и смешанных лесных зонах практически на каждом шагу можно встретить обыкновенных ежей. Как сказал известный зоолог Николай Дроздов: «Лес без ежей – не лес!» Кто из нас хотя бы раз в жизни не видел этого зверька? Наверное, таких просто нет. Тем не менее, кратко опишем его. Ежи – это небольших размеров зверьки, покрытые шерстью и иглами. Эти животные лесной зоны обитают по всей Европе, а также в Азии и на Дальнем Востоке.

Образ жизни ежей может показаться довольно скучным и даже в некоторой степени унылым. Днем эти зверьки спят, словно убитые, а ночью занимаются поиском пропитания. Кстати, рацион их состоит из дождевых червей, мелких птиц, жуков. Те, кто держали обыкновенных ежей в качестве домашних питомцев, прекрасно осведомлены об их ночном образе жизни: зверек шустро бегает по всему дому, отбивая настоящую чечетку своими лапками. Уснуть просто невозможно!

Санитары лесов русских

Вы, наверное, сразу догадались, о ком идет речь. Это, конечно же, волки. Правда, эти хищники – не столько животные лесной зоны, сколько лесостепной, а иногда и степной. Эти звери широко распространены на территории нашей страны. Волки, как и лисы, представляют семейство псовых, являясь довольно крупными животными с сильными лапами. Волчья шерсть – грубая и очень густая.

Эти звери — непревзойденные коллективные охотники. Как известно, свою жертву они выслеживают целыми стаями, что позволяет им успешно охотиться и на крупных кабанов, и на лосей, и на домашних животных. В голодные времена они питаются падалью, птицами, зайцами. Как известно, природная роль этого хищника состоит в оздоровлении животного населения. Волк – это своеобразный «фильтр» леса, который регулирует численность больных и слабых животных, принося всей лесной биоте неоценимую пользу.

Тихо в лесу, только не спит барсук…

Барсуки – животные лесной зоны смешанного типа. Это очень активные и деятельные лесные хищники. Их массивное тело поддерживается несуразно короткими ногами. Мех грубый. Эти зверьки населяют всю европейскую территорию, включая Россию. Ведут они преимущественно ночной образ жизни. Днем зверьки отсиживаются в норах. Барсуки питаются как растительной, так и животной пищей. Эти животные ценны не только своим мехом, но и жиром.

Тигры

Некоторые люди не знают, что тигры – это животные лесной зоны России, а не только Индии, Китая, Ирана и Афганистана. Эти звери являются вторыми по величине крупными наземными хищниками после медведей. Их отличительная особенность – гибкое туловище, раскрашенное в яркие оранжево-черные полосы. Однако не все тигры имеют лишь эту расцветку. Бывают и белые тигры. В нашей стране эти крупные дикие кошки населяют Дальний Восток, обитая в смешанных лесах и тайге.

Окружающий мир

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Что такое лес

Для человека, лес – это определенная территория, на которой растет множество деревьев, кустарников и трав. Кроме этого там обитают птицы, насекомые и животные.

Научное определение леса говорит, что это отдельная экосистема, без которой жизнь на Земном шаре практически бы не существовала. Невозможно оценить роль лесных насаждений в жизни человека. Ведь именно они насыщают планету кислородом, препятствуют смыву почвы и образованию оврагов, задерживают горные потоки и паводки, уменьшают пылевые бури.

Леса около городов служат мощнейшими фильтрами, очищая атмосферу от вредных накоплений. И при этом остаются самым чистым местом для отдыха и прогулок людей. Внутри лесных насаждений созданы идеальные условия для роста грибов, ягод, лекарственных растений. Для птиц и животных они являются не только местом обитания, но и источником питания. Красоты и живописные виды осеннего леса вдохновили многих художников и писателей на создание настоящих шедевров (картин и произведений).

Виды лесов

Прежде чем изучать лесную флору и фауну, нужно разобраться, какие виды лесов существуют в природе. Их классификация зависит от географического положения:

  • хвойные или северные леса;
  • смешанные леса;
  • лиственные леса.

Схема видов леса

В «Лесном кодексе Российской федерации» указаны виды использования лесов. Исходя из статьи 25, разрешается заготовка древесины и живицы, сбор лекарственных трав и пищевых лесных ресурсов, ведение сельского хозяйства, осуществление рекреационной и научно-исследовательской деятельности, выращивание растений.

Северные леса

От самых западных границ Российской Федерации до Верхоянского хребта расположилась зона хвойных лесов или тайга. Она занимают не менее 70% всех лесных массивов страны. Здесь всегда низкие температуры и повышенная влажность воздуха. Основу хвойного леса составляют ель, сосна, пихта и лиственница. Почва здесь находится большую часть времени в промерзшем состоянии. Отсутствие жидкой воды не дает возможность циркулировать сокам по растениям. Следовательно, листва имеет вид иголок, пропитанных смолистыми веществами. Они защищают от сильных морозов и высыхания. Лиственница – это единственное дерево хвойных лесов, которое сбрасывает иголки.

Для российской суровой зимы характерны смешанные типы лесов, состоящие из светлохвойных и темнохвойных пород. Холодный климат хорошо подходит для вечнозеленых деревьев. Только с наступлением благоприятных погодных условий у них может начаться фотосинтез. Еще одна отличительная особенность тайги – практически полное отсутствие подлеска.

Смешанные леса

После тайги начинается зона смешанных лесов. Уже само название говорит, что для нее характерны и лиственные, и хвойные породы, причем других пород должно быть не менее 5%. Климатические условия характеризуются теплым летом и не морозной зимой, продолжительностью 3,5-4 месяца. Стремительные реки обеспечивают леса влагой, а осадочные породы служат хорошими условиями для формирования озер и болот.

В отличие от хвойных, смешанные леса занимают незначительные площади. На юге они плавно переходят в широколиственные, где нет ни одного хвойного вида. Северная грань смешанных лесов России проходит по Санкт-Петербургу. Такие леса растут в Скандинавии, Канаде, США, в центре и на востоке Европы.

Лучшие условия для смешанных лесов создаются в умеренном континентальном климате. Они растут в долинах рек, где нет ледяного ветра. Опавшая листва в сочетании с умеренной влажностью насыщает почву смешанных лесов перегноем. Есть четко выраженные ярусы.

Читайте также  Почему люди скрипят зубами

Лиственные леса

Вся древесная растительность зоны лиственных лесов обладает широкими и плоскими листовыми пластинами, главная функция которых – фотосинтез. Лесные массивы распространены в умеренном климате Северного полушария. Здесь есть четкая смена времен года – зима, весна, лето, осень. С приходом холодов деревья и кустарники лиственных лесов сбрасывают листву, деревья становятся «голыми».

Самые распространенные породы – осина, яблоня, ива, клен, дуб. В России много берез, они растут около 150 лет и при этом неприхотливы к условиям. Леса имеют четко выраженные ярусы – деревья разной высоты, кустарники, травы. Причем разновидностей последних в несколько раз больше, чем самих деревьев.

Лиственные леса делятся на:

  1. Широколиственные – растут во влажном и умеренно-влажном климатическом поясе. Для таких лесов очень важно равномерно распределять температуру на протяжении всего года.
  2. Мелколиственные – самый светлый лиственный лес России. Его мелкие продолговатые листья не препятствуют прохождению солнечного света. Представлены массивы на Дальнем Востоке и Западе Сибири. Их почвы плодоносней, а разнообразие растительности шире. Мелколиственные породы неприхотливы, они растут и в местах лесных пожаров, и в зоне промышленной вырубки.

На какие ярусы делится лес

Для лесной растительности характерна ярусность. Ярусы леса считаются сверху вниз, на каждом из них обитают свои виды флоры и фауны:

  1. 1-й (верхний) ярус леса занят самыми высокорослыми породами — дубом, елью, сосной.
  2. 2-й ярус — здесь уже встречаются более низкорослые деревья – ольха, осина, ива.
  3. 3-й ярус – кустарники. Здесь растут калина, малина, шиповник. Благодаря своим размерам они всегда находятся под основными деревьями, поэтому ярус часто именуют подлеском.
  4. 4-й ярус – травы. Как правило, они тенелюбивые и имеют широкие листья.
  5. 5-й (самый нижний) ярус леса получает минимальное количество света. Здесь растут мхи и лишайники. Они способны впитывать и удерживать влагу, создавая комфортные условия для других растений.

В зависимости от вида ярусы растений в лесу могут отличаться. Например, для еловых массивов характерно наличие 2 или 3 ярусов. Первый формируют непосредственно ели, второй – травы, третий – мхи. Другие деревья и кустарники здесь не растут. Иногда в еловом лесу нет даже травяного покрова.

Максимальное количество света получают растения верхнего яруса леса. Они сцепляются между собой кронами и формируют полог. Каждому последующему яруса солнца достается все меньше и меньше. Растения приспособились выживать в созданных условиях. Широкие листья трав позволяют удерживать большее количество влаги. Если их высадить на открытое пространство, то они просто погибнут от обильного солнечного света.

Флора лесов

Основные растения леса – это, конечно же, деревья. В тайге растут хвойные породы. Это ель, сосна, пихта, лиственница.

Самая интересная растительность представлена в зоне смешанных лесов. Деревья лиственных и хвойных пород образуют симбиоз. Здесь растут ели, сосны, дубы, тополя, ивы, березы, каштаны, кедры, липы, клены, буки, грабы.

Из кустарников стоит выделить лещину, можжевельник, черемуху, рябину, боярышник, калину.

А в самом нижнем ярусе — тенелюбивые травянистые насаждения, грибы, мхи. Некоторые растения смешанных лесов осенью сбрасывают листья.

Южнее лес полностью становится широколиственным, и никаких хвойных пород в нем не встречается. Здесь растет дуб, ольха, липа, дикая яблоня, каштан. Особое внимание стоит уделить травам, часть из них обладает целебными свойствами. В лесу растут душица, хвощ, недотрога, калужница, иван-чай, иван-да-марья, купальница.

Фауна лесов

Все животные леса являются составляющей частью единого природного комплекса. Каждый компонент этого комплекса занимает свое место и выполняет возложенные на него функции. Именно в лесу живет около половины всех существующих диких животных планеты. Многие из них привязаны к вертикальным ярусам или определенной лесной растительности. Разновидность и численность животных зоны леса напрямую зависит от качества и количества растительности.

Самая богатая фауна представлена в зоне влажных тропических лесов. Травоядные животные обитают в кронах деревьев. Кроме этого по деревьям научились лазить и хищники. Здесь живут приматы, ленивцы, дикобразы, хамелеоны, игуаны. В тропиках огромное количество птиц и насекомых. По мере удаления от экватора разнообразие видов заметно уменьшается.

Основные животные смешанных лесов – лисица, белка, заяц, бобр, волк, куница, кабан, крот, медведь, олень, лось, косуля. Тайга славится росомахой, соболем, кабаргой, зайцем-беляком.

Растения и животные леса тесно взаимосвязаны между собой. Растения являются источником пищи и ночлега, а животные – способствуют их размножению.

Связь между обитателями леса

Все группы обитателей леса тесно взаимосвязаны между собой:

  1. Пищевые цепочки – часть животных являются хищниками, часть их добычей. Но каким бы сильным и смелым не был зверь, он все равно рано или поздно умрет и станет пищей для микроорганизмов и насекомых.
  2. Деревья, травы и кустарники — природное укрытие от врага и непогоды. Также они составляют основу рациона в жизни лесных обитателей.
  3. Животные выполняют транспортную функцию, они переносят семена, плоды растений и расширяют ареал их произрастания.
  4. Мелкие грызуны, насекомые роют норки и лабиринты в земле, что приводит к кислородному обогащению грунта.
  5. Бактерии и грибы принимают участие в разложении растительных и животных останков. Они перерабатывают их в минеральные удобрения, которые просто необходимы для питания растений.

Климат леса

Зона лесов занимает большую территорию на Земном шаре. Ее размеры существенно различаются даже в пределах одного государства. Поэтому рассказывать о климате леса обобщенно будет не правильно.

С точки зрения климатических условий выделяют две зоны лесов:

  • тайга;
  • смешанные и лиственные леса.

Зона тайги расположена в умеренном и субарктическом климатическом поясе. Соответственно, климат хвойных лесов будет существенно отличаться погодными условиями. Арктический воздух влияет на температурные показатели. В Западной Европе зимой могут идти дожди, а заморозки носят редкий характер. В то время как в России столбики термометра опускаются до -45 градусов.

Тайга Севера России в несколько раз теплее, чем Арктика. Среднегодовая температура там никогда не опускается ниже -10. На скандинавскую тайгу положительно влияет течение Гольфстрим. Средняя температура зимы здесь 0. -4. Заметно холоднее будет в Финляндии и Швеции.

Все хвойные леса отличаются повышенной влажностью. За счет низких температур испарение в них минимально, как результат — наличие болотистых участков. Для сибирской и канадской тайги характерна многолетняя мерзлота.

В Северном полушарии, на границе с тайгой, расположена зона смешанных и широколиственных лесов, климат которых имеет определенные отличия. Умеренно-континентальный климатический пояс характеризуется прохладной зимой и теплым летом. В зимние месяцы столбик термометра часто опускается ниже -10 градусов. За год выпадает 700 мм осадков. Испарение слабое, поэтому в лесах влажность за пределами нормы, что приводит к образованию болот.

Чем дальше на юг, тем меньше хвойных деревьев остается в лесном массиве. На смену приходят широколиственные породы. Климат широколиственных лесов также характеризуется повышенной влажностью, однако осадки равномерно распределяются в течение всего года. Летом температура поднимается до +24, а зимой никогда не опускается ниже -8. Такие условия способствуют быстрому разложению опавшей листвы, что сказывается на высокой плодородности почвы.

Связь человека и леса

В современном мире человек и лес тесно взаимосвязаны между собой. Но эта связь настолько тонкая, что люди перестали замечать, в чем именно она заключается, и какую пользу от лесных насаждений они получают.

Еще в Древней Руси лес в жизни человека играл важную роль, он сопровождал его от момента рождения и до самой смерти. Из дерева строили дома, мастерили первую колыбель, вырезали игрушки. В лесу добывали еду, он давал сырье для одежды и обуви, сухую древесину использовали для обогрева жилья.

В хозяйственных целях значение леса для человека заключается в следующем:

  • строительные материалы;
  • источник пропитания;
  • регулятор природных процессов;
  • источник энергии;
  • сырьевая база.

Роль леса в жизни человека неоценима, так как этот природный ресурс используется практически во всех сферах производства. В давние времена люди, живущие в лесу или около него, собирали ягоды, грибы, охотились на диких животных. Они отлично разбирались в лекарственных травах и способны были излечиться благодаря им от многих заболеваний.

На сегодняшний день деятельность человека в лесу оставила неизгладимый отпечаток. Объем вырубленных деревьев значительно превышает объем их естественного восстановления. Постоянные лесные пожары, глобальное изменение климата, халатность человека ведут к значительному уменьшению площади лесов. Если эти природные санитары погибнут полностью, то все живое на планете перестанет существовать.

Развитые страны стараются всеми силами сохранить природу лесов. Регулярные лесопосадки позволяют восстановить количество деревьев. Для естественного воспроизводства запрещается какая-либо хозяйственная деятельность на лесных территориях. Некоторые государства сумели сохранить участки первобытного леса, в жизнь которых никогда не вмешивался человек. Ярким примером является Германия и ее «урвальд», возраст определенных деревьев в нем составляет 400 лет.

Материал по теме «Кто в лесу живёт» для детей первой младшей группы
учебно-методический материал (младшая группа)

Предлагаю Вашему вниманию несколько рекомендаций по закреплению данной темы

Скачать:

Вложение Размер
material_dlya_detey_pervoy_mladshey_gruppy_po_teme_kto_v_lesu_zhivyot.docx 423 КБ

Предварительный просмотр:

Материал по теме «Кто в лесу живёт» для детей первой младшей группы

Предлагаю Вашему вниманию несколько рекомендаций

по закреплению данной темы:

1. Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением диких зверей (иллюстрации зайца, лисы, волка, белки, медведя ).

2. Расскажите о том, где животные живут, чем питаются;

Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.

Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей первой младшей группы. Тема: «Зима в лесу»

Конспект занятия для детей первой младшей группы. Тема: «Зима в лесу» Цели: Расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой.Закрепить знания о количестве и цифре .

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО «Физическая культура» На тему: «Дыхательная гимнастика для малышей» для детей первой младшей группы.

Дыхательная гимнастика для малышей. Закаливающее дыханиеЭтот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с нос.

Спортивный досуг на тему: » В гостях у Мишки» для детей первой младшей группы

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Статья на тему: «Особенности физического воспитания и развития детей первой младшей группы».

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнител.

Конспект ООД по речевому развитию на тему: «В гостях у котика» для детей первой младшей группы

В конспекте ООД используется материал устного народного творчества (потешки), с помощью которого развивается речь детей первой младшей группы, происходит побуждение отвечать на вопросы взрослого.

КОНСПЕКТ проведения ОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Плакат к 8 Марта» для детей первой младшей группы

Данный конспект был разработан в период тематической недели посвященной празднованию весеннего праздника 8 Марта.Цель образовательной деятельности: Создание плаката для мам к празднику Весны. Познаком.

Конспект занятия по развитию речи на тему « Ознакомление с художественной литературой» для детей первой младшей группы «Колобок»

Возраст: 2,5 — 3Количество детей на занятие: 15Программное содержание:- учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, проговаривая слова и отдельные фразы;- развивать целенаправленное внимание.

«Дикие и домашние животные»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе по разделу «Дикие и домашние животные» .

Воспитатель: Нуржанова А.М.

Тема : Дикие и домашние животные.

Цель : обогащать и систематизировать знания детей по теме «Домашние и дикие животные»; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.

1.Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных. Отмечать характерные признаки животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло, необходимая среда обитания.

2.Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения, расширять словарный запас (закрепление слов: травоядные, хищные, всеядные, лесник); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

3.Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы. Презентация «Дикие животные»; картинки с животными: корова, лошадь, собака, кошка, мышь; изображение надворных построек, следов животных; аудиозапись «Звуки весны».

Предварительная работа : Просмотр изображений диких и домашних животных, их детёнышей, беседа о жизни животных, составление рассказов по картинкам. Чтение литературы по данной теме. Проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто спрятался», «Кто где живёт», «Кто лишний». Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике»».

Ход занятия

I. Организационный момент

«Собрались все дети в круг,Я твой друг и ты мой друг.Крепко за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся»Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

— Сегодня мы с вами будем, говорит о животных. И тема нашего занятия «Дикие и домашние животные»

— И наше занятие мы начнем с отгадывания загадок. Слушаем внимательно, не выкрикиваем, а поднимаем руки и отвечаем.

1. Отворилась тихо дверьИ вошел усатый зверь.Сел у печки, жмурясь сладко.И умылся серой лапкой. (кошка)

2. С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (собака)

3. Маленькая, белая,

Шерсть дает своей хозяйке

На шарфы и на фуфайки. (овца)

4. Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует.

Ведь траву не так легко

Переделать молоко. (корова)

5. Быстрее ветра я скачу,

»Цок-цок,» – копытами стучу,

Я громко »иго-го» кричу,

Садись на спину – прокачу! (Лошадка)

— Как всех можно назвать, одним словом?

— А какие это животные? (Домашние)

— Почему их называют домашними животными?

Без человека они могут погибнуть: их кормит, поит, лечит человек. Заготавливает корм, строит жилища, в котором они могут спрятаться от ветра, холода и дождя.

— Каких еще домашних животных вы знаете?

— Какие еще животные есть? Давайте их тоже назовем.

1. Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб, то острый нож! (волк)

2 . Кто в лесу глухом живет,

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (медведь)

3. Белым был зимою снежной,

Летом он сменил одежду:

Серым стал косой зверёк.

Кто узнал, пусть назовёт. (заяц)

4. По деревьям, по кустам

Скачет рыжий шарик сам.

Он орешки собирает

И грибочки запасает.

Он живёт в лесу густом,

Дом его зовут дуплом. (белка)

5. Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней. (лиса)

— Как можно, назвать, одним словом этих животных? (Дикие)

— Почему они дикие?

— Нужна ли диким животным забота человека?

— Как их еще можно называть? (Звери)

II. Словарная работа

Дикие животные (звери) – это животные, которые живут в лесу.

Домашние животные – это животные, которые живут рядом с человеком. Нуждаются в заботе человека.

III. Физминутка. Изобразить повадки животных. «Лесные жители»

(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)

У нас славная осанка, мы свели лопатки,

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.

И как серый волк-волчище, и как заинька-трусишка.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.

IV. Основная часть

— Вот мы и вспомнили многих животных.

— А теперь скажите, чем отличаются домашние животные от диких?

— Домашние животные живут рядом с человеком, которые заботятся о них, а дикие самостоятельно добывают себе пищу, строят жилища.

— Зачем люди разводят домашних животных?

— Чем же так полезны домашние животные?- Корова – Что корова нам дает? (Молоко)

— Что можно сделать из молока? (Сметану, кефир, сливки, ряженку, сыр, творог, масло).- Овца, чем полезна она? (Шерсть) Можно связать шарф, кофту.

— Почему нам нужна собака? Сторожит дом.

— Кошка? Защищает жилища человека от грызунов.

— А где домашние животные живут? Дома вместе с человеком? Нет, у них свои дома.

— А как называется дом собаки? Конура.

— Где живут корова, лошадь, свинья, овца, как их дом называется? Сарай.

Домашние животные живут рядом с человеком.

— А где живут дикие животные? (в лесу)

— В лесу есть дома?

— Человек строит дом в лесу для диких животных?

— У каждого животного есть дом в лесу. Только все эти дома, как вы знаете разные.

— Посмотрите, кто на картинке? (Медведь)

— Где живет это животные?Медведь – в берлоге. На зиму медведи укладываются туда спать. Вход в берлогу заваливается ветками и землей, а зимой присыпается снегом.

Лиса живет в норе. У него есть несколько входов и выходов, чтобы она могла легко убежать от врагов.

Ёжик – тоже живет в норе.Белка – в дупле. Она устилает его мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.

А у зайца нет своего жилища. Он спит под кустиками. Там же он может спрятаться от ветра, от дождя и от хищников.

Жилище волка называется – логово.

— Что нужно для того, чтобы жить любому животному? Еда

— Дикие животные сами добывают себе еду?

— Да правильно дикие животные сами себе добывают пищу.Лиса ловит мышей и рыбу.Белка собирает орешки и грибы, питается семенами сосны и ели. Любит белочка и ягоды.Заяц ест капусту и морковку.Медведь питается рыбой, грибами и ягодами.- А чем питаются домашние животные?

— Домашние животные сами добывают себе еду? Нет. Правильно, их кормит человек.Корова ест сено и траву.Лошадь ест овес.Собака грызет косточки и ест мясо.Кошка пьет молоко.- Дикие животные сами добывают себе пищу, а домашних кормит человек, у которого они живут.

— Все мы знаем, что животные не могут разговаривать, но они могут издавать различные звуки. Давайте вспомним какие.

— Разделимся на две группы мальчики и девочки.

(А как хрюкает поросенок: хрю-хрю. У поросенка, голос какой? Тонкий)

— Мы с вами вспомнили голоса домашних животных, а теперь послушаем, какие же голоса издают дикие животные (звери).

— Как вы думаете, кто это был? Да правильно это волк.

— А это кто Медведь, лиса.

V. Закрепление материала

1. Сейчас вы должны догадаться, о ком вы рассказывается. Внимательно слушайте и думайте.

Игра называется «Какое это животное?»

Умная, сторожевая, злая, лает, живет в конуре – собака.

Рыжая, пушистая. Прыгает, грызет орешки. Живет в дупле – белка.

Белая, пугливая, блеет, живет в сарае (шерсть) – овца.

Злой, зубастый. Ищет, воет, рычит. Он всегда голодный. Хищник – волк.

Большая, пёстрая, мычит, живет в сарае, дает молоко – корова.

Хитрая, нарядная. Бегает, ищет, хитрит, тявкает. Она живёт в норе.

Красавица – лиса.

Большая, рыжая, быстрая, ржёт, живет в сарае – лошадь.

Косолапый, лохматый. Спит, зевает, рычит, сосёт лапу. Он спит в берлоге. Хозяин леса – медведь.

Пушистая, ласковая, играет, бегает, мурлычет – кошка.

Длинноухий, белый. Дрожит, скачет, прячется. Он живёт под кустом – заяц.

— Вам понравилось играть? Молодцы ребята!

2. Давайте еще раз проверим, как вы делите животных на диких и домашних. На доске картинки с изображением домика и леса, а на столе карточки с изображением животных, а у некоторых названия животных.

— Каждый из вас берет карточку и крепит ее либо к домику, если это домашнее животное или к лесу, если это дикое животное.

— Пожалуйста, прочитай, что у тебя написано на карточке?

— Найди мне здесь кошку. А куда мы его поставим? Правильно ли он (она) поставила?

3. Используя разные цвета карандаша, соедините маму со своим детёнышем.

— Давайте проверим, что у вас получилось. Все ли правильно соединили?

— Как называют детёныша кошки? Котенок. У коровы – (теленок), у собаки – (щенок), у волка – (волчонок), у зайца – (зайчонок), у лисы – (лисенок), у белки – (бельчонок), у лошади – (жеребенок).

4. Сейчас я буду называть различных животных. Если вы услышите название домашнего животного – хлопайте в ладоши, а если дикого животного – топайте ногами.

Корова, медведь, лиса, кошка, лошадь, ежик, волк … .

5. Игра «Собери животного»

— Я вам раздаю конверты с разрезными картинками животных. Вы должны собирать картинку и назвать животного.

— Это домашнее животное или дикое?

VI. Подведение итогов

— О чем мы с вами сегодня беседовали на занятие?

— Каких животных мы называем домашними?

— Каких животных мы называем дикими?

— Какая разница между дикими и домашними животными?

Домашние животные живут около человека, человек их кормит, строит им жильё. Дикие животные живут в лесу, они сами ищут еду, сами строят жильё.

— Что вам понравилось на занятие больше всего? Что не понравилось?

— Ребята вот и закончилось наше занятие, мне очень понравилось, как вы работали, отвечали на вопросы. А теперь давайте попрощаться с нашими гостями. До свидания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: